Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медико-социальные проблемы здоровья, качества жизни и профессиональной подготов-ки среднего медицинского персонала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе материалов доврачебного скрининга с применением автоматизированной системы «МАРС» по значению индекса угрозы около половины изучаемого контингента были отнесены к группе высокого риска развития заболеваний. Доля лиц с высокой степенью риска развития нескольких заболеваний составила 29,3%. Статус «практически здоровый» получили всего — 8,2% обследованных. С учетом доли случаев ранее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные проблемы реформирования системы профессиональной подготовки и состояние здоровья медицинских кадров в Российской Федерации
    • 1. 1. Проблема кадрового обеспечения в системе здравоохранения
    • 1. 2. Современные аспекты профессиональной подготовки специалистов со средним медицинским образованием
    • 1. 3. Современные аспекты состояния здоровья и качества жизни медицинских работников и учащейся молодежи
      • 1. 3. 1. Методологические подходы к изучению качества жизни населения и оценка качества жизни медицинских работников
  • Глава 2. Программа, база, объекты и методы исследования
  • Глава 3. Кадровое обеспечение сестринской службы и состояние системы профессиональной подготовки специалистов среднего медицинского звена на примере Нижегородской области)
    • 3. 1. Количественная и качественная характеристика кадрового состава сестринской службы
    • 3. 2. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере профессиональной подготовки специалистов среднего медицинского звена
    • 3. 3. Организационно-функциональные аспекты системы повышения квалификации медицинских работников среднего звена
  • Глава 4. Медико-социальные аспекты состояния здоровья и качества жизни специалистов со средним медицинским образованием
    • 4. 1. Заболеваемость среднего медицинского персонала по результатам углубленного медицинского осмотра и данным социологического опроса
    • 4. 2. Преморбидный статус сестринского персонала по данным автоматизированного доврачебного скрининга «МАРС»
    • 4. 3. Самооценка здоровья и качества жизни специалистов со средним медицинским образованием
  • Глава 5. Приоритетные направления совершенствования системы профессиональной подготовки и сохранения здоровья специалистов среднего медицинского звена на примере Нижегородской области)
    • 5. 1. Концептуальные основы развития сестринского дела и формирования единого образовательного пространства в системе подготовки сестринского резерва нового поколения
    • 5. 2. Инновационные образовательные технологии и организационные структуры в комплексе мероприятий по совершенствованию системы среднего медицинского профессионального образования
    • 5. 3. Комплексные мероприятия по сохранению здоровья среднего медицинского персонала

Медико-социальные проблемы здоровья, качества жизни и профессиональной подготов-ки среднего медицинского персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Процесс реформирования отечественного здравоохранения отразился как на количественном, так и на качественном составе медицинских кадров среднего звена (С.И. Двойников и соавт., 2002; И.О. Слепу-шенко, 2002; П. А. Душенков, 2003).

По данным научных исследований, состояние здоровья среднего медицинского персонала характеризуется негативными тенденциями, что требует разработки адекватных мер по его сохранению и укреплению (А.А. Калининская и соавт., 2001; Н. Ф. Измеров, 2005).

По характеру профессиональной деятельности медицинские работники достаточно часто испытывают высокую социально-психологическую нагрузку, одновременно решая собственные жизненные проблемы и проблемы пациентов. Это является одним из факторов, влияющих на здоровье и качество жизни среднего медицинского персонала (Т.М. Максимова, 2000; В. Ю. Альбицкий и соавт., 2003).

Вместе с тем, здоровье медицинских работников определяют не только производственно-профессиональные факторы, но и их недостаточная медико-профилактическая активность, низкая обращаемость за профессиональной медицинской помощью, склонность к самолечению (П.А. Коробов и соавт., 2001; М. А. Авота и соавт., 2002).

Эффективность медико-профилактических мероприятий среди специалистов среднего медицинского звена во многом зависит от уровня их информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья, что определяется качеством их профессиональной подготовки и переподготовки (М.Г. Сорокина, 2005; В. А. Саркисова, 2006). В свете развития стратегии охраны здоровья населения, рассматривающей в качестве приоритетного направления «сохранение и укрепление здоровья здоровых», является актуальным проведение среди медицинского персонала скрининг-диагностики для выявления преморбидных состояний (Г.Г. Онищенко, И. Г. Глотова, 2003).

Данное исследование, выполненное с учетом основных положений глобальной программы ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке», приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», направлено на изучение проблем здоровья, качества жизни и поиск оптимальных организационных форм профессиональной подготовки работников здравоохранения со средним медицинским образованием.

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по сохранению здоровья, повышению качества жизни и совершенствованию системы профессиональной подготовки среднего медицинского персонала в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Провести анализ существующей системы профессиональной подготовки среднего медицинского персонала и обеспеченности медицинскими кадрами здравоохранения Нижегородской области.

2. Исследовать здоровье и качество жизни медицинских работников среднего звена и разработать модель медико-социологического мониторинга.

3. На основе доврачебного автоматизированного скрининга изучить индексы угрозы заболеваний медсестер и выявить группы лиц повышенного риска.

4. Разработать меры по сохранению и укреплению здоровья сестринского персонала и приоритетные направления совершенствования системы профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена.

Научная новизна: впервые в условиях региона проведено комплексное исследование базовой и последипломной профессиональной подготовки среднего медицинского персоналаобоснованы подходы к формированию среди специалистов сестринского дела групп повышенного риска развития социально-значимой патологии на основе автоматизированного доврачебного скринингаизучено качество жизни различных групп средних медицинских работников (медсестер, фельдшеров, лаборантов, акушерок, организаторов сестринского дела), выявлены различия в эмоциональной, психической и социальной сфереразработана модульная структура персонифицированной базы данных медико-социологического мониторинга здоровья и качества жизни среднего медицинского персоналанаучно обоснованы мероприятия по сохранению здоровья изучаемого контингента и пути совершенствования системы профессионального образования для специалистов сестринского дела.

