Проблемы художественного наследия в культурной политике Болгарской Коммунистической Партии
Новым в диссертации является исследование основных принципов, направлений и форм деятельности Болгарской коммунистической партии в области художественного наследия, охватывающей теоретические и практические сторош вопроса. Под этим углом зрения в диссертации рассматриваются взгляды руководителей и теоретиков партии на проблемы наследия художественной культуры и освещается их деятельность в этой… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.¿
- Глава I. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ
- I. Ленинская концепция художественного наследия .м.
- 2. Болгарская прогрессивная мысль о художественном наследии (период до победы социалистической революции)
- Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ БОЛГАРИИ
- I. Проблемы художественного наследия в документах БКП и трудах руководителей партии и социалистического государства
- 2. Партийное руководство и общественно-государственный принцип управления процессами охраны, изучения и пропаганды художественного наследия
- 3. Художественное наследие в научной, творческой деятельности и в эстетическом воспитании трудящихся НРБ
Проблемы художественного наследия в культурной политике Болгарской Коммунистической Партии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В своей идеологической деятельности Болгарская коммунистическая партия большое значение придает развитию художественной культуры как важному фактору коммунистического воспитания трудящихся. Составной частью культурной политики партии является разработка теоретических и практических проблем художественного наследия.
По мере развития социалистической культуры Болгарии возрастает значение наследия художественной культуры в духовной жизни народа. Общий подъем культурного уровня трудящихся и связанное с ним активное освоение ценностей национальной и мировой культуры, особенно национальных и интернациональных ценностей, созданных социалистической культурой, отводят художественному наследию важную роль в деле формирования гармонически развитой личности строителя коммунизма. В связи с этим принципиальное значение приобретает развитие марксистско-ленинского, классового, партийного взгляда на наследие в области художественной культуры, способствующего ориентации непрерывно развивающихся культурных потребностей общества, повышению творческой активности и инициативы трудящихся.
Болгарская коммунистическая партия с первых дней своего существования относилась к художественному наследию с большой заботой и вниманием. Во многих документах партии дается марксистско-ленинская оценка роли наследия прошлого в историческом развитии Болгарии, особенно в период национально-освободительной борьбы народа против османского ига, в борьбе за победу социалистической революции и в строительстве новой жизни.
После победы социалистической революции Болгарская коммунистическая партия осуществила глубокую революционную перестройку культурной жизни страны, демократизировав ее на социалистической основе. Важное место в коренном изменении культурного развития общества заняло осмысление художественного наследия на базе марксистско-ленинской идеологии, борьба цротив его буржуазного понимания, принятые в общенациональном масштабе меры по изучению и пропаганде культурных ценностей, обогащению духовной жизни народа. Эта политика подняла авторитет Болгарской коммунистической партии как партии с большими культурными традициями, всемерно заботящейся о духовном росте болгарского народа.
Выдающиеся деятели БКП внесли творческий вклад в марксистско-ленинское учение о художественном наследии, конкретизировав главные его принципы применительно к условиям Болгарии.
В обширной идеологической, политической и научной деятельности основателя Болгарской коммунистической партии Димитра Благоева вопросы художественного наследия занимали важное место. Его исследования в этой области составили часть широкой и последовательной работы по распространению в Болгарии социалистического учения, по формированию социалистического сознания рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Болгарские революционеры прошлого времени, борцы за свободу и национальную независимость, ставили художественное наследие на службу делу освобождения народа от иноземного османского ига. Димитр Бдагоев связал это наследие с борьбой за победу социалистической революции. Восприняв идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, он заложил основы марксистско-ленинского понимания художественного наследия в Болгарии.
Вопросы наследия в области художественной культуры получили новое развитие в трудах великого сына болгарского народа, выдающегося деятеля международного коммунистического движения Георгия Димитрова. Его ленинская революционная закалка, фундаментальные и обширные познания в области мировой культуры стали основой разработки вопросов художественного наследия в связи с революционной борьбой пролетариата и международным коммунистическим движением. В трудах Георгия Димитрова утверждается немеркнущее значение пролетарской революции для развития национальных культур и интернационального художественного прогресса, для развития культуры народов мира. Разрабатывая проблемы культуры социалистического общества, он подчеркивал, что только в условиях социализма совершается процесс возвращения культурных ценностей их подлинному создателю — народу и указывал, что этот цроцесс осуществляется под руководством коммунистической партии,.
В исследованиях соратника Георгия Димитрова — Басила Коларова освещаются исторические связи советского и болгарского художественного наследия, содержится цринципиальная критика буржуазной культуры.
Дело Благоева, Димитрова и Коларова продолжил Генеральный секретарь Центрального Комитета Болгарской коммунистической партии, Председатель Государственного совета Народной Республики Болгарии Тодор Живков. На торжественном заседании, посвященном 1300-летию образования болгарского государства, он подчеркнул большое значение художественного наследия в развитии болгарской социалистической культуры, его вклад в сокровищницу мировой культуры.
