Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности дорожно-транспортного травматизма в регионе и научное обоснование путей уменьшения его медицинских и социально-экономических последствий (на примере Хабаровского края)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема ДТТ, являясь межведомственной проблемой, находит свое отражение в научных исследованиях, в том числе и медицине. Большинство исследований посвящено состоянию и повышению качества и эффективности оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в отдельно взятых регионах (Истомин Г. П., 1989,1990; Нагнибеда А. Н., 1990; Кинос H.A., 1995; Соловьев В. М., 1992,1996… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и факторы риска безопасности дорожного движения в России и за рубежом (обзор литературы)
  • Глава 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. Территориальные особенности, состояние автомобильных дорог и автомобильного парка и их влияние на состояние дорожно-транспортного травматизма в Хабаровском крае
    • 3. 1. Географическая и природно-климатическая характеристика Хабаровского края
    • 3. 2. Характеристика автомобильных дорог и автомобильного парка Хабаровского края
  • Глава 4. Общая характеристика дорожно-транспортного травматизма и закономерности его формирования в Хабаровском крае
    • 4. 1. Основные тенденции формирования ДТТ в России и Хабаровском крае
    • 4. 2. Характеристика условий и факторов, влияющих на ДТТ в Хабаровском крае
    • 4. 3. Сравнительная характеристика ДТП как ЧС в Хабаровском крае по разным критериям
  • Глава 5. Медицинские и социально-экономические последствия ДТТ в Хабаровском крае
    • 5. 1. Медицинские последствия ДТП в Хабаровском крае
    • 5. 2. Характеристика травм у пострадавших в ДТП в Бикинском районе и оказание им догоспитальной помощи
    • 5. 3. Социально-экономические последствия ДТП в Хабаровском крае

Особенности дорожно-транспортного травматизма в регионе и научное обоснование путей уменьшения его медицинских и социально-экономических последствий (на примере Хабаровского края) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) в настоящее время принял характер эпидемии, негативные последствия которого значительно превосходят последствия как инфекционных, так и некоторых неинфекционных заболеваний (Норман Л.Г., 1962; Пардель Х. с со-авт., 1995). Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на сегодняшний день — одна из главных причин травматизма, инвалидизации и гибели людей в мире (Балакина В.С.с соавт., 1986; Жуков В. А., 1991; Журавлев С.М.с со-авт., 1995; Журавлев С. М., Теодоридис К. А, 1996; Arroyo I., Crosby L., 1995).

По оценкам специалистов (Нурулла-Ходжаев Т.Ф., 1998; Кодин A.B.с соавт., 1999; Murrey C.J.L., Lopez A.D., 1996; Jacobs G. et al., 2000) и результатам исследований ВОЗ (World Health Report, 1999), в мире на дорогах ежегодно гибнет около 1,2 млн. человек, или более 3 тыс. человек ежедневно, получают травмы от 10 до 50 млн. человек, до 20% из них становятся инвалидами, большинство из которых находится в трудоспособном возрасте. Прогнозы показывают, что в глобальном масштабе ежегодное число погибающих на дорогах в предстоящие 20 лет увеличится на 65%, если не будут предприняты решительные меры по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий (Peden M. et al., 2004).

Ежегодный экономический ущерб от ДТП во всем мире оценивается от 518 до 800 млрд. долларов США и в разных странах колеблется от 1% до 10% ВНП (Шипунов Д.А., 1997; Peden M. et al., 2004).

В России, несмотря на принимаемые меры, наблюдается ежегодный прогрессирующий рост числа погибающих на дорогах. По данным ГИБДД МВД РФ, в России от ДТТ в 2003 году погибло 35 602 человек и получили различной степени тяжести травмы 243 919 человек. Реальное же количество погибающих и умирающих вследствие дорожно-транспортного травматизма, по данным некоторых исследований, на 10−15% превышает данные официальной статистики (Краснов А.Ф., Соколов В. А., 1995).

Ежегодный экономический ущерб вследствие преждевременной смертности и травматизма населения от ДТП в России, по данным экономистов, составляет около 4−5% ВЕЛ страны.

Национальной особенностью ДТТ в России является высокий уровень тяжести последствий ДТП, который в среднем по стране составляет от 14 до 15, а на некоторых федеральных дорогах он достигает 27−28 и более погибших на 100 пострадавших в ДТП, в то время как в развитых странах мира этот показатель составляет 2−3. Снижение тяжести последствий ДТП в России до уровня развитых стран позволило бы ежегодно сохранять жизни 20−24 тыс. россиян.

Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», действовавшая федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России на 2000;2003 гг.» предусматривали снижение числа погибших в ДТП за эти годы на 4−6,5 тыс. человек. Программы, аналогичные указанным, разрабатывались и на территориальном уровне, в том числе в Хабаровском крае, которая утверждена постановлением Правительства Хабаровского края № 21-пр. от 22 ноября 2002 года. Проблема ДТТ обсуждалась в 1999 году на Парламентских слушаниях на тему «Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан». С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Одним из основных принципов этого закона является принцип экономической заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения. В случае безаварийной езды предусмотрен ежегодный понижающий коэффициент 0,05 с максимальным его снижением в случае безаварийной езды в течение 7 лет с 1,0 до 0,5. В случае же совершения одного ДТП этот коэффициент для виновника в следующем году составит 1,55, а в случае совершения 2-х ДТП -2,45.