Научно — практическая значимость работы.

Разработан медико-социологический мониторинг состояния здоровья, качества жизни, реализации программы диспансеризации среднего медицинского персонала с формированием персонифицированной базы данных. Представлена количественная характеристика индекса угрозы развития у сестринского персонала социально-значимых заболеваний и предложены программы сохранения и укрепления здоровья данного контингента.

Обоснованы пути оптимизации образовательного процесса в системе профессиональной подготовки сестринского резерва нового поколения, в соответствии с принципиально новой моделью медсестры XXI века. Разработана и апробирована кредитно-накопительная система повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием, позволяющая значительно снизить организационную и финансовую нагрузку на лечебное учреждение, обучающегося специалиста и образовательное учреждение.

Предложена новая организационная форма профессиональной подготовки среднего медицинского персонала «Институт сестринского дела».

Внедрение результатов исследования в практику.

Медико-социологический мониторинг с созданием персонифицированной базы данных о здоровье и качестве жизни средних медицинских работников внедрен в практику работы лечебно-профилактических учреждений г. Н. Новгорода (МЛПУ «Городская больница № 13" — ГУЗ «Областная детская клиническая больница" — МЛПУ «Центральная районная больница» г. Кулебаки). Доврачебный автоматизированный скрининг «МАРС» используется для диагностики преморбидных состояний среди обучающихся по программе дополнительного профессионального образования.

Результаты диссертации использованы при подготовке и реализации областной целевой комплексной программы «Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием для здравоохранения Нижегородской области на 2007;2010 годы» (утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Нижегородской области, 2006), а также при разработке муниципальной целевой программы «Медико-социальный мониторинг состояния здоровья и качества жизни специалистов здравоохранения со средним медицинским образованием до 2010 года» (утверждена Городской Думой Н. Новгорода, 2006).

Основные положения и выводы диссертационной работы используются в учебном процессе на кафедрах организации здравоохранения и управления сестринским делом факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО «НижГМА Росздрава», ГОУ ДПО «Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения», медицинских училищ и колледжей Нижегородской области. По материалам диссертации изданы методические рекомендации «Кадровые ресурсы, состояние здоровья и качество жизни средних медицинских работников в Нижегородском регионе».

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования доложены и одобрены на VII Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке (Москва, 23−25 ноября 2006), научно-практических конференциях Военно-медицинского института ФСБ России, посвященных Дню науки (Н.Новгород, 2007,2008г), XI Республиканской научно-практической конференции с Международным участием «Социальногигиенический мониторинг здоровья населения» (Рязань, 2007), научно-практической конференции организаторов сестринского дела Приволжского Федерального округа «Пути совершенствования управленческой деятельности медсестры организатора» (Н.Новгород, 2007).

Положения, выносимые на защиту:

1. Роль донозологической диагностики преморбидных состояний с использованием доврачебного автоматизированного скрининга в оценке здоровья среднего медицинского персонала.

2. Качество жизни медицинских работников среднего звена характеризуется низкой самооценкой, неудовлетворенностью социальным и медицинским обеспечением, уровнем оплаты и условиями труда, уровнем жизненной активности и физической безопасности.

3. Пути совершенствования системы профессиональной подготовки сестринских кадров на основе модульного подхода, интеграции образовательных программ, организации «Института сестринского дела», внедрения инновационных образовательных технологий.

ВЫВОДЫ.

1. В Нижегородской области отмечается выраженный дефицит специалистов со средним медицинским образованием. Выявлена существенная диспропорция в количестве выпускаемых и трудоустраивающихся кадров. Сложившаяся ситуация в значительной степени связана с отсутствием в области единого кадрового центра, осуществляющего мониторинг рынка труда. Для образовательных учреждений характерна структурная разобщенность, отсутствие между ними согласованности действий, единого информационного пространства и интеграции в учебно-методическом процессе.

2. По данным углубленного медицинского обследования, 57,8% средних медицинских работников отнесены к 3-й и 4-ой группе здоровья, нуждаются в амбулаторном и стационарном лечении. По результатам саморегистрации общей заболеваемости, свыше 80% опрошенных медработников болели в течение года, причём 2/3 из них неоднократно. Доля нерегистрируемых официально заболеваний составила 78,1% от общего их числа, указанного при опросе.

3. Анализ материалов социологического исследования свидетельствует о низкой медико-профилактической активности СМП, нерешенных психологических проблемах и неудовлетворенных потребностях по параметрам физической, психической и социальной сферы. В изучаемой совокупности средняя оценка качества жизни по пятибалльной шкале составила 3,47±0,06 балла. Снижению заболеваемости и улучшению параметров качества жизни может способствовать внедрение в практическое здравоохранение медико-социологического мониторинга состояния здоровья сестринских кадров. Разработанная модель медико-социологического мониторинга позволяет формировать электронную базу персонифицированных данных, которая может быть использована управленческими структурами, кадровыми службами и самими медработниками для самоконтроля состояния здоровья и планирования мероприятий по устранению факторов, отрицательно влияющих на здоровье.

4. На основе материалов доврачебного скрининга с применением автоматизированной системы «МАРС» по значению индекса угрозы около половины изучаемого контингента были отнесены к группе высокого риска развития заболеваний. Доля лиц с высокой степенью риска развития нескольких заболеваний составила 29,3%. Статус «практически здоровый» получили всего — 8,2% обследованных. С учетом доли случаев ранее установленных диагнозов почти 2/3 изучаемого контингента составляют лица с хронической патологией (гипертоническая болезнь, опухоли молочной железы и функционально-язвенные заболевания желудка), либо с выраженной угрозой её скорого развития.

