Социальное проектирование в системе муниципального управления
В качестве средства оптимизации процесса социального проектирования на муниципальном уровне диссертант предложил модель, которая представляет собой такую последовательность его этапов, при которой выполнение каждого следующего предполагает использование результатов предыдущегопредусматривает учет общественной потребности и задачмуниципального управления при формулировании целей социального… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Динамика теоретических концепций социального 11 проектирования в системе муниципального управления
- 1. 1. Муниципальное управление: сущность, содержание, струк- 11 тура, функции, методы
- 1. 2. Целевая направленность социального проектирования
- 1. 3. Классификация подходов к моделированию как основе со- 61 циального проектирования
- 1. 4. Зарубежный опыт социального проектирования
- ГЛАВА 2. Оптимизация социального проектирования в системе 104 муниципального управления
- 2. 1. Общественное мнение о социальном проектировании. 104 А) Анализ результатов опроса населения. 104 Б) Эксперты о социальном проектировании
Социальное проектирование в системе муниципального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Динамика российских общественных отношений обусловила изменение условий и направленности системы муниципального управления, которые характеризуются рыночной системой хозяйствования, демократизацией политической системы, усилением роли и влияния субъективного фактора, становлением гражданского общества, повышением роли человека как главной побудительной силы общественных отношений и взаимодействий.
На уровне муниципального управления, как наиболее приближенного к населению, решаются проблемы, не только волнующие подавляющее большинство населения, но и требующие значительных финансовых, материальных, организационных, интеллектуальных, кадровых и других ресурсов.
Проблемы муниципального управления в современных условиях связаны с ограниченностью ресурсов государства и местных бюджетов для реализации социальной политики, сложностью социально-экономических проблем, невозможностью постоянно увеличивать численность аппарата управления, нарастающим стремлением граждан участвовать в решении многих проблем, что требует инновационных форм, моделей и инструментов муниципального управления.
Неслучайно, Иванов В. Н., Патрушев В. И. отмечают, что особое значение приобретают научное проектирование и программирование, матемг> тическое и социальное моделирование, которые направлены на более полное использование социальных ресурсов, ресурсов человеческого фактора [62].
Сегодня существует множество различных планов и проектов, нереализованных из-за нечеткого выявления проблемы. При проектировании имеют место неправильная постановка целей, неоптимальное использоваt ние ресурсов, плохая организация взаимодействий участников проекта, слабые навыки проектного управления, отсутствие единого подхода и меt тодологии реализации проектов.
Наибольшие сложности в современных условиях возникают на этапе подготовки проектов в связи с недостаточной проработанностью идей, отсутствием навыков их генерации, при определении источников ресурсного обеспечения.
Поэтому, реализуемые в настоящее время на территории РФ национальные проекты сопровождаются реальными проблемами, нередко свя? занными и с кадровой политикой, отсутствием понимания того, как в действительности на практике необходимо применять законодательную базу и разрабатывать и проводить конкретные мероприятия по достижению выдвинутых целей. Особая роль в реализации национальных проектов принадлежит местным органам власти, в связи с чем необходимо создание действенного механизма реализации национальных проектов на муниципальном уровне. *.
В свете этого представленное диссертационное исследование является актуальным, т.к. в нем определяются компоненты и последовательность этапов социального проектирования, и проводится разработка его модели в муниципальном управлении с учетом теории и практики жизнедеятельности конкретных муниципальных образований на современном этапе.
Именно определение и обоснование всех этапов социального проек тирования, включающих меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого обеспечения, и разработка его модели, основанной на взаимовыгодном сотрудничестве всех социальных групп в муниципальном образовании, стали предметом исследования и условием достижения поставленных целей и решения социальных проблем. Без заинтересованного участия членов местного сообщества даже самые заме* нательные начинания властей либо обречены на провал, либо потребуют для своей реализации неоправданно больших затрат бюджетных средств. -Таким образом, тема данного диссертационного исследования является актуальной и значимой не только в теоретическом плане, но и для практики разработки и реализации социальных проектов на муниципальном уровне.
Степень научной разработанности проблемы. Проведенный анализ основных социологических концепций социального управления, социального проектирования и муниципального управления показал, что до сих пор недостаточно разработана тема социального проектирования в муниципальном управлении.
Сущность, содержание, структура и методы муниципального управления рассматривались в работах Т. Т. Авдеева, М. В. Баглая, Г. В. Бараба-шева, Л. А. Велихова, А. Г. Воронина, И. В. Выдрина, JI.A. Гапоненко, В. Л. Глазычева, А. Н. Демьяненко, В. Б. Зотова, В. Н. Иванова, В. А. Лапина.
B.Д.Калинина, С. М. Киричука, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева, С. В. Королева, А. Л. Обушенкова, В. И. Патрушева, В. В. Пылина, Я. Ю. Старцева, А.Н. Рад-ченко, В. И. Кноринга, О. М. Роя, Н. М. Найбороденко, Ю. В. Филиппова,.
A.Н.Широкова, и др.
Вопросы полномочий и функций органов местной власти в историческом аспекте рассмотрены К. Г. Барбаковой, А. С. Гавриным, С.М.Киричу-ком, Н. А. Костко.
Изучение проблем соотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, изложенных в работах Т. С. Гольдберга,.
C.М. Киричука, А. И. Коваленко, Ю. М. Конева, Е. С. Шургиной, А.А. Без-углова, С. А. Солдатова, С. В. Королева, Н. В. Кочетковой, С. П. Кузнецова,.
