Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности поддержания профессионального здоровья: На примере преподавателей вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы. Для изучения профессионально важных качеств специалистов использовалась методика экспертного выявления ПВК (Дмитриева М.А., 1983). Изучение вопроса поддержания здоровья проводилось с помощью опросников по здоровому поведению, позволяющих выявить соответствие поведения человека гигиеническим требованиям здорового образа жизни. Использовались опросники по двигательной активности, курению… Читать ещё >

Содержание

  • Введение '
  • Глава 1. Психологические аспекты проблемы поддержания профессионального здоровья
    • 1. 1. Профессиональное здоровье как фактор профессиональной пригодности и составная часть общего здоровья
    • 1. 2. Психологические особенности поддержания здоровья
    • 1. 3. Содержание мер по поддержанию общего и профессионального здоровья
  • Глава 2. Психологическая оценка и классификация деятельности преподавателей высшей школы
    • 2. 1. Проблемы психологической классификации профессий о преимущественно умственного характера деятельности
    • 2. 2. Психологическая оценка профессионально важных качеств преподавателей высшей школы
  • Глава 3. Психологическое обследование преподавателей высшей школы
    • 3. 1. Организация обследования
    • 3. 2. Подбор диагностических методик
    • 3. 3. Ход и результаты обследования преподавателей различного профиля деятельности
  • Глава 4. Психологические особенности под держания здоровья преподавателями вузов разных профилей деятельности
    • 4. 1. Проверка полученных эмпирических данных
    • 4. 2. Психологические особенности поддержания здоровья специалистами «когнитивного» и «коммуникативного» профилей деятельности
  • Выводы

Психологические особенности поддержания профессионального здоровья: На примере преподавателей вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время, когда возросло внимание к более продуктивному использованию трудовых ресурсов, учету затрат рабочего времени, существенно повысилось значение показателей состояния здоровья работников, занятых в самых разных сферах экономики. Категория «здоровье работника» рассматривается как экономическая ценность наряду с прибыльностью производства, а здоровье рассматривается как необходимое условие высокого трудового потенциала, показателя культуры и наиболее яркий показатель эффективного государственного управления (Гридин А.А., 2001).

На трудоспособных мужчин и женщин легла главная тяжесть адаптации к жизни в новых экономических и социальных условиях, приведших к развитию длительного психологического напряжения. Наряду с другими причинами это повлекло за собой повышенную смертность именно в данной категории населения. Средняя продолжительность жизни основного трудового слоя населения не превышает 64−66 лет, примерно 40% мужчин не доживает до пенсии (Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А., 2000). Высок уровень травматизма здоровой трудоспособной части населения. Темпы прироста процента смертности населения в трудоспособном возрасте в 1997 г. по отношению к 1991 г. составили по несчастным случаям, отравлениям и травмам 130,6%- по всем причинам (включая все болезни) -126,0% (Петленко В.П., Давиденко Д. Н., 1998).

По данным Разумова А. Н., Пономаренко В. А., Пискунова В.А.(1996), в России из-за болезней ежедневно не выходят на работу 3 млн. человек- 2025 млн. чел. на работе находятся в предболезненном и постболезненном состоянии. Более 70% трудового населения к пенсионному возрасту страдают от различных заболеваний (при этом граждане России уходят на пенсию на 5−10 лет раньше, чем в развитых странах). Например, среди женщин работоспособного возраста доля практически здоровых составляет лишь 17,2%- 58% страдают хроническими заболеваниями- 13,4% имеют различные функциональные отклонения. При этом 58% женщин признают, что их деловая карьера, безусловно, зависит от хорошего физического состояния и современного физического имиджа (АнашкинаН.А., 1996).

Все в большей степени снижается функция контроля государства за условиями труда и состоянием экологии. В России около 5 млн. человек трудятся в условиях, не соответствующих санитарно — гигиеническим нормативам по содержанию вредных веществ, уровню шума, вибрации, микроклимату (Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А., 2000).

Новым естественным явлением стала ситуация, когда в условиях возникновения и распространения реальной безработицы состояние здоровья является чуть ли не основным фактором профотбора и профпригодности. Это приводит к тому, что экономически активное население в целях поддержания перед работодателем определенного профессионального имиджа резко ограничило обращаемость за помощью к специалистам. Нерегистрируемая острая патология зачастую переходит в хронические заболевания. При этом для патологических состояний характерно множественность, сочетанность, комплексность, ведущих к инвалид из ации и преждевременной смертности трудоспособного населения (Щепин О.П., Тишук Е. А, 2001).

Подтверждением служат показатели обращаемости населения в стране за медицинской помощью (на 1 жителя): в 1985 году — 11,1 обращениев 1999 — 9,3. Число случаев временной нетрудоспособности в 1990 году составило 79,1 на 100 работающихв 1999 — 57,9, то есть на 27% меньше. Показатель госпитализации в 1985 году был 24,4 на 100 человек, а в 1999 — 20,9. В тоже время показатели инвалидизации значительно выросли: 1985 год — 50,0 на.

10 тыс. населения, а в 1999 — 72,1. К 55 годам, то есть к окончанию трудового стажа, более 10% людей становятся инвалидами и приблизительно 45% страдают хроническими заболеваниями (Фомин Э.А., Федорова Н. М., 1999).

В структуре как общесоматической патологии, так и профзаболеваний значительное место занимают пограничные нервно-психические состояния. Сплошное обследование работников ряда крупных предприятий показало, что на долю пограничных нервно-психических расстройств приходится более 80% всех заболеваний. Психоневрологические расстройства могут выступать как самостоятельный, относительно специфический синдром, например, при воздействии нейротропных веществ или при работе в условиях значительного нервно — эмоционального напряжения, а также сопровождать соматическую патологию, вызванную другими производственными факторами или их комплексом. Следует отметить, что при длительном течении профзаболеваний возможно изменение социального статуса больного с нарушением отношения к труду. Это, в свою очередь, нередко способствует развитию психопатологических нарушений (Тарасова JI.A., Думкин В. Н., Деларю В. В., 1992).

Научно-технический прогресс привнес во все сферы народного хозяйства новые, ранее не свойственные производственному процессу профессиональные вредности. Имеются в виду информационные стрессы, перенапряженность интеллектуальной деятельности, гипокинезия (недостаток движения), сенсорная изоляция, монотония на фоне эмоциональной напряженности, аллергизирующая среда обитания и ряд других факторов.

Все это обостряет актуальность проблемы повышения эффективности, целенаправленности и научной обоснованности мер по поддержанию профессионального здоровья.

Научные данные подтверждают преобладающее влияние образа жизни на здоровье вообще. По модели обусловленности здоровья (Лисицын Б.П., ^ Петленко В. П., 1992), основными и определяющими факторами риска являются: образ жизни — 50−55%- внешняя среда — 20−25%, генетический фактор — 15−20%, здравоохранение — 8−10%. Согласно концепции факторов риска и образа жизни, большая часть факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, относится к субъективным, зависящим от поведения человека. Все так называемые вредные привычки, в известной мере даже некоторые вторичные факторы риска, например ^ неблагоприятные условия жизни, которые во многом определяют, i направляют поведение человека, также зависят от него самого (Лисицын.

Ю.П., 1986,1998). Многолетними исследованиями установлена ведущая роль поведения (индивидуумов, семей) в патологии и сохранении здоровья (Гринина О.В., Кича Д. И., Важнова Т. В. и др., 1977; Лисицын Ю. П., 1986, 1998; Engel G.L., 1977,1982; Hamburg В.А., Elliott G.R., Parron D.L., 1982; v Matarazzo J.D., 1984). Была предложена формула факторов здоровья: среда.

