Снижение выбросов углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя добавкой водорода в топливовоздушную смесь
Актуальность работы. На долю автомобильного транспорта в про-мышленно развитых регионах, по оценкам специалистов, приходится порядка 60−80% всех токсичных выбросов. Для снижения выбросов вредных веществ в окружающую среду, вызванного ростом парка автомобилей, начиная с 1972 г. правительства разных стран используют законодательные документы, в которых установлены требования к допустимому… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние вопроса, цель и задачи исследования
- 1. 1. Источники несгоревших углеводородов в цилиндре бензинового двигателя внутреннего сгорания
- 1. 1. 1. Объемные углеводороды
- 1. 1. 2. Замороженные слои
- 1. 1. 3. Объемы гашения
- 1. 2. Особенности рабочего процесса бензинового ДВС на режимах пуска и прогрева
- 1. 3. Особенности образования и разложения несгоревших углеводородов в цилиндре бензинового ДВС на режимах пуска и прогрева
- 1. 4. Методы снижения токсичности ОГ бензиновых двигателей
- 1. 4. 1. Анализ эффективности применения систем нейтрализации
- 1. 4. 2. Воздействие на рабочий процесс
- 1. 5. Влияние добавки водорода на процесс горения ТВС
- 1. 1. Источники несгоревших углеводородов в цилиндре бензинового двигателя внутреннего сгорания
- Глава 2. Исследование на моторном стенде влияния добавки водорода на выбросы углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового ДВС. ill 2.1 Методика испытаний
- 2. 2. Оценка погрешностей измерений
- 2. 2. 1. Оценка погрешностей прямых измерений
- 2. 2. 2. Оценка погрешностей косвенных измерений
- 2. 3. Результаты стендовых испытаний двигателя ВАЗ-2111 и их анализ. гр 2.4 Определение зависимости выбросов СН от параметров двигателя ty на режиме прогрева
- 2. 2. Оценка погрешностей измерений
- Глава 3. Исследования токсичности автомобиля ВАЗ-21 102 при работе с добавкой водорода на режимах пуска и прогрева
- 3. 1. Разработка и результаты испытаний автономной системы добавок водорода в ТВС
- 3. 1. 1. Исходные предпосылки, общее описание и алгоритмы работы системы подачи водорода
- 3. 1. 2. Описание работы системы подачи водорода
- 3. 1. 3. Методика испытаний
- 3. 2. Определение параметров ЭСУД при добавке водорода на режимах пуска и прогрева
- 3. 2. 1. Методика испытаний
- 3. 2. 2. Определение параметров ЭСУД
- 3. 2. 3. Результаты испытаний
- 3. 1. Разработка и результаты испытаний автономной системы добавок водорода в ТВС
Снижение выбросов углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя добавкой водорода в топливовоздушную смесь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. На долю автомобильного транспорта в про-мышленно развитых регионах, по оценкам специалистов, приходится порядка 60−80% всех токсичных выбросов [3, 31, 37, 42, 58]. Для снижения выбросов вредных веществ в окружающую среду, вызванного ростом парка автомобилей, начиная с 1972 г. правительства разных стран используют законодательные документы, в которых установлены требования к допустимому количеству токсичных компонентов в отработавших газах (ОГ) выпускаемых автомобилей. При этом требования к экологическим показателям выпускаемых автомобилей с каждым годом ужесточаются [31, 32, 55, 56].
Исследования показывают, что основное количество вредных веществ (до 50%) выбрасываемых при испытаниях автомобиля на соответствие нормам токсичности (ЕСЕ, ЕРА, FTP, CARE и др.), приходится на режимы пуска и прогрева двигателя [3, 5, 58, 71]. Основными токсичными компонентами на указанных режимах являются продукты неполного сгорания, несгоревшие углеводороды (СН) и окись углерода (СО), что объясняется необходимостью значительного обогащения топливовоздушной смеси (ТВС), а также неэффективной работой системы нейтрализации ОГ на этих режимах. При этом, наиболее трудно устранимыми из указанных компонентов являются несгоревшие углеводороды [4, 35, 57]. Учитывая токсичные свойства СН, в том числе и канцерогенные, а также роль в образовании смога [35, 42, 58, 65, 74], снижение СН на режимах пуска и прогрева является актуальной задачей.
