Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика качества жизни и обоснование организационных форм медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных социально-экономических условиях крупного города практически целесообразным является создание специальных центров медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Для повышения эффективности деятельности таких центров необходимо изучение потребности детей группы риска в различных видах медицинской помощи, социально-психологической коррекции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Качество жизни как критерий оценки эффективности медицинской и социальной реабилитации (обзор литературы)
  • Глава 2. Программа, объект, методика и организация комплексного медико-социального и клинико-статистического исследования
  • Глава 3. Социально-гигиеническое функционирование семей несовершеннолетних с детьми группы риска
    • 3. 1. Медико-демографическая структура обследованных семей
    • 3. 2. Медико-социальные особенности основных видов жизнедеятельности в семьях с детьми, имеющими ограничения возможностей и отклонения в развитии
    • 3. 3. Медицинская информированность и установки на здоровый образ жизни в семье
    • 3. 4. Уровень медико-социальной активности родителей и детей группы риска
  • Глава 4. Медико-социальное обоснование организационных форм медицинской и социальной реабилитации детей и подростков, имеющих ограниченные возможности и отклонения в развитии
    • 4. 1. Здоровье и степень функциональных ограничений детей при наличии инвалидизирующей патологии
    • 4. 2. Потребность детей и подростков с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии в мероприятиях медицинской и социальной реабилитации
    • 4. 3. Медико-социологический анализ доступности мероприятий медицинской и социальной реабилитации
    • 4. 4. Структурно-функциональные и организационные формы деятельности территориального центра медицинской и социальной реабилитации детей и подростков группы риска
    • 4. 5. Анализ эффективности медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями
  • Глава 5. Динамика качества жизни — как критерий эффективности мероприятий медицинской и социальной реабилитации для детей группы риска
    • 5. 1. Сравнительный анализ видов функционирования у мальчиков и девочек с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии
    • 5. 2. Особенности динамики показателей качества жизни у детей и подростков различных возрастных групп
    • 5. 3. Медико-социальная оценка качества жизни несовершеннолетних в зависимости от объема медицинской реабилитации
    • 5. 4. Качество жизни и эффективность медицинской и социальной реабилитации по субъективным оценкам детей группы риска и их родителей

Динамика качества жизни и обоснование организационных форм медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы

Охрана и улучшение социального благополучия детей предусмотрены во многих международных и федеральных российских программах (Баранов А.А., 1996; Ваганов Н. Н., 1997; Щепин О. П., 2000; Денисов И. Н., 2000; Володин Н. Н., 2001; Стародубов В. И., 2003; Шарапова О. В., 2003; Маймулов В. Г., 2004; Вишняков Н. И., 2006; Christopher В., Forrest А., 2004; Selden Т.М., 2004 и др.). В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии (Зеленская Д.И., 1998; Маймулов В. Г., 1998; Хуснутдинова З. А., 1998; Овчаренко С. А., 1999; Альбицкий В. Ю., 1999; Орел В. И., 2000; Юрьев В. К., 2003; Медик В. А., 2005; Пузин С. Н., 2006; Шеломанова Т. Н., 2006; Кротин П. Н., 2006; Эрман Л. В., 2006; Kenney G., 2004; Cunningham P. S., 2004 и др.).

Начиная с 90-х годов, проблему защиты прав и интересов инвалидов все чаще рассматривают с позиций качества жизни ребенка и его семьи (Суббето А.И., 1994; Новик А. А., Ионова Т. Н., 2000; и др.). При этом улучшение качества жизни предусматривает необходимость комплексной медико-социальной реабилитации, психологической коррекции, физической адаптации ребенка с ограниченными возможностями к условиям проживания и др. Однако до настоящего времени представлено очень мало научных публикаций с анализом динамики качества жизни детей с ограниченными возможностями, среди которых проводится системное медико-социальное наблюдение, лечебно-восстановительное и реабилитационное воздействие. Недостаточно разработаны показатели качества жизни как критерия эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий (Лучкевич B.C., 2006). Необходимо выявление закономерностей и взаимосвязи качества жизни ребенка с характеристиками социально-гигиенического функционирования членов его семьи.

В современных социально-экономических условиях крупного города практически целесообразным является создание специальных центров медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Для повышения эффективности деятельности таких центров необходимо изучение потребности детей группы риска в различных видах медицинской помощи, социально-психологической коррекции и восстановительном лечении. Нуждаются в обосновании организационные формы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с учетом состояния их здоровья, физического, социального и психоэмоционального функционирования. Актуальным, при этом, является изучение динамики показателей качества жизни в зависимости от объема медицинской и социальной реабилитации, проводимой среди несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Данное исследование, направленное на совершенствование организационно-функциональной деятельности центров медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, выполняется в рамках реализации городских медицинских и социальных программ Правительства Санкт-Петербурга и в соответствии с планами научных исследований ГОУВПО СПбГМА им. И. И. Мечникова Росздрава.

Цель исследования — научное обоснование организационных форм медицинской и социальной реабилитации, как основы улучшения качества жизни несовершеннолетних с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

Задачи исследования:

— разработать программу медико-социального изучения качества жизни и основных видов жизнедеятельности несовершеннолетних с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии;

— оценить состояние здоровья детей группы риска;

— выявить факторы риска семейного социально-гигиенического функционирования и оценить их влияние на клинико-функциональное и психоэмоциональное состояние детей и подростков;

— представить анализ динамики качества жизни детей при оценке эффективности медицинской и социальной реабилитации;

— обосновать организационно-функциональную структуру медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые представлен комплексный медико-социальный и клинико-статистический анализ потребности, объема и качества медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии. Выявлены особенности образа жизни семьи и факторы риска основных видов жизнедеятельности, их влияние на формирование патологии и качество жизни детей-инвалидов.

Данная работа является одним из первых комплексных исследований использования разработанных критериев качества жизни при оценке эффективности медико-социальных и реабилитационных мероприятий среди несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Впервые представлен анализ динамики показателей качества жизни по основным характеристикам семейного социально-гигиенического функционирования, состояния здоровья, физического, социального и психоэмоционального функционирования. Определена эффективность восстановления утраченных функций у детей с отклонениями в развитии при психологической коррекции, медицинской и социальной реабилитации.

Впервые представлен анализ динамики основных критериев качества жизни в зависимости от объемов и видов медицинской реабилитации. На основании медико-социологического исследования среди родителей и опекунов проанализированы субъективные оценки качества и эффективности медицинской помощи, лечебно-реабилитационных мероприятий и социально-правовой защиты.

Впервые представлено обоснование и разработана модель усовершенствования организационно-функциональной структуры (центра) медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, реализуемая в крупном городе в рамках лечебно-оздоровительных и социально-реабилитационных программ.

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими оценить эффективность медико-социальной и лечебно-реабилитационной деятельности специалистов при работе с несовершеннолетними, имеющими отклонения в развитии и ограниченные возможности физической деятельности.

Важное теоретическое и научно-методическое значение имеет разработанный новый вид программы медико-социологического изучения динамики критериев качества жизни с учетом основных видов жизнедеятельности семьи ребенка с ограниченными возможностями. Использование методов анализа эффективности медицинской и социальной реабилитации позволяет врачам-специалистам первичного медицинского звена и учреждений социальной защиты определять потребность, доступность и качество медико-социальной и лечебно-реабилитационной деятельности.

Выявленные закономерности семейного социально-гигиенического функционирования дают возможность координировать и обеспечивать преемственность в проведении комплексных медицинских и социально-реабилитационных мероприятий.

Предложенные научно-обоснованные медико-организационные мероприятия позволяют территориальным органам здравоохранения и социального развития совершенствовать организационную структуру и оценивать эффективность деятельности по улучшению качества жизни, укреплению здоровья и медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

Внедрение результатов исследования в практику. Материалы и выводы диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, используются в процессе обеспечения социальной защиты населения в профильных учреждениях Санкт-Петербургапредставлены в методических рекомендациях: «Качество жизни как критерий эффективности реализации комплексных лечебно-оздоровительных и социально-реабилитационных программ при медицинском и социальном обеспечении детей-инвалидов, с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии» (СПб., 2007) — используются при обучении студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения и кафедре профилактической медицины ГОУВПО СПбГМА им. И. И. Мечникова Росздрава, в системе последипломного образования.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на: международной конференции «Клинические и организационные формы совершенствования комплексной реабилитации» (СПб., 2005) — всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» (М., 2006) — международной конференции «Организационные клинические и экономические аспекты восстановительной медицины» (СПб., 2006) — 4-м Российском научном форуме «Мир людей с ограниченными возможностями» (М., 2007) — итоговой научно-практической конференции СПбГМА им. И. И. Мечникова (СПб., 2007).