5. Создание Института сестринского дела способствует формированию интегрированной образовательной структуры, приоритетными направлениями работы которой являются обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки СМП и охране здоровья на основе обучения в системе специализированных «Школ здоровья». Применение инновационных технологий в образовательном процессе, включая дистантное образование и накопительную систему кредитов обеспечивает соблюдение принципов непрерывного профессионального образования и позволяет значительно снижать затраты на обучение специалистов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Органам управления здравоохранением и образованием субъектов Российской Федерации рекомендуется:

— Внедрить предложенную модель медико-социологического мониторинга с целью постоянного слежения за динамикой состояния здоровья и качества жизни специалистов со средним медицинским образованием.

— Использовать централизованную систему профессиональной подготовки СМП в форме «Института сестринского дела».

— Применять в системе последипломного образования специалистов среднего звена накопительную кредитную систему повышения квалификации как экономически эффективную форму непрерывного профессионального развития и контролируемого самообразования специалистов отрасли.

Образовательным учреждениям среднего профессионального образования рекомендуется:

— Использовать образовательно-обучающие программы по оздоровлению в «Школах здоровья».

— Ввести в образовательный процесс медико-профилактический модуль с целью формирования знаний по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.Х. Новая концепция воспитания студентов / М. Х. Аббясов // Сестринское дело. 2003. — № 1 (43). — С. 15−16.
  2. , Т.П. Обеспечение здравоохранения кадрами средних медицинских работников / Т. П. Адуева // Главная медицинская сестра. 1999. -№ 6. — С. 103 107.
  3. , Т.П. Сертификация среднего медицинского персонала : комментарий специалистов / Т. П. Адуева, Т. П. Баулина // Медицинская сестра. 1999. -№ 3. — С. 29−31.
  4. Актуальные проблемы состояния здоровья медицинских кадров: монография / И. А. Камаев, М. С. Гурьянов, P.M. Зайцев и др. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2008. — 236 с.
  5. , В.М. Научное обоснование системы экономической подготовки медицинских кадров в условиях реформирования здравоохранения : дис.. д-ра мед. наук: 14.00.33 / В. М. Алексеева. М., 1999. -386 с.
  6. , Л.И. Инновационные формы интенсификации образовательного процесса в медицинских колледжах : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / Л. И. Алифанова. Курск, 1999. — 27 с.
  7. , В.Ю. Качество жизни медицинских работников / В.Ю. Аль-бицкий, М. Э. Гурылева, М. Л. Добровольская, Л. В. Хузиева // Здравоохранение. — 2003. — № 3. с. 35−38.
  8. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази. — М., 1982. 36 с.
  9. , О.В. Применение методики деловой игры в преподавании сестринского дела / О. В. Андреева // Медицинская помощь. 1997. — № 3. — С. 4042.
  10. , О.В. Традиционное обучение в преподавании клинических дисциплин / О. В. Андреева // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 37−38.
  11. , П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко. Казань, 2001. — 256 с.
  12. , Н.Н. Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов / Н. Н. Аниськина // Дополнительное профессиональное образование. 2006. — № 5 (29). — С. 1−4.
  13. , М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления / М. С. Афанаськина // Медицинская сестра. —2001. — № 6. — С. 34.
  14. , К.А. Деятельность ВОЗ в области сестринского дела / К. А. Аяпов // Здравоохранение Казахстана. 1991. — № 4. — С. 64−65.
  15. , С.А. Актуальные вопросы сестринского дела в Санкт-Петербурге / С. А. Баскакова, И. Г. Грачева // Медицинская помощь. — 1999. № 6. — С. 4243.
  16. , Г. Н. Новое в подготовке специалистов сестринского дела / Г. Н. Башкардина // Медицинская помощь. — 1996. № 2. — С. 23−25.
  17. , П. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека : пер. с англ. / П. Бейер, Ю. Майерс — под ред. С. В. Лапик. М., 2001.-664 с.
  18. , Д.А. Педагогические аспекты деятельности медсестры / Д.А. Бе-лухин // Медицинская сестра. 1999. — № 4. — С. 32−33.
  19. , С.В. Информационные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса СПО / С. В. Беркаш // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. — Киров, 2006.-С. 162−164.
  20. , Р. Значение совершенствования подготовки медицинских сестер для современной клиники / Р. Богачев // Сестринское дело. 2000. — № 2. -С 12.
  21. , Т.Г. О целях и тенденциях современной аттестации / Т. Г. Браже // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб. — Новгород — Псков, 1996. — № 2. — С. 14−16.
  22. , О.Д. Подводя итоги / О. Д. Бушмина // Сестринское дело. — 1999. — № 3. С. 46.
  23. , Е.Н. Инновации в системе непрерывного образования специалистов среднего звена / Е. Н. Валова // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. Киров, 2006. — С. 172−174.
  24. , О.В. Эффективность комплексной оздоровительной программы «Технология деятельности школьной медицинской сестры» : автореф. дис.. канд. мед. наук / О. В. Ваулина. М., 1998. — 28 с.
  25. , В.А. Некоторые вопросы непрерывной подготовки персонала здравоохранения в РФ с учетом зарубежного опыта / В. А. Водорацкий // Здравоохранение Российской Федерации. 1992. — № 1. — С. 3−9.
  26. , Н.Н. Пути совершенствования сестринского образования / Н. Н. Володин // Медицинская помощь. 1996. — № 9. — С. 4−7.
  27. , Н.Н. Развитие среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации / Н. Н. Володин // Материалы I Всероссийскоiго съезда средних медицинских работников. — СПб., 1998. — С. 231−237.
