Моделирование газовых разрядов в скрещенных электрическом и магнитном полях
В настоящей диссертационной работе произведено комплексное, как теоретическое, так и экспериментальное, исследование физики газового разряда в скрещенных электрическом и магнитном полях. Для создания модели разряда, которая может быть применена к исследованию холловских двигателей типа ДАС, был использован «квазикинетический» подход. Основные результаты и выводы данной работы могут быть… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и экспериментальные исследования ЭРД
- 1. 1. Теоретические модели разряда в ЭРД
- 1. 2. Экспериментальные исследования ЭРД
- 1. 3. Выводы
- Глава 2. Математическое моделирование несамостоятельного разряда в поперечном магнитном поле
- 2. 1. Модель слоя пространственного заряда в поперечном магнитном поле без учета влияния вторичных и рассеянных электронов [79]
- 2. 2. Модель слоя пространственного разряда в поперечном магнитном поле с учетом влияния вторичных и рассеянных электронов
- 2. 3. Решения, обеспечивающие сшивку с диффузионной зоной
- Глава 3. Численное моделирование несамостоятельного разряда в скрещенных электрическом и магнитном полях
- 3. 1. Результаты численного моделирования анодного слоя без учета виляния «вторичных» и «рассеянных» электронов
- 3. 2. Результаты численного моделирования анодного слоя с учетом влияния вторичных и рассеянных электронов
- 3. 3. Результаты численных экспериментов анодного слоя с учетом сшивки с диффузионной зоной
- 3. 4. Возможные условия перехода в режим Е-слоя при выполнении условий сшивки с диффузной областью
Моделирование газовых разрядов в скрещенных электрическом и магнитном полях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
5.2 Теоретическая часть.121.
5.3 Схема эксперимента.125.
5.4 Методика измерения холловского тока двигателя.129.
5.5 Выводы.132.
Заключение
133.
Литература
136.
Общество, все-таки, больше выигрывает от заблуждения человека, который, после долгого изучения и приготовления, думает самостоятельно, чем от верных мнений тех людей, которые исповедуют их только потому, что не позволяют себе думать.
Дж. Ст. Милль 1806−1873. Из Энциклопедии мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов, .м. терра, 1996.
В наши дни космонавтика является важным фактором, отражающим как политические амбиции страны, так и уровень ее экономического развития, и определяющим научно-технический прогресс общества. Космические аппараты прочно вошли в арсенал наиболее информативных методов изучения Солнечной системы и Земли, стали основой глобальных комплексов получения и передачи данных.
Технический уровень и надежность ракетно-космических аппаратов во многом определяется характеристиками их энергосистем. Для полетов к планетам Солнечной системы, в том числе и пилотируемого полета к Марсу, для многоразовых перелетов с низкой околоземной орбиты на геостационарную и, безусловно, ориентации автоматических космических кораблей наиболее эффективными являются электрические реактивные двигатели (ЭРД). В основу ЭРД положен принцип ускорения ионов электрическим полем.
Данный принцип наиболее эффективно реализуется в плазменных двигателях с азимутальным дрейфом электронов — холловских двигателях (они и являются предметом исследования данной работы), где ионы ускоряются самосогласованным электрическим полем в замагниченной плазме [1−3].
К холловским относятся как двигатели с анодным слоем (ДАС), так и стационарные плазменные двигатели (СПД), или как их еще называют УЗДП — ускорители с протяженной зоной ускорения [2]. ДАС более перспективны для более «глубоких» космических экспедиций, т.к. при сохранении высокого КПД обладают более высоким удельным импульсом [8] и более экономичны [9], что привело к их интенсивному изучению и созданию новых моделей [10,66,73,76].
Моделирование газовых разрядов в скрещенных электрическом и магнитном полях является актуальной задачей. Анализ физики процессов в области ускорения заряженных частиц позволяет понять природу проистекающих в ускорительном канале явлений и модернизировать конструкцию, а именно увеличить ресурс и надежность двигателей и т. п.
В работе [10] изложен новый квазикинетический подход к описанию слоя пространственного заряда (без предположения о квазинейтральности) в скрещенных электрическом и магнитном полях, являющегося основной областью ускорения заряженных частиц в ДАС. Данная кандидатская работа является развитием положений, сформулированных в работе [10].
