Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гигиенический анализ здоровья и умственной работоспособности школьников, проживающих в экологически различных районах Брянской обл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В районе с интенсивным химическим загрязнением атмосферного воздуха регистрируется наибольшая распространённость заболеваний бронхо-лёгочной, сердечно-сосудистой и моче-выделительной систем, повышенный уровень аллергических заболеваний. Определяется достоверная прямая корреляционная зависимость между компонентами загрязнения атмосферного воздуха и уровнем общей заболеваемости по всем классам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Аналитический обзор литературы
  • Эколого-гигиеническая характеристика окружающей среды и здоровья детского населения Российской Федерации
  • Глава 2. Объекты, объём и методы исследований
  • Глава 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Анализ эколого-гигиенических факторов окружающей среды
      • 3. 1. 1. Эколого-гигиеническая характеристика окружающей среды в районах проживания обследуемых групп школьников
      • 3. 1. 2. Сравнительный анализ данных анкетирования
      • 3. 1. 3. Анализ популяционной заболеваемости учащихся Брянской области
    • 3. 2. Анализ показателей физического и психофизиологического развития школьников
      • 3. 2. 1. Сравнительный анализ антропометрических и физиометрических показателей обследуемых групп школьников
      • 3. 2. 2. Сравнительный анализ показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы обследуемых школьников
      • 3. 2. 3. Анализ психофизиологического развития школьников
    • 3. 3. Анализ состояния здоровья исследуемых школьников
      • 3. 3. 1. Распределение по группам здоровья и физкультурным группам
      • 3. 3. 2. Анализ острой респираторной вирусной инфекционной заболеваемости учащихся

      3.3.3. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий на примере анализа динамики показателей здоровья и умственной работоспособности учащихся из экологически неблагоприятных районов за время летнего отдыха.

      Обсуждение результатов исследования

      Выводы

Гигиенический анализ здоровья и умственной работоспособности школьников, проживающих в экологически различных районах Брянской обл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы пристальное внимание уделяется обеспечению эколого-гигиенической безопасности населения, однако состояние окружающей среды продолжает оставаться в целом неудовлетворительным. Это неизбежно и крайне негативно сказывается на состоянии здоровья населения, особенно детского, как наиболее чувствительной социальной группы к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (Берлянд М.Е., 1975; Гильденскиольд Р. С., 1995; Чубирко М. И., 1998; Онищенко Г. Г., 2002; Кучма В. Р., Потапов А. И., 2003 и др.).

Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, это приводит к физическим, психическим, культурным и нравственным переменам в каждом человеке и человеческом обществе в целом. Такие перемены в первую очередь сказываются на здоровье, человека. Изучению связи факторов окружающей среды со здоровьем населения и формированием отдельных видов патологии посвящены многочисленные публикации гигиенистов, организаторов здравоохранения, педиатров (Баранов А.А., Балаболкин И. И., Ефимова А. А., 1988, Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н., 1998; Ильин Б. Н., Звездина И. В., Рапопорт И. К., 2001 и др.).

Загрязнение окружающей среды оказывает непосредственное влияние на формирование физического здоровья учащихся, приводит к снижению иммунного статуса, способствует повышению частоты инфекционных заболеваний, увеличению риска развития хронической соматической патологии (Виноградов Н.А., 1972; Шандала М. Г., 1985; Агаджанян Н. А., Трошин В. И., 1994; Беляев Е. Н., Потапов А. И, Ястребов Г. Г., 1996; Сухарев А. Г., 2000; Фридлянд И. Г., 1964; Lebowitz M.D., Cassell E.J., McCaroll J.D., 1982; Koshal R. К., Koshal M., 1983; Ulijaszek S.J., Johnston F.E., 1998 и др.).

Здоровье населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т. е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, наиболее чувствительным показателем, отражающим изменение качества окружающей среды. Для детского населения характерны закономерности формирования патологии, связанной с основными возрастными биологическими процессами и условиями жизни (Кучма В.Р., Миннибаев Т. Ш., Башкирова М. А., Нарышкина Е. В., Кузнецова А. И., 1994; Александров В. П., 1995; Сухарева JI.M., 2000). Во всех регионах России регистрируется прогрессивное ухудшение состояния здоровья населения. Важным показателем состояния здоровья детей является физическое развитие, процент детей с дисгармоничным физическим развитием возрастает с увеличением загрязнения атмосферного воздуха (Соколов В.Д., 1984; Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А., 1993; Алексеев С. В., Воронцов И. М., 1993; Антонова JI.T., Сердюковская Г. Н., 1995; Баранов А. А., 1999; Giever P.M., Ruch W.E., 1991).

Наиболее значительным источником загрязнения окружающей среды за последние годы являются промышленные предприятия, энергетические установки, автотранспортв основном загрязняется атмосферный воздух городов комплексом загрязняющих веществ (Берлянд М.Е., Фельдман Ю. Г., 1975). Среда, загрязнённая химическими веществами, определяет характер контакта человека с этими веществами и пути их поступления в организм (Недогибченко М.А., 1976; Сидоренко Г. И., 1978; Кузнецов И. Е., Троицкая Т. М., 1979; Сухарев А. Г., 1997; Junge С.Е., 1983; Cole Т.С., 1994; Berg G.W., Burban R.F., 1999). В ряде работ отмечается, что результат воздействия на организм загрязнённого воздуха зависит от ряда сопутствующих факторов, может существенно отличаться в зависимости от состояния организма, соблюдения режима труда и отдыха, характера питания, наличия вредных привычек и т. д. (Шандала М.Г., 1982; Беляев Е. Н., Халитов Р. И., 1991; Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н., 1998; Кучма В. Р., 2000; De Onis М., Monteiro С., Акте J., Clugston G., 1993).

Многие исследователи считают, что у детей, проживающих в районах, подвергающихся воздействию химических загрязнителей, наблюдается более высокая частота симптомов нервно-психических нарушений, снижение показателей умственного развития, ухудшение показателей внимания и памяти, выше стрессовая активность (Карпенко И.Л., Утенина В. В., Осадчая Н. Д., Перепёлкин С. В., Шкунов В. В., 1998; Ракитский В. И., 2000; Дубовой И. И., 2002; Иванов А. В., Королёв А. А., Шакулова О. Р., 2001; Золотникова Г. П., 2005).