B.К. Левашова, Ж. Т. Тощенко, В. Е. Чиркина, Г. Н. Чеботарева, Э. А. Уткина, А. Ф. Денисова, Г. Еллинека, И. В. Выдрина, А. Н. Котова, В.В. Пыли-на, А. Н. Радченко, Г. А. Цветковой, В. А. Ясюнаса, показало, что единого мнения о соотношении власти государственной и муниципальной на сего-, дняшний день нет.
В связи с использованием рядом авторов термина «муниципальный менеджмент» диссертантом был проведен сравнительный анализ понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент» на основе работ Д. Бодди, Р. Пэйтона, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого, М. Мескона, А. А. Васильева.
Основы проектной деятельности, понятий проект и проектирование? представлены в работах У. Гослинга, В. С. Степина, В. Г. Горохова, М. А. Розова, О. И. Генисаретского, В. Л. Глазычева, Т. М. Дридзе, Б. В. Сазонова, М. А. Орлова, И. Р. Федосеевой, А. Г. Раппапорта, В. М. Розина, X. Бера, В. Н. Буркова, Д. А. Новикова, В. И. Воропаева, А. Н. Ерофайлова, Х. Решке, X Шелли, П. И. Балобанова, Л. Б. Переверзева, М. Ньюэлла, М. Грашиной,.
Ю.Н.Тронина, Ю. С. Масленченкова, Я. Дитриха, Л. И. Левиной, В.Я. Дуб" ровского, Л. П. Щедровицкого, И. Верещагина, М. Г. Ганопольского и др.
Н.А.Аитов, Р. Б. Камаев, З.-В. Моркунас, А. В. Артюхов, И. Ю. Дорофеева, Л. Н. Коган, С. Г. Панова, И.В.Бестужев-Лада, Ж. Т. Тощенко, И. В. Котляров, В. И. Курбатов, О. В. Курбатова, К. Г. Барбакова, В. И. Редюхин, А. А. Шейнина, М. В. Чаплыгина, Е. В. Самсонова рассматривают проектирование как элемент социального управления.
С.М.Киричук считает социальное проектирование основой для формирования правовой базы местного самоуправления. Н. А. Костко рассматривает в своих работах прогнозно-нормативное проектирование как инструмент управленческих технологий социального развития региона.
Г. А.Антонюк, А. А. Галанова, И. И. Мазур, В. Иванов и А. Коробова считают возможным использование социального проектирования на различных уровнях государственной власти и, в том числе, в муниципальном управлении. В частности В. Иванов и А. Коробова отмечают, что муници-пальное развитие есть «.совокупность проектов с конкретными целями, ресурсами и временными рамками.» [61, стр.45].
В работах А. В. Монахова, Н. Н. Моисеева, М. Вартофского, Б. А. Глинского, Б. С. Грязнова, Б. С. Дынина, Е. П. Никитина, Дэвида А. Марка и Клемента МакГоуэна, Ю. М. Плотинского, А. Розенблюта, Н. Винера, А.А. Ку-гаенко, В. В. Мыльника, Б. П. Титаренко, Ф. И. Перегудова и Ф. П. Тарасенко.
A.А. Самарского, А. П. Михайлова подробно рассмотрены понятия модель и моделирование, виды моделей, этапы и методы моделирования.
И.В.Бестужев-Лада, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Варыгин, В. А. Малахов,.
B.Г.Андреенков, С. А. Шашнов, С. М. Киричук, В. И. Курбатов, О. В. Курбатова, О. М. Барбаков, ЛЛ. Аверьянов, А. Г. Гранберг использовали возможности моделирования для изучения социальных процессов и систем и управления ими.
Несмотря на множество работ по проблемам муниципального управлеу ния, использования социального проектирования в практике социального управления, в отечественной социологии недостаточно разработана проблема моделирования социального проектирования как основы развития муниципального управления, что подтверждает авторскую обоснованность выбора темы исследования. Недостаточная степень изученности моделирования в социальном проектировании, актуальность постановки и решения проблемы разработки модели социального проектирования определили выбор темы диссертационного исследования.
Объектом исследования является муниципальное образование.
Предмет исследования — социальное проектирование в муниципальном управлении.
Цель диссертационного исследования — разработка модели социального проектирования в системе муниципального управления.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
— выявление сущности, содержания, функций и методов муниципального управления;
— уточнение категориального аппарата проектной деятельности и социального проектирования в муниципальном управлении;
— определение ролевых функций социального проектирования в системе муниципального управления- *.
— анализ российского и зарубежного опыта социального проектирования в практике муниципального управления;
— исследование общественного мнения о социальных проектах;
— моделирование процесса социального проектирования в системе муниципального управления.
Теоретической основой диссертационного исследования являются работы политологов, юристов, философов и социологов, посвященные теоретическим основам социального проектирования, муниципального права, управления и самоуправления, основным принципам и методам моделирования.
Эмпирическая база работы. В 2005 — 2006 гг. в г. Тюмени диссертантом было проведено социологическое исследование. В частности, были изучены: мнения 638 горожан и 79 экспертов по репрезентативной выборке. Основная задача исследовательской программы: изучение общественного мнения о социальных проектах, степени информированности населения о сущности и целях социальных проектов, надежд, которые население возлагает на социальные проекты в сфере решения своих насущных проблем и развития муниципальных образований, возможности вовлечения населения в процесс разработки и реализации социальных проектов. Основная задача экспертного опроса заключалась в изучении основных направлений деятельно5 ста и накопленного опыта органов муниципального управления в рамках генерирования идей и ресурсного обеспечения разработки и реализации социальных проектов.
Информационной базой работы явились данные статистических ежегодников по г. Тюмени и Тюменской областиКонституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" — материалы отечественного и зарубежного опыта социального проектирования по данным института экономики города, международного института гуманитарно-политических исследований.
