Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Представления о своем возрасте и отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим, что все дети, участвующие в нашем исследовании, могли ответить на вопрос: «Сколько тебе лет?», однако, значительная часть испытывала трудности при необходимости сравнить и определить свое место между «ребенком» и «взрослым». Для исследования количественных оценок возраста потребовалась разработка специальных процедур, позволяющих зафиксировать степень адекватности оценки своего возраста… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Особенности восприятия и оценки своего возраста детьми и взрослыми
    • 1. 1. Психологический возраст личности
      • 1. 1. 1. Понятие «Психологическое время» и «психологический возраст»
      • 1. 1. 2. Восприятие и оценка своего и чужого возраста у взрослых людей
      • 1. 1. 3. Измерение психологического возраста у взрослых людей
      • 1. 1. 4. Недовольство своим возрастом. Смещение центра «Я» в прошлое или будущее
      • 1. 1. 5. Тендерные различия в оценках психологического времени и психологического возраста
    • 1. 2. Исследование представлений о возрасте у дошкольников и младших школьников
    • 1. 3. Возрастные особенности детей 6−8 лет
  • ГЛАВА II. Экспериментальное изучение представлений о своем возрасте у детей 6−8 лет и отношения к перспективе взросления
    • 2. 1. Методики исследования
    • 2. 2. План исследования
    • 2. 3. Результаты исследования
      • 2. 3. 1. Результаты, полученные по методике «Возрастная линейка» в предварительном исследовании (2004−2006 гг.)
      • 2. 3. 2. Результаты основного этапа исследования (2007−2010 гг.)
    • 2. 4. Валидность исследовательских методик
  • ГЛАВА III. Анализ результатов исследования оценки своего возраста детьми 6−8 лет и отношения к перспективе взросления
    • 3. 1. Динамика представлений о возрасте взрослого и ребенка
    • 3. 2. Оценка детьми своего возраста
    • 3. 3. Отношение к перспективе взросления
    • 3. 4. Критерии оценки возраста других людей
  • Выводы

Представления о своем возрасте и отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование посвящено изучению представления о своем возрасте и отношения к перспективе взросления у детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Актуальность темы

исследования. Происходящие в последние десятилетия изменения в социально-культурной сфере оказывают существенное влияние и на систему образования, на весь спектр условий возрастного развития детей. Изменился возраст начала школьного обучения, существенно возросли требования к уровню дошкольной подготовки, постоянно сокращается детская игра, а ее качество ухудшается. В первый класс приходят дети разного возраста (от 6 до 8 лет) и с разным уровнем готовности к школе. Поступление в школу все меньше символизировано специальной школьной атрибутикой (форма в школе практически отменена, а дошкольная жизнь все более насыщается ранее сугубо «школьными» предметами — тетрадями, учебниками, портфелями и др.). Стираются внешние границы между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е.О. Смирнова, О. В. Гударева, Н. И. Гуткина, Е.Е. Кравцова). Исходя из представлений культурно-исторической теории, следует признать существенные сдвиги в социальной ситуации развития современных первоклассников, что не может не сказаться на их субъективном восприятии себя как взрослеющих и изменяющихся, на их представлениях о своем возрасте и отношении к перспективе взросления. Происходящие изменения должны найти свое отражение в восприятии ребенком своего возраста относительно более младших и более старших — детей и взрослых. Адекватность восприятия своего возраста, в частности, может сказываться на успешности усвоения ребенком новых социальных ролей и норм или провоцировать застревание и регрессию к более ранним стадиям развития.

В последнее время проблема психологического возраста все больше привлекает внимание исследователей. Однако большинство работ проводится с контингентом людей, у которых понятие возраста достаточно сформировано и осознано (взрослый, юношеский, подростковый возраст) (Е.И Головаха., А. А Кроник, Ж. Нюттен, К.А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина и др.). Дошкольники и младшие школьники реже попадают в фокус внимания исследователей, что можно объяснить их более короткой историей жизни, они мало что могут рассказать об особенностях разных возрастных периодов. Немногочисленные исследования этого контингента в основном связаны с изучением психологического времени и временной перспективы (H.H. Толстых, H.JI. Белопольская, И. Е. Валитова, E.H. Дмитриева, И. С. Комогорцева и др.).

