Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Автоматизация проектирования обучающих систем на основе объектно-контейнерного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для преодоления указанных недостатков структурного проектирования широкое распространение получили методы объектно-ориентированного подхода (ООП), основы которого рассмотрены в работах Г. Буча, М. Джексона, К. Орра, Б. Страуструпа, П. Ирэ, С. С. Гайсаряна и др. Здесь показано, что объектно-ориентированный подход является методологией проектирования, соединяющей процесс объектной декомпозиции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
    • 1. 1. Анализ существующих способов обучения и их влияние на структуру АОС
    • 1. 2. Этапы проектирования автоматизированных обучающих систем
    • 1. 3. Проблемы автоматизации проектирования АОС
    • 1. 4. Основные задачи диссертационной работы
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБЪЕКТНО-КОНТЕЙНЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
    • 2. 1. Объект как единица объектного проектирования
      • 2. 1. 1. Сложность программной системы и структурное проектирование
      • 2. 1. 2. Объектная декомпозиция программной системы
    • 2. 2. Объектная и контейнерная модели как составляющие процесса проектирования
      • 2. 2. 1. Объектная модель
      • 2. 2. 2. Контейнерная модель
      • 2. 2. 3. Критерии эффективности декомпозиции объектной модели в контейнерную
    • 2. 3. Системная модель, как завершающая стадия процесса проектирования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТНО-КОНТЕЙНЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
    • 3. 1. Проектирование типовой обучающей системы с использованием моделей объектно-ориентированного проектирования
      • 3. 1. 1. Проведение объектного анализа и построение объектной модели TOC
      • 3. 1. 2. Декомпозиция объектной модели и получения контейнерной модели TOC
      • 3. 1. 3. Построение системной модели TOC и проекта всей АОС в целом
    • 3. 2. Виды управляющих алгоритмов и их влияние на архитектуру ядра АОС
      • 3. 2. 1. Управляющий алгоритм с жесткой логикой
      • 3. 2. 2. Открытый управляющий алгоритм
      • 3. 2. 3. Адаптивный управляющий алгоритм
    • 3. 3. Виды архитектур ядра АОС
      • 3. 3. 1. Ядро АОС с управляющим алгоритмом с жесткой логикой
      • 3. 3. 2. Ядро АОС с открытым управляющим алгоритмом (открытое ядро)
      • 3. 3. 3. Ядро АОС с адаптивным управляющим алгоритмом
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗРАБОТЧИКА АОС
    • 4. 1. Основные положения методики автоматизации проектирования
    • 4. 2. Архитектура инструментальной среды разработчика АОС. .114 4.2.1. Проектирование инструментальной среды разработчика
      • 4. 2. 2. Организация базы данных инструментальной среды разработчика
      • 4. 2. 3. Структура внутреннего языка для записи формул анализа истории обучения
      • 4. 2. 4. Принципы построения генератора АОС
      • 4. 2. 5. Особенности архитектуры контейнеров — составных элементов АОС
    • 4. 3. Особенности программной реализации
  • САПР АОС
    • 4. 3. 1. Выбор средства программной реализации инструментальной среды и элементов АОС.Í
    • 4. 3. 2. Технология СОМ как основное средство обеспечения взаимодействия между контейнерами
    • 4. 4. Методика проектирования АОС с использованием инструментальной среды разработчика
  • Выводы по главе
    • ГЛАВА 5. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЪЕКТНО-КОНТЕЙНЕРНОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ
    • 5. 1. Программный комплекс управления учебным процессом Teach Wizard '
    • 5. 2. Имитационная обучающая система «Эмулятор Internet»
    • 5. 3. Обучающий курс «Деньги» на базе использования Web технологий
  • Выводы по главе

Автоматизация проектирования обучающих систем на основе объектно-контейнерного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные образовательные технологии требуют значительной интенсификации процесса обучения, заключающейся в увеличении доли самостоятельной работы учащихся. Использование учебно-методической литературы не позволяет в полном объеме решать указанные задачи, поэтому в учебном процессе все шире начинают применяться средства автоматизированного обучения. Эти системы обеспечивают подачу учащемуся изучаемого материала на качественно новом уровне и способствуют оперативному его закреплению или проверке полученных знаний путем проведения опросов, например, в форме тестов. Анализ истории развития средств автоматизированного обучения показывает, что их возможности расширялись по мере эволюции ЭВМ. Так, в настоящее время широкое распространение получили наиболее перспективные, с позиций достижения максимальной эффективности результатов учебного процесса, автоматизированные обучающие системы (АОС) [1,2,5,29,37,51,87,99,100], представляющие собой интегрированные программные системы для обучения и контроля знаний учащихся.