Основные научные результаты и новизна диссертационного исследования в следующем:
— проведено теоретическое уточнение категориального аппарата;
— обоснована необходимость социального партнерства субъектов муниципального сообщества в процессе разработки и реализации социальных проектов;
— предложены принципы социального проектирования применительно к муниципальному управлению;
— выявлены недостатки и возможности использования социального проектирования в практике муниципального управления на современном этапе;
— разработана модель процесса социального проектирования в управлении муниципальным образованием.
Теоретическая значимость работы обусловлена ее научной новизной и заключается:
— в уточнении известных подходов к определению сущности и содержания муниципального управления;
— в систематизации и аргументации основных принципов использования социального проектирования в системе муниципального управления;
— в составлении авторской методики моделирования в процессе формирования социальных проектов;
— в разработке модели социального проектирования в системе муниципального управления и основных положений ее использования.
Практическая значимость состоит:
— в методологическом значении работы для государственных, региональных, муниципальных исследований по проблемам разработки и реализации социальных проектов;
— в возможности применения теоретических и эмпирических разработок автора в практике социального проектирования на муниципальном уровне;
— в том, что основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов «Система государственного и муниципального управления», «Социология управления»,.
Муниципальный менеджмент", «Системный анализ», «Методы и модели в социологии», «Социальное проектирование».
Апробация работы. Теоретические, методические и практические результаты, полученные в ходе исследования, излагались автором в докладах на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях, обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры «Математические методы в экономике» и «Маркетинг и муниципальное управление» ТюмГНГУ.
I. t.
Результаты исследования позволили определить круг проблем, которые респонденты хотели бы решить с помощью социальных проектов. В их числе проблемы, связанные с приобретением жилья, получением льгот, получением образования и организацией собственного бизнеса (см. рис. 2 Л 1).
Проведенное исследование позволило выявить не только круг проблем, которые респонденты хотели бы решить с помощью социальных проектов, но и те сферы жизни, в которых население испытывает наибольшие трудности и наименее защищено. Приобретение жилья — насущная проблема для 39,0% опрошенных респондентов, в том числе 53,3% респондентов, надеющихся решить свои проблемы именно с помощью социальных проектов. Ведь, согласно результатам исследования, проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения, свыше половины россиян (55%) помощью социальных проектов (в % к числу опрошенных) главным признаком высокого престижа. считают хорошее жилье." [155]. Такой процент объясняется, по мнению автора диссертации, тем, что респонденты большие надежды возлагают на национальную программу «Доступное и комфортное жилье». По мнению же самих респондентов, эта программа пока еще остается «недоступной» для большей части населения (87,9%). приобретение жилья получение льгот на медицинское обслуживание, проезд в транспорте, коммунальные услуги и т. д. получение образования (в том числе дать образование детям) организовать собственный бизнес иметь хорошие условия труда.
53,3%.
43,3%.
7,5% 17,2% другое.
0.0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% Всего ¦ Желающие решить свои проблемы с помощью социальных проектов.
Рис. 2.11 Проблемы, которые респонденты хотели бы решить с помощью социальных проектов (в % к числу опрошенных).
Проблема получения образования (в том числе дать образование детям) также остро стоит перед значительной долей респондентов и их семей. С тех пор, как число бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях страны сократилось, эта проблема вышла на один из первых планов у большинства россиян. Получить поддержку от властей для организации собственного бизнеса в рамках социального проекта желают 7,2% опрошенных.
Ни один из респондентов, участвовавших в опросе, не указал ни одной проблемы в варианте «другое». К сожалению, остается невыясненным: либо перечисленные проблемы наиболее важные, либо других проблем у населения (что очень странно) нет, либо респонденты затруднились их сформулировать.
На вопрос: «Хотели бы Вы участвовать в социальном проекте?» 49,1% респондентов ответили утвердительно, 31,2% не желают участвовать в социальных проектах и 19,7% опрошенных затруднились ответить.
Следует отметить, что 7,5% респондентов, ответивших на вопрос: «Считаете ли Вы, что социальные проекты помогут решить Ваши личные проблемы?» «да» или «скорее да, чем нет», не хотят участвовать в социальt ных проектах, а 13,8% пока затрудняются ответить, и, наоборот, 31,2% респондентов, сомневающихся в эффективности социальных проектов, все-таки желают в них участвовать (см. рис. 2.12).
78,8%.
45,5%.
23,4%.
90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%.
Хотел бы участвовать в Не желаю участвовать в Затрудняюсь ответить социальном проекте социальном проекте Считаю, что социальные проекты помогут решить мои личные проблемы или скорее помогут, чем нет Социальные проекты не могут помочь решить мои личные проблемы.
13,8%.
Рис. 2.12 Желание респондентов участвовать в социальном проекте в % к числу опрошенных).
По возрастным категориям доли желающих участвовать в социальных проектах составляют в возрасте до 25 лет — 45,6%, 26−30 лет — 64,1%, 31−40 лет — 52,6%, 41−50 лет — 36,7%, 51−60 лет — 55,0%, старше 60 лет — 25,0%.
Автор отмечает, что все возрастные категории выказали желание уча* ствовать в социальных проектах в том или ином качестве.
Респондентам, считающим, что в рамках социальных проектов онргнс смогут решить свои проблемы и не желающим в них участвовать, было предложено указать причины такого решения. Среди основных причин были названы следующие:
— недоверие;
— социальные проекты не предоставляют тех возможностей, о которых говорят в СМИ;
— недостаток денежных средств;
— необходимость собирать документы;
— не подходящие условия (например, молодая семья старше 30 лет);
— респонденты в возрасте старше 60 лет считают, что их «время ушло».
