Психологические условия развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя Вооруженных Сил России
Таким образом, можно определить психологические условия развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя по критерию «гармониядисгармония» внешних и внутренних условий его развития. С этой целью нами была адаптирована методика исследования разработанная Н. Н. Радулом, позволяющая проанализировать соответствия между внутренними личностными установками и внешними, адаптивными… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы самоопределения стр
- 1. 1. Проблема самоопределения в отечественных и зарубежных исследованиях. стр
- 1. 1. 1. Понятие «самоопределения»
- 1. 1. 2. Базовое образование для развития самоопределения
- 1. 1. 3. Различия в подходах к изучению самоопределения в зарубежных и отечественных исследованиях
- 1. 1. 4. Соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение»
- 1. 2. Внешние и внутренние условия профессионального самоопределения. стр
- 1. 2. 1. Роль внутреннего противоречия в самоопределении
- 1. 1. Проблема самоопределения в отечественных и зарубежных исследованиях. стр
- 2. 1. Специфика профессиональной деятельности военнослужащего Вооруженных Сил РФ
- 2. 2. Особенности работы офицера-воспитателя, определяющие стр. его самоопределение и профессионально-личностную гармонию
- 2. 3. Внешние составляющие профессионально-личностной гармонии офицера-воспитателя. стр. 70 2.3.1 Социальные ожидания и представления о профессии офицера-воспитателя
- 2. 3. 2. Этические нормы профессиональной деятельности заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2. 3. 3. Отличие и сходство функциональных обязанностей заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе и войскового психолога
- 2. 4. Уровень профессиональной подготовки психологов. стр. 76 2.4.1. Операционально-организационные умения, виды и способы работы офицера-воспитателя
- 2. 5. Развитие взаимоотношений офицера-воспитателя с командирами. стр
- 2. 6. Внутренние составляющие профессионально-личностной гармонии офицера-воспитателя.стр
- 2. 6. 1. Индивидуально-типологические особенности офицера-воспитателя
- 2. 6. 2. Профессионально-личностная позиция офицера-воспитателя
- 3. 1. Цели, задачи, методы исследования
- 3. 2. Результаты пилотажного исследования
- 3. 2. 1. Изучение эмоционального отношения офицера-воспитателя стр. 101 к деятельности
- 3. 2. 2. Выявление основных проблем в профессиональной его самоопределение и профессионально-личностную гармонию
- 2. 3. Внешние составляющие профессионально-личностной гармонии офицера-воспитателя. стр. 70 2.3.1 Социальные ожидания и представления о профессии офицера-воспитателя
- 2. 3. 2. Этические нормы профессиональной деятельности заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации
- 2. 3. 3. Отличие и сходство функциональных обязанностей заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе и войскового психолога
- 2. 4. Операционально-организационные умения, виды и способы стр. 76 работы офицера-воспитателя
- 2. 5. Развитие взаимоотношений офицера-воспитателя с командирами
- 2. 6. Внутренние составляющие профессионально-личностной стр. 84 гармонии офицера-воспитателя
- 2. 6. 1. Индивидуально-характерологические особенности стр. 88 офицера-воспитателя
- 2. 6. 2. Профессионально-личностная позиция офицера-воспитателя
- 3. 1. Цели, задачи, методы исследования стр
- 3. 2. Результаты пилотажного исследования
- 3. 2. 1. Изучение эмоционального отношения офицера-воспитателя к деятельности СТР ^
- 3. 2. 2. Выявление основных проблем в профессиональной деятельности офицера-воспитателя
- 3. 2. 3. Определение перечня наиболее важных профессиональных умений, видов и способов работы офицера-воспитателя
- 3. 2. 4. Выявление ожиданий Вооруженных Сил Российской Федерации от деятельности офицера-воспитателя
- 3. 3. Подготовка и проведение основного исследования. СТР
- 3. 3. 1. Подготовка методики исследования профессионально-личностной гармонии офицера-воспитателя и ее обоснование
- 3. 3. 2. Процедуры проведения исследования
- 3. 3. 3. Описание эмпирической базы основного исследования
- 3. 4. Результаты исследования по методике «Профессионально-личностная гармония»
- 3. 4. 1. Результаты по общей выборке исследуемых
3.4.2. Результаты по выборке исследуемых, с учетом фактора образования (офицеры-воспитатели с базовым гуманитарным образованием, и со специальным военным и переподготовкой на заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе)
3.4.3. Результаты по выборке исследуемых с учетом их распределения по стажу профессиональной деятельности
3.4.4. Результаты по выборке исследуемых с учетом их распределения по состоянию правопорядка и воинской дисциплины
Выводы.стр.
