Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурные особенности проявления миграционных процессов в Таджикистане

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теорс1 ическая и нракшчсская значимос1ь исследовании. Данное исследование социокультурных особенностей проявления миграционных процессов в современном Таджикистане отражает мноюмерную природу опьиа таджикских мигрантов в ииокульт урной среде. Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, чю сю положения могут быть исполыованы в практике социально-философских исследований, при… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности социально-философского анализа миграции: теоретико-методологический аспект
    • 1. 1. Становление понятия и форм миграции в истории и современности: теоретический контекст
    • 1. 2. Миграция как социокультурный феномен
    • 1. 3. Отчуждение человека и миграция в контексте взаимоотношения национальных и глобализационных процессов
  • Глава II. Миграционные процессы в современном Таджикистане: теория и практика
    • 2. 1. Особенности миграционных процессов в современном
  • Таджикистане
    • 2. 2. Таджикская действительность и отчуждеггие: миграционный контекст

Социокультурные особенности проявления миграционных процессов в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Актуальность темы

исследования. Изучение миграции как одного из источников социокультурноеги в контексте нарастающих 1 лобализационпых и транснациональных процессов приобретает в настоящее время важное значение. В особенности эго касаеюя изучения потоков мш рации современных независимых государств, которые в настоящее время являются самыми значимыми по содержанию и организованными по форме миграционными потоками.

Перемещаясь через государственные границы, попадая в другую культуру и социальную среду, мигранты не могут оставайся теми же, какими они были у себя на родине. Они неизбежно меняю 1ся. Меняется их поведение, поскольку формируется представление о новом для них окружающем мире, и их поведение становится отвсюм на ого представление. Мигранты зачастую являются людьми другой кулыуры и религии и несут с собой свои традиции, нормы быта и поведения, коюрые в некоторых случаях могут оказаться совершенно неприемлемыми для коренных жителей.

Можно сказать, что сегодня не только индивид, но и страны нередко становятся в позицию мигранта по отношению к уже автономным глобальным сетям, в которых национальные государства вынуждены сталкиваться с теми, же проблемами, с какими сталкиваются их мигранты на индивидуальном уровне в других национальных государствах.

С целью более глубокою изучения проблем миграции, связанных с социальными и культурными трансформациями в обществе, в данной работе большое место уделяется изучению процессов, связанных с таджикской миграцией. Таджикистан столкнулся с проблемой, когда уже па своей территории он вынужден адаптироваться к более широкой глобальной форме социокультурных взаимоотношений.

Если говорить об адаптации и жизненных планах таджикских мигрантов, то сегодня можно наблюдать, что таджикские трудовые мигранты испытывают значительные трудности в процессе социокультурной адаптации в странах приёма. На увеличение трудностей по адаптации таджиков в других национальных государствах влияют такие факторы, как разность культур, образ жизни, конфессиональное различие, а также крайне слабое владение языком титульной нации.

В этом контексте необходимо исследовать ряд вопросов, относящихся к предпосылкам возникновения межкультурного контакта и кулыурного воспроизводства социокультурных общностей в условиях миграции, включая выявление жизненных стратегий мигрантов.

Проблема миграции заключает в себе вопросы общественного характера, что приводит общество к необходимости осуществления социально-философского анализа характера общественных движений трудовой миграции, включая вопросы, связанные с причинами их возникновения и возможных, в связи с ними, социальных, экономических и политических аппликаций как в отношении Таджикистана, 1ак и в отношении стран «приема». Последовательное и глубокое рассмотрение этой стороны миграции в современных условиях можно осуществить главным образом через социально-философский анализ, который позволит дать целостную концептуальную картину характера развития этого социального процесса.

Трудовая миграция может влиять как на обеспечение социокультурной безопасности на той или иной территории, так и способствовать ее дестабилизации. Именно трудовая миграция во многом определяет характер образования мирового рынка труда, при этом постоянно влияя и меняя ситуацию на нем. В частности, она может, как улучшать, так и ухудшать квалификационную структуру рынка труда. В этой связи анализ характера функционирования трудовой миграции в современном мире становится актуальной проблемой для многих, в особенности, транзитных стран, которые находятся все еще в процессе своего национально-государственного строительства.

Актуальность избранной темы исследования заключается в том, чюбы помочь осмыслить последствия происходящих миграционных процессов в Республике Таджикистан, понять, что меняется в жизни самих таджикских мигрантов и тех, кто их окружает, что происходит с традициями и социальной практикой, с идентичностью и взглядами на мир?

Степень научной разработанности проблемы. Миграция являе1ся весьма сложным явлением. Каждый мигрант имеет свои специфические мотивы, условия и факторы миграции. В начале XXI века всё человечество было охвачено бурными процессами в экономической, информационно-коммуникационной, культурной, этпопациональной и религиозной сферах. Все эти изменения были вызваны усиливающимися процессами глобализации. В контексте происходящего миграция стала глобальным процессом, охватившим практически все континенты и страны, а также все социальные слои общества.

В отечественной и зарубежной социально-философской литературе наметились определённые направления в исследовании проблем социокультурных особенностей миграции.

Однако мы считаем, что в работах, непосредственно посвященных исследованию феномена миграции в контексте социально-философского анализа, социокультурные особенности изучены недостаточно.

К социально-гуманитарному циклу знаний можно отнести работы Т.Н.Юдиной'. Помимо рассмотрения миграционных процессов, выраженных в форме социального взаимодействия населения посредством непосредственного географического перемещения, автор относит к предмету социологии миграции также характер и динамику социальных изменений.