Наблюдения за состоянием здоровья детского населения указывают на необходимость оценки показателей здоровья и целенаправленного применения оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение формирования хронической патологии. Выше изложенное определило тему нашей работы.

Цель исследования:

Изучить особенности формирования здоровья детей школьного возраста и разработать систему медико-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся, проживающих в условиях различной степени химического антропогенного загрязнения атмосферного воздуха.

Задачи исследования:

1. Провести комплексный эколого-гигиенический анализ факторов окружающей среды, влияющих на организм учащихся общеобразовательных школ из различных экологических районов Брянской области.

2. Изучить особенности состояния здоровья и умственную работоспособность школьников 5−11 классов в зависимости от степени химического антропогенного загрязнения окружающей среды.

3. Разработать систему эколого-гигиенических, диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков.

Научная новизна.

• Степень антропогенного химического загрязнения окружающей среды определяет закономерности формирования здоровья и психофизиологического статуса учащихся.

• Высокая степень химического антропогенного загрязнения атмосферного воздуха определяет развитие функциональных нарушений сердечно-сос)'дистой и дыхательной систем у школьников всех возрастно-половых групп из экологически различных районов Брянской области.

• Научно обоснованы комплексные методы обследования для выявления ранних отклонений в состоянии здоровья школьников разных возрастно-половых групп, проживающих в условиях химического загрязнения атмосферного воздуха.

• Разработана и обоснована система эколого-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленная на сохранение здоровья учащихся, проживающих в экологически неблагоприятных условиях.

Практическая значимость работы.

Проведенные исследования позволяют разработать и внедрить комплекс мероприятий по предупреждению развития хронической патологии, своевременному выявлению ранних отклонений в состоянии здоровья школьников, а также способствует созданию системы оздоровления детского населения, проживающего на территориях с интенсивным химическим загрязнением атмосферного воздуха.

Материалы диссертации легли в основу разработанных методических рекомендаций «Мониторинг ранних отклонений изменений кардиореспираторной системы школьников разных возрастных групп в экологически неблагоприятных условиях» (ББК 58а73 В75 ISBN 5−88 543−054−3,2005), которые внедрены в работу учебных и лечебных учреждений, используются в процессе преподавания в Брянском государственном университете.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системный подход к оценке состояния окружающей среды во взаимосвязи с состоянием здоровья детского населения позволяет оценить характер влияния экологических факторов с учётом их интенсивности.

2. Неблагоприятная экологическая ситуация в районах проживания школьников обуславливает снижение количества практически здоровых детей, нарушение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем, ухудшение когнитивных функций среди учащихся общеобразовательных школ всех возрастно-половых групп.

3. Система эколого-гигиенических, диагностических и лечебно-профилактических мероприятий способствует оздоровлению школьников из районов с интенсивным химическим загрязнением атмосферного воздуха.

Апробация результатов исследований:

Результаты исследований доложены на X международной науч.-практич. конф. «Совершенствование образовательно-воспитательного процесса как социально-педагогическая проблема», Брянск, 2003; XII международной науч.-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», Коломна, 2003; региональной дистанционной науч.-практич. конф. «Физическая культура, спорт и здоровье», Йошкар-Ола, 2003; Международной науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи», Брянск, 2004; Всеросийской науч.-практич. конф."Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи", Брянск, 2004; Международной науч. конф. «Физиология развития человека», Москва, 2004; Международной науч.-практич. конф. «Естествознание и гуманизм», Томск, 2005. Результаты исследований обсуждались на семинарах терапевтического общества врачей г. Брянска и Брянской области (2002;2004 гг.). Апробация диссертации проведена на объединенном заседании профессорско-преподавательского состава Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского кафедр психофизиологии и клинической психологии, кафедр зоологии и анатомии человека и животных, экологии и безопасности жизнедеятельности, спортивных дисциплин, кафедры методики физического воспитания.

Объем и структура диссертации: Диссертация изложена на 135 страницах машинописного текста. Состоит из введения, аналитического обзора литературы, главы, посвященной организации и методам исследования, глав собственных исследований, обсуждения результатов исследований, выводов, приложения, списка используемой литературы, включающего 192 трудов отечественных авторов и 31 зарубежных. Диссертация иллюстрирована 56 табл., 15 рис.

Выводы:

1. Проведёнными исследованиями различных факторов среды обитания, влияющих на организм учащихся общеобразовательных школ из разных районов Брянской области, установлено, что приоритетным среди всех учтённых факторов является высокая степень химического загрязнения атмосферного воздуха комплексом химических загрязняющих веществ на сопоставимом фоне малого радиационного загрязнения.

2. В зависимости от степени химического загрязнения атмосферного воздуха, проведено ранжирование районов на 3 экологические зоны: 1 зона — г. Фокино Дятьковского р-на — с высокой плотностью химического загрязнения атмосферного воздуха- 2 — г. Брянск — с умеренным загрязнением- 3 зона — г. Жуковка — относительно экологически чистый район (контроль). В соответствии с выделенными экологическими зонами, обследуемые школьники разделены на 3 экологические группы. Исследуемые группы школьников выбраны корректно. Школьники, проживающие в относительно экологически чистой зоне, ведут более здоровый образ жизни. Остальные условия жизнедеятельности между группами учащихся достоверно не различаются.

3. Анализ антропометрических показателей обследуемых школьников из различных экологических групп показал следующее: средние показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечная сила ведущей кисти соответствуют среднестатистическим показателям, разница показателей между экологическими группами .не достоверна. Средние показатели артериального давления и частоты пульса в покое у школьников регистрируются в пределах возрастно-половых норм по всем экологическим группам.

4. В условиях повышенного загрязнения атмосферного воздуха комплексом химических веществ наблюдается существенное снижение должного объёма жизненной ёмкости лёгких и показателей функционального состояния сердечнососудистой системы у школьников всех возрастно-половых групп с 5 по 11 класс, что подтверждается достоверной отрицательной корреляционной зависимостью с показателями общего химического загрязнения атмосферного воздуха у мальчиков (р < 0,05- г = - 0,964) и у девочек (р < 0,05- г = - 0,862). Наиболее показательно изменение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по гипертоническому типу, выявляется высокая достоверная прямая корреляционная зависимость, как у девочек, так и у мальчиков (р < 0,05- г = 0,94). Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по гипертоническому варианту может быть расценена как маркёр функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях повышенного химического загрязнения атмосферного воздуха.

