Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мониторинг функциональных систем организма школьников: на примере ЮЗАО г. Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлена достоверная зависимость (р<0,05) состояния активности функциональных систем организма обследованных групп школьников от содержания загрязняющих веществ в атмосфере: отклонение от физиологической нормы в сторону гиперфункции имеют почти все системы организма (сердечно-сосудистая, бронхо-легочная, желудочно-кишечный тракт, нейро-сосудистые пучки, эндокринная, ЛОР-органы, органы зрения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЕДЕНИЕ
  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. И
  • Функциональное и психическое развитие детей и подростков гески неблагоприятных условиях.1(
  • Состояние здоровья школьников и формирующие ег
  • Загрязнение городской среды и его влияние на функциональны организма человека
  • Экологическая характеристика г. Москвы
  • Критерии и методы оценки функционального состояни детей и подростков
  • МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. школьников./и
    • 3. 2. Оценка психо-эмоционального статуса школьников старших классов
  • Глава 4. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА НА АКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ (район КОНЬКОВО г. МОСКВЫ).ЛОЗ

Мониторинг функциональных систем организма школьников: на примере ЮЗАО г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире гигантские темпы индустриализации и урбанизации приводят к изменению и загрязнению окружающей среды, росту количества отходов, нарушению экологического равновесия и способны вызвать деградацию не только среды, но и здоровья людей. В связи с этим в сложной системе социальных ценностей всё большее место занимает здоровье человека. Данная взаимосвязь особенно очевидна в крупных промышленных городах, мегаполисах, таких как Москва. Особенностью проживания человека в современном мегаполисе является постоянная подверженность организма комплексу экологических, техногенных, психологических и социальных воздействий. Степень нагрузки на жителя большого города по каждому из этих факторов гораздо больше, а степень защиты гораздо меньше, чем у жителя периферийных районов. При этом долевой вклад экологических факторов в нарушение здоровья человека согласно экспертам ВОЗ составляет не менее 20−25%. Однако, относительно России, где длительное время прогрессировало экологическое и экономическое неблагополучие, следует признать более справедливыми расчеты, определяющие долевой вклад экологического фактора в ухудшение здоровья и основные формы патологии в пределах 40−60% (Ю.П. Гичев, 2007).Согласно данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы 3,5 млн. человек в Москве живёт в условиях экологического дискомфорта, а около 1 млн. — в районах предельного дискомфорта [51]. Наибольшее беспокойство, в этой связи, вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, поскольку известно, что растущий детский организм в силу морфофункциональной незрелости, отличается повышенной чувствительностью к действию отрицательных внешних факторов. Сегодня считается признанным, что показатели заболеваемости детей являются индикатором экологической ситуации региона. Процесс формирования здоровья детей и подростков занимает довольно длительный период и совпадает с периодом обучения в школе. В это время любые неблагоприятные воздействия на организм обладают наибольшей силой и часто могут приводить к истощению функциональных резервов организма, психологической деятельности ребёнка, его активности. Ежегодно НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает ухудшение здоровья школьников: — значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, среди учащихся их число не превышает 10−12%- - увеличилось число школьников имеющих несколько медицинских диагнозов. Школьники 7−8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10−11 лет — 3 диагноза, 16−17 лет — 3−4 диагноза, а 20% подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний [41, 42, 51]. Изменения в регуляции и состоянии жизненно важных физиологических систем организма на различных уровнях морфофункциональной организации под воздействием социальных и экологических факторов обусловливают возникновение болезней адаптации. Исследуя в динамике физиологические механизмы адаптации детского организма к различным экологическим и социальным условиям среды обитания, возможно на ранних этапах выявить первые признаки функционального напряжения, до развития морфологических нарушений и провести комплекс профилактических мероприятий, тем самым, предотвращая возможность дальнейшего развития болезней цивилизации (Н.А. Агаджанян, А. Я. Чижов, 2003; Н. А. Агаджанян, А. Я. Чижов, Т. А. Ким, 2005).