Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Морфофункциональные и психофизиологические особенности лицеистов-подростков в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические положения и результаты расширяют представления об адаптации учащихся-подростков к образовательному процессу в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций. Выявленные ведущие морфофункциональные и психофизиологические факторы школьной адаптации позволяют обоснованно подойти к организации профессионального отбора лицеистов и образовательного процесса по специализации… Читать ещё >

Содержание

  • АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ -ПОДРОСТКОВ И ИХ АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ (ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Особенности адаптации подростков к образовательному процессу
    • 1. 2. Универсальная роль двигательной активности в оптимизации жизнедеятельности организма
    • 1. 3. Особенности морфофункционального развития школьников-подростков
      • 1. 3. 1. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата подростков
      • 1. 3. 2. Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы подростков
    • 1. 4. Особенности психофизиологического и психосексуального развития подростков
      • 1. 4. 1. Психофизиологическое развитие подростков
      • 1. 4. 2. Самосознание и психосексуальное развитие подростков
      • 1. 4. 3. Взаимосвязь учебных мотиваций, самооценки и умственной работоспособности школьников-подростков при адаптации к образовательному пространству
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект и предмет исследования
    • 2. 2. Методы изучения морфофункциональных особенностей
    • 2. 3. Методы изучения психофизиологических особенностей
    • 2. 4. Методы обработки данных
      • 2. 4. 1. Математическая обработка данных
  • ГЛАВА 3. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕИСТОВ 13−14 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЛИЦЕЯ (результаты исследования)
    • 3. 1. Морфофункциональные особенности лицеистов в зависимости от пола и спортивной специализации
    • 3. 2. Психофизиологические особенности лицеистов в зависимости от пола и спортивной специализации
    • 3. 3. Иерархия решающих факторов адаптации к образовательному пространству лицеистов-подростков в зависимости от пола и спортивной специализации
    • 3. 4. Морфофункциональные особенности лицеистов в зависимости от учебной специализации
    • 3. 5. Психофизиологические особенности лицеистов в зависимости от учебной специализации
    • 3. 6. Иерархия решающих факторов адаптации к образовательному пространству лицеистов-подростков в зависимости от учебной специализации
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Морфофункциональные и психофизиологические особенности лицеистов-подростков в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адекватная адаптация учащихся к образовательной среде является важнейшей предпосылкой эффективности их обучения и состояния здоровья. Между тем, в литературе имеются данные о неблагоприятных последствиях учебной деятельности (Дубровинская Н.В., 1985; Грановская P.M., 1988; Кузнецова Л. М., 1996; Шипкова Д. З., Нагорнов И. В., 2001; Безруких М. М. и соавт., 2002; Бароненко В. А., 2002, 2003; Гилева О. Б., 2002 и др.), негативно отражающихся на здоровье и успеваемости школьников. Это обусловлено тем, что учащиеся современных школ находятся в условиях информационных перегрузок и гипокинезии, являющихся антифизиологическими факторами (Соколова Т.Л., 1996; Быков Е. В., Исаев.

A.П., 2001; Фомин Н. А., 2002).

В значительной степени это касается учащихся подросткового возраста, который в онтогенезе определяется как критический в биологическом, психологическом и социальном аспектах (Колесов Д.В., 1986; Хрипкова А. Г., 1988; Бароненко В. А., 2000; Смирнов В. М., 2000; Безруких М. М. и соавт., 2002; Дубровинская Н. В. и соавт. 2002). В этот период происходит интенсивное половое созревание, а также морфофункциональные и психофизиологические перестройки организма (Хрипкова А.Г., 1990; Каган.

B.Е., 1991; Орлов Ю. М., 1993; Алейникова Т. В., 2000; Кон И. С., 2001; Гиренко Л. А., 2002; Дубровинская Н. В., 2002).

Известно (Судаков К. В и соавт., 1995; Фомин Н. А., 1999, 2002), что процесс адаптации, подчиняющийся принципу оптимизации, осуществляется на основе механизма функциональной системы (Анохин П.К., 1969) с включением морфофункциональных и психофизиологических составляющих. Эти основополагающие положения, а также представление о возрастном характере системогенеза явились теоретической предпосылкой постановки и проведения настоящего комплексного исследования.

Вместе с тем, в литературе отсутствуют сведения о проведении комплексных исследований развития морфофункциональных и психофизиологических особенностей лицеистов-подростков в зависимости от пола и спортивной и учебной специализаций, обучение которых построено на обязательном совмещении усвоения знаний по общеобразовательной программе и соответствующей специализации, что может негативно отразиться на их здоровье и успеваемости.

Известна универсальная роль оптимальной двигательной активности в совершенствовании механизмов адаптации организма к фаторам среды (Бароненко В.А., 2000, 2002; Бароненко В. А., Рапопорт JLA., 2003). Имеются данные о благоприятном влиянии организованной физкультурноспортивной деятельности на морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей и подростков общеобразовательных школ (Аршавский И.А., 1982; Шабунин Р. А. и соавт., 1999; Вербицкая Е. В. и соавт., 2000; Рубанович В. Б., 2004). Однако остается нерешенным вопрос об особенностях морфофункционального и психофизиологического развития подростков спортивной специализации в условиях лицея. Также неизвестна факторная структура (т.е. выявление важных, решающих) морфофункциональных и психофизиологических особенностей лицеистов-подростков, что ограничивает оценку их значимости в школьной адаптации, а следовательно — возможности целенаправленного педагогического воздействия.

