Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности профессиональной идентичности психологов в различных сферах: сопоставительный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная идентичность психологов определяется нами как многомерное, интегративное (личностно-групповое), социально-психологическое явление, представляющее собой степень их отождествления с профессией и включённости в профессиональную группу на основе делового общения и социальных представлений, в результате чего происходит восприятие, а также эмоциональная оценка данными специалистами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности психологов в различных сферах
    • 1. 1. Степень разработанности проблемы профессиональной идентичности психологов
    • 1. 2. Понятие, классификация, структура, механизмы и функции профессиональной идентичности психологов
    • 1. 3. Методы и методики исследования профессиональной идентичности психологов в различных сферах
  • Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной идентичности психологов в различных сферах
    • 2. 1. Психологическая характеристика профессиональной идентичности психологов в различных сферах
    • 2. 2. Факторы, влияющие на профессиональную идентичность психологов в различных сферах
    • 2. 3. Анализ практики развития профессиональной идентичности психологов в различных сферах и пути её совершенствования

Социально-психологические особенности профессиональной идентичности психологов в различных сферах: сопоставительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях современного социально-экономического развития общества повышается реально наблюдаемый спрос населения на квалифицированную помощь практикующих психологов (Е.А. Климов и др.).

Профессиональная идентичность психологов влияет на уровень их профессионализма, а следовательно, и на эффективность профессиональной деятельности (И.Ю. Вороцкая, Ю. П. Поварёнков, Л. Б. Шнейдер и др.). Чем выше уровень профессиональной идентичности, тем выше карьерная ориентация специалиста на профессиональную компетентность, тем выше его оценка профессиональной компетентности коллег. У высокоидентичных психологов по сравнению с низкоидентичными специалистами в большей степени проявляется высокая мотивация к достижению успеха в профессиональной деятельности. Такие специалисты обычно обеспечивают в организации принятие компетентных решений.

В настоящее время отмечается недостаточно высокий уровень профессиональной идентичности психологов в различных сферах, что не может не отразиться на качестве оказываемых ими услуг.

Таким образом, в современной психологической практике достаточно остро встаёт проблема повышения уровня профессиональной идентичности психологов в различных сферах. Её неполное решение приводит к возникновению трудностей в трудоустройстве, в профессиональной адаптации и профессионально-личностном росте.

Несмотря на важность и остроту проблемы, она всё ещё не стала предметом всестороннего исследования.

Состояние и степень разработанности проблемы. Важную роль в изучении проблемы идентичности отводят Э. Эриксону, его эпигенетической концепции развития личности. В отечественной психологии с феноменом идентичности связаны работы А. Г. Асмолова, Н. В. Антоновой, М. В. Заковоротной, Ю. Г. Овчинниковой, Г. У. Солдатовой, А. Н. Сухова, В. А. Ядова и др. Разработке теоретических основ профессионального становления и изучению различных аспектов профессионализма посвящены исследования А. А. Бодалёва, В. А. Бодрова, А. А. Деркача, Э. Ф. Зеера, Е. М. Ивановой, Н. А. Коваль и др. Непосредственно проблемой профессиональной идентичности занимались М. М. Абдуллаева, И. С. Аринушкина, И. Ю. Вороцкая, З. В. Ермакова, Е. П. Ермолаева, Д. Н. Завалишина, H.JI. Иванова, Д. В. Колесов, Е. В. Конева, Р. В. Овчарова, Н. С. Пряжников, Ю. П. Поварёнков, H.JI. Регуш, Л. Б. Шнейдер и др.

Имеющиеся научные работы касаются в основном процесса становления профессиональной идентичности студентов психологических факультетов (Л.Б.Шнейдер, Ю. П. Поварёнков, Р. В. Овчарова и др.), а также профессиональной идентичности психологов образовательных учреждений (JI.B. Гурылёва). Данные этих исследований не могут быть в полной мере применимы к работающим в других сферах психологам (силовых структур, здравоохранения, коммерческих организаций).

Необходимо отметить, что полного и всестороннего социально-психологического исследования профессиональной идентичности психологов пока ещё не получено. В связи с этим возникают противоречия:

— между потребностями общества в квалифицированной психологической помощи и уровнем профессиональной идентичности самих психологов;

— между ожиданиями психологов от своей профессии и уровнем её престижности;

— между ожиданиями психологов-практиков от своих профессиональных групп и уровнем ценностно-профессионального единства в них;

— между степенью изученности социально-психологических особенностей профессиональной идентичности психологов в различных сферах и нарастающей в психологической практике потребностью в повышении уровня самой профессиональной идентичности.

Указанные противоречия обусловили существование проблемы, которая заключается в недостаточной изученности социально-психологических особенностей профессиональной идентичности психологов в различных сферах: силовых структурах, здравоохранении, образовании и коммерческих организациях. В различных сферах деятельности отмечается дифференциация уровня развития профессиональных групп психологов. Чем выше уровень профессиональной идентичности, тем выше карьерная ориентация специалиста на профессиональную компетентность, тем выше его оценка профессиональной компетентности коллег.

Этим обусловлена актуальность данного исследования. Объект исследования: профессиональная идентичность психологов. Предмет исследования: сопоставительный анализ профессиональной идентичности психологов в различных сферах (силовых структурах, здравоохранении, образовании, коммерческих организациях).

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности профессиональной идентичности психологов в различных сферах и апробировать их в ходе спецкурса со студентами и тренинга со специалистами. Задачи:

1) провести теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной идентичности психологов;

2) изучить психологические особенности структурных компонентов профессиональной идентичности психологов в различных сферах;

3) выявить психологические факторы, влияющие на профессиональную идентичность психологов в различных сферах;

4) на основе выявленных социально-психологических особенностей профессиональной идентичности психологов в различных сферах разработать и провести спецкурс со студентами и тренинг со специалистами.

