Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Германия в меняющемся мире: Поиск внешнеполитических императивов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хронологические рамки работы охватывают весь период новейшей истории, который применительно к германской политической традиции может быть ограничен рамками двух Берлинских республик: Веймарской и новой единой Германии, воссозданной после объединения в 1990 году, а также Боннской республики, существовавшей до недавнего времени. Такой широкий период позволяет проследить эволюцию внешнеполитических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ДИНАМИКА И
  • ПРЕФЕРЕНЦИИ
    • 1. Новые отношения при прежних ориентациях (1919−1941 гг.)
    • 2. Развитие советско-германских отношений после 1945г
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
    • 1. Объединение Германии и формирование германской политической элитой новых целей и задач во внешней политике
    • 2. Основные черты внешней политики возрожденной «Берлинской республики»
  • ГЛАВА 3. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
    • 1. Усиление политического и экономического влияния Германии в Европе в свете новой валютной политики ЕС
    • 2. Принципы и основные направления сотрудничества Германии и НАТО

Германия в меняющемся мире: Поиск внешнеполитических императивов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с изменением к началу XXI роли Германии в Европейском Союзе и в мире изменились радикальным образом и общие рамочные условия, в которых формируется германская внешняя политика.

Во-первых, Германия воссоединилась и обрела наконец полный внешнеполитический сувернитет, а ее положение в области безопасности значительно улучшилось.

Во-вторых, ослабление напряженности в отношениях между Востоком и Западом предоставило свободу выбора государствам и той и другой стороны, ранее находившимся в состоянии идеологической конфронтации. В Европе и в мире в целом появились новые формы сотрудничества, которые раньше были невозможны.

В-третьих, объединенная Германия, являющаяся страной-экспортером, расположенная в самом центре Европы и хорошо интегрированная в мировое хозяйство, немало выигрывает от наличгг-новых возможностей. Наиболее важным проявлением произшедших перемен является глобализация, разрушающая национальные границы благодаря формированию интермодальных транспортных коридоров, интернационализации коммуникаций и хозяйственной деятельности.

В-четвертых, хотя по всей Европе, в том числе и в восточной ее части, достигнут прогресс в области демократии, правового государства и рыночной экономики, за последние годы Европе пришлось пережить ряд военных конфликтов на своей территории. Поэтому создание стабильного и прочного европейского мирного устройства, придана международным отношениям более цивилизованного и правового характера, в том числе разработка и развитие эффективных стратегий по предотвращению конфликтов и их мирному урегулированию, по-прежнему является одной из приоритетных задач.

В-пятых, по мнению немецких политиков, для Германии большое значение имеет поддержание хороших взаимоотношений с Россией. Считается, что в историческом плане успех сопутствовал германской внешней политике только в тех случаях, когда ей удавалось найти общий язык с Россией или с Советским Союзом.

Ключевыми темами XXI века являются также такие глобальные проблемы, с которыми отдельные государства уже не могут справиться в одиночку, как сохранение нормальных условий для жизни на нашей планете, ограничение нерегулируемой миграции, международного терроризма и преступности, распространения оружия массового уничтожения.

В области политики безопасности основными темами остаются разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение оружия массового уничтожения. Они нацелены на ограничение военных потенциалов и на разработку согласованных обязательных правил по использованию военной силы.

Важной темой является так называемая «политика мира XXI века» или «политика развития», нацеленная на международное сотрудничество и глобальное обеспечение будующего, вызванная необходимостью содействовать улучшению экономической, социальной, экологической и политической ситуации в странах на Юге и Востоке. Эта политика призвана содействовать социальной справедливости в глобальном масштабе, уважению прав человека, защите окружающей среды, ограничению роста народонаселения и экономическому развитию.

Очевидно, что становление новых принципов внешней политики Германии после ее объединения, так же, как и сотрудничество между Россией и странами Европейского Союза и, в первую очередь, Германией, как одной из наиболее развитых стран ЕС, вызывает не только исследовательский, но и практический интерес. За последнее десятилетие коренным образом изменилась и продолжает меняться геополитическая ситуация в мире и расстановка сил на международной арене, а вместе с этим изменяются как общие принципы внешней политики Германии, так и неразрывно связанные с ними тенденции развития российско-германских отношений.

В настоящий момент Россия находится на этапе самоидентификации, когда она должна заново определить свою роль в современном мире, что невозможно сделать как без учета связи с прошлым, так и без учета основных внешнеполитических императивов наиболее важных для нас партнеров. Конечно, отношения с США выходят здесь на передний план, но даже США не могут занять целиком всю нишу, отведенную «Западу» нашей внешней политикой. В силу геополитического и экономического положения России эта политика вообще не может состояться без учета взаимоотношений с Европой и, прежде всего, наиболее мощной европейской страной — Германией.

В данной работе сделана попытка выявить общие принципы современной германской внешней политики как в целом, так и по отношению к России, и показать, что многие аспекты сегодняшних российско-германских отношений обусловлены их предшествующим развитием в течение 20-го века, а также провести некоторые аналогии между современным развитием российско-германских отношений и их развитием в период между двумя мировыми войнами. Такой подход, как представляется автору, важен для дальнейшего анализа этих отношений, и способен прояснить истинные внешнеполитические интересы современной Германии.

При этом для российских исследователей несомненный интерес представляет рассмотрение истории развития российско-германских отношений в их проекции на современность, анализ которой важен с точки зрения определения места Германии и России и их взаимодействия в современном многополюсном мире, а также изучение специфики внутреннего развития Германии и его влияния ее внешнюю политику.

Исследованию вышеперечисленных вопросов и посвящена настоящая работа.