Все сказанное обусловило выбор цели и формулировку задач исследования.

Цель исследования — изучить морфофункциональные и психофизиологические особенности лицеистов-подростков в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности физического развития и характер функциональной адаптации к образовательной деятельности лицеистов-подростков в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций.

2. Исследовать особенности психофизиологической сферы лицеистов-подростков, оценивая их учебную мотивацию, школьную тревожность, умственную работоспособность, самооценку, психосексуальную аутоидентификацию, нравственную ориентацию в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций.

3. Выявить основные показатели, отражающие успешность адаптации лицеистов-подростков к образовательной деятельности в зависимости от пола, ранней спортивной и учебной специализаций.

Положения, выносимые на защиту.

1. У мальчиков по сравнению с девочками общеобразовательных классов наблюдается превосходство в морфофункциональных особенностях, но отставание в — психофизиологических (нравственная зрелость, психосексуальная аутоидентификация и самооценка).

2. Подростки-спортсмены опережают учащихся неспортсменов по всем морфофункциональным и частично по психофизиологическим показателям.

3. У учащихся всех учебных специализаций наблюдается тенденция к снижению уровня физического развития, а у сверстников физико-математической профориентации — повышение уровня умственной работоспособности и снижение учебных мотиваций.

4. Особенности ведущих морфофункциональных и психологических факторов школьной адаптации лицеистов зависят от пола, спортивной и учебной специализаций.

Научная новизна.

Впервые с использованием комплексного подхода, отражающего основные звенья поведенческой и гомеостатической функциональной системы (по Анохину П.К.), формирующейся при любом поведении, дана целостная характеристика морфофункциональных и психофизиологических особенностей школьной адаптации подростков 13, 14 лет специализированного лицея и установлены общие и частные закономерности.

Установлены половые различия и сходство комплекса морфофункциональных и психофизиологических показателей лицеистов-подростков: девочки, как и мальчики, характеризуются напряженной функциональной адаптацией, при этом девочки несколько опережают мальчиков по уровню психосексуального и нравственного развития, но не отличаются по уровню умственной работоспособности, уровня учебных мотиваций, школьной тревожности.

Выявлено как негативное, так и позитивное влияние ранней спортивной специализации (Дзю-до) на развитие морфофункционального и психофизиологического статуса лицеистов-мальчиков по сравнению со сверстниками того же пола, выражающееся с одной стороны — в повышении. показателей физического развития и функциональных резервов кардиореспираторной системы, а также — произвольного внимания и скорости переработки зрительной информациис другой — в снижении уровня учебных мотиваций и точности умственной работы.

Показаны различия в комплексе морфофункциональных и психофизиологических состояний лицеистов-подростков учебной специализации (гуманитарной, химической и физико-математической) в сравнении со сверстниками общеобразовательных классов и между собой. У учащихся гуманитарной и химической специализаций отмечается тенденция к снижению физического развития и повышение напряженности механизмов функциональной адаптации, но не установлено влияние специализаций на психофизиологические особенности. Лицеисты физико-математической специализации отличаются высокими показателями умственной работоспособности, снижением уровня учебных мотиваций.

Определены ведущие и решающие факторы школьной адаптации лицеистов в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций. Ведущими факторами адаптации лицеистов общеобразовательного класса, независимо от пола, являются только психофизиологические особенности, у лицеистов-спортсменов — морфофункциональные, лицеистов учебных специализаций — психофизиологические.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретические положения и результаты расширяют представления об адаптации учащихся-подростков к образовательному процессу в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций. Выявленные ведущие морфофункциональные и психофизиологические факторы школьной адаптации позволяют обоснованно подойти к организации профессионального отбора лицеистов и образовательного процесса по специализации. Полученные данные могут быть использованы в процессе преподавания студентам курса физиологии на факультетах физической культуры, специализирующихся по валеологии и физической рекреации.

Внедрение. Полученные данные применяются в учебно-педагогической и психологической практике, в частности на лекционных и семинарских занятиях для студентов факультета физической культуры Уральского государственного технического университетаиспользуются для совершенствования организации образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья учащихся специализированного муниципального лицея № 130 УГТУ г. Екатеринбурга.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 научных работ.

Апробация работы. Основные результаты доложены и обсуждены: на научно-практических конференциях молодых ученых Екатеринбурга (2001, 2002, 2003) — П-ой региональной научно-практической конференции «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» (Челябинск, 2002) — Международной научно-практической конференции «Оздоровительные технологии XXI века» (Челябинск, 2002) — на.

