Мониторинг функциональных систем организма школьников: на примере ЮЗАО г. Москвы
Установлена достоверная зависимость (р<0,05) состояния активности функциональных систем организма обследованных групп школьников от содержания загрязняющих веществ в атмосфере: отклонение от физиологической нормы в сторону гиперфункции имеют почти все системы организма (сердечно-сосудистая, бронхо-легочная, желудочно-кишечный тракт, нейро-сосудистые пучки, эндокринная, ЛОР-органы, органы зрения… Читать ещё >
Содержание
- 1. ЕДЕНИЕ
- ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. И
- Функциональное и психическое развитие детей и подростков гески неблагоприятных условиях.1(
- Состояние здоровья школьников и формирующие ег
- Загрязнение городской среды и его влияние на функциональны организма человека
- Экологическая характеристика г. Москвы
- Критерии и методы оценки функционального состояни детей и подростков
- МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. школьников./и
- 3. 2. Оценка психо-эмоционального статуса школьников старших классов
- Глава 4. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА НА АКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ (район КОНЬКОВО г. МОСКВЫ).ЛОЗ
Мониторинг функциональных систем организма школьников: на примере ЮЗАО г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном мире гигантские темпы индустриализации и урбанизации приводят к изменению и загрязнению окружающей среды, росту количества отходов, нарушению экологического равновесия и способны вызвать деградацию не только среды, но и здоровья людей. В связи с этим в сложной системе социальных ценностей всё большее место занимает здоровье человека. Данная взаимосвязь особенно очевидна в крупных промышленных городах, мегаполисах, таких как Москва. Особенностью проживания человека в современном мегаполисе является постоянная подверженность организма комплексу экологических, техногенных, психологических и социальных воздействий. Степень нагрузки на жителя большого города по каждому из этих факторов гораздо больше, а степень защиты гораздо меньше, чем у жителя периферийных районов. При этом долевой вклад экологических факторов в нарушение здоровья человека согласно экспертам ВОЗ составляет не менее 20−25%. Однако, относительно России, где длительное время прогрессировало экологическое и экономическое неблагополучие, следует признать более справедливыми расчеты, определяющие долевой вклад экологического фактора в ухудшение здоровья и основные формы патологии в пределах 40−60% (Ю.П. Гичев, 2007).Согласно данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы 3,5 млн. человек в Москве живёт в условиях экологического дискомфорта, а около 1 млн. — в районах предельного дискомфорта [51]. Наибольшее беспокойство, в этой связи, вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, поскольку известно, что растущий детский организм в силу морфофункциональной незрелости, отличается повышенной чувствительностью к действию отрицательных внешних факторов. Сегодня считается признанным, что показатели заболеваемости детей являются индикатором экологической ситуации региона. Процесс формирования здоровья детей и подростков занимает довольно длительный период и совпадает с периодом обучения в школе. В это время любые неблагоприятные воздействия на организм обладают наибольшей силой и часто могут приводить к истощению функциональных резервов организма, психологической деятельности ребёнка, его активности. Ежегодно НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает ухудшение здоровья школьников: — значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, среди учащихся их число не превышает 10−12%- - увеличилось число школьников имеющих несколько медицинских диагнозов. Школьники 7−8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10−11 лет — 3 диагноза, 16−17 лет — 3−4 диагноза, а 20% подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний [41, 42, 51]. Изменения в регуляции и состоянии жизненно важных физиологических систем организма на различных уровнях морфофункциональной организации под воздействием социальных и экологических факторов обусловливают возникновение болезней адаптации. Исследуя в динамике физиологические механизмы адаптации детского организма к различным экологическим и социальным условиям среды обитания, возможно на ранних этапах выявить первые признаки функционального напряжения, до развития морфологических нарушений и провести комплекс профилактических мероприятий, тем самым, предотвращая возможность дальнейшего развития болезней цивилизации (Н.А. Агаджанян, А. Я. Чижов, 2003; Н. А. Агаджанян, А. Я. Чижов, Т. А. Ким, 2005).