Обеспечение безопасности транспортного производства в системе «машинист-поезд-диспетчер» с учетом компьютерной стабилографии
Выполнен расчет годового экономического эффекта от внедрения результатов исследований путем расчета количественной оценки последствий сбоев движения поездов в период предоставления технологических «окон» на шести самых напряженных диспетчерских участках: Батайск-ТимашевскаяМорозовская-ЛихаяСальск-БатайскСальск-ТихорецкаяБатайск-ЛихаяСальск-Котелышково. Расходы, соответственно, составляют… Читать ещё >
Содержание
- УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ДИССЕРТАЦИИ
- 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Особенности функционирования биотехнической системы «Машинист-поезд-диспетчер» в современных условиях
- 1. 2. Роль и место поездного диспетчера в реализации перевозочного процесса
- 1. 3. Особенности в управляющей деятельности машинистов локомотивов и поездных диспетчеров в предотвращении чрезвычайных происшествий
- 1. 4. Организация информационного обеспечения машинистов локомотивов и поездного диспетчера
- 1. 5. Цель и задачи исследования
- 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНИСТОВ И ДИСПЕТЧЕРОВ
- 2. 1. При подготовке к работе
- 2. 2. В процессе исполнения функциональных обязанностей
- 2. 3. В стрессовых и экстремальных ситуациях
- 2. 4. В условиях широкого внедрения вычислительной техники
- 2. 5. В процессе реабилитации
- 2. 6. Повышение эффективности управляющей деятельности машиниста локомотива и поездного диспетчера на основе мотивации
- Выводы
- 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ «МАШИНИСТ — ПОЕЗД — ДИСПЕТЧЕР»
- 3. 1. Обоснование уровня автоматизации функций поездных диспетчеров
- 3. 2. Анализ психофизиологических особенностей трудовой деятельности поездного диспетчера
- 3. 3. Разработка математической модели обеспечения безошибочной работы оператора транспортной системы
- Выводы
- 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ СТАБИЛО-ГРАФИИ
- 4. 1. Оценка возможностей эффективного использования методов и средств компьютерной стабилографии
- 4. 2. Цели и задачи исследований
- 4. 2. 1. Методика проведения экспериментов
- 4. 2. 2. Стабилографическая проба «Допусковый контроль»
- 4. 2. 3. Электрокардиографические записи
- 4. 2. 4. Записи «Стабилографического кресла»
- 4. 3. Математические основы обработки стабилографических сигна
- 4. 3. 1. Стабилографические показатели на основе анализа векторов скоростей
- 4. 3. 2. Математический подход к формированию индивидуальных норм
- 5. 1. Особенности обучения в условиях интенсификации перевозочного процесса
- 5. 2. Повышение уровня подготовки с учетом психологической структуры деятельности человека
- 5. 3. Тренажеры и основные задачи, решаемые в вопросах обеспечения безопасности
Обеспечение безопасности транспортного производства в системе «машинист-поезд-диспетчер» с учетом компьютерной стабилографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Железная дорога является одной из ключевых отраслей экономики России. Доля железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок составляет около 80%, а пассажирских — 40%. В связи с этим важной задачей является организация четкой работы всех звеньев.
В сравнении с другими видами железнодорожный транспорт характеризуется надежностью и регулярностью перевозок с высокой скоростью, а уровень энергозатрат, широкие возможности автоматизации перевозочного процесса и способность перевозить массовые грузы на дальние расстояния выдвигают его на первое место в транспортной системе страны.
Однако обеспечению безопасности перевозок требуется особое внимание как в содержании технических средств транспорта, так и в повышении эффективности управляющей деятельности машинистов локомотивов и поездных диспетчеров.
Продвижение поезда по участку является самой ответственной динамической частью перевозочного процесса, успешность которого определяется с одной стороны, четким взаимодействием поездного диспетчера и машиниста, а с другой — уровнем профессиональной подготовки и слаженностью в работе локомотивной бригады. От того, как взаимодействуют машинист и его помощник, как они дополняют друг друга и компенсируют недостатки, присущие каждому человеку, зависит успешность и безопасность выполняемой поездки. Именно слаженность в работе диспетчера и машиниста, бдительность и находчивость локомотивной бригады, правильная оценка ситуации, пунктуальность и высокая ответственность, выдержка и самообладание являются важными составляющими безопасности движения.
