Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экономической стратегии сельскохозяйственного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Составляющими элементами экономической стратегии являются отдельно взятые стратегии (товарная, ценовая, кадровая и т. п.) предприятия. Под экономической стратегией сельскохозяйственного предприятия нами понимается — совокупность правил и приемов экономически эффективного достижения поставленных перед предприятием стратегических целей с учетом его ресурсного потенциала, а также особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Сущность и содержание экономической стратегии предприятия
    • 1. 2. Особенности разработки экономической стратегии сельскохозяйственного предприятия
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТ-* ВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
    • 2. 1. Место и роль сельскохозяйственных предприятий в экономике Липецкой области
    • 2. 2. Современное состояние экономической стратегии предприятий
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ И ВЫБОРУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Методика и оценка экономической стратегии предприятия
  • — 3.2. Системный подход к формированию и выбору экономической стратегии

Формирование экономической стратегии сельскохозяйственного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Сельскохозяйственные предприятия в современных условиях столкнулись с серьезной проблемой — отсутствием научно-обоснованной эффективной стратегии развития. Получив свободу в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, аграрные организации одновременно лишились многих гарантий, связанных с реализацией произведенной продукции, гарантированными ценами, льготным кредитованием и другими условиями функционирования.

Существенно возросли требования к конкурентоспособности продукции, которая ныне определяется не только качеством, но и себестоимостью, ценой предложения, условиями доставки, упаковки и др. Перестала существовать распределительная система материально-технического обеспечения, предприятиям самим приходиться искать наиболее выгодных поставщиков. Значительно увеличился риск в предпринимательской деятельности аграрных формирований.

Кроме того, трудно прогнозируемая динамика сельскохозяйственного рынка, большое количество директивных решений и законодательных актов заставляют сельскохозяйственные предприятия реагировать на преобразования во внешней среде, однако это происходит с запозданием. В результате, они теряют управляемость и несут значительные финансовые потери. В этих условиях возрастает роль и значение формирования и выработки экономической стратегии сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Проблемам разработки экономической стратегии посвящено значительное количество публикаций в экономической литературе. Среди работ зарубежных авторов в этой области ведущее место занимают труды И. Ансоффа, С. Запса, Б. Карлофа, У. Кинга, М. Портера, А. Стрикленда, А Томпсона, К. Хиттена, П. Эндрюса и др. Среди отечественных — наиболее известны работы В. А. Агафонова, В. Г. Баранчеева, О. С. Виханского, А. П. Градова, И. Н. Герчиковой,.

B.C. Ефремова, И. Б. Загайтова, В. Г. Закшевского, М. Н. Круглова, В. В. Кузнецова, К. С. Терновых, И. Г. Ушачева, И. Ф. Хицкова и др.

Однако, в настоящее время изучению этих вопросов отечественными учеными — аграрниками уделяется недостаточное внимание. Проблемы оценки сельскохозяйственными предприятиями перспектив развития и обоснования собственной экономической стратегии остались практически нераскрытыми и требуют дальнейших методических разработок.

Потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании экономической стратегии, необходимость проведения организационно-экономического анализа и обоснования прогноза развития предприятия в современных условиях, а также недостаточная разработанность этих вопросов в отечественной экономической науке предопределили актуальность настоящего исследования, его цели и задачи.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании теоретических и методических основ экономической стратегии сельскохозяйственного предприятия и разработке практических рекомендаций по ее формированию и оценке.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— рассмотреть сущность и содержание экономической стратегии предприятия, как ключевого элемента стратегического управления им;

— определить основные составляющие экономической стратегии, установить ее место и роль в развитии сельскохозяйственного предприятия;

— выявить особенности разработки экономической стратегии сельхозпредприятия;

— разработать современные методические подходы к обоснованию экономической стратегии сельхозпредприятия;

— апробировать способы и механизмы формирования экономической стратегии в управлении сельхозпредприятием.

Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы формирования экономической стратегии сельхозпредприятия.

Объект исследования: сельскохозяйственные предприятия Липецкой области.

Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам стратегического управления, планирования в сельском хозяйстве, развития конкурентной среды на аграрных рынках и поведению предприятий в рыночной системе хозяйствования. Также были использованы материалы всероссийских научно-практических семинаров, законодательные акты и нормативные документы, определяющие экономическое развитие АПК России, непосредственные наблюдения диссертанта.

Методы исследования. Основным методом исследования является системный подход как общий метод познания. Использованы также методы: абстрактно-логический, статистическо — экономический, финансового анализа, экономического прогнозирования, экспертных оценок, монографический.