В условиях городской среды наряду с функциональным напряжением у школьников отмечается ухудшение нервно-психического состояния, от благополучия которого также зависит развитие, физическое здоровье и адаптационная способность организма ребенка. Из всего выше сказанного следует, что необходимо уделить особое внимание оценке функционального состояния организма школьников и факторам, оказывающим влияние на формирование здоровья данного контингента в условиях городской среды крупного мегаполиса. Решение данной задачи подтверждает целесообразность и актуальность проведения настоящего исследования. Цель работы — определить влияние антропогенно-изменённой окружающей среды ЮЗАО г. Москвы на активность функциональных систем растущего организма, а так же психо-эмоциональный статус популяции школьников (на примере школы № 1086).Задачи исследования: 1. Оценить активность функциональных систем организма школьников 3−9-х классов по результатам ежегодного обследования в период с 2003 г. по 2008 г., проведенного с использованием экспресс-диагностической системы АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». 2. Определить влияние половой принадлежности учащихся на активность функциональных систем организма и уровень адаптации к учебному процессу в условиях мегаполиса.3. Провести анкетированный опрос учащихся 8-х классов для оценки психической активности и напряжения, интереса к учебному процессу, эмоционального тонуса и комфортности пребывания в условиях школьной среды.4. Провести анализ данных об уровне загрязнения атмосферного воздуха в исследуемом районе Коньково и в целом по г. Москве за период 2003;2007 гг.5. Сопоставить динамику изменения состояния атмосферного воздуха с данными о состоянии здоровья школьников, полученных в результате обследования и установить характер влияния антропогенных факторов среды обитания на состояние популяции школьников ЮЗАО г. Москвы. Научная новизна. Впервые дана динамическая оценка активности функциональных систем организма школьников ЮЗАО г. Москвы с использованием диагностической системы АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». Выявлено, что степень функциональных отличий между школьниками разных классов зависит от возрастных особенностей и половой принадлежности. При использовании методики оценки психической активности, интереса к учебному процессу, эмоционального тонуса, психического напряжения и комфортности пребывания в условиях школьной среды, установлено, что у девушек чаще наблюдается снижение психической активности, эмоционального тонуса и комфортности. Выявлена зависимость степени напряжения функциональных систем организма школьников 3−9-х классов от содержания основных загрязняющих веществ (формальдегид, N0 2, О3) атмосферы ЮЗАО и г. Москвы в целом за 2003;2007 гг. Установлено, что действие неблагоприятных факторов окружающей среды приводит организм ребенка в состояние повышенного напряжения, что выражается в существенной разнице уровня нарушения показателей, характеризующих функциональное состояние ЛОР-органов, органов зрения, сердечно-сосудистой, бронхо-легочной и эндокринной систем организма. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования позволяют расширить имеющиеся представления об адаптационных изменениях функциональных систем организма детей школьного возраста, проживающих в зоне экологического напряжения при длительном воздействии загрязняющих веществ атмосферы. Полученные данные в результате оценки текущего уровня индивидуального здоровья учащихся с помощью АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» и психологического теста позволяют выявить группы учащихся, работающих на пределе возможностей функциональных систем организма. А также, обладающих достаточными резервами адаптации к воздействию внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на детский организм в процессе его жизнедеятельности, при малейших изменениях внутренних факторов, обусловленных возрастной перестройкой организма. Внедрение в практику работы школ методов регулярной оценки состояния функциональных систем организма, таких как автоматизированная диагностическая система «АМСАТ-КОВЕРТ» позволит совершенствовать систему медико-экологического мониторинга. Полученные результаты исследования могут быть использованы для определения приоритетных факторов, влияющих на состояние здоровья школьников, для планирования учебной нагрузки, а также для выбора наиболее эффективных профилактических мероприятий по снижению отрицательного воздействия неблагоприятных факторов среды и укреплению здоровья учащихся.

ВЫВОДЫ.

1. Влияние факторов окружающей среды ЮЗАО г. Москвы на состояние активности функциональных систем организма школьников выражается: в гиперили гипофункциональных изменениях изучаемых показателей относительно физиологической нормыв корреляции данных показателей с содержанием загрязняющих веществ (формальдегид, Оз, N02) превышающих предельно допустимые концентрациинизкой степенью психической активности, интереса, комфортности и с высокой степенью психического напряжения.