В условиях городской среды наряду с функциональным напряжением у школьников отмечается ухудшение нервно-психического состояния, от благополучия которого также зависит развитие, физическое здоровье и адаптационная способность организма ребенка. Из всего выше сказанного следует, что необходимо уделить особое внимание оценке функционального состояния организма школьников и факторам, оказывающим влияние на формирование здоровья данного контингента в условиях городской среды крупного мегаполиса. Решение данной задачи подтверждает целесообразность и актуальность проведения настоящего исследования. Цель работы — определить влияние антропогенно-изменённой окружающей среды ЮЗАО г. Москвы на активность функциональных систем растущего организма, а так же психо-эмоциональный статус популяции школьников (на примере школы № 1086).Задачи исследования: 1. Оценить активность функциональных систем организма школьников 3−9-х классов по результатам ежегодного обследования в период с 2003 г. по 2008 г., проведенного с использованием экспресс-диагностической системы АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». 2. Определить влияние половой принадлежности учащихся на активность функциональных систем организма и уровень адаптации к учебному процессу в условиях мегаполиса.3. Провести анкетированный опрос учащихся 8-х классов для оценки психической активности и напряжения, интереса к учебному процессу, эмоционального тонуса и комфортности пребывания в условиях школьной среды.4. Провести анализ данных об уровне загрязнения атмосферного воздуха в исследуемом районе Коньково и в целом по г. Москве за период 2003;2007 гг.5. Сопоставить динамику изменения состояния атмосферного воздуха с данными о состоянии здоровья школьников, полученных в результате обследования и установить характер влияния антропогенных факторов среды обитания на состояние популяции школьников ЮЗАО г. Москвы. Научная новизна. Впервые дана динамическая оценка активности функциональных систем организма школьников ЮЗАО г. Москвы с использованием диагностической системы АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». Выявлено, что степень функциональных отличий между школьниками разных классов зависит от возрастных особенностей и половой принадлежности. При использовании методики оценки психической активности, интереса к учебному процессу, эмоционального тонуса, психического напряжения и комфортности пребывания в условиях школьной среды, установлено, что у девушек чаще наблюдается снижение психической активности, эмоционального тонуса и комфортности. Выявлена зависимость степени напряжения функциональных систем организма школьников 3−9-х классов от содержания основных загрязняющих веществ (формальдегид, N0 2, О3) атмосферы ЮЗАО и г. Москвы в целом за 2003;2007 гг. Установлено, что действие неблагоприятных факторов окружающей среды приводит организм ребенка в состояние повышенного напряжения, что выражается в существенной разнице уровня нарушения показателей, характеризующих функциональное состояние ЛОР-органов, органов зрения, сердечно-сосудистой, бронхо-легочной и эндокринной систем организма. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования позволяют расширить имеющиеся представления об адаптационных изменениях функциональных систем организма детей школьного возраста, проживающих в зоне экологического напряжения при длительном воздействии загрязняющих веществ атмосферы. Полученные данные в результате оценки текущего уровня индивидуального здоровья учащихся с помощью АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» и психологического теста позволяют выявить группы учащихся, работающих на пределе возможностей функциональных систем организма. А также, обладающих достаточными резервами адаптации к воздействию внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на детский организм в процессе его жизнедеятельности, при малейших изменениях внутренних факторов, обусловленных возрастной перестройкой организма. Внедрение в практику работы школ методов регулярной оценки состояния функциональных систем организма, таких как автоматизированная диагностическая система «АМСАТ-КОВЕРТ» позволит совершенствовать систему медико-экологического мониторинга. Полученные результаты исследования могут быть использованы для определения приоритетных факторов, влияющих на состояние здоровья школьников, для планирования учебной нагрузки, а также для выбора наиболее эффективных профилактических мероприятий по снижению отрицательного воздействия неблагоприятных факторов среды и укреплению здоровья учащихся.
ВЫВОДЫ.
1. Влияние факторов окружающей среды ЮЗАО г. Москвы на состояние активности функциональных систем организма школьников выражается: в гиперили гипофункциональных изменениях изучаемых показателей относительно физиологической нормыв корреляции данных показателей с содержанием загрязняющих веществ (формальдегид, Оз, N02) превышающих предельно допустимые концентрациинизкой степенью психической активности, интереса, комфортности и с высокой степенью психического напряжения.