Источниковая база исследований1 представлена в основном опубликованными документами различных видов, предоставленными Посольством Федеративной Республики Германия в Москве и Министерством иностранных дел Российской Федерации. Особое внимание было уделено проработке документов и материалов, полученных через сеть «Интернет» с серверов Федерального Правительства Германии, Берлинского Сената и Посольства Федеративной Республики Германия в Москве, как ниболее оперативной информации, а также заявлениям, теоретическим работам и мемуарам германских политиков, непосредственно участвовавших и участвующих в формировании внешнеполитического курса Германии (Г. Шредера, И. Фишера, О. Лафонтена, Й. Pay, Р. Герцога, М. Науманна, Г. Коля, Г. Шмидта, JI. Эрхарда. X. Модрова и др.). Материалы, полученные путем анализа указанных документов, дополнены работами российских и немецких исследователей по проблемам внешней политики Германии и российско-германских отношений. Здесь в первую очередь следует назвать работы Б. Орлова, Д. Проектора, А. Урбана, А. Анисимова, В. Кеворкова, А. Колпакиди и Е. Прудниковой, И. Пономаревой, И. Авдеевой, X. Тиммермана, К. Кайзера и X. Маула, К.-Р. Корте, Х.-П. Шварца, Х.-А. Якобсена, X. Кляйна, Э. Бара и др.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение научной и научно-публицистической литературы, а также диссертационных работ и периодической печати свидетельствует о том, что исследование общих принципов внешней политики Германии, ее отношений в рамках ЕС и североатлантического сотрудничества, а также.

1 Автор выражает признательность Первому секретарю Посольства ФРГ в РФ Р. Келлерманну и Руководителю Информационного центра Посольства X. Лоппиану за любезно предоставленные материалы, которые были использованы при подготовке диссертации. связанных с ними проблем российско-германских отношений в силу важности самой Германии для России, как наиболее мощной страны Европейского Союза и основного партнера в Западной Европе, всегда находилось и будет находиться в центре внимания советских, а затем и российских исследователей, работающих в области политологии и исторических наук. Исследованию различных аспектов этих отношений посвящено немало работ российских и зарубежных, прежде всего немецких авторов, многие из которых использовались в исследовании и составили библиографическую основу диссертации. Литературу по изучаемым проблемам можно разделить на несколько групп.

К первой группе можно отнести труды политологов, в которых рассматриваются проблемы новой внешней политики Германии, как в Европе, так и в мире в целом и анализируются процессы поиска внешнеполитических императивов объединенной Германии на рубеже веков. Наибольший интерес для данной диссертации представляют работы МД. Диманиса, К. Зонтхаймера, Э. Бара, К.-Р .Корте, Х.-П.Шварца и др. Среди фундаментальных работ на эту тему необходимо выделить многотомный труд немецких ученых «Новая внешняя политика Германии"3, раскрывающий основные принципы этой политики.

Вторую группу составляют научные работы российских и немецких исследователей, в которых поднимаются проблемы российско.

2 См.: Диманис М. Д. Федеративная Республика Германия: является ли Берлинская республика «новой» по сравнению с Боннской? // Эволюция политических институтов на Западе. — М., 1999; Зонтхаймер К. Федеративная республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. — М., 1997;. Бар Э. «Нормализация» германской внешней политики. Партнерство с совершеннолетней страной вместо удобной опеки // Internationale Politik. -1999. — N 4. Корте К.-Р. Что думают о нас другие? Представления иностранцев как необходимая корректура германской внешней политики // Internationale Politik. — 1997. — N. 2. Шварц Х.-П. Центральная держава Европы идет последовательным курсом // Internationale Politik.-1999.-N11.

3 См.: Kaiser К. u.a. (Hrgs.) Deutschlands neue Au? enpolitik. Bd. 1: Grundlagen. — Munchen, 1994; Bd.2: Herausforderungen. — Munchen, 1995; Bd.3: Interessen und Strategien. — Munchen, 1996; Bd. 4: Institutionen und Resourcen. — Munchen, 1998. германских отношений в период между двумя мировыми войнами4 и в период с момента окончания Второй мировой войны до объединения двух германских государств5. Анализ показывает, что многие авторы уделяли и уделяют большое внимание изучению сотрудничества СССР и Германии, России и Германии в указанные периоды (Б.С. Орлов, Д. Проектор, А. И. Колпакиди, Е. А. Прудникова, В. В. Захаров, В. В. Сахаров, Г. Розенфельд, Н. Цайдлер, X. Тиммерман и др.).

Третья группа исследований включает в себя работы, посвященные изучению принципов и основных направлений сотрудничества Германии в рамках ЕС и НАТО. Исследователями рассматривается место Германии в Европе и мире, ее роль в создании новой системы европейской безопасности и в североатлантическом альянсе, а также усиление политического и экономического влияния Германии в свете новой валютной политики ЕС6. Здесь представляет интерес работа.

4 См.: Дьяков Ю. Л., Бушуева Т. С. Фашистский меч ковался в СССР. Красная Армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество 1922;1933 гг.: Неизвестные документы. — М., 1992; Захаров В. В. Военные аспекты взаимоотношений СССР и Германии 1921 г. — июнь 1941 г. — М., 1992; Колпакиди А. И., Прудникова Е. А. Двойной заговор. Сталин и Гитлер: несостоявшиеся путчи. М., 2000; Сахаров В. В. Военные аспекты взаимоотношений СССР и Германии. 1921 г.-июнь 1941 г. — М., 1992; Haffner S. Der Teufelspakt // Funfzig Jahre deutsch-russischer Beziehungen. -Reinbek, 1968; Rosenfeld G. Sowjetru? land und Deutschland 1917 — 1922. — Koln, 1984; Rosenfeld G. Sowjetunion und Deutschland 1922 — 1933. — Koln, 1984; Zeidler N. Reichswehr und Rote Armee 1920;1933. Wege und Stationen einer ungewohnlichen Zusammenarbeit. — Munchen, 1993.