Мы считаем принципиально важным понять, какие субъективные представления и переживания скрываются за повторяемым за взрослым называнием своего календарного возраста при ответе на прямой вопрос: «Сколько тебе лет?», выяснить, сможет ли ребенок оценить свой возраст, сопоставляя себя с другими людьми на возрастной шкале, насколько адекватна будет эта сравнительная оценка. Важно также выявить отношение ребенка к взрослости и к перспективе взросления.

Таким образом, актуальность исследования состоит в необходимости получения современных данных о состоянии проблемы развития представлений о собственном возрасте и перспективе взросления в условиях трансформации социальной ситуации развития детей, поступающих в школу.

Цель исследования состоит в выявлении и описании картины субъективного восприятия своего возраста у детей 6−8 лет, их отношения к перспективе взросления, в изучении критериев оценки своего и чужого возраста.

Объектом исследования являются представления о своем и чужом возрасте у детей 6−8 лет и их отношение к перспективе взросления.

В качестве предмета исследования выступают индивидуальные и возрастные особенности представлений о своем и чужом возрасте у детей 6−8 лет и динамика отношения к перспективе взросления.

Общая гипотеза исследования состоит в том, что переходный период между дошкольным и школьным возрастом характеризуется качественными изменениями в представлениях ребенка о своем возрасте и в отношении к перспективе взросления.

Частные гипотезы:

1. Степень адекватности субъективных оценок возраста и отношение к перспективе взросления связано с уровнем интеллектуального и мотивационного развития детей.

2. Оценка своего и чужого возраста и отношение к перспективе взросления имеют тендерную специфику.

3. На протяжении переходного от дошкольного к школьному возрасту периода происходит рост адекватности оценок возраста, преодоление ориентации на частные несущественные признаки.

Верификация гипотезы потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать и систематизировать научно-методическую литературу по проблеме оценки, восприятия, переживания психологического возраста, и связанных с ней тем (возрастная перспектива, психологическое время).

2. Теоретически обосновать гипотезу исследования.

3. Составить и апробировать комплекс методик для изучения отношения к своему возрасту, критериев оценки возраста других и отношения к перспективе взросления у детей 6−8 лет.

4. Разработать исследовательский план и провести сбор эмпирических данных.

5. Осуществить количественный и качественный анализ эмпирических данных.

6. Исследовать критерии, на которые опираются дети при оценке возраста, выявить механизмы такой оценки, проследить их возрастную динамику.

7. Выявить взаимосвязь сформированное&tradeпредставлений о возрасте с уровнем интеллектуального и мотивационного развития детей 6−8 лет, а также тендерных различий в оценке возраста.

8. Изучить динамику отношения к перспективе взросления при переходе от дошкольного к школьному возрасту.

Теоретико-методологические основы исследования составили: положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, представления о структуре и динамике возраста, о социальной ситуации развития как источнике психического развития ребенкатеоретические представления о специфике переходного от дошкольного к младшему школьному возраста А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина: представление о специфике психического развития ребенка в онтогенезе как процессе присвоения социокультурного опыта, концепция возрастной периодизации психического развития ребенка, учение о ведущей деятельностиположения концепции переходных возрастов К.Н.Поливановойпричинно-целевая концепция психологического времени личности Е. И. Головахи и A.A. Кроник.

Методы и методическое обеспечение исследования:

1. Констатирующий эксперимент с использованием авторских методик:

• «Возрастная линейка»,.

• «Шкала силуэтов»,.

• «Силуэтные картинки».

2. Стандартные методики психологической диагностики развития высших психических функций: «4 лишний», «Прогрессивные матрицы» Равена, «Лабиринт» Векслера, корректурные пробы.

3. Экспертные оценки классных руководителей об уровне развития детей (на основе общей учебной успеваемости и опыта общения на уроках и во внеурочное время).

