Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка модели процесса селективного гидрокрекинга для расчета комплексных технологий производства высокооктановых бензинов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод математического моделирования значительно усложняется в случае реакторных процессов переработки широких фракций углеводородного сырья. С одной стороны — учет в модели детального механизма позволяет решать задачи расчета конкретных аппаратов, прогнозирования работы установки на длительный период. С другой стороны — приводит к сложности математического описания, затрудняет практическое… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ современного состояния производства товарных бензинов
    • 1. 1. Проблемы производства бензинов и пути их решения
    • 1. 2. Каталитический риформинг
    • 1. 3. Гидрооблагораживание бензиновых фракций
    • 1. 4. Гидрокрекинг бензиновых дистиллятов
    • 1. 5. Селективный гидрокрекинг бензиновых фракций
    • 1. 6. Изомеризация нормальных парафиновых углеводородов на платиновых катализаторах
    • 1. 7. Каталитический крекинг
    • 1. 8. Гидрооблагораживание бензинов термических процессов
    • 1. 9. Алкилирование
    • 1. 10. Комплексные технологии
    • 1. 11. Процесс компаундирования товарных бензинов
    • 1. 12. Катализаторы процессов получения бензинов
    • 1. 13. Постановка задачи исследования и цель работы
  • 2. Физико-химические закономерности превращения углеводородов на Pt-цеолитных катализаторах
    • 2. 1. Выбор и обоснование формализованного механизма протекания реакций на нанесенных платиновых катализаторах
    • 2. 2. Основы технологии процесса селективного гидрокрекинга
    • 2. 3. Структура катализатора селективного гидрокрекинга и его активные центры
    • 2. 4. Механизмы основных реакций
  • 3. Разработка математической модели процесса селективного гидрокрекинга бензиновой фракции
    • 3. 1. Разработка гидродинамической составляющей модели процесса селективного гидрокрекинга и учет диффузионного переноса вещества
    • 3. 2. Учет кинетики химических реакций и оценка значений констант скоростей реакций превращения углеводородов
  • Решение обратной кинетической задачи
    • 3. 3. Математическая модель реактора селективного гидрокрекинга
    • 3. 4. Разработка методики обработки экспериментальных данных для компьютерного анализа работы промышленных установок производства бензинов
  • 4. Выбор и повышение эффективности комплексных технологий производства высокооктановых бензинов с применением разработанных компьютерных моделей
    • 4. 1. Структура компьютерной системы для моделирования комплексных технологий производства высокооктановых бензинов
    • 4. 2. Выбор оптимальной технологической схемы производства высокооктановых бензинов
    • 4. 3. Захолаживание сырья реактора селективного гидрокрекинга фракцией С5-С
    • 4. 4. Выделение реактора селективного гидрокрекинга в отдельную установку
    • 4. 5. Разработка комплексных технологических схем производства высокооктановых бензинов
  • Выводы

Разработка модели процесса селективного гидрокрекинга для расчета комплексных технологий производства высокооктановых бензинов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время производство бензинов является одним из главных процессов в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяет уровень развития этой отрасли народного хозяйства, причем затраты на совершенствование технологий нефтеперерабатывающей промышленности в значительной степени окупаются экономией средств за счёт применения более высокооктановых бензинов. В этих условиях важное значение имеет оптимизация требований к детонационной стойкости бензинов. Применение высокооктановых компонентов топлив резко увеличивает производительность работы автомобильного транспорта, уменьшает потребное количество автомашин, сокращает расходы на ремонт, что суммарно даёт высокий эффект, компенсирующий удорожание стоимости производства и увеличение капитальных затрат в нефтеперерабатывающей промышленности, связанных с повышением октановых чисел бензинов. В настоящее время произошло обновление автомобильного парка в сторону использования высокооктановых бензинов.