— поведение — человек, где подчеркивается, что главный фактор здоровья поведение человека.

На сегодняшний день Всемирная организация здравоохранения выделяет более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, ^ существенное влияние на человека. На первое место ставится гипокинезия, на второе — неправильное питание (прежде всего, V избыточный вес), третье место занимают вредные привычки злоупотребление алкоголем, табакокурение, употребление наркотиков и других химических веществ). Четвертое место занимает неблагоприятная экологическая обстановка. Выделяются первые три фактора, которые непосредственно зависят от самого человека, от его мировоззрения, J культуры и поведения. Это гипокинезия, неправильное питание и вредные привычки (Марков В.В., 2001). Вклад факторов риска в преждевременную смертность составляет: алкоголь — 15%- неправильное питание — 12%- курение — 6%- гипертония — 6%- низкая физическая активность — 4%- неблагоприятная среда на рабочем месте — 2% (Оганов Р.Г., 2001).

Несмотря на актуальность поддержания здоровья, в большинстве случаев у работника не сформирована потребность в сохранении и укреплении профессионального здоровья. Исследования отношения населения к здоровью показывают, что только 30% оценивают свое состояние здоровья «скорее хорошее, чем плохое». Однако в большинстве случаев население не обращается за помощью к специалистам, объясняя это следующим образом: «считаю, что заболевание пройдет само собой, без лечения" — «стараюсь не обращать внимания на состояние своего здоровья" — «боюсь изменить к себе отношение по месту работы" — «боюсь материальных затрат» и т. п. Всегда обращаются за помощью примерно 15% опрошенных (Кицул И. С., 1998).

При опросе посетителей лечебно-диагностических учреждений только 46,8% опрошенных утвердительно ответили на вопрос: «Знаете ли Вы, что такое ЗОЖ?" — 35,2% имеют об этом не точное представление (Водогреева J1.B., Гладышева Н. В., Цыганкова И. В., 1990).

Существуют различия между мужчинами и женщинами по отношению к своему здоровью. Женщины оценивают свое здоровье как хорошее почти в 2 раза реже, чем мужчины. Соответственно женщины чаще обращаются к врачу с профилактической целью — 34,1% и только 18,6% мужчин обследуется в целях профилактики. В случаях реальных недомоганий женщины в 1,7 раза чаще обращаются к врачу, чем мужчины. Вследствие этого хронические заболевания у женщин встречаются почти в 44 случаях из 100, а у мужчин — в 29 случаях (Фомин Э.А., Федорова Н. М., 1999; Максимова Т. М, Белов В. Б., Гаврилова Н. Н. и др., 2001).

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам ЗОЖ, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 1015% опрошенных, в целом в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни (Самохвалова И.В., Шаломова Л. Б., Иванов В. И. и др., 1991; Маркова А. И., 1993; Лошкарева С. Д., 1994; Анашкина Н. А., 1996; Бузян В.В.Д997- Фомин Э. А., Федорова Н. М., 1999; Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А., 2000; Куликов Л. В., 2000; Ильин Е. П, 2000; Васильева О. С., Филатов Ф. Р., 2001; Никифоров Г. С., 2002).

Основными причинами небрежного отношения к здоровью являются: недостаток времени (54,8%) — неорганизованность (33,2%) — занятость работой (27,3%). Среди лиц с удовлетворительным и плохим здоровьем преобладает: посещение врача, профилактические осмотры, прием лекарств. С одной стороны, это естественно, с другой — эти люди исключают возможность поддержания здоровья собственными усилиями. Необходимо указать на расхождение информированности и мотивации по отдельным элементам ЗОЖ. Так, знают о влиянии низкой физической активности на возникновение болезней 55% респондентов, но убеждены в этом только 24,5% из них. Аналогичны несоответствия в знаниях и убеждениях по вопросам нерационального питания (44,9% и 22,6%) — курения (48,9% и 26,2%) — употребления алкогольных напитков (50,8% и 28,8%) (Маркова А.И., 1993).

Специалисты по формированию здорового образа жизни отмечают, что «классические» прописи ЗОЖ в российских условиях недостаточно эффективны. В настоящее время отмечены благоприятные сдвиги в отношении ряда факторов риска: потребляется меньше мяса и жираснижается содержание холестерина в кровиуменьшается суточная калорийность питаниясокращается доля лиц с избыточной массой телаувеличивается двигательная активность значительной части населенияпотребление алкоголя и табака на душу населения осталось практически на прежнем уровне. Казалось бы, вольно или невольно население стало вести более здоровый образ жизни. Однако это мало сказалось на его состоянии здоровья. Требуется иной подход к этой проблеме, заключающийся в повышении устойчивости всего организма к комплексу активных воздействий при адаптации к одному из них (Величковский Б.Т., 2000).

В целом профессиональное здоровье рассматривается, как свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях, в которых протекает профессиональная деятельность индивидуума (Разумов А.Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А., 1996). Понятие о профессиональном здоровье, в отличие от принятых определений здоровья, подразумевает наличие такого качества, как способность организма восстанавливать нарушенное состояние в соответствии с регламентацией объема и вида профессионального труда. Со сложностью выполнения конкретной профессиональной задачи соотносится не только диагноз, но и функциональное состояние. Важным является поддержание и восстановление рабочего состояния. Главной целью становится предупреждение болезненного состояния человека путем активного восстановления его психофизиологических резервов, обеспечивающих равновесие организма с окружающей средой.

Психологическое обеспечение профессионального здоровья включает в себя прогнозирование здоровья, выявление так называемых групп «риска», психологическую реабилитацию и коррекцию лиц, перенесших воздействие факторов психотравмирующей ситуации (Маклаков А.Г., 1996).

При определении содержания профессионального здоровья возникает проблема неоднозначности его соотнесения с тем, что обычно понимается под самим здоровьем вообще. Так, с одной стороны, практически здоровый человек может оказаться профессионально нездоров (например, водитель, допускающий даже умеренный прием алкоголя во время рабочего дня), а с другой стороны, у профессионально здорового человека, успешно работающего (например, на вредном производстве) и хорошо себя чувствующего во время работы, могут быть латентные болезненные изменения. Поэтому, рассматривая профессиональное здоровье как составной элемент профессиональной пригодности, становится необходимым вовлечение в сферу изучения и учета отношения работников к своему здоровью, их реальных действий по его поддержанию и укреплению, а это уже в значительной мере имеет свою психологическую составляющую, то есть становится предметом психологической науки.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом формируется новое научное направление — психология здоровья (Никифоров Г. С., 1991, 1996,2000,2002; Водопьянова Н. Е., Ходырева Н. В., 1991; Ананьев В. А., 1996,1998,2000; Гурвич И. Н., 1999,2000; Engel G.L., 1977,1982; Matarazzo J.D., 1984). Психология здоровья имеет широкое поле теоретических и практических задач и включает в себя не только предупреждение развития психической и соматической патологии. Задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. Здоровье сохраняет в любом виде трудовой деятельности профессионально высокий уровень, оно определяет стабильность достигнутых результатов путем выработки психологических установок на поддержание здоровья. В условиях труда и обучения здоровье становится не только состоянием организма, но и субъективной самоценностью для работающего человека. В этом случае здоровье может стать «экономическим механизмом повышения результативности и качества труда» (Гридин А. А., 2001).