2. Высокие показатели средней электрической проводимости (ЭП) и среднего фактора отклонения от нормативных значений (ФО) получены в 3-х классах (90,9±1,2 у.е.- 36,3±3,6% соответственно, р<0,05) что указывает на гиперфункциональное напряжение организма и механизмов адаптации к факторам среды у большинства (75±5,6%) учащихся. К 8-му классу количество детей с повышенными показателями ЭП и ФО снижается до 38±8%, а у 48±8,2% школьников соответствует физиологической норме. Однако, состояние ЛОР-органов, органов зрения, бронхо-легочной, сердечнососудистой и эндокринной систем характеризуется выраженными гиперили гипофункциональными нарушениями у большинства детей в каждой возрастной группе.
3. Выявлена достоверная зависимость (р<0,05) изученных показателей от половой принадлежности учащихся по некоторым функциональным системам организма: желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система, органы кроветворения и крупные суставы конечностей в 3-х классахЛОР-органы, органы зрения и эндокринная система в 6, 8 и 9-х классахбронхо-легочная система и позвоночник в 9-х классах. При этом только в 3-х классах отклонение данных систем от физиологической нормы у девочек выше, чем у мальчиков, тогда как в 6, 8 и 9-х классах указанные системы организма у девушек находятся в норме, а у юношей характеризуются гиперфункциональным напряжением. Что говорит о большем потенциале здоровья у девушек по сравнению с юношами в подростковом возрасте.
4. Психо-эмоциональный статус более половины учащихся 8-х классов характеризуется средней степенью выраженности психической активности (56,6±5,4% опрошенных), интереса к учебному процессу (61,4±5,3%), психического напряжения (62,7±5,3%), комфортности (53±5,5%) и высокой степенью эмоционального тонуса (62,7±5,3%), что указывает на средний уровень психических и физических возможностей организма учащихся, следовательно, недостаточную адаптационную способность организма.
5. Анализ загрязнения атмосферного воздуха в районе Коньково и в целом по г. Москве за период 2003;2007 гг. показал: среднегодовые концентрации содержания СО и 802 в атмосферном воздухе значительно ниже установленных ПДК для данных веществсреднегодовые концентрации озона и N0 близки или периодически приравниваются к ПДК как на АСКЗА Бутлерова, так и в целом по городув течение всего периода наблюдений среднегодовая концентрация Ы02 стабильно превышает ПДК в 1,1−1,3 раза, а среднегодовая концентрация формальдегида — в 3,1−3,4 раза. Что классифицирует эти вещества как приоритетные загрязнители атмосферного воздуха.
6. Установлена достоверная зависимость (р<0,05) состояния активности функциональных систем организма обследованных групп школьников от содержания загрязняющих веществ в атмосфере: отклонение от физиологической нормы в сторону гиперфункции имеют почти все системы организма (сердечно-сосудистая, бронхо-легочная, желудочно-кишечный тракт, нейро-сосудистые пучки, эндокринная, ЛОР-органы, органы зрения, органы кроветворения, крупные суставы конечностей) в случае повышенного содержания формальдегида и озона в воздухепревышение содержания оксидов азота в атмосферном воздухе от уровня установленных гигиенических нормативов отражается на состоянии бронхо-легочной и эндокринной систем (умеренная гиперфункция).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Динамическая оценка текущего уровня индивидуальных значений активности функциональных систем организма школьников является важной задачей в системе медико-экологического мониторинга. Это позволит своевременно получать информацию о состоянии здоровья школьников и, в первую очередь, о скрытых нарушениях в функциональных системах организма, определяющих риск возникновения и развития заболеваний.
2. Для объективной оценки и мониторинга состояния здоровья школьников крупных городов, а также для оценки эффективности оздоровительных и профилактических мероприятий рекомендуется использование экспресс-диагностических систем, таких как АПК «АМСАТ-КОВЕРТ», который за 2 минуты в реальном масштабе времени позволяет получить развернутую картину функционального состояния организма человека.
3. Выбор способов сохранения и укрепления здоровья детей в школе должен основываться на динамической оценке состояния функциональных систем организма школьников. Поскольку тактика профилактических мероприятий при гипоили гиперфункциональных состояниях различна. Только в этом случае применение здоровьесберегающих технологий будет результативно.
