Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы и средства повышения эффективности вычислительных устройств корреляционных лагов и их испытаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для работы КЭС данного подкласса, как правило, необходимы поверхностные поля, так как расстояние между датчиками на движущемся объекте обычно недостаточно для улавливания изменения пространственного поля. Однако при этом можно использовать разнообразные, даже нестабильные во времени, поверхностные поля. Это обусловлено тем, что участок поля, воспринятый одним датчиком, тотчас воспринимается… Читать ещё >

Содержание

  • Введение 5 1 Анализ методов построения вычислительных устройств корреляционных лагов
    • 1. 1. Анализ способов измерения скорости
      • 1. 1. 1. Взаимно-корреляционный способ измерения скорости
      • 1. 1. 2. Автокорреляционный способ измерения скорости движения судна
      • 1. 1. 3. Взаимно-автокорреляционный способ измерения модуля полной скорости движения судна
      • 1. 1. 4. Взаимно-автокорреляционный способ определения продольной скорости судна
      • 1. 1. 5. Интерполяционный способ измерения скорости движения судна
    • 1. 2. Анализ способов обработки сигналов в вычислительных устройствах корреляционных лагов
      • 1. 2. 1. Мультипликативный метод (метод умножения)
      • 1. 2. 2. Полярный метод
      • 1. 2. 3. Релейный метод
      • 1. 2. 4. Метод среднего модуля разности
    • 1. 3. Анализ структурных схем корреляторов
    • 1. 4. Анализ функциональных схем измерителей скорости
      • 1. 4. 1. Анализ функциональной схемы корреляционного измерителя скорости с полярным дискретным коррелятором
      • 1. 4. 2. Анализ способов реализации делителя с управляемым коэффициентом деления
      • 1. 4. 3. Анализ функциональной схемы корреляционного измерителя скорости с релейным коррелятором
    • 1. 5. Выводы по первой главе
  • 2. Разработка вычислительных устройств корреляционных лагов
    • 2. 1. Разработка методов ликвидации больших начальных отклонений в одномерных КЭС
      • 2. 1. 1. Алгоритм ликвидации больших начальных отклонений в полярном дискретном корреляторе измерителя скорости
      • 2. 1. 2. Оптимизация алгоритма ликвидации больших начальных отклонений в полярном дискретном корреляторе измерителя скорости
    • 2. 2. Разработка методов повышения быстродействия и точности измерения скорости
      • 2. 2. 1. Быстродействие вычислительного устройства корреляционного измерителя скорости движения
      • 2. 2. 2. Метод повышения быстродействия и точности измерения скорости корреляционным лагом
    • 2. 3. Методика расчета полярного дискретного коррелятора измерителя скорости движения
    • 2. 4. Разработка новых типов вычислительных устройств корреляционных лагов
      • 2. 4. 1. Корреляционный измеритель продольной скорости с широтно-импульсным модулятором
      • 2. 4. 2. Корреляционный измеритель модуля скорости с аналого-дискретным коррелятором
    • 2. 5. Уточнение классификации гидроакустических измерителей скорости с линейной базой направленных приемников
    • 2. 6. Выводы по второй главе
  • 3. Разработка методов и средств стендовых испытаний вычислительных устройств измерителей скорости
    • 3. 1. Корреляционные функции и интервалы корреляции эхо-сигналов, отраженных от неровных поверхностей
    • 3. 2. Разработка имитатора аналоговых псевдослучайных сигналов для проверки и настройки корреляционных и интерполяционных измерителей скорости движения
    • 3. 3. Результаты моделирования функциональных узлов имитатора сигналов и вычислительных устройств гидроакустических лагов с линейной базой направленных приемников
      • 3. 3. 1. Моделирование функционального узла формирования псевдослучайных аналоговых сигналов имитатора
      • 3. 3. 2. Моделирование функционального узла логического решающего устройства полярного дискретного коррелятора
      • 3. 3. 3. Моделирование функционального узла амплитудно-пгаротно импульсного модулятора аналого-дискретного коррелятора
    • 3. 4. Результаты испытаний некоторых типов гидроакустических лагов с линейной базой направленных приемников
      • 3. 4. 1. Цель стендовых и морских испытаний
      • 3. 4. 2. Программы и методики стендовых испытаний
      • 3. 4. 3. Программы и методики морских испытаний
      • 3. 4. 4. Результаты испытаний корреляционных лагов
    • 3. 5. Выводы по третьей главе 1
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение

Методы и средства повышения эффективности вычислительных устройств корреляционных лагов и их испытаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одними из важнейших задач судовождения были и остаются задачи автономного определения путевой скорости и угла сноса судна. Эти задачи в настоящее время успешно решаются разнообразными техническими средствами навигации. Согласно требованиям ИМО и Регистра судоходства РФ на судах водоизмещением 500 per. т. и более, должны быть установлены устройства для измерения скорости и пройденного расстояниялаги. Информация о скорости судна, выдаваемая лагом, совместно с данными от приборов курсоуказания, используется для решения традиционных задач счисления пути и обеспечения навигационной безопасности плавания.

Современные лаги используются и самостоятельно, и совместно с инерциальными и космическими навигационными системами, радионавигационными системами, гирокурсоуказателями, радиолокационными станциями навигации, системами автоматической радиолокационной прокладки и расхождения судов, системами позиционирования буровых судов и пр. Информация о скорости судна используется для исключения методических погрешностей других технических средств навигации. Увеличение количества транспортных и промысловых судов, рост их тоннажа и скоростей привели к возрастанию интенсивности судоходства на основных морских путях. В связи с этим возросли требования к технико-экономическим характеристикам лагов и появились специфические требования к их выходной информации.

