Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Улучшение экологических характеристик судовых дизелей при работе на тяжелых топливах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика исследования. В работе использованы теоретические и экспериментальные методы исследования. Расчеты процесса движения границы газового пузырька находящегося в капле жидкости выполнялись на компьютере посредством численного моделирования. Экспериментальные исследования' процесса горения капли мазута в осциллирующем пламени проводились на специальной опытной установке. Сравнительные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР И АНАЛИЗ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЯЖЕЛЫХ И СИНТЕТИЧЕСКИХ ТОПЛИВ В СУДОВЫХ ДИЗЕЛЯХ
    • 1. 1. Перспективы применения альтернативных дешевых низкокачественных топлив в судовых дизелях
    • 1. 2. Актуальность задачи улучшения экологических показателей при работе на тяжелых и синтетических топливах
    • 1. 3. Анализ основных направлений улучшения экологических характеристик дизеля при работе на низкокачественных топливах
    • 1. 4. Выводы по обзору. Постановка задач дальнейшего исследования
  • 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ ПРИ ГОРЕНИИ КАПЕЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТОПЛИВ. ВЫБОР И ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ
    • 2. 1. Анализ состава твердых частиц и процесса их образования при работе на дистиллятном дизельном топливе
    • 2. 2. Особенности процесса образования твердых частиц при сгорании капель тяжелого топлива
    • 2. 3. Выбор и исследование способа предотвращения процесса образования твердых частиц
    • 2. 4. Основные результаты исследования
  • Выводы
  • 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА КАВИТАЦИИ В КАПЛЕ ТОПЛИВА
    • 3. 1. Теоретические основы процесса кавитации
    • 3. 2. Математическая модель процесса кавитации в капле топлива
    • 3. 3. Численное исследование процесса внутрикапельной кавитации
    • 3. 4. Основные результаты исследования
  • Выводы. 73 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ОПЫТНОГО СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ
    • 4. 1. Выбор способа возбуждения газодинамических колебаний в камере сгорания. Организация рабочего процесса
    • 4. 2. Описание экспериментальной установки. Методика проведения испытаний. Анализ погрешностей измерения
    • 4. 3. Исследование рабочего процесса опытного судового дизеля при работе на различных топливах
      • 4. 3. 1. Работа опытного дизеля на дистиллятном топлив
      • 4. 3. 2. Работа опытного дизеля на мазуте
    • 4. 4. Основные результаты
  • Выводы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список литературы
  • Приложение А
  • Приложение Б

Улучшение экологических характеристик судовых дизелей при работе на тяжелых топливах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На судах морского и речного флота дизель является основным типом судовых энергетических установок, как главных, так и вспомогательных. На обозримую перспективу, по оценкам специалистов, такое доминирующее положение будет сохраняться [39].

Расходы на топливо на судне составляют более 60% от всех эксплуатационных затрат. Следовательно, конкурентоспособность транспортных перевозок в значительной степени^ определяется количеством’и-стоимостью используемого топлива.

Цены на низкокачественные тяжелые топлива значительно ниже цены дизельных дистиллятных топлив. Это открывает перспективы для широкого использования дешевых низкокачественных тяжелых топлив на морском и речном флоте в России и за рубежом.

Тяжелые топлива отличаются от дистиллятных повышенным содержанием высокомолекулярных соединений. Опыт эксплуатации судовых дизелей показал, что утяжелением фракционного состава топлива значительно ухудшаются их экологические, энергетические и ресурсные показатели.

Основной причиной ухудшения рабочих характеристик является неполнота и несвоевременность процесса сгорания. Особенно отчетливо это проявляется при повышении частоты вращения коленчатого вала.

Ежегодный прирост парка поршневых двигателей и их удельной мощности усиливает их отрицательное воздействие на окружающую среду.

В результате сжигания моторных топлив, только в России, в, атмосферу выбрасывается более 10 млн. тонн загрязняющих веществ [70]. На двигатели судового, тепловозного и промышленного применения приходится около 11% глобальных выбросов. Перевод судовых дизелей на тяжелые топлива будет усугублять сложившуюся ситуацию.

В последнее время в мировом двигателестроении наметилась устойчивая тенденция к изменению приоритетов из области повышения топливной экономичности, удельной мощности, ресурса в область безусловного выполнения все более жестких норм по обеспечению экологической безопасности эксплуатации дизелей [61].