Перевозочный процесс является эргатической системой, т.к. в контур управления включены управляющие действия диспетчерского аппарата и машинистов. Поэтому безопасность перевозимых пассажиров и грузов определяется как состоянием технических средств транспорта, так и психофизиологическим состоянием людей, воспринимающих и перерабатывающих информацию и выполняющих управляющие действия [4,41,88].
Как показывают исследования, в 60−80% безопасность движения определяется надежностью работы человека. Особое место в работе железнодорожного транспортного конвейера занимает эффективность взаимодействия машиниста и диспетчера. Одним из грубейших факторов, снижающих безопасность движения, является проезд запрещающего сигнала.
Рост ошибочных действий в период алкоголизации человека приводит к снижению психоэмоциональных возможностей организма человека на 20−30% [75], что подтверждается не только практикой, но и исследованиями ученых Сибирского отделения Академии медицинских наук.
В условиях роста размеров движения и максимального сокращения штата диспетчерского аппарата загрузка поездного диспетчера доведена до максимума как в поездной, так и в дополнительной работе, что ведет к быстрому нарастанию утомления, а, следовательно, и росту вероятности допущения ошибки, даже в нормальных условиях [62,104]. При ориентации работы железных дорог на опорные станции в целях повышения безопасности движения вызывается необходимость введения должности маневрового диспетчера по местной работе. Опыт работы Северо — Кавказской дороги дал положительные результаты.
При сбоях перевозочного процесса психоэмоциональная загрузка поездного диспетчера резко возрастает, сокращается время на выбор и реализацию правильного решения и растет вероятность появления ошибок из — за необходимости координации деятельности большого числа участников перевозочного процесса.
В этих условиях для повышения безопасности движения чрезвычайно важное значение имеют практический опыт, уровень профессиональных знаний и умение диспетчера, его способность быстро ориентироваться в складывающейся ситуации и решительность в принятии оптимальных управляющих действий.
Большое влияние на безопасность движения оказывают температурные условия. Если низкотемпературные явления способствует росту количества обрывов автосцепок, разрыву рельсовых цепей и приводят к обрывам контактного провода, то высотемпературные явления — в основном наносят удар, но психофизиологическим возможностям организма человека. Под действием жары, особенно в условиях влажного климата, количество проездов запрещающих сигналов возрастает более чем в 2 раза [39,44,48]. Последнее происходит по причинам снижения внимания (более 60% ошибок) и сном человека (14 — 16%).
Невнимательность, в указанных выше уровнях примерно одинакова как у машинистов, так и у работников диспетчерского аппарата. Команды распорядителя маневров (около 8%) одинаково неправильно воспринимаются машинистами всех видов тяги и почти одинаково во всех временных интервалах после первых двух часов работы.
Анализ показывает, что такие причины проездов запрещающих сигналов, как отвлечение от управления, неправильное восприятие сигнала, позднее применение автотормозов и неправильное восприятие команды имеют очень высокие коэффициенты корреляции с невнимательностью (0,896- 0,948). Это говорит об их тесной связи и о том, что главную роль играет снижение внимания из — за нарастающего утомления [66].
В момент пересмены диспетчерского аппарата с ночного дежурства на дневное происходит в 1,85 раз больше проездов запрещающих сигналов. Это объясняется тем, что многие руководители транспорта имеют неправильное представление о работе диспетчерского аппарата. Именно в период с I00 ч в ночную смену и до 700 ч в организм быстрее утомляется и требует отдыха, происходит снижение внимания, неправильно воспринимаются команды с обеих сторон особенно после первых 2 часов работы, затекает спина, ноги, происходит «засыпание организма», т. е. снижение психофизиологических возможностей организма вследствие чего допускаются ошибки и происходят проезды запрещающих сигналов.
Анализ суточной загрузки поездного диспетчера в условиях ЕДЦУ СКЖД и уровня ошибочных действий показывает, что даже при 70% уровне загрузки в Зч ночи ошибки диспетчеров возрастают в 2,3 раза, но сравнению со среднесуточным уровнем. В то же время при 98% загрузке в 7ч утра уровень ошибочных действий возрастает всего лишь в 1,2 раза. При 98% загрузке диспетчера в 22 ч, но в спокойной обстановке, уровень ошибочных действий снижается почти на 40% по сравнению со среднесуточным.
При загрузке диспетчера на уровне 90% в 13 и 17ч ошибки в первом случае меньше среднесуточного уровня на 10%), а во втором (сдача поездов) па-оборот превышают его на 40%. Таким образом, ритм технологического процесса и психофизиологические возможности организма играют важную роль в росте вероятности появления ошибок.
158 Выводы.
