Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы появились работы, рассматривающие проблематику компетентностного подхода к образованию в системе МЧС России (М.Ю.Бунаков, И. В. Власова, А. В. Волков, Ф. Ф. Гильманов, С. Л. Диденко, Т. С. Ковалева, П. Н. Коноваленко, В. В. Куликов, Н. А. Матвеев, С. Г. Рекунов, В. В. Романов, В. Н. Савин, В. А. Смирнов и др.). Все эти работы представляют значительную научную и практическую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ научных подходов к определению сущности и содержания профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России

    1.2. Реализация компетентностного подхода к подготовке сотрудников ГПС МЧС России в контексте формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники.

    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

    2.1. Обоснование модели формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники.

    2.2. Ход и результаты экспериментального исследования модели и методики формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники.

Формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Осложнение экологической обстановки, развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий, техники и оборудования, широкое использование легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов — всё это повышает риски возникновения аварий и катастроф. Эти, и многие другие причины, неизбежно приводят к возрастанию количества чрезвычайных ситуаций. Всё перечисленное предъявляет новые, более сложные требования к профессиональной подготовке сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. В то же время анализ теории и практики подготовки кадров ГПС МЧС России, указывает на необходимость её совершенствования.

В подготовке современных специалистов возрастает значение формирования и развития компетентности личности, как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. Для этого необходима реализация компетентностного подхода в образовании, профессиональной подготовке. Решение указанной задачи во многом связано с разработкой и реализацией педагогических условий совершенствования подготовки и деятельности кадров ГПС МЧС России, включая формирование их отдельных профессиональных компетенций и профессиональной компетентности в целом.

В последние годы появились работы, рассматривающие проблематику компетентностного подхода к образованию в системе МЧС России (М.Ю.Бунаков, И. В. Власова, А. В. Волков, Ф. Ф. Гильманов, С. Л. Диденко, Т. С. Ковалева, П. Н. Коноваленко, В. В. Куликов, Н. А. Матвеев, С. Г. Рекунов, В. В. Романов, В. Н. Савин, В. А. Смирнов и др.). Все эти работы представляют значительную научную и практическую ценность, однако в них не рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций обучающихся в вузах ГПС МЧС России при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники. Данные вопросы являются неразработанными в современной педагогической науке. Данные обстоятельства обусловливают актуальность научно-педагогического исследования формирования профессиональных компетенций обучающихся в вузах ГПС МЧС России при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники.

В процессе проведенного исследования выявлены противоречия между: запросами практики, МЧС России к сотрудникам ГПС МЧС России, которые должны обладать мобильностью, замещаемостью, компетентностью в широкой предметной области и существующей системой подготовки в вузах ГПС, ориентированной на получение выпускником квалификации, т. е. на выполнение конкретной профессиональной деятельности в узкой предметной областисодержанием существующих учебных планов, программ и методик, ориентированных на приобретение профессиональной квалификации в рамках когнитивной парадигмы и отсутствием теории и методики компетентностно-ориентированной подготовки специалистов пожарной безопасности в плане изучения пожарной и аварийно-спасательной техники.

Таким образом, разработка теории и методики формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники является актуальной научной задачей и имеет существенное значение для педагогики. Решение данной задачи лежит в контексте перехода российской системы образования и профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России на компетентностный подход и Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (стандарты третьего поколения).

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность в педагогике научной задачи определили выбор темы диссертации.

Цель исследования: на основании анализа и обобщения теоретических источников и экспериментальной работы обосновать педагогическую модель формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники.

Объект исследования: профессиональное образование в вузах ГПС МЧС России.

Предметом исследования является формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники.

Гипотеза исследования заключалась в следующих предположениях: формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники должно быть реализовано как компетентностно-ориентированное педагогическое взаимодействие по достижению высокого уровня способностей и готовности выпускников вузов ГПС к применению пожарной и аварийно-спасательной техники в ходе решения профессиональных задач по должностному предназначениюпроцесс формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники будет успешным при обосновании и реализации в вузе педагогической модели формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические и методические предпосылки решения задачи формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники;

2) разработать педагогическую модель и условия формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники;

3) разработать методику формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники;

4) провести экспериментальное исследование реализации разработанных педагогических модели, условий и методики формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники.