5 См.: Веймар — Бонн: опыт двух германских демократий и современная Россия. — М., 1998; Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. — М., 1997; Кеворков В. Тайный канал. -М, 1997; Модров X. Перестройка: как я ее вижу. Личные воспоминания и анализ десятилетия, изменившего мир. — М., 1999; Орлов Б., Тиммерман X. Россия и Германия в Европе. — М., 1998; Орлов Б. С. Политическая культура России и Германии. Попытка сравнительного анализа. — М., 1998; СССР-ФРГ: Навстречу друг другу. Духовные предпосылки и проблемы сотрудничества. — М., 1990; Franz D. Europa und Ru? land — Das Europaische Haus? — Gottingen, 1993; Loser I., Proektor D. Revolition der Sicherheit. Dialog uber die deutsch-sowjetische Annaherung. — Munchen, 1991; Ru? land und Deutschland zwischen Krieg und Frieden. — Bonn, 1997.

6 См.: Целлик Р. Б. Прощание с самоограничением. Германская внешняя политика глазами США // Internationale Politik. — 1998. — N 12. Ash T.G. Im Namen Europas. Deutschland und der geteilte Kontinent. — Munchen, 1993; Die doppelte Integration: Europa und das gro? ere Deutschland. — Gutershoh: Forschungs-gruppe Europa. — 1991; Weisser U. NATO ohne Feindbild. — Bonn-Berlin, 1992; Zschempiell E.-O. Weltpolitik an der Wendung. Internationales System nach Konfliktbeendigung zwischen Ost und West. — Muenchen, 1992; Frenkel J.A., Goldstein M. Internationale Rolle der deutschen Marke // 50 Jahre der deutschen Marke. Emissionsbank und die Waehrung in Deutschland seit 1948. — Muenchen, 1998; Braun H. und Thopan A. Frieden als Welt ohne Krieg? Eine kritische Analyse der Benuetzung der «Blauen Helmen» in den 90-en Jahren //.

Я.А.Френкеля и М. Гольдштейна «Международная роль немецкой марки» в которой анализируются возможные политические и экономические последствия введения единой европейской валюты.

При формировании методологической основы диссертационного исследования в основу были положены политологические методы и проблемно-хронологический подход. В работе учтены и использованы идеи, изложенные в трудах отечественных и зарубежных политологов и историков, внесших новые представления о формировании концептуальных моделей общественного развития.

Важное место было уделено принципам системного подхода, сравнительного анализа и описательному методу. Автор опирался на такие известные методы научных исследований, как функциональный подход и анализ ситуаций (наблюдения, изучение документов, формирование базы данных). Обращалось внимание и на изучение факторов, влияющих на поведение лиц, принимающих решения, как одной из важнейших детерминант внешнеполитического курса любого государства.

Объектом предлагаемого исследования является внешняя политика Германии, как государства, сыгравшего особую роль в европейской и мировой политике XX века. Предметом работы стали принципы формирования внешнеполитической стратегии Германии, эволюция имлеративов и преференций, а также механизм реализации ее внешнеполитического курса.

Целью диссертации является анализ ключевых принципов внешней политики Германии в течение 20-го века. Реализация этой цели.

Aus Politik und Geschichte der Gegenwart. B.16−17. — 1998; Girsch K. Konflikt in Jugoslawien als Pruefung der europaeischen Sicherheit // Aus Politik und Geschichte der Gegenwart. B.29. — 1997; Meiyer B. Mit unerschoepflichem Geduld dem Friedenswesen dienen. Zwischenergebnis der langfristigen Missionen der Organization fuer Sicherheit und Mitarbeiterschaft in Europa // Aus Politik und Geschichte der Gegenwart. B. 16−17. — 1998. связана с решением ряда исследовательских задач, среди которых выделяются: выявление причин советско-германского сближения в межвоенный период и его политических последствийразработка периодизации советско-германских и российско-германских отношений и анализ их правового фундаментаисследование внешнеполитических взглядов германской элитысопоставление основных характеристик Боннской и Берлинской республикизучение принципов и основных направлений сотрудничества Германии с Североатлантическим альянсом.

Практическая значимость работы основана на том, что научные проблемы, рассматриваемые в диссертации, связаны с решением практических задач по развитию отношений с Германией, реализацией внешней политики Российской Федерации в этой области, ее вкладу в обеспечение европейской безопасности и стабильности, Материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщенных трудов по геополитике, новейшей истории Германии, истории внешней политики России, а также в учебных курсах.

Научная новизна диссертации и результаты исследования, полученные автором лично, заключаются в: анализе документальной базы германской внешней политики, расширившейся в связи с публикациями новых источниковвыявлением политических предпочтений германской элиты, сопоставлении ее политических и экономических преференций, особенно после введения новой европейской валютысопоставлении двух подходов к реализации европейской политики Германии: «германизированная Европа» или «европеизированная Германия" — изучении специфики взаимооотношений России (Советского Союза) и Германии, заключающейся в чередовании совпадения и антогонизмов геополитических интересов.