1. В процессе совершенствования управляющей деятельности машинистов и диспетчеров с целью предотвращения перехода стресса в дистресс должна быть разрушена главная цепочка патологических событий за счет:
1.1. своевременной термоадаптации организма к работе;
1.2. снижения влажности воздуха в рабочем помещении;
1.3. психофизиологической подготовки на массажерах;
1.4. обучения и ориентировки в штатных и аварийных ситуациях на тренажерах;
1.5. отбора кандидатов, сохраняющих высокую работоспособность и удовлетворительное функциональное состояние при действии стрессов;
1.6. применения аскорбиновой кислоты (в жаркий период), воздействующий на механизмы поддержания теплового баланса в организме;
1.7. повышение уровня профессионального мастерства.
2. Сравнение и анализ действия машинистов и диспетчеров с использованием тренажеров различных видов позволяет решать наиболее сложные задачи по управлению поездом или продвижением поездов по участку, выявлять типичные ошибки, формировать профессиональные навыки операторов транспортной системы для работы в условиях стрессовых и экстремальных ситуаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании выполненных в работе исследований можно сделать следующие выводы:
1. Выполнен анализ и классификация ошибочных действий машинистов поездов и поездных диспетчеров.
2. Рассмотрена работа поездных диспетчеров в ЕЦДУ СКЖД — филиала ОАО «РЖД» и проведено исследование фотографии рабочего дня поездных диспетчеров. Установлено, что 60% рабочего времени диспетчер тратит на се-лекторно-телефонные переговоры (из них 10−15% приходится на переговоры с машинистом локомотива) — 10−15% - на оформление приказов и уведомлений- 15−20% - на вычерчивание и оформление графика исполненного движения поездов и оформление других документов- 10% - на обмен с ДНЦ соседних участков справками-паспортами о подходе внеграфиковых поездов, а также на согласование различных вопросов с другими службами. Автор вводит две дополнительные операции: работа с компьютером — 60−80% и работа с пультом «ДЦ» — 81−93%. Исследования показали, что большую часть рабочего времени поездной диспетчер тратит на переговоры, что значительно сказывается не только на качестве его работы, но и на выполнении его основных должностных обязанностей, а следовательно, ведет к увеличению ошибочных действий.
3. Установлено, что в среднем за смену поездной диспетчер передает с уведомлением 18−20 приказов 600−700 сообщений) — в зимний период графика движения поездов (ГДП), а в летний ГДП -25−30 приказов 800 сообщений).
4. Выявлено воздействие стрессовых и экстремальных ситуаций на рост ошибок при совместной деятельности поездных диспетчеров и машинистов локомотивов.
5. Выполнены теоретические и экспериментальные исследования по уточнению механизма возникновения и развития ошибок у операторов транспортной системы.
6. Выполнен анализ факторов, влияющих на работоспособность диспетчера, а также определены коэффициенты загрузки, рекомендованные для расчета границ диспетчерского участка.
7. Предложена математическая модель, позволяющая описать различные воздействия, оказывающие негативное влияние на качество принимаемых оператором транспортной системы (поездным диспетчером и машинистом локомотивов) решений, где составляющими являются: профессиональная подготовка, условия труда и организация рабочего места, режим труда и отдыха, степень неопределенности поступающей к оператору информации. Предлагаемая математическая модель описания системы обеспечения безошибочной работы позволяет получить различные варианты защиты трудовой деятельности операторов от появления ошибок и выбрать из вариантов защиты наиболее рациональный.
8. Разработана модель для экспресс-оценки оператора на основе методов и средств стабилографии. Даны рекомендации проводить профессиональный отбор поездных диспетчеров с использованием стабилокресла и стабилаплатформы «Стабилан-01».
9. Усовершенствована методика проведения предрейсового и предсмеп-ного контроля оператора транспортной системы с использованием компьютерной стабилографии.
10. Выполнен расчет годового экономического эффекта от внедрения результатов исследований путем расчета количественной оценки последствий сбоев движения поездов в период предоставления технологических «окон» на шести самых напряженных диспетчерских участках: Батайск-ТимашевскаяМорозовская-ЛихаяСальск-БатайскСальск-ТихорецкаяБатайск-ЛихаяСальск-Котелышково. Расходы, соответственно, составляют: на участке Сальск-Котелышково пассажирское движение составляет 274,25/272,59 руб.- грузовое движение — 196,74/195,09 руб. На участке Батайск-Тимашевская пассажирское движение составляет 162,37 руб.- грузовое движение — 55,26 руб.
