Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление внешними эффектами образовательных процессов высшей школы в российских регионах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что генерирование положительного внешнего эффекта образовательных процессов предполагает формирование региональных кластеров (образовательных или отраслевых), как территориально локализованных, относительно обособленных в рамках единого1 вида экономической деятельности группы субъектов хозяйствования, которые часть функциональных, операционных и ресурсных бизнес-процессов выводят… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы исследования внешних эффектов образовательных процессов и их влияния на сос т ояние региональной экономики
    • 1. 1. Эволюция представлений о сущности и источниках внешних эффектов
    • 1. 2. Анализ экстерналий образовательных процессов на основе неоинс ти туционального подхода
    • 1. 3. Типологизация внешних эффектов образовательных процессов в региональной экономической сис теме
  • 2. Разрабо тка и внедрение стратегии кластеризации региональной экономики как инструмент интернализации внешних эффектов образова т ельных процессов
    • 2. 1. Роль региональных кластеров в интернализации внешних эффектов
    • 2. 2. Формирование системы интернализации внешних эффектов образова тельных процессов с учас тием государс тва в регионе
    • 2. 3. Образовательная организация как инструмент поступательной макроэкономической динамики на основе реализации кластерных инициатив
  • 3. Формы и методы управления интернализацией внешних эффектов образоват ельных процессов в региональной экономике
    • 3. 1. Основные типы организации управления различными видами ин тегрированных образований высшей школы
    • 3. 2. Методический подход к оценке внешних эффектов, генерируемых отдельным учреждением высшего профессионального образования

Управление внешними эффектами образовательных процессов высшей школы в российских регионах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Признание модернизации производства и повышения конкурентоспособности государства, отдельных территориальных образований и субъектов предпринимательства в условиях активизации про тиворечивых процессов глобализации и регионализации в качестве целевого ориентира развития российской экономики определяет необходимость поиска способов мобилизации и эффективного использования ресурсного потенциала национальной социально-экономической системы и входящих в ее состав региональных подсистем. Трансформации абсолютных и относительных преимуществ территориальных образований в устойчивые конкурентные преимущества национальной экономики в целом препятствует ряд обстоятельств, среди которых наиболее значимыми представляются низкая эффективность институциональной среды, ограничивающая диффузию инновацийсущественные различия в отраслевой и воспроизводственной структурах регионов, что предопределяет необходимость учета особенностей пространственной организации экономики в ходе разработки и реализации управленческих решенийвысокий уровень поляризации экономического пространства, что обусловливает дифференциацию методов регулирующего воздействия со стороны федерального центра в отношении отдельных территорий. Синергетический эффект взаимодействия субъектов хозяйствования может быть получен в случае определения адаптированных к особенностям информационного общества и ориентированных на инновационный тип развития форм взаимодействия экономических агентов, которые создадут предпосылки для реализации человеческого потенциала, обеспечивающего основной прирост агрегированных показателей на современном этапе развития мирового сообщества.

Реализация системного подхода к экономике региона и макрорегиона как к объекту предопределила необходимость развития интеграционных межотраслевых и межрегиональных отношений, одним из существенных элементов которых выступают образовательные организации, концентрирующие научный, инновационный и кадровый потенциал территориальных образований. Этим обусловлено решение Правительства Российской Федерации (РФ) о создании федеральных университетов, что в 2006 г. положило начало реализации стратегии комплексного общественного развития на основе потенциала образовательных организаций в российских регионах. В 2007 г. российское государс тво начало масштабную работу по увеличению системы финансирования национальной системы образования с целью создания благоприятных условий для приведения финансового состояния отрасли в соответствии с современными требованиями, что нашло отражение в новой модели финансирования, предполагающей использование средств консолидированного бюджета при наличии резервирования на федеральном уровне и обязательном обеспечении субъектами РФ режима софинансирования. Таким образом, в образовательном пространстве была апробирована инновационная модель взаимоотношений федеральных университетов с регионами и новые принципы финансово-экономических отношений, что стало дополнительным аргументом в пользу высокой адаптационноети сферы образования к инновациям и ее способности обеспечивать их диффузию.

Признавая преимущества официальной модели функционирования образовательного пространства и определенные положительные изменения в состоянии индикаторов его развития, следует отметить ряд существенных противоречий, среди которых наиболее значимыми в контексте проблемы интеграции российского государства в мировое образовательное пространство представляются проблемы повышения роли образовательных организаций в решении комплекса задач поступательной социально-экономической динамики территорий базированияв разработке и реализации целевых и отраслевых региональных программотсутствия аккреди т ационных требований к образовательным организациям, взаимосвязанных с показателями регионального развитиянизкой эффективности механизма взаимодействия федеральных и региональных органов управления отраслью.

Образовательные услуги являются формой общественных благ, обладающих значительными внешними эффектами. Однако анализ федеральных и региональных программных документов показывает, что они не учитываются при составлении обоснованных прогнозов состояния и тенденций изменений территориального хозяйства. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. опирается на прогнозные сценарии экономического развития, которые не учитывают состояние отрасли на мезоэкономическом уровне и определяют будущие расходы на образование как прогнозируемую долю ВВП. При этом отсутствуют концептуальные подходы к системе образования во взаимосвязи с направлениями формирования национальной и региональных инновационных систем. Необходимость разработки обоснованной стратегии развития в соответствии с нормативной моделью образования, учитывающей соотношение позитивных и негативных внешних эффектов, определяют потребность в исследовании сущности экстерналий образовательных процессов, способов их измерения и оценки, а также обусловливает актуальность темы диссертационного исследования, ее теоретическую и практическую значимость.

Степень изученности проблемы. Особенности социально-экономических процессов на мезоэкономическом уровне и принципы управления ими представлены в работах Дж. Бортса, Х. Боса, Ж. Р. Бурдвиля, Д. Вайнштайна, Э. Венаблеса, Дж. Гаглера, А. Гильберта, Е. Глейзера, Х. Гирша, Ч. Джонса, Д. Дэвиса, Х. Зиберта, Л. Инна, П. Кругмана, Х. Ласуэна, Т. Мори, Г. Мюрдаля, Ф. Перру, П. Потье, Х. Ричардсона, Т. Свана,.

Я.Тинбергена, Дж. Фридмана, П. Хаггета, Т. Хагерстранда, Р. Холла и др. Отдельные аспекты функционирования региональной экономики и территориального планирования отражены в работах ряда отечественных ученых, среди которых ПМАлампиев, Л. В .Канторович, Н. Н. Колосовский, ВБ. Леонтьев, А. Е. Пробст, С. Г. Струмилин, АИ. Татаркин и др. Результаты исследования особенностей регионализации экономического пространства и роли государства в управлении социально-экономическими процессами в отдельных территориальных образованиях представлены в трудах А. ДАрзамасцева, ВАБоротилова, А. Г. Гранберга, МАГусакова, М. Ф. Замятина, С. В. Киселева, А. Е. Когута, И. А. Кузнецова, О. П. Литовки, Л. В. Маркина, И. С. Минко, М. С. Мин Таирова, М. П. Посталюка, ААРумянцева, И. В. Скомарцева, И. И. Сигова и др. Источники и факторы регионального развития изучались П. Я. Баклановым, А. Д. Викторовым, М. В. Глазыриным, Л. К. Гуриевой, В. И. Дуженковым, В. В. Кулешовым, Е. А. Монастырным, К. И. Плетневым, И. С. Цыпиным и др.