Однако, несмотря на огромный спрос на АОС, наблюдается устойчивая тенденция, когда большинство из них не удовлетворяют запросам пользователей по своим функциональным возможностям и качественным характеристикам. Можно выделить следующие причины такого положения (рис 1):

• преподаватель, использующий АОС, и ее разработчик воспринимают проблему разработки АОС в рамках своих индивидуальных профессиональных знаний, что не позволяет четко сформулировать задачу в целом, наметить и реализовать на практике наиболее рациональные пути ее решения, в результате чего требования заказчика к АОС реализуются не в полном объеме;

Причины неудовлетворительного состояния рынка автоматированных обучающих систем.

Разное понимание проблемы пользователем и разработчиком АОС.

Увеличение сроков разработки АОС из-за отсутствия стандартных методов проектирования.

Остсутствие методики автоматизации проектирования АОС.

Рис 1 Причины неудовлетворительного состояния рынка АОС.

• отсутствие стандартных приемов проектирования АОС, влекущее за собой неоправданное увеличение сроков их разработки;

• отсутствие методики автоматизации проектирования АОС, снижающее производительность разработчиков и требующее сосредоточения их внимания на программной стороне задачи вместо ее информационного наполнения.

Анализ этапов развития АОС показывает, что решение отмеченной проблемы их совершенствования целесообразно осуществлять в следующих направлениях.

Проектирование большинства программных систем производится на основе общеизвестных методов структурного подхода к проектированию, которые рассматривают АОС как сложную многосвязную систему с большим числом разнородных объектов [25, 28, 106], основанную на принципах иерархичности и произвольности уровня абстракции, рассмотренных Куртуа Р. 118].

Основные положения этого подхода рассмотрены в работах Лингера Р [52], Фокса Дж [97], Брукса Ф. П [13,115]., Горбатова В. А [22,23,24]., Логиновского О. В [50], Чапцова Р. П. 50,59,62]. и других авторов.

Структурный подход позволяет достаточно эффективно проектировать сложные программные системы, однако, он имеет существенные недостатки, которые ограничивают сферу его применения в современной индустрии программного обеспечения. К их числу относятся:

• достаточно низкий уровень абстракции, который не позволяет оперировать терминами предметной области для более эффективного проектирования АОС;

• метод структурного подхода в проектировании АОС осложняет ее дальнейшую эволюцию, что в конечном итоге выливается в усложнение и удорожание программной системы в целом.

Для преодоления указанных недостатков структурного проектирования широкое распространение получили методы объектно-ориентированного подхода (ООП), основы которого рассмотрены в работах Г. Буча [15], М. Джексона, [121,122], К. Орра, [125], Б. Страуструпа [90,111], П. Ирэ [32], С. С. Гайсаряна [18] и др. Здесь показано, что объектно-ориентированный подход является методологией проектирования, соединяющей процесс объектной декомпозиции и приемы представления логической, физической, статической и динамической моделей проектируемой системы [15]. Этот подход опирается на понятие объекта, которое впервые было использовано при создании архитектур, основанных на описаниях и реализациях. В данных работах делались попытки отойти от традиционной архитектуры и преодолеть барьер между высоким уровнем программных абстракций и низким уровнем абстрагирования в области ЭВМ. На этой базе был создан ряд компьютеров, таких как СашЬп§ е САР,.

SWARD, Intel 432 и др., которые имеют объектно-ориентированную архитектуру [15].

Наиболее распространенные из методов ООП, такие как ОМТ, UML, Буча, «Коуда-Йордана» [15,38,128] рассматривают программную систему в терминах той предметной области, на которую она ориентированна, а возможность создания на базе существующей АОС более совершенной, является одним из принципов указанного подхода.