В существующей практике поддержания профессионального здоровья существуют два подхода: применение мер обеспечения безопасности труда и обеспечение компенсации возможных случаев изменения здоровья работников, его восстановления. Для одних профессий на первый план выходит первый подход, а для других — второй. Но оба этих подхода используются, прежде всего, в области исполнительской деятельности, связанной со значительными физическими затратами. Поэтому следующая проблема заключается в открывающейся возможности дифференциации преимущественно умственной деятельности с позиций поддержания профессионального здоровья, обеспечения здорового образа жизни. Сложность такой дифференциации усугубляется тем фактом, что в этой деятельности нередки случаи положительного влияния относительного нездоровья на достижение профессиональной успешности. Обращению к выделенной проблематике способствует наблюдаемое в последнее время общее изменение в структуре профессиональной занятости, повышение роли преимущественно умственного профиля. В полной мере к их числу могут быть отнесены большинство преподавательских специальностей и, в частности, специальности преподавателей высшей школы.

Цель исследования: изучить особенности поддержания профессионального здоровья специалистами в зависимости от психологического содержания выполняемой деятельности.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы выделить психологические основания для изучения особенностей поддержания профессионального здоровья.

2. Для изучения психологических особенностей поддержания профессионального здоровья осуществить классификацию деятельности преподавателей вузов на основе выделенных профессионально важных качеств.

3. В ходе экспериментального исследования изучить особенности поддержания профессионального здоровья специалистами в зависимости от психологического содержания выполняемой деятельности.

4. На основании выявленных психологических особенностей специалистов разных групп, различающихся по психологическому содержанию выполняемой деятельности, сформулировать предложения по поддержанию их профессионального здоровья.

Гипотеза. Особенности поддержания профессионального здоровья специалистов зависят от психологического содержания выполняемой ими деятельности.

Объект исследования. Преподаватели высшей школы.

Предмет исследования. Психологические особенности специалистов, связанные с обеспечением их профессионального здоровья.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования:

1. Концепция развития индивидуальности Ананьева Б.Г.

Диссертационное исследование организовывалось, прежде всего, исходя из основных положений концепции индивидуальности Б. Г. Ананьева, позволяющей рассматривать человека как индивида, личность и субъекта деятельности, что, в свою очередь, обосновывает возможность дифференциального подхода в изучении индивидуально-психологических особенностей поддержания профессионального здоровья.

2. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности Никифорова Г. С.

Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности подразумевает психологическое сопровождение специалиста от «входа» в профессию и до «выхода» из нее как обязательное условие становление специалиста, его последующего профессионального совершенствования и сохранения профессионального здоровья.

Методы. Для изучения профессионально важных качеств специалистов использовалась методика экспертного выявления ПВК (Дмитриева М.А., 1983). Изучение вопроса поддержания здоровья проводилось с помощью опросников по здоровому поведению, позволяющих выявить соответствие поведения человека гигиеническим требованиям здорового образа жизни. Использовались опросники по двигательной активности, курению, употреблению алкоголя, общей оценке образа жизни, склонности к сердечно-сосудистым заболеваниям. Для комплексной оценки факторов риска использовалась анкета качества жизни. Для оценки качества здоровья использовался метод трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности (Гундаров И.А., Полесский В. А., 1991; Ковалев С. В., 1991; Литвинцева Н. А., 1996,1997; Леонов И. Г., 1998; Ананьев В. А., 1998).Отбор методик для оценки психологических особенностей преподавателей опирался на принцип комплексности обследования их психических свойств. Для оценки профессиональных склонностей преподавателей вузов использовалась методика «Карта интересов». Общеличностные особенности диагностировались опросником Р. Б. Кеттелла (16 ФЛО), проявления темперамента и характера оценивались с помощью методики К. Леонгарда — Г. Шмишека, общая локализация контроля личности и локализация контроля в сфере здоровья выявлялась с помощью методики локус контроля личности (ЛК-в) (Ксенофонтова Е.Г., 1999).

Согласно поставленным задачам, настоящее экспериментальное исследование предполагало применение следующих процедур количественного анализа: вычисление стандартного отклоненияопределение значений статистических критериев для установления достоверности различий — критерий Стъюдента-*-) — определение степени сопряженности (V — коэффициент ассоциации) — корреляционный анализ.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием компьютерных программ «STATISTIKA», «EXCEL».

Научная новизна и теоретическая значимость. Исследование вопроса поддержания профессионального здоровья специалистами впервые проводилось на основе дифференциально — психологического подхода.

Для изучения психологических особенностей поддержания профессионального здоровья выполнена классификация деятельности преподавателей высшей школы на основе профессионально важных качеств.

Практическая значимость. С позиций дифференциально — психологического подхода к поддержанию профессионального здоровья выявлены психологические портреты специалистов, представляющих различные типы профессиональной деятельности.

Даны рекомендации по поддержанию их профессионального здоровья.

В системе высшего и профессионального образования полученные результаты могут быть использованы при разработке и внедрении программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей, включающих в себя вопросы по психологии здоровья, в том числе по поддержанию профессионального здоровья.

Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического обеспечения профессионального здоровья преподавателей.

Материалы исследования также могут быть использованы при написании учебных пособий и практикумов по психологии труда и психологии здоровья.

Практическое внедрение. Материалы работы используются в лекционных и семинарских занятиях по психологии здоровья, читаемых и проводимых на факультете практической психологии и факультете психолого-социальной работы в государственном институте психологии и социальной работы СПб.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях (по теме диссертации опубликовано 3 работы), докладывались на заседании кафедры социальной антропологии и психологии Российского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета, на региональной научно-практической конференции в Государственном институте психологии и социальной работы СПб в апреле 2003 г.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существенные различия в психологическом содержании выполняемой деятельности определяют особенности поддержания профессионального здоровья преподавателями вузов.

2. Выделение «когнитивной» и «коммуникативной» групп специалистов позволяет изучить особенности поддержания профессионального здоровья преподавателями вузов в зависимости от психологического содержания выполняемой деятельности.

3. Для более эффективной профессиональной деятельности необходимым условием является поддержание профессионального здоровья специалистов с позиций дифференциально — психологического подхода.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, библиографического списка литературы из 178 наименований, из них 36 на иностранных языках, приложений (5). Работа иллюстрирована таблицами (6) и рисунками (2).

ВЫВОДЫ.

1. На основании анализа литературы выделены два подхода для изучения особенностей поддержания профессионального здоровья.

Разные подходы к поддержанию здоровья имеют психологические основания.

При первом подходе здоровый образ жизни направлен на поддержание видовых норм, в частности, поддержания норм, обеспечивающих адекватность отражательных, гностических функций психики. Это и проявляется в устранении факторов, способных нарушить адекватность, превысить преимущественно биологически обусловленные нормы. При таком подходе обеспечение здоровья — это борьба с факторами риска, а здоровье рассматривается как отсутствие заболеваний.

При втором подходе здоровый образ жизни способствует поддержанию необходимого уровня активности в условиях дополнительной «подпитки энергоресурсов» человека, в частности, для коммуникативной активности. Это обеспечивается «дополнительными» мерами в виде использования определенных стимулов, тренировки. В данном случае обеспечение здоровья — это использование дополнительных стимулирующих средств, а здоровье рассматривается с позиций активности.

2. Для изучения психологических особенностей поддержания профессионального здоровья осуществлена классификация деятельности преподавателей вузов на основе выделенных профессионально важных качеств.

