Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гигиеническая характеристика особенностей питания и алиментарного статуса городских и сельских школьников (на примере Оренбургской области)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточное или избыточное потребление отдельных эссенпгЕзальных нутриентов приводит к нарушению алиментарного статуса горо2ц-ских и сельских учащихся, проявляющегося в снижении числа детей с гармс^>1Ез:ичным физическим развитием, изменении функционального состояния цено^ ?г>альной нервной и сердечно-сосудистой систем, показателей биохимического статуса учащихся, снижении мощности системы… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛИЯНИИ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ НА АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ, ОБЪЕКТ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА И СЕЛА
    • 3. 1. Сравнительная гигиеническая характеристика структуры питания, фактического питания и питания, организованного на базе общеобразовательных учреждений городских и сельских учащихся
    • 3. 2. Анализ качественного состава основного набора пищевых продуктов школьников
  • ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА И СЕЛА
    • 4. 1. Гигиеническая оценка физиологического статуса учащихся общеобразовательных учреждений города и села
      • 4. 1. 1. Соматометрические показатели организма городских и сельских школьников
      • 4. 1. 2. Физиолого-гигиеническая характеристика функционального состояния основных органов и систем
        • 4. 1. 2. 1. Функциональное состояние центральной нервной системы
        • 4. 1. 2. 2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
        • 4. 1. 2. 3. Функциональное состояние дыхательной и костно-мышечной систем
    • 4. 2. Гигиеническая оценка биохимического статуса городских и сельских школьников
      • 4. 2. 1. Анализ витаминной обеспеченности организма школьников
      • 4. 2. 2. Анализ белкового обмена
      • 4. 2. 3. Анализ жирового обмена
      • 4. 2. 4. Анализ уровня глюкозы
      • 4. 2. 5. Анализ уровня сывороточных аминотрансфераз
    • 4. 3. Гигиеническая оценка антиоксидантного статуса
  • ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА И СЕЛА

Гигиеническая характеристика особенностей питания и алиментарного статуса городских и сельских школьников (на примере Оренбургской области) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время проблема сохранения здоровья детей и подростков и увеличения продолжительности жизни человека является приоритетным направлением в области политики государства. Гармоничный рост и развитие, отсутствие заболеваний детей и подростков рассматривается как способ обеспечения благополучия страны в будущем. Одним из ведущих факторов, определяющих здоровье детского населения, является фактор питания (Кучма В.Р., 2002; Маймулов В. Г. и соавт., 2003; Михалюк Н. С., 2004; Гаппаров М. М., Первова Ю. В., 2005; Горелова Ж. Ю., 2005; Синода В. А., Истомин A.B., Выскубов А. Ф. и соавт., 2006; Онищенко Г. Г., 2008).

В настоящее время особое внимание уделяется изучению структуры питания и фактического питания учащихся (Горелова Ж.Ю., 2002, Волкова Л. Ю., 2009;Перелыгина О. В., 2009;Сетко Н. П., 2009; Тапешкина Н. В., 2009). Вместе с тем, исследования в области оценки фактического питания и алиментарного статуса в основном проведены на школьниках больших промышленных городов (Лучанинова В.Н., Транковская Л. В., 2004; Иванова Г. В., Макарова Л. Г., 2006; Иванова Э. В., Летенкова Е. П., Ашакова Р. Д., 2006). В литературе имеются лишь единичные работы такого плана для учащихся, проживающих в сельской местности (Малахова У.Г., 2006).

Научными исследованиями последних лет выявлена неблагоприятная тенденция снижения потребления школьниками эссенциальных нутриентов, таких, как пищевые волокна, минеральные вещества, биологически ценный животный белок (Спиричев И.Б., 1996, Пивоваров Ю. П., Конь И. Я., Волгарев М. Н., 1997, Конь И. Я. 1998). Недостаточное потребление витаминов детьми и подростками является наиболее распространенным отклонением от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ (Истомин A.B., Юдина Т. В., Михайлов И. Г., 2000). Как в отдельных регионах, так и в стране в целом у 60−80% детей школьного возраста недостаточна обеспеченность витаминами В1, В2, В6, ниацином и фолиевой кислотой, а также жирорастворимыми витаминами (А, Е), до 30% детей испытывают недостаток аскорбиновой кислоты, оцениваемый по содержанию в крови или экскреции с мочой (Спиричев В.Б., 1996, Завьялова А. Н. с соавт., 2009, Есева и соавт., 2009, Спиричев В. Б. и соавт., 2009). Однако, до настоящего времени нет достаточных сведений о сравнительном анализе истинной нутриентной обеспеченности организма городских и сельских учащихся. Малоизученным остается механизм влияния истинной нутриентной обеспеченности организма школьников, города и села на функциональное состояние основных органов и систем. До последнего времени остается открытым вопрос влияния фактического питания на формирование биохимического и антиоксидантного статуса детей и подростковмалочисленны данные по оценке качества пищевых продуктов, используемых в питании городских и сельских школьников, содержанию в них эссенциальных и чужеродных химических веществ.

Несмотря на пристальное внимание к проблеме организации питания детей школьного возраста, его’влияние на состояние здоровья детей с учетом регионального компонента, остается недостаточно изученным, хотя именно структура, качество питания, наличие чужеродных химических веществ в «продуктах питания, а также нутриентная обеспеченность организма определяется территорией проживания и является фактором риска развития алиментарных заболеваний.

В связи с этим, первостепенную важность приобретает научное обоснование методических и организационных подходов рационализации питания городских и сельских школьников в рамках мониторинга питания и здоровья учащихся образовательных учреждений.

Указанный комплекс нерешенных проблем определяет актуальность проведенных исследований.

Цель работы: оценить особенности питания городских и сельских школьников и его влияние на алиментарный статус, на основании чего разработать научно-обоснованную систему мероприятий, направленных на рационализацию питания учащихся общеобразовательных учреждений города и села.

Задачи исследования:

1. Изучить фактическое питание, качественный и количественный состав школьных рационов, структуру питания учащихся, проживающих в городской и сельской местностях.

2. Оценить алиментарный статус городских и сельских школьников путем определения индекса массы тела, физического развития, функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

3. Определить витаминную обеспеченность организма и биохимический статус учащихся города и села.

4. Исследовать антиоксидантный статус городских и сельских школьников.

5. Оценить эффективность разработанных и внедренных мероприятий по рационализации школьного питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города и села.

Научная новизна. Впервые с гигиенических позиций показано, что питание как городских, так и сельских школьников различных возрастных групп является нерациональным, неадекватным, характеризующимся энергетической и нутриентной дефицитностью и несбалансированностью.

