Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-территориальная реформа в РСФСР и ее влияние на социальное, экономическое и культурное развитие Западной области: 1918-1937

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы, а также обобщённые в диссертации материалы дополняют и расширяют диапазон изучения истории административно-территориального деления РСФСР в 1920;1930;е гг. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе, при создании учебных курсов по истории России XX в., а также для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Административно-территориальное переустройство в РСФСР и Западной области в 1918 — 1937 гг
    • 1. Проблемы административного переустройства РСФСР и создание Западной области (1918−1930)
    • 2. Особенности реорганизации низовых административных структур Западной области
    • 3. Ликвидация Западной области и создание новых административно-территориальных единиц
  • Глава II. Влияние административно-территориальной реформы на экономическое развитие Западной области
    • 1. Влияние реформы районирования на промышленное развитие Западной области
    • 2. Проблемы развития сельского хозяйства Западной области в процессе реализации административно-территориальной реформы
  • Глава III. Воздействие реформы районирования на социальное и культурное развитие Западной области
    • 1. Кадровая политика и изменения социума Западной области в период реализации реформы районирования
    • 2. Проблемы осуществления социальной политики в Западной области в ходе административно-территориальных преобразований
    • 3. Влияние реформы районирования на культурную жизнь Западной области

Административно-территориальная реформа в РСФСР и ее влияние на социальное, экономическое и культурное развитие Западной области: 1918-1937 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы административно-территориального устройства России очень сложны и важны для ее жизнедеятельности. На этот процесс оказывают сильное влияние природные условия, социально-экономические, культурные, национальные и другие факторы. В истории страны важное место занимал политический фактор, который часто играл главную роль в становлении административно-территориального устройства российского государства. В истории России было проведено несколько административно-территориальных реформ: губная реформа Ивана IV, административно-территориальные реформы Петра I и Екатерины II, в ходе которых были созданы губернии, границы которых не подвергались серьезным изменениям до установления Советской власти.

После февральской революции и падения монархии произошло упразднение института губернаторства, и появилась возможность в проведении коренных изменений в области административно-территориального деления России. Волна социально-экономических и политических 5 модернизаций, назревавшая в стране в начале XX в., с октября 1917 г. стала сопровождаться ломкой существующей государственно-политической системы и радикальным административно-территориальным переустройством. В политическом плане в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны предоставление права самоопределения позволяло подчинить стихию национализма влиянию большевистской партии, обеспечить политическую лояльность со стороны влиятельных местных национальных движений, использовать их революционный потенциал в борьбе с белыми и интервентами.

Некоторые административно-территориальные преобразования были проведены советской властью в годы гражданской войны, но они себя не оправдали. В начале 1920;х гг. бьша разработана модель коренного реформирования административно-территориальной системы на основе разделения страны на крупные исторически сложившиеся экономические районы — мощные производственно-территориальные комплексы, в границах которых проектировался подъем промышленного производства на базе развития электроэнергетики. Реформа районирования была направлена на территориальное перераспределение экономических ресурсов внутри страны и являлась необходимым условием реализации идеи построения социалистического общества, укрепления руководящей роли партии. Таким образом, проведение административно-территориальных преобразований было вызвано необходимостью совершенствования системы государственного управления.

Так что же понимается под районированием? В советской научной литературе доминировала точка зрения, сводившаяся к пониманию его как территориального передела для укрепления социально-экономического развития. Назрела необходимость пересмотра сложившихся ранее выводов по рассматриваемой проблеме, с учетом объективной и субъективных причин. Следует иметь в виду, что в современных условиях районирование должно рассматриваться как рациональное преобразование территории страны в целях создания оптимальной территориальной и социально-экономической основы для эффективного функционирования всех уровней власти, обусловленных существующим общественно-политическим режимом, проведенное для обеспечения ' всестороннего развития отдельных административно-территориальных единиц и государства в целом.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что административно-территориальное деление имеет определяющее значение для построения системы управления и функционирования всего аппарата управления на местах. Улучшение деятельности всех звеньев аппарата управления требует научно обоснованной территориальной структуры, обеспечивающей наиболее четкую организацию территории. Кроме того, административно-территориальное деление призвано способствовать правовых и материальных предпосылок для ускорения экономического развития отсталых территорий страны.

В настоящее время в Российской Федерации стоит вопрос о реализации очередной реформы административно-территориального деления. В связи с этим возникает сложная проблема выяснения новых социально-экономических оснований процесса районирования, учитывающих природно-географический, финансово-экономический, демографический, производственный и торгово-рыночный потенциал территории, совместимость целей и интересов, региональных, корпоративно-отраслевых и местных объединений (структур). Уже проведено укрупнение ряда российских регионов, разрабатываются проекты создания новых субъектов федерации. Так, например, с 2004 г. неоднократно обсуждался вопрос о возрождении Западной области с центром в Смоленске в составе Смоленской, Калужской и Брянской областей.

Однако уже проявились и недостатки данных преобразований. Среди них необходимо выделить: неравноправие административно-территориальных единиц одного уровня (наличие городов областного и районного подчинениярайонов, подчиняющихся областей, и внутригородских районов в крупных городах) — чрезмерная дробность и нарушение во многих случаях оптимального соотношения в численности административных единиц разных уровнейслабость многих районных центров и ряда центров субъектов федерации и др. В связи с этим знание исторического опыта, выделение ценного и необходимого и, наоборот, осуждение неприемлемого в вопросах административно-территориального устройства является актуальным и для современной России.

В диссертации, в отличие от имеющихся работ, проведено комплексное исследование проблем проведения реформы районирования РСФСР в 1918;1937 гг. и выявлено ее влияние на социально-экономическое и культурное развитие конкретного регионального образования — Западной области. Проанализирована политика государства по осуществлению административно-территориальной реформы от ее теоретической разработки до внедрения в жизнь на примере становления и развития Западной области, а также определено ее значение в социально-экономической и культурной жизнедеятельности данного региона. Такая комплексность изучения проблемы административно-территориального районирования советского государства определяет актуальность данного исследования.

Объектом диссертационного исследования является административно-территориальная реформа РСФСР в 1918;1937 гг.

Предметом исследования является создание Западной области и влияние административно-территориальных преобразований на ее политическое, социально-экономическое, культурное развитие.

Хронологические рамки исследования охватывают период 19 181 937гг. Соответственно в диссертации анализируются три этапа эволюции советского административно-территориального деления.

Первый из них охватывает 1918;1924 гг. и представляет собой переходный период в преобразовании регионального устройства РСФСР, когда были сформированы различные административно-территориального единицы и разрабатывались первые программы реформы районирования.

Второй этап включает в себя 1924;1930 гг. и характеризуется созданием крупных краев и областей на основе экономических приоритетов их развития. Так, в 1929 г. была сформирована Западная область РСФСР, в которую вошли Смоленская, Брянская, части Тверской, Калужской, Московской, Ленинградской и Орловской губерний.

Третий этап 1930;1937 гг. охватывает период централизации власти, укрепление отраслевого принципа управления и, как следствие, разукрупнение краев и областей. Именно в эти годы были определены границы большей части современных российских областей.

Территориальные рамки исследования обусловлены границей Западной области, в которую входили Смоленская, Брянская, части Тверской, Калужской, Московской, Ленинградской и Орловской областей.

Целью работы является исследование в полном объеме, с привлечением новых документов и материалов о деятельности центральных и местных органов власти в области разработки, реализации и свертывания реформы административно-территориального деления РСФСР в 19 181 937 гг. на примере Западной области и обобщение позитивных и негативных результатов данного опыта. Основные задачи исследования:

— раскрыть вопросы теоретической разработки административно-территориальной реформы РСФСР в исследуемый период;

— выявить соотношение объективных и субъективных факторов при проведении в жизнь реформы районирования в 1920;1930;е гг.;

— рассмотреть ход, содержание, формы и методы административного переустройства РСФСР на примере Западной области в 1929;1937 гг.;

— проанализировать влияние реформы районирования на социально-экономическое и культурное развитие Западной области в период осуществления социалистической модернизации страны;

— выявить особенности в утверждении и проведении административно территориальных преобразований в 1918;1937 гг. и определить причины их свертывания.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является системный подход, опирающийся на принципы историзма, научности, объективности, комплексности. Автор использовал общие методы исторического исследования: конкретно-исторический, историко-сравнительный анализ, хронологический, исторического описания и ряд других. Эти методы дают возможность изучать явления и факты с учетом исторической обстановки, в которой они возникали и действовали, а также в качественных изменениях на различных этапах развития. В работе применялся метод политической и экономической географии — науки, изучающей пространственную организацию политической жизни общества, обусловленной воздействием на нее социально-экономических факторов.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что она является первым в современной отечественной историографии изучением влияния административно-территориальной реформы 1918;1937 гг. на экономическое и социально-политическое и культурное развитие Западного региона России. В исследовании на основании архивных материалов и данных периодической печати, часть которых вводится в научный оборот впервые, сведений, имеющихся в научной литературе и собственных научных изысканий, сделаны обобщения, сформулированы теоретические выводы и положения, совокупность которых диссертант выносит на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

