Разработка экспертной системы определения скорости столкновения автомобиля по деформации силовой структуры кузова
На безопасность движения влияет большое количество факторов, порой не зависящих от конструкции автомобиля. В широком смысле — это система «человек — машина — среда» (ЧМС). При некотором ограничении — это система «человек — автомобиль — дорога — среда» (ЧАДС). При дальнейшей конкретизации системного подхода, можно перейти к системе «водительавтомобиль — дорога — среда» (ВАДС). В этой системе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы, цель и задачи исследования
- 1. 1. Дорожно-транспортные происшествия. Виды безопасности
- 1. 2. Структура системы обеспечения пассивной безопасности
- 1. 3. Методы испытаний автомобиля на пассивную безопасность
- 1. 4. Критерии оценки эффективности системы пассивной безопасности легковых автомобилей
- 1. 5. Применение математического моделирования при имитации столкновения автомобилей
- 1. 6. Цель и задачи исследований
- Глава 2. Оценка перегрузок и деформаций автомобиля при фронтальном столкновении
- 2. 1. Измерители для оценки перегрузок и деформаций автомобиля
- 2. 2. Основные положения теории удара
- 2. 3. Анализ данных о ДТП
- 2. 4. Разработка критерия оценки конструктивной безопасности силовой структуры кузова автомобилей
- 2. 5. Методика исследования аварийных автомобилей семейства ВАЗ 2108−15 после ДТП
- Глава 3. Исследование столкновения автомобилей методами математического моделирования
- 3. 1. Цель использования математических методов расчета при моделировании ДТП
- 3. 2. Применение пакета программ Abaqus для динамических исследований конструкции автомобилей
- 3. 3. Математическое моделирование столкновения автомобиля
- 3. 3. 1. Моделирование фронтального столкновения автомобиля
- 3. 3. 2. Моделирование эксцентричного столкновения автомобиля
- 3. 4. Определение адекватности математической модели
- 3. 4. 1. Математическое моделирование статического нагружения лонжерона ВАЗ
- 3. 4. 2. Лабораторные исследования статического нагружения лонжерона ВАЗ
- 3. 4. 2. 1. Лабораторная установка для испытания лонжерона автомобиля на статическую деформацию
- 3. 4. 2. 2. Методика проведения испытаний
- 3. 4. 2. 3. Последовательность проведения эксперимента
- 3. 4. 2. 4. Рабочий процесс лабораторной установки
- 3. 4. 2. 5. Результаты проведения эксперимента
- 3. 4. 3. Сравнение результатов математического моделирования с результатами эксперимента
- 4. 1. Исследование силовой конструкции модели автомобиля ВАЗ
- 4. 2. Модернизация силовой структуры кузова математической модели автомобиля
- 4. 3. Создание экспертной системы определения начальных условий ДТП по их последствиям
Разработка экспертной системы определения скорости столкновения автомобиля по деформации силовой структуры кузова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Автомобильный транспорт играет большую роль в развитии любой страны. В последнее десятилетие наблюдаются высокие темпы прироста мирового парка автомобилей. Это можно объяснить высокой эффективностью работы автомобиля, по сравнению с другими видами транспорта, автономностью, развитой сетью дорог и т. д. Поэтому объемы перевозок людей и грузов на автомобильном транспорте растут быстрее, чем на других видах транспорта.
Наиболее массовым является производство легковых автомобилей, из порядка 56 млн. автомобилей, выпускаемых в мире ежегодно, 45 млн. -легковые. Мировой парк автомобилей оценивается величиной порядка 600 млн. шт., из которых примерно 80% легковые автомобили.
В России, начиная с 2000 года, происходит ежегодное увеличение объемов производства и сбыта автомобилей, так 2007 год поставил очередной рекорд: в России произведено 1,5 млн. автомобилей, импортировано 1,06 млн. шт., автомобильный рынок РФ преодолел двухмиллионную отметку. [72].
Наряду с положительной ролью, которую играет автомобильный транспорт в развитии государства, рост автомобильного парка приводит к негативным последствиям: росту количества ДТП, приводящих к увеличению числа погибших и травмированных людей, росту загрязнений окружающей среды, повышению цен на энергоносители, снижению скоростей сообщения и т. д.