2. Высокие показатели средней электрической проводимости (ЭП) и среднего фактора отклонения от нормативных значений (ФО) получены в 3-х классах (90,9±1,2 у.е.- 36,3±3,6% соответственно, р<0,05) что указывает на гиперфункциональное напряжение организма и механизмов адаптации к факторам среды у большинства (75±5,6%) учащихся. К 8-му классу количество детей с повышенными показателями ЭП и ФО снижается до 38±8%, а у 48±8,2% школьников соответствует физиологической норме. Однако, состояние ЛОР-органов, органов зрения, бронхо-легочной, сердечнососудистой и эндокринной систем характеризуется выраженными гиперили гипофункциональными нарушениями у большинства детей в каждой возрастной группе.

3. Выявлена достоверная зависимость (р<0,05) изученных показателей от половой принадлежности учащихся по некоторым функциональным системам организма: желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система, органы кроветворения и крупные суставы конечностей в 3-х классахЛОР-органы, органы зрения и эндокринная система в 6, 8 и 9-х классахбронхо-легочная система и позвоночник в 9-х классах. При этом только в 3-х классах отклонение данных систем от физиологической нормы у девочек выше, чем у мальчиков, тогда как в 6, 8 и 9-х классах указанные системы организма у девушек находятся в норме, а у юношей характеризуются гиперфункциональным напряжением. Что говорит о большем потенциале здоровья у девушек по сравнению с юношами в подростковом возрасте.

4. Психо-эмоциональный статус более половины учащихся 8-х классов характеризуется средней степенью выраженности психической активности (56,6±5,4% опрошенных), интереса к учебному процессу (61,4±5,3%), психического напряжения (62,7±5,3%), комфортности (53±5,5%) и высокой степенью эмоционального тонуса (62,7±5,3%), что указывает на средний уровень психических и физических возможностей организма учащихся, следовательно, недостаточную адаптационную способность организма.

5. Анализ загрязнения атмосферного воздуха в районе Коньково и в целом по г. Москве за период 2003;2007 гг. показал: среднегодовые концентрации содержания СО и 802 в атмосферном воздухе значительно ниже установленных ПДК для данных веществсреднегодовые концентрации озона и N0 близки или периодически приравниваются к ПДК как на АСКЗА Бутлерова, так и в целом по городув течение всего периода наблюдений среднегодовая концентрация Ы02 стабильно превышает ПДК в 1,1−1,3 раза, а среднегодовая концентрация формальдегида — в 3,1−3,4 раза. Что классифицирует эти вещества как приоритетные загрязнители атмосферного воздуха.

6. Установлена достоверная зависимость (р<0,05) состояния активности функциональных систем организма обследованных групп школьников от содержания загрязняющих веществ в атмосфере: отклонение от физиологической нормы в сторону гиперфункции имеют почти все системы организма (сердечно-сосудистая, бронхо-легочная, желудочно-кишечный тракт, нейро-сосудистые пучки, эндокринная, ЛОР-органы, органы зрения, органы кроветворения, крупные суставы конечностей) в случае повышенного содержания формальдегида и озона в воздухепревышение содержания оксидов азота в атмосферном воздухе от уровня установленных гигиенических нормативов отражается на состоянии бронхо-легочной и эндокринной систем (умеренная гиперфункция).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Динамическая оценка текущего уровня индивидуальных значений активности функциональных систем организма школьников является важной задачей в системе медико-экологического мониторинга. Это позволит своевременно получать информацию о состоянии здоровья школьников и, в первую очередь, о скрытых нарушениях в функциональных системах организма, определяющих риск возникновения и развития заболеваний.

2. Для объективной оценки и мониторинга состояния здоровья школьников крупных городов, а также для оценки эффективности оздоровительных и профилактических мероприятий рекомендуется использование экспресс-диагностических систем, таких как АПК «АМСАТ-КОВЕРТ», который за 2 минуты в реальном масштабе времени позволяет получить развернутую картину функционального состояния организма человека.

3. Выбор способов сохранения и укрепления здоровья детей в школе должен основываться на динамической оценке состояния функциональных систем организма школьников. Поскольку тактика профилактических мероприятий при гипоили гиперфункциональных состояниях различна. Только в этом случае применение здоровьесберегающих технологий будет результативно.