5. По всем экологическим группам отмечается высокий процент детей, имеющих дисгармоничное физическое развитиедостоверно выше регистрируется в 1 группе по сравнению с аналогичными показателями у школьников из 3 группы, особенно в возрастно-половой группе среди детей 11−13 лет, что подтверждается достоверной отрицательной корреляционной зависимостью у девочек (р < 0,05- г = - 0,87), и у мальчиков (р < 0,05- г = - 0,95).

6. В экологически неблагоприятной зоне у школьников значительно чаще регистрируется низкий уровень физического здоровья, что подтверждается достоверной отрицательной корреляционной зависимостью (р < 0,05- г = - 0,99). Среди учащихся из относительно экологически чистой зоны средний уровень физического здоровья регистрируется достоверно чаще по сравнению с их сверстниками из 1 группы, что подтверждается высокой прямой корреляционной зависимостью (р < 0,05- г = 0,97).

7. Сравнительный анализ показателей функции произвольного внимания у школьников разных возрастно-половых групп, проживающих в экологически различных районах, выявил достоверное снижение показателя коэффициента точности внимания и умственной работоспособности среди учащихся из 1 экологической группы по сравнению с аналогичными показателями у школьников из 2 и 3 группы, что подтверждается достоверной прямой корреляционной зависимостью (р < 0,05- г = 0,99). Выявляется выраженная тенденция к снижению когнитивных функций у школьников из экологических неблагоприятных районов.

8. В районе с интенсивным химическим загрязнением атмосферного воздуха регистрируется наибольшая распространённость заболеваний бронхо-лёгочной, сердечно-сосудистой и моче-выделительной систем, повышенный уровень аллергических заболеваний. Определяется достоверная прямая корреляционная зависимость между компонентами загрязнения атмосферного воздуха и уровнем общей заболеваемости по всем классам болезней (р < 0,05- г = 0,94). В районе с повышенным загрязнением атмосферного воздуха регистрируется преобладание школьников с 3 группой здоровья, что подтверждается высокой достоверной отрицательной корреляционной зависимостью (р < 0,05- г = - 0,99). В относительно экологически чистом районе 1 группа здоровья регистрируется достоверно чаще, что подтверждается прямой корреляционной зависимостью (р < 0,05- г = 0,98). Соответствующим образом учащиеся распределяются и по физкультурным группам.

9. Количество часто и длительно болеющих школьников, проживающих в зоне интенсивного химического загрязнения окружающей среды, достоверно выше по сравнению с учащимися из относительно экологически чистой зоны (р < 0,05- г = - 0,99), дети чаще болеют острыми респираторными вирусными заболеваниями, чем их сверстники из группы контроля, что подтверждается достоверной отрицательной корреляционной зависимостью (р < 0,05- г = - 0,82).

10. Проведённый сравнительный анализ эффективности оздоровительных мероприятий на примере оценки динамики показателей здоровья и умственной работоспособности учащихся из экологически неблагоприятных районов за время летнего отдыха демонстрирует положительный оздоравливающий эффект при правильной организации, с включением полноценного питания, проведения оздоровительных процедур, соблюдения режима дня. В то же время перегрузка развлекательными мероприятиями с сокращением времени ночного сна и дополнительными нервно-психическими нагрузками оказывает резко негативный эффект на показатели здоровья школьников. 11. По результатам исследований разработаны:

— система трехстороннего мониторинга: состояния окружающей среды, условий обучения и состояния здоровья школьников с определением групп учащихся, нуждающихся в проведении коррекционных мероприятий, на различных организационных уровнях (район, школа, ЛПУ);

— эколого-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по оздоровлению школьников, проживающих на территориях с интенсивным химическим загрязнением атмосферного воздуха, с последующей оценкой эффективности оздоровления.