Для понимания сущности художественного наследия и его роли в развитии социалистической культуры Болгарии, для определения отношения к наследию художественной культуры в идеологической работе партии важное методологическое значение имеет определение трех основных источников современной художественной культуры НРБ, которое Тодор Живков дал в своей речи на I съезде деятелей болгарской культуры (20 мая 1967 г.). «Первый источник — это тысячелетняя болгарская культура, наше богатое культурное наследие, к которому мы относимся с уважением и сыновней любовью. Второй источник — это наша социалистическая культура, которую народ создает с воодушевлением и оптимизмом. Художественное осмысление и творческое отображение нашей действительности во всей ее противоречивости и всем ее многообразии, со всей ее многоликостыо и с ее коммунистической целенаправленностью служат большим источником вдохновения и развития нашей современной культуры. Третий источник — это мировая культура, достижения человеческого гения, прогрессивной культуры человечества и прежде всего — культуры великого Советского Союза, Использование этих трех источников дает и впредь будет двать содержание, силу и размах работе по патриотическому и интернациональному воспитанию народа» 1.
Для повышения роли художественного наследия в коммунистическом воспитании болгарского народа много сделала в. последнее десятилетие Лкщмила Живкова. Под ее руководством была поднята на новый уровень работа по творческому освоению культурного наследия нашей страны. В системе общественно-государственного руководства культурой в социалистической Болгарии были осуществлены комплексные программы изучения и пропаганды мирового наследия.
Таким образом, вопросы художественного наследия занимают важное место в культурной политике Болгарской коммунистической партии, им отводится значительная роль в идеологической и воспитательной работе партии, в деле строительства нового общества.
В научной литературе обстоятельно освещены многие существенные цроблемы политики Болгарской коммунистической партии в области культуры. Ряд трудов, рассматривающих на основе богатого исторического материала значение художественного наследия в культуре, принадлежит Л. Живковой2.
Александр Обретенов в своих работах анализирует проблемы социалистической художественной культуры и в том чисо ле вопросы ее наследия0. Атанас Стойков и Басил Колевски.
1. Живков Т. Избр.съч., — София, 1976, т.14, с.142−143.
2. См.: Живкова Л. Слово при откриването на изложбата «Тра-кийско изкуство» в Париже. — Народна култура, 1974, II май — Ее же. С богати национални традиции Iслово цри откриването на ретроспективната изложоа «30 години социали-стическо прилежно изкуство». — Литературен фронт, 1974, 21 ноември — Ее же. За усъвършенствоването на човека и обществото. — С., Наука и изкуство, 1980 и др.
3. См. Обретенов Ал. За социалистическото изкуство и социа-листическата култура. — С., Наука и изкуство, 1973. исследуют проблемы связи советской художественной культуры, ее наследия и художественной культуры Болгарии, голи-тику БКП в сфере художественной культуры^. Вопросы партийного руководства художественной культурой освещены в работах Живка Вычева и Златки Огняновой, рассмотрены Любомиром р
Павловым'0.
Указанные работы относятся црежде всего к общим воцро-сам строительства социалистической культуры Болгарии, а также к общей проблематике наследия художественной культуры. Вместе с тем, проблемы художественного наследия в культурной политике БКП еще не получили должного освещения. Отдельные материалы, связанные с этой проблемой, содержатся в исследованиях, посвященных вопросам теории и практики художественной культуры. Но в обобщенном виде, как предмет специального исследования, тема художественного наследия в кульг-турной политике Болгарской коммунистической партии не привлекала к себе внимания болгарских эстетиков, философов и ученых других специальностей. По этим причинам сама тема исследования представляет собой нощую область научной раз.
1. См.: Стойков Ат. Ленин и октомври в българското изобра-зително изкуство. — С., Бълг.худ., 1970 — Его же. Българ-ската комунистическа партия и художествена култура. -С., Партиздат, 1983 — Колевски В. Октомврийската революция, социалистическото строителство в СССР и българска-та култура. — В кн.: Българската комунистическа партия и художествената култура. — С., Партиздат, 1983.
2. См.: Вычкова Ж. Партийното ръководство и художествената култура. — С., Партиздат, 1975 — Огнянова Зл. Партийное руководство художественной культуры. — Канд.дисс. — М., АОН при ЦК КПСС, 1979 — Павлов Л. Българската комунистическа партия и българската култура. — С., Партиздат, 1983 — Его же. Възрожденските револвдионно-демократиче-ски традиции и социалистическата култура. — БКП и култура. -С., Партиздат, 1983. работки проблем руководящей роли Болгарской коммунистической партии в области художественной культуры.
В ходе работы над диссертацией существенные проблемы отношения БКП к наследию художественной культуры, его места в культурной политике партии, развития взглядов на это наследие были рассмотрены в свете основополагающих материалов ленинского учения о культуре. Мы сосредоточились главным образом на содержащихся в них вопросах партийного"классов ого, народного, интернационального и национального понимания художественного наследия, его роли в идейном воспитании народа. В. И. Ленин указывал, что для всестороннего освоения культурного наследия и возвращения его ценностей народу решающее значение имеет победа социалистической революции. Развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, Владимир Ильич Ленин не раз подчеркивал, что в своей работе по строительству социалистической культуры коммунистическая партия опирается на культурные ценности, созданные человечеством в своем историческом развитии. Рассматривая теоретические работы В. И. Ленина, опыт Советского Союза в строительстве новой культуры, мы прежде всего стремились выявить их общезначимую роль, нэказать, что ссцшлистическая культура является закономерным развитием всех достижений культурного творчества человечества, осуществляемым на качествен-. но новой основе — на основе революционной борьбы пролетариата.