Цель работы: Теоретическое исследование слоя пространственного заряда в скрещенных электрическом и магнитном полях, экспериментальное исследование моделей ДАС с целью совершенствования конструкции ускорителей холловского типа. Построение новой физической модели области ускорения заряженных частиц в скрещенных электрическом и магнитном полях. ¦
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
— создать физическую модель слоя пространственного заряда в скрещенных полях с учетом ионизации газа, размагничивания холловским током и рассеяния электронов;
— разработать алгоритм решения системы уравнений, описывающих предложенную физическую модель, позволяющий: учесть вклад «первичных» электронов и ионов в пространственный зарядучесть вклад «вторичных» и рассеянных «первичных» электронов в пространственный заряд, ионизацию газа и размагничивание;
— провести серии численных экспериментов по разработанной модели;
— определить условия сшивки решений, полученных с помощью предложенной модели, с решениями, найденными ранее с помощью гидродинамического описания разряда в скрещенных полях, и границы применимости квазикинетической модели в области ускорения заряженных частиц;
— провести экспериментальные исследования на макетах ДАС;
— предложить в условиях вакуумной камеры на Земле методику определения тяги двигателей с замкнутым дрейфом электронов на основе измерения холловского тока.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, и изложена на 146 страницах печатного текста, содержит 44 иллюстрации и 5 таблиц.
5.5 Выводы.
В работе представлена невозмущающая разряд методика измерения тяги двигателя, применимая для любых типов холловских двигателей с произвольной геометрией разрядного канала. Методика основана на регистрации величины замкнутого холловского тока, в любой момент работы двигателя путем прерывания разрядного тока на длительность порядка 1мс. Необходимое для проведения измерения тяги прерывание разрядного тока абсолютно не сказывается на параметрах разряда и тяговых характеристиках двигателя. При этом не обнаружено никаких сложностей с последующим зажиганием разряда после его принудительного гашения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящей диссертационной работе произведено комплексное, как теоретическое, так и экспериментальное, исследование физики газового разряда в скрещенных электрическом и магнитном полях. Для создания модели разряда, которая может быть применена к исследованию холловских двигателей типа ДАС, был использован «квазикинетический» подход. Основные результаты и выводы данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Для ранее найденных двух классов аналитических решений (Е и Н-слои), описанных в работе [10], показана возможность существования «переходного» решения для случая с постоянной продольной скоростью электронов.
2. Создана квазикинетическая одномерная в координатном пространстве и двухмерная в пространстве скоростей (для электронов) модель слоя пространственного заряда в поперечном внешнем магнитном поле с учетом ионизации газа, отличающаяся корректной сшивкой с решением для диффузионной области и учитывающая влияние вторичных и рассеянных электронов, а также холловского тока.
3. Определены границы применимости предложенной модели и условия сшивки полученных для квазикинетической области решений с решениями для диффузионной области. Показано, что на диффузионной области падает незначительная часть приложенной разности потенциалов и основная ионизация газа происходит в квазикинетической области. Подтвержден в квазикинетическом приближении вывод, полученный ранее в диффузионном приближении, о том, что данная форма разряда является несамостоятельной и для ее существования необходимо запускать с катодной стороны внешний электронный ток.
4. Для подтверждения справедливости предложенной теоретической модели было проведено сравнение интегральных характеристик разряда, предсказанных моделью, с результатами экспериментальных исследований разряда на макетах ЭРД. Отличительной особенностью макетов является однородность магнитного поля (для корректного сравнения с теоретической моделью) несмотря на то, что существует большое количество работ, свидетельствующих о том, что более эффективно использование неоднородного магнитного поля. Конструкции макетов позволили получить следующие характеристики:
— плазменный поток на расстоянии до 150 мм от среза ускорителя имеет высокую азимутальную однородность, что показано с помощью калориметрических измерений ускоренного ионного потока и быстрых нейтралов с помощью Ti-мишени и тепловизора;
— с увеличением напряжения и перехода в ускорительный режим угол расширения пучка уменьшался до 16°;
— энергетический КПД ускорения достигает значения 0,53.
— показано, что аномальный ускорительный режим работы холловского двигателя с цилиндрической геометрией разрядного канала имеет место во всех режимах, где присутствует спад горизонтальной части.