По данным ЕЭК ООН ежегодно на дорогах мира гибнут около 500 000 человек и более 10 млн. получают травмы. Большая часть из 310 млн. инвалидов, насчитывающихся в мире, составляют жертвы ДТП, а число погибших в автомобильных катастрофах в 10 раз больше, чем в железнодорожных.
В 2007 году на дорогах России зарегистрировано почти 234 тыс. ДТП, в которых погибло 33 тыс. человек и ранено 292 тысячи.
На безопасность движения влияет большое количество факторов, порой не зависящих от конструкции автомобиля. В широком смысле — это система «человек — машина — среда» (ЧМС). При некотором ограничении — это система «человек — автомобиль — дорога — среда» (ЧАДС). При дальнейшей конкретизации системного подхода, можно перейти к системе «водительавтомобиль — дорога — среда» (ВАДС). В этой системе каждый составляющий элемент имеет свою значимость. Например, анализ статистики ДТП показывает, что причинами ДТП в 50 — 60% случаев является водительв 15 — 25% — автомобильв 25 — 35% - дорогаи в остальных — среда.
Очевидно, что по степени значимости, больше всего внимания надо уделять водителю, но в силу слабой организации и оперативности исследований, водителем занимаются меньше всего. Система подготовки водителей через мелкие и частные структуры оставляет желать лучшегов ней почти полностью отсутствует психофизиологический отбор и психологическая подготовка водителей, а это, один из главных элементов подготовки водителя.
Исследование дорожной составляющей более организовано, но и оно слишком отстает от темпа роста парка автомобилей.
Исследованием окружающей среды занимаются весьма малообучение водителей в этом направлении явно недостаточноспециалисты в этой области в обучении водителей практически не принимают участия.
В результате из всей системы ВАДС наибольшее внимание уделяется исследованию одной составляющей — автомобилю.
Мы не будем ставить перед собой сложную задачу исследовать всю систему ВАДС, а ограничимся лишь одной из ее составляющихавтомобилемпричем лишь в части методов оценки и совершенствования пассивной безопасности. В важности решения данной задачи вряд ли у кого возникнут сомнения.
С учетом сказанного, очевидно, что проблема повышения безопасности автомобилей имеет значительную социальную и экономическую значимость и является важнейшей проблемой в процессе автомобилизации России. Большая роль при этом отводится совершенствованию конструкции автомобилей, методов их испытаний. Комплекс конструктивных мероприятий, направленный на снижение тяжести последствий ДТП, это пассивная безопасность.
Пассивной безопасности автомобилей в последнее время уделяется большое внимание, тратятся огромные деньги на совершенствование конструкции автомобилей, доля затрат на разработку и совершенствование современных систем безопасности в конечной цене автомобиля составляет до 40%, проводятся всевозможные испытания, краш — тесты, делается все, чтобы сделать автомобиль более безопасным. Существует даже наука эксидентология, которая изучает аварии, их причины, и возможности их предотвращения (accident — авария, несчастный случай). [60].
Все это делается ради сохранения здоровья человека (например, во Франции жизнь человека оценивается в 1 млн евро). За последние 20 лет парк автомобилей Западной Европы вырос на 50%, а число погибших в авариях, при этом снизилось с 54 до 40 тыс. человек в год. В первую очередь это связано с возросшим уровнем пассивной безопасности автомобилей.
В последнее время в этой области все большее внимание уделяется комплексному (системному) подходу, в частности, различным методам оценки безопасности автомобилей. Повышение пассивной безопасности автомобилей является одним из приоритетных направлений в общем комплексе задач и мер по повышению безопасности дорожного движения.