Установлено нарушение в структуре питания городских и сельских школьников за счет снижения потребления наиболее биологически ценных продуктов питания — таких, как мясо и рыба, молоко и молочные продукты, овощи и фрукты, в результате чего наиболее важные нутриенты — белки, витамины, микроэлементы — поступают в организм детей и подростков в недостаточном количестве.

Впервые показано, что нерациональное питание приводит к нарушению алиментарного статуса школьников, который характеризуется снижением уровня и гармоничности физического развития, функционирования центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, уровня адаптационных резервов организма.

Получены новые данные, свидетельствующее о том, что низкая нутриентная обеспеченность организма эссенциальными питательными веществами, их несбалансированность при поступлении в организм приводит к снижению буферной емкости антиоксидантных систем.

Практическая значимость работы. Полученные данные о питании, его структуре, качественной и количественной характеристике школьных рационов городских и сельских учащихся различных возрастных групп и влиянии последних на алиментарный статус расширяют знания в области гигиены питания и. гигиены детей и подростков.

Практическая ценность работы характеризуется физиолого-гигиеническим обоснованием «алиментарного портрета» городского и сельского школьника, позволяющего оценить риск снижения адаптационных резервов организма и развития алиментарных заболеваний, а также необходимостью проведения мероприятий по оптимизации питания учащихся на базе общеобразовательных учреждений города и села.

Внедрение результатов исследования в практику. На основании результатов исследования1 разработаны рациональные системы’организации питания для городских и сельских образовательных учрежденийоптимизированы рационы питания с учетом возраста и пола учащихся, которые внедрены в работу КШП ООО «Подросток» (акт внедрения от 03.03.2011 г).

Материалы диссертационного исследования по мониторингу питания и здоровья учащихся образовательных учреждений г. Оренбурга и.

Сакмарского района, а также практические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья школьников путем оптимизации рационов питания, организованного на базе школ, используются в работе Управления г.

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (акт внедрения от 22.02.2011 г), Министерства образования Оренбургской^ области (акт 1 внедрения от 10.02.2011 г). Результаты исследований * включены в программу преподавания раздела гигиены детей и подростков на педиатрическом, медико-профилактическом факультетах и факультете последипломной подготовки специалистов ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (акт внедрения от 16.03.2011 г).

Апробация работы. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на международных, республиканских и региональных конференциях: XIV Всероссийском Конгрессе «Экология и здоровье человека» (Самара, 2009), XI Всероссийском конгрессе диетологов и нутрициологов «Питание и здоровье» (Москва, 2009), региональной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов Оренбургской области (Оренбург, 2010), V Российском форуме «Здоровое питание с рождения: медицина, образование, пищевые технологии» (Санкт-Петербург, 2010), II Конгрессе Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием (Москва, 2010), II Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине с международным участием (Москва, 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 научных работ, среди них 5 работ в журналах, рекомендуемых ВАК.

Объём и структура работы. Диссертация изложена на 163 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, зак~~.-хючения, выводов, списка литературы. Работа иллюстрирована 64 таблица гуш и 34 рисунками. Библиографический указатель содержит 200 отечественгггзых и 47 иностранных источников.

Связь работы с научными программами. Диссертационна-ззс работа выполнена в Государственном образовательном учреждении гвысшего профессионального образования «Оренбургская государ>-<^твенная медицинская академия» Министерства здравоохранения и сои, -сусального развития Российской Федерации согласно плана НИР по комжпшлексной программе (№ государственной регистрации 1 200 809 342).

Положения, выносимые на защиту:

1. Рационы фактического питания городских и сельских школ&-~ников и рационы питания, организованные на базе общеобразов^1лгельных учреждений, являются нерациональными вследствие несо?>-^птодения принципов количественной, качественной характеристики рап^. иона и принципа сбалансированности и неадекватными по возрасту и полу.

2. Недостаточное или избыточное потребление отдельных эссенпгЕзальных нутриентов приводит к нарушению алиментарного статуса горо2ц-ских и сельских учащихся, проявляющегося в снижении числа детей с гармс^>1Ез:ичным физическим развитием, изменении функционального состояния цено^ ?г>альной нервной и сердечно-сосудистой систем, показателей биохимического статуса учащихся, снижении мощности системы антиоксидантной защиты ор>пганизма школьниковпри этом питание сельских учащихся по сравнг-<^кию с городскими в большей степени является неадекватным по возрастут и полу, что проявляется в увеличении процента детей с нарушением алимегзгтарного статуса.

3. Внедрение разработанных мероприятий по централизации шбсг<^>льного питания, оптимизация рационов питания, организованных на базе го^е^э одских и сельских общеобразовательных учреждений привела к повышению процента детей с нормальным уровнем работоспособности, увеличению числа учащихся, особенно среди городских школьников, с оптимальным алиментарным статусом, имеющих удовлетворительную адаптацию, гармоничное физическое развитие, нормально функционирующую систему антиоксидантной защиты.

ВЫВОДЫ:

1. Установлено нарушение структуры питания как городских, так и сельских школьников, которое проявлялось в дефиците мясных, молочных, рыбных продуктов во всех возрастных группах. У сельских учащихся выявлен дефицит потребления мяса и мясных продуктов, который составил от 14,1% в 12−14 лет до 14,5% в 15−17 летмолока и молочных продуктов от 13% в 1214 лет до 25% в 7−11 лет.

2. Рационы фактического питания и рационы питания, организованного на базе общеобразовательных учреждений' города И: села, являются нерациональными и. неадекватными за счет низкой энергетической ценности рационов, дефицита потребления белка, полиненасыщенных жирных кислот, клетчаткимикроэлементов’и витаминов:

3. Показано, что нерациональное и неадекватное питание как у городских, так и у сельских школьников, приводит к изменению алиментарного-статусапри этом у городских учащихся* в большей степени, чем у сельских, о чем свидетельствует увеличение среди городских школьников по сравнению С' сельскими процента учащихся со сниженным уровнем работоспособности на 25,6% в 7−11 лет, на 28,4% в 12−14 лет, на 21,0% в 15−17 летс дисгармоничным физическим развитием на 14,0% в 7−11 лет, 9,1% в 12−14 лет, на 16,5% в 15−17 лет, а также увеличением числа городских школьников по сравнению с сельскими со срывом резервных адаптационных возможностей в 1,5 раза в 12−14 лет и 1,3 раза в 15−17 лет.