ВАХ. Спад является результатом усреднения по пульсациям. Процесс развития пульсаций существенно зависит от величины напряженности магнитного поля, длины разрядного канала, расхода рабочего вещества, эмиссионного тока с WKK. Пульсации не удалось подавить ни величиной магнитного поля, ни варьированием длины ускорительного канала, ни изменением расхода. Для глубины ускорительного канала в 20 мм были.
134 найдены режимы, в которых с ростом напряжения пульсации стабилизировались. Под стабилизацией понимается сохранение периода повторения импульсов разрядного тока. использование вспомогательного разряда, обеспечивающего увеличение концентрации катодной плазмы, не позволило считать, что получен режим Е-слоя, возможно из-за наличия пульсаций.
5. В работе представлена невозмущающая разряд методика измерения тяги двигателя, применимая для любых типов холловских двигателей с произвольной геометрией разрядного канала. Методика основана на регистрации величины замкнутого холловского тока, в любой момент работы двигателя путем прерывания разрядного тока на длительность порядка 1мс. Необходимые для проведения измерения тяги прерывание разрядного тока абсолютно не сказывается на параметрах разряда и тяговых характеристиках двигателя. При этом не обнаружено никаких сложностей с последующим зажиганием разряда после его принудительного гашения. Для стационарных режимов работы двигателя, используемых при полете в космосе, когда положение центра тяжести холловского тока зафиксировано и известно, предлагаемая методика является корректной и наименее затратной.
Список литературы
- С.Д. Гришин, J1.B. Лесков, «Электрические ракетные двигатели космических аппаратов», М. Машиностроение, 1989.
- А.И. Морозов, «Физические основы космических электрореактивных двигателей», М.: Атомиздат, 1978.
- Е. Y. Choueiri, «Fundamental Difference between the SPT and Tall», 37ЙА1АА Joint Propulsion Conference, Salt Lake City, UT, 2001, AIAA2001−3504.
- Ю.А. Алексеев, В. И. Васильев, M.H. Казеев, В. В. Кисула, «Исследование электромагнитных импульсных плазменных двигателей эрозионного типа в ИАЭ им. И.В. Курчатова», М., 1990.
- Ионные инжекторы и плазменные ускорители, Сб. научн. Ст. Под ред. А. И. Морозова, Н. Н. Семашко, Энергоатомиздат, 1990.
- J.W. Emhoff, I.D. Boyd, S.P. Shepard, «Numerical Analysis of NEXT Ion Thruster Optics», 28th International Electric Propulsion Conference, March 2003, Toulouse, France, IEPC-03−110.
- А.И. Морозов, «Разработка идеологии стационарных плазменных двигателей», Физика плазмы, т. 29, № 3, 2003.
- O.Gorshkov «Russian Electric Propulsion Thrusters Today», Новости Космонавтики, Vol.9, No.7 (198), 1999r.
- D.I. Fiehler, S.R. Oleson, «A Comparison of Electric Propulsion Systems for Mars Exploration», 39th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference Huntsville, AL, July 2003, AIAA 2003−4574.
- B.A. Власов, A.B. Жаринов, Ю. А. Коваленко «К теории разряда в скрещенных полях», ЖТФ, 2001, Т.71, вып. 12.
- А.И. Морозов, А. И. Бугрова, А. В. Десятков, Ю. А. Ермаков, М. В. Козинцева, А. С. Липатова, А. А. Пушкин, В. К. Харчевников, Д. В. Чурбанов, «Стационарный плазменный ускоритель двигатель АТОН, Физика плазмы, т. 23, № 7, 1997.
- R.S. Jankovsky, D.T. Jacobson, L.S. Mason, V.K. Rawlin, M.A. Mantenieks, D.H. Manzella, «NASA's Hall Thruster Program», 37thAIAA Joint Propulsion Conference, 2001, AIAA2001−3888.
- J. Wang, D. Brinza, R. Goldstein, J. Polk, M. Henry, D.T. Young, J.J. Hanley, «Deep Space One Investigations of Ion Propulsion Plasma Interactions: Initial Results», 30th Plasmadynamics and Lasers Confernce, 1999, Norfolk, AIAA 99−3734.
- B.H. Ораевский, Ю. Я. Ружин, B.C. Докукин, А. И. Морозов, «Динамика квазинейтральных плазменных пучков и структура генерируемых ими возмущений в ионосферной плазме», Физика плазмы, т.29, № 3, 2003.
