Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения задач по формированию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников была разработана программа активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии). Содержание программы социально-психологического тренинга мотивационной направленности включает в себя формирование у старших школьников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации 13 старших школьников
    • 1. 1. Сущность и содержание мотивационных теорий
    • 1. 2. Мотивация, как процесс
    • 1. 3. Активизация функций ценностных ориентаций
    • 1. 4. Функции ценностных ориентаций в развитии учебной мотивации старших школьников
    • 1. 5. Функции ценностных ориентаций в формировании учебной мотивации старших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование развития учебной мотивации старших школьников
    • 2. 1. Этапы и методы исследования учебной мотивации старших школьников
    • 2. 2. Изучение развития учебной мотивации старших школьников
    • 2. 3. Содержание и структура программ активного социально-психологического обучения старших школьников
    • 2. 4. Результативность экспериментальной работы по формированию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников
  • Выводы по второй главе

Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном российском обществе происходят сложные социально-экономические и социально-политические изменения. Наука, техника, культура приобретают новые измерения и грани, осуществляется переход от индустриального общества к постиндустриальному. Усложнение целей, средств, условий деятельности обусловило появление новых требований к личности учащегося. Социальный заказ общества состоит в том, чтобы выпускники средних учебных заведений осуществляли творческий подход к учебной деятельности, обладали приемами самостоятельного приобретения знаний, работы с дополнительной литературой, навыками самостоятельной постановки учебных целей.

Одним из возможных способов решения этих задач является формирование учебной мотивации. Находясь на стыке обучения и воспитания, учебная мотивация является важнейшим аспектом современного обучения, определяя собой непосредственное отношение учащегося к учебной деятельности.

Как показывает анализ педагогической практики, учебная деятельность у старших школьников зачастую носит формальный характер, становится все больше ориентированной не на усвоение новых знаний и способов их приобретения, а на получение школьных отметок. Вследствие этого, одно из центральных мест в числе психолого-педагогических проблем общеобразовательной школы принадлежит задачам формирования внутренней мотивации учебной деятельности, основывающейся на познавательных потребностях и интересах учащихся.

Проблема формирования учебной мотивации старших школьниковдалеко не новая научная проблема. Важные теоретико-методологические основы изучения учебной мотивации старшеклассников содержатся в фундаментальных исследованиях С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева,.

В.В.Давыдова, П. М. Якобсона, Л. И. Божович, В. С. Мерлина, В. Д. Шадрикова, Д. Б. Эльконина, В. Г. Асеева, А. К. Марковой, Е. П. Ильина, Х.Хекхаузена.

Проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия учебной мотивации с различными факторами учебной деятельности: когнитивным (В.Г.Асеев, О. К. Тихомиров, Т. В. Корнилова, А. Бандура, Л. Фестингер, Дж. Мак-Клелланд, У. Джеймс) — эмоциональным (С.Л.Рубинштейн, В. Н. Мясищев, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон, В. К. Вилюнас, П. В. Симонов, И. В. Васильев, Х. Хекхаузен).

Особо следует отметить исследования, в которых ставится и решается проблема связи учебной мотивации с ценностными ориентациями старших школьников (Л.И.Божович, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, А. К. Маркова, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, А. А. Файзулаев, Л. М. Фридман, А. Б. Орлов, Г. Олпорт, У. Джеймс).

В педагогической и психологической науке широко представлены исследования, в которых рассматриваются ценностные ориентации старшеклассников в аспекте их формирования, а также иерархического строения (О.В.Правдина, С. В. Зуева, О. В. Видинеева, Л. А. Дюдюкина, Э. Г. Чернова, О. А. Аникеенок, Ч.А.Шакеева). Однако, несмотря на значительное количество исследовательских работ, выполненных в области мотивационной активности учащихся старших классов и ее связи с ценностными ориентациями, многие вопросы остаются нерешенными.

Анализ научной литературы, тематически связанной с нашим исследованием, показывает отсутствие единства среди ученых относительно функциональной природы ценностных ориентаций. Практически отсутствуют исследования, рассматривающие развитие учебной мотивации старших школьников с точки зрения активности в мотивационном процессе функций ценностных ориентаций. Между тем, функционирование ценностных ориентаций «внутри духовного мира субъекта» неотрывно от познавательной активности человека (М.С.Каган).