В процессе исследования использовались плановые и отчетные данные развития сельхозпредприятий, нормативно-справочная информация научных учреждений и сельскохозяйственных органов, статистические материалы Мин-сельхоза и Госкомстата России, Липецкого областного комитета государственной статистики.

Научная новизна исследования состоит в следующем: -уточнены сущность и содержание категории «экономическая стратегия», как генерального направления развития предприятия и основного звена в процессе управления им;

— с позиции современного требования к формированию экономической стратегии, дан анализ состояния сельскохозяйственного предприятия;

— обоснованы основные направления формирования экономической стратегии развития предприятием, обеспечивающие наиболее рациональное и эффективное достижение поставленных целей;

— определены логика и последовательность разработки этапов формирования и реализации экономической стратегии развития сельскохозяйственных предприятий;

— разработаны организационные структуры управления сельхозпредприятиями с учетом их размера, специализации и стратегических целей развития;

— предложены методические подходы к разработке отдельных разделов планов сельскохозяйственных предприятий, отражающих принятые стратегические решения.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические и методические разработки, выводы и практические рекомендации позволят сельскохозяйственным предприятиям стать эффективно хозяйствующим субъектом рынка, постоянно поддерживать конкурентоспособность своей продукции.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов дисциплин «Организация сельскохозяйственного производства», «Экономика предприятия», «Управление в АПК» для студентов экономических факультетов вузов.

Апробация результатов исследования подтверждается их реализацией в хозяйственной практике СХПК «Маевка» и СХП ООО «Старт» Елецкого района Липецкой области. Полученные результаты вполне адаптируемы и могут быть включены в систему стратегического управления сельхозпредприятий различных организационно-правовых форм и направлений хозяйственной деятельности.

Основные положения, результаты и выводы, полученные в процессе диссертационного исследования, опубликованы в семи научных работах.

Результаты исследования докладывались на: международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Направления стабилизации развития и выхода из кризиса АПК в современных условиях» (Воронеж, 1999 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития социальной сферы села: реальность и прогнозы» (Санкт-Петербург, 1999 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование организационно-экономических отношений в АПК» (Воронеж, 1999 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Проблемы кооперации и интеграции в АПК России» (Ростов-на-Дону, 2000 г.) — научно-практической конференции (Воронеж-Алексеевка, 2000 г.).

Работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ № государственной регистрации 01.99.6 604.

Состав и структура работы. Диссертационная работа изложена на 146 страницах машинописного текста, содержит введение, 3 главы, заключение, 31 таблицу, 16 рисунков и список использованной литературы из 122 источников.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Составляющими элементами экономической стратегии являются отдельно взятые стратегии (товарная, ценовая, кадровая и т. п.) предприятия. Под экономической стратегией сельскохозяйственного предприятия нами понимается — совокупность правил и приемов экономически эффективного достижения поставленных перед предприятием стратегических целей с учетом его ресурсного потенциала, а также особенностей сельскохозяйственного производства, где оно осуществляет свою хозяйственную деятельность.

2. Формирование экономической стратегии и реализация аграрных формирований обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. Анализ проведен на примере совокупности сельскохозяйственных предприятий, имеющих примерно одинаковые природно-экономические условия хозяйствования, в качестве такой совокупности выбраны хозяйства отдельного административного района. Проведенный анализ показал, что сельскохозяйственные предприятия Елецкого района имеют низкую рентабельность, закредитован-ность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества. В большинстве хозяйств исследуемого района отсутствуют четко сформулированные подходы к формированию экономической стратегии. Стратегические планы не составляются.

3. Применение экономической стратегии для каждого сельхозпредприятия носит индивидуальный характер. Исходя из этого, в диссертации предложены экономические стратегии для различных типов сельхозпредприятий. Основными факторами, влияющими на стратегии являются: производственно-финансовое состояние, привлекательность видов предпринимательской деятельности, размеры предприятия и особенности сельского хозяйства.

4. Первым этапом формирования экономической стратегии сельскохозяйственного предприятия является выбор генеральной цели организации с учетом состояния внешней и внутренней среды.

Проанализировав внешние и внутренние факторы, на втором этапе предприятие приступает к выбору стратегии, который состоит из следующих стадий: создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей, то есть разработать возможно большее число альтернативных стратегийформируется общая стратегия из альтернативных стратегийанализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии и оценивается по степени пригодности для достижения ее главных целей.

На третьем этапе, после выбора стратегии, разрабатываются стратегические планы в соответствии с принятой предприятием общей экономической стратегии и осуществляется контроль за результатами выполнения планов.