- A. Kapulkin, A. Kogan, М. Guelman, «Noncontact Emergency Diagnostics of Stationary Plasma Thruster (' SPT) in Flight», 52nd International Astronautical Congress, 1−5 Oct., 2001, Toulouse, France. Preprint IAF-01-S.4.09, 11 p.
- K.H. Козубский, B.M. Мурашко, Ю. П. Рылов, Ю. В. Трифонов, В. П. Ходенко, В. Ким и др., «СПД работают в космосе», Физика плазмы, том 29, № 3,2003.
- R.R. Hofer, P.Y. Peterson, A.D. Gallimore, «Characterizing Vacuum Facility Backpressure Effects on the Performance of a Hall Thruster» 27th International Electric Propulsion Conference, Pasadena, С А, 2001ДЕРС -01−045.
- А.И Бугрова, А. И. Морозов, «Влияние вакуумных условий на работу стационарного плазменного двигателя», Физика плазмы, том 22, № 8, 1996.
- Randolph, T. Kim, V. Kaufman, H. Kozubsky, K. Zhurin, V. Day, «Facility Effects on Stationary Plasma Thruster Testing,» 23rd International Electric Propulsion Conference, Seattle, WA, September, 1993, AIAA 93−093.
- C.H. Асхабов, И. В. Меликов, B.B. Фишгойт, «Особенности электрического разряда в прямоточном ускорителе плазмы с замкнутым дрейфом электронов (УЗДП)», ЖТФ, т. 47, в. 4, 1977.
- V. Kim, G. Popov, V. Kozlov, A. Skrylnikov, D. Grdlichko, «Investigation of SPT Performance and Particularities of its Operation with Kr and Kr/Xe Mixtures», 27th International Electric Propulsion Conference, Pasadena, CA, 2002, AIAA 2002−3682.
- P.Y. Peterson, A.D. Gallimore, J.M. Haas, «Experimental Investigation Of Hall Thruster Internal Magnetic Field Topography», 37thAIAA Joint Propulsion Conference, 2001, AIAA 2001−3890.
- J.M. Haas, A.D. Gallimore, «Considerations on the Role of the Hall Current in a Laboratory-Model Thruster», 37thAIAA Joint Propulsion Conference, 2001, AIAA2001−3507.
- М.Т. Domonkos, A.D. Gallimore, S.G. Bilen, «A Hall probe diagnostic for low density plasma accelerators», REVIEW OF SCIENTIFIC INSTRUMENTS VOLUME 69, NUMBER 6 JUNE 1998.
- R.R. Hofer, A.D. Gallimore, «The Role Of Magnetic Field Topography In Improving The Performance Of High-Voltage Hall Thrusters», 38th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 2002, Indianapolis, Indiana, AIAA 2002−4111.
- Y. Raitses, J. Ashkenazy, «Propellant Utilization in Hall Thrusters», 32th AIAA/ASME/ SAE/ASEE Joint Propulsion Conference, July 1996, Lake Buena Vista, FL, AIAA 96−3193.
- J.M.Fife, M. Martinez-Sanchez, «Characterization of the SPT-70 Plume Using Electrostatic Probes», 34th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 1998, Cleveland, OH, AIAA 98 3501.
- King, L. В., and Gallimore, A. D., «Propellant Ionization and Mass Spectral Measurements in the Plume of an SPT-100», 34th Joint Propulsion Cleveland, OH, July, 1998, AIAA-98−3657.
- Frank S. Gulezinski, Alec D. Gallimore, «Impact of Anode Layer thruster Plumes on Satellite Communications», 33rd AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 1997, Seattle, WA, AIAA 97−3067.
- N. Yamamoto, K. Komurasaki, Y. Arakawa, «Condition of Stable Operation in a Hall Thruster», 28th Internatioanal Electric Propulsion Conference, Tolouse, France, 2003, IEPC03086.
- К.П. Кирдяшев, А. И. Морозов, «СВЧ колебания как индикатор процессов в канале стационарного плазменного двигателя (СПД)», Физика плазмы, т.25, № 4, 1999.
- J.M. Fife, М. Martinez-Sanchez, J. Szabo, «A Numerical Study of Low-Frequency Discharge Oscillations in Hall Thrusters», 33rd AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 1997, Seattle, WA, AIAA 97−3052.