Ведущим процессом производства товарных бензинов на нефтеперерабатывающих заводах является каталитический риформинг. Вместе с тем, в конце 80-х — начале 90-х годов повысились экологические требования к эксплуатационным характеристикам автомобильных бензинов (ограничение содержания суммарной ароматикине более 40%, с последующим уменьшением содержания бензола с 5 до 2%). Эти жесткие ограничения практически невозможно выполнить только усовершенствованием процесса каталитического риформинга. Объективной необходимостью стал вариант создания комплексной технологии: совмещения процессов (каталитического риформинга бензиновых фракций, отдельной переработки пентан-гексановой фракции в процессе изомеризации или селективного гидрокрекинга на цеолитных катализаторах, а также сернокислотного алкилирования) в единую технологическую линию для переработки углеводородного сырья. Комплексные технологии производства товарных бензинов включают в себя разделение и переработку широкой бензиновой фракции в различных процессах (каталитический риформинг, селективный гидрокрекинг, изомеризация), с последующим смешением продуктов на стадии компаундирования товарных бензинов. Таким образом, комплексные технологии производства высокооктановых бензинов заключаются в сочетании процесса каталитического риформинга бензиновой фракции, как базового процесса, с процессом переработки головной фр. 62 -85 °С селективным гидрокрекингом или изомеризацией. При глубокой переработке нефти компонентами товарных бензинов могут быть катализаты каталитического крекинга и алкилирования.

Проведенный анализ современного состояния производства товарных бензинов показал, что исторически сложилось так, что в России основная доля товарного бензина производится на базе процесса каталитического риформинга и типовой схемой комплексной переработки бензиновой фракции для российских НПЗ является сочетание процесса каталитического риформинга либо с селективным гидрокрекингом, либо с изомеризацией. Связано это с тем, что Россия, в отличие от стран Америки и Европы, которые шли по пути углубления переработки нефти и развития энергосберегающих технологий, долгие годы наращивала объемы добычи и неглубокой переработки нефти.

Комплексные технологии производства товарных бензинов включают также и процесс компаундирования, который заключается в смешении технологических потоков, а также добавок и присадок (которые позволяют повысить детонационную стойкость бензинов) с целью получения товарного продукта требуемого качества.

Таким образом, в данной работе под комплексными технологиями производства высокооктановых бензинов понимается сочетание процессов каталитического риформинга и селективного гидрокрекинга и изомеризации, протекающих на Р^содержащих катализаторах, с последующим компаундированием технологических потоков.

При этом, для повышения эффективности комплексных технологий производства товарных бензинов необходимо проведение исследований технологических режимов процессов с учетом изменяющегося состава сырья. Решение данной задачи невозможно с использованием экспериментальных методов или метода физического моделирования из-за больших материальных и временных затрат. Физическое моделирование и теория подобия нашли широкое применение в химической технологии при расчете простых типовых объектов. Теория подобия позволяет переносить результаты экспериментов, получаемых на установках небольшого масштаба (моделях), на реальные объекты большего масштаба. Основой таких исследований является физическое моделирование, при котором природа модели и исследуемого объекта одна и та же. Однако применение теории подобия для химических процессов и реакторов весьма ограниченно из-за несовместимости условий подобия для химических и физических составляющих процесса в реакторах разного масштаба. Трудности масштабного перехода для реакционных процессов удается преодолеть, используя математическое моделирование, в котором модель и объект имеют разную физическую природу, но одинаковые свойства. Наиболее эффективно на современном уровне рассчитать комплексные технологии производства товарных бензинов можно с использованием метода математического моделирования. Метод математического моделирования наиболее эффективен при использовании физико-химического подхода, который заключается в последовательном выполнении этапов: формирование механизма процесса, оценка кинетических параметров, создание математической модели, расчет и прогнозирование производства.

Метод математического моделирования значительно усложняется в случае реакторных процессов переработки широких фракций углеводородного сырья. С одной стороны — учет в модели детального механизма позволяет решать задачи расчета конкретных аппаратов, прогнозирования работы установки на длительный период. С другой стороны — приводит к сложности математического описания, затрудняет практическое использование вследствие неточности определения параметров модели. Эти трудности могут быть решены сокращением размерности математического описания, но без потери чувствительности к составу сырья.

Как известно, в 80-е годы началось интенсивное внедрение математических моделей в практику проектных расчетов химико-технологических процессов. В связи с чем, на кафедре «Химической технологии топлива и химической кибернетики» Томского политехнического университета был разработан подход к описанию кинетики многокомпонентных реакций и, совместно с ВНИИНефтехимом, разработана математическая модель процесса каталитического риформинга бензинов с непрерывной регенерацией катализатора для проектирования этого процесса.

На базе этих исследований стало возможным, совместно с объединением КИНЕФ, создание нестационарной модели риформинга с учетом дезактивации и старения катализатора, что позволило проводить прогнозирующие расчеты на промышленных установках для повышения уровня их эксплуатации. Как продолжение этих исследований, используя предложенный подход, была разработана математическая модель процесса изомеризации.*.