Поэтому исследования направленные на выполнение отечественных и международных требований к загрязнению атмосферного воздуха являются актуальными.

Цель работы. Уменьшение количества загрязняющих веществ содержащихся в отработавших газах судового дизеля повышенной оборотности при работе на тяжелых сортах топлива.

Объектом исследования является рабочий процесс судового дизеля с опытной камерой сгорания.

Методика исследования. В работе использованы теоретические и экспериментальные методы исследования. Расчеты процесса движения границы газового пузырька находящегося в капле жидкости выполнялись на компьютере посредством численного моделирования. Экспериментальные исследования' процесса горения капли мазута в осциллирующем пламени проводились на специальной опытной установке. Сравнительные испытания опытной камерой сгорания на различных сортах топлива выполнялись на экспериментальной установке изготовленной на базе одноцилиндрового отсека судового дизеля Ч 15/18. Количество газообразных загрязняющих веществ в отработавших газах измерялась газоанализатором, а дымность при помощи дымомера. Давление газов в камере сгорания по углу поворота коленчатого вала определялось стробоскопическим индикатором давления «ДЕКАРТ». Данные, полученные в ходе экспериментальных исследований, обрабатывались на компьютере.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась: использованием современных поверенных измерительно-регистрирующих приборов;

— результатами экспериментальных исследований полученных на опытной установке и результатами сравнительных стендовых испытаний отсека судового дизеля;

— удовлетворительным совпадением результатов теоретических исследований с данными, полученными экспериментальным путем-.

Научная новизна. Экспериментально установлено, — что в результате комплексного воздействия процессов*сопровождающих кавитациюпроисходит разрушение коксового остатка, находящегося’внутри’капли-мазута.

Проведено численное исследование движения границы газовогопузырька в капле жидкости-помещенной в осциллирующую газовую среду. Установлен ряд закономерностей этого процесса.

На основе результатовполученных в ходе экспериментальных и теоретических исследований спроектирована, изготовлена и испытана опытная камера-сгорания судового дизеля, содержащая генератор газодинамических колебаний.

На одноцилиндровом отсеке судового дизеля с опытной камерой сгоранияпроведены экспериментальные исследования" влияния^ газодинамических колебаний рабочего тела на его рабочие характеристики: Установленочто пульсации газовой среды, возбуждаемые в камере сгорания, существенно уменьшают количество загрязняющих веществ содержащихся в отработавших газах дизеля при работе на дизельном топливе и мазуте.

Практическая ценность. Разработана, спроектирована и изготовлена новая камера сгорания судового-дизеля, содержащая-генератор газодинамических колебаний. Камера сгорания, предназначена для судовых дизелей повышенной оборотности при использовании ими тяжелых сортов-топлива.

Внедрение полученных результатов на флоте позволит получить существенный экономический эффект от разницы в стоимоститоплив без ухудшения экологических и ресурсных показателей судовых дизелей.

Реализация результатов исследования. Научные выводы и практические рекомендации реализованы в ОАО «Томская судоходная компания» и в ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта».

Апробация работы. Основные положения работы представлялись и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях: международной научно-технической конференции «Повышение эффективности силовых установок» (г. Челябинск, 2008 г.) — на четвертой международной научно-практической конференции «АГРОИНФО-2009» (г. Новосибирск, 2009 г.) — и научно-технических конференциях и семинарах проводимых’в Новосибирской государственной’академии водноготранспорта.

Личный вклад автора заключается:

— в постановке задач и разработке методик проведения экспериментальных и численных исследований;

— в получении результата разрушения коксового остатка находящегося внутри капли мазута в результате процесса кавитации;

— в-выполнении численных исследований движения границы газового пузырька в капле жидкости;

— в разработке конструкции опытной камеры сгорания, в проведении пус-коналадочных и доводочных работ;

— в выполнении сравнительных экспериментальных исследований по влиянию газодинамических колебаний возбуждаемых в камере сгорания на рабочие характеристики опытного дизеля;

— в обработке и анализе полученных результатов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано девять печатных работ, в том числе одна из которых в периодических изданиях рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа представлена на 127 страницах машинописного текста, включает 13 таблиц, 38.

4.4 Основные результаты. Выводы.

1 Для гарантированного преодоления порога кавитационной мотороного топлива определен способ возбуждения пульсаций ттяпттт* а—тт в камере сгорания дизеля и выбран тип генератора газодинамический коле€>^^а—р=пий.