- Frank Darnon, Christelle Kadlec-Philippe, Andre Bouchoule, Michel Lyszyk, «Dinamic Plasma & Plume Behavior of SPT Thrusters», 34th А1АА/ ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 1998, Cleveland, OH, AIAA 98−3644.
- N.B. Meezant, W.A. Hargus, M. A. Cappelli, «Optical and Electrostatic Characterization of Oscillatory Hall Discharge Behavior», 34th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 1998, Cleveland, OH, AIAA 98−3502
- K. Komurasaki, Y. Sakura, D. Kusamoto, «Optical Oscillations in Hall Thruster», 34th AIAA/ ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 1998, Cleveland, OH, AIAA 98−3638.
- W.A. Hargus, M.A. Cappelli, «Laser-indused fluorescence measurements of velocity within a Hall discharge», Appl. Phys. В 72, p. 961−969, 2001.
- А.И. Морозов, Ю. В. Есипчук, A.M. Капулкин, B.A. Невровский, B.A. Смирнов, «Влияние конфигурации магнитного поля на режим работы ускорителя с замкнутым дрейфом электронов», ЖТФ, Т. XLII, в. З, 1972.
- A.I. Bugrova, V. Kim, «Plasma Accelerators and Ion Injectors», M: Nauka, 1984.
- Y. Raitses, J. Ashkenazy, G. Appelbaum, «Investigations of a Laboratory Model Hall Thruster», 31th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit July 1995, San Diego, CA, AIAA 95−2673.
- J. Ashkenazy, A. Fruchtman, Y. Raitses, NJ. Fisch, «Modeling the behavior of a Hall current plasma accelerator» Plasma Phys. Control. Fusion 41,1999 pp357−364.
- K. Kuuamura, S. Yasui, K. Komurasaki, Y. Arakawa, «Plasma Modeling of a Hollow Anode for an Anode Layer Type Hall Thruster», 28th Internatioanal Electric Propulsion Conference, Tolouse, France, 2003, IEPC03166.
- S.D. Grishin,, V.S. Erofeev, A.V. Zharinov, V.P. Naumkin, I.N. Safronov, «Characteristics of a Two-Stage Ion Accelerator with an Anode Layer,» Journal of Applied Mathematics and Technical Physics, No. 2, pp. 28−36, Mar-Apr 1978.
- N.A. Bardadimov, A.B. Ivashkin, L.V. Leskov, A.V. Trofimov, «Hybrid Accelerator with Closed Drift of Electrons, Abstracts for IV All-Union Conference on Plasma Accelerators and Ion Injectors, Moscow, pp. 68−69, 1978.
- A.F. Kovrizhko, I.N. Safronov, A.V. Semenkin, «Investigation of the Operation of Two-Stage Accelerator with an Anode Layer with One Electrical Power Supply», Zhurnal Prikladnoi Mekhaniki i Tekhnicheskoi Fiziki, No. 6, pp. 48−51, December, 1982.
- S.O. Tverdokhlebov, «Study of Double-Stage Anode Layer Thruster Using Inert Gases», IEPC-93−232, 23rd International Electric Propulsion Conference, Seattle, WA, Sept, 1993.
- R.R. Hofer, P.Y. Peterson, A.D. Gallimore, «A High Specific Impulse Two-Stage Hall Thruster with Plasma Lens Focusing», 27th International Electric Propulsion Conference, Pasadena, С A, 2001, IEPC 01−036.
- В.Е. Beal, A.D. Gallimore, A. William, Jr. Hargus, «Preliminary Plume Characterization Of A Low-Power Hall Thruster Cluster», 38th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibit, AIAA 2002−4251.
- V. Hruby, J. Monheiser, B. Pote, P. Rostler, J. Kolencik, «Development of Low Power Hall Thrusters.», 30th Plasmadynamics and Lasers Confernce, 1999, Norfolk, AIAA-99−3534.
- V. Khayms, «Advanced Propulsion for Microsatellites», Massachusetts Institute of Technology, DPh in Aeronautics and Astronautics, 2000.
- V.Ferraro, «On the Theory of the first phase of a geomagnetic storm.» Jornal Geophysical Research, vol.57, № 1 (1952).
- A.B. Жаринов, Ю. С. Попов, «Об ускорении плазмы замкнутым холловским током», ЖТФ, 1967, Т.37,вып.2.