Специалисты в области технических средств навигации и судовождения уделяют большое внимание вопросам разработки и практического использования лагов (способам измерения абсолютной и относительной скоростей, определению и учету поправок лагов, методам расчета методических и инструментальных погрешностей лагов и их учету во время плавания). Использование абсолютного лага наиболее предпочтительно при плавании судна по счислению. Однако существует большой класс задач, где требуется измерение относительной скорости судна, или относительной и абсолютной скоростей совместно: гирокурсоуказатели, адаптивные авторулевые, радиолокационные станции, системы автоматической радиолокационной прокладки и пр. Специфика мореплавания заключается в отрыве на долгое время от береговых ремонтных баз. Поэтому в случае отказа или сбоя в работе любого навигационного прибора, информация от которого не дублируется другими приборами, увеличивается вероятность аварии судна.

В настоящее время абсолютными гидроакустическими лагами (ГАЛ) оснащаются крупнотоннажные суда (более 50 000 per. тонн), но имеется достаточное количество моделей относительных ГАЛ, которые могут устанавливаться на судах практически любого водоизмещения. В основном это гидроакустические лаги, использующие эффект Доплера. Теоретические и экспериментальные исследования, проводимые с целью дальнейшего совершенствования и развития аппаратуры автономной навигации, привели, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, к разработке достаточно перспективных гидроакустических измерителей скорости с линейной базой направленных преобразователей (ЛБНП), к которым относятся два основных типа: корреляционные измерители скорости (КИС) и интерполяционные измерители скорости (ИИС). Принципы работы этих лагов основаны на корреляционных и интерполяционных способах обработки огибающих амплитуд эхо-сигналов (ОАЭС), принятых минимум на два приемных преобразователя. Корреляционные и интерполяционные способы обработки сигналов начали интенсивно исследоваться с середины 1950;х годов. Эти типы лагов имеют хорошие перспективы в производстве и эксплуатации благодаря их полной автономности, простоте технического воплощения, высокой точности и способности работать в сложных гидрометеорологических условиях. Ряд моделей КИС, кроме информации об абсолютной (или относительной) скорости судна, позволяют одновременно получать информацию и о глубине под килем.

Опубликованные с середины 1950;х годов работы отечественных и зарубежных ученых по корреляционно-экстремальным системам (КЭС) [22, 24, 27, 35, 41, 53, 56, 58, 59, 69, 70], корреляционным гидроакустическим лагам (КГАЛ) [2, 5, 16, 29, 32−35, 87, 100, 103−108] и интерполяционным способам измерения скорости (ИСИС) [13, 19, 44] позволяют выделить несколько способов измерения скорости и рассматривать различные технические реализации этих способов. Все больший теоретический и практический интерес вызывают такие системы экстремального регулирования, в которых для построения экстремальной функции используется свойство корреляционной функции одного или нескольких аргументов достигать максимума при определенном значении аргументов. Вычислительные устройства корреляционных лагов представляют собой техническое воплощение корреляционно-экстремальных систем (КЭС). Под корреляционно-экстремальными системами подразумеваются системы обработки информации, представленной в виде реализаций случайных функций, предназначенные для определения координат движения. В таких системах в той или иной степени используется корреляционная связь между реализациями случайных функций, а определение выходных величин (координат местоположения или их производных) осуществляется в результате нахождения экстремума корреляционной функции или какой-либо другой статистической оценки реализаций случайных функций. Возможно другое определение КЭС, а именно: корреляционно-экстремальными называют системы совмещения реализаций случайных функций, служащие для определения координат движения. С помощью подобных систем решаются разнообразные технические проблемы, к примеру, измерение скорости движения кораблей и подводных лодок, прецизионное измерение местоположения космических кораблей, летательных аппаратов, наведение самолетов и ракет на выбранные участки земной поверхности, высокоточная локация Венеры, слежение за объектами в дальнем космосе и пр.

За внешним различием перечисленных систем скрываются одинаковые принципы действия, порождающие общие основные закономерности управления. Корреляционно-экстремальные системы, как особый тип экстремальных систем, обладают весьма характерными особенностями и с точки зрения математического аппарата, необходимого для их исследования, и с точки зрения физических свойств: длительное вычисление экстремальной функции [22, 24], нелинейные эффекты управления, трудности ликвидации больших начальных отклонений [24, 56] и пр. В корреляционно-экстремальных навигационных системах используется рабочая информация о тех или иных полях со случайной, в пространственном смысле, структурой. Теория корреляционно-экстремальных систем базируется на теории систем экстремального регулирования, с одной стороны, и на корреляционной теории стохастических процессов — с другой. Следует отметить существенный вклад отечественных ученых, как в исследование систем экстремального регулирования [19, 22, 24, 27, 35, 53, 56, 58, 70, 93, 97], так и в разработку корреляционной теории стохастических процессов [61- 63, 69, 72].

Корреляционно-экстремальные системы можно классифицировать [22,24] по виду и объему используемой рабочей и априорной (начальной) информации. По виду рабочей информации, воспринимаемой датчиками, КЭС подразделяются на два класса: КЭС I и КЭС И. К классу КЭС I относятся те корреляционно-экстремальные навигационные системы, в которых рабочая информация о навигационном поле снимается в одной, текущей «точке». В них могут использоваться как поверхностные (поля рельефа морского дна и суши, радиолокационного контраста, оптические и радиотепловые, поля естественной радиоактивности), так и пространственные поля (например, магнитное, гидроакустическое). Системы, в которых рабочая информация снимается с некоторого участка площади -«кадра», относят к классу КЭСII.

По объему априорной информации каждый из классов делится на два подкласса: КЭС 1а, КЭС Iia — системы «без памяти" — КЭС 16, КЭС 116 — системы с «памятью». Примерами КЭС «без памяти» служат корреляционные измерители скорости движения кораблей и подводных лодок, самолетов, ракет, корреляционные измерители скорости проката и потока, а также системы, построенные на основе корреляционных измерителей скорости (корреляционные измерители углового положения искусственного спутника Земли, замкнутые инерциально-корреляционные системы).

Системы «без памяти» практически не нуждаются в априорной информации. В этих системах имеется два или более датчика поля, разнесенных в пространстве. Для определения задержек по времени одного сигнала по отношению к другому, и вычисления на этой основе скорости движения объекта, сигналы этих датчиков сопоставляются.