Новым в диссертации является исследование основных принципов, направлений и форм деятельности Болгарской коммунистической партии в области художественного наследия, охватывающей теоретические и практические сторош вопроса. Под этим углом зрения в диссертации рассматриваются взгляды руководителей и теоретиков партии на проблемы наследия художественной культуры и освещается их деятельность в этой области. Анализ их статей и выступлений дал возможность расхить то значение, которое болгарская прогрессивная мысль придала культурному наследию в борьбе болгарского народа против османского ига, против капитализма и фашизма во имя победы социалистической революции. В период развитого социализма роль художественного наследия в цро-цессе коммунистического воспитания трудящихся, в деле их всестороннего развития в духе марксистско-ленинской идеологии возрастает. В ходе исследования этого цроцесса в диссертации впервые дается анализ цроблем художественного наследия, содержащихся в документах Болгарской коммунистической партии, опыта партийного руководства и управления процессами, связанными с освоением и пропагандой этого наследия. Эти процессы рассмотрены также на уровне сложившейся в Болгарии системы общественно-государственного управления развитием культуры, деятельности организаций, непосредственно осуществляющих охрану, изучение, использование наследия художественной культуры в целях успешного решения идеологических задач, выдвинутых Болгарской коммунистической партией.
Исследование основных закономерностей, принципов и тенденций политики партии в сфере освоения и пропаганды художественного наследия, раскрывающих руководящую и направляющую роль Болгарской коммунистической партии в этой области, предполагает также предварительное определение характера и границ явления и понятия «художественное наследие». В своих основных чертах оно может быть определено следующим образом. Художественное наследие как раздел наследия культуры обладает его общими свойствами, получившими в советской науке следующую вполне убедительную характеристику: «В широком смысле слова под „культурным наследием“ мы будем понимать совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле слова — совокупность доставшихся человечеству от цропшых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса» *.
Из этого следует, что культурное наследие, в том числе и художественное, представляет собой фонд созданных в прошлом духовных (а в известной мере и материальных) ценностей, которые человечество воспринимает в своей новой жизни. Понятие наследия включает в себя процесс сохранения и освоения культурных ценностей цропшого в новых условиях, придания им новых функций, без чего ценности остаются просто принадлежностью истории. Этот процесс зависит от культурного уровня общества, от его потребностей, от способа изучения, сохранения и пропаганды памятников прошлого, предполагающего борьбу, которая соответствует переходу от прош.
I. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. — М., Наука, 1969, с. 70. лого к будущему, от понимания роли преемственности и традиций в области культуры, от освоения художественного наследия прежде всего как комплекса достижений культурной деятельности прошлых эпох, служащего существенным источником для развития культуры новых исторических этапов. Следует учитывать также, что культурное наследие включает в себя информацию как позитивного, так и негативного характера. Вследствие этого каждая новая эпоха дает оценку художественному наследию с классовых позиций, часть его отвергается, часть утверждается как актуальная культурная ценность, часть приобретает своего рода инобытие, голучая новое общественное значение*.
Художественное наследие занимает особое место в общей системе культурного наследия. В отличие от многих разделов последнего, социальное значение которых диалектически «снимается» по мере историко-культурного прогресса, ценности художественной культуры способны жить активной жизнью в новых социально-исторических условиях, не утрачивая, а в ряде случаев даже усиливая свое общественно-эстетическое воздействие. Отмечая это свойство литературы и искусства, К. Маркс писал, что произведения дневнегреческого искусства и эпоса и сейчас «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недор сягаемым образцом». По этой причине художественное насле.
1. См. об этом: Полевой В. М. Социально-исторические вопросы развития социалистического искусства. — В сб.: Советское искусствознание — 76. Вып.2. — М., Советский художник, 1977, с.220−223.
2. Маркс К.
Введение
(Из экономических рукописей 18 571 858 годов). — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с. 737. дие играет активную роль в современной культурной жизни, а проблемы его освоения и актуализации получают возрастающее значение в условиях культурного прогресса общества при социализме по мере дальнейшего развития эстетических потребностей трудящихся.
Художественное наследие включает ценности художественной литературы, изобразительного и декоративного искусства, архитектуры, музыки, театрального искусства и искусства кино, народного творчества, имеющие каждая свои специфические функции и значение в художественной культуре. Различны формы и «механизмы» наследования ценностей разных видов художественного творчества. Так, например, народное искусство относительно меньше изменяется с течением времени и наследство прошлого сохраняется здесь не только в виде произведений народных мастеров, но и как результат цря-мой преемственности традиционного творчества — опыта и художественных представлений, продолжающих свою жизнь в новых условиях. Профессиональная высокоразвитая художественная деятельность, напротив, переживает на каждом историческом этапе глубокие идейно-художественные изменения, охватывающие социальный статус и функции литературы и искусства, их содержание и форму. Их наследие приходит в новое время в виде произведении художественного творчества, хранящих в себе идеи и стили прошлых эпох и осваиваемых художественной культурой современности. В свою очередь, каждый из видов профессионального художественного творчества предполагает свою форму и способ нового существования в качестве наследия. Оно обретает новую жизнь в театральных постановках и концертной деятельности, в изданиях и популяризации литературных произведений, посредством организации сети музеев и культурных центров" Особое место здесь занимают произведения архитектуры и изобразительного искусства, сохраняющиеся на пловдцях и улицах городов и сел и подверженные динамичным изменениям. Здесь принципиальную важность приобретают вопросы охраны, реставрации и пропаганды ценностей прошлого, эффективного использования старых построек, их умелой увязки с развивающейся городской средой.