Очевидным становится противоречие между потребностью социума в учащемся, занимающем активную позицию в учебном процессе, способном творчески подходить к учебной деятельности, и необходимостью целенаправленного формирования внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников на основе активизации функций ценностных ориентаций. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане — это проблема обоснования взаимосвязи между развитием учебной мотивации старших школьников и активностью в мотивационном процессе функций ценностных ориентаций. В практическом плане — это проблема выбора психологических средств, обеспечивающих развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников путем активизации функций ценностных ориентаций.

Объект исследования — процесс развития учебной мотивации учащихся старших классов.

Предмет исследования — активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

Цель исследования — определение функций ценностных ориентаций в развитии внутренней мотивации учебной деятельности старшеклассников.

Гипотеза исследования. Внутренняя мотивация учебной деятельности старших школьников предопределяется одновременной активностью в мотивационном процессе побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций. Поэтому формирование внутренней мотивации учебной деятельности старшеклассников возможно осуществить в процессе проведения активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии), в ходе которого посредством активизации функций ценностных ориентаций происходит развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

1. Уточнить функции ценностных ориентаций в мотивационном процессе старших школьников.

2. Выявить взаимосвязь между активностью функций ценностных ориентаций в мотивационном процессе и развитием учебной мотивации старших школьников.

3. Разработать программу социально-психологического тренинга мотивационной направленности, способствующую посредством активизации функций ценностных ориентаций развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

4. Разработать программу направленной дискуссии, обеспечивающую посредством встречной активизации функций ценностных ориентаций развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

5. Определить психолого-педагогические условия формирования внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— уточнены функции ценностных ориентаций в мотивационном процессе старших школьников (ценностные ориентации в мотивационном процессе старших школьников выполняют побуждающую и смыслообразующую функцию, при этом побуждающая и смыслообразующая функция ценностных ориентаций не всегда одновременно активна в мотивационном процессе учащихся);

— выявлена взаимосвязь между активностью функций ценностных ориентаций в мотивационном процессе и развитием учебной мотивации старших школьников (при активности в мотивационном процессе побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций обычно происходит развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников, в случае дискредитации активности побуждающей функции ценностных ориентаций, смыслообразующей функции ценностных ориентаций или при совокупной дискредитации активности обеих функций ценностных ориентаций, наоборот, чаще происходит развитие внешней мотивации учебной деятельности старших школьников);

— разработана программа социально-психологического тренинга мотивационной направленности, способствующая посредством активизации функций ценностных ориентаций развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников (содержание программы социально-психологического тренинга мотивационной направленности включает в себя формирование у старших школьников представлений о ценностных ориентациях личности — информационный блоксистематизацию учащимися своих ценностных ориентаций — инструментальный блокактуализацию ценностных ориентаций на основе активизации функций ценностных ориентаций, обеспечивающую развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников — практический блок);

— разработана программа направленной дискуссии, способствующая посредством встречной активизации функций ценностных ориентаций развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников (содержание программы направленной дискуссии включает в себя формирование у педагогов и родителей представлений о ценностных ориентациях личности — информационный блокактуализацию ценностных ориентаций педагогов и родителей на основе активизации функций ценностных ориентаций — инструментальный блоквстречную активизацию функций ценностных ориентаций учащихся, приводящую на основе актуализации ценностных ориентаций к развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников — практический блок), блоки программы направленной дискуссии адекватны блокам программы социально-психологического тренинга мотивационной направленности;

— определены психолого-педагогические условия формирования внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников (активизация в мотивационном процессе побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций способствует развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования открывают новые возможности для разработки психологических подходов, направленных на решение проблемы формирования внутренней мотивации учебной деятельности старших школьниковрасширяют научные представления о роли функций ценностных ориентаций в развитии внутренней мотивации учебной деятельности старших школьниковпозволяют обосновать содержание процесса развития внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников на основе активизации функций ценностных ориентаций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности. Обоснование содержания процесса развития учебной мотивации на основе активизации функций ценностных ориентаций способствует повышению теоретической и практической подготовки педагогов по проблеме формирования внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Разработана программа социально-психологического тренинга мотивационной направленности, обеспечивающая посредством активизации функций ценностных ориентаций развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Разработана программа направленной дискуссии, способствующая посредством встречной активизации функций ценностных ориентаций развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования, являются положения и идеи: по методологии мотивации деятельности А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. С. Вилюнаса, А. Г. Асмолова, В. Г. Асеева, М.Ш.Магомед-Эминова, В. И. Ковалева, Х. Хекхаузена;

— по ценностям и ценностным ориентациям В. А. Сухомлинского, К.А.Абульхановой-Славской, Б. С. Братуся, В. П. Бездухова, Ф. Е. Василюка,.

