Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема генезиса эстетического сознания в процессе формирования практики первобытного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения проблемы генезиса эстетического сознания, наряду с историко-генетическим методом исследования археологического материала, применяются: а) сравнительно-исторический при рассмотрении этапов, всех узловых моментов исторического развития социального объекта (к примеру, формы развития рубила) — б) типологический подход при выявлении не только индивидуального своеобразия эстетической формы… Читать ещё >

Содержание

  • введение.I-II
  • глава. Социальные и психофизиологические предпосылки становления эстетического сознания человека
    • 5. I. Природно-биологические основы деятельности и мышления человекообразных обезьян
    • 2. Становление предсубъекта предметно-практической и духовно-практической деятельности
  • LI глава. Формирование и соотношение структурообразующих элементов эстетического сознания в практике совершенствования древних орудий
    • I. Стадия праксических эмоций
    • 2. Стадия эстетической рефлексии
    • 3. Стадия эстетического чувства

Проблема генезиса эстетического сознания в процессе формирования практики первобытного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы. Сложность современных социальных процессов в условиях научно-технического прогресса, необходимость эстетизации окружающей среды и продуктов производства, усиление эстетической стороны технического творчества, 1роцесс формирования нового человека предопределили научный по-1ск истоков становления человеческой жизнедеятельности, в частности проблему генезиса эстетического сознания, осмысление сущности эстетического. Знание исторических предпосылок, элементов, 'клеточки" становления эстетического сознания поможет глубже понять современные задачи развитого социализма. Процесс создания латериальных и. духовных благ коммунистического общества, а также зопросы воспитания нового человека требуют раскрытия, в частности творческих возможностей субъекта практической и познавательной деятельности. Однако решение этой проблемы имеет не только историческое значение, ибо понимание генезиса эстетичес-сих способностей человека позволяет более точно определить осно-зы, структуру эстетического сознания современного человека.

На ХХУ1 съезде КПСС указывалось, что воспитание всесторон-1ей, гармоничной, творчески развитой личности на современном эта-1е невозможно без эстетического воспитания, без воспитания чув-5тва красоты*. Стремление к красоте, потребность в эстетическом 1ачале, в активном действии меняет духовный мир человека, его фавственные и эстетические убеждения. Сила красоты в том, что >на способствует гармонизации, объединению мыслей, чувств, воли, — в целом мобилизует человека.

Актуальной в эстетической науке является проблема характе-)истики эстетического сознания конкретно-исторического человека в связи с движением общественной практики. Изучение нами истоков эстетического сознания, возможно, внесет новое в понимание эстетического, исследуемого рядом ученых. Проникновение в сущность эстетического способствует углублению научного подхода к рассмотрению различных аспектов культуры в условиях развитого социализма.

Современное состояние проблемы. Известно, что проблематика сущности эстетического была выдвинута на первый план теоретиками эстетического воспитания. Научная дискуссия в 50−60-х годах между эстетиками стимулировала активность и плодотворность на-плавленности изучения эстетических отношений в разных аспектах:

— анализа развития проблемы в истории эстетической мысли (В.А. Асмус, А. Ф. Лосев, М.Ф. Овсянников);

— рассмотрения специфики эстетического в освоении мира (А.И. Буров, Н. Л. Зись, А.И. Толстых);

— рассмотрения категории «эстетического» в системе категорий (Ю.Б. Борев, Н. И. Крюковский, Д.Д. Средний);

— особенности возникновения и существования эстетических потребностей (Е.С. Акопджанян, И.А. Джидарьян);

— изучения сущности эстетического в исследованиях по эстетической и художественной культуре зрелого социализма (Ю.А. Лукин, В.К. Скатерщиков);

— изучения связи эстетического и религиозного (Е.Г. Яковлев) ;

— рассмотрения эстетического в историческом процессе (Б.Л. Замбровский, В.В. Селиванов).

Исследование истоков сознания проясняет взгляд на его дальнейшее развитие в современных сложных процессах эстетического освоения действительности. Знание причин исторического возникновения и развития эстетического сознания, эстетической деятельности, эстетических отношений человека к действительности, их понимание позволяют выделить методологически новые средства, пути, методы, содержание и формы процесса эстетического воспитания советских людей, конкретного человека. Особую актуальность приобрел вопрос о генезисе эстетического сознания человека в формировании его родовой сущности, творческих способностей. Проблема генезиса эстетического сознания не решена в литературе, хотя отдельные элементы, принципы, аспекты рассматривались учеными различных наук (философами, представителями частных наук)^.

В данной работе проблема рассматривается на археологическом материале эпохи нижнего палеолита. Тем самым включен в эстетическую науку неиспользованный конкретный материал для методологов, философов, эстетиков, исследователей частных наук (например, археологов).

Цель работы. В диссертации делается попытка обоснования развития первых стадий, способностей, форм и способов эстетического освоения действительности у древних людей на конкретном археологическом материале, через выявление эстетических сторон орудийной деятельности в первобытном обществе, необходимая для общетеоретического решения проблемы. В свою очередь появление эстетических способностей древних людей выступает как предпосылка формирования художественной деятельности, становления первобытного искусства как одной из первых форм отражения и познания древними людьми окружающего мира.

Основной причиной генезиса эстетического сознания являлась разнообразная общественно-материальная практика древних людей,.