Гипотеза исследования заключается в том, что профессиональная идентичность психологов в различных сферах может быть успешно сформирована в условиях спецкурса для студентов или тренинга для специалистов с учётом личностных и организационных факторов в ходе становления:

• когнитивного компонента, то есть социального профессионального познания, представлений о себе как профессионале, о профессии и о профессиональной группе;

• эмоционального компонента, то есть удовлетворённости собой, профессией, профессиональной группой, эмпатийным контактом и эмоциональной регуляцией;

• поведенческого компонента, то есть профессиональных мотивов, компетенций и делового взаимодействия.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), взгляды Э. Эриксона на концепт идентичности (эпигенетическая теория), исследования в области профессионализма (А.А. Деркач, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, А. К. Маркова, J1.M. Митина, В.Д. Шадриков), исследования теоретических основ социально — психологических аспектов идентичности (Т.Г. Стефаненко, А. Н. Сухов, В.А. Ядов), исследования профессиональной идентичности и профессиональной Я-концепции (С.Т. Джаперьян, Л.Б. Шнейдер), психолого — педагогические положения о ведущей роли ценностно-профессионального единства в развитии профессиональной идентичности (А.И. Донцов, А. И. Папкин, А. Н. Сухов и др.), положения теории социальных представлений (Г.М. Андреева, Д. Жоделе, Ж.-П. Кодол, С. Московиси, А. Н. Сухов и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научных источникованкетирование, ассоциативный эксперимент, контент-анализ, методика М. Куна и Т. Макпартленда «Двадцать утверждений самоотношения», методика личностного дифференциала, адаптированная в НИИ имени В. М. Бехтерева, методика «Изучение потребности в достижении успеха» Ю. М. Орлова, тест «Диагностика ценностно — ориентационного единства организации» (применительно для диагностики ценностно-профессионального единства), тест «Якоря карьеры», адаптированный В. А. Чикер, тест «Пульсар» Л. Г. Почебут, методика «Q-сортировка» В. Стефансона, личностный 16-факторный опросник Р. Кеттелла (№ 187), методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования: анализ статистической значимости различий с помощью непараметрических критериев U-Манна-Уитни, Т-Вилкоксона и Н-Крускала-Уоллиса, факторный и корреляционный анализ. Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS 10.0 для Windows.

Научная новизна исследования.

Определена степень выраженности профессиональной идентичности психологов в различных сферах, а именно, высокий уровень профессиональной идентичности отмечается у профессиональной группы психологов сферы образования, средний — у психологов здравоохранения и коммерческих организаций, низкий — у психологов силовых структур.

Изучены психологические особенности профессиональной идентичности психологов силовых структур, сфер образования и здравоохранения, коммерческих организаций, проявляющиеся в разной степени выраженности когнитивного, эмоционального и поведенческого (интерактивного и мотивационного) компонентов, а также в специфике структурной организации профессиональной идентичности психологов.

Раскрыты различия в личностных (социально-демографических: возраст, стажиндивидуально-психологических'. интеллект, эмоциональная устойчивостьнеустойчивость, беспечность-озабоченность, подозрительность-доверчивость, склонность к чувству вины самоуверенность, консерватизм — радикализмсоциально-психологических: социально-психологическая адаптация, самопринятие, принятие других, стремление к доминированию, интернальность, эскапизм, ориентация на профессиональную компетентность, менеджмент и интеграцию стилей жизни, тенденция к «принятию борьбы») и организационных (общий уровень развития профессиональной группы, а также уровень активности, эффективности делового общения, референтности, профессиональной компетентности, сплочённости её членов) факторах профессиональной идентичности психологов в различных сферах. Доказана тесная связь профессиональной идентичности группы с уровнем её ценностно-профессионального единства.

Теоретическая значимость. Конкретизировано определение понятия «профессиональная идентичность психологов» как многомерное, интегративное (личностно-групповое), социально-психологическое явление, представляющее собой степень их отождествления с профессией и включённости в профессиональную группу на основе делового общения и социальных представлений, в результате чего происходит восприятие, а также эмоциональная оценка данными специалистами самих себя, характеристик профессии и группыпри этом возникают различные эффекты взаимодействия, прежде всего проявляющиеся в ценностно-профессиональном единстве. Уточнена структура профессиональной идентичности психологов, включая объектный, субъектный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (мотивационный и интерактивный) и факторный компоненты. В ходе анализа практики развития профессиональной идентичности систематизированы трудности такого развития у студентов-психологов и специалистов.

Практическая значимость. Составлены психологические характеристики профессиональной идентичности психологов силовых структур, сфер здравоохранения и образования, коммерческих организаций. Созданы психологические портреты высоко-, среднеи низкоидентичных специалистов. Сформулированы предложения по преодолению как общих, так и специфических для каждой профессиональной группы трудностей развития профессиональной идентичности психологов. Предложен и апробирован спецкурс для студентов и социально-психологический тренинг для психологов силовых структур с целью повышения уровня их профессиональной идентичности.

Достоверность и надёжность положений, выводов и рекомендаций обусловлена опорой на достижения современной психологии, логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами и гипотезой, репрезентативным объёмом выборки, применением надёжных и валидных методик, тщательным и корректным проведением качественного анализа и математико-статистической обработки исходных данных, апробацией результатов исследования на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования прошли апробацию в выступлениях на межвузовской конференции студентов и молодых учёных «Творческое наследие И. П. Павлова как основа личностного и профессионального становления психолога» (26 апреля 2006 г., Рязань), на международной научной конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (8 февраля, 2007 г., Рязань), на международной конференции студентов и молодых учёных «Философский, психологический, педагогические аспекты рефлекса цели в контексте психологии безопасности» (27 апреля, 2007 г., Рязань) и на заседаниях кафедры социальной психологии и социальной педагогики Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Полученные результаты исследования внедрены в процесс профессиональной психологической подготовки практических психологов Управления внутренних дел по Рязанской области. Кроме того, результаты исследования используются в образовательном процессе Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в преподавании факультатива «Профессиональная самоидентичность психолога» и дисциплины по выбору «Психологическая безопасность образовательного пространства».

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная идентичность психологов — это многомерное, интегративное (личностно-групповое), социально-психологическое явление, представляющее собой степень их отождествления с профессией и включённости в профессиональную группу на основе делового общения и социальных представлений, в результате чего происходит восприятие, а также эмоциональная оценка данными специалистами самих себя, характеристик профессии и группыпри этом возникают различные эффекты взаимодействия, прежде всего проявляющиеся в ценностно-профессиональном единстве. Структура профессиональной идентичности психологов включает в себя объектный, субъектный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (интерактивный и мотивационный) и факторный компоненты. Механизм развития профессиональной идентичности осуществляется посредством социальных представлений и делового общения.