III-ем Международном конгрессе валеологов «Здоровье человека» (Санкт-Петербург, 2002) — Международном симпозиуме «Вариабельность сердечного ритма» (Ижевск, 2003) — Международной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм: сегодня, завтра» (Ростов-на-Дону, 2003) — XXI съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2004) — на заседании Екатеринбургского отделения Физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2004).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов и списка литературы, включающего в себя 219 источников отечественных и зарубежных авторов, приложения. Работа изложена на 150 страницах машинописного текста, содержит 10 рисунков и 26 таблиц.

выводы.

1. Комплекс морфофункциональных показателей лицеистов-подростков общеобразовательных классов характеризует отставание в физическом развитии относительно возрастных нормативов: у девочек оно отмечается у подавляющего большинства (81%), а у мальчиков в 55,3%. Отмеченное отклонение обусловлено низкими функциональными резервами сердечнососудистой и мышечной систем. У 45% девочек и 49% мальчиков выявлена напряженная функциональная адаптация, которая проявляется в превышении возрастных нормативов большинства параметров системы кровообращения (ЧСС, СД, ДД, УОК и МОК).

2. Учащиеся спортивной специализации имеют среднее (нормальное) и выше среднего уровня физическое развитие, которое обусловлено его гармоничностью и высокими резервами функций внешнего дыхания и мышечной системы. У них в 62,5% случаев установлено напряжение механизмов функциональной адаптации, которое выражается в повышении СД и ДД на фоне нормальной деятельности сердца (ЧСС, УОК и МОК), что является физиологической адаптационной нормой.

3. Психофизиологический статус лицеистов общеобразовательных классов характеризуется снижением уровня учебных мотиваций и школьной тревожностью выше среднего уровня с преобладанием страхов, связанных с образовательной средойнезрелостью самосознания, проявляющегося в виде неадекватно завышенной самооценкиснижением ряда показателей умственной работоспособности (точности и продуктивности) при одновременной достаточной зрелости психосексуальной аутоидентификации и сформированности адекватных представлений о нравственных ценностях.

4. Девочки опережают мальчиков по уровню нравственной зрелости, психосексуальной аутоидентификации и самооценки, но не отличаются от них по показателям умственной работоспособности, уровня учебных мотиваций и школьной тревожностиу мальчиков спортивной специализации отмечается выше нормы скорость переработки зрительной информации, как следствие тренирующего воздействия занятий профессиональным спортом, но ниже нормы — точность УР.

5. У лицеистов учебной специализации отмечается снижение уровня физического развития. Гуманитарная и химическая специализации не отражаются на психофизиологических показателях. У лицеистов физико-математической специализации наблюдается повышение всех показателей умственной работоспособности и снижение уровня учебных мотиваций.

6. С помощью факторного анализа методом главных компонентов удалось установить иерархию решающих факторов школьной адаптации в зависимости от пола, спортивной и учебной специализаций: у девочек — самооценка, школьная тревожность, умственная работоспособностьу мальчиков — школьная тревожность, уровень физического развития и дискомфорт во взаимоотношениях с родителямиу сверстников спортивной специализации — напряжение механизмов регуляции функций сердечнососудистой системы, самооценка, психосексуальная аутоидентификацияу лицеистов физико-математической специализации — уровень эмоциональных учебных мотиваций, скорость переработки зрительной информации и школьная тревожностьу лицеистов гуманитарной специализации — самооценка, скорость переработки зрительной информациихимического и общеобразовательного классов — самооценка, школьная тревожность и продуктивность умственной работоспособности.

7. У девочек и мальчиков общеобразовательного класса ими являются только психофизиологические особенностиу мальчиков спортивного класса — морфофункциональные. У лицеистов учебных специализаций ведущими оказываются только психофизиологические факторы. Это дает возможность целенаправленно проводить педагогическую коррекцию школьной адаптации учащихся.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для оптимизации адаптации лицеистов к образовательной среде необходимо применять традиционные методы аэробных физических упражнений для предупреждения психологической усталости и стресса (Жуковская М.П., 1996).

При организации образовательного пространства учащихся-подростков, необходим учет их возраста, установленных в процессе исследований психофизиологических особенностей, здоровья и стратегии школьной адаптации.

В целом учащиеся-подростки нуждаются в :

— дифференцированной психологической поддержке;

— оптимизации образовательного процесса;

— совершенствовании взаимоотношений с учителями и сверстниками;

— культивации положительных эмоций в образовательном пространстве.

Для оптимизации образовательного процесса необходимо:

— ориентировать учащихся на содержание учебной мотивации и уровня самооценки;

— выявление уровня школьной тревожности и здоровья;

— учитывать состояние умственной работоспособности, как психологической составляющей здоровья;

— организация учебного процесса требует коррекции и приведения в соответствие с установленными гигиеническими нормами;

