Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научное обоснование оптимизации условий труда диспетчеров на железнодорожном транспорте в системе безопасности движения поездов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы исследования использованы при подготовке: — при внедрении методики определения сумеречной остроты зрения и чувствительности к ослеплению включенной в перечень обязательных, при проведении ПМО диспетчерско-операторской группы и в работу всех ведомственных ВЭК (информационно-методическое письмо Департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД» №UYBC-N-11 от 24.11.2004) — - информационного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние здоровья работников диспетчерскооператорской группы и гигиенических условий труда на железнодорожном транспорте в системе безопасности движения поездов (обзор литературы)
    • 1. 1. Гигиеническая организация труда железнодорожных диспе- 13 черов
    • 1. 2. Диагностика и коррекция зрительного утомления у диспет- 16 черов, как операторов видеодиспленых терминалов, в системе безопасности движения поездов
    • 1. 3. Заболеваемость работников диспетчерско-операторской 23 группы на железнодорожном транспорте
    • 1. 4. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов
  • Глава 2. Методы исследования и их обоснование
    • 2. 1. Организация и методы исследований
    • 2. 2. Объекты исследований
  • Глава 3. Гигиеническая оценка условий труда диспетчеров по кри- 44 териям вредности и опасности, тяжести и напряженности
    • 3. 1. Организация работы диспетчерского состава, характеристи- 44 ка профессионо-должностных обязанностей и организации труда диспетчеров разного профиля
    • 3. 2. Гигиеническая оценка условий труда диспетчеров ЕДЦУ
  • Глава 4. Влияние условий труда диспетчеров разного профиля на самочувствие и заболеваемость
    • 4. 1. Анализ влияния условий труда на самочувствие и здоровье 70 поездных диспетчеров на основе результатов анкетного опроса
    • 4. 2. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности 80 диспетчеров
    • 4. 3. Состояние здоровья диспетчеров по результатам периодиче- 87 ского медицинского осмотра
  • Глава 5. Оценка эффективности гигиенических и оздоровительно- 96 реабилитационных мероприятий в системе медицинского обеспечения безопасности движения поездов
    • 5. 1. Сравнительные клинико-физиологические офтальмологиче- 96 ские исследования влияния условий труда диспетчеров разного профиля на функциональное состояние зрительного анализатора
    • 5. 2. Разработка и оценка эффективности комплекса гигиениче- 113 ских и лечебно-восстановительных мероприятий по функциональной коррекции зрения у диспетчеров

Научное обоснование оптимизации условий труда диспетчеров на железнодорожном транспорте в системе безопасности движения поездов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Одним из стратегических направлений программы развития ОАО «Российские железные дороги» является социальная политика, направленная на повышение качества жизни всех работников акционерного общества [155]. Важную роль в реализации этой программы играет «железнодорожная медицина», являющаяся составной частью медицины труда [111,57,56]. Основной специфической задачей железнодорожного здравоохранения является медицинское обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте [63,62,6,7]. Главную роль в координации транспортного процесса и обеспечении безопасности движения играет диспетчерское управление и регулирование, осуществляемое с помощью системы автоматизированного управления движением поездов. Поэтому, важнейшей проблемой в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте является повышение надежности диспетчеров, которая зависит от уровня их подготовки, функционального состояния и работоспособности, здоровья, свойств личности и других факторов [121,143,142,144,133].

Анализ работ по медико-биологическим проблемам обеспечения надежности операторов и диспетчеров в различных отраслях народного хозяйства (энергетические системы, химическая промышленность, авиационный, морской, автомобильный транспорт и др.) показал, что основное влияние на их работоспособность и здоровье оказывают нервно-эмоциональные и сенсорные нагрузки, а также сопутствующие им факторы производственной среды и трудового процесса [20,149,123,96,21], причем характер и выраженность изменений показателей работоспособности и здоровья зависят от вида операторского труда [88,101,158,183].