2. Психологи силовых структур, здравоохранения, образования и коммерческих организаций имеют существенные различия в уровне выраженности профессиональной идентичности. Высокий уровень профессиональной идентичности отмечается у профессиональной группы психологов образования, средний — у психологов коммерческих организаций и здравоохранения, низкий — у психологов силовых структур. Профессиональная идентичность каждой из четырёх исследуемых групп обладает специфической эмпирической структурой.

3. Существуют различия в личностных (социально-демографических, индивидуально-психологических, социально-психологических) и организационных факторах профессиональной идентичности психологов силовых структур, сфер образования и здравоохранения, коммерческих организаций.

4. Спецкурс «Профессиональная идентичность психологов в различных сферах» для студентов и тренинг повышения уровня профессиональной идентичности для специалистов, разработанные и проведённые с учётом социально-психологических особенностей профессиональной идентичности психологов в различных сферах, а именно: степени выраженности компонентов, эмпирической структуры, факторов, влияющих на профессиональную идентичность, а также характеристик высокои низкоидентичных специалистов, направлены на развитие всех подструктур изучаемого явления — когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

Организация исследования. Проведение настоящего исследования осуществлялось в период с 2005 по 2008 гг. Базу исследования составили 269 и человек: 120 практических психологов и 149 студентов — психологов. Из 120 психологов 30 человек — психологи силовых структур (специалисты УВД, ФСИН, ГУ МЧС) — 30 человек — психологи здравоохранения (персонал государственных муниципальных учреждений здравоохранения) — 30 человекпсихологи образования (сотрудники муниципальной социально-психологической службы образования) — 30 человек — психологи коммерческих структур (частные предприниматели либо сотрудники коммерческих организаций). Среди профессионалов — 101 женщина и 19 мужчин.

Состав выборки студентов — психологов — студенты и курсанты третьего (70 человек) и пятого (51 человек) курсов РГУ имени С. А. Есенина, РГМУ имени И. П. Павлова, АГТУ ФСИН России. В формирующем эксперименте приняло участие 28 студентов 4 курса РГУ имени С. А. Есенина.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе.

1) Если говорить о психологах как о едином профессиональном сообществе, то следует отметить, что данной профессиональной группе свойственна средняя степень выраженности когнитивного, эмоционального компонентов профессиональной идентичности и УПИ, а также низкий уровень поведенческого компонента.

2) Психологи силовых структур, сфер здравоохранения и образования и коммерческих организаций имеют существенные различия в уровне выраженности профессиональной идентичности.

Во-первых, психологи существенно различаются по уровню когнитивного компонента профессиональной идентичностиво-вторых, существует тенденция различия по интегральному уровню профессиональной идентичности. Наблюдается единообразие в выраженности уровня эмоционального и поведенческого компонентов профессиональной идентичности.

Психологи силовых структур характеризуются низким общим уровнем профессиональной идентичности, а также низким уровнем когнитивного, эмоционального, средним — поведенческого компонентов. Их коллегам из сферы здравоохранения свойственны средний уровень выраженности по всем компонентам, включая УПИ. Для психологов образования характерны высокие показатели по когнитивному, поведенческому компонентам и УПИ и средние — по уровню эмоционального компонента профессиональной идентичности. Психологам коммерческих структур присущ высокий уровень выраженности когнитивного и эмоционального компонентов, средний УПИ и низкий — поведенческого.

3) В рамках исследования уровня профессиональной идентичности психологов были изучены психологические особенности высоко-, среднеи низкоидентичных специалистов.

4) Профессиональная идентичность психологов имеет эмпирическую структуру. Профессиональная идентичность психологов характеризуется, в первую очередь, «деловым общением членов профессиональной группы" — затем „удовлетворённостью“ собой как профессионалом», профессиональной группой и ресурсами, обеспечивающими эффективность работы- «корпоративностью" — «субъектной ценностью профессии" — «когнитивным» и «интерактивным блоками» (когнитивный представляет согласованность представлений о себе и о профессии, а интерактивный — взаимосвязь частоты деловых контактов и степени нормативно-правовой осведомлённости специалиста в рамках профессиональной деятельности).

С помощью факторного анализа были выделены эмпирические структуры профессиональной идентичности психологов силовых ведомств, сфер здравоохранения и образования, коммерческих организаций.

5) На уровень профессиональной идентичности может оказывать влияние ряд факторов, которыми являются как личностные особенности профессионала, так и характеристики профессиональной группы.

К социально-демографическим коррелятам (предполагаемым факторам) профессиональной идентичности относятся психологический стаж (при анализе корреляционных связей мы обращали внимание только на те коэффициенты, значение которых не ниже 0,4) — к социальнопсихологическим — ориентация на профессиональную компетентность, интернальность (внутренний контроль) — к организационным — общая оценка уровня развития группы, профессиональная компетентность её членов, эффективность делового общения, сплочённость и интегративность.

В рамках второй главы были найдены корреляты профессиональной идентичности психологов в различных сферах.

6) На основе анализа групповых показателей уровня профессиональной •идентичности, компонентов и элементов профессиональной идентичности, исследования факторных структур, результатов корреляционного анализа были созданы психологические портреты высоко-, среднеи низкоидентичных специалистов, а также составлены характеристики профессиональной идентичности психологов силовых ведомств, сфер здравоохранения и образования, коммерческих организаций. Подробные психологические характеристики и портреты специалистов размещены в приложении 33 и приложении 34.

В ходе проведённого исследования была выявлена тесная корреляционная связь между уровнем профессиональной идентичности группы и её ценностно-профессиональным единством.

7) В данной главе нами была доказана связь уровня профессиональной идентичности психологов с профессиональной компетентностью. Между уровнем профессиональной идентичности и карьерной ориентацией специалиста на профессиональную компетентность, а также его оценкой профессиональной компетентности коллег существуют прямые корреляционные зависимости. Таким образом, у высокоидентичных психологов, по сравнению с низкоидентичными специалистами, в большей степени проявляются способности и таланты в определенной областистремление к достижению успеха в профессиональной деятельности. Они отмечают глубокие профессиональные знания и большую заинтересованность в повышении квалификации своих коллег. Такие специалисты обычно обеспечивают в организации принятие компетентных решений.

8) В рамках третьего параграфа осуществлён анализ практики развития профессиональной идентичности студентов-психологов и профессионалов (академических и практических психологов, специалистов различных сфер). Нами выявлены трудности такого развития и предложены меры по их преодолению. В процессе исследования было доказано, что внедрение курса «Профессиональная идентичность психологов в различных сферах» в учебный процесс вуза, а также проведение специально разработанного социально-психологического тренинга способствует развитию профессиональной идентичности как студентов-психологов, так и специалистов.