A.А.Волочкова, Б. И. Додонова, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева, В. И. Столина, И. Н. Михеевой, В. С. Магуна, А. А. Файзулаева, Ю. М. Жукова, К. Роджерса, Ш. Шварца, В. Франкла, М. Рокича;

— по учебной мотивации Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, А. К. Марковой, Е. П. Ильина, В. С. Мерлина, Л. П. Кичатинова,.

B.Д.Шадрикова.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов и методик, адекватных предмету исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме, связанной с темой исследования;

— психодиагностический метод (методика изучения направленности учебной мотивации, методика изучения ценностных ориентаций, методика морфологический тест жизненных ценностей);

— психолого-педагогический эксперимент, включавший в себя активное социально-психологическое обучение и метод наблюдения;

— метод статистического анализа (ранговая корреляция Спирмена, угловое преобразование Фишера, критерий знаков).

Организация и этапы исследования.

В исследовании принимали участие школьники старших классов МОУ средней школы № 15 и № 63 Самарского района г. Самары, а также учащиеся первого курса Самарского социально-педагогического колледжа.

Общее количество исследуемых составило 203 человека в возрасте от 15 до 17 лет, из них 81 юноша и 122 девушки.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе исследования (2002;2003гг.) изучение учебной мотивации выявило необходимость более детальной разработки вопросов, касающихся взаимосвязи между функционированием ценностных ориентаций в мотивационном процессе и развитием учебной мотивации старших школьников. Были определены теоретические и практические подходы к проблеме, проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу мотивационной активности человека и ее связи с ценностными ориентациями личности. Изучались особенности развития и формирования учебной мотивации старших школьников. На основе полученных данных была сформулирована тема исследования, определена его проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, обоснован выбор методологии и методов исследования.

На втором этапе (2003;2004гг.) выполнена эмпирическая часть исследования, в ходе которой была выявлена взаимосвязь между функционированием ценностных ориентаций в мотивационном процессе и развитием учебной мотивации старших школьников.

На третьем этапе (2004;2006гг.) проводился психолого-педагогический эксперимент, направленный на формирование внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Систематизировался эмпирический материал, анализировались полученные результаты. Была внедрена программа социально-психологического тренинга мотивационной направленности и направленной дискуссии. Проведено оформление диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, инициировали появление новых требований к личности старшеклассника. На современном этапе востребованы учащиеся, проявляющие инициативу, занимающие творческую, активную позицию в учебной деятельности. Потребность общества в творческом, активном учащемся может быть удовлетворена путем развития у старших школьников внутренней мотивации учебной деятельности, основывающейся на познавательных потребностях и интересах учащихся. Однако существует противоречие между запросом социума в инициативном учащемся и состоянием образовательной практики, свидетельствующее о необходимости формирования внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Одним из способов разрешения данного противоречия является формирование внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников на основе активизации функций ценностных ориентаций.

2. Функционирование ценностных ориентаций в мотивационном процессе учащихся предопределяет развитие внутренней и внешней мотивации учебной деятельности старших школьников. Одновременная активность в мотивационном процессе побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций является не только необходимым, но и обязательным условием развития внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

3. Формирование внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников должно осуществляться в процессе активного социально-психологического обучения, формами которого, являются социально-психологический тренинг мотивационной направленности и направленная дискуссия. В ходе проведения социально-психологического тренинга мотивационной направленности за счет формирования представлений о ценностных ориентациях, систематизации ценностных ориентаций и актуализации ценностных ориентаций на основе активизации функций ценностных ориентаций происходит развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Направленная дискуссия за счет формирования представлений о ценностных ориентациях личности у педагогов и родителей, актуализации ценностных ориентаций педагогов и родителей на основе активизации функций ценностных ориентаций, посредством встречной активизации функций ценностных ориентаций учащихся на основе актуализации ценностных ориентаций, обеспечивает развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, соответствием их и поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и практическом уровне, применением методов, адекватных предмету исследования, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных, корректностью экспериментальной работы, возможностью повторения исследования.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения и полученные практические результаты отражены в четырех публикациях и изложены на международной научно-практической конференции «Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века» (Самара 2005).

Практические материалы исследования внедрены в практику деятельности педагогического коллектива МОУ средней школы № 63 Самарского района г. Самары, а также включены в программу работы педагогов-психологов ГЦ «Семья» г. Самары.