Методологическую основу исследования составили: положения диалектико-материалистической теории познанияфилософские и педагогические идеи о роли образования, педагогики, знаний о человеке в обществедеятельностный подход.

Теоретическую основу составили: концепции развития высшего образования (В.С.Артамонов, Б. С. Гершунский, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский и др.) — компетентностный подход в образовании (В.И.Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. П. Тряпицына, Дж. Равен,.

A.B. Хуторский) — идеи целостного педагогического процесса (В.С.Ильин, Н. К. Сергееев, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, А.П.Тряпицына) — учение о сущности человека как развивающегося субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — положения общей теории обучения (Я.А.Коменский, К. Д. Ушинский, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — инновационные направления подготовки специалистов (М.Г.Дебольский, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, Д. А. Михайлова, Л. С. Узун,.

B.П.Чернолеси др.) — теоретическое обоснование профессионального становления личности (К.Ш.Ахияров, С. Л. Батышев, Е. Л. Бутко, А. К. Маркова, С. Е. Матушкин, А. Я. Найн, Е. М. Павлютенков, В. Д. Симоненко и др.) — научные знания об особенностях подготовки сотрудников силовых ведомств, МЧС России.

В.С.Артамонов, С. С. Аганов, Ю. Г. Баскин, Ф. Б. Березин, Н. Н. Брушлинский, Н. Г. Винокурова А.Л.Воробьев, А. А. Грешных, А. А. Деркач, В. И. Дутов, О. Ю. Ефремов, В. Г. Зазыкин, К. А. Кисин, А. А. Кочин, В. И. Лебедев, С. В. Литвиненко, В. Ф. Перевалов, В. Ю. Рыбников, Н. Н. Силкин, И. А. Скопылатов,.

B.Я.Слепов, В. В. Сысоев, С. И. Съедин, Л. С. Узун, Н. Ф. Феденко, К. Н. Хабибуллин,.

C.К.Шойгу и др.).

Для решения задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, моделированиеэмпирические методы: наблюдение, опросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы), контент-анализ, педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание, анализ деятельностиметоды статистики.

База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе вузов ГПС МЧС России. Основная экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России В ней приняли участие 357 курсантов и слушателей данного вуза.

Первый этап (2008;2009 гг.) включал определение научной задачи, цели, объекта и предмета исследованияанализ литературы по проблеме исследованияанализ документов, регламентирующих подготовку в вузах ГПС МЧС России, изучение практики, определение направлений исследования.

Второй этап (2009;2011 гг.) был связан с разработкой основных положений компетентностного подхода в подготовке обучающихся в вузах ГПС МЧС России, определении роли профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники в подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, разработкой и экспериментальной проверкой педагогической модели и методики формирования данных компетенций у обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Третий этап (2011;2012 гг.) был направлен на завершение экспериментальной работы: осмысливались и систематизировались результаты, формулировались положения и рекомендации, был оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования.

1) уточнены сущностные и содержательные характеристики процесса формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники как компетеностно-ориентированного педагогического взаимодействия по достижению высокого уровня способностей и готовности выпускников вузов ГПС к применению пожарной и аварийно-спасательной техники в ходе решения профессиональных задач по предназначению;

2) выявлены педагогические условия и динамика изменений уровня профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники в процессе их формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России в ходе подготовки. Установлено, что высокий уровень компетенций характеризуется сформированной совокупностью профессионально важных знаний, навыков, умений, способностей, необходимых для успешного применения пожарной и аварийно-спасательной техники и готовности к деятельности сотрудников ГПС;

3) разработана педагогическая модель формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники, включающая совокупность структурных элементов, которые отражают требования к содержанию и уровням сформированности профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники, разработке информационно-дидактической базы и проектирования педагогической методики формирования профессиональных компетенций будущих специалистов пожарной безопасности.