— для реализации наибольшей адаптации учащихся к образовательному процессу необходимо учитывать выделенные показатели в комплексе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Физиология человека: учебник / Н. А. Агаджаняна и др. СПб.: СОТИС, 1998. 527 с.
  2. Адаптация и здоровье: учеб. пособие / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301 с.
  3. Т.В. Возрастная психофизиология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. В. Алейникова. Ростов-на-Дону.: ЦВВР, 2000. 454 с.
  4. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. 547 с.
  5. П.К. Системная организация физиологических функций / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1969. 444 с.
  6. Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Валеология. 2002. № 3. С. 27−31.
  7. Г. Л. Оценка физического развития детей и подростков с позиций биоэнергетики / Г. Л. Апанасенко // Валеология. 2003. № 1. С. 1418.
  8. Г. Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков / Г. Л. Апанасенко, В. К Казакевич, Л. Д. Коровина // Валеология. 2003. № 1. С. 19−24.
  9. Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов-на-Дону: Феникс- Киев, Здоровье, 2000. 243 с.
  10. И.А. Очерки по возрастной физиологии / И. А. Аршавский. М.: Медицина, 1967. 476 с.
  11. В.А. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание / В. А. Асеев. JI.: из-во Ленин, уни-та, 1977. 231 с.
  12. Н.Айвазян С. А. Классификация многомерных наблюдений / С. А. Айвазян. М.: Статистика, 1974. 240 с.
  13. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. 295 с.
  14. P.M. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. СПб.: Наука, 1993. 235 с.
  15. В.А. Двигательная активность — ведущий универсальный фактор оптимизации жизнедеятельности и биопрогресса / В. А. Бароненко // Валеология. 2003. № 1. С. 7−10.
  16. В.А. Принципы оптимизации живых существ: учеб. пособие / В. А. Бароненко. Уфа, 1991. 87 с.
  17. В.А. Сексуальная культура — решающий фактор физического и психического здоровья детей / В. А. Бароненко // Традицион. и нетрад. методы оздоровления детей: тр. V Междун. науч. практ. конф. Ижевск: УдГУ., 1996. С. 320−321.
  18. В.А. Теоретические основы универсальной роли двигательной активности в оптимизации жизнедеятельности организма и здоровья /
  19. B.А. Бароненко // Образование и здоровье: матер. II Междун. конгресса валеологов. СПб.: 2000. С. 13−15.
  20. В.А. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Бароненко, В. Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт- отв. ред. Л. А. Семенов. Екатеринбург: УГТУ, 1999.
  21. В.А. Здоровье и физическая культура / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. М. Альфа М, 2003. 351 с.
  22. В.А. Оценка уровня физической составляющей здоровья учащихся: метод, реком. / В. А. Бароненко, Ф. Х. Саяпов. Екатеринбург, 2002. 28 с.
  23. В.А. Мотивация и ценностная сущность учебной деятельности — главные составляющие эффективности процесса обучения / В.А.
  24. , Н.В. Шубина // Инновац. процесс в образ, и творч. индивидуальн. педагог: тез. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1998. С. 5354.
  25. С.Н. Основы профессионально-педагогического обучения: учеб. пособие / С. Н. Батракова. Ярославль.: ЯрГУ, 1986. 80 с.
  26. ЗЬБатуев А. С. Высшая нервная деятельность / А. С. Батуев. СПб.: Лань, 2002. 416 с.
  27. М.М. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: ACADEMA, 2002. 415 с.
  28. А.С. Знаете ли вы своего ребенка? / А. С. Белкин. М.: Знание, 1986.75 с.
  29. Р. Развитие Я концепции и воспитание Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. 720 с.
  30. Н.А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, 1990,494 с.
  31. Особенности психосоматического развития и адаптации к учебной деятельности учащихся с 7 до 16 лет / Н. Г. Блинова и др. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. Т. 90, № 8. С. 354 / XXI Съезд Физиол. об-ва им. И. П. Павлова: тез. докл., ч. 1.
  32. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Междун. пед. акад., 1995. 209 с.
  33. И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И. И. Брехман. Л.: Физкультура и спорт, 1987. 206 с.
  34. И.А. Подростки: Чтение и использование компьютера / И. А. Бутенко // Социс. 2001. № 12. С. 84−91.
  35. Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся общеобразовательных учреждений нового типа / Е. В. Быков, А. П. Исаев И Физиология человека. 2001. Т. 27, № 5. С. 75−81.
  36. Р.А. Элементы математической статистики / Р. А. Вайсбурд. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2002. 123 с.
  37. Г. С. Частная сексопатология / Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1977. 351 с.
  38. Особенности компесаторных реакций кардиореспираторной системы школьников / Е. В. Вербицкий и др. // Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра: матер. Междун. науч.-практ. конфер. Ростов-на-Дону, 2003. С. 262−263.
  39. JI.K., Гуминский А. А., Загорская В. Н. и др. / JI.K. Великанова Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. Уч. пособие, М.: 1992. 131 с.
  40. О.Е. Оценка функционального состояния организма подростка / О. Е. Верстакова, И. В. Томарева // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, т. 90, № 8. С. 407, 2004 / XXI Съезд Физиол. об-ва им. И. П. Павлова. Тез. докл., часть 1.
  41. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В. К. Вилюнас. М.: Моск. ун-т, 1984. С. 3 29.