Роль знаний в обеспечении поступательной динамики общества на постиндустриальном этапе его развития изучалось в трудах таких ученых как Д. Белл, Ф. Махлуп, Т. Стоуньер, А. Тоффлер, Ф. Хайек, Д. Форэ и др. Закономерности становления и развития экономики знаний представлены в рамках эволюционной экономики (С.Винтер, Д. Дози Б.-А.Лундвал, Р. Нельсон, К. Фримен), новой (Д.Норт) и «новейшей» (П.Дэвид) экономической истории, теории прав собственности (Дж.Стиглиц), теории национальных инновационных систем (Л.Орсениго, Н. Розенберг, Я. Фагерберг, К. Фримен), теории экономического роста (Ф.Агион, Р. Лукас, П. Ромер, П. Хьюитт), теории асимметрии информации и информационной эффективности (Дж.Акерлоф), теория конкурентоспособности М.Портера. Значительный вклад в развитие теории экономики знаний внесен российскими экономистами, среди которых О. С. Белокрылова, А. Е. Варшавский, И. Г. Дежина, Г. П. Журавлева, В. Л. Иноземцев, Б. Г. Клейнер,.

Я.И.Кузьминов, В. Л. Макаров, Г. В. Осипов, Н. Я. Петраков, Т. Е. Степанова, И. Э. Фролов, Ю. В. Яковец и др.

Существенный вклад в развитие теории внешних эффектов знаний и системы образования внесли работы представителей различных направлений экономической науки: теории благосостояния (А.Маршалл, П. Самуэльсон), экономической теории общественного сектора (Э.Аткинсон, Ф. Батор), теории интернализации внешних эффектов (У.Баумоль, Р. Коуз, А. Пигу). Значительный интерес среди исследований, посвященных эмпирическому анализу внешних эффектов системы образования, представляют работы.

A.Джаффи, Д. Дози, Д. Одретча, Ф.-А.Таубе, М. Фелдмана, Д. Форнала и др. Исследование закономерностей функционирования социальноэкономических процессов на рынке образовательных услуг связано с концепцией человеческого капитала, начало которой было положено в конце 50-х начале 60-х гг. XX века в трудах Г. Беккера и Т.Шульца. Дальнейшее развитие теория человеческого капитала получила в работах зарубежных авторов — И. Бен-Порэта, М. Блауга, У. Боуэна, Э. Дженисона, Р. Лэйарда, Э. Лэзера, Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш. Розена, Ф. Уэлча, Б. Чизуика и др. Существенный клад в изучение этой проблемы внесли и современные российские экономисты — В. С. Автономов, В. С. Гойло, Л. С. Гребенев, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, И. В. Ильинский, М. М. Критский, Р. И. Капелюшников, В. Т. Смирнов и др. Анализ коммерциализации сферы образования и становления рынка образовательных услуг получил свое развитие в трудах Н. Г. Багаутдиновой, В. И. Ерошина, Н. И. Литвиновой, ВА. Медведева, В. В. Чекмарева, Р. Ф. Шайхелисламова, Л. И. Якобсона и др. Региональный подход к управлению образованием представлен в работах.

B.С.Лазарева, А. М. Моисеева, П. И. Тре т ьякова и др.

Вместе с тем, критический анализ указанных работ показывает, что среди отечественных и зарубежных ученых и практиков отсутствует единое понимание сущности внешних эффектов системы образования, их оценки и преодоления их последствий, содержания регионального инструментария интернализации, роли экстерналий в обеспечении поступательной макроэкономической динамики и др. Все это делает необходимым проведение комплексного анализа внешних эффектов и определения институциональных основ рассматриваемого феномена.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании теоретико-методических подходов к сущности внешних эффектов образовательных процессов высшей школы и в разработке на их основе практических рекомендаций, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития регионов на основе интернализации экстерналий в рамках территориально-локализованных образований.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Определить содержание внешних эффектов образовательных процессов в региональной экономике и обосновать необходимость их интернализации с участием органов регионального управления.

2. Предложить типологизацию внешних эффектов образовательных процессов с учетом их воздействия на содержание и объем активов участников трансакций, а также состояние региональной социально-экономической системы.

3. Проанализировать роль региональных кластеров в интернализации внешних эффектов.

4. Обосновать методический подход к формированию системы интернализации внешних эффектов образовательных процессов с участием государства в регионе.

5. Выделить приоритетные типы организационных структур для различных типов образовательных учреждений, формируемых с учетом особенностей развития региона.

6. Разработать методический подход к оценке внешних эффектов, генерируемых отдельным учреждением высшего профессионального образования.

Объектом исследования являются внешние эффекты образовательных процессов в российских регионах.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе управления внешними эффектами образовательных процессов с участием государства в российских регионах.

Теоретическую и методологическую основу диссерт ационного исследования составляют фундаментальные идеи регионального управления, пространственного развития, размещения производи тельных сил, теории инновационных систем, теории общественного благосостояния, теория интернализации экстерналий, а также концепция конкурентных преимуществ отдельных территориальных образований, теории воспроизводства человеческих ресурсов и образовательного потенциала и др. Постановка и доказательство рабочих гипотез выполнялись с использованием совокупности методов (инструментария) исследования характера и уровня социально-экономического развития региона. Такой комплексный подход включает в себя диалектические, формальнологические, конкретно-исторические, структурно-функциональные и графические методы, а также набор статистических методов: метод кластерного анализа, индексный метод, методы средних и относительных величин, анализ динамических рядов, методы стратегического анализа.

Информационной базой исследования послужили сведения федеральных органов государственной статистики РФ и их территориальных управлений, официальных статистических органов зарубежных государств, материалы Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства экономики Республики Татарстан.

РТ), Министерства образования и науки РТ, международных и отечественных общественных организаций, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА», материалы ПРООН, публикации в периодической печати, а также результаты, полученные автором в ходе анализа деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования.

Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулирования социально-экономических отношений в Российской Федерации и Республике Татарстан, в том числе Программа «Развитие и размещение производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.» и др.

В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной се ти Инт ерне т и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 3. Региональная экономика: 3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности- 3.19. Разработка методологии анализа и методики оценки функционирования корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, предприятий общественного сектора и некоммерческих организаций в регионах и муниципалитетах. Проблемы рационального использования региональных материальных и нематериальных активовприродных ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др. и п. 10. Менеджмент: 10.27. Теория и практика управления некоммерческими организациями Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений относительно содержания мер управляющего воздействия, направленных на обеспечение поступательного развития региональной экономики на основе интернализации внешних эффектов образовательных процессов в организациях высшего профессионального образования в российских регионах, что конкретизируется в следующих положениях:

По области исследования «Региональная экономика»:

1. Определено содержание внешних эффектов образовательных процессов, трактуемых как результат реализации трансакций с участием образовательных организаций в условиях ненулевых трансакционных издержек, который проявляется в изменении содержания, объема активов, доходов и вектора развития непосредственно не участвующих в них экономических агентов (реципиентов), что обусловливает необходимость разработки и внедрения системы государственного управления данным сектором экономики в соответствии с разработанной типологизацией экстерналий, основанной на определении границ сферы их влияния, динамики трансформационных издержек, временного периода действия, механизма влияния на ценность активов, статуса участника контракта, источника экстерналии в составе группы экономических агентов.