4. Установлены изменения в биохимическом статусе у всех обследованных учащихся, при этом среди городских школьников выявлен повышенный уровень общего холестерина кров" (общий ХС) у 48% в 12−14 лет и у 30% в 15−17 лет, липопротеидов низкой плотности (ЛИНИ) у 93% в 12−14 лет и у 78% в 15−17 лет, сниженный уровень липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) у 45% 12−14 и 15−17-летних учащихся. У сельских школьников повышенный уровень общего ХС установлен у 20% в 12−14 лет и у 21% в 1517 лет, триацилглицеридов (ТАГ) у 24% 12−14 и 15−17-летних школьников,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В структуре питания, как городских, так и сельских школьников увеличился процент потребления мяса и мясных продуктов в^ 12−14 лет увеличился на 6,4% у городских и на 4,5% у сельских школьников. Потребление молока и молочных продуктов, увеличилось незначительно, на крайне низком уровне оставалось потребление рыбы и морепродуктов во всех возрастных группах. Потребление хлебобулочных изделий снизилось у городских школьников 7−11 лет на 2,6%, у сельских учащихся 12−14 лет на 7,4%, при этом уровень потребления хлебобулочных изделий оставался достаточно высоким, несмотря на уменьшение доли потребления хлебобулочных изделий в общей структуре. У городских учащихся энергетическая ценность рациона школьного питания увеличилась в среднем на 13%, потребление белка на 24%, жиров на 17%, в том числе ПНЖК на 64%, фосфора — в среднем на 31%, железа на 41%, рибофлавина на 34%, фолиевой кислоты на 33%, биотина на 74%.Положительная тенденция наблюдалась и в рационе питания сельских учащихся. Энергетическая" ценность рациона увеличилась на 15%, потребление жиров на 23%, углеводов — на 22%, железа — на 13%. Увеличилось потребление ретинола на 75% и тиамина на 17%.

Установлено, что после оптимизации питания процент школьников с оптимальным алиментарным статусом увеличился среди городских учащихся всех возрастных групп в среднем на 5,5%, при этом наиболее выраженные изменения отмечены у городских школьников 12−14 лет — на 7,2%. Среди сельских учащихся 15−17 лет процент школьников с оптимальным статусом увеличился на 20,9%. Наиболее выраженное снижение удельного веса.