Во всех видах художественного наследия воплотились взгляды определенных классов или социальных групп. Причем каждой социально-экономической формации свойственно специфическое отношение к нему. Эти особенности при социализме приобретают совершенно другой характер: интенсивность освоения и актуализации художественного наследия определяются здесь участием в производстве духовных ценностей широких народных масс, которые в условиях социализма выступают как подлинные создатели и потребители этих ценностей, жизненно заинтересованные в дальнейшем прогрессе человечества.В. И. Ле-кин подчеркивал: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить» 1. Социалистическая культура является законным наследником и продолжателем всего того лучшего, что было достиг.
I. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи, — Полн.собр.соч., т.41, с. 304. нуто художественным гением человечества. По мере ее развития художественное наследие црошлого приобретает все большее значение в деле развития художественной культуры в целом.
Проблемы художественного наследия рассматриваются в диссертации с позиций марксистско-ленинской идеологии. Принципы и метода анализа этой темы соответствуют историко-ма-териалистическому подходу к анализу культуры, диалектическому пониманию связей материальных и духовных факторов общественного развития. Этот подход дает возможность объективного, научного рассмотрения художественного наследия как идеологического элемента, который оказывает существенное воздействие на оознание художника и на идейно-эстетическое воспитание лвдей. В этом свете культурное наследие в целом и художественное наследие как его раздел рассматриваются в исторической обусловленности и в связи с социально-экономическим, идеологическим, политическим и культурным развитием общества, что позволяет выяснить коренное отличие в отношении к художественному наследию в буржуазной Болгарии и после победы в стране социалистической революции.
Марксистско-ленинское понимание художественного наследия, его социальной роли, национального характера и интернационального значения непреложно требует классового, партийного подхода к оценке явлений этого наследия. В своей статье «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленин показал, что бесклассовость' творчества в буржуазном обществе есть лишь лицемерное прикрытие принадлежности к партии эксплуататоров, «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (если лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» -1-. Эстетические взгляды, воплощенные в произведениях художественного наследия, отражают интересы определенных классов или социальных групп, включая угнетенные классы общества. Ленинское учение о двух культурах дает принципиальную методологическую основу для анализа классовой природы художественного наследия, выявления в нем прогрессивных и демократических тенденций времени.
На этой основе в диссертации рассматривается исторический опыт классового партийного подхода Болгарской коммунистической партии к художественному наследию и его роли в коммунистическом воспитании народа.
Диссертационное исследование обсуждено на кафедре социалистической культуры Академии общественных наук при ЦК КПСС. Его материалы нашли применение в разработке теоретических и практических вопросов развития культуры НРБ. Автор принимал участие в совещаниях и пленумах Комитета по культуре, отделов культуры Центрального Комитета Болгарской коммунистической партии и Софийского окружного народного совета, Окружного совета по куль ауре, на которых рассматривались вопросы, связанные с художественным наследием. На пленуме Комитета по культуре, посвященном задачам, поставленным БКП в этой области, автор диссертации высту.
I. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.12, с. 104. пил с предложениями, связанными с изучением, охраной, реставрацией объектов художественного наследия, и охарактеризовал задачи, стоящие в этой сфере перед советами культуры. Автором диссертации праведен анализ состояния памятников культуры в Народной Республике Болгарии, имеющий целью подготовку единого территориального плана страны, внесен ряд предложений, связанных с местом и ролыо объектов художественного наследия в застройке городских центров, сохранением памятников культуры. В своем выступлении «О состоянии и задачах в области культурно-исторического наследия» на пленуме Софийского окружного совета по культуре автор дал подробный анализ состояния этой цроблемы-, поставил вопрос о необходимости дальнейших научных исследований, в которых должны участвовать Национальный институт по охране памятников культуры, Национальный археологический институт, Национальные институты фракийской культуры, этнографии, фольклора и другие учреждения. На этом пленуме, проходившем с участием специалистов и научных работников названных институтов, была утверждена пятилетняя программа освоения культурного наследия в Софийском 01фуге. Эта программа получила отклик в других социалистических странах. В настоящее время она успешно выполняется под руководством Софийского окружного комитета партии, Комитета по культуре, Исполнительного комитета Софийского окружного народного совета.
Исследуя теоретические и практические аспекты проблемы художественного наследия в культурной политике Болгарской коммунистической партии, автор диссертации стремился сосредоточиться на тех из них, которые приобретают в наше время наиболее актуальное значение в духовной жизни общества, в деле идейного воспитания трудящихся. Высоко оценивая эту роль художественного наследия, ЦК БКП считает расширение и повышение его социальных функций одной из закономерностей развития культуры зрелого социализма.
— 19.
Заключение
.
Художественное наследие, представляющее собой совокупность ценностей, которые человек создает в процессе общественной жизни и оставляет воспринимающим эти ценности последующим поколениям, является в социалистическом обществе важным фактором воспитания трудящихся,.