2. Предложена типологизация внешних эффектов образовательных процессов, которая в качестве классификационного признака использует содержание механизма влияния на ценность активов, что позволило выделить в их составе положительные прямые экстерналииположительные косвенные экстерналииположительные первичные экстерналииположительные вторичные экстреналииотрицательные прямые экстерналииотрицательные косвенные экстерналииотрицательные первичные экстерналииотрицательные вторичные экстреналии.

3. Доказано, что генерирование положительного внешнего эффекта образовательных процессов предполагает формирование региональных кластеров (образовательных или отраслевых), как территориально локализованных, относительно обособленных в рамках единого вида экономической деятельности группы субъектов хозяйствования, которые часть функциональных, операционных и ресурсных бизнес-процессов выводят за пределы организации, обеспечивают эффективное использование ресурсного потенциала и повышение конкурентоспособности территории присутствия на основе сочетания формальной самостоятельности сохранивших статус юридических лиц субъектов хозяйствования и внутренней конкуренции с кооперацией и управляющим воздействием со стороны региональных органов власти, при этом образовательные организации в составе кластеров выполняют функции удовлетворения потребностей рынка региона (макрорегиона), субъектов хозяйствования и отдельных потребителей в инвестициях в человеческий капиталпостроения эффективной системы управлениясамоконтроля, инициации изменений, приспособления к новым угрозам и возможностямформирования полюсов роста и зон опережающего развитияформирования доверительных отношений.

4. Обоснован методический подход к формированию системы интернализации внешних эффектов образовательных процессов в регионе, который исходит из признания необходимости участия образовательных организаций в экономическом, социальном и технологическом развитии региона, что предполагает разработку и реализацию активно-адаптирующей инновационной стратегии субъекта Федерации, основанной на признании органов управления сферы образования в качестве заказчика по отношению к другим мезоэкономическим системам и реализации возможности целенаправленного воздействия на внешнюю для данного сектора среду, а также инициации изменений во внутренней среде с использованием программно-целевого метода и сетевых управленческих структур.

По области исследования «Менеджмент»:

5. Определено, что перепроектирование организационной структуры управления учреждением высшего профессионального образования в результате его преобразования с учетом приоритетного направления развития в регионе должно реализовываться методом постепенного совершенствования с целью преобразования структуры в дивизиональную (при формировании образовательного кластера), матричную (в случае создания федерального университета) либо проектную (при формировании альянсов предприятий реального сектора и учреждений высшей школы).

6. Разработан методический подход к оценке внешних эффектов, генерируемых отдельным учреждением высшего профессионального образования при реализации основной деятельности, предполагающий, что экстерналии являются функцией уровня доверия в регионе и конкретном образовательном учреждении, сформированного на основе их соотношения индекса доверия, деловой репутации вуза, уровня развития социальной сети, центром которой является учреждение высшего профессионального образования, организационной культуры конкретной организации высшей школы, целесообразность применения которого в управленческой практике подтверждается результатами сценарного прогнозирования.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут стать основой для дальнейших исследований механизма воздействия сферы образования на состояние региональной социально-экономической системы и динамику основных мезоэкономических показателей. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы органами федерального и регионального управления при разработке программных материалов, нормативно-правовых актов, регулирующих сферу образования, а также при подготовке соглашений, определяющих условия взаимодействия экономических субъектов и органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в процессе развития национального образовательного пространства.

Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе в преподавании курсов «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, региональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях, в том числе: международной конференции ЮНЕСКО ИИТО и Ассоциированных школ ЮНЕСКО (Казань, 2011), международном форуме «Формирование современного информационного общества — проблемы, перспективы, инновационные подходы» (Санкт-Петербург, 2012) и др. Имеется 9 публикаций по теме диссертации общим объемом (15,6 п.л. (авт. — 14,85 п.л.Х в том числе 3 статьи в журнале «Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник», рекомендованном ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Разработанные теоретические и практические рекомендации внедрены и используются в работе Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ в ходе подготовки методических рекомендаций, направленных на применение современных инновационных образовательных технологий при организации учебного процесса и оказании образовательных услуг населению, в учебном процессе НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», что подтверждено справками о внедрении. Ряд положений диссертационной работы использованы при подготовке программных комплексов «Организация дистанционного асинхронного обучения» (ДАО ТИСБИ) и «Интегрированная система управления ВУЗом» (ИСУ ВУЗ) (Свидетельства РОСПАТЕНТ №№ 2 002 610 131 от 4.02.02, 2 002 620 069 от 15.05.02, Свидетельство РОСПАТЕНТ № 2 004 610 749 от 24.03:2004), созданных специалистами Информационно-технического центра НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» с участием автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающей 217 наименований, и приложений.

Заключение

.

Система образования рассматривается в контексте политической, экономической или социальной жизни общества. Реформирование системы образования в России и ее регионах в третьем тысячелетии исследуется на фоне двух процессов: историко-эволюционного развития системы и активного перехода России от командно-административного к рыночному способу хозяйствования.

Развитие высшей школы в провинции — путь приобщения российских регионов к новым технологиям, интенсивного освоения периферии, преодоления отсталости и достижения устойчивого развития. Теория человеческого капитала рассматривает образование как капитал, важнейшую предпосылку социально-экономического подъема. Высшая школа — важнейший инструмент интеллектуального освоения и развития региона. Однако в процессе развития высшая школа оказывает воздействие на другие аспекты освоения. В качестве средства социального освоения, как правило, выступают классические университеты.

На основе анализа хода реформ в системе высшего образования в России и ее регионов выявлено, что в настоящее время реформирование, в основном, касается содержательных аспектов. Это направление обеспечено достаточно непротиворечивым законодательством, активно ведутся разработки при сотрудничестве стран мирового сообщества, обеспечивая цели Болонского формата. Между тем, реформирование не затрагивает назревших, в ходе социально-экономических трансформаций, вопросов реформирования организационно-экономического механизма, который не соответствует содержательным преобразованиям, и механизма финансирования в условиях недостатка государственной поддержки.

В настоящее время развитие системы образования характеризуется процессами: усиления концентрации имущества и интеллектуальной элиты в сфере высшего образованияформированием сложных интегрированных разноуровневых образовательных системуменьшением региональных неравенств, особенно среди федеральных округов, по уровню развития высшего образованияизменениями в системе управления высшей школой путем создания окружных советов по высшему образованиювозникновением региональных межобластных университетов и региональных консорциумов в сфере профессионального образования- «экспансией» российского высшего образования на образовательное пространство стран ближнего и дальнего зарубежьявозникновением крупных межгосударственных консорциумов в сфере высшего образованиявыраженной отраслевой структурой управления с присущим высоким уровнем централизациивозрождением единого образовательного пространствадиверсификации источников финансированияослаблением роли традиционных университетовинтеграции Российской Федерации в мировое образовательное пространствоинтеграции образования с наукой и производствоммногие региональные университеты представляют собой интегрированные многофункциональные учебно-научно-производственный комплексыоткрытие первых в России корпоративных университетов, связанное с массовыми инвестициями в высшую школу.

На развитие высшей школы на современном этапе оказывают сущес твенное влияние процессы глобализации и регионализации.

Необходимость реформ вызвана тем, что Россия стала осознавать себя как единое целое с Европой и мировым сообществом. Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Россия может рассчитывать на успешную конкуренцию в э той облас ти.