- В.К. Калашников, Ю. В. Саночкин «Разряд в ускорителе с замкнутым Е1. Н дрейфом изотермических электронов», Физика плазмы, Том 7, вып.2, 1981 г, с303−311.
- В.К. Калашников, Ю. В. Саночкин «К теории самостоятельного разряда низкого давления с замкнутым дрейфом электронов», ЖТФ, том XLIV, вып. 12, 1974, с.2504−2511.
- Ю.А. Волков, А. И. Морозов, «Структура приэлектродного дрейфового слоя. Численная модель.», Письма в ЖТФ, том 7, вып. 18, 1981, с.1102−1106.
- А.И. Морозов, В. В. Савельев, «Одномерная гидродинамическая модель динамики атом и ионов в стационарном плазменном двигателе (СПД)», Физика плазмы, т. 26, № 3,2000 г.
- L. Biagioni, A. Passaro, A. Vicini, «Effect of different physical models on PIC plume calculation for Hall effect thrusters», 5th Spine Meeting spacecraft plasma interaction network in Europe, 2003, ESTEC, Noordwijk, The Netherlands.
- А.И. Морозов, В. В. Савельев, «Одномерная гибридная модель стационарного плазменного двигателя», Физика плазмы, т.26, № 10, 2000 г.
- А.И. Бугрова, А. И. Морозов, «О функциях распределения электронов (ФРЭ) в плазмодинамических системах.», ЖТФ, т.55, № 9, 1985, с. 17 251 729.
- Энциклопедия низкотемпературной плазмы., Ill, IV т., Под ред. В. Е. Фортова, М. Наука, 2000 г.
- С.А. Lentz, «Transient One Dimensional Numerical Simulation of Hall Thrusters «, Master’s thesis, Massachusetts Institute of Technology, 1993.
- M. Keidar, Iain D. Boyd, J. Parrilla, «Modeling of the Plasma Flow in High-Power TAL», 39th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference Huntsville, AL, July 2003 AIAA-2003−4701.
- J.M. Fife, «Two-Dimensional Hybrid Particle-In-Cell Modeling of Hall Thrusters», Master’s thesis, Massachusetts Institute of Technology, 1995.
- J.M. Fife, «Hybrid-PIC Modeling and Electrostatic Probe Survey of Hall Thrusters», PhD thesis, Massachusetts Institute of Technology, 1998.
- J.W. Koo, I.D. Boyd, «Hall Thruster modeling with multiply charged ions», IEPC Paper 01−02, October 2001.
- J.W. Koo, I.D. Boyd, «Computational Modeling of Stationary Plasma Thrusters «39th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference Huntsville, AL, July 2003AIAA-2003−10 113.
- А.И. Морозов, Ю. В. Есипчук, Г. Н. Тилинин, А. В. Трофимов, Ю. А. Шаров, Г. Я. Щепкин «Экспериментальное исследование плазменного143ускорителя с замкнутым дрйфом электронов и протяженной зоной ускорения», ЖТФ, т. XLII, в. 1, 1972.
- G.J.M. Hagelaar, J. Bareilles, L. Garrigues, J.-P. Boeuf, «Modeling of Stationary plasma thrusters», XXVI International Conference on Phenomena in Ionized Gases, Greifswald, Germany, July, 2003.
- J.J. Szabo, «Fully Kinetic Numerical Modeling of a Plasma Thruster», Massachusetts Institute of Technology, DPh in Aeronautics and Astronautics, 2001
- B. Батищев, «Кинетические модели столкновительной плазмы для установок УТС и космических двигателей», М., 2001 г. (докторская диссертация).
- М. Hirakawa, Y. Arakawa, «Numerical Simulation of Plasma Particle Behavior in a Hall Thruster, 32nd AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference, Lake Buena Vista, FL, July 1996, AIAA-96−3195.
- K. Kumakura, Sh. Yasui, K. Komurasaki, Y. Arakawa, «Plasma Modeling of Hollow Anode for an Anode Layer Type Hall Thruster», 29th International Electric Propulsion Conference, Toulouse, France, March, 2003, IEPC 03- 116.
- N. Yamamoto, K. Komurasaki, Y. Arakawa, «Condition of Stable Operation in a Hall Thruster», 29th International Electric Propulsion Conference, Toulouse, France, March, 2003, IEPC 03- 086.