Для работы КЭС данного подкласса, как правило, необходимы поверхностные поля, так как расстояние между датчиками на движущемся объекте обычно недостаточно для улавливания изменения пространственного поля. Однако при этом можно использовать разнообразные, даже нестабильные во времени, поверхностные поля. Это обусловлено тем, что участок поля, воспринятый одним датчиком, тотчас воспринимается другим датчиком, и нестабильность полей во времени не оказывает заметного влияния на точность КЭС, если изменение поля не слишком быстрое. Водная среда — источник реверберационной помехи или облачный покров с их неоднородными (и нестабильными во времени) характеристиками для таких систем в ряде случаев также может служить полем. Это является достоинством КЭС «без памяти». Другим важным достоинством КЭС данного подкласса является отсутствие потребности в априорной информации. Для функционирования систем «с памятью» необходима априорная информация об используемом случайном процессе, очень часто в виде карт местности.

Дальнейшее деление всех подклассов КЭС может быть продолжено по способу хранения и обработки рабочей и априорной информации. С этой точки зрения КЭС делятся на следующие виды: аналоговые (непрерывные), цифровые (дискретные) и аналого-цифровые. Преимуществом аналоговых устройств является параллельная обработка информации, недостатком — ограниченная точность. Цифровые устройства можно реализовать аппаратным или программным способом. При аппаратной реализации используется соединение разнообразных функциональных блоков, обеспечивающих процесс обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом, то есть создается специализированное вычислительное устройство. При программной реализации алгоритм записывается в виде программы на одном из языков программирования для микропроцессора или микроконтроллера. Аналого-цифровые системы позволяют совместить параллельную обработку информации характерную для аналоговых устройств и высокую точность, присущую цифровым устройствам.

При натурном и математическом моделировании измерителей скорости различных движущихся объектов основанных на обработке радиолокационных и гидроакустических эхо-сигналов и с учетом расстояний от них до отражающей поверхности, возникает несколько проблем, требующих решения. Одной из важнейших проблем является определение спектральных и корреляционных характеристик принимаемых сигналов, на основе которых вырабатываются требования к технико-эксплуатационным характеристикам приемно-излучающих трактов и блокам обработки ОАЭС в корреляционных измерителях скорости, интерполяционных измерителях скорости или других ГАЛ с ЛБНП. Вопросам описания моделей неровностей отражающих поверхностей и характеристикам отраженных от них сигналов посвящено достаточно много литературы. Модели эхо-сигналов, приведенные в работе [51], не учитывают специфику области применения упомянутых СИС на морских и речных судах, которая заключается в том, что сигналы распространяются в гидросфере, где они подвержены существе! гному влиянию реверберации, затухания, рассеяния и других факторов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Опубликованные в 1958;2006 годах работы отечественных и зарубежных ученых [8−13,15,19, 22−27,29, 32−35, 41, 44−47, 49, 56−63, 69, 81−83, 87−88, 93, 94, 99−110] по корреляционным экстремальным системам (КЭС), корреляционным лагам (KJI) и ИСИС позволяют выделить несколько СИС и аппаратных реализаций этих способов.

Если авиационные КИС достаточно хорошо описаны в литературе: основополагающая монография Боркус М. К. и Черного А. Е. [27] и последующие работы на ее основе [16, 29], то о ГАЛ различных типов в научно-технической литературе сведений мало.

Особенностью КГАЛ является широкий диапазон измерения скоростей: практически от 0,1 узла до 40 узлов. Но для КЭС, как вычислительного устройства корреляционного лага, не решена задача ликвидации больших начальных отклонений [24, 56], а предложенные методы [24] противоречат требованию обеспечения работоспособности [22] в квазистатическом режиме. Для аналоговых [24] и цифровых [53] КЭС приведен анализ их поведения в квазистатическом режиме. В то же время отсутствуют сведения о методике проектирования вычислительных устройств лагов при дискретном представлении информации, методах повышения их точности и быстродействия, учете дополнительных погрешностей обусловленных дискретным представлением информации.

Предложенные новые корреляционные методы определения скорости движения судов [8, 9, 32−34] требуют комбинированных способов обработки измерительной информации — аналого-цифровых.

Классификация и определения, изложенные в работе [44], позволяют синтезировать около 1000 моделей КГАЛ, но не охватывают ГАЛ с ЛБНП построенных на новых СИС и новых способах обеспечения работоспособности широкодиапазонных лагов.

Натурное и математическое моделирование корреляционных измерителей скорости различных движущихся объектов и расстояний от них до отражающей поверхности, основанных на обработке гидроакустических и радиолокационных эхо-сигналов, требует решения нескольких проблем. Одной из важнейших проблем является знание спектральных и корреляционных характеристик отраженных сигналов, на основе которых определяются технико-эксплуатационные характеристики приемно-излучающих трактов и блоков обработки ОАЭС, будь то корреляционные измерители скорости (КИС), интерполяционные измерители скорости (ИИС) или другие ГАЛ с ЛБНП.

При натурном эксперименте очень дорогостоящими являются этапы морских и полетных испытаний. Сократить их стоимость можно, если разработать и создать имитаторы принимаемых сигналов, которые в максимальной мере соответствуют реальным сигналам, формируемых при отражении от поверхностей с различными свойствами. Такие имитаторы могут быть созданы в виде отдельных устройств или прикладных программ для ЭВМ. В связи с выше изложенным, возникают следующие научные задачи: а) необходимо проанализировать характеристики отражающих поверхностей, в частности, степень неровностейб) необходимо систематизировать выражения для корреляционных характеристик отраженных сигналовв) произвести анализ выражений для корреляционных и спектральных функций отраженных сигналов при различных отражающих поверхностяхг) необходимо проанализировать весовые функции усредняющих фильтров для моделирования ОАЭСд) разработать алгоритм работы имитатора ОАЭС.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Разработка гидроакустических лагов с линейной базой направленных приемников и различными типами вычислительных устройств и методов их проектированияповышение эффективности стендовых испытаний ГАЛ с ЛБНП.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются новые системы обеспечения безопасности плавания и методы повышения эффективности их стендовых испытаний, а объектом исследования — гидроакустические лаги с линейной базой направленных приемников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научные задачи:

1. Разработать методы обеспечения работоспособности вычислительных устройств широкодиапазонных корреляционных лагов с линейной базой направленных преобразователей при больших начальных отклонениях, возникающих при включении электропитания или из-за резких изменений скорости объекта.

