Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогностические критерии развития артериальной гипертензии и ее профилактика у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Артериальная гипертензия остается одной из актуальных проблем современной кардиологии и медицины. В России АГ страдает более 30 млн. человек (Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 2004 годБокерия Л.А., Ступакова И. Н., 2006). При этом особую тревогу вызывает высокая распространенность её среди лиц молодого возраста. Высокая заболеваемость, значительная… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФАКТОРАХ РИСКА РАЗВИТИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И МЕТОДАХ ЕЁ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ (обзор литературы)
    • 1. 1. Роль вегетативной дисфункции в развитии артериальной гипертензии у детей
    • 1. 2. Факторы риска развития артериальной гипертензии у детей
    • 1. 3. Профилактика артериальной гипертензии у детей
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика обследуемой группы
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ
    • 3. 1. Пол, возраст и соматотип как факторы риска развития повышенного артериального давления у детей с вегетативной дисфункцией
    • 3. 2. Особенности вегетативного статуса у детей с вегетативной дисфункцией и артериальной гипертензией
    • 3. 3. Состояние сердечно-сосудистой системы у детей с вегетативной дисфункцией и артериальной гипертензией
    • 3. 4. Особенности центральной гемодинамики у детей с вегетативной дисфункцией и повышенным артериальным давлением
    • 3. 5. Психоэмоциональные особенности детей с вегетативной дисфункцией и повышенным артериальным давлением
  • Глава 4. ШКОЛЬНАЯ НАГРУЗКА КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ДЕТЕЙ С ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ

4.1 Распространённость артериальной гипертензии среди школьников с вегетативной дисфункцией и эргономический анализ учебного расписания в школах со специализированной и традиционной программами обучения.

4.2 Динамическое наблюдение за школьниками с вегетативной дисфункцией, обучающимися по специализированной и традиционной программам.

Глава 5. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ.

5.1 Прогнозирование риска возникновения артериальной гипертензии у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией.

5.2 Методы профилактики артериальной гипертензии у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией.

Прогностические критерии развития артериальной гипертензии и ее профилактика у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Артериальная гипертензия остается одной из актуальных проблем современной кардиологии и медицины. В России АГ страдает более 30 млн. человек (Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 2004 годБокерия Л.А., Ступакова И. Н., 2006). При этом особую тревогу вызывает высокая распространенность её среди лиц молодого возраста. Высокая заболеваемость, значительная частота сердечных осложнений, нередко приводящих к инвалидизации и смерти больных, объясняют большую социальную значимость и тот интерес, который проявляют к ее изучению как клиницисты, так и представители теоретической медицины.

Известно, что истоки артериальной гипертензии у взрослых находятся в детском и подростковом возрасте (Козлова JI.B., 1996, 2001; Леонтьева И. В., 2002; Lauer R.M., Clarke W.R., 1989). Поэтому изучение здоровья детей с разной патологией в разные возрастные периоды представляется перспективным в плане снижения общей заболеваемости АГ (Козлова JI.B., 2003). Число детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, в РФ возросло в последние годы.

По данным И. В. Леонтьевой (2002, 2004), Е. Ю. Емельянчик с соавторами (2005), Л. В. Царегородцевой (2005) артериальная гипертензия регистрируется у 12−18% школьников, а у 17−25% из них — приобретает прогрессирующее течение с формированием гипертонической болезни. Появление высоких цифр уровня АД у школьников многие связывают с усложнением учебного процесса в школах, увеличением суммарной учебно-воспитательной нагрузки на детей.

Скрининговые исследования уровня артериального давления у детей школьного возраста, проводимые в г. Смоленске и Смоленской области показали, что частота встречаемости артериальной гипертензии составляет 10−14% (Сухорукова О.В., 2008).

Известно, что важным фактором, влияющим на здоровье учащихся, может являться модернизация системы образования, связанная с повышением учебных нагрузок, использованием новых педагогических технологий без учета возрастных и психофизиологических особенностей и функциональных возможностей (Кучма В.Р., 2000).

С" переходом в настоящее время многих школ на альтернативные формы обучения их учебные программы претерпели существенные изменения — усилилась интенсификация и длительность обучения, увеличилась суммарная учебная нагрузка.

Увеличенная учебная нагрузка заложена уже в базисном учебном плане для общеобразовательных школ Российской Федерации (Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, 2006). Очевидно, что увеличение суммарной учебной нагрузки, включающей уроки в школе и подготовку заданий дома, обуславливает дефицит времени на освоение объема знаний, предусмотренных действующими учебными планами и программами. Возникающий дефицит времени учащиеся вынуждены компенсировать за счет сокращения активного отдыха и укорочения ночного сна.

Неблагоприятным фактором является и система организации уроков без учета возрастных особенностей, состояния здоровья, типов высшей нервной деятельности детей. Большой объем информации, интенсивно подаваемый преподавателями на уроках в рамках инноваций, является мощным неврогенным фактором и особенно сказывается на детях с вегетативными расстройствами. В результате для значительной части детей создается стрессовая ситуация, проявляющаяся значительным нервноэмоциональным и сенсомоторным напряжением, предрасполагающим к повышению артериального давления и развитию артериальной гипертензии.

У детей и подростков артериальная гипертензия чаще всего рассматривается как следствие длительно существующей вегетативной дисфункции (Гаджиев Х.Э., Гаджиев А. Н., 1997; Аникин В. В., Курочкин А. А., Кушнир С. М., 2000; Козлова Л. В., 2008; Staessen J.A., ОБпеп Е.Т. et al., 2000). Известно, что на приёме у педиатра на долю СВД приходится 50−75% от числа обратившихся детей (Тамбовцева В.И., 2004). Распространённость вегетативных нарушений среди подростков пубертатного возраста по данным A.M. Вейна (1998) составляет 25−80%. У детей частота встречаемости вегетативной дисфункции колеблется от 30% до 50% (Козлова Л.В. с соавт., 2003; Неудахин Е. В., 2006). Не смотря на это критерии перехода вегетативной дисфункции в артериальную гипертензию у детей остаются недостаточно изученными, а данные по распространённости вегетативных нарушений, артериальной гипертензии и их коррекции у детей разноречивы, что обусловлено, в том числе, и различными методологическими подходами к диагностике артериальной гипертензии у детей.

Таким образом, становится ясным, что профилактика вегетативных расстройств, артериальной гипертензии в детском и юношеском возрасте имеет первостепенное значение для снижения частоты сердечно-сосудистых заболеваний не только среди детей, но и среди взрослых, снижения инвалидизации населения и увеличения продолжительности жизни.

В этой связи одним из важных направлений в профилактике артериальной гипертензии является определение факторов риска и их прогностического значения в развитии артериальной гипертензии у детей и подростков с вегетативной дисфункцией.