Хронологические рамки работы охватывают весь период новейшей истории, который применительно к германской политической традиции может быть ограничен рамками двух Берлинских республик: Веймарской и новой единой Германии, воссозданной после объединения в 1990 году, а также Боннской республики, существовавшей до недавнего времени. Такой широкий период позволяет проследить эволюцию внешнеполитических императивов Германии, развитие внешнеполитических представлений ее элиты, выявить механизм формирования внешнеполитического курса и т. д. Автор не ставил цель проанализировать внешнюю политику Германии в годы Второй мировой войны, а сосредоточил внимание на изучении специфики трех мирных периодов: после Первой, Второй и «холодной» войн, ибо при всех различиях, они содержали общую задачу, связанную с необходимостью изменения внешнеполитической доктрины, стратегии и практики Германии в зависимости от положения страны в системе международных отношений.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры внешнеполитической деятельности России РАГС при Президенте Российской Федерации, методологическом семинаре «Теория и методология международных отношений» (май 1998 г.). Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора. Ряд положений послужил основой для разработки практических рекомендаций для Департамента международного сотрудничества Министерства транспорта Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов) и заключения, а также списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Через шестьдесят с лишним лет после начала похода на Восток, в который выступили в 1939 г. нацистская Германия и ее союзники, следуя в первую очередь цели расчленения России и насильственного установления «нового порядка», и результатом которого вопреки ожиданиям немцев явилось разделение Германии и Европы, в мире возникла совершенно иная ситуация.

Еще никогда в своей истории Европа не имела такого, как сегодня, уникального шанса для поэтапного достижения нового мирового порядка путем проведения переговоров и достижения разумных компромиссов, без насилия и стремления к гегемонии. Несмотря на многочисленные все еще нерешенные конфликты, впервые с конца Второй мировой войны появилась и все еще не до конца угасла надежда на преодоление трагического раскола на антагонистические блоки.

Соответственно, во внешней политике Германии появляются совершенно новые компоненты. Если раньше она сосредоточивала все свое внимание на вопросах безопасности, то теперь к ним добавляются социальные, культурные и экономические проблемы. Сама по себе безопасность может быть обеспечена только посредством укрепления сотрудничества в этих новых сферах. Поэтому политика безопасности стала также экономической, социальной, культурной и экологической политикой.

В тоже время в политическом менталитете немцев отчетливо проявляется убеждение, что Германия должна играть в мировой политике более активную роль. Само собой разумеется, потребуется определенное время, чтобы этот процесс явно обозначился.

За прошедшие годы Германия прилагала значительные усилия для того, чтобы, выступая на стороне своих союзников по НАТО, принимать на себя большую часть военного бремени. Хотя ее вооруженные силы и невелики по объему, Германия стремилась к полноценному участию в миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ.

Федеративная Республика Германия располагает третьей по величине экономикой, находится на втором месте в мире по объему экспорта, германские фирмы одни из самых конкурентоспособных в мире. Торговые связи и германские инвестиции обусловливают зависимость благосостояния страны от состояния мировых рынков.

Введение

евро также заставляет Германию внести ясность в вопрос о направлении будущего политического и экономического развития, а приоритеты Германии будут оказывать большое влияние на формирование общеевропейского курса. В современных условиях происходит смена внешнеполитической стратегии, что определяется изменившимся и миром, и самой Германией. Будучи теперь, по выражению ее собственных политиков, «тотально нормальной» страной, Германия стремиться взять на себя ответственность, вытекающую из потребности принимать решения, хотя в то же время у части немецкой политической элиты существует мнение, высказанное И. Фишером, о необходимости ограничения собственной силы. Безусловно, в современном мировом устройстве, как и много десятилетий назад, чувствуется влияние Германии. И Германия все больше использует эту мощь для защиты своих собственных интересов. Внешняя политика Германии на ближайшее время, скорее всего, будет сосредоточена на решении следующих проблем и стремиться к реализации по следующим направлениям.

Во-первых, Германия и впредь собирается играть ведущую роль в Европе, прежде всего для того, чтобы обеспечить завершение процесса создания единой Европы без разделительных линий. Решения о расширении НАТО и Европейского Союза определили направление движения, но не обеспечили международного консенсуса по этим проблемам.

В-вторых, Германия стремиться развивать активную политическую деятельность в евро-азиатском пограничном пространстве, в особенности в России и в Украине, исходя из той пользы, которую в перспективе пожет принести сотрудничество с Россией.

В-третьих, Германия выступает за политическое решение проблем, связанных с угрозами и вызовами с Юго-Востока Европы. Германия предполагает взять на себя инициативу в формировании новых отношений Турции и Европы, которые будут содействовать развитию демократии, рыночной экономики и светского общества.

В-четвертых, Германия стремиться найти внутренний консенсус по вопросу о типе европейской интеграции, который она будет поддерживать в XXI веке. Императивы внешней политики Германии основываются на том, что эффективная реализация национальных точек зрения внутри европейских структур является обязательной, если ЕС хочет избежать компромиссов под лозунгом «наименьшего общего знаменателя», которые лишили бы Германию и другие европейские страны возможности преследовать свои национальные интересы и вносить соизмеримый с ними вклад в формирование нового мирового порядка.

В-пятых, среди трансатлантических императивов германской политики важное место занимают те, которые предполагают более тесную координацию экономик стран «большой семерки», в том числе в валютных вопросах. Именно Германия стремиться стать определяющим фактором, от которого будет зависеть будет ли Европейский Союз силой, выступающей за большую либерализацию торговли и инвестиций.

В-шестых, в военной области сократившийся германский военный бюджет нацелен на модель статичной территориальной обороны.

Германия, как и другие европейские страны, видимо будут стараться затормозить процесс создания оружия массового поражения и ракет в соседних регионах, особенно в Персидском заливе и пытаться оказать давление на Китай и Северную Корею, чтобы добиться от них прекращения экспорта дестабилизирующих технологий.

В последнем ежегодном докладе о разоружении, одобренном 12 апреля 2000 г. Федеральным правительством, указывается, что текущий год для внешней политики Германии пройдет под знаком борьбы с дальнейшим распространением оружия массового уничтожения. Другой приоритетной целью внешней политики ФРГ в 2000 г. будет предотвращение угроз международной безопасности. При этом национальные расходы на оборону в 2000 г. вновь сократятся. Федеральный министр обороны Р. Шарпинг заявил, что на закупках военной техники для Бундесвера будет сэкономлено 2,5 миллиарда.

103 марок .

