Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как институт обеспечения и развития федерализма
На новомэтапе развития, подтверждая приверженность демократическим ценностям Конституции Российской Федерации, политическое руководство странывидит решение указанных проблем во взаимосвязи с решением общих задач модернизации общественно-политических, социальноэкономических и политико-правовых основ федеративного демократического правового, социального государства. Курс на модернизацию всех сторон… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты анализа институциональных основ федерализма
- 1. Особенности становления и развития федеративных отношений в России
- 2. Система федеральных органов представительной власти в Российской Федерации и их место в обеспечении и развитии федерализма
- Глава 2. Роль Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в развитии федеративных отношений
- 1. Законодательное обеспечение федеративных отношений как приоритетное направление деятельности Совета Федерации
- 2. Регионализация федеративных отношений и основные направления совершенствования деятельности Совета Федерации
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как институт обеспечения и развития федерализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Научно-теоретическое осмысление проблем федерализма является одним из важных направлений политической науки, связанным с решением целого ряда сложных и масштабных задач государственного строительства, укрепления конституционных основ общественного строя, развития институтов государства и гражданского общества, согласования интересов субъектов федеративных отношений в целях эффективного функционирования механизмов реализации политической власти, устойчивого и поступательного социально-экономического развития Российской Федерации.
В процессе накопления и углубления научного знания, всестороннего научного анализа практического опыта-федеративных отношений в< различные исторические периоды в рамках исследований по проблемам федерализма, как явления мировой и отечественной общественно-политической, практики, постепенно возник целыйряд научных концепций, сформировались научные школы и направления исследований. В’результате’настойчивых и плодотворных усилий отечественных государствоведов" сложилось, а впоследствии и институционально' оформилось самостоятельное направлениеполитической науки «федерология», которое позволило придать новый' импульс исследованиям комплексного общественно-политического, государственно-правового и социально-экономического1 феномена.
Наряду с широким спектром проблем, входящих в объектно-предметную область федерологии, в условиях дальнейшего развития? политических и правовых основ российской государственности одно из> центральных мест в исследованиях отечественных ученых занимают проблемы научного поиска и обоснования перспективных моделей регулировании отношений между федерацией и ее субъектами, между государственными органами власти и органами местного самоуправления, а таюке изучение становления и развития гражданского общества, реализации прав и свобод граждан на всех уровнях власти.
Федерализм, как научно-теоретическая и политико-правовая основа устройства федеративного государства, методологический фундамент которого составляют принципы политической организации общества в сфере регулирования отношений между федерацией и ее субъектами, не может оставаться неизменным в условиях модернизации всех сторон жизни общества и государства. При этом совершенствование федерализма в том или ином направлении (к примеру, изменение форм наделения полномочиями глав регионов, отказ от термина «президент» применительно к руководителям республик в. составе Российской Федерации) не является отрицанием ни демократии, ни федеративного устройства государства. Президент России Д. А. Медведев четко обозначил позиции по этому вопросу, сказав: «То, что оговаривает фундаментальные права и свободы, что заложило президентскую форму правления в России, и ее федеративное устройство, — это не должно меняться никогда».1 Эти слова-Президента России, сказанные накануне 15-летнего юбилея Конституции Российской Федерации, стали-про-' должением и развитием его программы совершенствования^ федерализма, л изложенной^ Послании 2008 года Федеральному Собранию. Речь.в.нем, в частности, шла' о реформировании Совета Федерации. Однако, совершенствование федерализма, подчеркнем, направлено не на размывание основ федеративного государства' а на их укрепление.
Особое место среди институтов власти, ответственных за совершенствование (развитие) российского федерализма занимает Совет Федерации, как палата представительного и законодательного органа Российской Федерации.
Именно к Федеральному Собранию обращается с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства Президент Российской Федерации. Именно.
1 См: Российская газета. 2008.15 декабря.
2 См.: Российская газета. 2008. 06 — 12 ноября.
3 См.: Российская газета. 2008. 6 ноября. в Послании он очерчивает круг проблем, подлежащих решению в той или иной сфере жизнедеятельности, в том числе, и в сфере федеративных отношений. Все, что касается федерализма, на наш взгляд, адресовано, прежде всего, Совету Федерации, куда входят по два представителя от каждого субъекта. Российской Федерации. То есть, Совет Федерации и «по определению», и по своей природе призван быть институтом «защиты» федерализма, его выражением и отражением.
Однако на сегодняшний день вряд ли можно в полной: мере утверждать, что Совет Федерации является таким институтом по результатам его деятельности. Следовательно, задача, состоит в том, чтобы раскрыть, показать эти результаты и сформулировать позиции по активизации работы Совета Федерации как института обеспечения и. развития федерализма' в России. Такая задача может быть выполнена в ходе научного исследования, предполагающего объективный подход к анализу, оценке происходящих процессов.
Современное состояние и перспективы развития федерализмав Российской Федерации непосредственно связаны" с содержанием-, и динамикош экономических, социальных, политических процессов-. разрешением комплекса противоречийсдерживающих, поступательное инновационное развитие нашего > общества и государства, которые испытывают действиенегативных факторовобусловленных целым? рядом явлений объективногои субъективного характера в экономике, политике, праве, в сфере федератив-. ных и межнациональных отношений, механизмах согласования интересов личности, общества и государства, федерального центра и регионоворганов исполнительнойзаконодательной (представительной), власти, институтов местного самоуправления и гражданского общества.
На новомэтапе развития, подтверждая приверженность демократическим ценностям Конституции Российской Федерации, политическое руководство странывидит решение указанных проблем во взаимосвязи с решением общих задач модернизации общественно-политических, социальноэкономических и политико-правовых основ федеративного демократического правового, социального государства. Курс на модернизацию всех сторон жизни российского общества, политической системы и совершенствование федеративного устройства России, определенный, как уже указывалось, главой государства в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, предполагает существенные корректировки политико-правовой конструкции, сложившейся в России. Объективная потребность в таких изменениях, по мнению Президента России Д. А. Медведева, возможна, поскольку наше общество в основном освоило навыки, практику и процедуры демократии.1.
В рамках процедур демократии широко" обсуждаются поставленные политическим руководством страны такие элементы модернизационных процессов как децентрализация — вектор развития, Российского государства1 в условиях федеративности. Идея. децентрализации была представлена^Президентом России Д. А. Медведевым, на мировом политическом форуме в Ярославле (сентябрь 2011 г.) и нашла понимание у большинства его участников. Президент подчеркнул, что децентрализация означает передачу части государственных функций общественным организациям и части-полнол мочий с верхних уровней власти на региональный, и местный. Эту задачу, как представляетсяневозможно решить без активного участия Совета Федерации, органа, который теснее других государственных структур взаимодействует с субъектами Российской Федерации. Нынешняя практика Совета Федерации показывает, что и его руководство, и весь, состав сенаторов с пониманием относятся к инициативам Президента России и готовы их решать.
Возникает вопрос о выборе форм и методов (механизмов) решения поставленной задачиВ этомплане также необходимы научные изыскания.
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию //Российская газета. 6 ноября 2008, с.З.
2 См.: Российская газета. 2011. 9 сентября.
При этом не умаляется вклад руководства Совета Федерации, всех сенаторов в уже происходящие модернизационные процессы. Напротив, научное исследование, направлено, в том числе, на обобщение и показ этого вклада. Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко озвучила свое понимание модернизации и места Совета Федерации в этом процессе. Она сказала: «. Я понимаю это слово достаточно широко — это не только модернизация экономики, производства, и переход на инновационные рельсы, но еще и модернизация управления институтов всех ветвей власти.».1 К одним из таких институтов, который призван обеспечивать развитие федерализма, относится, на наш взгляд, Совет Федерации.
Чтобы показать это на научном уровне, нами избрана данная л-ема исследования. В этом мы видим ее актуальность.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучение проблем федерализма, федеративных отношений* в рамках различных научных дисциплин, направлений и парадигм исследований^ имеет богатую историю и насчитывает несколько веков. В те или иные периоды развития научного знания о государстве и праве, политике и политических отношениях, демократии, как форме и способе реализации политической власти народа, внимание исследователей акцентировалось на политических, правовых, экономических, территориальных и иных аспектах функционирования государства.