Диссертант предполагает, что нежелание респондентов участвовать в социальных проектах и недоверие к ним, в большей степени, обусловлено недостатком информации о социальных проектах. В том числе, о конкретных мероприятиях в рамках проектов, об условиях участия, о результатах, как положительных, так и отрицательных, об источниках финансирования, о методах контроля над их реализацией. Кроме того, поскольку общественное мнение, главным образом, формируется СМИ, в которых много говорят о национальном проекте «Комфортное и доступное жилье», а жилищная проблема всегда была «краеугольным камнем» в России, население ориентируется на результаты, достигнутые именно в сфере ЖКХ, а они на сегодняшний д"сш. очень незначительные. Кроме того, недоверие населения по отношению к социальным проектам, диссертант связывает с тем, что на современном этапе население в процесс социального проектирования не вовлекается.
Среди желающих участвовать в социальных проектах 19,5% хотели бы участвовать в качестве инициаторов и организаторов, 6,7% желали бы выступить в качестве спонсоров и 86,3% хотели бы решить с помощью социальных проектов свои проблемы. Из затруднившихся ответить 2,4% выказали желание быть инициаторами социальных проектов, и 66,7% хотели бы решить свои проблемы с помощью социальных проектов. 3,0% респондентов, не желающих участвовать в социальных проектах, все-таки хотели бы решить с их помощью свои проблемы (см. табл.2.2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационное исследование показало, что социальное проектирование, основанное на социальном партнерстве субъектов муниципального сообщества, может повысить эффективность муниципального управления.
В процессе диссертационного исследования были сделаны следую^ щие выводы:
— Традиционный подход к развитию муниципальных образований, регламентируемый государственными нормативно-законодательными документами не является достаточным, поскольку в условиях становления гражданского общества в России, демократического государства, ситуации ограниченности ресурсов и необходимости учета социально-психологических факторов в развитии территорий и местных сообществ 1 участвуют или могут участвовать как органы государственного и муниципального управления, так и общественные организации, коммерческие предприятия, бюджетные организации, наконец, отдельные граждане. В диссертации предложены инновационные формы, модели и инструменты муниципального управления, которые позволяют привлечь ресурсы всего муниципального сообщества к решению общих проблем. у.
— Диссертант доказал, что социальное проектирование как специально организованная деятельность по актуализации потенциала саморазвития сообщества может являться основой управления муниципальным образованием в современных условиях, поскольку представляет собой форму развития партнерских отношений муниципальной власти с бизнес-структурами и общественностью и привлечения дополнительных ресурсов.
— На основе анализа результатов исследования автор диссертации обосновал, что социальные проекты всегда осуществляются в рамках муниципального управления, т.к., несмотря на то, что инициироваться они могут на федеральном или региональном уровне, исполняются и потребляются они всегда членами местных сообществ.
— В процессе диссертационного исследования автором доказано, что социальный проект в системе муниципального управления должен пройти процедуры общественного обсуждения и принятия органами муниципальной власти, т.к. только в этом случае, появляется возможность, во-первы:?,, использовать интеллектуальный и организационный потенциал муниципального образования, во-вторых, обеспечить устойчивость проекта во времени и независимость от смены исполнительной власти, в-третьих, создать условия для участия всех представителей муниципального образования в его разработке и исполнении, и, тем самым, способствовать развитию системы местного самоуправления.
— Анализ теоретических и эмпирических исследований позволил автору сделать вывод, что уровень использования социального проектирования в системе российского муниципального управления на современном этапе обусловил недостаточную его действенность и эффективность, непонимание его основных принципов большей частью населения, отсутствие четкой организованности. В ходе исследования выявлены основные причины такого положения, которые заключаются в недостаточной прорабо.
JJ танности идей ресурсного обеспечения и развития ресурсной базынедостаточном количестве информации о конкретных мероприятиях в рамках проектов, условиях участия, результатах, как положительных, так и отрицательных, источниках финансирования, методах контроля над их реализациейнедостаточной проработанностью мероприятий, направленных на вовлечение населения в процесс разработки и реализации социальных проектов, и как следствие, в большинстве своем, отсутствием согласованности целей и конкретных мероприятий между членами муниципального сообщества.
— В качестве средства оптимизации процесса социального проектирования на муниципальном уровне диссертант предложил модель, которая представляет собой такую последовательность его этапов, при которой выполнение каждого следующего предполагает использование результатов предыдущегопредусматривает учет общественной потребности и задачмуниципального управления при формулировании целей социального проектированияпозволяет привлечь интеллектуальные, организационные, кадровые, финансовые, материальные ресурсы всего муниципального сообщества в процесс разработки и реализации проекта, т. е. использовать методологию социального партнерства. Такая организация работы, по мнению автора, является условием достижения целей социального проектирования и тем самым способствует эффективности муниципального управления.
— В диссертации в рамках разработки модели социального проектирования в системе муниципального управления были определены внешние факторы, которые оказывают влияние на разработку организационной структуры, нормативно-правового и ресурсного обеспечения и реализацию социальных проектов. В том числе общая социально-экономическая ситуация в странеполитика государства в области муниципального управлениязаконодательные актыдеятельность хозяйствующих субъектов на территории муниципального образованиямероприятия, проводимые отраслевыми подразделениями по решению рассматриваемой проблемыстепень развития некоммерческого секторарезультаты реализации предыдущих проектовуровень активности и зрелости населения, понимание им собственной социальной ответственности и роли в повышении качеству л жизни и благосостоянияэкономические и социальные условия жизни людей.