Цель исследования. Определить степень риска и прогностические критерии развития артериальной гипертензии у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией и обосновать систему медико-организационных профилактических мероприятий.

Задачи исследования.

1. Определить прогностическую значимость факторов риска развития артериальной гипертензии у детей с вегетативной дисфункцией.

2. Изучить взаимосвязь между соматотипом и частотой встречаемости артериальной гипертензии у детей с вегетативной дисфункцией.

3. Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем у детей с вегетативной дисфункцией и артериальной гипертензией в зависимости от соматотипа.

4. Изучить особенности центральной гемодинамики у детей с вегетативной дисфункцией в зависимости от соматотипа.

5. Провести эргономическую оценку традиционной и специализированной программ обучения школьников и выявить их влияние на формирование АГ у детей с вегетативной дисфункцией.

6. Разработать практические рекомендации по ранней диагностике и профилактике артериальной гипертензии у детей с вегетативной дисфункцией.

Научная новизна исследования: представлены прогностические критерии развития артериальной гипертензии у детей с вегетативной дисфункцией;

— доказана взаимосвязь соматотипа и частоты встречаемости артериальной гипертензии у детей с вегетативной дисфункцией;

— дана эргономическая характеристика традиционной и специализированных программ обучения и определено их влияние на формирование АГ у школьников с вегетативной дисфункцией;

— обоснована эффективность медико-организационных мероприятий, направленных на предупреждение развития артериальной гипертензии у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией.

Практическая значимость работы.

Разработана и введена прогностическая таблица развития артериальной гипертензии у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией.

Доказана целесообразность включения соматометрии в комплексное обследование детей с вегетативной дисфункцией для формирования групп риска по развитию артериальной гипертензии и своевременного проведения профилактических мероприятий.

Показано, что раннее выявление исходной симпатикотонии в сочетании с гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью, избыточным вегетативным обеспечением и макросоматотипом у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией и своевременная коррекция вегетативных нарушений предотвращают развитие артериальной гипертензии в 90% случаев.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Обучение детей с вегетативной дисфункцией по специализированным школьным программам повышает степень риска развития артериальной гипертензии и требует индивидуального подхода к организации учебного процесса у этих детей.

2. Некоррегированные вегетативные нарушения служат основой для формирования артериальной гипертензии в последующие возрастные периоды.

3. Макросоматотип у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией является прогностически значимым фактором риска развития артериальной гипертензии.

Внедрение результатов в практику.

Результаты работы используются в практической деятельности врачей ОГУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница», МЛПУ «Городская детская клиническая больница», в учебном процессе на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, на кафедре педиатрии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия», в программах обучения на выездных циклах усовершенствования врачей — педиатров Калужской, Брянской и Смоленской областей.

По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ, из них 3 в центральной печати и 7 в местной печати.

Апробация работы.

Материалы работы доложены на Конгрессе «Детская кардиология» (Москва, 2006 г.), на XI Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2007 г.), на конференциях врачей МЛПУ «Городская детская клиническая больница», ОГУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» (Смоленск, 2005 г., 2006 г., 2007 г.), на научно-практической конференции молодых ученых ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (2005г., 2006, г. 2007 г.), на заседаниях проблемной комиссии (2005г., 2006 г., 2007 г.), на совместном заседании кафедр: госпитальной педиатрии с курсом неонатологии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, поликлинической педиатрии, пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми, детских инфекций, педиатрии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, детских болезней лечебного факультета, нормальной физиологии ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» от 26 июня 2008 г.

Объём и структура диссертации. Диссертация изложена на 151 странице машинописного текста, иллюстрирована 25 таблицами и 21 рисунком. Состоит из введения, 5 глав, включающих литературный обзор, материалы и методы исследования, 3 главы собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы.

Список литературы

содержит 259 источников, из которых 209 отечественных и 50 зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ:

1. Прогностически значимыми факторами риска развития АГ у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией являются гиперкинетический тип кровообращения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, увеличенный КДР ЛЖ, отягощенная наследственность.

2. Частота встречаемости артериальной гипертензии у детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией коррелирует с соматотипом (г=0,33). В 27,8% случаев артериальная гипертензия регистрируется у детей с макросоматотипом.

3. У детей школьного возраста с артериальной гипертензией при макросоматотипе выявляется преобладание симпатической активности (г = 0,48).

4. У детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией преобладает гиперкинетический тип кровообращения, который определяется в 57,4% случаев при мезои макросоматотипе.

5. У детей с вегетативной дисфункцией, занимающихся по специализированным программам с повышенной учебной нагрузкой, в 2 раза чаще регистрируется артериальная гипертензия, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционным программам обучения.

6. При составлении школьного расписания и внешкольных занятий у детей с вегетативной дисфункцией требуется обязательная эргономическая оценка недельной и годовой учебной нагрузки.

7. Выявление вегетативных нарушений у детей школьного возраста с факторами риска развития артериальной гипертензии при ежегодных профилактических осмотрах является основанием для их дифференцированной (с учетом вегетативного статуса) коррекции продолжительностью не менее 3-х месяцев.

Практические рекомендации.

1. В план профилактических осмотров школьников, проводимых 1 раз в год, необходимо включать обязательную оценку вегетативного статуса (ИВТ, BP, ВОД) для ранней диагностики вегетативной дисфункции.

2. При обследовании детей школьного возраста с вегетативной дисфункцией необходимо использовать таблицу прогностических критериев развития артериальной гипертензии. Сложение ПК необходимо проводить до тех пор, пока не будет достигнут диагностический порог с положительным (+13) или отрицательным знаком (-13). Достижение положительного порога свидетельствует о высокой вероятности развития АГ у детей с вегетативной дисфункцией, что является основанием для включения этих детей в группу риска по развитию АГ.

3. Медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей в школах, использующих специализированные программы обучения, должно быть комплексным и включать измерение АД, исследование вегетативного и гемодинамического статуса, соматометрию и психологическое тестирование.

4. Регулярно при составлении расписания учебных и внешкольных занятий проводить обязательную эргономическую оценку и коррекцию учебно-воспитательной нагрузки с учётом нормативных и медицинских требований.