Внедрение комплекса мероприятий по модернизации выпускаемых моделей и разработка более безопасных автомобилей связаны с конкурентной борьбой фирм за рынки сбыта, что доказано ассоциацией EvroNCAP. После публикаций рейтинга безопасности автомобили, у которых рейтинг низкий, продаются хуже, все это в конечном итоге приводит к систематическому уменьшению количества ДТП и их тяжести. К сожалению, данное явление не относится к РФ, в которой в последние годы, отмечается рост аварий и тяжести их последствий. Но эта печальная тенденция начинает исправляться: проблемой аварийности на дорогах заинтересовалось правительство России, этой теме было посвящено не одно заседание, на которых рассмотрен комплекс мер по снижению травматизма на дорогах, были приняты Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Постановление № 100 о федеральной целевой программе «повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах».
Анализ ранее опубликованных работ и нормативных документов показал, что они содержат рекомендации по совершенствованию конструкции узлов и элементов автомобиля. К сожалению, недостаточно исследованными оказались элементы силовой конструкции автомобиля, обеспечивающие пассивную безопасность. В этой связи целесообразно обратить внимание на исследование элементов силовой конструкции передней части автомобиля при фронтальном столкновении, разработку математической модели разрушения силовой конструкции и методики сравнения ее с реальными процессами.
Целью исследования является разработка экспертной системы определения скорости столкновения автомобиля по деформации силовой структуры кузова, разработка методики оценки степени повреждения автомобилей на месте ДТП без проведения дополнительных автотехнических экспертиз.
Объект и предмет исследования — пассивная безопасность легковых автомобилей, в частности, силовая структура автомобиля ВАЗ 2115, математическая модель автомобиля ВАЗ 2115.
Методы исследования базируются на системном и статистическом анализе ДТП, а также на использовании математического моделирования ударных процессов.
Научная новизна работы состоит:
— в разработке упрощенной математической модели автомобиля, позволяющей достоверно описывать ударные процессы, характерные для фронтального ДТП;
— в оценке степени повреждения автомобиля при ДТП с помощью упрощенной математической модели;
— в разработке экспертной системы для определения начальных условий ДТП по их последствиям, обеспечивающей оценку скорости автомобиля при фронтальном столкновении с различными перекрытиями;
— в разработке методики оценки степени повреждения автомобилей на месте происшествия, без проведения дополнительных автотехнических экспертиз.
Практическая ценность работы состоит:
— в применении разработанной экспертной системы для определения начальных условий ДТП по их последствиям в процессе исследования характера повреждения автомобиля после ДТП;
— в разработке упрощенной математической модели автомобиля, позволяющей достоверно описывать ударные процессы;
Результаты проведенных исследований использованы в учебном процессе на курсах при изучении дисциплин «Безопасность транспортных средств», «Экспертиза ДТП» и др. в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ).
Реализация работы. Материалы исследований используются в учебном процессе ВолгГТУ.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы доложены на ежегодных конференциях ВолгГТУ в 2004;2008 гг, РУДН в 2008 году.
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в семи статьях в том числе одна в издании, включенном в перечень ВАК.
1. Комаров Ю. Я. Анализ аварийности в г. Волгограде / Ю. Я. Комаров, А. В. Лемешкин // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: Мастер 111 Междунар. науч.-техн. конф., Пенза, 19−21 мая 2004 / Пенз. гос. ун-т архитектуры и строит-ва и др.-Пенза, 20 041- Часть 2. С. 354−358.
2. Комаров Ю. Я. Исследование автомобилей семейства ВАЗ 2108−099 на пассивную безопасность / Ю. Я. Комаров, А. В. Лемешкин // Прогресс транспортных средств и систем-2005: мастер, междунар. науч.-практ. конф., (20−23 сент. 2005) / ВолгГТУ и др.- Волгоград, 2005. 4.1. — С. 84−85.
3. Лемешкин А. В. Пассивная безопасность автомобилей семейства ВАЗ 2108−099 / А. В. Лемешкин. Ю. Я. Комаров // X Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 8−11 ноября 2005 г.: тез. докл. / ВолгГТУ и др.- Волгоград, 2006. С. 58−59.
4. Зависимость деформации кузова автомобиля при лобовом ударе от скорости движения и перекрытии системы «автомобиль-препятствие» / Ю. Я. Комаров, В. М. Волчков, В. Н. Федотов, А. В. Лемешкин // Автомобильная промышленность.-2008.-№ 12.-С. 18−19.