Отрицательное влияние этих факторов проявляется, прежде всего в изменениях функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой сисч тем, зрительного анализатора [29,36,117,173], которые отражаются на работоспособности и надежности, особенно, в экстремальных ситуациях, и при отсутствии коррекции они могут перейти в разряд патологии. Поэтому, при определении уровня работоспособности и надежности операторов и диспетчеров должны учитываться состояние здоровья и степень напряженности их труда [20,1,98].

Среди большого числа исследований, выполненных специалистами медиками на железнодорожном транспорте, основная часть посвящена вопросам гигиены труда машинистов локомотивов [80,81,79,78,107,34,62,167], тогда как гигиенической оценке условий труда диспетчеров посвящено небольшое число работ, и в основном, они касаются поездных диспетчеров [50,46,105,47,48,97,98].

В тоже время многими исследователями подчеркивается [132,63,97,98 и др.], что особенностью диспетчерской службы на железнодорожном транспорте являются ее сложная структура, требующая оптимальной организации взаимодействия между диспетчерами разного профиля, совместно решающими сложные задачи управления транспортным процессом и обеспечения движением поездов. Их работа также связана со значительными эмоциональными и сенсорными нагрузками, обусловленными постоянным наблюдением и контролем транспортной обстановки с использованием компьютерных средств отображения информации, с решением оперативных задач в условиях дефицита времени при высокой ответственности за результат работы, что формирует высокую напряженность труда. Однако, работы по гигиенической, тем более сравнительной, оценке условий труда диспетчеров разного профиля и их влияния на работоспособность, здоровье и функциональное состояние зрительного анализатора практически отсутствуют. Поэтому необходимо изучение профессионального здоровья, и особенно, профессионально-обусловленных офтальмопатии и офтальмопатологии для реализации гигиенических мероприятий и лечебно-реабилитационных программ в системе безопасности движения поездов. ь ¦ V.

I;

Цель работы.

Гигиеническое обоснование оптимизации условий труда и оздоровительно-реабилитационных программ для диспетчеров железнодорожного транспорта на основе комплексной гигиенической и клинико-физиологической офтальмологической оценки влияния факторов производственной среды и трудового процесса на самочувствие, работоспособность и состояние здоровья работников. Задачи исследования.

1. Провести сравнительную гигиеническую оценку условий труда диспетчеров разного профиля и выявить основные факторы профессионального риска для их работоспособности и здоровья.

2. Изучить и дать комплексную сравнительную оценку работоспособности и показателей здоровья диспетчеров разного профиля во взаимосвязи с условиями их труда.

3. Провести углубленные клинико-физиологические офтальмологические исследования диспетчеров разного профиля, выявить факторы риска и особенности изменений состояния зрительного анализатора в зависимости от интенсивности воздействия факторов производственной среды и трудового процесса.

4. Научно обосновать и разработать комплекс гигиенических мероприятий и лечебно-реабилитационных программ для диспетчеров по улучшению условий и режимов их труда, отдыха, повышению работоспособности, снижение заболеваемости и совершенствование медицинского обслуживания с оценкой его эффективности.

Научная новизна В работе впервые:

— дана сравнительная гигиеническая оценка, выявлены различия и определены классы условий труда диспетчеров разного профиля при 12-часовой рабочей смене;

N'.

— по факторам шум и ЭМИ от ВДТ классы условий труда определены для 12-часовой рабочей смены, по их энергетическим экспозициям (дозам), с учетом напряженности труда диспетчеров и параметров эквивалентности шума q=+6 и q=+10, учитывающих его экспозицию и мешающее и раздражающее действие, рассчитаны их допустимые энергетические экспозиции;

— выявлены особенности формирования структуры и уровней заболеваемости диспетчеров разного профиля в зависимости от условий их труда и установлено, что заболеваемость вследствие болезней органов кровообращения в большей мере зависит от степени напряженности труда, акустических нагрузок и возрастно-стажевых характеристик диспетчеровболезней органов пищеварения — плотности загрузки рабочей смены, режима питания и стажа работыофтальмологических нарушений и заболеваний — от зрительных нагрузок, напряженности труда и стажа работы в профессии;

— выявлены особенности изменений функционального состоянии зрительного анализатора и формирования зрительного утомления у диспетчеров разного профиля в зависимости от условий их труда, степени зрительной и эмоциональной напряженности, дана оценка эффективности межсменного отдыха.