Выделение мыслительных свойств как профессионально важных качеств для одной группы специальностей и коммуникативных свойств для другой группы специальностей позволило осуществить классификацию профессиональной деятельности преподавателей. Были выделены две группы: «когнитивная», куда вошли преподаватели математики, информатики и инженерно-технических дисциплин и «коммуникативная» группа, куда вошли преподаватели общемедицинских, психологических дисциплин, а также русского языка и литературы (в т.ч. иностранного языка и литературы).

3. Экспериментальным исследованием подтверждено, что поддержание профессионального здоровья с позиций дифференциальнопсихологического подхода является необходимым условием для более эффективной профессиональной деятельности.

По результатам проведенного психологического обследования было выявлено больше связей между показателями поддержания профессионального здоровья и успешностью деятельности у преподавателей, представляющих «когнитивную» группу специальностей, чем у представителей «коммуникативной» группы, что проявилось и в количестве связей показателей поддержания профессионального здоровья с их психологическими особенностями.

Следует отметить малое количество корреляционных связей между показателями поддержания здоровья и успешностью деятельности у преподавателей «коммуникативной» группы.

4. Представлена психологическая характеристика специалистов «когнитивной» и «коммуникативной» групп и сформулированы предложения по под держанию их профессионального здоровья.

Представителям «когнитивного» профиля деятельности, активно поддерживающим свое здоровье, свойственно адекватно оценивать свои возможности. Для них характерна эмоциональная зрелость, постоянство интересов, независимость в суждениях и поведении, борьба за более высокий статус, энергичность, соблюдение норм и правил поведения, деловая направленность, высокий творческий потенциал, развитый самоконтроль, целенаправленность, повышенная мотивация, добросовестность, жажда деятельности, высокая активность, интерес в области техники.

Представители «коммуникативного» профиля деятельности, активно поддерживающие свое здоровье, берут на себя ответственность за события и за то, как складывается их жизнь в целом. Им свойственна жизнерадостность, эмоциональность и динамичность общения, повышенная импульсивность, ослабленность контроля над влечениями и побуждениями, повышенный тонус и фон настроения, жажда деятельности, предприимчивость, чувствительность, глубина переживаний в области духовной жизни человека, интерес в области литературы, истории и педагогики.

Можно говорить о различных психологически обусловленных путях поддержания здоровья в выделенных профессиональных группах. Для успешной профессиональной деятельности специалисты-«когнитивисты» могут использовать первый подход в отношении здорового образа жизни. При первом подходе под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы поддержания здоровья, которые обеспечивают успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Первый подход рассматривает здоровое поведение как преодоление факторов риска. Специалистам «когнитивной» группы следует в большей степени уделять внимание оптимальной физической активности, рациональному питанию, достаточности суточного сна, воздерживаться от курения и от злоупотребления алкоголем.

Для специалистов-«коммуникативистов» более адекватен второй подход к здоровому образу жизни. При втором подходе расширяются границы понимания здорового образа жизни, подчеркивается значимость активности личности в направлении сохранения здоровья и создании оптимальных условий для здоровья при выполнении различных функций. Для успешности профессиональной деятельности специалистам коммуникативной" группы необходимо сделать акцент на поведение, которое обеспечит состояние бодрости, активности: закаливание, массаж, прием витаминов, «лекарств» для здоровых, различные виды дыхательных гимнастик, оздоровительный бег.

Безусловно, в рекомендациях по обеспечению профессионального здоровья нельзя провести жесткой границы, но следует делать соответствующие акценты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время возросло внимание к более продуктивному использованию трудовых ресурсов, подчеркивается значимость категории «здоровье работника». Концепции профессиональное здоровье, психологическое обеспечение профессиональной деятельности позволяют сконцентрировать внимание на здоровье «здорового» субъекта деятельности. Под профессиональным здоровьем понимается способность организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы в процессе трудовой деятельности. В данном случае здоровье является значимым фактором в сохранении и развитии не только работоспособности, но и эффективности профессионального труда. Однако показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости (общесоматическими и нервно-психическими болезнями), инвалидизации свидетельствуют о снижении трудоспособности основного трудового слоя населения. Это обостряет актуальность проблемы поддержания профессионального здоровья. Специалисты считают, что на сегодняшний день актуальна потребность в дифференциации методов вмешательства при формировании здорового образа жизни, так как однообразное поведение как идеал здорового образа жизни не решает основных задач по сохранению и укреплению здоровья, в том числе профессионального.

Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована цель данной диссертационной работы — изучить особенности поддержания профессионального здоровья специалистами в зависимости от психологического содержания выполняемой деятельности.

Объектом исследования стали преподаватели высшей школы. Проводилось изучение психологических особенностей специалистов, связанных с обеспечением их профессионального здоровья.

В ходе диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы выделить психологические основания для изучения особенностей поддержания профессионального здоровья.

2. Для изучения психологических особенностей поддержания профессионального здоровья осуществить классификацию деятельности преподавателей вузов на основе выделенных профессионально важных качеств.

3. В ходе экспериментального исследования изучить особенности поддержания профессионального здоровья специалистами в зависимости от психологического содержания выполняемой деятельности.

4. На основании выявленных психологических особенностей специалистов разных групп, различающихся по психологическому содержанию выполняемой деятельности, сформулировать предложения по поддержанию их профессионального здоровья.

Диссертационное исследование организовывалось, прежде всего, исходя из основных положений концепции индивидуальности Б. Г. Ананьева, позволяющей рассматривать человека как индивида, личность и субъекта деятельности, что, в свою очередь, обосновывает возможность дифференциального подхода в изучении индивидуально-психологических особенностей поддержания профессионального здоровья.

В качестве теоретико-методологической основы также использовалась концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности Никифорова Г. С., рассматривающей психологическое сопровождение специалиста от «входа» в профессию и до «выхода» из нее как обязательное условие становления специалиста, его последующего профессионального совершенствования и сохранения профессионального здоровья.

Исследование вопроса поддержания профессионального здоровья специалистами проводилось на основе дифференциально психологического подхода.

Вначале на основе литературных данных были выделены разные подходы в понимании здоровья. Первый подход рассматривает здоровье с позиций отсутствия заболеваний, при этом болезнь понимается как превышение нормы. При втором подходе под здоровьем понимается уровень активности субъекта. В этом случае норма рассматривается как некая условная граница. Определение данных подходов в понимании здоровья позволили выделить два подхода в понимании здорового образа жизни. При первом подходе, раскрывая сущность здорового образа жизни, уделяется внимание типичным способам поведения, позволяющим сохранять здоровье, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Таким образом, первый подход рассматривает здоровое поведение как преодоление факторов риска различных заболеваний. С позиций первого подхода можно попытаться представить более — менее четкую структуру факторов ЗОЖ, исходя из концепции факторов риска. При втором подходе в понимании здорового образа жизни подчеркивается значимость активности личности в направлении сохранения здоровья и создании оптимальных условий для здоровья при выполнении различных функций. В этом случае здоровый образ жизни определяется как все, что благотворно влияет на здоровье человека и людей вообще. Оптимально развитой, здоровой личности соответствует оптимальная жизнь. При втором подходе можно говорить о разнообразии факторов ЗОЖ.