Политическое выживание Германии в прошедшие пятьдесят лет и ее возвращение на центральную позицию в Европе стали результатом усилий немецкого народа и германских государственных деятелей. Немцы заслуженно гордятся этим успехом и расценивают его как как национальный вклад в процесс глобализации.

В связи с произшедшими кординальными политическими изменениями на арену мировой политики выступили другие силы, которые поставили Германию и Россию, Европу и Америку перед лицом множества новых вызовов. Германия не сможет справиться с этими проблемами в одиночку, однако она и не собирается также перекладывать свою ответственность на других. Судя по всему, немцы постепенно избавляются от «комплекса вины» за события Второй мировой войны и вновь обретают веру в себя. После того, как Германия.

103 ГЕРМАНИЯ СЕГОДНЯ 13.04.2000. Сервер Посольства ФРГ в Москве — www. germany.org.ru. стала оценивать себя как «нормальная» страна, ее правящая элита, представляющая новые политические силы, переходит к внешней политике, отвечающей этой новой реальности.

В Германии считают, что большим успехом XXI столетия могло бы быть, если бы ей удалось использовать свое влияние, чтобы обеспечить завершение формирование единой Европы — Европы, являющейся глобальной силой, способной противостоять США, и видящей свое будущее в партнерстве с Россией. По этому поводу в Телеграмме-поздравлении В. В. Путину в связи с избранием Президентом Российской Федерации от 26 марта 2000 г. Г. Шредер сказал: «Я уверен, что в германо-российских и европейско-российских отношениях возможно новое конструктивное начало. Сейчас, как никогда, важно наполнить конкретным содержанием существующее между нами стратегическое партнерство на благо людей, живущих в наших двух государствах, и на пользу европейской безопасности"104.