Список литературы
- Автоматизированные диспетчерские центры управления эксплуатационной работой железных дорог /П.С. Грунтов, С. А. Бабченко, В. Г. Кузнецов и др. Под ред. П. С. Грунтова. -М.: Транспорт, 1990. 288 с.
- Айзинбуд С .Я., Айзинбуд К. С. Катастрофы па транспорте. Ростов н/Дону: РГУПС, 1993.-72 с.
- Акулиничев В.М., Кудрявцев В. А., Корешков А. Н. Математические методы в эксплуатации железных дорог. М.: «Транспорт» 1981. — 223 с.
- Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах России за 2001 г. /Разработан Департаментом безопасности движения и экологии. М.:2002. 85 с.
- Балон Л.В. Электромагнитные рельсовые тормоза. М.: Транспорт, 1979.-104 с.
- Баскаков Ю.В., Дюргеров Н. Г., Финоченко В. А. О научном содержании исследовательских работ по техническим наукам: Учебное пособие для аспирантов и молодых ученых. Ростов н/Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003.-96 с.
- Баранов Л.А. Тренажер поездного диспетчера линии метрополитена. //Метро и тоннели. 2002. № 1. С. 66−67.
- Безопасность движения и человеческий фактор / Ю. Н. Коршунков, А. З. Цфасман, Н. С. Нерсесян // Ж. д. транспорт, 1988. — № 2 — С. 23−25.
- Безопасность жизнедеятельности. 4.1. Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / К. Б. Кузнецов, В. К. Васин, В. И. Купаев, Е.Д. Чернов- Под ред. К. Б. Кузнецова. М.: Маршрут, 2005. — 576 с.
- Ю.Бирюков А. А. Массаж. Учеб. для ин-тов физ. Культ. М: Физкультура и спорт, 1988. — 254 е., илл. 11 .Болобородов Ю. Н., Тимченко А. Г. Оперативное управление перевозками. //Железнодорожный транспорт, № 11, 1997.
- Бондар А.И. Повышение эффективности работы диспетчеров пожарной охраны путем разработки и внедрения организационно-технических мероприятий: дис. на соиск. учен. степ. канд. техп.наук. СПб, 1998 Г.-261 с.
- Боровиков В.П. Популярное введение в программу «STATISTIKA». -М.: Компьютер Пресс, 1998.-267 с.
- Боровиков В.П., Боровиков И. П. «STATISTIKA». Статистический анализ и обработка данных в среде WINDOWS. М: Филинъ, 1998. 608 с.
- Бухерзоп Е.Г., Лазарева B.C., Нерсесян JI.C., Саакян А. С. К обоснованию методики профотбора поездных диспетчеров. //Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте, № 9, 1992. С. 61−63.
- Вождение поездов: Пособие машинисту/Р.Г. Черепашепец, В. А. Бирюков, В. Т. Понкрашов, А.Н. Судиловский- Под ред. Р. Г. Черепашенца. М.: Транспорт, 1994. — 304 е.- ил., табл.
- П.Губинский А. И. Надежность и качество функционирования эргатиче-ских систем. JL: Наука, 1982. — 269 с.
- Губинский А.И. Надежность систем комплексной автоматизации технологических процессов. 4.2. -М.: Машиностроение, 1977. 80 с.
- Глинский В.В., Ионин В. Г. Статистический анализ. М.: Филинъ, 1998.-264 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Высш. шк. 2000.-479 с.
- Грошев Г. М. Оперативное диспетчерское регулирование (опыт диспетчерских коллективов отделений и дорог). М.: Транспорт. 1985. — 48 с.
- Грошев Г. М. Исследование эффективности диспетчерского управления движением поездов на участке. Л., ЛИИЖТ, 1974.
- Грунтов П.С., Михальченко А. А., Остапенко В. А. Теоретические основы создания автоматизированных диспетчерских центров управления железнодорожными узлами. // Пробл. Построения и функционир. центров упр. Ж. -д. узлами. Гомель, 1988. — С. 5−13.
- Должностная инструкция локомотивной бригаде. Москва. 1994 г.
- Делооз Ф. Применение тренажеров па железнодорожном транспорте //Железные дороги мира. 1999. № 9.
- Дисплеи машиниста на пульте управления // Железные дороги мира. -1998. № 7. — С. 20−24. (I.S. Vorderegger. Railway Gazette International, 1997, № 12, p. 54−55.
- Единый центр управления движением поездов на Горьковской дороге / В. И. Есюнин, О. Х. Марадзе // Автоматика, телемеханика и связь. 1998. — № 6. с. 26−27.