Соотношение народною воли и политической власти, как основ государственного управления, а также целый ряд других проблем, разрешению которых посвятили себя мыслители прошлого, нашли свое отражение в трудах Аристотеля, Платона, Цицерона, Сократа, Фомы Аквинского и др. Поиску и обоснованию моделей государственности, отвечающих интересам народа, посвящены сочинения Т. Мора, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Ш. Монтескье и многих других исследователей. В трудах, ставших классиче.
1 См.: Матвиенко В. И. Добрый Совет//Российская газета. 2011,17 ноября. С. 6. скими для государствоведения, содержатся взгляды и идеи, лежащие в основе современных политических и правовых теорий.
В развитие научно-теоретических подходов к разрешению одной из краеугольных проблем демократии — проблемы разделения властей — внесли неоценимый вклад И. Кант, Г. Гегель, Т. Гоббс и другие мыслители прошлого и настоящего.
Подробный обобщающий анализ учения о народе, власти, государстве, праве представлен в трудах целого ряда отечественных ученых. Проблемы построения российского государства рассматриваются А.Д. Градов-ским, Н. Костомаровым, Н. Я. Данилевским, М. А. Бакуниным и др. Проблемы федерализма и политического устройства России исследовались И. Ильиным, Ф. Ф. Кокошкиным, А. Ященко и другими учеными.
Большой вклад в развитие государственного устройства России в условиях государства рабочих и крестьян внесли сторонники научно-теоретической концепции права наций на самоопределение, реализованной в национально-государственном устройстве СССР.'.
Существенное влияние на подходы ученых к исследованию современных отечественных проблем российской государственности ифедерализма в современный период оказали труды Д.Дж. Элейзера, П. Кинга, Р. Даниэльса, В: Острома, X. Линца, А. Лейпхарта, А. Токвиля, У.Р. Хальтер-на и других зарубежных исследователей.
Изменения-в общественной системе, обусловленные формированием новых демократических государств на постсоветском пространстве, открытость и плюрализм в политических оценках теории и практики советского федерализма, позволили отечественным ученым с новых научных позиций рассмотреть достижения и просчеты в осуществлении внутренней политики в Советском Союзе, переосмыслить сложившуюся в СССР систему федеративных отношений.
Теоретико-методологическое обоснование и развитие политического содержания, а также анализ отечественных особенностей федерализма содержатся в трудах P.F. Абдулатипова, А. Н. Аринина, A.C. Автономова, Л. Ф. Болтенковой, С. Д. Валентея, Л. М. Дробижевой, И. Н. Барцица, В-В. ГайдукаВ.М. Герасимова, В. Н. Дахина, В. Ю. Зорина, К. В. Калининой, В. Н. Лысенко, A.A. Мацнева, Н. П. Медведева, В. А. Михайлова, А. И. Соловьева, М. В. Столярова, E.H. Трофимова, И. А. Умновои, В. Е. Чиркииа и других российских ученых. Комплексный подход к анализу развитияфедерализма в России содержитсяв трудах отечественныхисследователей, положивших начало формированию нового направления политическойшауки, получившей-наименование «федерология».
Важное значение для разработки проблемы исследования имеют труды Р. Г. Абдулатипова, Д. Р. Абдулатипова, A.C. Автономова, М. А. Астваца-туровой, М. С. Бочковой, В. В. Гайдука, Ж. В. Гусевой, М. Н. Губогло, А. Ф. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой-. О. В. Евстигнеевой, В. Ю. Зорина, B.C. Комаровского, А. ВМаксимова и других исследователей.
Следует отметить. большую глубину и широкий охват исследованиями проблем федерализма в современной России. Данное обстоятельство создает определенную теоретико-методологическую основу для. дальнейших исследований как: общих, так и частных аспектов функционирования современных политических институтов' в интересах дальнейшего научного осмысления проблем совершенствования, и развития федеративных отношений. .
Однако наше исследование основное внимание сосредоточивает на, Совете Федерациикак. институте обеспечения и развитияфедерализма', а этот аспект общей проблемы федерализма изучен недостаточно^ особенно с учетом происходящих на современном этапе модернизационных, реформаторских процессов;
Гипотеза исследования состоит в предположении, что в условиях модернизации политической системы потребности совершенствования и развития федеративных отношений обусловливают необходимость повышения роли и значения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, как палаты парламента, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, и политического института, целью и содержанием деятельности которого является законодательное обеспечение и развитие федерализма, совершенствование федеративных отношений.
Объект исследования — общественные, государственно-правовые и политико-правовые отношения, складывающиеся в процессе функционирования Совета Федерации по обеспечению и развитию российского федерализма.
Предмет исследования — политические, политико-правовые документы и материалы, нормативные правовые акты, касающиеся деятельности Совета Федерации по обеспечению и развитию федерализма, конкретная практика деятельности сенаторов и структур Совета Федерации в сфере федерализма.
Цель исследования — на основе результатов* анализа" научно-теоретических взглядов на федерализм, как комплексное и многоаспектное явление современной общественно-политическойдействительности, отражающих историю, состояние и перспективы развития федеративных отношений в Российской^ Федерации, рассмотреть. конституционное1 предназначение, практику работы и роль Совета Федерации Федерального Собрания* Российской Федерации в реализации идей-федерализма, определить и1 научно обосновать направления оптимизаций деятельности верхней палаты российского парламента, как института обеспечения и развития федерализма, законодательного и представительного органа властифедеративного государства.
Актуальность темы
диссертационного исследования, его объект и предмет обусловили необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:
— обосновать и раскрыть тезис о том, что Совет Федерации — институт обеспечения и развития федерализма;
— проанализировать проблемы становления и развития российского федерализма;
— рассмотреть систему органов представительной власти как институциональную основу федеративной демократии;
— выявить значение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в обеспечении и развитии федерализма;
— провести анализ практического опыта функционирования верхней палаты российского парламента в контексте демократизации федеративных отношений, реализации интересов федеративного многонационального государства с учетом региональных особенностей и потребностей современного этапа развития Российской Федерации;
— выявить степень влияния регионализации’федеративных отношений и федеративной-политики на укрепление российской государственности;
— сформулировать и научно обосновать основные направления оптимизации деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органов, государственной властии* органов местного самоуправления по дальнейшему развитию федерализма.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектический, структурно-функциональный, деятельностный, конкретно-исторический, социологический и другие общенаучные и частные методы исследований, свойственные политологическому анализу сложной политико-правовой проблемы.
В’диссертации широко использован междисциплинарный подход, позволяющий выявить политологическое содержание и специфические особенности явлений, процессов, факторов и условий, характеризующих генезис, современное состояние и перспективы развития предметно-объектных связей и отношений в рамках объектно-предметнойсреды, научно-теоретические и прикладные аспекты, связанные с содержанием и природой российского федерализма и другими явлениями, отражающими современные особенности и тенденции его развития.
Теоретико-эмпирическая база диссертационного исследования включает нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, законодательство СССР и РСФСР, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, тексты выступлений политическихдеятелей, публикации интернет-сайтов, статистические материалы.
Отдельную группу источников составляют материалы Автоматизированной системы обеспечения законопроектной деятельности Государственной Думы (АСОЗД), официальные сайты Совета Федерации и других органов государственной власти Российской Федерации.
Рассуждения и выводы, изложенные в диссертации, базируются на результатах исследований российских и 'зарубежных ученых, представленных в научных статьях и монографиях, в научной и учебно-методической литературе по теме исследования, а также содержащихся в материалах пар- • ламентских слушаний, «круглых столов», научных и научно-практических конференций.
Достоверность научныхрезультатовобеспечивается применением? методов, способствующих достижению поставленной цели и решениюисследовательских задач, апробацией результатов исследования припроведении мониторинга законодательства и правоприменительнойпрактикив ходе подготовкиматериалов и текста ежегодных, докладов Совета: Федерации: о состоянии законодательства в Российской Федерации, использованиемширокого кругаисточников научногонормативно-правового и-статистического характера;
Научная новизна диссертационного исследования" заключается в обосновании институционального значения? верхней палаты Федерального Собрания как института, обеспечивающего: законодательное регулирование федеративных отношений, согласование и артикуляцию интересов субъектов Российской Федерации, координацию деятельности законодательных (представительных) органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а также других субъектов федеративных отношений в целях модернизации политической системы России, укрепления ее федеративного устройства.