Вопросы ДТТ являются предметом анализа и выработки решений федеральной и территориальных межведомственных комиссий по безопасности дорожного движения. Однако принимаемые меры по снижению ДТП и его последствий в России ощутимого эффекта пока не приносят, данная проблема требует поиска новых подходов в ее решении.

Проблема ДТТ, являясь межведомственной проблемой, находит свое отражение в научных исследованиях, в том числе и медицине. Большинство исследований посвящено состоянию и повышению качества и эффективности оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в отдельно взятых регионах (Истомин Г. П., 1989,1990; Нагнибеда А. Н., 1990; Кинос H.A., 1995; Соловьев В. М., 1992,1996; Болотников А. И., 1999; Магомедов З. М., 2002; Спиридонова Е. А., 2002). Эти работы показывают, что вопросы безопасности дорожного движения и оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП имеют много недостатков и нуждаются в дальнейших исследованиях.

В последние годы появился ряд работ, в которых ДТП рассматривается как ЧС, требующая особых подходов в организации профилактики и медицинского обеспечения в зависимости от характера и масштабов ДТП, их места происшествия (Булатов С.А., 1999; Потапов В. И., 2002; Яковенко Л. М., 2002; Мыльникова Л. А., 2003).

Имеется ряд работ, посвященных изучению состояния здоровья населения и здравоохранения Хабаровского края, в которых рассматриваются заболеваемость и смертность по отдельным классам болезней, их влияние на социально-экономические последствия и демографические показатели края (Капитоненко H.A. с соавт., 1999; Кораблев В. Н., 2001, Пригорнев В. Б. с со-авт., 2003). В то же время, в этих работах не рассматриваются и не анализируются отдельно аспекты ДТТ. Проведенный анализ показывает, что в настоящее время имеется мало научных исследований, посвященные закономерностям формирования безвозвратных и санитарных потерь от ДТП, их социально-экономическим последствиям в России и в регионах. Вместе с тем, выявление и изучение их позволило бы проводить целенаправленные и научно-обоснованные мероприятия как по первичной, так и вторичной профилактике ДТТ на федеральном и территориальном уровнях.

Таким образом, все вышесказанное предопределило актуальность данного исследования и послужило основанием для его проведения.

Целью настоящего исследования явилось научное обоснование мероприятий по снижению медицинских и социально-экономических последствий ДТТ на региональном уровне (на примере Хабаровского края).

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

1. Выявить тенденции и оценить условия и факторы, влияющие на характер дорожно-транспортного травматизма в Хабаровском крае.

2. Установить основные причины ДТП со смертельным исходом и травмами.

3. Дать характеристику медицинским последствиям ДТТ, его влияния на структуру общей заболеваемости, смертности и инвалидизации населения края.

4. Оценить потери трудового потенциала населения Хабаровского края вследствие ДТТ и экономический ущерб от него.

5. Научно обосновать систему мероприятий по снижению медицинских и экономических последствий ДТТ для включения в территориальную программу повышения безопасности дорожного движения на автодорогах Хабаровского края.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были изучены особенности ДТТ, закономерности формирования санитарных и безвозвратных потерь от ДТП в Хабаровском крае, проблемы оказания медицинской помощи пострадавшим в них. Изучены экономические последствия от людских потерь вследствие ДТП в Хабаровском крае. Впервые систематизирована статистическая информация о медицинских последствиях ДТТ, влиянии их на заболеваемость и смертность населения края. Научно обоснованы мероприятия по снижению медицинских и экономических последствий ДТП.

Практическая значимость работы:

Результаты исследования могут быть использованы в деятельности всех органов государственной власти края, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения, включены в раздел медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в составе территориальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в Хабаровском крае», использованы в программе организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на федеральных и территориальных дорогах края, в деятельности ГИБДД Хабаровского края, Дальневосточного центра медицины катастроф.

Внедрение результатов исследования:

Результаты исследования используются при проведении занятий с курсантами факультета усовершенствования врачей Дальневосточного государственного медицинского университета на курсе «Общественное здоровье и здравоохранение», со студентами на кафедре военной и экстремальной медицины при изучении дисциплины «Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях» и на кафедре судебной медицины.

Хабаровским краевым ФОМС принято решение о кодировании всех случаев стационарного лечения в крае по поводу травмы кодами класса XX «Внешние причины заболеваемости и смертности» МКБ-10, а также налажен обмен информацией с ГИБДД края о виновниках ДТП с целью взыскания с них регрессных исков за лечение травмированных в ДТП. Результаты исследования внедрены в деятельность Дальневосточного центра медицины катастроф и использованы при разработке «Плана прикрытия автомобильных дорог спасательными подразделениями территориальной подсистемы РСЧС Хабаровского края» .

Апробация работы.

Основные положения работы обсуждены и доложены на научной конференции, посвященной 10-летию Службы медицины катастроф Дальневосточного региона (Хабаровск, 2000), на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития медицины на транспорте на рубеже 21 века» (Владивосток, 2000), на ежегодной Российской научно-практической конференции «Реформы здравоохранения на региональном уровне» (Москва, 2000), на Всероссийской научно-практической конференции «Научные основы медицины катастроф и организации медицинской помощи населению в ЧС» (Москва, 2003).