- Иноземцев В.Г., Панькин Н. А., Пыров А. Е. Поезда повышенной массы и длины: Технические средства и технология вождения. М.: Транспорт, 1993.- 176 с.
- Информационно управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: Справочник / А. Н. Адаменко, А.Т. Аше-ров, И. А. Бердников и др., Под общ. ред. А. И. Губипского. — М.: Машиностроение, 1993.-528 с.
- Калечиу И.Н. Методика определения надежности интеллектуальных систем управления: Учеб. пособие. М.: МГИЭиМ, 1996. — 54 с.
- Карминский Д.Е., Шевченко К. Д. Теоретический расчет изменения давления в тормозной магистрали с учетом утечек воздуха // Тр. РИИЖТ. -Ростов н/Дону: РИИЖТ, 1974. Вып. 104. — С. 56−73.
- Козубенко В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы: Учебное пособие для образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих профессиональную подготовку. -М.: Маршрут, 2005. -320 с.
- Козубенко В.Г. Рекомендации машинисту локомотива по обеспечению эффективности управляющей деятельности в условиях интенсивности перевозочного процесса. Ростов н/Д, РИИЖТ, 1988 г.
- Козубенко В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы. -М.: Транспорт, 1992. 254 е., табл. 26.
- В.Г. Козубенко. Управление поездом (рекомендации машинисту локомотива и диспетчеру по обеспечению безопасности движения). Ростов-на-Допу, РИИЖТ, 1990, 184 с.
- В.Г. Козубенко, Н. А. Кокунина и др. Суточное распределение ошибок при управлении поездом // Юбилейный межвузовский сборник «Совершенствование организации и управления перевозочным процессом», РГУПС, Ростов-н/Д, 2000. С. 13−16.
- В.Г. Козубенко, В. Н. Зубков, В. Э. Костецкий, Н. А. Кокунина. Снижение ошибочных действий в системе «Машинист диспетчер» // Труды второй научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». М.: МИИТ, 2000 г. 111−22.
- В.Г. Козубенко, В. Э. Костецкий, B.JI. Фисенко, II.A. Кокунина. Динамика заболеваемости локомотивных бригад // Вестник РГУПС, № 1, 2001 г. С. 112−113.
- В.Г. Козубенко, Н. А. Кокунина. Снижение обрывов автосцепок за счет повышения эффективности управления системы «Машинист диспетчер» // Научно-техническая конференция в г. Луганске «Проблемы развития рельсового транспорта». С. 3−5.
- В.Г. Козубенко, Н. А. Кокунина, И. В. Ивахно. Технология осмотра вагонов в парке прибытия ПТО Юг ст. Батайск СКжд // Вестник РГУПС № 1, 2002 г. С. 130−132.
- В.Г. Козубенко, В. Э. Костецкий, II.A. Кокунина. Стрессовые ситуации машиниста и поездного диспетчера и пути снижения их отрицательного воздействия // Вестник РГУПС № 1, 2003 г. С. 93−95.
- В.Г. Козубенко, Н. А. Кокупина, О. В. Лежнина и др. Влияние геофизических явлений и природно-климатических факторов на эффективность управляющей деятельности оператора перевозочного процесса // Вестник РГУПС № 2, 2003 г. С. 121−124.
- Н.А. Кокунина. Повышение эффективности управляющей деятельности машиниста локомотива и поездного диспетчера на основе мотивации // Юбилейный сб. науч. трудов РГУПС 50 лет. Ростов-н/Дону: РГУПС, 2004 г. С. 176−180.
- В.Г. Козубенко, В. Э. Костецкий, Н. А. Кокунина. Контроль функционального состояния организма поездного диспетчера с помощью компьютерной стабилографии // Труды 5-ой научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». М.: 2004 г. С. XI 3−4.
- Н.А. Кокунина. Принятие экономически выгодных решений при организации движения поездов после технологического «окна» // Труды всероссийской научно-практической конференции «Транспорт 2005». Часть 1. Ростов -н/Дону, май. С. 246−247.
- В.Г. Козубенко, Н. А. Кокунина. «Стабилан 01» на страже безопасности // Труды всероссийской научно-практической конференции «Транспорт -2005». Часть 2. С.240−244.
- В.Г. Козубенко, Н. А. Бондаренко и др. Стабилографические показатели на основе аиализа векторов скоростей // Труды 6-ой научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». М.: 2005 г. C. I-46−49.