В качестве скрининговых рекомендовано применять методы спирометрии и функциональной тонометрии в донозологической диагностике патологических изменений сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Влияние химического загрязнения на состояние здоровья детей: Автореф., Диссертация д-ра мед.наук. Пермь — 1996.
  2. Н.В., Ефимова А. А., Балаболкин И. И. и др. Влияние загрязнения воздушной среды на распространённость и течение аллергических заболеваний у детей // Педиатрия 1990 — № 5 — С. 10−14.
  3. Н.А., Ступаков Г. П., Ушаков И. Б., Полунин И. П., Зуев В. Г. Экология, здоровье, качество жизни // Астрахань: АГМА 1993 — 250 С.
  4. Н.А., Трошин В. И. // Экология человека М., КРУГ — 1994 — 225 С.
  5. Адо А.Д., Ботова В. А. Заболеваемость бронхиальной астмой в различных ландшафтно-климатических зонах СССР Сов. мед. — 1971 — № 2 — С. 47−50.
  6. В.П. Основы медицинской экологии // Уч. пособие — М., ВУНМЦ- 1995.
  7. С.В., Воронцов И. М., Неженцев М. В., Янушанец О. И. Гигиенические и клинические проблемы экологии детства // Вестник РАМН 1993 -№ 5 — С. 15−19.
  8. В.П. Очерки экологии человека //' М., МНЭПУ 1998 — 232 С.
  9. С.В., Пивоваров Ю. П., Янушанец О. И. Экология человека // Изд. ИКАР 2002 — 770 С.
  10. Ю.П., Курбатова O.JI. Проблема адаптативной нормы в популяции человека // Генетика 1990 — Т 26 — № 4 — С. 583−598.
  11. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН 1993 — № 5 — С. 19−24.
  12. В.В., Курочкин А. А. Особенности НЦД в подростковом возрасте // Российский кардиологический журнал — 1999 № 2 — С. 41−45.
  13. JI.T., Сердюковская Г. Н. Внутренние болезни в подростковом возрасте // М. 1993 — 300 С.
  14. Л.Т., Сердюковская Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в различных гигиенических условиях // Гиг. и сан. 1995 — № 6 — С. 22−29.
  15. Астма, аллергия и экология: материалы международ, конф. Копенгаген, 25.01.2000 // Российский вестник перинаталогии и педиатрии — 2000 № 4 С. 64.
  16. Атопический дерматит у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа М. — 2000 — 75 С.
  17. Атлас «Окружающая среда и здоровье Населения России» // Под.ред. Мюррел Фешбаха-М.: ПАИМС 1995.
  18. В.М. Гигиенические проблемы экосистемы крупного промышленного центра // Уч. пособие, Уфа, БГМИ 1993 — 96 С.
  19. P.M. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина 2000 № 4 — С. 59−64.
  20. И.И. Бронхиальная астма у детей. М. 1985.
  21. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения //Российский педиатрический журнал — 1998 № 1 — С. 5−8- № 4 — С. 4−8.
  22. А.А. Здоровье детей России (состояние и проблемы). М. -1999. — 275 С.
  23. А.А. Состояние детского здоровья в соответствии с экологическим состоянием окружающей среды //Росс, педиатрич. журнал — 2000 № 5 — С. 5−12.
  24. А.А., Сухарева Л. М. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков // Народное образование 1998 — № 9, 10 — С. 177−180.
  25. М.М., Сонькина В. Д. Методические рекомендации «Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.» М. 2002.
  26. JI.A., Веремчук Л. В., Кику П. Ф. Оценка влияния загрязнения воздуха на заболеваемость органов дыхания в городах Приморского края. // Гиг. и сан. -2002 -№ 1-С. 19−22.
  27. Н.А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей М., Медицина — 1987 — Т. 2 — 480 С.
  28. Е.Н., Халитов Р. И. Экологическая и санитарно-гигиеническая обстановка и здоровье населения в РСФСР// VII Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей: сб. трудов — М. — 1991 С. 3−8.
  29. В.Д. Региональные проблемы здоровья населения России // М., ВНИИТИ- 1993−334 С.
  30. М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы // Л.: Гидрометеоиздат 1975 — 448 с.
  31. В.М. Способ оценки влияния загрязнения атмосферного воздуха на состояние здоровье детского населения // Гиг. и сан. 1986 — № 5 — С. 18−19.
  32. Т.И., Фельдман Ю. Г., Шестакова Л. А., Макеева И. М., Рябова Н. И. Комплексный подход к оценке состояния здоровья детей Москвы в районах с разным уровнем загрязнения атмосферного воздуха//Гиг. и сан. 1992 — № 11 -С. 24.
  33. Н.П. Генетический мониторинг популяций человека в связи с загрязнением окружающей среды //Цитология и генетика 1997 — Т. 2 — № 11- С. 195−206.
  34. К.А. Состояние проблемы санитарной охраны атмосферного воздуха и перспективы её решения // Руководство по гигиене атмосферного воздуха. М.: Медицина 1977 — С. 5−25.
  35. К.А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения с загрязнением окружающей среды // М., Медицина 1979 — 160 С.
  36. .Т. Проблема профессиональных и экологически обусловленных заболеваний органов дыхания // Гиг. и сан. 1992 — № 4 — С. 46−49.
  37. Ю.Е. Экопатология детского возраста // Педиатрия 1995 — № 4 — С. 26−33.
  38. Н.А. Урбанизация и здоровье населения // Общество и здоровье человека. М.: Медицина 1972 — С. 179−188.
  39. А.А., Гарасько Е. В. особенности микробиоценоза и фракционно-дисперсного состава частиц бактериального аэрозоля в производственных помещениях. // Гиг. и сан. 2002 — № 2 — С. 32−38.
  40. Волков- А. И. Хронический гастродуоденит и язвенная болезнь у детей // Русский мед. журнал 1999 — Т. 7 — № 4 — С. 179−186.
  41. Л. С. Психология М., ЭКСМО — Пресс — 2000 — С. — 1008.
  42. К.А., Хакимова Р. Ф. Связь между концентрациями в атмосферном воздухе химических веществ и распространённостью аллергических заболеваний у детей. // Гиг. и сан. 2002 — № 4 — С. 23−24.
  43. В.И. Человек, жизнь, здоровье //Древние и новые каноны медицины -СПб.-1995.
  44. Д.Б., Пуртов И. И., Моничев, А .Я., Подходы к оценке антропогенной нагрузки на территориях с учётом основных показателей здоровья населения // Гиг. и сан. 2001 — № 4 — С. 70−72.
  45. Е.И., Вороненко Ю. В., Марценюк Н. И. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения //Киев: КМИ- 1989.
  46. Н.А., Жарова А. В. // Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке». М. — 2004 — Ч. 1 — С. 263−265.