Основные положения и выводы исследования опубликованы в 10 научных работах, в том числе 4 статьи — в ведущих медицинских изданиях, рекомендуемых ВАК, методических рекомендациях.

Личный вклад автора. Разработана программа и проведено медико-социальное и статистическое исследованиевыполнен сбор научной информации путем выкопировки данных из первичной медицинской документации в городских поликлиниках, территориальном центре социальной помощи семье и детямпроведено медико-социальное и скрининг-анкетирование несовершеннолетних с ограниченными возможностями по специально разработанной программе проведено медико-социологическое обследование. Изучение качества жизни несовершеннолетних с ограниченными возможностями проводилось совместно с РОО «Межнациональный центр исследования качества жизни». В центрах и отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних проводился анализ эффективности деятельности специалистов при реализации индивидуальных реабилитационных программ-(участие — 100%). Автором осуществлялось планирование, обобщение и анализ результатов исследования с компьютерной обработкой (доля участия свыше 90%).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Программа и методика медико-социального и клинико-статис-тического исследования основных видов жизнедеятельности, качества жизни и особенностей медико-социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

2. Качество жизни несовершеннолетних с ограниченными возможностями определяется особенностями жизнедеятельности семьи, степенью выраженности инвалидизирующей патологии, объемом функциональных ограничений, субъективными психофизиологическими оценками своего физического, психоэмоционального и социального статуса, качеством медицинской и социальной реабилитации.

3. Клинические характеристики длительности и тяжести заболевания не всегда являются определяющими при составлении программ реабилитации, в определении индивидуальной потребности детей в медико-социальных и реабилитационных мероприятиях. В различных видах специфической медицинской и социальной реабилитации нуждаются 64,8% детей и подростков с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

4. Показатели качества жизни улучшаются на фоне проведенной медицинской и социальной реабилитации и психологической коррекции. Представленные характеристики качества жизни и их динамика являются достоверным критерием эффективности реализации индивидуальных и коллективных лечебно-оздоровительных и реабилитационных программ.

5. Рациональной организационно-функциональной структурой медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов, с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии являются специализированные территориальные (межрайонные) центры, обеспечивающие мониторинг жизнедеятельности детей, преемственность, непрерывность и комплексность социальных и лечебно-реабилитационных мероприятий. Доказана высокая эффективность таких функционирующих центров.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, программы, методики и организации исследования, 3 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка используемой литературы и приложений. Диссертация изложена на 189 страницах машинописного текста, иллюстрирована 36 таблицами и 45 рисунками. Библиографический указатель содержит 302 источника, из них 160 российских и 142 иностранных авторов.

ВЫВОДЫ

1. Возрастающий удельный вес детей и подростков группы риска, инвалидов с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии (2,6%) определяет их потребность в своевременной, качественной и эффективной медицинской и социальной реабилитации (69,9%), предусматривает необходимость совершенствования организационных форм медицинской помощи и социальной защиты.

2. Медико-социальный анализ и распределение детей по группам риска свидетельствует о неблагоприятных характеристиках их семейного социально-гигиенического функционирования. Выявлен значительный (30,7%) удельный вес матерей-одиночек, проживающих с детьми. Почти половина несовершеннолетних (44,7%) имеют основные параметры физического развития, не соответствующие возрасту. В семьях группы риска выявлены показатели социально-экономического (40,8%) и психологического (39,7%) неблагополучия с низким уровнем медицинской информированности (75,7%) и медико-социальной активности (45,9%).

3. В структуре выявленной патологии у детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии наибольший удельный вес составляют заболевания нервной системы (23,3%), костно-мышечной системы (22,9%), психические расстройства (22,9%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (14,9%) и др. Почти половина (44,0%) детей-инвалидов имели установленную патологию вследствие врожденных дефектов, родовых травм и др.

4. Установлена корреляционная взаимосвязь эффективности медицинской и социальной реабилитации с частотой проявления симптомов инвали-дизирующего заболевания, динамикой клинического состояния, кратностью обращения за медицинской помощью, объемом функциональных ограничений, субъективными психофизиологическими оценками своего состояния и др. Однако, наличие инвалидизирующей патологии и ее клинические характеристики не всегда являются определяющими при составлении индивидуальных программ реабилитации.

5. Установлена высокая информативная значимость динамики качества жизни детей как достоверного критерия эффективности. На фоне прохождения курса медицинской и социальной реабилитации качество жизни у обследуемых детей значительно: улучшилось: перед началом курса — 51,2±1,7- после курса — 55,9±1,6- через три месяца после курса — 61,2± 1,8 баллов (р<0,05).

6. У мальчиков показатели физического и эмоционального функционирования достоверно лучше, чем у девочек. Показатели всех видов функционирования у детей 5−7 лет значительно хуже, чем у детей других возрастных групп на всех этапах оценки (р<0,05).

7. Показатели качества жизни детей, у которых социальная реабилитация сопровождалась специализированными лечебно-оздоровительными и реабилитационными мероприятиями (по основному заболеванию), были достоверно лучше по сравнению с детьми, не получавшими такой курс (исходный уровень — 59,0±2,5- после курса — 61,6±3,7- через три месяца — 67,4±3,8).

8. Основная часть (60,5%) детей с ограниченными возможностями нуждается в помощи родственников, 22,0% не способны к самообслуживанию и нуждаются в полном уходе, а 17,5% могут обслуживать себя частично. Значительные функциональные ограничения в передвижении имеют 11,6% обследованных детей.

9. В полном курсе медицинской и социальной реабилитации по состоянию здоровья нуждались 44,7% детей (в частичном объеме — 20,1%). Более высокая потребность в специализированных реабилитационных услугах установлены при заболеваниях нервной (81,9%) и костно-мышечной системы (74,6%). Наиболее востребованными оказались такие виды реабилитации как медицинская (76,4%), хозяйственно-бытовая (72,5%), психологическая (71,5%), социально-экономическая (68,3%), педагогическая (67,3%), трудовая

64,1%), спортивная (30,4%), профессиональная (для подростков — 27,2%). Отмечена нуждаемость в психотерапии (30,7%), психокоррекции (12,7%) и психологических консультациях (24,9%). Об эффективности медицинской реабилитации свидетельствуют данные динамики выраженности функциональных ограничений (частичное восстановление утраченных функций — 22,9%, без изменений — 74,1% и ухудшение — 2,6%).

10. Выявлена высокая потребность детей группы риска в специализированных видах медицинской помощи, социальной и медицинской реабилитации. Однако, только 12,0% детей находятся на диспансерном наблюдении в поликлиниках по месту жительства, а 32,3% обращаются в специализированные центры социальной и медицинской реабилитации. Практически целесообразной и эффективной организационно-функциональной структурой, осуществляющей организационно-консультативную, клиническую, социально-психологическую и реабилитационно-оздоровительную деятельность, являются территориальные (районные, межрайонные) центры социальной и медицинской реабилитации, помощи семье и детям с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии. Численность таких центров в Санкт-Петербурге следует значительно увеличить, исходя из потребности 260 мест на 10 000 детского контингента.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Территориальным органам здравоохранения и социальной защиты населения: учитывая высокий уровень распространенности и тяжесть течения заболеваний среди детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, целесообразно предусмотреть создание центров медицинской и социальной реабилитации для детей группы риска. Социально важным и медицински обоснованным является осуществление координации деятельности лечебно-профилактических учреждений с органами медико-социальной экспертизы и социальной защиты.

2. Руководителям детских амбулаторно-поликлинических учреждений и структурных подразделений социальной защиты: совершенствовать систему мониторинга и диспансерного наблюдения детей группы риска, инвалидов и с ограниченными возможностями. В планах деятельности и развития предусмотреть систему оптимизации медицинского, кадрового и технического обеспечения специализированных отделений (кабинетов) медицинской, социальной реабилитации и психологической коррекции.