Поддержание здоровья рассматривается как планируемая и управляемая деятельность, которая нацелена на улучшение жизненных условий, обеспечение ресурсов, необходимых для повышения потенциала здоровья индивида, группы. В качестве таких условий и ресурсов выступают: адекватные жилищные условиядостаточный семейный доходобеспеченность качественными продуктами питания, водойдоступность к информации, касающейся здоровьяналичие умений, позволяющих вести оптимальный для здоровья стиль жизниналичие адекватных социальных норм и ценностей в отношении здоровья. Деятельность рассматривается как активное взаимодействие с окружающей действительностью. В психологии выделяют два объяснения механизма целенаправленной активности человека.

При первом подходе, когда целью активности человека является разрядка напряжения, можно говорить о видовой определенности психики человека. Здесь имеет место преимущество физиологических изначальных детерминант. Поэтому свойственна видовая обусловленность понятия нормы, ее познавательных функций, адекватность отражения. Поддержание нормы в данном случае состоит в поведении типа «не навреди», т. е. должно соответствовать определенным медикои психогигиеническим рекомендациям. Например, не рекомендуется злоупотреблять алкоголем, курить, питаться, не следуя правилам рационального питания и т. д. При данном подходе профессиональное здоровье — это условие нормальной деятельности, способной удовлетворить потребности человека.

Для второго подхода, когда цель активности человека априори не определена, а формируется как результат жизненного пути, реализации жизненного потенциала, определяющей является индивидуальная составляющая организма. Внешняя среда детерминирует поведение. Норма условна, ее нет, но она определяется статистически, на основе нормального закона распределения. Поддержание здоровья в этом случае будет больше определяться как актуализация индивидуальности, раскрытие потенциалов. Здесь следует отметить отрыв от физиологической нормы. При таком подходе профессиональное здоровье — это оптимальный уровень активности.

В ходе диссертационного исследования вначале была сделана попытка психологической классификации трудовой деятельности преподавателей высшей школы. Это определялось стремлением реализовать возможности дифференциального подхода к выделению психологических основ поддержания специалистами профессионального здоровья. При сравнении классификаций по предмету и по сложности труда были сделаны следующие выводы: 1) использование первого подхода для целей исследования затруднено, так как проблема поддержания профессионального здоровья специалистами в значительной мере касается обеспечения выполнения операционной составляющей трудовой деятельности- 2) при подходе, в основу которого положен критерий сложности, в значительной мере теряется его собственно психологическая составляющая, его психологическая специфика, что затрудняет в дальнейшем использование психологических подходов в обеспечении профессионального здоровья.

Поэтому возникла необходимость проведения отдельного психологического исследования трудовой деятельности в целях выявления психологических оснований поддержания здоровья. Далее на основании изучения профессионально важных качеств преподавателей высшей школы были выделены две категории обследованных специальностей. У одних специальностей по своей важности на первом месте были обозначены «когнитивные» качества (мыслительные свойства), а у других — «коммуникативные» качества (коммуникативные свойства). Соответственно в исследуемой выборке были выделены две группы. Первую группу составили преподаватели математических, инженерно-технических дисциплин. Данная группа условно была названа «когнитивной». Во вторую группу вошли преподаватели общемедицинских, психологических дисциплин, а также русского языка и литературы (в т.ч. иностранного). Вторая группа была названа «коммуникативной».

Затем проводилось психологическое обследование преподавателей высшей школы, в ходе которого решались следующие задачи.

Была проведена оценка успешности преподавателей с помощью экспертного метода.

Для изучения профессионально важных качеств специалистов использовалась методика экспертного выявления ПВК (Дмитриева М.А., 1983). Изучение вопроса поддержания здоровья проводилось с помощью опросников по здоровому поведению, позволяющих выявить соответствие поведения человека гигиеническим требованиям здорового образа жизни. Использовались опросники по двигательной активности, курению, употреблению алкоголя, общей оценке образа жизни, склонности к сердечно-сосудистым заболеваниям. Для комплексной оценки факторов риска использовалась анкета качества жизни. Для оценки качества здоровья использовался метод трех писал: физической, психической и социальной удовлетворенности (Гундаров И.А., Полесский В. А., 1991; Ковалев С. В., 1991; Литвинцева Н. А., 1996,1997; Леонов И. Г., 1998; Ананьев В. А., 1998).Отбор методик для оценки психологических особенностей преподавателей опирался на принцип комплексности обследования их психических свойств. Для оценки профессиональных склонностей преподавателей вузов использовалась методика «Карта интересов». Общеличностные особенности диагностировались опросником Р. Б. Кеттелла (16 ФЛО), проявления темперамента и характера оценивались с помощью методики К. Леонгарда — Г. Шмишека, общая локализация контроля личности и локализация контроля в сфере здоровья выявлялась с помощью методики локус контроля личности (ЛК-в) (Ксенофонтова Е.Г.Д999).

Реализуя план обследования, эмпирические показатели психодиагностики преподавателей различных профилей обучения оценивались в двух направлениях. Во-первых, определялись корреляционные связи между показателями успешности и показателями поддержания профессионального здоровья обследуемых в «когнитивной» и «коммуникативной» группах. Во-вторых, определялись связи между показателями поддержания здоровья преподавателей и их психологическими характеристиками. Для измерения статистической связи применялся расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона.

Также проводилась проверка полученных эмпирических данных. Изучались корреляционные связи между показателями успешности и показателями поддержания профессионального здоровья, а также между показателями поддержания здоровья преподавателей и их психологическими характеристиками у мужчин и у женщин в «когнитивной» и «коммуникативной» группах, а также в разных возрастных группах. В данном исследовании были выделены три возрастные группы: 1-ю возрастную группу составили мужчины в возрасте 27−35 лет и женщины в возрасте 22−35 лет- 2-ю группу — мужчины и женщины в возрасте 36−45 лет- 3-ю группу составили преподаватели в возрасте 46−60 и более лет мужчины и 46−55 лет и более женщины.

По результатам проведенного психологического обследования было установлено больше связей между показателями профессиональной успешности и показателями поддержания здоровья у преподавателей, представляющих «когнитивную» группу специальностей, чем у представителей «коммуникативной» группы. Также следует отметить, в целом малое количество корреляционных связей между принятыми показателями поддержания здоровья и успешностью деятельности у преподавателей «коммуникативной» группы.

Изучение связей показателей поддержания профессионального здоровья с их психологическими особенностями также показало различие между представителями «когнитивной» и «коммуникативной» групп в количестве связей. Большее количество статистически значимых связей было отмечено у специалистов «когнитивной» группы. Это можно объяснить их более жесткой структурированностью, большей определенностью характеристик успешности деятельности. В этом случае есть основания утверждать (в меньшей степени это можно сделать в отношении специалистов «коммуникативной» группы), что нарушение тех или иных требований к поддержанию здоровья оказывает отрицательное влияние на профессиональную деятельность.

Подтверждением тому является наличие положительных корреляционных связей, выявленных у представителей «когнитивной» группы между показателями успешности профессиональной деятельности и удовлетворенностью достаточностью суточного сна, питанием, работой, отношениями с коллегами, размерами жилой площади, бытовыми условиями в районе проживания, а также удовлетворенностью здоровьем, душевным состоянием и своей жизнью в целом. Представителям «когнитивного» профиля деятельности, активно поддерживающим свое здоровье, свойственно адекватно оценивать свои возможности. Для них характерны: выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, реалистичность, постоянство интересов, независимость в суждениях и поведении, борьба за более высокий статус, энергичность, динамичность, соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность, деловая направленность, ориентация на внутренний мир, высокий творческий потенциал, развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований, хороший контроль эмоций и поведения, целенаправленность, повышенная мотивация, серьезность, добросовестность, аккуратность в работе, жажда деятельности, высокая активность, интерес в области техники.