Модернизация, на наш взгляд, должна осуществляться согласно основным тенденциям и модели нового века, учитывая как национальные традиции культуры и образования, так и современные позитивные мировые тенденции в развитии образования. Это воссоздаст сильную российскую национальную систему образования, являющуюся одновременно крупнейшей час тью мирового образования в целом.

На основе социально-экономического анализа региональной структуры образования определено, что стратегическая программа регионального университета должна быть направлена на формирование качественно нового государственного учреждения высшего профессионального образования классического типа. Формой такого нового вуза может стать инновационный технопарк, а сам университет принять форму образова т ельно-исследова т ельского инновационного государс твенного университета. Сутью нового университета может стать его ориентация на логическое совмещение в рамках проводимой единой учебно-научной политики образовательно-исследовательской деятельности, построенной на базе инновационных разработок, методик и программ.

Определена инфраструктурная основа региональной системы образования. Ее реформирование предлагается начинать с совершенствования законодательного обеспечения, выработки целевых областных программ модернизации системы, в основе которого должны учитываться государственные направления, объявленные приоритетными, в частности интеграция образования, науки и производственной сферы.

Рассмотрен механизм возможной интеграции производственной и социальной инфраструктур в рамках кластерного взаимодействия. Обоснованы цели и возможное направление деятельностипрогнозируется влияние новообразования на совершенствование процесса подготовки кадров в регионе, на социально-экономическую политику в регионе, ориентированную на привлечение дополни те льных финансовых потоков.

Диссертационная работа обобщает проведенные автором исследования, посвященной проблеме управления внешними эффектами образовательных процессов высшей школы в российских регионах. Можно выделить основные результаты, учет которых имеет научное значение и прак тическое применение в современных условиях:

По области исследования «Региональная экономика»:

1. Определено содержание внешних эффектов образовательных процессов, трактуемых как результат реализации трансакций с участием образовательных организаций в условиях ненулевых трансакционных издержек, который проявляется в изменении содержания, объема активов, доходов и вектора развития непосредственно не участвующих в них экономических агентов (реципиентов), что обусловливает необходимость разработки и внедрения системы государственного управления данным сектором экономики в соответствии с разработанной типологизацией экстерналий, основанной на определении границ сферы их влияния, динамики трансформационных издержек, временного периода действия, механизма влияния на ценность активов, статуса участника контракта, источника экстерналии в составе группы экономических агентов.

2. Предложена типологизация внешних эффектов образовательных процессов, которая в качестве классификационного признака использует содержание механизма влияния на ценность активов, что позволило выделить в их составе положительные прямые экстерналииположительные косвенные экстерналииположительные первичные экстерналииположительные вторичные экстреналииотрицательные прямые экстерналииотрицательные косвенные экстерналииотрицательные первичные экстерналииотрицательные вторичные экстреналии.

3. Доказано, что генерирование положительного внешнего эффекта образовательных процессов предполагает формирование региональных кластеров (образовательных или отраслевых), как территориально локализованных, относительно обособленных в рамках единого1 вида экономической деятельности группы субъектов хозяйствования, которые часть функциональных, операционных и ресурсных бизнес-процессов выводят за пределы организации, обеспечивают эффективное использование ресурсного потенциала и повышение конкурентоспособности территории присутствия на основе сочетания формальной самостоятельности сохранивших статус юридических лиц субъектов хозяйствования и внутренней конкуренции с кооперацией и управляющим воздействием со стороны региональных органов власти, при этом образовательные организации в составе кластеров выполняют функции удовлетворения потребностей рынка региона (макрорегиона), субъектов хозяйствования и отдельных потребителей в инвестициях в человеческий капиталпостроения эффективной системы управлениясамоконтроля, инициации изменений, приспособления к новым угрозам и возможностямформирования полюсов роста и зон опережающего развитияформирования доверительных отношений.

4. Обоснован методический подход к формированию системы интернализации внешних эффектов образовательных процессов в регионе, который исходит из признания необходимости участия образовательных организаций в экономическом, социальном и технологическом развитии региона, что предполагает разработку и реализацию активно-адаптирующей инновационной стратегии субъекта Федерации, основанной на признании органов управления сферы образования в качестве заказчика по отношению к другим мезоэкономическим системам и реализации возможности целенаправленного воздействия на внешнюю для данного сектора среду, а также инициации изменений во внутренней среде с использованием программно-целевого метода и сетевых управленческих структур.

По области исследования «Менеджмент»:

5. Определено, что перепроектирование организационной структуры управления учреждением высшего профессионального образования в результате его преобразования с учетом приоритетного направления развития в регионе должно реализовываться методом постепенного совершенствования с целью преобразования структуры в дивизиональную (при формировании образовательного кластера), матричную (в случае создания федерального университета) либо проектную (при формировании альянсов предприятий реального сектора и учреждений высшей школы).