Заключение

.

В зарубежной психологии феномен идентичности изучается в различных направлениях: психоаналитическом русле (3. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсия, Н. Холланд, А. Ватерман, Ж. Лакан), символическом интеракционизме (Ч. Кули, Дж. Мид, Л. Краппман, Э. Гоффман, Г. Горфинкель) и когнитивном подходе (X. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Г. Брейкуэлл) и др.

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследования самосознания и самоопределения. Эти вопросы в своих исследованиях поднимали Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B.C. Мухина, С. Р. Пантелеев, Л. С. Рубинштейн, Н. И. Сарджвеладзе А.Г. Спиркин, В. В. Столин, В. П. Зинченко, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова, и др. С феноменом идентичности связаны работы B.C. Агеева, А. Г. Асмолова, Н. В. Антоновой, Т. С. Барановой, М. В, Заковоротной, Ю. Л. Качановой, А. Е. Жичкиной, Ю. Г. Овчинниковой, Г. У. Солдатовой, А. Н. Сухова, В. А. Ядова и др. Непосредственно исследованию проблемы профессиональной идентичности посвящены работы М. М. Абдуллаевой, И. С. Аринушкиной, И. Ю. Вороцкой, С. А. Дружининой, З. В. Ермаковой, Е. П. Ермолаевой, Д. Н Завалишиной, Н. Л Ивановой, Д. В. Колесова, Е. В. Коневой, Р. В. Овчаровой, Н. С. Пряжникова, Ю. П. Поварёнкова, Н. Л. Регуш, Л. Б, Шнейдер и др. В результате анализа представленных подходов к определению профессиональной идентичности можно сделать следующие выводы: во-первых, профессиональная идентичность является чрезвычайно важной частью становления профессионалов. Сформированная профессиональная идентичность служит надёжной системой координат для осмысления как профессионального, так и личностного опыта (Ю.П. Поварёнков., Н. Л. Регуш) — во-вторых, данная проблема не может решаться исключительно в рамках личностного подхода, рассматривающего профессиональную идентичность как разновидность самоидентичности, которая определяется степенью тождественности идеального и реального образов профессионала (З.В. Ермакова). Профессиональная идентичность, на наш взгляд, не может быть подвидом личностной идентичности, так как связана с принятием группового членства, позитивным отношением к нему (Н.Л. Иванова, Е.В. Конева). Если для выявления личностной идентичности необходимо описание так называемой «Я-концепции», то для выявления социальной идентичности необходимо исследование связей личности со своей группой (Г.М.Андреева) — в-третьих, имеющиеся научные работы касаются в основном процесса становления профессиональной идентичности студентов психологических факультетов (Л.Б.Шнейдер, Ю. П. Поварёнков, Р. В. Овчарова и др.), а также профессиональной идентичности психологов образовательных учреждений (Л.В. Гурылёва). Данные этих исследований не могут быть в полной мере применимы к работающим в других сферах психологам (силовых структур здравоохранения, коммерческих организаций). В связи с чем, возникает необходимость социально-психологического подхода к изучению проблемы профессиональной идентичности психологов.

Профессиональная идентичность психологов определяется нами как многомерное, интегративное (личностно-групповое), социально-психологическое явление, представляющее собой степень их отождествления с профессией и включённости в профессиональную группу на основе делового общения и социальных представлений, в результате чего происходит восприятие, а также эмоциональная оценка данными специалистами самих себя, характеристик профессии и группыпри этом возникают различные эффекты взаимодействия, прежде всего проявляющиеся в ценностно-профессиональном единстве. Структура профессиональной идентичности может быть представлена такими компонентами, как объектный, субъектный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (интерактивный и мотивационный) и факторный. Объектный компонент определяется социально-психологическими характеристиками профессиональных групп, а также характеристиками профессии психолога. Субъектный компонент составляют психологи различных профессиональных групп: силовых структур, образования, здравоохранения, коммерческих организаций. Когнитивный компонент характеризуется совокупностью представлений о себе, о профессии, о профессиональной группе. Эмоциональный компонент профессиональной идентичности отвечает за формирование предубеждений или, наоборот, привлекательности по отношению, соответственно, к себе как профессионалу, к профессии и к профессиональной группе. Интерактивный компонент представляет собой способ включения поведения профессионала в процесс социального познания. Он осуществляется за счёт интеракции, взаимодействия индивида и профессиональной группы. Мотивационный компонент представлен мотивацией профессиональной деятельности. Факторный компонент включает детерминирующие личностные характеристики психологов (социально-демографические, индивидуально-психологические и социально-психологические), а также организационные характеристики (уровень развития профессиональной группы, степень её ценностно-профессионального единства). Механизм развития профессиональной идентичности осуществляется посредством социальных представлений и делового общения. Среди функций профессиональной идентичности следует выделить познавательную, регулятивную и интегральную. Уровень профессиональной идентичности является результатом (показателем) её развития. Он складывается из значений трёх компонентов изучаемого явления: когнитивного, эмоционального, поведенческого (интерактивного и мотивационного).

Для изучения уровня профессиональной идентичности психологов и факторов, влияющих на неё, в диссертационном исследовании использовался следующий методический инструментарий: анкетирование, ассоциативный эксперимент, контент-анализ, методика М. Куна и Т. Макпартленда «Двадцать утверждений самоотношения» или тест «Кто я», методика личностного дифференциала, адаптированная сотрудниками психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, методика «Изучение потребности в достижении успеха» Ю. М. Орлова, тест «Диагностика ценностно — ориентационного единства организации» (применительно для диагностики ценностно-профессионального единства), тест «Якоря карьеры», адаптированный В. А. Чикер, тест «Пульсар» (качество вашей организации) Л. Г. Почебут, методика диагностики основных тенденций поведения в реальной группе и представлении о себе «Q-сортировка» В. Стефансона, личностный 16-факторный опросник Р. Кеттелла (№ 187), методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, а также методы математико-статистического анализа. Обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 10.0 для Windows.

Эмпирическое исследование профессиональной идентичности психологов, проведённое с помощью методов описательной статистики и статистики вывода (анализа статистической значимости различий, уровня выраженности изучаемого признака, корреляционного и факторного анализов), позволяет сделать следующие выводы.