  28. , Н.Н. Развитие медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации / Н. Н. Володин, А. В. Дружинина // Сестринское дело. — 1998.-№ 5−6.-С. 6−7.
  29. . Н.Н. Подготовка специалистов сестринского дела в России / Н. Н. Володин, А. В. Дружинина // Медицинская сестра. 1999. -№ 1. — С. 39.
  30. , Н.Н. Сверим часы / Н. Н. Володин // Сестринское дело. 1999. — № З.-С. 6.
  31. , Н.Н. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации / Н. Н. Володин // Сестринское дело. 2000. -№ 2. — С. 3−4.
  32. , Н.Н. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении / Н. Н. Володин, А. В. Дружинина // Сестринское дело. 2000. — № 2. — С. 8−9.
  33. , М.А. Слово как профилактический и лечебный фактор / М. А. Воскалов, B.C. Лукьянова // Медицинская сестра. — 1998. № 6. — С. 3−9.
  34. , Р.С. Основные направления перестройки первичной медико-санитарной помощи сельскому населению / Р. С. Гаджиев // Медицинская помощь. 1997. -№ 3. — С. 18−23.
  35. , Р.А. Модель организации работы сестринского персонала общеврачебной практики / Р. А. Галкин, С. Х. Садреева, JI.C. Федосеева // Медицинская сестра.-2001.-№ 2.-С. 38−40.
  36. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  37. , И.Г. Сестринское последипломное образование в условиях реформирования здравоохранения / И. Г. Глотова // Сестринское дело. — 1998. — № 3. — С. 18.
  38. , И.Г. Социально-гигисппческая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / И. Г. Глотова. — М., 1998.-25 с.
  39. , И.Г. Оптимизация учебного процесса в системе последипломного образования / И. Г. Глотова, А. Я. Власова, А. Н. Стрельникова // Главная медицинская сестра. 2001. — № 7. — С. 33−41.
  40. , И.Г. Заболеваемость среднего медицинского персонала по данным социологических опросов / И. Г. Глотова, В. К. Дзугаев // Главный врач. 2003. -№ 6. -С. 21−23.
  41. , И.Г. Деятельность медицинской сестры по организационно-техническому обеспечению сестринского процесса в многопрофильной больнице : автореф. дис.. канд. мед. паук: 14.00.33 / И. Г. Греков — Рязань, 1999. — 22 с.
  42. , Е.А. Роль специалистов с высшим сестринским образованием в обучении больных сахарным диабетом самоконтролю заболевания / Е. А. Грищенко, Г. И. Чуваков // Медицинская сестра. — 2003. — № 1. — С. 20−21.
  43. , А.О. Проектно-ориептированный университет / А.О. Грудзин-ский. — Нижний Новгород, 2004. 289 с.
  44. , С.И. Медсестры в отделении врачей общей практики / С. И. Двойников // Сестринское дело. 2000. — № 5. — С. 15−17.
  45. , С.И. Обучение пациета и членов его семьи приемам самоухода и ухода за больными / С. И. Двойников, И. Х. Аббясов // Главная медицинская сестра. -2001. -№ 6. -С. 35−39.
  46. , С.И. Теория сестринского дела : учебное пособие для факультета высшего сестринского дела / С. И. Двойников, JI.A. Карасева, JI.A. Пономарева.-М., 2002.- 160 с.
  47. , С.И. Управление качеством медицинской помощи. Качество сестринской помощи / С. И. Двойников // Сестринское дело. — 2004. № 3. — С. 1113.
  48. , С.И. Введение в менеджмент / С. И. Двойников, С. В. Лапин, Ю. И. Павлов // Главная медицинская сестра. 2005. — № 6. — С. 35−62.
  49. , А.Н. Социально-гигиеническая характеристика здоровья и условий жизни средних медработников и членов их семей : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / А. Н. Деев. Томск, 1987. — 28 с.
  50. , И.Н. Медицинские кадры России / И. Н. Денисов, В. П. Мелешко // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 2. — С. 30−33.
  51. , И.Н. Становление семейной медицины в Российской Федерации / И. Н. Денисов // Медицинская сестра. 2000. — № 5. — С. 2−4.
  52. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации // Сестринское дело. 2000. — № 2. — С. 4−5.
  53. , Т.В. Интеграция деятельности средних медицинских учебных заведений и лечебно-профилактических учреждений / Т. В. Евсеева, И.В. Каширце-ва // Медицинская помощь. 1999. — № 3. — С. 34−36.
  54. , О.Л. Непрерывное последипломное образование медицинских сестер (состояние и перспективы): дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / О. Л. Задворная. -М., 1995. 148 с.
  55. , О.Л. Опыт РАМПО в дополнительном профессиональном образовании /О.Л. Задворная // Медицинская помощь. — 1999. — № 2. — С. 32−34.
  56. , В.А. Сестринские научные исследования в онкологии / В. А. Зарук // Медицинская сестра. -2001. -№ 1. С. 11−13.
  57. , В.И. Роль сестринского персонала в планировании семьи / В. И. Зверева, И. С. Цыбульская, И. М. Волкова // Медицинская сестра. 2000. — № 1. -С. 5−6.
  58. , В.Д. Гигиенические и психофизиологические факторы успешности обучения в медицинском училище : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.07 / В. Д. Зепка. Киев, 1992. — 25 с.
  59. , С.С. Сестринское дело и концепция развития здравоохранения в России / С. С. Иванова // Медицинская помощь. 1998. — № 2. — С. 4−5.
  60. , Г. В. Повышение квалификации главных медицинских сестер / Г. В. Ильиченко // Главная медицинская сестра. 2001. — № 8. — С. 19−20.
  61. Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века // Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 1998.-235 с.
  62. , В.Е. Подготовка педагогических кадров в ВУЗах России / В. Е. Иноземцева // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 57.
  63. , О.Н. Приемы и методы обучения в области информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования / О. Н. Ионова // Дополнительное профессиональное образование. — 2006. — № 2. — С. 7−11.