6. Разработан методический подход к оценке внешних эффектов, генерируемых отдельным учреждением высшего профессионального образования при реализации основной деятельности, предполагающий, что экстерналии являются функцией уровня доверия в регионе и конкретном образовательном учреждении, сформированного на основе их соотношения индекса доверия, деловой репутации вуза, уровня развития социальной сети, центром которой является учреждение высшего профессионального образования, организационной культуры конкретной организации высшей школы, целесообразность применения которого в управленческой практике подтверждается результатами сценарного прогнозирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов, 3. Кризис образования: поиск новой парадигмы / 3. Абасов // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. — N 11. — С. 3−6. — Библиогр.: с. 6 (8 назв.).
  2. , А. Угрожает ли России новая реформа образования? / А. Абрамов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. — N 6. — С. 13−15.
  3. , В.В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества / В. ВАзарьева // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — N 2. — С. 110−113.
  4. , М. Единственный критерий истины согласие с данными опыта / М. Алле // МЭ и МО. — 1989. — № 11. — С. 4−19.
  5. Альтбах Филип Г. (Philip G. Altbach) Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства / Альтбах Филип Г. (Philip G. Altbach) — перевод О. Долженко // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. — N 10. -С. 39−46.
  6. , А. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие: часть 2 / А. Андреев // Высшее образование в России. 2005. — N 2. — С. 110−119. — Библиогр.: с. 119 (25 назв.). — Продолж. Начало: N 1. 1
  7. , А. Знания или компетенция? / А. Андреев // Высшее образование в России. 2005. — N 2. — С. 3−11.
  8. , М.В. Высшее образование в России: бум или кризис? !/ М. В. Арапов / Энергия: экономика, техника, экология. 2004. — N 11. — С. 7−15.
  9. , О.Н. Налогообложение государственных высших учебных заведений: проблемы и перспективы / Ольга Николаевна Арзякова, Гавриил Александрович Агарков // Университетское управление: практика и анализ. -2004. N 5/6. — С. 107−111.
  10. , И.Д. Экономика и духовная программа России: монография. / Иван Дмитриевич Афанасенко. СПб.: Изд-во «Третье тысячелетие», 2001. 414 с.
  11. Бабешко, В А. Некоторые вопросы организации и управления научными и инновационными разработками в вузе / В А. Бабешко, ЗА. Темердашев, В. В. Грицай, C.B. Ратнер- В.. Бабешко и др. // Инновации.2004.-N2.-С. 60−63.
  12. , И.И. Управление собственностью высшего учебного заведения / Ирина Ивановна Бабленкова// Высшее образование сегодня.2005.-N2.-С. 6−10.
  13. , Д.И. Экономическое положение русских университетов / Д. И. Багалей. СПБ.: Типография тв-ва «Общественная польза», 1914. С. 12.
  14. , В. И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы / Валентин Иванович Байденко, Нина Александровна Гришанова, Виктория Федоровна Пугач // Высшее образование сегодня. -2005. N 5. — С. 16−21. — Библиогр.: с. 21. — Ил.: 5 фот.
  15. , В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / Валентин Иванович Байденко // Высшее образование сегодня. 2004. — N 2. -С. 14−19. — Библиогр.: с. 19 (8 назв.).
  16. , С. Образовательное законодательство (проблемы кодификации) / С. Барабанова // Высшее образование в России. 2004. — N 9. -С. 142−148. — Библиогр.: с. 148 (10 назв.).
  17. , В. Потенциал экономического развития и научно-технический прогрес / В. Безруков, В. Новосельский // Экономист. 2002. -№ 1. С. 3−6.
  18. , Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер- перевод с английского. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 672 с.
  19. Белая книга российского образования. / Составители: А. Адриан, Э. Бентабет, А. Винокур, Т. Линей, Ж. Планас, Ж. Прохоров и др. М.: Изд-во МЭСИ, 2000, (серия «Проект Тасис «Управление образованием»).
  20. Белов, В А. Глобализация и вопросы геополитики российского образования / В А. Белов // Юридическое образование и наука. 2005. — N 1. -С. 28−30.
  21. , В.О. Новые песни о старом: в Российском Союзе ректоров опять обсуждают новую концепцию и стратегию развития образования / В. О. Белый // Высшее образование сегодня. 2004. — N 11. — С. 57−60.
  22. , ДА. Применение информационных систем управления как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузе / Дмитрий Анатольевич Беляев// Университетское управление: практика и анализ. 2004. — N 5/6. — С. 179−183. !
  23. , B.C. Распределенный университет как форма расширения доступа к современному высшему образованию / Василий Сергеевич Беляков// Университетское управление: практика и анализ. 2004. — N 5/6. — С. 173 178.
  24. , С.А. Лекции по экономике образования / С А. Беляков. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. 338 с.
  25. Беляков, С, А Финансирование расходов на образование: нормативный ме тод / С, А Беляков, АА Воронин // Финансы. 2002. — № 7. С. 20.
  26. , А. П. Правовые проблемы интеграции образования и науки / А. П. Бердашкевич // Инновации. 2005. — N 1. — С. 5−10. — Библиогр.: с. 10 (5 назв.).
  27. , АП. Об организации финансирования науки и образования в 2005 году / А. П. Бердашкевич // Инновации. 2004. — N 8. — С. 37.
  28. Бочков, В. Е. Университетский образовательный комплекс на основе применения дистанционных образовательных технологий = University
  29. Educational Complex Based on Distant Educational Technologies / B.E. Бочков, Ю. Н. Демин // Качество. Инновации. Образование. 2004. — N 2. — С. 31−37.
  30. Н. И. Развитие высшего образования в меняющемся мире: проблемы законодательного обеспечения / Николай Иванович Булаев // Высшее образование сегодня. 2005. — N 3. — С. 2−8. — Библиогр.: с. 8.
  31. , Дж.М. Соч. Т. 1. М.: «Таурус Альфа», 1997. — 560 с. -(Нобелевские лауреат ы по экономике).
  32. В Министерстве образования и науки РФ / Подгот. А. Кокарев Официальные документы в образовании. 2005. — N 11. — С. 13−17.
  33. , JI. Элементы чистой политической экономии, или Теория общественного богатс тва / JI. Вальрас. -М.: Экономика, 2000. 625 с.
  34. , В. Стратегемы болонизации / В. Вахштайн // Платное образование.-2004.-N9.-С. 11−13. 1
  35. , Т. Теория праздного класса. / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984.-367 с.
  36. Вифлеемский, А Наукоемкие технологии и система образования / Анатолий Борисович Вифлеемский, Надежда Левина- Нижегородский институт развития образования, Нижегородский институт развития образования// Народное образование. 2004. — N 9. — С. 91−99.
  37. , А.Б. Продолжение реформ следует. / Анатолий Борисович Вифлеемский // Народное образование. 2005. — N 2. — С. 28−36.
  38. , А.Б. Российское государство больше не гарантирует приоритетности образования / Анатолий Борисович Вифлеемский // Народное образование. 2004. — N8.-C.21−30.
  39. , А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. Книга 1. / Александр Борисович Вифлеемский. М.: Народное образование, 2003. 368 с.
  40. , В. Интеграция региональных вузов: оценка синергизма / В. Владимиров // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2005. — N 3. — С. 712.
  41. , М. Новые подходы и практические шаги по развитию образования / М. Власова // Элитное образование. 2004. — N 12. — С. 66−67- Элитное образование. — 2005. — N 1. — С. 66−67.
  42. , АЛ. Вопросы совершенствования финансирования высшего образования / АЛ. Воронин, С, А Беляков// Финансы. -1998. -№ 9. С. 17.
  43. , Ю. Проблемы воспроизводства отечественного научного потенциала / Ю. Воронин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. -N3.-0. 13−23.
  44. Высшее образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты: коллективная монография / Отв. ред. И. В. Налетова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 116 с.