2. Разработать метод повышения точности и быстродействия корреляционных измерителей скорости с линейной базой направленных преобразователей в широком диапазоне скоростей.

3. Разработать методику проектирования вычислительного устройства измерителя скорости с линейной базой направленных преобразователей.

4. Разработать новые алгоритмы работы и типы вычислительных устройств лагов с линейной базой направленных преобразователей.

5. Расширить и уточнить классификационную таблицу КГАЛ с включением в нее новых типов измерителей скорости с линейной базой направленных преобразователей.

6. Решить задачу инвариантности применимости выражений для корреляционных функций АОЭС.

7. Решить задачу аппаратного моделирования ОАЭС, принятых антенной системой измерителя скорости с линейной базой направленных преобразователей, с учетом характеристик приемно-излучающего тракта, отражающей поверхности и движения носителя с углом сноса.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Методы обеспечения работоспособности вычислительных устройств измерителей скорости с линейной базой направленных преобразователей в широком диапазоне измерения скоростей.

2. Метод повышения точности и быстродействия измерителя скорости с линейной базой направленных преобразователей в широком диапазоне измерения скоростей.

3. Методика проектирования вычислительного устройства измерителя скорости с линейной базой направленных преобразователей.

4. Классификация ГАЛ с линейной базой направленных преобразователей с учетом новых типов лагов.

5. Метод аппаратного моделирования огибающих амплитуд эхо-сигналов, принятых антенной системой измерителя скорости с линейной базой направленных преобразователей, с учетом характеристик приемно-излучающего тракта, отражающей поверхности и движения носителя с углом сноса.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА. В настоящее время продолжаются интенсивные исследовательские работы, направленные на создание новых образцов измерителей скорости, обладающих повышенной эксплуатационной надежностью, точностью показаний, достаточной эффективностью применения и ремонтопригодностью.

Одновременно обозначилась тенденция к разработке измерителей скорости с ЛБНП специализированных типов для решения задач на других видах транспорта (железнодорожном, автомобильном) и в отраслях транспортировки жидкостей (вода, нефть).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При решении поставленных научных задач использовались методы теории гидроакустики, корреляционного и спектрального анализа случайных процессов, положений теории автоматического управления, имитационного моделирования с использованием ЭВМ и натурного эксперимента.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Научная новизна заключается в применении нетрадиционных методов обработки огибающих амплитуд эхо-сигналов для разработки высокоэффективных гидроакустических лагов с повышенным быстродействием и уменьшенными погрешностями, в том числе:

— разработаны методы обеспечения работоспособности вычислительных устройств корреляционных измерителей скорости с линейной базой направленных преобразователей в широком диапазоне измерения скоростей;

— разработан метод повышения точности и быстродействия измерителя скорости с ЛБНП в широком диапазоне измерения скоростей;

— разработана методика проектирования вычислительного устройства измерителя скорости с ЛБНП;

— разработаны новые типы вычислительных устройств ГАЛ с ЛБНП;

— уточнена классификация лагов с ЛБНП с учетом вновь полученных результатов;

— разработан метод моделирования ОАЭС, принятых антенной системой измерителя скорости с ЛБНП, с учетом характеристик приемно-излучающего тракта, отражающей поверхности и движения носителя с углом сноса, позволяющий повысить эффективность стендовых испытаний и существенно сократить этап морских испытаний.

Научная новизна исследований подтверждена десятью Авторскими свидетельствами СССР, полученными в соавторстве по данной тематике и тремя Патентами РФ на полезную модель полученными лично.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ. Доказывается корректным применением апробированного математического аппарата, совпадением результатов теоретических исследований с данными машинного имитационного моделирования, стендовых и натурных испытаний образцов гидроакустических лагов с ЛБНП в лабораторных и реальных условиях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Практическая ценность работы заключается в разработке рекомендаций по выбору и построению ГАЛ с ЛБНП с учетом условий эксплуатации и разработке методики проектирования этих ГАЛ. Важным практическим результатом являются разработка новых типов ГАЛ с ЛБНП и сокращения времени их проектирования при применении полученного метода аппаратного формирования ОАЭС, принятых антенной системой лага при движении судна с углом сноса. Основные выводы анализа, который приведен в диссертационной работе, подтверждены при машинном моделировании, стендовых и морских экспериментах с отдельными блоками и макетными образцами ГАЛ с ЛБНП.

Тема диссертационной работы связана с НИР и ОКР, проводимых на кафедре «Технические средства судовождения» в ФГОУ ВПО МГУ (ДВВИМУ, ДВГМА) им. адм. Г. И. Невельского в соответствии с общесоюзной программой «Океан» — планами НИР МТ (ММФ) на 1977;2001 гг.- программой «Урал-АС» 1982 г.- планами НИР вуза в рамках следующих общих тем: «Датчики навигационной информации для судового измерительного комплекса», «Исследование и разработка датчиков навигационной информации для обеспечения безопасности судовождения», «Повышение эффективности технических средств навигации и разработка методов их комплексного использования».

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Результаты работы непосредственно использованы при выполнении госбюджетных и хоздоговорных НИР на кафедре «Технические средства судовождения» ФГОУ ВПО МГУ им. адм. Г. И. Невельского.

Выводы и рекомендации, полученные при разработке диссертации, внедрены в процесс обучения курсантов и студентов ФГОУ ВПО МГУ им. адм. Г. И. Невельского (лекции, курсовое и дипломное проектирование).

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Основные теоретические положения подтверждены при машинном имитационном моделировании и экспериментальных испытаниях макетных образцов ГАЛ с ЛБНП в морских условиях на исследовательских судах и лабораторных стендовых испытаниях с использованием имитатора ОАЭС. При разработке программ для ЭВМ, макетных образцов ГАЛ с ЛБНП и имитатора ОАЭС использованы результаты теоретических исследований, изложенных в диссертационной работе.