5. При выявлении вегетативной дисфункции у детей школьного возраста необходима дифференцированная (с учетом вегетативного статуса) коррекция. Так, детям с исходной симпатикотонией, гиперсимпатикотонической BP и избыточным ВОД, наряду с соблюдением режима дня, оптимизацией питания и физической нагрузки, показано применение глицина, отваров и настоев лекарственных растений (земляника лесная, мелисса лекарственная, мята перечная, шалфей, пустырники др.). Продолжительность терапии не менее 3-х месяцев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.P., Комарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. — 2001.-№ 6.-С. 48−49.
  2. А.Г. Артериальная гипертензия у подростков мужского пола. М.: Российская медицинская академия последипломного образования, 1997. -285 с.
  3. Актуальные вопросы кардиологии / Под редакцией Д. Г. Иоселиани -Москва, 2002. 343 с.
  4. А.А. Повышенное артериальное давление в детском и подростковом возрасте (ювенильная артериальная гипертония) // Русский медицинский журнал. 1997. — т. 5. — № 9. — С. 559−565.
  5. Александров. А. А, Розанов В. Б Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С. 16−22.
  6. Ю.А., Борисова М. А., Чикунов Н. Н. Характеристика состояния вегетативной нервной системы у детей в зависимости от возраста и группы здоровья // Тезисы докладов Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002».-М., 2002.- С. 177.
  7. О.П. Избранные лекции по кардиологии. — Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2005. 280 с.
  8. В.В., Курочкин А. А., Кушнир С. М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. Тверь, 2000.- 184 с.
  9. А.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. -М., 1997.- 198 с.
  10. Г. Г., Арабидзе Гр.Г. Гипотензивная терапия / Кардиология. -1997.-№ 3.-С. 88−95.
  11. Артериальная гипертония у детей и подростков Калужской области: ситуация, проблемы и пути решения / В. А. Исаева, М. П. Боровиков,
  12. Е.И. Темникова и др. // Вестник Смоленской медицинской академии. -2003. № 5. — С. 53−55.
  13. Н.В. Особенности формирования здоровья учащихся начальных классов в условиях экспериментального обучения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Архангельск, 1999. —23 с.
  14. В.И., Коломоец Н. М., Данилов Ю. А. Эффективность обучения пациентов во вторичной профилактике артериальной гипертензии / Тезисы докладов VIII Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». — М., 2001. — С. 11.
  15. В.И., Коломоец Н. М., Турсунова Г. Ф. Клиническая эффективность работы школы больного гипертонической болезнью на амбулаторно-поликлиническом этапе // Терапевтический архив. — 2005. -№ 11.-С. 49−55.
  16. А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения // Российский педиатрический журнал. -1998.- № 1.- С. 5−8
  17. A.M. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 4−6.
  18. В.В., Козлова JI.B. Аретериальная гипертензия у детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом по данным суточного мониторирования артериавльного давления // Вестник ВолГМУ. 2006. — № 17. — С. 45 — 49.
  19. Ю.М. Детская кардиология. Москва.: «МЕД-пресс-информ», 2004. — 600 с.
  20. Н.А., Кубергер М.Б Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1998.- 478 с.
  21. JI.M. Сократительная способность миокарда и особенности гемодинамики у детей с пограничной артериальной гипертензией: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Смоленск, 1980. — 24 с.
  22. Беляева Л. М. Основы прогнозирования эссенциальной артериальной гипертензии у детей и подростков: Автореф. дис.. д-ра. мед. наук. -Ленинград, 1990. 36 с
  23. Л.М., Хрусталёва Е. К. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков. МН.: Выш. шк, 1999. — 301 с.
  24. Л.М., Хрусталёва Е. К. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков. МН.: Алмафея, 2000. — 208 с.
  25. А.Ю., Низлева Т. В. Роль систематической физической активности в укреплении здоровья детей и подростков // Тезисы докладов X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2006. — С. 57.
  26. Бимбаева А. Б-Ж., Бомрова Т. А., Вологдина И. О. Эпидемиология артериальной гипертензии у детей школьного возраста в республике Бурятия // Тезисы докладов X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2006. — С. 60.
  27. Л.А., Ступакова Н. И. Социально значимые болезни в Российской Федерации. М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2006. -326 с.
  28. .Е. Состояние микроциркуляции у детей с артериальной гипертензией: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Москва, 1984. — 24 с.
  29. А.И., Брыль И. В., Денисова О.Ю Клиническое значение метода суточного мониторирования артериального давления у детей Нижневартовска // Тезисы докладов X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2006. — С. 83.
  30. Ю.И., Арадидзе Г. Г., Попов А. А. Семейная артериальная гипертония // Кардиология. 1997. — Т. 37. — № 1. — С. 4 — 7.
  31. Н.Ю., Хондранян Г. Ш., Делягин В. М. Структура синдрома головных болей у школьников // Тезисы докладов X Конгрессапедиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2006. — С. 86.
  32. О.А. Центральная гемодинамика и регуляторные системы организма у подростков с лабильной артериальной гипертензии: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 2006. — 20с.
  33. Э.Р. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся гимназии и общеобразовательной школы //. Гигиена и санитария. -2003.-№ 5.-С. 47−48.
  34. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика /Под ред. A.M. Вейна.- М.: Медицинское информационное агентство, 1998 г.-752 с.
  35. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / Под ред. A.M. Вейна. М.: Медицинское информационное агенство, 2000 г.-752 с.
  36. Вегетативная дисфункция у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение): Учебно-методическое пособие / JI. B Козлова, Г. А Самсыгина, И. Л Алимова и др. Смоленск, 2003.-80 с.
  37. A.M. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. -М., 2002.-240 с.
  38. А.Р. К оценке здоровьесберегающего потенциала современной школы // Тезисы докладов X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2006. — С. 107.
  39. И.В. Ростовые особенности детей и подростков конца XX века // Биохимия. Морфология. Спорт: сборник научных трудов. -Смоленск.: СГИФК, 2000. С. 54−58.
  40. В.А. Анализ школьного расписания с учётом здоровья детей // Гигиена и санитария. — 2005. № 1. — С. 43 — 44.