По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ, в которых отражены основные положения диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Продолжающийся рост ДТП и ДТТ оказывает существенное влияние на общую заболеваемость, смертность, инвалидизацию и продолжительность жизни населения.

2. Значительные медико-социальные и экономические последствия ДТП требуют принятия органами государственной власти края дополнительных мер в решении проблемы безопасности дорожного движения.

3. На федеральных и территориальных дорогах темпы роста смертности и травматизма от ДТП значительно выше, чем в населенных пунктах, что делает необходимым сосредоточение усилий по проведению мероприятий по БДД на указанных участках дорожного движения.

4. Основой комплекса мероприятий по БДД должна стать первичная профилактика ДТТ, направленная на безопасное поведение водителей и пешеходов на дорогах, введение новых и ужесточение имеющихся законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.

Объем и структура диссертации:

Диссертация имеет традиционную структуру и состоит из введения, обзора литературы, материала и методов исследования, трех глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Текст диссертации изложен на 127 страницах машинописи, иллюстрирован 41 таблицей, 8 рисунками и 1 схемой.

Список литературы

содержит 169 источников, в том числе 111 на русском и 58 на иностранном языке.

125 ВЫВОДЫ.

1. Травматизм на автомобильных дорогах представляет собой серьезную проблему для социальной сферы, экономики и здравоохранения. В Хабаровском крае, как и в целом по России, с 1998 года продолжается рост числа ДТП, погибших и раненых в них. При этом число погибших на 100 тыс. населения превышает аналогичные показатели большинства стран мира. Темпы роста показателей ДТП в Хабаровском крае значительно превышают аналогичные показатели по Российской Федерации.

2. Результаты регрессионного анализа показывают, что рост показателя обеспеченности населения автомобилями будет неизбежно сопровождаться увеличением числа погибших и раненых. Число раненых в ДТП к 2007 г. может возрасти до уровня 264,3 случаев на 100 тыс. населения, т. е. на 39,8% по сравнению с 2003 г., а число погибших — до 35,4 на 100 тыс. населения, или на 31,6%.

3. Основными причинами ДТП в Хабаровском крае являются человеческий фактор (87,1−92,4%), неблагоприятные дорожные условия (6,0−10,0%), техническая неисправность ТС (1,6−3,1%). При этом большая часть причин является управляемыми и зависит от поведения человека: несоответствие скорости движения дорожным условиям, управление ТС в состоянии опьянения, отсутствие прав на управление ТС, выезд на полосу встречного движения, нетрезвое состояние пешеходов, нарушение правил переезда перекрестов и пешеходных переходов, превышение установленной скорости движения.

4. Дорожно-транспортный травматизм характеризуется тяжелыми травмами: 98,4% погибших и 57,2% лечившихся имели множественную и соче-танную травму. Основными причинами смерти являются травмы черепа и груди. 67,2% от всех погибших имели несовместимые с жизнью травмы. В 4,8% случаев ДТТ ведет к стойкой утрате трудоспособности.

5. Дорожно-транспортный травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения, а не просто следствием движения транспортных средств. Ежегодный экономический ущерб от медицинских последствий ДТП в Хабаровском крае составляет от 3,8% до 5,4% от ВРП, что сопоставимо с ежегодными затратами на здравоохранение края. Потери в человеко-годах жизней от ДТП составляют 7,9% от всех потерь и 15,4% от потерь вследствие смертности по классу травм и отравлений.

6. Проводимые на сегодняшний день мероприятия по БДД как на федеральном, так и на территориальном уровнях не эффективны, требуются новые пути и подходы в решении данной проблемы. Основные усилия по БДД должны быть направлены на профилактические мероприятия, направленные на устранение и снижение основных факторов риска, в первую очередь управляемых, тех, которые не требуют значительных финансовых затрат, а инвестиции сопровождаются значительной экономической эффективностью.

7. Существующая система управления БДД нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. Проблема ДТТ требует межведомственного подхода в проведении мероприятий по медицинскому обеспечению БДД. Необходимо повышение роли здравоохранения в профилактике ДТТ в общей системе профилактики неинфекционных болезней. Необходимо смещать акценты к профилактике заболеваемости и смертности от класса травм и отравлений, снижение которых сопровождается не только социальным, но и значительным экономическим эффектом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В целях снижения социальных, экономических и медицинских последствий ДТТ необходимо создание штатного, постоянно действующего органа управления по БДД с правами федерального органа исполнительной власти, который взял бы на себя всю полноту ответственности за работу в области дорожной безопасности на национальном уровне. Основной задачей этого органа должна стать разработка стратегии в области дорожной безопасности, которая являлась бы многосекторальной, предусматривающей участие учреждений, занимающихся транспортом, здравоохранением, образованием, исполнением закона и других соответствующих секторов и принимала бы во внимание нужды всех участников движения.

2. Необходима разработка и принятие на территориальном уровне дополнительных законодательных нормативно-правовых актов по БДД. При разработке программ, направленных на обеспечение БДД целесообразно учитывать региональный компонент, географические и природно-климатические условия, оказывающие влияние на состояние ДТТ.

3. Включение в существующие СНиП по строительству автомобильных дорог нормативов и требований по медицинскому обеспечению пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах, проходящих по малонаселенной местности.

4. Принятие новых и ужесточение действующих ПДД, направленных на безопасное поведение водителей и пешеходов на дорогах.