2 Спроектирована, изготовлена и испытана конструкция камер:&^хсгорания для опытного судового дизеля с объемным смесеобразованием, с^<�"сг". х1. ержапичите на ими-^гцержа-^пзного лт>таты щая генератор газодинамических колебаний.

3 На базе одноцилиндрового отсека судового дизеля 4 15/18 изготовлена экспериментальная установка для проведения экспериментальных исследований-опытного дизеля на различных видах топлива.

4 Выполнен цикл регулировочных работ по настройке рабочего процесса опытного дизеля на номинальном режиме на дистиллятном дизельном топливе.

5 Разработана методика-проведения испытаний опытного дизеля на различных тоиливах и выполнен анализ погрешностей, измерений.

6 Проведены-, исследованиях влияния: газодинамических колебаний рабр-чего тела в камере сгоранияна экологические и энергетические: показатели опытного судового дизеля на дистиллятном дизельном топливе и мазутепри работе по нагрузочным и винтовым характеристикам. Исследованияпоказали:

6.1 При работе на дистиллятном дизельном топливе при возбуждении газодинамических колебаний концентрация оксидов азота в отработавших газах уменьшилась от 13 до 25% в зависимости от режима работы, а дымность на 23% на* всех: исследуемых режимах.

Значения: остальных измеряемыхпараметров — монооксида: углерода, суммарных углеводородов, температуры^ отработавшихгазов, шумамаксимального давления сгорания и скорости нарастания давления по углу поворота коленчатого вала остались без изменений:

Удельный расход топлива при включении генераторагазодинамических колебании увеличился на 6−9 г/кВт ч или на 3−5% в зависимости от режима работыдизеля;

6.2 При переводе двигателя с дистиллятного дизельного топлива на мазут существенно с 7,5 до 14% (по шкале Наїїтіс^е) увеличилась дымность отработавших газовПривозбуждении газодинамических колебаний дымность уменьшилась до 7,4% (по шкале Hartridge).

Концентрация оксидов азота снизилась с 220 до 156 ррш, температура отаботавших газов уменьшилась на 12−19 градусов. На долевых нагрузках наблюдалось значительное сокращение концентрации суммарных углеводородов.

Максимальное давление сгорания, скорость нарастания давления по углу поворота коленчатого вала и уровень шума не изменились.

Удельный расход мазута при включении генератора увеличился на 8−14 г/кВт ч, что составляет 4−7% от общего удельного расхода. Потребление топлива генератором повышается с увеличением мощности дизеля.

7 Доводка рабочего процесса и оптимизация конструкции камеры сгорания, содержащей генератор газодинамических колебаний, позволят улучшить полученные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная к защите работа посвящена исследованию и решению проблемы имеющей большое практическое значение — уменьшению загрязнения от атмосферного воздуха отработавшими газами судовых дизелей при работе на тяжелых сортах топлива.

В результате комплексного теоретического, численного > и экспериментального исследования сделано следующее:

1 На. основе анализа имеющихся сведений показано, что-актуальность использования на флоте низкокачественных тяжелых сортов-топлива определяется следующими^ обстоятельствами:

— растущим дефицитом и стоимостью дистиллятных дизельных топлив;

— истощением запасов легких сортов нефти и повышением стоимости переработки тяжелого нефтяного сырья;

— возможностью получения дополнительной прибыли от разницы в цене дистиллятных и тяжелых моторных топлив.

2 Перевод судовых дизелей-на тяжелое топливо сопровождается^ухудше-нием их энергетических, экологических, эксплуатационных и ресурсных показателей. Основной причиной повышения расхода топлива и количества вредных выбросов с отработавшими газами является неполнота и несвоевременность процесса сгорания. Особенно отчетливо это проявляется при повышении частоты вращения коленчатого вала.

Неуклонное и последовательное ужесточение требований к загрязнению атмосферного воздуха судовыми, дизелями в значительной степени усложняет задачу эффективного использования тяжелых топлив.

3 Сравнительный анализ процессов образования твердых частиц при горении капель дистиллятных и тяжелых топлив показал, что они имеют существенные различия.

При работе двигателей на дистиллятном дизельном топливе происходит газификация жидких углеводородов, затем, из ацетилена, при дефиците окислителя в пламени, образуются частицы сажи.