Теоретическая значимость исследования:

1) проанализированы концепции и подходы к формированию у обучающихся в вузах профессиональных компетенций применительно к подготовке сотрудников ГПС МЧС России в области пожарной и аварийно-спасательной техники;

2) обоснованы педагогические условия формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники в процессе теоретической и практической подготовки;

3) определены этапы формирования, критерии и уровни сформированности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники.

Практическая значимость исследования: разработаны, апробированы и доведены до практической реализации модель и методика формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техникиположения работы могут быть использованы в образовательном процессе в вузах ГПС МЧС России и в целом в ходе подготовки, повышения квалификации, обучения сотрудников МЧС России.

На защиту выносятся следующие основные положения: формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники представляет собой процесс компетеностно-ориентированного педагогического взаимодействия по достижению высокого уровня способностей и готовности выпускников вузов ГПС к применению пожарной и аварийно-спасательной техники в ходе решения профессиональных задач по должностному предназначениюпедагогические условия формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС.

России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники (активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении пожарной и аварийно-спасательной техникипривлечение обучающихся к реальному применению пожарной и аварийно-спасательной техникикомпетентностно-ориентированное педагогическое взаимодействие посредством методик и технологий подготовки) — педагогическая модель формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники представляет совокупность структурных элементов (цели, содержание, методика формирования, виды компетенций, критерии и уровни сформированности, информационно-дидактическая база), которые отражают требования к содержанию и уровням сформированности профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники, разработке информационно-дидактической базы и проектирования педагогической методики формирования профессиональных компетенций будущих специалистов пожарной безопасностикомпетентностная педагогическая методика формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники, включающая последовательные этапы (диагностика, компетентностная пропедевтика, формирование базовых и специальных компетенций, формирование готовности к применению пожарной и аварийно-спасательной техники) и обеспечивающая формирование указанных компетенций и в целом профессиональной компетентности обучающихся в процессе их профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС Россиикритериями сформированности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники являются: знания, навыки, умения, способности и готовность к применению пожарной и аварийно-спасательной техники в ходе решения профессиональных задач по должностному предназначению.

Обоснованность и достоверность результатов обусловлены применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияадекватностью методик, репрезентативностью экспериментальной базыкачественным и количественным анализом, статистической обработкой материаловпедагогической экспертизойпубликацией основных выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 20 092 012 годах посредством публикаций, обсуждений и экспериментальной работы. Результаты исследования прошли обсуждение на конференциях, заседаниях кафедр в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем диссертации составляет 140 страниц, в том числе 4 таблицы и 2 рисунка. Список использованной литературы включает 190 наименований, из них 2 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

Динамически развивающаяся система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций требует большей универсализации профессиональных функций специалистов.

Научно-технический прогресс, сопровождающийся интеграцией различных видов деятельности, усугубляет и актуализирует проблему формирования профессиональных компетенций специалистов в области пожарной безопасности. В этой связи назрела необходимость изменения не только структуры профессиональной деятельности специалистов, но и целей, содержания и технологии подготовки специалистов пожарной безопасности в контексте реализации компетентностного подхода и требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Целостность образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России предполагает синтез формирования знаний, навыков, умений, приемов, способности и готовности к профессиональной деятельности как профессиональных компетенций, обеспечивающих профессиональное становление сотрудника МЧС, формирование и развитие личностных качеств специалиста.

Внедрение новых технологий и технических средств существенно повышает требования к современному специалисту МЧС России. Сегодня востребованы специалисты широкого профессионального профиля. В частности у выпускников вузов ГПС по специальности подготовки «Пожарная безопасность» область профессиональной деятельности включает всю совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении, направленном на создание, применение систем и средств обеспечения пожарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств. При этом видами профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности являются проектно-конструкторская, сервисно-эксплуатационная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская.