5. Используя успешный опыт ряда стран по снижению ДТТ необходимо предусмотреть оснащение участков федеральных и территориальных дорог, имеющих ограничения скорости автоматическими средствами контроля за скоростью с идентификацией нарушителей, а подразделений ГИБДД возможностями на месте определять уровень алкоголя в крови.

6. С целью разработки эффективных программ по предупреждению ДТТ необходима разработка информационных систем по транспортной травматологии, основанных на клинических данных для упорядочивания данных о дорожном травматизме, полученных из различных источников.

7. Создание эффективной системы обучения населения, водителей, работников ГИБДД оказанию первой медицинской помощи в системе РСЧС, органом управления которой является МЧС РФ.

8. Шире использовать лечебными учреждениями и фондами ОМС практики возмещения через суды затрат на лечение пострадавших в ДТП с виновников происшествия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Причины дорожно-транспортных происшествий // Автомобильный транспорт. — 1996. № 1. — С.22- 24.
  2. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02−85. Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17.12.85 г. № 233.
  3. В.В., Гореев И. С., Федоткин О. В. Опыт работы трассового пункта медицины катастроф//Актуальные вопросы медицины катастроф: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ -М.: ВЦМК «Защита». 2000.- С.88−90.
  4. B.C., Бранцева Л. Ю., Лавров А.И.и др. Сравнительная оценка инвалидности при дорожно-транспортных и производственных травмах и пути ее снижения/Юртопедия, травматология и протезирование. -1986. № 5. -С.56−58.
  5. А.И. Диагностика и хирургическая тактика при сочетанной дорожно транспортной травме живота: Автореф.дис. канд. мед. наук. — М., 1999.-28 с.
  6. .П., Королев И. А. О смертности населения России от неестественных причин // Здравоохранение Рос. Федерации.-1993.- № 7. С.23−24.
  7. С.А. Организационно тактические принципы хирургической помощи в условиях катастроф мирного времени (территориальные аспекты): Дис. д-ра. мед. наук. — Казань. 1999. — 260 с.
  8. И., Бояджиева Л., Солаков Е. Прикладной линейный регрессионный анализ. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 54.
  9. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2001 году// Здравоохр. РФ. № 1. 2003 г. С.3−19.
  10. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году // Здравоохр. РФ. 2001. — № 3. — С.8−26.
  11. О.Н., Дунда Н. Г., Лобашидзе Н. Г. и др. Особенности компьютерного мониторинга основных жизненных систем организма у реанимационных больных травматолого-ортопедического профиля.// Ортопедия, травматология и протезирование. -1987. № 9. -С.25−30.
  12. Доклад о глобальных катастрофах 1998 года. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Женева. 1998. 261 с.
  13. Дорожно-транспортные происшествия в России (2000 г.). Обобщенные сведения. -М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2001.- 18 с.
  14. В.В., Погорелова Э. И. Социально экономический ущерб, обусловленный смертью населения // Здравоохранение РФ. — 1994. № 2. — С.29−31.
  15. Естественное движение населения в Хабаровском крае в 1989—2001 гг. г. Статистический сборник. Хабаровск. 2002. 58 с.
  16. В.А. Организация экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях // Здоровье, здравоохранение, проблемы и перспективы. -М., 1991.- С.234−246.
  17. С.М., Новиков П. Е., Теодоридис К. А. Смертность при множественных и сочетанных травмах // Анналы травматологии и ортопедии. -1995.-№ 1. С.5−7.
  18. С.М., Теодоридис К. А. Мототранспортные несчастные случаи. Клинико-статистические и профилактические проблемы // Анналы травматологии и ортопедии.-1996.-№ 4. С. 14−20.
  19. С.М., Теодоридис К. А. Медико-демографические аспекты травматизма, связанного с мототранспортными несчастными случаями // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 1996 г. — № 3. — С. 61−64.
  20. Здоровье населения Дальнего Востока и пути его улучшения/ Н. А. Капитоненко, В. Г. Дъяченко, С. Н. Киселев и др. Владивосток: Издательство «Дальпресс», 1999. — 176 с.
  21. Здравоохранение в России: Стат. сб./ Госкомстат России. М.: 2001. -356 с.
  22. Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы / В. Б. Пригорнев, В. О. Щепин, В. Г. Дьяченко, H.A. Капитоненко. -Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2003. 368 с.
  23. Инструкция по применению стандартизованных схем оказания первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи при механических травмах различной локализации. 1987 г.
  24. Инструкция по составлению отчетной формы 57 «Сведения о травмах, отравлениях и некоторых других воздействиях внешних причин». Утверждена Заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации от 15.12.99 № 06−23/7−20.
  25. Инструкция по составлению сведений о деятельности учреждения здравоохранения (медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации ЧС. Утверждена первым заместителем Министра здравоохранения РФ от 14.09.99.
  26. Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел. Утверждена приказом МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328.