При работе дизеля на мазуте происходит полимеризация жидких и полутвердых высокомолекулярных соединений с образованием коксового остатка. По имеющимся сведениям время горения такой твердой частицы на порядок больше времени горения жидкой капли одинакового размера. Для разрушения" коксового остаткаобразующегося в процессе горения тяжелого топлива предложено использовать процесс кавитации;

4 Экспериментально подтверждена принципиальная возможность разрушения коксовой частицы находящейся внутри каили мазута при помощи мощных газодинамических колебаний. Для этого необходимо преодолеть порог ка-витационной прочности жидкости." .

5 Разработаны математическая модель и численный метод расчета движения границы: газового пузырька: в капле жидкости помещенной в осциллирующую газовую среду. Численный метод апробирован по данным, полученным в Национальной Физической лаборатории США.

6 Выполнено численное исследование процесса динамики движения, границы газового пузырька в капле мазута, применительно к условиям, имеющим, место в камере сгорания дизеля. Установлен ряд специфических особенностей протекания этого процесса, представляют практический интерес. Результаты расчета использованы при проектировании камеры сгорания опытного образца судового дизеля.

7 Спроектирована^ изготовлена и испытана камера сгорания опытного судового дизеля, содержащая генератор газодинамических колебаний. Выполнен определенный объем, пусконаладочных и доводочных работ.

8 На базе одноцилиндрового отсевка судового дизеля Ч 15/18 изготовлена опытная установка для проведения исследования рабочего процесса при использовании различных сортов топлива. Разработана методика проведения испытаний и выполнен анализ погрешностей измерений.

9 Проведены сравнительные испытания отсека с новой камерой сгорания на дизельном топливе и мазуте при работе по нагрузочным и винтовым характеристикам.

Установлено, что при работе на мазуте, при включении генератора газодинамических колебаний, дымность отработавших газов уменьшилась с 14 до 7,4% по шкале НаЛпс^е, концентрация оксидов азота сократилась с 220 до 156 ррт, температура отработавших газов снизилась на 12−19 градусов. На долевых нагрузках наблюдалось значительное сокращение концентрации суммарных углеводородов.

Максимальное давление сгорания, скорость нарастания давления по углу поворота коленчатого вала и уровень шума не изменились. Удельный расход мазута при включении генератора увеличился на 8−14 г/кВт ч, что составляет 47% от общего удельного расхода. Потребление топлива генератором повышается с увеличением мощности дизеля.

10 Доводка рабочего процесса и оптимизация конструкции камеры сгорания содержащей генератор газодинамических колебаний позволят улучшить полученные результаты.