5. При формировании, оценке и выборе общей экономической стратегии сельхозпредприятиям следует руководствоваться как общими правилами системного и ситуационного подходов, так и принципами, обеспечивающими наиболее рациональное и быстрое достижение поставленных стратегических целей.

В следствии этого, нами рекомендован общий подход к формированию экономической стратегии, где на первом месте стоит процесс производства, а не стратегический план. Стратегические идеи зарождаются в разных структурах организации. При этом стратегия является частью работы любого руководителя, а также любого сотрудника. После того как сформулируются стратегические идеи приступают к их планомерному отбору, используя разные формы структурирования и систематизации. Сельскохозяйственное предприятие выступает как обучающаяся организация, которая способна выявлять результаты зарождающихся процессов и выгодно их использовать.

6. В большинстве сельхозпредприятий внедрение экономической стратегии осуществляется в рамках сложившихся организационных структур управления. Руководители предприятий главное внимание уделяют достижению текущих целей, вопросам оперативного управления. Поэтому необходимо существующие организационные структуры перестроить в соответствии с принятой экономической стратегией. Суть этого изменения заключается в выделении в составе организации стратегических хозяйственных подразделений, придание им статуса центров прибыли. Каждое из них должно иметь свою собственную генеральную цель, независимую от целей других подразделений. Ответственность за каждое направление как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе возлагается на одного управляющего. Он должен отстаивать, в пределах своих полномочий, интересы своего подразделения в области технологий, производства, капитальных вложений, которые определяют успех предприятия. Вместе с тем, при распределении ресурсов между различными стратегическими хозяйственными подразделениями, план каждого из них должен уточняться с целью сбалансирования интересов организации в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сельское хозяйство // Липецкая область в цифрах за 2000 г. Липецк, 2001. -С.103−121
  2. Сельское хозяйство// Социально-экономическое положение Липецкой области. Липецк, 2001. — С.22−25
  3. Сельское хозяйство// Экономика и социальная сфера Липецкой области за 1999 г. Липецк, 2000.- С.234−235
  4. Результаты финансово-хозяйственной деятельности сельхозпредприятий // Липецкая область в цифрах 1995−1999 гг. Липецк, 2000.
  5. В.А. Азбука менеджмента. СПб.: Союз, 1998. — 271 с.
  6. В.А. Анализ стратегии и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990. С. 119.
  7. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Изд-во ЦЭ иМ, 1996. -С.213.
  8. М.М. Планирование деятельности фирмы М.: Финансы и статистика, 1998. — 246 с.
  9. В.П. О совершенствовании организации поставок техники селу. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000. № 8. — С.8.
  10. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  11. И. Новая корпоративная стратегия, С.Пб. 1999.- 416с.
  12. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов/ Под ред. Минаева Э. С., Панагушина В.П.- МГАИ (техн.ун-т). М.: ПРИОР, 1998. -430 с.
  13. В. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления.-1996. № 5. — С. 117−121.
  14. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5. — С.85−90.
  15. И.С. Планирование на предприятии. Воронеж. 2000.
  16. И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. Киев: Ника-Центр, 1998.- 479 с.
  17. Е.Ф., Петров А. А., Верликов Ф. Ф. Экономика. Справочник. -М.: Финансы и статистика, 1998. 386 с.
  18. Г., Шнидт С. Экономическйи анализ инвестиционных проектов. М.: Внити, 1997.
  19. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами.- М.: Финансы и статистика, 1999. 799 с.
  20. Д.Д., Кислякова Н. А. Практикум по менеджменту: деловые игры. М.: Высшая школа, 1998. — 176 с.
  21. Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1998. — 256 с.
  22. О. С. Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». / Под ред. А. И. Наумова М.: Гардарика, 1998. — 283 с.
  23. О.С. Стратегическое управление. М. 1998.
  24. О.С., Наумова А. И. Менеджмент: Учебник М.: Гардика, 1998. 528 с.
  25. И.И. Вопросы совершенствования планирования агропромышленным комплексом (учеб.пособие). 1995. — 69 с.
  26. В.Я., Купряков Е. М. Экономика предприятия/ ЮНИТИ. -М.: Банки и биржи, 1996. 367 с.
  27. Д.М. Организация и управление / Московский институт экономики, политики и права. 3-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГТУ, 1998. -329 с.