  27. Г. П. Организация лечения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях: Автореф.дис. д-ра. мед. наук. -М., 1990. 53 с.
  28. Г. П. Травматы при дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование системы их профилактики, оказания медицинской помощи и лечения пострадавших // Ортопедия, травматология и протезирование. -1989. -№ 6.-С.1−6.
  29. A.A., Мыльникова JI.A. Медицинская безопасность дорожного движения: управление и организация // Здравоохранение. — 2000. № 10. — С.10−14.
  30. H.A. Характер и причины дорожно-транспортных травм у взрослого населения // Анналы травматологии и ортопедии. 1996. — № 3. — С.38−42.
  31. H.A. Характер повреждений при ДТП, их этапное лечение и профилактика в сельском районе: Дис. канд. мед. наук. -М., 1995. 209 с.
  32. A.B., Смирнов Е. П., Бабышин В. В. Дорожно-транспортный травматизм во Владимирской области // Актуальные вопросы хирургии, травматологии и ортопедии: Сб. науч. тр. / Владимир.: Владимир гос. Ун-т — 1999 г. — С.126−128.
  33. Ю.П., Исманский С. Г. Система мероприятий по организации медицинской помощи на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных происшествиях // Анналы травматологии и ортопедии. 1995. — № 3. — С.22- 24.
  34. Ю.М., Ермаков С. П., Иванова А. Е., Магнитский В. А., Анто-нюк В.В., Семенова В. Г. Здоровье населения: основные проблемы и перспективы решения // Экономика здравоохранения. № 4/5. — 1997. — С.8−14.
  35. Концепция Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 2015 г. г.». Москва, 2003. — 38 с.
  36. В.Н. Экономический анализ и планирование в здравоохранениина примере противотуберкулезной службы). Хабаровск: Издательство Краевой психиатрической больницы, 2001. — 179 с.
  37. И.А., Бруй Б. П. О смертности населения в трудоспособном возрасте // Здравоохранение РФ. 1994. — № 2. — С.33−34.
  38. В.П. Экономическая оценка медико-демографической ситуации // Экономика здравоохранения. 1998. — № 2. — С. 10−14.
  39. А.Ф., Соколов В. А. О состоянии медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях // Анналы травматологии и ортопедии. 1995. — № 3. — С.9−16.
  40. Критерии источников чрезвычайных ситуаций для здравоохранения. Утверждены приказом МЗ РФ от 25. 04. 02 № 131.
  41. Р. Если путешествовать, то безопасно // Всемирный форум здравоохранения. 1992. — Т. 13. — № 2/3. — С.55−56.
  42. Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. -1998.- № 2.- С.5−9.
  43. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции: Уч. пособие. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  44. В.И., Скворцов А. Ф., Зайцева Л. А. и др. Характеристика потерь населения в чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации (19 971 998 гг.) // Медицина катастроф. -1999. № 4 (28). — С. 13−16.
  45. В.И., Скворцов А. Ф., Зайцева Л. А. Статистический анализ деятельности службы медицины катастроф Минздрава России (1999−2000 г. г.) // Медицина катастроф. -2001. -№ 3(35). С.21−26.
  46. З.М. Оптимизация лечебно-диагностической тактики при дорожно-транспортных травмах таза: Автореф.дис. канд. мед. наук. М., 2002. -30 с.
  47. Л.В. Разработка программ развития здравоохранения Калининградской области до 2000 г.: анализ тенденций показателей здоровья населения и определение приоритетов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1999. — № 1. — С.8−10.
  48. Н.Д. Выявление и предупреждение случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения. // Информационный бюллетень / ГУ ГИБДД МВД России. 2000. — № 10. — С.16−20.
  49. Н.Д., Полина Л. Ю., Семибратова Л. В. и др. Обеспечение безопасности дорожного движения в странах Азии и Тихоокеанского региона. // Автостроение за рубежом. 1999 г. — № 4. — С.18−23.
  50. Л.А. Организационные и клинические аспекты медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях: Автореф.дис. д-ра мед. наук.- М., 2003. 42 с.
  51. А.Н. Травматогенез в диагностике и профилактике дорожно-транспортных травм: Автореф.дис. д-ра. мед. наук. — Л., 1990. 24 с.
  52. Надзор полиции за соблюдением правил дорожного движения с использованием устройств автоматического выявления и фиксации нарушений: Обзорная информация. Выпуск 11. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2000. -40 с.
  53. Новые подходы к повышению безопасности дорожного движения. Доклад Исследовательской группы ВОЗ. ВОЗ. Женева. 1991 г. — 65 с.
  54. ЛГ. Несчастные случаи на дорожном транспорте. Эпидемиология, меры борьбы и профилактика. ВОЗ. Женева. 1962. — 151 с.
  55. Нурулла-Ходжаев Т.Ф. Медико-социальные аспекты дорожно-транспортного травматизма в Таджикской ССР // Дорожно-транспортный травматизм: Сб. науч. тр. / Тадж. гос. мед. ин-т. им. Абуали-ибн-Сина. -1998.-С.З-9.
  56. О безопасности дорожного движения. Федеральный Закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.
  57. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Федеральный закон № 40-ФЗ. 2002 г.
  58. Р.Г., Масленникова Г. Я., Шальнова С. А. и др. Значение сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний для здоровья населения России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2002. -№ 2. С.3−7.