4. Методика «Беседа о школе» Л. И. Божович (в модификации Т.А. Нежновой).

5. Опрос о желании ребенка взрослеть, и проблемах, сопровождающих взросление.

6. Анализ полученных данных методами математической статистики (SPSS).

База исследования. Основная исследовательская работа проводилась на базе ГОУ СОШ № 751 г. Москвы, а также при содействии психолого-медико-социальных центров СВАО г. Москвы.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет (20 042 010 гг.), и состояло из двух этапов: предварительного и основного. В работе использован сложный исследовательский дизайн, сочетающий метод поперечных срезов с повторными обследованиями детей.

Описание выборки. В предварительном исследовании приняли участия 18 дошкольников в возрасте 6−7 лет, 148 учеников 1 и 2 класса, 2 учителя прогимназии, 8 учителей начальных классов.

На основном этапе в исследовании приняли участие 34 дошкольника в возрасте 6−7 лет, 239 учеников 1−3 классов, 10 учителей, 2 психолога. В повторном исследовании приняло участие 53 ученика в возрасте 7−9 лет.

Теоретическая значимость исследования состоит в постановке проблемы изучения субъективных представлений детей о своем возрасте и перспективе взросления, в получении данных об этих характеристиках взросления в современных социокультурных условиях, что существенно дополняет общую картину психологического перехода (малого кризиса по терминологии Д.Б.Эльконина) от дошкольного возраста к школьному. Таким образом, исследование обогащает фактологию культурно-исторической теории в части трактовки возрастных кризисов, описывая линии развития отношения к своему возрасту у детей на пороге поступления в школу.

Научная новизна исследования определяется значимостью и новизной постановки проблемы исследования: выделением важнейшей в рамках культурно-исторической теории линии развития — отношения к возрасту и взрослению у детей, переживающих возрастной переход. Полученные данные ясно указывают на существенную связь представлений о возрасте и интеллектуального уровня, т. е. указывают на целостность детского развития в переходные моменты, что ранее применительно к данному отрезку онтогенеза выявлено не было. Впервые возрастной переход и связанное с ним переживание собственного возраста представлены как сложное многокомпонентное явление, соединяющее наивность представлений (связь с несущественными признаками) и их зрелость (использование подвижного фрейма оценки).

Практическая значимость. Сформированность адекватного способа оценивания возраста может служить диагностическим признаком смены ведущей деятельности (перехода от игры к учебе). В работе получен спектр нормативных показателей самооценок своего возраста детьми 6−8 лет, проживающими в мегаполисе. Соответственно, отклонения от этих норм будут являться отправной точкой для углубленного психологического обследования для предотвращения регрессии в социальном развитии, а также могут использоваться учителями для индивидуализации работы с учащимися. (Эти данные могут быть экстраполированы при условии повторения исследования на представительной для РФ выборке). В ходе исследования разработан комплект из трех методик («Возрастная линейка», «Шкала силуэтов», «Силуэтные картинки»), адекватных возрастным особенностям дошкольников и младших школьников и обеспечивающих возможность количественной и качественной обработки данных. Предложен метод их обработки в абсолютных и условных показателях.

Положения, выносимые на защиту:

1) В период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту у детей формируется представление о своем возрасте, как социальнопсихологическом феномене. Однако процесс развития адекватного представления не завершается к середине младшего школьного возраста.

2) Дети с более высоким уровнем интеллектуального и мотивационного развития имеют более четкие представления о своем возрасте и способны более адекватно оценить его.

3) Адекватная оценка своего возраста у детей 6−8 лет связана с более высоким уровнем развития внутренней позиции школьника.

4) В настоящее время у детей 6−8 лет желание взрослеть не является преобладающей тенденцией. Более того, в подгруппе более развитых детей выражено стремление подольше остаться детьми.

5) Тендерные особенности оценки своего возраста объясняются различием в уровне интеллектуального развития мальчиков и девочек одного возраста.