Однако, несмотря на столь широкий спектр видов профессиональной деятельности, специалист в области пожарной безопасности в обязательном порядке должен быть готов к эксплуатации пожарной и аварийно спасательной техники и оборудования, им должны быть освоены конструкции и технические характеристики данной техники и оборудования.

Соответственно, можно заключить, что для всех обучающихся в вузах ГПС МЧС России и, прежде всего, для будущих специалистов пожарной безопасности профессиональной важным и необходимым является формирование профессиональных компетенций в плане изучения пожарной и аварийно-спасательной техники. При этом данные компетенции у обучающихся — будущих инженеров пожарной безопасности следует развивать как совокупность базовых и специальных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники. Для других же направлений и специальности подготовки предлагается считать необходимым формирование компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники на уровне не ниже базовых.

Решение поставленной в исследовании задачи включало разработку и внедрение в образовательный процесс вузов ГПС МЧС России компетентностной модели и педагогической методики формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники. Проверка гипотезы исследования осуществлялась посредством проведения экспериментального исследования реализации разработанных модели, условий и методики формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате работы сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники.

На основе анализа научных публикаций и практического педагогического опыта подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России установлены современные требования к выпускнику вуза ГПС МЧС России в плане его профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники и их месту в составе профессиональной компетентности.

Выполнено обоснование и формирование педагогической модели формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники, разработанной в соответствии с видами и содержанием профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России. Данная модель включает структурные элементы, которые отражают требования к содержанию и уровням сформированности профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники, разработке информационно-дидактической базы и проектирования педагогической технологии формирования профессиональных компетенций будущих сотрудников ГПС. При этом практическая ценность модели заключается в том, что в нее заложены требования со стороны заказчика к содержанию и уровням сформированности профессиональных компетенций.

Осуществлена разработка компетентностной педагогической методики формирования у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники, обеспечивающая формирование в целом профессиональной компетентности специалистов пожарной безопасности в процессе их профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС России.