3. Участковым врачам поликлиник, врачам общей практики (семейным врачам), специалистам учреждений социальной защиты: при медико-реабилитационном обеспечении детей группы риска использовать предложенную программу анализа социально-гигиенического функционирования семьи. При оценке эффективности лечебно-оздоровительной, социальной и реабилитационной деятельности учитывать апробированные критерии и шкалы качества жизни детей и подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации / сост. О. С. Андреева, Д. И Лаврова. — СПб.: ГАООРДИ, 2002. 36 с.
  2. Т.А. Теория организации / Т. А. Акимова. М.: ЮНИТИ, 2003.-367 с.
  3. В.Ю. Состояние здоровья детей раннего возраста, составляющих группы медико-демографического риска / В. Ю. Альбицкий, А. В. Сорокин, С. А. Ананьин // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 2003. -№ 6.-С. 30−32.
  4. В.Ю. Новые организационные формы медицинского обслуживания детей: учебное пособие / В. Ю. Альбицкий, A.A. Баранов. Нижний Новгород, 2003. — 71 с.
  5. Л.К. Роль социальных факторов риска в формировании синдрома вегетативной дистонии у детей пубертатного возраста / Л. К. Антонова // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и история мед. 2003. — № 6. — С. 7.
  6. Т.П. Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях сельского социума в Республике Саха (Якутия) / Т. П. Аргунова // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и история мед. 2005. — № 3. -С. 78−81.
  7. Е.Ф. Методические рекомендации по проведению логопедических занятий с детьми раннего возраста, страдающих детским церебральным параличом / Е. Ф. Архипова. М.: Медицина, 1984. — 12 с.
  8. А.О. К вопросу о роли наследственности в формировании контингента детей инвалидов / А. О. Афанасьева // Дети-инвалиды. Вопросы социальной, медицинской и педагогической реабилитации. Пермь, 1993.-С. 37−38.
  9. С.Ю. Социально-гигиенические проблемы инвалидности при болезнях мочеполовой системы у детей в крупном городе : автореф. дис.. канд. мед. наук / С. Ю. Балацкий. СПб., 2001. — 23 с.
  10. A.A. Проблемы детской инвалидности: научно-информационное обеспечение / АА. Баранов, В. И. Каграманов // Здравоохранение РФ. 1995. -№ 3.~ С. 27−38.
  11. A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 4−6.
  12. С.А. Система коррекционно-развивающего обучения: ее преимущества и проблемы / С. А. Беличева. // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и история мед. 2003. — № 2. — С.47−52.
  13. Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение медико-биологических факторов его формирования / Л. Ф. Бережков, Н. М. Бондаренко, A.C. Зутлер и др. // Вестн. Рос. АМН. -1993.-№ 5.-С. 8−14.
  14. Н.П. Опыт работы по предупреждению школьной дезадаптации у детей 6−7 лет в условиях Центра психолого-медико-социальногосопровождения / Н. П. Биткина // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и история мед. 2005. — № 3. — С. 72−77.
  15. В. Динамика уровня жизни населения / В. П. Бобков, П.С. Масловский-Мстиславский // Экономист. 1994. — № 6. — С.8−11.
  16. Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей / Г. И. Бондаренко // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 7−11.
  17. В.И. Реабилитация детей-инвалидов общегосударственная проблема / В. И. Бондарь // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. — 1995. — № 3. — С. 22−25.
  18. Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов / В. Боровиков. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  19. В. И. К вопросу о профориентации больных и инвалидов, страдающих детским церебральным параличом / В. И. Булавкин // Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства: материалы Респ. науч.-прак. конф. Л., 1990. — С. 11.
  20. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней / Ю. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатоло-гии и педиатрии (Приложение). 1994. — С. 56−58.
  21. Н.Г. Детская инвалидность как медико-социальная проблема / Н. Г. Веселов // Социальная педиатрия (курс лекций). — СПб., 1996. -С. 243−260.
  22. Н.И. Экономика здравоохранения: учебное пособие / Н. И. Вишняков, В .А. Минаев, Е. О. Данилов СПб.: НИИХ СПбГУ, 2001. -144 с.
  23. Н.И. Три звена контроля качества медицинской помощи / Н. И. Вишняков, В. В. Стожаров, Е. Ю. Муратова // Экономика здравоохранения. 1997. — № 2. — С.26−28
  24. Вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации в педиатрической практике: методич. рекомендации. Н. Новгород: НГМА, 2000. -80 с.
  25. Врачи мира, детский фонд ООН. Дети улицы (Программа медико-социальной помощи детям и подросткам). СПб., 2003. — 157 с.
  26. А.И. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения: матер, социол. исслед. / А. И. Вялков, В. О. Щепин М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001.-223 с.
  27. Н.Ф. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан / Н. Ф. Герасименко. М.: Геотар-Медиа, 2005. — 528 с.
  28. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». М., 1996. — 313 с.
  29. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году». // Здравоохранение Российской Федерации.- 2002. № 3. — С. 8−15.
  30. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году» // Здравоохранение Российской Федерации.- 2005. — № 3. — С. 8−15.
  31. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: учебное пособие / под ред. проф. Т. Г. Морозовой и доц. A.B. Пикуль-кина. М.: Финстатинформ, 1997. — 65 с.
  32. Л.А. Состояние проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам. / Л. А. Грачев // Новые технологии в педиатрии: сб. тезисов конгресса педиатров России. М., 1995. — С. 24−28.
  33. М.А. Основы индивидуального психологического консультирования: метод, рекомендации / М. А. Гулина. СПб.: СПбГУ, 2000. — 269 с.
  34. Н.И. Состояние здоровья детей-инвалидов дошкольного возраста и факторы его определяющие: автореф. дис.. канд. мед. наук. i М., 1997.-22 с.
  35. Гусева Н. К. Основные направления работы врача-реабилитолога: метод, рек. / Н. К. Гусева, Н. В. Старикова, А. В. Разумовский. Н. Новгород, 1997.-60 с.
  36. Н.Ф. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника / Н. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова, А. Я. Соболь. Тюмень, 1995. — 215 с.
  37. Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. Тюмень, 1995. — 125 с.
  38. Н.Ф. Дома-интернаты: от презрения к реабилитации / Н. Ф. Дементьева, A.A. Модестов. Красноярск, 1993. — 195 с.
  39. Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. М.: ЦИЭТИН, 1991.- 135 с.
  40. Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. М., изд-во института социальной работы, 1996. — 144 с.
  41. Т.А. Основные направления и методы реабилитационной психологической работы с инвалидами молодого возраста вследствие ДЦП / Т. А. Добровольская. М., 1991.-С. 112−121.
  42. В.М. Анализ медицинских данных государственного статистического наблюдения / В. М. Дорофеев, И. А. Красильников, И. В. Машкова. СПб: МИАЦ, 2003 — С. 63−64.
  43. A.A. Причины и факторы, обуславливающие результаты реабилитации инвалидов / A.A. Дыскин, С. Г. Кривенков, З. А. Новоселова // Здравоохранение РФ. 1991. — № 10. — С. 18−32.
  44. Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д. В. Зайцев, О. В. Зайцева // Здравоохранение РФ. 2005. — № 13. — С. 53−63.
  45. В.М. Прикладная медицинская статистика: учебное пособие / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006. — 432 с.
  46. Э.В. Роль искусства и арттерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения / Э. В. Зауторова // Проблемы соц. гиг., iздравоохр. и история мед. 2005. — № 1. — С. 56−61.
  47. В.А. Организация летнего отдыха детей центром социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Северобайкальска Республики
  48. Бурятия / В. А. Зачиняева // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и история мед. —2005.-№ 4.-С. 72−76.
  49. Здравоохранение Российской Федерации на рубеже веков. Доклад Министра здравоохранения России на 4 Пироговском съезде // Мед. газета. -2001.-№ 41.-С. 4−6.