- Кокурин И.М. Вопросы применения диспетчерской централизации. Автоматика, телемеханика и связь. 1984. — № 12. С. 3−5.
- Кокурин И.М. Диспетчерский контроль и управление. //Ж. д. траппе. -1985.-№ 3-с. 36−37.
- Кокурин И.М. Единые диспетчерские центры: Оснащение, технология. // Железнодорожный транспорт, № 3, 1998.
- Кокурип И.М. Теория и методы обоснования уровня автоматизации управления процессами перевозок на основе систем железнодорожной автоматики и телемеханики. -Дисс.докт. тех. наук. Л.: ЛИИЖТ, 1986.
- Кокурин И.М. Формализация расчета загрузки железнодорожных операторов, Вестник ВНИИЖТ, № 5,1983. — 51−54 с.
- Корреляциопный анализ причин снижения эффективности управляющей деятельности машиниста локомотива: Учебное пособие/ В. Г. Козубенко. Рост, ин-т инж. ж.-д. трансп., Ростов н/Д, 1991. 92 с.
- Костецкий В.Э. Опыт работы психофизиологической лаборатории Северо-Кавказской дороги. 1995.
- Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1989. 262с.
- Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека оператора (на примерах управления транспортными средствами). — М.: Транспорт, 1993. -252 с.
- Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллинн: Валгус, 1974. — 169 с.
- Крутов В.А. Психолог дает добро. //Электрическая тепловозная тяга, № 9. 1991.-С. 14−15.
- Крушев С.Д. Проблемы профессионального отбора и обучения локомотивных машинистов. // Железнодорожный транспорт, № 3, 1994. С.8−14.
- Лаборатория профессионального психофизиологического отбора локомотивных бригад при депо Свердловск-Пассажирский. Екатеринбург, 1995.
- Латенков В.П., Губин Г. Д. Биоритмы и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1987.- 174 с.
- Лисеиков В.М. Безопасность технических средств в системах управления движением поездов. М.: Транспорт, 1992. — 192 с.
- Майн X., Осаки С. Марковские процессы принятия решений /Пер. с англ. -М.: Наука, 1977. 176 с.
- Методика расчета рациональных границ диспетчерских участков. Москва. 2003. 56 с.
- Миллер Д., Суэйн А. Ошибки человека и его надежность // Человеческий фактор / Пер. с англ. В 6-ти томах: Т.1. Эргономика комплексная науч-по-техническая дисциплина.-М.: Мир, 1991.-С. 360−417.
- Методика анализа результатов расхода топливно-энергетических ресурсов. 20 июня 1997 г. За подписью первого зам. министра В. И. Ковалева.
- Некоторые результаты численного моделирования переходных режимов движения поезда / В. Г. Козубенко, С. Н. Меняйло, С. Б. Олешко, СЛ. Рух-ленко // Проблемы механики ж. д. трансп.: Тез. докл. VIII конф. — Днепропетровск: ДИИТ, 1992.-С. 14−15.
- Нерсесян Л.С., Бухерзон Е. Г., Прозоров Г. Б. и др. Некоторые аспекты психологической профпригодности поездного диспетчера. //Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте, № 8, 1991. С. 122−130.
- Нерсесян Л.С., Конопкин О. А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. М.: Транспорт, 1978. — 239 с.
- Нормативы затрат труда поездных диспетчеров в условиях внедрения автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления. Москва. 1999 г. 41 с.
- Ожогин А.П. Управление безопасностью труда II Железнодорожный транспорт. 1998. — № 11. — С. 63−64.
- Оперативное управление движением на железнодорожном транспорте /А.К. Угрюмов, Г. М. Грошев, В. А. Кудрявцев, Г. А. Платонов.- М.: Транспорт, 1983.239 с.
- Опыт работы кабинета психологического профессионального отбора работников локомотивных бригад локомотивного депо Буй Северной железной дороги. // ДОР, ТВР 113/94, 1994.
- Опыт работы кабинета профессионального отбора локомотивного депо. Челябинск, 1995 г.
- Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981.- 206 с.
- Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов /Б.А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др., Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд., доп. и пере-раб. — М.: Высш. шк., 1986. — 448 е.: ил.
- Отображение и обработка ГД поездов в современных системах диспетчерского управления / Д. В. Шалягин, АЛО. Тарачев, А. Ю. Крылов // Автоматика, телемеханика и связь. 1996. -№ 11.-С. 14−16.