1 Юдина Т Н Социология миграции — М .2004 мигрантов в границах традиционного (прежнего) и нового социума. Вопросы, связанные с социокультурными особенностями миграции, оіносяіся к предметной обласіи социологии (социолоіии миі рации), хоія при построении диалоювой модели интеграции иммиїрашов социально-философские стратегии считаются одними из главных. В ной связи особый интерес предсіавляеі работа Мочкипой В.Х.2, дающая богаїьій фактический и теоретический материал для решения задач диссертационпої о исследования.

Важный вклад, в исследование проблем миграции внесли российские ученые в различных направлениях — демографии (Л.Г.Вишневский, Л.Л. Рыбаковский)', социологии (Т. И. Заславская,'Г.Н.Юдина)'1, жономики (Ж.А.Зайончковская.)3, урбанистики (Б.С.Хорев)6,международной миірации (В.А.Ионцев)7 и т. д.

Отдельные интересные выводы и наблюдения по данной проблеме встречаются в некоторых работах и материалах Л. М. Дробижевой, о.

В.А.Тишкова, О. Г. Брусиной, Н. Г. Зотовой, Дрокина М. С, и др, іде часю философские проблемы миграции рассматриваются не юлько под уїлом зрения современной западной социально-философской ірадиции, по и с позиции российской социологической школы, для которой исследование данной проблемы стало жизненно важной задачей.

2 Мочкина В X Миграция как феномен социального взаимодействия общее пва — Хакасский Гос универ 2007.

Вишневским, А Г Мифация и демографическая бсзонаснос1ь России/ Мшрация и беюнасноиь в РоссииМ 2000 Рыбаковскии Л Л Миграция населения стадии миграционно: о процессаМ 2001.

4 Заславская I И Социальная фаисформация российского обшсс1ва Дея [сльнос I но-с ф’мурная концепцияМ 1998 Ю шна I Н Социоло! ия миграции — М, 2004.

3 Заиончковская Ж Л Вынужденные мш ран I ы из с [ран СНГ и Балт и и в России//Мир России -1997 № 1.

6 Хорев Б С, Цветков Н Сравнительный анализ социально-экономического и демофафическо! о развшия стран мира и России для оценки устовий инвестирования — М, 1999.

7 Ионцев В, А Миграция населения Теория и практика исследования — М 2001 В, А Ионцсв насчитал 17 основных научных подходов, которые в свою очередь объединили 45 научных направлении В пои/ классификации социально-философские направление не указано, хотя авгор признал, чю предпоженная кпассификация ноет условный характер

8 Дробижева Л М Социальная и к’лыурная писпанция опыт мнемонаниональнои России/Р)ков проемаМ 1998 I ишков В, А Эгноло: ия и иолишка — М, 200 I, Ьрусина О И Славяне в Средней Аши Эшичсские и социальные процессы Конец XIX — конец XX века М 2001, Зотова 11 А Восприяше мшрации в сфанс выхода 1 аджикис 1аи/Вес I ник Евразии — 2008 — № 2 (40) Дрокин МС Социально фичософскии анаиш феномена ми: рации Дис кан фил наук — М, 2005 п др работы.

Необходимо отметить также работы ученых, занимающихся изучением проблем межкультурного миграционного взаимодействия, в которых основное внимание уделяется проблемам этнических взаимоотношений (В.А.Тишков, Ю. В. Арутюнян, З. В. Сикевич и др.)9.

Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованием проблем миграции, в частности, вопросами социального отчуждения, можно назвать Э. Дюркгейма, М. Фуко, Г. Маркузе10, рассматривающих социальные причины этого процесса.

Проблема миграции изучалась также в трудах таджикских учёных, + работающих в таких областях, как этнология (О.Коситов)", социально 'у, з экономический (Н. Хоналиев) история (Р.Абдулхаев), социология (С.Олимова, Н. Мамаджанова)14, экономика (Х.Умаров, Р. Ульмасов)'3, демография (С.И.Исломов, Ф.С.Исломов)16, философия (Л.Ю.Николаева)'7, политология (Г.Н.Зокиров)18, правоведение (З.А.Икрами)'9. При этом стоит заметить, что вышеназванные авторы исследовали данную проблему главным образом на основе материалов, связанных с таджикской миграцией./,.

Значительную роль в таджикской пауке сыграли работы учёных Шозимова 11.Д. и Идиева Х. У., исследующих проблемы таджикской идентичности и процессы, происходящие в социально-политической жизни.

9 Арутюнян Ю. В. Дробпжсна Л.М. Сусоколов Д. Л Этносоциология национальных ошошсшш. — М .1996. Сикевич З. В Социология и психология национальных отношений СПб. 1999.

10 Дюрктейм Э. Самоубийство (социологический этюд) — С-Петербург, 1998. Фуко М История безумия и классическую эпоху — С-Г1етсрбург., 1997, Маркузе Г. Одномерный человек — М, 2003 Коситов О. Миграция населения Таджикской ССР. — Душанбе, 1976.

2, Хоналиев Н Трудовые ресурсы Таджикистана Проблемы, перспективы — Душанбе. 1988. ьАбдулхаев Р. Таърихи мухочират дар Точикистон (1924;2000). — Душанбе, 2009.

4Олимова С. Боек И. Трудовая миграция из Таджикистана — Душанбе, 2003: ОлимоваС К. Мамаджанова 1−1 Торговля людьми в Таджикистане. — Душанбе.2006.