4. Для повышения уровня механизмов адаптации организма школьников к неблагоприятному воздействию повышенного антропогенного загрязнения в городской среде целесообразно увеличение времени для физкультурно-оздоровительных мероприятий (подвижные игры и физкультурные упражнения на улице, физкультурные занятия в спортивном зале с приточно-вытяжной вентиляцией, прогулки на свежем воздухе в рекреационных зонах, утренняя гимнастика и закаливание).
Список литературы
- Автоматизированная диагностическая система «АМСАТ». Методические указания для операторов системы «АМСАТ», версия 10.1. -М., 2001 124 с. ил.
- Агаджанян H.A. Клиника и методы лечения. Функциональная и инструментальная диагностика. Новые лекарственные формы. Медицинские аспекты экологии. / Вестник новых мед. технологий 1997, Т.4, № 1.
- Агаджанян H.A., Гужвин А. П., Полунин И. Н. и др. Экологическая безопасность и здоровье. Астрахань, 2000 — 145 с.
- Агаджанян H.A., Макарова И. И. Среда обитания и реактивность организма. Тверь, 2001. — 176 с.
- Агаджанян H.A., Чижов А. Я. Болезни цивилизации. В кн. «Глобалистика. Энциклопедия». Изд. ЦНПП «Диалог», Изд. «Радуга», М., 2003, с. 92−95
- Агаджанян H.A., Чижов, А .Я., Ким Т.А. Болезни цивилизации в свете учения В. И. Вернадского о ноосфере. Болезни цивилизации в аспекте учения В. И. Вернадского: Материалы Третьей международной конференции. М: Изд-во РУДН, 2005. с. 352−353.
- Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996.
- Айзман Р.И., Ширшова В. М. Избранные лекции по возрастной физиологии — Новосибирск.: Сиб. унив. из-во, 2002. 133с.
- Алексеев C.B., Пивоваров Ю. П., Янушанец О. И. Экология человека, М.: Икар, 2002
- Алтухов Ю.П. Гигиенические маркеры и болезни: генетические, антропометрические и клинические особенности детей, больных острой пневмонией.// Генетика, 1981, 17, № 5. 76 с.
- Ананьева H.A., Ямпольская Ю. А. Антропометрические параметры и адаптационные возможности школьников// Тезисы докладов «Окружающая среда и здоровье населения г. Москва». М., 2000 с. 50−51
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — С-Петербург: Питер, 2001. 686 с.
- Анненков П.Р. Гигиеническая оценка среды обитания и здоровье населения крупного промышленного округа мегаполиса, Автореферат дис. к.м.н., М., 1999−38 с.
- Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем. М.: Медицина, 1998.
- Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем организма. М., 1985.
- Антропов М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JT.M., Параничева Т. М. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ, № 3, 2001
- Апанасенко Г. Л., Волков В. В., Науменко Р. Г. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Киев, «Здоровье», 1987, с. 74−82.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Киев, «Здоровье», 2002, с. 49−72.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития М.: Наука, 1982. — 270 с.
- Баранов A.A. Экология в педиатрической науке и практике. В кн.: Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. Под ред. A.A. Баранова и J1.A. Щеплягиной., М. 1998, с. 5−26.
- Безруких М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся// Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга, 2000, с. 30−31
- Безруких М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). М., Академия, 2003. — 416 с.
- Блинова Е. Г. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек среда обитания», Омск, 2003
- Бовтюшко В.Г., Поддубский Г. А. Степени сопряжения функциональных систем как индикатор состояния здоровья человека. -Журнал «Физиология», 1994, № 6.
- Большаков A.M., Новикова И. М. Общая гигиена. М., Медицина, 2002
- Боровкова Т.Н., Морев H.A. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 134 с.
- Ванюхина М.А. Влияние факторов окружающей среды на популяцию детского населения г. Череповца. Автореф. Диссерт. к.б.н., М. — 2007, 19 с.
- Величковский Б.Т. Экологическая патология // Здравоохранение РФ, № 2, 2000
- Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда, М.: Новая школа, 1998
- Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. М., 1998.
- Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков//под ред. JI.T. Антоновой, Г. Н. Сердюковской М., 1993
- Гаркави Л.Х., Квакина С. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов, 1997, 120 с.
- Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека./ (Печальный опыт России). М., Новосибирск: СО РАМН, 2002. — 229 е.: ил.
- Гичев Ю.П. Здоровье человека и окружающая среда: SOS! М., 2007- 186 с.
- Гичев Ю.П. Экологическая обусловленность основных заболеваний и сокращения продолжительности жизни. Новосибирск, 2000
- Глухих Л.Р. Автотранспорт как источник загрязнения городской среды. Автореферат дис. к.б.н., М., 2001 41 с.
- Государственные доклады «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1995—2005 гг.//Здравоохранение РФ, 2006.
- Государственные доклады о состоянии здоровья населения РФ 1995 -2005 г. /Здравоохранение РФ/.
- Государственный доклад о положении детей в РФ 2006 год. М.: Министерство труда и соц. развития РФ, 2006. — 120с.
- Государственный доклад «О состоянии природной среды РФ в 2001 году», Раздел 4 Центральный район г. Москвы. — М., 2002, с. 43−48
- Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2004 г.» Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. М., 2005 — 296 с.
- Государственный доклад «О состоянии окружающей среды г. Москвы в 2000 году». М., 2001
- Тромбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. Медицина 1988, 272 с.
- Губарева Л.И., Прасолова О. В. Влияние инновационных форм обучения на соматическое здоровье и функциональное состояние ЦНС школьников в разных экологических условиях.// Здоровье нации здоровый город: Матер. Междун. Конф. — Кисловодск, 2005 — с. 35−37
- Губачев Ю.М. и соавт. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — Л.: Медицина, 1996, 224 с.
- Даутов Ф.Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. — Казань, Казанский госуниверситет, 1990
- Дмитриев А.Д., Косолапов А. Б. Окружающая среда и здоровье человека: (Онтогенез. Экологические аспекты)/ АН СССР, Дальневост. отд-ние, Тихоокеан. ин-т географии, Владивосток ДВО АН СССР 1990, 119 с.
- Доклад о состоянии здоровья населения Москвы в 2005 году. — Правительство Москвы. Департамент здравоохранения. Территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве, 2006
- Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2005 году. — Правительство Москвы. Департамент природопользования и охраны окружающей среды ГПУ «Мосэкомониторинг», 2006
- Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2007 году. Правительство Москвы Департамент природопользования и охраны окружающей среды ГПУ «Мосэкомониторинг», 2008
- Жарков П.Л. Остеохондроз и другие дистрофические изменения позвоночника у взрослых и детей. М.: Медицина, 1994.
- Жулев И.М., Бадзгорадзе Ю. Д., Жулев С. Н. Остеохондроз позвоночника. С-Петербург, 2001
- Журавлев В.И. Вегетативная нервная система, меридианы и гомеопатия. Методические рекомендации. М.: 1991
- Ильин В.А. Проблемы медицинской экологии и здоровья детей и подростков. Владивосток, 1991 — 220 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003, 544 с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ Изд. 4-е. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 375с.: ил. — (Психологический практикум).
- Кардашенко В.Н., Суханова H.H. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста// Сов. здравоохранение. 1990. — № 1, с. 55−56.
- Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека. М.: ВЛАДОС, 2000
- Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей. Под ред. Проф. Б. А. Ревича. М., 2006, 246 с.
- Кобаидзе В.В., Смирнова Н.А Введение в теорию циклов и информационную терапию. М.: Изд-во «Медицинская книга», 2007 — 96 с.
- Козлов A.B. Современная акупунктура. Смоленск, 1996
- Колбанов В.В. Валеология. С-Петербург.: 1998
- Колчина Г. В. Влияние атмосферного загрязнения на состояние здоровья, заболеваемость и работоспособность Ворошиловград, 1989, 151 с.
- Концепция Целевой среднесрочной программы города Москвы по снижению влияния выбросов с отработавшими газами от автотранспорта на окружающую среду на 2008−2010 гг. К постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 290-ПП
- Коробкин В.И., Предельский Л. В. Экология. Изд. 7-е Р-Д: «Феникс», 2004 — 576 с.