Если говорить о психологах как о едином профессиональном сообществе, то следует отметить, что данной профессиональной группе свойственна средняя степень выраженности когнитивного, эмоционального компонентов профессиональной идентичности и УПИ, а также низкий уровень поведенческого компонентов.

Психологи силовых структур, сфер здравоохранения и образования, коммерческих организаций имеют существенные различия в уровне выраженности профессиональной идентичности. Во-первых, психологи существенно различаются по уровню когнитивного компонента профессиональной идентичностиво-вторых, существует тенденция различия по интегральному уровню профессиональной идентичности. Наблюдается единообразие в выраженности уровня эмоционального и поведенческого компонентов профессиональной идентичности.

С целью изучения существующих связей между элементами профессиональной идентичности был использован метод факторного анализа. В результате проведённого исследования доказано, что профессиональная идентичность психологов имеет эмпирическую структуру. Профессиональная идентичность психологов как единого профессионального сообщества характеризуется, в первую очередь, «деловым общением членов профессиональной группы" — затем «удовлетворённостью» собой как профессионалом, профессиональной группой и ресурсами, обеспечивающими эффективность работы- «корпоративностью" — «субъектной ценностью профессии" — «когнитивным» и «интерактивным блоками» (когнитивный — представляет согласованность представлений о себе и о профессии, а интерактивный — взаимосвязь частоты деловых контактов и степени нормативно-правовой осведомлённости специалиста в рамках профессиональной деятельности). Были выделены специфические эмпирические структуры профессиональной идентичности психологов силовых ведомств, сфер здравоохранения и образования, коммерческих организаций.

Профессиональная идентичность психологов силовых структур состоит из таких компонентов, как «представления психологов о своей профессиональной группе" — «удовлетворённость и субъектная ценность профессии" — «интерактивный блок», отражающий тесную связь между деловыми контактами и количеством научных опубликованных работ- «осознание себя членом профессионального сообщества" — «мотивационно-потребностный блок», объединяющий мотивацию достижения успеха в деятельности, удовлетворённость ресурсами и представления о себе как профессионалепрофессиональная самооценка. Профессиональная идентичность психологов здравоохранения представлена следующими компонентами: «эмоциональный блок» или «фактор удовлетворённости" — «деловое общение" — «субъектная оценка престижности профессии" — «когнитивный блок», отражающий связь представлений психолога о себе как профессионале и о своей профессии и знание традиций профессиональной группы- «представления о материально-технической базе профессиональной группы" — компонент, отражающий обратную зависимость удовлетворённости профессией и количества научных опубликованных работ с нормативно-правовой грамотностью специалистов. Профессиональная идентичность психологов образования определяется «представлениями о профессиональной группе», «профессиональным ростом" — «профессиональным пространством" — «компенсацией снижения удовлетворённости профессиональной группой и профессией за счёт научной активности" — «потребностно-мотивационным блоком», представляющим обратную зависимость уровня мотивации достижения успеха и объёма представлений о себе как профессионале со степенью удовлетворённости ресурсами, обеспечивающими эффективность работы- «субъектной ценностью профессии». Эмпирическая структура профессиональной идентичности психологов коммерческих организаций представлена такими компонентами, как «сотрудничество и коллегиальность" — «рост профессиональной активности" — «обособленность в профессии" — «мотивационный блок», отражающий прямую связь мотивации достижения успеха с самооценкой квалификации специалиста, «нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение группы" — «рост представлений о себе как профессионале" — «субъектная ценность профессии».

На уровень профессиональной идентичности может оказывать влияние ряд факторов, являющихся как личностными особенностями профессионала, так и характеристиками профессиональной группы.

К социально-демографическгт коррелятам (предполагаемым факторам) профессиональной идентичности относятся психологический стажк социально — психологическим — ориентация на профессиональную компетентность, интернальность (внутренний контроль) — к организационным — общая оценка уровня развития группы, профессиональная компетентность её членов, эффективность делового общения, сплочённость и интегративность.

В рамках проведённого исследования также были выявлены личностные и организационные корреляты профессиональной идентичности психологов в различных сферах.

На основе результатов анализа групповых показателей уровня профессиональной идентичности, компонентов и элементов профессиональной идентичности, исследования факторных структур, результатов корреляционного анализа были созданы психологические портреты высоко-, среднеи низкоидентичных специалистов, а также составлены характеристики профессиональной идентичности психологов силовых ведомств, сфер здравоохранения и образования, коммерческих организаций.

В ходе проведённого исследования была выявлена тесная корреляционная связь между уровнем профессиональной идентичности группы и её ценностно-профессиональным единством (г=0,82, р=0,02).

Уровень профессиональной идентичности психологов взаимосвязан с уровнем их профессиональной компетентности. Это утверждение доказывают прямые корреляционные связи между уровнем профессиональной идентичности и карьерной ориентации специалиста на профессиональную компетентность (г=0,46, р=0,00), а также с его оценкой профессиональной компетентности коллег (г=0,39, р=0,00).

В результате проведённого исследования осуществлён анализ практики развития профессиональной идентичности студентов-психологов и профессионалов (академических и практических психологов, специалистов различных сфер). Нами выявлены трудности такого развития и предложены меры по их преодолению.

В качестве мер, способствующих развитию профессиональной идентичности студентов-психологов можно предложить:

1) обеспечение обязательного психологического сопровождения студентов-психологов в рамках психологической службы вуза;

2) разработку и внедрение программ развития профессиональной идентичности студентов в форме тренингов, учебных курсов и др.;

3) организацию и руководство научно-исследовательской деятельностью студентов по созданию и внедрению инновационных проектов по проблеме трудоустройства студентов и выпускников психологических специальностей;

4) увеличение внимания к производственной практике студентов-психологов с целыо их профессиональной адаптации, повышения интереса к получаемой профессии и профессиональной самооценки за счёт накопления психологического опыта.

Разрешение таких трудностей развития профессиональной идентичности, как низкая оценка студентами актуальности и престижности профессии психолога и низкая оплата психологического труда, осуществимо, на наш взгляд, на уровне государства. К таким мерам можно отнести:

5) введение системы лицензирования профессиональной деятельности, повышающей уровень профессионализма, качество оказываемых населению услуг;

6) повышение заработной платы специалистам бюджетных организаций;

7) расширение рынка психологического труда.