  50. Д.И. Реабилитация как комплексная проблема восстановления (компенсации) нарушенных функций организма ребенка / Д. И. Зелинская // Российский вестник. 2004. — № 5. — С. 35−39
  51. Д.И. Детская инвалидность. Медико-социальное исследование: автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1998. — 38 с.
  52. Д.И. Детская инвалидность / Д. И. Зелинская, JI.C. Ба-лева. М.: Медицина, 2001. -135 с.
  53. Д.И. О состоянии детской инвалидности и реализации федеральной целевой программы «Дети инвалиды» / Д. И. Зелинская // Российский педиатр, журнал. 2001. — № 2. — С. 4−7.
  54. Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов / Т. В. Зозуля. -М.: Академия, 2005 .-215 с.
  55. Т.М. Организация работы детского диагностического центра в условиях крупного города: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. М. Ивашкина. СПб., 2003. — 23 с.
  56. Г. М. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа «Дети России» / Г. М. Иващенко, E.H. Ким. М., 2005.-58 с.
  57. В.В. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Волховского района Ленинградской области по организации семейных воспитательных групп / В. В. Игнатьев. СПб., 2004. -70 с.
  58. Р.К. Теоретические и практические проблемы экспертизы детской инвалидности / Р. К. Игнатьева, В. И. Каграманов // Сб. тезисов конгресса педиатров России. -М., 1995. С. 40−49.
  59. А.Н. Проблема преемственности и организации этапной медицинской реабилитации больных терапевтического профиля / А. Н. Ильницкий // Здравоохранение РФ. 2002. — № 6. — С. 25−27.
  60. А.Н. Этапная медицинская реабилитация / А. Н. Ильницкий // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и история мед. 2003. — № 4. — С. 45−46.
  61. И.И. Качество жизни и сертификация / И. И. Исаев, Б. В. Нечкин // Ст и К. М., 1994. — № 12. — С. 13−21.
  62. Исаков J1.E. Методы экономической оценки программ и проектов в сфере здравоохранения: учеб. руководство / JI.E. Исаков- под ред. Н.Б. Окуш-ко. Кемерово: СибформС, 2000. — 160 с.
  63. И.А. Детская инвалидность / И. А. Камаев, М.А. Поздняя-кова. Н. Новгород, 1999. — 134 с.
  64. Л.Г. Проблема медико-социальной реабилитации детей инвалидов / Л. Г. Камсюк // Педиатрия. 1990. — № 2. — С. 5−17.
  65. Г. К. Организация и эффективность реабилитации в медицинских учреждениях // Г. К. Каусова // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и история мед. 2002. — № 6. — С. 32−33.
  66. Л.И. Возможности социально-трудовой реабилитации. Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства / Л. И. Кацук, B.C. Швецова, Н. О. Кузьмина // Сб. научн. трудов респ. научно-практ. конф. Л., 1990. — С. 28.
  67. B.B. К вопросу о комплексном подходе в системе восстановительного лечения. / В. В. Кирьянова, Б. Л. Курчатова // Вопросы реабилитации: сб. научных трудов. СПб., 2001. — С. 24−27.
  68. Ю.А. Реабилитация хронически больных детей и детей инвалидов / Ю. А. Кобзев // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1992. — № 2. — С. 72−73.
  69. Конвенция о правах ребенка в реальности детства в России // Сб. НИИ детства Российского детского фонда. М., 1993. — С. 3−97.
  70. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: методические рекомендации — Министерство труда и социального развития РФ. М. — СПб., 1999. — 536 с.
  71. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие детского церебрального паралича: методические рекомендации — Министерство труда и социального развития РФ. М. — СПб., 1999. — 439 с.
  72. М.В. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: уч.-метод. пос. / М. В. Коробов, Ж. Г. Деденева, Т. Н. Шеломанова. СПб, 2004. — С. 3−87.
  73. В.В. О нерешенных проблемах медико-социальной помощи детям инвалидам / В. В. Кузнецова, В. А. Повар // Материалы конгресса педиатров России. -М., 1995. С. 229.
  74. Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение / Г. И. Ку-ценко, А. И. Вялков, Н. М. Агарков. М.: Медицина, 2003. — 520 с.
  75. В.З. Политика структурной перестройки сектора лечебно-профилактической помощи городскому населению / В. З. Кучеренко // Проблемы городского населения: сб. науч. тр. / под ред. H.H. Вишнякова. -Вып. 2.-СПб., 1997. С.17−20.
  76. Е.В. Психолого-педагогический мониторинг в социально-реабилитационном центре / Е. В. Кияшко, И. В. Воробьева // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и история мед. М., 2005. — № 3. — С. 43−48.
  77. С.А. Реабилитация недееспособных за рубежом: общие проблемы, современное состояние, перспективы развития / С. А. Леонов, Т. С. Алферова, А. С. Кисилев // Мед. Р.Ж. 1990. — № 10. — С. 11−16.
  78. Г. В. Состояние здоровья воспитанников детских домов и организация им медицинской реабилитации: автореф. дис.. канд. мед. наук / Г. В. Лиджиева. СПб., 1999. — 22 с.
  79. Е.Т. Детская реабилитология / Е. Т. Лильин, В. А. Доскин. -М&bdquo- 1997.-С. 11−13.
  80. А.Л. Оценка качества и эффективности медицинской помощи / А. Л. Линденбратен, B.C. Васюкова, Т. М. Шаровар. -М., 1999. С. 1−49.
  81. Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Ю. П. Лисицин. Казань: НПО «Медикосервис», 1999. -698 с.
  82. Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицин //Здравоохр. Рос. Федерации. 1998. -№ 3. -С.49−50.
  83. A.B. Шаброва, В. Г. Маймулова, И. В. Полякова. СПб.: СПбГМА, 1993. -С. 56−60.
  84. B.C. Основы социальной медицины и управления здравоохранением / B.C. Лучкевич. СПб., 1997. — С.43−48.
  85. B.C. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие / B.C. Лучкевич, И. В. Поляков. СПб.: СПбГМА, 2005. — 288 с.
  86. В.Л. Социально-гигиенические исследования роли семьи в реабилитации детей-инвалидов: автореф. дис.. канд. мед. наук /
  87. B.Л. Мартынов. М., 1992. — 28 с.
  88. В.Л. Анализ медико-социальных проблем семей с детьми инвалидами, страдающими ДЦП / В. Л. Мартынов. // Здравоохранение РФ. 1993. -№ 3.~ С. 20−23.
  89. Матейчек 3. С. Родители и дети / З. С. Матейчик. М.: Просвещение, 1992.-235 с.
  90. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: учебное пособие / под. ред. проф. B.C. Лучкевича и проф. И. В. Полякова. СПб.: СПбГМА, 2005.- 169 с.
  91. В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению / В. А. Медик, В. К. Юрьев. М.: Медицина, 2001. — Часть I. -200 с.
  92. В.А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению / В. А. Медик, В. К. Юрьев. М.: Медицина, 2003. -Часть III: Экономика и управление здравоохранением. — 392 с.
  93. E.H. Метод эмоционально-образной терапии психологической реабилитации родителей детей-инвалидов / E.H. Морозова // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и история мед. -2005. № 4. — С. 62−65.
  94. Т. Дети прежде всего / Т. Мэри, М. Седербергер. — Стокгольм: Шведский институт, 2003. — 26 с.
  95. A.B. Введение в социальную педагогику / A.B. Мудрик. -М., 1997.-237 с.
  96. Г. Ф. Нормативно-правовые основы деятельности территориальных служб социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями в г. Санкт-Петербурге / Г. Ф. Нестерова, Е. Г. Рудольская. -СПб., 2002.-71 с.
  97. A.A. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / A.A. Новик, Т.И. Ионова- под ред. акад. РАМН Ю. Л. Шевченко. -М.: ОЛМА, 2007. 320 с.
  98. В.К. Международная классификация последствий болезней в современном здравоохранении // В. К. Овчаров, Р. К. Игнатьева,
  99. B.И. Каграманов // Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1997. — № 2.1. C. 3−8.
  100. Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Ов-чарова. М., 2001. — 479 с.
  101. Г. Ю. Медико-социальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов: автореф. дис.. канд. мед. наук / Г. Ю. Окунева. — М., 1995.-29 с.
  102. С. А. Теоретические и организационно-методические проблемы инвалидности с детства населения Российской Федерации: автореф. дис.. д-ра мед. наук / С. А. Овчаренко. СПб., 1999. — 40 с.