Одним из известных способов снижения количества токсичных выбросов двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является использование водорода, как в чистом виде, так и в качестве добавки к основному топливу. Вопросу использования водорода посвящено большое количество теоретических и экспериментальных работ, как в нашей стране, так и за рубежом [9, 15, 22, 23, 26, 29, 32, 33, 45, 60, 64]. Исследования показывают, что добавка небольшого количества водорода (около 5% от массы топлива) позволяет заметно расширить пределы стабильного воспламенения и горения топливовоздушной смеси и увеличить полноту сгорания топлива. Это приводит к значительному сокращению количества токсичных выбросов с ОГ ДВС и улучшению его экономических показателей.
Анализ литературы показывает, что применение водорода в качестве добавки в ТВС на режимах пуска и прогрева ДВС практически не изучено, а имеющаяся информация по этому вопросу носит в основном исследовательский характер. Однако, за последние несколько лет количество публикаций, посвященых этой теме, значительно увеличилось, что свидетельствует о возрастающем интересе к данному вопросу. Так, например, известна разработка фирмы Delphi, в которой водородосодержащий газ, полученный в специальном риформере из ОГ, подается на впуск двигателя в период пуска и прогрева [51]. Известны также недавние разработки фирм Volvo, Сименс и др., в которых для снижения токсичности ОГ на режимах пуска и прогрева ДВС используется водород [1, 17, 20].
Следует отметить, что согласно концепции развития горения и взрыва как области научно-технического прогресса, принятой научным советом РАН в 2001 г. [40], «. перспективы улучшения экономических и экологических характеристик ДВС следует связывать с применением водорода. именно исследование процессов горения смесей водорода с углеводородами. следует считать приоритетным направлением развития работ по горению применительно к ДВС».
Цель и задачи работы. Целью работы является снижение массовых выбросов СН в период пуска и прогрева бензинового двигателя путем добавки водорода к основному топливу.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
— разработать методику испытаний по оценке влияния добавок водорода в ТВС на параметры двигателя в период пуска и прогрева;
— определить количественные зависимости и выявить закономерности выбросов СН в период пуска и прогрева бензинового двигателя от величины добавки водорода;
— разработать автономную систему добавки водорода для обеспечения малотоксичной работы двигателя в период пуска и прогрева двигателя;
— оптимизировать работу системы подачи водорода в составе автомобиля по токсичности и экономичности ДВС;
— экспериментально определить пределы возможного снижения выбросов СН при добавке водорода на режимах пуска и прогрева с учетом ограниченного запаса водорода на борту автомобиля и работы каталитической системы нейтрализации ОГ.
Объект исследования. Объектом исследования являлся поршневой бензиновый двигатель внутреннего сгорания с искровым зажиганием типа ВАЗ-2111 с рабочим объемом 1,5 литра, степенью сжатия 8 = 9,9, оснащенный электронной системой распределенного впрыска топлива, как независимый объект, так и в составе автомобиля ВАЗ-21 102 укомплектованного в соответствии с нормами Евро-2.
Предмет исследования. Предмет исследования заключается в изучении зависимостей выбросов с ОГ СН при добавках водорода в период пуска и прогрева двигателя.
Методы исследования. При проведении исследований применялся экспериментальный метод, включающий стендовые испытания двигателя и испытания двигателя в составе автомобиля.
Достоверность результатов исследования. Достоверность результатов исследования достигается проведением повторных (многократных) опытов и соответствующей статистической обработкой их результатов, а также проведением экспериментов в сертифицированной лаборатории УПД ДТР ОАО «АВТОВАЗ» по методике предусмотренной правилами 8305 ЕЭК ООН.
Научная новизна:
— установлены эмпирические зависимости и выявлены закономерности изменения массовых выбросов СН от количества добавляемого водорода в ТВС в период пуска и прогрева двигателя;
— исследована и опытно подтверждена эффективность использования малых добавок водорода для снижения выбросов СН бензинового двигателя, в том числе оснащенного системой нейтрализации ОГ, на режимах пуска и прогрева;
— определены пределы возможного снижения выбросов СН при использовании малых добавок водорода в ТВС на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя.
Практическую ценность представляют:
— разработанная, оптимизированная по энергопотреблению и апробированная опытной эксплуатацией на автомобиле конструкция автономной системы подачи водорода в ТВС, обеспечивающая снижение массовых выбросов СН автомобилем;
— достоверные результаты испытания системы добавки водорода в период пуска и прогрева двигателя, показавшие возможность снижения СН на 30% {СО на 40%) от исходного уровня выбросов при добавке водорода в количестве до 10% от массы топлива;
— рекомендации по использованию водорода в качестве добавки к основному топливу бензинового двигателя на режимах пуска и прогрева для снижения массовых выбросов СН;
— доказанная эффективность использования ограниченного количества водорода для снижения выбросов СН до практически значимых уровней.