— разработка районирования РСФСР в целях создания территориального каркаса расселения, организации экономического и национального пространства выступала в качестве основной задачи советского строительства;

— реализация реформы районирования должна была обеспечить благоприятные пространственные условия для проведения в жизнь намечавшейся новой экономической политики, что требовало децентрализации как хозяйственного, так и административного управления;

— процесс образования районированной Западной области был тесно связан с политическим развитием страны и становлением административно — командной системы;

— экономическая логика административно-территориальных преобразований 1920;1930;х гг. не соответствовала потребностям процесса формирования административно-командной системы, что привело к необходимости разукрупнения районированных регионов страны, в т. ч. Западной области.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы, а также обобщённые в диссертации материалы дополняют и расширяют диапазон изучения истории административно-территориального деления РСФСР в 1920;1930;е гг. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе, при создании учебных курсов по истории России XX в., а также для подготовки спецкурсов, научных и популярных изданий по истории Смоленщины и Западного региона РФ. В частности, они применяются при проведении учебных занятий по дисциплинам «История Отечества» и «Экономика» при подготовке курсантов и слушателей Смоленского филиала Московского университета МВД России по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция». Материалы исследования могут быть применены для повышения квалификации государственных служащих и в практической деятельности руководителей субъектов России. Результаты исследования, касающиеся процесса создания административно-территориальных единиц, организации экономического и национального пространства, могут быть учтены в практической деятельности по совершенствованию административно-территориального устройства РФ в при проведении соответствующих преобразований в современных условиях.

Историография проблемы. Для изучения причин, предпосылок и практики проведения административно-территориальной реформы РСФСР большое значение имеют работы партийно-государственных и хозяйственных деятелей 1917;начала 1930;х гг. Прежде всего, это работы В. И. Ленина, И. В. Сталина, М. И. Калинина, Л. М. Кагановича, М. Ф. Владимирского, A.C. Енукидзе, А. И. Рыкова, Т. В. Сапронова, Г. М. Кржижановского и др. Труды руководителей можно рассматривать как источник.

В 1920;е гг. реформа административно-территориального деления воспринималась как радикальная реорганизация государственного механизма и как естественная часть борьбы за оживление Советов и развитие социалистической демократии. Так, В. И. Ленин, будучи на посту председателя СНК и СТО, рассматривал административно-территориальные преобразования как возможность поворота к децентрализации власти и демократизации управления Россией, а затем и СССР.1 При этом после начала реформы районирования, подводя первые итоги в марте 1922 г., он отмечал, что «деление по России на областные районы произведено по научным основаниям, при учете хозяйственных условий, климатических, л бытовых условий получения топлива, местной промышленности и т. д.»

Подобный подход прослеживается в работах М. Ф. Владимирского, который неоднократно отмечал, что установление нового административно-хозяйственного районирования является неотложным в виду несоответствия существующего административного деления новым политическим и экономическим потребностям.3

Работ, специально исследующих образование Западной области, не имеется, но данные по региону присутствуют в исследованиях в рамках страны в процессе разработки реформы районирования. Попытки осмысления административно-территориальных преобразований в 1920;30-е гг. носили практический, «прикладной» характер. Так, академик АН СССР

1 Ленин В. И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. // ПСС. Т. 27. С. 312−362. Он же. Итоги дискуссии о самоопределении. // ПСС. Т. 30. С. 446−497. Он же. Очередные задачи советской власти. // ПСС. Т. 36. С. 165−208- Он же. Пролетарская революция и ренегат Каутский. // ПСС. Т. 37. С. 235−338- Он же. К вопросу о национальностях или об «автономизации». // ПСС. Т. 45. С. 231 — 287. Он же. Письма В. М. Молотову для членов Политбюро. // ПСС. Т. 54. С. 136−137.

2 Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти. С. 171.

3 Владимирский М. Ф. Основные положения установления административно-хозяйственных районов. — М., 1921. Его же. Основные положения установления границ административно-хозяйственных районов. (Доклад на II сессии ВЦИК 8-го созыва).-М., 1921.

И.Г. Александров, один из разработчиков плана ГОЭЛРО, анализируя сущность идеи районирования РСФСР, отмечал, что в основу преобразований должно быть положено производственное разделение труда между различными экономическими районами страны. При этом административно-территориальная реформа выполняет задачу «организации рационально построенной и экономически развивающейся системы сотрудничества экономических районов и их взаимной связи между собой» .1

В 1920;30-е гг. появились обобщающие работы по осуществлению районирования, в которых подводятся итоги административно-территориальных преобразований с 1918 г., выявляются положительные и негативные моменты реформы на примере конкретных регионов (Северного Кавказа и Урала), даются рекомендации по дальнейшему осуществлению районирования РСФСР и формированию ее отдельных областей, в т. ч. Западной области. Среди данных работ выделяются труды К. Д. Егорова, H.H. Баранского, Л. И. Гусева, С. А. Ильина, И. Муругова, С.И. Сульке-вича, Н. В. Домбровского и других авторов."

В 1940;е гг. работ, посвященных данной проблеме, не имеется. Советская историография обратилась к проблематике истории административно-территориального устройства СССР в 1950;е гг. и занималась изучением проблемы в русле традиционной концепции совершенствования существующей системы государственного управления, ограничиваясь узкими региональными и политико-идеологическими рамками. Это было связано с осуществлением национально-территориальных преобразований: передача Крыма УССР, расширение границ Чечено-Ингушетии и

1 Александров И. Г. Основы хозяйственного районирования РСФСР. — М., 1924. С. 30.

2 Егоров К. Д. Административное деление РСФСР в применении к экономическому районированию. — М., 1922; Баранский H.H. Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана. — M.-JL, 1926; Гусев Л. И. Ликвидация округов и укрепление районов. — М. — Л., 1930; Ильин С. А. Перспективы административной реформы в связи с экономическим районированием. — М., 1923; Его же. Что такое районирование. — М.-Л., 1926; Муругов И. Проблемы районирования. — М., 1927; Сулькевич С. И. Административно-политическое строение СССР. — Л.: Госиздат, 1926; Домбровский Н. В. Западная область. III область Госплана. — М.- Л., 1930. т.д. Первой работой в изучении истории организации советской территории на примере истории формирования Нижегородского края явилась статья Л. А. Фадеевой, опубликованная в 1953 г. 1 Автор использовала новые архивные документы главным образом в качестве иллюстративного материала, а фактологическая и резюмирующая части излагались в строгом соответствии с официально опубликованными директивными документами.

В 1950;60-е гг. вышла серия работ Н. С. Нечипурновой, рассматривавшей северокавказский регион через призму партийного руководства административным районированием с привлечением значительного материала из центральных и местных архивов. Важным элементом в изучении реформы районирования 1920;х гг. явилось освещение автором вопросов административного деления и организации управления наряду с проблемой национально-государственного строительства.2

На рубеже 1950;1960;х гг. проблемы формирования административно-территориального устройства СССР были предметом исследования экономистов. В этот период вышел ряд обобщающих работ, характеризующих проведение реформы районирования 1920;30-х гг. и включавшие в себя материалы по различным регионам, в т. ч. и Западной области.

Фундаментальный труд П. М. Алампиева, посвященный административно-территориальным преобразованиям СССР с экономических позиций, содержал богатый материал по истории административного и хозяйственного районирования послереволюционной России. Используя) обширный блок архивных документов, автор исследовал становление и эволюцию пространственной административно-хозяйственной организа

1 Фадеева Л. А. Из истории административного районирования в РСФСР (1928;1930) // Исторические записки. 1953. № 44. С. 15−25.

2 Нечипурнова Н. С. Ликвидация старого и создание нового административно-территориального деления РСФСР (1917 — 1930). — М., 1953; Ее же Из опыта руководства КПСС административным районированием страны. // Вопросы истории КПСС. 1967. № 3. С. 84−94- Ее же. Партийное руководство административно-хозяйственным районированием Северного Кавказа. — Орджоникидзе, 1968.

3 Алампиев П. М. Экономическое районирование СССР. — М., 1963. Кн. 2. ции страны, нередко противопоставляя экономическое районирование административному.

Вопросам формирования советской системы административно-территориального деления был посвящен специальный раздел в монографии P.C. Павловского и М. А. Шафира.1 В работе отсутствовал полноценный исторический анализпопулярное изложение сопровождалось не всегда полными справочными данными. Но объединение информационных материалов в одном из разделов книги имело позитивное значение — авторам удалось преодолеть региональный подход к теме. ч

В 1966 г. монография P.C. Павловского и М. А. Шафира подверглась критике в работе В. А. Ржевского, предпринявшего попытку рассмотреть формирование территориальной организации СССР в сочетании национального и экономического моментов. Автор отмечал, что при организации советской территории «необходимость учета национальных особенностей делала экономическое районирование особенно сложным, требовала дифференцированного подхода к каждому району, имеющему национальные особенности». Поэтому национальный момент «в ходе политического устройства территории Советского государства не может о рассматриваться изолированно от экономического районирования». Но далее В. А. Ржевский не развивает данный аспект проблемы. Для работы характерно отсутствие источников и исторического анализа.