Развитие ООП обусловлено прогрессом в области архитектуры ЭВМ, языков и методологии программирования, включая принципы модульности и защиты информации.

В настоящее время современные средства разработки программного обеспечения [26,56,72] значительно расширили возможности использования объектно-ориентированного подхода. В частности, стало реальным фактом разрабатывать событийно-ориентированные программы, работа которых представляет собой цепочку реакций на те или иные действия пользователя или другого объекта задачи.

Использование ООП в проектировании сложных программных систем также имеет ряд недостатков, среди которых следует выделить:

• сложность в определении объектов предметной области из-за практического отсутствия формальных методов их поиска. Наиболее известные методы 3-View Modeling или методы лингвистического анализа, например, Phrase Frequency Analysis и Matrix Analysis [118], не всегда адекватны предметной области или неоправданно усложнены;

• низкий уровень абстракции ООП, который требует от разработчика решения задач проектирования и реализации практически всех аспектов функционирования программной системы, начиная от интерфейса пользователя, и заканчивая доступом к базам данных, а также другими системными задачами.

Очевидно, что АОС представляет собой сложную программную систему, на создание которой требуются значительные трудозатраты. Поэтому для интенсификации процесса проектирования и реализации указанных программных систем необходимо наличие иного подхода в проектировании, который, с одной стороны, рассматривал бы АОС на более высоком уровне абстракции, чем предлагает ООП, а, с другой стороны, позволял бы разработчику путем комбинации различных ее составляющих получать программные системы с заранее заданными функциональными возможностями.

Эффективным средством решения поставленной задачи является применение систем автоматизированного проектирования (САПР), которые не требуют от разработчика глубоких знаний основ программирования и позволяют создавать на основе описания модели требуемого объекта проектирования достаточно эффективные программные системы. Основная функция САПР — выполнение автоматизированного проектирования на всех или отдельных стадиях проектирования объектов и их составных частей. Проблема создания и использования САПР являлась предметом исследований Братищева Д. И. 113], Буркова В. Н. [12], Вермишева Ю. Х [17] Глушкова В. М[20]., Казеннова Г. Г. [39], Норенкова И. П. 64,69], Петренко А. Щ71], Прохорова А. Ф. [74], Самойлова Д. С. [87], ЧапцоваР. П [59, 106] и ДР.

Существующие системы разработки АОС не являются средствами автоматизации проектирования, так как они ориентированы на разработку обучающих курсов с фиксированными способами обучения и не позволяют проектировать АОС как программную систему.

С учетом вышеизложенного, целью работы является разработка методологии автоматизации проектирования обучающих систем с использованием принципов объектно-ориентированного проектирования. (рис. 2.).

Схема исследования.

Цель: Разработка методики автоматизации проектирования автоматизированных обучающих систем.

Анализ АОС как прикладной системы.

Анализ АОС как сложной системы в виде объектов и отношений между ними.

Получение множества моделей АОС на основе объектно-ориентированного подхода.

Разработка типовых моделей АОС.

Разработка методологии автоматизации проектирования АОС.

Рис 2 Схема исследования.

Основная идея работы заключается в объединение преимуществ структурного и объектно-ориентированного подходов к проектированию, получение на их базе принципиально новой методики, позволяющей создавать взаимозаменяемые части программной системы.

Указанная цель работы определила следующие задачи исследований:

• анализ АОС как прикладной системы;

• анализ АОС как сложной системы в виде объектов и отношений между ними;

• получение множества моделей АОС на основе объектно-ориентированного подхода;

• разработка типовых моделей АОС;

• разработка методологии автоматизации проектирования АОС;

• реализация предложенной методики автоматизации проектирования АОС.

В диссертационной работе решение задачи автоматизированного проектирования АОС основано на следующих принципах, выносимых автором в качестве защищаемых положений:

• неадекватность объектно-структурных методов необходимому уровню абстракции при проектировании АОС;

• новый уровень абстракции — контейнер, позволяющий формально определять правила построения контейнерной модели автоматизированной обучающей системы;

• использование контейнеров как объединения преимуществ объектного и структурного подходов позволяет построить эффективные методы автоматизированного проектирования АОС.