  64. , Я.С. Пути оптимизации деятельности медицинских сестер в условиях городской многопрофильной больницы : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / Я. С. Кабушко. СПб., 1998. — 22 с.
  65. , B.C. Новые принципы подготовки и переподготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием / B.C. Казаков, В.В. Luno, А. И. Кубарко // Здравоохранение Белоруссии. 1991. — № 4.-С. 4−7.
  66. , Л.А. Методические основы и организационные технологии работы медицинских сестер-руководителей здравоохранения : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / Л. А. Карасева. Самара, 1997. — 25 с.
  67. , Л.А. Формирование оптимальной модели специалиста — кандидата на должность главной медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения / Л. А. Карасева // Главная медицинская сестра. — 2002. № 6. — С. 6775.
  68. , И.В. Теоретические основы сестринского дела : методическое пособие / И. В. Каширцева. Омск, 1998. — 12 с.
  69. , П.Д. Научный анализ деятельности высшего учебного заведения для средних медицинских работников в современных системах муниципального здравоохранения : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / П. Д. Киргуев. — М., 2001.-20 с.
  70. , М. Сестринское дело. Анализ и оценка теорий / М. Киркеволд. — М., 2001.- 191 с.
  71. , А.Н. О качестве подготовки специалистов со средним медицинским образованием / А. Н. Киселева // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. — Киров, 2006. — С. 67−68.
  72. , Н.Н. Качество жизни и психическое здоровье медицинских работников хирургических клиник / Н. Н. Кислицина // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. — Киров, 2006. — С. 68−72.
  73. , Д.И. Комплексное медико-социальное изучение здоровья и потребности семьи / Д. И. Кича // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1994.-№ 3.-С. 19−22.
  74. , Д.И. Научное обоснование комплексной программы медико-социальной оценки здоровья и потребностей семьи как пациента службы первичной медико-социальной помощи : автореф. дис.. д-ра мед. наук: 14.00.33 / Д. И. Кича. М., 1995. — 36 с.
  75. , Л.Н. Информированность сельского и городского населения по вопросам здорового образа жизни / Л. Н. Кишпарь, Р. В. Прокупец, В. К. Борщ // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 2. — С. 27−29.
  76. , Е.В. Внедрение сестринского процесса в дневном стационаре / Е. В. Клиппель // Сестринское дело. 2003. — № 2. — С. 20−21.
  77. , Т.В. Большой успех рождает большие проблемы / Т. В. Коваленко // Сестринское дело. 1995. -№ 1. — С. 25.
  78. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: приказ МЗ РФ № 113 от 21.03. 2003 г.
  79. , И.О. Соотношение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации / И. О. Котлярова. — Челябинск, 1998. 169 с.
  80. , Л.Н. Высшее сестринское образование: достижения, проблемы / Л. Н. Куролесова // Сестринское дело. 2003. — № 2. — С. 6−7.
  81. , В.А. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации и подготовка специалистов сестринского дела / В. А. Лопатников // Материалы 1 Всероссийского съезда средних медицинских работников. СПб., 1998. -С. 241−242.
  82. Лаптева, Е.С. VIPS-модель ведения сестринской документации / Е. С. Лаптева, Г. М. Подопригора // Сестринское дело. 2004. — № 1. — С. 20−22.
  83. , В.М. Формирование телемедицинской системы Приволжского Федерального округа : обоснование целесообразности / В. М. Леванов // Нижегородский медицинский журнал. -2001. -№ 1.-С. 131−137.
  84. , Ю.А. Опыт организации работы медицинских сестер в школе больных сахарным диабетом / Ю. А. Ленгин, Н. В. Березина, Н. В. Жилейкине // Главная медицинская сестра. 2001. — № 5. — С. 14−15.
  85. , М.Е. Организация работы медицинских сестер стационаров, хосписов и отделений паллиативной помощи / М. Е. Липтуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская // Главная медицинская сестра. 2001. — № 10. — С. 39−43.
  86. , А.Н. Управление качеством медицинской помощи, оказываемой медсестрами / А. Н. Лисанова // Сестринское дело. — 1998. — № 2. — С. 5−6.
  87. , Н.С. Виды образовательных стандартов : успехи и сложности / Н. С. Мальцева // Сестринское дело. 1999. — № 4. — С. 6.
  88. , Ю.Н. ВОЗ определяет Европейскую стратегию сестринского образования / Ю. Н. Маркова // Медицинская помощь. 1998. — № 2. — С. 39.
  89. , Ю.Н. Научные исследования в сестринском деле / Ю. Н. Маркова // Медицинская сестра. 1999. — № 5. — С. 38−40.
  90. , И.А. Преподавание сестринского процесса в педиатрии / И. А. Мельгунова, В. П. Гайнова, А. К. Краснова // Медицинская сестра. 2001. — № 3. -С. 41−42.
  91. , Н.Б. Социально-значимые болезни / Н. Б. Мерзлова, А. А. Шепелева // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. Киров, 2006. — С. 93−96.
  92. , О.П. Научное обоснование прогнозирование кадров работников со средним медицинским образование и их медико-социальная характеристика : автореф. дис.. канд мед. наук: 14.00.33 / О. П. Миргородская. -Оренбург, 1999.-25 с.
  93. Московская декларация министров образования государств членов «Группы восьми» // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. — 2006. — № 9. — С. 13−17.
  94. , С.А. Общий уход за больными: учебное пособие / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. М.: Медицина, 1989. — 256 с.
  95. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. М., 1996. — 182 с.
  96. , С.А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие. Часть 2 / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. М., 1998. — С. 11.
  97. , Г. И. Технология управления сестринским процессом в лечебно-профилактическом учреждении / Г. И. Назаренко, В. Т. Ролько, Н. И. Пахомова // Проблемы управления здравоохранением. 2004. — № 6 (19). — С. 34−41.