6) При оценке чужого возраста дети чаще ориентируются на внешние признаки (рост, пол, внешняя привлекательность и т. д.), эта оценка неустойчива и подвержена ситуативным изменениям.

Апробация исследования состоялась на кафедре «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ (февраль 2011). Результаты работы были представлены на научно-практических конференциях «Молодые ученые — столичному образованию» (МГППУ 2008 г, 2010 г.), II Всероссийской конференции по психологии развития «Другое детство» (2009 г.), материалы диссертационного исследования используются в работе школьной психологической службы ГОУ СОШ № 751 г. Москвы.

Достоверность и надежность исследования обеспечена соответствием методических средств основным целям и задачам исследованияв работе использовались статистические методы обработки данных, соответственно достоверность различий подтверждает доказательность выводов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 146 наименований, 4 приложения. Общий объем работы 123 страницы. В тексте диссертации 9 рисунков и 73 таблицы.

Выводы:

1) Разработан пакет методик, позволяющих выявить оценку ребенком своего возраста и возраста другого, как количественно, так и качественно. Методики валидизированы.

2) При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит существенная перестройка представлений детей о своем и чужом возрастеу дошкольников оценка возраста носит случайный характер, по мере взросления число адекватных оценок повышается. Если среди дошкольников более половины не могут адекватно оценить свой возраст, то среди школьников второго-третьего класса таких детей около трети. Таким образом, процесс формирования адекватного представления о своем возрасте не завершается при переходе к младшему школьному возрасту.

3) Обнаружен стихийно складывающийся способ оценки своего возраста: дети используют собственные представления о границах интервала, ограниченного оценками возраста абстрактного ребенка и абстрактного взрослого, относительно которых и производится отсчет (индивидуальный подвижный фрейм). Границы интервала с взрослением испытуемых сдвигается вправо по хронологической шкале и, соответственно, собственный возраст оценивается выше.

4) У большинства детей, которые занижают оценки своего возраста, отмечается инфантилизм, низкий уровень развития произвольности, преобладание игровой мотивации, уровень интеллектуального развития ниже нормы. Дети, которые завышают возрастные оценки, характеризуются гиперактивностью, низкими показателями развития или неблагоприятными семейными обстоятельствами.

5) Обнаружена связь между адекватностью оценок своего возраста и уровнем интеллектуального развития. Дети с низким уровнем развития значительно завышают свой возраст, а с более высокими интеллектуальными показателями — оценивают свой возраст ближе к хронологическому.

6) Адекватная оценка своего возраста, как правило, тесно связана с учебной мотивацией и общим положительным отношением к школе.

7) Значимых различий между числом детей, желающих и не желающих взрослеть, в дошкольном и младшем школьном возрасте не выявлено.

8) Обнаруженные тендерные различия показывают, что девочки более адекватно оценивают свой возраст, их оценки более приближены к хронологическому возрасту. Мальчики при оценке своего возраста значительно завышают его, при этом чаще выражая желание стать взрослыми (66,7%). Однако сравнение групп мальчиков и девочек, выровненных по уровню интеллектуального развития, показывает отсутствие тендерных особенностей.

9) Дети 6−8 лет при оценке чужого возраста ориентируются на несущественные признаки: рост, телосложение, пол, зачастую игнорируя прямые указания календарного возраста. В нашем исследовании такая ориентировка была свойственна практически всем подгруппам детей, вне зависимости от пола, уровня развития и мотивации.

Заключение

.

В нашем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что переход между дошкольным и школьным возрастом характеризуется качественными изменениями в представлениях ребенка о своем возрасте и в отношении к перспективе взросления. Согласно культурно-исторической теории этот период носит кризисный характер и сопровождается резкими изменениями в личности ребенка. Однако оказалось, что эти процессы не однозначны, более растянуты во времени и происходят значительно сложнее, чем ожидалось. В ходе исследования не было выявлено скачкообразных изменений в восприятии своего возраста у детей и оказалось, что на представления о возрасте и его оценку влияет уровень развития ребенка, мотивация и тендер. Также на этих показателях, по-видимому, сказываются социальные факторы и семейные особенности воспитания детей.