Значение художественного наследия в современной жизни зависит не только от качеств, присущих ему самому, но в большей мере определяется активностью, осознанностью, целенаправленностью отношения к нему нового общества, осуществляющего его освоение и использование. Социалистическая художественная культура, являющаяся законным наследником и продолжателем всего того лучшего, что достигнуто предшествующим развитием человечества" вырабатывает новое отношение к культурному наследию, придает впервые в истории человечества его освоению и пропаганде общенародное значение.
Коммунистические партии и социалистические государства видят в наследии художественной культуры мощное средство коммунистического воспитания трудящихся. Оно помогает народам в их борьбе за мир, свободу, социальный прогресс. Работа в области культурного наследия способствует формированию патриотического самосознания народов и объединяет художников разных стран, связанных общими идеалами гуманизма, любви к жизни, человеку и стремлением к прекрасному.
Исследуя политику и деятельность в сфере культуры Болгарской коммунистической партии от ее создания до сегодняшнего дня, мы показали, какое большое значение партия придает вопросам наследил художественной культуры, с первых лет своей истории БКП относилась с большой заботой и вниманием к культурному наследию и связывала его с революционной борьбой болгарского народа и пролетариата против фашизма и капитализма, за победу социалистической революции и строительство новой жизни. Эта деятельность не является следствием случайного стечения обстоятельств или идеей одного человека. Она развилась на основе объективных закономерностей общественного развития. Основные, всеобщие законы исторического материализма действуют в сфере культурного наследия, принимая здесь конкретный характер.
Исследование отношения партии к культурному наследию в прошлом и в настоящее время раскрывает как определяющие, устойчивые, так и динамичные, развивающиеся стороны этого отношения, особенности которого обусловлены двумя причинами. С одной стороны, неравномерностью развития культуры на различных этапах исторического развития Болгарии и, соответственно, различиями того вклада в национальную и мировую культуру, который внесла в разные периоды творческая деятельность болгарского народа. В оценке этих явлений Болгарская коммунистическая партия исходит из принципов классовости, партийности и народности. Верное понимание культурного наследия дало возможность партийной науке отчетливо выявить движущую силу исторического развития культуры — народные массы и определить роль личности в этом развитии.
С другой стороны, вся культурная политика Болгарской коммунистической партии интенсивно развивалась в комплексе развития теоретической мысли и политической деятельности партии в целом. Соответственно отношение к наследию художественной культуры и деятельность в этой области, сообразованная с социально-экономическим, политическим и культурным развитием Болгарии, расширяли с ходом времени свои границы и углубляли суждения о культуре прошлого, способствовали созданию исторически нового фонда наследия социалистической культуры.
Б документах БКП, трудах и выступлениях ее руководителей дается научный анализ явлений наследия художественной культуры, раскрываются социальные, материальные, идейно-политические аргументы сохранения и пропаганды памятников культуры прошлого. В этих трудах и выступлениях анализируются позиции и взгляды творцов художественных ценностей, индивидуальный склад их таланта, что дает возможность верно оценить их вклад в национальное и мировое культурное наследие.
Значение научного анализа наследия художественной культуры возрастает в период строительства зрелого социализма. Это обусловливается расширением масштабов культурной политики партии в условиях нового социально-экономического, идеологического, политического и культурного развития страны, возрастания роли художественной культуры в духовной жизни общества.
Руководящая деятельность Болгарской коммунистической партии в этих условиях направляет развитие комплексного освоения художественного наследия, охватывающего идеологические, материальные, художественно-эстетические аспекты всего объема наследия национальной и мировой художественной культуры, обретающего новую жизнь в эстетическом сознании народа и в творчестве деятелей литературы и искусства социалистической Болгарии.
В связи с этим в диссертации были рассмотрены цели и направления руководящей деятельности БКП в сфере художественного наследия, а также опыт партийного руководства работой, которая ведется в этой области.
Б диссертации рассмотрены документы Болгарской коммунистической партии, государства и Комитета культуры, относящиеся к проблемам управления работой, связанной с культурным наследием. Специальное внимание было уделено опыту общественно-государственного руководства культурной жизнью, которое имеет свои основы в социально-экономической, политической и идеологической структуре страны, принципам и опыту партийного руководства общественно-государственными организациями.
На ХП съезде Болгарской коммунистической партии была дана высокая оценка развитию в стране социалистической художественной культуры и выдвинуты новые задачи, определяющие роль художественной культуры и ее наследия в «умножении положительных качеств человека» 1.
Исходя из этих задач и на основе осуществленных в диссертации исследований, автор диссертации считает возможным выдвинуть ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование освоения и пропаганды художественного наследия:
I. ХП съезд Болгарской коммунистической партии. — М., Политиздат, 1982, с. 42.
— Представляется целесообразной подготовка и принятие нового Закона об изучении, охране и пропаганде культурного наследия Болгарии, Ныне действующий Закон об охране памятников культуры был принят в 1959 г. и в настоящее время в ряде своих положений не соответствует состоянию и задачам работы в этой области, которая развернулась на основе общественно-государственной системы управления культурной жизнью в стране,.
— Следует предпринять издание документов Болгарской коммунистической партии, относящихся к вопросам художественного наследия. Существующие издания партийных материалов, освещающие идеологическую работу партии, не содержат в сконцентрщюванном виде документов о художественном наследии, имеющих ванное значение для теоретической и практической работы в этой области.