  41. И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты // Школа здоровья. -2001. № 1. — С. 48 — 59.
  42. С .Я., Валиулина М. Х. Факторы риска развития ожирения у девушек-подростков // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 4.-С. 60−63.
  43. И.М. Диетология развития важнейший компонент профилактической педиатрии и валеологии детства // Педиатрия — 1997. -N3.-C. 57−61.
  44. Воропай JI. A, Колосова Т. В., Ерохина Е. В. Состояние сердечнососудистой системы у подростков с синдромом вегетативной дисфункции // Тезисы докладов Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002». М., 2002.- С. 184.
  45. Г. А. Синдром вегетативной дисфункции у детей младшего школьного возраста / http://www.medicum.nnov/ru/nmj/2002/3/21/php
  46. Х.Э., Гаджиев А. Н. О ранней диагностике гипертонической болезни // Терапевтический архив. 1997. — Т. 69. — № 4. — С. 10 — 13.
  47. Гипертоническая болезнь. / Под редакцией Б. С. Утешева и др. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА. — 1999. — 384 с.
  48. Гогин Е. Е Изменения артериального русла при гипертонической болезни и стратегия лечения больных // Терапевтический архив. 1999. -Т. 71. -№ 1.-С. 64−67.
  49. Гогин Е. Е Гипертоническая болезнь — основная причина, определяющая сердечно-сосудистую заболеваемость и смертность в стране // Терапевтический архив. 2003. — № 9. — С. 31−36.
  50. Н.И. Психологические особенности личности больных гипертонической болезнью молодого возраста // Врачебное дело. — 2000. № 5. — С. 25−26.
  51. В.М. Синдром «гипертонии белого халата» // Терапевтический архив. — 1997. № 2. — С.8 0−83.
  52. В.М. Значение исследования различных видов вариабельности артериального давления у больных с артериальной гипертонией // Кардиология. 1997. — Т. 37. — № 1. — С. 66 — 69.
  53. М.В. 24 часовое автоматическое мониторирование артериального давления (рекомендации для врачей) // Кардиология. -1997. — Т. 37. — № 6. — С. 96 — 104.
  54. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации 2004 год //Здравоохранение Российской Федерации. 2006. — № 3. — С. 3 — 23.
  55. Д., Симонова Г., Завьялова JI. Артериальная гипертензия у подростков допризывного возраста // Медицинская газета. — 2007. № 2. — С.8 — 9.
  56. Диагностика характера подростков. Выпуск 10. Москва, 1992. -358 с.
  57. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. Методические рекомендации. / Приложение к журналу «Педиатрия». М.: — 2003.-31с.
  58. Диспансеризация детского населения. Проблемы подросткового возраста / А. А. Баранов, Т. В. Руссова, JI.A. Жданова и др. М., 2003. — 450 с.
  59. А.В., Дорохов Р. Н. Соматическая характеристика подростков 90-х годов // Сборник научных трудов молодых учёных. Смоленск: СГИФК, 1998.-С. 79−81.
  60. Н.В., Рузов В. И. Растительные антиоксиданты в лечении гипертонической болезни // Тезисы докладов VIII Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2001. — С. 21.
  61. Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. дис. .д-ра. мед. наук. М., 1985. — 30 с.
  62. Р.Н., Петрухин В. Г. Методика соматотипирования детей и подростков // Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов: сборник научных трудов. Смоленск: СГИФК, 1989. — С. 4−16.
  63. Р.Н. Соматические типы и физические качества детей и подростков // Труды. Смоленск: СГИФК, 1995. — С. 197−201.
  64. Р.Н., Губа В. П. Соматический тип и пространственно-временная характеристика развивающегося организма // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте: сборник научных трудов. Смоленск: ИКА, 1999. — С. 20−26.
  65. Р.Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования. // Биохимия. Морфология. Спорт: сборник научных трудов. — Смоленск: СГИФК, 2000. С. 100−105.
  66. Р.Н., Губа В. П. Спортивная морфология: пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 236 с.
  67. А.Р. Морфофункциональная характеристика девочек 7−12 лет различных соматических типов и вариантов развития // Соматическиетипы и соматотипирование: сборник научных трудов. — Смоленск: СГИФК, 2000.-С. 80−85.
  68. В. Спасем детей — спасём Россию. Всероссийский форум «Образование и здоровое развитие учащихся» // Медицинская газета. -2006. № 12. — С. 4.
  69. Е.Ю., Таранушенко Т. Е., Кириллова Е. П. Эпидемиология артериальной гипертензии в детской популяции Красноярского края // Российский педиатрический журнал. 2002. — № 6. — С. 9−13.
  70. E.JI. Гигиенические требования к режиму дня школьника. Причины возникновения и признаки утомления // Школа здоровья.2002. № 3. — С. 48−51.
  71. Г. Е. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. М., 1999. — С. 69 — 70.
  72. С.Н. Нарушения вегетативного гомеостаза и периферического кровообращение у подростков с нейроциркуляторной дистонией гипертензивного типа // Российский кардиологический журнал. 2005. — № 2(52). — С .47−50.
  73. JI.H., Тарасова О. Л., Янко Е. В. Роль отдельных личностных характеристик в процессе формирования артериальной гипертензии у подростков // Педиатрия. 1998.- № 6. — С. 52−54.
  74. Н.А. Эпидемиология и факторы риска артериальной гипертензии у детей и подростков школьного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. —, 1999. -24с.
  75. А.Г., Степанова М. И., Рапопорт И. К. Здоровье школьников и реформирование школьного образования // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 5.-С. 14−18.
  76. Исаков И. И Артериальные гипертонии. — Л.: Медицина, ленинградское отделение, 1983. —200 с.
  77. Р.А. Гипертоническая болезнь у детей и подростков. Л.: Медицина, 1980.-208 с.
  78. Кардиология: Лекции по педиатрии: 4 т./ Под редакцией В. Ф Дёмина, С. О Ключниковой, Н. П Колтуковой и др. Москва: РГМУ, 2004. -416 с.
  79. Л.В. Токсикозы у детей первых месяцев жизни: Диссс. д-ра. мед. наук. Москва, 1994. — 326 с.
  80. Л.В., Пашинская Н. Б. Методы обследования и лечения вегето-сосудистой дистонии с учётом вегетативного статуса: Учебно-методическое пособие. Смоленск: СГМА, 1996. — 26 с.
  81. Л.В., Плескачевская Т. А Метаболическая терапия вегетативной дисфункции у детей // Тезисы докладов VIII Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». — М., 2001. С. 30.
  82. Л.В. К дискуссии по теме «Нейроциркуляторная дистония у детей и подростков — болезнь или пограничное состояние?» // Педиатрия. 2003. — № 2. — С.105 — 106.
  83. Л.В. Психологические особенности младших школьников // Биомеханика. Морфология. Спорт: сборник научных трудов. -Смоленск: СГИФК, 2000. С. 175−178.