  47. .Ю., Кизенко О. А., Миронова Л. С. и др. Проблемы питания московских школьников // Детское здравоохранение России: стратегия развития. Мат-лы IX съезда педиатров России — М. 2001 — С. 151.
  48. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 1999 г.» Глава 3: Гигиена воспитания, обучения и здоровья детского населения. // Экономический вестник России — 2001 № 4 С. 3−10.
  49. Н.П., Федоренко А. Ю. и др. Атмосферные загрязнения как фактор риска для здоровья детей и подростков. // Гиг. и сан. 2002 — № 2 — С. 21−23.
  50. С.М., Рысеева Б. С. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе // Под. Ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха М. — 1975 -С. 77- 105.
  51. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся // М.: Медицина -1988−272 С.
  52. .Н. Здоровье подростков призывного возраста // Тверь, Губернская медицина 2000 — 212 С.
  53. Ф.Ф., Тагиров Ш. Х., Галеев Р. Х. Заболеваемость пиелонефритом населения промышленного города в зависимости от степени загрязнения атмосферного воздуха // Гиг. и сан. 2005 — № 3 — С. 19−22.
  54. Ф.Ф., Ярулин А. Х. Влияние атмосферных загрязнений на распространённость заболеваний аллергической природы у детей // Гиг. и сан. -1980 № 5 — С. 87−88.
  55. Ф.Ф., Хакимова Р. Ф., Габитов Н. Г. Загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения г.Нижнекамска. // Гиг. и сан.- 2002 № 3 — С. 12−14.
  56. Демографическая ситуация в Брянской области // Аналитическая записка. Федеральная служба гос. Статистики России (РОССТАТ) БРЯНКСКСТАТ -Брянск — 2005 г. — 26 С.
  57. В., Князев Ю., Ключников С., Полетаев А. Экопатология детского возраста // Врач 1998 — № 5 — С. 20−21.
  58. Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов: Автореф. дис. к.м.н. СПб. — 2001.
  59. И.Д., Голубев И. Р. Методические подходы к изучению атмосферных загрязнений на здоровье детей // Гиг. и сан. 1979 — № 5 — С. 54−59.
  60. Л.Г. Некоторые аспекты влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения // Гиг. и сан. 1998 — № 3 — С. 48−52.
  61. Доклад «О состоянии окружающей природной среды по Брянской области» за 2002 г., Брянск, обл.типогр. 2003 — 335 С.
  62. С.Д., Доценко И. Н. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье детей // Врачебное дело 1988 — № 4 С. 112−113.
  63. В.А. Политика в области здорового питания в России // Под ред. Покровского В. И. М. — 1997 — С. 27.
  64. В.А., Петухов А. И., Дмитриева Г. А., Власова В. В. Эколого-гигиенические подходы к оценке риска факторов питания для здоровья населения // Гиг. и сан. 2005 — № 4 — С. 38−40.
  65. В.Ф., Кошкина Е. А., Корчагина Г. А., Шамота А. З. Наркологическая ситуация в России // Руссий мед. журнал 1997- Т.6 — № 2 — С. 109−114.
  66. А.А. Экология и здоровье детей// Педиатрия — 1995 № 4 — С. 49−50.
  67. А.А., Губернских Ю. Д., Балаболкин И. И. и др. Тезисы доклада XII Всесоюзного съезда детских врачей // М. 1988 — С. 92−94.
  68. Загрязнение атмосферы как экологический фактор // Под ред. Назарова И. М. М.: Гидрометеоиздат 1978 — 145 С.
  69. В.В., Сонькин В. Д., Макеева А. Т. Состояние здоровья сельских школьников Центральной России: результаты социометрического исследования // Альманах «Новые исследования» М.: Вердана — 2001 — Вып. 1 — С. 88−98.
  70. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1999 г. // Стат. Мат-лы Минздрава России. М. 2000 — 210 С.
  71. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 г. // Стат. Мат-лы МЗ РФ, М. 2002 — 230 С.
  72. Г. П. Психофизиологические проблемы психического здоровья и работоспособности учащихся в современной технологической среде //Монография Брянск: Изд-во БГУ — 2005 — 256 С.
  73. Г. П., Ракитский В. Н. Влияние сочетанных радиационно-пестицидных нагрузок на здоровье населения //Гиг. и сан. 2000 — № 1 — С. 22−25.
  74. А.В., Королёв А. А., Шакулова О. Р. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей // Гиг. и сан. -2001 № 1 — С. 68−70.
  75. А.Г., Звездина И. В., Рапопорт И. К. и др., Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков. — Гиг. и сан. 2001 — № 5 — С. 59−63.
  76. С.В., Киклевич В. Т., Савинов Е. Д. Особенности инфекционной патологии у детей в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха. // Гиг. и сан. 2002 — № 1 — С. 31−33.
  77. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. и др. Практикум по психофизиологической диагностики // Уч. пособие для студ. высш. учеб. завед. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2000 — 128 С.
  78. В.П. Биосистема и адаптация // Новосибирск: Сибирское отделение АМН СССР 1973 — 73 С.
  79. В.П. Очерки теории и практики экологии человека М. — 1983.
  80. В.Н., Стромская Е. П., Варламова Л. П. Физическое развитие -один из важнейших показателей здоровья детей и подростков // Гиг. и сан. 1996 -№ 1 — С. 24−26.
  81. И.Л., Утенина В. В., Осадчая Н. Д., Перепёлкин С. В., Шкунов В. В. Гигиеническая оценка физического и психофизиологического развития детей, проживающих в зоне выбросов Оренбургского газопромыслового управления //Гиг.и сан. 1998 — № 6 — С. 40−43.
  82. В., Ковалёва А. Наши ученики: 2001 год, статистика бесстрастна// Народное образование 2002 — № 5 — С. 232−235.
  83. С.Ю. Проблема экологически обусловленных болезней лёгких у детей // Российский вестник перинаталогии и педиатрии 1996 — № 4 С. 9−13.
  84. А.А., Кувакин В. И. Медицинская экология. // СПб: «Петроградский и К0» 1998−256 С.
  85. А.И., Кириченко О. В. //Журнал неврологии и психиатрии — 2001 — Вып. 9-С. 59−61.
  86. В.Ф., Миннибаев Т. Ш., Абашова Е. В. Здоровье детей, проживающих в районе размещения атомной электростанции // Гиг. и сан. 2001 -№ 5 — С. 65−68.
  87. И.Е., Троицкая Т. М. Защита воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами химических предприятий // М.: Химия 1979 — 340 с.
  88. Н.Н. Хронобиологические основы здорового образа жизни школьников // Вестник РАМН 1999 — № 6 — С. 38−43.