Структура работы. Диссертация соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

1. В ходе эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь между наличием в мотивационном процессе, направленном на осуществление учебной деятельности, активности побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций и развитием у старших школьников внутренней и внешней мотивации. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников обычно (у 65%) происходит, когда в мотивационном процессе учащихся одновременно активна побуждающая и смыслообразующая функция ценностных ориентаций. В свою очередь, развитие внешней мотивации учебной деятельности чаще (у 75%) происходит у старших школьников при дискредитации активности в мотивационном процессе побуждающей функции ценностных ориентаций, смыслообразующей функции ценностных ориентаций или при совокупной дискредитации активности обеих функций ценностных ориентаций.

2. Половые различия старших школьников не оказывают существенного воздействия на выявленную взаимосвязь между наличием в мотивационном процессе, направленном на осуществление учебной деятельности, активности побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций и развитием внутренней и внешней мотивации учебной деятельности. У юношей, относящихся к группе внутренне мотивированных старших школьников, обычно (у 55%), в мотивационном процессе одновременно активна побуждающая и смыслообразующая функция ценностных ориентаций. Внешне мотивированные юноши, наоборот, чаще (79%) обнаруживают в своем мотивационном процессе дискредитацию активности побуждающей функции ценностных ориентаций, смыслообразующей функции ценностных ориентаций или совокупную дискредитацию активности обеих функций ценностных ориентаций. У внутренне мотивированных девушек (у 70%), в мотивационном процессе присутствует одновременная активность побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций. Внешне мотивированные старшие школьницы, наоборот, чаще (71%) представлены в своем мотивационном процессе дискредитацией активности побуждающей функции ценностных ориентаций, смыслообразующей функции ценностных ориентаций или совокупной дискредитацией активности обеих функций ценностных ориентаций.

3. Для решения задач по формированию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников была разработана программа активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии), обеспечивающая посредством активизации и встречной активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций на основе актуализации ценностных ориентаций развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Содержание программы социально-психологического тренинга мотивационной направленности включает в себя формирование у старших школьников представления о ценностях и ценностных ориентациях — информационный блок. Систематизацию и индивидуализацию ценностных ориентаций учащимися — инструментальный блок. Актуализацию ценностных ориентаций старших школьников на основе активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций, приводящую к развитию внутренней мотивации учебной деятельности — практический блок. Содержание программы направленной дискуссии включает в себя формирование представлений о ценностных ориентациях личности у педагогов и родителей — информационный блок. Актуализацию ценностных ориентаций педагогов и родителей на основе активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций — инструментальный блок. Встречную активизацию побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций учащихся, приводящую на основе актуализации ценностных ориентаций к развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников — практический блок.

4. Психолого-педагогический эксперимент показал, что проведение активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии) по программе активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций способствует развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Сравнение результатов первичного диагностического исследования в экспериментальной группе с данными ретестирования через 3−5 месяцев после проведения активного социально-психологического обучения, свидетельствует о статистически значимых положительных изменениях (р<0,01) как в показателях активности побуждающей функции ценностных ориентаций, так и в показателях активности смыслообразующей функции ценностных ориентаций. В свою очередь, активизация в мотивационном процессе функций ценностных ориентаций и последующая актуализация ценностных ориентаций привела к тому, что у школьников экспериментальной группы стало обнаруживаться статистически значимое (р<0,05) положительное изменение внешней мотивации учебной деятельности на внутреннюю мотивацию учебной деятельности.

Заключение

.

Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, инициировали появление новых требований к личности старшеклассника. В настоящее время востребованы учащиеся, проявляющие инициативу, занимающие творческую, активную позицию в учебной деятельности. Однако существует противоречие между запросом социума и состоянием образовательной практики, которое свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Одним из способов разрешения данного противоречия является создание условий для развития внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников на основе активизации в мотивационном процессе функций ценностных ориентаций.

Проведенный анализ литературных источников позволил установить, что современные мотивационные теории в качестве детерминантов активности, наряду с биологическими потребностями человека, рассматривают также и его социальную обусловленность, которая может находить свое выражение в ценностях личности.