5. Модель для экспертной оценки дорожно-транспортных происшествий / Ю. Я. Комаров, В. М. Волчков, А. В. Лемешкин, В: Н. Федотов // Вестник транспорта.-2008. № 9. С. 37−39.
6. Опыт использования системы ABAQUS для создания экспертной системы оценки ДТП / В. М Волчков, Ю. Я. Комаров, А. В. Лемешкин,.
A.И. Солодуша // Инженерные системы 2008: Труды всеросс. науч.-практ. конф., Москва, 7−11 апреля 2008 / Росс, ун-т дружбы народов и др.- Москва, 2008. С. 90−93.
7. Создание модели процесса наезда транспортного средства на неподвижное препятствие для экспертной оценки ДТП / Ю. Я. Комаров,.
B.Н. Федотов, А. В. Лемешкин // Известия ВолгГТУ. Серия.
Актуальные проблемы управления. Вычислительной техники и информатики в технических системах": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.- Волгоград 2008.-Вып. 5, № 8. С. 35−37.
Структура и объем работы. Диссертация содержит введение, четыре главы, основные выводы и рекомендации, приложениеизложена на 131 странице текста (компьютерный набор), включая 18 таблиц- 64 иллюстрациисписок литературы из 104 наименований.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Разработана математическая модель фронтального столкновения автомобиля с неподвижным препятствием, адекватно описывающая физические процессы на различных скоростях и степенях перекрытия.
2. Разработана экспертная система для определения начальных условий ДТП по их последствиям, позволяющая определить скорость автомобиля при фронтальном столкновении с неподвижным препятствием с различными перекрытиями по величине деформации кузова.
3. Предложен критерий оценки степени деформации силовой конструкции кузова автомобиля Кс, позволяющий оценить уровень пассивной безопасности. При увеличении Кс силовая структура кузова обеспечивает лучшее сохранение жизненного пространства.
4. Разработана методика обследования аварийных автомобилей, позволяющая на месте происшествия оценивать степень повреждения автомобиля без проведения дополнительных автотехнических экспертиз.
5. Разработана лабораторная установка для исследования элементов силовой конструкции кузова автомобиля, в частности, лонжеронов.
6. Исследования силовой конструкции кузова автомобиля, проведенные на основе анализа большого количества ДТП, позволили определить направления ее модернизации, результаты которых могут быть использованы при проектировании новых автомобилей.
Список литературы
- Андронов, М. А. Проектирование рабочего места водителя автомобиля с учетом требований безопасности / М. А. Андронов, В. Е. Гангус, В. Н. Фридлянов // Конструкции автомобилей: сб. ст. Вып. 44 / НИИавтопром. М., 1973. — С. 3−14.
- Арутюнян, А. В. Испытание легковых автомобилей на удар / А. В. Арутюнян, В. А. Иларионов // Автомобильная промышленность. -1973.-№ 6.-С. 27−29.
- Аналитический обзор состояния аварийности и результатов работы подразделений ГИБДД УВД по г. Волгограду за 2006 год. -Волгоград, 2007. 100 с.
- Аналитический обзор состояния аварийности и результатов работы подразделений ГИБДД УВД по г. Волгограду за 2007 год. -Волгоград, 2008. 110 с.
- Амбарцумян, В. В. Безопасность дорожного движения / В. В. Амбарцумян, В. Н. Бабанин, О. П. Гуджоян. М.: Машиностроение, 1998.-304 с.
- Автомобили семейства ВАЗ 2108, 2109: руководство по техническому обслуживанию и ремонту: с рекомендациями журнала «За рулем» / К. Б. Пятков и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЗАО «ЮКИ За рулем», 2004. — 248 с.
- Афанасьев, JI. J1. Конструктивная безопасность автомобилей / JI. JI. Афанасьев, А. Б. Дьяков, В. А. Илларионов. М.: Машиностроение, 1983.-215 с.
- Бабков, В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учебник для вузов / В. Ф. Бабков. М.: Транспорт, 1993. -271 с.