0 стр.161
Заключение.г
Психологические условия развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя Вооруженных Сил России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Радикальные изменения всех сторон воинской службы предполагают поиск новых путей повышения эффективности работы по сохранению боеготовности и высокого морального духа Вооруженных Сил. Один из подходов к решению данной задачи состоит в обеспечении необходимого качества воспитательной работы в воинских подразделениях. Центральной фигурой, осуществляющей данный процесс, является офицер-воспитатель. Вместе с тем, многие специалисты отмечают, что правильное и подлинно научное самоопределение личности служит надёжной основой для высокой эффективности в профессиональной деятельности.
Однако в обществе профессиональное самоопределение понимается слишком многопланово, определение его сущности является нерешенной задачей, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.
Следовательно, нет устоявшихся представлений и ожиданий по отношению к офицеру-воспитателю. Они весьма разноречивы и не всегда совпадают с истинным содержанием его профессиональной деятельности, определяемой нормативами и этическими правилами.
Практика показывает, что военнослужащий, осознанно выбравший профессию офицера-воспитателя, в повседневной воинской деятельности начинает испытывать значительные трудности профессиональной и личностной адаптации, не может в полной мере применить на практике свои знания, умения и навыки. Ему приходится искать смысл профессиональной деятельности, т. е. самостоятельно анализировать проблемы воинского подразделения и формировать адекватный запрос на свою деятельность. Это становится необходимым, так как специалист может реализовывать собственные возможности лишь при условии их востребованности командованием. В случаеесли офицеру-воспитателю удается использовать 5 для решения поставленных перед ним задач личностно-значимые профессиональные умения и навыки, он удовлетворен собой и своим трудом. При этом его деятельность приобретает личностный смысл, который определяется субъективной системой ценностей. В противном случае возникают серьезные трудности, мешающие осознанию отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, что ведет к нарушению закономерности развития профессионального самоопределения личности. По данным статистики офицеры через год, максимум два, уходят с воспитательных должностей. Например, в Военно-Морском Флоте на должности офицеров-воспитателей ежегодно назначается от 40 до 80 человек, через три года остаются 10 — 15. В связи с этим исследование психологических условий, влияющих на развитие профессионального самоопределения офицеров-воспитателей, представляется актуальным.
В имеющейся психологической литературе достаточно подробно описаны психологические особенности личности, определяющие внутренние условия профессионального самоопределения в процессе поиска и выбора профессии, а также социально-общественные представления о деятельности офицера-воспитателя, определяющие внешние условия. В то же время осознание отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, а также соотношения между внешними и внутренними условиями, способствующими или препятствующими развитию профессионального самоопределения офицера-воспитателя, изучены недостаточно. Практически не изучена профессиональная деятельность офицера-воспитателя.
Цель исследования: выявить психологические условия, влияющие на развитие профессионального самоопределения офицеров-воспитателей в Вооруженных Силах России.
Объект исследования: профессиональное самоопределение офицеров-воспитателей в Вооруженных Силах России.
Предмет исследования: профессионально-личностная гармония офицера-воспитателя (на примере заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе).
Гипотеза исследования. Повседневная воинская деятельность офицера-воспитателя протекает в противоречивых условиях. Имеется явное расхождение между личным отношением к уровню успешности, отвечающим профессиональному статусу офицера-воспитателя, и возможностями реализации этого уровня, которые предоставляет ему общество. Мы предположили, что профессиональное самоопределение — это сложный, длительный и многоступенчатый процесс развития человека, который не ограничивается единичным фактом выбора профессии, а разворачивается всю профессиональную жизнь в рамках одной профессии. Сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в стремлении к профессионально-личностной гармонии в избранной сфере. Решающим условием развития профессионального самоопределения в повседневной воинской деятельности является стремление к профессионально-личностной гармонии, психологическая суть которой заключается в динамическом соответствии между личностно-профессиональной позицией офицера-воспитателя и ожиданиями армии от его деятельности как специалиста.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи:
— Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения личности.