Таким образом, физико-химические модели процессов каталитического риформинга и изомеризации на Р^содержащих катализаторах были ранее разработаны, программно реализованы и включены в компьютерную моделирующую систему расчета комплексных технологий производства высокооктановых бензинов. Но до настоящего времени не была разработана математическая модель процесса селективного гидрокрекинга на И-цеолитных катализаторах пригодная для исследований комплексных технологий, включающих процессы каталитического риформинга, селективного гидрокрекинга и изомеризации.

Поэтому, на основании всего вышеизложенного, целью данной работы является разработка физико-химической модели процесса селективного гидрокрекинга на Р1—цеолитных катализаторах, ее программная реализация и расширение компьютерной моделирующей системы расчета комплексных технологий производства высокооктановых бензинов включением в нее физико-химической модели процесса селективного гидрокрекинга, а также проведение расчетов комплексных технологий производства бензинов с использованием разработанной компьютерной моделирующей системы. Кравцов А. В., Иванчина Э. Д. Компьютерное прогнозирование и оптимизация производства бензинов. Физико-химические и технологические основы. — Томск: БТТ, 2000. -192с.

Выводы.

1. Рассмотрены основные направления развития промышленной технологии производства высокооктановых, экологически чистых товарных бензинов и показано, что разработка комплексных технологических схем является одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности производства товарных бензинов.

2. На основании рассмотрения детального механизма процесса селективного гидрокрекинга на Р^цеолитных катализаторах показано, что превращения углеводородов протекают по обобщенному формализованному механизму на Р^содержащих катализаторах.

3. Разработана и программно реализована физико-химическая модель процесса селективного гидрокрекинга на Р1:-цеолитных катализаторах.

4. Впервые описаны кинетические закономерности превращения углеводородов на Р1—цеолитных катализаторах и рассчитаны кинетические параметры реакций процесса селективного гидрокрекинга с учетом клеточного эффекта. Рассмотрены все виды диффузионных осложнений и обоснованы границы применения модели реактора идеального вытеснения при расчете реактора селективного гидрокрекинга.

5. Расширена компьютерная моделирующая система комплексной технологии производства высокооктановых бензинов включением в нее разработанной и программно реализованной физико-химической модели процесса селективного гидрокрекинга на Р^цеолитных катализаторах.

6. Разработана методика обработки данных технологического регламента промышленных установок и хроматографического анализа широкой бензиновой фракции для компьютерного анализа работы промышленных установок производства бензинов.

7. Впервые установлен интервал оптимальных температур для процесса селективного гидрокрекинга при различном углеводородном составе сырья, который составляет 370−420 °С.

8. Выполнена оценка эффективности комплексной технологии «риформинг-селективный гидрокрекинг» и показано, что захолаживание реактора селективного гидрокрекинга целесообразно осуществлять путем замены водородсодержащего газа на пентан-гексановую фракцию, что обеспечивает увеличение производительности установки на 70 октаннотонн катализата в час.