При решении поставленных в диссертационной работе задач использованы математические модели объектов, составляющих предметную область АОС, базирующиеся на теории множеств [44,46,109].

Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях [60,61,62,63,64,101,102,204] и подтверждены свидетельством об официальной регистрации программы для ЭВМ [103].

Диссертационная работа обобщает результаты исследований, проводившихся при непосредственном участии автора, по следующим целевых программам Министерства Образования России:

• «Информационные технологии в образовании и науке» (Приказ № 1273 от 30.12.94);

• «Учебная техника» (Указание от 16.01.98 № 33−18. Приказ № 580 от 5.03.99).

Основные положения и результаты, полученные в диссертационной работе, доложены и обсуждены на Всероссийском методическом семинаре «Компьютерные технологии в образовании» (г. Челябинск, 1995 г.), на.

Всероссийской научно-методической конференции «Новые информационные технологии и учебная техника» (Челябинск, 1995 г.), на Всероссийской научно-методической конференции «ТЕЛЕМАТИКА '97» (Санкт-Петербург, 1997 г.), на межрегиональном научно-практическом семинаре «Информатизация органов управления регионального и муниципального уровней» (г. Челябинск, 1998 г.), на межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы и перспективы высшего профессионального образования в Уральском регионе» (Челябинск 1999 г.). Практические результаты экспонировались на всероссийской выставке «ЛЕНЭСКПО» (Санкт-Петербург, 1997 г.).

Результаты диссертационной работы нашли практическое применение при разработке и реализации следующих программных систем:

• контрольно-тестирующего комплекса «Teach Wizard» 98™" ;

• имитационной обучающей программы «Эмулятор Internet»;

• обучающего курса «Деньги» для студентов экономического профиля.

Кроме того, разработанная методика проектирования АОС используется в учебном процессе по специальности 22 100 «Электронные вычислительные машины, системы и сети», а также послужила основой формирования общеуниверситетской программы внедрения АОС в учебный процесс Южно-Уральского государственного университета.

Выводы.

1. Показано, что объектно-контейнерный подход является самостоятельным подходом в проектировании автоматизированных обучающих систем, что доказано на основе впервые созданного программного комплекса управления учебным процессом «Teach Wizard «98™», внедренного в учебном процессе кафедры ЭВМ ЮУрГУ и на Челябинской междугородной телефонной станции.

2. Объектно-контейнерный подход целесообразно также использовать в качестве средства для разработки технологий автоматизированного проектирования обучающих систем, что было доказано созданием на кафедре ЭВМ ЮУрГУ обучающего курса «Деньги» на базе Web-технологий для студентов экономических специальностей.

3. Показано, что методы автоматизации проектирования АОС можно применять для обучающих систем любого класса, что доказывается созданной автором имитационной обучающей системой «Эмулятор Internet».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в диссертационной работе исследования образуют теоретическую и практическую основу решения задачи автоматизированного проектирования обучающих систем и позволяют сформулировать основные выводы и получить конкретные результаты:

1. Показано, что потребности рынка автоматизированных обучающих систем не удовлетворяются существующими методами автоматизации проектирования на основе структурного и объектно-ориентированных подходов, так как структурное проектирование не оперирует терминами предметной области и затрудняет эволюцию программной системы, а объектно-ориентированный подход имеет слишком низкий уровень абстракции, требующий от проектировщика разработки практически всех аспектов функционирования АОС.

2. Для разработки методики автоматизации проектирования математически формализованы основные принципы объектно-ориентированного подхода к проектированию АОС. В частности, определены типы отношений между объектами, которые являются основой для комплексного подхода к проектированию АОС.

3. Сформулированы основные положения, определяющие объектно-контейнерный подход как последовательность модельных преобразований, при которых целевая модель АОС преобразуется в контейнерную и системную модели, определяющие функции АОС и ее управляющий алгоритм. Доказано, что эффективность контейнерной модели определяется минимальным и достаточным числом интерфейсов контейнера, а также показаны дополнительные условия включения объекта в контейнер.