13,3% среди городских и сельских учащихся 7−11 лет), срывом механизмов адаптации (на 4,4%, 4,1% и 6,2% среди городских школьников 7−11, 12−14 и 15−17 лет соответственно).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.A. Здоровье и развитие современных школьников / H.A. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья, 1994. Т. 1. — С. 13−18.
  2. , H.A. Физическое развитие и адаптационные1 возможности школьников / H.A. Ананьева, Ю: А. Ямпольская* // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. — № 5. — С. 19−25.
  3. , М.В. Школа и здоровье / M. Bi Антропова, JI.M. Бородкина, JI.M. Кузнецова и соавт. // Школа здоровья, 1998. № 3. — С. 65-•74.
  4. , И. А. Влияние витаминизации^ на физическую работоспособность, функциональное состояние и заболеваемость некоторых контингентов населения. Автореф. канд. дис. М., 1997. — 24 с. '
  5. , P.M. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / Р: М. Баевский, А. П. Берсенева // Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. -М.: Наука, 1993. С. 33−48.
  6. , P.M. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, В. К. Вакулин и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 8. — С. 6−10.
  7. , A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути и решения / A.A. Баранов // Российский педиатрический журнал. — 1998. № 1. — С. 5−10,
  8. , A.A. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / A.A. Баранов // Вестник РАМН. 2003. — № 8. — С. 3−6.
  9. , A.A. Здоровые дети России в XXI веке / под ред. A.A. Баранова,
  10. В.Р. Кучмы. М., 2002. — 115 с.
  11. , A.A. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. A.A. Баранова. М., 1999. -С. 69−92.
  12. , A.A. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. / A.A. Баранов // М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 928 с.
  13. , A.A. Основные направления укрепления здоровья детей! / A.A. Баранов // Ребенок, проблемы экологии и здоровья: сб. докладов ¡-научной сессии. -СПб, 1999:-С. 20−26.
  14. , A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмо’фах / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л: М. Сухарева. М: Династия, 2004. — 168 с.
  15. , A.A. Оценка состояния* здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе: в образовательных учреждениях: руководство для врачей / A.A. Баранов- Р. В. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: ГЕО’ГАР-Медиа, 2008. — 432 с. :
  16. , А.К. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации / A.K. Батурин, Б. С. Каганов, Х. Х. Шарафетдинов.- М., 2006.54 с. ' ¦ ¦', ' 7 •".
  17. , А.К. Разработка^ системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России. Дис д-ра мед. наук. М., 1998.
  18. Беляев- Е. Н-, Чибураев, В.И., Иванов, A.A. и др. Вопросы питания.-2000. № 6. — С. 3−7
  19. , И.М. Диетология развития — важнейший компонент профилактической педиатрии и валеологии, детства' / И. М. Воронцов. // Педиатрия, 1997. № 3. — С. 57−61i
  20. Воронцов, И: М*., Справочник по* детской диететике / И. М! Воронцов- A.B. Мазурин // Издат.: МЕДИЦИНА, 1980. 416 с.
  21. ,. O.A. Обеспеченность витаминами и железом детей школьного возраста: анализ взаимосвязи / O.A. Вржесинская, BiM. Коденцова, A.B. Трофименко // Вопросы, питания.--2004. № 6. — С. 2530.
  22. , М.М. Влияние структуры питания и окружающей среды на специфическую резистентность организма детей и их физическое развитие / Гаппаров М. М., Первова Ю. В. // Вопросы питания. № 1. — 2005. — С. 33−35.
  23. , В.В. Витамины. Микро- и макроэлементы. Справочник. / В. В. Горбачев, В. Н. Горбачева // Минск, «Книжный Дом», 2002. — 236 с.
  24. , Ж.Ю. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся / Ж. Ю. Горелова, И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2009. — № 2. — С. 60−63
  25. , Ж.Ю. К вопросу о состоянии питания школьников / Ж. Ю. Горелова, В. Р. Кучма, O.A. Кизенко и др. // Мед. помощь. 2000. — № 6. — С. 7−10.
  26. , Ж.Ю. Современные проблемы питания подростков / Ж.Ю. Горелова- Д. В. Синякова, A.B. Мосов // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Гигиеническая наука, и практика5 на рубеже XXГ века». 2001. — Том 1. — 726 с.
  27. , А.И., Денисова, E.J1. // Вопросы диетологии. — 2003. — Т.1. -№ 3. С. 26−2835: Грицинская, В. Л. Современные тенденции роста и развития детей Красноярска/ В. Л. Грицинская // Гигиена и санитария. 2009- - № 1. -С.47−49.
  28. , В.А. Жиры, ПНЖК, фосфолипиды: биологическая роль, применение в профилактической медицине / В. А. Дадали // Введение в общую нутриентологию: Сб: статей. Новосибирск, 2000. — С. 264−284.
  29. , И.И. Дефицит йода угроза здоровью и развитию детей’России. Пути решения проблемы (национальный доклад) / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, Е. А. Трошина. — М., 2006. — С. 35−53.
  30. Доценко, В. А: Болезни избыточного и недостаточного питания: Учебное пособие для студентов медицинских вузов /Доценко В. А. Мосийчук Л.В. // М.: Издательство Фолиант, 2004. 112 с.
  31. , В.А. Практическое руководство по надзору за организациейпитания и здоровьем населения / В.А. Доценко- Под ред. Засл. Деят. Науки России академика РАЕН проф. В. А. Доценко СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2006. — 312 с.
  32. . В.А. Диетическое питание: справочник / В. А. Доценко, Ю. Н. Зубцов, Е. В. Литвинова // Издательство: Нева Олма-Пресс, 2002. — 352 с.
  33. Дюдяков, А. А Коррекция рационов питания школьников биологически активными добавками. / A.A. Дюдяков- P.C. Рахманов, Ю. В. Коротунов, А. Е Груздева // Гигиена и санитария. 2002. — № 2. — С. 41−43
  34. , A.A. Гигиеническое обоснование оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья призывной молодежи в системе образовательных учреждений. /A.A. Дюдяков// Автореф. дис. канд. мед. наук. Н. Новогород, 2000. 26 с:
  35. , О.В. Оценка структуры рационов питания школьников по основным пищевым нутриентам / О. В. Евдокимова // Материалы конференции «Инновационные технологии обеспечения' безопасности питания и окружающей среды». — Оренбург, 2007. — С. 116−118
  36. , Ю.Ю. Перспективы укрепления здоровья школьников на основе оптимизации питания / Ю. Ю. Елисеев, Ю. В. Клещина // Вопросы детской диетологии. -2009. том 7. -№ 1.- С. 46−48
  37. , Т.П. Витамины и минеральные вещества. Полная энциклопедия. / Т. П. Емельянова. СПб., ИД «Весь», 2001. — 368 с.
  38. , Л.Н. Комплекс ORTOEXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство/, Л. Н. Игишева, А. Р. Галлеев // Кемерово: Hi il l «Живые системы», 2003. 36 с.
  39. , A.B. Стратегия, экономического развития Мурманской^ области: проблемы и перспективы / А. В1 Истомин, B.C. Селин. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2006. — 127 с.