  89. М.Е., Исенгельдина Б.Б Иммунологические показатели реактивности организма в системе окружающая среда — здоровье населения // Здравоохранение Казакстана. 1986 — № 9 — С. 31−34.
  90. Е.Н. Проблемы диагностики донозологических и преморбидных состояний в связи с воздействием факторов окружающей среды // Гиг. и сан. -1993 -№ 1-С. 6−9.
  91. Е.Н., Варфоломеева И. В. Использование психодиагностических методов для оценки и прогнозирования здоровья населения // Гиг. и сан. 1993 -№ 11-С. 69−71.
  92. Е.Н. Авария на Чернобыльской АЭС и здоровье населения Тульской области // Гиг. и сан. 1998 — № 3 — С. 23−26.
  93. Е.Н., Петрова И. Б. Беляева Н.Н., Чарыева Ж. Г., Лещева Е. П., Шамарин А. А. Взаимосвязь в системе окружающая среда состояние слизистых оболочек — иммунный статус — заболеваемость// Гиг. и сан. — 1999 — № 5 — С. 6−8.
  94. В.Р. Проблемы состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гиг. и сан. 1993 — № 11 — С. 4−7.
  95. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных эколого-гигиенических условиях// М.:ММА им. И. М. Сеченова — 1996- 282 С.
  96. В.Р., Гильденскиольд С. Р. Окружающая среда и здоровье жителей города с развитой химической промышленностью// М.:ММА им. И. М. Сеченова -1995 123 С.
  97. В.Р. Гигиена детей и подростков один из ведущих системообразующих элементов специальности «медико-профилактическое дело» // Гиг. и сан. — 2000 — № 6 — С. 11−14.
  98. В.Р., Миннибаев Т. Ш., Башкирова М. А., Нарышкина Е. В., Кузнецова А. И. Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей в городе с развитой химической промышленностью // Гиг. и сан. 1994 — № 2 — С. 37−40.
  99. В.Р., Миннибаев Т. Ш., Дьяконова О. М., Жученко Н. А., Панасюк Н. Н., Гильденскиольд С. Р., Башкирова М. А., Нарышкина Е. В. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях //Гиг. и сан.- 1993 -№ 11-С. 38−41.
  100. С.М. О механизмах нарушения вегетативной регуляции у детей, больных нейро-циркуляторной астенией // Педиатрия — 2001 № 2 — С. 28−31.
  101. К.Я. Глобальная экология и требования к данным наблюдений. -Спб.: Наука 1993−83 С.
  102. В.В., Сиротко И. И. Загрязняющие факторы окружающей среды крупного промышленного центра // Гиг. и сан. 2002 — № 1 — С. 6−8.
  103. М.Т., Филлипова А. Г., Лысенко Н. А. Динамика умственной работоспособности и состояние здоровья школьников спортивных и обычных классов// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии — 1991 № 2 -С. 98−101.
  104. Г. Психология развития СПб: Питер — 2000 — 992 С.
  105. Ф.Г. Современные проблемы защиты внешней среды от загрязнений// Гиг. и сан. 1972 — № 8 — С. 3−4.
  106. А.В., Филин В. А., Цветкова J1.H. Современные представления о патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей // Педиатрия -1997 -№ 1-С. 5−7.
  107. А.Г., Зиновьева И. П., Беззубов А. А., Бударина О. В. Проблемы контроля содержания формальдегида в воздухе// Гиг. и сан. 2002 — № 1 — С. 73−76.
  108. П.И., Чмиль И. Б. Возрастная динамика антропометрических показателей детского населения г.Красноярска// Гиг. и сан. 2002 — № 2 — С.49−51.
  109. Т.Ш. Актуальные вопросы университетской гигиены на современном этапе // Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке». М. — 2004 — Ч. 2 — С. 272−275.
  110. О.В. Актуальные проблемы транслокального загрязнения территорий// Гиг. и сан. 2002 — № 2 — С. 14−17.
  111. И.В., Смолягин А. И., Скачкова М. А. Оценка иммунного статуса у детей сельских населённых пунктов и содержание микроэлементов в объектах окружающей среды // Гиг. и сан. 2002 — № 5 — С. 59−60.
  112. О.В., Кудрин В. И., Быстрых В. В. Идентификация опасности и комплексная гигиеническая оценка аллергической нагрузки на население промышленного города // Гиг. и сан. 2002 — № 5 — С. 20−21.
  113. Г. С. Психология здоровья //Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2003 607С.
  114. М.К. Основные отрасли промышленности как источники загрязнения атмосферного воздуха// Санитарная охрана атмосферного воздуха городов. М.: Медицина 1976 — С. 127−157.
  115. Г. Г. О санитарно-эпидемической обстановке в России // Гиг. и сан.- 1997-№ 6-С. 4−10.
  116. Г. Г., Куценко Г. И., Беляев Е. И., Зайцева Н. В., Жур П.З. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения// М. 2000- 197-С.
  117. Г. Г., Минздрав РФ, Москва. Стратегия обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения в условиях социально-экологического развития Российской Федерации на период до 2010 г. // Гиг. и сан.-2002 -№ 2-С. 3−14.
  118. Г. Г. Актуальные проблемы совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены окружающей среды // Гиг. и сан. 2002 — № 3 — С. 3−9.
  119. Г. Г. Об итогах деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в 2001 г. и задачах на 2002г// Гиг. и сан. 2002 — № 4 -С. 6−11.
  120. Г. Г. Здоровье населения и среда обитания// Гиг. и сан. 2003 — № 1 -С. 1−5.
  121. Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гиг. и сан. 2005 — № 3 — С. 40−43.
  122. Г. Г. Актуальные проблемы реализации в России решения ООН о провозглашении 2005−2015 гг. международной декадой «Вода для жизни"// Гиг. и сан.-2005 № 4-С. 3−5.
  123. .Д., Цыганков Б. Д. Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей М. — 1996 — 133 С.
  124. Н.М., Васильева JI.A. и др. Электрические свойства поверхности волокон и токсичности асбеста. // Гиги, и сан. 2002 — № 3 — С. 61−64.
  125. А.И., Беляев Е. Н., Ястребов Г. Г., Устюшин Б. В. Региональные проблемы и управление здоровьем населения России // М. 1996 — С. 171 -200.
  126. С.Е., Квартовкина JI.K. О недостатках существующей системы социально- гигиенического мониторинга // Гиг. и сан. 2005 — № 3 — С. 59−60.
  127. В.П. Эволюция здоровья и болезней как следствие изменения его природного и социального окружения // Общество и здоровье человека. М. 1973.
  128. Подростковая наркозависимость: что делать, кто виноват М. — 1998 — 43 — С.