Можно говорить, что первый подход к поддержанию здоровья в целом адекватен для такой категории специалистов как представители «когнитивной» группы. В этом случае, поддержание профессионального здоровья в большей степени рассматривается как преодоление факторов риска различных нарушений и заболеваний (низкой двигательной активности, неправильного питания, курения, злоупотребления алкоголем и т. д.).

Меньшую зависимость профессиональной успешности от «нарушений» здорового образа жизни у представителей специальностей с преобладанием коммуникативной составляющей можно объяснить тем, что эти «нарушения» в определенной мере «вплетены» в их профессиональную деятельность, в значительной степени необходимо с ней связаны. В большей степени у них профессиональная успешность зависит от общего тонуса, состояния бодрости, реализации своего потенциала, а не от уровня развития каких-то отдельных психических функций.

Представителям «коммуникативного» профиля деятельности, активно поддерживающим свое здоровье, свойственно брать на себя ответственность за события и за то, как складывается их жизнь в целом. Большинство важных событий в жизни ими рассматривается как результат их собственных действий. Им свойственна жизнерадостность, эмоциональность и динамичность общения, повышенная импульсивность, ослабленность контроля над влечениями и побуждениями, повышенный тонус и фон настроения, жажда деятельности, высокая активность, предприимчивость, чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций и духовной жизни человека, интерес в области литературы, истории и педагогики.

Для представителей «коммуникативных» видов деятельности более адекватен второй подход к поддержанию здоровья. В данном случае, важным является проявление личностной активности, когда с помощью определенных дополнительных мер люди улучшают свое общее состояние, компенсируют «профессиональные вредности».

Следовательно, можно говорить о различных психологически обусловленных путях поддержания здоровья в выделенных профессиональных группах. Для успешной профессиональной деятельности специалисты «когнитивисты» могут использовать первый подход в отношении здорового образа жизни. Первый подход рассматривает здоровое поведение как преодоление факторов риска. Специалистам «когнитивной» группы следует в большей степени уделять внимание оптимальной физической активности, рациональному питанию, достаточности суточного сна, воздерживаться от курения и от злоупотребления алкоголем.

Для «коммуникативистов» более адекватен второй подход к здоровому образу жизни. При втором подходе подчеркивается значимость активности личности в направлении сохранения здоровья и создании оптимальных условий для здоровья при выполнении различных функций. Для успешности профессиональной деятельности специалистам «коммуникативной» группы необходимо сделать акцент на поведение, которое обеспечит состояние бодрости, активности: закаливание, массаж, прием витаминов, «лекарств» для здоровых, различные виды дыхательных гимнастик, оздоровительный бег. Понятно, что здесь нельзя провести жесткой границы, но следует делать соответствующие акценты в рекомендациях по обеспечению профессионального здоровья.