Реализация результатов работы. Результаты настоящих исследований использованы в следующих договорных и госбюджетных научноисследовательских работах выполняемых кафедрой «Тепловые двигатели».
Тольяттинского государственного университета:
1 «Экспериментальные исследования автомобиля ВАЗ-21 102 оснащенного системой подачи водорода», договор № 17 217 от 10.01.2001, ОАО «АВТОВАЗ» — Тольяттинский государственный университет, 2003.
2 «Исследования кинетики термического окисления токсичных составляющих в забалластированных газовых смесях», госбюджетный договор № 17 549, Министерство образования и науки — Тольяттинский государственный университет, 2002 -2004.
3 «Исследования режимов работы генератора синтез газа, работающего на принципе воздушной конверсии природного газа», договор № 172 401 от 01.09.2004, Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН — Тольяттинский государственный университет, 2004 -2005.
Материалы работы применяются в учебном процессе при подготовке инженеров по специальности «Тепловые двигатели» и смежных специальностей.
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научно-технических семинарах кафедры «Тепловые двигатели» ТГУ, а также на следующих конференциях: Международная научно-практическая конференция «Прогресс транспортных средств» ВГТУ, Волгоград — 2002; Всероссийская научно-техническая конференция с международным участием «Современные тенденции развития автомобилестроения в России», Тольятти — 2004; Всероссийская научно-техническая конференция «Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей», Самара-2004; Международный симпозиум посвященный 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва — 2005.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
— экспериментальные зависимости влияния добавок водорода в ТВС на массовые выбросы СН в период пуска и прогрева бензинового двигателя;
— эмпирические зависимости, определяющие взаимосвязь выбросов СН с количеством добавляемого водорода и параметров работы на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя, как отдельного объекта исследования, так и в составе автомобиля;
— система добавки водорода в ТВС обеспечивающая снижение выбросов СН в период пуска и прогрева двигателя и алгоритмы ее работы, определенные по эмпирическим зависимостям.
Автор выражает глубокую благодарность научному руководителю, д.т.н. проф. М. М. Русакову, к.т.н. доценту J1.H. Бортникову, доценту А. Н. Афанасьеву, а также всем сотрудникам кафедры «Тепловые двигатели» Тольяттинского государственного университета.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
В результате выполненных работ сделаны следующие выводы:
1 Разработана методика испытаний, позволившая провести исследования по оценке влияния добавок водорода в ТВС на параметры двигателя в период пуска и прогрева.
2 Экспериментально исследована взаимосвязь выбросов несгоревших углеводородов и добавки водорода в ТВС на режимах пуска и прогрева, при этом получено:
— добавка водорода в ТВС заметно расширяет диапазон возможного регулирования двигателя по составу смеси и УОЗ, в частности добавка водорода в количестве 5−10% от массового расхода топлива обеспечивает стабильную работу двигателя в период пуска и прогрева при коэффициенте избытка воздуха до 1,3 и УОЗ до 0 °п.к.в., что позволяет снизить выбросы СН и СО при уменьшении расхода топлива в среднем на 15−20% и практическом сохранении уровня температуры ОГ;
— зависимость выбросов СН в период пуска и прогрева при добавке водорода от, а и УОЗ более пологая, причем с увеличением расхода водорода данная тенденция увеличивается;
— наименьшие выбросы СН в период пуска и прогрева имеют место при коэффициенте избытка воздуха, а примерно равным 1,0, УОЗ — 5 °п.к.в. и расходе водорода — 7% от массового расхода топлива (0,04 кг/ч) при обеспечении стабильной работы двигателя.
3 Установлена эмпирическая зависимость предложенного параметра удельных выбросов СНЛ от количества добавляемого водорода в период пуска и прогрева двигателя, позволяющая:
— определять оптимальные параметры работы двигателя (а, УОЗ) и количество подачи водорода в ТВС, обеспечивающие максимальный эффект снижения выбросов СН в период пуска и прогрева;
— прогнозировать уровень выбросов СН двигателем в период пуска и прогрева при добавке водорода.