104 Телеграмма-поздравление исполняющему обязанности Президента Российской Федерации г-ну Путину В. В. от Федерального канцлера Герхарда Шредера. Перевод. Сервер Посольства ФРГ в Москве — www.germany.org.ru.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Речи и выступления Федерального Президента Федеративной Республики Германия в время государственного визита в Российскую Федерацию 1−4 сентября 1997 г. М.: Издание Посольства Федеративной Республики Германия, 1997.
  2. Речи Федерального Президента Германии Романа Херцога. М.: Издание Посольства Федеративной Республики Германия, 1997. — 68 с.
  3. Aktioplan. Brussel: Pressedienst der Europaishen Kommision., 1996.
  4. Allianzabkommen vom 20.10.1998 // Frankfurter Rundschau, 1998.22.10.
  5. Auf dem Weg zur Europaischen Union. Bonn.: Presse und Informationsamt der Bundesregirung, 1993.
  6. Berichte fur einen breitangelegten, erwarterten Dialog und die Zusammenarbeit zwischen NATO und Russland // NATO Brief. — Brussel, 1995.-N.7.-S.35.
  7. Biewer G. Dokumente zur Deutschlandpolitik. II. Reihe, Bd. I: Die Konferenz von Potsdam. Neuwied-Frankfurt, 1992.
  8. Die Europaische Union und Russland: Die zukunftige Beziehungen. -Brussel: Pressedienst der Europaischen Kommission, 1995.
  9. Erklarung erledigt vom Kanzler Gerhard Schroder und vom Sondergesandten des Praesidenten Jeltsyn in Bundesrepublik Jugoslawien Wiktor S. Zschernomyrdin, Bonn, 29 April, 1999. Kode der Bundesregierung Deutschlands www. goverment. de.
  10. Erklarung vom Bundeskanzler Gerhard Schroder im Deutschen Bundestag betreff, der gegewaertigen Situation in Kosovo. Mitteilung fuer Presse 15.04.99. Kode der Bundesregierung Deutschlands -www. government.de.
  11. Erklarung vom Bundeskanzler Gerhard Schroder im Deutschen Bundestag, 5 Mai, 1999, in bezug auf Bundesbudget fuer 1999. Kode des Bundesregierung Deutschlands www, goverment. de.
  12. Erklarung vom Kanzler Gerhard Schroder am 1 Mai, 1999. Kode der Bundesregierung Deutschlands www. government. de.
  13. Erklarung vom Kanzler Gerhard Schroder und vom Premierministerdes Albanien Pandelli Maiko, Bonn 29 April, 1999. Kode der Bundesrepublik Deutschlands www.government.de.
  14. Gutachten des Praesidiums der Sitzung des Europarates in Amsterdam 1617 Juni, 1997 // Auszuge aus Presseartikeln Deutsche Bundesbank. Frankfurt am Main, 1997. — N. 35. — S. 1−4.
  15. Herzog R. Die Globalisierung der deutschen Au? enpolitik ist unvermeidlich // Bulletin Presse- und Informationsamt der Bundesregierung. -Bonn, 1995.-N20.-S.161−164.
  16. Informationsschreiben in bezug auf die Wahrungsunion in Europa, Frankfurt am Main: Deutsche Bundesbank, 1998. -N 10 S. 16.
  17. Politische Erklarung von Bundeskanzler Gerhard Schroder im Deutschen Bundestag wegen des 50-jahrigen Jubilaum der Nordatlantikallianz am 22 April, 1999. Kode der Bundesregierung Deutschlands www.government.de.
  18. Tagesordnung 2000. Ergebnisse der ausserordentlichen Sitzung des Europarates, 24−25 Marz, 1999 in Berlin. Kode der Bundesregierung Deutschlands www.government.de.
  19. Weil wir der Deutschlandskraft Glauben schenken. Regierungserklarung des Bundeskanzlers Gerhard Schroder // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1998.11.11.1. Книги
  20. Веймар Бонн: опыт двух германских демократий и современная Россия. — М., 1998. — С. 80, 84−85.
  21. Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. М., 1997.
  22. А. Моя борьба. М.: ИТФ «Т-Око», 1992. — 591 с.
  23. М.С. Как это было. М.: Вагриус, 1999. — 239 с.
  24. Ю.Л., Бушуева Т. С. Фашистский меч ковался в СССР. Красная Армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество 1922−1933 гг.: Неизвестные документы. М., 1992.
  25. В.В. Военные аспекты взаимоотношений СССР и Германии 1921 г. июнь 1941 г. — М., 1992.
  26. К. Федеративная республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. М., 1997.
  27. К. Кентавр перед Сфинксом (германо-российские диалоги). -М, 1995.
  28. В. Тайный канал. М: ТОО «Гея», 1997. — 318 с.
  29. А.И., Прудникова Е. А. Двойной заговор. Сталин и Гитлер: несостоявшиеся путчи. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 560 с.
  30. В. Биография. Гельмут Коль. М.: Новости, 1993. — 375 с.
  31. X. Перестройка: как я ее вижу. Личные воспоминания и анализ десятилетия, изменившего мир. М.: Международные отношения, 1999.- 168 с.
  32. ., Тиммерман X. Россия и Германия в Европе. М.: Памятники исторической мысли, 1998. — 288 с.
  33. .С. Политическая культура России и Германии. Попытка сравнительного анализа. М., 1998.
  34. В. Проблемы федерализма в Федеральной Республике Германии // Современный немецкий конституционализм. М., 1994. — с. 6.
  35. В.В. Военные аспекты взаимоотношений СССР и Германии. 1921 г.-июнь 1941 г. М., 1992 .
  36. СССР-ФРГ: Навстречу друг другу. Духовные предпосылки и проблемы сотрудничества. М.: Международные отношения, 1990.
  37. А. Бонн: Между прошлым и будующим: Записки корреспондента. Мн.: Беларусь, 1985. — 304 с.
  38. К. Согласованность действий федерального правительства и правительства земель. М., 1992. — С. 330−348.
  39. В. Лабиринт. Мемуары гитлеровского разведчика. М.: СП «Дом Бируни», 1991. — 400 с.
  40. Г. На благо Германии. Пути выхода из кризиса. М.: Международные отношения, 1995. — 288 с. 1. V/
  41. Штраус Ф.-И. Воспоминания. М.: Международные отношения, 1991.
  42. Экономические реформы Людвига Эрхарда и объединение Германии -опыт и уроки. Материалы Международного коллоквиума 7 апреля 1994 г., М., 1994. 70 с.
  43. Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М.: Наука, 1996. -606 с.
  44. Adomeit Н. Die Sowjetunion unter Gorbatschow. Stuttgart-Berlin-Koln, 1990.
  45. Annaherungen an die deutsche und die russische Geschichte. Berichte des Forschungszentrums fur deutsche in Moskau. Koln, 1998. — 256 c.