  98. , А.А. Концепция исследования качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова, П. Кайнд. СПб.: ЭЛБИ, 1999. — 56 с.
  99. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования /
  100. A.M. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3.
  101. Номенклатура, сертификация, последипломное образование и аттестация среднего медицинского персонала: библиотека главной (старшей) медицинской сестры) / под ред. И. С Мыльникова. М.: ГРАНТЪ, 1999. — 141 с.
  102. , И.П. Совместный опыт работы медицинского колледжа с лечебным учреждением по оптимизации сестринского ухода за больными / И. П. Носкова, И. А. Свиридова, Л. Р. Сопонинкина, Т. А. Чупрова // Медицинская помощь. 1998. — № 5. — С. 25−26.
  103. Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003−2010 годы: приказ МЗ РФ от 21.03.03 г. № 114.
  104. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. М., 2006. — № 9. — С. 3−12.
  105. , В.К. Необходимость структурных перемен и их медико-экономические тенденции в здравоохранении / В. К. Овчаров, В. И. Щепин // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — 1996. — № 4. С. 24−32.
  106. , В.В. Сестринское дело и профессиональное образование /
  107. B.В.Орлов // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. — Киров, 2006. С. 4−6.
  108. , И.В. Сестринское дело : эволюция статуса / И. В. Островская // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 15−17.
  109. , И.В. Теоретические основы сестринского дела / И. В. Островская, Н. В. Широкова. М., 2000. — 157 с.
  110. Отраслевая государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации: материалы I Всероссийского съезда средних медицинских работников. СПб., 1998. — С. 24−36.
  111. , Т.Н. Сестринское образование в России : подготовка и роль преподавательских кадров / Т. Н. Павленко. М.: Медицина, 2003. — 192 с.
  112. , В.В. Сестринское дело в терапии : руководство для студентов факультетов высшего сестринского образования мед. вузов, студентов мед. колледжей и училищ / В. В. Павлов, С. И. Двойников, В. В. Осипов. Самара: Изд-во ГП «Перспектива», 2000. — 208 с.
  113. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: материалы VII Международной научно-методической конференции. Пенза, 2000.- 138 с.
  114. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-методической конференции. Часть 1. — Пенза, 2001.- 121 с.
  115. , Е.И. Показатели качества трудовой жизни медицинской сестры / Е. И. Перминова, В. Г. Брагина // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. — Киров, 2006. — С. 43−46.
  116. , Г. М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз): автореф. дис.. д-ра мед. наук: 14.00.33 / Г. М. Перфильева. -М., 1995.-46 с.
  117. , Г. М. Проблема кадрового дисбаланса в здравоохранении и его последствия / Г. М. Перфильева // Медицинская помощь. 1996. — № 2. — С. 3−5.
  118. , Г. М. Реформы среднего медицинского образования в России / Г. М. Перфильева // Медицинская помощь. — 1996. — № 8. — С. 7−9.
  119. , Г. М. Сестринское дело : эволюция понятий и развитие теорий / Г. М. Перфильева // Медицинская помощь. 1996. — № 4. — С. 3−6.
  120. , Г. М. Концепция семейной медсестры в Европейской политике ВОЗ «Здоровье-21» / Г. М. Перфильева // Медицинская сестра. 2000. — № 5. -С. 5−6.
  121. , Г. М. Сотрудничество России с ВОЗ в области сестринского дела : новая Европейская политика «Здоровье—XXI» / Г. М. Перфильева // Медицинская сестра. 2000. — № 2. — С. 43−46.
  122. Петухова, В Д. Научное обоснование деятельности подготовки средних медицинских работников в современных условиях развития здравоохранения: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / В. Д. Петухова. М., 1999. — 25 с.
  123. Подготовка, повышение квалификации и аттестация научных и педагогических кадров: проблемы и направления развития / Сборник докладов Международного семинара ученых и специалистов (Москва, 11−16 июля 1990 г.) — М., 1991.-216с.
  124. Проблемы качества образования: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции. М. — Уфа, 2001. — 46 с.
  125. Проблемы непрерывного медицинского образования в переходный период: материалы Всероссийской научно-учебно-методической конференции (Новосибирск, 22−23 ноября 1999 г.). Новосибирск, 1999. — 232 с.
  126. Пути совершенствования и развитие сестринского дела в Российской Федерации: решение Коллегии Министерства здравоохранения и медицинскойпромышленности Российской Федерации // Медицинская помощь. 1996. — № 9.-С. 7−9.
  127. Развитие сестринского дела. Укрепление сестринского дела и акушерства в поддержании стратегии достижения здоровья для всех: региональные публикации ВОЗ, Европейская серия / под ред. Jane Salvage. — 1995. — № 48. — 162 с.
  128. , Е.В. Актуальные проблемы последипломной подготовки медицинских работников среднего звена / Е. В. Рахматуллина, К. Н. Тявкина // Медицинская сестра. 2000. — № 3. — С. 34−35.
  129. , Т.М. Колледж в системе клинического профессионального образования / Т. М. Ревер // Медицинская помощь. 1998. — № 3. — С. 34−35.
  130. , А.В. Медико-социологический мониторинг / А. В. Решетников. М.: Медицина, 2003. — 628 с.
  131. , JI.C. Образование через всю жизнь / JI.C. Рогова // Сестринское дело. 1996. -№ 7. — С. 11−14.
  132. , JI.C. Повышение квалификации среднего медицинского персонала / JI.C. Рогова / / Медицинская помощь. 1996. — № 4. — С. 31−33.
  133. , JI.C. Инновационные процессы в системе дополнительного последипломного профессионального образования медицинских сестер / JI.C. Рогова //Сестринское дело. 1999. -№ 2. -С. 10−11.