— Изучить содержание, функции, структуру профессионального самоопределения офицера-воспитателя.
— Изучить тенденции в предпочтении офицерами-воспитателями профессиональных умений, видов и способов работы в зависимости от образования, рабочего стажа.
— Выявить комплекс профессиональных умений, видов и способов работы заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе, наиболее востребованных Вооруженными Силами.
— Исследовать влияние внутренних и внешних составляющих профессионально-личностной гармонии на профессиональное самоопределение офицеров-воспитателей.
— Разработать рекомендации, направленные на создание благоприятных условий для профессионального самоопределения офицеров-воспитателей.
Методологической основой исследования являются теоретические разработки отечественных психологов, в частности: основные положения концепции культурно-исторического развития психики (Л.С. Выготский) — психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев) — концепция личности как активного субъекта жизни и деятельности (С.Л. Рубинштейн), а также принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и ДР-).
В работе мы опирались на научные положения о закономерностях формирования профессионализма (A.B.Барабанщиков, Е. М. Борисова,.
A.A. Деркач, М. И. Дьяченко, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, Л. М. Королев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников и др.) — оптимизации условий осуществления профессиональной деятельности (П.А.Корчемный, Н. Н. Радул,.
B.В.Рубцов, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, и др.).
Методы исследования. Исследование проводилось в два этапа: пилотажное и основное. В пилотажном исследовании использованы методы группового фокусированного интервью и анкетирования.
В основном исследовании применялась адаптированная методика Н. Н. Радула «Профессионально-личностная гармония» в контексте оценки уровня успешности при организации морально-психологического обеспечения и развития профессионального самоопределения заместителей командиров рот (батарей) по воспитательной работе в повседневной воинской деятельности подразделения.
Данная методика направлена на выявление условий, способствующих или препятствующих профессиональному самоопределению офицеров-воспитателей.
Интерпретация результатов исследования проведена с помощью экспертной группы офицеров-воспитателей. Полученные в исследовании данные обработаны статистическими методами.
Эмпирическая база исследования. Всего исследованием было охвачено 365 человек, из них 300 человек — заместители командиров рот (батарей) по воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие различное образование (базовое гуманитарное, высшее военно-специальное с переподготовкой на заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе), а также различный стаж работы в армии, различную степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, 50 человеккомандиры подразделений. Экспертная группа состояла из руководящего состава органов воспитательной работы, имеющих стаж работы 3−10 лет, успешных в профессиональной воинской деятельности (15 человек).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Уточнено понятие «профессиональное самоопределение», раскрыта его содержательная характеристика, смысл которого в сложности, длительности и многоступенчатости процесса развития человека, не ограничивающегося единичным фактом выбора профессии. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении новых смыслов в избранной сфере.
На основании изучения повседневной воинской деятельности офицеров-воспитателей на протяжении 2,5 лет выделены и изучены 9 вариативные сочетания внешних и внутренних условий, определяющих развитие их профессионального самоопределения.
Решающим условием развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя является его стремление к профессионально-личностной гармонии, которая заключается в динамическом соответствии между личностно-профессиональной позицией офицера-воспитателя и ожиданиями армии от его деятельности как специалиста.
Практическая значимость исследования. Выявлены общие и частные (в зависимости от срока службы в должности, специального образования) тенденции в предпочтениях профессиональных умений, видов и способов работы офицера-воспитателя. Определен комплекс наиболее востребованных Вооруженными Силами направлений деятельности заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе. Результаты исследования внедрены при разработке программы и квалификационных требований подготовки заместителей командиров рот (батарей) по воспитательной работе.
При составлении учебных планов в ввузах (вузах) можно учитывать психологические условия профессионального самоопределения. Учет составляющих профессионально-личностной гармонии способствует подготовке в военно-учебных заведениях, а также на военных кафедрах вузов курсантов (студентов) к самостоятельной профессиональной деятельности в должности заместителя командира роты, батальона по воспитательной работе и другим должностям руководящего состава воспитательных структур, подлежащих комплектованию офицерами с высшим военно-специальным образованием и военно-учетной специальностью — «организация морально-психологического обеспечения».