  40. , A.B. Эколого-гигиенические проблемы оптимизации питания населения / A.B. Истомин, Н. П. Мамчик, О. В. Клепиков М., 2001. — С. 420
  41. , A.B. Эколого-гигиенические проблемы оптимизации питания населения / А. В. Истомин, Н. П. Мамчик, О.В. Клепиков- Под ред. акад.
  42. РАМН проф. Потапова А. И. М., 2001. — 420 с.
  43. , A.B., Юдина, Т.В., Михайлов, И.Г. и др. // Вопросы листания 2000. -№ 1−2. -С. 32−34
  44. , В.М. Микроэлементы в жизнедеятельности человек:^ и условиях мышечной деятельности / В. М. Калинин // Проблемы физіг*^Єско~ культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы Всерос. Науч.—-практ Конф. Кемерово, 2006. — С. 266−269t
  45. Калинин- В. М. Характеристика кислотно-основного состояния: крови человека при адаптации к мышечной деятельности. Автореф. дис. д-jpa мед наук.-СПб., 1992.-33 с.
  46. , A.B. Колебательная структура психе>фИзио логических показателей как источник информации Продуктивности умственной деятельности // ФиЗГ?їОЛогия человека.-1988.-Т. 14.-С. 730−737.
  47. , O.A. Обмен витамина D и кальция, при Различной обеспеченности витамина В6 и D / О. А. Климова, А. А. Сокольников В М Коденцова и др // Вопр. питания. 1991. — С. 56−59
  48. , В.А., Правильное питание. Биодобавки, которые Вам необходимы. / В. А. Княжев, В. А. Тутельян, Б. П. Суханов // М.: Медх1цина 1998.-112 с.
  49. , В.М., Вржесинская O.A., Спиричева Т. В. и др. // Вопросы питания. 2002. — № 3. — С. 3−7
  50. , М.Г. Микроэлементы в медицине / М. Г. Коломийцева, Р. Д. Габович // М.: Издательство «Медицина», 1970. 288 с.
  51. , А.И. Витамины и ионизирующая радиация. / А. И. Кондрусев, В. Б. Спиричев, К. С. Чертков, Т. В. Рымаренко //Хим.-фарм.журнал.-1990.-№ 2.-С.4−12.
  52. , О.В., Состояние питания* школьников области / О. В. Константинова, В. Д. Петрова // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Гигиеническая наука, и практика на рубеже XXI века». М.: 2001. — Том 1. — 726 с.
  53. , И.Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / ИЛ. Конь, Л. Ю. Волкова, С. А. Димитриева // Здоровье населения- и среда обитания. 2009. — № 5 (194). — С. 4−8
  54. , И .Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / Конь И. Я., Волкова Л. Ю. Димитриева С.А. // ЗНиСО: — 2007.-№ 5 (194).-С.4−9.
  55. , И.Я. Исследование влияния рыбьего жира как источника w-3 полиненасыщенных жирных кислот на когнитивные функции* дошкольников 5−6 лет / И. Я. Конь, Н. М. Шилина, М. М. Коростелева, C.B. Буданцева // Педиатрия. 2009. — том 87. — № 1. — С. 84−88
  56. , И.Я. Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты в профилактике и лечении болезней детей и взрослых / И. Я. Конь, Н. М. Шилина, С. Б. Вольфсон // Леч. Врач. 2006. — № 4. — С. 55−59
  57. , В.А. Методические подходы к оценке некоторых природно-обусловленных рисков здоровью населения / В. А. Конюхов, В. М. Боев, В. В. Быстрых и др. // Здоровье населения и среда обитания. -2000.-№ 2.—С.17−22.
  58. , A.A. Гигиена питания : учеб. Для высших учебных заведений / A.A. Королев. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 528 с.
  59. , В.И. Обеспеченность витаминами-антиоксидантами детей-северян / В. И. Корчин, А. Г. Привалова, Е. А. Шапошникова // X Всероссийский Конгресс диетологов ишутрициологов.-М., 2008.-58 с.
  60. , Е.В. Особенности состояния здоровья и питания подростков Приморского края /. Е. В: Крукович, JLA. Жданова, В .IT. Лучанинова, Л-В: Транковская-.А.Б. Косолапов7/Гигиена и санитария:. -2007.-№ 1!.-0.7Г-73-
  61. Кузько, Н. Н- Физическое- развитие. и функциональное состояние, организма сельских школьников / H.H. Кузько, Н. П. Сстко // Среда обитания № здоровье населения: Материалы Всероссийской- научно-практической^ конференции.-Оренбург,.20 011-том 1. -С.292г294
  62. , М.С. Анализ структуры рационов питания" школьников г. Кемерово / М. С. Куракин,. A.B. Ковалева, K.G. Воздвиженская, Е.В. Максимова-//Вопросы детской диетологии. 2009- - том 7. — № 3. — С. 3842
  63. Кучма, В-Р. Подходы к оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков / В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина // Гигиена и.санитария. 2005.3. С. 47−50.
  64. Кучма, В. Р: Оценка физического развитая детей и подростков- в-гигиенической диагностике системы / В. Р. Кучма // М.: Изд-во НЦЗД, РАМН-' 2002. 280 с.
  65. Кучма, В. Р-, Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическим нарушением / В.Р. Кучма- ВВ. Чепрасов V/ Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 39−42.
  66. Кучма- В. Р. Состояние. и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения). / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Российский" педиатрический- журнал. 2007. — № 1. — С. 53−57
  67. Кучма, В. Р- Состояние и прогноз здоровья, школьников / В.Р. Кучма- Л. М. Сухарева //, Российский педиатрический журнал. 2007. — № 1. — С. 53−57
  68. , В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001.-376 с.
  69. , Г. Г. Фактическое питание и витаминный статус школьников Орловской области / Г. Г. Ладнова, A.B. Истомин, A.B. Николаев // Гигиена и санитария. 2001. — № 3. — С. 54−56
  70. , К.С. Питание детей раннего возраста / К. С. Ладодо, К. С. Нетребко // Педиатрия. 2001. — № 4. — С. 108−110.
  71. , К.С. Продукты и блюда в детском питании / К. С. Ладодо, Л. В. Дружинина. M .: Росагропромиздат, 1991. — 188 с.
  72. Левина, Л: Н. Подростковая медицина: Руководство 2-е изд. / Под ред. Л. Н. Левиной, A.M. Куликова. СПб, Питер. — 2006. — 544 с. J
  73. , A.B. Пищевой статус учащихся младшего школьного возраста и возможности его оптимизации / A.B. Леонов, A.C. Поляшова, Ю. Г. Кузьмичев, И. Ш. Якубова // Вопросы детской диетологии. 2009. — том 5. -№ 3. — С. 20−25
  74. , Е.Ф. Руководство по питания здорового и больного ребенка. Нижний Новгород: Издательство HFMA, 1997. 258 с.
  75. , В.Г., Питание и здоровье детей. / В. Г. Маймулов, И. Ш. Якубова, Т. С. Чернякина. СПб: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2003. — 354 с.
  76. , В.Г. Изучение механизма антиоксидантного действия витаминов и флавоноидов / В. Г. Макаров, М. Н. Макарова, А. И. Селезнева // Вопросы питания. 2005. — № 1. — С. 10−13
  77. , А.Н. Общая нутрициология (учебное пособие) — / А. Н. Мартинчик, И.°В. Маев, О. О. Янушевич // М.: МЕДпресс-информ, 2005. 392 с.
  78. , А.Н. Питание человека (основы нутрициологии) / А. Н. Мартинчик, И. В. Маев, А. Б. Петухов // М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 576 с.
  79. , А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена Текст. / А. Н. Мартинчик, A.A., Королев, Л. С. Трофименко М., 2002. — 326 с.