4. Впервые разработана методика автоматизации проектирования обучающих систем, заключающаяся в следующем:

• обучающая система представляется в виде набора стандартных контейнеров;

• урок представляется двудольным графом, где каждая вершина есть объект со своим набором атрибутов и операций;

• проектирование обучающей системы ведется путем построения двудольного графа модели урока и выбора вида управляющего алгоритма.

5. На основе компонентной архитектуры «Component Object Model» операционных систем фирмы Microsoft предложен и практически реализован метод взаимодействия контейнеров и объектов автоматизированной обучающей системы.

6. На основе предложенного объектно-контейнерного подхода впервые разработаны и внедрены в практику учебного процесса следующие программные системы:

• Программный комплекс управления учебным процессом «Teach Wizard '98»;

• Имитационная обучающая система «Эмулятор Internet»;

• Обучающий курс «Деньги» для студентов экономических.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная обучающая система НИИЖТа / Под. Ред. Б. В. Пыринова. — Новосибирск, 1977. — 76 с. (Труды / Новосиб. Ин-т. йнж. Ж.-д. Транспорта. Вып. 182)
  2. Адаптация обучающей программы к потребностям обучаемых в контроле. М.: ОНИ НИИВШ, 1976.—35с., табл.(Экспресс-информ/НИИ пробл. высш. школы, отд. научн. информ. сер. «обучение и ком. воспитание в выс. и сред. спец. учеб. заведениях»),
  3. В. Объектная ориентация: Философия и футурология. / / Открытые системы.— 1996. — N 6.— С.40—45
  4. Е.Ф., Стефанюк B.JL, Экспертные системы — состояние и перспективы. / / Изв. АН СССР. Техническая кибернетика. — 1984. — № 5, С.153—167.
  5. JI.C. и др. Разработка и применение обучающих программ в учебном процессе на базе автоматизированных обучающих систем:Учеб.пособие. — М.: Изд-во МАИ, 1990.—57 с. :ил.
  6. Бабэ Бруно. Просто и ясно о Borland С++. / Пер. с англ. — М.: Бином, 1995.—400с.
  7. Ф. Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 3-х ч.41. / Пер с нем. — М.: Мир, 1990,—336 с.
  8. Бауэр Ф. J1., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 3-х ч.42. / Пер с нем. — М.: Мир, 1990,—423 с.
  9. Г., Барти Т. Современная прикладная алгебра. —-М.: Мир, 1976. —220 с.
  10. Ю.Боуман Дж., Эмерсон С., Дарновски М. Практическое руководство по SQL. 3-е издание / Пер с англ. — К.: Диалектика, 1997—320с.
  11. П.Братищев Д. И. Методы оптимального проектирования. — М: Энергоатомиздат, 1984. — 142 с.
  12. Ф. П. Как проектируются программные комплексы. М.: Мир, 1979, —300 с.
  13. А.П. Справочник по САПР/ под ред. В. И. Скурихина.—Киев: Техника, 1988 .— 375 с.
  14. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. / Пер с англ. — М.: Конкорд, 1992. — 519 с.
  15. О.М., Самохвалов Э. Н. Проектирование баз данных САПР. — М.: Высшая школа, 1990. — 232 с.
  16. Ю.Х. Основы автоматизации проектирования.— М.:Радио и связь, 1988. 280 с.
  17. С.С. Объектно-ориентированные технологии проектирования прикладных программных систем / / http://www.citforum.ru/ooprsis
  18. А. Введение в теорию конечных автоматов. — М.: Наука, — 1966. — 434 с.
  19. В. М. Капитонова Ю.В., Летичевский A.A. Автоматизация проектирования вычислительных машин. — Киев: Наук, думка, 1975 — 288с.21 .Глушков В. М. Синтез Цифровых автоматов. — М.: Физматгиз., —1962, — 220 с.
  20. Горбатов В. А. Введение в общую теорию алгебраических моделей: Учеб. пособие / Моск. инж.-физ.ин-т.— М.:МИФИ, 1974—.4.2,—1978,—92с. .
  21. Горбатов В. А. Теория частично упорядоченных систем.— М.:Сов. радио, 1976,—336с.
  22. Горбатов и др. Логическое управление информационными процессами / В. А. Горбатов, П. Г. Павлов, В.Н. Четвериков- под ред. В. А. Горбатова — М.: Энергоатомиздат, 1984. — 304с.