Умаров X., Ульмасов Р Внешняя фудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последовия. регулирование) — Душанбе.2006.

16 Исломов С И. Мирджалолова М. Демография Таджикиоана в переходной экономике — Душанбе. 1999. Исломов Ф С Тенденции демографического развития Республики Таджикистан. — Душанбе. 2005.

Николаева Л. Ю. Трансформации социальной структуры Таджикистана в XX веке (миграционный аснсм) Дне. .д.ф н — Душанбе, 2003.

18 Зокиров Г.1−1.Политические и национальные проблемы миграции населения в Таджикистане Душанбе, 1995 и др. работы.

19 Икрами 3 А. Правовые аспекты трудовой миграции в Российской Федерации и в Республике Таджикистан (сравнительная характеристика) — Душанбе, 2007.

20 -современного таджикского общества. Таджикским ученым Шозимовым II. разработано методологическая основа для контекстуального использования таких методов, как примордиализм, рациональный выбор и социальный конструктивизм и исследуются возможности применения этих подходов к различным дисциплинам, в частности, в сфере социальных исследований. По мнению Идиева X. рассмотрение социокультурных процессов в.

Таджикистане требует использования разновекториого исследовательского подхода, что позволяет определить дальнейшее развитие социальной и культурной системы страны. С нашей точки зрения, данный подход можно также эффективно использовать и при анализе относительного выявления типов миграционных процессов, включая и природу их функционирования.

Предлагаемое диссертантом исследование социокультурных особенностей процесса миграции лишь в определённой степени может восполнить имеющийся пробел. Автор отдаёт себе отчёт в сложности и широте заявленной темы. Именно поэтому для анализа были выбраны ключевые социокультурные аспекты, рассмотрение которых задаёт угол зрения, позволяющий сформировать достаточно целостное социально-философское представление о феномене миграции. Эти и другие спорные и нерешённые вопросы свидетельствуют о недостаточной изученности социально-философских аспектов миграции в Республике Таджикистан. Более того, до сих пор не существует работ, в которых были бы проанализированы социокультурные особенности таджикской миграции. По нашему мнению, исследование этой проблемы миграции могло бы помочь более чётко определить суть этого многогранного процесса, который охватил все стороны жизни современного таджикистанского общества.

Объект исследования — совокупность социокультурных изменений в среде таджикских мигрантов, которые происходят в процессе миграции.

0Шозимов ГІ.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Дис.д.ф.н. -Душанбе. 2006: Идиев Х. У. 'Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. — Душанбе, 2006.

Предмет исследования — специфические социокультурные особенности миграционных процессов таджикистанцев, в частности, таджиков, выраженные как на групповом, так и на индивидуальном уровне.

Целыо диссертационного исследования является теоретическое социально-философское осмысление социокультурных особенностей таджикской миграции, проявляющихся под воздействием инокультурной среды, и их влияния на идентичность самих мигрантов.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) рассмотреть теоретические особенности социально-философского анализа феномена миграции;

2) выявить и исследовать основные факторы культурной миграции как дифференцирующего критерия идентификации «своих» и «чужих» сквозь призму разных социокультурных миграционных процессов;

3) раскрыть взаимосвязь между социальной и культурной формами отчуждения и рассмотреть их в контексте миграционных процессов;

4) объяснить механизмы взаимосвязи таджикской трудовой миграции с различными сферами таджикского общества;

5) изучить социокультурные особенности таджикской миграции и проанализировать современную таджикскую миграционную действительность.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Настоящее исследование осуществлено на базе примордиального, рационально-инструментального и социально-конструктивистского методов, которые позволяют раскрыть сущность изучаемой проблемы.

В нашем исследовании при анализе проблем миграции применялись и междисциплинарные приёмы, благодаря которым каждая из дисциплин, обмениваясь своей информацией и артикулируя свое содержание на языки других дисциплин, позволяет увидеть исследуемый объект с разных сгорон.

При рассмотрении культурной миграции в диссертацииакже использован герменевтический метод исследования, выраженный через такие уровни, как: понимание (примордиальный уровень), интерпретация (рационально-инструментальный уровень) и аппликация (социально-конструктивистский уровень).

Эмпирическую базу исследовании составляют результаты ряда эмпирических социологических исследований, опубликованные в научной периодике и монографиях последних лет, данные статистики, а также труды таджикских и зарубежных исследователей — Олимова С., Исломова Ф. С., Николаевой JI.IO., Икрами З. А., Шозимова П. Д., Идиева Х. У., Дмитриева A.B., Юдиной Т. Н., Зайончковской Ж. А., Зотовой H.A., Мукомеля В. И., Рыбаковского JIJI. и др.

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее ценным, с точки зрения новизны, являются следующие идеи:

• В условиях глобализации Таджикистан как страна фактически переходит в позицию таджикского мигранта, сталкиваясь с теми же проблемами и вызовами, с которыми сталкиваются таджикские мигранты на индивидуальном уровне в стране «приема». Поэтому от того, как будут решаться проблемы с таджикскими мигрантами, будут зависеть и ответы на вызовы, с которыми сегодня сталкивается современный Таджикистан.

• Большинство таджикских мигрантов не меняют свои социальные позиции в странах приема в отличие от мигрантов других стран, к примеру, мигрантов Саудовской Аравии, Турции, Ливии и др., которые демонстрируют достаточно высокую социальную мобильность в плане изменения своего социального статуса в странах приема. Основная причина этого заключается в самом статусе государства, которое определяет социальные роли и позиции своих мигрантов. Чем выше имидж государства, тем легче его мигрантам переходить на более высокие социальные позиции.