Поскольку в советской психологии не проводилось исследований, посвященных представлениям и оценке своего возраста у детей, у нас нет данных для сравнения с современной картиной субъективного восприятия своего возраста. Исходя из этого, мы не может однозначно говорить, с чем связана неоднородность полученных результатов. Характерно ли это вообще для детей данного переходного периода, или связано с социо-культурными изменениями, произошедшими в наше стране и мире, в последние десятилетия. Возможно, изменения в структуре семьи, стилях и особенностях воспитания, распространенность и снижение качества средств массовой информации оказали влияние на восприятие детьми себя в системе «ребенок-взрослый» и оценку своего возраста. По-видимому, именно этим можно объяснить значительный процент детей, завышающих или занижающих оценку своего возраста.

Отметим, что все дети, участвующие в нашем исследовании, могли ответить на вопрос: «Сколько тебе лет?», однако, значительная часть испытывала трудности при необходимости сравнить и определить свое место между «ребенком» и «взрослым». Для исследования количественных оценок возраста потребовалась разработка специальных процедур, позволяющих зафиксировать степень адекватности оценки своего возраста в указанных детьми границах возраста абстрактного ребенка и взрослого. Важнейшим достижением нашего исследования мы считаем разработку и апробацию методических средств для выявления степени сформированности представлений о своем возрасте у детей разных возрастных групп, а также их отношения к перспективе взросления. Были получены статистически значимые данные, позволяющие говорить о валидности используемых методик.

Согласно, многим литературным источникам и житейским представлениям, дети дошкольного и младшего школьного возраста считают привлекательным взрослый возраст и хотят скорее стать старше, чтобы получить большую самостоятельность, финансовую независимость, избавиться от контроля со стороны родителей и школьной жизни. Однако по результатам нашего исследования желание детей взрослеть не является в настоящее время преобладающей тенденцией. На отношение к перспективе взросления оказывают влияние уровень развития и пол ребенка. Исходя из этого, можно выделить в качестве перспективного направления изучения вопрос о дальнейших изменениях в отношении к перспективе взросления в переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту и далее. Также научный интерес представляет выявление социальных условий и семейных особенностей, сказывающихся на формировании желания детей стать взрослыми.

В ходе исследования был выявлен спектр проблем, нуждающийся в более подробном изучении. Научный интерес представляет динамика представлений о своем возрасте и его оценка в более старших, особенно переходных возрастах: подростковом и юношеском. Недостаточно изучено влияние социальных факторов на ощущение своего возраста и желание взрослеть. Важным является исследование последствий неадекватного восприятия своего возраста и особенностей личностного развития и адаптации в младшем и подростковом возрасте. Необходимо разработать систему условий для работы с детьми, ощущающими себя значительно старше или младше своего хронологического возраста, позволяющую предотвратить дезадаптацию и возникновение личностного диссонанса.

Особо хотелось бы обратить внимание на полученные в работе связи представления о возрасте (своем и чужом) и отношения к взрослению с уровнем умственного развития, мотивацией и тендером. Здесь необходимо указать, на то, что различие между мальчиками и девочками, обнаруженное в работе, с одной стороны, и различия между детьми с разным уровнем интеллектуального развития, с другой, могут оказаться не независимыми. В нашей выборке девочки в среднем имели более высокие показатели интеллектуального развития (по использованным методикам). Насколько с учетом этого обстоятельства различия между мальчиками и девочками действительно связаны с тендером и не опосредованы интеллектуальным развитием — уверенно говорить об этом данные нашего исследования не позволяют. Такое утверждение требовало бы существенно большей совокупной выборки, чтобы далее иметь возможность выровнять группы мальчиков и девочек по уровню интеллекта.