I. А. П. Анохин, A.C. Гущин, в. Гольдентрихт, А. Ф. Еремеев, П. Ефименко, М. С. Каган, Дж. Д. Кларк, А. П. Окладников, Г. В. Плеханов, С. Х. Раппопорт, В. П. Симонов, В. А. Фролов, Г. Х. Шинга-ров, С. Н. Чеботарев, Л. Г. Юлдашев, Е. Г. Яковлев. трудовая деятельность по созданию орудий труда. В диссертации выявляется, как именно в процессе постоянного практического общения, восприятия и понимания эстетической формы орудия, эстетически оформленных предметов окружающей среды индивидуальное эстетическое сознание формируется и поднимается до уровня, достигнутого обществом. Индивидуальное сознание есть аккумулированный опыт человеческой истории.

В работе выделяется объект исследования — материальная и духовная культура первобытного обществапервобытный человек. Путь исследования — через философско-эстетический анализ, используя данные археологии, этнографии и зоопсохологии, дается теоретическое обоснование и частичное посильное решение (на стыке наук) проблемы генезиса эстетического сознания у первобытного человека.

Задачи работы:

1. Показать решение проблемы на двух уровнях: онтологическом и гносеологическом. Анализ эстетического сознания должен в себе совместить аспекты: а) генетическийб) структурно-функциональный.

2. Выделить природно-биологические основы человека, психофизиологические предпосылки сознания, связь Гомо с внешним миром в процессе трудовой практики. Надо заметить, что при исследовании мы во многом следуем за мыслями специалистов, принимая устоявшиеся точки зрения в современной науке, не рассматривая многочисленные спорные и различные точки зрения по специальным вопросам (как обычно делается), чтобы не усложнять излагаемую в диссертации нашу позицию (концепцию). Сложность самой проблемы, недостаток фактического материала предполагают гипотетический уровень некоторых положений и суждений при решении проблемы.

3. Обосновать социальную природу генезиса эстетического зознания, эстетического чувства, активную природу субъекта дея-гельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют геория и метод диалетического и исторического материализма, эс-гетической науки в трудах классиков марксизма-ленинизма. При рассмотрении целого ряда вопросов использован материал исторической науки, этнографии, зоопсихологии, нейрофизиологии, языкознания, археологии и искусствознания.

Методологической основой исследования прошлого является юложение К. Маркса: «Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Намеки же на более высокие у низших видов животных могут 5ыть поняты только в том случае, если само это более высокое известно» Исследование данной проблемы в той или иной степени юмогает решать и проблему таланта человека, его гениальности, а именно: каким образом возможно формирование творческой личности человека, его индивидуальности. Человек должен управлять творить «мир человека». В индивидуальном сознании существует всемирно-исторический массив материальной и духовной культуры, эё проявлений, а за ним, как за «прибрежной волной, чувствуется напор целого океана истории, мысль всех веков на сию минуту в о нашем мозгу.

Люди в процессе общественной практики опираются на опыт и знания, накопленные всей предшествующей историей. Речь идёт о 1реемственности прошлых результатов, об осознании утрат, об ори-знтации на будущее, ибо без преемственности прошлые достижения ютеряли бы свое подлинное историческое значение. Ведь тайна поз-?ания вещей и отношений заключается также и в раскрытии их проие.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 42.

Герцен А. И. Былое и думы. М., 1946, с. 651. хождения. «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь: а) историческиб) лишь в связи с другимив) лишь в связи с конкретным опытом истории» В своей работе мы пытаемся вывести предмет исследования на конкретно-научную основу изучения фактического археологического материала, в частности, орудий труда первобытного человека, а также зарождающейся духовной культуры.

В поиске автор опирается на археологические исследования специалистов. Известно, что критерии искусственной обработки камня были разработаны исследователями (Мортилье, П. Ефименко). Технология изготовления галечных орудий была исследована ф. Бор-домС.А. СеменовымДж. Д. Кларком-.В. Е. Щелинским. Влияние сырьевого материала на технологию изготовления, форму и характер рабочей части орудия показали в своих работах Г. Ф. КоробковВ.Е. ЩелинскийА.Е. Матюхин. Вопрос о невыработанных формах орудий древних людей и формах устойчивых решал А. Е. Матюхин. Морфологическую классификацию первых орудий — бифасов дал Ф. Борд. Важным основанием для поисков служит разрешаемая современными археологами проблема о связи функций и формы труда: а) одни исследователи утверждают позицию непознаваемости функций первых орудийб) другие устанавливают связь по прямой аналогии с современными ручными инструментамив) ведущий исследователь в этой области С. А. Семенов рассматривает функцию с чисто технической стороны с выходом в историю техники и хозяйства. У него 1реобладает функционально-морфологический подход к определению технических функций. В целом в археологической литературе функциональная природа формы древних каменных орудий изучена слабо.

Недостаточно изучен и процесс формообразования, чему будет способствовать рассмотрение проблемы становления эстетической стороны форм орудий в развитии эстетического сознания. Форма каменных орудий несла не только функциональный аспект. Резкое возрастание количества символических предметов в палеолите указывало на новое качество их использования (Фролов Б.А.), где наглядно проявляется социальная целенаправленность в производстве орудий. В своих исследованиях Поршнев Б. И. недооценивает этого момента, ибо различие животной целесообразности и человеческой целенаправленности не в анализе объективных форм древних орудий, внешней наглядности, а в механизме деятельности, которая у человека обуславливает порождение цели как особой направленности, сфокусированной на отработку орудия (направленная волевая деятельность, идеальное видение, эмоциональное переживание и т. д.).

Разумеется, решение проблемы генезиса эстетического сознания древних людей нижнего палеолита усложняется гипотетической оценкой значимости формы орудия конкретных археологических источников. В методологическом плане важна мысль о значении археологического материала, выступающего в качестве источника для выявления исторической истины (Потапов А.Н.).