Научно-практическая значимость.

Разработанный способ определения класса условий труда при оценке шума и ЭМИ от ВДТ по энергетическим экспозициям при рабочей смене более 8 часов, с учетом напряженности труда и рассчитанные их допустимые энергетические экспозиции могут использоваться при текущем санитарном надзоре и аттестации рабочих мест.

Разработаны предложения по оздоровлению условий труда и совершенствованию организации медицинского обслуживания диспетчеров с учетом напряженности труда и особенностей структуры их заболеваемости.

Апробированный комплекс методов, характеризующих состояние ней-рорецепторного аппарата, расширяет возможности офтальмологической диагностики утомления, донозологических и патологических состояний при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников диспетчерско-операторской службы и обоснования рекомендаций по коррекции.

Разработан и апробирован комплекс гигиенических мероприятий и лечебно-реабилитационных программ, направленных на профилактику и коррекцию нарушений функционального состояния зрительного анализатора, который рекомендуется к использованию при медицинском обслуживании диспетчеров в других отделениях ОАО «Российские железные дороги». Основные положения, выносимые на защиту.

1. Условия труда поездных диспетчеров в соответствии с действующими гигиеническими критериями, с учетом 12-часовой рабочей смены, оцениваются как вредные 4-й степени (класс 3.4), а 2-й группы диспетчеров — как вредные 3-й степени (класс 3.3). Энергетические экспозиции (дозы) шума и ЭМИ являются адекватными объективными показателями, учитывающими время воздействия, и могут использоваться для гигиенической оценки шумовой и электромагнитной нагрузки от ВДТ при рабочих сменах более 8 часов.

2. Основными факторами риска, влияющими на работоспособность, уровни и структуру заболеваемости диспетчеров являются высокие нервно-эмоциональные и сенсорные нагрузки, шум, неудовлетворительное освещение, вынужденная рабочая поза, гиподинамия, нерациональные режимы труда, отдыха, питания.

3. Различия в изменениях функционального состояния зрительного анализатора и в уровнях заболеваемости у диспетчеров разного профиля, определяются различиями в условиях их труда: основными факторами, дифференцирующими условия труда, являются уровни шума на рабочих местах, степень напряженности их труда, в основном, по плотности функциональной загрузки, сенсорным (зрительным) и эмоциональным нагрузкам, режиму работы труда и питания.

4. Разработанные и апробированные программы выявления и коррекции функциональных нарушений зрения являются эффективными мерами профилактики зрительного утомления, заболеваний зрительной системы и повышения работоспособности и профессиональной надежности диспетчеров.

Внедрение результатов исследования.

Материалы исследования использованы при подготовке: — при внедрении методики определения сумеречной остроты зрения и чувствительности к ослеплению включенной в перечень обязательных, при проведении ПМО диспетчерско-операторской группы и в работу всех ведомственных ВЭК (информационно-методическое письмо Департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД» №UYBC-N-11 от 24.11.2004) — - информационного письма «Гигиеническая и клинико-физиологическая офтальмологическая оценка влияния условий труда диспетчеров ЕДЦУ ГЖД на работоспособность, здоровье и функциональное состояния зрительного анализатора» (информационное письмо службы медицинского обеспечения на ГЖД) — - информационного бюллетеня и памятки для обучения диспетчеров методам самопрофилактики зрительного утомления- - методы определения пространственной контрастной чувствительности, состояния аккомодационной и мышечной систем глаза включены в программу обязательного дообследования диспетчеров при выявлении у них нарушений мезопического зрения (акт внедрения от 16.01.2007) — - «Типовая программа функциональной коррекции зрения для диспетчеров ЕДЦУ ГЖД», внедрена в практику работы кабинетов и постов функциональной коррекции зрения на ГЖД (акт внедрения от 16.01.2007) — компьютерные комплексы «Визоком» и «Зебра» используются в Кировской клинической офтальмологической больнице при диагностике зрительной астенопии у операторов ВДТ (акт внедрения 29.01.2007) — - материалы диссертации включены в учебный процесс кафедры общей гигиены и экологии Нижегородской государственной медицинской академии (акт внедрения от 19.03.2007). I f 11 к<

Апробация материалов диссертации.