— Представляется целесообразной подготовка и издание комплексного научного труда, освещающего все сферы национального художественного наследия Болгарии и дающего его целостную картину. В настоящее время наука располагает лишь трудами, освещающими отдельные отрасли художественного наследия, но не рассматривающие его в историческом единстве.
— Учитывая значение, которое придается в культурной политике БКП проблемам наследия художественной культуры, было бы целесообразным подготовить примерную программу изучения художественного наследия в сети партийного просвещения.
— Представляется своевременным предпринять ряд видоизменений структуры организаций, ведающих вопросами художественного наследия. Соответствующие органы в составе комитетов по культуре, действующих на разных уровнях, занимаются сейчас в основном вопросами наследия культуры, когда как в сферу их работы полезно было бы включить и другие отрасли художественного наследия — народное творчество, изобразительное искусство, музыку и т. д.
Соответственно Национальный институт по охране памятников культуры мог бы быть развит в комплексную организацию, осуществляющую работу в сфере художественного наследия в полном его объеме.
— Представляется необходимой разработка и утверждение системы подготовки специалистов в области изучения, охраны, пропаганды художественного наследия. В этих целях следует разработать учебные программы для учебных заведений страны.
— Для улучшения и систематизации работы в сфере пропаганды художественного наследия с помощью средств массовой информации было бы полезным разработать перспективные планы освещения художественного наследия по телевидению, радио, путем других видов массовой информации.
— В целях наиболее эффективного использования художественного наследия для патриотического и интернационального воспитания трудящихся целесообразно активизировать работу по организации выставок, посвященных наследию художественной культуры Болгарии, СССР и других социалистических стран, мировому художественному наследию.
Предложения, выдвинутые в диссертации, имеют целью способствовать повышению роли художественного наследия в деле идейного воспитания трудящихся, в реализации тех задач, которые ставит в этой области Болгарская коммунистическая партия.
Список литературы
- Произведения основоположников марксизмаленинизма
- Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, 1. М' ~ ~2
- Ма|кс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115
- Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 18 571 858 годов). Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.12″ с.709−738.
- Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1−167.
- Маркс К. Теории прибавочной стоимости. (1У том «Капитала»). Часть первая (главы 1-УП). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.1. — 476 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей. Фейербаха, Б. Бауэра и штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
- Маркс К., Энгельс Ф, Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — 689 с.
- Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.598−617.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5−338.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.20, с.343−626.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
- Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи Русского Богатства" против марксистов). Полн.собр. соч., т.1, с.125−346.
- Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? -Полн.собр.соч., т.2, с.505−550.
- Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
- Ленин В.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность. Полн.собр.соч., т.12, с.133−141.
- Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение. Полн.собр.соч., т.20, с.38−41.
- Ленин В.И. Л.Н. Толстой и пролетарская борьба. -Полн.собр.соч., т.20, с.70−71.
- Ленин В.И. Манифест либеральной рабочей партии. -Полн.собр.соч., т.20, с.396−409.
- Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полн.собр.соч., т.23, с.40−48.
- Ленин В.И. Цроект платформы к 1У съезду социал-демократии Латышского края. Полн.собр.соч., т.23,с.203−211.122.'Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.113−150.
- Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр.соч., т.25, с.255−320.
- Ленин В.И. Под чужим флагом. Полн.собр.соч., т.26, с.131−154.
- Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. (Тезисы). Полн.собр.соч., т.27, с.252−266.
- Ленин В.И. Чрезвычайный Всероссийский железнодорожный съезд 5−30 января (18 января 12 февраля) 1918 г. — Полн.собр.соч., т.35, с.292−310.
- Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр.соч., т.36, с.127−164.
- Ленин В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 января 1919 г. Полн.собр.соч., т.37, с.412−427.
- Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. -Полн.собр.соч., т.38, с.39−73.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
- Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре, Полн.собр.соч., т.41, с. 462.
- Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн.собр.соч., т.45, с.23−33.
- Ленин В.И. XI съезд РКП (б) 27 марта 2 апреля 1922 г. — Полн.собр.соч., т.45, с.65−138.
- Ленин В.И. 0 нашей революции. (По поводу записок Н. Суханова). Полн.собр.соч., т.45, с.378−382.
- Ленин В.И. Письмо А.М.Горькому. 7 февраля. Полн. собр.соч., т.47, с.132−135.
- Ленин В.И. Шсьмо А.М.Горькому, 16 ноября. Полн. собр.соч., т.47, с.219−220.
- Ленин В.И. Шсьмо А.М.Горькому, II апреля. Полн. собр. соч, т.47, с.248−251.
- Ленин В.И. 0 культурной революции. Сборник, Изд, 2-е, М.: Политиздат, 1971. -476 с,
- Ленин В. И, 0 культуре. М.: Политиздат, 1980. -326 с.
- Официальные документальные материалы
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. -32 с.
- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КГЮС. М.: Политиздат, 1979. — 16 с.
- О 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Постановление ЦК К1БС от 13.ХП.1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 67 с"
- Об охране и использовании памятников истории и культуры, Закон СССР, принятый Верховным Советом СССР29 октября 1976 г. В кн.: Справочник партшного работника. Вып.17. — М: Политиздат, 1977, с. 328 338,
- Материалы съездов, конференций, симпозиумов3.1″ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК" Изд. 8-е, доп. и испр., тт.1−12. -М.: Политиздат, 1970−1978.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 32 с"
- Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. -М.: Политиздат, 1977. 537 с.