9. Разработанная компьютерная система позволила рассмотреть варианты технологического оформления и реконструкции установок на базе процессов риформинга и селективного гидрокрекинга на примере Ачинского и Ангарского НПЗ с использованием технико-экономических критериев. При этом увеличение производительности по высокооктановым бензинам составило порядка 130−180 октаннотонн в час.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В., Иванчина Э. Д. Компьютерное прогнозирование и оптимизация производства бензинов. Физико-химические и технологические основы. — Томск: БТТ, 2000. — 192 с.
  2. А.Ш. Переработка нефти по топливному варианту. М.: Химия, 1988.-96 с.
  3. Г. Н., Шапиро Р. Н. Каталитический риформинг бензинов: химия и технология. Л.: Химия, 1985. — 224 с.
  4. С.Г., Немец Л. Л., Козлов И. Т. Экономическая эффективность перехода нефтеперерабатывающей промышленности СССР на производство неэтилированных автомобильных бензинов. Выпуск 4. М.: ЦНИИЭ нефтехим, 1991. — 54 с.
  5. А.Д. Каталитический риформинг бензинов. М.: Химия, 1973. -152 с.
  6. М.А., Ахметов А.Ф, Георгиевский В. Ю., Абдульминев К. Г. Топливно-химическая переработка бензиновых фракций. Нефтехимия и сланцепереработка. Тем. обзор -М.: ЦНИИЭнефтехим, 1990. 68 с.
  7. Э.Ф., Козлов И. Т., Ашитко С. Г. Нефтеперерабатывающая промышленность России: сегодня и завтра // ХТТМ. 1993. — № 1. — С. 9.
  8. Э.Ф., Хавкин В. А., Пуринг М. Н., Курганов В. М., Прокопюк А. С. Перспективные технологии производства автомобильных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1995.-74 с.
  9. М. з. № 89/6 267 РСТ (УО), МКИ 5С 100 35/085. Изобретения стран мира, 1989. Катализаторы, химически связанные с цеолитами.
  10. Пат. № 4 830 732 США (Ш), МКИ 5С Юв 35/06. Изобретения стран мира, 1989. Катализаторы, химически связанные с цеолитами.
  11. Пат. № 4 927 525 США (Ш), МКИ 5С 100 35/06. Изобретения стран мира, 1990. Цеолитсодержащие катализаторы на установке каталитического риформинга бензинов.
  12. Пат. № 2 677 993 Франция (РЯ), МКИ 5С 1(Ю 35/15. Изобретения стран мира, 1992. Способ каталитического риформинга бензинов с применением микроволнового излучения.
  13. Пат. № 490 695 ЕПВ (ЕР), МКИ 5С 1(Ю 35/09. Изобретения стран мира, 1992. Способ каталитического риформинга бензинов с использованием высокоэффективных и высокоактивных модифицированных оловом платино-иридиевых катализаторов.
  14. Пат. № 1−67 461 Санату Казимото, Япония, МКИ С 10 О 59/02. Реферативный журнал по химии, 1990. Процесс каталитического риформинга.
  15. А. с. № 5 073 250 США (Ш), МКИ 5С 100 35/06. Изобретения стран мира, 1993. Способы постадийного каталитического риформинга для получения оптимального выхода октана на календарный день производства продукта риформинга.
  16. Пат. № 5 017 278 США (Ш), МКИ 5С 100 35/06. Изобретения стран мира, 1993. Способ многостадийного каталитического риформинга.
  17. Пат. № 1 796 661 Россия (БШ), МКИ 5С 100 63/04. Изобретения, 1993. Способ получения высокооктанового компонента бензина и ароматического растворителя.
  18. М. з. № 457 982 ЕПВ (ЕР), МКИ 5С 100 59/02. Изобретения стран мира, 1993. Способ многозонного каталитического риформинга с применением катализаторов.
  19. А. с. № 1 772 137 СССР (БЦ), МКИ 5С 10 В 63/02. Изобретения, 1990. Способ получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов.
  20. Пат. № 4 936 976 США (Ш), МКИ 5С КЮ 35/04. Изобретения стран мира, 1990. Объединенный способ каталитического риформинга бензинов и ароматизации.
  21. Пат. № 2 010 837 Россия (БШ), МКИ 5С 100 63/04. Изобретения, 1994. Способ получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов.
  22. Пат. № 2 032 706 Россия (1Ш), МКИ 5С 100 35/085. Изобретения, 1995. Способ каталитического риформинга бензиновых фракций.