С учетом вышеизложенного, на защиту выносятся следующие положения и выводы, обладающие научной новизной.
1. С первых дней своего существования Совет Федерации, как одна из палат Федерального Собрания, выступил в роли представительного и законодательного органа, призванного развивать и реализовывать фундаментальные принципы и идеи федерализма в практике своей деятельности. Всесторонне обеспечивать учет региональных интересов в развитии законодательства Российской Федерации и их отражение в деятельности субъектов федеративных отношений. История становления и развития Совета Федерации самым непосредственным образом связана со становлением институтов федерализма в России и отражает сложность и противоречивость > процессов его развития.
Достижение позитивной динамики" в развитии, федерализма есть результат реализации комплекса политико-правовых, финансово/ экономических и социальных-мер, которые осуществляются" в > Российской* Федерации при непосредственном участии' верхней^ палаты российского1 парламента. Деятельность Совета Федерации отражает сложившуюся систему сдержек и противовесов, являющуюся одним1 из фундаментальных принципов и инструментов демократии, и свидетельствует о том, что данная палата сформировалась как институт обеспечения* и развития федерализма.
2. Фундаментальной основой российского федерализма является" единство субъектов Российской Федерации в многообразии их региональных особенностей и полиэтничности государства, которое, в свою очередь, обусловливает вариативность моделей представительства интересов избирателей в законодательных органах власти, выступающих в качестве инструментов обеспечения федеративной демократии, а также структуру и особенности деятельности Совета Федерации, как относительно самостоятельного института обеспечения и развития федерализма.
Эволюция процедур формирования Совета Федерации свидетельствует, что они, с одной стороны, находятся в прямой зависимости от тенденций, отражающих развитие государственного строительства и федеративных отношений, а, с другой стороны, — обусловливаются потребностями укрепления Совета Федерации как института обеспечения и развития федерализма.
3. Как институт обеспечения и развития федерализма, Совет Федерации представляет собой орган, выполняющий координирующую и согласующую роль в разрешении проблем разграничения предметов ведения и полномочий, реализации принципа субсидиарности в отношениях между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Функция основного механизма и инструмента взаимодействия/ и координациипринадлежит Совету законодателей. Основной задачей Совета законодателей является поиск моделей и путей оптимального распределения' властных функций таким образом, чтобы это способствовало достижению стратегических целей — значимого роста благосостояния' граждан, обеспечения межнационального согласия, целостности федеративного государства и незыблемости суверенитета Российской Федерации.
4. Архитектура и порядок формирования' федеральных органов’представительной-власти выступают важнейшими объектами политических технологий при реализации федеративных отношений. Оптимизация модели формирования состава верхней палаты парламента является неотъемлемым политико-правовым компонентом механизма совершенствования федеративных отношений, в основе которого лежат сбалансированная федеративная и региональнаяполитика, учет этнонациональных и этнокультурных факторов в развитии субъектов Федерации.
Совершенствование порядка формирования и деятельности Совета Федерации, как «палаты регионов», обусловливается требованиями сбалансированного развития субъектов федерации, совершенствования федеративных отношений, укрепления институтов федеративной демократии, обеспечения и развития федерализма в целом. Реализация данных требований в деятельности Совета Федерации оказывает непосредственное воздействие на демократизм и транспарентность региональной политики, эффективность действия механизмов принятия политических решений, как на региональном, так и федеральном уровнях, способствует укреплению российской государственности.
5. Наряду с основополагающими принципами федерализма, одним из ключевых условий' и факторов совершенствования и развития федеративных отношений выступает субсидиарность. Реализация принципа субсидиарное&tradeв деятельности федеральных органовгосударственной власти предполагает нахождение оптимальной модели взаимодействия разных1 уровней власти на основе баланса местных, региональных и общенациональных интересов, обеспечивающего эффективное управление общественными процессами.
Теоретико-методологическая значимость работы.
В диссертации осуществлено комплексное* исследование содержания, особенностей и специфики деятельности Совета Федерации, исходя из его места в" архитектуре политической власти, системе представительных и законодательных органов власти в федеративном государстве с учетом результатов опыта практической деятельности по законодательному регулированию правоотношений, возникающих по вопросам федерализма в Российской Федерации. Исследование вносит определенный научный вклад в развитие теории федерализма, научно-теоретическое осмысление природы и содержания федеративных отношений, посредством использования исследовательских инструментов, свойственных политической науке.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе оптимизации организационно-правовых и административных механизмов деятельности руководства, комитетов и комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, а также в разработке учебно-методических комплексов по дисциплинам «Политоло-< гия», «Федерология», «Федеративные и национальные отношения», «История России», «Государственное и муниципальное управление», «Политическая история России», преподавании других социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на проблемной группе кафедры национальных и федеративных отношений: РАНХ и ГС, ее выводы и положения одобрены и рекомендованы к защите. Материалы диссертации, научно-теоретические и практические вводы и рекомендации исследования были использованы в выступлениях диссертанта на «круглых столах» в Совете Федерации, при подготовке ежегодных док!) ладов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии, законодательства в Российской Федерации, а также в различных 7 публикациях по теме диссертационной работы.
Структурно диссертация" состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, а также списка источников и литературы.
Результаты исследования показывают, что в условиях динамично изменяющегося мира верхняя палата парламента, как и все институты демократии, не может останавливаться в своем развитии. Структура и вопросы ведения Совета Федерации, выступая основой деятельности палаты парламента, не могут не отражать результаты совершенствования политической: системы, общества и должны оптимизировать процессы и процедуры координации, согласования игармонизации интересов субъектов Федерации и Федерации в целом.
В данной связи требуется продолжать наращивать усилия по совершенствованию1 деятельности Совета Федерации по мониторингу законодательства иправоприменительной практики. В этих целях представляется-целесообразным институировать деятельность группыпоподготовке еже' годного-доклада, о состоянии законодательства в Российской Федерации в виде структурного-подразделения Аппарата Совета Федерациинаделившее: соответствующими' полномочиями и статусом путем принятия? изменений в Регламент палаты.
В целях укрепления взаимодействия" и координации законодательной-, деятельности: федеральных: органовзаконодательной власти, органов: — государственной? власти субъектов Российской Федерации и органов местного* самоуправления. в интересах сохранения и качественного совершенствования федеративных отношений, укрепления единства государства. при многообразии его субъектов представляется целесообразным:
— придать статус постоянно действующего органа Совета Федерации Совету по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами. го- -сударственной власти субъектов Российской Федерации — Совету законодателей. В. целях обеспечения его деятельности сформировать аппарат Совета законодателей^ включив вего состав наиболееподготовленных специали-стов-федерологов и подключив к его работе соответствующие научно-исследовательские структуры на основе принциповчастно-государственного партнерства;
Важным направлением деятельности Совета законодателей и Совета Федерации в целом, как института обеспечения и развития федерализма, может, выступить разработка и реализация Концепции субсидиарности, как одного из перспективных направлений модернизации федеративных отношений.
С учетом изложенных выводов и практических рекомендаций необходимо констатировать, что проблемы исследования эволюции и современного содержания федерализма, развитие научно-теоретических взглядов на природу и сущность федеративных отношений, а также выявление наиболее значимых факторов, определяющих современную специфику функционирования федеративного российского государства, определение направлений совершенствования и модернизации политической системы, тесно связаны с местом и ролью Совета Федерации Федерального Собрания^Российской Федерации как палаты регионов: В-данной связи укрепление политико-правового статуса верхней палаты парламента и повышение' его инсти-туциональнойроли в’регулировании федеративных отношений представляет собой, важнейшее условие и* направление развития федерализма, одновременно выступая актуальной? научно-практической задачей федерологиш неполитической’науки в целом. Для ее комплексного и системного решения1 нужна консолидация усилий органов государственной властиРоссийской^ Федерации-и научного сообщества, экспертов-федерологов в интересах разработки, актуализированных и наполненных конкретным содержанием концептуальных документов — руководства к действию по укреплению российского федерализма.