В качестве мер, способствующих развитию профессиональной идентичности работающих психологов, нами были предложены:

1) для академических психологов:

• стимулирование со стороны государства научной деятельности психологов, что способствует не только повышению уровня квалификации специалистов, но и их идентификации в рамках психологического сообщества, преодолению трудностей смешанной идентичности;

2) для практических психологов:

• развитие системы государственного послевузовского обучения, предоставление возможности получения узкой специализации в той или иной области психологической практики;

• введение системы лицензирования профессиональной деятельности;

• обеспечение интенсивности и эффективности профессионального взаимодействия в рамках психологического сообщества психологов с целью повышения низкого уровня интерактивного компонента профессиональной идентичности специалистов;

• развитие профессиональной идентичности психологов-практиков с учётом выявленных в эмпирическом исследовании факторов.

Нами были составлены предложения по преодолению трудностей развития профессиональной идентичности психологов в различных сферах. К ним относятся:

• повышение престижа психологической службы в силовых ведомствах;

• создание всероссийской общественной организации психологов здравоохраненияусовершенствование структуры психологических служб в различных медицинских организациях;

• профилактика психологического климата сообщества психологов образования;

• создание общественных организаций психологов коммерческих структур.

Общими предложениями по преодолению трудностей развития профессиональной идентичности академических и практических психологов являются: во-первых, введение государственного лицензирования деятельности специалистовво-вторых, повышение заработной платыв-третьих — увеличение престижа профессии психолога в российском обществев-четвёртых, разработка и внедрение программ развития профессиональной идентичности специалистов.

В процессе диссертационного исследования было доказано, что внедрение спецкурса «Профессиональная идентичность психологов в различных сферах» в учебный процесс вуза, а также проведение специально разработанного социально-психологического тренинга способствует росту уровня профессиональной идентичности как студентов-психологов, так и специалистов.