  23. Пат. № 2 050 403 Россия (ДЦ), МКИ 5С 100 35/09. Изобретения, 1995. Способ получения высокооктановых бензинов и реактор для его осуществления.
  24. Пат. № 2 005 767 Россия (Ш), МКИ 5С в 59/02. Изобретения, 1994. Способ переработки прямогонных бензиновых фракций.
  25. Пат. № 2 039 790 Россия (Щ), МКИ 5С 100 35/095. Изобретения, 1995. Способ получения высокооктановых бензиновых фракций и ароматических углеводородов.
  26. Пат. № 2 050 404 Россия (БШ), МКИ 5С 100 35/095. Изобретения, 1995. Способ получения высокооктановых бензиновых фракций.
  27. О.Р. Комбинированный риформинг бензиновых фракций // Химия и технология топлив и масел. -1991. № 8. С. 8−9.
  28. Пат. № 5 316 992 Яшз М1с1ше1 США (Ш), МКИ В 01 Д 29/32. Реферативный журнал по химии, 1995. Способ каталитического риформинга с удалением серы.
  29. Пат. № 4 627 909 Robinson Richard США (US), МКИ С 10 G 35/06. Реферативный журнал по химии, 1996. Процесс риформинга с рециркуляцией ВСГ после каждой ступени.
  30. Пат. № 4 645 586 Buss Waldeen США (US), МКИ С 10 G 208/65. Реферативный журнал по химии, 1996. Процесс риформинга.
  31. Пат. № 4 594 145 Roarty John США (US), МКИ С 10 G 208/79. Реферативный журнал по химии, 1996. Процесс риформинга с повышенным выходом бензола.
  32. И.М. Экологически чистый процесс риформинга на малогабаритной установке для производства высокооктановых бензинов // Пятнадцатый съезд по общей и прикладной химии. Минск, 1993. Т.4, С. 215−217.
  33. И.Т., Хавкин В. А. Гидрогенизациоонные процессы получения моторных топлив. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1978. — 78 с.
  34. М.А., Ахметов А. Ф. и др. Производство неэтилированных бензинов. Переработка нефти: Тем. обзор. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1981. -76 с.
  35. Е.Д., Кругликов В. Я., Ландау М. В. Цеолитсодержащие катализаторы в процессе гидрокрекинга нефтяного сырья. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1981. — 68 с.
  36. Е.Д., Нефедов Б. К., Алиев P.P. Промышленные катализаторы гидро-генизационных процессов нефтепереработки. М.: Химия, 1987. — 224 с.
  37. И.Т., Хавкин В. А., Нефедов Б. К. Селективный гидрокрекинг легких бензиновых фракций // ХТТМ. 1985. — № 7. — С. 13−15.
  38. А.С., Каминский Э. Ф., Хавкин В. А., Козлов И.Т., Курганов
  39. B.М. Селективный гидрокрекинг способ повышения октанового числа бензинов // ХТТМ. — 1996. — № 1. — С. 18−20.
  40. Л.И. Новые сверхвысококремнеземные цеолиты и их применение в нефтепереработке. -М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1977. 64 с.
  41. А.Н., Галич П. Н. Изомеризация н-парафиновых углеводородов на цеолитсодержащих катализаторах // ХТТМ. 1996. — № 4.1. C. 44−50.
  42. Ю.Л. Процесс Репех-изомеризации легких бензиновых фракций // Нефтепереработка и нефтехимия. 1995. — № 9. — С. 3−5.
  43. Пат. № 2 679 245 Франция (И*.), МКИ 5С 100 61/06. Изобретения стран мира, 1993. Способы изомеризации н-парафинов 5−6 атомов углерода.
  44. Пат. № 4 867 863 США (Ш), МКИ 5С 10 В 11/05. Изобретения стран мира, 1989. Способ каталитического крекинга тяжелых фракций для повышения октанового числа бензинов с использованием цеолита 28М-5.
  45. М. з. № 91/11 500 РСТ (УО), МКИ 5С ЮО 11/05. Изобретения стран мира, 1991. Способ каталитического крекинга.
  46. Пат. № 497 037 ЕПВ (ЕР), МКИ 5С ЮО 11/05. Изобретения стран мира, 1992. Покрытые оболочкой катализаторы каталитического крекинга в псевдоожиженном слое.
  47. Пат. № 5 100 534 США (Ш), МКИ 5С ЮО 63/04. Изобретения стран мира, 1993. Способ крекинга и риформинга углеводородов.
  48. А.Д. Производство ароматических углеводородов из нефтяного сырья. -М.: Химия, 1975. 124 с.
  49. А. с. № 1 766 945 СССР (БИ), МКИ 5С ЮО 35/04. Изобретения, 1989. Способ получения высокооктанового бензина.