  45. , Т.С. Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции» / Татьяна Сергеевна Вычик // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. — Т. 7, N 2. — С. 201−206.
  46. , А.И. Интегрируется ли Россия в Европейскую зону высшего образования: проблемы и перспективы Болонского процесса / А. И. Галаган, О. Д. Прянишникова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — N 4.-С. 219−238.
  47. Галичин, В А. Состояние и перспективы интеграции высшего образования и науки в России / В. А. Галичин // Вестник Российского философского общества. 2005. -N1.-0. 177−181.
  48. , О.Г. Высшее образование и наука: интеграция или партнерство? / О. Г. Голиченко // Экономика и математические методы. -2005. Т. 41, N 1. — С. 119−127.
  49. , А. В поисках «исследовательской» модели развития / А. Голованов // Высшее образование в России. 2004. — N 10. — С. 63−68.
  50. , Ю. Образование в контексте глобализации / Ю. Гранин // Высшее образование в России. 2004. — N 12. — С. 112−116. — Библиогр.:'с. 116 (8 назв.). 1
  51. , К. Исследовательский университет : сущность и роль в региональной инновационной системе / Константин Грасмик // Проблемы теории и практики управления. 2005. — N 1. — С. 85−90.
  52. , Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути / Л. Гребнев // Высшее образование в России. 2004. — N 4. — С. 3−17. — Примеч.: с. 15−17.
  53. , Л.С. Образование в России: документы и размышления / Леонид Сергеевич Гребнев // Высшее образование в России. 2005. — N 1. — С. 15−29.
  54. , Л.С. Образование: рынок «медвежьих» услуг?. Ст. 2 / Леонид Сергеевич Гребнев // Высшее образование сегодня. 2005. — N 4. — С. 60−74.
  55. , А.Г. Финансовая академия: образование на уровне мировых стандартов / А. Г. Грязнова, А. Ужеглов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — N 5. — С. 2−6.
  56. , Дж.К. Жизнь в наше время / Дж.К. Гэлбрейт.1- М.: Прогресс, 1986. 416 с.
  57. , Дж.К. Экономические теории и цели общества / Дж.К. Гэлбрейт. -М.: Прогресс, 1978. 406 с.
  58. , Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире / Э. С. Демиденко // Социологические исследования. 2005. — N 2. — С. 80−87.
  59. Директивы ВКП (б) и постановления Советского Правительства о народном образовании за 1917−1947 гг. / Приложение к журналу «Советская педагогика» за 1947 г. М. Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1947. С. 57.
  60. , М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации/М. Дмитриев //Вопросы экономики.- 1999.-№ 2. С. 60.
  61. , ЭД. Смена вех образовательной политики / ЭД. Днепров, Е. В. Ткаченко, В. Д. Шадриков // Педагогика. 2005. — N 4. — С. 104−112.
  62. , О. «Болонский процесс» между Куром и Ельником или о приоритете дела / О. Долженко // Alma Mater: Вестник высшей школы. -2004. N 2. — С. 32−40.
  63. , М. Высшая школа России: на пути к «рыночной модели»? / М. Евдокимов // Высшее образование в России. 2004. — N 5. — С. 170−171.
  64. Европейское пространство высшего образования. Болонская декларация: Совместное заявление европейских Министерств образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестник Российского философского общества. 2005. — N 1. — С. 74−77.
  65. , А.П. Прогноз (о перспективах образования в России) / А. П. Егоршин // Высшее образование в России. 2000. — № 4. С. 17−30.
  66. , Ю.Б. Система менеджмента качества образовательных услуг как фактор обеспечения конкурентоспособности вуза / Ю. Б. Ешкилев // Экономика образования. 2004. — N 6. — С. 69−76.
  67. , A.B. Принципы государственной политики в сфере образования / A.B. Жердин // Право и образование. 2004. — N 2. — С. 103−109.
  68. , И.Г. Высшее образование как общественное благо: (по материалам международной конференции) / И. Г. Животовская // Экономика образования. 2005. — N 1. — С. 95−104.
  69. , О. Социально-экономические аспекты управления развитием образования в России / Ольга Заборовская// Проблемы теории и практики управления. 2005. — N 1. — С. 57−62.
  70. , О.В. Совершенствование инструментария модернизации образования / О. В. Заборовская // Инновации. 2005. — N 1. — С. 16−19.
  71. Замулин, О А. Трансформация университетов и новые подходы к содержанию и структуре образования / Олег Александрович Замулин, Борис Георгиевич Капустин, Давид Львович Константиновский и др. // Высшее образование сегодня. 2004. — N 9. — С. 46−51. 1
  72. Запрягаев, С А. Пути и методы интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство / СЛ. Запрягаев // Образование в регионах России и СНГ. 2004. — N 3. — С. 27−28.
  73. , А.Д. Муниципальный университетский комплекс / Александр Дмитриевич Зарецкий // Высшее образование сегодня. 2004. — N 10.-С. 60−61.
  74. , Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманкж // Высшее образование в России. 2005. — N 4. — С. 23−30.
  75. , ДА. С чего начинать реформу педагогического образования? / ДА. Иванов // Профессиональное образование. 2005. -'N2. -С. 21.
  76. , П. Высшая школа на рубеже XXI века: Субъективные заметки / П. Иванов // Свободная мысль XXI. — 2004. — N 6. — С. 60−77.
  77. , С.В. Университет как региональная корпорация / С. В. Иванов, А. М. Осипов // Образование и общество. 2004. — N 2. — С. 63−68.
  78. , Н.Н. Реформа образования в России / Н. Н. Иванова // Экономические и социальные проблемы России. 2004. — N 1. — С. 79−108.
  79. Иванова-Хачатрян, К. М. Самоаттестация как элемент системы управления качеством образования в ВУЗе / К.М. Иванова-Хачатрян // Проблемы местного самоуправления. 2004. — N 4. — С. 40−49.
  80. , В.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание. / В. Г. Игнатова, JI.A. Батурин, В. И. Бутов, Ю. А. Мащенко, Г. Г. Уварова, С. В. Ходарев, А. С. Ходарев, Ю. Г. Эланский. Москва — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 528 с.
  81. Инновации в научно-образовательной среде = Innovations in Scientific-Educational Sphere / CA. Кащенко, В. П. Майборода, Г. Г. Малинецкий, АА. Харин и др. // Качество. Инновации. Образование. 2004. -N4.-C. 6−15.
  82. , О.В. О модернизации сферы высшего профессионального образования в России / Олег Васильевич Иншаков// Экономическая наука современной России. 2005. — N 1. — С. 131−143.
  83. , Н.В. Сколько стоит университет: монография / Николай Викторович Исаев. Кострома: ГОУ ВПО КГУ им. НА Некрасова, 2005. 286 с.
  84. , E.H. Теоретико-методологические проблемы образования: социально-философский анализ образования / E.H. Калашникова // Образование в регионах России и СНГ. 2004. — N 3. — С. 4660.
  85. , Е.С. Генезис системы образования в юридических актах РФ / Е. С. Кананыкина // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004.-N 5.-С. 36−40.
  86. , П.Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1994. — № 2. С. 72.
  87. , В. Вузовская наука локомотив новых технологий / В. Карасев // Челябинск. — 2004. — N 12. — С. 54−55.
  88. , Е. Высшая школа отвечает на вызовы времени / Елена Карпухина // Человек и труд. 2004. — N 11. — С. 66−67.
  89. , М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  90. , АП. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России / А. П. Катровский. М.: Ме ждународные о т ношения, 2003. — 208 с.
  91. , В.В. Проблемы правового обеспечения организации и деятельности университетских комплексов / В. В. Кванина // Право и образование. 2005. — N 1. — С. 43−48.
  92. , Дж.Н. Предмет и метод политической экономии / Дж.Н. Кейнс.-М., 1899.
  93. , В.Г. Контуры системы образования XXI века / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. № 5. С.5−12.
  94. , Т. Экономика диктует перемены в российском высшем образовании / Татьяна Клячко- Правительство России, Академия народного хозяйства, Центр экономики непрерывного образования// Народное образование. 2004. — N 10. — С. 80−83.