Однако эти данные заставляют сделать важное замечание методического характера. При выявлении у — детей тендерных различий (в силу неравномерности интеллектуального развития у мальчиков и девочек) важно проверять, не опосредованы ли эти различия уровнем интеллекта. В случае предмета нашей работы — представления о возрасте и отношения к перспективе взросления — уточнение этих результатов должно стать перспективой развития данного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Полоролевая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или горький вкус запретного плода // Мир психологии. — 2000. № 1. — с.143−154.
  2. Абульханова Славская К. А. Личностная регуляция времени/ Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — с.279−297.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 304 с.
  4. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
  5. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  6. Т. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. M.: Academa, 2003. — 96 с.
  7. Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. — М.: Прогресс, 1977. -237 с.
  8. Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. — 158 с.
  9. , Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. 2006. № 3.-с. 67−77.
  10. Е.З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — с. 56−65.
  11. С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Автореф. канд. психол. наук. М., 1999. 152 с.
  12. Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности. // Мир психологии. — 1999. № 3. — с. 40−46.
  13. H.JI. Психологическое исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с интеллектуальной недостаточностью (компл.). -М.: Когито-Центр, 2002. 20 с.
  14. Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1997. — 166 с.
  15. Ш. Тендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. — 320с.
  16. Р. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. / Под ред. Пилиповского В. Я. -М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Питер, 2008.
  18. Л.И. Этапы формирования личности в отногенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. — с. 23 — 33.
  19. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972.
  20. А.К. Некоторые особенности восприятия времени в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1977. № 22.-е. 65−67.
  21. Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения возрастной транспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2.-с. 40−50.
  22. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. — 136 с.
  23. И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. канд. психол. наук. М.: 1990. — 245 с.
  24. А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос Пресс, 2004. -160 с.
  25. АЛ., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 160 с.
  26. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия./ Под ред. B.C. Мухиной, A.A. Хвостова. -М.: Академия, 2000. 624 с.
  27. Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. М.: 1984. Т. 4. — с. 244−268.
  28. Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: в 6 т. М.: 1984. Т. 4. -с. 376−385.
  29. Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. -с. 244−385.
  30. М.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие длястудентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.-512 с.
  31. Е.М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе человека // Вопросы психологии. 1977. № 5 — с. 114−120.
  32. Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 489 с.
  33. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — с. 256−259.
  34. Е.И., Кроник A.A. Понятие психологического времени// Категории материалистической диалектики в психологии. / Под ред. Л. И. Анциферовой. -М.: Наука, 1988. с. 199−210.
  35. Горбунова Г. П Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека// Вестник Кемеровского Государственного Университета. 2005. № 2 (22). — с. 63−71.
  36. Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.-208 с.
  37. Н. И., Прихожан А. М. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — с. 65−95.
  38. Д.У. Эксперимент со временем. М.: Аграф, 2000. — 224 с.
  39. Е. Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом: Дис.. канд. психол. наук. Томск. 2006.-211 с.
  40. Е. Н., Левицкая Т. Е. К проблеме изучения эмоционального фона в структуре временной перспективы детей и подростков сДЦП. URL: http://psy.tsu.ru/data/pdf/212.pdf.
  41. Т. В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопр. психол. 1995. № 2. с. 47—59.
  42. Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. — с. 50−60.
  43. A.M. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем / Под ред. Н. И. Моисеевой. Л.: — 1980. -с. 124−128.
  44. И.Р. Динамика временной трансспективы в становлении «образа я» подростка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2007.
  45. А. В. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т. 2.-286 с.
  46. A.B., Нгуен Тхань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте. Сообщ. 1. // Новые исследования в психологии. -1987. № 1/36.-с. 61−63.
  47. A.B., Нгуен Тхань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте. Сообщ. 1. // Новые исследования в психологии. -1987. № 2/37.-с. 22−24.
  48. . В. Теория личности К. Левина. -М.: МГУ, 1981. 118 с.