4 Разработана и апробирована опытной эксплуатацией на автомобиле в течении двух лет автономная система подачи водорода, оптимизированная по токсичности и экономичности ДВС, в том числе оснащенного системой каталитической нейтрализации и определены пределы возможного снижения несгоревших углеводородов при использовании добавки водорода в количестве 10−20 литров при пуске и прогреве.
5 Оценена эффективность способа снижения выбросов углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя с электронной системой управления путем добавки в ТВС малого количества водорода, в частности, испытания автомобиля ВАЗ-21 102 в комплектации 4С (Е-2) по методике 83−05 ЕЭК ООН показали, что применение системы добавки водорода позволяет снизить массовые выбросы в среднем СН на 30%, СО на 40% при сохранении на том же уровне выбросов NOx и С02, что практически приближает показатели к нормам Евро-3.
Список литературы
- Автомобили в России и за рубежом: информационный бюллетень № 2, с. 26.-2003.
- Апелинский Д.В. Повышение эффективности нейтрализации отработавших газов бензинового двигателя холодного пуска и прогрева: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. 2003.
- Асмус Т.У. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями / Т. У. Асмус, К. Бриннакке и др.- под ред. Д. Хиллиарада, Дж.С. Спрингера- перевод с англ. Васильева- под ред. А. В. Кострова. М.: Машиностроение, 1988.
- Бортников Л.Н. Определение отношения бензин-водород для устойчивой работы поршневого ДВС на бедных смесях / Л. Н. Бортников, М. М. Русаков и др.- Вестник Самарского аэрокосмического университета. -2000.
- Бортников Л.Н. Определение соотношения бензин-водород для обеспечения устойчивой работы поршневого ДВС на бедных смесях/ Л. Н. Бортников и др.- Сборник СГАУ вып. 3. 2000.
- Воинов А.И. Процессы сгорания в быстроходных поршневых двигателях / А.И. Воинов- М.: Машиностроение. 1977.
- Вырубов Д.Н. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей: учебник для втузов по спец. «двигатели внутреннего сгорания» / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В.И.
- Ивин и др.- под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. Изд. 4-е, перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1983.
- Гамбург Д.Ю. Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: справ. Изд. / Д. Ю. Гамбург, В. П. Семенов, Н. Ф. Дубовкин, JI.H. Смирнова. Под ред. Д. Ю. Гамбурга, Н. Ф. Дубовкина. -М.: Химия. 1989.
- Герц Е.В. Расчет пневмо-приводов: справочное пособие / Е. В. Герц, Г. В. Крейнин. М.: Машиностроение. — 1975.
- Гибадулин В.З. Влияние микродобавок водорода на токсичность бензиновых ДВС / В. З. Гибидулин и др.- Вестник МАНЭБК № 1. 1998.
- ГОСТ 8.207−76. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений.
- Двигатели внутреннего сгорания: реферативный журнал № 1.2001.
- Двигатели внутреннего сгорания: учебник для втузов по спец. «двигатели внутреннего сгорания» / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. Изд. 4-е перераб. и доп. — М.: Машиностроение. — 1984.
- Жуковский А.Е. Испытание жидкостных ракетных двигателей: учеб. пособие для авиационных спец. вузов / А. Е. Жуковский, B.C. Кондрусев, В. Я. Левин, В.В. Опорочков- под ред. В. Я. Левина. М.: Машиностроение. -1975.
- Заявка 10 019 007 Германия МПК 7 F02M25/12, F02M21/02. Устройство для снижения токсичности отработавших газов двигателей / (Германия) — Siememens AG. Hummer Thomas. заявл. 17.04.2000- опубл. 16.11.2000- приоритет 20.04.99, № 19 917 697.3.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. А. Звонов. Изд. 2-е перераб. -М.: Машиностроение. — 1981.
- Зельдович Я.Б. Теория горения и детонации газов / Я.Б. Зельдович- М.: АН СССР. 1994.
- Злотин Г. И. Влияние добавки водорода на продолжительность первой фазы сгорания в карбюраторном двигателе / Г. И. Злотин и др.- Сборник докладов Рабочие процессы в поршневых ДВС. 1979.
- Извещение по результатам испытаний на термошок нейтрализатора АО «Ладаэкспорт». 1994.
- Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации серийного инфрокрасного газоанализатора модели EIR 2005 марки «Янако».
- Исследование процессов сгорания в двигателе, работающем на водороде: экспресс-информация ВНИИТИ, Поршневые и газотурбинные двигатели № 8, Москва. 1988.