К тому же более сильные государства имеют более сильные социальные и политические сети, по которым мигранты улучшают свои социальные и экономические позиции в странах приема.

• Процесс миграции в Таджикистане имеет несколько уровней, выявление которых возможно главным образом при использовании методов примордиализма, рационального инструментализма и социального конструктивизма. Исходя из применения этих подходов, можно ошешть, чю Таджикистан постепенно стал переходить от стихийного уровня ми ¡-рации (примордиальпый подход) к другим уровням: рациональному (выбор по интересу) и социально-конструктивистскому, выраженному в форме государственных проектов и социальных конструкций по упорядочению миграционных потоков, включая защиту прав мигрантов и т. д.

• Социокультурная особенность миграции выражается в том, что включение мигрантов в другую социокультурную среду происходит-поэтапно и никогда не бывает завершенным.

• В процессе таджикской миграции наблюдается развитие миграционных сетей, создающих для таджикских мигрантов значительный ресурс адаптации.

• Таджикская миграция отличается от миграции дру1их с фан Центральной Азии тем, что она является самой первой в истории Центральной Азии и самой «старой» или традиционной по сравнению с ними. Именно по причине того, что таджикские мигранты имеют достаточно богатый традиционный опыт и традиционный социальный капитал в форме традиционных нормативов и ценностей, они находятся в гораздо более сложном положении, чем выходцы из других цептралыюазиа1ских государств.

• Адекватное использование предложенных автором методологических подходов к пониманию, интерпретации и практическому решению проблем миграции позволяет найти баланс между сохранением этнической идентичности таджиков (примордиальпый уровень), экономическими ишересами митрашов и гражданскими инс1и1у1ами (рационально-иисфумешальный уровень) и национальными ишересами на социально-конструктивистском уровне. Все эю можеI позволим, наиболее зффективпо использовать позитивные сюропы Iлобализации и в ю же время избежать её негативных последствий.

Вышеуказанные новые результаты исследования выносятся на защшу.

Теорс1 ическая и нракшчсская значимос1ь исследовании. Данное исследование социокультурных особенностей проявления миграционных процессов в современном Таджикистане отражает мноюмерную природу опьиа таджикских мигрантов в ииокульт урной среде. Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, чю сю положения могут быть исполыованы в практике социально-философских исследований, при Ч1СНИИ спецкурсов по данной тематике, при изучении основною курса по социальной философии и анализе социально-политической системы общества в условиях глобализациошшх процессов, а также при изучении социологии миграции. Понимание изучаемой проблемы обогаж1 1акже прикладные отрасли социальных паук и в дальнейшем будс! способствовать урегулированию межзтничсских и межкуль турпых отношений в кон iс кс 1 с миграционных процессов Таджикистана.

Апробация рабо1ы. Основные положения и резулыаты исследования были изложены в виде докладов и выступлений на научно-1Сорс1 ичсских конференциях Института философии, политологии и права им. А М Богоутдинова Академии паук Республики Таджикистан и различных республиканских научно-практических семинарах, в частности, па научной конференции «Современные проблемы философии», посвященной Международному дшо философии (Академия паук Республики Таджикистан, 3 декабря 20 101, Душанбе) — па теоретическом семинаре в Институте предпринимательства и сервиса (30 ноября 2010 т, Душанбе), республиканском научном семинаре «Место и роль мифа в общественной жизни Таджикистана» (Центр стратегических исследований при Президенте РТ, 14−15 мая 2011, Душанбе).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отдела социальной философии Института философии, политологии и права им. A.M. Богоутдипова Академии наук Республики Таджикистан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Миграция стала одним из основных факторов общественных преобразований в глобализованном мире. Под влиянием миграции происходит преобразование пространственных общественных отношений. Повышенный интерес к миграции начале в 90-х годов XX в. не принижаеі тот факт, что миграция — это не уникальная особенность нашего времени, и что её можно наблюдать с начала существования человечесіва.

Уже в глубокой древности представителям вида «Homo sapiens» приходилось мигрировать под воздействием окружающей среды и осваивать новые территории. Миграция на протяжении всей человеческой истории являлась необходимостью и имела различные причинно-следственные связи. Опираясь па обширный исторический материал о миграционных перемещениях, нами было определено, что миграция стала неотъемлемой частью жизнедеятельности любого современного общества, и сё исследование в контексте социально-философского анализа является исторической необходимостью.

Человек не может быть попят вне общества, и миграция людей самыми разными способами воздействует на общество. В современной отечественной науке существует около сорока научных определений поняіия «миграция», которые включает в себя социальные, культурные, духовные, политические и другие формы человеческой жизнедеятельности. Осмысление этих отношений в контексте существования современного общества и придания миграционному процессу цивилизованного и гуманистического характера определяет важность изучения данной темы исследования. В современном обществе пока ещё не сложилась единая социологическая іеория социокультурных факторов миграции или же единая концепция миграции, основанная на социально-философском анализе этого феномена. Анализ социокультурного процесса миграции в контексте социально-философского анализа позволяет обогатить социальную философию новыми знаниями, Horn новому изучи ib и переосмыслить сложившееся преде labjiciihc об общееивенных процессах.

Социально-философский анализ миграции в современном Таджикистане показывает, что в Таджикистане процесс mhiрации все еще происходит па уровне стихийного процесса. В ю же время мы можем 1акже наблюдать постепенный переход миграционных процессов с примордиальпого (стихийною уровня) на рациональный и социально-KOllCipyKIHBH^ i скии уровень.