Этапной работой по проблемам советского административно-территориального устройства в юридической науке стала монография A.B. Лужина, в которой обобщены результаты научных исследований автора и достижения отечественной историографии 1950;1960;х гг. Во второй и третьей главах книги, помимо исторического анализа проблемы, автор постарался совместить управленческие и экономические аспекты форми

1 Павловский P.C., Шафир М. А. Административно-территориальное устройство Советского государства. — М., 1961.

2 Ржевский В. А. Территориальная организация Советского государства. / под ред. И. Е. Фабера. — Саратов, 1966. С. 67. рования в 1920;30-е гг. административно-территориального устройства Советского государства. A.B. Лужин подчеркивал, что в начале 1920;х гг. реформа районирования задумывалась как «объединение территорий. с учетом перспективных производственных возможностей на базе хозяйственных данных районов с расчетом на применение новых форм использования энергии (электрификации) и новых форм транспортной связи (сверхмагистрали)» .1 Автор касался также деятельности ревкомов и областных экономических советов, отмечая их роль в формировании нового административно-территориального устройства.

В конце 1960;х — первой половине 1970;х гг. история формирования административно-территориального устройства СССР не была предметом специального исследования историков. Различные аспекты этой проблемы, связанной с переломным периодом в истории страны конца 1920;х — 1940;х гг. в масштабах СССР исследовал А. Г. Кушнир, который внес значительный вклад в изучение деятельности центральных партийных и советских органов по руководству реформой районирования. В своих работах А. Г. Кушнир выявил острый характер противоречий при проведении административно-территориальных преобразований.2

Отдельные вопросы истории административно-территориального устройства СССР затрагивались С. И. Якубовской применительно к истории национально-государственного строительства в СССР в коллективном йсследовании «История национально-государственного строительо ства в СССР». В совместном изыскании «Историческая география СССР»

1 Лужин A.B. Административно-территориальное устройство Советского государства. -М., 1969. С. 25.

2 Кушнир А. Г. Реформа местного управления в РСФСР (конец 1920;х — начало 1930;х гг.). // Вестник МГУ. Сер. IX. История. 1975. № 4. С. 48−59- Его же. Административное районирование СССР в годы социалистического строительства. // История СССР. 1981. № 6. С. 132 — 140- Его же. Из опыта руководства партии административным районированием СССР. // Вопросы истории КПСС. 1983. № 12. С. 62−71.

3 История национально-государственного строительства в СССР. — М., 1972. Т. 1. Гл. 4. § 4. освещение вопросов формирования административного устройства основывалось на изучении организации советской территории как «технического базиса» народнохозяйственного развития.1

В 1970;е гг. проблемы истории формирования административно-территориального устройства СССР затрагивались в юридических работах, посвященных национально-государственному строительству. Внимание исследователей сосредотачивалось на истории возникновения и развития форм советской федерации, ее роли в сфере регулирования межнациональных отношений, ликвидации фактического неравенства наций и народностей. Эти вопросы освещались в работах Н. И. Платунова, З. К. Звездина и др.2

Интерес исторической науки к проблеме организации территории вновь обострился с середины 1980;х гг. В монографии Ю. А. Полякова, вышедшей в 1986 г., был выделен специальный раздел «Советские республики: создание, территория, административное деление». Автор рассматривал «поразительный феномен с точки зрения государственного устройства», который представляла собой «Советская страна после окончания гражданской войны», отмечая неразрывную связь проблем организации территории с формированием общественно-политической системы.

На рубеже 1980;1990;х гг. глубокий кризис советской государственной системы обозначил потребность в качественно новых подходах к проблеме формирования административно-территориального и национально-территориального устройства страны. В связи с изменением общественно-политической ситуации в стране и возможностью

1 Дробижев В. З., Ковальченко И. Д., Муравьев A.B. Историческая география СССР. -М., 1973. у

Платупов Н. И. Переселенческая политика советского государства в СССР (1917;июнь 1941 гг.). — Томск, 1976. Сер. IX История. 1975. № 4. С. 48−59- Звездип З. К. От плана ГОЭЛРО к плану первой пятилетки. — М.: Наука, 1979.

3 Поляков Ю. А. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. — М., 1986. С. 72. подвергать критике устоявшиеся стереотипы историки начали пересматривать ряд положений, касающихся истории районирования РСФСР.

В 1991 г. накануне распада СССР в масштабном историческом исследовании А. Г. Кушнир, преодолевая «стереотипный взгляд на проблематику», анализируя «совокупность многих политико-экономических вопросов советской истории», впервые рассматривал формирование и эволюцию политко-административного устройства РСФСР в 1917;1932 гг. «в широком контексте со всей внутриполитической историей страны» .1 В работе А. Г. Кушнира впервые была выявлена административная организация территории России с вопросом о власти. Он отмечал, что «борьба за реформу была борьбой за демократизацию власти, ее децентрализацию, развития местного самоуправления» .

Позитивным результатом советской историографии по исследованию проблем организации территории явилось накопление фактологического материала, внесение существенного вклада в источниковую базу для изучения истории административно-хозяйственного районирования Советской России. Главным недостатком работ являлось то, что их авторы свои подходы и выводы базировали практически исключительно лишь на опубликованных партийных и государственных документах без осуществления их научной критики.

Начиная с 1990;х гг. после распада СССР в условиях центробежных тенденций и дезинтеграции зарубежная и отечественная научная публицистика обратилась к рассмотрению проблем и перспектив развития новых суверенных республик, касаясь вопросов становления их современных территорий и границ. Советское национально-государственное уст

1 Кушнир А. Г. Демократическая альтернатива середины 20-х годов. — М., 1989; Его же. Выбор пути: бюрократическая централизация или демократизация. // Вопросы истории КПСС. 1990. № 9. Его же. Генезис политико-административного устройства Советской России: дисс. на соискание степени ученой степени доктора исторических наук. — М., 1991. С. 15.

2 Купщир А. Г. Выбор пути: бюрократическая централизация или демократизация. // Вопросы истории КПСС. 1990. № 9. С. 87. ройство оценивалось крайне негативно, а территориальные проблемы регионов рассматривались исключительно в сфере этнонациональных противоречий. Так, Е. Г. Анимица критиковал противоречивую национальную политику Москвы в Южных республиках в ходе «радикальной перестройки административно-территориального деления» на Урале в 1920;е гг., связанные с образованием Уральской области в результате объединения в 1923 г. пяти дореволюционных областей: Пермской, Оренбургской, Тобольской, Уфимской и частично Вятской.1

В то же время в последнее десятилетие исследователи стали уделять внимание вопросам формирования и эволюции советского административно-территориального устройства на примере различных регионов. Так, опыт районирования во взаимосвязи с процессами эволюции партийно-государственных структур был освещен в работах Е. Г. Карелина, в которых рассматривался процесс административно-территориального реформирования Западной области в 1929;1937 гг. через установление взаимосвязи и взаимозависимости характера районированного региона от типа построения местной власти и проводимой политики. Однако автор не уделял внимания вопросам влияния проводимых административно-территориальных преобразований на социально-экономическое и культурное развитие региона.2

Кроме того, появлялись труды, освещающие различные аспекты реформирования СССР, успехи и неудачи переустройства государства, цену преобразований на различных этапах его становления и развития. Например, в работах Р. Г. Пихои раскрываются проблемы развития государственного устройства страны, взаимоотношения центра и

1 Анимица Е. Г. Проблемы экономического районирования и региональной политики на современном этапе общественного развития (на примере Урала). // Районирование и региональные проблемы: Сб. научн. Докладов. — Екатеринбург, 1993. С. 152−153.

2 Карелин Е. Г. Проведение реформы районирования СССР в 20-е годы (на материалах Западной области РСФСР) // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1991. № 1. С. 60−71- Карелин Е. Г. Исторический опыт регионального деления СССР (по материалам Западной области РСФСР). // Народный депутат. 1992. № 3. С. 54−59. регионов, опыт совместного проживания в одном государстве народов, отличающихся культурными и религиозными традициями. В частности, автор отмечает то, что в России с ее многовековой исторической традицией проблемы давнего и недавнего прошлого обладают способностью «проявляться» в современности.1

После 2000 г. стали выходить первые комплексные исследования регионального характера, посвященные формированию и эволюции советского административно-территориального устройства. Так, в монографии К. И. Зубкова и И. В. Побережникова, вышедшей в 2003 г. и явившейся одним из первых комплексных исследований, рассматривался процесс административно-территориального реформирования с 1917 до начала 1950;х гг. в регионах Урала и Сибири с учетом их колонизационной специфики.2

Процессы административно-территориальных размежеваний Южного Урала с сопредельными степными казахскими территориями в о

1917;1936 гг. анализируются в диссертации Е. В. Мухиной.

Таким образом, комплексного и системного исследования вопросов влияния реформы районирования на социально-экономическое и культурное развитие Западной области, как, впрочем, и на другие регионы, не имеется. Наиболее полно в исследованиях отражены процессы подготовки и проведения реформы районирования в РСФСР в целом, но оценка ее воздействия на формирование и развитие Западной области не получила должного освещения в исторической литературе. Отдельные факты, приводимые учеными, не дают целостного представления о

1 Пихоя Р. Г. Судьбы реформ и реформаторов в России. — М.: Издательство РАГС, 1999; Его же. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны 1945;1985. — М.: Русь-Олимп: Астрель: ACT, 2007.