- X съезд Болгарской Коммунистической партии, 20−25 апреля 1971 г. М.: Политиздат, 1972. — 275
- Документы БКП и работы руководящих деятелей Болгарской коммунистической партии
- Благоев Д. Еротика и социализъм. Съч., С.: изд-во на БКП, 1958, т.5, с.113−126.
- Благоев Д. Към марксизма. Съч., С.: изд-во на БКП, 1961, т.14, с.273−355.
- Благоев Д. Нашите апостоли. Съч., С.: изд-во на БКП, 1957, т.1, с.209−272.
- Благоев Д. Христо Ботев. Съч., С.: изд-во на БКП, 1957, т.1, с.281−300.
- Благоев Д. Христо Ботев пред съда на «естетиците».-Съч., С.: изд-во на БКП, 1957, т.2, с.69−87.
- П. Благоев д. що е изкуство? Съч., С.: изд-во на ЕКП, 198, т. 5, с.100−113.
- Благоев Д. Що е социализъм и ша ли той почва у нас? Съч., С.: изд-во на ЕКП, 1957, т.1, с.437
- Коларов В. Великата октомврийска революция сложи начало то на новата социаяистическа епоха в историята на човечеството. Избр.произв. — С.: изд-во на ЕКП, 1955, т. З, с. 459 473.
- Коларов В. Освободителната роля на руския народ. -Избр.произв. С.: изд-во на ЕКП, 1955, т. З, с.118
- Коларов В. Против козмополитизма и прекяонението пред буржоазната култура на запад (изказване пред У кон-грес на ЕКП). Избр.произв. — С.: изд-во на ЕКП, 1955, т. З, с.474−481.
- Димитров Г. Димитр Благоев. Избр.произв. — М.: Политиздат, 1982, т.1, с.321−323.
- Димитров Г. Беседа с делегацията на ХУ1 редовен кон-грес на Съюза на художниците в България, 26 април 1947 г. Съч., С.: изд-во на БКП, 1955, т.13, с. П7−119.
- Димитров Г. За всестранен разцвет на българската со-циалистическа култура. Реч на вечерята по случай юбилея на з.а. Андриана Будевска, 20 февруари1960 г. Съч., С.: изд-во на БКП, 1954, т.14, с.360−365.
- Димитров Г. Из кой път. Съч., С.: изд-во на ЕКП, 1953, т.7, с.136−140.
- Димитров Г. Имя Горького будет вдохновлять миллионы. Избр.произв. — М.: Политиздат, 1983, т.2,с.239.
- Димитров Г. К молодому читателю. Избр.произв. -М.: Политиздат, 1983, т.2, с.191−192.
- Димитров Г. Политически отчет на ЦК на БРП (к) пред У конгрес на партията, 19 декември 1948 г. Съч., С.: изд-во на БКП, 1955, т.14, с.221−341.
- Димитров Г. По своя талант и творчество Смирненски е нашият Маяковски, 3 октомври 1948 г. Съч., С.: изд-во на БКП, 1955, т.14, с. 203.
- Димитров Г. Наступление фашизма и задачи коммунистического интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма. Избр.произв. — М.: Политиздат, 1983, т.2, с.63−137.
- Димитров Г. Стенограмма заключительной речи перед судом, произнесеннной 16 декабря 1933 года. Избр. произв. -М.: Политиздат, 1983, т.1, с.384−407.
- Димитров Г. Гйсмо до съюза на българските писатели, 14 май 1945 г. Работническо дело, 1945, 15 май.
- Димитров Г. Христо Ботев е знаме, което все по-висо-ко ще се развява над нова, демократична България. -Съч., С.: изд-во на БКП, 1954, т.12, с.204−205.
- Живков Т. Вечно жив, винаги с партията и народа в борбата за социализма и комунизъм. Работническо дело. Статия по случай 65-годишнината от рождение-то на Христо Смирненски, 6 октомври 1967. — Избр. съч. — С.: Партиздат, 1975, т. Ю, с.117−182.
- Живков Т. Отчет Центрального Комитета Болгарской коммунистической партии за период между X и XI съездами и предстоящие задачи, 29 марта 1976 г.- Избр. статьи и речи. М.: Политиздат, 1981, с.45−109.
- Живков Т. ймето на Иван Вазов е неделимо от иметона България, Писмо по случай 120-годишнината от рож-дението на Иван Вазов, 7 юли 1970 г. Избр.произв. -С.: Партиздат, 1975, т.18, с. Ш-114.
- Живков Т. Култура народна, кул тура социалистическа! Из речта на заключителното заседание на Първия кон-грес на българската култура, 20 май 1966 г. Избр. съч., С.: Партиздат, 1975, т.14, с.141−145.
- Живков Т. Ние сме верни на заветите на Ботев и Лев-ски, на заветите на възрожденските дейци. Из речта, произнесена на Ботевото чевствуване на връх Окол-чица, 2 юни 1964 г. Избр.съч. — С.: Партиздат, 1975, т. II, с.222−249.
- Живков Т. Отчетен доклад на ЦК на БКП цред УП кон-грес на партията, 2 юни 1958 г. Избр.съч., С.: шртиздат, 1975, т.4, с.5−198.
- Живков Т. Отчет на ЦК на ЕКП пред ХП конгрес на БКП. С.: Партиздат, 1981. — 160 с.