  42. В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. 283 с.
  43. Г. Оценка поведения и характеристика учащихся / Г. Вицплак. М.: Просвещение, 1986. 70 с.
  44. Возрастная физиология: Руководство по физиологии. JL: Наука, 1975. 326 с.
  45. Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности / Л. Г. Воронин. М.: Просвещение, 1979. 207 с.
  46. А.Ю. Роль половых стероидов в формировании статуса тревожности у самок мышей / А. Ю. Галеева // Матер. XXX Всерос. совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000. С. 462−465.
  47. О.Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7−16 лет: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / О. Б. Гилева. Архангельск, 2002. 23 с.
  48. JI.A. Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития мальчиков в онтогенезе: Автореф. дис.. канд. биол. наук / JI.A. Гиренко. Новосибирск, 2002. 21 с.
  49. В.Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер. JL: Наука, 1985. 246 с.
  50. P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. Л. ЛГУ, 1988. 392 с.
  51. Исследование характера между психологическими и физиологическими параметрами человека при экзаменационном стрессе / A.M. Гриненко и др. // Валеология. 2003. № 1. С. 50−55.
  52. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В. Е. Гурин. М.: Педагогика, 1988. 134 с.
  53. Н.Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.
  54. Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. М.: МГУ, 1989. 398 с.
  55. М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи / М. Б. Денисенко // Социс. 2001. № 2. С. 17−21.
  56. А.С. Физиология высшей нервной деятельности / А. С. Дмитриев. М.: Высшая школа, 1974. 454 с.
  57. А.И. Эндокринная система растущего организма / А. И. Држевецкая. М.: Высшая школа, 1987. 206 с.
  58. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н. В. Дубровин екая. JL: Наука, 1985. 144 с.
  59. Н.В. Регуляторные системы мозга и организация произвольного внимания: возрастной аспект / Н. В. Дубровинская, Р. И. Мачинская // Матер. XXX Всерос. совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000. Т. 1, С. 198−199.
  60. Н.В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2002. 144 с.
  61. О.М. Психофизиологический анализ субъективной интенсивности физических нагрузок / О. М. Евдокимова // Физиология человека. 1994. № 2. С. 23−25.
  62. А.С. Психофизиология умственного труда / А. С. Егоров, В. П. Загрядский. Л.: Наука, 1973. С. 23−25.
  63. М.П. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов / М. П. Жуковская. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 31 с.
  64. B.C. Почему агрессивны подростки? / B.C. Журавлев // Социс. 2001. № 2. С. 134−136.72.3аваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Школа здоровья. 1994. Т. 1.№ 1. С. 91−104.
  65. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. СПб.: Гиппократ, 1995. 342 с.
  66. С.В. Влияние мотивационных нагрузок на эффективность интеллектуальной деятельности младших школьников / С. В. Зверева // Матер. XXX Всерос. совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000, Т. 2. С. 406−408.
  67. К. Факторный анализ / К. Иберла. М.: Мир, 1980. 287 с.
  68. К. Эмоции человека / К. Изард. М.: МГУ, 1980. 439 с.
  69. К. Сексология и сексопатология / К. Имелинский. М.: Медицина, 1986. 423 с.
  70. Д.Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Д.: Медицина, 1988. 155 с.
  71. Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1979.183 с.
  72. В.Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. М.: Педагогика, 1991. 150 с.
  73. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 25−30.
  74. В.Е. Стереотипы мужественности — женственности и «образ Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 5−12.
  75. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза / Э. М. Казин и др. // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 1. С. 70 76.
  76. Е.Я. Оптимизация адаптивных процессов организма / Е. Я. Каплан, О. Д. Цыренжапова, Л. Н. Шантанова. М.: Наука, 1990. 245 с.
  77. Г. А. Изучение мотивации личности учащихся: практикум по психологии профессиональной школы / Г. А. Карпова. Свердловск, 1990. 80 с.
  78. Г. А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников: метод, реком. / Г. А. Карпова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997. 31с.
  79. Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: метод, реком. / Г. А. Карпова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1995. 35с.
  80. Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: метод, реком. / Г. А. Карпова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 40 с.
  81. Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: метод, реком. / Г. А. Карпова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 35 с.
  82. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация / Ю. Н. Колюткин, Г. С. Сухобская.СПб.: Тускарова,, 1996. 264 с.
  83. В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. М.: Прогресс, 1988. 164 с.
  84. А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / А. Б. Коган. М.: Высш. шк., 1988. 367 с.
  85. .И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Когубей, Е. В. Новикова. М.: Знание, 1988. 283 с.
  86. Г. М. Практикум по валеологии / Г. М. Колесникова. СПб.: Наука, 2000. 168 с.
  87. Д.В. Беседы о половом воспитании / Д. В. Колесов. М.: Наука, 1986. 148 с.