  129. Показатели здоровья населения и деятельности здравоохранения Брянской области в 1997—1999 гг. Статистические материалы, Брянск: подразделение оперативной полиграфии Брянского ЦНТИ 2000 — 156 с.
  130. Л.А., Абдукадырова Л. К., Шарипова С. А., Юлдашбаев И. Т. Формирование основ здорового образа жизни у школьников Ташкента// Гиг. и сан. 2002 — № 1-С. 44−45.
  131. Л.П., Барков Л. В., Минченко В. А., Конаков Л. Н. Воздействие атмосферных загрязнений на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей /У Гиг. и сан. 1990 — № 3 — С. 18−20.
  132. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика М., Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК» — 2000 — 304 С.
  133. Райс.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Москва -Харьков — Минск — 2000.
  134. .А. Здоровье населения и загрязнение окружающей среды в России // М.: Медицина 1994 — 105 С.
  135. .А., Аксель Е. М., Уманова Т. И. и др. О влиянии диоксинов на возникновение злокачественных новообразований и нарушений репродуктивного здоровья населения // Гиг. и сан. 2002 — № 1 — С. 8−12.
  136. З.Ф. Загрязнение окружающей среды в центрах нефтепереработки и нефтехимии как фактор риска для здоровья // Автореф., дисс. д. м. н. М. — 2000.
  137. М.Ф. Двигательная активность и экологические условия в формировании физического состояния школьников //Изд. Рязан. Гос. Мед. ун-та, Рязань-2001 ИЗ С.
  138. О. Л. //Журнал неврологии и психиатрии 2002-№ 5-С. 10- 14.
  139. И.В., Фоменко В. Н. Отдалённые последствия влияния химических соединений на организм // М.: Медицина 1979 — 230 с.
  140. A.M. Взаимодействие организма с электромагнитными полями как с фактором окружающей среды // Киев: Наукова думка 1977 — 227 С.
  141. Г. И., Кутепов Е. Н. Методология изучения состояния здоровья населения // Гиг. и сан. 1998 — № 4 — С. 35−39.
  142. Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространённости преморбидных состояний среди населения// Гиг. и сан. 1994 -№ 1 — С. 13−16.
  143. Г. И., Захарченко МП., Маймулов В. Г. и др. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе // М. 1995 — 195 С.
  144. Г. И., Золотов П. А. Свинец в окружающей среде (гигиенические аспекты) // М. 1978 — 85 С.
  145. Г. И., Можаев Е. А. Санитарное состояние окружающей среды и здоровье населения // АМН СССР М., Медицина — 1987 — 105 С.
  146. Г. И., Новиков С.М Экология человека и гигиена окружающей среды на пороге XXI века // Гиг. и сан. — 1999 № 5 — С. 3−6.
  147. М.В., Скачкова М. А., Верещагин М. Н., Корнеев А. Г. Механизмы формирования предрасположенности к ОРЗ в регионах с высокой антропогеной нагрузкой // Гиг. и сан. 2002 — № 5 с. 39−42.
  148. Е.С. Социально-гигиеничекие аспекты потребления алкоголя, наркотически действующих веществ, курения среди городских подростков РФ// Автореф., дисс. д-ра мед. наук М. — 1997.
  149. В.Д. Влияние социально- гигиенических факторов на показатели физического развития детей и подростков // Советское здравоохранение — 1984 -№ 10-С. 18−21.
  150. Социальное положение и уровень жизни населения Брянской области 2005: Статистический сборник / Федеральная служба госстатистики, Территориальный орган ФСГС по Брянской области — Брянск 2005 — 146 С.
  151. Л.П. Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, проживающих на урбанизированных территориях // автореф., дис. д.м.н., Ростов-на-Дону 2002.
  152. Стародумов B. JL, Полякова А. Н., Денисова Н. Б. Нервно-психический статус у детей в условиях загрязнения окружающей среды // Гиг. и сан. — 1999 № 6 — С. 52−53.
  153. М.Я., Ефимова А. А. Экология и здоровье детей. // М.: Медицина 1998−384 С.
  154. A.M., Очанов Р. Г., Батурин А. К. и др. Образовательные программы в области питания и здоровья населения России// Политика в области здорового питания в России. Под ред. Покровского В. И. М. — 1997 — С. 26.
  155. Е.Ф. Психофизиологические аспекты влияния физических факторов окружающей среды на здоровье населения // Гиг. и сан. 1990 — № 2 — С. 12−14.
  156. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие детей за период обучения в школе // Гиг. и сан. 2000 — № 3 — С. 45−46.
  157. Г. И. Гигиеническая оценка питания школьников г. Рязани по материалам анкетирования // Гиг. и сан. 2002 — № 2 — С. 40−41.
  158. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков // М., Медицина 1991−272 С.
  159. А.Г. Экологические проблемы педиатрии. М. — 1997. — Стр. 27−31.
  160. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гиг. и сан. 2000 — № 3 — С. 43−44.
  161. А.Г., Игнатова Л. Ф. Методические подходы к ведению социально-гигиенического мониторинга детского населения // Гиг. и сан. — 1997 № 6 — С. 32−35.
  162. JI.M. Современная гигиена детей и подростков в свете трудов С.М.Громбаха // Гиг. и сан. 2000 — № 3 — С. 38−42.
  163. JI.M., Рапопорт И. К. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гиг. и сан. — 2002 № 4 — С. 52−55.
  164. ЮП., Истомин А. В. Эколого-гигиенические проблемы сохранения здоровья населения // Гиг. и сан. 2001 — № 5 — С. 79−80.
  165. И.О. Дети Чернобыля (Эколого-физиологический аспект) М. — 1996- 168 С.
  166. Г. Л., Орлова Е. В., Воронова Б. З., Эльковская Е. А., Бородина Е. В., Ковалькова С. Л. Дифференциальная оценка факторов окружающей среды и здоровье школьников //Вестник Российской академии наук 1993 — № 6 — С. 46−50.
  167. Установление первоначально неочевидных причин экологически обусловленных болезней населения. Методические рекомендации, утверждённые Главным Государственным санитарным врачом России 30.07.1997 г. № 2510/5717- 97 32. Издание официальное — М. — 1997.
  168. Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха // М.: Медицина 1975 — 159 С.
  169. Р.Ф. Здоровье детей в нефтяном регионе республики Татарстан // Гиг. и сан. 2002 — № 3 — С. 59−61.
  170. Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников// Гиг. и сан. 2000 -№ 1 — С. 71−73.