  23. В.А., Захаров В. В. и др. Введение в системный анализ: учеб. пособие / Под ред. Л. А. Петросяна.—Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.—232с.
  24. К. Изучи сам Java сегодня — Минск.: ООО «Попурри», 1996. — 132 с.
  25. С. Старк К. Программирование на Си++. / Пер. с англ. —Киев: ДиаСофт, 1993.—272с.
  26. А. Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT -http ://lib.perm.ru/base/case.zip
  27. Л.В. и др. Разработка и применение автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ / Риж. политехн. ин-т-Л.В. Зайцева, Л. П. Новицкий, В. А. Грибкова!— Рига: Зинатне, 1989.—174 с.
  28. ЗО.Зелковиц М. Шоу А, Гэнон Дж. Принципы разработки программного обеспечения. М, 1982. —400 с. 31.3иглер К. Методы проектирования программных систем. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1985. —328с.
  29. Ирэ. П. Объектно-ориентированное программирование с использованием С++: Пер. с англ. — Киев: НИПФ ДиаСофт Лтд, 1995,—480 с.
  30. Искусственный интеллект. В 3-х кн. Кн. 2. Модели и методы: Справочник / Под ред. Д. А. Поспелова — М.: Радио и связь, 1990.—304 с.
  31. Искусственный интеллект: В 3-х кн. Кн. 1. Системы общения и экспертные системы: Справочник / Под ред. Э. В. Попова. — М.: Радио и связь, 1990.— 464 с.
  32. Искусственный интеллект: В 3-х кн. Кн. 3. Программные и аппаратные средства: Справочник / Под ред. В. Н. Захарова, В. Ф. Хорошевского. —М.: Радио и связь, 1990.—386с.
  33. Искусственный интеллект: Справочник / Под ред. В. Н. Захарова, В. Ф. Хорошевского. — М.: Радио и связь, 1990. — 125 с.
  34. Исследования по техническим обучающим системам: Межвуз.сб. / Казан, авиац. ин-т им. А.Н.Туполева- Редкол.: Л. И. Ожиганов (отв.ред.)и др.—Казань: КАИ, 1978.—147с.
  35. Э., Аргила К. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании — М: изд-во «ЛОРИ», 1999,—264 с.
  36. Г. Г. Структура, основные требования и принципы построения САПР микроэлементных приборов. — М: Радио и связь, 1978. — 226 с.
  37. Е. Языки моделирования. / Пер. с чеш. — М.: Энергоатомиздат, 1985.—288с.
  38. А. За горизонтом экспертных систем / / Открытые системы.— 1996. — N 6.— С.65—69
  39. B.C., Кузьмич JI.A., Шиф. A.M. и др. Экспертные системы для персональных компьютеров: методы, средства, реализации. Справочное пособие.—Минск: ВышэЙшая школа., 1990. — 120 с.
  40. В. Б. Алешин C.B., Подколзин A.C. Введение в теорию автоматов. —М.: Наука, 1986. — 205 с.
  41. О. П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. — М.: Энергоатомиздат, 1988.— 480 с.
  42. О.П. О программной реализации логических функций и автоматов // Автоматика и телемеханика. 1977.№ 7 С.163—174.
  43. Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. / Пер. с англ. — М.: Наука, Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1990.—384 с.
  44. Левин Р и др. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике / Пер. с англ.—М.:Финансы и статистика, 1990. — 239 с.
  45. Лингер Р, Миллс X, Уитт Б. Теория и практика структурного программирования. М., 1982. — 210 с.
  46. О.В., Горбунов Б. М. Комплексная автоматизация градостроительства проектирования. // «Строительство и архитектура». — 1986. — № 6, С. 19 — 21
  47. О.В., Тарасов В. М., Чапцов Р. П. Интеллектуальные информационные технологии и системы: Учебное пособие. — Челябинск: ЧГТУ, 1996. — 53 с.
  48. О.В., Тарасов В. М., Чапцов Р. П. Разработка концептуально-программных документов по информатизации системы образования города на базе ЧГТУ: Учебное пособие / Под ред. О.В. ЛогиновскогЪ. — Челябинск: ЧГТУ, 1996 — 53 с.
  49. Лоуренс Харрис. Программирование OLE. Освой самостоятельно за 21 день / Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 1995, —464 с.