— Диссертант обосновал, что предлагаемая модель является динамичной и предполагает постоянное обновление в соответствии с изменением системы муниципального управления, связанным с переходом к муниципальному самоуправлению и становлением гражданского общества, социально-экономической ситуации, ценностных ориентаций населения. 9.
Список литературы
- Аверьянов Л. Я Социология: что она знает и может. — Москва: Социолог1993 г.-119 с.
- Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах:
- Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1993. -336 с.
- Андреенков В.Г., Шашнов С. А. Моделирование в социологии Электронный ресурс. http://ecsocman.edu.ru/db/msg/54 338
- Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественнымразвитием (Теоретико-методологический аспект) / Науч. Ред. Р. В. Гребенщиков. Мн.: Наука и техника, 1986. — 205 с.
- Артюхов А.В. Функционирование и развитие северной семьи в системерегионального управления (опыт социального проектирования): Ав-тореф. Дисс. На соискание ученой степени доктора соц. наук. Тюмень, 2002.-49 с.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.-348 с.
- Барбакова К.Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С., Костко Н. А. Искусствоуправления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве. г. Курган, ФГУИПП «Зауралье», 2005 г. — 270 с.
- И.Бережная Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.-368 с.
- Берр X. Проектный менеджмент в рыночной экономике. //Бизнес и финансы, 2001, № 1.-с. 26−38.
- Бестужев-Лада И.В., Варыгин В. Н., Малахов В. А. Моделирование в социологических исследованиях М.: Изд-во «Наука». — 1978. — 103 с.
- М.Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. /Под ред.Ю. Н. Каптуревского.-СПб.: Питер, 1999.- 816 с.
- Большаков С. Пространство совпадения. Взаимодействие власти и гражданского общества: новгородская модель. // Муниципальная власть, 2004, № 2. стр. 66−69
- Борисов А.Б. Большой энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2004. — 895 с.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. Научно-практическое издание. -М.: Синтег, 1997. 188 с.
- Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / общ.ред.и послес. с.450−484. И. Б. Новика, В. Н, Садовского. -М.: Прогресс, 1988.-506 с.
- Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. -Н.Новгород: Издатель: Гладкова О. В., 2000. 160 с.
- Вдовина Н.М. Социальное развитие муниципальных образований: динамика и перспективы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Иркутск, 2004. — 20 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
- Велихов JI.A. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. M.-JI.: Государственное издательство, 1928.- 467 с. р
- Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современнаяархитектура, 1928. — с. 14−21.
- Вииоградов В.Н., Эрлих О. В. Социальное проектирование становления и развития гражданского общества: создание стратегического плана развития района, города, региона. Научно-методическое пособие. -Спб: Леонтьевский центр, 2000. 120 с.
- Внедрение механизма стимулирования социальных инициатив на уровне объединения граждан (ТОСы и др.). Электронный ресурс. http://www.urbaneconornics.ru/proiects.php7fo1der id=53 ^
- Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002. — 175 с.
- Воронин А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. -М.:МОНФ, 1997. 138 с.
- Воропаев В.И. Управление проектами неиспользованный ресурс в экономике России. — Электронный ресурс. http://www.iteam.ru/pub1ications/proiect/section 35/artic1e1635/print ?
- Воропаев В.И. Управление проектами в России. Основные понятия, история, достижения, перспективы. М.: Алане, 1995. — 226 с.
- Вторушин A.M. Государственное и муниципальное управление: Курс лекций. Тюмень: ТюмГНГУ, 2001. — 87 с.
- ЗЬВыдрин И.В., Котов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. — 368 с.
- Галанова А.А. По станицам бюллетеня «Социальные инновации». Социальное проектирование. Электронный ресурс. http://www.ow1.ru/win/infolist/2003/v4 03. htm
- Гапоненко А.Л. Применение новых технологий менеджмента в региональном и муниципальном управлении Электронный ресурс. http://www.koism.rags.ru/pub1/artic1es/03.php ?
- Генисаретский О.И. Деятельность проектирования и проектная культуpa (Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г.) -М.: Прогресс, 1995. 238с.
- Генисаретский О.И. О месте проектирования в системе стратегической работы. /Курс лекций для слушателей методологической школы. М.: Аспект, 2001.- 160 с.
- Генисаретский О.И. Опыт методологического конструирования общественных систем // Моделирование социальных процессов. М.: Наука * 1970.-с. 48−63.
- Глазычев B.JI. Лекция об эволюции проектирования. /Курс лекций для слушателей методологической школы 2001. -М.: Аспект, 2001,160 с.
- Глазычев В.Л. Язык и метод социального проектирования / Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М.: Синтег, 1986. -с. 117−128.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М.: МГУ, 1965.-248 с.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. — г. Железнодорожый, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. -400 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. 6-е, стер. М.: Высш. шк., 1998. — 479 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Финпресс, 2000. — 461 с.
- Гольдберг Т.С., Жарова Л. А. Становление гражданского общества в Тюменском регионе. Книга Тюменская область: общество и наука/ Тюмень, Институт исследования общества ТюмГНГУ, 2005 г. ctj>. 511−533
- Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Авт.: С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т.С. Сиваева- Под ред.: М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.- 136 с.
- ГослингУ. Проектирование технических систем. -М.: Дело, 1991−176с. *
- Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. -Вып.2 -241с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. -Электронный ресурс. http://www.korabel.rU/documents/4.html
- Демьяненко А.Н., Обушенков А. Л. Муниципальное управление: Учебное пособие. Хабаровск — Н.Новгород. ВВАГС, 1998. — 148 с.
- Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. / пер. с польского Л. В. Левицкого, Ю.А. Иванова- под ред. и спре-дисл. В. М. Бродянского. М.: Мир, 1981. — 454 с.
- Дойч Э. Социальные аспекты жилищной политики. Часть I. (Зарубежный опыт) -М.: Центр «Социальное партнерство», 2001. 140 с.
- Дубровский В.Я., Щедровицкий Л. П. Проблемы системного инженерно-психологического исследования. М., Изд. моек, ун-та, 1971. 93 с.
- Дуткевич П., Соболева О. Организация системы страхования от безработицы в Канаде. // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 2. *
- Дэвид А. Марка и Клемент МакГоуэн Методология структурного анализа и проектирования SADT. М.: 1993. — Электронный ресурс. http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/case/sadtQ.htm
- Егоршин А.П., Зайцев А. К. Качество жизни населения региона / Монография. Н. Новгород: НИМБ, 2002. — 122 с.
- Еллинек Г. Общее учение о государстве: Пер. с нем. СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2004.-750 с.
- Ермоленко Н.А., Хидекель Б. З. Словарь социально-политических тер* минов. Ростов-на-Дону, 1995. — 67с.
- Иванов В., Коробова А. Муниципальные проекты развития городской инфраструктуры: механизмы их генерации и финансирования за счет привлечения внебюджетных ресурсов. // Муниципальная власть, 2003, № 3. стр. 45−53.
- Иванов В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Изд.2-ое М., 2001. -319с.
- История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 608 с.
- Каленчиц А. Зарплата как основной мотив. Электронный ресурс. http://neg.bv/publication/2002 07 05 681.html
- Калихман И.Л. Сборник задач по математическому программированию. Изд.2-е, доп. и перераб. М., «Высш. школа», 1975. 270 с.
- Картаева Е., Родина Н., Яковлев О. Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решений. // Муниципальная власть, 2003, № 4. стр. 20−24.
- Киричук С.М. Муниципальное управление как объект социально-политического изучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Тюмень: Издательство «Нефтегазовый университет», 2005. — 48 с.
- Киричук С.М. От местного управления к местному самоуправлению: Монография. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005. — 262 с.
- Киричук С.М. Управление муниципальным образованием (курс лекций). Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. — 400 с.
- Кноринг В.И. Искусство управления. Учебник. М.: Издательство Бек, 1997.-288 с.
- Кобринский Н.Е. и др. Экономическая кибернетика: Учебник для студентов вузов и фак., обучающихся по специальности «Экономическая кибернетика«/ Кобринский Н. Е., Майминас Е. З., Смирнов А. Д. М.: Экономика, 1982. — 408 с. г
- Коган JI.H., Панова С. Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1981.-211с.
- Конев Ю.М. Регионы как объект федерального управления. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. -160 с.
- Конев Ю.М. Федерализм принцип государственного управления: ретроспектива, современность. — Тюмень: Издательство «Вектор Бук>*, 2004. 272 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: Акалис, 1996. — 62с.
- Концепция внедрения стратегического планирования и управления проектами в систему управления городом (опыт Владимирской области) -Электронный ресурс. http://сitystrategy
- Конюхова В. Нам гранты строить и жить помогают. // Муниципальная власть, 2003, № 4. стр. 59.
- Королев С.В. Теория муниципального управления. М.: ВИНИТИ, 1999.-144 с.
- Костко Н. А. Социальное управление развитием региона: Монография. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2003. 284 с.
- Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования / Под ред. Е. М. Бабосова. Мн.: Наука и техника, 1989. — 188 с.
- Кочеткова Н.В. Соотношение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. / Государственная власть и местное самоуправление, 2003, № 1. стр. 9−11.
- Кошечкин Е. Особенности регионального и муниципального управления. // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 5.
- Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 543 с.
- Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: Изд-во ACT, 1992.-246с.
- Кугаенко А.А. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования их развития. М., 1998.- 392 с.
- Кузнецов С.П. Природа власти на местном уровне. / Государственная власть и местное самоуправление, 2004, № 1. с.4−5.
- Курбатов В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-416 с.
- Кутафин О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации -М.: Издательство «Юристъ», 1997 г. 442 с.
- Лебедева JI. Опыт США: государственная политика в социально-трудовой сфере. //Проблемы теории и практики управления, 2002, № 5.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2000.-392 с.
- Лола А. Принципы управления крупнейшим городом. // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 2.
- Лужков Ю. Экономические проблемы городов России. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 2.
- Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов вузов. М.: Флинта, 2003. -240с.
- Ляхов И.И. Модели и методы исследования социально-экономических процессов. М.: Наука, 1975. 112 с.
- Ляхов И.И. Социальное конструирование. М.: Наука, 1970. -214с.
- Мазур И.И. Управление проектами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г.Ольдерогге- Под общ ред. И. И. Мазура. 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — 664 с. «
- Максимов В.П. О сущности и задачах муниципального управления -Электронный ресурс. http://www/lib/csu/ru/vch/7/2003 01/012.pdf
- Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. сангл. / Предисловие А. К. Соколова. М.: Издательство «Весь Мир», 1997.-544 с.
- Маннапов Р.Г., Рябов В. М. Современный механизм муниципального управления. Самара: Самарский дом печати, 1998. — 263 с.
- Маркин В.В. Социальное программирование: Теоретико-методологические проблемы. Пенза: Изд-во ПГУ, 1998. — 279 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т.23 М.: Госполитиздат, 1960.-907 с.
- Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. Отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. АН СССР, Ин-т социологии. М.: Наука, 1989. — 175 с.