  88. Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова. М., 1978. 124 с.
  89. Кон В. Е. Введение в сексологию / В. Е. Кон. М.: Медицина, 1990. 335 с.
  90. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. 346 с.
  91. Кон И. С. Какими они себя видят / И. С. Кон. М.: Знание. 1975. 93 с.
  92. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXXI века: социально-педагогический анализ / И. С. Кон. Дубна, Феникс, 2001. 208 с.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. С. 102−111.
  94. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М., 1982. 207 с.
  95. JT.M. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся / JT.M. Кузнецова. М.: Наука, 1996. 388 с.
  96. .В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Л.: Медицина, 1984. 190 с.
  97. И.Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагин. М.: У РАО, 1997. 205 с.
  98. Г. А. Биологические основы и процессы обучения в становлении речи на ранних этапах онтогенеза / Г. А. Куликов, Н. Т. Андреева // Матер. XXX Всерос. совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000. Т. 1. С. 436−438.
  99. В.А. О бюджете учебного времени школьников / В. А. Лапшов // Социс., 2000. № 4. С. 102−111.
  100. Н.М. Опыт изучения двигательной активности у детей близнецов / Н. М. Ледовская // Двигательная активность человека и гипокинезия. М.- Новосибирск, 1972. С. 30−34.
  101. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. И. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.304 с.
  102. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций / А. И. Леонтьев. М.: Политиздат, 1971. 315 с.
  103. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1988. 235 с.
  104. А.И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. М.: Знание, 1976. 64 с.
  105. А.Р. Нейропсихология памяти / А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1974. 311 с.
  106. А.Р. Основы нейрофизиологии / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. 380 с.
  107. А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, Т. Б. Орлов, Л.М. Фридман// М.: Педагогика, 1990. 191с.
  108. Т.М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. М.: МПСИ, 2001. 399 с.
  109. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1991.278 с.
  110. Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. 253 с.
  111. Ф.З. Предупреждение нарушений сократительной функции сердца при стрессе с помощью предварительной адаптации животных к физической нагрузке / Ф. З. Меерсон, А. П. Сауля // Кардиология. 1984. № 6. С. 19−23.
  112. B.C. Личность и общество / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1991. 90 с.
  113. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 14−21.
  114. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика / Н. И. Монахов. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  115. И.Л. Информационная модель развития адаптации / И. Л. Мызников // Физиология человека. 1995. № 4. С. 37−40.
  116. Р.С. Психология / Р. С. Немов. М. Наука, 1994. 380 с.
  117. Е.И. Оценка адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам по психофизиологическим показателям / Е. И. Новоселов, Г. Г. Субхангулова // Вестник Башкирского университета. 2000. № 1.С. 101−104.
  118. Ю.М. Самопознание и самовоспитание / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987, 223 с.
  119. Ю.М. Половое развитие и воспитание: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1993. 237 с.
  120. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / под ред. А. А. Маркосяна. М.: Медицина, 1969.
  121. Основы психофизиологии / под ред. Ю. И. Александрова. М.: Инфра-М, 1997.
  122. И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. Л.: Наука, 1959. Т. 3. 684 с.
  123. А.Ю. Учебная перегруженность в школе / А. Ю. Петров // Социс. 2001. № 4. С. 107−111.
  124. Н.М. Валеологическое воспитание школьников / Н. М. Полетаева. СПб.: Наука, 2000. 420 с.
  125. A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M. Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. М.: Знание, 1990. 79 с.
  126. A.M. Тревожность у детей и подростков / A.M. Прихожан М., МПСИ МОДЭК, 2000. 301 с.
  127. A.M. Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания / A.M. Прихожан //. М., 1984. С. 30.
  128. В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательнойактивности: Авторкф. дисс.. дрк. наук / В. Б. Рубанович. Томск, 2004. 43 с.
  129. Е.А. Участие неостриатума в нейроэндокринной регуляции стресса / Е. А. Рыбникова, В. В. Ракицкая, В. Г. Шаляпина // Матер. XXX Всеросс. совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000. Т. 2. С. 482−483.
  130. Е.В. Нейрофизиологическая природа психофизиологических отражений повышенной тревожности у школьников / Е. В. Рыбникова, И. А. Топчий // Матер. XXX Всеросс. совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000. Т.2. С. 493−494.
  131. М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебник для студентов вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина. М.: Академия, 2000. 454 с.
  132. З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванов // Социс. 2001. № 2. С. 42−48.
  133. Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы / Н.Б. Сельверова//М.: Медицина, 2000. 124 с.
  134. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1982. 123 с.
  135. И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: АН СССР 1959. 772 с.