4. Для повышения уровня механизмов адаптации организма школьников к неблагоприятному воздействию повышенного антропогенного загрязнения в городской среде целесообразно увеличение времени для физкультурно-оздоровительных мероприятий (подвижные игры и физкультурные упражнения на улице, физкультурные занятия в спортивном зале с приточно-вытяжной вентиляцией, прогулки на свежем воздухе в рекреационных зонах, утренняя гимнастика и закаливание).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная диагностическая система «АМСАТ». Методические указания для операторов системы «АМСАТ», версия 10.1. -М., 2001 124 с. ил.
  2. H.A. Клиника и методы лечения. Функциональная и инструментальная диагностика. Новые лекарственные формы. Медицинские аспекты экологии. / Вестник новых мед. технологий 1997, Т.4, № 1.
  3. H.A., Гужвин А. П., Полунин И. Н. и др. Экологическая безопасность и здоровье. Астрахань, 2000 — 145 с.
  4. H.A., Макарова И. И. Среда обитания и реактивность организма. Тверь, 2001. — 176 с.
  5. H.A., Чижов А. Я. Болезни цивилизации. В кн. «Глобалистика. Энциклопедия». Изд. ЦНПП «Диалог», Изд. «Радуга», М., 2003, с. 92−95
  6. H.A., Чижов, А .Я., Ким Т.А. Болезни цивилизации в свете учения В. И. Вернадского о ноосфере. Болезни цивилизации в аспекте учения В. И. Вернадского: Материалы Третьей международной конференции. М: Изд-во РУДН, 2005. с. 352−353.
  7. Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996.
  8. Р.И., Ширшова В. М. Избранные лекции по возрастной физиологии — Новосибирск.: Сиб. унив. из-во, 2002. 133с.
  9. C.B., Пивоваров Ю. П., Янушанец О. И. Экология человека, М.: Икар, 2002
  10. Ю.П. Гигиенические маркеры и болезни: генетические, антропометрические и клинические особенности детей, больных острой пневмонией.// Генетика, 1981, 17, № 5. 76 с.
  11. H.A., Ямпольская Ю. А. Антропометрические параметры и адаптационные возможности школьников// Тезисы докладов «Окружающая среда и здоровье населения г. Москва». М., 2000 с. 50−51
  12. А., Урбина С. Психологическое тестирование. — С-Петербург: Питер, 2001. 686 с.
  13. П.Р. Гигиеническая оценка среды обитания и здоровье населения крупного промышленного округа мегаполиса, Автореферат дис. к.м.н., М., 1999−38 с.
  14. П.К. Кибернетика функциональных систем. М.: Медицина, 1998.
  15. П.К. Очерки физиологии функциональных систем организма. М., 1985.
  16. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JT.M., Параничева Т. М. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ, № 3, 2001
  17. Г. Л., Волков В. В., Науменко Р. Г. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Киев, «Здоровье», 1987, с. 74−82.
  18. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Киев, «Здоровье», 2002, с. 49−72.
  19. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития М.: Наука, 1982. — 270 с.
  20. A.A. Экология в педиатрической науке и практике. В кн.: Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. Под ред. A.A. Баранова и J1.A. Щеплягиной., М. 1998, с. 5−26.
  21. М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся// Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга, 2000, с. 30−31
  22. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). М., Академия, 2003. — 416 с.
  23. Блинова Е. Г. Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек среда обитания», Омск, 2003
  24. В.Г., Поддубский Г. А. Степени сопряжения функциональных систем как индикатор состояния здоровья человека. -Журнал «Физиология», 1994, № 6.
  25. A.M., Новикова И. М. Общая гигиена. М., Медицина, 2002
  26. Т.Н., Морев H.A. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 134 с.
  27. М.А. Влияние факторов окружающей среды на популяцию детского населения г. Череповца. Автореф. Диссерт. к.б.н., М. — 2007, 19 с.
  28. .Т. Экологическая патология // Здравоохранение РФ, № 2, 2000
  29. .Т., Кирпичев В. И., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда, М.: Новая школа, 1998
  30. Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. М., 1998.