  103. В.И. Медико-социальные и организационные проблемы формирования здоровья детей в современных условиях: дис.. д-ра мед. наук / В. И. Орел. СПб., 1998. — 329 с.
  104. Основные цели национального проекта в здравоохранении // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ, опубликовано 16 марта 2006 года / http://www.mzsrrf.ru.
  105. Отчет о состоянии здравоохранения в мире, 1997 год. Женева: ВОЗ, 1997.-206 с.
  106. Д.Д. Основы частной медицинской реабилитологии и восстановительной неврологии / Д. Д. Панков. М.: Колос, 1997. — 133 с.
  107. В.А. О профилактике детской инвалидности и медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в целевой комплексной программе комитета здравоохранения Москвы «Охрана здоровья матери и ребенка» //
  108. В.А. Повар, И. А. Лешкевич, В. В. Егоров. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1997. — № 5. — С. 13−14.
  109. И.В. Актуальные проблемы здоровья населения многомиллионного города / И. В. Поляков, Н. Г. Петрова // Экологическая безопасность городов: матер, научн. конф. СПб., 1993. — С. 19−20.
  110. Т.В. Медико-социальная характеристика детей-инвалидов и пути их реабилитации: автореф дис.. канд. мед. наук / Т. В. Попова. -СПб., 1995.-24 с.
  111. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  112. Т.Ф. Социально-гигиенические аспекты заболеваемости и пути совершенствования системы охраны здоровья населения Санкт-Петербурга: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. Ф. Пустотина. М., 2004. -24 с.
  113. Распоряжение Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга от 06 июля 2006 г. № 34-р «Об организации работы по реализации индивидуальной программы реабилитации».
  114. Реабилитация инвалидов: Словарь основных терминов и понятий / под ред. Е. М. Старобиной. СПб., 2005. — 94 с.
  115. Рекомендации всесоюзного совещания-семинара по медико-социальным проблемам инвалидности в детском возрасте // Педиатрия. -1990. -№ 11.-С. 107−109.
  116. A.B. Эволюция и проблемы современной социологии медицины / А. В. Решетников // Экономика здравоохранения. 2000. -№ 5, 6/45.-С. 64−66.
  117. Т.Н. Экология человека: теоретическое и экспериментальное исследование качества жизни / Т. Н. Савченко, Г. М. Головина. — М.: Институт психологии РАН, 1996. 55 с.
  118. А. А. Социально-гигиеническая характеристика контингента инвалидов с детства и меры по их медико-социальной реабилитации и защите: автореф. дис.. канд. мед. наук / A.A. Свинцов. М., 1999. — 24 с.
  119. A.A. Медико-социальные и организационные основы профилактики детской инвалидности и реабилитации детей-инвалидов: автореф. дис.. д-ра мед. наук / A.A. Свинцов. СПб., 2004. — 38 с.
  120. В. М. Здоровье дезадаптированных детей и пути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях: автореф. дис.. д-ра мед. наук / В. М. Середа. СПб., 2005. — 39 с.
  121. A.C. Пути совершенствования санаторно-курортной и реабилитационной помощи детям Санкт-Петербурга / A.C. Сима-ходский, М. М. Головина. // Вопросы реабилитации: сб. научн. тр. СПб., 2001.-С. 17−18.
  122. Социальные службы и услуги в Санкт-Петербурге: Справочные материалы. СПб., 2002. — 160 с.
  123. Социальная работа: теория и практика: уч. пособ. / под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. A.C. Сорвина. -М.: ИНФРА, М. 2001. 188 с.
  124. Справочник законодательных и нормативных документов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов. СПб., 2002. -739 с,
  125. В.И. О состоянии здравоохранения и мероприятиях направленных на его улучшение / В. И. Стародубов. // Здравоохранение РФ. -1999.-№ 1.-С. 45−49.
  126. А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества / А. И. Суббето // Ст и К. 1994. — № 1. -С. 38−42.
  127. А.И. Качество жизни, синтетическая революция в механизмах цивилизованного развития и квалитативная экономика / А. И. Суббето //Ст и К. 1994. — № 4.-С. 25−29.
  128. Г. А. Реабилитация: пути развития. // Г. А. Суслова, В. И. Григорьева, Я. Н. Бобко // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы и пути развития: сб. материалов конф. СПб., 2000. — С. 98−100.
  129. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА, М. 2001. — 245 с.
  130. Е.К. Новые подходы к организации медицинской помощи детям с перинатальной энцефалопатией: автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. К. Тореева. СПб., 2005. — 17 с.
  131. H.H. Состояние здоровья, образ жизни и репродуктивное поведение инвалидов генеративного возраста: автореф. дис.. канд. мед. наук / H.H. Угланова. Иваново, 2001. — 21 с.
  132. М.Б. Опыт организации этапного лечения и реабилитации детей в условиях детского санатория «Подснежник» / М. Б. Фаерберг // Дети-инвалиды. Вопросы социально-медицинской и педагогической реабилитации. Пермь, 1993. — С. 77−78.
  133. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 31.12.2005 г.).
  134. В.Н. Концептуальное планирование здравоохранения: теория и практика / В.Н.Филатов- под. ред. акад. О. П. Щепина. М., 2000. -256 с.
  135. В.Н. Итоги социально-экономических реформ в России в конце XX века / В. Н. Филатов // Российский семейный врач. 2000. — № 3. -С. 28−35.
  136. Фундаментальные основы политики здравоохранения / под ред. акад. РАМН О. П. Щепина. М.: НПЦ «Эскиз», 1999. — 350 с.
  137. З.А. Научное обоснование путей совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям (по материалам Республики Башкортостан): автореф. дис.. канд. мед. наук / З. А. Хуснутдинова. СПб., 1998. — 21 с.
  138. Д. Е. Состояние здоровья и адаптационные ресурсы воспитанников детских домов смешанного типа: автореф. дис.. канд. мед. наук / Д. Е. Цуриков. Казань, 2001. — 21 с.
  139. Г. Е. Современные методы коррекции нарушенных психологических функций посредством двигательной активности / Г. Е. Шанина // Вопр. курортологии, физиотерапии и леч. физкультуры. 2003. — № 2. -С. 11−19.
  140. B.JI. Детское здравоохранение России: стратегия развития. // B. J1. Шевченко // Материалы IX съезда педиатров России. М., 2001.-С. 3.
  141. Г. В. Социально-психологический тренинг личностного роста подростков / Г. В. Шейнис // Здравоохр. РФ. 2005. — № 3. — С. 25−42.
  142. С.Н. Факторы риска формирования детской инвалидности, обусловленной последствиями хронических заболеваний органовпищеварения / С. Н. Шереметьева, Е. П. Усанова // Здравоохр. РФ. 2003. -№ 5. -С. 38−42.
  143. Шик C.B. Проблема понимания и самопонимания подростков «группы риска» в ходе психосоциальной работы / C.B. Шик // Здравоохр. РФ. -2004.-№ 4.-С. 12−19.
  144. В.О. Здравоохранение в России: стратегический анализ и перспективные направления развития / В. О. Щепин, В. К. Овчаров // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. 2005. — № 2. -С. 3−7.
  145. В.О. Опыт зарубежного здравоохранения: уроки и выводы / В. О. Щепин, Е. А. Тишук // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. 2005. — № 5. — С.43−50.
  146. В.О. Профилактика в условиях реформирования российского здравоохранения / В. О. Щепин, O.E. Петручук // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. 2004. — № 2. — С. 29−33.
  147. В.О. Доступность профилактической помощи для лиц, составляющих группу риска / В. О. Щепин, В. К. Овчаров, B.C. Нечаев // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. 2000. — № 2. -С. 3−12.
  148. Ф.А. Организация медико-социальной реабилитации за рубежом. // Ф. А. Юнусов, Г. Гайгер, Э. Микус. М, 2004. — 309 с.
  149. Юрьев В. К. Социологический опрос, как важный инструмент оценки качества медицинской помощи / В. К. Юрьев, A.A. Наумова, H.A. Прибыш // Социальная педиатрия проблемы, поиски, решения: матер, научн.-практ. конф. — СПб.: СПбГМА, 2000. — С. 220−221.
  150. В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов / В. К. Юрьев, Г. И. Ку-ценко. СПб.: Петрополис, 2000. — 914 с.
  151. Abbott J. Quality of life in children and adolescents with cystic fibrosis: implications for optimizing treatments and clinical trial design / J. Abbott, L. Gee // Paediatr. Drugs. 2003. — № 5. — P. 41−56.