11 Выполнен расчет экономической эффективности перевода судовых дизелей с дистиллятного дизельного топлива на мазут. Экономический эффект для буксира-толкача ОТ-2000 проекта 428 с двумя главными двигателями 6ЧРН 36/45 мощностью 1470 кВт, составил 14,4 млн. рублей за одну навигацию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.M. Глобальная энергетическая проблема Текст. / И.А. Чуч-калов, Я.М. Щелоков// Нестационарное горение в энергетических установках. Л.: Недра. 1987. -159 с.
  2. , И.М. Глобальная энергетическая проблем Текст. / И. М. Александров [и др.]// М.: Мысль. 1985. — 239 с.
  3. , С.А. Перспективы использования продуктов, термохимической конверсии углеводородных топлив в транспортных ДВС Текст. / С. А. Аникин и др.// Материалы международной научно-технической конференции Двигатель 97.-М.: 1997.-С. 114−115.
  4. , A.B. Влияние электрофизической обработки на эксплуатационные качества судовых топлив Текст. /A.B. Афанасьев // Сб. научн. трудов ЛИВТа. Л.: ЛИВТ. 1988.- С. 120−126.
  5. , A.B. К вопросу исследования механизма, воз действия ультразвуковой и электрообработки на структуру и свойства топлив Текст. / А. В'. Афанасьев // Сб. научн. трудов ЛИВТа. Л.: ЛИВТ. 1989.- С. 16−22.
  6. , H.A. Экспериментальное исследование механизма образования дизельной сажи Текст. / H.A. Баранов, Е. В. Королев // Труды ЦНИДИ. Л.: 1983.-С. 43 — 145.
  7. , A.C. О пороговых эффектах в импульсных волнах разряжения. Текст. / A.C. Бесов, В. К. Кедринский, Е. И. Пальчиков // Письма в ЖТФ. -Т. 15. Вып. 16.-С. 37−51.
  8. , Ю.Н. Перевод транспорта на газовое топливо Текст. / Ю. Н. Боксерман, Я. С. Мкртычян, К.Ю. Чирков//-М.: Недра, 1988 224 с.
  9. , В.Ф. Подготовка топлив и масел в судовых дизельных установках Текст. / В. Ф. Большаков, Л.Г. Гинзбург// Л.: Судостроение, 1978. -152 с.
  10. , В.А. Улучшение показателей дизеля" путем добавки в топливодиметилового эфира Текст. / В. А. Вагнер, A.M. Гвоздев // Ползуновский вестник. Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ- № 4. — 2006. — С. 32−39.
  11. , И.Л. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля Текст. / И. Л. Варшавский, Р.В. Малов// М.: Транспорт, 1968. 128 с.
  12. , Е.С. Судовые малооборотные дизели БМЗ WARTSILA с электронным управлением типа RT-flex Текст. / Е. С. Васюков, O.A. Чернявский, A.A. Обозов // Судостроение. № 5 2008. — С. 35−38.
  13. , В.Р. Топливоиспользование в тепловозных дизелях. Системные методы использования Текст. / В.Р. Ведрученко// — Омск: Ом. ИИТ, 1990.-89 с.
  14. , Л. М. Судовая энергетика: пути развития Текст. / Л. М. Ви. дуцкий // Морской флот. 1990. — № 7. — С. 32−35.
  15. , O.A. Методические указания по выполнению экономических расчетов в дипломных проектах студентов судомехаников Текст. / O.A. Володина // Новосибирск. Изд-во НГАВТ. 2006. — 38 с.
  16. , A.M. Улучшение экологических показателей дизеля путем добавки в топливо диметилового эфира Текст. / A.M. Гвоздев, В. А. Вагнер // Ползуновский вестник. 2006. — № 4. — С. 33−38.
  17. , O.A. Создание малотоксичных дизелей речных судов Текст. / O.A. Гладков, Е.Ю. Лерман//-Л.: Судостроение. 1990. 112 с.
  18. Глобальная энергетическая проблема Текст. / И. М. Александров и др. // -М.: Мысль. 1985. 239 с.
  19. ГОСТ Р 51 249−99 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерения ИТЖ Текст. Введен 01.01.99. — М.: Изд-во стандартов. 1999. — 20 с.
  20. ГОСТ Р 51 250−99. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения ИПК Текст. -Введен 01.01.99. — М.: Изд-во стандартов. 1999. 19 с.
  21. , JI.B. Топливная аппаратура и системы управления дизелей. Текст. / JI.B. Грехов, H.A. Иващенко, В. А. Марков, // MI: Легион-Автодата. 2005. — 3441с.
  22. Григорьева, Т. Ю: Исследование уровней вредных выбросов дизеля"при использовании антидымных присадок в топливо Текст. / Т. Ю. Григорьева и др. // Вестник Алт. ГТУ им. И. И. Ползунова 2001. — № 3. — С. 102−105.
  23. Двигатели внутреннего сгорания: Теория^ поршневых и комбинированных двигателей Текст. / Д. Н. Вырубов и др.// Под общей ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. — М.: Машиностроение. 1983. 373 с.