2 Зубков К. И., Побережников И. В. Реформы административно-территориального устройства восточных регионов России (XVIII — XX вв.). — Екатеринбург, 2003.

3 Мухина Е. В. Формирование административных границ РСФСР на Южном Урале: Автореферат дисс. кандидата исторических наук. — Екатеринбург, 2004. развитии данного региона в период проведения административно-территориальных преобразований в 1920;1930;е гг.

Источниковую основу исследования составляют как опубликованные, так и еще не введенные в научный оборот материалы. К первым относятся нормативно-правовые документы: постановления, циркуляры, распоряжения центральных и местных властей, опубликованные в специальных изданиях, таких как «Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР (1918;1937 гг.)» — «Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза ССР» (1924;1937 гг.) — «Декреты Советской власти» (1957;1976 гг.) и т. д. Данная группа источников дает представление об официальных правительственных установках в отношении административно-территориальных преобразований РСФСР на этапе национально-государственного строительства и экономического районирования. Эти документы позволяют проследить сложный процесс формирования административных границ.

Существенно расширяют источниковую базу исследования материалы периодической печати. В исследовании использовались материалы центральных и местных газет таких, как «Правда» за 1921;1937 гг.- «Рабочий путь» за 1921;1937 гг.- «Большевистский молодняк» за 1929;1937 гг.- и журналов: «Западная область» за 1929 — 1933 гг.- «На культурном посту» за 1929 — 1935 гг.- «Наступление» за 1930 — 1933 гг.- «Партиец» за 1929 — 1937 гг.- «Плановое хозяйство» за 1926 — 1937 гг.- «Советское строительство» за 1921 — 1929; «Хозяйство и культура» за 1930 — 1933 гг.- «Экономическая жизнь» за 1924 — 1931 гг.

К материалам центральной и местной прессы и к содержащейся в них информации с учетом идеологических установок у автора было критическое отношение.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования было привлечено значительное число архивных документов. Основу документальной базы исследования составили документы центральных (Государственный архив РФ (Г АРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив экономики (РГАЭ)) и региональных архивов (Государственный архив Смоленской области (ГACO), Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО)).

Большинство документов, находящихся в центральных архивах, представляют собой отчёты областных организаций в Москву о проделанной работе, акты проверок комиссиями состояния дел на местах.

Наибольший интерес представляют документы, хранящиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории. Они позволяют сделать вывод о реальном положении дел, поскольку представляют собой отчёты обкома партии в Центральный Комитет, его просьбы об оказании помощи, а также выводы проверяющих комиссий. Так, сведения о реализации кадровой политики в процессе проведения реформы районирования содержатся в документах Организационно-инструкторского, Учетно-распределительного, Организационно-распределительного и Информационного отделов ЦК ВКП (б) (Ф. 17. ЦК ВКП (б) РГАСПИ).

Основные направления деятельности партийных и советских органов власти, цели и задачи районирования на разных этапах ее проведения отражены в документах директивного характера, расположенных в фондах ВЦИК, ЦИК СССР, НК РКИ СССР, ВЦСПС (Ф. 1235, 3316, 374, 5451 ГАРФ), которые имеют преимущественно информационно-аналитический характер. i

Рассматривая вопросы влияния административно-территориальных преобразований на социально-экономическое и культурное развитие Западной области, следует обратить внимание на документы центральных архивов, которые освещают данные вопросы и содержат отчетно-информационные материалы по данной проблематике. К ним относятся документы, находящиеся в фондах Наркомата финансов СССР, Колхозцентра СССР и РСФСР (Ф. 7733, 7446 РГАЭ) — Наркомата рабоче-крестьянской инспекции СССР, Наркомата земледелия РСФСР (Ф. 374, 478 ГАРФ).

Среди источников данной группы наибольший интерес представляют директивные материалы и распоряжения центральных и местных органов по административно-территориальным, экономическим, социальным и культурным вопросам в Западной области, делопроизводственная документация центральных и местных органов власти и управления, хозяйственных органов по вопросам формирования административно-территориальных границ региона, его экономического и социального развития.

Эти документы и материалы расположены в ГАНИСО (Ф. 3 Смоленский губком РКП (б), Ф. 5 Западный обком ВКП (б), Ф. 6 Смоленский областной комитет КПСС) — ГАСО (Ф. 13 Смоленский губисполкомФ. 2360 Западный облисполкомФ. 2361 Исполнительный комитет Смоленского областного Совета депутатов трудящихся (Смолоблисполком)).

При анализе архивных источников необходимо учитывать, что значительная часть документов уже использовалась ранее, но при этом подчеркивались только имевшиеся в них положительные факты. Все критические материалы, а также негативные факты игнорировались или замалчивались. В то же время преимущественно в местных архивах имеется массив дел (особенно подготовительные материалы к постановлениям обкома партии), который ранее не использовался либо использовался частично. Эта группа определяет комплекс делопроизводственных источников по теме исследования: переписка Запоблисполкома, Запоблплана как с центральными, так и с местными заинтересованными органами и организациями по вопросам административного размежеванияпротокол, выписки из протоколов заседаний местных государственных, партийных и хозяйственных органовматериалы к проектам по изменению внутренних и внешних границ Западной области и т. д. Данные документы позволяют выяснить нюансы территориальных размежеваний, которые не освещались в делопроизводственной документации.

Использование в диссертации значительного количества документов и материалов, разнообразных по видам и источникам происхождения, создали условия для комплексного изучения данной темы. Все вышеперечисленные источники составили основную базу диссертационного ис-> следования и позволили раскрыть сложные процессы развития Западной области в период административно-территориального формирования в 1920;30-е гг.

Как видно из обзора, проблема подготовки, проведения и свертывания реформы районирования в Западной области в 1920;1930;е гг., а также ее влияние на развитие социально-экономическое и культурное развитие региона не становилась объектом специального исторического исследования, и диссертант сделал попытку всестороннего изучения данного вопроса.

Апробация работы и внедрение в практику результатов исследования. Материалы исследования и основные идеи работы обсуждались на заседаниях кафедры истории России Смоленского Государственного Университета, были представлены на международных, общероссийских и региональных научных конференциях (Смоленск 2004, 2006, Ульяновск 2006), смоленском областном ежегодном конкурсе молодых ученых (Смоленск 2007 г.) и отражены в 10 публикациях диссертанта.

Таким образом, проведение исследования позволило более глубоко и всесторонне проанализировать социально-экономические и культурные процессы, происходившие в Западной области в период реализации административно-территориальных преобразований в 1920;30-е гг.

Заключение

.

Административно-территориальное реформирование в стране на любом этапе исторического развития является важной и в силу своей комплексности достаточно сложной проблемой государственной политики. Оно служит территориальной и социально-экономической основой для построения и функционирования всех уровней власти, улучшения деятельности различных звеньев аппарата управления и требует надлежащего, научного обоснования структуры территории регионов, обеспечивающей организацию эффективного освоения, развития и использования ресурсов, способствуя быстрому стабильному региональному и местному развитию отдельных регионов государства, созданию правовых и материальных предпосылок для ускорения социально-экономического и культурного развития страны в целом.

Четкое закрепление административно-территориального устройства служит целям обеспечения стабильности страны. Однако это не означает его неизменности и неподвижности. История России свидетельствует о том, что при качественных преобразованиях политико-экономических основ менялось и территориальное устройство государства.

Первые десятилетия советской власти стали периодом непрерывных экспериментов с административно-территориальным устройством страны, принципы которых исходили из необходимости ускоренного восстановления экономики в 1920;е гг. и становления советской административно-командной системы управления государством в 1920;30-е гг.

Так, разукрупнение рассматриваемой в исследовании Западной области происходило на протяжении нескольких лет (1934;1937 гг.) и было завершено образованием на ее территории к 1937 г. Калининской, Брянской, Смоленской областей, кроме того, часть районов региона были переданы в Орловскую область.

Фактически эти преобразования способствовали становлению и укреплению административно-командной системы и задержали развитие элементов федерализма, которые изначально были заложены в основу реформы районирования.

Анализ проведенного в 1920;30-е гг. районирования показал, что попытка разработать модель единой системы административно-территориального и экономического деления РСФСР к формированию самостоятельных, эффективных и демократических территориальных сообществ, т. е. к подлинной федерализации государства. Однако, это было непозволительно для административно-командной системы страны, поэтому постепенно все преобразования в этой области были свернуты. Процессы формирования административно-командной системы изменяли экономические, политические, социокультурные связи районов, изменяли приоритеты и целеполагание реформы, что разрушало не только образованные административно-территориальные единицы, но и уничтожало саму теорию и практику районирования.

Следует учитывать, что административно-территориальные преобразования западнорусского региона были связаны с переходом к формированию целостного экономико-политического организма. Воздействие реформы районирования на развитие экономики вновь созданных областей стало долговременным и целенаправленным фактором и привело к высокому темпу экономического роста. Данные преобразования позволили государству выйти на новый уровень пространственной организации экономики и структуры власти в СССР.