- Исследование рабочего процесса двигателя ВАЗ 2111с добавкой водорода: отчет о НИР/ ТолПИ, АО АВТОВАЗ. 2000. — № 01.20.4 377.
- Исследование токсичности выхлопных газов при холодном запуске в различных температурных условиях: SAE International, SP-1335 № 980 401.- 1998.
- Каштанов Н. О применении водорода в карбюраторных и дизельных двигателях / Н. Каштанов и др.- Сборник научных трудов Проблемы экономии топлива на автомобильном транспорте. МАДИ. -1983.
- Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учебное пособие для вузов / А. И. Колчин, В. П. Демидов. Изд. 2-е -перераб. и доп. М.: Высш. Школа. — 1980.
- Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие / А.Р. Кульчицкий- Владимирский гос. университет. Владимир, 2000.
- Льотко В. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания / В. Льотко, В. Н. Луканин, А. С. Хачиян. М.: МАДИ, 2000 — 2 т.
- Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей / А.И. Мищенко- Киев.: Наука думка, 1984.
- Новицкий П.В. Оценка погрешностей результатов измерений / П. В. Новицкий, И.А. Зограф- Л.: Энергоавтомиздат, Ленинград, отделение.- 1985.
- Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени- перевод с англ. Ю. Ф. Дитикина. Машиностроение. — 1981.
- Площадь свободы: газета. 2001, январь — 30. — Еженед. 2001, № 16(2480). — 100 000 экз.
- Райков И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания: учебник для вузов / И. Я. Райков. М.: Высш. школа. — 1975.
- Российская АН, научный совет по горению и взрыву, Институт макрокинетики и проблем материаловедения РАН. Концепция развития горения и взрыва как области научно-технического прогресса: Изд. «Территория». 2001.
- Русаков М.М. Пределы стабильного сгорания обедненных бензовоздушных смесей в ДВС при различных способах интенсификации / М. М. Русаков и др.- Сборник трудов XI симпозиума по горению и взрыву.- 1996.
- Сигал И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива / И. Я. Сигал. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Д.: Недра, 1988.
- Смаль Ф.В. Перспективные топлива для автомобилей / Ф. В. Смаль, Е. Е. Арсенов. М.: Транспорт. 1979.
- Химия горения: перевод с англ. / Под ред. M.JI. Гардинера. М.: Мир. — 1988.
- Хитрин Л.И. Физика горения и взрыва / Л.И. Хитрин- М.: 1955.
- Adams, W. Emissions, Fuel Economy, and Durability of Lean Burn Systems / Adams, W., Marsee, F., Olree, R., and Hamilton, J.: SAE paper 760 227.- 1976 February.
- Agnew T. Combust. Flame / Agnew T. and Green K.A. 15, 189.1970.
- Alik I.A. Future Automobile Fuel Economy: Technology and the Marketplace / I.A. Alik, U.U. Senney, Т.Е. Bull SAE Tech. Pap. 830 983 -1983.
- Automotive Design and Production, V 114,№ 9, c. 58−59.- 2002.
- Brownson, D. Factors Influencing the Effectiveness of Air Injector in Reducing Exhaust Emissions / Brownson, D. and Stebar. R: SAE paper 650 526. 1965, May.
- Daniel W.A. SAE. Trans., 79, paper 700 108 1970.
- Daniel W.A. Sixth Symposium (International) on combustion, p. 886, Reinhold, New York 1957.
- Emissions standards passenger cars worldwide: 2000 January.
- Emission standarts passenger cars worldwide. September 1997.
- Euro III / Euro IV Emissions A study of Cold Start and Warm Phases with a SI Engine: SAE paper. 1999, № 1999−01−1073.
- Exhaust Gas Ignition: Automotive Enginering. / D. Eade, R. Grley, B. Rutter. 1996, April pp. 70−73.
- Fridman R. Appl. Phys / Fridman R. and Sohnton W.C., 21, 791.1950.
- Hacohen J. Driving Cycle Simulation of a Vehicle Motored by a SI Engine Fueled with H2 enriched Gasoline. / J. Hacohen, G. Pinhasi, Y. Puterman, E. Sher- Int. J. Hydrogen Energy, Vol. 16, № 10, pp. 695−702, Great Britain. — 1991.
- Herrin R. Emission Perfomance of Lean Thermal Reactors Effects of Volume Configuration and Heat Loss: SAE paper 780 008. — 1978 February.