В результате теоретического анализа проблемы ценностей было выявлено, что ценностные ориентации являются производными от ценностей личности. Осознание и осмысление человеком своих ценностей способствует становлению их как ценностных ориентаций. Влияние и воздействие ценностных ориентаций сводится, прежде всего, к их функционированию в мотивационном процессе, где ценностные ориентации могут выполнять побуждающую и смыслообразующую функцию. Активность побуждающей функции ценностных ориентаций и активность смыслообразующей функции ценностных ориентаций не всегда присутствует в мотивационном процессе, что связано с возможным рассогласованием ценностной ориентации личности и ее реального поведения. При невозможности осуществления осмысленной деятельности может происходить своеобразная перестройка системы ценностных ориентаций, которая у развивающейся личности сводится к дискредитации активности функций ценностных ориентаций, не связанных с осуществляемой деятельностью и активизации функций ценностных ориентаций, направленных на выполняемую деятельность.

Педагогические и психологические исследования по проблеме школьной мотивации свидетельствуют о том, что развитие учебной мотивации зависит от мотивов учебной деятельности и сводится к существованию в учебной деятельности внутренней и внешней мотивации. Развитию внутренней мотивации способствуют познавательные мотивы, непосредственно связанные с самой учебной деятельностью. Развитие внешней мотивации детерминируется социальными мотивами, являющимися внешними по отношению к учебной деятельности стимулами.

Доминирующий в старшем школьном возрасте познавательный мотив, приводящий к развитию внутренней мотивации учебной деятельности, связан с системой ценностных ориентаций учащегося. На основании системы ценностных ориентаций происходит осмысление учащимися учебной деятельности, включающее в себя осознание реального «я» и идеального «я» в системе ценностных ориентаций (возможности реализации активности побуждающей функции ценностных ориентаций), определение ценностной направленности личности (возможности реализации активности смыслообразующей функции ценностных ориентаций). Исходя из этого, приоритет при формировании внутренней мотивации учебной деятельности в старшем школьном возрасте должен отдаваться активному социально-психологическому обучению, включающему в себя субъект-субъектную и субъект-объектную схему общения. Формами такого активного социально-психологического обучения являются социально-психологический тренинг и дискуссия. В ходе проведения социально-психологического тренинга реализуется субъект-субъектная схема общения, когда актуализация ценностных ориентаций, способствующая развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников, происходит в процессе создания ситуаций, которые приводят к переосмыслению сложившейся концепции идеального «я», изменению ценностной направленности личности, то есть за счет активизации функций ценностных ориентаций. В ходе проведения дискуссии реализуется субъект-объектная схема общения. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников на основе актуализации ценностных ориентаций происходит за счет встречной активизации функций ценностных ориентаций учащихся, когда переосмысление сложившейся концепции идеального «я», изменение ценностной направленности личности инициируется межличностным взаимодействием.

В ходе проведенного эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь между наличием в мотивационном процессе, направленном на осуществление учебной деятельности, активности побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций и развитием у старших школьников внутренней и внешней мотивации учебной деятельности. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности обычно происходит, когда в мотивационном процессе старших школьников одновременно активна побуждающая и смыслообразующая функция ценностных ориентаций. В свою очередь, развитие внешней мотивации учебной деятельности чаще обнаруживается, когда в мотивационном процессе старших школьников дискредитирована активность побуждающей функции ценностных ориентаций, дискредитирована активность смыслообразующей функции ценностных ориентаций или дискредитирована в совокупности активность обеих функций ценностных ориентаций.

Для решения задач по формированию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников была разработана программа активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии). Содержание программы социально-психологического тренинга мотивационной направленности включает в себя формирование у старших школьников представлений о ценностных ориентациях личности, систематизацию учащимися своих ценностных ориентаций, актуализацию ценностных ориентаций на основе активизации функций ценностных ориентаций, обеспечивающую развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Содержание программы направленной дискуссии включает в себя формирование у педагогов и родителей представлений о ценностных ориентациях личности, актуализацию ценностных ориентаций педагогов и родителей на основе активизации функций ценностных ориентаций, встречную активизацию функций ценностных ориентаций учащихся, приводящую на основе актуализации ценностных ориентаций к развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

Психолого-педагогический эксперимент показал, что проведение активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии) по программе активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций способствует развитию внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников. Выполненная в ходе проведения активного социально-психологического обучения активизация функций ценностных ориентаций обеспечила одновременную активность в мотивационном процессе побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций. Это, в свою очередь, способствовало тому, что у учащихся актуализировались ценностные ориентации, непосредственно связанные с познавательными мотивами. Как следствие, стало происходить изменение внешней мотивации учебной деятельности на внутреннюю мотивацию учебной деятельности.

