Модели и методы организации взаимодействия основных и вспомогательных производств в системах массового обслуживания
Актуальность. Повышение эффективности общественного производства является общей закономерностью экономического роста развития экономики. В современных условиях реконструкция народного хозяйства, в частности ЖКХ, на основе научно — технического прогресса приобретает особое значение. Для этого надо, прежде всего, изменить структурную и инвестиционную политику. Суть перемен — в перенесении центра… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
- 1. 1. Состояние методологии научного исследования сложных систем
- 1. 2. Состояние теории систем и практики системного анализа и синтеза процессов планирования и управления
- 1. 3. Состояние теории, методов и способов представления типовых систем производственных процессов
- 1. 4. Проблемы планирования, прогнозирования и управления
- 1. 5. Цели и задачи диссертационного исследования
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ОБСЛУЖИВАНИЯ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 2. 1. Основные понятия, определения и классификация процессов обслуживания
- 2. 2. Задача синтеза комплекса массового обслуживания «Самара-лифт»
- 2. 3. Задача исследования циклических процессов обслуживания
- 2. 4. Методы построения математических моделей операционного комплекса
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
- 3. 1. Общая постановка задачи исследования элементов комплекса массового обслуживания
- 3. 2. Задача представления производственных структур и процессов
- 3. 3. Разработка модели вспомогательного производства операционного комплекса ЗАО «Самара-лифт»
- 3. 4. Методы определения заданной траектории функционирования вспомогательного производства
- 3. 5. Динамическая модель процесса производства
- 3. 6. Управление операционной системой вспомогательного производства
- 3. 7. Задачи оптимизации и развития организации производствен-ных услуг
- ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗАО «САМАРА-ЛИФТ»
- 4. 1. Основные принципы исследования эффективности операций системы массового обслуживания
- 4. 2. Экономический анализ комплекса массового обслуживания и процессов функционирования его систем
- 4. 3. Модель финансовой политики ЗАО «Самара-лифт»
- 4. 4. Комплексная оценка эффективности реализации предложенного процесса функционирования ЗАО «Самара-лифт»
- Выводы и результаты по диссертационной работе
Модели и методы организации взаимодействия основных и вспомогательных производств в системах массового обслуживания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Повышение эффективности общественного производства является общей закономерностью экономического роста развития экономики. В современных условиях реконструкция народного хозяйства, в частности ЖКХ, на основе научно — технического прогресса приобретает особое значение. Для этого надо, прежде всего, изменить структурную и инвестиционную политику. Суть перемен — в перенесении центра внимания с количественных показателей на качество и эффективность, с промежуточных результатов — на конечные. Проблема разработки и внедрения в практику методов моделирования и оптимизации организационных структур и производственных процессов, вспомогательных и обслуживающих производств в новых условиях приобретает в этих условиях особую актуальность.
Выбор крупномасштабной системы (ее проекта, вариантов организации, планов, способов действий, стратегий управления и т. п.) производится только путем сравнения различных конкурирующих вариантов (альтернатив). Применительно к уникальным, сложным (большим) системам и процессам выбор основан на построении достаточно адекватных (близких к оригиналам) математических моделей (аналитических или имитационных) реальных объектов и процессов их функционирования и на сравнении результатов исследования этих моделей.
Вопросам разработки и исследования математических моделей, применительно к таким сложным системам как городские системы, посвящены работы ряда отечественных ученых, таких как Белинский А. Ю., Брановицкая С. В., Брегман J1.M., Дубов Ю. А., Икоева Н. В., Имельбаев Ш. С., Заков А. И., Розоноэр Л. И., Тихонов А. Н., Шмульян Б. Д., и др. и зарубежных ученых: Артль Р., Берри В. J. L., Вильсон A.J., Хаукинс А. Ф., Хилл G., Вейгон D.J. и др. В работах указанных авторов исследованы и обобщены все наиболее содержательные результаты по теории, связанные с проблемами количественного исследования качества сложных систем и эффективности процессов их целевого функционирования. Вместе с тем следует отметить, что в большинстве работ недостаточно исследованы вопросы организации взаимодействия основных и вспомогательных производств, которое существенно влияет на эффективность функционирования.