  50. А. с. № 1 715 826 СССР фи), МКИ 5С 100 47/20. Изобретения, 1989. Способ переработки низкооктановых бензиновых фракций.
  51. М. з. № 90/11 339 РСТ (Ш), МКИ 5С 1(Ю 29/20. Изобретения стран мира, 1990. Способ получения высокооктанового бензина.
  52. М. з. № 400 987 ЕПВ (ЕР), МКИ 5С 100 35/095. Изобретения стран мира, 1990. Способ получения высокооктанового бензина.
  53. М. з. № 438 278 ЕПВ (ЕР), МКИ 5С 100 29/20 Изобретения стран мира, 1991. Способ повышения октанового числа автомобильных бензинов.
  54. А. с. № 1 737 000 СССР (ЭИ), МКИ 5С 100 59/02. Изобретения, 1992. Способ получения высокооктанового бензина.
  55. Пат. № 2 009 168 Россия (Щ), МКИ 5С 100 59/00. Изобретения, 1992. Способ получения высокооктанового бензина.
  56. Пат. № 2 009 167 Россия (БШ), МКИ 5С 1(Ю 59/00. Изобретения, 1992. Способ получения высокооктанового бензина.
  57. Пат. № 2 005 768 Россия (Щ), МКИ 5С 100 59/02. Изобретения, 1992. Способ получения высокооктанового бензина.
  58. Пат. № 2 017 793 Россия (БШ), МКИ 5С 100 63/02. Изобретения, 1994. Способ получения высокооктановых автобензинов.
  59. Е.П. Изоселектоформинг на установке Л-35−11/300−95 // Химия и технология топлив и масел. 1991. — № 11. — С. 2−3.
  60. Л.Е. Освоение процесса изоселектоформинга на установке Л-35/11−300 // Нефтепереработка и нефтехимия. 1996. — № 1. — С. 18−19.
  61. Пат. № 2 010 837 Рабинович Г. Л., Россия (ДЦ), МКИ С 10 О 63/04. Реферативный журнал по химии, 1995. Способ получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов.
  62. Пат. № 241 914 Becker Karl США (US), МКИ С 10 G 65/14. Реферативный журнал по химии, 1996. Способ получения моторных топлив или их компонентов.
  63. А. с. № 1 772 135 СССР (SU), МКИ 5С 10G 45/12. Изобретения, 1990. Способ получения высокооктанового компонента бензина.
  64. Пат. № 2 054 452 Шлейфер A.A. Россия (RU), МКИ С 10 L 1/04. Подборка материалов по новым технологиям и достижениям науки и техники в нефтепереработке и нефтехимии, 1996. Моторное топливо.
  65. Пат. № 2 043 388 Бровко В. Н. Россия (RU), МКИ С 10 G 7/08. Подборка материалов по новым технологиям и достижениям науки и техники в нефтепереработке и нефтехимии, 1996. Способ выделения высокооктанового компонента моторного топлива.
  66. М.И. Переработка газового конденсата // Oiland gaz J. 1986. -V. 84,-№ 2.-S. 71.
  67. Э.Б. Неэтилированные карбюраторные топлива // Chem. unserer Zeit. 1986. — V. 20. — № 4. — S. 105−110.
  68. JI.В. Значение для нефтепереработки кислородсодержащих компонентов моторного бензина // 7 Symp. int. carburants alcoolises, Paris, 2023 oct.- 1986.-S. 475−479
  69. В.M. Рост потребления МТБЭ и развитие газопотребления США // Oil and Gaz J. 1993. -V.91. — № 2. — S. 37−38.
  70. К.Л. Использование «экологически чистых» моторных топлив с кислородсодержащими добавками // Chem and Ind. 1992. — № 21. — S. 801.
  71. Пат. № 393 894 Ямад Сигэхисат Япония, МКИ С 10 L 1/18. Реферативный журнал по химии. Высококачественный бензин, не содержащий свинца.
  72. Mank Larry Изомеризация н-парафинов // Petrol ef techn. 1995. — № 395. — S. 34−44.
  73. С. Перспективы использования кислородсодержащих соединений в качестве моторных топлив // Rev. Just, pefrol. 1987. — V. 42, — № 2. -S. 237 242.
  74. Sertic-Bionda Влияние параметров процесса на реакции гидрокрекинга и изомеризации при риформинге нафты // Chem. and Biochem. End. Quart. -1992. V. 6.-№ 3.-S. 133−138.
  75. Пат. № 5 384 038 Galperin L.B., США МКИ С 10 G 35/095 1995. Устойчивый катализатор для риформинга, обеспечивающий высокий выход.
  76. Патент № 5 391 292 James J. Schorfheide, Albert E. Schweizer, МКИ С 10 G 35/085 1995. Циклическая регенерация катализатора риформинга.
  77. Пат. № 1 801 983 Россия (RU), МКИ 5С 10G 35/095. Изобретения, 1993. Способ переработки низкооктановых бензиновых фракций.