  84. О.А. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы и вегетативного статуса в раннем постнатальном онтогенезе у детей перенесших хроническую внутриутробную гипоксию: Дис.. канд. мед. наук. Смоленск, 1999. — 176 с.
  85. Е.В. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков // Тезисы докладов X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2006. — С. 296.
  86. Н.Н. Хронологические основы обучения, воспитания и контроля за состоянием здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 2. — С. 35−40.
  87. Н.Н., Степанова М. И. Гигиеническая характеристика современных форм и методов обучения. // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 2. — С. 58−61.
  88. A.M. Взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников // Школа здоровья. 2001. — № 2. — С. 10 — 14.
  89. И.Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы в различные возрастные периоды у детей, перенесших перинатальную энцефалопатию: Дис.. канд. мед. наук. Смоленск, 1998. — 151 с.
  90. В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. -М, 2000.-С. 32.
  91. М.С. О систолической артериальной гипертензии // Кардиология. 1997. — Т. 37. — № 7. — С. 78 — 81.
  92. М.С. Размышления о первичной профилактики гипертонической болезни на основе представления об её патогенезе // Кардиология. 1999. — Т. 39. — № 3. — С. 65 — 66.
  93. С.М. О механизме нарушения вегетативной регуляции у детей, больных нейроциркуляторной астенией // Педиатрия. — 2001. № 1. -С. 28−31.
  94. С.М., Антонова Л. К., Бекетова А. А. Некоторые показатели физического развития подростков с синдромом нейроциркуляторной дистонии // Тезисы докладов Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002». — М., 2002.- С. 197.
  95. С.М. К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков //Педиатрия. 2003. — № 2. — С. 106−108.
  96. Т.И. Сомато- и кардиометрическая характеристика детей 3 6 лет: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — С-петербург, 1993. — 20 с.
  97. М.Я., Гориславец Н. В., Сизова А. Ю. Психо-эмоциональный статус подростков с НЦД по гипертоническому типу // тезисы докладов IV Конгресса педиатров России. Москва, 1998. — С. 11.
  98. И.В., Агатипов Л. И. Современный взгляд на проблему артериальной гипертензии у детей и подростков // Тезисы докладов VIII Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». -М., 2001.-С. 37.
  99. И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков: Лекции для врачей. М., 2002 .- 61 с.
  100. И.В. Современное состояние проблем диагностики, лечения и профилактики первичной артериальной гипертензии у детей п и подростков // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2002. -№ 1.-С. 38−45.
  101. И.В. Современные подходы к диагностике, профилактики и лечению артериальной гипертензии. / http:// incart.spb.ru/vestinic/nl8/text004.htm.
  102. И.В. Лекции по кардиологии детского возраста. М.: ИД Медпрактика, 2005. — 536 с.
  103. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1999. — 338 с.
  104. Е.С., Калязина В. В. О клиническом значении вариабельности артериального давления при гипертонической болезни // Терапевтический архив. 1999. — Т. 71. — № 1. — С.22 — 25.
  105. Н.А. Диастолическая дисфункция миокарда. Москва, 2001. — 72с.
  106. В.И., Подзолков В. И. Гиляров М.Ю. Возможности суточного мониторирования артериального давления в дифференциальной диагностике нейроциркуляторной дистонии и гипертонической болезни // Кардиология. 1997. — Т. 37. — № 6. — С. 24 -28.
  107. А.П. Функциональные (неврогенные) болезни сердца. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 208 с.
  108. Метаболические нарушения при синдроме артериальной гипертензии у подростков / И. В. Леонтьева, И. Г. Морено, Е. В. Неудахин .' и др. // Тезисы докладов I X Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2002. — С. 261.
  109. Микросоциальные и психологические детерминанты формирования синдрома вегетативной дистонии в подростковом возрасте: Монография / С. М. Кушнир, Л. К. Антонова, С. В. Жуков и др. Тверь, 2004.-96 с.
  110. Е.В., Осокина Г. Г. Современные аспекты синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков: клиника, диагностика, подходы к терапии // Тезисы докладов Конгресса «Детская кардиология 2000». М.:
  111. Мякишева Т. В Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок: Автореф. дис.. канд. мед. Наук. -Смоленск, 2000. 22 с.
  112. Научный симпозиум «Современные взгляды на гипертоническую болезнь» // Кардиология. 1997. — № 4. — С. 92−112.
  113. Д.В. Контроль мягкой артериальной гипертонии — важнейшая задача практического врача // Кардиология. 1998. — Т. 38. -№ 11.-С. 59−65.
  114. Неврология для врачей общей практики / Под редакцией A.M. Вейна. -М.: Эйдос Медия, 2001. 504 с.
  115. Е.В. Вегетативные изменения при хронической стрессовой реакции у детей // Тезисы докладов Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002». — М., 2002.- С. 207.
  116. Е.В., Кушкир С. М. Синдром вегетативной дистонии у детей и подростков //Медицинская газета. 2006. — № 73. — С. 8 — 9.
  117. Е.В., Кушкир С. М. Синдром вегетативной дистонии у детей и подростков //Медицинская газета. 2006. — № 74. — С. 8 — 9.
  118. К. Ю. Николаева А.А. Взаимосвязь сосудистой реактивности, центральной гемодинамики и реакции на физическую нагрузку при пограничной артериальной гипертензии различного течения // Кардиология. 1998. — Т. 38. — № 5. — С. 35 — 38.
  119. П. Артериальная гипертония у детей // Нефрология. 2000. -Том 4. — № 1.-С. 106−108.
  120. Нормативно правовые акты Правительства РФ в сфере охраны здоровья школьников // Школа здоровья. 2004. — № 3. — С. 47−54.
  121. Р.Г. Эпидемиология артериальной гипертонии в России и возможности профилактики // Терапевтический архив. 1997. — № 8. -С. 66−69.
  122. А.Н. Лечение болезней сердца и сосудов // Лечение болезней внутренних органов: 3 т. — М.: Мед. Лит., 2002. — 464 с.
  123. Окороков А. Н Диагностика болезней сердца и сосудов // Диагностика болезней внутренних органов: 7 т. — М.: Мед. Лит., 2003. — 416 с.
  124. Л.И., Морозова Т. Е., Ладонкина Е. В. Особенности суточных ритмов артериального давления и его вариабельности у подростков с артериальной гипертензией (по данным суточного мониторирования АД) // Кардиология. 2002. — № 9. — С. 35−38.
  125. Л.И., Морозова Т. Е., Ладонкина Е. В. Особенности суточных ритмов артериального давления и его вариабельности у подростков с артериальной гипертензией // Кардиология. 2003. — № 1. -С. 40−43.