  49. Е.С., Борисова Ю. В. Соотношение прошлого и будущего в психологической автобиографии подростков-сирот с задержкой психического развития //Дефектология. 2005. № 2. — с.27−31.
  50. М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № Ю. — с. 117−124.
  51. Е.В. Исследование содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта в юности и ражей молодости методом семантического дифференциала / Языки и картина мира. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. — Тула: ТулГУ, 2002.
  52. Е.В. Психологическое содержание временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет / Известия ТулГУ. Серия «Психология». Тула: ТулГУ, 2003. № 3.
  53. Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе Я субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): Дисс. .канд. психол. наук. Калуга, 2002.
  54. , И.С. Тендерная социализация: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 92 с.
  55. И.Ф., Некрасова Е. В. Об особенностях осознания себя во времени старшеклассниками // Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. Ленина, 1987. — с 71−78.
  56. В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: 1985.- с. 179- 185.
  57. В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. — Черновцы: 1991. Т. 1. с. 4−8.
  58. Т.З. Особенности социальной идентификации на разных стадиях жизненного цикла личности// Социальная идентификация личности. -М.: 1993. с. 107−124.
  59. И.С. Психологическое время личности ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов: Автореф. канд. дис. М., 1993.
  60. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.-271 с.
  61. М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 240 с.
  62. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению к школе. М.: Педагогика, 1991. — 145 с.
  63. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
  64. A.A., Ахмеров P.A. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Инс-т психологии РАН, 1988, — с. 136−140.
  65. A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М.: Смысл, 2003.-284 с.
  66. A.A., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. М. 1983. № 5. — с.57−65.
  67. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2003. — 464 с.
  68. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.
  69. Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. Алматы: Казак университет, 2001. -172 с.
  70. С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников.// Вопросы психологии. М.: 2000. № 4. — с. 19−28.
  71. Л.Н., Лепилин СВ. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -304 с.
  72. Малкина Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога — М.: Эксмо, 2005. — 896 с.
  73. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 1988.
  74. Т.Д. История детской психологии. М.: Владос, 1998:-272 с.
  75. В.А., Попович В. В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени // Credo. 1998. № 6(12).
  76. В.А., Попович В. В. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у здоровых лиц//I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998. — с. 160−166.
  77. В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. -М.: МГУ, 1981. 82 с.
  78. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Академия, 2002. -456 с.
  79. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.-104 с.
  80. К.В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни): Дис. .канд. психол. наук. Киев, 1974. 163 с.
  81. Наследов А.Д. SPSS 15. Профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2008. — 416 с.
  82. Е.В. Психологическое время в системе самосознания в раннем юношеском возрасте: Дис. .канд. психол. наук. М., 1988. 220 с.
  83. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  84. , В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В. В. Нуркова // Ежегодник российского психологического общества. Специальный выпуск. -М.: 2005. Т. 1.-е. 25−27.
  85. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998.-352 с.
  86. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: МГУ, 1981.-191 с.
  87. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988.-136 с.
  88. К.Н. Периодизация психического развития как проблема// Другое детство. Сборник научных статей. М.: МГППУ, 2009. — с.326−339
  89. К.Н. Психология возрастных кризисов. — М:. Academa, 2000. 180 с.
  90. К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2003. -272 с.
  91. A.M. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  92. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009.-316 с.
  93. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с.
  94. Л. Лонгитюдное исследование ориентации на, будущее у подростков // Психология личности и образ жизни. М.: 1987. — с. 153 158.
  95. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987.
  96. И.А. Субъективное переживание времени личностью как предмет научного психологического исследования «Известия алтайского государственного университета». — 2001. № 2 (20). с. 1521.
  97. Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
  98. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  99. Е.С. Графические методы в психологической диагностике (Психологический практикум). М.: Речь, 2001. — 416с.
  100. Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: 1991. — 68 с.