Следует отметить, что хотя изменения внешней мотивации учебной деятельности на внутреннюю мотивацию учебной деятельности являлись статистически достоверными, они произошли не у всех участников социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии. Мы предполагаем, что формирование внутренней мотивации учебной деятельности — это длительный процесс. Работая над созданием программы активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии), мы считали своей главной задачей «запуск механизма» развития у старших школьников внутренней мотивации учебной деятельности.

Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу исследования, согласно которой, внутренняя мотивация учебной деятельности старших школьников предопределяется одновременной активностью в мотивационном процессе побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций. Поэтому формирование внутренней мотивации учебной деятельности старшеклассников возможно осуществить в процессе проведения активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии), в ходе которого посредством активизации функций ценностных ориентаций происходит развитие внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников.

В результате экспериментальной работы было определено, что формирование внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников путем активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций становится эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

1) Формирование внутренней мотивации учебной деятельности старших школьников предполагает проведение активного социально-психологического обучения (социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии) по программе активизации побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций;

2) Групповая деятельность, осуществляемая старшими школьниками в ходе проведения социально-психологического тренинга мотивационной направленности, направленной дискуссии, является стимулирующей основой для активизации функций ценностных ориентаций тогда, когда деятельность каждого учащегося не абсолютизируется, а учитывается и сводится к групповому взаимодействию школьников;

3) Активизация побуждающей и смыслообразующей функции ценностных ориентаций в мотивационном процессе старших школьников, направленном на осуществление учебной деятельности, происходит тогда, когда учащимися в процессе групповой деятельности совместно принимаются решения и выполняются групповые задания, сообща разрешаются возникающие проблемные ситуации, соотносятся свои интересы с интересами других старшеклассников, родителей, педагогов.

Соблюдение указанных педагогических условий дало следующий эффект:

— произошла активизация в мотивационном процессе побуждающей и смыслообразующей функций ценностных ориентаций, ценностные ориентации стали не просто вербально декларированными, но реально побуждающими и смыслообразующими началами учебной активности старших школьников;

— изменилась ценностно-мотивационная система старших школьников, старшеклассники стали воспринимать учебную деятельность, как нечто ценное, важное и значимое для себя;