  134. , JI.C. Андрагогическая модель обучения и ее применение при повышении квалификации средних медицинских работников / JI.C. Рогова, Л. Б. Козлова, А. А. Липаева // Главная медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 61−68.
  135. , В.А. Доклад президента Российского союза ректоров / В. А. Садовничий // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2006. — № 8. — С. 5−16.
  136. , С.Х. Концептуальные и организационные подходы к формированию среднего медицинского персонала службы общей врачебной практики : автореф-дис.. д-ра мед. наук: 14.00.33 / С. Х. Садреева. М., 2002. — 44 с.
  137. , В.А. Медсестры и акушерки в ответе за здоровую Европу / В. А. Саркисова // Сестринское дело. 2000. — № 3. — С. 13.
  138. , В.А. Роль Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России в вопросах внедрения сестринского процесса в здравоохранении / В. А. Саркисова // Главная медицинская сестра. — 2000. — № 1. — С. 35−37.
  139. , И.А. Организация внедрения инновационных технологий деятельности специалистов сестринского дела в учреждениях первичной медико-санитарной помощи : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / И. А. Свиридова. Кемерово, 1999. — 26 с.
  140. , Н.С. Реформирование системы профессионального образования в медицинском колледже : автореф. дис.. канд. мед. наук. Рязань, 1999. -25 с.
  141. , Н.А. К вопросу о подготовке средних медицинских кадров / Н. А. Сербиновская // Медицинская помощь. — 1999. № 3. — С. 4−5.
  142. , В.А. Специализация ДПО как путь обеспечения признания программ и системы дополнительного профессионального образования / В. А. Синицын, JI.B. Шевелева // Дополнительное профессиональное образование. — 2005. -№ 9 (21). -С. 7−10.
  143. , Ю.Г. Опыт применения новых инновационных технологий в последипломном обучении медицинских работников / Ю. Г. Ситников // Медицинская сестра. 2000. — № 4. — С. 36−37.
  144. , И.О. Реформу сестринской службы диктует жизнь / И.О. Сле-пушенко // Сестринское дело. — 2002. № 5. — С. 4−5.
  145. , И.О. Решение Коллегии МЗ России от 11.06.02 «Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения» / И. О. Слепушенко // Главная медицинская сестра. 2002. — № 8. — С. 19.
  146. , В.П. Экономика, организация и управление здравоохранением / В. П. Смирнов, Н. Б. Раводеева, А. В. Разумовский Нижний Новгород, 2005. -226 с.
  147. , Т.Р. Концепция сестринского диагноза / Т. Р. Соколова // Медицинская помощь. 2000. — № 5. — С. 21.
  148. , З.Е. О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием : задачи и пути их решения / З. Е. Сопина // Медицинская сестра. 2000. — № 1. — С. 34−35.
  149. , В.И. О мерах по реализации концепции развития здравоохранения и совершенствованию сестринского дела в России / В. И. Стародубов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — 1999. — № 3. С. 3−7.
  150. , С.А. О состоянии профессиональной заболеваемости средних медицинских работников и мерах профилактики / С. А. Степанов, Е. Н. Сопина // Главная медицинская сестра. 2001. — № 5 — С. 43−50.
  151. , С.И. Разработка и обоснование медико-социальных и организационно-психологических принципов профессиональной деятельности медицинских сестер в области менеджмента : автореф. дис.. канд. мед. наук. -СПб., 1997.-28 с.
  152. , С.И. Профессиональная заболеваемость Российских медиков / С. И. Степанов, Н. С. Глушкова // Сестринское дело. 2003. — № 2. — С. 12−13.
  153. , Л.Г. Оптимизация диагностики и врачебной тактики в практике терапевта с использованием компьютерного моделирования : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.05 / Стронгин Леонид Григорьевич. — Нижний Новгород, 1999.-43 с.
  154. , Т.И. Организация подготовки специалистов со средним медицинским образованием и их использование в практическом здравоохранении / Т. И. Стуколова, П. А. Душенков, В. М. Татарников. М., 2003. — 575 с.
  155. , Т.И. Последипломное медицинское образование в Российской Федерации и задачи кадровой политики / Т. И. Стуколова // Последипломное медицинское образование и наука. 2003. — № 1. — С. 2−3.
  156. , Л.М. Нормирование труда работников / Л. М. Суетина // Главная медицинская сестра. 2002. — № 2. — С. 52−57.
  157. , И.И. Стандартизация сестринской практики как элемент обеспечения качества при профилактике внутрибольничных инфекций : автореф. дис.. канд. мед. наук / И. И. Тарновская. М., 2002. — 24 с.
  158. , Л.Ф. Социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и заболеваемости медицинских работников в связи с условиями труда и быта :дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль, 1988. 195 с.
  159. , Г. А. Совершенствование организации сестринского дела в лечении и реабилитации больных с нарушением мозгового кровообращения : монография / Г. А. Трофимова, С. Н. Лавровский, И. А. Камаев. Арзамас, 2005. -190 с.
  160. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела для студентов медицинских училищ и колледжей / Т. С. Басихина, Е. Л. Коноплева, Т. С. Кулакова и др.- под общ. ред. А. И. Шпирна. М., 2003. -270 с.
  161. , С.Ю. Организация подготовки специалистов среднего медицинского звена на повышенном уровне подготовки / С. Ю. Фетисова // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. — Киров, 2006.-С. 18−24.
  162. , И.Н. Три уровня сестринского образования — дань моде или необходимость? / И. Н. Фетищева // Сестринское дело. — 2003. — № 4−5. — С. 3−4.
  163. , А.С. Управленческая деятельность главных медицинских сестер больниц по осуществлению контроля за работой сестринского и младшего медицинского персонала / А. С. Хейфец // Главная медицинская сестра. 2000. — № 2.-С. 15−17.
  164. , А.Б. Проблемы качества жизни в современной паллиативной медицине / А. Б. Хетагурова // Сестринское дело. 2003. — № 4−5. — С. 11−13.