Для дальнейшего самосовершенствования офицеров-воспитателей на базе Московского городского психолого-педагогического института организованы курсы повышения квалификации.
Результаты проведенного исследования применяются в работе заместителями командиров по воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основные положения, выносимые на защиту:
Повседневная воинская деятельность офицера-воспитателя протекает в противоречивых условиях. Имеется явное расхождение между личным отношением к уровню компетентности, отвечающим профессиональному статусу офицера-воспитателя, и возможностями реализации этого уровня, которые предоставляет ему общество.
Профессиональное самоопределение офицера-воспитателя — это сложный, длительный и многоступенчатый процесс развития личности, который не ограничивается единичным фактом выбора профессии, а разворачивается всю профессиональную жизнь в рамках одной профессии. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в стремлении к профессионально-личностной гармонии в избранной сфере.
Психологическая суть профессионально-личностной гармонии заключается в динамическом соответствии между наиболее личностно значимыми и наиболее общественно востребованными в работе умениями, видами и способами его деятельности как специалиста. Завершением процесса развития профессионального самоопределения становится момент позитивного отношения к себе как к субъекту определенной профессиональной деятельности.
Гармоничное сочетание внешней и внутренней составляющих является результатом динамического согласования, требующего профессионального самосовершенствования со стороны самого офицера-воспитателя и понимания со стороны командования Вооруженными Силами и общества в целом, в необходимости создания определенных позитивных условий для деятельности профессионала.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
выводы.
Современные условия жизни человека в период социально-экономического кризиса требуют развития и использования человеческого потенциала. Достаточно новое направление в психологии — акмеология рассматривает возможности позитивного и эффективного отношения человека к собственной жизни и деятельности.
Акмеология, сравнительно молодая комплексная наука, сосредоточила в себе теоретико-эмпирические исследования, результаты которых используются для оптимизации личностных возможностей человека, минимизации психологических потерь в профессиональной деятельности, достижении им максимального самовыражения в жизни. Основными координатами, которые фиксируются акмеологическими исследованиями, являются диагноз, включающий дефицитарные состояния при соотношении личностных особенностей с профессией и прогноз определение оптимальных вариантов в достижении самоопределения.
Типологический подход в акмеологии ориентирован на оказание психологической поддержки эмоциональных механизмов личности, восполняя дефициты «образа Я» и притязаний, соответствующих конкретным возможностям социальной ситуации. Психологическая поддержка приводит к расширению сознания, актуализации потребностей, переосмыслению ценностей, блокируемых стереотипной системой отношений, трудностью смены ролей и т. д. Центральное место в акмеологических исследованиях занимает проблема самоопределения человека.
Первыми психологами и философами, разрабатывающими проблему самоопределения, были зарубежные специалисты. В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования. Однако в обществе профессиональное самоопределение понимается слишком многопланово, определение его сущности является нерешенной задачей.
Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране (или в конкретных регионах одной и той же страны), а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения.
Некоторые исследователи считают, что профессиональное самоопределение возможно только тогда, когда закончено самопознание своих способностей, сформирован образ «Я» и имеется внутренняя готовность обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации. В целом авторами отмечается, что профессиональное самоопределение связано с влиянием внешнего мира, но вероятность его положительного или отрицательного влияния существует в зависимости от обстоятельств. Данный вопрос, по мнению авторов, не может быть решен в рамках оценочной концепции, так как игнорирование социальной интегрированности ведет к невротизму, а игнорирование собственной позиции к конформизму, что проявляется во внутреннем противоречии. Конструктивный подход в снятии внутриличностного противоречия, обусловленный осознанием сложившихся обстоятельств, дает возможность расширить пространство профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение понимается нами, прежде всего как мотивирующая сила и основа формирования интегральной характеристики личности, по структуре мы придерживаемся процессуальному подходу. При этом, отметим, что социальная интегрированность личности рассматривается как совокупность ее индивидуальности, социальной включенности и духовности. В.
150 профессиональном самоопределении это означает определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Наименее разработанной при этом считается проблема соотношения внутренних индивидуальных установок личности и внешних условий в процессе профессионального саморазвития личности, способствующих или препятствующих процессу самоопределения.