  80. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье» (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17 марта 1996 г. № 01−19/31−17).
  81. Методические рекомендации 2.3.1.2432−08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных группнаселения РФ».
  82. Методические рекомендации № 01−19/31−17 «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье» от 17.03.1996 г.
  83. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская и др. М., 1999. — С. 10−11
  84. , Н.С. Оценка фактического питания^ различных возрастных групп детского населения / Н. С. Михалюк // Вопросы питания. 2004.-№ 4.-С. 28−31.
  85. , Н.С. Оценка фактического питания различных возратсных групп детского населения./ Н. С. Михалюк // Вопросы*питания. 2005. — № 4.- С. 28−29
  86. Могильный, М: П. Оборудование предприятий1 общественного питания: Тепловое оборудование: Учебное пособие для вузов / М.' П! Могильный, Т. В. Калашнова, А. Ю. Баласанян- Под ред. М. Н. Могильного. 2-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2005. 192 с.
  87. , М.П. Экспресс диагностика функционального состояния и работоспособности человека // Методическое руководство — СПб., 2003. — 38 с.
  88. , Т. С. Витамины: Краткое рук. для врачей и студентов мед., фармацевт, и биол. специальностей. /Д. С. Морозкина, А. Г. Мойсеёнок. — Мн.: ООО «Асар», 2002. — 112 с.
  89. , В.В. Обеспеченность железом и состояние иммунологической реактивности у старших школьников в разной время года /В.В. Насолодин, И. П. Зайцева, И. П. Гладких, A.B. Буриков, О. В. Кононов //
  90. Гигиена и санитария. 2007. — № 3. — С. 38−41
  91. , O.K. Иммунонутриенты в питании детей / O.K. Нетребенко, JI.A. Щеплягина // Педиатрия. 2005. — № 2. — С. 61−66
  92. , Ю.Ф. Изучение фактического питания детского населения Оренбуржья / Ю. Ф. Нигматуллина, C.B. Нотова // Вестник ОГУ.2005.-№ 11.- С.54−56*
  93. , Е. Клиническая фармакология: Недостаточность витаминов. / Е. Нурмухаметова // Русский медицинский журнал. — 1998. -№ 18, — С. 10
  94. , H.A. Оценка факторов риска развития алиментарнозависимого остеопороза у различных групп населения. Автореф. дис. канд. мед. наук. М, 2006.-23 с.
  95. , Г. Г. Безопасное Будущее детей России / Г. Г. Онищенко, A.A. Баранов, В. Р. Кучма // Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей, среды и здоровья наших детей. — М., 2004. — 153 с.
  96. , Г. Г. Безопасное Будущее детей России / Г. Г. Онищенко, АА. Баранов, В. Р. Кучма // Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М., 2007. — 153 с.
  97. , Г. Г. Задачи и стратегия школьного питания-b¡- современных условиях. / Г. Г. Онищенко // Вопросы питания. 2009. — Том 78. — № 1. -. 1621
  98. , Г. Г. О санитарно-эпидемиологическом состоянии общеобразовательных учреждений и организации питания школьников, / Г. Г. Онищенко // Вопросы питания.-Т.77.-№ 2.-2008.-С.4−9.
  99. , Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария 2001. — № 2. — С. 711.
  100. , А.Н. Оценка качества питания- детей, г. Иваново: и области / А. Н. Полякова, B.JI. Старо дум ов, Н. Б: Денисова, В. В. Желтякова // Вестник Ивановской медицинской академии. 2005. — Т. 10. — № 1−2.-89−90.
  101. Полякова, А. Н: Фактическое питание детей в организованных коллективах города Иваново. / А. Н: Полякова-. Н.Б. Денисова- Г. Н. Кашманова // Вопросы детской диетологии. 2006: — том 4. — № 5: — С.. 38−41 '. .
  102. Работаев- Е. Ф: Актуальные проблемы микронутриентной недостаточности в Чувашской республике / Е. Ф. Работаев, Е. А. Хохлова // Гигиена и санитария- 2009- №Г. — С. ЗбгЗ-8
  103. , И.А. Здоровое питание детей национальный интерес России / И. А. Рогов, Е. И. Титов, И. В. Глазкова, Л. Ф. Митасева, A.C. Ефремова // Вопросы детской диетологии. — 2007. — т.5. — № 5.-С.46−52
  104. , Л.А. Питание и болезни органов пищеварения у детей / Л. А. Рожавский, А. Ю. Окунев, В. И. Пуринь // Вопросы детской диетологии. -2009. том 7. — № 1. — С. 64−67
  105. , Т.В. Возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма школьников 6−11 лет и их заболеваемость: автореф. дис. д-ра мед. наук / Т. В. Русова. -Иваново, 1996. 38 с.
  106. Сепетлиев, Д: А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях / Д-А. Сепетлиев- под ред. А. М. Меркова. М., Медицина, 1968.-420 с.
  107. , И.М. Рациональное питание основа сохранения и укрепления здоровья школьников. / И. М. Сетко, Н. П. Сетко, Т. М. Макарова // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Книга I. — Москва, 2007. — С. 1018−1021
  108. , Н.П. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов / Н. П. Сетко, М. М. Мокеева // Гигиена и санитария. 2002. — № 5- С. 64 — 66.
  109. , Н.П. Медико-социальные и педагогические аспекты физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков / Н. П. Сетко // Педагогический журнал. 2004.-№ 3(12). — С.8−11
  110. , Н.П. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П:Сетко, F.H. Ларионова // Российский педиатрический журнал. 2003- № 2. — С.48−49
  111. , Н.П. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма школьников в условиях реформирования образования / Н. П. Сетко, Е. А. Володина, Е. Ю. Суетнова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. — № 11.- С.72−76
  112. , Н.П. Экологическая оценка фактического- питания и алиментарного статуса сельских школьников, проживающих на территории Оренбургской области. / Н. П. Сетко, У. Г. Малахова // Вестник ОГУ — 2005. -№ 3,-С. 51−55
  113. , Н.П. Экологическая характеристика фактического питания и алиментарного статуса сельских школьников младших классов, проживающих на территории Оренбургской области / Н. П. Сетко,
  114. У.Г. Малахова // Вестник ОГУ. 2006. — № 4. — С. 121−126
  115. , В.А. Гигиеническая оценка и модель оптимизации питаш детского населения Тверской области / В. А. Синода, A.B. Истомин, А.<�Е> Выскубов, В. Т. Галкин, A.B. Черткова // Здоровье населения и сред: обитания.-2006.-№ 9(126).-С.28−31
  116. , A.B. Биоэлементы в медицине. / A.B. Скальный, И. А^. Рудаков. М., Изд. дом «Оникс 21 век»: Мир, 2004 г. — 272 с.
  117. , A.B. Микроэлементозы у детей: распространенность и пути коррекции. Практическое пособие для врачей. / A.B. Скальный, Г. В.
  118. Н.Д: Одинаева. М., 2002. — 86 с.
  119. Скурихин, И.М. .Химический состав блюд и кулинарных изделий:^: Справочник в 2-х томах. /Под ред. Скурихина И. М., Волгарева М. Н. V: rr: Гласность. 1994. — 165 с.
  120. , A.M. Гигиенические условия в детских и, подростковые^ учреждениях / A.M. Спиридонов, В. А. Жернов, О. П. Гокоева // Гигиена ис санитария.-1999.-№ 3.-С.52−54.
  121. Спиричев, В. Б. Витамины, витаминоподобные и минеральные вещества
  122. Справочник. / В. Б. Спиричев // Ml: МЦФЭР, 2004. 240 с.