Модернизация западного региона в годы административно-территориальных преобразований изначально была противоречива. Первый пятилетний план нацеливал районированную Западную область на приоритетное развитие сельского хозяйства, а промышленность должна была перерабатывать местное сельскохозяйственное сырье. Это вело к рациональному использованию всего народного хозяйства и транспортной сети региона. Оргбюро и Облплан Западной области проделали значительную работу по изучению экономики региона, обосновании внешних границ и основ внутреннего устройства. В результате наблюдалось бурное развитие интеграционных связей и практический переход к созданию целостного народнохозяйственного организма, что являлось несомненным достоинством реформы районирования.

Однако в результате форсирования индустриализации в Западной области вместо промышленности, перерабатывающей преимущественно местные природные ресурсы и обеспечивающей потребности сельскохозяйственного региона, была создана промышленность, работающая на привозном сырье и подчиненная заказам и руководству центральных ведомств. В результате этих процессов в регионе стал наблюдаться рост диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством.

Централизация власти приводила к разрыву системы внутри региональных связей и отходу от интеграции, районированной экономики. Экономическая логика районирования не вписывалась в процесс формирования административно-командной системы социализма. Западная область постепенно лишалась своих прав и экономических возможностей, а системное регулирование регионального развития постепенно заменялось партийно-ведомственным директивным планированием.

В середине 1930;х гг. в рамках завершения формирования унифицированной модели СССР районированное региональное деление перестало быть актуальным. В связи с этим с 1934 г. начинается процесс постепенного уничтожения Западной области, выразившимся в выделении из ее состава отдельных административно-территориальных единиц, что не могло не сказаться на экономическом развитии региона.

Обновленный регион столкнулся с проблемой диспропорции между ведущей ролью производителя льна и недостаточности предприятий по его переработке. Центральными органами власти было рекомендовано местным партийно-советским органам направлять свою деятельность на выравнивание неравномерности в соотношении темпов развития промышленности и сельского хозяйства.

Выделение новых регионов из Западной области в 1935 г. и ее разделение в 1937 г. должны были за счет выравнивания размещения производительных сил добиться более эффективной организации территориального управления. Однако вновь созданные административно-территориальные единицы были не способны выполнять специализированные и уникальные роли в разделении труда.

Таким образом, реформа районирования 1929 г., создав оптимальную форму практики хозяйствования, эффективно стимулировала естественные процессы пространственной самоорганизации. Однако социалистическая модернизация нарушила исторически сложившееся административно-территориальное деление.

При переходе к новому региональному делению в РСФСР в целом и в Западной области сложилась действенная система государственных органов, способных ставить и разрешать крупные политические, экономические, социальные и культурные задачи. Обладая большим набором прав, сохраняя многоукладную рыночную экономику, новый государственный механизм имел реальную возможность достигнуть самоуправления во всех своих звеньях и качественно усовершенствовать РСФСР.

Однако районирование, как составная часть демократического направления развития страны, не было в состоянии заменить саму демократическую политическую организацию, являясь по существу лишь вспомогательным фактором. Решающая роль центрального партийно-государственного аппарата в конструировании административнополитической организации Западной области утвердила ее недемократический характер, что проявилось в расширении применения аппаратно-номенклатурного принципа подбора и расстановки руководящих кадров. Сначала Оргбюро и Орграспред ЦК ВКП (б) определили состав Оргбюро Западной области, которое впоследствии формировало все областные, окружные и районные структуры власти.

Для дифференциации управления были созданы производственно-территориальные сектора, которые конкретно отвечали за руководство группами экономически однородных районов. Зональная или групповая система управления вводилась с 1930 г. после ликвидации окружного деления. Советам отводилась роль формальных органов народовластия, которые превратились в назначаемые органы, а, следовательно, зависимые от партаппарата. Принцип назначения и кооптации, применяемый в построении системы местных партийных и советских органов, приводил к усилению централизации в аппарате управления в т. ч. и на местном уровне. В результате Западная область постепенно утратила свою материальную базу с единым центром координации и регулирования.

Проведение модернизации государства, опираясь на централизованный, унифицированный и бюрократизированный аппарат власти и управления привело к ограничению самостоятельности региональных органов Западной области. Теряя реальную власть, они не могли проводить необходимые преобразования в сфере районирования и экономического развития, и поэтому нередко прибегали к методам администрирования, насилия и принуждения. Население было отчуждено от власти, а партийные и советские органы Западной области лишены права самостоятельно разрабатывать и осуществлять свои программы. Партийный аппарат, подменяя Советы, сосредоточил в своих руках реальную власть в регионе.

На всем протяжении существования Западной области административная зависимость партийных и советских органов региона от центра так и не была преодолена. В результате большинство мероприятий, проведенных в рамках реформы районирования и направленных на создание экономически сильных регионов, оказались безрезультатными и привели к разукрупнению созданных административно-территориальных единиц, в т. ч. и Западной области.

На политическую обстановку в регионе влияла как деятельность центрального и местного руководства, так и состав населения, который изменялся в процессе осуществления административно-территориальных преобразований в Западной области, сопряженных с проведением индустриализации и коллективизации: регион потерял значительную г

часть своего трудоспособного населениясократилась рождаемость, заметно активизировалась внутриобластная и межобластная миграция населения.

Реформа районирования оказала существенное влияние на развитие культуры Западной области. За время существования региона в 1929;1937 гг. была создана развитая система образовательных, культурно-просветительских, здравоохранительных учреждений, которые находились во всех районах Западной области. Однако на размещении этих учреждений сказывалась экономическая отсталость и сельскохозяйственная направленность региона, а недостаток финансирования и нехватка материально-технической базы далеко не всегда позволяли социально-культурным учреждениям в полной мере выполнять поставленные перед ними цели и задачи.

В новых условиях районированная Западная область так и не приобрела своего самостоятельного значения и не смогла проявить свои преимущества. Ее права и возможности последовательно ограничивались союзно-ведомственной бюрократией. Районированной структуре власти Западной области были навязаны несвойственные ей исключительно административные методы управления, возрастающий объем которых чрезвычайно усложнил деятельность областной организации. Уничтожение местного самоуправления и самостоятельности, ликвидация округов обернулись деформацией областного устройства. Общеполитическая ситуация Западной области в период осуществления административно-территориальных преобразований мало чем отличалась от ситуации в других регионах страны.

Поскольку политико-административное и хозяйственно-территориальное деление, сформированное в 1920;30-е гг., впоследствии лишь совершенствовалось, его изучение является полезным в силу проведения в настоящее время реформ, связанных с образованием федеральных округов в РФ.