- Балтуев, Г. А. Инженерные методы исследования ударных процессов / Г. А. Балтуев, А. К. Голубков. М.: Машиностроение, 1969. — 248 с.
- Батманов, Э. 3. Интегральная оценка пассивной безопасности легковых автомобилей: дис.. канд. техн. наук / Э. 3. Батманов- МАДИ.-М., 2004.- 178 с.
- Будник, В. JI. Исследование пассивной безопасности автомобилей статическим методом: дис.. канд. техн. наук / В. Л. Будник- МАДИ. -М., 1979.- 170 с.
- Бидинский, К. Л. Безопасность при фронтальных столкновениях / К. Л. Бидинский, А. И. Рябчинский // Автомобильная промышленность. -1998.-№ 6.-С. 30−32.
- Вводный курс работы с Abacus: программа для ЭВМ Электронный ресурс. 1 электрон, опт. диск.
- Веселов, А. И. Требования безопасности и развития конструкции автомобилей / А. И. Веселов, Ю. Н. Немцов- НИИавтопром. М., 1973.- 163 с.
- Голованов, Л. Пусть бегут неуклюже. / Л. Голованов // Авто-ревю. -2003.-№ 3.-С. 30−33.
- Голованов, Л. Тюнинг. / Л. Голованов // Авто-ревю. 2004. — № 22. -С.50−53.
- Голованов, Л. Дело-труба! / Л. Голованов // Авто-ревю. 2002. — № 24.-С. 32−35.
- Голованов, Л. Краш-тесты EuroNCAP: итоги года / Л. Голованов // Авто-ревю. 2004. — № 24. — С. 66−72.
- Голованов, Л. Половая слабость / Л. Голованов // Авто-ревю. 2002. — № 15.-С. 54−57.
- Голованов, Л. Эксперимент № 588 / Л. Голованов // Авто-ревю. —2001.-№ 16.-С. 20−22.
- Голованов, Л. «Две большие разницы» / Л. Голованов // Авто-ревю.2002. -№ 17.-С. 32−35.
- Голованов, Л. Зигзаг неудачи / Л. Голованов // Авто-ревю. 2002. — № 4.-С. 26−29.
- Давыдов, JI. Н. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте / JI. Н. Давыдов. — М.: Транспорт, 1972. 193 с.
- Джонс, И. С. Влияние параметров автомобиля на дорожно-транспортные происшествия / И. С. Джонс- пер. с англ. С. Р. Майзельс- под ред. Р. В. Ротенберга. — М.: Машиностроение, 1979. — 207 с.
- Зедгинидзе Н.Г. Планирование эксперимента для исследования много компонентных систем / Зедгинидзе Н. Г. — М.: Наука, 1967. — 390 с.
- Иларионов, В. А. Автотехническая экспертиза / В. А. Иларионов. — М.: Транспорт, 1989. 240 с.
- Иванов, В. И. Пассивная безопасность автомобиля / В. И. Иванов, В. А. Лялин. М.: Транспорт, 1979. — 304 с.
- Иванов, В. И. Активная и пассивная безопасность автомобилей / В. И. Иванов. М.: Высшая школа, 1974. — 250 с.
- Карин, П. Итоги полугодия / П. Карин // Авто-ревю. 2005. — № 13−14. -С. 58−60.
- Кирнарский, А. И. Пассивная безопасность легковых автомобилей при боковых столкновениях: дис.. канд. техн. наук / А. И. Кирнарский- МАДИ.-М., 1991.-232 с.
- Исследование пассивной безопасности автомобилей семейства «Москвич» методом анализа последствий ДТП: отчет о НИР: 645/02 / МАДИ- рук. Г. И. Клинковштейн. М., 1985.-43 с.
- Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения: учебник для вузов / Г. И. Клинковштейн. М.: Транспорт, 1997. — 240 с.
- Коллинз, Д. Анализ дорожно-транспортных происшествий / Д. Коллинз, Д. Моррис. -М.: Транспорт, 1971. 128 с.
- Коноплянко, В. И. Организация и безопасность дорожного движения: учебник для вузов / В. И. Коноплянко. М.: Транспорт, 1991. — 183 с.