- Математические методы в социологическом исследовании. Сб. статей / АН СССР, Ин-т социологических исследований. Отв. ред. Т.В. Ря-бушкин. М.: Наука, 1981. 334 с.
- Математическое моделирование в социологии: Методы и задачи. Отв. ред. Ф. М. Бородкин, Б. Г. Миркин. Новосибирск: Наука, Сиб.отд., 1977. -240 с.
- Медведев С. Целевые программы как способ решения городских проблем. // Муниципальная власть, 2003, № 4, стр. 57−58.
- Мельников С.Б. Экономическое развитие муниципальных образований. Электронный ресурс. http://www.koism.rags.ru/publ/articles/07.php
- Менеджмент организации: Учебное пособие. Румянцева З. П., Салома-тин Н. А. Акбердин Р.З. и др. М.: ИНФРА — М. 1997. — 432 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995. — 704 с.
- Моделирование социальных процессов. Сборник статей. Отв. Ред. Э. П. Андреев и Ю. Н. Гаврилец М.: «Наука», 1970. — 228 с.
- Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. -М.: Наука, 2003. 175 с.
- Моделирование территориальных систем (прогнозирование и оптимизация проектных решений). Под ред. Н. Ф. Тимчука. Киег^ «Буд1вельник», 1977. 144 с.
- Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987 — 302 с.
- Мокрый В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности. // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 6.
- Монахов А.В. Математические методы анализа экономики. СПб: Питер, 2002.-176 с. ?
- Моркунас З.-В. Методология управления социальными процессами. Вильнюс: Минтис, 1987. 143 с.
- Морозова Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-263 с.
- Муниципальное право: Учебник для юридических вузов/Отв. ред. и руководитель авт. коллектива д.ю.н. проф. А. И. Коваленко. М.: Новый Юрист, 1997.-432 с.
- Мыльник В.В., Титаренко Б. П., Волочиенко В. А. Исследование систем управления : Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга -2003. -352 с.
- Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. 2-е изд. — М.: Издательстко-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. — 352 с. >
- Найденков В.И. Прогнозирование и моделирование национальной экономики (конспект лекций) М.: «Приор-издат», 2004. — 160 с.
- Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 6−21.
- Ньюэлл М., Грашина М. Современные методы управления для России. /Организация и управление профессиональными знаниями. М.: Универс, 2001. — 158 с. '
- О взаимодействии организаций третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. М.:
- Центр «Социальное партнерство», Благотворительный гуманитарный фонд им, П. А. Флоренского, 1999. 140 с.
- О взаимодействии органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями. Под ред. Д. А. Лебедева, А.С. Авто-номова. Электронный pecypcl http://www.spcenter.ru/publics/new.html
- Опыт моделирования социальных процессов: Вопросы, методологии и методики построения моделей. Киев, Наук. Думка, 1989. — 196 с.
- Основы теории управления: Учеб. пособие /Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 с.
- Павлов К. Система местного управления в регионах России и опыт развитых стран. //Проблемы теории и практики управления, 1999, № 5?
- Панов О., Христов Е. Моделирование социально-экономического развития территориальных систем. Новосибирск, 1981. 187 с.
- Переверзев Л.Б. Дизайн в культурном строительстве: проектирование смыслового пространства // Сб. науч. тр./ НИИ культуры. Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. М., 1990. -с.64−84.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш.шк., 1989. — 367 с.
- Пермяков В.Т. Рейтинг субъектов Российской Федерации и рейтинг федеральных округов: Справочно-информационное пособие в 2 кн. Кн 1-я, Тюмень, ТГИМЭУП, 2002. 336 с. 182 *>
- Пермяков В.Т. Рейтинг субъектов Российской Федерации и рейтинг федеральных округов: Справочно-информационное пособие в 2 кн. Кн 2-я, Тюмень, ТГИМЭУП, 2002. 60 с.
- Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992 — 133 с. f
- Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ. // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 6.
- Политология: Учеб. Для вузов / С. В. Решетников, Н. П. Денисюк, М. Ф. Чудаков и др.- Под ред. С. В. Решетникова. 4-е изд., стереотип. Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 448 с.
- Политология: Учебник. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Дело, 2003 — 424 с.
- Предоставление определенным категориям граждан субсидий на приобретение готового жилья или на строительство индивидуального жилья. Электронный ресурс. http://www.urbaneconomics.ru/proiects.php?folderid=53
- Привлечение коммерческого сектора к предоставлению услуг образовательным учреждениям на конкурсной основе. Электронный ресурс. http://www.urbaneconomics.ru/proiects.php?folderid=53
- Приоритетные национальные проекты.- Электронный ресурс. http://www.rost.ru/projects
- Проблемы теории и практики управления: Сб. науч.тр. / Под ред. JI.A. Кузнецовой- Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 2002. 143 с.
- Прогнозное проектирование и социальная диагностика: Сб. ст.: В 3 книгах. / АН СССР, Ин-т социол., [Сов. Социол. Асоц.: Отв. Ред. Т.М. Дридзе]/ М.: ИС, 1991. Книга 1 140 с.
- Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. -М.: Наука, 1994. 304 с.183t
- Прох В. Целевые программы как форма развития научно-производственного потенциала города. / Проблемы теории и практики управления, 2002, № 6.к
- Путин В. Сделать местную власть сильной. // Муниципальная власть, 2003, № 6, стр. 5−6.
- Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. 1999, № 9. -с.13.
- Радченко А. Н. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учеб. Ростов н/Д., 1997. 164 с.г.
- Решке X., Шелли X. Мир управления проектами. М.: Алане, 1994. -303с.
- Розенблют А., Винер Н. Роль моделей в науке В кн.: Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике. -JI.: Наука, 1984. — 192 с.
- Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий /Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М.: Экономика, 1987. — 245с.
- Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. -СПб.: Питер, 2004. 300 с.
- Рябченюк Ю.В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Тюмень: изд-во «Вектор Бук», 2000. — 160 с.
- Садлер Д., Лобанов В. Повышение эффективности работы органов местной власти: опыт Великобритании. Проблемы теории и практики управления, 2001, № 2.
- Сайт всероссийского центра изучения общественного мнения http://www.wciom.ru/31 августа 2006 г.
- Сайт института экономики города http://www.urbaneconomics.ru
- Самарский А.А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. -320 с.
- Слепенков И.М., Аверин Ю. П. Основы теории управления: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1990. — 302 с.
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. для вузов -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 2001.-343 с.
- Современный словарь иностранных слов. С. Петербург: «Дуэт», 1994.-742 с.-т
- Социальное проектирование ресурс взаимодействия общественности и власти. Сборник материалов и рекомендаций. Составитель В. И. Редюхин. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 94с.
- Старцев Я.Ю. Курс лекций «Государственное и муниципальное упарвление». Электронный ресурс. http://www.vasilievaa.narod.ru
- Статистический ежегодник. Тюменская область Тюмень: ОПП Тюменского областного комитета государственной статистики, 2004 г. 482 с.
- Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М.: Логос, 2000. 286 с.
- Стронгина М.Л. Проблемы и условия становления муниципального уровня управления. Электронный ресурс. http://www.sbcinfo.ru/articles/27−28 05 1999cent/l 22. html•ч
- Татарова Г. Г. Типологический анализ данных в социологии. М.: «Наука, философия, право, социология и психология», 1993. — 103 с.
- Тевлина В.В. Север России в глобальной трансформации социальной политики, системы социальной помощи населению и подготовки со* циальных работников Электронный ресурс. http://cua.karelia.ru/report54.doc
- Терехов JI. JL, А. Д. Шарапов, Берштейн А. С., Сиднев С. П. Математические методы и модели в планировании: Учеб. пособие для студентов вузов. -Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1981.-272 с.
- Тимофеева О. Субъекты управления развитием города и их взаимоотiношения // Городское управление, 2001, № 9, с. 37.
- Толковый словарь рыночной экономики / Под ред. Ф. А. Крутикова. -2-е изд., доп.-М.: Глория, 1993.-301 с.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.-М.:Прометей, 1994. -384с.
- Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. И перераб. -М.: Юрайт -Издат, 2003. — 527 с.
- Тощенко Ж.Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблему становления (опыт социологического анализа)// СОЦИС 1997. — N 6. -с. 109−119.
- Тронин Ю.Н., Масленченков Ю. С. Менеджмент и проектирование фирмы: Учеб. пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 415 с.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М., 2003. -544 с.
- Удальцова М.В. Социология управления. М.:Инфра-М, 2002. — 144 с.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996. — 516с.
- Уткин Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г.-304 с.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят Государственнойдумой 12 августа 1995 г. // Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. М.: МОНФ, 2000. — С. 225−264.
- Федоткин В. Проблемы межбюджетных отношений государства и муниципальных образований. // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 6.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. И доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с. 1. Ok
- Чавкин A.M. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений. Учеб. Пособие, М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
- Чеботарев Г. Н. Развитие конструктивных основ местного самоуправления в РФ.Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 1995. — 136 с.
- Чепайкин А.П. Социальное прогнозирование развития муниципального образования: (опыт социологического исследования в условиях российского Севера): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. Канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
- Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 1999. -398с.
- Шмарион Ю.В. Социальное проектирование комплексов непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. Доктора соц.наук. Белгород, 2004. — 42 с.
- Шургина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Сиб. Академия гос. службы. Сибир.акад.гос.службы. Новосибир. обществ. фонд содействия становлению и развитию мест, самоуправления. -Новосибирск, 1997. 109 с.
- Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений /Пер. с англ., Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Аудит, Юнити, 1997. — 590 с.
- Юшина Е. Не просто менеджмент // Муниципальная власть. 2002, № 1, с. 17.1а
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет» 2001. -596 с.
- Ясюнас В.А. Местное самоуправление: Комментарии. Разъяснения. -2-е изд., доп. М.: «Ось» — 89,1997. — 176с.
- Ясюнас В.А. Основы местного самоуправления: Учебное пособие. -М: Издательство «Ось-89», 1998. 224 с.
- Яценко Л.В.//Философия науки. 1981, № 5. с. 12−19
- SPSS Base 7.5 для Windows: Руководство пользователя. М.: АО «Статис" — изд-во Центра общечеловеческих ценностей, 1997. — 415 с.
- Energy Performance Contracting for Small and Medium-Sized Municipalities: Guidelines for Success. Energie Verwertungsagentur. April 2000.
- Fisher F. Bulding NGO/ CBO Capacity. The User’s Guide. UN-HABITAT Publication No. HS/653/02E, 2005.- 213 p.
- Giddens A. Turner R. Social Theory Today. Oxford: Polity Press, 1987. -174 p.
- Globalization, Knowledge and Society / Ed. M. Albrow and E. King, London, Sage Publ., London, 1990.-p. 14−21
- Hobsbawm E. Age of Extremes: The Short Twentieth Century, 1914−1991. London: Michael Joseph, 1994. p. 46−57
- Michael A. Stegman. State and Local Affordable-Housing Programs: ^ Rich Tapestry. Washington, D.C.: Urban Land Institute. 1999. -112 p.
- Neuman L.W. Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches. Boston: Allyn and Bacon, 1991.-435 p.