В целом, исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач и адекватность методов исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Профессиональная идентичность личности:психосемантический подход// Психологический журнал. 2004. — Т. 25, № 2. — С. 86−95
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни, — М.: Мысль, 1991. 300 с.
  3. Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Изд. «Речь», 2000. — 238 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980, в 2-х томах.- 232с.
  5. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002.-688 с.
  6. Г. М. Психология социального познания: учебное пособие длястудентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.-303 с.
  7. Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект пресс, 2001. 376 с.
  8. О. С. Микросоциальные технологии в становлениипрофессионального самосознания студентов-психологов: автореферат дис.канд. психол. наук/Российский государственный социальный университет. Москва, 2007. — 26 с.
  9. Н.В. Личностная идентичность современного педагога иособенности его общения // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С.23−30.
  10. Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретациисовременного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. -N1. — С. 131−143.
  11. Л.И. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.368 с.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструированиемиров.- М.-Воронеж, 1996. 767с.
  13. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования.- М., 1998. Том IV., вып. VI.- С. 64−85.
  14. Е. С. Американская социология традиции и современность.1. Екатеринбург, 1997. С. 76.
  15. Н.А. Самопознание. М., СПб.: «ДЭМ» Международныеотношения, 1990. 336 с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Пер. с англ. -М.:Прогресс, М., 1986.-422 с.
  17. Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб.: Питер, 2003.-272 с.
  18. Ф. Вера. Коммуникационный тренинг: Наука общения длявсех/ пер. с нем. Н. Чупеева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 352с.
  19. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.- 365 с.
  20. Бодров В. А Психологические исследования проблемыпрофессионализации личности//Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сборник научных трудов. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — С. 3−26.
  21. В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические иприкладные проблемы. М.: «Институт психологии РАН», 2006. — 623 с.
  22. В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2006.-511с.
  23. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии напрофессиональное самоопределение учащейся молодёжи: автореф. дис.канд. психол. наук.-М., 1976.-21с.
  24. В.А., Галактионов А. И. Профессиогенез: понятие иподход//Проблемы инженерной психологии: материалы VII Всес.конф. по инженерной психологии. J1., 1990.
  25. Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций впсихологической практике. СПб.: Речь, 2007. — 283 с.
  26. Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии //Мирпсихологии. 2002. — № 2 (апрель-июль). — С. 30−43.
  27. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001. — 162с.
  28. И.В. Групповые методы в работе школьного психолога.- М.: «Ось-89», 2002.-224 с.-416 с.
  29. И.В. Основы технологии группового тренинга,— М.: «Ось89″, 1999. 176 с.
  30. И.В. Психология тренинговой работы. —М.: Эксмо, 2007. 416 с.
  31. И.Ю. Профессиональная идентичность бортпроводников:дис.канд. психол. наук. Москва, 2005. — 126 с.
  32. JI. С. История развития высших психических функций: собр.соч. в 6-т. -М., 1984. Т. 3.
  33. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд.
  34. МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.
  35. А.А. Акмеология: учебник. -М.: РАГС, 2002.-681 с.
  36. У. Психология/ Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  37. З.В., Щёголева Т. М. Самосознание личности. Иркутск, 1993.
  38. А.И. Проблемы групповой сплочённости. М.: Издательствомосковского университета. 1979. — 128 с.
  39. А. И. Стефаненко Т.Г. Язык как фактор этническойидентичности// Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С.75−86.
  40. О.П. Практикум по психологии личности.- 2-е изд., испр. иперераб, — СПБ.:Питер, 2008. 512 с.
  41. З.В. Профессиональная идентичность социального педагога:дис. канд. психол. наук. Владивосток -2007. — 167 с.
  42. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М: МПСИ, 2003.-336 с.
  43. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспектыпрофессиогенеза/УПсихологический журнал. 1998. — Т. 19, № 4. — с. 8087.
  44. Е.П. Регулирующая функция образа профессиональнойидентичности// Образ в регуляции деятельности: тезисы докладов к международной конференции. М., 1997. — 242с.
  45. А.Л. Социальная психология личности и малых групп:некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1993. -Т. 14, № 4. — С. 4−15.
  46. Д.Н. Когнитивные регуляторы профессиональнойдеятельности//Образ в регуляции деятельности: тезисы докладов к международной конференции. М., 1997. — 242с.
  47. М. В. Идентичность человека. Социально-философскиеаспекты. Ростов — на — Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. — 200 с.
  48. А.Н. Организационная психология: учебное пособие. М.:
  49. Флинта: МПСИ, 2002. 648 с.
  50. В.В. Толковый словарь по аналитической психологии.
  51. Издательство: Когито-Центр, 2008.- 336 с.
  52. Э.Ф. Психология профессий.- М., 2003. 330 с.
  53. Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство • обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ.1989. Серия 14, № 3. — С.13−20.
  54. Н. Д., Конева Е. В. Профессиональная идентичность ипрофессиональное пространство // Мир психологии: научно-методический журнал. 2004. — N 2. — С. 148−157.
  55. Идентификация как механизм общения и развития личности:
  56. Методические рекомендации. М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1988.
  57. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ под ред.
  58. Е.А. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  59. История психологии в лицах. Персоналии. Психологический лексикон.
  60. Энциклопедический словарь в шести томах/ под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
  61. О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростовн/Д: Феникс, 2006. 375 с.
  62. О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / пер. с англ.
  63. А.Ф. Ускова. М.: Независимая фирма „Класс“, 2001. — 368 с.
  64. С. Тренинг коммуникации. 3-е изд., стер. — М.: Ось — 89, 2007.128 с.
  65. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. 398 с.
  66. Е.А. Психология профессионального самоопределения. М:1. Академия», 2004. 304 с.
  67. Клиническая психология/ под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2007.- 960 с.
  68. Н.А. Духовность в системе профессионального становленияспециалиста: дис. д.-ра психол. наук. М. -1997. — 464 с.
  69. В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме ипатологии: автореф. дис. докт. психол. и. Л., 1991.
  70. Т.З. Особенности социальной идентификации на различныхстадиях жизненного цикла личности// Социальная идентификация личности.- М., 1993.-С. 107−124.
  71. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335с.
  72. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал.1981, — Т. 2. № 3. С.25−36.
  73. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологическийжурнал, 1987. Т.8, № 4. — С. 126−137.
  74. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежныхтеорий профессионального развития//Вопросы психологии. 1989. -№ 5.-С. 158−164.
  75. Е.П. К проблеме психологического сопровожденияпрофессионального становления студентов-психологов// Вестник Московского ун. Сер. 14. Психология. — 2004. — № 4. — С.61- 69.
  76. P.JI. Черты современного эффективного менеджмента // Очерки организационной психологии/ под ред. А. С. Огнева. Воронеж, 1998.-С. 65 -84.
  77. Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малойгруппы: учебное пособие. М: Аспект Пресс, 2001. -318 с.
  78. В.Г. Социальная психология словарь-справочник. Минск: Харвест- Москва: Аст, 2001. — 688 с.
  79. Кун М., Т.Макпартлэнд. Эмпирическое исследование установок личностина себя / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Издательство Москов. Ун-та, 1984.-С. 180−187.
  80. Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системазанятий. — СПб.: Речь, 2007. 256 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Политиздат», 1975.-304 с.
  82. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределениекак построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. -№ 1. С.57−66.
  83. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемыпрофессионального и личностного самоопределения студентов-психологов// Вестник МГУ. Сер.14. Психология. — 2000. — № 1. — С. 4856.
  84. Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.688 с.
  85. B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии, 1998.- № 2.-С. 43−53.
  86. Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М.: Экспо, 2005.-784 с.
  87. М.К. Проблема человека в философии // Очеловеческом в человеке.- М., 1991. С.17−29.
  88. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996.-310 с.
  89. Менеджмент: учебное издание/ под ред. Виханского О. С., Наумова А. И., 3. е изд. М.: Экономистъ, 2003. — 528 с.
  90. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Уч.зап. Пермского педагогического института. 1970.- Т. 77, вып. 6. — С. 164.
  91. JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя:учебное пособие. М.: «Академия», 2004.- 320 с.
  92. Е.А. Карьера //Очерки организационной психологии.1. Воронеж, 1998.
  93. Г. Ю. Социально-психологические детерминантыпрофессионального самоопределения ученого: автореф. дис.каид. психол. наук. М., 1989. — 24 с.
  94. В. С. Близнецы. М., 1969.- 256 с.
  95. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ,
  96. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 640с.
  97. П. Психология. Профессия. Карьера. СПб.: Питер, 2004. — 7-еиздание. 539 с.
  98. А.Д. Математические методы психологического исследования.
  99. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. -392 с.