Основные положения исследования доложены и обсуждены на: юбилейной Дорожной научно-практической конференции «Актуальные проблемы микрохирургии глаза» (г. Н. Новгород, 2004) — VIII Съезде офтальмологов России, секция — «Медико-социальные проблемы, заболеваемость, инвалидность, слепота, слабовидение, реабилитация» (г. Москва, 2005) — научно-практической конференции «Раннее проявление и профилактика сердечнососудистых заболеваний и состояний высокого риска у лиц, обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта» (г. Н. Новгород, 2005) — научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины — 2006» (г. Санкт-Петербург, 2006) — совещании диспетчеров, проводимом начальником службы перевозок ГЖД (г. Н. Новгород, 2007).

По материалам исследования опубликовано в печати 10 научных работ.

выводы.

1. Условия труда диспетчеров характеризуются воздействием комплекса неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, ведущими из которых являются шум, превышающий ПДУ на 6−18 дБА, несоответствующая гигиеническим нормам освещенность, а также высокая напряженность их труда, обусловленная большой плотностью функциональной загрузки рабочей смены, высокими интеллектуальными, сенсорными (зрительными) и эмоциональными нагрузками, нерациональные режимы труда и отдыха, питания. По гигиеническим критериям вредности и опасности, тяжести и напряженности условия труда поездных диспетчеров, с учетом 12-часовой рабочей смены и энергетической экспозиции воздействия факторов, относятся к вредным 4-й степени (класс 3.4), у диспетчеров другого профиля — к вредным 3-й степени (класс 3.3).

2. Условия труда оказывают выраженное негативное влияние на самочувствие, работоспособность и состояние здоровья диспетчеров: более 90% опрошенных предъявляют к концу рабочей смены различные жалобы, свидетельствующие о развитии утомления, и связывают ухудшение самочувствия с воздействием неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, причем поездные диспетчеры предъявляют эти жалобы в 1,31.8 раза чаще диспетчеров другого профиля.

3. Заболеваемость диспетчеров зависит от класса условий их труда, возрастает с увеличением стажа работы в профессии, что указывает на их профессиональную обусловленность. В группе поездных диспетчеров в 1,5 раза выше, чем среди диспетчеров другого профиля заболеваемость с ВУТ (соответственно 50,2 и 38,7 случая на 100 работающих в год) и в 1,8 раза выше распространенность заболеваний по данным ПМО (229,4 и 129,9 случаев на 100 обследованных). В структуре заболеваемости ведущие места занимают заболевания, в развитии которых основную роль играют факторы, определяющие высокую напряженность труда диспетчеров и не рациональные их режимы их труда, отдыха и питания — болезни органов кровообращения и органов пищеварения, регистрируемые в группе поездных диспетчеров в 2 раза чаще.

4. По результатам ПМО, в структуре заболеваемости первое место занимают болезни глаз (44%-46%), среди которых около 90% приходится на ангиопатию сетчатки и миопию. Распространенность этой патологии среди поездных диспетчеров в 1,8 раза выше (соответственно 100,9 и 59,8 заболеваний на 100 обследованных), чем среди диспетчеров второй группы, что обусловлено более высокой напряженностью их труда, особенно по сенсорным (зрительно-информационным) и эмоциональным нагрузкам (5 показателей относятся к классу 3.2 и 4 показателя — к классу 3.1) по сравнению с диспетчерами 2-й группы (1 показатель — к классу 3.2 и 8 показателей — к классам 3.1 и 2) и возрастает с увеличением стажа работы в профессии.