  152. Albrecht G. Using subjective health assessments in practice and policy-making / G. Albrecht // Health Care Anal. 1996. — № 4. — P. 284−292.
  153. Aman M.G. Treatment planning for patients with autism spectrum disorders. Review / M.G. Aman // J. Clin. Psychiatry. 2005. — № 66, Suppl. 10. -P. 38−45.
  154. Beavers J. Coping in Families with a Retarded Child / J. Beavers, R.B. Hampson, W.R. Hulgus // Family Process. 1986. — Vol. 25, № 3. p. 7579.
  155. Beckman H.B. The effect of physician behavior on the collection of data / H.B. Beckman, R.M. Frankel // Ann. Intern. Med. 1984. — № 101. -P. 692−696.
  156. Begg C. Improving the quality of reporting of randomised controlled trials. The statement / C. Begg, M. Cho, S. Eastwood // JAMA. 1996. — № 276. -P. 637−639.
  157. Beresford B.A. Resources and Strategies: How Parents Cope with a Disabled Child / B.A. Beresford // Journal of Child Psychology and Psychiatry. -2001.-№ 35.-P. 171−209.
  158. Berkoff M.C. Accuracy of caregiver identification of developmental delays among young children involved with child welfare / M.C. Berkoff,
  159. K. Leslie, A.C. Stahmer // J. Dev. Behav. Pediatr. 2006. — № 4, Vol. 27. -P. 310−318.
  160. Bertakis K.D. The relationship of physician medical interview style to patient satisfaction / K.D. Bertakis, D. Roter, S.M. Putnam // J. Fam. Pract. 1991. -№ 32.-P. 175−181.
  161. Bradlyn A. Quality of life assessment in pediatric oncology: A retrospective review of phase III reports / A. Bradlyn, C. Harris, L. Spieth // Soc. Sci. Med.- 1995.-№ 41.-P. 1463−1465.
  162. Brody D.S. Improvement in physicians' counseling of patients with mental health problems / D.S. Brody, C.E. Lerman, H.G. Wolfson // Arch. Intern. Med. 1990. — № 150. — P. 993−998.
  163. Bruil J. The development of the How Are You? (HAY), a quality of life questionnaire for children with a chronic illness / J. Bruil, S. Maes, L. le Coq // Quality of Life Newsletter. 1997. — № 18. — P. 9.
  164. Bullinger M. Assessing health-related quality of life in chronically ill children with the German KINDL: first psychometric and content analytical results / M. Bullinger, U. Ravens-Sieberer // Qual. Life Res. 1998. — Vol. 7, № 5. -P. 399−407.
  165. Bullinger M. European Pediatric Health-Related Quality of Life assessment. The DISABKIDS Group / M. Bullinger // Quality of Life Newsletter. -2002. № 29. — P. 5−6.
  166. Burish T.G. Coping with Chronic Disease / T.G. Burish, L.A. Bradley. New York, 1985.-341 p.
  167. Calkins D.R. Failure of physicians to recognize functional disability in ambulatory patients / D.R. Calkins, L.V. Rubenstein, P.D. Cleary // Ann. Intern. Med. 1991.-№ 114.-P. 451−454.
  168. Calkins D.R. Functional disability screening of ambulatory patients: A randomized controlled trial in a hospital-based group practice / D.R. Calkins, L.V. Rubenstein, P.D. Cleary // J. Gen Intern. Med. 1994. — № 9. — P. 590−592.
  169. Carlson L. Computerized quality of life screening in a cancer pain clinic / L. Carlson, M. Speca, N. Hagen // J. Palliat. Care. 2001. — № 17. — P. 4652.
  170. Chen M.Y. Health-related behavior and adolescent mothers / M.Y. Chen, K. James, L.L. Hsu // Public Health Nurs. 2005. — Vol. 22, № 4. -P. 280−288.
  171. Christie M.J. Development of child centered disease specific questionnaires for living with asthma / M.J. Christie, D. French, A. Sowden, // Psycho-som Med. 1993. — P. 541−548.
  172. Chuh A.T. Validation of the Cantonese version of Children’s Dermatology Life Quality Index / A.T. Chuh // Pediatric Dermatology. 2003. — Vol. 20, N6.-P. 479−481.
  173. Cleary P.D. The effects of Rg-csf on health related quality of life in children with agranulocytosis / P.D. Cleary, G. Morrisey, A. Yver // Qual. Life Res. 1994.-P. 307−315.
  174. Colver A. A Shared framework and language for childhood disability / A.A. Colver // Dev. Med. Child Neurol. 2005 -Vol. 47, № 11. — P. 780−784 Review.
  175. Costello EJ. Psychopathology in pediatric primary care: The new hidden morbidity / E.J. Costello, C. Edelbrock, AJ. Costello // Pediatrics. 1988. -N82.-P. 415−424.
  176. Detmar S.B. Quality of life assessment in daily clinical oncology practice: A feasibility study /S.B. Detmar, N.K. Aaronson // Eur. J. Cancer. -1998.-№ 34.-P. 1181−1186.
  177. Detmar S.B. How are you feeling? Who wants to know? Patients' and oncologists' preferences for discussing health-related quality of life issues / S.B. Detmar, N.K. Aaronson, L.D.V. Wever // J. Clin Oncol. 2000. — № 18. -P. 3295−3301.
  178. Detmar S.B. Health-related quality of life assessments and patient-physician communication: a randomized controlled trial / S.B. Detmar, M.J. Muller, J.H. Schornagel // JAMA. 2002. — № 288. — P. 3027−3034.
  179. DeMaso D.R. Psychosocial factors and quality of life in children and adolescents with implantable cardioverter-defibrillators / D.R. DeMaso, A. Lau-retti, L. Spieth // Am J Cardiol. 2004. — Vol. 93, N5. — P. 582−587
  180. Donohue M.V. Social profile: assessment of validity and reliability with preschool children / M.V. Donohue // Can. J. Occup. Ther. 2005. -Vol. 72, № 3. — P. 164−175.
  181. Driver S. Social support and the physical activity behaviors of people with a brain injury / S. Driver // Brain Inj. 2005. -Vol. 19, № 13. — P. 1067−1075. Review.
  182. Duffy C.M. The Juvenile Arthritis Quality of Life Questionnaire: development of a new responsive index for juvenile rheumatoid arthritis and juvenile spondyloarthritides / C.M. Duffy, L. Arsenault, K.N. Duffy // J. Rheumatol. -1997.-№ 24.-P. 738−746.
  183. Eiser C. Can parents rate their child’s health related quality of life? Results of a systematic review / C. Eiser, R. Morse // Qual. Life Res. 2001. -№ 10.-P. 347−357.
  184. Eiser C. Quality of life measures in chronic diseases of childhood / C. Eiser, R. Morse // Health Technol Assess. 2001. — № 5. — P. 1−157.
  185. The ERIQA Group: Assessing Treatment Impact Using Patient-Reported Outcomes (PROs): Challenges in Study Design, Conduct and Analysis. Meeting Report (Paris, May 10−11, 2004) // Patient-Reported Outcomes Newsletter. -2005. -№ 3 (Special). P. 1−16.
  186. Fayers P.M. Quality of life: Assessment, analysis and interpretation / P.M. Fayers, D. Machin. New York: Wiley- 2000. — 279 p.
  187. Felder-Puig R. German cross-cultural adaptation of the Health Utilities Index and its application to a sample of childhood cancer survivors / R. Felder-Puig, E. Frey, G. Sonnleitner // Eur J Pediatr. 2000 — Vol. 159- N4. — P. 283−288.
  188. French D. Health-related quality of life in Australian children with asthma: lessons for the cross-cultural use of quality of instruments / D. French, A. Carrol, M. Christie // Qual. Life Res. 1998. — Vol.7, № 5. — P. 409−419.
  189. Garwick A.W. Levels of Meaning in Family Stress Theory / A.W. Garwick, J.M. Patterson // Family Process. 1994. — Vol.33, № 3. — P. 136 139.
  190. Gilbody S.M. Routinely administered questionnaires for depression and anxiety: A systematic review / S.M. Gilbody, A.O. House, T.A. Sheldon // BMJ. 2001. — № 322. — P. 406−409.
  191. Gilbody S.M. Routine administration of health related quality of life (HRQoL) and needs assessment instruments to improve psychological outcome- a systematic review / S.M. Gilbody, A.O. House, T. Sheldon // Psychol. Med. -2002. № 32. — P. 1345−1356.
  192. Golden WE: Health status measurement: Implementation strategies / W.E. Golden // Med. Care. 1992. — Vol. 30, N5 (Suppl). — P. MS187-MS195.
  193. Gortmaker S.L. Demography of chronic childhood diseases. // In Issues in the care of children with chronic illness / S.L. Gortmaker — edited by N. Hobbs, J.M. Perrin. Jossey-Bass, 1985. — P. 135−154.
  194. Greehnalgh J. The effectiveness of the use of patient-based measures of health in routine practice in improving the process and outcomes of patient care: A literature review / J. Greehnalgh, K. Meadows // J. Eva. l Clin. Pract. 1999. -№ 5. -P. 401−416.