- Крамер Ф. Практикум по электропунктуре. М.: Имэдис, 1993
- Кремер И.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.
- Кузнецов В.Ф. Вертебро-неврология. Минск.: Книжный дом, 2004
- Кузьмина A.A. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников в школе на современном этапе. Автореф. диссерт. к.м.н., Красноярск, 2006 23 с.
- Кузьмина A.A., Таранушенко Т. Е. Оценка психо-эмоционального статуса первоклассников в рамках наблюдения за процессом адаптации к школе// Здоровье населения и среда обитания. 2005, № 6 — с. 26−28
- Кузьмина И.П. Электропунктурная диагностика по Накатани в оценке влияния экологических факторов на состояние здоровья детей.// Автореф. Дис. к.б.н. М., 2005, 21 с.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М., Медицина, 2001
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. М., 2000
- Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы, М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002. — 280 с.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий, М., 2001
- Кучма В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000
- Лобанова Ю.Н. Особенности элементного статуса детей из различных регионов России. Автореф. диссерт. к.б.н. М., 2007 — 19 с.
- Маймулов В. Г. Роль факторов окружающей среды в комплексном влиянии на здоровье человека. JL: ЛСГМИ, 1991 — 278 с.
- Макеева Т.Г. Тестируем детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -348 с. — (Психологический практикум).
- Мальчевская И.В. Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса. Автореф. диссерт. к.п.н. М., 2.006. — 18 с.
- Михайличенко К.Ю. Риск возникновения экологически обусловленных патологий у сотрудников дорожно-патрульной службы призагрязнении атмосферы автотранспортом. Автореф. диссерт. к.б.н., М., 2007. -18 с.
- Михеев В.Н. Гигиеническая оценка воздействия среды обитания урбанизированных территорий, прилегающих к источникам электромагнитного излучения, на здоровье школьников. Автореф. диссерт. к.м.н., Новосибирск, 2003. 24 с.
- Мишкова Т.А., Негашева М. А., Хрисанфова Е.Н./ Морфофункциональная характеристика современных юношей и девушек в аспекте эпохальной изменчивости антропометрических признаков// Экологическая антропология: Ежегодник. Минск, 2004. — с. 373−378.
- Мониторинг и методы контроля окружающей среды (в двух частях). Часть 2, МНЭПУ, 2001, с. 338
- Назарова Е.Н., Жидов Ю.Д./ Здоровый образ жизни и его составляющие: Учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений.// М.: Издательский центр «Академия», 2007 256 с.
- Негашева М.А. Морфологическая конституция человека в юношеском периоде онтогенеза (интегральные аспекты). Автореф. дис. д.б.н., М. 2008. — с. 48
- Никитин А.И. Вредные факторы среды и репродуктивная система человека (ответственность перед будущими поколениями). Санкт-Петербург, Изд-во «ЭЛБИ-СПб», 2005 216 с.
- О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2001. М., 2002 с. 24−30
- Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России/ Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья, Под ред. А. К. Демина, И. А. Деминой, М., 1999 256 с.
- Овчаров Е.А., Родионова Л. В., Борш Е. Е. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты) Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 2000 392 с.
- Онищенко Г. Г. Угрозы здоровью человека: гигиенические проблемы и пути их решения. Материалы Пленума межведомственного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской федерации. М., 2002, с. 3−5
- Онищенко Г. Г., Покровский В. И., Княжев В. А. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. — Новосибирск: Сиб. университет, изд-во, 2002. 340 с.
- Отчет «Оценка существующей практики и потребностей в области укрепления здоровья, социальной безопасности школьников в г. Москва, Новосибирск, Оренбург, Питкяранта, Томск, Тверь, Уфа, Электросталь», ГНИЦ ПМ МЗ РФ, CINDI, М., 2002 40 с.
- Охрана здоровья детей и подростков. Лекции для медицинских работников и педагогов. Российская ассоциация общественного здоровья, М., 2000-с. 31
- Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. М.: Изд. Центр «Академия», 2004 — 528 с.