— доминирующая мотивационная направленность старших школьников стала определяться познавательными мотивами учебной деятельности, как следствие произошло развитие внутренней мотивации учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. — М.: Наука, 1981.-356 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  3. К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. — М.: Модек, 1999. — 224 с.
  4. А. Наука жить. — Киев: Науковая думка, 1997. — 167 с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 342 с.
  6. Г. В. Социальная психология образования. — М.: Флинта, 2000. — 295 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.-232 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Т.2. — М.: Педагогика, 1980.-288 с.
  9. А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 1982. — 498 с.
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976- 158с.
  11. А.Г. Деятельность и установка. — М.: МГУ, 1979. — 152 с.
  12. O.A. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений / Дис-ция. канд. психол. наук.
  13. Казань: Российская Академия образования. Институт среднего профессионального образования, 1999. 194 с.
  14. В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя. — Самара:1. СамГПУ, 2000.- 185 с.
  15. Г. А. Уточнение понятия // Психологический журнал. 2004. № 4. С. 56−65.
  16. Р. развитие Я-концепции и воспитание / общая редакция и вступительная статья В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  17. И.Т. Установка и поведение. — М.: Знание, 1968. — 47 с.
  18. М. Волшебные кнопки // Школьный психолог. 2004. № 12. С. 38−39.
  19. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. — М.: Эксмо -Пресс, 1999.-512 с.
  20. А. Теория социального научения / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 2000.-318 с.
  21. A.A. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1985. — 328 с.
  22. В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал. 2001. № 2. С. 90−100.
  23. Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-212 с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  25. В.Б. Воспитание интереса к знаниям Тула: Приокское книжное издательство, 1968. — 145 с.
  26. .С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) М.: Знание, 1985. — 64 с.
  27. Г. Л., Карнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 99−105.
  28. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник попсиходиагностике. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
  29. Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Академия педагогических наук, 1960. — 498 с.
  30. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536 с.
  31. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 1 // Вопросы теории и истории психологии. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  32. А.П. Моральная регуляция поведения личности. — Минск: Наука и техника, 1987. — 128 с.
  33. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.-М.: МГУ, 1981 -144 с.
  34. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  35. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М.: МГУ, 1986.-207 с.
  36. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990.-288 с.
  37. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. -143 с.
  38. A.A., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 17−33.
  39. О.В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте (на примере уроков обществоведческого цикла) / Дис-ция. канд. психол. наук. М.: Московский открытый социальный университет, 2003. — 189 с.
  40. Т.В. Педагогическая психология. — М.: МГУ, 1995. — 160 с.
  41. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. — 256 с.
  42. Деятельностный подход в психологии: проблема и переспектива: Сб. науч. Тр. / Под ред. В. В. Давыдова и Д. А. Леонтьева. М.: АПН СССР, 1990.-180 с.
  43. У. Беседы с учителем о психологии. — М.: Педагогика, 1998. — 160 с.
  44. . У. Научные основы психологии. — М.: Харвест, 2003. — 528 с.
  45. .И. Эмоции как ценность. — М.: Педагогика, 1978. — 272 с.
  46. .И. Потребность, отношение и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5. С.18−29.
  47. В.Н. Экспериментальная психология: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-318 с.
  48. Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование". 2002. № 2. С. 42−45.
  49. М.В., Клюева А. И. Исследование образовательной среды современной школы // Достижения биологической функциологии и их местов практике образования: Материалы всероссийской конференции. Самара, 2003. С. 81−83.
  50. Л.А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников / Дис-ция. канд. психол. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1998.-259 с.
  51. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
  52. О.Ю. Математическая статистика для психологов. — М.: Флинта, 2003.-336 с.
  53. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. —318 с.
  54. В.П., Хрущева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л.: ЛГУ, 1989.-56 с.
  55. Зейгарник Б. К, Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: МГУ, 1980. — 169 с.
  56. С.О. Ценностные ориентации личности как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея /Дис-ция. канд. психол. наук. Благовещенск: Благовещенский ГПУ, 2000. — 150 с.
  57. Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. № 1. С. 52−60.
  58. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  59. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2004. — 509 с.
  60. М.С. Философская теория ценностей. — СПб.: Петрополис. 1997. -205 с.
  61. В.Н. Методика для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
  62. Л.П. Формирование мотивов деятельности (учебное пособие). Иркутск: ИГПИ, 1989. — 190 с.
  63. Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  64. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. — 192 с.
  65. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  66. Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  67. Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: НПО Модэк, 1999. — 560 с.
  68. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  69. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. — 400 с.
  70. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1997.-304 с.
  72. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — Самара: СамГПУ, 2001.-20 с.
  73. Д.А. Психология смысла. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  74. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  75. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноминология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14, Психология. 1996. № 4. С. 35−44.
  76. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 26−36.
  77. К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.
  78. А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Академия, 2003.-256 с.
  79. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологические проблемы обучения в общеобразовательной школе М: Институт практической психологии, 1996. -64 с.
  80. В.Н. Психология отношений. Москва — Воронеж: НПО Модек, 1988. -362 с.
  81. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. — М.: Психологическая ассоциация, 1996. — 496 с.
  82. А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии. — М.: АПН СССР, 1982. — 120 с.