- Козубенко В.Г. Ошибки машиниста в обеспечении безопасности движения. Рекомендации машинисту локомотива. Ростов н/Д, РИИЖТ, 1988 г. 97.0шибки пилота: Человеческий фактор /Пер. с англ. А. С. Щеброва -М.: Транспорт, 1986. С. 16−21.
- Патент на изобретение № 2 185 094 РФ, МКИ, А 61 В 5/103. Силометри-ческая платформа / С. С. Слива, Д. В. Кривец, И. В. Кондратьев. № 99 127 133/14- Заявлено 17.12.99- Опубл. 20.07.02, Бюл. № 20, Приоритет 17.12.99.-9 с.
- Повышение квалификации локомотивной бригады и безопасность движения: Учебное пособие /В.Г. Козубенко- Рост, ин-т инж. ж.-д. трансп. Ростов н/Д, 1991.23 с.
- Пособие поездному диспетчеру и дежурному по отделению /Г.М. Грошев, В. А. Кудрявцев, Г. А. Платонов, А. Д. Чертогов. -М.: Транспорт, 1992. -368 е.: ил., табл.
- Пособие теплоэнергетику железнодорожного транспорта. Под редакцией B.C. Малярчука. М., «Транспорт», 1973, с. 1−392.
- Пушкин В.Н., Нерсесян J1.C. Железнодорожная психология. М.: Транспорт. -1972. — 240 с.
- Скипетров В.П. Аэроионы и жизнь.— Саранск: Тин. «Крас. Окт.», 1997.—116с.
- Платонов Г. А. Человек за пультом: очерки инженерной психологии на железнодорожном транспорте.-М.: Транспорт, 1979. 171 с.
- Платонов Г. А. Человек за пультом. М.: Транспорт, 1969. 168 с.
- Платонов Г. А., Радченко Е. Н. Рациональная организация труда поездного диспетчера. //Железнодорожный транспорт — № 6. — 1980. с. 42−45.
- Платонов Г. А. Эргономика на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1986. — 296 с.
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Москва. 2000 г.
- Приказ № 32/4 от 4 ноября 2003 г. О весовых нормах грузовых поездов к графику движения 2003−2004 г. г. (за подписью В. Б. Воробьева нач. дороги).
- Программа автоматизации управления движением поездов (19 972 005 г.) М.: НИИЖА, 1996.-9 с. (утв. МПС 23.12.96).
- Программа внедрения автоматизированных систем диспетчерского контроля. М. ЦШ МПС, 1997. 5 с. (утв. МПС 23.05.97).
- Психологические факторы операторской деятельности. М.: Наука, 1988.-200 с.
- Романова И.Ю. Влияние автоматизации рабочих мест на содержание и эффективность деятельности поездных диспетчеров: автореф. дис. на со-ис. учен. степ. канд. техн. наук, СПб, 2001 г.- 28 с.
- Россошанская А.А. Работа психодиагностического кабинета в локомотивном депо Новокузнецк. Кемерово, 1997.
- Садыков К.В. Надеюсь на собственные силы // Железнодорожный транспорт. № 8,1992.
- Сапунов Н.А. Учет человеческого фактора при проектировании АСУ сортировочной станции // Автоматизация проектирования систем управления железных дорог: Межвуз. сб. науч. трудов.- Ростов-на-Дону: 1979, Вып. 154.-С. 65−70.
- Сапунов Н.А., Кожевников А. И. Автоматизированная система подготовки дежурных по станции // Ж.-д. транспорт, № 10, 1995, с. 10−13.
- Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д. транспорта /Н.Г. Смехова, А. И. Купоров, Ю. Н. Кожевников и др.- Под ред. Н. Г. Смеховой и А. И. Купорова. М.: Маршрут, 2003. — 494 с.
- Сергеев О.Л. Психолого-эргономические аспекты безопасности жизнедеятельности специалистов с высшим образованием. В кн.: Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: Информационный сборник. — М., 1992. — Вып. 7. — С. 13−28.
- Совершенствование управляющей деятельности машиниста локомотива: Учебное пособие /В.Г. Козубенко, Ю. В. Голов, Р. Х. Уразгильдеев, В.М. Фельдман- Рост, ин-т ипж. ж.-д. трансп. Ростов п/Д. 1991. 40 с.
- Сотников Е.А., Завьялов Б. А. Совершенствование диспетчерского руководства на основе автоматизации и централизации управления. Вестник ВНИИЖТ, № 6, 1984. С. 2−5.
- Сотников Е.А. Эксплуатационная работа железных дорог (состояние, проблемы, перспективы). -М.: Транспорт, 1986. -256 с.