  50. П. С++ под рукой / Пер с англ. — Киев: ДиаСофт, 1993,—176 с.
  51. С.А., Новиков Г. И. Принципы организации цифровых машин. —Л.: «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1974.— 432 с.
  52. Маклаков C.B. BPWin и ERWin. CASE-средства разработки информационных систем. — М.: Диалог-МИФИ, 1999— 256с.
  53. Мак-Манус, Джеффри П. Обработка баз данных на Visual Basic 6. / Пер. с англ.—Киев.-М.-Спб.-. Издательский дом «Вильяме», 1999.—672 с.
  54. МакФедрис П. Язык HTML / Пер. с англ. В. Л. Григорьева. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996 — 311с.
  55. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью:Метод.пособие. — Киев: Вища шк., 1987,—223с.
  56. Д. Теория реляционных баз данных. — М.: Мир, 1987.—445 с.
  57. A.B., Цытович П. Л. Модель взаимодействия виртуальных объектов для имитации работы в сети Internet / / Новые педагогические и информационные технологии-Вып. 4 —http://scholar.urc.ac.ru/pedjournal/numero4/pedag/tsit2.html
  58. A.B., Цытович П. Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация / / Новые педагогические и информационные технологии- Вып. 4.— http://scholar.urc.ac.ru/pedJournal/numero4/pedag/tsit3.html
  59. К. Как построить свою экспертную систему / Пер. с англ.—М.: Энергоатомиздат, 1991.— 286 с.
  60. Нейронные сети на персональном компьютере / А. Н. Горбань, Д. А. Россиев — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 276с.
  61. Никлаус Вирт. Долой «Жирные» программы // Открытые системы, — 1996. — N 6. — С.27—31
  62. Н. Принципы искусственного интеллекта: ГГер. с англ.—М.: Радио и связь, 1985. — 376 с.
  63. И.П. Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем. — М.: Высшая школа, 1986. — 344 с.
  64. Пакеты прикладных программ. Технология разработки. Новосибирск, 1984. — 110 с.
  65. А.И., Основы автоматизации проектирования. — Киев: Вища шк., 1986. — 230 с.
  66. В.В. Язык С++: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 560 с.
  67. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. Учеб. заведений. — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  68. А.Ф. Основные этапы разработки автоматизированного проектирования. — М: Высшая школа, 1986. — 112 с.
  69. Пьюполо. Дж. OLE: Создание элементов управления. / Пер. с англ.— Киев: Издательская группа BHV, 1997— 432с.
  70. Рабин М, Скотт Д. Конечные автоматы и задачи их разрешения // Кибернетический сборник. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. Вып.4. С.58—91
  71. Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 1. Проблемы и принципы создания САПР: Практ. пособие / A.B. Петров, В.М. Черненький- под ред. A.B. Петрова.—М.: Высш.шк., 1990. —143 с.
  72. Разработка САПР. В 10 кн. Кн. 9. Имитационное моделирование: Практ. пособие / В.М. Черненький- Под ред. A.B. Петрова. — М.: Высш. шк., 1990. — 112 с
  73. Разработка САПР: В 10 кн. Кн. 8. Математические методы анализа производительности и надежности САПР: Практ. пособие/В.И. Кузовлев, П.Н. Шкатов-Под ред. A.B. Петрова.—М.:Высш. шк., 1990. — 144 с.
  74. Рихтер. Д. Windows для профессионаловпрограммирование в Win32 API для Windows NT 3.5 и Windows 95) / Пер. с англ. — М.: Издательский отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1995. — 720с.
  75. Д. Основы СОМ / Пер. с англ. — М.: Издательский отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1999 — 376с.
  76. В.Ю. Программирование на языке С++. Практический подход.—М.: Компьютер, 1993. — 160с.
  77. С. Спейнаур, В Куэрсиа. Справочник Web-мастера —Киев.: Издательская группа BHV, 1997. — 300 с.