- Коноплянко, В. И. Организация и безопасность дорожного движения /
- B. И. Коноплянко. М.: Транспорт, 1998. — 235 с.
- Контроль технического состояния автотранспортных средств по условиям безопасности: метод, пособие. — М.: Изд-во МАДИ, 2001. -42 с.
- Коршаков, И. К. Методика комплексной оценки последствий встречного столкновения легковых автомобилей: дис. .канд. техн. наук / И. К. Коршаков- МАДИ. М., 1974. — 180 с.
- Коршаков, И. К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда / И. К. Коршаков. М.: Транспорт, 1988. — 144 с.
- Морозов, С. И. Теоретические основы методики расследования дорожно-транспортных происшествий / С. И. Морозов, С. JI. Смирнов // Изв. вузов. Лесной журнал. 2002. — № 2. — С. 42−49.
- Нечетов, Ю. Лобовая атака / Ю. Нечетов // За рулем. 2004. — № 11.1. C. 136−139.
- Немцов, Ю. М. Эксплуатационные качества автомобиля, регламентированные требованиями безопасности движения /.Ю. М. Немцов, О. В. Майборода. М.: Транспорт, 1977. — 280 с.
- Немцов, Ю. М. Оценка безопасности конструкции автомобиля по результатам испытаний методом наезда сзади / Ю. М. Немцов, Ф. Е. Межевич, М. А. Андронов // Автомобильная промышленность. 1974. -№ 11.-С. 24−27.
- О необходимости совершенствования транспортных средств, с точки зрения безопасности дорожного движения / В. А. Аксенов и др. // Автомобильный комплекс. Проблемы и перспективы развития: матер, междунар. науч.-практ. конф. / МАДИ. М., 2000. — С. 86−87.
- ОСТ 37.001.263−83. Автомобили легковые. Ударно-прочностные свойства кузова при фронтальном столкновении. — М., 1983. — 9 с.
- ОСТ 37.001.210−86. Безопасность конструкции автомобилей. Выступы наружные легковых автомобилей. — М., 1986. 12 с.
- Об утверждении формы учёта дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств: приказ Министра транспорта Российской Федерации от 02.04 1996 № 22. М., 1996. — 20 с.
- Паспорт на пресс гидравлический П6736 / Одесский станкостроительный завод. Одесса, 1983. — 80 с.
- Паспорт на манометр технический МТ-4И / ООО «Спецтехприбор» -Сергиев-Посад, 2005. 2 с.
- Правила ЕЭК ООН № 14 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении приспособления для крепления ремней безопасности на легковых автомобилях».
- Правила ЕЭК ООН № 16 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ремней безопасности и удерживающих систем для взрослых пассажиров и водителей механических транспортных средств» .
- Правила ЕЭК ООН № 17 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений и их крепления».
- Правила ЕЭК ООН № 21 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования».
- Правила ЕЭК ООН № 25 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подголовников, вмонтированных или не вмонтированных в сиденья транспортных средств».
- Правила ЕЭК ООН № 26 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов».
- Правила ЕЭК ООН № 32 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении поведения их конструкции в случае удара сзади».
- Правила ЕЭК ООН № 33 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении поведения их конструкции в случае лобового столкновения».
- Правила ЕЭК ООН № 42 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки на них передних и задних защитных устройств (бамперы и т. п.)».
- Правила ЕЭК ООН № 94"3ащита водителя и пассажиров в случае фронтального столкновения".
- Программа повышения квалификации экспертов Электронный ресурс. М., 2004. — 1 электрон, опт. диск.
- Подорожанский, М. Аксидентология / М. Подорожанский // Авторевю. 2002. — № 12. — С. 26−29.
- Ремонтируем ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21 099: иллюстрированное руководство. «Своими силами». М.: За рулем, 2002. — 240 с.
- Рябчинский, А. И. Регламентирование активной и пассивной безопасности автотранспортных средств: учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Рябчинский, Б. В. Кисуленко, Т. Э. Морозова. М.: ИЦ «Академия», 2006. — 432 с.