Исследование позволило определить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: рекомендовать проведение методических сборов, обеспечение литературой, учебными пособиями по вопросам формирование профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техникирекомендовать осуществить подготовку руководителей, преподавателей вузов ГПС МЧС России по вопросам формирование профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техникирекомендовать применение в образовательном процессе вузов ГПС разработанного в процессе исследования комплекта учебно-методических материалов и дидактических средств, обеспечивающих эффективное и устойчивое формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области пожарной и аварийно-спасательной техники.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. В.М. Педагогические основы обучения. СПб., 2000. — 36 с.
  3. С.С. Концепция и технология развития физической культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России: Дис.. докт. пед. н. СПб., 2008.
  4. H.A. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 337с.
  6. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности. -Казань, 1992.-207с.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 2001. — 361 с.
  8. B.C., Моторин В. Б., Ткачев П. А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  9. B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление: Монография. СПб., 1997.
  10. B.C. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения: Монография. Иркутск, 1998.
  11. B.C., Алексеик Е. Б. История пожарной охраны России. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007.
  12. К.Ш., Правдин Ю. Л. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. Уфа, 1988. — 80с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. — 80с.
  14. Л.В. Формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе на этапе целеполагания // Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации образования. Ярославль, 2003. — С. 157−161.
  15. A.B. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989.-340 с.
  16. A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход. -М.: ГУВШЭ, 2002. 51 с.
  17. Ю.Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003. 169 с.
  18. С .Я. Производственная педагогика. М., 1984. -332с.
  19. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Факел, 1994. — 157с.
  20. В.Л. Профессиональная культура: философско-социологический I анализ. Уфа: Башкир.гос.пед.институт. — 1997−131с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-187с.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., — 1989. — 141 с.
  24. .С. Классификация целей образования. М., 1972. — 92 с.
  25. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  26. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 14−21.
  27. А.Э. Информационные технологии и их роль в системе психологического сопровождения учебного процесса в вузе. СПб., 2003.
  28. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 3−4. — С. 1−17.
  29. Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону 1996. -560 с.
  30. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560с.
  31. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб., 2009. 304 с.
  32. В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 179 с.
  33. Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования // Непрерывное профессиональное образование. Вып. 1. СПб., 1993.-С. 3−6.
  34. Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтроля знаний: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1996. 40 с.
  35. Д. Психология познания / Под ред. А. О. Лурия. М., 1977. — 411 с.
  36. М. Я и Ты. M., 1993.
  37. A.B. Обучаемость как интеллектуально-личностный феномен // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень № 8. СПб., 1996. — С. 8 — 9.
  38. К.А. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. — 240 с.
  39. Н.Ш. Дополнительная подготовка будущих инженеров по программам управленческого профиля. Казань: Изд-во КГТУ, 1998. — 208 с.
  40. А.Г. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3 — 8.
  41. A.A., Башкаева H.A. Развитие мотивации в контекстном обучении //Альма матер, 1998. — № 1 -2, — С.47−52.
  42. С.Г. Формирование образовательных запросов молодежи на этапе перехода к новой социально-экономической реальности // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень № 10.-СПб., 1997.-С. 11−13.
  43. Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в ВВУЗах: Монография. СПб., 1995.
  44. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения, -Минск, 1995. 240 с.
  45. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМД СПО, 1999. — 538с,
  46. Е.З., Извозчиков В. А. Адаптивное обучение на новом витке развития педагогических идей // Наука и школа. 1999. — № 5. С. 2 — 9.
  47. Военная педагогика / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.
  48. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М.: Воениздат, 1994. — 73 с.
  49. В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе. Тольятти: ВУиТ- Тол. ПИ, 1999.-305 с.
  50. Выготский JLC. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 517 с.
  51. В.А. Психолого-педагогические методы организации работы с кадрами государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  52. В.А. Совершенствование психологической подготовки будущих офицеров. СПб.: Вестник СПбИГПС МЧС России. № 1 (8), 2005.
  53. П.И. Управление качеством образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2006. 225 с.
  54. П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979. — 185 с.
  55. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608 с.
  56. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 448 с.
  57. АЛ. Проект «Ключевые умения и навыки (компетенции) в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров (Иркутск)». -Иркутск, 2002.
  58. Д., Стэнли Дж. Статические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.-495 с.
  59. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. — 304 с.
  60. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М.: Метод, центр МД РФ, 1997. — 320 с.
  61. В.М. Активизация самостоятельной работы студентов ИФК: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1989.-20с.