Материалы работы были доложены и одобрены на: четвёртой Всесоюзной научно-технической конференции «Проблемы научных исследований в области изучения и освоения Мирового океана» — 1983 г., международной научно-технической конференции «Наука — морскому образованию на рубеже веков» — 2000 г., региональной научно-практической конференции «Техническая эксплуатация флота. Пути совершенствования» — 2005 г., шестой международной научно-практической конференции «Проблемы транспорта Дальнего Востока» — 2005 г.

ПУБЛИКАЦИИ. По результатам исследований опубликовано 27 работ, в том числе 9 без соавторства, получено 10 авторских свидетельств СССР на изобретения и 3 патента РФ на полезную модель.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертация представлена на 163 листах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения. Основной текст диссертации изложен на 133 страницах, включая 39 рисунков и 5 таблиц.

Список использованных источников

содержит 110 наименований.

3.5 Выводы по третьей главе.

По результатам исследований проведенных в главе три можно сделать следующие выводы:

1. Обоснованы статистические характеристики случайных процессов необходимых для схемотехнического моделирования и создания имитатора псевдослучайных аналоговых сигналов. Степень совпадения статистических характеристик реальных эхо-сигналов и сформированных достаточно хорошая, и сформированные процессы можно использовать для машинного моделирования работы вычислительных устройств лагов.

2. Разработана функциональная схема имитатора псевдослучайных аналоговых сигналов для настройки и испытаний вычислительных устройств гидроакустических лагов с ЛБНП и путем схемотехнического моделирования подтвержден предложенный метод формирования псевдослучайных процессов.

3. Подтверждено путем схемотехнического моделирования, что предложенный метод повышения быстродействия полярного дискретного коррелятора увеличивает быстродействие в два раза с одновременным увеличением точности измерения скорости.

4. Машинное моделирование функционального узла аналого-дискретного коррелятора с использованием амплитудно-широтного импульсного модулятора подтверждают работоспособность предложенных новых структур корреляторов с использованием широтно-импульсной модуляции и могут найти применение в новых разработках лагов.

5. Результаты стендовых и морских испытаний опытных образцов лагов с полярными дискретными и релейными корреляторами имеют достаточно хорошее совпадение с результатами теоретических исследований.

Основные научные результаты, изложенные в главе, опубликованы в работах [39, 40, 45, 46, 64, 65, 66, 67]. Публикации в изданиях перечня ВАК РФ [48].

Заключение

.

В настоящей диссертационной работе, на основании выполненных исследований, получены следующие научные результаты и выводы:

1. Синтезированы алгоритмы формирования статических характеристик корреляторов и разработаны методы устранения «больших» начальных отклонений в полярных дискретных корреляторах, позволяющие решить проблему обеспечения работоспособности широкодиапазонных корреляционных лагов.

2. Получены новые математические выражения для качественной и количественной оценки величин погрешностей в полярном дискретном корреляторе, позволившие синтезировать алгоритм формирования статической характеристики полярного дискретного коррелятора с повышенным быстродействием и разработать функциональную схему корреляционного лага с большей точностью измерения скорости.

3. Разработаны структурные схемы новых вычислительных устройств лагов с использованием широтно-импульсной модуляции, позволяющей сохранить информацию об огибающих амплитуд эхо-сигналов и разработаны функциональные схемы лагов с аналого-дискретными корреляторами для измерения продольной и модуля скорости.

4. Уточнена классификационная таблица лагов с включением в неё новых схем построения вычислительных устройств измерителей скорости с линейной базой направленных приемников, которая приводит в единую систему терминологию в этой области научных исследований и позволяет синтезировать структурные схемы новых типов лагов для различных условий эксплуатации.

5. Разработана методика инженерного проектирования полярного дискретного коррелятора взаимно-корреляционного измерителя скорости.

6. Систематизированы сведения о корреляционных функциях эхо-сигналов и на этой основе разработана функциональная схема имитатора аналоговых псевдослучайных сигналов, позволяющего проводить стендовые испытания вычислительных устройств гидроакустических лагов с линейной базой направленных приемников.