- Рябчинский, А. И. Пассивная безопасность автомобиля / А. И. Рябчинский. — М.: Машиностроение, 1983. 145 с.
- Рябчинский, А. И. Пассивная безопасность автомобилей: история, современный уровень, перспективы / А. И. Рябчинский // Автомобильная промышленность. 1995. — № 2. — С. 32−34.
- Рябчинский, А. И. Механизм травмирования человека в автомобиле и биомеханика дорожно-транспортных происшествий / А. И. Рябчинский. Таллин: Валгус, 1979. — 127 с.
- Рябчинский, А. И. Моделирование процесса наезда автомобиля на неподвижное препятствие / А. И. Рябчинский, В. А. Илларионов, И. К. Пчелин // Сборник научных трудов / НАМИ. М., 1983. — С. 110−115.
- Рябчинский, А. И. Международная регламентация безопасности конструкции транспортных средств: учеб. пособие / А. И. Рябчинский- МАДИ.-М., 1989.-65 с.
- Рябчинский, А. И. Методология системного подхода в исследованиях вопросов обеспечения пассивной безопасности / А. И. Рябчинский // Автомобильная промышленность. 1977. — № 5. — С. 14−15.
- Рябчинский, А. И. Оценка пассивной безопасности легковых автомобилей при имитации дорожно-транспортных происшествий / А. И. Рябчинский, Р. К. Фотин. М.: НИИНавтопром, 1973. — 50 с.
- Рябчинский, А. И. Информационное обеспечение автомобиля и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / А. И. Рябчинский, В. 3. Русаков, Е. А. Козырева. М.: Изд-во МАДИ, 2002. — 130 с
- Статистика производства и импорта автомобилей в Россию Электронный ресурс. [2008]. — Режим доступа: http://www autoship. ru.
- Труды НАМИ. Повышение безопасности конструкции автомобилей. — М., 1974.-Вып. 151.-135 с.
- Трубников, В. Ф. Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях / В. Ф. Трубников, Г. П. Истомин. — М.: Высшая школа, 1978.-210 с.
- Филькин, Н. М. Повышение энергопоглощающей способности передней части кузова автомобиля при фронтальном столкновении с препятствием / Н. М. Филькин, С. Н. Зыков // Информационные технологии моделирования и управления. 2004. — № 15. — С. 122−127.
- Фотин, Р. К. Методы экспериментального исследования и оценки безопасности легковых автомобилей при фронтальном столкновнии: дис.. канд. техн. наук/Р. К. Фотин- МАДИ. -М., 1979. 190 с.
- Хальфан, Ю. А. Мероприятия, повышающие безопасность конструкции легкового автомобиля (пассивная безопасность) / Ю. А. Хальфан- НИИавтопром. М., 1972. — 103 с.
- Байтет, Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Р. Байтет, Р. Уотте. -М.: Транспорт, 1983. 160 с.
- Chirva, Е. С. Statik and dynamic root crush simulation using LS-DYNA 3D / E. C. Chirva, M. Mao, T. Chen // Crashworthiness. 2004. — Vol. 9, № 5. -P. 495−505.
- Chirva, E. C. Rollover far side root strength test and simulation / E. C. Chirva, M. Mao, T. Chen // Crashworthiness. 2007. — Vol. 12, № 1. — P. 29−41.
- Development of High Strain-Rate Dependent Vehicle Model = Моделирование столкновений автомобилей. [Электронный ресурс] / The George Washington University, Virginia, USA. [2008]. — Режим доступа: www dynamore. de.
- Fowler, J. E. Advanced techniques for safety = Использование математических методов при оценке ударных столкновений / J. Е. Fowler // Highways and Transp. 1986. — Vol. 33, № 8−9. — P. 2−3.
- Jones, Jan S. Predicting injury risk with new car assessment program crashworthiness ratings = Программа повышения пассивной безопасности легковых автомобилей / Jan S. Jones, R. A. Whitfield // Accid. Anal, and Prev. 1988. — Vol. 20, № 6. — P. 411−419.