- Живков Т. Тараз Шевченко е любим поет на българския народ. Шсмо до Първия секретар на Украинската ко-мунистическа партия, Киев, 22 юни 1964 г. Избр. произв. — С., Партиздат, 1975, т. П, с.257−258.
- Живков Т. Театър на великата правда. Реч на среща-та на Политбюро на ЦК на БКП с колектива на Държав-ния академичен Малый театър в двореца «Врана». (Сте-нографски запис), 10 юни, 1958 г. Избр.произв., — С.: Партиздат, 1975, т.4, с. 219.
- Живкова Л. Доклади, речи, статии. Изказвания и монографии, тт. 1−3. С.: Партиздат, 1983.
- Живкова Л. За усъвършенствуването на човека и обще-ството. С.: Наука и изкуство, 1980. — 662 с.
- Живкова Л. Казанлъшката гробница (монография). -С.: Наука и изкуство, ФРГ, печ. Реклингхаузен, 1974.- 128 с.
- Живкова Л. Слово при откриването на изложбата «Тра-кийско изкуство» в Париж. Народна култура, 1974, II май.
- Андропов Ю.В. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1983.
- Апресян Г. З. Ленин и художественное наследие. М.:1. Знание, 1968. 54 с.
- Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.:1. Политиздат, 1975. 128 с.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры, М.:1. Наука, 1969. 268 с.
- Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. Сборник в 2-х тт. М.: Политиздат, 1979, т.1. — 591 с. — т.2. — 639 с.
- Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура.1. М.: Мысль, 1972. 340 с.
- Горбунов В.В. Ленин и Цролеткульт. М.: Политиздат, 1974. 239 с.
- Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. М.: Наука, 1981. — 230
- Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1977. — 463 с.
- Искусство и идеология. М.: Искусство, 1973. -307 с.
- Лукин Ю.А. Ленин и теория социалистического искусства. М.: Искусство, 1973. — 307 с.
- Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.: Искусство, 1977. — 271 с.
- Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. -М.: Искусство, 1982. 247 с.
- Мазепа В.П., Эстетическое наследие В.И.Ленина и современные проблемы художественной культуры. Киев: Наукова думка, 1980. — 162 с.
- Хачиров А.К. Социалистическая культура и наследие. Изд.Ир., Орн, 1976. — 231 с.
- Эстетическое наследие В. И. Ленина и художественная культура. (Ред.колл.: Ю. А. Лукин, В.В.Новиков). -М.: Мысль, 1980. 427с*
- БКП и културата. С., Партиздат, 1983, в два тома. .
- Ганев Г. Общественно-държавното начало в ръководст-вото и управлението на културата. С.: Наука и из-куство, 1980. — 272 с.
- Гановски И. О закономерности сближения социалистической культуры. М.': Мысль, 1965. — 256 с. 5.23″ Горанов Ив. Изкуството като процес. С.: Наука и изкуство, 1972. — 653 с.
- Гьрдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. M. J Прогресс, 1982. — 310 с.
- Живкова В. Партийного ръководство и художествената култура. С.: Партиздат, 1975. — 232 с.
- Йорданов Г. За по-нататъшния процес на българската култура. Доклад пред IУ конгрес на българската култура. С.: Наука и изкуство, 1983. — 104 с.
- Павлов Л. Д.Благоев и политиката на БКП в облаетта на културата. С.: Партиздат, 1980. — 99 с.
- Павлов Л. ЕКП и българската култура, С.: Партиздат, 1983. — 359 с.
- Стойков Ат. Ленин и Октомври в българското изобразителю изкуство. С.: Български художник, 1970. -120 с.
- Стойков Ат. Българската комунистическа партия и културата. (Сб. статии). С.: Партиздат, 1983, в два тома.
- Стойков Ат. Луначарски A.B. за изобразителното изкуство (избр.статии и изказвания). С.: Партиздат'. 1969. — 273 с. 533. 1У конгрес на българската култура, 18−20 май 1983 г. (Стенографски протокол). С.: Наука и изкуство, 1983. — 676 с.
- Художествената култура и развитото социалистическо общество. С.: Наука и изкуство, 1979 , — 378 с.
- Барабаш Ю. Некоторые аспекты развития художественной культуры в условиях зрелого социализма. Коммунист, 1977, Й 6, с.45−56.
- Демичев П.Н. На магистрали социалистической культуры.-В кн.: ХХУ съезд КПСС. Единство теории и практики. Вып. 4. -М.: Политиздат, 1979, с.354−379.
- Демичев П.Н. Ролыультуры в идеологической, политической и воспитательной работе партии. В кн.: Дело всей партии. -М.: Политиздат, 1980, с.64−79.
- Лукин Ю.А. Идеологическая работа партии и художественная культура. Б кн.: ХХУ1 съезд К1ЮС и актуальные проблемы художественной культуры. — М.: Мысль. 1982, с.3−28.
- Лукин Ю.А. Искусство и воспитание человека. Театр, 1979, № 9, с. 13−21.
- Полевой В.М. Ленин о таланте художника. В кн.: Эстетическое наследие В. И. Ленина и художественная культура. — М.: Мысль, 1980, с.61−103.7. Диссертации
- Огнянова Златка. Партийное руководство художественной культурой. Дисс.канд.наук. — М.: АОН при ЦК КГОС, 1979. — 163 с.