  62. О.С., Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности. Калининград, 2000. 572 с.
  63. A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России / Под общей редакцией B.C. Артамонова. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  64. A.A. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2005.
  65. .П. Формирование творческого мышления офицеров в вузах // Военная мысль. 1993. — № 11. — С. 61−69.
  66. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981. -213с.
  67. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ВВУЗов в процессе обучения: Дис.докт.пед.наук. -М.: ВПА, 1977. -358с.
  68. В.П., Сальников В. П., Слепов В .Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России. СПб., 2000.
  69. В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. М.: Изд-во Русский язык, 1981.
  70. Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации: Дисс.. кандидата псих. наук. СПб., 2008. — 142 с
  71. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психологии. М.: РАУ, 1993. — 75 с.
  72. Ф.Е. Основные положения концепции развития профессионального образования. Хабаровск: УПО, 1993. -28с.
  73. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология в технологическом вузе: Методическое пособие. -М.: Высш. шк., 1990. 191 с.
  74. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных кадров. М.: Высш. шк., 1983. -112 с.
  75. Ю.А., Тыртышный A.A. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в вузе МО РФ. М., 1999.
  76. М.И., Кочетков O.JI. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. — 448 с.
  77. М.А. Формирование мотивации профессионального самообразования курсантов вузов ГПС МЧС России, обучающихся по специальности «Юриспруденция»: Дис.. канд. пед. наук, — СПб., 2008.- 169 с.
  78. О.Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
  79. О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб.: ВУС, 2000. — 168 с.
  80. О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. Дис.. докт. пед. н. СПб., 2001.
  81. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и формирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1994. 368 с.
  82. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. № 10. — 1978.
  83. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-акмеологические основы. М.: РАГС, 1994. — 267 с.
  84. Заир Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
  85. Закон Российской Федерации об образовании // Официальные документы в образовании. № 14,2000.
  86. Л.В. Дидактика и жизнь. М, 1968.
  87. Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под общей ред. В. С. Артамонова. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  88. Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд. Уральского гос. проф-пед. ун-та, 2000. — 258 с.
  89. Зимняя И. А, Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003, № 5. — С.34−42.
  90. И.А. Педагогическая психология. М., 2001. — 384 с.
  91. И.А. Основы педагогического мастерства учителя. М.- Просвещение, 1989.
  92. А.Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России. СПб., 1998.
  93. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. — 232 с.
  94. Т.А. Педагогика: -М.: Просвещение, 1987.
  95. Инновационное обучение: стратегия и практика/ Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994.
  96. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1992. 36 с.
  97. В.Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Монография. СПб.: С-Петербургская академия МВД России, 1997, — 208 с.
  98. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. Дис.. докт. п. н. СПб., 1998.
  99. A.A. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалиста. М.: Магистр, 1994. — 15 с.
  100. A.A., Коснев А. М. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. госуд. службы, 1999. — 182 с.
  101. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург: ОГПУ, 1996, -188а
  102. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  103. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности, Казань, 1969.
  104. Концепция кадровой политики МЧС России. М., 2001.
  105. Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19.05.2004.
  106. Э.Н. Технология проблемно-деятельного обучения в ВУЗе. -М.:ВПА, 1990.- 170 с.
  107. A.A. Психолого-педагогическая диагностика в спецподразделениях. Лабораторный практикум: Учеб. пособие. СПб., 1999.
  108. В.В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. 400 с.
  109. Краткий психологический словарь /Ред. сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. -Ростов на Дону: изд-во: «Феникс», 1998.-512с.
  110. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.:ЛГУ, 1980.-172 с.
  111. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  112. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 207 с.
  113. В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие. М.: Изд-во МАИ, 1995.-41 с.
  114. O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004, № 5. С. 3−12.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
  116. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
  117. C.B. Педагогическое наследие А.В.Суворова. СПб., 2001.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-344 с.
  119. A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1−2. -М.: «Педагогика», 1977.
  120. С.И. Психолого-педагогические условия проведения комплекса специальных занятий пожарными подразделениями МЧС. СПб., 2002.
  121. А.Н. Психологические условия профессионализации обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России: дис.. кандидата психологических наук. СПб., 2008. — 152 с.
  122. В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис.. докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982. -387 с.
  123. А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.-209 с.
  124. Методические рекомендации от 23 марта 2006 года № 2−5-2−736 «По организации индивидуально-воспитательной работы с личным составом МЧС России».
  125. Л.М. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  126. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 177 с.
  127. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.-120с.