  24. , О.И. Пути снижения токсичности отработавших газов автотракторных двигателей. Обзор Текст. / О. И. Демочка, В. Н. Ложкин // — М.: ЦНИИТЭИ тракторсельхозмаш. 1984. Сер. 1. Вып. 13. — 54 с. •
  25. , Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и их продуктам сгорания. М. — Л.: Госэенргоиздат, 1962. 288 с.
  26. , В. Л. Использование перспективных топлив в судовых энергетических установках Текст. / В. Л. Ерофеев// — Л.: Судостроение, 1978. -152 с.
  27. , Б.Л. Результаты экспериментального исследования процесса сгорания одиночных капель тяжелых жидких топлив Текст.: Сб.: Перевод котельных установок и производственных печей на газ и жидкое топливо. / Б. Л. Жарков // -М.: 1961.- С. 63−69.
  28. , Б.А. Теория корабельных поршневых двигателей Текст. / Б.А. Захаренко// Л.: ВМОЛА. 1966. — 540 с.
  29. , В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания Текст. /В.А.
  30. Звонов// -М.: Машиностроение. 1981. -160 с.
  31. , С.П. Ультразвуковая кавитационная обработка топлива на судах Текст. / С. П. Зубрилов, В. М. Селиверстов, М. И. Браславский //- Л.: Судостроение, 1988. 80 с.
  32. , В.П. Влияние ультразвука на качество дизельного топлива Текст./
  33. B.П. Зуев, Г. И. Кражкова //Труды Ленинградского сельскохозяйственного ин-та. 1978. № 345. С. 50−52.
  34. , Т.Л. Применение и механизм действия* присадок к тяжелым топливам Текст. / Т. Л. Иванова // Сб. научн. тр. ЛИВТа. Л.: ЛИВТ. 1981.1. C. 124−127.
  35. , H.H. Рабочий процесс дизелей с камерой в поршне. Текст. / H.H. Иванченко, Б. Н. Семенов, B.C. Соколов // Л.: Машиностроение, 1992.-232 с.
  36. , H.A. Дизельные топливные системы с электронным управлением Текст. / H.A. Иващенко, В. А. Вагнер, Л. В. Грехов // Учебно-практическое пособие. Барнаул. Изд-во Алт. ГТУ им. И. И. Ползунова. 2000 -111 с.
  37. , М. П. Исследование особенностей процесса колебаний в рабочем объеме цилиндра двигателя внутреннего сгорания Текст. / М. П. Киселев и др.// Процессы смесеобразовния и сгорания- в быстроходных двигателях внутреннего сгорания. М.: 1973. —С. 87−91.
  38. М. Интервью с председателем комиссии совета федерации по национальной' морской политике Вячеславом Поповым Текст. / М. Кобра-нов // Речной транспорт. № 3. 2010. — С. 28−31.
  39. Г. А. Современные подходы к конструированию поршневых двигателей. Текст. / Г. А. Конке, В. А. Лашко // М.: «МОРКНИГА», 2009. -388 с.
  40. , Г. А. Мировое судовое дизелестроение. Концепции конструирования, анализ международного опыта. Текст. / Г. А. Конке, В. А. Лашко //
  41. Текст М.: Машиностроение. 2005 — 502 с.
  42. , А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей Текст. / А. Р. Кульчицкий // Учеб. пособ. Владимирского. Гос. ун-т. — Владимир. 2000. 256 с.
  43. , В.В. Использование атомной энергии в водном транспорте Текст. / В. В: Лаханин,, Ю. В. Захаров, О.Н. Лебедев// — Mi: Транспорт, 1965.-188с.
  44. , О.Н. Водотопливные эмульсии в судовых дизелях Текст. / 0: Н. Лебедеву В: А. Сомов, В: Д- €исин//-Л: Судостроение, 1988- 105 с.
  45. Лебедев, О. Н- Двигатели внутреннего сгорания речных судов? Текст.?/ О. Н. Лебедев, В: А. Сомов, С.А. Калашников//- М.: Транспорт. 1990. 328 с.
  46. , О.Н. Новые сведения об. явлениях сопровождающих процессы смесеобразования и сгорания в дизелях Текст. / О. Н. Лебедев, Г. С. Юр// Ползуновский вестник. Сб. научн. трудов Алт. гос. техн. ун-та им. И.И. Пол-зунова. № 1−2. Барнаул. 2003. С. 49−52.
  47. , О.Н. Совершенствование технической эксплуатации судовых дизельных энергетических установок Текст.: Учебное пособие. / О. Н. Лебедев [и. др.]. Под ред. С. А. Калашникова // -, Новосибирск. Изд-во НГАВТ. 1992−356 с.
  48. , В.Е. Расчет предотвращенного ущерба от выхлопных газов двигателей транспортных средств воздушному бассейну. Текст. / В. Е. Леонов // Новосибирск. Изд-во 11ГАВТ. 1999. 34 с.
  49. , Е.Ю. Высококонцентрированные водотопливные эмульсии — эффективное средство улучшения экологических показателей легких быстроходных дизелей. Текст. /Е.Ю Лерман, O.A. Гладков // Двигателестроение. № 10. 1986. -С. 35−37.
  50. Мазут в теплоэнергетике Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.energyland.info/analitic-show-47 701
  51. Малов, Р. В. Применение спиртовых топлив в вихрекамерном дизеле
Заполнить форму текущей работой