  195. Guralnik J.M. Childhood socioeconomic status predicts physical functioning a half century later / J.M. Guralnik, S. Butterworth, M.E. Wadsworth // J. Gerontol. A Biol. Sci. Med. Sci. 2006. — Vol. 61, № 7. — P. 694−701.
  196. Guyatt G. Issues in quality of life measurement in clinical trials / G. Guyatt., D. Feeny, D. Patrick // Control Clin. Trials. 1991. — № 12. — P. 81s-90s.
  197. Handbook of Psychooncology / ed. J.C. Holland, J.H. Rowland. Oxford Univ Press, 1992. — 375 p.
  198. Hastings R.P. Positive Perceptions in Families of Children with Developmental Disabilities / R.P. Hastings, H.M. Taunt // American Journal of Mental Retardation. 2002. — Vol. 107, № 2. — P.79−85.
  199. Hester N.O. Assessment and management of pain in children / N.O. Hester, C.S. Barcus //Pediatr Nurs Update. 1986. -№ 1. — P. 1−8.
  200. Hinds P. S. Quality of life as conveyed by pediatric patients with cancer / P. S. Hinds // Qual Life Res. 2004. — Vol.13, № 4. — P. 761−772.
  201. Horowitz L. Interaction before conflict and conflict resolution in preschool boys with language impairment / L. Horowitz, L. Jansson, T. Ljungberg // Int. J. Lang. Commun. Disord. -2006. Vol.41, № 4. — P. 441−466.
  202. Imber-Black E. Toward a Resource Model in Systemic Family Therapy / E. Imber-Black, M.A. Karpel. NY: The Guilford Press, 1986. — 355 p.
  203. Ingersoll G.M. A modified quality of life measure for youths: psychometric properties / G.M. Ingersoll, D.G. Marrero // Diabetes Educ. 1991. -№ 17.-P. 114−118.
  204. Jacobsen P.B. Assessing quality of life in research and clinical practice / P.B. Jacobsen, K. Davis, D. Cella // Oncology (Huntingt). 2002. — Vol. 16, № 9 (Suppl. 10).-P. 133−139.
  205. Jenkinson C: Quality of life measurement: Does it have a place in routine clinical assessment // J. Psychosom Res. 1994. — № 38. — P. 377−381.
  206. Juniper E. Measuring quality of life in children with asthma / E. Juniper, G. Guyatt, D. Feeny // Qual. Life Res. 1996. — № 5. — P. 35−46.
  207. Juniper E.F. Measuring quality of life in children with rhinoconjunc-tivitis / E.F. Juniper, W.C. Howland, N.B. Roberts // J. Allergy Clin. Immunol. -1998. -№ 101.-P. 163−170.
  208. Kaplan R.M. The quality of well-being scale: Applications in AIDS, cystic fibrosis, and arthritis / R.M. Kaplan, J.P. Anderson, A.W. Wu // Med. Care. 1989.-№ 27.-P. S27-S43.
  209. Karpel M.A. Family Resources: The Hidden Partner in Family Therapy / M.A. Karpel. NY: Guilford Press, 1986. — 148 p.
  210. Kazis L.E. Health status reports in the care of patients with rheumatoid arthritis / L.E. Kazis, L.F. Callahan, R.F. Meenan // J. Clin. Epidemiol. -1990. № 43. — P. 1243−1253.
  211. Konijnenberg A.Y. Children with unexplained chronic pain: substantial impairment in everyday life / A.Y. Konijnenberg, C.S. Uiterwaal, J.L. Kimpen // Arch. Dis. Child. 2005. -Vol. 90, № 7. — P. 680−686.
  212. Landgraf J. Canadian-French, German and UK version of the Child Health Questionnaire: methodology and preliminary item scaling results / J. Landgraf, E. Maunsell, K. Nixon Speechley // Qual Life Res. 1998. — № 7. — P. 433 445.
  213. Landgraf J. The Child Health Questionnaire (CHQ): A User’s Manual. 2nd printing / J. Landgraf, L. Abetz, J. Ware. — Boston, MA: Health Act. -1999.-552 p.
  214. Langeveld J. A QOL instrument for adolescents with chronic headache / J. Langeveld, H. Koot, M. Loonen // Cephalgia. 1996. — № 16. — P. 183 196.
  215. Lautamo T. Play assessment for group settings: a pilot study to construct an assessment tool / T. Lautamo, A. Kottorp, A.L. Salminen // Scand. J. Oc-cup. Ther. 2005. -Vol.12, № 3. — P. 136−144.
  216. Leidy N.K. Recommendations for evaluating the validity of quality of life claims for labeling and promotion / N.K. Leidy, D.A. Revicki, B. Geneste // Value Health. 1999. — № 2. — P. 113−127.
  217. Legoff D.B. Long-term outcome of social skills intervention based on interactive LEGO play / D.B. Legoff, M. Sherman // Autism. 2006. -Vol. 10, № 4.-P. 317−329.
  218. Lemanske R.F. Omalizumab improves asthma-related quality of life in children with allergic asthma / R.F. Lemanske, A. Nayak, M. McAlary // Pediatrics. 2002. — № 110. — P. 55.
  219. Levinson W. Physicians' psychosocial beliefs correlate with their patient communication skills / W. Levinson, D. Roter // J. Gen. Intern. Med. 1995. — № 10.-P. 375−379.
  220. Lewis-Jones M.S. The Children’s Dermatology Life Quality Index (CDLQI): initial validation and practical use / M.S. Lewis-Jones, A.Y. Finlay // Br. J. Dermatol. 1995. — P. 942−949.
  221. Lindstrum B.A. Quality of life among children in the Nordic countries / B.A. Lindstrum, B.T. Eriksson // Qual. Life Res. 1993. — Vol. 2, N1. — P. 23−32.
  222. Loonen H. Measuring quality of life in children with inflammatory bowel disease: the Impact-II (NL) / H. Loonen, M. Grootenhuis, B. Last // Qual. Life Res.-2002.-Vol. 11, N1.-P. 47−56.
  223. Madsen W.C. Collaborative Therapy with Multi-stressed Families / W.C. Madsen. NY: Guilford Press, 1999. — 236 p.
  224. Magruder-Habib K. Improving physicians' recognition and treatment of depression in general medical care / K. Magruder-Habib, W.W.K. Zung, J.R. Feussner // Med. Care. 1990. — № 28. — P. 239−250.
  225. Maguire P. Helping cancer patients disclose their concerns / P. Maguire, A. Faulkner, K. Booth // Eur. J Cancer. 1996. — № 32A. — P. 78−81.
  226. Matza L.S. Assessment of Health-related Quality of Life in Children: A Review of Conceptual, Methodological and Regulatory Issues / L.S. Matza, A.R. Swensen., E.M. Flood // Value in Health. 2004. — Vol. 7, № 1. P. 79−92.
  227. Mazonson P.D. The Mental Health Patient Profile: Does it change primary care physicians' practice patterns? / P.D. Mazonson, S.D. Mathias, S.K. Fifer // J. Am. Board Fam. Pract. 1996. — № 9. — P. 336−345.
  228. McHorney C.A. A qualitative study of patients' and physicians' views about practice-based functional health assessment / C.A. McHorney, D.E. Bricker // Med. Care. 2002. — № 40. — P. 1113−1125.
  229. Meadows K.A. Action research a model for introducing standardized health assessment in general practice: An exploratory study / K.A. Meadows, F. Twidale, D. Rogers // J. Eval. Clin. Pract. — 1998. — № 4. — P. 225−239.
  230. Minnes P.M. Family Resources and Stress Associated with Having a Mentally Retarded Child / P.M. Minnes // American Journal of Mental Retardation. 1988. — Vol. 93, N2. — P. 37−45
  231. Mitchell R.B. Quality of life after adenotonsillectomy for obstructive sleep apnea in children / R.B. Mitchell, J. Kelly, E. Call // Arch. Otolaringol. Head Neck Surg. 2004. — Vol. 130, N4. — P. 409−412.
  232. Muller-Buhl U. Quality of life and objective disease criteria in patients with intermittent claudication in general practice / U. Muller-Buhl, P. Engeser, H.D. Klimm // Fam. Pract. 2003. — № 20. — P. 36−40.
  233. Nelson E.C. The functional status of patients: How can it be measured in physicians' offices? / E.C. Nelson, J.M. Landgraf, R.D. Hays // Med. Care. -1990.-№ 28.-P. 1111−1126.
  234. Nelson R. Adenotonsillar disease has a detrimental effect on children’s quality of life / R. Nelson // Lancet. 2002. — № 360 (9338). — P. 1002. i i
  235. Nerenz D.R. Ongoing assessment of health status in patients with diabetes mellitus / D.R. Nerenz, D.P. Repasky, F. W Whitehouse // Med. Care. 1992. -№ 30 (5 Suppl.). — MS 112-MS124.
  236. Newacheek P.W. An epidemiologic profile of children with special health care needs / P.W. Newacheck, B. Strickland, J.P. Shonkoff // Pediatrics. -1998.-№ 102.-P. 117−123
  237. Olausson B. Transplanted children’s experiences of daily living: children’s narratives about their lives following transplantation / B. Olausson, Y. Utbult, S. Hansson // Pediatr. Transplant. 2006. — Vol. 10, № 5. — P. 575−585.
  238. Parkin P.D. Development of a health-related quality of life instrument for use in children with spina bifida / P.D. Parkin, H.M. Kirpalani, P.L. Rosenbaum // Qual. Life Res. 1997. — № 16. — P. 123−132.