7. Машинное моделирование функциональных узлов имитатора аналоговых псевдослучайных сигналов и вычислительных устройств лагов подтвердили правильность выводов и рекомендаций, полученных теоретическим путем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. с. 1 040 418 СССР, МКИ3 G01P 3/64, G01C 22/02. Корреляционный измеритель скорости Текст. / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и
  2. A. А. Панченко (СССР). № 3 435 580/18−10- заявлено 23.04.82- опубл. 07.09.83, Бюл.№ 33. -4 с.
  3. А. с. 1 070 482 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости Текст. / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР). № 3 462 115/18−10- заявлено 24.05.82- опубл. 30.01.84, Бюл. № 4.-4 с.
  4. А. с. 1 101 003 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости Текст. / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР). № 3 301 870/18−10- заявлено 11.05.81, Бюл. № 24. 1984- опубл. 10.02.2000, Бюл. № 4. — С. 494. — 6 с.
  5. А. с. 1 274 457 СССР, МКИ3 G01P 3/00 G01P 5/00. Способ определения скорости судна относительно грунта Текст. / Б. Г. Абрамович,
  6. B. В. Завьялов, А. А. Панченко и А. В. Артемьев (СССР). -№ 3 766 989/24−10- заявлено 06.07.84- опубл. 10.02.2000, Бюл. № 4.1. C. 494.- 4 с.
  7. А. с. 1 275 294 СССР, МКИ3 G01P 3/80. Корреляционный измеритель скорости Текст. / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов, А. А. Панченко и А. В. Артемьев (СССР). № 3 850 586/24−10- заявлено 29.12.84- опубл. 07.12.86, Бюл. № 45. — 6 с.
  8. А. с. 1 329 407 СССР, МКИ3 G01S 15/00. Эхолот Текст. / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов, А. А. Панченко, А. В. Артемьев и В. О. Шестовский (СССР). № 3 909 049/40−23- заявлено 05.05.85- зарег. 08.04.87, Бюл. № 29- опубл. 10.02.2000, Бюл. № 4. — С. 496. — 4 с.
  9. А. с. 1 685 168 СССР, МКИ3 G01S 7/52. Эхолот Текст. / Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко, В. В. Завьялов, А. В. Артемьев и
  10. Е. Л. Емельянов (СССР). № 4 736 185/22- заявлено 05.09.89- зарег. 15.06.91, Бюл. № 27- опубл. 10.02.2000, Бюл. № 4. — С. 496. — 4с.
  11. А. с. 537 315 СССР, МКИ3 G01P 9/66, G01P 3/58. Способ определения скорости судна относительно дна Текст. / В. И. Воловов, В. В. Краснобородько, 10. П. Лысанов, В. А. Сечкин (СССР). -№ 2 051 138/10 заявлено 09.08.74- опубл. 30.11 76, Бюл. № 44 4 с.
  12. А. с. 640 209 СССР, МКИ3 G01P 5/00. Способ определения скорости судна относительно дна Текст. / В. И. Воловов, В. В. Краснобородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин. (СССР). -№ 2 394 219/18−10- заявлено 02.08.76- опубл. 30.12.78, Бюл. № 48. 4 с.
  13. А. с. 818 278 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости Текст. / Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР). -№ 2 757 236/ 18−10- заявлено 28.03.79- опубл. 10.02.2000, Бюл. № 4. С. 294. — 4 с.
  14. А. с. 907 441 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости Текст. / Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР). -№ 2 911 701 /18−10- заявлено 14.04.80- опубл. 23.02.82, Бюл. № 7.-6 с.
  15. А. с. 907 442 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости Текст. / Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР). № 2 952 860/18−10- заявлено 11.07.80- опубл. 23.02.82, Бюл. № 7.-8 с.
  16. А.с. № 1 206 706 СССР, МКИ3 G 01 Р 3/48. Способ измерения параметров движения объекта и устройство для его осуществления Текст. / А. Н. Егорычев, Л. С. Привер (СССР). Опубл. Бюл. № 3, 19 864 с.
  17. А.с. № 402 803 СССР, МКИ3 G 01 Р 3/68, G 01 С 22/02. Устройство для измерения пути и линейной скорости объекта Текст. / В. А. Ржевкин, А. Д. Леденев (СССР). Опубл. Б.И. № 42,1973.- 4 с.
  18. А.с. № 466 453 СССР, МКИ3 G 01 Р 3/64. Корреляционный измеритель скорости Текст. / В. А. Ржевкин, А. Д. Леденев (СССР). -Опубл. Б.И. № 13,1975.-4 с.
  19. Абсолютные и относительные лаги Текст. / К. А. Виноградов, В. Н. Кошкарев, Б. А. Осюхин, А. А. Хребтов: Справочник. Л.: Судостроение, 1990.-264 с.
  20. Акустика океана Текст. / Под ред. Л. М. Бреховских. М.: Наука, 1974.- 696 с.
  21. , Т. М. Вероятностные измерительно-вычислительные устройства Текст. / Т. М. Алиев, Г. С. Тер-Исраелов, А. А. Тер-Хачатуров-М.: Энергоатомиздат, 1983 168 с.
  22. , В. К. Корреляционно-экстремальные методы навигации Текст. / В. К. Баклицкий, А. Н. Юрьев. М.: Радио и связь, 1982. -256 с.
  23. , О. В. Основы радионавигации Текст. / О. В. Белавин: Учеб. пособие для вузов 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Советское радио, 1977.-320 с.
  24. , И. Н. Корреляционно-экстремальные системы Текст. / И. Н. Белоглазов, В. П. Тарасенко. М.: Советское радио, 1974. — 392 с.
  25. , Дж. Прикладной анализ случайных данных Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол // Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 540 с.
  26. , Дж. Приложения корреляционного и спектрального анализа Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол // Пер. с англ. М.: Мир, 1983. -312 с.
  27. , М. К. Корреляционные измерители путевой скорости и угла сноса летательных аппаратов Текст. / М. К. Боркус, А. Е. Черный. -М.: Советское радио, 1973. 168 с.
  28. , И. Н Справочник по математике Текст. / И. Н. Бронштейн, К. А. Семендяев. Лейпциг: Тойнбнер- М.: Наука, 1980.-976 с.
  29. , В. М. Гидроакустические лаги Текст. / В. М Бука-тый, В. И. Дмитриев. М.: Пищевая промышленность, 1980. — 176 с.
  30. , В. В. Цифровое моделирование в статистической радиотехнике Текст. / В. В. Быков. -М.: Сов. радио, 1971.-328 с.