  171. Т.Г., Кантонистова Н. С., Краснушкина И. А. Состояние психического здоровья современных школьников (диагностика, определение факторов) // Вестник Российской академии наук 1993 — № 6 — С. 34−40.
  172. Т.С. Количественная оценка взаимосвязи показателей состояния здоровья детей и факторов среды // Гиг. и сан. 1983 — С. 18−20.
  173. А.Г. Стратегия профилактики аллергии и бронхиальной астмы // Астма. Аллергические и респираторные заболевания 2001 — С. 2−5.
  174. А.Г. Воздействие промышленных атмосферных загрязнений на частоту аллергозов у детей //Промышленная аллергология и иммунология. — Рига -1981 С. 141−143.
  175. И.Н., Галеев К. А., Хакимова Р. Ф., Даутов Ф. Ф. Количественная оценка влияния загрязнений атмосферного воздуха на заболеваемость детей ОРЗ верхних дыхательных путей // Гиг. и сан. 2002 — № 4 — С. 11−13.
  176. М.Г., Костовецкий Я. И., Булгаков В. В. Охрана и оздоровление окружающей среды в условиях научно-технической революции // Киев: Здоровье -1982−224 С.
  177. А.А., Мажикова Э. Д. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей из Иссык-Кульского региона // Гиг. и сан. — 2005 -№ 3-С. 46−48.
  178. И.В., Спиридонов A.M., Березин И. И. Состояние атмосферного воздуха и здоровье населения Самарской обл. // Гиг. и сан. — 2002 № 3 — С. 14−16.
  179. И.С., Савельев Б. П. Параметры функционального состояния кардиореспираторной системы у детей // Российский педиатрич. журнал № 1 — 2000-С. 41−43.
  180. А.П. Основные итоги и перспективы развития гигиенических исследований физических факторов в городах // Гигиенические аспекты снижения шума в районах новой застройки — М. 1979 — С 13−17.
  181. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? // Уч. пособие под ред. В. И. Данилова Данильяна. М. — 1997.
  182. Н.Я. Загрязнение атмосферного воздуха канцерогенными веществами и их гигиеническое нормирование// Руководство по гигиене атмосферного воздуха. М.: Медицина 1976 — С. 349−384.
  183. Aronson A., Bartosh S. Childhood hypertension. An update on etiology, diagnosis and treatment // Pediatrics 1999 — Vol. 46 — № 2 — P. 235−252.
  184. Aksit B. Soc. Sci. Med 1989-Vol. 28-№ 6-P.571−576.
  185. Berg G.W., Burban R.F. Correlation between carcinogenic trace metal in water supplies and cancer mortality Ann. N. Y. Acad. S. — 1999 — 3 — P. 243−269.
  186. Bourne D, Rip M., Woods D. S. Afr. Med. J. — 1989 — Vol. 75 -№ 12 -P.565−510.
  187. Braden D.S., Strong W.B. Cardiovascular responses to exercise in childhood // Amer. J.Dis. Child- 1990-Vol. 144-№ 11-P. 1255−1260.
  188. Blackman J., Bretthauner J. Examinining high-risk children for learning problems in the health care setting // Pediatrics 1990 — Vol. 86 — № 3 — P. 398−404.
  189. Cinciripini P. Cognitive stress and cardiovascular reactivity // Amer. Heart J. -1986-Vol.- 112-P. 1051−1065.
  190. Cole T.C. Statistical constructs of human growth charts for old. In: Antthropomentry: the Individual and the Population. Eds S.J. Ulijaszek and C.G.Mascie Taylor, Cambridge University Press — 1994 — P. 78−98.
  191. Complication of Air Pollution Emission Factors US EPA — Apr. 1973.
  192. Children, ago lessens, television and school // Pediatrics 1990 — Vol.- 85 — № 6-P. 1119.
  193. Children with health impairment in school // Pediatrics 1990 — Vol.- 86 — № 4 — P. 636−638.
  194. Chronic respiratory diseases in children in relation to air pollution. Long term programmer in environmental pollution control in Europe — Copenhagen, WHO — 1974 — P. 69.
  195. Galle O. R., Cove W.R., McPherson J. M. Population density and pathology: What are the relations for man? Science — 1972 — 176 — 4030 — P. 23−30.
  196. Giever P.M., Ruch W.E. Statistical analyses of air pollution. Sampling frequency in an epidemiological study J. Hyg. Assoc. — 1991 — 32 — 4 — P. 260- 266.
  197. De Onis M., Monteiro C., Akre J., Clugston G. Глобальная распространённость белковой недостаточности: обзор Всемирной базы данных ВОЗ по физическому развитию детей. Бюлл. ВОЗ 1993 — Т. 71 — № 6 — С. 35−43.
  198. Hannah L., Lohse D., Hutchinson Ch. et al. Ambio — 1994 — 4−5 — P. 246−250.
  199. Heine H. Life stress and hypertension // Europ. Heat J 1987 — Vol.- 8 — Suppl. B -P. 45−55.
  200. Hermanussen M., Burmeister J. Synthetic growth curves // Мат-лы конгресса педиатров России, Москва, 16−18 февраля 1999 г. С. 514.
  201. Junge С.Е. Air Chemistry and Radioactivity Academ. Press. — New York — 1983 -P. 130.
  202. Koshal R. K., Koshal M. Environments and urban mortality. An econometric approach. Environ. Pollut. — 1983 — 4- 4- P.247−259.
  203. Lebowitz M.D., Cassell E.J., McCaroll J.D. Health and the urban environment, XV. -Env. Res. 1982 — 5 — 2 — P.135−141.
  204. Lhotska L., Blaha P., Vignerona J., Roth Z., Prokopec M., Celostatni Antropologicki Vyzkum Deti a Mladere 1991 (Ceske Zeme). Antropometricke charakteristeristiky Praha — 1993.
  205. Richter J. Symposium of the European Union for school and the Health and Medicine: Abstracts Budapest — 1985 — P. 12−13.
  206. Ross G., Lapper E., Auld P. Social competence and behavior problems in premature children at school age // Pediatrics 1990 — Vol. 86 — № 3 — P. 391−397.
  207. May A., Anderson P. Goos Cees Alcohol Consumption and Associated Harm // Smoking, drinking and drug taking in the European Region Copenhagen — 1997 -P.57−100.
  208. McMahon B. Introduction: Concepts ofmultiple factors N.Y. — Lnd .- 1982-P. 12.
  209. Moodie D.S. Our children’s health- Clin. Pediat. 1991 — Vol. 6 — P.367−372.
  210. Pater R., Dowda M., Ross j. Associations between physical activiti and physical fitness in American children//amer. J. Dis. Child. 1990-Vol. 144 -№ 10-P. 1123−1129.
  211. Physical status: the use and interpretation of anthropomentry. Report of a WHO Expert Committee, Geneva 1995 — № 854 — 452 P.
  212. Ulijaszek S .J., Johnston F.E., Encyclopedia of Human Growth and Developments 1998.
  213. Whidden Phillip. Passive smoking // Lancet 1997 — 350 № 9070 — P. 73.
Заполнить форму текущей работой