Для осуществления профессионального самоопределения на этапе саморазвития человеку следует по возможности совместить внутреннюю личностную позицию и те внешние социальные условия, которые его окружают. Для этого специалисту необходимо: понимать, что его развитие происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностьюучитывать свои индивидуальные особенностиуметь реально планировать деятельность для овладения методами профессионализмауметь в процессе деятельности строить взаимодействия с другими людьми.
Рассмотренные проблемы развития профессионального самоопределения офицеров-воспитателей показывают актуальность выбранного исследования. Анализ понятия «профессиональное самоопределение» офицера-воспитателя рассмотрен нами по различным основаниям и представляет собой актуализацию общего и специфического для данной специальности. В частности, к условиям, влияющим на развитие профессионального самоопределения офицера-воспитателя относятся: индивидуально-личностные особенности специалистаэмоциональное отношение к деятельностикомплекс значимых профессиональных умений и навыковожидания к деятельности специалиста со стороны Вооруженных сил Российской Федерации. Данные условия разделяются на внешние и внутренние, субъективные и объективные, что соответствует общеметодологическим взглядам на развитие. Под внешними условиями в этом контексте понимаются особенности социальных ожиданий от деятельности офицера-воспитателя, этические и организационно-операциональные нормы и правила в профессии, обусловленные качеством специального образования. Под внутренними — индивидуально.
151 типологические особенности специалиста, его характер, темперамент, профессиональное самосознание и самоотношение. Анализ этих факторов позволил выдвинуть предварительную гипотезу исследования, что профессиональное самоопределение — это сложный, длительный и многоступенчатый процесс развития человека, который не ограничивается единичным фактом выбора профессии, а разворачивается всю профессиональную жизнь в рамках одной профессии. Сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в стремлении к профессионально-личностной гармонии в избранной сфере. Решающим условием развития профессионального самоопределения в повседневной воинской деятельности является стремление к профессионально-личностной гармонии, психологическая суть которой заключается в динамическом соответствии между личностно-профессиональной позицией офицера-воспитателя и ожиданиями армии от его деятельности как специалиста.
В то же время, несоответствие между названными факторами является препятствием для профессионального самоопределения. Одним из следствий такого несоответствия является внутренние противоречия специалиста, вызывающие неуверенность, снижение самооценки, чувство вины, нестабильность в работе. Становится понятным, что только гармоничное сочетание этих условий является основным критерием профессионального роста специалиста, определяя его профессиональную эффективность.
В диссертации применительно выделенное Н. Н. Радулом понятие «профессионально-личностная гармония». Оно представляет собой сложное интегральное объединение, включающее в себя внешнюю и внутреннюю составляющие. Внутренняя составляющая профессионально-личностной гармонии представлена индивидуально-личностными особенности специалиста, к которым относятся: особенности характера, темперамента, внешности, установок, мотивации и т. п. Внешняя составляющая профессионально-личностной гармонии представлена социальными ожиданиями и представлениями от деятельности специалиста;
152 профессиональными, правовыми и этическими нормами в профессии, уровнем подготовки специалиста и т. п.
Профессионально-личностная гармония является многофакторным объединением, включая содержательные характеристики составляющих ее факторов и их структурную взаимосвязь. Внутренняя составляющая профессионально-личностной гармонии представлена индивидуально-личностными особенностями специалиста, к которым относятся: особенности характера, темперамента, внешности, установок, мотивации и т. п. Внешняя составляющая профессионально-личностной гармонии представлена социальными ожиданиями и представлениями от деятельности специалистапрофессиональными, правовыми и этическими нормами в профессии, уровнем подготовки специалиста и т. п.
Таким образом, можно определить психологические условия развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя по критерию «гармониядисгармония» внешних и внутренних условий его развития. С этой целью нами была адаптирована методика исследования разработанная Н. Н. Радулом, позволяющая проанализировать соответствия между внутренними личностными установками и внешними, адаптивными способами деятельности уофицеров-воспитателей. Этому было посвящено эмпирическое исследование, в ходе которого были получены следующие результаты: Статистически значимые связи между показателями ранжирования личностно значимых и используемых умений и навыков офицера-воспитателя подтвердили правомерность выносимого на защиту положения, что решающим условием развития профессионального самоопределения является стремление к профессионально-личностной гармонии, психологическая суть которой заключается в динамическом соответствии между личностно-профессиональной позицией офицера-воспитателя и ожиданиями армии от его деятельности как специалиста. Корреляционный и факторный анализ показали, что существуют тенденции в предпочтении и игнорировании специалистами тех или иных.