  95. , В.П. Университетский комплекс как фактор развития региона / В. П. Ковалевский // Регионология. 2004. — N 2. — С. 205 212.
  96. , В. Н. Коммерциализация высшего образования угроза национальной безопасности России / В. Н. Колесников, И. В. Кучер, В. Н. Турченко // Педагогика. — 2004. — N 6. — С. 99−106.
  97. , В.П. Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс / В. П. Колесов // Экономика образования. 2004. — N 2. — С. 7−20. -Библиогр.: с. 11 (2 назв.).
  98. , С. Просвещенные «кидалы» / Сергей Комков- фото А. Благодатских, П. Максимова // Природа и человек (Свет). 2005. — N 5. — С. 2−4. — Ил.: 2 фото.
  99. , Р. Об эффективности российского высшего образования / Р. Коротков // Высшее образование в России. 2004. — N 10.
  100. , С.Л. Предмет и метод экономики образования / С. Л. Костанян. -МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1976. 238 с.
  101. , В.Ф. Проектирование оптимального образовательного пространства / В. Ф. Кравченко // Образование и общество. 2004. — N 6. — С. 24−28.
  102. , Ю. Анализ конкурентоспособности и привлекательности регионального вуза (с точки зрения конкретной специальности) / Ю. Краковский // Alma Mater: Вестник высшей школы. -2005.-N4.-С. 39−43.
  103. , В.В. Развитие информационной инфраструктуры вуза для решения задач управления / Владимир Васильевич Крюков, Карина Иосифовна Шахгельдян // Университетское управление: практика и анализ. -2004.-N4.-С. 67−77.
  104. С.П. Образовательный кластер как фактор профессионализации/ С.П.Кузнецов//Вестник экономики, права и социологии. -2011. № 3. — с. 67−69
  105. , Н.Е. О модернизации образования в России / Н. Е. Кузьменко, В .В. Лунин, О. Н. Рыжова // Педагогика. 2005. — N 3. — С. 107−116.
  106. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1975.-288 с.
  107. , И. Фальсификация и методология научных исследовательских программ /И. Лакатос. М.: Дело, 1995. — 396 с. '
  108. , B.B. Интеграция науки и образования как фактор развития общества / В. В. Лаптев, С. А. Писарева // Инновации. 2004. — N 6. -С. 8−13.
  109. , В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. Эдиториал УРСС, 2003. — 368 с.
  110. , И.М. Высшее профессиональное образование в условиях рыночных отношений: классификационный и структурный аспект / Ирина Михайловна Лоханина // Безопасность Евразии. 2004. — N 2. — С. 369−378.
  111. , МА. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения: монография. / Марина Анатольевна Лукашенко. М.: Высшая школа, КноРус, 2002. 285 с.
  112. , Е.А. Базовые модели высшей школы в инновационной экономике / Е. А. Лурье // Инновации. 2004. — N 2. — С. 45−50.
  113. , Е.А. Проблемы сотрудничества высшей школы и регионов в области науки и образования / Е. А. Лурье // Инновации. 2005. — N 1. — О. 3−4.
  114. , Л. Реформа образования: благие намерения, обретения, потери / Л. Любимов // Высшее образование в России. 2004. — N 12. — С. 824.
  115. , В.П. Что мешает развитию нашего образования?: полемические заметки / В. П. Максаковский // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. — N 2. — С. 51−56.
  116. , Ю. Методика оценки инновационного потенциала учебно-научно-инновационного комплекса многопрофильного технического университета / Ю. Максимов, С. Митяков, О. Митякова // Инновации. -2004.-N2.-С. 51−55.
  117. , К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс. -М.: Политиздат, 1988. -Т.1., 891 с.
  118. , К. Соч.: В 30 т. 2-е издание / Карл Маркс, Фридрих Энгельс. -М.: Госполитиздат — Политиздат, 1955−1968. I
  119. , А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. М.: Издательская группа «Прогресс Универс», 1993. — Т. 1., 415 с.
  120. , Е.Ю. Образовательные кредиты: за и против / Е. Ю. Мельникова // Профессиональное образование. 2005. — N 1. — С. 33−34.
  121. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. / Под ред. АП. Егоршина, Н. Д. Никандрова. — Н. Новгород: НИМБ, 2004. 526 с.
  122. Мизес, Людвиг фон. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции / Людвиг фон Мизес. М.: Дело, 2001. — 798 с.
  123. Мизес, Людвиг фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Людвиг фон Мизес- перевод с английского. М.: НПО «Экономика», 2000. — 878 с.
  124. Министерство образования РФ. 3-я Международная научно-методическая конференция Дистанционное обучение образовательная среда XXI века (3- 13−14.11.2003- Москва). Информационное сообщение // Открытое образование. 2003. — N 4. — С. 4−6.
  125. Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко о задачах 2005 года: информация с официального сайта Правительства РФ: извлечение // Официальные документы в образовании. -2005.-N5.-С. 17−18.
  126. , Д. Российское образование оценка Рособразования / Дмитрий Мисюров // Обучение в России. — 2005. — N 4. — С. 36−37.
  127. , И.А. Проблемы формирования и функционирования рынка образовательных услуг / И А. Морозова // Вестник Волгоградскогогосударственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. 2004. — N 8. -С. 37−39.
  128. , Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф.Х. Найт- перевод с английского. М.: Дело, 2003. — 260 с.
  129. , А.Д. Высшее образование и академическая наука: интеграционный проект в главном вузе страны / Александр Дмитриевич Некипелов // Российский экономический журнал. 2005. — N 2. — С. 60−71.
  130. , Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. М.: Дело, 2002. — 536 с.
  131. Нестеров, B. J1. Модель финансового управления учебным процессом вуза / Валерий Леонидович Нестеров, Валерий Иванович Радченко// Университетское управление: практика и анализ. 2004. — N 3. -С. 68−76.
  132. , В. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии / В. Нечаев, С. Шаронова // Высшее образование в России. 2004. — N 7. — С. 86−95. -Библиогр.: С. 94−95 (17 назв.).
  133. , Д.Н. Образование и наука: технология взаимодействия / Дмитрий Николаевич Никандров// Профессиональное образование. 2005. -N4.-С. 2−3.
  134. , В.В. Эпигенетическая теория эволюции как концептуальная модель развития системы управления образованием / В. В. Николина, А. Д. Николаева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. -N 1.-С. 41−46.
  135. , В. Глобальное образование: пределы либерализации / В. Никольский // Высшее образование в России. 2004. — N 8. — С. 17−25. -Библиогр.: с. 25 (11 назв.).
  136. , ДА. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. / ДА. Новиков, Н. П. Глотова. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. 142 с. 1
  137. Новый этап реформирования высшего образования // Высшее образование сегодня. 2004. — N 12. — С. 3−6.
  138. Носков, В. А Рынок интеллекта: Проблемы развития конкурентоспособности высшей школы / В А. Носков // Российское предпринимательство. 2003. — N 11. — С. 109−112. — Продолж. Начало в NN 8−10.
  139. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Директор школы. 2005. — N 2. — С. 89−98.
  140. О ходе реформы системы образования // Экономика образования. -2004.-N3.-C. 159−161.
  141. , В.Н. Университет в социально-культурном пространстве региона / Владимир Николаевич Окатов // Высшее образование в России. 2004. — N 12. — С. 73−75.
  142. , Т. Ваш абитуриент в Болонском процессе / Татьяна Парамонова // Российская торговля. 2005. — N 3. — С. 10−11.
  143. , Н.И. Право на образование в России и Болонский процесс / Н. И. Побежимова // Юридическое образование и наука. 2004. — N 2. — С. 2−3.
  144. , М. Личностное знание /М. Полани. -М.: Прогресс, 1985.496 с.
  145. , А. Модернизация или вестернизация: позиция психолога / А. Понукалин // Высшее образование в России. 2004. — N 12. — С. 154−155.