Надо полагать, что единство общетеоретического, специальных знаний частных наук и конкретный анализ археологического материала помогут раскрытию поставленной цели и осмыслению фундаментального положения К. Маркса о том, что человек формирует материю также и по «законам красоты» во всех сферах общественной жизнедеятельности. Развитие и совершенствование человеческой практики есть одновременно развитие богатства человеческой природы как самоцели. Значение этих идей для эстетики — основополагающее.

Для решения проблемы генезиса эстетического сознания, наряду с историко-генетическим методом исследования археологического материала, применяются: а) сравнительно-исторический при рассмотрении этапов, всех узловых моментов исторического развития социального объекта (к примеру, формы развития рубила) — б) типологический подход при выявлении не только индивидуального своеобразия эстетической формы орудий археологических культур, простого сходства их черт и связей как таковых, но и при раскрытии тех принципов и начал, которые позволяют говорить об известной эстетической общности, о принадлежности данного явления к определенному типу, роду. Типология выступает как форма теорети-зации науки, построения первичных модельных конструкций и т. д. Типологическое изучение позволяет устанавливать общность эстетических принципов формообразования орудий, присущих тому или иному источнику археологических культурв) историко-функциональный способ изучения продолжает социальногенетическое исследование. Вез выяснения существенного в эстетике орудия, его совершенствования как критерия развития, его действенной роли в процессе материального и духовного производства наши знания об эстетической цеятельности, эстетическом сознании оказываются неполными, односторонними. С другой стороны, не опираясь на генетическое учение становления эстетики орудий, при историко-функциональном исследовании можно оказаться в плену субъективизма и формализма. Нет замкнутости эстетических процессов, изоляции их от социального шнтекста. Поэтому так важно раскрыть связь историко-типологи-юского и индивидуального начала в анализе конкретных памятников археологических культур всемирной истории. В этом проявляются «пределенные возможности традиционных методов исследования.

Научная новизна исследования. В анализе структуры становле-[ия эстетической деятельности древних людей в диссертации выде-:яются её особенности на каждой стадии.

Критерием различения сменяющихся стадий развития эстетического сознания является доминирование их содержательного аспекта, доминирование специфики состояния субъекта деятельности, познания и переживания. Содержательной основой этих стадий развития эстетического сознания является практическая деятельность формировавшихся людей, её ядро — труд, в частности процесс древнего производства. Это своеобразие генезиса сознания древних людей есть «следствие их деятельности и обусловленного ею способа наслаждения» *.

Следует подчеркнуть, что общее между элементами структуры эстетического сознания, представляющее различные стадии его развития, не характеризует полностью сущности эстетического сознания на данных стадиях, а при сопоставлении этих элементов необходимо сконцентрировать внимание не на сходстве их друг с другом, а на различии, не на общем, а на особенном.

Следует заметить, что генезис эстетического сознания предполагает в себе процесс возникновения основы эстетического сознания, ее развитие и становление, а именно, в работе диссертантом высказывается идея эстетической рефлексии как первоначальном способе эстетического освоения действительности.

Становление эстетической рефлексии, эмоционального отношения древнего человека было связано с психофизиологическим удовольствием.

Эстетическое сознание выражает «сущностные свойства» человека (К. Маркс), оно имеет в своем становлении, предпосылках' биологическую основу, иначе возникновение этого социального свойства становится необъяснимым, а человеческая сущность оказывается изолированной от природы.

Становление — это процесс развития возможности и превращения в действительность, когда существование явления уже началось. Оно есть «будущное явление», выражает состояние незавершенное, в частности эстетического состояния. Соотношение биологического и социального в развитии человека поможет нам, современникам, узнать, что люди, к своему изумлению, в самом древнем находят самое новое. (К. Маркс).

Процесс генезиса познания мира включал в себя человеческую мысль и переживание, отношение.

Определяя суть древнего реального человека (состояние его сознания) в совокупности всех форм его жизнедеятельности, можно видеть, что становление знания о мире выводится также из рефлексии эстетического сознания, а в дальнейшем из художественной деятельности. Оно может давать людям эти знания, принципы подхода к действительности, которые могут быть применены творчески в человеческой практике и познании. Принципы становления знания, осмысления мира имеют результативный характер, т. е. относятся к способам постижения предметного мира.

Однако истинное знание о мире человек получил в трудовой практике. Труд начинается с изготовления орудий. Труд порождает становление человека. Человеческая деятельность есть возможность порождения эстетического сознания, эстетических чувств, чувства красоты.

В развертывании высказанной идеи учитываются исследования I ученых различных наукА.

I. Афасижев М. И., Анохин П. К., Баумгартен А., Бунд Д., Геккель Э., Гердер, Дарвин Ч., Егоров А. Г., Ильин Г. П., Корригер С., Канарский A.C., Кант И., Кондильяк, Луначарский A.B., Левитов Н. Д., Локк, Мыслободский М., Павлов И. П., Плеханов Г. В., Рунин С. М., Салямон Л., Сосникова Ю. Е., Симонов П. В., Торн У., Филипьев Ю. А., Шовен Р.

В работе анализируется развитие способностей древних людей, становление их эстетической потребности, интереса, ассоциативности восприятий и представлений, воображения и фантазии как стимулов развития эстетического сознания.

ВЫВОДЫ.

1. Начало производства орудий есть противопоставление (утверждение) зарождающегося социального природным предметам. Это стадия праксических эмоций, связанных с психофизиологическим удовольствием от сделанного орудия, восприятия утилитарной целесообразности.

2. Стадия эстетической рефлексии — стадия зарождения познания в труде основ орудийного мастерства и его формприобретение навыков формообразования и познания формальных признаков красоты.

3. Стадия эстетического чувства — стадия формирования абстрактного мышления и осознания поиска новых форм первобытных орудий.

4. Становление эстетического являет собой полное и всестороннее самоосуществление человека как творческого существа.

5. Эстетическое состояние — это совокупность характеристик, обеспечивающих возможность субъекту нормально отражать наличную связь с объетом, адекватно отражать, а также выражать к нему свое отношение, своё переживание, связанное с наслаждением отражаемым.

6. Рефлексирование — это размышление о сравниваемых и соединенных представлениях, полученных от других предметов, каких-то внутренних переживаниях, а также обозначает относительную возможность познания.

7. Раздвоение трудовой деятельности способствовало появлению практически-духовной деятельности (искусство).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные социальные преобразования в условиях совершенствования развитого социализма предопределили научный поиск эстетической мысли к истокам становления эстетического сознания, к осмыслению и углублению познания сущности эстетического. Знание исторических предпосылок эстетического сознания поможет уяснить насущные задачи общественного развития, прежде всего в вопросе воспитания нового человека, гармонично и творчески развитой личности.

В решении общей проблемы генезиса эстетического сознания в диссертации косвенно рассматривается и проблема эстетического воспитания. Оно включает в себя процесс формирования эстетического сознания, т. е. воспитания эстетического отношения к окружающей действительности, а также совершенствование эстетической деятельности. Эстетическое воспитание по своей сущности есть формирование эстетической культуры общества и личности. В этом плане в диссертации выявляются истоки эстетической культуры древнего общества в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности материальной и духовной сторон (в их синкретизме), что имеет практическое и теоретическое значение для современной жизни. Тем самым становление эстетического сознания и эстетической деятельности рассматривается в неразрывной связи с общекультурным развитием первобытной формации, гуманизирующей жизнь древних людей. Эстетическое воспитание формирует творческие способности, активность субъекта деятельности и познания.

Проблема таланта, природы и сущности, его социальное значение, условий его выявления и развития была и остается по сей день важнейшей теоретической и политической проблемой, аре.

— 139 ной острой идеологической борьбы. Буржуазные теоретики пытаются доказать «независимость» таланта от социальных условий, выдвигают идею анархистского индивидуалистического «бунта» художника против всего общества.

В диссертации выявляются социальные истоки (при признании определенных биологических предпосылок) появления и развития эстетических способностей, потребностей предсубъекта, эстетического сознания, тем самым развивается диалектико-материалисти-ческое положение о социальной детерминированности его развития. Принятие этой мысли имеет особое практическое и теоретическое значение для раннего развития детей в системе эстетического и художественного воспитания на современном этапе развития общества, эстетического преобразования действительности. Наиболее перспективными точками роста научного поиска становятся при этом т так называемые исследования «в стыке» наукт.

Необходимой проблемой является разработка методологических оснований частных наук, например, повышение теоретического уровня, качества и эффективности археологической науки. Велика роль археологии при решении актуальных междисциплинарных проблем, как происхождение человека и человеческого общества (Л.С.Клейн, Ю.В.Бромлей)"культурологических аспектов (Э.С.Маркарян). Успешное решение археологией данных общенаучных задач в решающей мере зависит от уровня разработки ее методологических проблем. Археологическая наука сегодня находится на переходном этапе своего развития от эмпирического к теоретическому уровню (Ю.Н. Захарук). В этих условиях разработки частнонаучных проблем важное значение приобретает философско-эстетическое решение. (А.Н.Ро-ачез.Л.С.Клейн).

I. Крутоус В. П., Мигунов A.C. Основные направления эстетических исследований в СССР за 60 лет (1917;5977).Вестник МГУ"философия, вып. I, 1978, с.49−50.

— 140.

Какие критерии определяют древнюю эстетическую культуру? На этот вопрос диссертантом делается посильный ответ через постановку и частичное решение проблемы генесиза эстетического сознания. Проблема генесиза эстетического сознания не разработана в советскрй литературе, хотя отдельные принципы, аспекты, мысли нередко высказывались в работах ученых разных наук. В диссертации сделана попытка обоснования развития начальных стадий, форм и способов эстетического освоения действительности на конкретном археологическом материале, не ограничиваясь только общетеоретическими поисками решения поставленной проблемы, что должно стать достоинством работы.

Эстетическое освоение есть одна из форм осознания мира и воздействия на него. Эстетическая деятельность выступает как форма, грань, сторона практического отношения к миру. Формирующееся эстетическое сознание, эстетическое отношение выражали исторически обусловленную меру свободного самосуществления и утверждения творческих сил человека в. конкретно-чувственной форме практической деятельности. Эстетическое освоение действительности указывает на свободную осознанную деятельность человека, как черту его родовой сущности, которая постепенно осознавалась. Человек стал преобразовывать мир универсально по «законам красоты». «Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного родового существа, т. е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу» }.

Методологической задачей в марксистско-ленинской эстетике является выявление оснований в формировании эстетического в практике человеческого общества. В работе дается анализ на конкретном материале как реализуется принцип деятельности в его конкретно-историческом подходе в процессе формирования практики первобытного общества.

В эстетической деятельности человек формировал для себя эстетический смысл реального мира. В практике становления первобытного общества эстетический смысл сначала приобретают природа и орудия, т. е. то, что было связано с его трудовой деятельностью. Тем самым, через эстетическую деятельность, сферу эстетического люди создавали благоприятные условия для своей жизнедеятельности.

Проблема возникновения эстетического всегда была центральной проблемой предмета эстетической науки. В советской эстетической мысли. постоянно рассматривается сущность эстетического. В диссертации автор делает попытку внести свой посыльный вклад в решении «вечной» проблемы. Эстетическое означало реальные взаимодействия объектно-субъектных отношений в их конкретно-родовой неповторимости. Созидание красоты есть процесс проявления совершенства родовой сущности человека. Если попытаться дать определение, то эстетическое-категория для обозначения социального практического процесса развития объектно-субъектных отношений, освоения действительности в конкретно-чувственной целесообразной полноценной форме, выражающей освобождение рефлексирующегочеловека от господствующих сил существования, выражающей эстетическое состояние самоутверждения человека как родового существа.

Существенным направлением в развитии теоретической мысли является выявление генесиза эстетического сознания как структурного образования в конкретно-историческом подходе его обнаружения.

Диалектико-материалистическое решение проблемы при гипотетико-дедуктивном подходе и использовании метода исторического и логического дает верный ориентир исследованию. Нами выдвигается идея о трех стадиях генесиза эстетического сознания. Критерием различения трех последовательно сменяющихся стадий развития эстетического сознания субъекта деятельности и познания является доминирование их содержательного аспекта, доминирование специфики его состояния. Мир практической человеческой деятельности формировал «своеобразие» состояний конкретных людей. Это своеобразие людей есть «следствие их деятельности и обусловленного им способа наслаждения» Содержательной основой этих стадий развития эстетического сознания является практическая деятельность формировавшихся людей, ее ядро-труд, в частности, процесс древнего производства орудий. Эстетический анализ структуры практической деятельности людей первобытного общества позволяет целесообразно выделить особенности трудовой деятельности: а) на стадии праксических эмоций преобладает роль рефлекторного труда как предметно-материального деяния древнего человека и как формы сознательно-материального деяния древнего человека и как формы сознательно-исторической активности, б) на стадии эстетической рефлексии доминирует роль труда как формы дальнейшего формирования сущностных сил человека. Человек первобытный осваивал в практике общественно-выработанные способы действия, рефлексируя к собственному состоянию, причем, эти способы «действий» превращаются в закрепленную в мозгу генерар лизованную систему рефлекторных связей" .

На стадии эстетического чувства господствует роль труда как проявление деятельно-творческого состояния субъекта. Выявление содержательной основы 3 стадий генесиза эстетического со.

1. Маркс К."Энгельс Ф. Соч., т.3,с.468.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. АН СССР, М., 1957, с. 303. стояния подтверждается анализом археологического материала. Важно учитывать, что общее между элементами структуры эстетического сознания, представляющее различные стадии его развития, не характеризует полностью его сущность на данных стадиях, поэтому следует при сопоставлении этих элементов сконцентрировать внимание не на сходстве их друг с другом, а на различии, не на общем, а на особенном.

Важной проблемой эстетической теории является проблема субъекта эстетической деятельности, эстетического сознания. В диссертации рассматриваются уровни развития сознания, проявляющиеся в эмоциональном отношении, переживании, наслаждении, представлениях, идеях, рефлексии, ассоциативном мышлении, воображении и фантазии. В этом плане в работе рассматриваем понятие об эстетическом состоянии, которое формируется с развитием структуры эстетического сознания. Тем самым рассмотрение конкретно-исторического археологического материала помогает выделить самые существенные, закономерные стороны,'специфические элементы его структуры.

В решении проблемы эстетического сознания важное значение приобретает вопрос о соотношении эмпирического и теоретического материала. Известно, что теоретический уровень познания действительности непосредственно не выводится из эмпирического познания. Однако в генезисе человеческой практики процесс познания действительности в основном опирался на эмпирические данные, что придавало особую роль практическим навыкам производства орудий. Именно материальная практика созидания орудий древнего производства позволяет выявить идею их совершенствования, т. е. развития эстетически значимой формы в их связи с содержанием. Общенаучная проблема взаимосвязи биологического и социального в теории эстетической науки преломляется особо в выявлении эстетического. Обосновывая социальную природу генезиса эстетического сознания, эстетического чувства, что предполагает наличие «клеточки» эстетического сознания, ее развития и становления, в диссертации высказывается и обосновывается идея об эстетической рефлексии как первоначальном способе эстетического освоения мира древним человеком, не имевшего достаточных знаний. Вместе с этим в диссертации с необходимостью вкратце выявлены природно-биологические основы становления эстетического сознания человека, психофизиологические предпосылки в развитии высших животных. В целом указывается, что природа формирует в себе потенцию к порождению субъективной реальности, в частности, естественные предпосылки для возникновения эстетического сознания у общественного человека. Единство биологического и социального в природе самого человека общественное по своему характеру, является процессом развития сущностных сил человека. Но если животное в своей жизнедеятельности не выходит за рамки наличной ситуации, то человек отделяет мотив действия от его результата. Первобытный человек в своей первоначальной (рефлекторной) деятельности уже выделяет себя из природы через орудия производства, развивая свои способности. Синкретизм первобытной практики порождает синкретизм первобытного мышления. Поэтому становление субъекта первобытной практики являло субъект деятельности, познания и переживания. В диссертации рассматривается становление сознания субъекта через выделение в социогенезе двух форм деятельности — предметно-практической и духовно-практической, когда результаты труда приобретают материальные и нематериальные свойства, т. е. сознание субъекта выступает как познание и как переживание, а именно формируется восприятие-переживание. Эстетическое сознание есть особое духовное проявление (отношение) внутренней активности субъекта, его состояния, способности воспринимать и осваивать в практике материю «по законам красоты». Эстетическое сознание устремлено на содержательную форцу объекта, его облик. Это ставится возможным потому, что в практике общественного развития сформировалось ценностное отношение к действительности как особое отношение, выражающее связь объекта и субъекта, исходя из того, что нужно после, днему, значимо для него. Проблема творческих возможностей субъекта эстетической деятельности находится под пристальным вниманием эстетической науки. Эстетическое начало в практической деятельности человека проявляется в эмоциональном отношении к миру, в выявлении его ценностей. В процессе формирования ценностного отношения у древнего человека формировалось ассоциативное восприятие мира, развивались его воображение и фантазия как определенные способности.

В диссертации проблема эмоционального отношения рассматривается в разных аспектах: а) качественном изменении роли эмоционального в антропо-социогенезе в конкретно-историческом проявленииб) показывается его относительная самостоятельностьв) рассматривается познавательная роль эмоций в структуре эстетической рефлексии.

В этом плане ценностное отношение проявляется через определенную эмоциональную оценку как внутреннюю потребность древнего человека. Тогда эстетическая потребность выражается в самоценных и эмоционально насыщенных восприятиях многообразных явлений действительности. Оно глубинный источник эстетической активности и культуры человека. Это возможно при удовлетворении своих непосредственных жизненных и объективно-познавательных потребностей, когда человек обретает практическую свободу, т. е. освобождается от господствующих сил существования в деятельности, обретая способность к бескорыстно-духовному эстетическому восприятию окружающего мира. В этом смысле даже самые элементарные эстетические потребности приобретают совершенные и свободные формы своего проявления в удовлетворении. Ведь эстетическая деятельность есть умножение и преобразование всех разнообразных эстетических явлений. В основе эстетических отношений человека к миру лежит ощущение своей относительной независимости от него. Однако эстетическое переживание вызвано не только особым духовным настроем, эстетическим состоянием субъекта, но своеобразными свойствами предмета и его формами (наличием целостности, симметрии, гармонии, пропорции и т. д.). Проблема взаимосвязи объективного и субъективного в эстетическом остается сложной и нерешенной. В этой взаимосвязи определяющим в становлении эстетического являются объективные признаки окружающего мира. Это суждение относится и к древним орудиям, к формированию эстетически значимой формы. В практике производства древних орудий необходимо учитывать взаимосвязи понятий «функции» и «формы» орудия, учёт в контексте среды и культуры, не абсолютизируя ту или иную стороны. Становление эстетически значимой формы орудий в практике их совершенствования в связи с их функциональным содержанием способствовало развитию художественного осмысления мира, формированию древнего искусства. В диссертации проблема возникновения художественной деятельности, становления первобытного искусства рассматривается как определенные стадии, полученные развитием эстетической деятельности древнего человека в практике совершенствования орудий производства. Так выглядит прочтение основных моментов раскрываемой проблемы генезиса эстетического сознания в данной работе, практическое применение которых может быть использовано: I) в теоретических исследованиях по проблеме становления человеческого общества, духовного мира человека, эстетического сознания, сущности эстетического;

2) в методологических исследованиях по вопросу об эстетическом воспитании;

3) в практических поисках новых форм, методов, средств, стадий эстетического воспитания в развитии и формировании способностей человека, особенно в раннем возрасте;

4) в учебных лекциях и спецкурсах в высших учебных заведениях;

5) в методологическом плане по критике буржуазных теорий эстетического и художественного творчества, абсолютизирующих те или иные существенные стороны, элементы в проявлении и формировании специфической структуры эстетического сознания.

Изложенный диссертационный материал предваряет дальнейшую творческую работу над проблемой прежде всего в плане расширения и углубления основных теоретических положений, преломление их на актуальные аспекты современного развития общества и воспитания нового человека, человека коммунистического общества.

I. Дальнейшее решение проблемы генезиса эстетического сознания внесёт нужный вклад в разработку актуальных направлений и методологических основ исследования в области марксистско-ленинской эстетики, а именно: в анализе фундаментальных понятий эстетики как науки — сущности эстетического, углубленной разработки критериев эстетической оценки.

2. В условиях совершенствования развитого социализма значительным вкладом в эстетическую науку является расширение и углубление эстетических исследований в сфере материальной культуры, в частности, орудийной деятельности, т. е. изучение диалектической взаимосвязи научно-технического прогресса и эстетического творчества в промышленной сфере. В этом плане серьезное внимание необходимо к разработке методологических вопросов развития технической эстетики как особого вида эстетического творчества.

3. Актуальной является проблема раскрытия эстетического сознания как структурного образования в его конкретно-историческом развитии. Важным является выявление тех или иных элементов структуры эстетического сознания, их исторической обусловленности человеческой практикой.

4. Оживленно обсуждается эстетиками проблема субъекта эстетической деятельности, выявления его творческих возможностей. Поэтому дальнейшая разработка проблемы генезиса эстетического сознания должна внести вклад в исследование проблем таланта на уровнях эстетико-психологическом и социально-эстетическом.

5. Включение материала частных наук, а именно, археологии в разработку эстетических проблем, поможет обогатить анализ принципов ленинской теории отражения, например, соотношения эмпирического и теоретического уровней.

6. Продолжает оставаться неразработанной проблема биологического и социального. В разработке данной проблемы буржуазные теоретики пытаются биологизировать потребности и способности человека, особенно в сфере художественной деятельности, абсолютизируя роль бессознательного (фрейдизм, сюрреализм, абстракционизм). Поэтому выявление истоков эстетического сознания с диалектико-материалистических позиций поможет критике различных буржуазных течений в эстетике.

7. Рассмотрение генезиса эстетического сознания и поможет уточнить понятие «эстетическое отношение», в котором выделяется два содержательных аспекта: философско-гносеологический и.

— 149 философско-социальный. Первый раскрывается на основе материалистической теории отражения, второй-исходя из ленинской трактовки деятельного характера сущности человека.

8. Нам думается, что посильное решение поставленной проблемы генесиза эстетического сознания внесет вклад в вопросы эстетического воспитания человека (особо в раннем возрасте, формировании убеждений и сознательной деятельности, раскрытию его творческих возможностей). Тем самым будет дана косвенно критика изоляционистским и контекстуальным концепциям эстетического воспитания, существующим в буржуазной науке.

Таким образом, рассмотрение генесиза эстетического сознания как явления', составляющего одну из сфер общественного сознания, поможет разработке методологических, теоретических и практических проблем марксистско-ленинской эстетики как науки в ее историческом развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 7−544.
  2. К. Введение. (Из экономических рукописей 1857−1858 г. г.) — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 709−738.
  3. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23−178.
  4. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 269−317.
  5. Приложение. Из письма Г. А. Лопатина М.Н. Ошаниной.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 489−491.
  6. Приложение. Юридический социализм.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 495−516.
  7. К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 43−786.
  8. К. Экономико-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 41−174.
  9. К. Экономические рукописи 1857−1859 г.г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 3−50.
  10. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
  11. В.И. Материализм и эмпириокритицизм.-Ленин В.И. ПСС, т. 18, с. 1−380.
  12. В.И. Письмо к И.А. Арманд. 30 ноября 1916 г. Ленин В. И. ПСС, т. 49, с. 328−334.
  13. П. Официально-документальные материалы:
  14. ПЛ. Материалы ХХ1У съезда КПСС. Политиздат, М., 1971.
  15. П. 2. Материалы ХХУ съезда КПСС. Политиздат, М., 1976.
  16. П.З. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. Политиздат, М., 1981.
  17. П. 4. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 14−15 июня 1983. М., 1983.
  18. Ш. Материалы’съездов, конференций, симпозиумов:
  19. Ш. I. Биологические предпосылки гоминизации (материалы к симпозиуму). М., 1976.
  20. Ш. 2. Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. Материалы всесоюзного симпозиума, ч. I, М., 1974.
  21. УЛ. Абзионидзе К. О соотношении социального и биологического в эстетическом переживании. — В сб.: Актуальные проблемы эстетики и художественного проектирования. М., 1970.
  22. V.2. Бирюков В. Ф. Природная основа красоты. — Вестник Моск. унив., философия, 1979, № 2.
  23. У.З. Бонч-Осмоловский Г. А. Кисть ископаемого человека из грота Киик-Коба. — Палеолит Крыма, вып. 2, M.-JI., 1941.
  24. У.4. Дубровский Д. И., Черносвитов Е. В. К анализу структуры субъективной реальности (ценностно-поисковый аспект).- Вопросы философии, 1979, № 3.
  25. У.5. Ерахтин A.B. — 0 природе «интеллекта» высших животных. — Философские науки, 1982, № 2.
  26. У.б. Крутоус В. П., Мигунов A.C. Основные направления эстетических исследований в СССР за 60 лет (I9I7-I977). — Вестник МГУ, философия, 1978.
  27. У.7. К обсуждению вопроса о сущности эстетического.- Вопросы философии, 1963, № 5.
  28. У.8. Коршунова Л. С. Диалектика чувственного и рационально- 162 ю, — В сб.: Творчество и социальное познание. Ы., 1982.
  29. У.9. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия. — В ?6.: Восприятие и деятельность. Ы., 1976.
  30. У.10. Логинова Г. А. Эстетические общественные отношения эстетическое сознание.- В сб.: Проблемы исторического мате-шализма. МГУ, 1971.
  31. У.II. Маковка Е. М., Тютчев А. Н. О взаимосвязи природного и юциального факторов становления человека как субъекта позна-1ия. — В сб.: Актуальные методологические проблемы современной ауки. Краснодар, 1980.
  32. У.12. Мостепаненко A.M.вет как эстетический феномен.- Философские науки, 1982, Ji? 10.
  33. У.13. Мирошников Ю. И. Эмоциональное состояние как первичная *орма оценочного познания. — В кн.: Ленинская теория отрадная. Вып. 8, Свердловск, 1977.
  34. У.14. Овсянников М. Ф. Ленинская теория отражения и совре-юнные проблемы эстетики. — Вопросы философии, 1971, Г: 4.
  35. У.15. Окладников А. П. О значении захоронения неандерталь--ев для истории первобытной культуры. — Советская этнография, 952, Я 3.
  36. У.16. Ротенберг B.C. Разные формы отношений между сознани-м и бессознательным. — Вопросы философии, 1978, J3 2.
  37. У.17. Радзиховский Л. А. Проблема объекта и субъекта в сихологической теории деятельности. — Вопросы философии, 962, и 9.
  38. У.18. Рунева Т. А. Освоение как сущность деятельности. — В н.: Категории исторического материализма и их взаимосвязи, вердловск, 1979.
  39. У.19. Скатерщиков В. К. К разработке проблемы эстетических атегорий. — Философские науки, 1974, & 3.
  40. У.20. Семенов С. А. Об олдувайских гоминидах.- Вопросы антропологии, вып. 49, МГУ, 1975.
  41. У.21. Столяр А. Д. О роли «натурального макета» как исходной формы изобразительного искусства. Сб. № 6, Эрмитаж, Л., 1964.
  42. У.22. Салямон Л. 0 физиологии эмоционально-эстетических процессов.- В кн.: Содружество наук и тайны творчества. М., 1968.
  43. У.23. Трофимова Р. Л. Эстетический аспект взаимоотношения языка и мышления.- Вопросы философии, 1977, № 12.
  44. У.24. Цай A.B. Становление и развитие эстетической культуры в сфере материального производства. Ташкент, ФАН, 1983.
  45. У.25. Хрустов Г. Проблема человеческого начала.- Вопросы философии, 1968, № 6.
  46. У.26. Эстетическое сознание и процесс его формирования. Сб. статей. М., «Искусство», 1981.
  47. У.27. Ярошевский Тадеуш. Философские проблемы антропогенеза.- Вопросы философии, 1975, № 6,7.
  48. У.28. Ярошевский М. Г. На путях к общей теории творчества.- В сб.: Художественное и научное творчество. Л., «Наука», 1972.
  49. У.29. Яковлев Ё. Г. Эстетическая значимость мифа. Вестник МГУ, философия, вып. 3, 1961.
  50. У.30. Яковлев Е. Г. Искусство в его историческом развитии.- Философские науки, 1980, № 5.
  51. У.31. Ястребова H.A. Дипластия и эстетическое сознание.-В сб.: Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М., «Наука», 1983.1. У1. Авторефераты
  52. У1.1. Алпатов Б. Н. Взаимодействие биологического и социального в становлении человека. Автореф. Дис. канд. филос. *аук. Л., 1975.
  53. У1.2. Беляева В. И. Кремневый инвентарь Костенок I (опыт классификации). Автореф. Дис. канд. филос. наук. Л., 1971.
  54. У1.3. Белик A.A. Антропосоциогенез и общественно-историческое формирование человека. Автореф. Дис. канд. филос. яаук. М., 1980.
  55. У1.4. Вилюнас В. К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Автореф. Дис. канд. филос. наук. МГУ, 1974.
  56. У1.5. Воробьев В. М. Происхождение и начальные этапы развития рубящих орудий. Автореф. Дис. канд. истор. наук. М., 1980.
  57. У1.6. Воробьева Т. М. Исследование функциональной организации системы положительных эмоций. Автореф. Дис. докт. биол. наук. М., 1978.
  58. У1.7. Горская Г. Б. Внутренняя речь как механизм саморегуляции мыслительной деятельности. Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 1980.
  59. У1.8. Головина Л. М. Ранние этапы целесообразования. Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 1980.
  60. У1.9. Калиничева Л. П. Талант как эстетическая категория. Автореф. Дис. кавд. филос. наук. МГУ, 1970.
  61. У1.10. Лапина Е. В. Критика современных зарубежных взглядов на «примитивные» первобытные формы эстетической деятельности. Автореф. Дис. канд. филос. наук. М., 1979.
  62. У1.11. Матюхин А. Е. Технология изготовления и функции раннепалеолитических орудий. Автореф. Дис. канд. истор. наук. Л., 1977.
  63. У1.12. Мостовая Н. Ф. Общественно-историческая практика развитие мышления. Автореф. Дис. канд. филос. наук. М., 1982.
  64. У1.13. Нейдинг В. Л. Об истоках первобытного синкретическо-о сознания и началах искусства. Автореф. Дис. канд. филос. :аук. МГУ, 1983.
  65. У1.14. Рубин А. Б. Генезис и структура самосознания лич-юсти. Автореф. Дис. канд. филос. наук. Л., 1979.
  66. У1.15. Руфлядко Е. Ф. Субъект познания: структура и уровень деятельности. Автореф. Дис. канд. филос. наук. М., 1983.
  67. У1.16. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства 1вразии в историко-археологическом освещении. Автореф. Дис. :анд. истор. наук. Л., 1972.
  68. У1.17. Филиппов А. К. Связь формы и функции изделия человека > палеолите (опыт изучения технического и эстетического формо-(бразования). Автореф. Дис. канд. истор. наук. Л., 1977.
  69. У1.18. Фромме Д. Эмоциональное в духовной жизни общества: Асоциально-философские аспекты проблемы). Автореф. Дис. канд. илос. наук. М., 1983.
  70. У1.19. Фролов Б. А. Проблемы первобытного творчества (по 1атериалам историографии палеолитического искусства Евразии). Автореф. Дис. докт. истор. наук. М., 1980.
  71. У1.20. Хрустов Г. Рубеж человека (о природе грани между швотными и человеком). Автореф. Дис. канд. филос. наук. A., 1976.
  72. У1.21. Чекалина P.C. Проблема биологического в соотношении социального и биологического в эстетическом сознании. Автореф. tyc. канд. филос. наук. Минск, 1980.
  73. У1.22. Шарапов Г. Н., Лавров П. Л. О возникновении эстети-1еской деятельности человека, её первоначальных формах, их эво-1юции и отношении к прогрессу общества. Автореф. Дис. канд.филос. наук. М., 1978.
  74. У1.23. Щелинский В. Е. Производство и функции мустьерских орудий (по данным экспериментального и трасологического изучения). Автореф. Дис. канд. истор. наук. М., 1974.
  75. У1.24. Ягер И. Значение марксистского понимания практики для эстетической науки. Автореф. Дис. канд. филос. наук. Л., 1980.
Заполнить форму текущей работой