  101. Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6−7 летнего возраста // Вопросы психологии. -1986. № 4. с. 36−43.
  102. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
  103. Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  104. Е. Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека// Человек без границ. — 2006. № 1. — с. 4−21.
  105. В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). -СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
  106. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / Под ред. А. А Кроника. -М.: Школа-Пресс, 1993. 112 с.
  107. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. — с. 37−50.
  108. Л. Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: Автореф. канд. дис. М., 1999.
  109. Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003. 366 с.
  110. Т.В. Структура Я: время и пространство // Формирование личности старшеклассника /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.-е. 98−127.
  111. E.B. Представления дошкольника о некоторых свойствах пространства и времени Вестник Моск. ун-та. — М.: Психология, 1990. № 14(1). с. 3−13.
  112. Е.П. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка. Автореф. канд. дис. М., 1989.
  113. A.B. Возрасты жизни. — М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с.
  114. H.H. Возрастные и половые различия в представлениях подростков о своей будущей семейной жизни// Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М.: 1980. — с. 68−79.
  115. H.H. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — с. 42−65.
  116. H.H. Хронотоп: культура и онтогенез. Смоленск-Москва: Универсум, 2010. — 292 с.
  117. H.H. Динамика возрастных изменений представлений о своей будущей семейной жизни у мальчиков и девочек// Семья и личность (психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы). -М.: 1981.-е. 208−209.
  118. Ю.Н., Макаров A.A. Статистический анализ данных на компьютере/ под редакцией В. Э. Фигурнова. М.: Инфра, 1998. — 519 с.
  119. Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализацииличности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Издательство С. — Петербургского университета, 1997. — с. 63.
  120. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. -М.: Флинта, 1997. 160 с.
  121. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1970. — 196 с.
  122. А.А. Самореализация и тендерная идентичность человека// Сборник научных трудов. Краснодар: КГУ МРЦПК, 2001.
  123. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
  124. Эпштейн М. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов // Звезда. 2006. № 4. — с.200−211.
  125. Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2002. — 416 с.
  126. Ames L.B. The development of the sense of time in the young children// Journal of Genetic Psychology. -1946. -Vol.68. P. 97- 125.
  127. Barak B. Perceptions of Age Identity: A Cross-Cultural Inner-Age Exploration// Psychology & Marketing. 2001.
  128. Barnes-Farrell J. L., Piotrowski, M. J. Workers' perceptions of discrepancies between chronological age and personal age: You’re only as old as you feel// Psychology and Aging. 1989.
  129. Barrett A.E. Socioeconomic status and age identity: The role of dimensions of health in the subjective construction of age //Journal of Gerontology. 2003.
  130. Borzumato-Gainey C., Kennedy A.- McCabe B- Degges-White S. Article: Life satisfaction, self-esteem, and subjective age in women across the life span// Adultspan Journal. 2009.
  131. Fruhauf C. The relationship of age and subjective well-being// Thesis. — 2002.
  132. Galambos N.L., Albrecht, A.K., Jansson, S.M. Dating, sex, and substance use predict increases in adolescents' subjective age across two years. International Journal of Behavioral Development. 2009.
  133. Hubley A. M, Gadermann, A., Russell, L., & Palepu, A. (Oct., 2008). Subjective age, age satisfaction, and self-rated health in adults who are homeless or vulnerably housed// International Conference on Urban Health (ICUH). -Vancouver, 2008.
  134. Kastenbaum R, Derbin V" Sabatini P, Artt SThe Ages of Me": Toward Personal and Interpersonal Definitions of Functional Aging// Aging and Human Development. -1972.
  135. Kolberg L. A cognitive-developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes // The development of sex differences. -Stanford, 1966.
  136. Montepare J. M. Subjective age: Toward a guiding lifespaniramework. International Journal of Behavioral Development. -2009.
  137. Montepare J.M., Lachman, M.E. «You're only as old asyou feel»: Self-perceptions of age, fears of aging, and life satisfaction from adolescence to old age// Psychology and Aging. 1989.
  138. Nishimoto M., Azuma Y., Miyamoto N., Fujisawa T. X, Nagata N. Subjective Age Estimation using Speech Sounds: Comparison with Facial Images// International Conference on Systems, Man and Cybernetics. -2008.
  139. Teuscher U. Subjective age bias a motivational and information processing approach.// International Journal for Behavioral Development. -2009.
  140. Westerhofl G., Barrett A. Age Identity and Subjective Weil-Being: A Comparison of the United States and Germany// Journal of Gerontology: Social sciences. 2005. No. 3
Заполнить форму текущей работой