  31. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков//под ред. JI.T. Антоновой, Г. Н. Сердюковской М., 1993
  32. Л.Х., Квакина С. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов, 1997, 120 с.
  33. Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека./ (Печальный опыт России). М., Новосибирск: СО РАМН, 2002. — 229 е.: ил.
  34. Ю.П. Здоровье человека и окружающая среда: SOS! М., 2007- 186 с.
  35. Ю.П. Экологическая обусловленность основных заболеваний и сокращения продолжительности жизни. Новосибирск, 2000
  36. Л.Р. Автотранспорт как источник загрязнения городской среды. Автореферат дис. к.б.н., М., 2001 41 с.
  37. Государственные доклады «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1995—2005 гг.//Здравоохранение РФ, 2006.
  38. Государственные доклады о состоянии здоровья населения РФ 1995 -2005 г. /Здравоохранение РФ/.
  39. Государственный доклад о положении детей в РФ 2006 год. М.: Министерство труда и соц. развития РФ, 2006. — 120с.
  40. Государственный доклад «О состоянии природной среды РФ в 2001 году», Раздел 4 Центральный район г. Москвы. — М., 2002, с. 43−48
  41. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2004 г.» Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. М., 2005 — 296 с.
  42. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды г. Москвы в 2000 году». М., 2001
  43. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. Медицина 1988, 272 с.
  44. Л.И., Прасолова О. В. Влияние инновационных форм обучения на соматическое здоровье и функциональное состояние ЦНС школьников в разных экологических условиях.// Здоровье нации здоровый город: Матер. Междун. Конф. — Кисловодск, 2005 — с. 35−37
  45. Ю.М. и соавт. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — Л.: Медицина, 1996, 224 с.
  46. Ф.Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. — Казань, Казанский госуниверситет, 1990
  47. А.Д., Косолапов А. Б. Окружающая среда и здоровье человека: (Онтогенез. Экологические аспекты)/ АН СССР, Дальневост. отд-ние, Тихоокеан. ин-т географии, Владивосток ДВО АН СССР 1990, 119 с.
  48. Доклад о состоянии здоровья населения Москвы в 2005 году. — Правительство Москвы. Департамент здравоохранения. Территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве, 2006
  49. Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2005 году. — Правительство Москвы. Департамент природопользования и охраны окружающей среды ГПУ «Мосэкомониторинг», 2006
  50. Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2007 году. Правительство Москвы Департамент природопользования и охраны окружающей среды ГПУ «Мосэкомониторинг», 2008
  51. П.Л. Остеохондроз и другие дистрофические изменения позвоночника у взрослых и детей. М.: Медицина, 1994.
  52. И.М., Бадзгорадзе Ю. Д., Жулев С. Н. Остеохондроз позвоночника. С-Петербург, 2001
  53. В.И. Вегетативная нервная система, меридианы и гомеопатия. Методические рекомендации. М.: 1991
  54. В.А. Проблемы медицинской экологии и здоровья детей и подростков. Владивосток, 1991 — 220 с.
  55. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003, 544 с.
  56. О.Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ Изд. 4-е. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 375с.: ил. — (Психологический практикум).
  57. В.Н., Суханова H.H. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста// Сов. здравоохранение. 1990. — № 1, с. 55−56.
  58. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека. М.: ВЛАДОС, 2000
  59. Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей. Под ред. Проф. Б. А. Ревича. М., 2006, 246 с.
  60. В.В., Смирнова Н.А Введение в теорию циклов и информационную терапию. М.: Изд-во «Медицинская книга», 2007 — 96 с.
  61. A.B. Современная акупунктура. Смоленск, 1996
  62. В.В. Валеология. С-Петербург.: 1998
  63. Г. В. Влияние атмосферного загрязнения на состояние здоровья, заболеваемость и работоспособность Ворошиловград, 1989, 151 с.
  64. Концепция Целевой среднесрочной программы города Москвы по снижению влияния выбросов с отработавшими газами от автотранспорта на окружающую среду на 2008−2010 гг. К постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 290-ПП
  65. В.И., Предельский Л. В. Экология. Изд. 7-е Р-Д: «Феникс», 2004 — 576 с.