В настоящей диссертационной диссертации рассматриваются вопросы организации взаимодействия предприятий, производящих запасные детали и комплектующие с фирмами, осуществляющими техническое обслуживание лифтового хозяйства крупного мегаполиса (пример: ЗАО «Самара-лифт»). При этом исследование проведено с точки зрения двухуровневой природы происходящих производственно-экономических процессов. Она проявляется в пространственной организации системы (множеств обслуживающих участков) и взаимодействии с организациями вспомогательных производств. Следует также отметить, что заявки на обслуживание лифтов носят случайный характер, что предопределяет необходимость использования аппарата теории массового обслуживания.
С учетом сказанного, цель работы заключается в повышении эффективности функционирования производственного комплекса технического обеспечения лифтового хозяйства за счет разработки и внедрения методов и моделей организации взаимодействия основных и вспомогательных производств в системах массового обслуживания.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1. Анализ современного состояния теории, методов и средств организации систем городского хозяйства и процессов их функционирования для оценивания эффективности операционных комплексов обслуживания этих систем;
2. Разработка методов анализа и синтеза эффективных процессов технического обслуживания системами операционного комплекса;
3. Формирование методов оценивания эффективности процессов технического обслуживания системами лифтового хозяйства в составе операционного комплекса;
4. Разработка функционально-стохастической модели циклического процесса технического обслуживания в составе операционной системы;
5. Построение специализированной модели процессов массового обслуживания сложных технических системам операционного комплекса лифтового хозяйства;
6. Разработка модели управления объектов вспомогательного производства в системе лифтового хозяйства;
7. Внедрение разработанных методов и моделей в практику работы ЗАО «Самара-лифт».
Методы исследования включают ряд дисциплин системного направления: «Теория массового обслуживания», «Исследование операций», «Теория систем», «Теория управления», «Анализ систем», «Системотехника» .
Область исследования. Моделирование и оптимизация организационных структур и производственных процессов, вспомогательных и обслуживающих производств. Экспертные системы в организации производственных процессов (п4. паспорта специальности 05.02.22 -организация производства).
Объектом исследования является производственный комплекс обслуживания лифтового хозяйства крупного региона, включающий в свой состав обслуживающие производства, которые обеспечивают поставку ремонтных изделий и комплектующих.
Предметом исследования являются модели и методы организации взаимодействия основных и вспомогательных производств в системе управления лифтового хозяйства крупного региона.
Научная новизна работы заключается в следующем:
— предложенная модель оперативного управления процессом массового обслуживания позволяет на основе введенных функций и коэффициентов чувствительности решать задачи повышения эффективности процессов обслуживания лифтового хозяйства;
— сформированные модели элементов операционного комплекса и циклических процессов функционирования восстанавливаемой системы лифтов позволяют обеспечивать оптимизацию структуры и процессов функционирования;
— разработанная модель организации взаимодействия вспомогательного производства запасных деталей и агрегатов обеспечивает при ее использовании сокращение технологического операционного времени и временных операционных задержек на ремонтно-восстановительные работы;
— созданная модель вспомогательного мелкосерийного производства запасных деталей и агрегатов и объемы их поставок обеспечивает при ее использовании сокращение технологического операционного времени и временные операционные задержки на ремонтно-восстановительные работы;
Достоверность результатов работы обусловлена аргументированностью сделанных допущений, широкой апробацией полученных результатов, их приемлемость подтверждена экспериментальной проверкой автором в рамках ЗАО «Самара-лифт» .
Реализация результатов работы. Полученные в диссертации результаты в полном объеме внедрены в ЗАО «Самара-лифт». Ввиду весьма достаточной общности содержательных постановок задач и отсутствия принципиальных ограничений на применимость рассмотренные методы позволяют использовать полученные результаты при совершенствовании организационных структур и повысить эффективность других систем городского хозяйства, например, в транспортной системе города и др.
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены на IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономики современных промышленных комплексов» (Самара, 2008 г.), VI Международной конференции «Татищевские чтения»: «Актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2009 г.), VI Международной научно-практической конференции «Организация и стратегия развития конкурентоспособного производства в промышленности» (Самара, 2009 г.), XV Всероссийском семинаре по управлению динамическими системами (Самара, 2012 г.).