  126. Л.И., Железных Е. А. Стратификация факторов риска и основные принципы терапии больных артериальной гипертонией // Актуальные вопросы артериальной гипертензии. 2004. — № 10. — С. 2, 4.
  127. Л.И., Морозова Т. Е., Ладонкина Т. Е. Особенности циркадных ритмов артериального давления у подростков // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С. 39−43.
  128. Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. 2005. — № 3.-С. 40−43.
  129. Организация медицинской помощи детям с артериальной гипертензией / О. В. Степанова, М. Я. Ледяев, М. М. Королёва и др. // Тезисы докладов IX Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2002. — С. 435−43
  130. Особенности клиники, диагностики, лечения детей и подростков с артериальной гипертензией / С. В. Кузьмина, М. А. Богданова, А. Н. Войтович и др. // Тезисы докладов X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2006. — С. 306.
  131. Особенности суточных ритмов артериального давления у подростков с артериальной гипертензией / С. М. Кушнир, JI.K. Антонова, В. В. Антонов и др. / Тезисы докладов VIII Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2001. — С. 36.
  132. Е.В. О Федеральной целевой программе «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» // Кардиология. 2002. — № 6. — С. 58−59.
  133. И.П. Физиология: лекции по физиологии кровообращения. М.: Познавательная книга плюс, 2002. — 234 с.
  134. Т.Б., Бородулина Т. А. Динамика состояния вегетативной нервной системы у школьников старшего возраста по данным кардиоинтервалографии // Российский педиатрический журнал. — 2002. № 3. — С. 16−20.
  135. Н.Н. Качество жизни у детей с заболеваниями сердечнососудистой системы // Педиатрия. 1998. — № 6. — С. 4 — 7.
  136. Т.А. Ранняя диагностика и дифференцированная коррекция вегетативной дисфункции у детей с идиопатическим пролапсом митрального клапана: Дис.. канд. мед. наук. Смоленск, 2000.- 125 с.
  137. Поборский А. Н, Пшенцова А. Н Функциональное состояние кровообращения и некоторые показатели крови у детей в процессеадаптации к школе в условиях Севера // Педиатрия. — 2000. № 4. — С. 58−61.
  138. Ю.М., Волков B.C. Профилактика заболеваний сердечнососудистой системы. Москва: издательство «Мир отечества», 1997. -176 с.
  139. Психология личности: «Альманах психологических тестов». Москва: Издательство «КСП», 1996. — издание № 3. — 475 е.
  140. Пути адаптации подростков к учебным требованиям старшей ступени школьного образования / Н. Н. Куинжи, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк и др. // Вопросы современной педиатрии. 2006. — том 5. — № 1. — С. 307−308.
  141. Региональные особенности эпидемиологии артериальной гипертензии у школьников Красноярского края / В. В. Емельянчик, Е. П. Кириллова, Т. Е. Анциферова и др. // Детская больница. 2005. — № 4. — С. 18−20.
  142. И. Ю. Ровда Т.С. Современные аспекты артериальной гипертензии и метаболического синдрома у подростков // Педиатрия. -2002.-№ 4.-С. 82−85.
  143. Роль наследственности и среды в формировании суточного профиля артериального давления у больных артериальной гипертонией (близнецовое исследование) / А. П. Шарандак, А. П. Королёв, Ж. Ю. Дворянчикова и др. // Кардиология. 2002. — № 2. — С. 34−38.
  144. А.Г., Панков Д. Д. Актуальные проблемы подростковой медицины. М., 2002.- 376 с.
  145. Сборник нормативных документов (для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования). Москва: Дрофа, 2006. — 443 с.
  146. Г. М., Сухарев А. Г. Гигиена детей и подростков. М., -1986.
  147. Н.П., Кузьк Н. Н., Кирнасюк Н. Н. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 2. — С. 48−49.
  148. .А., Преображенский Д. В. Комбинированная терапия гипертонической болезни / Кардиология. 1997. — № 2. — С. 84−89.
  149. Г. И. Нейроциркуляторная дистония//Кардиология. 2003. -№ 10.-С. 93−97.
  150. Словарь физиологических терминов / Под редакцией О. Г. Гозенко. -Москва: Издательство Наука, 1987. 447 с.
  151. Н.И. Соматический тип и функциональный статус системы кровообращения девочек-подростков // Соматические типы и соматотипирование: сборник научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000.-С. 113−115.
  152. Современная терапия артериальной гипертензии (Рекомендации Европейского общества по гипертензии и Европейского общества кардиологов, 2003 г.) / Д. В. Преображенский, Б. А. Сидоренко, А. В. Маренич и др. // Кардиология. 2003. — № 12. — С. 91−103.
  153. Современные аспекты управления процессами формирования здоровья детей. / Ю. С. Алексеева, М. А. Борисова, Е. Г. Королюк с соавт. // Вопросы современной педиатрии.-2004.-Том 3.-Прил.-№ 1.-С. 489−490.
  154. Соматические типы и соматотипирование: Сборник научных трудов. -Смоленск: СГИФК, 2000. 144 с.
  155. Состояние микроциркуляции при гипертонической болезни / В. И. Маколкин, В. И. Подзолков, В. И. Павлов с соавт. // Кардиология. -2002. № 7. — С. 36−39.
  156. Состояние микроциркуляции при гипертонической болезни / В. И. Маколкин, В. И. Подзолков, В. И. Павлов и др. // Кардиология. 2003. — № 5. — С. 60−65.
  157. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков / JI.M. Сухарева, И. К. Рапопорт, И. В. Звездина и др. // Гигиена и санитария. 2002. -№ 3. — С. 52−55.
  158. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицеев / И. А. Камаев, Л. И. Павлычева, О. Л. Васильева и др. // Гигиена и санитария. 2003. — № 5. — С.45 — 46.
  159. Е.М. Клинические варианты вегетативной лабильности у детей / Тезисы докладов VIII Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2001. — С. 60.
  160. Сравнительные показатели состояния здоровья детей различных регионов России / А. Г Ильин, С. Н. Вахрамеева, С. Г. Шмакова и др. // Тезисы докладов X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2006. — С. 225.
  161. Стандарты диагностики нарушений вегетативной регуляции у подростков / С. М. Кушнир, JI.K. Антонова, В. В. Антонов и др. // Вопросы современной педиатрии. 2006. — том 5. — № 1. — С. 321−322.
  162. Н.В. Соматотип и клинико-функциональная адаптация детей дошкольного возраста с зобом: Дис.. канд. мед. наук. — Смоленск, 2001.-150 с.
  163. М.И., Чайкин С. В. Новая структура учебного года как фактор сохранения здоровья школьников // Школа здоровья. — 2003. -№ 3. С. 50−54.
  164. М.И., Чайкин С. В. Гигиенические обоснование новой структуры учебного года в школе // Гигиена и санитария. 2004. — № 3.-С.51−54.