  28. И.Н. Менеджмент: Учебник. М. Юнити, 1997.
  29. Г. Я. Инновационный менеджмент/ Таганрогский государственный радиотехнический университет. Таганрог: ТРГТУ, 1998. — 132 с.
  30. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИПУ, 1998. — 175 с.
  31. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. -М.: МНИИПУ, 1998. 304 с.
  32. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала / Международный научно-исследовательский институт проблем управления. 3-е изд., доп. — М.: МНИИПУ, Т.2. — 1998. — 784 с.
  33. В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. М.: МНИИПУ, 1998. — 191 с.
  34. В.В. Специфика управления важнейшими ресурсами. М.: МНИИПУ, 1998. — 176 с.
  35. В.В. Управление различными стадиями производства. М.: МНИИПУ, 1998.- 128 с.
  36. Градов. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие, М. 1999.
  37. Д. Самоучитель бизнесмена/ Пер. с англ. Д.Евдощенко. С.Пб.: Питер, 1998. — 248 с.
  38. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. С.-Пб. Экономическая школа, 1995.431 с.
  39. Г. В. Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. -М.: Тандем, 1998. 336 с.
  40. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие/ Пер. с нем. Макарова- Под ред. И. С. Манко. М.:Высшая школа, 1995. — 255 с.
  41. И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Воронеж: Изд-воВГУ, 1998.- 181 с.
  42. H.JI. Основы менеджмента и маркетинга/ Ин-т управления, бизнеса и права. Ростов н/Д: ИУБиП, 1998. — 86 с.
  43. B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы. Учеб. пособие. М.: Из-во «Финпресс», 1998.
  44. С. Экономические модели и методы в управлении. М.: Дело и сервис, 1998. — 176 с.
  45. П.С. Маркетинг. М.: Инфра — М, 2000.
  46. В.Г., Новиков В. М. Совершенствование финансово-кредитного механизма аграрного сектора АПК. Воронеж -Смоленск, НИИЭОАПК ЦЧР РФ СмНИИСХ, 1998. — 139 с.
  47. С.С., Клейменова Г. В. Внутрифирменное планирование за рубежом / Кубанск.гос.ун-т. Краснодар: КГУ, 1998. — 67 с.
  48. Итоговая деловая игра. Организация работы по выводу предприятия из кризисной ситуации: Метод, пособие/ Международная академия науки и практики организации производства- ВГТУ- О. Г. Туровец и др. Воронеж: ВГТУ, 1998.-56 с.
  49. А.К. и др. Практический менеджмент/ А. К. Казанцев, В. И. Подлесных, Л. С. Серова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 367 с.
  50. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  51. Л.В. и др. Поведение в организации / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина. М.: ИНФРА-М, 1999. — 219 с.
  52. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс. 1982.
  53. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. Н. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  54. Книга делового человека./ Под редакцией Т. А. Краюхина, Э. С. Минаева. М.: Высшая школа, 1993.
  55. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 143 с.
  56. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
  57. Н.Л. Экономика сельского хозяйства. Курс лекций. М.: -1998.-439 с.
  58. Н. Я. Экономика сельского хозяйства. М.: ТАНДЕМ: Эк-мос, 1998.-448 с.
  59. Ю.С. Рынок и внутрихозяйственное планирование// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 1 -С.45−47
  60. Ф. Маркетинг, менеджмент. 2-е изд., рус. — СПб.: Питер, 1999. — 895 с.
  61. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. М. 1999.
  62. З.А., Горелкина И. А. Финансы сельского хозяйства (краткий курс лекций). Часть 1.-Воронеж, 1997.
  63. З.А. Антикризисное управление финансами коммерческих организаций. Воронеж, 1999.
  64. .Ж. Стратегический маркетинг. М.: 1996.
  65. Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятиях // Российский экономический журнал. № 5. 1999. — С. 8−13
  66. Малое предпринимательство: управление и организация: Бизнес-план. Финансовые решения. Персонал. Сост.бюджета. Продажа.- М.: ДеКА, 1998. -366 с.
  67. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1993.
  68. К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. т.25, ч. II. С.400−422.
  69. Р., Антонова Н. Планирование сельскохозяйственного производства в условиях рынка.// АПК: экономика и управление. 1995. — № 8 -С.56−61
  70. Менеджмент организации./ Под ред. З. П. Румянцевой, Н.А. Саломати-на. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  71. Менеджмент: Учебник для экономических специальностей вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 343 с.
  72. М.Х., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./ Общ.ред. и вст.ст. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1992.
  73. В.М. Совершенствование показателей планирования и оценки деятельности предприятий и организаций. М., 1981. — 50 с.