Первичный примордиалытый уровень миграции определялся, прежде всею, биологическими потребностями и формами социальной безопасности людей. Во многом традиции и обычаи отражали форму адашации индивида или общества заданными геотрафическими и социально-политичсскими обстоятельствами. В условиях глобализации и модернизации традиционные культуры начали претерпевать серьёзные изменения, чю вынуждает их адаптироваться к существующей реальности. Можно сказать, чю Таджикистан столкнулся с проблемой, ко1да уже на своей юрриюрии он вынужден адаптироваться к более широкой тлобалытой форме социокультурных, экономических и даже политических взаимоотношений Социокультурная адаптация таджикских ми1 рантов в с i ранах приема (прежде всею в России) протекает с большими трудностями Во мноюм) Ю объясняется тем, что таджикские мигранты в большинстве своем сельские жители Поэтому они подвертаются воздействию двух принципиально различных видов социализации. Первый — это социализация взрос пых сельских мигрантов в городском окружении, второй — адашация к обществу, которое отделено ОТ ми1 рантов большой культурной дистанцией, языком и иной конфессией.

Исчезновение жесткою социального кошроля, свойственною таджикскому сельскому обществу, негативно влияет на мшрашов, особенно па миграптскую молодежь, способствуя распространению отклоняющею социального поведения. Другой проблемой является то, что становление контроля на индивидуальном уровне у молодых мигранюв из Таджикис1ана происходит с большими трудностями.

Исследование социокультурных особенностей миграции на современном этапе развития Таджикистана привело нас к 1акому выводу, что трудовая миграция — это не только объективный, но и жизненно-необходимый процесс в условиях расширения международных социальноэкономических связей.

Проведённый анализ социокультурных особенностей миграции в Таджикистане способствует получению максимальных резулыаюв и позволяет сделать некоторые выводы относительно выявления некоторых тенденции её развития.

1. Решение проблемы таджикских мигрантов в других странах будет зависеть от того, как сам Таджикистан сможет ответить на июбальные вызовы XXI века. В любом случае Таджикистан не имеет алыернашвы, кроме как находить пути к модернизации общества и включать себя в международное глобальное сотрудничество, при эюм сохраняя свою национальную самобытность и идентичность.

2. Социокультурные особенности миграции на современном этане развития Таджикистана ещё не сложились и относятся к типу переходных. В ней сосуществует целый ряд особенностей переходною 1ипа: неосознанность большей части трудовых мигрантов относительно своих национальных интересов, индивидуальных прав, включая неосмысленное т ь своей социальной роли в общественной жизни в странах «приема».

Миграция сегодня не является перемещением только ЛИШЬ ДЛЯ тою, чтобы заработать деньги на разовые траты, как, например, покупка скота или выкуп невесты. В настоящее время миграция, скорее, направлена па то, чтобы начать вести другую жизнь. Даже те люди, которые сами никуда не едут, оставаясь дома в селах и маленьких городах, все равно косвенно участвуют в этих необратимых процессах, поскольку они косвенным образом испытывают на себе все последствия миграции. В этой связи на примере.

Таджикистана можно увидеть то, как меняется сгаїус семей миірашов и само поведение «отпускников» при возвращении домой.

3. В ходе миграции развиваюіся процессы марі инализации мит рантов, включающие нарушение моральных норм, распространение девиаций Анализ этих процессов показал, что среди мигрантов растет отчуждение Но, несмотря на всё) то, часть мигратпов пытается преодолеть отчуждение посредством создания собственной миіраніской субкулыуры и общества, таким образом, ипкорпорируясь в принимающий социум. Чтобы с^ят чип-неизбежные последствия соттиалыюто отчуждения, необходимо облет чить мигрантам вхождение в принимающее общество, а именно, улучши і ь языковую подготовку, повысить знания о стране вьезда, о её культуре, обычаях и правовом развитии.

4. Стремясь к ииіеірации в принимающее общество, таджикские мигранты зачастую не отдают себе отчёта в том, что фактически сменили страну проживания, вытесняя іакие мысли на уровень бессознаїсльної о. Женитьба в принимающей стране автоматически оїдалясі таджикских мигрантов от массива земляков Смешанные семьи, даже в случае сохранения ряда культурных норм, оказываются на периферии миграптской общины В стремлении максимально полно войти в новую ипозіпическую среду мигранты могут пойти на фактический разрыв связей с домом и родиной.

5. Современная таджикская миірация является первым вызовом, но отношению к национальным тосударственным инеїитуїам, она в какой-то мере высвечивает проблемы, которые переживает национальное іосударсіво, и от того, как эти проблемы решаются, во многом будет зависеть и контекст развития страны в новых экономических условиях.

6. Начиная с 2000;х і одо в основными причинами мит рации из Таджикистана были жономичсские — в основном это крайне низкая заработная плата. Пре/тдагаемые па проводимых ярмарках рабочие месі а с низкой заработной платой вновь вынуждают таджикских мит рантов мигрировать в страны с более высокой заработной платой.

На основе рсзулыаюв проведенною исследования рекомендуем:

1. Цивилизовать миграцию обоюдными усилиями как посылающих, так и принимающих стран. Для Таджикистана особенно актуально достижение эффективною взаимодействия с Россией, основным мит рационным партнёром. Таджикистан является социальным государством и для нею одной из важнейших проблем является социальная защиіа трудовых мигрантов.