- Пивоваров Ю.П., Королик В. В., Зиневич JI.C. Гигиена и основы экологии человека. Ростов-н/Дону, 2002
- Пищевые продукты и питание: их воздействие на общественное здоровье. Доводы в пользу политики и плана действий в области пищевых продуктов и питания для Европейского региона ВОЗ на 2000−2005 гг. Европейское Региональное Бюро ВОЗ, 2000 г.
- Подростковая медицина (руководство для врачей) под ред. проф. Л. И. Левиной. СПб, 1999
- Позняков С.П., Румак B.C., Софронов Г. А., Умнова Н. В. Диоксины и здоровье человека. Научные основы выявления диоксиновой патологии. СПб, изд-во «Наука», 2006 275 с.
- Попов C.B. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб: СОЮЗ, 1997. — 256 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. С-Петербург: Питер, 2000. — 560 с.
- Практикум по психологии состояний/ Под ред. А. О. Прохорова. -С-Петербург: Речь, 2004. 475 с.
- Протасов В.Ф., Молчанов A.B. Экология, здоровье, природопользование в России. М., 1995
- Прохоров Б. Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. М.: МНЭПУ, 1995 — 320 с.
- Рахманин Ю.А., Михайлова Р. И., Кирьянова Л. Ф., Севостьянова Е. М., Рыжова И.Н.// Итоги и перспективы научных исследований по проблеме экологии человека и гигиены окружающей среды. -М., 2001, с. 97−105
- Ревич Б.А. Окружающая среда и здоровье населения. М.: 2003
- Россман X., Россман А. Электроакупунктура по Р. Фолю. Москва. «Арнебия», 2000
- Руев В.В., Туков A.A. Практическое применение АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». Практические рекомендации. M., КОВЕРТ, 2005 — 120 с. ил
- Руководство по медицинскому обеспечению детей и подростков в образовательных учреждениях (под редакцией профессора Г. А. Оглезнева), Омск, 2004.
- Сальникова Г. П. Физическое развитие современных школьников. -М.: Педагогика, 1977. 190 с.
- Самохин A.B., Готовский Ю.В- Практическая электропунктура по методу Р. Фоля. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Имедиа, 2001, с. 896
- Самохин A.B., Готовский Ю. В. Электропунктурная диагностика и терапия по методу Р. Фоля. М.: Имедис, 1997, с. 672
- Семенова Т.Н. Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды. Автореф. Диссерт. к.б.н. М., 2006, 20 с.
- Сердюковская Г. Н., Сухарева А. Г. Гигиена детей и подростков. -М. 1986
- Сидорчук В.Л. Влияние городской среды на здоровье населения. -М.: Рос.экон.академия им. Плеханова, 2000.
- Солодков A.C., Сологуб Е. Б. Физиология человека. М.: Терра-СПОрТ, 2001
- Стратегия предупреждения хронических заболеваний в Европе. Основное внимание действиям общества по укреплению общественного здоровья. Видение стратегии с позиций CINDI. ВОЗ ЕРБ, Копенгаген, 2004.
- Стромская Е.П., Властовский В. Г., Кардашенко В. Н. Комплексная оценка физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. -1974.-№ 4.- с. 91 -95.
- Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. -М.: Горизонт, 1999
- Сухарева Л.М., Раппорт И. К., Звездина И. В., Ямпольская Ю. А., Прусов П. К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков// Гигиена и санитария. — 2002. № 3. — с. 52−55
- Сухотина Н.К. Состояние здоровья учащихся начальной школы// Материалы Третьей Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке». М., 2002 — 89 с.
- Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации./ Под ред. И. С. Глазунова, S. Stachenco CINDI Россия, 2006 — 149 с.
- Ужвий В.Г., Ямпольская Ю. А. К характеристике акселерации развития современных школьников // Гигиена детей и подростков (Сб. тр., вып. IV). Под ред. Г. Н. Сердюковской и С. М. Громбаха. М., 1977, с. 29−35.
- Физиологические основы здоровья (Ред. Р. И. Айзман, А .Я. Тернер). Новосибирск. Лада. 2002. 566 с.