  59. О демографической ситуации в России. По материалам парламентских слушаний в Государственной Думе РФ 30 мая 2000 г. // Поликлиника. 2000. -№ 1.-2.- С.2−3.
  60. Определение экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (людские потери): Методические рекомендации. -М.: ВЦМК «Защита», 1999. 45 с. Утверждены Министром здравоохранения РФ 20. 11.98 г.
  61. В. И. Осипов В.В. Дорожно-транспортный травматизм в Хабаровском крае и актуальность догоспитальной помощи пострадавшим // Дальневосточный медицинский журнал. 1998. — № 3. — СЛ 6−19.
  62. О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению России. Приказ МЗ РФ от 26.03.99 № 100
  63. О состоянии безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и железнодорожных переездах в Хабаровском крае и мерах по предупреждению аварийности. Утверждена постановлением Правительства Хабаровского края № 21-пр от 22.11.02.
  64. Н. Рыночная оценка стоимости рабочей силы // Охрана труда и социальное страхование. 1998.- № 1. — С.36−38.
  65. А. Требования становятся жестче // Охрана труда и социальное страхование. 1996. — № 6. — С.27−29.
  66. Повышение безопасности дорожного движения в России на 2000−2003 г. г. Федеральная целевая программа. Москва, 1998. 59 с.
  67. В.И. Совершенствование организации и оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте: Авто-реф. дис. д-ра. мед. наук. -М., 2002, 37 с.
  68. Положение о классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. № 1094.
  69. Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Утверждены постановлением Правительства РФ от 7.05.03 № 263.
  70. Правила учета дорожно-транспортных происшествий. Утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647.
  71. Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Хабаровского края до 2010 года с прогнозом до 2020 года. Хабаровский филиал ОАО «Гипродор НИИ». Хабаровск, 2001. — 113 с.
  72. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2002. — 690 с.
  73. Ю.Я., Яцкевич Я. Е., Лабай E.H. Диагностика и тактика при сочетанной травме // Хирургия. 1994. — № 12. — С.38−42.
  74. И.И., Сахно В. И. Медицина катастроф (организационные вопросы). М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 560 с.
  75. А.Г., Козлов A.B., Винникова Ю.Г.и др. Состояние здоровья населения Астраханской области // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1999. — № 4. — С.25−28.
  76. В.А. Сочетанная травма // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 1998. — № 2. — С.54−65.
  77. В.М. Диагностические и лечебные алгоритмы на этапах эвакуации травматологических больных. Методические разработки, Ижевск. 1992.- 23 с.
  78. В. М. Оптимизация диагностики и лечения дорожно-транспортных травм на этапах эвакуации: Автореф.дис. д-ра. мед. наук. Самара. 1996. — 33 с.
  79. Состояние здоровья населения и ресурсы здравоохранения Дальневосточного федерального округа. Доклад. Хабаровск, 2001. — 211 с.
  80. Е.А. Реанимационно-анестезиологическое обеспечение пострадавших с травмой на догоспитальном этапе (клинико-физиологические и организационные аспекты): Автореф.дис. д-ра. мед. наук.-М. 2002.-41 с.
  81. Л.Л., Лукьянчук Э. М., Некрасов Д. К. и др. Санитарная авиация в условиях Московского региона/УМедицина катастроф. -1999. № 2.- С .23−26.
  82. В.И. Здоровье жителей России // Медицинский курьер. -1999.-№ 2(14).-С. 19−22.
  83. В.И., Иванова А. Е., Семенова В. Г. и др. Тенденции смертности в России в 1980 1990-х годах (федеральный уровень) // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2003. — № 3. — С. 13−17.
  84. В.И. Прогноз развития системы здравоохранения Российской Федерации //Менеджер здравоохранения. 2004. — № 2. — С.4−10.
  85. Судебная медицина: Учебник/ В. Н. Крюков, Л. М. Бедрин, В.В. Томи-лин и др.- Под ред. В. Н. Крюкова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990.-448 с.
  86. К.А., Журавлев С. М. Социально-гигиенические аспекты мототранспортных несчастных случаев // Анналы травматологии и ортопедии. 1997. — № 2. — С.101−119.
  87. К.А. Медико-социальные аспекты дорожных мототранспортных несчастных случаев в России: Автореф.дис. д-ра. мед. наук. — М., 2001.-40 с.
  88. К.А. О состоянии дорожной безопасности в странах Европейского союза// Вестник травматологии и ортопедии им. Приорова. 1998. — № 3. — С.48−53.
  89. Травматология и ортопедия / Руководство для врачей. В 3 томах. Т.2 / Под ред: Ю. Г. Шапошникова. М.: Медицина, 1997. — 592 с.
  90. А.Х., Минин Г. Д., Зайнуллин Р. Т. Медико-санитарное обеспечение населения республики Башкортостан в чрезвычайных ситуациях // Медицина катастроф. -1996. № 3. — С.34−37.
  91. Указания по военно-полевой хирургии. Утверждены начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ. Москва. 2000. 414 с.
  92. А.З. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная проблема: Автореф.дис. канд. мед. наук. — Уфа, 2000. — 22 с.
  93. Франческа Рачиоппи, Ларе Эриксон, Клаес Тингвалл и др. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе. Всемирная организация здравоохранения, 2004.