  31. , А. С. Очерк основ радиолокации при непрерывном излучении Текст. / А. С. Виницкий. М.: Сов. радио, 1961. — 496 с.
  32. , В. И. Новый акустический способ определения скорости судна Текст. / В. И. Воловов, В. В. Краснобородько, 10. П. Лысанов, В. А. Сечкин // Океанология, т. XVII. М.: АН СССР, — 1977. — С. 158 -163.
  33. , В. И. Акустические методы решения некоторых океанологических и навигационных задач Текст. / В. И. Воловов,
  34. Ю. П. Лысанов // Проблемы акустики океана. М.: Наука, — 1984. -С. 185−192.
  35. , В. И. Определение курсовой скорости и бортового сноса судна акустическим методом Текст. / В. И. Воловов, В. В. Красно-бородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин // Акустический журнал, 1979. -Т. 25, вып. 2.-С. 293−295.
  36. , Ю. И. Автоматические цифровые корреляторы Текст. / Ю. И. Грибанов, Г. П. Веселова, В. Н. Андреев. М.: Энергия, 1971.-240 с.
  37. , В. Г. Электроника и микропроцессорная техника Текст. / В. Г. Гусев, Ю. М. Гусев. М.: Высш. шк., 2004. — 790 с.
  38. , В. С. Интегральная электроника в измерительных устройствах Текст. / В. С. Гутников. Л.: Энергоатомиздат, Л. О., 1988. -304 с.
  39. , В. С. Фильтрация измерительных сигналов Текст. / В. С. Гутников. Л.: Энергоатомиздат, 1990. — 192 с.
  40. , В. Н. Корреляционные устройства Текст. / В. Н. Жовинский, В. Ф. Арховский. М.: Энергия, 1974. — 248 с.
  41. , А. П. Теоретические основы радиовысотометрии Текст. / А. П. Жуковский, Е. И. Оноприенко, В. И. Чижов. М.: Сов. радио, 1979.-320 с.
  42. , В. В. Измерители скорости с линейной базой направленных приемников Текст. / В. В. Завьялов. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. -176 с.
  43. , В. В. Корреляционный лаг Текст. / В. В. Завьялов,
  44. A. А. Панченко // Аппаратура и системы в океанографических исследованиях: Тез. докл. / Четвертая Всесоюз. науч.-техн. конф. «Проблемы научных исследований в области изучения и освоения Мирового океана». Владивосток, 1983.-С. 118.
  45. , В. В. Статистические характеристики амплитуд огибающих эхосигналов, отраженных от неровных поверхностей Текст. /
  46. B. В. Завьялов, А. В. Артемьев, А. А. Панченко // Транспортное дело России. М.: Морские вести России, 2005. — Спецвыпуск № 3. — С. 32−34.
  47. , Е. А. Цифровые интегральные микросхемы в информационно-измерительной аппаратуре Текст. / Е. А. Зельдин. JL: Энер-гоатомиздат, JI. О., 1986. — 280 с.
  48. , С. Г. Статистические характеристики радиосигналов, отраженных от земной поверхности Текст. / С. Г. Зубкович. М.: Сов. радио, 1968. -224 с.
  49. , Р. Г. Преобразование и математическая обработка ши-ротно-импульсных сигналов Текст. / Р. Г. Карпов, Н. Р. Карпов. JT.: Машиностроение, 1977. — 165 с.
  50. , С. Ф. Корреляционные экстремальные системы: Справочник. Текст. / С. Ф. Козубовский. Киев: Наукова думка, 1973. -224 с.
  51. , В. Е. Автономные допплеровские устройства и системы навигации летательных аппаратов Текст. / Под ред. В. Е. Кол-чинского. -М.: Советское радио, 1975.-432 с.
  52. , Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров: определения, теоремы, формулы Текст. / Г. Корн, Т. Корн // Пер. с англ. И. Г. Арамановича и др.- под общ. ред. И. Г. Арамановича. -М.: Наука, 1970. 720 с.
  53. , Н. Т. Непрерывные и дискретные системы управления и методы их идентификации Текст. / Н. Т. Кузовков, С. В. Караба-нов, О. С. Салычев. М.: Машиностроение, 1978. — 222 с.
  54. , С. С. Многоканальные счетные системы и коррелометры Текст. / С. С. Курочкин. -М.: Энергия, 1972.-344 с.
  55. , Ф. Корреляционная электроника Текст. / Ф. Ланге. -Л.: Судпромгиз, 1963. 448 с.
  56. , А. Л. Цифровые устройства на комплементарных МДП интегральных микросхемах Текст. / А. Л. Ланцов, Л. С. Зворыкин, И. Ф. Осипов. -М.: Радио и связь, 1983. 272 с.
  57. , Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники, Т. 1 Текст. / Б. Р. Левин. М.: Советское радио, 1974. — 552 с.
  58. , Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники Текст. / Б. Р. Левин. М.: Радио и связь, 1989. — 656 с.
  59. , Ю. С. Введение в теорию и технику радиотехнических систем: Учеб. пособие Текст. / Ю. С. Лёзин. М.: Радио и связь, 1986. -280 с.
  60. Малогабаритные навигационные измерители. Ч. 4.: отчет о НИР / Дальневост. высш. инж. мор. уч-ще им. адм. Г. И. Невельского (ДВВИМУ) — руководитель Абрамович Б. Г. Владивосток, 1987. — С. 17- 42. ХДТ-5/1−87- № ГР 1 840 070 689. — Инв. № 2 870 002 952.
  61. Марпл-мл., С. JI. Цифровой спектральный анализ и его приложения Текст. / С. JI. Марпл-мл.// Пер. с англ. М.: Мир, 1990. — 584 с.
  62. Мелик-Шахназаров, А. М. Цифровые измерительные системы корреляционного типа Текст. / А. М. Мелик-Шахназаров, М. Г. Марка-тун. -М.: Энергоатомиздат, 1985.- 128 с.
  63. , А. М. Толковый математический словарь. Основные термины Текст. / А. М. Микиша, В. Б. Орлов М.: Рус. яз., 1989.-244 с.
  64. , Г. Я. Характеристики стохастической взаимосвязи и их измерение Текст. / Г. Я. Мирский. -М.: Энергоатомиздат, 1982. -320 с.
  65. А. А. Способ увеличения точности цифрового полярного коррелятора Текст. / А. А. Панченко // Вестник Морского государственного университета. Сер. Судовождение. Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2004. — Вып. № 2. — С. 89 — 94.
  66. , А. А. Погрешности цифрового полярного коррелятора Текст. / А. А. Панченко, В. В. Воробьев // Вестник Морского государственного университета. Сер. Судовождение. Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2004. — Вып. № 2. — С. 107 — 112.