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 13 работ, в т. ч. 3 статьи в периодических научных и научно-технических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Объем и структура работьг Диссертационная работа состоит их введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулирована проблема, определена цель работы и круг решаемых задач для достижения этой цели, отмечены научная новизна, практическая значимость, реализация результатов. Излагается краткое содержание диссертации, последовательность и суть выполненных исследований.
В первой главе на основе всестороннего анализа прокомментированы и обобщены все наиболее содержательные работы, связанные с проблемами количественного исследования качества сложных техническим систем на примере городской системы обслуживания лифтов в ЗАО «Самара-лифт» и эффективности процессов их целевого функционирования. Обоснованы и изложены концепции системного подхода к комплексному исследованию эффективности процессов функционирования этой системы, лежащие в основе единого подхода к их оценке. В рамках проведенных исследований состояния теории и практики проектирования и совершенствования таких систем сформулированы проблемы планирования, прогнозирования, управленияна основе поставленной цели и задач, решение которых позволит научно обосновать направления совершенствования организационной структуры для повышения эффективности функционирования системы лифтов городского хозяйства для их обслуживания и ремонта.
Во второй главе рассмотрены вопросы моделирования операционных систем (ОС) и операционных комплексов ЗАО «Самара-лифт», а также процессов массового обслуживания как основы представления реальной системы и процессов, протекающих в системах организационной структуры ЗАО «Самара-лифт». При этом модель систем ЗАО «Самара-лифт», определяемая как совокупность соотношения (формул, уравнений, неравенств, логических условий, операторов и т. д.), определяющих характеристики состояния системы (а через них и выходные сигналы) в зависимости от параметров ОС и ОК, входных сигналов, начальных условий и времени. Следует отметить, что под состоянием ОС, ОК и процесса их функционирования следует понимать параметры и эксплуатационнотехнические характеристики (ЭТХ).
В принципе в рассмотренную в данной главе схему вписывается и процесс «массового» обслуживания одиночного требования, образующего входящий «поток», состоящий из одного события, происходящего в момент поступления требования в СМО. В главе показано, что модели проектируемых технических систем и процессов являются принципиально стохастическими.
Для стохастических моделей ОС и ОК конкретные реализации учитываются в рамках вероятностных показателей качества синтезируемых объектов КМО, имеющих весьма четкую и содержательную частотную интерпретацию: чем выше качество технической системы, а следовательно, и эффективность процесса функционирования системы, тем чаще будет выполняться задача технической системы, т. е. достигается цель операции.
В рамках предложенного подхода синтезированы модели участка эксплуатации лифтов и модель КМО и процесса функционирования восстанавливаемой системы лифтов.
В третьей главе рассмотрена суть системного подхода к моделированию вспомогательного производства КМО лифтов ЗАО «Самара-лифт», как динамической системе. При этом проектировщика такой системы интересует ее поведение при заданных управляющих воздействиях. С точки зрения управления производством представляет интерес определение специфических условий, в которых при заданных характеристиках системы типа «вход — выход» можно найти реализацию этой системы, т. е. такое ее описание в пространстве состояний, которому соответствуют все характеристики.
Моделирование в этой главе рассматривается как процесс определения такой динамики, которая описывала бы реальный процесс в соответствии с заранее принятыми допущениями. Важной особенностью процесса моделирования является то, что допущения должны делаться в явной форме.
Модель мелкосерийного производства строится на базе анализа всех переменных состояния, в качестве которых вводятся скорости потоков деталей, каждый из которых, в свою очередь, выражается числом деталей. Проанализировав таким образом взаимосвязи всех переменных, получаем блок — схему, состоящую из блоков единичной задержки, мультипликаторов и сумматоров в соответствии с разностными уравнениями, представляющую движение деталей мелкосерийного производства и в целом его модель.
В рамках полученной модели исследована управляемость системы и ее модификации в случае нарушения равновесия, предложена стратегия управления для этого случая, рассмотрена задача оценивания состояния этой системы для ее прогнозирования.