  123. , В.Б. Опыт изучения обеспеченности витаминами, кальциегуг-* железом, селеном детского и взрослого населения г. Славутича и коррекции: выявленных дефицитов / В.Б. Спиричев- C.B. Комиссаров и др. // Вопрос&гзг питания. 2006. — № 1. — С.32
  124. , В.Б. Сколько витаминов человеку надо / В. Б. Спиричев. MC--«I2000. 185 с.
  125. , М.И. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М. И. Степанова, H.H. Куинджи, А. Г. Ильин и др. // Гигиена иг санитария.-2000.-№ 1 .-С.40−44.
  126. , М.И. Новая структура учебного года как фактор сохранение:здоровья школьников / М. И Степанова, C.B. Чайкин, // Школа здоровья. 2003.-№ 3.-С.50−55.
  127. , М.И. Обоснование оптимальной учебно-воспитательной нагрузки для дошкольников 3−4 лет / М. И. Степанова, H.H. Куинджи, З. И. Сазанюк и др. // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 63 — 64.
  128. , М.И. Оценка функциональных возможностей учащихся начальной школы / М. И. Степанова // Материалы международного конгресса „Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке“. -Ч.Ш, М.-2004.-С.161−163.i
  129. , В.М. Нейродиетология новое напрвление нейронауки / В. М. Студеникин, Э. М. Курбайтаева, Т. Э: Боровик, C.B. Балканская // Вопросы детской диетологии. — 2008: — № 1 (6). — с. 40
  130. , Ю.Ю. Особенности функционального состояния организма городских и сельских подростков / Суетнова Ю. Ю., Сетко Н. П. // Вестник ОГУ. Оренбург, 2006.- № 12 .-С. 197−200.
  131. , А.Г. // Экологические проблемы педиатрии* / А. Г. Сухарев.-М., 1997.-С. 27−31.
  132. , А.Г. Комплексная оценка условий воспитания и обучения' детей и подростков-' в образовательном учреждении: метод, пособие / А. Г. Сухарев, Л. Я. Каневская. М, 2002. — 206 с.
  133. , Л.М. Особенности физического развития школьников / Л. М. Сухарева, Ю. А. Ямпольская // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в.: материалы IX Всерос. съезда ¡-гигиенистов и санитарных врачей. — Москва, 2009. Т. 2. — С. 491−495.
  134. , В.Н. Лабораторная диагностика' и диетотерапия» гиперлипопротеинемий. (биологические основы): / В: Н. Титов // М.: ИД Медпрактика М., 2006. — 328 с.
  135. , Е.И. новая парадигма нейропсихонутрициологии / Е. И. Ткаченко, Ю. П. Успенский // Клиническое питание. 2005. — № 4. — С. 15
  136. , В.А. Актуальные проблемы гигиены питания и пути их решения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Госсанэпидслужбе России 80 лет: реальность и перспективы» М., 2002. — 4.2. — С.285−288
  137. , В. А. Витамины и микроэлементы в клинической фармакологии. / Под ред. В. А. Тутельян, В. Г. Кукес, В. П. Фисенко. М.: Палея, 2001″. — С. 248−254.
  138. Г76.Тутельян, В. А. Детское питание: Руководство для врачей / Под ред В. А. Тутельяна, И .Я. Коня. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. — 952 с.
  139. , В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека / В. А. Тутельян, В. Б. Спиричев,* Б. П. Суханов, В. А. Кудашева // М.: Колос, 2002. -223 с.
  140. Тутельян, В: А. О нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации / В. А. Тутельян // Вопросы питания. 2009. — Том 78. -№ 1. — С. 4−15
  141. , В.А. Руководство по детскому питанию./ В. А. Тутельян, И .Я. Конь // М.: МИА, 2004. 620 с.
  142. , В.А. Селен в организме человека / В. А. Тутельян, В. А. Княжев, С. А. Хотимченко, H.A. Голубкина и соавт. // М.: Изд-во РАМН, 2002. 67 с.
  143. , В.А., Хотимченко, С.А. Вестник РАМН. 2001. — № 6.-С.31−34 1−82. Хайров, Х. С. Структура питания подростков в Республике Таджикистан / Х. С. Хайров // Вопросы питания- - 2007. — Том 76. — № 1. — С. 27−29
  144. , Е.А. Взаимосвязь между экскрецией витаминов Bl, В2, С и поступлением некоторых нутриентов с рационом / Е. А. Хохлова, B. J1. Сусликов, В. А. Козлов // Вопросы питания. 2004. — № 4. — С. 8−11
  145. , Е.Д. Моделирование витальных факторов среды. / Е. Д. Целых // Вопросы питания. 2004. — № 4. — С. 8−11
  146. Циммерманн, Mi Микроэлементы в. медицине (по Бургерштайну) / М: Циммерман // М.: Арнебия, 2006- 289 с.
  147. , Л.В. Комплексная* гигиеническая^ оценка питания, факторов^ окружающей среды и здоровья детского населения CAO г. Москвы.- 2007
  148. , A.B. Биохимические основы действия микрокомпонентов пищи / A.B. Шабров, В. А. Дадали, В: Г. Макаров- Под ред. Проф. В. А. Дадали. -М.: Аввшглон, 2003. -184 с.
  149. Шевченко, ИіЮ- Проблемы организации общественного питания в общеобразовательных- школах / ИіЮї. Шёвченко,-. ЛШ.'.Климацкая-- // Вопросы детской диетологии. 2007. — т. 5.- № 5. — С. 24−29
  150. , И.Ю. Формирование нарушений здоровья подростков под влиянием факторов питания / И. Ю: Шевченко // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 1. — С. 20'
  151. , Е.В. Питание школьников Приморского края: реальность и. перспективы / Е. В- Шеметова, Н. В. Щеникова // Вопросы питания. 2008. -№ 2.-С. 133−139
  152. , Н.М. Биохимические методы оценки пищевого статуса дет-ей / Н. М. Шилина, И. Я. Конь //Вопросы питания. 2004. -№ 6. — С.47−50-
  153. , Н.М. Механизмы антиоксидантной защиты у детей / 3rfJ.y. Шилина // Вопросы питания. 2009. -Том 78. — № 3. — С. 11−16
  154. , Н.М. Современные представления о физиологически^ и метаболических функциях полиненасыщенных жирных кислот / Н.М. Шилина- И. Я. Конь 7/ Вопросы детской диетологии. 2004. -№ 2(<5) С.25−31
  155. Ямпольская, Ю: А. Популяционный мониторинг физического развц^.^ детского населения / Ю.А. Ямпольская// Гигиена и санитария: 1996. — No ^ С. 24−31
  156. Ямпольская- Ю.А. Скрининг-оценка функциональных возможностей организма и антропометрические параметры^ / Ю. А. Ямпольская Н.А. Ананьева // Сборник «Новые методы новые подходы в современной антропологии"-М., 1997.- С. 193−201.
  157. , Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности' современных школьников / Ю. А. Ямпольская // Российски^ педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 9−11. .
  158. Bhargava, A. Modeling the effects of nutritionaland socioeconomic factors on the grouwth and morbidity of Kenyan school children / A. Bhargava // American Journal Human Biology. 1999. — Vol.11, № 3. — P.317−326.
  159. Bonjour, J.P., Amman, P., Chevalley, T. et al. Nutritional- aspects of bone growth: an owerview. In: Nutritional aspects of bone health. New S. Bonjour jp (editors): Cambridge, UK: The Royal Society of Chemistry, 2003- pp. 111−127.
  160. Centers for Disease Control Prevention: Guidelines for school health programs to promote healthy eating // J. Sch. Health. 1997. — Vol 67/ - P. 9−29.
  161. Chan, G.M. Dietary calcium and bone mineral status of children and adolescents. Am J Dis Child 1991- 145: 631-^1.