2. Гуманизация миграции в странах СНГ. Именно миграция, пусть и стихийно, сохраггяет сегодня некогда единое гуманитарное пространство бывшею Союза. Именно мит рация позволяет постсоветским сіранам сокращать бедность и снижать экономическую дифференциацию и т радус политических разногласий.

3. Сегодня происходят активные миграционные процессы таджиков в Россию, чю приводит к знакомству с более развитой культурой и приобщению к ней. Миграция из Таджикистана всё больше будет напоминаїь миграцию гурок в Германию или алжирцев во Францию Хорошо было бы извлечь уроки из опыта этих стран и не повторить их ошибок.

4. Общество должно знать, что от мигрантов реально зависит благополучие каждого из нас, и надо к тгим относиться іуманнее, потому что без иммиграции не может быть обеспечен экономический росі страны, прежде всего России, особенно в период кризиса, а значит, и улучшение жизни людей.

5. Создать филиал (или Агентство) ФМС России в Республике Таджикистан, значимость которого очень велика. При іаком подходе снизятся масштабы нелегальной мшрации, облеічиїся адаптация мит рантов На наш взгляд, значительный динамизм социокультурных особенностей миграции Таджикистана на современном этапе развития, появление все новых и новых аспектов и черт, новых факторов, детерминирующих становление социокультурной мит рации нового качества, требуют дальнейшего теоретического осмысления и проведения комплексных исследований по данной проблеме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.IT. Бухарская послереволюционная эмиграция (к историографии проблемы). В кн: Октябрьская революция в Средней Азии и Казахстане: теория, проблемы, перспективы изучения.-Ташкент, 1991.-234 с.
  2. A. о 'Г'.&bdquo- «r F л «» ЛЛОу! ОЛАЛz. /лодулхаев г. таьрихи мухичира! дар lumHkHliOii (j У24−2000). -Душанбе: Дониш, 2009, — 479с.
  3. С.А. Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. -М., 2003.
  4. П.В. Социальная философия. Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2005. — 256 с.
  5. Аристотель. Сочинения. В 4-х т.Т.4. — М., 1978.
  6. С. А. Фантом безэтничности // Расы и народы. Вып. 19. -М., 1989.
  7. Л. Бедность и социальная политика государства в Республике Таджикистан. Душанбе, 2008. -232с.
  8. Я. Символизация повседневности как конструирование культурной границы. М., 2003.
  9. Я. Социокультурная трансформация мигрантов в инокультурной среде: Дис.кан.соц.наук. -С-Петербург, 2009.-148с.
  10. A.B. О назначении человека, — М., 1993.1. Билсборроу Р. Е, Г. Хыого, Обераи А. С, Злотник X. Статистика международной миграции. Рекомендации по совершенствованию систем сбора данных МОТ. М.: Academia, 1999.
  11. Борисов С. С. Демография.- М., 2001.
  12. Бромлей Ю. В. Очерки -теории этноса.- М., 1983.
  13. О.И. Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор //Вестник Евразии. -2008, — № 2(40).- 224 с.
  14. Брусина О. И. Славяне в Средней Азии. Этнические и социальные процессы. Конец Х1Х-иачало XX века. М.: Наука, 2001.
  15. П.Дж. Смерть Запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожает нашей стране и цивилизации, — М., 2003.
  16. И.М. Геокультура развития или трансформация нашей культуры//Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М., 2001.
  17. И.М. Конец знакомого мира/ И.Валлерстайн. Социология XXI века.- М., 2003.
  18. Г. Таджикские женщины и социальные изменения: взгляд с западной стороны// Тендер: традиции и современность. Сб. статей по тендерным исследованиям. — Душанбе, 2005.
  19. А.Г. Миграция и демографическая безопасность России //Миграция и безопасность в России, — М., 2000.
  20. Гегель. Сочинения.-В 4-х т. Т.1. М., 1930
  21. Т. Избранные произведения. В 2-х т.Т.2. М., 1956.
  22. В.Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса// Человек. Государство. Глобализация. Тбилиси, 2005.
  23. С. Население Ферганской долины в конце Х1Х-иачале XX века. Ташкент: Фан, 1991.
  24. М.Б., Калмыкова Н. М. Демография: Учебное пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. -М.: ИНФРА-М, 2007, — 424 с.
  25. М.Б., Ионцев В. Д., Хорев Б. С. Миграциология / МГУ им. М. В. Ломоносова. Центр по изучению проблем народонаселения, — М., 1989(1990).-96с.
  26. . A.B. Миграция. Конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006, — 432 с.
  27. Л.М. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России. М.: Academia, 1998
  28. Дюркгейм 3. Самоубийство (социологический этюд. Перев. С фр. А.Н.Ильинская). С-Петербург, 1998. — 399с.
  29. Ю.Г. Политическая миграциология. Учебное пособие. — Ставрополь, 2005.
  30. .А. Иммиграция. Миграция. Репатриация. Эмиграция // Социальная энциклопедия. М., 2000.
  31. .А. Миграционные тренды в СНГ- итоги десятилетия// Миграция в СНГ и Балтии: через различие проблем к общему информационному пространству. М., 2001.
  32. .А. Россия: миграция в разном масштабе времени. -М., 1999.
  33. .А. СНГ через призму миграций // Миграция. 1998. — № 3.
  34. Т.Т. Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России. Белгород, 2006.
  35. В. Социокультурные характеристики этиоиациональных диаспор в провинциальной России. Дис. .кан.филлтаук. -Тамбов, 2004.