Решен комплекс задач оптимального распределения затрат для заданного функционирования КМО и капиталовложений в ее подсистемы.
В четвертой главе на базе проведенных исследований разработана новая организационная структура — комплекс массового обслуживания-, включающая, прежде всего, операционную систему (совокупность объектов как материальных, так и нематериальных, информации, время и т. д.), суперсистему и окружающую среду, — совокупность объектов, не входящих в операционную систему, не принимающих непосредственного участия в операциях по обслуживанию, но обслуживающих операционные ситуации и оказывающих влияние на процессы функционирования и их исход. При этом операционная ситуация — это состояние объектов окружающей среды, определяющих условия применения сложной системы технического обслуживания, реализованной в ЗАО «Самара-лифт».
В заключительной части работы представлены основные результаты и выводы, полученные в ходе диссертационных исследований.
Выводы и результаты по диссертационной работе.
1. На основе анализа теории и практики обслуживания сложных технических систем мегаполиса сделан вывод о необходимости разработки и внедрения научных методов исследования эффективности многообразия производственных систем, позволяющих обеспечить высокое качество предоставляемых услуг на основе моделирования и оптимизации организационных структур и производственных процессов вспомогательных и обслуживающих производств.
2. Разработаны формальные методы исследования процессов обслуживания, включающие теорию и практику решения оптимизационных задач на основе системного подходапредложена аналитическая модель на базе индикатора процесса обслуживаниярешена задача исследования циклических процессов обслуживания.
3. Поставлены и решены задачи синтеза моделей элементов операционного комплекса и циклических процессов функционирования восстанавливаемой системы лифтов мегаполиса и синтеза комплекса массового обслуживания ЗАО «Самара-лифт», позволяющих учитывать экономическую эффективность процесса функционирования комплекса.
4. Разработана динамическая модель поведения систем производства и процессов функционирования операционного комплекса на основе современной теории систем для решения определенных проблем роста и управленияпредложены методы решения задач прогнозирования, планирования, развития и управления в качестве основы совершенствования организационной структуры комплекса массового обслуживания.
5. Разработан метод анализа внедрения моделей и методов совершенствования организационной структуры, на примере ЗАО «Самара-лифт», для комплексного (многокомпонентного, многокритериального) исследования эффективности производства и процессов.
6. Разработана модель финансовой политики ЗАО «Самара-лифт» для максимизации целевой функции предприятия.
7. Разработаны и внедрены в ЗАО «Самара-лифт» в составе комплекса массового обслуживания систем на основе моделей, с фактическим эффектом, подтвержденным ак тами.
Список литературы
- Абаев J1.4. Рефлексивный анализ и игровое моделирование / Тезисы докладов Международного симпозиума «Рефлексивное управление». -М.: Институт психологии РАН. 17−19 октября. 2000 г. 192с.
- Абраменко Б.С., Маслов А. Я., Немудрук JI.H. Эксплуатация автоматизированных систем управления. МО СССР, 1984. — 485 с.
- Авдеев В.П. и др. Многоканальные организационные механизмы. М.: ИПУ РАН, 1986.-42 с.
- Айзерман М.А. Нечеткие множества, нечеткие доказательства и некоторые нерешенные задачи теории автоматического регулирования. Автоматика и телемеханика, 1976, № 7.
- Акоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974.-272 с.
- Андронников Н.Г. и др. Модели и методы оптимизации региональных программ развития. М.: ИПУ РАН, 2001. — 60 с.
- Андронников Н.Г., Бурков В. Н., Леонтьев C.B. Комплексное оценивание в задачах регионального управления. М.: ИПУ РАН, 2002.- 54 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Москва, 1991. 168 с.
- Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление. М.: РАГС, 1996.-380 с.
- Ануфриев И.К. Модели и механизмы внутрифирменного управления. М.: ИПУ РАН, 1994. — 72 с.
- Астраханцев В.В. Планирование деятельности предприятий бытового обслуживания населения в условиях рыночных отношений: На прим. предприятий г. Орла: Дис. канд. э кон. наук: М., 1996. — 147с.