- А.В.Жаринов, А. Ю. Коваленко, Ю. А. Коваленко «К теории разряда в скрещенных полях». Прикладная физика, № 4 (01), 2001, с. 15−18.
- Коваленко А.Ю., Коваленко Ю. А. «Учет ионизации и рассеяния при моделировании разряда в скрещенных полях», ЖТФ, 2003, том 73 (11), с. 53−58
- Р. Хокин, Дж. Иствуд, «Численное моделирование методом частиц», М., Мир, 1987
- Дж. Лоусон, «Физика пучков заряженных частиц», М. Мир, 1980
- Справочник физических величин под ред. И. С. Григорьева и Е. З. Мейлихова, Энергоатомиздат. М. 1991.
- М. А. Власов!, А. Н. Ермилов, А. В. Жаринов, Ю. А. Коваленко, Д. Н. Новичков, «Способ получения и ускорения плазмы и ускоритель плазмы с замкнутым дрейфом электронов для его осуществления», Патент РФ № 2 156 555 от 18.05.99 г. (WO 00/70 928 А2)
- Новичков Д.Н., Ермилов А. Н., Сафонов В. А., «Экспериментальные исследования разряда в скрещенных электрическом и магнитном полях с замкнутым холловским током». Прикладная физика, 2001. № 4, с. 1926.
- Новичков Д.Н., Ермилов А. Н., Сафонов В. А., Коваленко Ю. А. «Экспериментальные исследования макета плазменного ускорителя.», Труды VI Симпозиума 2010, т. III, с. 228−230. Изд. ТРАВЕК, 2001
- Глазунова Е.Е., Ермилов А. Н., Рогайлин М.Н.// Высокотемпературный нагреватель. АС № 1 542 313, 1988.
- Ермилов А.Н., Логинов Л.В.// Высокотемпературные катодно-подогревательные узлы из композиционных материалов. Приборы и техника эксперимента, 1991 № 2.
- Грановский В.Л. Электрический ток в газе. Т.1, ГИТТЛ. М-Л. 1952, с.212−219.
- Смирнов Б.М. Атомные столкновения и элементарные процессы в плазме. М. Атомиздат., 1968.
- Ильин В.П., «Численные методы решения задач электрофизики», М. Наука, 1985
- Ермилов А.Н., Коваленко А. Ю., Коваленко Ю. А., Новичков Д. Н., Сапронова Т.М, «Исследование процессов в разряде холловского реактивного двигателя с цилиндрической геометрией.», ТРАВЭК VIII, 2005.
- Коваленко А.Ю., Коваленко Ю. А., Новичков Д. Н., Сапронова Т.М, «Анализ пульсаций разряда в холловском реактивном двигателе.», ТРАВЭК VIII, 2005
- Д.Н.Новичков, А. Н. Ермилов, А. Ю. Коваленко, Т. М. Сапронова, «Методика измерения тяги в электрореактивных двигателях с замкнутым дрейфом электронов по величине холловского тока». ТВТ, ?
- Choueiri E.Y. «Plasma oscillation in Hall thruster», Phys. of Plasma, V.8, № 4 2001, p.1411−1426
- Демьяненко B.H., Зубков И. П. Лебедев С.В., Морозов А. И. «Индукционный метод измерения азимутального дрейфового тока в ускорителе с замкнутым дрейфом электронов», ЖТФ.1978,т.48,в.З
- Бугрова А.И., Версоцкий B.C., Харчевников В. К., «Определение радиуса центра тяжести азимутального дрейфового тока в ускорителе с замкнутым дрейфом электронов», ЖТФ.1980, т.50, в. 10.
- Баркалов Е.Е., Вселозоров А. Н., Субботин M.JI. «Экспериментальные исследования параметров азимутального дрейфового тока электронов в устройствах с замкнутым дрейфом электронов», ЖТФ. 1990, т.60, в.2.
- Ермилов А.Н., Коваленко А. Ю., Новичков Д. Н., Роганов И. С., «Исследование несамостоятельного разряда в скрещенных электрическом и магнитном полях с замкнутым холловским током», ТВТ, 2003, т.41, № 2.
- Дэшман С., «Научные основы вакуумной техники», пер. под ред. Меньшикова, Мир, Москва 1964 г.