  100. А.С. Развитие профессиональной идентичности личностикурсанта военного училища: дис. канд. психол. наук. Краснодар., 2005.- 158 с.
  101. JI. Ф. Возрастная психология. М., 2001. — 447с.
  102. Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности /Вестник
  103. Московского университета. Серия 14. Психология, 2000. -№ 2. 84−89 с.
  104. А.К. Определение характеристик социальной адаптации //
  105. Журнал практического психолога. 1998 — № 1. — С. 54−64.
  106. О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и еёструктурные особенности. Электронный ресурс. Электрон, дан. — М.: 2001. — Режим доступа: http//pavolga.narod.ru//identity.html.
  107. Т.А. Введение в профессию: Психолог. М.: Аспект Пресс, 2007- 136 с.
  108. JI.A. Теоретические и методические проблемы социальнопсихологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  109. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: учебное пособие. -М.: «Просвещение», 1978. 176 с.
  110. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: УРАО, 2002. — 160с.
  111. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 298 с.
  112. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/под общ. ред. М. Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
  113. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие /под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: «Бахрах-М», 1998. — 672 с.
  114. Прикладная социальная психология/ под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: «Академия», 1998. — 688 с.
  115. Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (Начальные этапы профессионального становления): автореферат дис.канд. психол. наук. Ростов на Дону, 2000. — 22 с.
  116. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М.: Изд-во: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
  117. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352 с.
  118. Психоаналитические термины и понятия: словарь/ под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна/ перев. с англ. A.M. Боковикова, И. Б. Гришпуна, А.Фильца. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. -304 с.
  119. Психодиагностика персонала. Методики и тесты: учебное пособие в 2 томах/ под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: «Бахрах-М» — 2007. — 440 е., 560с.
  120. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие/ под ред. Климова Е. А. М.: Академия, 2007. — 208 с.
  121. Психологические центры: Организация, содержание деятельности, документация / под ред. С. Б. Малых. М.: Генезис, 2007. — 248 с.
  122. Психология. Словарь. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. -494 с.
  123. Психология самопознания. Хрестоматия по социальной психологии/редактор-составитель Д. Я Райгородский. Самара: «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с.
  124. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / под ред А. А. Бодалёва, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Института психотерапии, 2000. — 640 с.
  125. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. -672 с.
  126. Ч. Критический словарь психоанализа/ пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И.Н. Гвоздева/ под ред. С. М. Черкасова. СПб.: Восточно — Европейский Институт Психоанализа, 1995. -288 с.
  127. А. Большой толковый психологический словарь. М: Вече, 2000. -560с.
  128. Н.Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности/ дис. канд. психол. наук: 190 007. Спб., 2002. — 167 с.
  129. П. Повествовательная идентичность /пер. К. Дрязгунов.-Электронный ресурс. Электрон, дан. — 2000. — Режим доступа: http//www. philisopy. ru / library.
  130. A.B. Психоанализ в России: Развитие профессиональной идентичности психоаналитиков// Психологический журнал. 2003. — Т. 24, № 4.- С.66−71.
  131. С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000 — 712 с.
  132. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — С. 255−386.
  133. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999. — 352 с.
  134. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2003.-350 с.
  135. Е. Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности //Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 3−16.
  136. Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А. М.: МГУ, 1984. -254 с.
  137. Современная психология: справочное руководство/ отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА -М, 1999. — 688 с.
  138. Г. У. Психология межэтнической напряжённости. М., 1998. -386 с.
  139. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М., 2001. — 107с.
  140. В.А., Иванов С. П., Никитина О. С., Королькова В. А. Психология профессиональной деятельности. Смоленск, 2002. — 320 с.
  141. Социальная психология/ под ред. Сухова А. Н., Деркача А. А., 5-е издание. — М.: «Академия», 2007. 240 с.
  142. Социальная психология образования/ под ред. А. Н. Сухова. М.: МПСИ, 2005.-359 с.
  143. А.Г. Сознание и самосознание. -М.: «Политиздат», 1972.
  144. Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.-368 с.
  145. В.В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983. -284 с.
  146. И.Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в вузе: дис.канд. психол. наук. Москва, 2003. — 177 с.
  147. О.Ю. Введение в чтение Лакана: «стадия зеркала». История создания/ сайт Восточно Европейского института психоанализа. -Электрон. дан. — 2000. — Ресурс доступа: http ://psyterra, narod. ru/psyan/defau It 2 0. htm.
  148. A.H. Реальная социальная психология. M.: МПСИ, 2004. -350 с.
  149. В.А. Идентичность и культурные границы// Идентичность и конфликт в постсоветстких государствах. М., 1997. — С. 15−44.
  150. X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Практика: пер. с англ./ общ. ред. А. В. Казанской. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Литера" — Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. Т. 2. — 776с.
  151. НЗ.Трубина Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995. — 171 с.
  152. Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. М., 1996.
  153. С. Человек и реальность. СПб.: Республика, 1997. — 479 с.
  154. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1990. 448 с.
  155. Фрейд 3. Психологические этюды.- Минск: Пупурри, 1997. 606 с.
  156. Фрейд 3. Толкование сновидений. Москва- СПб.: Эксмо- Мидгард, 2007.- 1088 с.
  157. . Европейская цивилизация и европейская идентичность: анализ проблемы // Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992. — С. 3−36.
  158. И.Ю., Развитие профессиональной идентичности консультанта. Электрон, дан. — 2000. — № 1. — Режим доступа: http: www.psyhol.ras.ru /ippppfr/joumal.
  159. В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования //Психологический журнал. 2004. — Т. 25, № 5. — С.32−49.
  160. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 112−123.
  161. И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: «Наука», 1977.- 144 с.
  162. В.Д. / Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука. — 1982. — 183 с.
  163. ., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал. 1993. -№ 1.
  164. И.А. Введение в профессию. Психология. СПб.: Питер, 2007. -253 с.
  165. Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007. — 128 с.
  166. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие.- М.: «МОДЭК», 2004. 600 с.
  167. Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М.: МПСИ, 2004.-208 с.
  168. Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания// Вопросы философии. 1990. -№ 7.- С. 32−41.
  169. Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. — 416 с.
  170. Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996. 344с.
  171. A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания// Вопросы психологии. 1987. — № 6. — с. 20−30.
  172. Юнг К. Дух и жизнь. М.: Практика, 1996. — 560 с.
  173. В.А. Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1993. — 168 с.
  174. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности// Мир России. 1995, № 3−4. -С. 158−182.
  175. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. — 1994. — 527 с.
  176. А.А. Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза: дис. канд. псих. наук/Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова. Ярославль, 2007. — 213 с.
  177. Bananji M.R., Prentice D.A. The Self in Social Context // Annual Review of Psychology. 1994. Vol.45. P.297−332.
  178. Britt T. W. The Self-Consiouness scale: on the stability of the three factor structure// Personality and Social Psychology Bull. 1992. — V.18.
  179. Erikson E. Identity. Youth and Crisis. N. Y., 1968.
  180. Erikson E. Psychoanalysis and Ongoing History: Problems of Identity, Hatred and noniolence //The American Journal of Psychiatry. -1965. 122 p.
  181. Garfmkel H. Studies in Ethnomethodology. Cambridge (U.K.): Polity Press. — 1984.-288 p.
  182. Ghiglione R., Bonnet C., Richard J.-F. Traite de psychologie cognitive. -1990. V.3.
  183. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991. — 375 p.
  184. Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge, 1991.
  185. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Penguin Books. -1990. -256 p.
  186. Holland Norman N. The I. Yale University Press, 1985.
  187. Krappman L. Sociologische Dimensionen der Identitat. Stuttgart, 1969.
  188. Leary M.R., Nezlek J.B. Self-presentation in everyday interactions: effects of target familiarity and gender composition// Journal of Personality and Social Psychology. 1994. — V.67, № 4.
  189. Marcia J. E. Development and Validation of ego-identity status// Journal of Personality and Social Psychology. 1966. — № 3. — P. 551−558.
  190. Mead G. Mind, self and Society: from the standpoint of a social behaviorist. Chicago, London, 1976. P. 173 — 175.
  191. Moskovici S. Notes Towards a description of Social Representation// Evropean Journal of Social Psychology. 1988. — V. 18.
  192. Stangor Ch., Lunch L., Glass B. Categorization of individuals on the basis of multiple social features// Journal of Personality and Soc. psychol. 1992. -V.62.
  193. Tajfet H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge, 1982.
  194. Watermann A.S. Identity development from adolescences to adulthood: an extension of theory and a review of research// Developmental psychology. -1982.-V.18.-№ 3.-P. 341−358.
Заполнить форму текущей работой