- Ашимов А.А. и др. Согласованное управление активными производственными системами. М.: Наука, 1986. — 248 с.
- Базиков A.A. Проблемы сферы услуг в условиях формирования рыночной системы хозяйствования: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.01. -Алма-Ата, 1993.-301 с.
- Балашов В.Г. и др. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. — 84 с.
- Балашов В.Г. и др. Реформирование и реструктуризация предприятий. -М: «Издательство ПРИОР», 1998.
- Барабанов И.П., Новиков Д. А. Механизмы управления динамическими активными системами и модели коллективного поведения / 3-я Украинская конференция по автоматическому управлению. 9−14 сент. 1996, г. Севастополь. Том 2. с. 4- 5.
- Барабанов И.Н. Прогнозируемость развития социально-экономических систем и динамика коллективного поведения. / Труды международной конференции «На пути к устойчивому развитию». С. Г16., 7−11 июля 1996 г.-с.21−23.
- Барколов С.А. и др. Модели и механизмы в управлении организационными системами. М.: Издательство «Тульский полиграфист», 2003. Том 1. — 560 с.
- Беллман Р., Заде J1. Принятие решений в расплывчатых условиях. В сб.: Вопросы анализа и процедуры принятия решений — М.: Мир, 1976, — с. 172−215.
- Берзин Е. А. Оптимальное распределение ресурсов и элементы синтеза систем. М.: Сов. радио, 1974. — 304 с.
- Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1074, 159 с.
- Браверманн Э.М. Математические модели планирования и управления в экономических системах. М.: Наука, 1976. — 366 с.
- Бурков В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. -М.: Наука, 1981. 383 с.
- Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977. -255с.
- Бусленко В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. М.: Наука, 1977. — 239 с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1968. -355 с.
- Бусленко Н.П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. -М.: Сов. радио, 1973. -439 с.
- Бушуева И.В. Управление бытовым обслуживанием на региональном уровне: Дис. канд. экон. наук. М., 1996. — 202 с.
- Вентцель Е.С. Введение в исследование операций. М.: Сов. радио, 1964.-388 с.
- Вентцель Е.С. Исследование операций. -М.: Сов. радио, 1972 -551 с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. -М.: Физматгиз, 1962. 564 с.
- Вероятностные методы в прикладной кибернетике / Под ред. Р. М. Юсупова. МО СССР, 1976. — 426 с.
- Волгин И.О., Махров Н. В., Юровский В. А. Исследование операций.-Л.: BMA им. A.A. Гречко, 1982. 293 с.
- Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971.-383 с.
- Гличев A.B. Экономическая эффективность технических систем. М.: Экономика, 1971. -270 с.
- Горелик В.А., Ушаков И. А. Исследование операций. М.: Машиностроение, 1986.-285 с.
- Турин Л.С., Дымарский Я. С., Меркулов А. Д. Задачи и методы оптимального распределения ресурсов. М.: Сов. радио, 1968. — 463 с.
- Дегтярев Ю.И. Исследование операций.-М.:Высш. шк., 1986.-320 с.
- Дедков В.К., Северцев H.A. Основные вопросы эксплуатации сложных систем. -М.: Высш. шк., 1976. -406 с.
- Динер М.Я. Методы исследования операций. Основы теории эффективности. Л.: ВМОЛА, 1965. — 235 с.
- Директор С., Рорер Р. Введение в теорию систем. М.: Мир, 1 974 464 с.
- Дружинин В.В., Конторов Д. С. Идея, алгоритм, решение. М.: Воениздат, 1972. — 326 с.
- Дружинин В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.-200 с.
- Дубов Ю.А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. М.: Наука., 1986. — 295 с.
- Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.-272 с.
- Ерохина Л.И. Организационно-экономический механизм управлениясферой бытового обслуживания населения: Дис д-ра экон. наук. —1. М., 1996.-305 с.
- Ерохина JI.И. Управление сферой бытовых услуг в условиях смешанной экономики. Тольятти: Довгань, 1995. — 254 с.
- Ерохина Л.И., Семенова Л. В. Планирование сферы обслуживания в г. Тольятти: проблемы и пути их решения. // Исследования в области сервиса. Академический сборник научных трудов. / Под редакцией д.т.н., проф. Артюшенко В. М. М.: ГАСБУ, 1999. — с.94−99.