  165. Н.И. Вегето-сосудистая дистония и методы физической терапии // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1999. — № 2. — С. 42−45.
  166. И.В., Губа В. П. Соматическая характеристика мальчиков 7 -10 лет — основа направленного двигательного развития // Соматические типы и соматотипирование: сборник научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000.-С. 60−63.
  167. М.Я., Абдуллаев А. Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков. Медицина: Москва, 1073. — 208 с.
  168. А.А. Характеристика габаритного варьирования детей конца 90-х годов // Соматические типы и соматотипирование: сборник научных трудов. Смоленск: СГИФК, 1999. — С. 64−67.
  169. Суточный ритм и вариабельность артериального давления у подростков с синдромом артериальной гипертензии / И. В. Плотникова, И. А. Ковалёв, И. В. Трушкина и др. // Педиатрия. 2005. -№ 2. — С. 2022.
  170. Суточный ритм артериального давления у подростков с артериальной гипертензией / С. Е. Лебедькова, Т. М. Чулис, В. В. Суменко и др. // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 2. — С. 25- 28.
  171. Н.Н. Соматотип как один из показателей индивидуального темпа роста и созревания ребёнка. // Гигиена и санитария. 1998. — № 5. -С.36−37.
  172. О.В. Распространенность, диагностика и профилактика артериальной гипертензии у детей школьного возраста: Дисс.. канд. мед. наук. Смоленск, 2008. — 147 с.
  173. В.И. Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков: современная концепция // Вопросы современной педиатрии. 2004. — Том 3. — № 1.- С. 411 — 413.
  174. Типовое положение об образовательном учреждении от 19 марта 2001 г. № 196 // Школа здоровья. 2004. — № 3 — С. 47 — 54.
  175. Е.П. Здоровье школьников: проблемы и пути решения // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 6. — С. 32−34.
  176. Факторы риска и состояния здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина с соавт. // Здравоохранение Российской федерации. 1997. — № 3. — С. 29−33.
  177. Т.К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет. //педиатрия. 2005. — № 5. — С.92 — 94.
  178. .М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина, 1990.-320 с.
  179. Физиология. Основные и функциональные системы: ФБО: Курс лекций./ Под редакцией К. В. Судакова. М.: Медицина, 2000. — 784 с.
  180. Физиология человека / И. А. Агаджанян, Л. З. Телль, В. И. Циркин и др. М.: Медицинская книга. — Н. Новгород — Издательство НГМА, 2003. -528 с.
  181. Т.Е., Арбузова Е. И. Особенности поведения подростков с вегетососудистой дистонией // Тезисы докладов Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002». М., 2002. — С. 223.
  182. Ю.А., Вебер В. Р. Вегетативное обеспечение и гемодинамика при гипертонической болезни. Новороссийск: Наука, Сибирское отделение, 1985. — 129 с.
  183. JI.B. Дискуссионные вопросы синдрома вегетативной дистонии у детей // Педиатрия. 2003. — № 2. — С. 103−105.
  184. JI. В. Лечение .синдрома вегетативной дистонии // Педиатрия. 2003. — № 2. — С. 52−56.
  185. Л.В. Артериальная гипертония у детей и подростков // Детская больница. 2005. — № 4. — С. 43−47.
  186. А.Р. Артериальная гипертензия у детей // Русский Медицинский Журнал. 2000. — Том 6. — № 9. — С. 574−579.
  187. А.Н. Диагностика и лечение артериальной гипертензии у детей. / http://www.dialysis.ru /magazine/2000 4/iicongr/hypr ch.php.
  188. А.Н. Артериальная гипертензия у детей./ http://www.rmj. ru/rmj/t6//n9/5.htm.
  189. С.В. Гигиеническая оценка новой структуры учебного года в школе // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 6. — С. 40−41.
  190. С.Б. Современная концепция о вегетативных расстройствах и их классификация // Педиатрия. 2003. — № 2.-С. 108−109.
  191. В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: Автореф. дис.. д-ра. мед. наук. Иваново, 2000. — 51 с.
  192. Шляхто Е. В, Конради А. О. Причины и последствия активации симпатической нервной системы при артериальной гипертензии // Артериальная гипертензия. — 2003. том 9. — № 3. — С. 35 — 38
  193. JT.B., Белова Н. О. Особенности психовегетативной организации рефлексов положения и типов кровообращения при гипертонической болезни // Кардиология. 1996. — Т. 36. — № 11. — С.68 — 69.
  194. JI.B., Колбасников С. В. Выраженность тревожных расстройств и состояние кровообращения у больных гипертонической болезнью // Терапевтический архив. 1998. — Т. 70. — № 6. — С. 50−53.
  195. Ст., Боева Б. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников // Гигиена и санитария. -2003.-№ 5. С. 50−53.
  196. .И. Артериальная гипертензия. СПб: РЕШШР, 2001. — 382 с.
  197. Л.А., Ильин А. Г., Звездина И. В. Морфофункциональные особенности подросткового возраста // Российский педиатрический журнал.- 1999. -№ 2. -С. 31−36.
  198. А.А. Клиническое значение морфофенотипических характеристик в оценке и прогнозировании адаптационных возможностей детей дошкольного возраста: Дисссертация д-ра. мед. наук. Москва, 2000. — 312 с.
  199. Armstrong N., Kai-Maing Chan et al. Sports and Children. 1998 P.50 — 75.
  200. Bao W., Threefoot S.A., Srinivasan S.R. Essential hypertension predicted by tracking of elevated blood pressure from childhood to adulthood: the Bogalusa Heart Stady // Am. J. Hypertens. -1995. Vol. 8. — № 7. — P. 657 -665.
  201. Bartosh S.M., Aronson A.J. Childhood hypertension. An update on etiology, diagnosis and treatment // Pediat. Clin. North. Am. 1999. — Vol. 46. — № 2. -P. 235−252.
  202. Botlis N. Ser roles and type A behavior // J. Clin. Psychol. 1982. — Vol. 38. — № 2. — P. 315 — 316.
  203. Brouhard B.H. Hypertension in children and adolescents. // Cleve Clin. J. Med. 1995. — Vol. 62. — № 1. — P. 21 — 28.
  204. Bruce J., James F. Depression, anxiety increase risk of hypertension // Psyhosom. Med. -2000. Vol. 62. — P. 188 — 196.
  205. Chen Y., Reeder B.A. Age-related association between body mass index and blood pressure: the Humboldt Study // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. -1995. Vol. 19. — № 19. — P. 825 — 831.
  206. Chobanian F.V., Bakris G.L., Black H.R. et al. The seventh report of the joint national committee on prevention, detection, evaluation, and treatment of high blood pressure: the JNC 7 report // JAWA. 2003. — Vol. 289. — P. 2560−2572.
  207. Dillon M.J. Investigation and management of hypertension in children // Pediatr. Nephrol. 1987. — Vol. 1. — P. 59 — 68.