- Huls T. Spark Ignition Engine Operation and Design for Minimum Exhaust Emissions / Huls Т., Myers P., and Ugehara O.- SAE paper 660 405. -1966.
- Kido H. Improvement of Lear Hydrocarbon mixtures combustion performance by Hydvoqen Addition and Its. Mechanisms / H. Kido, S. Huanq, K. Tanoue and T. Nitta- International Symposium COMODIA. 1994.
- Kido H. Improvementol Lean Hydrocarbon Mixtures Combustion Performance by Hudrogen Addition and Its. Mechanisms / H. Kido, S. Huanq, K. Tanoue and T. Nitta- Faculty of Engineering Kyushu University, Internutional Symposion Comodia. 1994 Japan.
- Krammer, J. Catalysts for Automobile Emission Control / Prog. Energy Combust. 1980, Sci 6, 177−199.
- Kuroda К. Economical Matching of the Thermal Reactor to Small Engine Low — Emission Concept Vehicles / Kuroda K, Nakajima Y, Hauashi Y, and Sugihara K.: SAE paper 720 484. — 1972 May.
- Lavoie G. A Fundamental Model for Predicting Fuel Consumption NOx and HC Emissions of the Conventional Spark Ignited Engine / Lavoie G. and Blumbery P. Comb. Sci & Tech. 21,225−258. -1980.
- Marsee, F. Compression Ratio Effects with Lean Mixtures / Marsee, F., Olree, R., and Adams, W.: SAE paper 770 640. 1977 June.
- Mason H.B. Prediction of reaction rates in turbulent pre-mixed boundary Layer Flows / Mason H.B. and Spalding P.B.- Combustion Institute European Symposium (F.J. Weinbern E.D.) Academic Press., New York — 1973.
- Novak J. Parametric Simulation of Significant Design and Operating Alternatives Affecting Fuel Economy and Emission of Spark Ignited Engines / Novak J. and Blumberg P- SAE paper 780 943. 1978.
- Pavlov, D.A. Influence of Additives in Fuel-air Mixtures on Detonation in Spark-ignition engine// D.A. Pavlov, M.M. Rusakov/ International conference «Memorial Zeldovich», Progress in Combustion and Detonation/ Moscow 2004.
- Potter A.E., Jr., Berlad A.L., NACA TN 3398. 1955.
- Pozniak P. The Exhaust Emission and Fuel Consumption Characteristics of an Engine During Warmup A Vehicle Study / SAE paper 800 396.- 1980, February.
- Quantification of Local Ozone Production Attributable to Automobile Hydrocarbon Emissions, Stanislav V. Bohac and Dennis N. Assanis, Society of Automotive Ingineers. 2001 Inc.
- Sakai, Y. Fundamental Study of Oxidation in a Lean Reactor / Sakai, Y., Nakagawa, S., Tange, R., and Maruyama, R.: SAE paper 770 297. 1977 February.
- Sigworth, H. The Disappearance of Ethylene, Propylene, n Butane, and I — Butene in Spark Ignition Engine Exhaust / Sigworth, H., Jr., Myers, P., and Uyehara, O.: SAE paper 700 472. — 1970 May.
- Simon D.M. Fourth Symposium (International) on combustion / Simon D.M., Belles F.E., Spakowski A.E.- p. 126−138, Baltimore. 1953. См. 4-ый симпозиум (международный) по вопросам горения и детонационных волн: оборонгаз с. 100. — 1958.
- Tabuczynski R.S. SAE Trans. / Tabuczynski R.S. Heywood J.B. and Keck J.C.- 83, paper 72 112. 1972.
- Timothy V. Jonson Gasoline Vehicle Emissions SAE 1999 In Review: SAE paper № 20 100 — 01 -0855. — 2000.
- Warnatz. J.: 18-th Symposium (International) on combustion p. 369.1981.
- Warnatz. J.: 19th Symposium (International) on combustion (in press.). 1982.
- Warnatz. J.: Comb. Sci. Technol. 26, 203. p. 369. 1982.
- Wentworth J.T. SAE. Combust., Sci. Technol., 4, 970 100. 1970.
- Wentworth J.T. SAE. Combust., Trans., 81, paper 720 939. 1972.
- Wentworth J.T. SAE. Trans., 77, paper 68 109. 1968.
- Wentworth J.T. SAE. Trans., 80, paper 710 587.- 1971.
- W.W.W. valery lesov. chuf. ru / evrika ntm, Простой водород.