В заключение отметимчто в диссертации представлен лишь. завершенный авторский взгляд на исследуемую проблему, который является определенным рубежом, предполагающим-дальнейшее изучение и осмысление проблем институализации и развития идей, федерализма и их практического применения в деятельности ведущих политических институтов, каким является Совет Федерации Федерального Собрания^ Российской’Федерации.
Заключение
.
Проведенное диссертационное исследование политико-правового статуса, порядка формирования, содержания, характера и особенностей деятельности Совета Федерации в контексте укрепления его роли как института обеспечения и развития федерализма и совершенствования федератив ных отношений позволяет сделать ряд теоретических и практических выводов.
Становление Совета Федерации в качестве «палаты регионов», происходившее в период 1996 — 2001 годов, завершилось трансформацией законодательного органа Федерального Собрания в институт политической системы, призванный законодательно обеспечить гармонизацию федеративных отношений.
В период становления и развития Совета Федерации законодательные* приоритеты его деятельности определялись интересами укрепления федерации и территорий, входящих в состав Федерации. К ним относились, прежде всего, сферьг бюджета, трансфертной политики, налоговой реформы, избирательного законодательства. При этом стратегической задачей — представителей’регионов выступало обеспечение законодательного регулирования федеративных отношений, социально-экономических и политико-1 правовых основ взаимоотношений между субъектами Федерации и федеральным центром с позиций их соответствия политическим, экономическим и иным интересам субъектов Российской Федерации.
В условиях политической модернизации роль и место верхней палаты в системе российского парламентаризма возрастает. Значимость Совета Федерации для эффективного разрешения проблем федеративных отношений 1 в связи с трансформацией, обусловленной политическими и социально-экономическими изменениями, происходящими в России, актуализируют задачи по политико-правовой и структурно-функциональной модернизации г его деятельности на основе:
— опыта государственного строительства и правового регулирования, накопленного в условиях развития политической системы на основе Конституции Российской Федерации и закрепления за верхней палатой роли ведущего органа, призванного возглавить процесс формирования концептуальных подходов к согласованию и координации интересов субъектов ФеI дерации на принципах федеративной демократии;
— достижения уровня политико-правового развития, при котором институты федеративной демократии во взаимодействии с другими институтами1 федерализма и политической системы могли бы обеспечить условия1 для минимизации конфликтного потенциала в существующей системе федеративных отношенийа также дляформированияоптимальных моделей разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами федеративного государства;
— активизации теоретико-методологических и научно-практических исследований феномена федерализма, поиска, конструирования и апробации^ эффективных моделей реализации федеративных отношений' в< интересах развития-и совершенствования фундаментальных основ, методов-и принципов федерализма^ как* неотъемлемого базисного условия^ функционирования, и дальнейшего развития российского федеративного устройства;
— глубокого научно-теоретическогоосмысления, зарубежной практики-реализации и законодательного регулирования политико-правовых основ государственности в условиях трансформации геополитического пространства, системных преобразованиях в современных федеративных государствах, новых идей, выработанных современной зарубежной и отечественной политической-наукой.
Исследование показало, что важнейшей российской внутригосударственной проблемой, требующей осмысления, является поиск компромиссов между сторонниками идей унификации политико-правового статуса субъектов Российской Федерации и унитаризации государства, а также приверженцами дальнейшего развития идеи федерализма, творческого сочетания централизации и децентрализации на основе использования принципа субсидиарное&tradeпри выстраивании архитектуры федеративных отношений в обозримой перспективе.
На Совет Федерации, как постоянно действующий и свободный от фракционности законодательный орган Федерального Собрания, и орган, призванный отражать интересы субъектов Российской Федерации, возлагается особая ответственность и роль, которые заключаются в артикуляции, I агрегировании, координации и согласовании деятельности государственно-политических акторов различных уровней — от Федерального Собрания — до институтов гражданского общества, направленной на планомерное и последовательное развитие федерализма.
Проведенный политологический анализ свидетельствует, что рейпер-ными'точками на пути развития Совета Федерации как института обеспечения и ь развития «федерализма не может служить ни пoлитичecкaяi целесообразность, ни* корпоративный интерес тех или иных политических сил, а-лишь?национальное согласие, социальная справедливость и общая безопасность. Именно они должны лечь в основу совершенствования федерализма, и государственного строительства* в Российской Федерации.
Важным источником актуализации указанных выше задач является то обстоятельство, что политическая модернизация в Российской" — Федерации^ осуществляется: с учетом опыта и традиций прошлого. В данной связи исключительную^ важность представляет научно-методологическое и концептуально-теоретическое обеспечение проводимых преобразований.
Федералистская' идея в процессе своего эволюционного развития вышла за рамки научно-теоретического фундамента одной из форм государственного устройства и постепенно становится методологической базой политико-правовой регуляции разнообразных общественных отношений — начиная с местных публичных отношений и разрешения этнонациональных противоречий, и, заканчивая деятельностью государственно-национальных и национально-культурных образований. В условиях построения правового демократического государства федерализм выступает плацдармом для разрешения противоречий развития и совершенствования механизмов политико-правового регулирования общественных отношений.
В данной связи роль Совета Федерации возрастает, поскольку в процессе своего становления и развития как палаты регионов он спроектировал и сформировал, доказавшие свою ^ состоятельность структурные и функцио-нально-деятельностные элементы, позволяющие как на научно-методологическом, так и научно-практическом уровне, обеспечить дальнейшее развитие федерализма. К ним относятся в первую очередь, Совет законодателей и система ежегодного мониторинга правового пространства и правоприменительной практики.
На. основании сделанных в диссертации теоретических выводов и* предположений, автор полагает необходимым сформулировать следующие практические рекомендации, сведенные в две группы.
Первая группа* - рекомендациинаправленные на дальнейшую разработку проблем федеративной^демократии и эволюции федерализма, а также путейреализации1 их основных положений в практике государственного строительства.
Представляется' целесообразной разработка на федеральном уровне Концепции) развития федеративных отношений1 в Российской* Федерации до 2020 года, в которой, в том числе, необходимо:
— реализовать на научно-концептуальном уровне идею федеративной демократии, как составляющую российского федерализма;
— сформулировать подходы к модернизации государственно-правового статуса и архитектуры Российской Федерации и ее субъектов в. соответствии с исторически сложившимися экономико-географическими условиями в различных частях России;
— обосновать и закрепить принципы национально-государственного обустройства Российской Федерации в целях повышения эффективности процессов управления и обеспечения национальной безопасности;
— осуществить разработку и закрепление подходов к трансформации политико-правового статуса в целях наиболее полного учета фактора региональных особенностей и полиэтничного состава населения субъекта РоссийскойФедерации и Федерации в целом;
— определить предпосылки, условия, допустимые пределы и принципы^ объединения субъектов Федерации;
— сконструировать и апробировать модели политико-правового статуса, исходя из социально-экономических и политических перспектив развития! нового субъекта и Федерации в целом;
— определить, государственные и общественные институты, предметом деятельности которых должны стать разработка* и реализация политико-правовых, организационных, финансово-экономических и социально-культурных механизмов реализации Концепции.
Одним из направлений модернизации политической* системы^являетсяI реализация стратегии, предполагающей обеспечение стабильности КонституцииРоссии. Регулированиеполитико-правовых федеративных отношений должно < происходить на основе действующей Конституции России с использованием договорного способа, политической и правовой регуляции! на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта.
Власти, касающейся повышения’роли Совета Федерации как института обеспечения и развития федерализма, представляется*' необходимым провести> научно-теоретические исследования, предполагающие моделирование различных способов формирования верхней палаты, в целях укрепления ее роли как палаты, представляющей интересырегионов.