  208. European guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice. Third Joint Task Force of European and other Societies in Cardiovascular disease prevention in Clinical practice // Eur. Hart. J.- 2003. -Vol. 24.-P. 1601 1610.
  209. Ferrara L. Olive oil in diet lowers medication dosage in hypertension patients // Arch. Intern. Med. 2000. — Vol. 160. — P. 837 — 842.
  210. Folkow B. Physiological aspects of primary hypertension // Physiol. Rev. -1982. Vol. 62. — P. 347 — 504.
  211. Gillman M.W. Childhood prevention of essential hypertension. In: Gillman M.W., Ellison R.C. // Pediatr. Clin. North. Am. 1993. — Vol. 40(1). — P. 179−194.
  212. Guidelines for school and community to promote live-long physical activity among young people // Morbidity and mortality weekly report. — 1997. -Vol.46. -P.6.
  213. He J., Whelton P.K., Appel L.J., Charleston J., Klag M.J. Long-term effects of weight ioss and dietary sodium redaction on incidence of hypertension // Hypertension. 2000. — Vol. 35. — P. 544 — 549.
  214. Health B.H., Carter J.E.L. A comparison of somatotipe metods // Am. J. Phys. Anrop. 1966. — Vol. 24. — P. 87 — 99.
  215. Hospital for Children: Spotlight on Research: Pediatric Hypertension /www.umm.edu
  216. Lauer R.M., Clarke W.R. Childhood risk factors for high adult blood pressure: the Muscatine Study // Pediatrics. 1989. — Vol. 84. — P. 633 -641.
  217. Lubre E., Sorof J.M., Daniels S.R. Clinical and research aspects in ambulatory blood pressure monitoring in children // J. Pediatr. 2004. -Vol. 144.-P. 7- 16.
  218. Mehta S.K., Super D.V., Anderson R.L. et al. Parental hypertension and cardiac alterations in normotensive children and adolescents // Am. Heart. J. 1996.-Vol. 13 165.-№ l.-P. 81−88.
  219. Nishibata R, Nagashima V., Tsuji A. Comparison of casual blood pressure and twenty-four-hour ambulatory blood pressure in high school students // J. Pediatr. -1995.-Vol. 12 197. № l.-P. 34−39.
  220. Owens P.E., Lyons S.P., O’Brien E.T. et al. Is elevation of clinic blood pressure in patients with coat hypertension who have normal ambulatoryblood pressure associated with target organ changes? // J. Hum. Hypertens. -1998-Vol. 12(11).-P. 743−748.
  221. Prineas R.J. Blood pressure in children and adolescents. In: Bulpitt C. J, ed. Epidemiology of Hypertension. Birkenhager W. H and Reid J. L, eds. // Handbook of Hypertention. New York, NY: Elsevier, 2000. — Vol. 20. — P. 86−105.
  222. Purath J., Lansinger N., Ragheb C. Cardiac risk evaluation for elementary school children. //Public. Health Nurs. 1995. — Vol. 12. — № 3. — P. 189 -195.
  223. Reaven G. M. Insulin resistance/ compensatory hyperinsulinemia, essential hypertension and cardiovascular disease // J. Clin. Endocrinol. Metab. -2003. Vol. 88. — P. 2399 — 2403.
  224. Report of Second Task Forse on Blood Pressure Control in Children // Pediatrics. 1987. — Vol. 79. — P. 1 — 25.
  225. Rocchini A.P., Katch V., Anderson J. et al. Blood pressure in obese adolescents: effect of weight loss // Pediatrics. 1988. — Vol. 82. — P.16 -23.
  226. A., Wedel H., Wilhelmsen L. // Eur. Heart J. 1999. — Vol. 20, № 4. — P. 269. — 277.
  227. Rosner В., Prineas R.J., Loggie J.M.H., Daniels S.R. Blood pressure nomograms for children and adolescents, by height, sex and age, in the United States // J. Pediatr. 1993. — Vol. 123. — P. 871 — 957.
  228. Sadowski M.D. Hypertension in pediatric patients. In: Sadowski M.D., Falkner B.H. Revive // Am. J. Kidney Dis. 1996. — Vol. 27 (3). — P. 305 -315.
  229. Schieken R.M. New perspectives in childhood blood pressure. //Curr. Opin. Cardiol. 1995. — Vol. 10. — № 1. — P. 87 — 91.
  230. Simckes A.M., Srivastsva N., Alon U.S. Ambulatory blood pressure monitoring in children and adolescents // Clinical Pediatr. 2002. — Vol. 549−564.
  231. Simons-Morton D.G., Hunsberger S.A., Van Horn L. et al. Nutrient intake and blood pressure in the Dietary Intervention Stady in Children // Hypertension. 1997. — Vol. 29. — P. 930 — 936.
  232. Simons-Morton D.G., Obarzanek E. Diet and blood pressure in children and adolescents // Pediatrical Nephrology. 1997. — Vol. 11. — P. 244 — 249.
  233. Sinako A.R. Treatment of hypertension in children // Pediatrical Nephrology.-1994.-Vol. 8.-P. 603−612.
  234. Sorof J.M. White coat hypertension in children // Blood Pressure monitoring. 2000. — Vol. 54 (3). — P. 197 — 202.
  235. Sorof J. M., Portman R.J. White coat hypertension in children with elevated casual blood pressure // J. Pediatrics. 2000. — Vol. 137. P. 493 — 497.
  236. Sorof J. M., Portman R.J. Ambulatory blood pressure measurements // Curr OpinPediatr. 2001.-Vol. 13.-P. 133 -137.
  237. Sorof J.M., Daniels S.R. Obesity hypertension in children: a problem of epidemic proportions // Hypertension. 2002. — Vol. 40. — P. 441 — 447.
  238. Spitzer Adrian Hypertension//D:wwwwwwe Medicine
  239. Staessen J.A., O’Brien E.T., Fagard R.H. Modem approaches to blood pressure measurement // Occup. Environ. Med. 2000. — Vol. 57(8). — P. 510−520.
  240. Tao S., Wu X. et al. Hypertension prevalence and status of awareness, treatment and control in China // Chin. Med. J. Engl. 1995. — Vol. 108. -№ 7. — P. 483 — 489.
  241. The Fourth Report on the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of High Blood Pressure in Children and Adolescents // Pediatrics. 2004. — Vol. 114.-P. 555−576.
  242. Verdecchia P., Schillaci G., Boldrini F. et al. Sex, cardiac hypertrophy and diurnal blood pressure variations in essential hypertensives // J. Hypertension. 1992. — Vol. 10. — P. 683 — 692.
  243. Verdecchia P., Popcellati C., Schillaci G. et al. Ambulatory blood pressure: an independent predictor of prognosis in essential hypertension // J. Hypertension. 1992. — Vol. 10. — 683 — 689.
  244. Verdecchia P. White-coat hypertension in adults and White coat hypertension children // Blood Pressure monitoring. 1999. — Vol. 4(3). — P. 175−179.
  245. Zinner S.H., Rosner В., Oh W., Kass E.H. Significance of blood pressure in infancy: familial aggregation and predictive effect on later blood pressure // Hypertension. 1985. — Vol. 7. — P. 411 — 417.
  246. В.П. Роль соматотипов в патогенезе артериальной гипертензии // Орипнальш дослщження. 2005. — № 4. — С.26 — 29.
  247. О.М., Ащеулова Т. В. Ожирение, инсулинорезистентность и артериальная гипертензия // Украинский кардиологический журнал. -2000.-№ 3. С. 101−103.
Заполнить форму текущей работой