  36. Т.И. Социальная трансформация российского общества. Деятелы-юстно-структуриая концепция, — М.: Дело, 1998.
  37. Г. Н. Миграция наций и народностей: сущность и особенности развития// Вестник ТГУ, серия: обществоведение, педагогика, психология. 1993. — № 2. — С. 29−33.
  38. Г. Н. Масъалахои миллию сиёсии мухоирати ахоли дар Точикистон. Душанбе: Сино, 1995.-240с
  39. Г. Н. Сиёсатшиноси. Китоби дарси. Душанбе: Матбуот, 1993.-613с.
  40. Н. Восприятие миграции в стране выхода: Таджикистан // Вестник Евразии. 2008. — № 2(40). -224с.
  41. И.В. Как преодолеть страх чужого // Миграция XXI век -2010. № 1 (июль). — С. 26−29.
  42. И.В. Международная трудовая миграция. М., 2005.
  43. Идиев X.У.Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2006,-120с.
  44. Из рукописей К.Маркса. Критика политической экономики // Вопросы философии. 1967. — № 7. — С 23−27.
  45. Икрами 3.А.Правовые аспекты трудовой миграции в Российской Федерации и в Республике Таджикистан (сравнительная характеристика). Душанбе: Эчод, 2007. -134 с.
  46. X. Мигранты из Бадахшана. Программа поддержки и развития обществ горных регионов (Проект Фонда Агахана). -Душанбе, 2004.
  47. В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие России. // Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып 5. — М., 2000
  48. В.А. Миграция населения. Теория и практика исследования. -М., 2001.
  49. С.И., Мирджалолова М. Демография Таджикистана в переходной экономике. — Душанбе, 1999. -124с.
  50. Ф.С. Тенденции демографического развития Республики Таджикистан. Душанбе: Дониш, 2005.-182с.
  51. А. Бунтующий человек. — М., 1990.
  52. С. Тендерный порядок в постсоветском Таджикистане: традиционализм перед лицом глобализации. Душанбе, 2006
  53. В. Введение в социальную философию. М.: Академический Проект, 2001.- 318с.
  54. Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1990 г.). Душанбе: Конуният, 2001. — 562с.
  55. О. Миграция населения Таджикской ССР. — Душанбе: Дониш, 1976. -81 с.
  56. Д. Проблемы миграции населения в Таджикистане. // Центральная Азия и Кавказ. -2004. № 3.
  57. А.И. Мультикультуризм: идеология и политика социальной стабильности. -М., 2001.
  58. Н.М. Новая Русская Диаспора: Социально-психологический анализ.-М., 1997.
  59. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  60. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1997.
  61. К. Вынужденная эмиграция. Кошут и Мадзини. — Вопрос об эмигрантах, — Избирательные Подкупы в Англии. — Г-н Кобден // Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Том 8. —М., 1957. -706 с.
  62. К. Немецкая идеология. М.: Поли тиздат ., 1988.-574 с.
  63. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М., 1968.
  64. Т. Опыт о законе народонаселении. Аналогия экономической классики. В 2-х т. Т.2. — М., 1993.
  65. Г. Одномерный человек. М.: Изд-во ACT, 2003.-336с.
  66. Д. Синтетическая теория международной миграции// Мир в зеркале международной миграции. Сер: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып 10 / Гл. ред. В. А. Ионцев. -М., 2002.
  67. Миграция и информация // Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ / Под ред. Зайончковской Ж. М., 2000. -248с.
  68. Миграция населения // Под общей ред. Воробьёвой О. Д. (Приложение к журналу «Миграция в России»), Вып 1. — М., 2001. -176с.
  69. Миграция и развитие / Г. И. Глущенко, В. А. Пономарев. М.: Экономика, 2009. -454с.
  70. Миграция и рынок труда в странах Средней Азии // Материалы регионального семинара 11−12 октября 2001 г. Ташкент. Под общей ред. Л. П. Максаковой. Ташкент, 2002. -181с.
  71. Миграция сельского населения // Под ред. Заславской Т. Н. -М.: Мысль., 1970. -348с.
  72. Миграционная ситуация в странах СНГ. Отчет рабочей группы НПО по проблемам репатриации, интеграции и переселения.- М., 2000, — 206с.
  73. В.М. Внутренняя миграция населения // МГУ им. М. В. Ломоносова. Центр по изучению проблем народонаселения. М.: ТЕИС., 2004. -285с.
  74. В.И. Методические и практические аспекты изучения интеграции иммигрантов // Специфика постсоветского пространства (Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля). М.: Адаманть, 2007.
  75. Наливкип В.11. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886. -215с.
  76. И. Об историко-философском развитии понятия отчуждения // Философские науки. -1963, — № 2.
  77. Население Республики Таджикистан в 1994 г. Статистический сборник. Душанбе: Госкомстат РТ, 1995.
  78. А.И. Глобальное сообщество. М., 1999.
  79. А.А. Горная Бухара. СПБ, 1914. -447с.
  80. Л.Ю. Трансформации социальной структуры Таджикистана в XX веке (миграционный аспект). Дис. д.ф.н. -Душанбе, 2003.-223с.
  81. А.П. Отчуждения и человек, — В кн.: Человек. Творчество. Наука. -М., 1967.
  82. Т.Н. Человек и его отчуждения // Человек и эпоха. -М., 1964.
  83. Т.И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М., 1967.
  84. С., Куддусов Дж. Семьи мигрантов в Таджикистане: проблемы и способы их решения. Душанбе, 2007.
  85. С., Боек И. Трудовая миграция из Таджикистана. -Душанбе, 2003,-126с.
  86. С.К., Мамаджанова Н. Торговля людьми в Таджикистане. Душанбе, 2006.
  87. С., Курбанова Р. Поведенческое исследование среди мигрантов Таджикистана по вопросам ВИЧ и ИГ1ГІП. МОМ,-Душанбе, 2006.