  94. Хабаровскому краю 65 лет. Статистический сборник: Стат. сб. / Хабаровский крайкомстат. Хабаровск, 2003. -143 с.
  95. Г. Х. Обоснование затрат, выделяемых на предотвращение гибели людей // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях.-1993.- № 8. -С.23.
  96. К. Цена человеческой жизни в анализе социально-экономических последствий некоторых эпидемических заболеваний // Здравоохранение, международный журнал. -1974. № 1. — С.23−24.
  97. Д.А. Дорожно-транспортный травматизм как проблема здоровья населения: пути решения. Медико-социальные аспекты здоровья и воспроизводства населения России. М. 1997 г. ч. 1 — С.140−142.
  98. И.В., Костин Н. С. Некоторые вопросы организации медицинской помощи травматологическим больным при ДТП // Ортопедия, травматология и протезирование. -1987, — № 6. С.64−66.
  99. Экономическая и социальная география Хабаровского края / под ред. В. В. Тигунцова. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та. — 1996. — 115 с.
  100. Л.М. Дорожно-транспортные катастрофы (концептуальная модель, классификация, эпидемиология, прогноз безвозвратных потерь и нуждающихся в госпитализации): Автореф.дис. д-ра. мед. наук. — М., 2002. -31 с.
  101. Arroyo I., Crosby L. Basic rescue and rescucitation. Trauma system and concept in the USA // Clin. Orthop. Rel. Res. 1995. — № 318. — P. l 1−16.
  102. Ashton S.J., Mackay G.M. Car design for pedestrian injury minimization. In: Proceeding of the Seventh Experimental Safety of Vehicles Conference, Paris, 1979. Washington, DC, National Higway Traffic Safety Administration, 1979. -P.630−640.
  103. Ashton S.J., Mackay M. Benefits from shanges in vichicle exterior design. In: Proceedings of the Society of Automotive Engineers. Detroit, MI, Society of Automotive Engineers, February 1983 -P.255−264.
  104. Begg D., Stephenson S. Graduated driver licensing: the New Zelaand experience. Journal of Safety Research. 2003. — № 34. — P.3−4.
  105. Branche C., Williams A.F., Feldman D. Graduated licensing for teens: why everybody’s doing it // J. Law. Med. Ethics. 2002. — № 30. — P.146−149.
  106. Crandall C.S., Olson L.M., Sclar D.P. Mortality reduction with air bag and seat belts use in head-on passenger car collisions. // American Journal of Epidemiology. 2001. — № 153. — P.219−224.
  107. Cummings P et al. Association of driver air bags with driver fatality, a matched cohort study. // British Medical Journal. 2002. — № 324. — P. 1119−1122.
  108. Doherty S.T., Andrey J.C., MacGregor C. The situational risks of young drivers: the influence of passengers, time of day and day of week on accident rates// Accid Anal Prev. 1988. — № 30(1). — P. 45−52.
  109. Economic evaluation of road traffic saffety measures-conclusion of Round Table 117, Paris, 26−27 October 2000. Paris, European Conference of Ministers of Transport, 2000. 243 p.
  110. European Road Safety Action Programme. Halving the number of road accident victims in the European Union by 2001: a shared responsibilit. Brussels, European Commission, 2003. 432 p.
  111. Faith N. Crash: the limits of car safety. London, Boxtree. — 1997. — P.34.
  112. Ferguson S.A., Lund A.K., Greene M.A. Driver fatalities in 1985−94 air-bag cars. Arlington, VA, Insurance Institute for Highway Safety / Highway Loss Data Institute. 1995. — P.46.
  113. Finch D.J. et al. Speed, speed limits and accidents. Crowthome, Transport Research Laboratory. 1994. — P.45.
  114. Foijuoh S.N. Traffic-related injury prevention interventions for low-income countries. Injury Control and Safety Promotion. 2003. — № 10. — P. 109 118.
  115. Glassbrenner D. Safety belts and helmet use in 2002: overall results. Washington, DC, Department of Tranaport, 2002. P. 101−111.
  116. Global Burden of Disease 2002 version 3 database. Geneva. World Health Organization, 2002. P.241.
  117. Grossman D.C., Soderberg R., Rivara F.P. Prior injuij and motor vehicle crash as risk factors for youth suicide. Epidemiology. 1993. — № 4(2). — P. l 15.
  118. Gustilo R.B., Mendoza R.M., Williams D.N. Problems in the Management of Type III (Severe) Open Fractures: A New Classification of III Open Fractures// J. Trauma. 1984. — № 24. — P.742−746.
  119. Hakim S. et al. A critical review of macro models for road accidents// Acrid Anal Prev. 1991. — № 23(5). — P.379−400.
  120. Hander Y.H. Avoidable Banken of illness // Soc. Med. 1987. — № 11. -P. 945−951.
  121. Henriksson E., Ostrom M., Eriksson A. Preventability of vehicle related fatalities//Accid Anal Prev. — 2001. — № 33(4). — P.467−475.
  122. Hijar-Medina M.C., Flores-Aldana M.E., Lopez-Lopez M.V. Safety belt use and severity of injuries in traffic accidents // Salud Publica Mex. 1996. -№ 38(2). — P. 118−127.
  123. Huguenard P., Hanote P., Metrot J. Helicopters and medicalfirst aid units // Ann Anestsiol Fr. 1975. — № 16(6). — P.543−563.
  124. Jacobs G., Aeron-Thomas A., Astrop A. Estimating global road fatalities. Crowthorne, Transport Research Laboratory. 2000. — P.342.