  78. А.Я. и др. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем: Метод. пособие для преподавателей и студентов вузов / Под ред.А. Я. Савел ьева.—М.:Высш.шк., 1986. — 176 с.
  79. С. Бартлетт Н. Лесли А. Программирование на JAVA. Путиводитель — К.: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1996
  80. Системы управления базами данных и знаний: Справочное пособие / Под. ред. А. Н. Наумова.—М.: Финансы и статистика, 1991. — 320 с.
  81. . Язык программирования Си++ / Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1991. — 532с91 .США 01 в 1/06, 35.22А, патент № 4 176 470, Emmerson О. Gosner ИЗР № 7,1998 с 25
  82. США 609 В 23/18, 35−19А, патент № 4 006 538, Xerox Corp, ИЗР № 2, 1978 с.7
  83. A.M., Чапцов Р. П. прикладные вопросы дискретной математики в автоматизации проектирования: Учебное пособие. — Челябинск: ЧПИ, 1987.— 84 с.
  84. Дж. Основы систем баз данных.—М.: Финансы и статистика, 1983. 560 с.
  85. Д. Руководство по экспертным системам.—М.: Мир, 1989 —230 с.
  86. Ф. Льюис, Д. Розенкранц, Р. Стирнз. Теоретические основы проектирования компиляторов / Пер с англ. — М.: Мир, 1979, — 654 с.
  87. Дж. Программное обеспечение и его разработка. М., 1985. —300 с.
  88. Р. Проектирование и конструирование компиляторов/ Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1984, —232 с.
  89. З.С. Вопросы теории и практики разработки обучающих программ. Вып. I М. Знание 1974—34с.
  90. А. В.Эвристическое обучение: теория, методология, практика. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
  91. Шалыто А.А. SWITCH-технологии. Алгоритмизация и программирование задач логического управления. — СПб.: Наука, 1998. —628 с.
  92. С.В. Введение в дискретную математику: Учеб. Пособие для вузов.—2-е изд., перераб и доп. — М.:Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит. — 384 с.
  93. Barbier Г/ Object-oriented analysis of systems through their dynamical aspects // Journal of Object-Oriented Programming, May 1992, v.5,N2,p.45.
  94. Bird C. Modeling gaining ground. // Software Magazine, Jan. 1992, v. 12, N l, p.67.
  95. Brooks, F. Aprill 1987. No Silver Buller: Essence and Accidents of software Engineering. IEEE Computer, vol 20(4) p.12.
  96. Coad P, Yourdon E. Object-Oriented Analysis, 2nd edition. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1990
  97. Coad P, Yourdon E. Object-Oriented Design. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1991
  98. Courtois P. June 1985. On Time and Space Decomposition of complex Structures. Communications of the ACM, vol. 28 (6), p 596
  99. Cox B.J.: «Message/Object Programming: An evolution Change in Programming Technology». IEEE SOFTWARE, vol.1, no 1, January 1984, pp.51—61.194
  100. DeMarco T. Structured Analysis and System Specification — Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1979
  101. M. 1975/ Principle of Program Design/ Orlando, FL: Academical Press.
  102. , M. 1983. System Development. Englewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall.
  103. S. 1989. C++ Primer. Reading, MA: Addison-Wesley
  104. Nijssen, Halpin. Conceptual Schema and Relational Database Design — Prentice Hall, 1 989 125.0rr K, 1971. Structured Systems Development. New York. NY: Yourodon Press.
  105. Polh I, 1989. C++ for programmers. Redwood City, CA: Benj amin/Cummings
  106. Wiener, R. June 1987. Object-Oriented Programminig in C++ — A Case Study. SIGPLAN Notices vol 22(6)
  107. Yourdon E. Object-Oriented Systems Development: An Integrated Approach — Prentice Hall, 1994
  108. , S. 1984. Types, Algebras, and Modelling, in On Conceptual Modeling: Perspectives from Artificial Intelligence, Databases, and Programming Language
Заполнить форму текущей работой