- Слива С.С., Переяслов Г. А., Кондратьев И. В. Компьютерная стаби-лография для достижения высших спортивных результатов // IV Всероссийская конференция по биомеханике «БИОМЕХАНИКА-98». Н. Новгород, 1998.
- Снижение небаланса электрической энергии на тягу поездов по счетчикам тяговых подстанций и электроподвижного состава в границах железных дорог. Омск. 2004 г.
- Теория и эксперимент в анализе труда операторов / В. Ф. Венда, Б. Ф. Ломов, В. Хаккер и др.- Отв. ред. В. Ф. Венда. М.: Наука, 1983. — 322 с.
- Технология переноса диспетчерских кругов в региональных центрах управления / П. Ю. Буславский, П. Н. Ершов // Автоматика, телемеханика исвязь. -1998. № 3. — С. 23−27.
- Технология работы единого центра диспетчерского управления. Ростов-на-Дону. 2003.
- Тепловоз 2ТЭ116 /С.П. Филонов, А. И. Гибалов, В. Е. Быковский и др. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1985. 328 с.
- Тепловозы ЧМЭЗ ЧМЭ2. Швайнштейн Б. С., Майоров Э. Г., Шалаев С. С. М., «Транспорт», 1975, 376 с. Рис. 194.
- Тихонов Г. Н. Некоторые вопросы централизации диспетчерского руководства. Вестник ВНИИЖТ, № 6, 1984. — 17−18 с.
- Титов Е.В. Организация процесса обучения поездных диспетчеров на тренажере //Межвуз. сб. науч. тр. /МИИТ. 1989. — Вып. 815: Электронные информационные системы на ж.- д. трансп. — С. 43−48.
- Титов Е.В. Устройство имитации движения поездов на участке. //Сб. тезисов докладов конференции /М. 1984: Роль молодых ученых и специалистов в развитии научно-технического прогресса на ж. д. транспорте. — с. 24−26.
- Усачев В.И., Абдулкеримов Х. Т., Григорьев С. Г., Слива С. С., Перс-яслов Г.А. Автоматизированная компьютерная стабилографическая диагностика атаксий с использованием анализа векторов и статистического метода «деревьев классификации», Таганрог, 2003.
- Феоктистов В.П., Погосов В. Ю. Прогнозирование изменений в структуре энергопотребления на транспорте в дальней перспективе // Параметры перспективных транспортных систем России: Тез. докл. Всероссийской науч. конф. М.: МГУПС (МИИТ), 1994. — С. 152.
- Фокин М.Д. Формулы для расчета движения поезда в режиме торможения. В кн.: Автотормоза скоростных и тяжеловесных поездов: Труды ВНИИЖТ. -М.: Транспорт, 1979.-Вып. 604.-С. 88−91.
- Фрумкин А.А., Зинченко Т. П., Винокуров JI.B. Методы и средства эргономического обеспечения проектирования. М.: СПб, ПГУПС, 1999. -1798 с.
- Фокин Ю.Г. Оператор технические средства: обеспечение надежности. -М.: Воениздат, 1985. — 192 с.
- Централизация управления поездной работой // Железные дороги мира. 1998. — № 10. — С. 55−58. (Railway Gazette International, 1998, № 7, p. 455 458.).
- Человеческий фактор на железных дорогах // Железные дороги мира. 1998. — № 5. — С. 32−38. (E.Watanahe, Japan Railway @ Transport Review, 1997, № 2, p. 4−11).
- Чернов Е.Д. Проектирование высоконадежных систем безопасности производственных процессов. Новосибирск: СГАПС, 1995. — 231 с.
- Шарафетдинов И.Г. Организация диспетчерского руководства движением поездов //Автоматика, телемеханика и связь. -1998. № 10. С. 19−20.
- Шеридан Т.Б., Феррел У. Р. Системы человек-машина: Модели обработки информации, управления и принятия решений человеком оператором: Пер. с англ. / Под ред. К. В. Фролова. — М.: Машиностроение, 1980. — 400 с.
- Эмери О., Акоф P.O. О целеустремленных системах. Пер. с англ. М., 1974, с. 234.
- Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 2,3. М. ВНИИТЭ, 1971.
- Ягудин Р.Ш. Системы диспетчерской централизации на основе микроЭВМ / Автоматика, телемеханика и связь. 1996. — № 3. — С.21.
- Ярославцева Н.И. Психофизиологический отбор машинистов и помощников машинистов локомотивного депо Лиски Юго-Восточной ж .д. 1993.