В частности, целесообразно провести серию научно-практических конференций, на которых рассмотреть:
— содержание, особенности и специфику федеративных отношений в Российской Федерации, эффективность принципов и способов, их реализации, институциональные основания и оптимальные модели совершенствования федеративных отношений, федеративной демократии;
— условия и способы активизации деятельности институтов гражданского общества и государства по развитию демократических процессов в ходе политической модернизации, методы разграничения властных полномочий, адекватные складывающимся общественно-политическим и социально-экономическим условиям, целям и задачам развития федеративного государства;
— перспективные модели формирования Совета Федерации, в том числе, предполагающие введение пропорционального представительства интересов региона4 в Совете Федерации, исходя из численности населения (количества избирателей) субъекта Российской Федерации при предоставлении членам Совета Федерации равных прав при рассмотрении федеральных законов^ по предметам исключительного ведения Российской Федерации и солидарного голосования ими от имени субъекта Федерации при рассмотрении федеральных законов по вопросам совместного ведения;
— варианты трансформации структуры верхней палаты Федерального. Собрания в. интересах повышения эффективности ее деятельности как института обеспечения и развития федерализма и в целях адекватного отражения потребностей и интересов регионов в законодательном процессе.
В интересах реализации принципа субсидиарности представляется целесообразным научно-теоретическое обоснование перспективных моделей перераспределения предметов ведения и полномочий между субъектами* федеративных отношений при проектировании объединения нескольких субъектов в более крупный в" виде проведения комплексных научно-исследовательских работ по заказу Совета Федерации.
Вторая группа рекомендаций предусматривает предложения по> повышению эффективности деятельности Совета Федерации и его органов.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) Российская газета от 21 января 2009 г.
- Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 17. Ст. 898.
- Послание Президента. Российской Федерации Федеральному Собранию 2008 г.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2009 г.
- Послание Президента Российской Федерации! Федеральному Собранию 2010 г.
- Федеральный закон от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 50. ст. 4869).
- Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-Ф3 (ред. От 14.02.2009) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального
- Собрания Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. № 32. Ст. 3336.
- Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской» Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133I
- Ф3) с последующими изменениями. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 28. ст. 3466?
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003. № 40. р. 1. Ст. 3822.
- Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления' в Российской Федерации» (ред. от 08.11.2007). // Собрание законодательства РФ, 2004. № 35. Ст. 3607.
- Федеральный конституционный" закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 200 Г. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.
- Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990. № 19. Ст. 329.
- Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 269. «О едином экономическом пространстве РСФСР». // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 51. Ст. 1830.
- Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». // Собрание актов* Президента и Правительства РФ. 1993, № 42. Ст. 3994.
- Указ Президента РФ от 22 октября 1993 г. «Об основных началах организации государственной власти в, субъектах Российской Федерации». // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1993. № 43. Ст. 4089.
- Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года. «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 1996: № 23. Ст. 2756.
- Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 1996. № 25. Ст. 301*1.
- Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2007). Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823
- Декларация! прав трудящегося и эксплуатируемого народа // Сб. СССР и международное сотрудничество’в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989.
- Декреты Советской власти. т.Н.М., 1959.
- Доклады Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / под. общ. ред. С.М. Миронова/. М.: Совет Федерации, 2004 2010.
- Информация о деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2010 году. М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2010. 29 с.
- Резолюция III Всероссийского съезда Советов «О федеративных учреждениях Российской Федерации». СУРСФСР, 1918. 215 с.
- Абдулатипов Д.Р. Федеративная демократия в современной России // Автореферат дис. кан. полит, наук 23.00.02. М.: РАГС, 2008. — 22 с.
- Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М.: Славянский диалог, 2001. 656 с.
- Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб.: Питер, 2004. — 320 с. Сил.
- Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыт федерализма. М.: СОЛДИС, 1994.-203 с.
- Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3-х книгах. -М.: Республика, 1992−1996.
- Авакьян С.А. Федеральное Собрание парламент России. — М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. — 432 с.
- Автономов A.C., Захаров A.A., Орлова Е. М. Региональные парламенты в современной России. М.: Московский общественный научный фонд- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 2000.
- Акопов JI.B. Образование новых субъектов Российской Федерации: конституционное законодательство и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2009. — 136 с.
- Актуальные вопросы разграничения компетенции между Российской Федерацией1 и субъектами Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации. 2007. — № 27 (3440). — 83 с.
- Аналитический вестник Совета Федерации. № 21' (241). М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Отдел государственного строительства. 2004. — 54 с.
- Аналитический .вестник Совета Федерации: № 17 (334). М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по делам федерации и региональной политике. 2007. — 32 с.
- Андерсон Дж. Федерализм: введение. М.: Экономика, 2009.121с.
- Аринин А.Н. Федерализм власти и власть федерализма. — М.: ТОО ИнтелТех., 1997. 378 с.
- Аринин А.Н., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М.: ТОО «Интелтех», 1999: — 234 с.
- Ароян A.C. Субсидиарность как концептуальная основа эффективного взаимодействия государства, местного самоуправления и гражданского общества // Автореферат дисс. канд. полит, наук. — Ростов-на-Дону, 2010.-25 с.
- Ачкасов В.А. Перспективы российского парламентаризма. / Ученые записки. СПб., 1999. — С.87−93
- Ачкасов В.А. Парламент как институт представительной демократии // Ученые записки. СПб., 2001. Выпуск 8. С.136−141
- Балытников В.В. К вопросу о совершенствовании порядка формирования Совета Федерации // Юрист. — 2000. — № 8. — С. 2−3
- Баранов A.B. Взаимодействие акторов региональных политических процессов в постсоветской России. — М.: Соц.-полт. мысль, 2007. 191 с.
- Барциц И.Н. Правовое пространство России. М.: Изд-во Московского университета, 2000. — 496 с.
- Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. — № 5. — С. 21−30
- Беленко Н.М. Развитие федеративных отношений в* современной России. -М.: Изд-во РАГС, 2006. 195 с.
- Беленко Н.М. Становление и развитие федеративных отношений в России (90-е гг. XX начало XXI вв.) // Автореф. докт. ист. наук. 07.00.02.-М., 2006.-35 с.
- Бентам И. Тактика законодательных собраний. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. т.1. М., 1997. — 628 с.
- Боер В.В. Национальный субъект федерации в многоэтническом Российском государстве. СПб.: ГУАП, 2009. — 120 с.
- Болтенкова Л.Ф. Учение о федерализме и его реализация в развитии государств (второе тысячелетие до н.э. настоящее время). / Книга 1 (второе тысячелетие до н.э. — начало XX в.). — М.: Издательство РАГС, 2006. -447 с.
- Боханов А.Н., Горинов М. М., Дмитриенко В. П. История России с древнейших времен до конца XX века. / Комплект из 3 книг. М.: ACT, 2001.-1506 с.
- Бочкова М.С. Суверенитет в условиях политических трансформаций // Автореферат дис. кан. полит, наук 23.00.02, — М.: РАГС, 2007. 21 с.
- Брезгулевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. 2005. — № 3. — С. 150−162
- Булаков О.Н. Функции палат парламентов (теория и практика) // Представительная власть 21 век: законодательство, комментарии, проблемы. — М., 2003. — № 6. — С. 2−6
- Булаков О. Н: Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. — М., 2004. № 8. — С. 19−23
- Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М.: РОССПЭН, 2006.-278 с.
- Бусыгина И.М. Российские регионы в международном сотрудничестве // Современные международные отношения и мировая политика: Учебник / Отв. ред. A.B. Торкунов. М.: Просвещение, МГИМО, 2004.
- Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. -М.: Ин-т экономиюгРАН, 1998. — 132 с.
- Валентей С.Д. Проблемы отечественного федерализма // Федерализм. 1997. — № 2. — С. 3−20
- Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Изд-во ин-та экономики РАН, 1998. — 130 с.
- Васильев A.B. Федерации: федерализм современной России. — М.: Изд-во РАГС, 2007. 74 с.
- Васильева С.В. Пути совершенствования правового регулирования отношений РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения / С. В. Васильева В.Д., Мазаев // Право и власть. 2002. — № 2. — С. 56−61.
- Вебер М. Вертикаль власти: проблемы укрепления российской государственности в современных условиях. — Ростов-на-дону: Сев.-Кавказ. Акад. гос. службы, 2001. — 276 с.