  239. Rehm R.S. Social interactions at school of children who are medically fragile and developmentally delayed / R.S. Rehm, J.F. Bradley // J. Pediatr. Nurs. -2006. Vol. 21, № 4. — P. 299−307.
  240. Rizzo A.A. A virtual reality scenario for all seasons: the virtual classroom / A.A. Rizzo, T. Bowerly, J.G. Buckwalter // CNS Spectr. 2006. -Vol. 11, № l.-P. 35−44.
  241. Rovers M.M. Randomised controlled trial of the effect of ventilation tubes (grommets) on quality of life in children aged 1−2 years / M.M. Rovers, P.F. Krabbe, H. Straatman // Arch. Dis. Child. 2001. — № 84. — P. 45−49.
  242. Rubenstein L.V. Improving patient function: A randomized trial of functional disability screening / L.V. Rubenstein, D.R. Calkins, R.T. Young // Ann. Intern. Med. 1989.-№ 111.-P. 836−842.
  243. Rubenstein L.V. Improving patient functional status: A randomized trial of computer-generated resource and management suggestions / L.V. Rubenstein, J.M. McCoy, D.W. Cope//Clin. Res. 1989.-№ 37.-P. 801 A.
  244. Sanders C. Reporting on quality of life in randomized controlled trials: Bibliographic study / C. Sanders, M. Egger, J. Dononvan // BMJ. 1998. -№ 317.-P. 1191−1194.
  245. Sawyer S.M. Self-management in adolescents with chronic illness. What does it mean and how can it be achieved? / S.M. Sawyer, R.A. Aroni // Med. J. Aust. 2005. -Vol. 183, № 8. — P. 405−409.
  246. Schlosser R.W. Asking well-built questions for evidence-based practice in augmentative and alternative communication / R.W. Schlosser, R. Koul, J. Costello // J. Commun. Disord. 2007. — Vol.40, № 3. — P. 225−38. Epub. 2006 Jul. 28.
  247. Slevin M.L. Who should measure quality of life, the doctor or the patient? / M.L. Slevin, H. Plant, D. Lynch // Br. J. Cancer. 1988. — № 57. — P. 109 112.
  248. Snowling M.J. Psychosocial outcomes at 15 years of children with a preschool history of speech-language impairment / M.J. Snowling, D.V. Bishop, S.E. Stothard // J. Child. Psychol. Psychiatry. 2006. — № 8, Vol. 47. — P. 759 765.
  249. Sprangers M.A. The role of healthcare providers and significant others in evaluating the quality of life of patients with chronic disease: A review / M.A. Sprangers, N.K. Aaronson // J. Clinic Epidemiol. 1992. — № 45. — P. 743 760.
  250. Starfield B. Adolescent health status measurement: development of the Child Health and illness Profile / B. Starfield // Pediatrics. 1993. — № 91. -P. 430−435.
  251. Street R.L. Using health status surveys in medical consultations / R.L. Street, W.R. Gold, T. McDowell // Med. Care. 1994. — № 32. — P. 732−744.
  252. Sullivan M: The new subjective medicine: Taking the patient’s point of view on health care and health / M. Sullivan // Soc Sci. Med. 2003. — № 56. -P. 1595−1604.
  253. Taylor K.M. Physicians perspective on quality of life: An exploratory study of oncologists / K.M. Taylor, K.A. MacDonald, A. Bezjak // Qual. Life Res. 1996.-№ 5.-P. 5−14.
  254. Theirac S.O. Forces motivating the use of health status assessment measures in clinical settings and related research / S.O. Theirac // Med. Care. -1992.-Vol. 30, N5 (Suppl.).-MS15-MS22.
  255. Theunissen N. The proxy problem: child report versus parent report in health-related quality of life research / N. Theunissen, T. Vogels, H. Koopman // Qual. Life Res. 1998. — Vol. 5, N7. — P. 387−397.
  256. Theunissen N.C. Quality of life and self-esteem in children treated for idiopathic short stature / N.C. Theunissen, G.A. Kamp, H.M. Koopman // J. Pedi-atr. 2002. — № 140. — P. 507−515.
  257. Thurgate C. Living with disability: part 1 / C. Thurgate, H. Warner // Paediatr. Nurs. 2005. -Vol. 17, № 10. — P. 37−44.
  258. Tunali B. Creating Satisfaction: a Psychological Perspective on Stress and Coping in Families of Handicapped Children / B. Tunali, T.G. Power // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. — Vol. 34, N6. — P. 157−170.
  259. Maddocks A. Development of a measure of the health-related quality of life of children in public care / A. Maddocks, C. Eiser, P.M. Barnes // Child Care Health Dev. 2005. — Vol. 31, № 4. — P. 409−415.
  260. Varni J. Screening for behavioral and emotional problems in children and adolescents with congenital or acquired limb deficiencies / J. Varni, Y. Setoguchi // Am. J. Dis. Child. 1992. — № 146. — P. 103−107.
  261. Varni J.W. Perceived Stress and Adjustment of Longterm Survivors of Childhood Cancer / J. Varni, E. Katz R. Colegrove, M. Dolgin // J. Psychosocial Oncology. 1994. — Vol. 12, N3. — P. 72−78.
  262. Varni J. Development of the Waldorn/Varni pediatric Pain Coping Inventory / J. Varni, S. Waldorn, R. Cragg // Pain. 1996. — № 67. — P. 141−150.
  263. Varni J. The Pediatric Cancer Quality of life Inventory-32 (PCQL-32). I. Reliability and validity / J. Varni, E. Katz, M. Seid // Cancer. 1998. -Vol. 82, N6.-P. 1184−1196.
  264. Varni J. Pediatric health-related quality of life measurement technology: a guide for health care decision makers / J. Varni, M. Seid, P. Kurtin // JCOM. 1999. — Vol. 6, N4 — P. 33−40.
  265. Varni J.W. The PedsQL™: Measurement model for the Pediatric Quality of Life Inventory / J. Varni, M. Seid, C.A. Rode // Med. Care. 1999. -№ 37.-P. 126−139.
  266. Varni J. The PedsQL 4.0: Reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory Version 4.0 Generic Core Scales in healthy and patientpopulations / J. Varni, M. Seid, P. Kurtin // Medical Care. 2001. — № 39. -P. 800−812.
  267. Varni J.W. The PedsQL™ 4.0 Generic Core Scales: Sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision-making / J.W. Varni, M. Seid, T.S. Knight// J. Behav Med. -2002. -№ 25. P. 175−193.
  268. Varni J.W. The PedsQL™ Family impact model: Preliminary reliability and validity / J.W. Varni, S.A. Sherman, T.M. Burwinkle // Health Qual. Life Outcomes. 2004. — № 2. — P. 55.
  269. Verrips E.G.H. International child health. Measuring health related quality of life in a child population / E.G.H. Verrips, T.G.C. Vogels, H.M. Koop-man // Eur. J. Pub. Health. 1999. — № 9. — P. 188−193.
  270. Von Mackensen S. Development and testing of an instrument to assess the Quality of Life of Children with Haematophillia / S. Von Mackensen, M. Bullinger //Hematol 2004. — № 10, suppl. l.-P. 17−25.
  271. Wagner A.K. Patient-based health status measurement in clinical practice: A study of its impact on epilepsy patients' care / A.K. Wagner, B.L. Ehrenberg, T.A. Tran // Qual. Life Res. 1997. — № 6. — P. 329−341.
  272. Wartman S.A. Impact of divergent evaluations by physicians and patients of patients' complaints / S.A. Wartman, L.L. Morlock, F.E. Malitz // Public Health Rep. 1983. — № 98. — P. 141−145.
  273. Wasson J. The short term effect of patient health status assessment in a health maintenanace organization / J. Wasson, R. Hays, L. Rubenstein // Qual. Life Res. 1992. -№ 1. — P. 99−106.
  274. Waters E.B. Health-related quality of life of children with acute lymphoblastic leukemia: comparison and correlations between parent and clinician reports / E. B Waters, M.A. Wake, K.D. Hesketh // Int. J. Cancer. 2003. — Vol. 103, N4.-P. 514−518.
  275. Williams S.K. Risperidone and adaptive behavior in children with autism / S.K. Williams, L. Scahill, B. Vitiello // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2006. — Vol. 45, № 4. — P. 431−439.
  276. Whalley D.D. International Development of a measure to assess quality of life in childhood atopic dermatisis: the PIQOL-AD / D.D. Whalley, S.P. McKenna, A.L. Dewar // Qual. Life Res. 2000. — № 9. — P. 302.
  277. Whalley D. The benefit of pimecrolimus (Elidel, SDZ ASM 981) on parents' quality of life in the treatment of pediatric atopic dermatitis / D. Whalley, J. Huels, S.P. McKenna // Pediatrics. 2002. — № 110. — P. 1133−1136.
  278. Wright S. Reporting on quality of life in RCT’s / S. Wrights // BMJ. -1999.-№ 318.-P. 1142.
Заполнить форму текущей работой