- Ерохина Л.И., Спиридонова Е. Е. Управление маркетинга в сфере сервиса. // Проблемы повышения качества и эффективности в сфере сервиса. Сборник научных трудов Г АСБУ. / Под редакцией д.т.н., проф. Артюшенко В. М. М., 1997. — с. 98−100.
- Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. — 165 с.
- Иванилов Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. -М.: Наука, 1979.-303 с.
- Ивахненко А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. Киев: Техника, 1973.- 311 с.
- Калашников В.В. Организация моделирования сложных систем. М.: Знание, 1982. — 64 с.
- Калашников В.В. Сложные системы и методы их анализа. М.: Знание, 1980.-63 с.
- Кара А. IT, Асфяндярова З. Н. Менеджмент в сфере сервиса. Учеб. пособие. Москва, Издательство ГАСБУ, 1999. — 127с.
- Кемени Дж., Снелл Дж., Кибернетическое моделирование. М.:Сов. радио, 1972. — 192 с.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. радио, 1974. — 179 с.
- Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. М.: Радио и связь, 1982.-432 с.
- Краснощеков П.С. Математические модели в исследовании операций. -М.: Знание, 1984.-63 с.
- Краснощеков П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. М.: ФАЗИС, ВУ РАН, 2000. 400 с.
- Мельников Ю.И. Достоверность информации в сложных системах. -М.: Сов. радио, 1973. 192 с.
- Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем. М.: Мир, 1978. -311с.
- Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1980. — 319 с.
- Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. М.: Наука, 1974 — 256 с.
- Модели и методы анализа экономических целенаправленных систем / Под ред. К. А. Банриновского и ЕЛ. Берлянда. Новосибирск: Наука,, 1977.-238 с.
- Немирова Г. И. Реформирование сферы бытового обслуживания населения региона при переходе к рынку: На прим. Оренбург, обл.: Дис. канд. экон. наук: Уфа,' 1996. — 181 с.
- Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1986. — 111 с.
- Никитин C.B., Петухов Г. Б. Методы теории чувствительности в задачах исследования эффективности целенаправленных процессов. В сб. ВК-74. Теория чувствительности ее применение/ Под ред. P.M. Юсупова и Ю. Н. Кафанова. М.: АН СССР ИСКПК, 1981. — с. 6 — 21.
- Орлов А.Н. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. М.: Знание, 1980.-51 с.
- Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. -М.: Наука, 1981. -206 с.
- Петраков С.Н. Механизмы планирования в активных системах. М.: ИПУ РАН, 2001. 135 с.
- Петухов Г. Б., Белоконь Н. К. Методы теории стохастической индикации в исследовании операций в прикладной кибернетике. МО СССР, 1988. — 191 с.
- Петухов Г. Б. Основы теории массового обслуживания. МО СССР, 1974.-248 с.
- Петухов Г. Б. Теоретические основы и методы исследования эффективности оперативных целенаправленных процессов. МО СССР, 1979.- 176 с.
- Петухов Г. Б. Основы теории эффективности целенаправленных процессов. Часть I. Методология, методы, модели. Учебник МО СССР, 1989.-660 с.
- Платонова H.A. Бытовое обслуживание в период формирования рынка: Регион, аспект: Дис. д-ра экон. наук. М., 1995. — 360 с.
- Пойл Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. -413 с.
- Поспелов Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1976. — 400 с.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление. М.: Наука, 1986. — 284 с.
- Проблемы прогаммно-целевого планирования и управления/ Под ред. Г. С. Поспелова. М.: Наука, 1981. — 460 с.
- Райфа Г. Анализ решений. М.: Наука, 1977. — 407 с.
- Ригер Ф. Реструктурирование предприятий в условиях кризисных ситуаций// Финансовый бизнес. -М., 1997. -№ 3. с. 55- 61.
- Санин И.И. Совершенствование форм и методов организации бытового обслуживания населения Московского региона: Дис. канд. экон. наук. М., 1998. — 1994 с.