  46. Ash T.G. Im Namen Europas. Deutschland und der geteilte Kontinent. -Munchen, 1993.
  47. Bredow W.v. Der KSZE Prozess. Darmstadt, 1992.
  48. Die doppelte Integration: Europa und das gro? ere Deutschland. Gutershoh: Forschungs-gruppe Europa. — 1991.
  49. Ehmke H., Koppe K., Wehner H. Zwanzig Jahre Ostpolitik. Bilanz und Perspektiven. Bonn, 1986.
  50. Fischer F. Griff nach der Weltmacht. Dusseldorf, 1961.
  51. Franz D. Europa und Ru? land Das Europaische Haus? — Gottingen, 1993.
  52. Glaab M. Deutsche Politik in der gesellschaftlichen Wahrnehmung. Richtlinien und Politik der Regierung 1949−1990. Opladen, 1998.
  53. Greifenhagen M. Politische Gesetzlichkeit in Deutschland. Bonn, 1998.
  54. Hacke Ch. Weltmacht wider Willen. Die Au? enpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1997.
  55. Jacobsen H.-A., Heuer U., Rautenberg H.-J. Friedenssicherung durch Verteidigunsbereitschaft. Deutsche Sicherheitspolitik 1949−1989. Mainz, 1990.
  56. Jacobsen H.-A., Orlov B. Verpa? t eure Chancen nicht. Aspekte der deutsch-russischen Beziehungen im 20. Jahrhundert. Mainz, 1992.
  57. Jawlinski G. Reform von unten die neue Zukunft Ru? lands. — Gutersloh, 1994.
  58. Kaiser K. u.a. Deutschlands neue Au? enpolitik. Bd. 1: Grundlagen. -Munchen, 1994- Bd.2: Herausforderungen. Munchen, 1995- Bd.3: Interessen und Strategien. — Munchen, 1996- Bd. 4: Intstitutionen und Resourcen. -Munchen, 1998.
  59. Kirste K. Rollentheorie und Analyse der Aussenpolitik. Frankfurt am Main, 1998.
  60. Klassmann Ch. Zwei Staaten, eine Nation. Deutsche Geschichte 1945−1990. Gottingen, 1998.
  61. Klein H. The German Cancellors. M.: Edition q, inc, 1996. — 408 p.
  62. Kopelew L. West-ostliche Spiegelungen. Wuppertaler Projekt zur Erforshung der Geschichte der deutsch-russischen Fremdenbilder., Bd.l. -Munchen, 1986. S. 14.
  63. Kopelew L. Worte werden Brucken. Aufsatze, Vortrage, Gespache 19 801 985. -Hamburg, 1985.- S.6.
  64. Korte K.-R. Deutsche Politik in der Kanzlerschaft von Hellmuth Kohl. Regierungs- und Beschlussfassungsstil, Stuttgart, 1998.
  65. Korte K.-R. Die Chance genuztet? Die Politik fur Einheit Deutschlands. -Frankfurt am Main New York, 1994.
  66. Krummacher F.A., Lange H. Krieg und Frieden. Geschichte der deutschsowjetischen Beziehungen. Munchen-Esslingen, 1970.
  67. Lepsius R. Bildung der politischen Kultur der Bundesrepublik Deutschland durch Institutionsordnung. Opladen, 1990. — S. 63−84.
  68. Loser I., Proektor D. Revolition der Sicherheit. Dialog uber die deutschsowjetische Annaherung. Munchen, 1991.
  69. Mahnke D. Amerikaner in Deutschland. Grundlagen und Bedingungen der transatlantischen Sicherheit. Bonn, 1991.
  70. Maull H. Zivile Macht. Konzept und seine Rolle in der Sicherheitspolitik // Sicherheitspolitik des Deutschlands. Baden-Baden, 1982. — S. 771−786.
  71. Muench R. Europaprojekt. Unter Nationalstaat, Regionalautonomie und Weltgesellschaft. Frankfurt am Main, 1993. — S. 157−181.
  72. Muench R. Globaldynamik, lokale Lebenswelt. Schwieriger Weg zu der Weltgesellschaft. Frankfurt am Main, 1998.
  73. Nation und Demokratie. Politisch-strukturelle Gestaltungsprobleme im neuen Deutschland. Baden-Baden, 1991.
  74. Newhouse J. Krieg und Frieden im Atomzeitalter. Munchen, 1990.
  75. Rosenfeld G. Sowjetru? land und Deutschland 1917 1922. — Koln, 1984.
  76. Rosenfeld G. Sowjetunion und Deutschland 1922 1933. — Koln, 1984.
  77. Ruge G. Michail Gorbatschow. Frankfurt am Main, 1990.
  78. Ru?land und Deutschland zwischen Krieg und Frieden. Bonn, 1997.
  79. Schwarz H.-P. Adenauer. Der Staatsmann 1952−1967. Stuttgart, 1991. -S.207.
  80. Schweitzer C.-Ch. Bedrohung durch die Sowjetunion? Baden-Baden, 1989.
  81. Simonis U. Weltekologische Politik. Berlin, 1996.
  82. Waidenfeld W., Korte K.-R. Die Deutschen Seitenansicht der Nation. -Stuttgart, 1991.
  83. Weidenfeld W. Der deutsche Weg. Berlin, 1990.
  84. Weidenfeld W. Kulturbruch mit Amerika? Gutershoh, 1996.
  85. Weisser U. NATO ohne Feindbild. Bonn-Berlin, 1992.
  86. Wette W. Gustav Noske: Eine politische Biographie. Dusseldorf, 1987.
  87. Zeidler N. Reichswehr und Rote Armee 1920−1933. Wege und Stationen einer ungewohnlichen Zusammenarbeit. Munchen, 1993.
  88. Zschempiell E.-O. Weltpolitik an der Wendung. Internationales System nach Konfliktbeendigung zwischen Ost und West. Muenchen, 1992.1.I. Статьи
  89. Бар Э. «Нормализация» германской внешней политики. Партнерство с совершеннолетней страной вместо удобной опеки // Internationale Politik. 1999.-N 4. С. 3−16.
  90. М.Д. Федеративная Республика Германия: является ли Берлинская республика «новой» по сравнению с Боннской? // Эволюция политических институтов на Западе. М., 1999. — С. 64−72.
  91. Корте К.-Р. Что думают о нас другие? Представления иностранцев как необходимая корректура германской внешней политики // Internationale Politik. 1997. — N. 2. — С. 47−54.
  92. Р. Б. Прощание с самоограничением. Германская внешняя политика глазами США // Internationale Politik. 1998. — N 12. — С. 28 -36.
  93. Шварц Х.-П. Центральная держава Европы идет последовательным курсом // Internationale Politik. 1999. — N 11. — С. 3 -15.
  94. Belov V. Modelle der Kooperation mit EG-Landern im Rahmen der Transformationsprozesse der russischen Wirtschaft // Russland als Partner auf dem Weg vom Staatshandelsland zur Marktwirtschaft. Ebenhausen, 1994.
  95. Benoit-Rohmer F., Herdemann H. The Pact of stability in Europe // Helsinki-monitor.- Utrecht, 1994. N 4. — S. 38−51.
  96. Blackwill R., Breithweite R., Tanaka A. Ru? land einbinden. Ein Bericht der Trilateralen Kommission. Bonn, 1996. — S.27.
  97. Frenkel J.A., Goldstein M. Internationale Rolle der deutschen Marke // 50 Jahre der deutschen Marke. Emissionsbank und die Waehrung in Deutschland seit 1948. Muenchen: Deutscher Bundesbank, 1998. — S. 724−725.