153 профессиональных умений и навыков в зависимости от специального образования, служебного стажа, а также профессиональной успешности. Изучение социальных ожиданий Вооруженных Сил РФ от деятельности заместителей командиров рот (батарей) по воспитательной работе показало, что запрос ВС РФ показало, что запрос ВС РФ к офицеру-воспитателю существует в основном по операциональному компоненту и в целом соответствует актуальным умениям и навыкам заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе. В то же время выявилось несоответствие степени значимости отдельных операциональных умений запросам командования. В первую очередь это касается профилактической работы: для офицеров-воспитателей данное умение особо значимо, но не достаточно востребовано армией.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Повседневная воинская деятельность заместителя командира роты (батареи) по воспитательной работе имеет ряд специфических особенностей, заключающихся в осуществлении разноплановых функций: защитника Отечества, военного специалиста и воспитателя. Это вносит противоречие в профессионально-личностностную позицию офицера-воспитателя и ожидания армии от его деятельности.
Профессиональное самоопределение офицера-воспитателя — это сложный, длительный и многоступенчатый процесс развития личности, который не ограничивается единичным фактом выбора профессии, а разворачивается всю профессиональную жизнь в рамках одной профессии. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в стремлении к профессионально-личностной гармонии в избранной сфере.
Развитие профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе, в результате наличия противоречия между профессионально-личностной позицией специалиста и запросами армии к его деятельности.
Психологическая суть профессионально-личностной гармонии, заключается в динамическом соответствии между наиболее личностно значимыми и наиболее общественно востребованными в работе умениями, видами и способами его деятельности, как специалиста.
Сниженная профессионально-личностная гармония по выявленным видам и способам работы является средством для осознания смысла профессиональной деятельности и способствует либо профессиональному самосовершенствованию личности офицера-воспитателя, либо разочарованию в профессии. Завершением процесса развития профессионального самоопределения становится момент позитивного отношения к себе как к субъекту определенной профессиональной деятельности.
Исследование показало, что существуют тенденции в предпочтении и игнорировании специалистами тех или иных профессиональных направлений деятельности в зависимости от специального образования, рабочего стажа.
Профессиональные виды деятельности, не имеющие должной значимости для специалиста, выполняются с меньшей эффективностью, что не оправдывает ожидания Вооруженных Сил. Дисгармония проявляется во внутриличностном конфликте специалиста, а также отрицательно влияет на морально-психологическое состояние воинского коллектива.
Адаптированная в исследовании методика Н. Н. Радула по выявлению степени профессионально-личностной гармонии актуализирует проблему соответствия-несоответствия личностно-профессиональной позиции офицера-воспитателя ожиданиям Вооруженных Сил. Это позволяет оптимизировать процесс самоопределения специалиста, который может, учитывая свои индивидуальные качества и сложившиеся обстоятельства избрать либо формирование адекватного запроса на свою деятельностьлибо пересмотр собственных установок для выполнения заказа социального окружения.
Понимание со стороны командования Вооруженными силами и общества в целом в необходимости создания условий гармоничного.
155 сочетания внешней и внутренней составляющих профессионально-личностной гармонии личности офицера-воспитателя позволит повысить у специалистов уровень духовно-нравственных показателей социального самочувствия и интерес к военной службе у молодежи.
Таким образом, представленное исследование в целом подтверждает правомерность поставленной гипотезы и выносимых на защиту положений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И РЕКОМЕНДАЦИИ.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения личностиизучили содержание, функции, структуру профессионального самоопределения офицера-воспитателя, а также тенденции в предпочтении офицерами-воспитателями профессиональных умений, видов и способов работы в зависимости от образования, рабочего стажа.