Итак, можно считать, что цель исследования достигнута, а основные задачи решены. На основе анализа литературы выделены психологические основания для изучения особенностей поддержания профессионального здоровья. Для изучения психологических особенностей поддержания профессионального здоровья осуществлена классификация деятельности преподавателей вузов на основе выделенных профессионально важных качеств. В ходе экспериментального исследования изучены особенности поддержания профессионального здоровья специалистами в зависимости от психологического содержания выполняемой деятельности. На основании выявленных психологических особенностей специалистов разных групп, различающихся по психологическому содержанию выполняемой деятельности, сформулированы предложения по поддержанию их профессионального здоровья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Геронтологические аспекты психического здоровья //Психология здоровья /Под ред. Никифорова Г. С.-СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.-С.464−495.
  2. А.А. Проблемы изучения структуры самосохранительного поведения // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни: Сб.ст./АН СССР Ин-т социологии- Редкол: И. В. Журавлевой, Л. С. Шиловой.-М, 1989.-С.25−31.
  3. В.А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования. СПб., 1995−168с.
  4. А. Понять природу человека /Пер. с нем. СПб.: Академический проект, 1997.-25с.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: ФИС, 1987.-191с.
  6. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-380C.
  7. Ананьев В. А- Введение в психологию здоровья. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998.-148с.
  8. В.А. Психология здоровья новая отрасль человекознания //Психология: итоги и перспективы. — СПб, 1996.
  9. В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания //Психология здоровья /Под ред. Никифорова Г. С.-СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.- С. 10−88.
  10. Ю.Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении/ Пер. с англ.- М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-752с.
  11. П.Анасгази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн.> М. :Педагогика, 1982.-кн.2.-293с.
  12. Н.А. Социокультурные факторы и социально-педагогические механизмы формирования рекреативно оздоровительной деятельности женщин. Автореф.канд. пед.наук. — М., 1996.
  13. Е., Махов Б. Некоторые социальные проблемы здравоохранения //Вестник АМН СССР., 1973.-№ 9.-С.44.
  14. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.-280с.
  15. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. Журн.-1984.-Т.5.-№ 3. С.152−163.
  16. М.Я. Избранные психологические произведения /Под ред. чл.корр. АПН СССР проф. В. Н. Мясшцева и проф. B.C. Мерлина. -М. :Педагогика, 1975.-482с.
  17. С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации.-М. :Высш.шк., 1987.-340с.
  18. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.:Наука, 1973.-159с.
  19. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья //Избранные труды по психологии личности. Том 2. Объективное изучение личности /Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой, СПб. :Изд-во С.-Петерб.ун-та, 1999.-283с.
  20. М.М., Виленский М. Я. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя //Тез.науч.-прак.конф. «Физическая культура и ЗОЖ», — МД990.-С.109−111.
  21. . С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М.:МГУ, 1988.-86с.
  22. .С. Аномалии личности. М.:Мысль, 1988.-304с.
  23. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. -JL: Наука, 1987.-124С.
  24. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека //Вопросы философии.-1982.-№ 2.-С.48−53.
  25. В.В. Образ жизни и здоровье студенток: анализ субъективной оценки //Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии/Под ред. Колбанова В.В.- СПб., 1997.-С.27−30.
  26. Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии //Валеология.- 1997.-№ 4.-С.5.
  27. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки.-М.: Изд. центр Академия, 2001.-352с.
  28. .Т. Стратегия медицины в охране здоровья населения на пороге XXI века //Вестник РАМН М.- 2000.-№ 9.- С.51−55.
  29. Л.В., Гладышева Н. В., Цыганкова И. В. Применение экспертных оценок при формировании ЗОЖ //Здравоохранение РФ.-1990.-№ 7.-С.23−25.
  30. Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях //Психология здоровья /Под ред. Никифорова Г. С.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000, — С.443−462.
  31. Н.Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья //Вестник Ленингр. ун-таСер.6.-1991.-Вып.4.-С.50−58.
  32. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.:Изд-во Прогресс, 1976.-496с.
  33. P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.-608с.
  34. Л.А. Общественное здоровье как показатель благополучия стабильности общества//Российскиймедицинскийжурнал.-2001 .-№ 3-С.9−12.
  35. О.В., Кича Д. И., Важнова Т. В. и др. Здоровье основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи // Здравоохранение РФ.-1977.-№ 1 .-С.26−30.
  36. И.А., Киселева Н. В., Копина О. С. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни. М., 1989.-Серия ФЗОЖ-Вып.2.-84с.
  37. И.А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни //Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни. -М., 1991.-С.28−59.
  38. И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-таД999.-1023с.
  39. И.Н. Социально-психологические факторы здоровья //Психология здоровья /Под ред. Никифорова Г. С.-СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.- С.361−404.
  40. Д.Н. Физиологическое исследование труда преподавателя высшей школы: Автореф. канд. дис. JI., 1974.
  41. С.В. Медицинские аспекты качества жизни у больных гипертонической болезнью //Казанский мед. журн.Т. LXXXII. -№ 1.-2001.-С.35−36.
  42. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.:Изд-во ЛГУ, 1979.-220с.
  43. Л.С. Медицинская психология, аксиология и проблемы психодиагностики //Психологический журнал, — 1989.- Т.10-№ 3.
  44. И.Ф., Петров В. П. О психологической классификации военных специальностей //Военно-медицинский журнал, 1985, № 1.
  45. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.-112с.
  46. Е.П. Физическая культура как составная часть здорового образа жизни // Психология здоровья /Под ред. Никифорова Г. С.-СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.- С.337−360.
  47. Р.Д. Психологическая систематизация профессий типа «человек-человек» в целях профессиональной ориентации: Автореф. канд. дис., Л., 1981.
  48. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-192с.
  49. В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы- Новосибирск, 1989.-121с.
  50. М.А. Гигиена труда учителя. Архангельск, 1993.-102с.
  51. П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. -М., 1988.
  52. А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла.-СПб.: Речь, 2001.-112с.
  53. Т.А. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека.- Л.: Медицина, 1970.-270с.
  54. Н.Н. Групповые экспертные оценки, М.: Знание, 1975.-60с.
  55. И.С. Мнение пациентов о состоянии своего здоровья и результатах оказанной медицинской помощи //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-1998.-№ 4.-С.7−8.
  56. Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Изд-во МГУ, 1998.-197С.
  57. Е.А. Путь в профессию. Л.:Лениздат, 1974.-190с.
  58. С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры.—М.: Просвещение, 1991.-143с.
  59. А.И. Влияние умственного труда математиков (научныхработников) на функциональное состояние ССС и ВНД: Автореф.канд. дис. Киев, 1975.
  60. JI.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности //Вестник ЛГУ, 1989.-Сер.6.-Вып.4.-№ 27.
  61. К.Н. Учение о реакциях человека. М., 1924.
  62. Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986.-118с.
  63. P.JI. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной жизни. М.:Дело, 1993.-352с.
  64. С.С. Комплексное социально-гигиеническое исследование заболеваемости педагогов средних школ г. Москвы: Автореф. канд. дис. -М., 1977.
  65. Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» //Психол.журн. 1999.-Т.20.-№ 2.-С.103−114.
  66. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.:Высш.шк., 1989.-167с.
  67. Л.В. Осознание здоровья как ценности //Психология здоровья /Под ред. Никифорова Г. С. — СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-таДООО- С.240−284.
  68. А.П. Закаливайтесь на здоровье. М. .Медицина, 1991.-160с.
  69. К. Акцентуированные личности. — Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997.-544с.
  70. И.Г. Познай себя и других.- М.: Маркетинг, 1998.-400с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  72. А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология.-М., 1976.-Вып.5.
  73. И.В. Управлять надо и здоровьем //"Кроссворды" для руководителей/Сост. ЛипсицИ.В. -М.:Дело, 1992-С.164−178.
  74. Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ., 1998.-№ 3.-С.49−52.
  75. Ю.П. Слово о здоровье. -М.:Сов.Россия, 1986.-192с.
  76. Ю.П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины. СПб., 1992.
  77. Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001.
  78. С.Д. Изучение образа жизни населения и его отношения к здоровью //Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования ЗОЖ.-М., 1994.- С.33−38.
  79. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. докт. дис.-СПб., 1996.
  80. Т.М., Белов В. Б., Гаврилова Н. Н. и др. Здоровье различных групп населения трудоспособного возраста //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001, № 2.-С.4−9.
  81. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. -М.: Изд. центр Академия, 2001.-320с.
  82. А.И. Представление посетителей поликлиник о здоровье и ЗОЖ //Здравоохранение РФ.- 1993.-№ 9.- С.22−25.
  83. А.Г. Дальние пределы человеческой психики/Пер. с англ.-СПб., 1999.-430с.
  84. В.Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциальной психологии. СПб.: Облик, 1996.-219с.
  85. В.Н. Основы дифференциальной психологии.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-таД998.-136с.
  86. В.Н. Психология управления.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.-208с.
  87. В.Н. Психология экономики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.-188с.