  136. П.В. Адаптивные функции эмоций / П. В. Симогов // Физиология человека. 1996. № 2. С. 5−12.
  137. П.В. Высшая нервная деятельность / мотивационно-эмоциональные аспекты / М., Наука, 1975. 175 с.
  138. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии / П. В. Симонов. М.: Наука, 1987. 266 с.
  139. П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981. 215 с.
  140. П.В. Темперамент, характер, личность / П. В. Симонов, П. М. Егоров. М.: Наука, 1984. 161 с.
  141. А.Д. Экологическая физиология животных / А. Д. Слоним. М. Наука, 1979.440 с.
  142. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебник для студентов вузов / В. М. Смирнов. М.: Академия, 2000. 396 с.
  143. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / И.И. Соковня-Семенова. М.: Академия, 1997. 240 с.
  144. Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения / Е. Н. Соколов М.: Наука, 1981. 285 с.
  145. Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье / Н. И. Спиридонов. 2-е изд. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. 168 с.
  146. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983. 286 с.
  147. М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституционных типов: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / М. А. Суботялов, Новосибирск, 2002. 22 с.
  148. К.В. Кросс- корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса / К. В. Судаков, О. П. Тараканов, Е. А. Юматов Е.А. // Физиология человека. 1995. № 3. С. 28−35.
  149. Сулейманова J1.A. Ценностные ориентации личности и регуляции взаимоотношений в контактных группах / JT.A. Сулейманова. Баку.: ЭЛМ, 1989. 104 с.
  150. Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Л. Г. Татаринова. СПб.: Медицина, 1999. 290 с.
  151. И.Д. Влияние кратковременной гипоксии на эффективность обработки зрительной информации спортсменами / И. Д. Тупиев // Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Уфа, 2002. 22 с.
  152. Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Межд. пед. акад., 1994. 192 с.
  153. Физиология подростка / Д. А. Фарбер и др. М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  154. Н.А. Психофизиологические предпосылки социальной адаптации / Н. А. Фомин, Д. З. Шибкова, О. А. Скворцова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: Матер, регион, науч. конф. Челябинск, 2002. С. 231−252.
  155. Н.А. Психофизиология здоровья / Н. А. Фомин. Челябинск, 1999. 391 с.
  156. Н.А. Психофизиология самопознания / Н. А. Фомин. М.: Теория и практика физической культуры, 2001. 387 с.
  157. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. Пер. М.В. Вульфа- Минск, 1990.164 с.
  158. Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности / 3. Фрейд. Пер. с нем. Харьков: Фолио, 1999. 381 с.
  159. JI.M. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / JI.M. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. 206 с.
  160. А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, В. В. Алферова. М.: Педагогика, 1982.240 с.
  161. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. Г. Хрипкова А.Г., М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. 318 с.
  162. А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  163. Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цукерман. М., 1994. 160 с.
  164. Г. М. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности / Г. М. Чайченко, Л. И. Томилина // Физиология человека. 1995. № 2. С. 52−55.
  165. Р.А. Нарушение высшей нервной деятельности один из признаков развивающейся перетренированности спортсмена / Р. А. Шабунин // Матер. XXX Всерос. совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб., 2000. С. 566−567.
  166. Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности / Т. В. Шипунова // Социс. 2002. № 5. С. 67−76.
  167. Д.З. Мониторинг физического развития и здоровья школьников в условиях их «профессиональной» деятельности // Д.З.
  168. , И.В. Нагорнов // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Челябинск, 2001. С. 1226.
  169. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. 592 с.
  170. П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. М., 1966. 291 с.
  171. Caffeine effects on learning, performance, and anxiety in normal school -age — children / G.A. Bernstein et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1994. V. 33, N. 3. P. 407−415.
  172. IDDM is a risk factor for adolecsent psychiatricdisorders / B. J Blanz et al. // Diabetic Care. 1993. V. 16, N. 12. P. 1579 1587.
  173. Adolescent witnesses to a peer suicide / D. A. Brent et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1993. V. 32, N. 6. P. 1184 1188.
  174. Long term impact of exposure to suicide: A three — year controlled follow — up / D. A. Brent et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1996. V. 35, N. 5. P. 646−653.
  175. Potential barriers to parent monitoring: Social disadvantage, marital status, and maternal psychiatric disorder / H.D. Chilcoat et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1996. V. 35, N. 12. P. 1673 1682.
  176. Children exposed to disaster. 2. Risk factors for the development of posttraumatic symptomatology / C. J. Lonigan et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. V. 33, N. 1. P. 94 — 105.
  177. Corr P. J. Personality, punishment, and procedural learning: A test of J. A. Gray’s anxiety theory / P. J. Corr, A. D. Pickering, J. A. Gray // Pers. Soc. Psychol. 1997. V. 73, N. 2. P. 337 344.