  162. Cole, Tim J. et al. Establishing a standard definition for child overweight and obesity worldwide: international survey // British Medical Journal. — 2000. — Vol6.-P. 320.
  163. Davies, K., Sadler, B. Evaluation environnementale et sante humaine: perspectives, approaches et orientations. Canada, — 1997,-54p.
  164. Davison, K.K. Child and patern characteristics as predictors of charge in girls body mass index / K.K. Davison, L.L. Birch // International Journal Obesity / -2001. Vol.25, № 12. — P. 1834−1842.
  165. Does activity predict childhood weight again? / K.S. Steinbesk, L.A. Baur, N. Bogaert, V.A. Bermingram // International Journal Obesity/ 1999. -Vol.23, № 3.-P. 134−136.
  166. Fomon, S.J. Nutrition^ of Normal Infants. St Louis: Mosby, 1993. — 475 p.
  167. Garner S.C., Anderson J.B., Ambrose W.W. Sceletal tissues and' mineralisation. CRC Press: Boca Raton, 1995- 97−117.
  168. H<. Growth Disorders (second edition). Ed. by C.J.H. Kelner, M.O.Savage, P. Saenger, andC.T.Cowell London, UK. 2007- 695.
  169. Growth status and related medical conditions among refugee children in Massachusetts, 1995−1998 / P.L. Geltman, M. Radin, Z. Zhang et all. // American journal of public health. 2001. -Vol.91, № 11. -P.1800−1805.
  170. Hadzihalilovic, J. Growth and development of male children and youth’in Tula’s region after the war in Bosnia and Herzegovina / J. Hadzihalilovic, R. Hadziselimovic // Collegium antropologicum. 2001. Vol.25, № 1. -P.41−58.
  171. Hansteen, I.L. Birth weight ahd environmental pollution in the county of Telemark, Norway / I.L. Hansteen, H. Kjuus, S.I. Fandrem, // Int. J. Occup. Environ. Health. 1998. — Vol.4, № 2. — P.63−70.
  172. Hawley, J.A., Burke- L.M. Effect of meal frequency and timing on physical performance // British J. Nutr. 1997. — Vol.77. — P.91−103.
  173. Health Behavior in School-Aged Children. A WHO Cross-National Study. Research protocol for 1997−1998 survey. WHO Europe 1998. -56p
  174. Henneberg, M. Cross-sectional survey of grouwth of urban and rural «Cape Coloured» Schoolchildren: Antropometry and functional tests / M. Henneberg, G.J. Louw // American Journal Human Biology. 1998. — Vol. 10, № 1. — P.73−85.
  175. , С. 11 Iron nutr. Health Dis. 1996. — Vol.22/ - P.231−238
  176. Johnson^ S.L. Children’s food acceptance patterns: the interfase of -ntigeny and nutrition needs / S.E. Johnson // Nutrition reviews. 2002.- Vol- 605. № 5. P.91−94.
  177. Johnston•. C.C., .Miller, J.Z., Slemenda, C.W. Calcium. supplementa-TLion and increases in bone mineral density in children. NEngl J? Med 1992- 327: 11^^—^-120:
  178. Komosinska, K., Woynarowska, В., Mazur, J: Zachowania zdorowotne zwi^zane z zywieniem u mlodziezy szkolnej w Polsce w latach 1990−199S // Zyw. Czl. i Mctab. 2001. — Vol 1. — S. 17−30.
  179. Kromeyer-Hauschild, Katrin et al.: Perzentile fur den Body-mass-Iiixciex fiir das Kindes- und Jugendalter unter Heranziehung verschiedener deutscher. Stichproben // Monatsschrift Kinderheilkunde. 2001., — Vol 149- - VoX — P. 807−818:
  180. , J. //Nutrition. 1998. -Vol.l4 -P.641−647
  181. Matkovic, V., Heany, R. P: Calcium balance during human growth:&^vicierlce for threshold behavior. Am J Clin Nutr 1992- 55: 992−6.
  182. McCowen, K., Bistrian, B. // AJCN. 2003. — Vol. 77. — P.764−770
  183. Muzzo, S. Trends in nutritional status and stature: among school-age Children in Chile. / S. Muzzo, R. Burrows, J. Cordero, Г. Ramrez // Nutrition, ^V"olume 20, Issue 10, Pages 867 872.
  184. Nutrition and. bone development. Ed. By JP Bonjour- R.Tsang. Eijp-pincott Raven New York 1999- 228.230: Nutrition in Pediatrics. Basic Science and Clinical Applications / EcEs W.A. Walker, J.B. Watkins. Lond., 1997. — P. 7−62
  185. Nutritional status and dietary habits of children, in the Province of M-odena /
  186. F.Balli, L. Viola, A.R. Di Biase, G. Tarozzi // Medical and surgical pediatrics. -1999. Vol. 21, № 1. -P.13−17.
  187. Policzkiewicz, P. Stan zdrowia i rozwyj somatyczny dziecka a sposyb zywienia Health status and physical development of the child versus feeding method. / P. Policzkiewicz // Medycyna wieku roswojowego.- 2000. № 4. -P.l 17−125.
  188. Prentice, A., Ginty, F., Stear, S.J. et al. Calcium supplementation icreases stature and bone mineral mass of 16-to-18-year-old boys. J Clin Endocrinol Metab 2005−90:3153−61.
  189. Rice-Evans, C.A., Miller, N.J. Structure antioxidant activity relationship of flavonoids and isoflavonoids // Flavonoids in Health and Diseases. — 1999, — Ch. 5. -P. 199−219
  190. Role of school schedule, age, and parental socioeconomic status on sleep duration and sleepiness of parisian children / N. Guerin, A. Reinberg, F. Testu et all. // Chronobiology International. -2001. Vol. 18, № 6. — P. 1005−1017.
  191. Socioeconomic status, overweight and obesity in prepuberal children: a study in an area of Northern, Italy / R. Gnavi, T.D. Spagnoli, c. Galotto et4 all. // Europian Journal Epidemiology. 2000. — Vol. 16, № 9. — P.787−803.
  192. Standardized percentile curves of body mass index of Iranian children compared to the US population reference / M. Hosseini, R.G. Carpenter, K. Mohammad, M.E. Jones-// International’Journal Obesity. 1999. — Vol. 23-№ 8.-P.783−786.
  193. Szpakow, A., Omeljanczyk, M., Szpakow, N. Adaptacja do nowych warunkow nauczania i zywienia w szkolach jako problem ergonomiczny // Zastosowania Ergonomii 2006. — Vol 1−3, (61−63). — Poznan — Wroclaw1. Zielona Gora. S. 133−138.
  194. The effects of poverty on child health and development / J.L. Aber, N.G.Bennett, D.C. Conley, J. Li // Annual review of public health. 1997. — № 18. — P.463−483.
  195. The Health of Latino Children / G. Flores, E. Fuentes-Affick, O. Barbot et all. // JAMA. 2002. -Vol.288. — P.82−90.
  196. The living skeleton. Ed. By C.Roux. 2007- 113.
  197. Todd, J., Currie, D. et al. Young People’s Health in Context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey // Health Policyfor Children and Adolescents. 2004. — Vol 4. — P. 98−109.
  198. Torres, A. A glance at child health / A. Torres // Journal Epidemiology and Community Health. 2001. — Vol. 55, № 9. — P.610.
  199. Trend of weight, height and obesity in young Portuguese males: 1995−1999 / E. Lacerda Norbe, Z. Jorge, A. Macedo, J. Jacome de Castro // Europian Journal Epidemiology. 2003. — Vol. 18, № 2. — P. 1165−1166.
  200. Yoshikawa, H. Child development and public policy: toward a dynamic systems perspective / H. Yoshikawa, J. Hsueh // Child development. 2001. — Vol. 72, № 6. — P.1887−1903.
  201. Zverev, Y. Growth of urban school children in Malawi / Y. Zverev, M. Gondwe // Annals of human biology. 2001. — Vol. 28, № 4. — P.3 84−394.
Заполнить форму текущей работой