  98. Glaab M., Gross J., Korte K.-R. Wagner P. Wertsachen und Grenzbelastung der Deutschlandspolitik in Europa // Deutschlandspolitik in Europa. Bonn, 1998. — S.168−208.
  99. Haffner S. Der Teufelspakt // Funfzig Jahre deutsch-russischer Beziehungen. Reinbek, 1968.
  100. Hehmannn H.-H., Meier Ch. Deutsch-russische Wirtschaftsbeziehungen: Stand, Probleme, Perspektiven // Berichte des Biost. Koln. — 1994. — N 55−56.
  101. Kenen P. EMU and Transatlantic Ekonomic relations. // HWWA-Diskussionspapier HWWA-Institut fur Wirtschaftsforsung. // Hamburg, 1998. -S.8.
  102. Korte K.-R. Ideen oder Interessen? Integration im Kulturraum Europas // Europa am Scheideweg. Muenchen, 1998. — S. 87−97.
  103. Lehmbruch G. Einverstaendnisdemokratie in einem internationalen System // Zschempiell E.-O. Anachronistische Souveraenitaet. Koeln-Opladen, 1969. — S.139−163.
  104. Masson P.R., Kriger T.H., Turtelboom B.G. EMU and the International Monetary Sustem // International Monetary Fond, Wasington, 1997, P. 512 530.
  105. Natter E. Die inneren Ursachen des Umbruchs in der DDR. // Schriftenreihe der Forschungsgruppe Deutschland. Mainz, 1994.
  106. Scharpf F. Demokratieversuch im verhanlungsfuhrenden Staat // Szada R., Schmidt M.G. Demokratie in Verhandlungen, Interessenvertretung, Regierbarkeit. Opladen, 1993. — S. 25−50.
  107. Schmidt M. Machtwechsel in der Bundesrepublik Deutschland // Blanke B., Wollmann H. Alte Bundesrepublik. Opladen, 1998. — S. 179−203.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
  108. И.В. Роль оппозиции в процессах демократизации (на примере Восточной Германии) (Автореферат кандидатской диссертации). -М, 1998.
  109. А.Г. Международно-политические аспекты германо-германских отношений (70-е 90-й гг.). (Автореферат кандидатской диссертации).-М., 1993.
  110. С.А. Советско-германское военное сотрудничество. (Кандидатская диссертация). М., 1993.
  111. В.В. Политика Советского государства по отношению к Германии в военной области и ее влияние на оборону СССР. (Докторская диссертация). М., 1993.
  112. И.О. Людвиг Эрхард и общественные реформы в послевоенной Германии. (Автореферат кандидатской диссертации). М., 1998.
  113. V. Периодическая печать а) газеты
  114. Ю. Россия и Европейский Союз преодолевают старые страхи // Сегодня, 1995. 19 авг. С. 6.
  115. Д. Перспективы европейской безопасности // Независимая газ. М., 1995. — 12 дек.
  116. Штудниц Э.-Й. Германии и России суждено играть важную роль в современной Европе // Дипкурьер, 2000. 20 апр. С. 6.
  117. Fischer J. Es ist notwendig weiter auch seine eigene Kraft begrenzen // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1998.10.8.
  118. Jeske J. Grundsatz der Bundesbank // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1998.2.11.-S.17.
  119. Link W. Gegen OVN Monopolchimaere in bezug auf die
  120. Kraftverwendung // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1998.24.10.
  121. Simons M. Der kleine Fussgaenger. System von Neumann // Frankfurter
  122. Allgemeine Zeitung, 1998.5.11.
  123. Nohe K. Politik ist Geld // Die Zeit, 1998.29.10.
  124. Baners P. Total Normale // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 1998.3.11.
  125. Schroder G. Rede in «Talk-show im Turm» // Die Zeit, 1998.5.11. S. 15.
  126. Perger W. Wir die Befreiten // Die Zeit, 1998.12.11.б) журналы
  127. H. Дело Тухачевского: новая версия // Новое время. 1989. N 13.
  128. А. Военное сотрудничество СССР и Германии в 1920—1933 гг.. // Новая и новейшая история. 1990. N5.
  129. В. Секретные лаборатории рейхсвера в России // Армия. -1991. N-2,3.
  130. С.А., Ермаченков Е. В. Военно-учебные центры рейхсвера в Советском Союзе // Военно-исторический журнал. 1993.- N 6−8.
  131. Я.С. Памяти Льва Копелева (1912−1997) // Новая и новейшая история, 1996.- N 6.
  132. Мораль и интересы во внешней политике. // Internationale Politik, 1997.-N9.
  133. .М. В поисках союзников: командование Красной Армии и проблемы внешней политики СССР в 30-х гг. // Вопросы истории. -1990.-N4.
  134. Bergsten С. Fred. G 7: Going, Going. // The International Economy, 1997.- N 7−8. — P.16−19.
  135. Borko J. Rubland und die Europaischen Union: Perspektiven der Partnerschaft // Berichte des Bundesinstituts fur ostwissenschaftliche und internationale Studien. Koln, 1996. — N. 36.
  136. Braun H. und Thopan A. Frieden als Welt ohne Krieg? Eine kritische Analyse der Benuetzung der «Blauen Helmen» in den 90-en Jahren // Aus Politik und Geschichte der Gegenwart. B.16−17. 1998. — S. 3−12.
  137. Dominquez K. Do the G-3 Countries Coordinate Monetary Policy? // International Trade and Finanse. 1997. — P. 280−314.
  138. Feldstein M. EMU and International Conflict // Foreign Affaires.- 1997. -N6.-P. 60−73.
  139. Girsch K. Konflikt in Jugoslawien als Pruefung der europaeischen Sicherheit // Aus Politik und Geschichte der Gegenwart. B.29. 1997. — S. 26−38.
  140. Internationale Politik. 1999. N4. — S.32.
  141. Jahrbucher fur den Frieden. Ereignisse Entwicklungen usw. Munchen, 1992.
  142. Meiyer B. Mit unerschoepflichem Geduld dem Friedenswesen dienen. Zwischenergebnis der langfristigen Missionen der Organization fuer Sicherheit und Mitarbeiterschaft in Europa//Aus Politik und Geschichte der Gegenwart. B. 16−17. 1998. — S. 23−30.
  143. Portes R., Rey H., The Emergency of the Euro as an International Currency // Economic Policy. 1998. — N 26. — P. 307−343.
  144. Model О., Creifelds С., Lichtenberger G. Staatsburger-Taschenbuch. Munchen: Beck, 1991. 1128 S.
  145. Nachschlagebuch ueber Deutschland. Doppelbilanz 1949−1989, Muenchen: Waidenfeld W. und Zimmermann H. Verlag, 1989. S.571−588.
  146. Tatsachen uber Deutschland.- Frankfurt am Main: Societats-Verlag, 1999. -512 S.
Заполнить форму текущей работой