  178. Dien J. Differential lateralization of trait anxiety and trait fearfiilness: Evoked potential correlates / J. Dien // Pers. Individ. Differ. 1999. V. 26, N. 2. P. 333−356.
  179. The relations of children’s dispositional prosocial behavior to emotionality, regulation, and social functioning / N. Eisenberg et al. // Child. Dev. 1996. V. 67, N. 3. P. 974 992.
  180. Selective mutism: Phenomenological characteristics / M. A. Ford et al. // Sch. Psychol. Q. 1998. V. 13., N. 3. P. 192−227.
  181. Gierl M. Anzietles and attitudes related to mathematics in grade — 3 and grade 6 / M. Gierl, Z. Bisan // Exp. Educ. 1995. V. 63, N. 2. P. 139 — 158.
  182. Goodyer I. M. Lifetime exit events and recent social and family adversities in anxious and depressed school age — children and adolescents. 1 / I. M. Goodyer, P. M. Altham // J. Affect. Disord. 1991. V. 21, N. 4. P. 219 — 228.
  183. Goodyer I. M. Lifetime exit events and recent social and family adversities in anxious and depressed school — age — children and adolescents. 2 / I. M. Goodyer, P. M. Altham // J. Affect. Disord. 1991. — v. 21, N. 4. P. 229 — 238.
  184. Hill A. V. The effect of load on the heat of shortening of muscle / A. V. Hill // Proc. R. soc. B. 1964, V. 159. P. 297−230/
  185. Ikeda M. Text anxiety and working memory system / M. Ikeda, M. Ivanaga, H. Seiga//Percept. Mot. Skills. 1996. V. 82, N.3.P. 1223- 1231.
  186. Kassel J. D. Attentional mediation of cigarette smoking’s effect on anxiety / J. D. Kassel, S. Shiffinan // Health Psychol. 1997. V. 16, N. 4. P. 359 — 368.
  187. Klebanov P. K. Classroom behavior of very — low — birth — weight elementary — school — children / P. K. Klebanov, J. Brooksgunn, McCormick // Pediatrics. — 1994. V. 94, N. 5. P. 700 — 708.
  188. Kristyansdottir G. The relationship between pains and various discomfort in schoolchildren / G. Kristyansdottir // Child. Glob. J. Child Res. 1997. V. 4, N. 4. P. 491 -504.
  189. Lemelin S. Clinical psychomotor retardation and attention in depression / S. Lemelin, P. Baruch// J. Psychiatr. Res. 1998. V. 32, N. 2. P. 81 88.
  190. Medical, cognitive, emotional and behavioral outcomes in school — age -children conceived by in vitro fertilization / Levy — Shiff R. et al. // J. Clin. Child Psychol. 1998. V. 27, N. 3. P. 320−329.
  191. Messer S.C. Psychological correlates of childhool anxiety disorders / S.C. Messer, D. C. Beidel // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. V. 33, N. 7. P. 975−983.
  192. Two dimensional anxiety: A confirmation using a computerized neuropsychological testing of attentional performance / J. Mialet et al. // Eur. Psychiat. — 1996. V. 11., N. 7. P. 344 — 352.
  193. Rashevsky N. Mathematical principles in biology and their applications / N. Rashevsky Springfield, 1961. P. 292/
  194. Smith J. Temperament and stress resilence in school age — children — a within — families study / J. Smith, M. Prior // J. Am. Acad. Child Adolecs. Psychiatr. 1995. V. 34., N. 2. P. 168 — 179.
  195. Social influences on the course of anxious and depressive — disorders in school age — children / I. Goodyer, E. et al. // Br. J. Psychiatry. 1991. V. 158. P. 676−684.
  196. Spence S. H. Preventing child anxiety disorders / S. H. Spence, M. R. Dadds // Behav. Change. 1996. V. 13., N. 4. P. 241 249.
  197. Stein R. E. K. Comparison of adjustment of school age — children with and without chronic conditions: Results from community — based samples / R. E. K. Stein, L. E. Westbrook, I. J. Silver // J. Dev. Behav. Pediatr. 1998. V. 19. N. 4. P. 267−272.
  198. Strumpf J. A. The treatment of test anxiety in elementary school — age — children review and recommendations / J. A. Strumpf, I. Fodor // Child. Fam. Behav. Ther. 1993. V. 15., N. 4. P. 254−258.
  199. Tubman J. G. A pilot study of school age — children of moderate to severe alcohol dependence — maternal distress and child outcomes / J. G. Tubman // J. Child Psychol. Psychiatiy Allied Discip. 1993.V. 34., N. 5. P. 729 — 741.
  200. Tubman J. G. Family risk factors, parental alcohol — use and problem behaviors among school — age — children / J. G. Tubman // Fam. Relat. 1993. V. 42. N. 1. P. 81−86.
  201. Freguency of obsessive compulsive disorders in a community sample of young adolescents / L. A. Vallenibasile, C. Z. Garrison, K. L. Jackson et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1994. V. 33. N. 6. P. 782 — 791.
  202. Veneselli E. Neuropsychiatry aspects in the fragile X syndrome / E. Veneselli, R. Biancherri, M. V. Perrone // G. Neuropsychiatr. Evol. 1996. V. 16. N. 2. P. 147- 154.
  203. Wilkie D. R. Thermodynamics and the interpretation of biological heat measurements / D. R. Wilkie // Prog. Biophys. and Biophys. Chem., 1960. V. 10. P. 259−298.
  204. Psychotraumatic disorders in children victims of mining ground collapses in Lorraine / Witkowski P. et al. // Med.- Psychol. 1998. V. 156, N. 8. P. 517 -528.
  205. OOCOOOOOOOOOOOOOOOOCOOOOOOOOC ОООooooooooooooocooocooooooooooooco ooooooocccooocccooooooooooooooco coocoocoooooocoooocooooooooooooo oooooocooooooocooooooooooooooooc
  206. OOOOOCOOOOOOOOO.QOOOOOCOOOOOOOOOO OOOCOOOCOOOOOQOOOOOCOOOOOOOOOOOCcoooocoocooooocoooooooccoccooooo oooooooocooooooocooooooooooooooo ooooccoooooooooooooooccooooocooo oocoooooocooocooocoooooooooooooo oococooooooooooooocooooooooooooo
Заполнить форму текущей работой