5. Выявлены особенности и различия в изменениях функционального состояния органа зрения у диспетчеров в зависимости от напряженности их труда, режима работы и периодов межсменного отдыха. Установлено что, продолжительная 12-часовая работа, особенно в ночные смены приводит к значительному снижению эффективности аккомодационной, мышечной и нейросенсорной функций органа зрения- 24-часовой отдых после работы в дневную смену и 48 часовой — после ночной смены не всегда обеспечивает восстановления офтальмологических показателей, что свидетельствует о развитии выраженного зрительного утомления.

6. Чрезмерные и длительные зрительные нагрузки приводят к возникновению у диспетчеров синдрома зрительной астенопии, который носит функциональный характер. При отсутствии коррекции этого состояния снижается зрительная работоспособность и надежность, возрастает риск возникновения миопии и повышается частота позднеприобретенной миопии и ранней пресбиопии.

7. Доказана высокая информативность методов определения пространственной контрастной чувствительности, сумеречной остроты зрения и чувствительности к ослеплению для оценки функционального состояния зрительного анализатора диспетчеров. Установлено, что эти методы являются диагностически значимыми при выявлении зрительного утомления и донозо-логических стадий заболеваний органа зрения, а изменения регистрируемых показателей могут использоваться в качестве критериев при оценке функционального состояния зрительного анализатора.

8. На основе полученных данных научно обоснован, разработан и апробирован комплекс гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранения здоровья диспетчеров ЕДЦУ ГЖД.

Практические рекомендации.

1. Для снижения акустических и эмоциональных нагрузок, оптимизации микроклимата, освещения, осуществить полную изоляцию кабин с использованием полупрозрачного матового и прозрачного сотового поликарбонатакаждую кабину подключить к системам вентиляции и кондиционирования воздуха и оборудовать светильниками.

2. При текущем санитарном надзоре и аттестации рабочих мест и длительности рабочих смен более 8 часов проводить гигиеническую оценку шума и ЭМИ от ВДТ по их энергетическим экспозициям, учитывающим время воздействия факторов.

3. С целью оптимизации рабочего места и рабочей позы оборудовать рабочие места креслами с прочным механизмом и широким диапазоном регулировок в соответствии с антропометрическими данными диспетчера.

4. С целью оптимизации режимов труда, отдыха, питания, профилактики гиподинамии ввести регламентированные внутрисменные перерывы (5−10 мин) через каждые 2 часа работы для профилактики гиподинамии и оперативной ФКЗ и два (10−15 мин) для приема пищи, совмещенные с перерывами для отдьгха с подменой диспетчера.

5. Для улучшения режима и качества питания выделить комнату для приема пищи, оборудовать ее холодильником, СВЧ печью, электрочайником, кофеваркой, а также организовать доставку по заказу первых и вторых блюд, обеспечить диспетчеров индивидуальными термосами для чая и кофе непосредственно на рабочем месте.

6. Организовать в ЕДЦУ комнату психологической разгрузки для снижения нервно-эмоционального напряжения и утомления у диспетчеров после рабочей смены.

7. Для оценки работоспособности, выявления и профилактики заболеваний организовать проведение медицинских осмотров диспетчеров перед началом рабочей смены.

8. Для профилактики зрительного утомления и профессионально-обусловленных нарушений и заболеваний органа зрения, а также для сохранения лечебного эффекта долговременной ФКЗ диспетчерам во время внут-рисменных перерывов использовать комплекс упражнений самопрофилактики и компьютерных программ релаксации.

9. В случае выявления у диспетчеров нарушений мезопического зрения проводить дополнительное исследование функционального состояния аккомодационной, мышечной и нейросенсорной систем глаза с целью определения типа зрительной астенопии для обоснования индивидуальной программы функциональной коррекции зрения.

10. Рекомендовать разработанный комплекс гигиенических мероприятий и программ оперативной и долговременной ФКЗ к использованию при медицинском обслуживании диспетчеров в других отделениях ОАО «Российские железные дороги».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой