Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль финансовых посредников в формировании и реализации инвестиционного потенциала России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

России характеризуется неполноценным выполнением функций финансовых институтов, что обуславливается следующими причинами: ограниченная ресурсная база, низкая степень диверсификации финансовой системы, превалирование спекулятивных стратегий посредников и низкий уровень финансовой грамотности индивидуальных инвесторов вкупе с недоверием к финансовой системе в целом. Количественный анализ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
    • 1. 1. Финансовое посредничество: сущность и экономическое содержание
    • 1. 2. Формы организации финансовых посредников и их классификации
    • 1. 3. Место и роль финансовых посредников в структуре инвестиционного потенциала экономической системы
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
    • 2. 1. Оценка влияния кредитных рейтингов и рейтингов инвестиционной привлекательности на функционирование финансовых посредников
    • 2. 2. Финансовые посредники как элемент инвестиционного потенциала и субъекты инвестиционной активности
    • 2. 3. Оценка уровня финансового посредничества по типам финансовых институтов России
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
    • 3. 1. Расширение ресурсной базы финансовых посредников, как основа повышения инвестиционной активности
    • 3. 2. Повышение инвестиционной активности небанковских финансовых посредников в реализации инвестиционного потенциала России
    • 3. 3. Совершенствование процесса управления финансовыми посредниками России

Роль финансовых посредников в формировании и реализации инвестиционного потенциала России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное состояние инвестиционных процессов в Российской Федерации характеризуются их недостаточным развитием относительно потребностей реального сектора экономики в инвестициях и задач стратегического развития страны. Сформировавшийся в России под действием объективных факторов инвестиционный климат все еще не воспринимается инвесторами как основа для осуществления долгосрочных инвестиций, ориентированных на производственную сферу и развитие инновационных процессов, как следствие, не реализуется имеющийся потенциал развития.

Структура финансовой системы, институты, входящие в нее и особенности взаимосвязей между ними, во многом определяют возможности для формирования и размещения инвестиционных ресурсов. Институты финансового посредничества, основная роль которых заключается в организации финансирования экономики, за счет формирования и развития эффективных механизмов инвестирования, на сегодняшний день, неполноценно выполняют свои ключевые макроэкономические функции по аккумуляции, трансформации и перераспределению финансовых ресурсов. Краткосрочность ресурсов в экономической системе, недоверие населения к финансовому сектору, спекулятивные интересы многих инвесторов и низкий уровень развития и диверсификации финансового посредничества приводят к отсутствию финансовой основы для выполнения важнейшей задачи стратегического развития национальной экономики: переход к инновационному экономическому росту с повышением его качества. Влияние мирового финансового кризиса привело к усилению указанных тенденций и существенному сокращению инвестиционных возможностей российских финансовых институтов. Вследствие этого, существует необходимость в модернизации и системной трансформации финансовой системы России в соответствии с достигнутым инвестиционным потенциалом и задачей его дальнейшего наращивания.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теории финансового посредничества и изучения влияния функционирования финансового сектора на экономическое развитие внесли зарубежные экономисты Д. Гёрли, Э. Шоу, Й. Шумпетер, Д. Тобин, Д. Стиглиц, У. Шарп, Д. Бенстон, К. Смит, Д. Кидуэлл, Ф. Аллеи, А. Демиргук-Кунт, М. Бинсвангер М. Гертлер, Р. Левин, К. Тсуру, X. Лилэнд, Д. Пайл, Э. Сантомеро и др. Среди российских ученых особое значение этому вопросу уделяют в своих трудах О. Хмыз, В. Д. Миловидов, А. Е. Абрамов, С. А. Белозёров, А. В. Канаев, Л. М. Григорьев, Е. Т Гурвич, А. Л. Саватюгин, С. С. Дзарасов, Е. Ф. Жуков, П. В. Конюховский, И. Б. Туруев.

Разработка проблематики инвестиционного климата тесно связана с работами по теории инвестиций и исследованию проблемы риска и дохода. Большой вклад в становление данных теорий внесли работы таких зарубежных экономистов, как Д. Кейнс, Дж. Ван Хорн, А. Смит, Д. Рикардо,.

A. Мертенс, М. Миллер, Ф. Модильяни, Г. Марковиц, Е. Соломон, Э. Хансен, К. Р. Макконелл, С. Л. Брю, П. Массе, У. Шарп и др.

Развитие российской экономики, связанное со становлением рыночных механизмов, привело к появлению подходов к анализу инвестиционных процессов, что послужило базой исследований таких экономистов, как.

B.Бард, В. Бочаров, А. Водянов, И. Ройзман, Н. Игошин, Н. Климова, С. Глазьев, Е. Жуков, И. Липсиц, С. Лушин, Я. Миркин, В. Сенчагов, Л. Игонина, М. Лимитовский, В. Слепов, В. Усоскин, И. Гришина и др.

Подходы к исследованию инвестиционной привлекательности, потенциала инвестиционного развития и инвестиционной активности нашли свое отражение в зарубежных (Тейна — Уолтера, Котлера — Хейзлера рейтинговых агентств"Моос!ул s", «Standard & Poor», IBCA, «Fitch») и отечественных (СОПС Минэкономразвития РФ и РАН, Института экономики РАН, рейтинговых агентств «Эксперт РА», «Рус-рейтинг» и др.) методиках оценки инвестиционного климата.

Следует отметить, что проблематика функционирования финансовых посредников широко изучена и освещена в литературе, как и вопросы, связанные с изучением инвестиционного потенциала. Недостаточное внимание уделено взаимосвязям и влиянию финансового посредничества на формирование и реализацию инвестиционного потенциала экономической системы.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках п.п. 1.4. «Финансы инвестиционного процесса, финансовый инструментарий инвестирования» специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование механизмов влияния институтов финансового посредничества на процессы формирования и реализации инвестиционного потенциала России и разработка на этой основе методических рекомендаций по совершенствованию управления финансовыми посредниками. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: исследовать теоретические основы институтов финансового посредничества, в контексте их влияния на экономическое развитиевзаимосвязь микро и макроэкономических функции финансовых посредников в современной экономикепроанализировать и описать механизмы влияния финансовых посредников на процессы формирования и реализации инвестиционного потенциала экономической системыисследовать современное состояние финансового посредничества в России с точки зрения наличия ресурсов роста и диверсификации финансовой системыпроанализировать текущую инвестиционную активность финансовых институтов в соотношении со сложившимся инвестиционным потенциаломоценить уровень финансового посредничества в экономике России в целом, а также в разрезе видов финансовых институтов и сроков размещения ресурсовразработать рекомендации по совершенствованию процесса управления финансовыми посредниками в контексте формирования и реализации ими инвестиционного потенциала России.

Предметом диссертационного исследования явилась система экономических отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации инвестиционного потенциала экономической системы институтами финансового посредничества.

Объектом исследования является взаимосвязь функционирования финансовых посредников и инвестиционных процессов в экономической системе.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные труды и результаты исследований, представленные в работах отечественных и зарубежных авторов в области становления и развития положений теории финансового посредничества и теории инвестиций, законодательные и нормативные документы государственных органов, материалы научно-практических конференций и совещаний.

В ходе работы обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе различных научных методов, в том числе следующие: диалектический метод познания экономических явлений, табличный, графический, индексный методы, методы экспертных оценок, метод системного подхода к объекту исследования, методы группировки и сравнения.

Авторская гипотеза исследования состоит в том, что в условиях повышения качества экономического роста и перехода на инновационную модель развития экономики России необходимо совершенствование процесса управления институтами финансового посредничества, основанное на б усиление их роли в формировании и реализации инвестиционного потенциала, посредством развития механизмов мониторинга, распространения финансовой информации и внедрения схем вовлечения в финансовый оборот долгосрочных источников инвестирования.

Информационной основой исследования послужили аналитические обзоры, статистические данные Федеральной службы государственной статистики России, статистические данные Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы страхового надзора, информационно — аналитические данные периодических изданий, а также экспертные оценки ведущих рейтинговых агентств, опросы общественного мнения Национального агентства финансовых исследований, данные Интернет-изданий.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1.Эволюция теории финансового посредничества привела к формированию двух основных подходов к исследованию деятельности финансовых посредников в экономической системе: институционального и функционального. Интеграция основных положений в рамках данных подходов, позволила уточнить определение института финансового посредничества, как системы финансовых отношений, обусловленных законодательством, обычаями делового оборота, образуемых различными финансовыми организациями между собой и во взаимодействии с нефинансовыми агентами в процессе аккумуляции, трансформации, распределения финансовых ресурсов и управления рисками в условиях неопределенности. Институциональный подход предопределяет систему отношений, функциональный — выполнение базовых функций.

2. Воздействие финансовых посредников на процессы формирования и реализации инвестиционного потенциала характеризуется двойственностью их положения в структуре инвестиционного механизма. Обладая определенными финансовыми ресурсами, характеризующимися различными сроками, уровнями ликвидности и риска, посредник выступает в роли 7 инвестора по отношению к экономической системе и, тем самым, участвует в формировании совокупного инвестиционного потенциала системы. Неотъемлемой функцией любого типа финансового посредника является аккумуляция финансовых ресурсов, что и определяет положение посредника уже не как инвестора, а как объекта инвестиций. Реализация данной функции обуславливает формирование инвестиционного спроса, что также характеризует инвестиционный потенциал с точки зрения возможного объема вложений.

3. Двойственность положения финансовых посредников предопределяет выделение внешнего и внутреннего потенциалов привлечения и размещения финансовых ресурсов. От соотношения элементов потенциала финансово-посреднического сектора во многом зависит превалирующая структура и инструменты инвестирования в хозяйственной системе, а от особенностей трансформации потенциала привлечения в потенциал размещения — объем и уровень диверсификации инвестиционных ресурсов. Очевидно, что одной из ключевых задач финансовых посредников является формирование такого объема икачества инвестиционных ресурсов за счет внутренних и внешних источников, который будет достаточен для реализации внутреннего потенциала размещения.

4. Структура инвестиционного потенциала финансовых посредников обуславливает дифференциацию финансовых посредников на институты, формирующие и реализующие инвестиционный потенциал, а также институты, обеспечивающие реализацию инвестиционного потенциала. Данное функциональное распределение позволяет нам классифицировать все типы финансовых посредников по характеру воздействия на инвестиционный потенциал на формирующие, реализующие инвестиционный потенциал экономической системы и смешанные. Применение описанной классификации позволяет дифференцировать мониторинг и управление финансово-посредническим сектором по отдельным группам посредников.

5. Важнейшим аспектом эффективности реализации мер по развитию финансовой системы России является их соответствие потребностям реального сектора и стратегическим направлениям развития экономики, которые связаны с изменением качества экономического роста. В качестве методики оценки такого соответствия предложена система показателей оценки уровня финансового посредничества, основанная на расчете коэффициентов по типам посредников и срокам размещения ресурсов и позволяющая оценить структурные взаимосвязи секторов финансового посредничества посредством оценки влияния каждого из типов посредников на итоговый показатель уровня финансового посредничества в экономике. Результатом применения системы показателей является матрица уровней финансового посредничества, позволяющая определить вклад каждого из типов финансовых посредников в реализацию инвестиционного потенциала в экономической системе.

6. Проведенный анализ текущего состояния финансовопосреднического сектора в России свидетельствует о недостаточном участии финансовых институтов в реализации инвестиционного потенциала и их высокой спекулятивной активности. Система финансового посредничества обеспечивает лишь текущее финансирование экономики, а возможности для необходимого долгосрочного инвестирования пока отсутствуют, что предопределяет необходимость реформирования данной сферы. В целях повышения эффективности управления финансовыми посредниками в работе предложено создание единой системы финансового мониторинга, распространения финансовой информации и оценки надежности и качества финансовых активов, ориентированной как на интересы государства, так и отвечающей потребностям повышения финансовой грамотности населения.

Такая система позволит своевременно формировать целостное представление о текущем состоянии финансового сектора, происходящих в нем изменениях и их влиянии на реальный сектор, и, как следствие, наиболее гибко реализовывать конкретные меры стимулирования и развития институтов 9 финансового посредничества.

7. В условиях мирового финансового кризиса активы финансовых посредников существенно сократились, что привело к снижению инвестиционной активности в экономике в целом. Одной из возможностей по расширению ресурсной базы посредников выступает вовлечение средств суверенных фондов и пенсионных накоплений в финансовый оборот, что может быть осуществлено через использование схемы вложений средств во взаимосвязанные инвестиционные фонды: венчурные фонды, фонды прямых инвестиций и инфраструктурные фонды, на условиях партнерства с частными квалифицированными инвесторами. Это позволит повысить уровень финансового посредничества в экономике России при соблюдении стратегических приоритетов развития промышленного и высокотехнологичного секторов.

Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в обосновании регулирования финансового посреднического сектора с учетом воздействия деятельности финансовых институтов на формирование и реализацию инвестиционного потенциала России и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию процесса управления финансовыми посредниками, основанных на развитии механизмов мониторинга, распространения финансовой информации и внедрения схем вовлечения в финансовый оборот долгосрочных источников инвестирования.

Конкретные элементы научной новизны, полученные автором, сводятся к следующему: уточнено определение понятия «института финансового посредничества», как экономической категории, путем объединения положений институционального и функционального подходов к исследованию финансового посредничества, что позволило детерминировать его как систему финансовых отношений, образуемых финансовыми организациями между собой и во взаимодействии с нефинансовыми агентами.

10 в процессе аккумуляции, трансформации, распределения финансовых ресурсов и управления рисками в условиях неопределенностиобоснован механизм воздействия финансовых посредников на формирование и реализацию инвестиционного потенциала экономической системы, характеризующийся их двойственным положением в структуре инвестиционного механизма как инвесторов, и как объектов инвестирования, что позволило выделить внутренний и внешний по отношению к экономической системе потенциалы привлечения и размещения финансовых посредниковуточнена классификация типов финансовых посредников путем введения нового классификационного признака: характер воздействия на инвестиционный потенциал экономической системы, на основании которого выделены: формирующие, реализующие инвестиционный потенциал и смешанные финансовые посредники, что позволяет дифференцировать процедуры мониторинга и управления финансово-посреднического сектора для целей реализации инвестиционной и структурной политик государстварасширена и апробирована система показателей оценки уровня финансового посредничества в экономической системе, за счет введения коэффициентов по типам финансовых институтов и срокам используемых финансовых инструментов, позволяющая оценить участие каждого из типов посредников в реализации инвестиционного потенциала, что повышает качество и эффективность мониторинга финансовой системы и ее взаимосвязей с реальным сектором экономикиразработана блок-схема вовлечения средств суверенных фондов и пенсионных накоплений, находящихся в государственном управлении, в финансовый оборот России посредством участия в цепочке взаимосвязанных инвестиционных фондов (венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, прочие фонды) на основе. партнерства с частными квалифицированными инвесторами, позволяющая повысить уровень финансового посредничества в экономике и содействующая реализации инновационной стратегии развития И экономикисформирована единая система мониторинга и распространения финансовой информации, основанная на взаимодействии государственных органов, рейтинговых агентств и финансовых консультантов, позволяющая усовершенствовать процесс управления финансовыми посредниками за счет повышения качества и эффективности обратных связей в системе финансового управления.

Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключается, прежде всего, в развитии научного представления о сущности и содержании финансового посредничества в контексте воздействия на формирование и реализацию инвестиционного потенциала экономических систем.

Полученные результаты могут являться основой для выработки государственной политики в области инвестиций, формирования методов управления национальной финансовой системой. Разработанные в работе рекомендации могут существенно повысить эффективность государственных мер по развитию финансового сектора в России, закрепленных ФСФР в «Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 года», с точки зрения их соответствия потребностям реального сектора экономики и достижения синергетического эффекта в нефинансовых секторах экономики.

Теоретические выводы и рекомендации могут быть использованы в учебном процессе при разработке программ учебных курсов по следующим дисциплинам «Деньги, кредит, банки», «Финансы и кредит», «Оценка инвестиционного климата».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были представлены на международной научной конференции «Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобализации и регионализации» (г. Краснодар, 2006 г.), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития России» (г. Сочи, 2007 г.),.

12 международной научной конференции «1917;2007: Уроки СССР и будущее России (ресурсно-энергетические, экономико-политические и социокультурные параметры)» (г. Москва, 2007 г.), Ill Всероссийской научной конференции «Модернизация экономики Юга России и новые стратегии региональной экономической политики» (пос. Домбай, 2007 г.), международной научной конференции «Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобализации и регионализации» (г. Сочи, 2009 г.).

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 10 публикациях автора, общим объемом 3,3 п.л. (авт. — 2,3 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 123 наименований. Работа изложена на 179 страницах компьютерного печатного текста, содержит 44 рисунка, 11 таблиц.

Результаты исследования Д. Лепетикова, К. Никишина, представленные в работе [73], позволяют сделать вывод о том, что банковские институты, по сути, являются проводниками всех других финансовых посредников в финансовой системе России. Авторами было выделено четыре типа интегрированных посредников: а) доминирующий банк (или банки) и играющие подчиненную роль прочие небанковские финансовые институты (группа Внешторгбанка: доля активов банковских финансовых организаций ВТБ, Промышленно-строительный банк, ВТБ 24 превышает в ней 98%- группы МДМ, «Глобэкс», «Траст», группа Национального резервного банка, иностранная группа «Райффайзен» и др). б) крупный банк и динамичные небанковские финансовые институты, (группа «Альфа-Капитал» (Альфа-банк), холдинг «Интеррос» (Росбанк), компаний связанные с компанией «Татнефть» (банк «Зенит»), и др.) в) сбалансированные группы (финансовые супермаркеты) (группа финансовых компаний «Газпром», группа «Уралсиб», финансовые структуры «ЛУКойл» («КапиталЪ»), группа финансовых организации АФК «Система» и.

ДР-) г) группы без крупного банка (инвестиционные группы «Тройка», «Природа», финансовая группа «Россия») [73].

В результате выделения данных типов интегрированных групп и анализа динамики активов финансового сектора, была сформирована количественная структура данных посредников в зависимости от выбранной модели поведения (рис.31).

Таким образом, на долю групп со значительным участием банков приходится более половины общего объема активов рассматриваемых финансовых посредников, что обусловлено высокими объемами активов банков, входящих в группы.

45 доминирующий банк t крупный банк и динамичные НФИ сбалансированные группы.

I группы без крупного банка.

Рис. 31. Структура и динамика активов крупнейших финансовых объединений по стратегии поведения [73].

Наряду с этим происходит рост доли активов, приходящихся на сбалансированные группы, что свидетельствует об усилении позиций групп с высокой степенью диверсификации активов и позволяет оценивать модель «финансовых супермаркетов» как наиболее перспективную в сложившихся условиях. Этому способствует усиление конкуренции в финансовом секторе, экспансия иностранных финансовых институтов и др. Применяемые финансовыми посредниками стратегии интеграции имеют следующие основные цели: во-первых, получение дополнительных конкурентных преимуществ, а, во-вторых, достижение синергетического эффекта от соединения различных видов посреднической деятельности. Преимуществом подобных объединений является их более устойчивое положение, как с точки зрения обеспечения и поддержания высокого уровня ликвидности, так и с точки зрения создания положительного имиджа у клиента.

Повышающаяся роль интегрированных посредников в финансовой системе России и ожидаемые положительные результаты для финансового сектора в целом от использования данной модели финансовыми институтами может быть рассмотрена с критической точки зрения. Международный опыт, в частности опыт крупнейших европейских банков, показал, что преобладание банковской модели финансового бизнеса с сопутствующей продажей небанковских финансовых услуг не дал должного эффекта и снижения издержек индивидуальных инвесторов [38]. Таким образом, развитие интегрированных «финансовых супермаркетов» и самостоятельных институциональных инвесторов (негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и институты коллективного инвестирования) должно происходить в рамках единой сбалансированной стратегии.

Результаты анализа функционирования банковского сектора России с точки зрения реализации банковскими институтами национального инвестиционного потенциала свидетельствуют о доминирующей роли данных институтов. Это подтверждается и существенным превышением активов по отношению к прочим финансовым посредникам и показателями размещения в нефинансовом секторе. Дифференциация банковского сектора по территориальному признаку и общему размеру отдельных институтов показывает, что ресурсы необходимые для реализации внутреннего потенциала размещения концентрируются в основном в крупнейших банках в пределах ЦФО.

Небанковские финансовые посредники, функционирование которых не связано напрямую, с участием в интегрированных группах, не оказывают на сегодняшний день существенного влияния на осуществление инвестиционных процессов в экономике. Во многом это связано с тем, что большинство финансовых посредников находится на этапе своего становления. Так, развитие негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и институтов коллективного инвестирования активно происходит в течение последних пяти лет, что несравнимо с опытом.

110 развитых стран. Ранее в работе нами были приведены ключевые соотношения активов данных финансовых институтов и ВВП, что позволило сделать о несопоставимости объемов имеющихся ресурсов и необходимых для реального сектора инвестиций. Далее рассмотрим объем и структуру источников финансирования страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов (рис.32).

600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 о.

20 051 2006t 20 071.

Рис. 32. Динамика страховых и пенсионных резервов за период с 2005 по 2007 год (в млн. руб.).

По данным Центрального Банка России [90], на который с 2008 года возложена обязанность [97] по сбору статистической информации по данным сегментам финансового сектора, основным источником финансирования рассматриваемых институтов выступают страховые и пенсионные резервы. В период с 2005 по 2007 год произошло увеличение страховых и пенсионных резервов в целом на 73,6%, данный прирост в основном произошел за счет увеличения страховых резервов.

Совокупный прирост по пенсионным резервам и накоплениям происходит значительно медленнее, что обусловлено низкой активностью населения по переводу собственных пенсионных накоплений в.

IСродеIна населении в пенсионных фондах.

I Пенсионные резервы.

Пенсионные накоплении Страхование жизни.

Иные страховые программы негосударственные пенсионные фонды. Рост абсолютных значений резервов в основном обеспечивался за счет деятельности корпоративных фондов по пенсионному обеспечению сотрудников корпораций [49]. Динамика объема пенсионных резервов свидетельствует, что корпоративный сегмент близок к насыщению. Так, темпы роста в 2004 году по сравнению с 2005 годом составляли около 90%, а в 2007 по сравнению с 2006 лишь около 17%. К концу 2008 года произошло не только замедление темпов роста, но и снижение объемов пенсионных резервов на 4,8%. Замедление темпов притока средств граждан в негосударственных пенсионных фондах тесно связано и с налоговой политикой государства. Особенности применения единого социального налога и налога на доходы физических лиц фактически тормозит использование системы именных пенсионных счетов. Доход, получаемый от инвестирования, также подлежит налогообложению, а предусмотренные налоговые вычеты пока не оказывают необходимого влияния на финансовое поведение населения. Следовательно, для расширения ресурсной базы НПФ необходимо при сохранении корпоративных клиентов и связей выходить на открытый рынок и привлекать мелких клиентов или индивидуальных участников. Стратегии развития розничного направления деятельности НПФ, как правило, связаны с повышением затрат фондов на реорганизацию собственной структуры, активную маркетинговую политику и т. д.

Наряду с описанными барьерами по расширению ресурсной базы существует и проблема размещения уже накопленных резервов. Возникает противоречие между долгосрочным характером средств НПФ и преобладанием краткосрочных инструментов инвестирования в активах фондов. Приведенные ниже данные (рис. 33,3 4) позволяют сделать следующие выводы. Пенсионные резервы, выступающие основой для реализации долгосрочного инвестирования в развитых экономиках, в российской финансовой системе трансформируются преимущественно в краткосрочные активы. На долю вложений со сроком более 1 года приходится чуть более 30%.

Федеральные ценные бумож.

06ли (Дции субьекюо РФ и муниципалитетов.

Банковские депозиты.

Акции российских предприятий.

Облигации российских предприятий.

Рис. 33. Структура портфеля российских НПФ в 2007 по видам вложений [65].

Рис. 34. Структура вложений российских НПФ по срокам в 2007 году [65] Ситуация, складывающаяся в страховом секторе, также характеризуется невозможностью данного типа финансовых посредников обеспечивать долгосрочные горизонты инвестирования. Но если, в случае с НПФ они располагают долгосрочными ресурсами, то формируемые страховые резервы изначально имеют краткосрочный характер. Структура резервов (рис.35) характеризуется очень низкой долей долгосрочных программ страхования жизни, что не позволяет страховщикам формировать диверсифицированные по срокам портфели активов.

ClpilXOOJHMO жизни.

Иные программы страхования.

200G.

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы статистики РФ Рис. 35. Динамика доли страхования жизни (в млрд. руб).

В страховом секторе существуют значительные ограничениями при выборе вариантов и инструментов инвестирования со стороны законодательства и контролирующих ведомств. В 2007 году произошло ужесточение требований Федеральной Службой Страхового Надзора к порядку инвестирования средств и к размеру уставного капитала страховых компаний.

Следствием описанных тенденций в банковском, страховом и пенсионном секторах финансовой системы России является динамика и особенности развития различных инвестиционных фондов. В основе института коллективного инвестирования в России лежит модель паевого инвестиционного фонда (ПИФ). Данный вид финансового посредничества активно развивался в последние годы: объемом активов концу 2007 года достиг 764 млрд руб., при том, что общий объем рынка доверительного управления составил около 1,8 трлн.руб. В соотношении с ВВП совокупные чистые активы ПИФов составляли порядка 2,3%, что характеризует слабость этого сегмента как по отношению к другим секторам, так и в сравнении с развитыми экономиками. Современная ситуация характеризуется значительным сокращением совокупных чистых активов ПИФов, так, произошедшие кризисные события в конце 2008 года привели к снижению данного показателя до уровня в 476,3 млрд руб. по состоянию на июнь 2009 года.

При динамичном росте количества фондов (рис.37) и объема ресурсов, находящихся в доверительном управлении их роль в процессах финансирования экономики не существенна, что во многом связано со спекулятивным характером осуществляемых инвестиций.

Рис. 36. СЧА ПИФов (млрд.руб) [122].

Так, например, лишь начиная с 2005 года, развитие получили такие типы ПИФов как фонды прямых инвестиций и венчурные фонды, которые характеризуются долгосрочным характером вложений в реальный сектор. Следует отметить, что рост активов ПИФов происходил в период до 2008 года, кризисные же события привели к снижению данного показателя как по причине переоценки рынком отдельных финансовых инструментов, так и по причине оттока капитала из данных институтов (рис.36). Кроме того, рост количества вновь формируемых фондов за рассмотренный период не приводит к росту активов данного сектора.

Рис. 37.Динамика количества ПИФов в период с 2008 по 2009 год [122].

1 180.

1 160.

1 140.

1 120.

1 100.

1 080.

1 060.

1 040.

Близкими к ПИФам по сущности функционирования являются общие фонды банковского управления (ОФБУ), в их основе также лежит принцип объединения средств вкладчиков в единый пул и последующего размещения с целью увеличения стоимости. Существенным различием между этими видами финансовых посредников заключается в регулировании их деятельности. Так, деятельность ПИФов регулируется Федеральной Службой по Финансовым рынкам (ФСФР), а ОФБУ — Центральным банком РФ, что определяет дифференциацию используемых финансовых инструментов. Возможности инвестирования ПИФов ограничены жесткими требованиями, закрепленными в «Положении о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов», действие которого не распространяется на ОФБУ. Несмотря на более либеральный подход к регулированию ОФБУ, роль данного института коллективного инвестирования в экономике существенно ниже, чем роль ПИФов (рис.38).

— ОМА. млрд руб.

— активная стратегия.

— индексная стратегия консервативная стратегия умеренная стратегия.

Источник: составлено автором на основе данных [122].

Рис. 38. Динамика активов ОФБУ за период с 2004 по 2008 год.

Анализ развития небанковских финансовых посредников в России позволяет сделать вывод о присущей для всех типов посредников высокой степени дифференциации внутри секторов. Как правило, на долю крупнейших организаций приходится более половины всех активов сектора. Концентрация активов характеризуется не только преобладанием крупных финансовых компаний, но и неравномерностью территориального нахождения. Большинство финансовых посредников, как и в случае с банками, концентрируется в крупнейших финансовых центрах страны или наиболее успешных с точки зрения экономического развития регионов. Это в свою очередь приводит к созданию дифференцированных условий развития региональных финансовых институтов, их доступу к источникам и механизмам инвестирования.

Исследование региональной финансовой архитектуры, проведенное Б.

Шенцис и П. Лансковым [69], позволило определить степень влияния.

117 концентрации финансовых институтов на региональные финансовые системы. Ранее в работе, нами было приведено понятие финансовой архитектуры данных авторов, в общем смысле, заключающееся в соотношении спроса на финансовые услуги и уровнем развития регионального финансового рынка. На основе анализа данного соотношения исследователи выделили несколько групп регионов по уровню развития финансовой архитектуры. Согласно методике исследования только 23 субъекта федерации из 86 обладают удовлетворительным и выше уровнем развития финансовой системы и опережающим соотношением спроса на финансовые услуги.

Важнейшим критерием эффективности работы как финансовой системы в целом, так и банковского сектора в частности, является способность выполнения ими ключевых функций финансового посредничества. От этого во многом зависит рост и реализация сложившегося национального инвестиционного потенциала. Ранее в работе, мы уже отмечали низкое качество выполнения трансформационной и распределительной функции банковской системой, но, по нашему мнению, описание качественных параметров недостаточно характеризует данную проблему. Существуют различные подходы к количественной оценке уровня финансового посредничества. Среди них можно выделить исследование параметров аллокации и перемещения ресурсов посредством банков, проведенное Е. А. Помогаевой. На основании анализа динамики индекса перераспределения ресурсов между контрагентами и индекса перераспределения ресурсов по срокам (табл.8) в работе [4], автор делает вывод о низком уровне финансового посредничества российской банковской системы. I.

Индекс перераспределения ресурсов между контрагентами базируется на механизме перераспределения ресурсов между лицами, совершающими сбережения, и лицами, нуждающимися в инвестиционных ресурсах. Индекс перераспределения (трансформации) ресурсов по срокам — определяется как.

118 сумма положительных сальдо требований и обязательств банков в различных диапазонах срочности в процентах к активам, выбранным, аналогично первому индексу, в соответствии с методикой организации аналитического учета в банках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Институт финансового посредничества в институциональной структуре экономики призван обеспечивать функционирование инвестиционного механизма и процессы текущего финансирования экономики. Деятельность финансовых посредников и особенности взаимосвязей между ними образуют систему финансовых отношений в экономической системе. Выполнение микроэкономических функций посредников опосредует макроэкономические функции финансовой системы в целом, призванной осуществлять аккумуляцию, трансформацию и перераспределение финансовых ресурсов в экономике в условиях неопределенности. Таким образом, под институтом финансового посредничества нами понимается система финансовых отношений, обусловленных законодательством, обычаями делового оборота и др., образуемых различными финансовыми организациями между собой и во взаимодействии с нефинансовыми агентами в процессе аккумуляции, трансформации, распределения финансовых ресурсов и управления рисками в условиях неопределенности.

Специфическое положение институтов финансового посредничества в структуре инвестиционного механизма обуславливает характер их влияния на формировании и реализацию инвестиционного потенциала. Обладая определенными финансовыми ресурсами, характеризующимися различными сроками, уровнями ликвидности и риска, посредник выступает в роли инвестора по отношению к хозяйственной системе и, тем самым, участвует в формировании совокупного финансового потенциала системы. Неотъемлемой функцией любого типа финансового посредника является аккумуляция финансовых ресурсов, что и определяет положение посредника уже не как инвестора, а как объекта инвестиций. Реализация данной функции обуславливает формирование инвестиционного спроса в хозяйственной системе, что также характеризует инвестиционный потенциал с точки зрения возможного объема вложений. Осуществление же непосредственно.

164 инвестирования в любых его формах определяет уровень инвестиционной активности, а механизмы и инструменты инвестирования предопределяют уровень инвестиционного риска. Таким образом, финансовые посредники, осуществляя аккумуляцию средств индивидуальных инвесторов и последующие их размещение, одновременно опираются на состояние инвестиционного климата при принятии инвестиционных решений и оказывают существенное влияние на его состояние, через формирование и реализацию инвестиционного потенциала.

Современное состояние процессов финансового посредничества в.

России характеризуется неполноценным выполнением функций финансовых институтов, что обуславливается следующими причинами: ограниченная ресурсная база, низкая степень диверсификации финансовой системы, превалирование спекулятивных стратегий посредников и низкий уровень финансовой грамотности индивидуальных инвесторов вкупе с недоверием к финансовой системе в целом. Количественный анализ функционирования финансовых посредников в России позволяет утверждать, что банковский сектор, за счет существенного преобладания над другими финансовыми институтами, по сути, выступает основным катализатором уровня ликвидности всей финансовой системы. Такое доминантное положение банковского сектора в финансовой системе во многом определяет возможности и ограничения развития небанковских институтов. Наличие данных проблем приводит к нарастанию противоречия между достигнутыми уровнями инвестиционного потенциала и риска и характером инвестиционной активности. Сущность данного противоречия заключается в том, что сформированы объективные условия для притока в экономику долгосрочных инвестиций ориентированных на реальный сектор, но фактически превалируют краткосрочные инвестиции, носящие спекулятивный характер. Складывающееся противоречие может быть разрешено в ближайшей перспективе только за счет активного развития финансовой системы, ее институтов и механизмов взаимодействий между.

165 ними, при этом важнейшим параметром преобразований выступает их соответствие потребностям реального сектора экономики и стратегическим задачам повышения качества экономического роста.

В условиях мирового финансового кризиса активы финансовых посредников существенно сократились, что привело к снижению инвестиционной активности в экономике в целом. Одной из возможностей по расширению ресурсной базы посредников выступает вовлечение средств суверенных фондов в финансовый оборот. По нашему мнению, осуществление государственных вложений может быть осуществлено через систему взаимосвязанных инвестиционных фондов: венчурных фондов, фондов прямых инвестиций и инфраструктурных фондов, на условиях партнерства с частными квалифицированными инвесторами. Это позволит повысить уровень финансового посредничества в экономике России при соблюдении стратегических приоритетов развития промышленного и высокотехнологичного секторов.

Перспективы развития финансовой системы России связаны с реализацией комплекса мер по системной трансформации и совершенствованию ее институциональной структуры, направленных на развитие отдельных институтов финансового посредничества и повышения уровня диверсификации финансового сектора в целом. В целях соответствия преобразований финансовой структуры потребностям экономики и задаче перехода к инновационному экономическому росту, по нашему мнению, необходимо их осуществление во взаимосвязи с состоянием и динамикой инвестиционного потенциала. Именно состояние инвестиционного потенциала и отдельных его элементов позволяет довольно точно определить существующие возможности, направления и механизмы размещения формируемых финансовых ресурсов в хозяйственной системе, а также возможные синергетические эффекты в нефинансовых секторах.

Эффективность осуществляемых преобразований во многом зависит от качества и своевременности обратной связи, в связи с чем, необходимо.

166 формирование системы финансовых коммуникаций, обеспечивающей интересы государства, бизнеса, финансовых институтов и повышение финансовой грамотности индивидуальных инвесторов. Таким инструментом является Единая система мониторинга и распространения финансовой информации, основанная на взаимодействии государственных органов, рейтинговых агентств и финансовых консультантов. Данная информационная система позволяет на постоянной основе детерминировать изменения инвестиционного климата в зависимости от действий государства, через формируемые рейтинговыми агентствами рэнкинги по факторам инвестиционного климата. Это дает возможность к построению эффективного канала формирования инвестиционного имиджа у населения, как отдельных финансовых инструментов, так и хозяйственных систем в целом, тем самым, создавая необходимый социальный эффект, связанный со сменой потребительской модели поведения на инвестиционную.

Реализация процессов управления может быть оценена на основе предложенной системы показателей финансового посредничества, основанной на расчете взаимосвязанных коэффициентов уровней финансового посредничества по ключевым институтам: коммерческие банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и прочие посредники. Система показателей оценки уровня финансового посредничества и взаимосвязи между ними позволяют проводить анализ эффективности функционирования сектора финансового посредничества, как по типам финансовых посредников, так и по срочности применяемых инструментов. Объединение данной системы показателей с существующей методикой анализа динамики индекса перераспределения ресурсов между контрагентами и индекса перераспределения ресурсов по срокам, позволит комплексно характеризовать трансформационную функцию финансовых посредников и, как следствие, распределительную функцию.

Для реализации стратегических целей развития российской экономики нами предлагается система вовлечения средств суверенных фондов и.

167 пенсионных накоплений, находящихся в государственном управлении, в финансовый оборот. Сущность данной системы заключается в построении цепочки взаимосвязанных фондов, позволяющих объединить различные этапы инвестирования инновационных проектов и крупных инфраструктурных проектов. Участие государства в финансировании приоритетных инновационных проектов через систему инвестиционных фондов, по нашему мнению, создаст условия для повышения доверия внутренних и внешних инвесторов к сектору финансового посредничества, тем самым, стимулируя улучшение инвестиционного имиджа данного сегмента. Эффект от применения рассмотренного механизма использования средств суверенных фондов невозможно ожидать в ближайшей перспективе, так как сроки реализации крупных инфраструктурных проектов или инновационных проектов во многих областях растянуты во времени на несколько лет. Кроме того, важнейшим эффектом в ближайшей перспективе может стать вовлечение в данные схемы инвестирования таких институциональных инвесторов, как пенсионные фонды и страховые компании, поскольку высокая доля участия государства позволит существенно снизить риски по данным финансовым инструментам и допустить данную группу инвесторов к участию в подобных фондах, при условии создания необходимой законодательной базы.

Таким образом, на основе выполненной диссертационной работы можно сделать вывод о том, что использование предлагаемых автором рекомендаций по совершенствованию процессов управления финансовыми посредниками, позволит повысить эффективность реализуемых государством мер по совершенствованию финансовой системы национальной экономики в целом, и тем самым позитивно повлияет на создание основы для инновационного экономического роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Allen, F. Presidential Address: Do Financial Institutions Matter? 11 Journal of Finance2001. Vol. 56. P. 1165−1174.
  2. Allen, F., Gale, D. Financial Intermediaries and Markets/Financial Institutions Center. The Wharton School. 2003
  3. Allen, F., Gale, D. Financial Markets, Intermediaries and Intertemporal Smoothing // Journal of Political Economy. 1997. Vol. 105. P. 523−546-
  4. Allen, F., Santomero, A. What Do Financial Intermediaries Do? // Financial Institutions Center. The Wharton School. 1999
  5. Allen, F., Santomero, A. The Theory of Financial Intermediation // Journal of Banking and Finance. 1997. Vol. 21. P. 1461−1485
  6. Benston, G. J., Smith, C. W. A Transaction Cost Approach to the Theory of Financial Intermediation//Journal of Finance. 1976. Vol. 31. P. 215−231.
  7. Boyd, J.H., Prescott, E.C. Financial IntermediaryCoalitions //Journal of Economic Theory. 1986. Vol. 38. P. 211−232.
  8. Boyd, J.H., Prescott, E.C. Financial IntermediaryCoalitions. Federal Reserve Bank of Minneapolis. Research Department Staff Report 87. July 1985.
  9. Campbell, T. S., Kracaw, W. A. Information Production, Market Signaling and the Theory of Financial Intermediation// Journal of Finance. 1980. Vol. 35. P. 863−882.
  10. Diamond, D. W., Rajan, R. G. Liquidity Risk, Liquidity Creation, and Financial Fragility: A Theory of Banking // Journal of PoliticalEconomy. 2001. Vol. 109. P. 287−327-
  11. Diamond, D., Dybvig, P. Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity // Journal of Political Economy.1983. Vol. 91. P. 401−419.
  12. Diamond, D.W. Financial Intermediation as a Delegated Monitoring: A Simple Example // Economic Quarterely. Federal Reserve Bank of Richmond. 1996. Vol. 82. Issue 3. P. 65.
  13. Diamond, D.W. Liquidity, Banks, and Markets // Journal of Political Economy. 1997. Vol. 105. P. 928−956-
  14. H.Fama, E. What’s Different about Banks? // Journal of Monetary Economics. 1985. Vol. 15. Jan.
  15. Greenwald, В., Stiglitz, J. Asymmetric information and the new theory of the firm: financial constraints and risk behavior//Working paper Series The Wharton Financial Institutions Center, 1990
  16. Gurley J.G., Shaw E.S. Financial Aspects of Economic Development // American Economic Review. 1955. Vol. 45. N 4. P. 515−538-
  17. Gurley, J.G., Shaw, E.S. Financial Intermediaries and the SavingInvestment Process // Journal of Finance. 1956. Vol. 11. P. 257 276--
  18. How Do Financial Systems Affect Economic Cycles? // IMF World Economic Outlook, September 2006. //www.imf.org/19.http://www.NYSE.org20.1nternational Banking and Financial Markets Development // Bank for International Settlements. March 2000. P.29.
  19. Kashyap, A., Rajan, R., Stein, J. C. Banks as Liquidity Provider: An Explanation for the Coexistence of Lending and DepositTaking // Journal of Finance. 2002. Vol. 57. P. 33−73.
  20. Kaufman, G., Mote, L. Is Banking a Declining Industry? A Historical Perspective// Economic Perspective, Federal Reserve Bank of Chicago. May/June 1994.
  21. Leland, H. E., Pyle, D. H. Information Asymmetries, Financial Structure, and Financial Intermediation // Journal of Finance. 1977. Vol. 32. P. 371 387.
  22. Levine, R. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda// Journal of Economic Literature, 1997. -№ 35: 688−726.
  23. Levine, R. Bank-Based or Market-Based Financial Systems: Which Is Better?// Journal of Financial Intermediation, 2002.- № 11: 398−428.
  24. Levine, R. Loayza, N., Beck, T. Financial Intermediation and Economic Growth: Causality and Causes// Journal of Monetary Economics, 2000 -Vol. 46, pp. 31−77.
  25. Merton, R. C., Bodie, Z. A Conceptual Framework for Ananlyzing the Financial Environment // The Global Financial System a Functional Perspective / Ed. by Dwight B. Crane et all. Boston, 1999.
  26. New Concerns in an Uncertain World. The 2007 A.T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index./ http: atkeamey.com
  27. Rajan, R. G. The Past and Future of Commercial Banking Viewed Through an Incomplete Contract Lens // Journal of Money, Credit and Banking. 1998. Vol. 30. N 3 (Part 2). P. 524−550-
  28. Rajan, R.G. Is there a future in banking? Towards a new theory of the commercial bank // Banking Research Center. Northwest University. November 1996-
  29. Sholtens, В., Wensveen V.D. A critique on the theory of financial intermediation//Journal of Banking & Finance, 24, 2000
  30. Schumpeter J. Business Cycles. Vol. 1, 2. N. Y., 1939
  31. Survey: Global Equity Markets, the Rise and the Fall//The Economist, 3.05.2001, p. 40
  32. Tobin, J. Commercial Banks as Creator of «Money» // Banking and Monetary Studies, for the Comptroller of the Currency, U.S. Treasury/Ed. by Dean Carson. Richard D. Irwin, 1963. P. 408−419.
  33. White, W. R. The Coming Transformation of Continental European Banking // BIS Working Papers. June 1999. No. 5436.www.fcsm.ru37.www.mert.ru
  34. , A.E. Стратегия и вектор движения фондового рынка в России Текст.//Рынок ценных бумаг, 2008.- № 13(364). С.12−16
  35. Актуальные проблемы финансов и банковского дела: сб. науч. тр. / СПбГИЭУ- под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А. Савинской. СПб., 2005. — Вып. 8.-531 е.: ил. — ISBN 5−88 996−595−4. — Н/16 881 1 8 хр.
  36. С.В. Интеграция российского и иностранного банковского капитала / С. В. Баженов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8, Менеджмент. 2005. — Вып. 4. — С. 46−58
  37. И.В., Вербицкий В.К.О некоторых проблемах развития российской финансовой системы Текст.//Рынок ценных бумаг, 2008 -№ 14 (365) С.61−64
  38. , А.И. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного сектора региона Текст./А.И. Бирюкова- Автореферат дисс. кан. экон. наук, Иркутск. 2004. — 18с.
  39. , З.В. Инвестиционные ресурсы промышленного производства Текст./ З. В. Брагина, Л. Г. Клещев, О. Д. Шумакова, Кострома: Б.и., 2000.- 167 с.
  40. Е. Всемирный банк о проблемах инвестиционного климата Текст.//Свободная мысль, 2005. № 7 — С. 197−202.
  41. , В.В. Основные тенденции российского финансового рынка Текст./В.В .Булатов — М.: Индекс-ХХ, 2006.
  42. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2
  43. Бюллетень банковской статистики/ Цетральный Банк Российской Федерации, 2004 -2008гг.
  44. , Ю.Б. Финансовый супермаркет как стратегия развития международных финансовых посредников в условиях конкуренции Текст.//Депозитариум, 2008 № 5(63) — С.27−29.
  45. , JI. Экономика, экономическая теория, финансовая система и экономическое развитие Текст. //JI. Григорьев, Е. Гурвич, А. Саватюгин. Мировая экономика и международные отношения, 2003. -№ 7. — С.62−75.
  46. , Ю. Сбитый прицел Текст.//"Эксперт" № 33(527), 11 сентября 2006г
  47. , А.Е. Национальная модель рынка капитала как концепция типологии финансирования Текст.//Банковское дело, 2007. № 5. — С. 25−30.
  48. , М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности? Текст.//Вопросы экономики, 2007. № 12. — С. 4−26.
  49. Инвестиционный климат в России (Доклад к 15 съезду РСПП) Текст./Экспертный институт// Вопросы экономики, 2006. № 5. -С.47−76
  50. Инвестиционный климат в России Текст./Федеральное агентство по управлению ОЭЗ РФ, 2007. http://rosoez.ru/
  51. О.В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации Текст.// Социологические исследования. 2003. № 9. С. 42−51.
  52. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты Текст./ Эксперт РА, Режим доступа http://www.raexpert.ru/ researches/regions/investclimate
  53. , А. В. Банковская деятельность в свете теории финансового посредничества: традиции и инновации Текст.// Вестник СПбГУ. Сер. 5.2006. Вып. З.-С. 113−123.
  54. , А. В. Стратегическое управление коммерческим банком. Концептуальные основы Текст./А.В. Канаев СПб: 2006.- 270с. -ISBN 5−288−4 132−6
  55. , В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования использования Текст. / В. Ю. Катасонов. М.: «Анкил», 2005.-328с.
  56. , Д. Финансовые институты, рынки и деньги Текст./ Д. Кидуэлл, Р. Петерсон, Д.Блэкуэлл.- СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  57. Концепция развития финансового рынка России до 2020 г Текст./ Эксперт РА, Режим доступа http://www.raexpert.ru/strategy/conception/
  58. , Э.К. Управление воспроизводством финансового потенциала региона Текст./Э.К Конярова Дисс. на соискание уч. степени к.э.н. — Ижевск, 2005 ИГТУ
  59. , В.Э., Тихомирова, Е.В. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики Текст.//Деньги и кредит, 2008. -№ 11.- С.22−28
  60. , С. Новые подходы к теории финансового посредничества и банковская стартегия Текст.// Вестник ФА, 2001- 1(17)
  61. , П., Шенцис, Б., Оценка состояния финансовой архитектуры регионов Текст.//Рынок ценных бумаг, 2006 № 9(283). — С.46−49.
  62. Лебедев, А. Е. Производные ценные бумаги: их роль в финансовой глобализации и значение для России Текст.// Проблемы прогнозирования, 2004. -№ 2
  63. , Н.В. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие Текст./Н.В. Лебедева Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002 г.
  64. , И. К вопросу о соотношении реального и финансового секторов Текст.//Вопросы экономики, 2006. № 9. — С.83−102.
  65. , Д., Никишин, К. Перспективы развития небанковских институтов в российской финансовой системе Текст.// Центр развития http ://www.vedi .ru/banksy s/bank0406r.html.
  66. , Ю. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России Текст./ Ю. Лукашин, Л. Рахлина//Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 3. — С. 87−94.
  67. Маневич В. Е Кредитно-денежная политика и Экономическая динамика в России Текст. Бизнес и банки, 7, 2002
  68. , В.Е. Об «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 г.» Текст.//Бизнес и банки, 2007. -№ 46
  69. , A.M. Инвестиции: Учебник Текст./ A.M. Марголин М.: Изд-во РАГС, 2006. — 464с.
  70. Материалы исследований общественного мнения/ www.romir.ru
  71. Материалы исследований общественного мнения/ www.wciom.ru
  72. , С.В., Роль кредитных учреждений на европейском финансовом рынке и тенденции их развития Текст.// Вестник ФА, 2000-№ 4(16)
  73. В. Д. Современное банковское дело. Опыт США Текст./В.Д. Миловидов М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  74. И. Без инноваций нет бизнеса и не будет экономического роста//Вестник Ассоциации Менеджеров,-2005, № 4(74)
  75. , А. Рейтинговые агентства набирают обороты Текст./А.Мирошниченко Банковское обозрение, № 1. — январь, 2009
  76. , Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учеб. Пособие Текст./Пер. с англ. под ред. М. Е. Дорошенко. М., 1999. С. 215−240-
  77. , А.И. Развитие паевых инвестиционных фондов на основе их взаимодействия с другими финансовыми посредниками Текст./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук, Санкт-Петербург, 2008
  78. К.Б. Влияние расширения Евросоюза на приток инвестиций американских ТНК в Россию / К. Б. Морозов // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2006. — № 2. — С. 69−88.
  79. , А. Региональные банки в системе финансового посредничества Текст.//Банковское дело, 2004. № 8. — С.23−28.
  80. Новое в пенсионном законодательстве Российской Федерации: сб. офиц. текстов документов. М.: Омега-Л, 2006. — 208 с. — (Новое в российском законодательстве- вып. 8). — ISBN 5−365−5−6
  81. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст.//М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  82. Обзор банковского сектора Российской Федерации/ Цетральный Банк Российской Федерации, 2004 -2008гг.
  83. Л.С. Государственное регулирование инвестиционных циклов в экономике России: монография / Л. С. Онуфриева, А. С. Онуфриева. М., 2005. — 108 с. — ISBN 5−94 238−030−9.
  84. , С. Банки и финансы: российские банки не готовы к инвестициям текст.//Ведомости, 10 марта 2004 г.
  85. Е.Д. Инвестиционная деятельность в реальном секторе трансформационной экономики. (Вопросы теории и методологии) / Е. Д. Платонова!- Моск. гос. обл. ун-т. М., 2005. — 223 с.
  86. , Е. А. Банк в системе финансового посредничества: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб. — 2008. — С. 14−15.
  87. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального176благосостояния» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № 166).
  88. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307
  89. Проект постановления Правительства РФ от 09.02.2009 «О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации»
  90. РайзбергБ. А., Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. Текст./ Б. А Райзберг, J1. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
  91. , Ф. Рыночное посредничество и финансирование предприятий через рынок акций Текст.//Проблемы прогнозирования, 2003. -№ 5-С.115−127.
  92. , И., Гришина И. Сложившаяся и перспективная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности Текст.//Инвестиции в России, 1998 № 1
  93. А.З. Ограничения экономического роста в России.// Проблемы прогнозирования /Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН-2002 г.-№ 6, с.29−43.
  94. , С.В. Финансовая система и реальный сектор экономики России Текст.//Проблемы экономки, 2008. № 2(21).- С. 159−164.
  95. С.В. Вопросы рефинансирования кредитных организаций / С. В. Сорвин // Деньги и кредит. 2006. — 1 1. — С. 8−12
  96. Специальное обозрение. Российские банки Текст.// Эксперт. — 2007. -№ 11, стр. 98−112.
  97. О.О. О выборе стратегии макроэкономической политики.//Вопросы экономики.- 2004. -№ 8.- С.77−89.
  98. С.Е. Региональная специфика инвестиционного климата Текст./С.Е. Сухинова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 82 с. — ISBN 5−85 534−861-Х
  99. А. Социокультурные предпосылки становления института страхования: мировой и российский опыт / А. Тихомиров// Страх, дело. -2005. -№ 12. -С. 9−16.
  100. Ю9.Туруев, И. Б. Финансовые посредники США в условиях нестабильности фондового рынка Текст.//США-Канада. Экономика, политика, культура, 2003 № 3. — С. 17−32
  101. Финансово-кредитный энциклопедический словарь Текст./Колл. авторов- Под общ. ред. А. Г. Грязновой. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  102. Финансовые рынки и экономическая политика России Текст./ Под редакцией С. С. Сулкшина, Монография — М.: Научный эксперт, 2008. — 136 с.
  103. Финансы России (ежегодный обзор)/Федеральная служба государственной статистики, 2004−2008 гг. Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/regl/B0851 /Main.htm
  104. , А. Инвестиционный климат регионов России Текст./ А. Фоломьев // Вопросы экономики, 1999. № 9. — С. 57—68.
  105. , А. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения Текст./А. Фоломьев, В. Ревазов//Вопросы экономики, 1998. -№ 9. С.46−54.
  106. О. Институциональные инвесторы на развитых и развивающихся рынках Текст.//Мировая экономика и международные отношения, 2005. № 6.- С.54−62.
  107. Пб.Хмыз О. Локальные институциональные инвесторы стран с переходной экономикой Текст.// Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 3.- С.78−86.
  108. , С. Инвестиции в России: ожидание оттепели Текст./ С. Цакунов// Рынок ценных бумаг, 1998. № 6. — С. 105.
  109. Чуб, Б. А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне Текст.// Под ред. д. э. н. Бандурина В. В. М: БУКВИЦА, 2001.
  110. Шарп, У. Инвестиции/ У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бэйли.- М: ИНФРА-М, 1997
  111. , Е., Мазунин, А. Пенсионные активы потерялись на рынке Текст.// Газета «Коммерсантъ», № 195 (4012) от 25.10.2008
  112. Сахаров, А. А. Суверенные фонды благосостояния. Опыт России Электронный ресурс. // В режиме доступа http://bankir.rU/analvtics/nadzor/l 1.11.2008/13 80 129
  113. Материалы сайта www.investfunds.ru
  114. Материалы сайта www.standardandpoors.ru
Заполнить форму текущей работой