  88. И.Б. Современные миграционные процессы в России// Ин-т социально-полит.исслед. РАН. М, 1994.
  89. В.И. Методы изучения миграции населения / Ин-т междунар. рабочего движения. М: Наука., 1990. -231с.
  90. В.И. Миграция населения и демографическое будущее России/ Под общ. ред. Г. Ю. Семигина. М.: ИСГІ РАН, 2003.
  91. Политические и национальные проблемы миграции населения в Таджикистане. Душанбе, 1995.
  92. Прогнозы демографического развития России//Финансовый бизнес. 2002. — № 8.
  93. IT.K. Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе. Н-Новгород, 2007.
  94. Регионы Республики Таджикистан. Статистический сборник. -Душанбе,
  95. СЛ. Основы общей психологии .2-е изд. М., 1946.
  96. .Ж. Об общественном договоре. М., 2000. — 416с
  97. Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). Ин-т соц -полит.исслед. РАН. М., 2003.-239с.
  98. Л.Л. Миграционный обмен населения между Центральной Азией и Россией //Россия и мусульманский мир. 1995.-Вып.12.
  99. Садовская. ЕЛО. Миграция в Казахстане па рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алматы, 2001. -259с.
  100. .П. Бытие и ничто // Человек и его ценности. М., 1988.
  101. .П. Сумерки богов. М., 1998.
  102. З.В. Социология и психология национальных отношений. М., 1999.
  103. Э.М. Проблема отчуждения в буржуазной философии и фальсификаторы марксизма. М., 1962.
  104. Соколова Л. Г1. Таджикистан: демографическая ситуация и миграция населения// Современные этнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии// Под. ред. Г. Витковской. -М., 1998.
  105. Социальный статус работников из Таджикистана в строительной отрасли Москвы и Московской области. МБТ. — Женева, 2006.
  106. Социокультурные проблемы глобализации. www// [email protected] СО 2005−2006.
  107. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе: Госкомстат РТ, 2001.
  108. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе: Госкомстат РТ, 2010.
  109. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко, — 3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. -368 с.
  110. A.A., Арутюнян Ю. В., Дробижева JI.M. Этносоциология национальных отношений. М., 1996.
  111. В.А. Подрыв российской идентичности, неограниченная миграция в Россию. М., 2009.
  112. В. А.Очерки теории и политики этничности в России. -М., 1997.
  113. М. Социокультурный анализ интеграциии мигрантов в крупном промышленном городе. Дис.кан.соц-наук. Ростов н/Дону, 2006.
  114. О. Футурошок. СПб, 1997.
  115. А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 2005.
  116. Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской Федерации, Афганистане и Пакистане. Аналитический отчет MOM. -Алматы, 2005.
  117. Р. Положительные и отрицательные аспекты внешней трудовой миграции// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведения. № 1−2. — 2007.
  118. X., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе: Ирфон, 2006. 102 с.
  119. В.В., Гуревич E.JT., Сапрохина Г. И., Халтури Д.IB., Межкультурная адаптация в современном Российском мегаполисехоцио-пространственный аспект. СПб, 2004.
  120. Федотова В. Г, Колпаков В. А., Федотова 1−1.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации (социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества). М., 2008.
  121. А.П. Путешествие в Туркестан в Кокандском ханстве. СПб., 1875.125.. Фейербах J1. Избранные философские произведения. Т.2. М., «1955.
  122. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А. И. Эмиграция иэмигранты: История и психология. СПб, 1995.0
  123. Фрейд 2. Будущность’одной иллюзии. В 2-х/т. 1. М., 1991.12 $. • ФукоЧМ. История безумия в классическую эпоху. С-Петсрбург, 1997.
  124. Ю. Этнополитические проблемы миграционных процессов, ML, 1997.
  125. М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1989.
  126. С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2006. -603 с.
  127. А.У. Международная миграция населения: Россия и современный мир// Международная миграция и демографическое развитие Украины. М., 2000
  128. .С., Цветков Н. Сравнительный анализ социально-экономического и демографического развития стран мира и России для оценки условий инвестирования. М., 1999.
  129. .С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. М., 2000.
  130. С. Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России. Дис.кан. соц. наук. Ростов на-Доиу, 2006.
  131. А. Культура и этика. М., 1973
  132. . Ж.К. История внешних миграций. М., 2006. — С155.
  133. Шозимов Г1.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Дис.д.ф.н. Душанбе, 2006-
  134. Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизм реализации. Дис. .док.соц.наук. Кемерово, 1992. ^
  135. Т.Н. Социология миграции. М., 2004.
  136. К. Собр. соч.по. психопатологии: В-х т. Т.1. М., СПб, 1996.
  137. Berry J. V. Immigration, acculturation and adaptation// Applied psychology and. An international review. Cambridge, 1997. — P 5−34.
  138. Ravenstein E. The lavs of Migration//Journal of the Royal Statistical Society. Jyne, 1885, The Eavs of Migration// Journal of the Royals Statistical Society.-June, 1889.
Заполнить форму текущей работой