  83. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  84. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М., Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  85. В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. — Ленинград: Наука, 1983. — 176 с.
  86. B.C. Лекции по психологии мотивации человека. — Пермь: Пермь, 1971.- 118 с.
  87. А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
  88. А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  89. В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя. — Самара: СамГПУ, 1996. 200 с.
  90. И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. — М.: Наука, 1991. — 128 с.
  91. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. — Киев: Науковая думка, 1975. — 144 с.
  92. Мотивация познавательной деятельности / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: ЛГУ, 1972. — 118 с.
  93. Ш. А. Установка и деятельности. — Тбилиси: Мецниереба, 1987.-362 с.
  94. P.C. Психодиагностика. — М.: Владос, 2002. — 640 с.
  95. И.Н. Психодиагностика. М.: КСП+, 1999. — 320 с.
  96. Г. Личность в психологии. — СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.
  97. Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002. — 176 с.
  98. Л.А. Теоретические и методические проблемы социальнопсихологического тренинга. — М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  99. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  100. A.C. Исследования по психологии установки. — Тбилиси: Мецниереба, 1967. 338 с.
  101. Психологическая диагностика. / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревич. СПб.: Питер, 2005. — 650 с.
  102. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобневой, Ю. М. Жукова. -М.: Наука, 1976. -236 с.
  103. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1993. — 304 с.
  104. Ю.Е. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник МГУ, Психология. 1983. № 4, С. 23−33.
  105. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеркова. -М.: Педагогика-пресс, 1998.-440 с.
  106. О.В. Ориентация учащихся на ценность образования: теория и практика. Самара: СамГПУ, 2001. 166 с.
  107. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности Харьков: Основа, 1991. — 164 с.
  108. A.A. Субъективная оценка в структуре деятельности -Саратов: Саратовский ун-т, 1987. 144 с.
  109. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  110. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности. — М.: Мир, 1994. — 320 с.
  111. Ш. Роджерс K.P. О групповой психотерапии / Пер. с англ. М.: Гиль-Эстель, 1993.-224 с.
  112. K.P. Искусство консультирования и терапии / Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2002. 976 с.
  113. K.P. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. — М.: Экспо-пресс, 2001. — 416 с.
  114. И.М. Психология поведения. — Воронеж, НПО Модэк, 1997. — 320 с.
  115. Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. — СПб.: Речь, 2002.-346 с.
  116. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2003.-349 с.
  117. Е.В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2000. — 234 с.
  118. Современная психология мотивации / Под ред. Д. Л. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. 343 с.
  119. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалии личности. — М.: МГУ, 1989.-215 с.
  120. В.Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей. Самара: СамИКП — СНЦ РАН, 2002. — 56 с.
  121. СтолинВ.И. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983. —284 с.
  122. В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1990.-288 с.
  123. В.А. Письма к сыну. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
  124. Г. В. Математическая психология. — СПб.: СПбГУ, 1988. -168 с.
  125. П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966 — 92 с.
  126. Словарь практического психолога / Под ред. В. Б. Шапаря. М.: Изд-во ACT, 2004. — 734 с.
  127. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 270 с.
  128. H.H. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — М.: Просвещение, 1987.— 217 с.
  129. Д.Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  130. A.A. Мотивация саморегуляции личности. — Ташкент: Фан, 1987.- 136 с.
  131. Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1997. 228с.
  132. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Институт практической психологии, 1996. — 512 с.
  133. Д.И. Психология становления личности — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  134. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс. 1990. — 368 с.
  135. Фрейд 3. Либидо. — М.: Гуманитарий, 1996. — 476 с.
  136. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 1992. — 569 с.
  137. Э. Человек для себя. — Минск: Минск, 1997. — 414 с.
  138. Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1999.-318 с.
  139. X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 860 с.
  140. X. Психологи мотивации достижения. — СПб.: Речь, 2001. — 238 с.
  141. К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. -СПб.: Лань, 1997.-240 с.
  142. В.И. Самодертерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116−132.
  143. В.Э. Проблемы становления смысложизненых ориентаций личности // Психологический журнал. 2004. № 6. С. 5−11.
  144. Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России. / Дис-ция. канд. психол. наук. Арзамас: Арзамаский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара, 2003. — 155 с.
  145. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.: Логос, 2001.- 136 с.
  146. Д.В. Воспитание духовных потребностей — основа всестороннего гармоничного развития личности. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1966. — 484 с.
  147. Л.Ф., Перевозная Т. А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психологический журнал. 2003. № 3. С. 6671.
  148. Т. Социальная психология / Пер. с англ. — Ростов н / д.: Феникс, 1999.-544 с.
  149. Ч.А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно-экономических условиях (на материале Кыргызкой республики) / Дис-ция. док. психол. наук. Бишкек: Кыргызкий государственный национальный университет, 1997. — 402 с.
  150. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  151. Э. Детство и общество.— СПб.: Речь, 1996.— 415 с.
  152. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Педагогика, 1996. — 421 с.
  153. ЮнгК.-Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. —304 с.
  154. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  155. П.М. Психология чувств и мотиваций. — М.: НПО Модек, 1988. -304 с.
  156. П.М. Изучение чувств у детей и подростков (развитие нравственных оценок у школьников). — М.: АПН РСФСР, 1961. —210 с.
  157. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: Методологические проблемы социальной психологии. — М.:
  158. Педагогика, 1975. — 345 с.
  159. McClelland D.C. Methods of measuring human motivation // Motives in Fantasy, Action, and Society / J.W. Atkinson (E.D.). Princeton (N.J.): Van Noctrand, 1958. P. 7−42.
  160. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. — 438 P
  161. Rokeach M. Long-term value change initiated by computer feedback // Rokeach M. Understanding human values: individual and societal. New York: Free Press, 1979. P. 210−225.
  162. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Cross Issues, 1994. P. 19−45.
  163. S.H. & Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology 1987. P. 550−562.
Заполнить форму текущей работой