  125. Jones A.P., Bentham G. Emergency medical service accessibility and outcome from road traffic accident.// Public-Health. 1995. — № 109(3). — P. 169−177.
  126. Jovanovic J., Jovanovic M. Epidemiologic characteristics of collisions and injuries in traffic accident in the area of Nis. // Vojnosanit-Prege. 1993. -№ 500(6). — P.584−588.
  127. Keall M.D., Frith W.J., Patterson T.L. The influence of alcohol, age and number of passengers on the night-time risk of driver fatal injury in Nev Zealand. // Accident Analysis and Prevention. 2004. — № 36. — P.49−61.
  128. Lam L.T. et al. Passenger carriage and car crash injury: a comparison between younger and older drivers. // Accident Analysis and Prevention. 2003. -№ 35.-P.861−867.
  129. Lampl L. et all. Recommendations for emergency strategies in cruch trauma // Actualle Traumatol. 1994. — № 24(5). — P. 163−168.
  130. Mao Y., Zhang J.5 Robbins G. et al. Factors affecting the severity of motor vehicle traffic crashes involving young drivers in Ontario. // Jnj-Prev. 1997. -№ 3(3).-P.l83−189.
  131. Minoz E., Soldano R., Langhlin A. Sourse of admission and cost: Pablic hospitale face financial risk // Amer. J. Publ. Hlth.- 1986. № 76.- P.696−697.
  132. Mock C.N. et al. Trauma mortality patterns in three nations at different economic levels: implications for global trauma system development. // Journal of trauma. 1998. — № 44. — P.804−814.
  133. Moore M., Comparison of young and adult driver crashes in Alaska using linked traffic crash and hospital data. // Alaska-Med. 1997. — № 39(4). — P.95−102.
  134. Mortality indicators by cause of death, age and sex (of line version). Supplement to the WHO European health for all datebase. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2004. — P.231.
  135. Murrey C.J.L, Lopez A.D., eds. The global burden of disiase: a comprehensive assesment of mortality and diability from diseases, injuries, and risk factors in 1990 and projected to 2020. // Boston, MA, Harvard School of Public Health, 1996.-P.23−45.
  136. Nantulya V.M., Muli-Nusiime F. Uncovering the social determinants of road traffic accidents in Kenya. In: Evans T et al., eds. // Challenging inequi-ties:from ethics to action. Oxford, Oxford University Press, 2001. P.211−225.
  137. Papadimitriou D.G., Mathur M.N., Hill D.A. A survey of rural road fatalities. // Austr-N-Z-J-Surg. 1994. — № 64 (7). — P.479−483
  138. Pasanen E. Ajonopeudet ja jalankulkijan turvallisuus Driving speed and pedestrian safety. Espoo, Teknillinen korkeakoulu, Liikennetekniikka, 1991. -P.34−65.
  139. Peden M. et al. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization, 2004. 246 p.
  140. Peden M., McGee K., Sharma G. The injury chart book: a graphical overview of the global burden of injuries. Geneva. World Health Organization. 2002. -453 p.
  141. Reducing the severity of road injuries through post impact care. Brussels, European Transport Safety Council, Post Impact Care Worcing Party, 1999. 342 P
  142. Regel G. at al. Treatment results of patients with multiple trauma: an analysis of 3406 cases treated between 1972 and 1991 at a German level in trauma center. // J. Trauma Jnjury infection crit care. 1995. — Vol. 38. — № 1. — P.70−78.
  143. Road transport. Road safety. Recent trends in road accidents and policy issues. // Paris, European Conference of Ministers of Transport, 2002. P.38.
  144. Robertson Jr. W.W., Finnegan M.A. Teenage driver safety: should graduated drivers licensing be universal? // Clin. Ortop. 2003. — № 409. — P.85−90.
  145. Seat-belts and child restraints: increasing use and optimising perform-ance.Brussels, European Transport Safety Council, 1996. 124 p.
  146. Silveira A J. Seat belts use in Argentina: a 10-year struggle. // Traffic Injury Prevrntion. 2003. № 4. — P.173−175.
  147. Teylor M.C., Lynam D.A., Baruya A. The effect of drivers’speed on the frequency of road accidents. // Crowthome, Transport Research Laboratory, 2000. 216 p.
  148. Transport accidents costs and the value of safety. // Brussels, European Transport Safety Council, 1997. 458 p.
  149. Transport safety performance in the EU: a statistical overview. // Brussels, European Transport Safety Council, 2003. 236 p.
  150. Violanti J.M., Marshall J.R. Cellular phones and traffic accidents: an epidemiological approach. //Accid. Anal. Prev. 1996. — № 28(2). — P.256−270.
  151. Violanti J.M. Cellular phones and fatal traffic collisions. // Accid. Anal. Prev. 1998. — № 30(4). — P.519−524.
  152. Waller P. The genesis of GDL. // Journal of Safety Research. 2003. -№ 34. — P. 17−23.
  153. Williams A.J. Teenage drivers: patterns of risk. // Journal of Safety Research. 2003. — № 34. — P.5−15.
  154. World Health Report. 1999: Making a Differense. // Geneva, World Health Organization. 1999. — Table 2, P. 102. — Table 4. — P. l 10.
  155. Zaal D. Traffic law enforcement: a review of the literature. // Victoria, Monash University Accident Research Centre. 1994 (Report № 53).
  156. Zhou Y. et al. Productivity loses from injury in China. // Injury Prevention. -2003.-№ 9.-P.124−127.
Заполнить форму текущей работой