  67. Патент № 33 236 РФ на полезную модель, МПК7 G 01 Р 3/80. Корреляционный измеритель скорости Текст. / А. А. Панченко (РФ). -Опубл. Бюл. № 28, 2003. 4 с.
  68. Патент № 40 489 РФ на полезную модель, МПК7 G 01 Р 3/80. Корреляционный измеритель скорости Текст. / А. А. Панченко (РФ). -Опубл. Бюл. № 25,2004 2 с.
  69. Патент № 47 530 РФ на полезную модель, МПК7 G 01 Р 3/80. Корреляционный измеритель скорости Текст. / А. А. Панченко (РФ). -Опубл. Бюл. № 24,2005 4 с.
  70. Применение интегральных микросхем: Практическое руководство. В 2-х кн.- Кн. 1 Текст. / Под ред. А. Уильямса // Пер. с англ. М.: Мир, 1987.-432 с.
  71. , Г. И. Проектирование дискретных устройств на интегральных микросхемах: Справочник Текст. / Г. И. Пухальский, Т. Я. Новосельцева. -М.: Радио и связь, 1990.-304 с.
  72. , А. А. Численные методы Текст. / А. А. Самарский, А. В. Гулин. М.: Наука, 1989. — 432 с.
  73. Самонастраивающиеся системы: Справочник Текст. / Под ред. П. И. Чинаева. Киев: Наукова думка, 1969. — 528 с.
  74. Словарь по кибернетике Текст. / Под ред. В. М. Глушкова. -Киев: Главная редакция УСЭ, 1979. 622 с.
  75. , JI. Ф. Справочник по расчетам судовых автоматических систем Текст. / Л. Ф. Суевалов. Л.: Судостроение, 1989.-408 с.
  76. Теория и применение псевдослучайных сигналов Текст. / А. И. Алексеев, А. Г. Шереметьев, Г. И. Тузов, Б. И. Глазов. М.: Наука, 1969.-368 с.
  77. , Ю. И. Теория флюктуации локационных сигналов, отраженных распределенными целями Текст. / Ю. И. Фельдман, И. А. Мандуровский- под ред. Ю. И. Фельдмана. М.: Радио и связь, 1988.-272 с.
  78. , П. Искусство схемотехники: В 2-х томах- Т. 2 Текст. / П. Хоровиц, У. Хилл // Пер. с англ. М.: Мир, 1983. — 500 с.
  79. , П. М. Автоматизация спектрального и корреляционного анализа Текст. / П. М. Чеголин. М.: Энергия, 1969. — 384 с.
  80. , А. С. Прикладные методы статистического моделирования Текст. / А. С. Шалыгин, Ю. И. Палагин. JI.: Машиностроение. Л. О, 1986.-320 с.
  81. , В. Л. Функциональные аналоговые интегральные микросхемы Текст. / В. Л. Шило. М.: Радио и связь, 1982. — 128 с.
  82. , П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике Текст. / П. Шкритек // Пер. с нем. М.: Мир, 1991. — 446 с.
  83. , Й. Курс цифровой электроники: В 4-х т. Текст. / Й. Ян-сен // Пер. с голл. М.: Мир, 1987.
  84. Andermo, I., Sjolund A. Lazer velocity meter with correlation technique Text. /I. Andermo, A. Sjolund // Abstracts IMEKO Moscow, 1979.-Vol. 111.-P.48.
  85. Denbigh, P. N., etc. Ship velociti determination by doppler and correlation techniques Text. / P. N. Denbigh // IEE Proceedings. 1984. -Vol. 131.- part F. — № 3. — P. 315 — 325
  86. Dickey, F. R. The correlation aircraft navigator, a vertically beamed doppler radar Text. / F. R. Dickey // Proceedings of the National Conference on Aeronautical Electronics, Dayton, Ohio, May, 1958. — P. 463 — 466.
  87. Dickey, F. R. Velocity sensing for lunar landing by correlation between spaced microwave receivers Text. / F. R. Dickey // IRE Jast Conv. Rec. 1961. — Vol. III. — Pt. 5. — P. 63−68.
  88. Dickey, F. R. Implementation and testing of a deepwater correlation velocity sonar Text. / F. R. Dickey, W. C. Bookheimer, K. W. Rhoades // Proceedings of the Offshore Technology Conference, Houston, USA. -1983.-P. 437−446.
  89. Dickey, F. R Velocity measurement using correlation sonar Text. / F. R. Dickey, Jr, J. A. Edward // IEEE Plans Posit. Locat. and navig. Symp. Rec., San Diego, Calif., New York, N. Y., 1978. — P. 255 — 264.
  90. Edward, V. A. Remote measurement of water currents using a correlation sonar Text. / V. A. Edward // Journal of the Acoustical Society of America, Supplement, 66. 1979. — P. 557.
  91. Griffiths, G., Bradley S. E. A correlation speed log for deep waters Text. / G. Griffiths, S. E. Bradley // Sea Technology. 1998, — 39(3). -P. 29−35.
  92. Keary, A. Simulation of the correlation velocity log using a computer based acoustic model Text. / A. Keary [et al.] // Proc. 11th Int. Symp. Unmanned Untethered Submersible Technology. Durham, New Hampshire. USA.-1999.-P. 446−454.
  93. Phillips, B. On the development of a correlation sonar velocity log Text. / B. Phillips, H. Robinson, M. Hill. Unmanned Undersea Vehicles Symposium, Naval Undersea Warfare Center, Newport, U.S.A., April 24—27, 2000.
  94. Smith, В. V. A high accuracy two-axis velocity measuring device Text. / В. V. Smith, P. Atkins // Proceedings of the IERE Conference on Electronics for Ocean Technology. Edinburgh, UK. — 1987. — P. 77−82.
  95. Woodward, B. Estimating backscattering strength for a correlation log Text. / B. Woodward. W. Fosythe, S. K. Hole // IEEE Journal of Oceanic Engineering. Jul 1994. -Vol. 19. — Issue 3. — P. 476−483.1. АКТ О ВНЕДРЕНИИг. Владивостокtl11 «июля 2007 г.
  96. Наименование организации ФГОУ ВПО «Морской государственный университет имени адмирала Г, И. Невельского»
  97. ФГОУ ВПО «Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского».
  98. Научный руководитель, д.т.н., доцент Завьялов В. В. Ответственный исполнитель Панченко А. А.
  99. Дата внедрения 4 июля 2007 года
  100. Участвовали во внедрении от производства (должность, фамилия, имя, отчество) директор института «Морская академия» Гаманов Владимир Федорович, начальник судоводительского факультета Домбинский Александр Павлович
Заполнить форму текущей работой