- Великанова И.Я. Особенности этнополитических процессов в России // Вопросы национальных и федеративных отношений: Сб. науч. ст. -М.: Изд-во РАГС, 2010.
- Великанова И.Я. Совершенствование управления этнополити-ческими процессами в Российской Федерации- // Автореферат дисс. канд. полит, наук. М.: РАГС, 2010. — 27 с.
- Верт Н. История Советского государства. 1900−1991гг. М.: Весь мир, 2003.-544 с.
- Вопросы межнациональных и федеративных отношений / Материалы к учеб. курсу для слушателей и аспирантов РАГС /под общ. ред. Р.Г.Абдулатипова/. М.: Изд-во РАГС, 1995.-188 с.
- Вопросы национальных и федеративных отношений / Сб.научн., статей /под общ. ред. В:А. Михайлова, К.В. Калининой/. -М.: Изд-во РАГС, 2009.-234 с.
- Вьюницкий В.И. Прошлое и будущее российского парламентаризма. // Обозреватель. М., 1994. -№ 14.
- Гайдук В.В. Институт федерализма: политико-правовое исследование // Дисс. докт. полит, наук. М.: РАГС, 2008. — 43-с.
- Гайдук В.В., Мухортов В. В. Федеративное государство. Вопросы теории. Уфа, 2008.
- Гаранжа А.П. Генезис и эволюция российского федерализма. -Челябинск: Юж.-Урал. гос. ун-т, 2007. 216 с.
- Герасимов В.М. Разграничение предметов ведения и полномочий.-М., 2002.
- Глигич-Золотарева М. В. Теория и практика федерализма: системный подход. Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 2009. — 639 с.
- Глигич-Золотарева M.B. Правовые основы федерализма. М.: Юрист, 2005.-421 с.
- Гонтарева И.Б. Политическая концепция федерализма: теоретические истоки и современность // Дис. д-ра полит, наук. М., 2003, — 284 с.
- Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. — М., 1998.219 с.
- Государственное и муниципальное управление: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. / под общ. ред. Атаманчука Г. В., Емельянова H.A./. М.: Издательство РАГС, 2004. — 167 с. I
- Градовский А.Д. Государственное право(Лекции 1884−1885). —j1. СПб., 1885.
- Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. СПб., 1886. Т.2.
- Градовский А.Д. Начало русского государственного права. -СПб., 1875. Т.1
- Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирова-i ние российской нации: опыт философско-методологического исследования.- М.: РАН, Ин-т философии, 2007. 166 с.
- Гранкин И.В. Парламент России. 2-е изд. доп. М., 2001. — 368с.
- Грачев Н.И. Суверенитет федеративного государства: проблемы теории и конституционного регулирования. Волгоград: Волгогр. ин-т. экономики, социологии и права, 2007. — 258 с.
- Гребенникова A.B. Центр-регионы: Роль и модели договорных отношений // Полития. Осень 1999. — № 3 (13). — С.31−40
- Гусева Ж.В. Федерализация Российского государства как процесс // Автореферат дис. кан. полит, наук 23.00.02. М.: РАГС, 2009. — 30 с.
- Гусева Т.С. Федерализм как основа развития социального государства в России. М.: Ред. изд. отд. ин-та истории и права ГТГПУ, 2006. -118 с.
- Давыдов Д.В. Симметрия и асимметрия в устройстве федеративного государства // Регионология. — 2010. — № 3.
- Дахин A.B. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Полис. 2009. — № 2. — С. 52−59
- Демографический ежегодник России. 1996 г. М.: Госкомстат России, 1996.
- Дмитриев Ю.А., Черкашин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания: Сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации. М.: Манускрипт, 1995. — 102 с.
- Драгунский Д. В'. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии // Полис. — 1995. — № 3 (27).-С. 40−47
- Евстигнеева О.В. Трансформация института представительства региональных интересов в условиях реформирования федеративных отношений в современной России // Автореферат дис. кан. полит, наук 23.00.02. -М.: РАГС, 2009.-22 с.
- Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в- современной России. М., 1997. — 255 с.
- Ермаков В.Г. Федерация как форма государственного устройства России. -М.: Былина, 1999. 192 с.
- Златопольский Д.Л. СССР федеративное государство. М.: Издательство МГУ, 1967.
- Златопольский Д. Л! Верховный Совет СССР выразитель воли советского народа. — М., 1982.
- Золотарева M.B. Федерация в России: проблемы и перспективы. -М.: Пробел, 1999. 176 с.
- Зубаревич Н.В. Мифы и реальность пространственного неравенства // Общественные науки и современность. — 2009. № 1. — С.38−53
- Зубов A.B. Советский Союз: из империи в ничто // Полис. -1992. -№ 1−2.
- Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России // Полис. 2000. — № 5. -С. 32−54
- Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск: КГУ, 1997. — 120 с.
- Иванов- П. М. Каким быть завтра федерализму в России? // Федерализм. 1999. — № 3. — С. 33−48
- Иванченко JItA. Российский федерализм в контексте региональных интересов: проблемы и решения. СПб., 2006. — 199 с.
- Ильин И. Жизненные основы федерации // Федерализм. 1998.-№ 1.
- Ильинский И.П., Крылов, H.A. Михалева. Новое федеративное устройство России // Государство и право. 1992. — № 11. — С. 29−37
- Ильченко М.С. Трансформация федеративной системы России: институциональный аспект. Демократия и федерализм в России. М., 2007.
- Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. Учеб.пособ. -М.: РАГС, 2006.
- Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность. / Учеб.пособ. М., 1992. f
- Карапетян JI.M. К вопросу о моделях федерализма. // Государство и право. 1996. — № 12. — С. 59−60
- Карнишина Н.Г. Теория федерализма в России. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.-214 с.
- Керимов A.A. Парламентаризм в современной России: особенности становления и развития // Автореферат, кан. полит, наук 23.00.02. — Екатеринбург, 2006. 25 с.
- Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. — № 5. -С. 7−18 г
- Г. Кокошкин Ф. Ф. Автономия и федерация / Доклад на Восьмом съезде Конституционно-демократической партии 9−12 мая 1917 года. Петроград, 1917.
- Кольев А.Н. Нация и государство: теория консервативной реконструкции. М., 2005. — 221 с.
- Косиков И.Г. Реформируемая федерация. Укрупнение российских регионов. М.: РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая, URSS, 2008. — 220 с.
- Конюхова H.A. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. — 2004. — № 1.
- Конюхова H.A. Настоящее и будущее Федерального Собрания // Российская Федерация сегодня. 2004. — № 7.
- Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право.-1997.-№ 3.
- Краснов Ю.К. Федерализм в современной России. Проблемы становления. -М., 1993.
- Крылов Б.С. Разграничение предметов ведения и полномочий в Российской федерации и поиск оптимальных путей // Журнал российского права. 1997. -№ 1. — С. 78 -85
- Крылов Б.С. Российский федерализм гарантия демократии и прав человека // Журнал российского права. 2000. — № 1. — С. 7−16
- Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. М.: Институт государства и права РАН, 1999. — 198 с.
- Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование, (перевод с англ. под ред. Салмина A.M., Каменской Г. В.). М.: Аспект Пресс, 1997. — 287 с.
- Лексин В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997. -372 с.
- Лексин И. В. Институт договора о разграничении компетенции: возможности и пределы применения в современной России. // Право и власть. 2002. — № 2. — С. 67−77
- Либман A.M. Эндогенные границы и распределение власти в федерациях и международных сообществах. — М.: Ин-т экономики РАН, 2009.-73 с.
- Линих С.А. Государственность, национализм и демократия // Полис.-1995.-№ 7
- Луценко Е.В. Федеративная природа института законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Аавтореферат дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-дону, 2008.-30 с.
- Лучин В.О., Филиппов И. В. Реформа Совета Федерации. // Право и политика. 2000. — № 10
- Лысенко В.Н. Развитие федерации и Конституция Российской Федерации (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. — 1997. № 8. — С. 14−20
- Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации. Федерализм власти и власть федерализма. — М.: ТОО Интел, 1997.