  78. Пат. № 277 662 Франция (FR), МКИ 5С 10G 35/095. Изобретения стран мира, 1993. Катализатор на основе кристалического силиката и способ риформинга с применением такого катализатора.
  79. Пат. № 2 024 581 Россия (RU), МКИ 5С 10G 35/095. Изобретения, 1994. Способ переработки бензиновых фракций.
  80. А. с. № 5 062 822 Россия (RU), МКИ 5С 10G 35/095. Изобретения, 1994. Способ каталитического риформинга бензиновых фракций.
  81. Пат. № 2 049 806 Россия (RU), МКИ 5С 10G 35/095. Изобретения, 1995. Способ облагораживания бензина.
  82. М. Гиббс, Уильям X. Кисом. Влияние технических требований на качество продуктов нефтепереработки. — Конференция попроизводству экологически чистых топлив в рамках 5-й международной выставки «Газ. Нефть — 97» в Республике Башкортостан.
  83. X. Кисом, Пол К. Кучар. Комбинирование процессов Пенекса и Платформинга для более эффективного использования нафты и регулирования содержания бензола. Там же.
  84. П.Дж. Кучар, Дж.С. Брикер, М. Е. Рено, P.C. Хайцман. -Усовершенствование процесса изомеризации парафинов. Материалы технической конференции ЮОПи по Нефтепереработке. — Москва, 1997.
  85. В. Горес, Эндрю С. Даль, Джозев Т. Дюфрен. Оптимизация установок риформинга полурегенеративного типа в республиках бывшего СССР.-Там же.
  86. Генри Андерсон, Дональд Фельч, Гейл Грей, Роберт Хейцман, Томас Мак Брайт младший, Роберт Речфорд, С. Рагурам. — Новые технологии платформинга, направленные на повышение гибкости и рентабельности процесса. — Там же.
  87. Пат. № 2 054 452 Шлейфер A.A. Россия (RU), МКИ С 10 L 1/04. Подборка материалов по новым технологиям и достижениям науки и техники в нефте-переработке и нефтехимии, 1996 г. Моторное топливо.
  88. Пат. № 1 823 484 Россия, Марышев В. Б., Скипин Ю. А., Ливенцев В. Т., Дука Л. И., Бронников В. И., Карякин В. А., Вайнберг В. Р., МКИ СЮ G 35/04, 1996. Способ переработки бензиновых фракций:
  89. Г. М., Козлов Н. С. Регенерация платинорениевого катализатора риформинга бензиновой фракции. Мн., 1986. — 112 с.
  90. A.B., Иванчина Э. Д. Моделирование комплексных технологий производства экологически чистых автомобильных бензинов. Томск: Изд-е Томского научного центра СО РАН, -1995. -55 с.
  91. B.C., Бесков B.C., Кравцов A.B., Плешкова O.E., Ушева H.B. Моделирование процесса каталитического риформинга бензинов. -М.: ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, -1990. 70 с.
  92. A.B., Иванчина Э. Д., Варшавский О. М. Моделирование промышленного процесса риформинга бензинов с учетом дезактивации и старения катализатора. -Препринт.: Изд-во СО РАН, Томск, -1992. -65 с.
  93. В. Химия каталитических процессов. -М.: Мир, -1981. -398 с.
  94. Дж. Химия цеолитов и катализ на цеолитах. -М.: Мир,-1989. -352 с.
  95. Д. Цеолитовые молекулярные сита. -М.: Изд-во Мир, -1976. -788 с.
  96. Цеолиты, их синтез, свойства и применение. Отв.ред.: академик Дубинин М. М., д.т.н. профессор Плаченов Т. Г. -M.- JL: Изд-во Наука, -1965. -400 с.
  97. Природные цеолиты. Редактор: профессор Броучек Ф. И. -Тбилиси: Изд-во «МЕЦНИЕРЕБА», -1979. -340 с.
  98. Я.В., Дорогочинский А. З., Злотченко В. Н., Мегедь Н. Ф. Синтетические цеолиты и их применение в нефтепереработке и нефтехимии. -М.: ЦНИИТЭнефтехим, -1967. 94 с.
  99. A.B., Сергеева O.P., Латышева JI.E., Ченец В. В., Шмидт Ф. К. Цеолитные катализаторы химических процессов. -Иркутск: Изд-во Иркут. унта, -1983.-112 с.
  100. С.П., Хвощев С. С., Самулевич H.H. Синтетические цеолиты. -М. .Химия,-1981.-264 с.
  101. С.П., Сергеева E.H. Химия цеолитов. -Л.: Изд-во Наука, -1968. -162 с.
  102. JI.И. Высококремнеземные цеолиты и их применение в нефтепереработке и нефтехимии. -М.: Химия, -1974. 176 с.
  103. A.B. Алюмосиликатные катализаторы. -М.- Л., -1952. 98 с.
  104. P.M. Алюмосиликатные катализаторы и изменение их свойств при крекинге нефтепродуктов. -М.: Химия, -1975. 272 с.