- Черешнев В.А., Кеворков H.H., Бахметьев Б. А. и др. Физиология иммунной системы и экология// Иммунология 2001 — № 3 — с. 12−16
- Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины, Гэотар- Медиа, 2005, с. 512
- Человек и окружающая природная среда проблема взаимодействия: IV Междунар. науч.-практ. конф.: Сб. материалов, 26−27 июня 2001 г. / Под ред. Ю. И. Вдовина. Пенза: Вирт, 2001
- Шандала М.Г., Звяницковский Я. И. Окружающая среда и здоровье населения. Киев: Здоров’я, 1991. — 150 с.
- Шестакова В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения. Автореф. Диссерт. д.м.н., Иваново, 2000. 51 с.
- Шпангерберг С., Боева Б. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников.// Гигиена и санитария — 2003, № 5, с. 50−53
- Цанева JI. Оценка влияния некоторых показателей шума на человека Л. Цанева, Ю. Балычев // Медицина труда и промышленная экология. М.: Медицина, 1998. — № 4. — с. 17−21.
- Электрофизиологическая и фотометрическая медицинская техника. / Под ред. Проф. Попечителева Е. П. М.: Высшая школа, 2002
- Яблоков A.B. Россия: здоровье природы и людей. М., изд-во РОДП «Яблоко», 2007 224 с.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников г. Москвы в последнее десятилетие.// Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — с. 65−68
- ASTRUP A. Macronutrient balances and obesity: the role of diet and physical activity. Public Health Nutr 1999, 2: 341−347
- BAEUMLER JP. L’ecole citoyenne. Le role du Comite d’education a la sante et a la citoyennete, Rapport presente au Premier ministre, Paris, 2002 116 p.
- BASDEVANT A. Analyse clinique du-comportement alimentaire. Rev Prat 2000, № 50 p. 484−488
- BERGER G., LESELBAUM N. La prevention des toxicomanies en milieu scolaire: elements pour une evaluation. Documents actes et rapports pour l’education, CRDP du Languedoc-Roussillon, 2002
- BERGMANN KE., BERGMANN RL., VON KRIES R., BOHM О., RICHTER R. et coll. Early determinants of childhood overweight and adiposity in a birth cohort study: role of breastfeeding. Int J Obes Relat Metab Disord 2003, p. 162−172
- Bergsmann О. Objektivirung der Akupunktur als Problem der Regulationsphysiologie. Haug Verlag, Heidelberg, 1974
- CABALLERO B. Experience unique de prevention de l’obesite infantile aux Etats-Unis: l’etude Pathways. Im La prevention de l’obesite infantile, de la recherche a l’action. Les editions Inserm, Paris, 2001 p. 39−49
- GUY-GRAND В., LE BARZIC M. Les trois fonctions du comportement alimentaire (nutritionnelle, symbolique et sociale). Rev Prat 2000, 50: p. 480−483 148. http://www.euro.who.int/
- INSERM (Institut national de la sante et de la recherche medicale). Education pour la sante des jeunes. Demarches et methodes. Expertise collective Inserm, Les editions Inserm 2001: 247 p.
- Kuzmina A.A., Taranushenko Т.Е. The dynamic estimation of the psycho-emotional status of the first-grade students// Materials of the XIinternational symposium of the Japan — Russia medical exchange/ Niigata, 2004 -p. 197
- La sante des enfants de 6 ans a travers les bilans de sante scolaire. Etudes et Resultats, № 155 2002,p.
- Ministere de la sante, Ministere de l’agriculture, assurance. INPES, AFSSA, INVS. La sante vient en mangeant: le guide alimentaire pour tous. 2002, 127 p.
- Pflaum H. Prakticum der Bioelektronischen Funktions und Regulations diagnostik (BFD). Haug Verlag, Heidelberg. 1986. S. 1−246
- Plan national sante environnement. Ministere de la Sante et de la
- Protection social, Ministere de l’Ecologie et du Developpement durable, Ministere de l’Emploi, du Travail et de la Cohesion sociale, Ministere delegue a la Recherche. 2004, 92 p. http://www.ecologie.gouv.fr
- Sante des enfants et des adolescents. Propositions pour la preserver. Les Editions INSERM. 2003, 143 p. http://www.ist.inserm.fr/basisrapports/rapport.html
- Sante environnement: problemes et methods. Benoit Vergriette. 2002, 40 p. http://wwww.environnement.gouv.fr