- Маклаков В.В. Конституции зарубежных стран: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия / Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Во-лтерс Клувер, 2006. — 608 с.
- Максимов A.B. Народ и власть в системе федеративных отношений // Автореферат дис. кан. полит, наук 23.00.02. М., 2007. — 26 с.
- Максимов A.B. Федерализация и демократизация в России как фактор государственного развития. -М.: РАГС, 2007.
- Малышев А.Ю. Российская Федерация: Становление и развитие государственности. Новосибирск: СибАГС, 2000. — 224 с.
- Материалы Межрегион, науч.-практ. конф. 12 апр. 2006 г.: по-свящ. 100-летию Гос. Думы России. Елец. Гос ун-т им. И. А. Бунина «Парламентаризм в России: история и современность». Елец, 2006. — 86 с.
- Матвеев М.Н. Власть и общество в системе советов народных депутатов в 1977 1993 г.г. — Самара: Издательство «Самарский университет». — 2005. — 456 е., с 19 ил.
- Махина С.Н. Административная децентрализация в Российской Федерации. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. — 335 с.
- Мацнев A.A. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление: проблемы реализации. М.: Издательство РАГС, 2007.-384 с.
- Мацнев A.A. Регион в системе федеративных отношений. Вопросы национальных и федеративных отношений. М.: Издательство РАГС, 2000.
- Медведев Н.П. Институт консенсуса и проблемы федерализма в современной России- /Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма/. М.: ТДК «Москва», 2000. — 172 с.
- Медведев Н-П. Политическая: регионалистика. Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. — 447 с.
- Международный опыт федеративной демократии //Аналитический вестник Совета Федерации- 20 030. — № 23 (216).
- Миронюк М.Г. Федерализм: и конституционализм: в. России / М. Г. Миронюк, Я. И. Ваславский // Федерализм и этническое разнообразие в России. М.: РОСПЭН, 2010
- Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. -М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.
- Митрохин С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду // Федерализм. 1997. — № 1
- Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. — 800 с. г
- Мухаметшин Ф. Принципы формирования федерации нового типа. // Федерализм. -- 2000. № 2. — С. 31−50
- Назаров В.С. Эволюция моделей федерализма российский и зарубежный опыт // Экономическая политика. — 2007. —№ 1. — С. 121−134
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Лазарева В. В. 4-е изд., доп. и перераб./. — М.: Издательство ЮРАЙТ, 2009. — 872 с.
- Национальная политика России: история и современность, /под ред. Зорина В. Ю., Михайлова В. А. и др./. — М., 1997.
- Некрасов С.И. Российский федерализм и* некоторые проблемы разделения властных полномочий по вертикали // Журнал российского права. 1999.-№ 10.-С. 65−73
- Общая и прикладная политология. / Учеб. пособие (под общ. Ред. Жукова В: И., Краснова Б.И.). М.: МГСУ. Изд-во «Союз», 1997.
- Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. -М., 1993.
- Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль: Тип. Губ. Правл., 1903. — 591 с.
- Парламентаризм в России: опыт и- перспективы^ 1994 г. Фонд, развития парламентаризма в России: -М., 1994. 271 с.
- Парламенты мира. Сборник. М.: Интерпракс, 1991. — 624 с.
- Першин Е.В., Глигич-Золотарева М.В. Актуальные вопросы разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации / Государственная власть и местное самоуправление // Юрист. 2008. — № 2. — С.9−19
- Песцов С.К. Современный международный регионализм: сравнительная историческая динамика. Владивосток: Морской госуниверситет им. академика Г. И. Невельского, 2004. — 270 с.
- Полуян Л .Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти // Аналитический вестник Совета Федерации. 2002. -№ 34(190).
- Пономарева Е.Г. Отечественная наука о федерализме (Исторический обзор): Учебно-методическое пособие. -М.: МГИМО (У), 2001.
- Равин С.М. Исторический опыт советского федерализма // Советское государство и право. — 1957. № 11. — С.74−85.
- Родионова А.К. Федерализм: политико-институциональнаяiорганизация и практика функционирования // Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора полит, наук 23.00.02. Чита, 2009. — 33 с.
- Романов P.M. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. 1998. -№ 4. — 213 с. s
- Романов P.M. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // Политические исследования. — 1998. № 5. — G.123−133
- Российский парламентаризм: история1 и современность / науч. ред. Яковлев А. И., Романов P.M./. M., 2000. — 330 с.
- Россия регионов: Трансформация политических режимов / Общ. ред. В. Гельман, С. Рыженков, М. Бри. М.: Весь Мир, 2000.
- Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 250 с. f
- Рыжков В.А. Странная федерация: Проблемы и перспективыtразвития федерализма в России // Полития. Зима 1999−2000. № 4 (14). — С.79−101
- Савенкова Л.В. Актуальные вопросы предметов ведения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Вестник Военного университета. М.: ФСНИПБ «Наука — XXI». 2011. № 1 (25).
- Савоськин A.B. Представительная (законодательная) власть в России: история и современность. / Урал, ин-т экономики, ynpL и права. Нижнетагил. фил./. — Нижний Тагил: Центр подготовки персонала Евраз-Урал, 2010.-223 с.
- Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. -Екатеринбург: Изд-во Уральской- государственной! юридической: академии, 1998.-636 с.
- Салов O.A. Советы форма самоуправления и основа политической системы социализма. — М.: ЗАО «Изд-тво экономика», 2004. — 75 с.
- Совет Федерации: Эволюция статуса и функций /отв. ред. Смирнягин JI.B./. М.: Институт права и публичной политики- 2003- 454 с:.
- Современный парламент: Теория- мировой опыт, российская практика. / под общ.-ред. Булакова O. H-/. М, 2005- - 320 с-
- Солник С. «Торг» между Москвой и субъектами Федерации о структуре нового Российского государств: 1990−1995 //Полис. 1995. -№ • 6. -С.95−96
- Столяров М. В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией, и ее субъектами в условиях реформирования- М-: РАГС, 2006.-324 с.
- Столяров М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа.-Казань.: Фэн, 1998. 303 с.
- Столяров M.B. Стратегия перспектив, или размышления о российском федерализме // Федерализм. — 2000. — № 1. — С.27−42
- Столяров М.В. Теория и практика, федерализма. М: РАГС, 2008. — 672 с.
- Столяров М.В. Федерализм' в российском измерении: записки политолога, 1998−2009. -М.: Издательство РАГС, 2010. 687 с.
- Суворовцев, Ю.И. Укрупнение российских регионов? (Зачем? И каким образом?) Россия и современный мир. 1999. — № 3. — С.73−88
- Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций // Государство и право. 1997. — № 8. — С. 58−68
- Тадевосян Э.Ц. Советская национальная государственность. -М, 1972. • :
- Титов Ю.П. История государства и права России. Mi: ООО' «ТК Велби», 2003. — 544 с. 2141 Топорнин Б. Н. Федерализм: Теория, институты отношения: сравнительно-правовое исследование. -Ml: Юристъ, 2001. —374 с.
- Торшин А.П. Координация усилий парламентариев всех уровней*- фактор укрепления Российской Федерации// Аналитический вестник Совета Федерации. 20 091 — № 11 (378).
- Трофимов E.H. Государственная национальная политика России: законодательный аспект (1906−2007). -М.: Изд-во РАГС, 2008.
- Тэпс Д. Проблемы национального самоопределения в условиях реформирования российского федерализма. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. Центр Пресс», 2005. — 232 с.
- Туровский Р.Ф. Механизм представительства региональных интересов на федеральном уровне в России: проблемы и пути их решения // Регионалистика и этнополитология. М., 2007
- Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: ГУ ВШЭ, 2006.-792 с.
- Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. -М.: ГУ ВШЭ, 2007. 399 с.
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. — М., 1998.
- Умнова И. А. Фундаментальные аспекты федерализма и природа Российского государства // Федерализм. — 1998. — № 3. — С. 83−106
- Ученые записки РАГС / под ред. В. К. Егорова, В.М. Герасимова/. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 347 с.
- Фадеева Т.М. Федеративная модель Европейского союза концепции и практика / Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. — М., 1999. — 129 с.
- Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань: Изд-во каз. ун-та, 1998. — 334 с.
- Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм. — Казань: Изд-во каз. ун-та, 2003.-282 с.
- Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М.: Юрист, 2004. — 527 с.
- Фарукшин М.Х. Субъекты федераций: сравнительное исследование. Казань: Центр инновац. технологий, 2009. — 479 с.
- Федерализм. Теория. Практика. История, /под ред. Валентей С.Д./. 1997.-№ 1 (5).-234 с.
- Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. — М.: Весь мир, 2000.
- Федеративный договор. / Л. Ф. Болтенкова, Г. А Гаджиев, Б. С. Крылов, Ю. А. Тихомиров /. М.: Республика, 1994. — 127 с.
- Фокина Н.В., Костомаров Н. И. Идея федерализма в политическом творчестве. -М.: Соц.-полит. мысль, 2007. 95 с.
- Хабибулина Г. Р. Федерализм и федеративное государство. Казань: Каз. гос. ун-т им. В. И. Ульянова — Ленина, 2006. — 144 с.
- Чертков А.Н. Задачи федеративной реформы и их решение как основа эффективного регионального развития России // Вестник Института Кеннана в России. 2007. — Выпуск 11- С.52−64
- Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. / Учебник, 6-е изд., переаб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М- 2010: — 608 с.
- Чиркин В.Е. Модели- современного федерализма. Сравнительный анализ // Государство и право. 1994. — № 8−9
- Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2000. -128 с.
- Чиркин В.Е. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). -М.: Юристъ, 2001'. — 376 с.
- Шкурина С.С. Современная модель парламентско- ' правительственных отношений-в России как институциональный', фактор укрепления государственной власти // Автореферат дис. кан. полит, наук 23.00.02. -М.': РАГС, 2011. — 2Фс. :
- Шумейко В.Ф. Российские реформы и федерализм. М<: Славян. Диалог, 1995. — 207 с.
- Шумейко В. О повышении государственной роли.Совета Федерации // Этнополитический вестник. — 1995. № 4'.
- Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. -№ 5. -С.106−115
- Энтин JI.M. Разделение властей: опыт современных государств. -М., 1995.-176 с.
- Юсуповский A.M. Федерализм: Возможно ли «второе дыхание?» // Политая- Осень 1999. -№ 3 (13): С.5−19 248: Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам? // Вопросы экономики. 2006. — № 8. — С.31−45
- Ященко А. С. Теория федерализма. Юрьев, 1912. — 841 с.
- Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма, опыт синтетической теории1 права* и государства. СПб., 1912.
- Ященко А. С. Теория федерализма. Опыт системного построения государства и права. Юрьев, 1920.
- Anderson R. Between Two Wars: The Story of- Pope Pius. Pius XI Quadraqe-simo Anno. 1931. encyclica 1978.
- Busygina I. Der russische Foederalismus: wichtige Ergebnisse (1990−2003). / REGION Internationales Forum fuer locale und globale Entwicklung. Bd 2. Muenster. Lit VERLAG, 2004'. — S. 19−34
- Comparative Federalism and Federation: Competing traditions and Future Directions Ed. By Michael' Burgess and Alain-G. Gagnon. Toronto- Buffalo: University of Toronto Press, 1993.
- Davis S.R. The Federal Principle: A Journey Through Time in Quest of a Meaning. Berkeley: University of California Press, 1978.
- Dinan D. Ever Closer Union: An introduction to European Integration. L., 19 991 P.158.
- Elazar D- J. Exploring Federalism. Tuscaloosa, AL.: University of Alabama Press, 1987.
- Elazar D. J. Federalism and the Way to Peace. Kingston, Ont.: Institute of Intergovermental Relations, Queen’s University, 1994.
- Elazar D. State-Local Relations: Union and Home Rule. In: Governing Partners: State-Local Relations in the United States. Ed. by R. Hanson, Boulder, Kolorado, 1998.
- Evaluating Federal Systems / Ed. by Bertus de Villiers. Kenwyn, Cape Town: Huta & Co, Ltd.- Dordrecht- Boston- London: Martinus Nijhoff Publishers, 1994.
- Federal Systems of the World: A Handbook of Federal, Confederal and Autonomy Arrangements / Compiled and edited by Daniel* J. Elazar and the staff of the Jerusalem Center for Public Affairs. Harlow, Essex, U.K.: Longman Current Affairs, 1991.
- Federalism as Grand Design: political Philosophers and the Federal Principle / Ed. By Daniel J. Elazar. Lanham, MD.: University Press of America- Philadelphia, Pa.: Centre for the Study of Federalism, 1987.
- Federalism: The Multiethnic Challenge / Edited, by Graham Smith. London- New York: Longman, 1995.
- Filippov M., Ordeshook P., Svetsova J. Desighning Federalism: A. Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. Cambridge, 2004.
- Frenkel M. Federal Theory. Canberra: Center for Research on Federal Financial Relations, the Australian National University: Distributed by ANUTECH, 1986.
- Hamm K., Moncrief G. Legislative Politics in the States. In: politics in the American States: a comparative analysis. Ed. by V. Gray, R.L. Hanson, H. Jacob. PQ Press Washington D.C., 1999.
- Kux S. Soviet Federalism: A Comparative Perspective. New York: Institute for East-West security Studies- Boulder, Colo.: Distributed by Westview Press, 1990.
- Lijphart A. The Power-Sharing Approach // Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies / Ed. by Joseph V. Montville. Lexington, Mass/: Lexington Books, 1990.
- Ostrom V.- foreword by Daniel J. Elazar. The Political Theory of a Compound Republic: Designing the American Experiment. 2nd. Ed., rev. and Lincoln: University of Nebraska Press, 1987.
- Riker W. H. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston and Toronto: Little, Brown and Company, 1964.
- Riker W. H. Federalism // Handbook of Political Science / Ed. by Fred I. Greenstein and Nelson W. Polsby. Reading, Mass.: Addison- Wesley Pub. Co., 1975. Vol.5 (Governmental-institutions and processes).
- Rudzio W. Das politische System der Bundesrepublik Deutschland. Opladen, 2003. S.399−432
- Stepan A. Federalism and Democracy: Beyond the U.S. Model // Journal of Democracy, 1999. 10:4.275: Stoner-Weiss K. Local Heroes: The Political Economy of Russian Regional Governance. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997.
- The Covenant Connection: From Federal Theology to Modern Federalism / Ed. by Daniel J. Elazar and John Kincaid. Lanham, Md.: Lexington-Books, 2000.
- Watts R.L. Comparing Federal Systems. 2nd ed. Montreal- Ithaca: Published for the School of Policy Studies, Queen’s University by McGill-Queen's University Press, 1999.
- Weydert J! Le Devenir de lEvrope.1. Энциклопедии
- Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Мн., 2002.
- Новая философская энциклопедия. В- 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2001.-634 с.
- Новейший энциклопедический словарь / под ред. Варшавской Е.А./. -М.: ACT, 2004. 1055 с.
- Осипов Ю.С. (председатель науч.-ред.совета), Аврорин E.H., Адян С. И. и др. Большая Российская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007. — 766 е.: ил.: карт.
- Советский энциклопедический словарь /под ред. Прохорова A.M./. -М.: Советская энциклопедия, 1979. 1600 с.
- Философский энциклопедический словарь /гл. редакция: JI. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов/. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с. 1. V. Информационный ресурс
- Российская газета. 1996. — 11 июня. — Основные положения региональной политики в Российской Федерации.
- Российская газета. — 1997. — 22 июля.
- Российская газета. 1999. — 27 января. — Примаков^ Е. М. Семь критериев здоровой Федерации.
- Российская газета. — 2000. — 20 июля. Баглай М. В. История не знает примеров, когда Федерация выжила в условиях войны регионов с центром.
- Российская газета. — 2005. — 26 апреля.
- Российская газета. 2008. — 6−12 ноября.
- Российская газета. — 2008. 6 ноября.
- Российская газета. 2008. — 15 декабря.
- Российская газета. 2011. — 9 сентября.
- Российская газета. 20 011. — 17 ноября. — Матвиенко В. И. Добрый совет.