  105. Е.Д., Нефедов Б. К., Алиев P.P. Промышленные катализаторы гидрогенизационных процессов нефтепереработки. -М.: Химия, -1987. 224 с.
  106. Каталитические реакции превращения углеводородов. Под редакцией профессора Панченкова Г. М. Киев: Изд-во «Наукова Думка». Труды. Выпуск 109., -1974. — 122 с.
  107. P.C., Гринсфельдер Б. С., Хольцман Дж., Роу Д.Г. Каталитический гидрокрекинг алифатических углеводородов. -М.: ГОСИНТИ, -1961.-34 с.
  108. Р., Штайнгасснер Р. Протекание реакций при каталитическом риформинге на специальном платиновом катализаторе. -М.: ГОСИНТИ, -1962.-26 с.
  109. К.В., Хо П1и Тхоанг. Активность и физико-химические свойства высококремниземистых цеолитов и цеолитсодержащих катализаторов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, -1976. 167 с.
  110. В. П. Каталитические процессы. М.: Химия, 1971. — 280 с.
  111. А. Г., Семченко Д. П. Физическая химия. М.: Высшая школа, 1988.-496 с.
  112. В. В. Основы массопередачи. М.: Химия, 1979. — 439 с.
  113. В. В. Методы кибернетики в химии и химической технологии. -М.: Химия, 1976. 463 с.
  114. . В., Корма А. Каталитический крекинг. -М.: Химия, 1990.- 152 с.
  115. Дж. и др. Труды 4-го Международного нефтяного конгресса. -М.: Гостоптехиздат, 1961. Т 3. — с. 34.
  116. Г. Н., Шапиро Р. Н. Каталитический риформинг бензинов: химия и технология. -JL: Химия, 1985. -224 с.
  117. Р. 3. Теоретические основы химических процессов переработки нефти. -JL: Химия, 1976. -310 с.
  118. В. А., Ластовкин Г. А., Ротнер Е. М. и др. Промышленные установки каталитического риформинга. -Л.: Химия, 1984. -232 с.
  119. Г. М., Козлов Н. С. Промышленные катализаторы риформинга. -Минск: Наука и техника, 1986. -264 с.
  120. М. Г. Пленарные лекции конференции по химическим реакторам: «Химреактор -13». -Новосибирск, 1996. -180 с.
  121. Сабо 3. Г. Химическая кинетика и цепные реакции. -М.: Наука, 1960. -372 с.
  122. М. И. Кинетика реакций на поверхности твердых тел и проблема катализатора наибольшей активности. // ЖФХ. -1957. -Т. 31, № 1, -с. 3−26.
  123. И. И., Письмен Л. М. Инженерная химия гетерогенного катализа. -М.: Химия, 1965. 456 с.
  124. A.B., Иванчина Э. Д., Кузьменко Е. А. Компьютерное прогнозирование оптимальной эксплуатации промышленных установок риформинга. -Препринт.: Изд-во СО РАН, Томск, -1992. -65 с.
  125. A.B., Иванчина Э. Д., Кузьменко Е. А. Изучение физико-химических и технологических закономерностей химических процессов сиспользованием информационных технологий. -Томск: Изд-е ТПУ, -1993. -69с.
  126. A.B., Иванчина Э. Д. Интеллектуальные системы в химической технологии и инженерном образовании: Нефтехимические процессы на Pt-катализаторах. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, -1996.-200 с.
  127. A.B., Новиков А. А., Коваль П. И. Компьютерный анализ технологических процессов. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, -1998.-216 с.
  128. М. Г. Моделирование химических реакторов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, -1968. -96 с.
  129. А. Ю. Введение в моделирование химико-технологических процессов. М.: Химия, -1982. — 288 с.
  130. Н.М., Кнорре Д. Г. Курс химической кинетики. М.: Высшая школа, 1984.-463 с.
  131. Л.И. Основы численных методов. М.: Наука, -1987. — 320 с.
  132. Н.С. Численные методы. М.: Наука, -1978. — 632 с.
  133. Ю.Г. Методы решения экстремальных задач и их применение в системах оптимизации. М.: Наука, -1982. — 432 с.
  134. Справочник нефтепереработчика: Справочник / Под ред. Г. А. Ластовкина, Е. Д. Радченко, М. Г. Рудина. Л.: Химия, -1986. — 648 с.
  135. В. Н., Расина М. Г., Рудин М. Г. Химия и технология нефти и газа: Учеб. для техникумов. 3-е изд., перераб. — Л.: Химия, -1985. — 408 с.
Заполнить форму текущей работой