  146. , К. Логика и рост научного знания: Избранные работы / К. Поппер. -М.: Прогресс, 1983. 608 с.
  147. , К. Открытое общество и его враги: В 2 т. / К. Поппер. -М.: Дело, 1992.
  148. , А.Г. Проблемы и тенденции развития современной высшей школы / Анатолий Георгиевич Поршнев// Экономическая наука современной России. 2005. — N 1. — С. 143−147.
  149. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: Прогресс, 1991. — 218 с. 1
  150. Президент РФ / подгот. А. Кокарев // Официальные документы в образовании. 2005. — N 5. — С. 19−22.
  151. , А. О защите образования от рынка / Александр Привалов// Эксперт. 2005. — N 4. — С. 8.
  152. , В. О законодательной основе развития системы высшего профессионального образования: комментарий специалиста / В. Привезенцев // Официальные документы в образовании. 2005. — N 9. — С. 618.
  153. Природа фирмы / Под ред. О. И. Уильямсона и С. Дж. Уинтера: Перевод с английского. -М.: Дело, 2001. 360 с.
  154. Проблемы реформирования высшей школы обсуждает Секция экономики ООН РАН // Экономическая наука современной России. 2005. — N 1.-С. 156−158.
  155. , Д. Взгляд на развитие системы высшего профессионального образования / Д. Пузанков, И. Федоров, В. Шадриков // Высшее образование в России. 2004. — N 9. — С. 14−18.
  156. , В.В. Кадры в государственной научно-технологической политике //Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 2−5.
  157. Развитие науки в вузах России // Экономика образования. 2004. -N6.-0. 113−115.
  158. , Т. М. Образовательное законодательство: развитие или стагнация? / Т. М. Резер // Профессиональное образование. 2005. — N 3. — С. 11−13. 1
  159. Реформа системы образования // Экономика образования. 2004. -N4.-0. 108−110.
  160. Российская Федерация. Министерство образования и науки (Москва). О группе по осуществлению Болонских принципов в России: приказ Минобрнауки РФ от 25 октября 2004 г. N 100 // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. 2005. — N 1. — С. 40.
  161. Российские вузы осваивают зарубежный опыт // Экономика образования. 2004. — N 6. — С. 116−117.
  162. , В. Еще раз о качестве образования, ученых степенях и званиях и вхождении в европейское образовательное пространство / В. Садков, Д. Аронов, П. Машегов // Alma Mater: Вестник высшей школы.1 2005. N 1. — С. 27−31.
  163. , Я. Что дают инвестиции в высшее образование? / Ян Саддак // Высшее образование сегодня. 2004. — N 4. — С. 48−51.
  164. , В.А. Юбилей в эпоху перемен Стенограмма пресс-конференции, 3 декабря 2004 года, 12.30. // Московский комсомолец. 12 декабря 2004 года. С. 7.
  165. , П.Д. Модель и организационная структура российской системы управления образованием в XXI веке / П. Д. Саркисов // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — N 1. — С. 42−47.
  166. , П.Д. Современные аспекты управления высшимобразованием в России / П. Д. Саркисов // Менеджмент в России и зарубежом. 2004. — N 4. — С. 81−88.
  167. , А.П. Пути реформирования системы образования в свете концепции устойчивого развития / А. П. Свиридов // Информационные технологии. 2005. -N 1. — С. 65−71.
  168. Я.И. Проблемы проектно-ориен тированного управления в современном ВУЗе / Я.И.Серкина// Вестник экономики, права и социологии. 2012.-№ 3.-с. 84−86
  169. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо. М.: Эконов-Ключ, 1993.-890 с.
  170. , О.Н. Образовательная политика: гражданская позиция / О.Н. Смолин- беседовал Я. С. Турбовский // Педагогика. 2005. — N 4. — С. 4552.
  171. Совет Российского союза ректоров. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: постановление от 06. 12. 2004, N 1 // Официальные документы в образовании. 2005. — N 4. — С. 3−9.
  172. , О.М. Региональный аспект модернизации высшего образования в условиях Болонского процесса / О. М. Соколов, Т. С. Буторина, Г. В. Комарова, Е. В. Ширшов // Известия вузов. Лесной журнал. 2005. — N ½.-С. 156−167.
  173. , Р. Опыт интеграции образования и науки / Р. Стронгин, Г. Максимов // Высшее образование в России. 2005. — N 1.
  174. Существенные изменения в образовательном законодательстве // Открытая школа. 2004. — N 6. — С. 3−5.
  175. Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 796 с.
  176. , Л. Н. Подходы к проведению аудита эффективности в сфере образования на стадии формирования проекта федерального бюджета на 2005 год / Л. Н. Титова, О. П. Синельникова // Экономика природопользования. 2005. — N 2. — С. 82−89.
  177. , Ю. Доктрина образования, выращивание интеллектуального ресурса и экономика / Юрий Травкин// РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2005. — N 2. — С. 85−86.
  178. , В.Ю. Просвещение и мракобесие: «реформы» образования: прошлое и настоящее / В. Ю. Троицкий // Молодая гвардия. -2005. N 5/6. — С. 150−160.
  179. , С. Человеческое понимание / С. Тулмин. М.: Прогресс, 1984.-327 с.
  180. , В.Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность / В. Ю. Тюрина // Финансы и кредит. 2004. — N 28. — С. 69−79.
  181. , О.И. Экономические институты капитализма /О.И. Уильямсон. СПб.: Лениздат, СЕУ Пресс, 1996. — 695 с.
  182. , Л.В. Муниципальная образовательная политика / Л. В. Усова // Проблемы местного самоуправления. 2004. — N 4. — С. 20−26.
  183. , М.В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика / М. В. Ушакова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — N 5. -С. 254−264.
  184. , П. Против методологического принуждения: Опыт анархистской теории познания / П. Фейерабенд // Избранные труды по методологии науки.-М., 1986.-С. 125−466.
  185. , В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI века / В. М. Филиппов // Высшее образование в России. 2001. — № 1. С. 5−15.
  186. , В.П. Система образования в Российской Федерации: стратегия развития и реформирования / В. П. Фомина, A.B. Кустов // Официальные документы в образовании. 2005. — N 8. — С. 25−37.
  187. , М. Методология позитивной экономической науки / М. Фридмен // THESIS. -1994. Т. 2. — Вып. 4. — С. 20−52.
  188. , АА. Настройщик в бархатных перчатках: интервью с министром образования и науки РФ. / Андрей Александрович Фурсенко- [беседовал] Дан Медовников // Эксперт. 2005. — N 15. — С. 21−22.
  189. , Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок /Ф.А. Хайек.- М.: Изограф, 2000. 256 с. I
  190. , А.Н. «Наука образование- производство» в условиях Наукограда / А. Н. Хоменко- А. Н. Хоменко// Профессионал. — 2005. — N 2. — С. 7−8.
  191. , А. Вуз и устойчивое развитие / А. Худин // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. — N 11. — С. 12−16. — Библиогр.: с. 16 (10 назв.).- В надзаг.: Курский государс твенный универси те т. 1
  192. , А.Н. Пути решения проблем управления вузами / А. Н. Чмыхов // Инновации в образовании. 2002. — N 3. — С. 69−79.
  193. , Т.М. Миссия университета в решении региональных проблем / Татьяна Михайловна Чурекова// Университетское управление: практика и анализ. 2004. — N 2. — С. 50−53.
  194. Шаг вперед или два шага назад?: министр образования и науки РФ АА. Фурсенко: «Концепция реформы затронет весь образовательный процесс.» // Учитель. 2005. — N 1. — С. 2−3.
  195. , А.Е. Новая институциональная экономическая теория /А.Е. Шастико. -М.: ТЕИС, 2002. 256 с.
  196. М.Д. Образовательное сообщество как экономическая корпорация/ М.Д. Щелкунов// Вестник экономики, права и социологии. 2010. — № 1 — С. 72−74.
  197. , В.Е. Технопарки России. / В. Е. Шукшунов. -М., 1996.
  198. , О.В. Социальная мобильность в образовании / О. В. Шулакова //Вопросы статистики. 2005. — N 6. — С. 66−70.
  199. , В.М. Экономические интересы и их реализация в транзит арной экономике / Владислав Михайлович Юрьев. Дис.. д.э.н. М.: 1997.-412 с. 216. www.deloros.ru., рубрика «Новое ти». 1217. www.finiz.ru., рубрика «Известия науки».
Заполнить форму текущей работой