Исследование исторического опыта реформирования административно-территориального деления страны показало, что будущее России за крупными и эффективными территориальными комплексами, способными к проведению устойчивой региональной политики. Для реализации этого необходимо учитывать, положительные и негативные уроки собственной истории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные фонды
  2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
  3. Ф. 17.- Центральный Комитет ВКП (б)
  4. Оп. 2.>Д. 239- 432- 816- 3977.
  5. Оп. 3. Д. 227- 452- 677- 678- 816- 987- 988.
  6. Оп. 21. Д. 23- 659- 662- 3959- 3977
  7. Оп. 69. Д. 11- 234- 236- 439- 540- 616, 617.1. Оп. ИЗ. Д. 586- 833.
  8. Оп. 114. Д. 650- 688- 689- 789.
  9. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 374 Фонд НК РКИ СССР.
  10. Оп. 2. Д. 97- 215- 467- 531- 986. Ф. 1235-ВЦИК.
  11. Оп. 69. Д. 13- 54- 398- 541- 556- 649- 678- 679.
  12. Оп. 107. Д. 218- 235- 336.
  13. Оп. 108. Д. 382- 387- 412.
  14. Оп. 141. Д. 139- 154- 243- 247.1. Ф. 5451 ВЦСПС.
  15. Оп. 1. Д. 1- 9- 11- 131- 215.
  16. Оп. 9. Д. 100- 378- 389- 394.
  17. Оп. 15. Д. 15, 35- 47- 132- 178.
  18. Оп. 32. Д. 121- 318- 334- 476.
  19. Российский государственный архив экономики (РГАЭ) Ф. 7446 Колхозцентр СССР и РСФСР.
  20. Оп. 35. Д. 123- 195- 216- 398. Ф. 7733 Наркомат финансов СССР. Оп. 4. Д. 114- 154- 165- 234.1. Оп. 37. Д. 119- 132- 193.
  21. Государственный архив Смоленской области (ГACO)
  22. Ф. 13 Исполнительный комитет Смоленского губернского Совета. Оп. 1. Д. 324- 543- 619- 623. Оп. 3. Д. 321- 323- 438- 456- 512.
  23. Ф. 2350 Отдел народного образования Западного облисполкома. Оп. 1. Д. 3- 54- 123- 564.
  24. Ф. 2355 Отдел народного образования Смоленского облисполкома. Оп. 1. Д. 30- 236- 321- 432. Оп. 3., Д. 21- 34- 123.
  25. Ф. 2360 — Исполнительный комитет Западного областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Западный облисполком).
  26. Оп. 1. Д. 15- 34- 36- 41- 126- 258- 368- 384- 596- 603- 604- 611- 662- 803−918- 928- 1028- 1189- 1354- 1614- 1677- 1966- 2073- 2207.
  27. Оп. 2. Д. 156- 1150- 1168- 1354- 2451.1. Оп. 4. Д. 17- 19- 21.1. Оп. 5. Д. 346- 487- 500.1. Оп. 6., Д. 72- 75- 89.
  28. Оп. 7. Д. 25- 56- 132- 137- 234.1. Оп. 8. Д. 456- 763- 1265.1. Оп. 27. Д. 133- 189- 888.
  29. Оп. 30. Д. 31- 32- 87- 89.
  30. Оп. 37. Д. 193- 239- 458- 459.
  31. Ф. 2361 — Исполнительный комитет Смоленского областного Совета депутатов трудящихся (Смолоблисполком). Оп. 1. Д. 1- 34- 128- 294- 298- 300- 378- 384.
  32. Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО).
  33. Ф. р-3. Смоленский губернский комитет ВКП (б).
  34. Оп. 1. Д. 2- 5- 654- 3659.
  35. Оп. 2. Д. 231- 389- 181- 1183- 1729.
  36. Ф. р-5. Западный обком ВКП (б) 1929−1937.
  37. Оп. 2. Д. 18- 23- 45- 143- 165- 181- 417- 616- 750- 754- 761- 933- 1183- 1532−1539- 1607- 1612- 1614- 1616- 1665- 1721- 1727- 1729- 1763.
  38. Оп. 3. Д. 38- 99- 548- 654- 784- 856.
  39. Оп. 4. Д. 33- 300- 454- 563- 654- 657.
  40. Оп. 6. Д. 17- 77- 117- 167- 232- 352- 353- 437.1. Оп. 8. Д. 86- 104- 112.
  41. Оп. 1р. Д. 122- 165- 351- 367.
  42. Ф. р-6. Смоленский обком КПСС. 1937- 1991.
  43. Оп. 1. Д. 327- 549- 589- 654- 673- 743- 822.
  44. Ф. р-29. Западная областная контрольная комиссия ВКП (б). 1929−1934.
  45. Оп. 1. Д. 67- 77- 406- 556- 562- 581- 591- 612- 644- 821- 841- 901- 991- 1035−1149- 1256- 1391- 1466- 1618- 2122- 2200- 2203- 2213- 2457.
  46. Оп. 2. Д. 37- 78- 217- 267- 332- 354- 393- 439- 564.
  47. Оп. 4. 556- 9763- 1265- 1279.
  48. Ф. р-50. Западный обком ВЛКСМ. 1929−1937.
  49. Оп. 1., Д. 23- 27- 49- 78- 117- 239.
  50. Оп. 2. Д. 43- 76- 116- 287.
  51. Ф. р-126. Вяземский окружной комитет ВКП (б) 1929−1930. Оп. 1. Д. 13−24- 46- 53- 112- 165.
  52. Ф. р.-135. Уполномоченный комиссии партийного контроля при ЦК
  53. КПСС по Смоленской области. 1934−1962.
  54. Оп. 1. Д. 34−45- 116- 215- 219−224- 349.
  55. Оп. 2. Д. 54- 79- 116- 123- 346- 418- 421- 443.
  56. Ф. р-174. Рославльский окружной комитет ВКП (б) 1929−1930. Он. 1. Д. 26- 43- 46−49- 88−91.
  57. Ф. р-1452. Политсектор МТС Западного областного земельногоуправления.1933−1934.
  58. Оп. 1. Д. 9- 28- 32- 34- 58- 59- 67- 79- 89- 92.
  59. Ф. р-1485. Смоленский губернский совет народного хозяйства. 19 201 932.
  60. Оп. 1. Д. 1- 4- 7−9- 12- 14−15.
  61. Ф. р-^623. Отдел народного образования Западного облисполкома. 1929−1936.1. Оп. 1. Д. 2−5- 7- 9- 13.
  62. Сбориики законодательных и нормативных актов
  63. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918−1937 гг.
  64. Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза ССР. 1924−1937 гг.
  65. Труды руководителей коммунистической партии и Советскогогосударства
  66. В.И. Вопросы национальной политики и пролетарского интернационализма. М.: Политиздат, 1965. — 192 с.
  67. В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 30. С. 446−497.
  68. В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации». // ПСС. Т. 45. С. 231−287.
  69. В.И. Критические заметки по национальному вопросу- о праве наций на самоопределение- о национальной гордости великороссов. М.: Политиздат, 1982. — 111 с.
  70. В.И. Очередные задачи советской власти. — М.: Политиздат, 1977.- 144 с.
  71. В. И. Письма В.М. Молотову для членов Политбюро. // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 54. С. 136−137.
  72. В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. // Полн. собр. Ьоч. 5-е изд. Т. 37. С. 235−338.
  73. В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 27. С. 312−362.
  74. И.В. Вопросы ленинизма. — М.: Госполитиздат, 1945. 238 с.
  75. И.В. Об индустриализации и хлебной проблеме. // Сочинения. Т.Н. С. 157−187.
  76. И.В. Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б) 27 июня 1930. // Сочинения. Т. 12. С. 202−228.
  77. М.Ф. Организация Советской власти на местах. М.: Власть Советов, 1921.- 120с.
  78. М.Ф. Основные положения установления административно-хозяйственных районов. — М.: Издание НКВД, 1921. -120 с.
  79. М.Ф. Основные положения установления границ административно-хозяйственных районов. (Доклад на II сессии ВЦИК 8-го созыва). М.: Власть Советов, 1921. — 134 с.
  80. A.C. Ликвидация округов и задачи районов. М.: Власть Советов, 1930. 112 с.
  81. Л.М. Партия и Советы. М.-Л.: Объединенное государственное издательство, 1928. — 124 с.
  82. Г. М. Хозяйственные проблемы РСФСР и работы государственной общеплановой комиссии. Вып. 1. — М.: Власть Советов, 1921.- 112 с.
  83. Куйбышев В. В! Итоги и перспективы хозяйственного развития СССР. М. — JL: Объединенное государственное издательство, 1927. -231 с.
  84. Т.В. Заключительное слово. // Правда. 1923, 14 декабря.
  85. Л.Д. Задачи XII съезда РКП. // Правда. 1923, 11 и 12 апреля.
  86. Сборники статистических материалов
  87. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Западный район. М., 1928. 674 с.
  88. Коньюктура народного хозяйства Западной области за 1924 -1925 год Смоленск, 1926. — 312 с.
  89. Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 г. по Смоленской губернии. Смоленск, 1927.- 439 с.
  90. Районы Западной области. Краткий экономико-статистический справочник по данным 1931 г. Смоленск: Запоблгиз, 1932. — 322 с.
  91. Сборники опубликованных документов и материалов
  92. I IV сессии ВЦИК VIII созыва: Стенографический отчет. — М.: Госполитиздат, 1922. — 437 с.
  93. VII Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов: Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1920. — 254 с.
  94. VIII Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов: Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1921.-315с.
  95. IX Всероссийский Советов: Стенографический отчет. — М.: Госполитиздат, 1921. 564 с.
  96. XII съезд РКП (б). Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1923.-740 с.
  97. XV Конференция ВКП (б).Стенографический отчет. М.-Л.: Госполитиздат, 1927. 432 с.
  98. XVI Конференция ВКП (б). Стенографический отчет. — М.: Госполитиздат, 1962. 390 с.
  99. XIV Всероссийский Съезд Советов. Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1929. — 412 с.
  100. XVI съезд ВКП (б). Стенографический отчет. M.-JI. Госполитиздат, 1930.-375 с. 42. 1930-е годы: общество и власть. Повествование в документах. Отв. ред. А. К. Соколов. -М.: РОССПЭН, 1998. 340 с.
  101. Вопросы экономического районирования СССР. Сборник материалов и статей. (1917−1929). / Под ред. Г. М. Кржижановского. — М.: Госполитиздат, 1957. -455 с.
  102. Вся Западная область РСФСР. Справочник. — Смоленск: Запоблгиз, 1932.- 155с.
  103. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918−1932 гг. Отв. ред. А. К. Соколов. М.: РОССПЭН, 1998. -328 с.
  104. Госплан СССР. Сдвиги в сельском хозяйстве СССР между XV и XVI партийными съездами. -М.- JI, 1932. 230 с.