  74. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: в 2 т. М.: Внешторгиздат, 1993.
  75. Р. Эффективное управление. М.: Финпресс, 1998. — 127 с.
  76. Н.Т. Экономика сельского хозяйства Воронеж, ВГАУ, УКЦ, 1996.-248 с.
  77. В.Н., Попцов А. Г. Сельское хозяйство России и зарубежных стран. М.: НИИТЭ агропром, 1996.
  78. Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. М.: Финансы и статистика, 1998. — 207 с.
  79. Обучающая программа «Малый бизнес» Малое предпринимательство: управление и организация // М. ДэКа, 1998.
  80. Общий менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. Казанцева. М.: ИНФРА-М, 1999.-251 с.
  81. Обэр-Крие Д. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998. — 257 с.
  82. Оптимальное управление, дифференциальные уравнения и гладкая оптимизация: Сб.ст./ Отв.ред. Е. Ф. Мищенко. М.: Наука, 1998. — 255 с.
  83. Повышение эффективности организации и управления производством в условиях рынка: Межвуз. сб. науч. тр. / ВГТУ. Воронеж: ВГТУ, 1998. — 147 с.
  84. Н.А. Экономика сельскогохозяйственного производства. Учебник. М, Экмос, 1999. -325 с.
  85. А.Г., Румянцева З. П. Управление организацией: Учебник. -М.: ИНФРА-М. 2000.
  86. В.Н. Стратегический менеджмент. Воронеж. — 2000.
  87. А.Е. Теория и практика управления АПК / РАСХН, ВНИИЭСХ. М.: Армита — маркетинг, 1998. — 224 с.
  88. А. Стратегия фирмы // Вопросы экономики, № 5, 1991.
  89. А.Ф. Индикативное планирование в сельскохозяйственном производстве. М.: Информагробизнес, 1996. — 161 с.
  90. Сибила Закс. Стратегия и экономика // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 4 — С. 110−115.
  91. Словарь-справочник менеджера. / Под ред. М. Г. Лакусты. М.: ИНФРА-М, 1996.
  92. Е.С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков/ Финансовая академия при Правительстве РФ. Академия менеджмента и рынка. Ин-т финанс. Менеджмента. М.: Преспектива, 1998. — 238 с.
  93. ЮГТеплова Т. В. Планирование в финансовом менеджменте/ Гос. ун-т. Высшая школа экономики. М.: ВШЭ, 1998.- 140 с.
  94. К.С. Организационно-экономический механизм развития предпринимательства в аграрной сфере. Воронеж, ВГАУ, 1996. — 186 с.
  95. А. А. Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Учебник, М., Юнити, 1998.
  96. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. 1997. -№ 4. — с. 104−109.
  97. Управление организацией: (Учебник по специальности «Менеджмент» / Г. Л. Азоев, В. П. Баранчев, В. П. Гунин и др.- Под ред. А. Г. Поршнева и др.) — Гос. акад. управл. им. С. Орджоникидзе. 2-е изд.перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998.-668 с.
  98. Э.А. Курс менеджмента/ Фин.акад. при Правительстве РФ. -М.: Зерцало, 1998.-438 с.
  99. Э.А. Финансовый менеджмент / Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: Зерцало, 1998. — 265 с.
  100. И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. М.: Экономика и информатика, 1999. — 367 с.
  101. A.M. Издержки и себестоимость в сельском хозяйстве (методический аспект). М., Экономика, 1979.
  102. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес Школа», Интел -Синтд. 1997.
  103. Финансовое планирование деятельности малых предприятий США, М.: Международное отношения, 1994, — 348 с.
  104. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. Е.С. Стояновой- Фин.акад. при Правительстве РФ. Академия менеджмента и рынка. Институт финансового менеджмента. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 1999.- 655 с.
  105. И.Ф. Экономика, организация и управление сельским хозяйством в системе АПК. М.: — 1994.
  106. А.С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючеры. М.: 1993.
  107. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1995.
  108. А.Н. Инновационный менеджмент. Вологда: ЦНТИ, 1998. -176 с.
  109. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: Управление персоналом. Управленческая психология. Управление на предприятии. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1999. — 304 с.
  110. В.И. Настольная книга менеджмента по кадрам. М.: Норма — ИНФРА-М, 1998. — 520 с.
  111. А. Практическое мышление менеджера /Под ред. М. З. Бора. -М.: Финпресс, 1998. 224 с.
  112. Экономика и менеджмент: Ученые записки/ ВГУ, Экономический факультет. Воронеж: ВГУ Вып. 1. — 1998. — 168 с.
  113. Энджел Джеймс Ф. и др. Поведение потребителей/ Д. Ж. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард. Спб.: Питер, 1999. — 768 с.
  114. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./ Под общ.ред. С. А. Батчиков, С. Ю. Глазьева. М.: Консалтбанкир, 1998. 846 с.
Заполнить форму текущей работой