- Саркисян Г. А., Ахундов Н. М., Минаев Э. С. Большие технические системы. М.: Наука, 1977. — 450 с.
- Семенова JI.B. Методологические подходы к планированию сферы сервиса в регионе. // Исследования в области сервиса. Академический сборник научных трудов. / Под редакцией д.т.н., проф. Артюшенко В. М. М.: ГАСБУ, 1999. — с.99−102.
- Снапелев Ю.М., Старосельский В. А. Моделирование и управление в сложных системах. М.: Сов. радио, 1974. — 264 с.
- Соловьев В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой сервиса в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дис. д-ра экон. наук. СПб, 1997. — 54с.
- Статистические модели и многокритериальные задачи принятия решений/ Под ред. И. Ф. Шахнова М.: Статистика, 1979. — 484 с.
- ТахаХ. Введение в исследование операций. М.: Мир, 1985, т.1, 479 е., т. II, 496 с.
- Теория выбора и принятия решений/И.М. Макаров, Т. М. Виноградская, А. А. Рубинский.В.Б. Соколов. М.: Наука, 1982. — 327 с.
- Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высш. шк., 1977. — 351 с.
- Терехов Л.Л. Производственные функции. М.: Статистика, 1974. -128 с.
- Тихомирова А.В. Оценка эффективности управления производством. -М.: Экономика, 1964. 103 с.
- Флеминг У., Ришел Р. Оптимальное управление детерминированТЧными стохастическими системами. М.: Мир, 1978. -207 с.
- Черноруцкий И.Г. Оптимальный параметрический синтез. Л.: Энергоиздат, 1987.- 128с.
- Шаракшане А.С., Железное И. Г., Иваницкий З. А. Сложные системы. М.: Высш. шк., 1977. — 247 с.
- Эренберг Р.Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: Изд-во МГУ, 1996.-800 с.
- Негойцэ (Negoita С V.). On dynamics and fuzziness in management information systems- Proceedings of the Third international congress on general systems and cybernetics. Bucharest, 1976, August 2529 (published by Springer Verlag, Berlin 1977).
- Негойцэ (Negoita С V.). Fuzzy models for social processes. In H. -Bossel, S. Klaczko and N. Mliller (eds): Systems theory in the social sciences Basel: Birkhauser Verlag, 1976).
- Негойцэ (Negoita С V.). Fuzzy sets systems theory and management In E.B. Billeter, V. Cuenod, S. Klaczko (eds): Overlapping tendencies in operations research systems theory and cybernetics, Basel: Birkhauser Verlag, 1976.
- Негойцэ (Negoita С V.). Fuzzy systems. Tunbridge Wells, Kent: Abakus Press, 1979.
- Негойцз, Келемен (Negoita С V., Kelemen М.). Qualitative models in economic processes. Economic computation cybernetics studies and research, 1977, № 3, pp. 3−12.
- Негойцз, Келемен (Negoita C.V., Kelemen M.). On the internal model principle. Proceedings of 1977 IEEE conference on decision and control. New Orleans.
- Негойцз, Миноиу, Стан (Negoita C.V., Minoiu S., Stan E.). On considering imprecision in dynamic linear programming. Economic computation and economic cybernetics studies and research, 1976, № 3, pp. 83−96.
- Негойцз, Ралеску (Negoita C V., Ralescu D.A.). Applications of fuzzy sets to systems analysis. Basel: Birkhauser Verlag. — New York: Hoisted Press, 1975.
- Негойцз, Ралеску (Negoita C V., Ralescu D.A.). On fuzzy optimization Kybernetes, 1977, v.6, № 3″ pp. 193−196.
- Негойцз, Рздулеску (Negoita C V., R adulescu D.). On the production control systems design. Economic computation and economic cybernetics studies and research, 1973, № 4, pp. 35−55.
- Негойцз, Стан (Negoita C V., Stan E.) A dynamic model for regijnal analysis. Economic computation and economic cybernetics studies and research, 1975, № 2, pp. 55−70.
- Негойцз, Сулария (Negoita C V., Sularia M.). On fuzzy mathematical programming and tolerances in planning- Economic computation and economic cybernetics studies and research, 1976, № 1, pp. 3 -15.