  105. Границы Западной области и ее центр. Брянск, 1928. — 42 с.
  106. Дети и молодежь Смоленщины: 1920−1930-е годы. Сборник документов. Отв. ред. Е. В. Кодин. — Смоленск: Маджента, 2006. — 528 с.
  107. Доклад VIII Съезду Советов Государственного Комитета по электрификации России. -М., 1920. 132 с.
  108. Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходеколлективизации. 1927−1932. Под ред. В. П. Данилова и др. — М.:
  109. Западная область. М.- Л., Московский рабочий, 1929. — 80 с.
  110. Индустриализация СССР. 1929 1932: Документы и материалы. -М.: Наука, 1970.-634 с.
  111. Инструкция о порядке расформирования волостей и уездов и образования районов и округов на территории Западной области. -Смоленск: Западное областное издательство, 1929. 8 с.
  112. История индустриализации Западного района (1926−1937). — Брянск, 1972.-430 с.
  113. Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. М., 1939. — 330 с.
  114. К отчету Запобкома ВКП (б) 2-й Областной партконференции. -Смоленск, 1930.- 130 с.
  115. Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постановления Коммунистической партии и Советского правительства. 1927−1935. М., 1957.-620 с.
  116. Коллективизация сельского хозяйства в Западном районе РСФСР51 927−1937 годы). Смоленск, 1968. — 540 с.
  117. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). 9-е изд. Т 1. М.: Политиздат, 1983. — 640 с.
  118. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). 9-е изд. Т 2. М.: Политиздат, 1983. — 608 с.
  119. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). 9-е изд. Т 3. М.: Политиздат, 1984. — 496 с.
  120. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). 9-е изд. Т 4. М.: Политиздат, 1984. -576 с.
  121. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). 9-е изд. Т 5. М.: Политиздат, 1984.-446 с.
  122. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). 9-е изд. Т 6. М.: Политиздат, 1985.-432 с.
  123. Культурное строительство в РСФСР. Т. 2. Документы и материалы. 1928−1941. Ч. II. / Главархив РСФСР, ЦГА РСФСР. М.: Советская Россия. 1986. -.590 с.
  124. Культурное строительство в Смоленской области. М.: Московский рабочий. 1986. Ч. 1. 1917-июнь 1941.-480 с.
  125. Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Январь 1922 декабрь 1936. — М.: МФД, 2003. — 740 с.
  126. Материалы VIII чрезвычайной губернской конференции РКП (б). — М., 1928.- 150 с.
  127. Материалы к вопросу о районировании Западной области РСФСР. -Смоленск: Смолгубплан, 1928. — 38 с.
  128. Материалы к отчету Запобкома ВКП (б) четвертой областной партконференции. Смоленск, 1934. — 120 с.
  129. Материалы к пленуму Запобкома ВКП (б) 1июня 1934 г. Смоленск, 1934.-130 с.
  130. Материалы по изучению и организации Западной области. Т. 1. Организация и районирование. Вып. 1. Внешние границы Западной области. — Смоленск, 1925. 96 с.
  131. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917−1973. М.: Педагогика. 1974.-460 с.
  132. От округа к району. Сб. статей и официальных материалов. — М.: Власть советов, 1930. — 70 с.
  133. Отчет Запобкома ВКП (б) II областной партконференции. -Смоленск, 1930. 80 с.
  134. План развития народного хозяйства Западной области на 1936 г. — Смоленск, 1936. 130 с.
  135. Постановления 2-го пленума ОблКК-РКИ Западной области совместно с председателями РайКК-РКИ 25−27 марта 1932 г. Смоленск: Западное областное издательство, 1932. — 19 с.
  136. Постановления 6-го пленума Западного областного исполкома советов 3-го Созыва. 3−5 октября 1936 г. — Смоленск: Западное областное издательство, 1936. 16 с.
  137. Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР. Т.З. -М.: Госплан. 1929. 320 с. 81. районирование СССР. Сб. материалов по районированию с 1917 по 1925 год /под ред. Егорова К. Д. М., 1926. 280 с.
  138. Районирование Урала. — Свердловск: Уральский областной исполнительный комитет Сов. РКИ, 1924. 136 с.
  139. Северный Кавказ после районирования (итоги и выводы), в 2-х тт. — Ростов на Дону, 1925. Т. 1. 500 с.
  140. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ. 1918 1939. Документы и материалы. Т. 2. 1923−1929. — М.: РОССПЭН, 2000. — 1168 с.
  141. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918 1939. Документы и материалы. Т. 3. 1930−1934. — М.: РОССПЭН, 2003. — 864 с.
  142. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-ЬЖВ Д. 1918 1939. Документы и материалы. Т. 4. 1935−1939. — М.: РОССПЭН, 2003. — 862 с.
  143. Совещание по вопросам советского строительства 28−31 августа 1925 г. Смоленск, 1925. — 113 с.
  144. Хозяйственные проблемы РСФСР и работы государственной Общеплановой Комиссии. — М.: Госиздат, 1921. 320 с.
  145. Центрально-Промышленная область. М.: изд. НПО, 1924. — 140 с.
  146. Экономическое районирование России. Доклад Госплана II сессии ВЦИК.-М., 1921.-112 с.
  147. Экономическое районирование России. Доклад Госплана III сессии ВЦИК.-М., 1922.-120 с.
  148. Периодическая печать Газеты92. «Правда». 1921−1937 гг.93. «Рабочий путь». 1921−1937 гг.94. «Большевистский молодняк». 1929−1937 гг.1. Журналы
  149. Западная область. 1929 1933 гг.
  150. На культурном посту. 1929 — 1935 гг.
  151. Наступление. 1930- 1933 гг.98. Партиец. 1929- 1937 гг.
  152. Плановое хозяйство. 1926 — 1937.
  153. Советское строительство. 1921 — 1929.
  154. Хозяйство и культура. 1930 1933 гг.
  155. Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района. -М.: Наука, 1965.- 173 с.
  156. П.М. Из истории советского экономического районирования. // Известия АН СССР. Сер. География. 1957. № 1. С. 69 — 79.
  157. П.М. Экономическое районирование. М.: Госполитиздат, 1963.-248 с.
  158. И.Г. Основы хозяйственного районирования РСФСР. -М.: Экономическая жизнь, 1924. 240 с.
  159. И.Г. Основы хозяйственного районирования СССР. — М.-Л.: Госиздат, 1924. 158 с.
  160. И.Г. Экономическое районирование России. М.: изд. Госплана, 1921. — 165 с.
  161. Н.Д. Принципы районирования. Вологда, 1923. — 74 с.
  162. H.H. Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана. — М.-Л.: Госиздат, 1926. — 294 с.
  163. M. Вопросы районирования. // Партийная мысль. 1923. № 3−4. С. 82−85.
  164. В.К. Экономическое районирование СССР и межрайонные экономические связи. JL: ЛФЭИ, 1981. — 72 с.
  165. C.B. Культура и здравоохранение в Смоленской области // Победы социализма. Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1939. С.83−88.
  166. М., Некрич А. История России 1917−1995. Т.1. «Утопия у власти». Кн. 1. «Социализм в одной стране». М.: МИК- Агар, 1996. -500с.
  167. Географические проблемы развития крупных экономических районов СССР: сб. ст./ Под общ. Ред. В. В. Покшишевского М.: Мысль, 1964.-519 с.
  168. И 6. Геополитическое положение России: представления и реальность. / Под ред. В. А. Колосова. М.: Арт — Курьер, 2000. — 348 с.
  169. С., Новиков И. 14 лет СССР и Западная область к 14-й годовщине Октября. Смоленск, 1931. — 60 с.
  170. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. — М.: Финансы и статистика, 2002. 360 с.
  171. М.Я. Центральный экономический район СССР: (Перспективы развития). М.: Наука, 1982. — 287 с.
  172. А.Г. Региональное развитие: Опыт России и Европейского Союза. М.: Арт — Курьер, 2000. — 439 с.
  173. Г. Ф. К вопросу о районировании Украины. — Харьков, 1923.
  174. Л.И. Ликвидация округов и укрепление районов. М. — Л.: Госиздат, 1930. — 134 с.
  175. В.П. Создание материально-технических предпосылок коллективизации сельского хозяйства в СССР. М., 1957.-365 с.
  176. О.Г. Региональная политика и региональная структура в СССР. Л.: Наука, 1990. — 455 с.
  177. Н.В. Западная область. III область Госплана. М.- Л.: Госиздательство, 1930. — 145 с.
  178. С.С. Животноводство Западной области. Смоленск: издание ЗАПОБЛЗУ, 1933.- 140 с.
  179. С.С. Мероприятия по скотоводству: основные положения и инструктивные указания работникам Западной области. Смоленск: издание ЗАПОБЛЗУ, 1929. — 112 с.
  180. В.З., Ковальченко И. Д., Муравьев A.B. Историческая география СССР. М.: Высшая школа, 1973. — 319 с.
  181. К.Д. Административное деление РСФСР в применении к экономическому районированию. — М.: Издательство НКВД, 1922. — 365с.
  182. К.В. Районирование и советское строительство. // Экономическая жизнь. 1925. № 10−11. С. 6−10.
  183. Закономерности и факторы развития экономических районов СССР. / Отв. ред. Я. Г. Фейгин. М.: Наука, 1965. — 268 с.
  184. З.К. От плана ГОЭЛРО к плану первой пятилетки. М.: Наука, 1979.-268 с.
  185. Я. Западная область в новых границах. // Партиец. 1935. № 5. С. 58−65- № 6. С. 46−51.
  186. Я. К характеристике экономики Западной области в новых границах. // На культурном посту. 1935. № 6. С. 45−56- № 7. С. 5460.