- Enders, V. Исследование процесса столкновений легковых автомобилей на моделях. / V. Enders // ATZ. 1968. — № 3. — Р. 58−66.
- Grosch, L. Ortliche Messung der Flachenpressung mittels DrcukmeSSfolie beim Crash-Test = Способ снижения тяжести травм водителей в результате ДТП / L. Grosch // VDJ-Ber. 1987. — № 632. — S. 365−378.
- Griskevicius, P. Plonasieniu transporto konstrukcijos elementu smugio energijos absorbavimas = Анализ энергопоглощающих характеристик лонжеронов автомобильной рамы / P. Griskevicius, A. Ziliukas // Mech. technol. 2003. — № 31. — P. 133−139.
- Hack, G. Исследования последствий столкновений транспортных средств. / G. Hack // Auto, Mot. and Sport. -1999. № 14. — P. 36−42.
- Hack, G. Моделирование столкновений. / G. Hack // Auto, Mot. and Sport. 1998. — № 22. — P. 60.
- Hack, G. Испытание автомобилей на столкновение с неподвижным препятствием. / G. Hack // Auto, Mot. and Sport. 1999. — № 9. — P. 102 107.
- Korner, J. Volvo Side Impact Testing / J. Korner, M. Nilsson // 10th International Technical Conference on Experimental Safety Vehicles. -Oxford, 1989.-P. 130−137.
- Korner, J. A method for evaluating occupant protection by correlating accident data with laboratory / J. Korner // SAE Tech. Pap. Ser. 1989. -№ 890 747.-P. 13−27.
- Liang Liang. Применение метода моделирования при выборе материала для систем пассивной безопасности. / Liang Liang, Han Li-qiang, Shao Yang // Jinshu rechuli = Heat Treat. Metals. 2006. — Vol. 31, № 4.-P. 31−35.
- Lanard, J.-L. Испытания бампера автомобиля = Crash-Box mit Aluminiumschaum / J.-L. Lanard, J. Lestavel, S. Guinehut // ATZ: Automobiltechn. Z. 2002. — Vol. 104, № 11. — p. 996−1001.
- Muller, G.-F. Безопасность транспортных средств и их ремонт после ДТП. / G.-F. Muller, В. Schmidt // Automobiltechn Z. 1999. — Vol. 101, — № 9. — S. 690−692, 694, 696, 698, 700, 702.
- Qi Wen-guo. Моделирование и улучшение ударных характеристик кузова. / Qi Wen-guo, Jin Xian-long, Zhang Xiao-yun // Shanghai jiaotongdaxue xuebao = J. Shanghai Jiaotong Univ. 2005. — Vol. 39, № 9. — P. 1452−1456.
- Pre-safe: Vorausschauendes Insassen-Schutz system // ATZ: Automobiltechn Z. 2002. — Vol. 104, № 12. — S. 1102.
- Rcunolds, D. The cost of road accidents / D. Rcunolds // Road Research Laboratory. 1979. — № 9. — P 92−103.
- Seyer, R. A. Australian research to develop a vehicle compatibility test / R. A. Seyer, C. A. Newland // Crashworthiness. 2003. — Vol. 8, № 2. — P. 143−151.
- Verkehrusnfallforsschung an der Tudresden // Automobiltechn Z. -1999.-Vol. 4, № 10.-S. 745.
- Wech, V. Результаты экспериментов, имитирующих лобовое столкновение автомобилей. / V. Wech, В. Ostmann // Automobiltechn Z. 1999.-Vol. 101, № 5.-S. 344−349.
- Weber, K. Crash protection for child passengers / K. Weber // UMTRI Res. Rev.-2000.-Vol. 31, № 3.-P. 1−32.
- Zhang Xiao-yun. Vehicle crashworthiness simulation based on virtual design of autobody = Виртуальное проектирование автомобиля / Zhang Xiao-yun, Jin Xian-long, Sun Yi // J. Donghua Univ. 2004. — Vol. 21, № 2.-P. 62−63.
- Краш тесты автомобилей Электронный ресурс. — [2008]. -Режим доступа: http://www cartest. Omega, kz.
- Исследования аварийных автомобилей