  165. , З.А. Социально-демографическая характеристика средних медицинских кадров республики Татарстан и потребность в их специализации и усовершенствовании : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / З. А. Хисамутдинова. М, 1996. — 32 с.
  166. , З.А. Стратегия управления кадрами среднего медицинского образовательного учреждения и сестринской службой здравоохранения / З. А. Хисамутдинова. Казань: Медицина, 2002. — 176 с.
  167. , Ю.Б. Организационно-экономические аспекты подготовки медицинских кадров в условиях реформирования здравоохранения : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / Ю. Б. Цыремпилов. М., 1999. — 25 с.
  168. , Т.Н. Система подготовки медицинских сестер в Канаде / Т. Н. Чернышенко // Медицина Украины. 1995. — № 1. — С. 15−17.
  169. , В.Е. Роль медицинского персонала в первичной медико-санитарной помощи / В. Е. Чернявский, Н. И. Чернявская, Э. М. Курлетова, И. А. Карагулова // Медицинская сестра. 1998. — № 2. — С. 52−55.
  170. , П.А. Из опыта реализации Государственного стандарта по специальности «Сестринское дело» / П. А. Шевелева, JT.B. Авчухова, Т. З. Назаренко // Медицинская помощь. 2000. — № 4. — С. 37−38.
  171. , Ю.Л. О ходе реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001−2005 гг. и на период до 2010 г / Ю. Л. Шевченко // Здравоохранение Российской Федерации. — 2001. № 4. — С. 3−9.
  172. , И.В. Проблемы модернизации современной высшей школы / И. В. Шешунов, П. И. Цапок, О. В. Лавров, А. Ю. Алексеев // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения. Киров, 2006.-С. 6−10.
  173. , В.В. Тенденции в состоянии здоровья населения Приволжского Федерального округа / В. В. Шкарин // Нижегородский медицинский журнал. Здравоохранение ПФО. 2001.- № 1.-С. 23−39.
  174. , В.В. Социальный стресс и медико-демографический кризис в России / В. В. Шкарин, Б. Т. Величковский, М. А. Позднякова. Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2006. — 159 с.
  175. , Г. А. Социально-гигиеническое обоснование охраны здоровья и труда средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений : автореф. дис.. канд. мед. наук / Г. А. Щербаков. М., 1997. — 26 с.
  176. , Д.Ж. Перспективы партнерства в области сестринского дела / Д. Ж. Янгер, П. Томпсон // Медицинская помощь. 1996. — № 5. — С. 42−44.
  177. A guide to curriculum review for basic nursing education. Geneva: World Health Organization, 1985. — 32 p.
  178. Ackerman, P.L. Research in school nursing practice, basic steps in nursing research / P.L. Ackerman // J. Sch. Nurs. 1997 (Oct.). — Vol. 13, № 4. — 11−7. — (quiz 18)
  179. Action research applied to a preceptorship program / A. Balcain, B.L. Lendrum, P. Bowler et al. // J. Nurs. Staff. Dev, 1997 (Jul-Aug.) — Vol. 13, № 4. — P. 193 197.
  180. Adams, C.E. The impact of a diabetes nurse educator on nurses' knowledge of diabetes and nursing interventions in a home care setting / C.E. Adams, D.L. Cook // Diabetes. Educ 1994 (Jan-Feb.). — Vol. 20, № 1. — P. 49−53.
  181. Avaliacao e perspective dos cursos de pos-graduacao lato-sensu do departa-mento de enfermagem da UFRN (1980−1992) / R.S. de-Brito, A.I. Monteiro, L.T. Aguila et al. // Rev. Bras. Enferm. 1995 (Jan-Mar.). — Vol. 48, № 1. — P. 26−32.
  182. Benner, P. Quality of life: a phenomenological perspective on explanation, prediction, and understanding in nursing science / P. Benner // ANS. Adv. Nurs. Sci. — 1985 (Oct.). Vol. 8, № 1. — P. 1−14.
  183. Berman, R. Nursing research for Nursing practice. An international perspectives. Chapman and Hall / R. Berman. New York, 1990. — 210 p.
  184. Bland, С.Б. Redesigning the rote of the centralized educator / С.Б. Bland, S. Michael // J. Nurs. Staff. Dev. 1997 (Sep-Oct.). — Vol. 13, N 5. — P. 279−281.
  185. Brink, P.J. Learning how to do research requires a mentor (editorial) / P.J. Brink // West. J. Nurs. Res. 1995 (Aug.). — Vol. 17, № 4. — P. 351−352.
  186. Brown, S.A. Quality of reporting in diabetes patient education research: 19 541 986 / S.A. Brown // Res. Nurs. Health. 1990 (Feb.). — Vol. 13, № 1. — P. 53−62.
  187. Burke, L.M. Teachers of nursing-presenting a new model of practice / L.M. Burke // J. Nurs. Manag. 1997 (Sep.). — Vol. 5, № 5. — P. 295−300.
  188. Burnard, Ph. What is PhD? II / Ph. Burnard // Nurse Educ. Today. 2000. — № 21.-P. 159−160.
  189. Burrows, D.E. The nurse teacher’s role in the promotion of reflective practice / D.E. Burrows // Nurse. Educ. Today. 1995 (Oct.). — Vol. № 5. — P. 346−350.
  190. Callery, P. Training and education: an analysis of quality assurance in teaching and nursing education / P. Callery // Nurse Educ Today. 2000. — № 20. — P. 373 380.
  191. Camiah, S. The changing role and work of British nurse tutors: a study within two demonstration Project 2000 districts / S. Camiah // J. Adv. Nurs. 1996 (Feb.). -Vol. 23, № 2.-P. 396−407.
  192. Carlisle, C. The changes in the role of the nurse teacher following the formation of links with higher education / C. Carlisle, S. Kirk, K.A. Luker // J. Adv. Nurs. -1996 (Oct.). Vol. 24, № 4. — P. 762−770.
  193. Catalano, J. C A survey of educators' activities to empower nurses for practice / J.C. Catalano // Nurs. Outlook. 1994 (Jul-Aug.). — Vol. 42, № 4. — P. 182−187.
  194. Quality and outcome measures for medical rehabilitation / C. Granger, M. Kelly-Hayes, M. Johnston et al. Physical Medicine and Rehabilitation / R. Brandon (ed.). W.B. Saunders Company, 1996. — P. 239−253.
  195. The real vs. content in masters curricula in nursing / P.G. Beare, E.D. Daniel, V.J. Gover et al. // Nurs. Outlook. 1980 (Nov.). — № 28. — P. 691−694.
Заполнить форму текущей работой