  66. Ф. Практикум по электропунктуре. М.: Имэдис, 1993
  67. И.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.
  68. В.Ф. Вертебро-неврология. Минск.: Книжный дом, 2004
  69. A.A. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников в школе на современном этапе. Автореф. диссерт. к.м.н., Красноярск, 2006 23 с.
  70. A.A., Таранушенко Т. Е. Оценка психо-эмоционального статуса первоклассников в рамках наблюдения за процессом адаптации к школе// Здоровье населения и среда обитания. 2005, № 6 — с. 26−28
  71. И.П. Электропунктурная диагностика по Накатани в оценке влияния экологических факторов на состояние здоровья детей.// Автореф. Дис. к.б.н. М., 2005, 21 с.
  72. В.Р. Гигиена детей и подростков. М., Медицина, 2001
  73. В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. М., 2000
  74. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы, М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002. — 280 с.
  75. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий, М., 2001
  76. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000
  77. Ю.Н. Особенности элементного статуса детей из различных регионов России. Автореф. диссерт. к.б.н. М., 2007 — 19 с.
  78. В. Г. Роль факторов окружающей среды в комплексном влиянии на здоровье человека. JL: ЛСГМИ, 1991 — 278 с.
  79. Т.Г. Тестируем детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -348 с. — (Психологический практикум).
  80. И.В. Организация деятельности «школы здоровья» в условиях мегаполиса. Автореф. диссерт. к.п.н. М., 2.006. — 18 с.
  81. К.Ю. Риск возникновения экологически обусловленных патологий у сотрудников дорожно-патрульной службы призагрязнении атмосферы автотранспортом. Автореф. диссерт. к.б.н., М., 2007. -18 с.
  82. В.Н. Гигиеническая оценка воздействия среды обитания урбанизированных территорий, прилегающих к источникам электромагнитного излучения, на здоровье школьников. Автореф. диссерт. к.м.н., Новосибирск, 2003. 24 с.
  83. Т.А., Негашева М. А., Хрисанфова Е.Н./ Морфофункциональная характеристика современных юношей и девушек в аспекте эпохальной изменчивости антропометрических признаков// Экологическая антропология: Ежегодник. Минск, 2004. — с. 373−378.
  84. Мониторинг и методы контроля окружающей среды (в двух частях). Часть 2, МНЭПУ, 2001, с. 338
  85. Е.Н., Жидов Ю.Д./ Здоровый образ жизни и его составляющие: Учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений.// М.: Издательский центр «Академия», 2007 256 с.
  86. М.А. Морфологическая конституция человека в юношеском периоде онтогенеза (интегральные аспекты). Автореф. дис. д.б.н., М. 2008. — с. 48
  87. А.И. Вредные факторы среды и репродуктивная система человека (ответственность перед будущими поколениями). Санкт-Петербург, Изд-во «ЭЛБИ-СПб», 2005 216 с.
  88. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2001. М., 2002 с. 24−30
  89. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России/ Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья, Под ред. А. К. Демина, И. А. Деминой, М., 1999 256 с.
  90. Е.А., Родионова Л. В., Борш Е. Е. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты) Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 2000 392 с.
  91. Г. Г. Угрозы здоровью человека: гигиенические проблемы и пути их решения. Материалы Пленума межведомственного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской федерации. М., 2002, с. 3−5
  92. Г. Г., Покровский В. И., Княжев В. А. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. — Новосибирск: Сиб. университет, изд-во, 2002. 340 с.
  93. Отчет «Оценка существующей практики и потребностей в области укрепления здоровья, социальной безопасности школьников в г. Москва, Новосибирск, Оренбург, Питкяранта, Томск, Тверь, Уфа, Электросталь», ГНИЦ ПМ МЗ РФ, CINDI, М., 2002 40 с.
  94. Охрана здоровья детей и подростков. Лекции для медицинских работников и педагогов. Российская ассоциация общественного здоровья, М., 2000-с. 31
  95. Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. М.: Изд. Центр «Академия», 2004 — 528 с.