В настоящем исследовании произведена попытка выяснить те взаимосвязи, которые существуют между внешними и внутренними условиями развития профессионального самоопределения в профессии офицера-воспитателя. Как было показано выше, что решающим условием развития профессионального самоопределения является стремление к профессионально-личностной гармонии, психологическая суть которой заключается в динамическом соответствии между личностно-профессиональной позицией офицера-воспитателя и ожиданиями армии от его деятельности как специалиста.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования.
Выявленные в исследовании результаты позволяют определить наиболее предпочтительные формы профессиональной адаптации офицера-воспитателя на рабочем месте, которые могут быть использованы преподавателями вузов, обучающих курсантов для замещения вакантных должностей — заместитель командира роты (батареи) по воспитательной работе.
Полученные в исследовании данные, а также адаптированная методика диагностики профессионально-личностной гармонии могут быть использованы командованием соединений, объединений, Вооруженных Сил РФ при проведении индивидуальных консультаций специалистов.
Примененные методики позволяет офицерам — воспитателям, офицерам образовательных учреждений осознать проблемы профессиональной деятельности, оценить неудачи и успехи.
Учет, при составлении учебных планов в ввузах (вузах), психологических условий развития профессионального самоопределения, а также составляющих профессионально-личностной гармонии будет способствовать подготовке в военно-учебных заведениях, а также на военных кафедрах вузов курсантов (студентов) к самостоятельной профессиональной деятельности в должности.
Изучение проводилось в процессе практической работы с этой категорией специалистов. Все представленные методики апробированы и внедрены в воинских частях, соединениях и объединениях Приволжского военного округа. Для дальнейшего самосовершенствования офицеров-воспитателей на базе Московского городского психолого-педагогического института организованы курсы повышения квалификации.
Развитие деятельности в данном направлении позволяет выдвинуть и осуществить идею о реабилитации сущности профессии «офицера-воспитателя». Для проведения такого рода работы (менеджмента) требуется:
— с одной стороны, банк данных по специфике запросов на специальность офицера-воспитателя различных воинских частей;
— с другой стороны, банк данных должен содержать информацию об актуальных и потенциальных возможностях офицеров-воспитателей.
За пределами нашего исследования остались другие факторы развития профессионального самоопределения, в частности — культурный, тендерный, региональный и другие. По этой причине возникает необходимость в постановке новых задач, которые при их решении позволили бы ответить на ряд этих и других, возникших в ходе исследования вопросов. Это определяет перспективу дальнейшего исследования.
S 0 S1 CA гя MJ Ik.
О r? H ':—] Ю с" .
2 ч t" «ц л. О S uuri ri il1 Li CK.
5 — О.
ГГ> и.
О Л Е ft1 s Cb 2. «5 № g.
Я (1 l, а af.
•чс? ж л ^ я.
Я, а н о.
— J и m чэ о ©.
33 um.
35 о 0 в s чз Б hi mm ш mm О.
И! СЕ.
Я Е.
S Е, а 2.
Ч taw к— Р* eu № н m i. i d чи g о.
Se.
Э S ю У.
P".
H 4″ MM*.
Е h** П.
HM n H.
Tl IIJC"' j О.
Г s r! s.
— rrl.
H Л * ?
Pj 3.
Г4 «О a a.
9 +.
14 3.
Список литературы
- Абрамова С, Г. Введение в практическую психологию. Брест, 1993
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности М. Воронеж, 1999
- Акмеология: методология: методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию чл. кор. РАО Кузьминой Н. В., М., 1998
- Алюшина H.A., Репецкий Ю. А., Семенов И. Н. Рефлексивная психология акмеология успешного управленца. Москва-Сочи, ИРПТиГО МАГ 1998.
- Аминов H.A., Молоканов М. В. Социально-психологические предпоссылки формирования специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. № 1. — 1992.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.1969
- Андреева Г. Н. Социальная психология. М., 1980
- Анохин П.К. 1974 Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1969
- Анцупов А.Я., Малышев A.A., Пилиповский А. Г. Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку. М., 1998
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986
- Барабанщиков A.B. Сотвори себя сам // Сост.Б. Г. Безлепкин. М., 1990
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
- Бодалев A.A. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. № 5
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека, М., 1998
- Бодров В.А. психологические исследования профессионализации.17