  88. Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» /Под ред. Лоранского Д. Н., Шмидта В. М., 1981.
  89. О.Г. Сопоставление некоторых характеристик личности с показателем успешности профессиональной деятельности инженера //Психологические особенности обучающихся в техническом вузе. — Новосибирск, 1973.- С.29−32.
  90. Методика индивидуальной профконсультации. -М., 1982.
  91. Методические рекомендации по повышению общей работоспособности преподавателей вуза / Сост. Шкурдода В. А., Ткачев Н. В. JI., 1982.-30c.
  92. И.Н., Малов С. Л. Психология производственного обучения. М.: Высш.шк., 1990.-206с.
  93. Г. С. Здоровье как системное понятие //Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000-С. 128−189.
  94. Г. С. Надежность профессиональной деятельности.-СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 1996.-176с.
  95. Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002.-256с.
  96. И.А. Понимание студентами здорового образа жизни //Психологические аспекты пропаганды ЗОЖ. — Сыктывкар, 1988.- С.38−40.
  97. Р.Г. Здоровый образ жизни и здоровье населения России //Вестник РАМН М.- 2001-№ 8-С.14−17.
  98. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность.- СПб.: БПА, 1998.-120с.
  99. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высш.шк., 1984.-174с.
  100. К.К. Психологический практикум. — М.: Высш.шк., 1980.-165с.
  101. Г. А. Субъективная оценка как показатель здоровья работающих //Здравоохранение РФ.- 1997.- № 2.-С.44−45.
  102. Попов М, Михайлова П. Здоровье как социальная ценность //Философские аспекты учения о здоровье и болезни. М., 1975,-С.51.
  103. Практикум по инженерной психологии и психологии труда /Т.П. Зинченко, Г. В. Суходольский, М. А. Дмитриева и др.- Отв. Ред. А. А. Крылов.-Л.: Изд-во ЛГУД983.-208с.
  104. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Приложение к журналу «Управление персоналом» /Сост. Н. А. Литвинцева. -М., 1996/1997.-400с.
  105. Психологические тесты для деловых людей /Сост. Н. А. Литвинцева. М., 1996.-317с.
  106. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1997.-440с.
  107. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Никифорова Г. С.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991.-152с.
  108. Психология менеджмента /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 1997.-272с.
  109. Психология труда /Под ред. К. К. Платонова.- М.: Профиздат, 1979.-216с.
  110. А.Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека /Под ред. Шинкаренко B.C. М., 1996.-С. 12−39.
  111. Р.С., Жук Е.Г. Здоровый образ жизни и здоровье воинского коллектива//Военно-медицинский журнал. 1994.-№ 7.-С.45−47.
  112. Э. Проблемы психических и физических нагрузок в учительской профессии // Здоровье и образование /Под ред. Колбанова В. В. СПб., 1999.- С.147−148.
  113. И.В., Шаломова Л. Б., Иванов В. И. и др. К вопросу о формировании здорового образа жизни среднихмедицинских работников // Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни.-М., 1991-С.85−88.
  114. Н. Охрана психического здоровья в рамках первичной медико-санитарной помощи //Журн. невропат, и психиатр., 1990.-Т.90.-№ 3.-С.150−152.
  115. Г. К. Гигиена труда и состояние здоровья преподавателей медицинских вузов: Автореф. канд. дис. -М., 1976.
  116. Сер пухов итин Ю. М. Изучение организации труда профессорско-преподавательского состава кишиневского государственного медицинского института /Метод.рекоменд.для отделов и лабор.НОТ.-Кишинев, 1975.-20с.
  117. Н.И. Современные определения понятия «здоровье». -М., 1975.
  118. С.Г. Проблемы экономики труда.- М. Наука, 1982.-471с.
  119. А.П. Психосоматическая адаптация молодого учителя: Автореф. канд. дис. JI., 1983.
  120. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 1998.-464с.
  121. Л.А., Думкин В. Н., Деларю В.В Роль психологических исследований в клинике профзаболеваний // Вопросы гигиены труда.-1992.-С.31−33.
  122. Терминологический словарь «Гигиеническое воспитание» /Под общ. ред. Полесского В. А., Красилыцикова М.И.- М., 1993.-154с.
  123. Т.Н. Особенности эпидемиологической характеристики ИБС и ее факторов риска среди научных работников: Автореф. канд. дис. -М., 1986.
  124. Дж.Б. Бихевиоризм /Сб.: Пер. с англ., предисл., коммент. А. А. Карелина.-М. :АСТ, 1998.-701с.
  125. А.В. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического взаимодействия преподавателей со студентами. -JL: Автореф.канд. дис., 1978.
  126. Э.А., Федорова Н.М Стратегии в отношении здоровья //Социс.-1999.-№ 1.-С.35−40.
  127. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) / Под ред. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. М.: Медицина, 1988.-192с.
  128. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения.-М.: Медицина, 1991.-288с.
  129. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения- Я и Оно- неудовлетворенность культурой /Пер. с нем.-СПб.: Алетейя, 1998.-252с.
  130. X. Мотивация и деятельность /Пер. с нем.-М.: Педагогика, 1986.-406с.
  131. Н.В. Психологический аспект формирования здорового образа жизни //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 1991.-С.96−103.
  132. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.-608С.
  133. ЧумаковБ.Н.Валеология.-М.: Педагогика, 2000.-407с.
  134. О.П., Тишук Е. А. Формирование медико-демографических процессов в РФ //Вестник РАМН. 2001.-№ 5.-С.43−48.
  135. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
  136. В.Я. Взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к исследованию образа жизни // Психология личности и образ жизни /Отв. Ред. Е. В. Шорохова. -М., 1987.
  137. В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: Деловым людям о предпринимательстве. Мн., 1998.
  138. Adler A. Superiority and social interest: A collection of later writings. H.L.& R.R. Ansbacher (Eds.) Evanston, IL: Northwestern University Press, 1964.
  139. Adler A. The individual psychology of Adler: A systematic presentation of selections from his writings. H.L.& R.R. Ansbacher (Eds.). N.Y., 1956.
  140. Adler A. The practice and theory of individual psychology. N.Y., 1927.
  141. Carolus D., Thrall R. M Overview: Health and the Planning of Health Care System//Prev.med.l977. Nl.P. 134−172.
  142. Engel G.L. The biopsychosocial model and medical education: Who are to be the teachers? // New England journal of medicine. 1982.Vol.306.№ 13. P.802−805.
  143. Engel G.L. The need for a new medical model: A challenge for biomedicineZ/Science. 1977. Vol. 196.№ 4286. P.126−136.
  144. Epstein S. The stability of behavior. I. On predicting most of the people most of the time. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1097−1126,1979.
  145. Freud S. An outline of psychoanalysis. In Standart edition (Vol.23). London: Hogarth, 1940/1964.
  146. Gochman D.S. Healt behavior: Plural perspectives//Healt behavior: Emering research perspective/Ed. By D.S.Gochman. NY.- 1.: Plenum Press, 1988.P.3−17.
  147. Hamburg B.A., Elliott G.R., Parron D.L. Health and behavior: Frontiers of research in the biobehavioral sciences. Washington, 1982.XIII.
  148. Holland J.S. Making Vacational Choices// A Theory of Careers: Englewood Cliffs. N1,1973.
  149. Holland J.S. The Psychology of Vocational choice Waltham. Mass., 1966.
  150. Ivanevich J. M., Mattes on M.T. Promoting the individual’s health and well-being//Causes, coping and conseguences of stress at work/ Ed. By C.L.Cooper, R.Payne. Chichester: John Wiley a. Sons, 1989. P.267−299.
  151. Kreiler S., Kreiler H. The psychological profile of the health-oriented individual/ZEuropean Journal of Personality. 1991.Vol.5.N.l.
  152. Kretschmer.E. The psychology of men of genius. N.Y.: Harcourt, Brracc, 1931.
  153. Lange-Eichbaum, W. The problem of genius. (Transl.by E. and C.Paul.) N.Y.: Macmillan, 1932.
  154. Lau R.A. Origins of health locus of control beliefs. Journal of Personality and Social Psychology, 42,322−334,1982.
  155. Maslow A.H. Self-actualizing people: A study of psychological health. Personality symposia: Symposium#l on values (pp. 11−34). N.Y.:Grune& Stratton, 1950.
  156. Maslow A.H. Motivation and personality (3 rd ed.). N.Y.:Harper and Row, 1987.
  157. Maslow A.H. Motivation and personality (2 nd ed.). N. Y., 1970.
  158. Matarazzo J.D. Behavioral immunogens and pathogens in health and illness// Psychology and health. Master lecturers/ Ed. by B.L. Hammonds, C.J.Scheirer. Washington, 1984, P.5−43.
  159. McGregor D. Leadership and motivation. N.Y., 1964.
  160. McGregor D. The professional manager. N. Y., 1967.
  161. Mechanic D. Health and behavior: Perspectives on risk prevention// Prevention in health psychology/ Ed.byJ.C.Rosen, L.LSolomon.Hanover- L.:University Press of New England, 1985.P.6−17.
  162. Reich W. Selected writings. New York, 1960.
  163. Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y., 1956.
  164. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
  165. Rogers C.R. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.
  166. Strickland B.R. Internal-external expectancies and health-related behaviors. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 46, 1192−1211, 1978.
  167. Strickland B.R. Internal-external expectancies and cardiovascular functioning. In L.C.Perlmutter and R.A.Monty (Eds.) Choice of perceived control. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1979.
  168. Tristram H., Engelhardt J. The concepts of health and disease //Evaluation and explanation in the biomedical science. Boston: Dordrecht-Holland, 1975. P. 126.
  169. Waldron S. Gender and health-related behavior/ZHealth behavior: Emering research perspectives/ Ed. by D.S.Gochman.NY.-L.:Plenum Press, 1988. p.193−208.
  170. Wallston К.A., Wallston B.S. Health locus of control scales. In HF. Lefcourt (Ed.). Research with the locus of control construct (Vol. 1, pp. 189−243).NY:Academic Press, 1981.
  171. Wallston K.A., Wallston B.S. Who responsible for your health?:The construct of health locus of control. In G. Sanders and J. Suls
  172. Eds.). Social psychology of health and illness. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1982.
  173. Weiss S.M. Health and illness. The behavioral medicine perspective/ZEmotions in health and illness: Theoretical and research foundations/ Ed. By L. Temoshok, C. VanDyke, L.S.Zegans.NY.: 1983.P.7−14.
Заполнить форму текущей работой