  96. Ю.П., Королик В. В., Зиневич JI.C. Гигиена и основы экологии человека. Ростов-н/Дону, 2002
  97. Пищевые продукты и питание: их воздействие на общественное здоровье. Доводы в пользу политики и плана действий в области пищевых продуктов и питания для Европейского региона ВОЗ на 2000−2005 гг. Европейское Региональное Бюро ВОЗ, 2000 г.
  98. Подростковая медицина (руководство для врачей) под ред. проф. Л. И. Левиной. СПб, 1999
  99. С.П., Румак B.C., Софронов Г. А., Умнова Н. В. Диоксины и здоровье человека. Научные основы выявления диоксиновой патологии. СПб, изд-во «Наука», 2006 275 с.
  100. C.B. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб: СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  101. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. С-Петербург: Питер, 2000. — 560 с.
  102. Практикум по психологии состояний/ Под ред. А. О. Прохорова. -С-Петербург: Речь, 2004. 475 с.
  103. В.Ф., Молчанов A.B. Экология, здоровье, природопользование в России. М., 1995
  104. . Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. М.: МНЭПУ, 1995 — 320 с.
  105. Ю.А., Михайлова Р. И., Кирьянова Л. Ф., Севостьянова Е. М., Рыжова И.Н.// Итоги и перспективы научных исследований по проблеме экологии человека и гигиены окружающей среды. -М., 2001, с. 97−105
  106. .А. Окружающая среда и здоровье населения. М.: 2003
  107. X., Россман А. Электроакупунктура по Р. Фолю. Москва. «Арнебия», 2000
  108. В.В., Туков A.A. Практическое применение АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». Практические рекомендации. M., КОВЕРТ, 2005 — 120 с. ил
  109. Руководство по медицинскому обеспечению детей и подростков в образовательных учреждениях (под редакцией профессора Г. А. Оглезнева), Омск, 2004.
  110. Г. П. Физическое развитие современных школьников. -М.: Педагогика, 1977. 190 с.
  111. A.B., Готовский Ю.В- Практическая электропунктура по методу Р. Фоля. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Имедиа, 2001, с. 896
  112. A.B., Готовский Ю. В. Электропунктурная диагностика и терапия по методу Р. Фоля. М.: Имедис, 1997, с. 672
  113. Т.Н. Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды. Автореф. Диссерт. к.б.н. М., 2006, 20 с.
  114. Г. Н., Сухарева А. Г. Гигиена детей и подростков. -М. 1986
  115. В.Л. Влияние городской среды на здоровье населения. -М.: Рос.экон.академия им. Плеханова, 2000.
  116. A.C., Сологуб Е. Б. Физиология человека. М.: Терра-СПОрТ, 2001
  117. Стратегия предупреждения хронических заболеваний в Европе. Основное внимание действиям общества по укреплению общественного здоровья. Видение стратегии с позиций CINDI. ВОЗ ЕРБ, Копенгаген, 2004.
  118. Е.П., Властовский В. Г., Кардашенко В. Н. Комплексная оценка физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. -1974.-№ 4.- с. 91 -95.
  119. К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. -М.: Горизонт, 1999
  120. Л.М., Раппорт И. К., Звездина И. В., Ямпольская Ю. А., Прусов П. К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков// Гигиена и санитария. — 2002. № 3. — с. 52−55
  121. Н.К. Состояние здоровья учащихся начальной школы// Материалы Третьей Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке». М., 2002 — 89 с.
  122. Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации./ Под ред. И. С. Глазунова, S. Stachenco CINDI Россия, 2006 — 149 с.
  123. В.Г., Ямпольская Ю. А. К характеристике акселерации развития современных школьников // Гигиена детей и подростков (Сб. тр., вып. IV). Под ред. Г. Н. Сердюковской и С. М. Громбаха. М., 1977, с. 29−35.
  124. Физиологические основы здоровья (Ред. Р. И. Айзман, А .Я. Тернер). Новосибирск. Лада. 2002. 566 с.
  125. В.А., Кеворков H.H., Бахметьев Б. А. и др. Физиология иммунной системы и экология// Иммунология 2001 — № 3 — с. 12−16
  126. Ю.М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины, Гэотар- Медиа, 2005, с. 512
  127. Человек и окружающая природная среда проблема взаимодействия: IV Междунар. науч.-практ. конф.: Сб. материалов, 26−27 июня 2001 г. / Под ред. Ю. И. Вдовина. Пенза: Вирт, 2001
  128. М.Г., Звяницковский Я. И. Окружающая среда и здоровье населения. Киев: Здоров’я, 1991. — 150 с.