  128. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Семушина Л. Г., Зырьянов В. А., Иванов Г. И. и др. М.: НИИВШ, 1991. — 48 с.
  129. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования. Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр. 1998.- 264с.
  130. Л.А., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: 1989. — 40с.
  131. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 272 с.
  132. Об образовании. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года № 12-ФЗ.
  133. Образование взрослых как социальный институт / Под ред. Е. П. Тонконогой, В. И. Подобеда. СПб., ИОВ РАО, 1999.
  134. СИ. Словарь русского языка. М.: Изд-во Русский язык, 1984. -796с.
  135. О.Н., Муравьёва A.A., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Уч.пос. -М.:Альфа-М., 2005. 160с.
  136. В.Т., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995. — 232с.
  137. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы / Моторин В. Б., Ткачев П. А., Бессонов В. П., Саратовский С. И., Шелепенькин A.A. СПбИ ГПС МЧС России, 2003.
  138. С.Б. Научно-практические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в период обучения в вузе МО РФ. СПб., 2001. — 536 с.
  139. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Мн.: Соврем, слово, 2005.
  140. Педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1996с.
  141. Педагогический словарь: в 2-х томах. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960.
  142. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  143. H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. -Иркутск, 2003.
  144. К.К. Краткий словарь системы педагогических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 174с.
  145. Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск: КГПИ, 1991. 192 с.
  146. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990. — 142 с.
  147. Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. Тула, 1997.
  148. Приказ МЧС России от 19 мая 2004 года № 225 «О концепции кадровой политики МЧС России" —
  149. Приказ МЧС России от 5 апреля 2002 г. № 173 «О Концепции образовательной деятельности и подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России».
  150. Профессиональная педагогика. М., 1999. — 904с.
  151. Н.С., Пряникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издат. центр «Академия». 2001. -480 с.
  152. Психологическая напряжённость в трудовой деятельности / Под ред. Л. Г. Дикой, А. Н. Занковского. М.: ИП АН СССР, 1989. — 144 с.
  153. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1985. — 278 с.
  154. Психологические проблемы подготовки специалистов с использованием тренажёрных средств / Отв. ред. В. А. Бодров. М.: ИП АН СССР, 1988, — 142 с.
  155. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993. — 172 с.
  156. Психология. Словарь / Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  157. A.M. Технологи обучения и оценка их эффективности. -СПб., 1998.- 193 с.
  158. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов: М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998 — 672с.
  159. Российская профессиональная энциклопедия: В 2 т.т./Гл. ред. В. В. Давыдов.-М.:БРЭ, 1993.-608 с.
  160. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во Питер, 1999. — 720с.
  161. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000.
  162. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  163. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994, — 152с
  164. H.A. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. СПб.: СПВВИУС, 1994. — 110 с.
  165. В.А. Педагогика творчества //Советская педагогика. 1991. — № 1.-С.147−149.
  166. В.Я. Коллектив курсантов подразделения и пути его сплочения и укрепления. Л., 1982.
  167. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.-400с.
  168. В.О. Концепция и технология воспитания в вузах ГПС МЧС России: Монография. СПб., 2010.
  169. A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.
  170. H.H. Парацентрическая технология обучения в профессиональной школе. Изд. 2-е дополн. и перераб. СПб., 2001. — 36 с.
  171. Г. С. Психологические аспекты образования и функциональной грамотности взрослого человека // Проблемы функциональной грамотности / Сб. науч. тр. СПб.: ИОВ РАО, 1993. — С. 47 — 54.
  172. .Г. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.
  173. Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Дис.. докт. пед. наук. СПб., 2000.
  174. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. М.: Просвещение, 1988.
  175. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Образование в документах. 1996. — № 19. — С. 12−61.
  176. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития, ключевые компетенции и становление: Матер. XI н.-пр. конф. Красноярск, 2003.
  177. Хуторской А. В, Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос».
  178. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.
  179. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 43 с.
  180. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Издат. корпорация «Логос», 1996. 300 с.
  181. А.Ф. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего инженера: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 18 с.
  182. H.H., Виноградов В. Н. Творцы огнеборцев. СПб.: СПб ИГПС МЧС России, 2003.
  183. Энциклопедия педагогических технологий / Колеченко А. К. СПб.: КАРО, 2001.-368 с.
  184. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО. 1999.
  185. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391с.
  186. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31 — 38.
  187. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. -349 с.
  188. В. А., Наследов А. Д. Методическое сопровождение интенсивных технологий обучения. Л.: ЛГУ, 1990. — 30 с.
  189. Hug W.E. Educational Technology: Local Center // The International Encyclopedia of Education. V. 1 10. Oxford, 1985. — P. 9 — 20.
  190. Kellerman E. On psychological plausibility in the study of communication strategies / E. Kellerman, E. Bialystok // Communication strategies: Psycholinguistic and sociolinguistic perspectives. L., N.Y.: Longman, 1997. — P. 31−48.
Заполнить форму текущей работой