  187. Я.С. Смоленская область. (Очерк экономики). Смоленск: Смоленское книжное издательство. 1948. — 240 с.
  188. H.A. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М.: Магистр, 1996. — 287 с.
  189. H.A. Опыт КПСС по претворению в жизнь ленинского кооперативного плана. // Вопросы истории КПСС. 1966. № 2. С. 100−112.
  190. Т.П. Изменения в административно-территориальном делении Смоленской области (1708−1961). / Материалы по изучению Смоленской области. Вып. 4. Смоленск, 1961. С. 398−399.
  191. С.А. Перспективы административной реформы в связи с экономическим районированием. — М., 1923. 35 с.
  192. С.А. Что такое районирование. — M.-JL: Госиздательство, 1926.-24 с.
  193. A.A. Смоленщина: 1917 начало 50-х годов. // Край Смоленский. 1998. № 5−6. С. 54−128.
  194. Историки спорят: 13 бесед. / Под ред. B.C. Лельчука. М.: Политиздат, 1988. — 508 с.
  195. История национально-государственного строительства в СССР. 1917−1978.-М.: Мысль. Т. 1. (1917−1936). 423 с.
  196. Т.М. Экономическое районирование: лекции для студентов. М: МГУ, 1969. — 106 с.
  197. Т.М. Экономическое районирование. М.: МГУ, 1982. -216с.
  198. Е.Г. Проведение реформы районирования СССР в 20-е годы (на материалах Западной области РСФСР) // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1991. № 1. С. 60−71.
  199. Е.Г. Исторический опыт регионального деления СССР (по материалам Западной области РСФСР). // Народный депутат. 1992. № 3. С. 54−59.
  200. Е.Г. Региональный механизм власти в районированной Западной области России. (1929 1937). // Край Смоленский. 2006. № 10. С. 36−50.
  201. В.В. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. М.: Наука, 1968. С. 283.
  202. .Н. К методологии районирования. М.: изд. НКВД, 1922.-68 с.
  203. E.B. «Смоленский нарыв». Смоленск: Издательство Смоленского государственного педагогического института, 1995. — 113 с.
  204. К.И. Природа, хозяйство и культура Западной области. -Смоленск, 1932. 116 с.
  205. В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001 — 479 с.
  206. H.H. Основы экономического районирования. М., 1958.-350 с.
  207. H.H. Теория экономического районирования: Сб. работ. М.: Мысль, 1969. — 336 с.
  208. М.В., Сметанин С. И. История экономики России. М.: Логос, 2001.-208 с.
  209. Н.В. Крупные экономические районы СССР: Уч. пос. для вузов. М.: Высшая школа, 1974. — 280 с.
  210. В.М. Об экономическом районировании СССР. М., 1957.-240 с.
  211. В.М. Развитие экономических районов СССР: перспективы и проблемы. М.: Просвещение, 1977. — 174 с.
  212. К. Западная область РСФСР. // Экономическая жизнь. 1925. № 3. С. 3−8.
  213. К. Проблемы экономического районирования и организация Западной области. // Экономическая жизнь. 1926. № 4−5. С. 3−14.
  214. А.Г. Административное районирование СССР в годы социалистического строительства. // История СССР. 1981. № 6. С. 132 — 148.
  215. А.Г. Выбор пути: бюрократическая централизация или демократизация. // Вопросы истории КПСС. 1990. № 9. С. 56−78.
  216. А.Г. Демократическая альтернатива середины 20-х. (Реформа системы управления в советской России). М.: МПИ, 1989. -224 с.
  217. А.Г. Из опыта руководства партии административным районированием СССР. // Вопросы истории КПСС. 1983. № 12. С. 62−79.
  218. А.Г. Реформа местного управления в РСФСР (конец 1920-х -начало 1930-х гг.). // Вестник МГУ. Сер. IX. История. 1975. № 4. С. 48−65.
  219. А. Н. Идеи В.И. Ленина по вопросам районирования. Основы экономического районирования в СССР. Вып. 1. М.: Общество «Знание», 1969.-106 с.
  220. А.И. Советы власть трудящихся. 1917−1936. — М.: Политиздат, 1966. — 250 с.
  221. Лис А. Г. Размещение производительных сил экономических районов (вопросы методологии и методики). М.: Наука, 1975. — 135 с.
  222. A.B. О совершенствовании административно-территориального устройства Советского государства. // Советское государство и право. 1962. № 9. С. 43−51.
  223. В.Е. Исторический опыт осуществления экономической политики СССР в период строительства социализма и его международное значение. — М.: Издательство РУДН, 1985. 86 с.
  224. Маннинг Роберта. Вельский район, 1937 год. (пер. с англ., общ. ред. и сост. Е.В. Кодин). Смоленск: СГПУ, 1998. — 125 с.
  225. May В. А. Реформы и догмы: 1914−1929. Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. — М.: Дело, 1993. -254с.
  226. И. Проблемы районирования. М., 1927. — 141 с.
  227. Население Смоленщины: прошлое и настоящее. (Историко-демографический очерк) / Под ред. А. И. Казакова. Смоленск. 1996. — 365 с.
  228. Н.С. Из опыта руководства КПСС административным районированием страны. // Вопросы истории КПСС. 1967. № 3. С. 84−94.
  229. Н.С. Ликвидация старого и создание нового административно-территориального деления РСФСР (1917 1930). — М., 1953.-350 с.
  230. Н.С. Партийное руководство административно-хозяйственным районированием Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1968. -430 с.
  231. Н.С. Руководство КПСС административным районированием СССР в 1921—1937 гг.. Тт. 1,2. Орджоникидзе, 1969.
  232. В.В. К истории районирования и перестройки местных Советов Урала (923 1930). — Свердловск, 1957. — 380 с.
  233. Очерки истории смоленской организации КПСС. Кн. 1. — Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение, 1985. 320 с. ,
  234. P.C., Шафир М. А. Административно-территориальное устройство советского государства. М.: Госполитиздат, 1961. — 470 с.
  235. Плату нов Н. И. Переселенческая политика советского государства и ее осуществление в СССР (1917 июнь 1941 гг.). — Томск, 1976. — 500 с.
  236. В.А. Территориальная организация советского государства. М.: Наука, 1966. — 560 с.
  237. Л.Е. Социально-экономические преобразования в период строительства социализма в западных республиках и областях СССР. / Региональные особенности экономической политики переходного периода в СССР. Сб. статей АН СССР.- М., 1983. С. 54−73.
  238. В.М. Социальная структура советского общества. История и современность. М.: Наука, 1987. — 316 с.
  239. В.А. Мероприятия по трудовому воспитанию бывших кулаков. // Вопросы истории. 1964. № 11. С. 53−57.
  240. Н.М. Основы геополитики: Уч. пос. СПб.: СПб ИВСЭП, 2001.- 136 с.
  241. Смоленская область: Краеведческий словарь. М., 1978. 320 с.
  242. Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск. СГГГУ, 2003. -624 с.
  243. Смоленщина в истории России. Люди. События. Мнения. — Смоленск: Смоленская городская типография, 2005. Вып. 3. Провинциальная власть: система и ее представители. 1917 — 1938. / Под ред. Е. В. Кодина. 2006. — 352 с.
  244. И.П. Региональные проблемы экономической политики. (На примере развития индустриального комплекса)./ Региональные особенности экономической политики переходного периода в СССР. Сб. статей. -М., 1983. С. 10−25.
  245. Сталинизм в российской провинции: смоленские архивные документы в прочтении зарубежных и российских историков. / Под общ. редакцией Е. В. Кодина. Смоленск: Издательство Смоленскогогосударственного педагогического университета, 1999. 309 с.
  246. . П.И. Преображённая Октябрём. Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1961. — 450 с.
  247. А.Г., Сигов В. И., Северова Л. Н. Государственное регулирование регионального развития. СПб: СПбГУЭФ, 2000. — 66 с.
  248. С.Г., Лутенович И. С. Естественно-историческое районирование СССР. М.-Л.: Госиздат, 1947. — 375 с.
  249. С.И. Административно-политическое строение СССР. — Л.: Госиздат, 1926. 300 с.
  250. Л.А. Из истории административного районирования в РСФСР (1928−1930) //Исторические записки. 1953. № 44. С. 15−25.
  251. М. Смоленск под властью Советов. Перевод с английского Кузьмина Л. А. Смоленск, 1995. — 380 с.
  252. Е.М. Роль ЦКК-РКИ в проведении районирования СССР. (1923−1934 гг.). // Социально-экономическое и политическое развитие советской деревни. (Из исторического опыта партийной работы). Вып. 3.-Ярославль, 1979. С. 67−73.
  253. Экономическое районирование и народное хозяйство СССР. Сб. статей. М.: Мысль, 1964. — 230 с.
  254. Conquest R. The Great Terror: A. Re. Assessment. — London, 1990.1. Диссертации
  255. Е.Г. Районирование Западной области РСФСР (на материалах партийных и советских организаций). 1929 — 1937 гг.: дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук — М., 1992.
  256. А.Г. Генезис политико-административного устройства Советской России: дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1991.
  257. Материалы по изучению и организации Западной области. Т. 1. Организация и районирование. Вып. 1. Внешние границы Западной области. Смоленск, 1925. С. 38.
  258. Схематическая карта проектируемых границ ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТИ с указанием губернских и уездных центров по состоянию на 1 января 1925 г. 1узловая или конечная станцияи
Заполнить форму текущей работой