  129. В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения. Автореф. Диссерт. д.м.н., Иваново, 2000. 51 с.
  130. С., Боева Б. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников.// Гигиена и санитария — 2003, № 5, с. 50−53
  131. JI. Оценка влияния некоторых показателей шума на человека Л. Цанева, Ю. Балычев // Медицина труда и промышленная экология. М.: Медицина, 1998. — № 4. — с. 17−21.
  132. Электрофизиологическая и фотометрическая медицинская техника. / Под ред. Проф. Попечителева Е. П. М.: Высшая школа, 2002
  133. A.B. Россия: здоровье природы и людей. М., изд-во РОДП «Яблоко», 2007 224 с.
  134. Ю.А. Физическое развитие школьников г. Москвы в последнее десятилетие.// Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — с. 65−68
  135. ASTRUP A. Macronutrient balances and obesity: the role of diet and physical activity. Public Health Nutr 1999, 2: 341−347
  136. BAEUMLER JP. L’ecole citoyenne. Le role du Comite d’education a la sante et a la citoyennete, Rapport presente au Premier ministre, Paris, 2002 116 p.
  137. BASDEVANT A. Analyse clinique du-comportement alimentaire. Rev Prat 2000, № 50 p. 484−488
  138. BERGER G., LESELBAUM N. La prevention des toxicomanies en milieu scolaire: elements pour une evaluation. Documents actes et rapports pour l’education, CRDP du Languedoc-Roussillon, 2002
  139. BERGMANN KE., BERGMANN RL., VON KRIES R., BOHM О., RICHTER R. et coll. Early determinants of childhood overweight and adiposity in a birth cohort study: role of breastfeeding. Int J Obes Relat Metab Disord 2003, p. 162−172
  140. Bergsmann О. Objektivirung der Akupunktur als Problem der Regulationsphysiologie. Haug Verlag, Heidelberg, 1974
  141. CABALLERO B. Experience unique de prevention de l’obesite infantile aux Etats-Unis: l’etude Pathways. Im La prevention de l’obesite infantile, de la recherche a l’action. Les editions Inserm, Paris, 2001 p. 39−49
  142. GUY-GRAND В., LE BARZIC M. Les trois fonctions du comportement alimentaire (nutritionnelle, symbolique et sociale). Rev Prat 2000, 50: p. 480−483 148. http://www.euro.who.int/
  143. INSERM (Institut national de la sante et de la recherche medicale). Education pour la sante des jeunes. Demarches et methodes. Expertise collective Inserm, Les editions Inserm 2001: 247 p.
  144. Kuzmina A.A., Taranushenko Т.Е. The dynamic estimation of the psycho-emotional status of the first-grade students// Materials of the XIinternational symposium of the Japan — Russia medical exchange/ Niigata, 2004 -p. 197
  145. La sante des enfants de 6 ans a travers les bilans de sante scolaire. Etudes et Resultats, № 155 2002,p.
  146. Ministere de la sante, Ministere de l’agriculture, assurance. INPES, AFSSA, INVS. La sante vient en mangeant: le guide alimentaire pour tous. 2002, 127 p.
  147. Pflaum H. Prakticum der Bioelektronischen Funktions und Regulations diagnostik (BFD). Haug Verlag, Heidelberg. 1986. S. 1−246
  148. Plan national sante environnement. Ministere de la Sante et de la
  149. Protection social, Ministere de l’Ecologie et du Developpement durable, Ministere de l’Emploi, du Travail et de la Cohesion sociale, Ministere delegue a la Recherche. 2004, 92 p. http://www.ecologie.gouv.fr
  150. Sante des enfants et des adolescents. Propositions pour la preserver. Les Editions INSERM. 2003, 143 p. http://www.ist.inserm.fr/basisrapports/rapport.html
  151. Sante environnement: problemes et methods. Benoit Vergriette. 2002, 40 p. http://wwww.environnement.gouv.fr
Заполнить форму текущей работой