Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика прогнозирования экологических рисков аварийных нефтеразливов на водной поверхности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная методика может быть использована для определения величин рисков природным ресурсам морских акваторий при аварийных разливах нефтяных углеводородов. Методика может быть использована в качестве алгоритма для написания программного модуля расчета рисков в тренажерах, моделирующих аварийные разливы нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Результаты работы могут быть использованы… Читать ещё >

Содержание

  • Обозначения и сокращения
  • 1. Математико-статистические основы анализа риска применительно к современному состоянию аварийности морского транспорта. j ^
    • 1. 1. Надежность технических систем
    • 1. 2. Опасность и риск
    • 1. 3. Статистика аварийности судов
    • 1. 4. Статистика аварийности танкерного флота
    • 1. 5. Выводы по главе 1
  • 2. Физико-химические аспекты моделировния нефтеразливов
  • 52. Элементный состав нефти и нефтепродуктов
    • 2. 2. Миграционные формы нефтяных углеводородов
    • 2. 3. Испарение из воды и растворение нефтяных углеводородов в
    • 2. 4. Математическое моделирование растекания нефтяного пятна
    • 2. 5. Выводы по главе 2
  • 3. Токсико-экологические оценки реакции экосистем на нефтеразливы
    • 3. 1. Токсикологические аспекты
    • 3. 2. Эколого-токсикологические аспекты
      • 3. 2. 1. Влияние нефти на животных и растения
      • 3. 2. 2. Реакции экосистем на внешнее воздействие
    • 3. 3. Выводы по главе
  • 4. Разработка методики оценки риска при нефтеразливах с учетом эколого-экономического аспекта
    • 4. 1. Оценка ущерба
    • 4. 2. Методика оценки риска
    • 4. 3. Выводы по главе

Методика прогнозирования экологических рисков аварийных нефтеразливов на водной поверхности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно статистическим данным в настоящее время известно более 10 млн. химических веществ (по некоторым оценкам около 15 млн.), из которых 53 500 представляют потенциальную опасность для человека, флоры и фауны. Среди множества химических веществ выделяют те, которые производятся в крупных масштабах (более 1000 кг/год) и которые представляют особую опасность для различных экосистем. Эту группу веществ называют приоритетными загрязняющими веществами окружающей природной среды [1].

Странами ООН, участвующими в мероприятиях по улучшению и охране окружающей среды, согласован общий перечень наиболее важных (приоритетных) веществ, загрязняющих биосферу. К их числу относят соединения тяжелых металлов, пестициды, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), хлорорганические соединения (ХОС), фенолы, детергенты, нитраты и нефтепродукты.

Без нефтяных углеводородных соединений современную жизнь представить себе практически невозможно. В мировом энергобалансе доля нефти составляет 40%, угля — 27%, природного газа — 23%, ядерного топлива — 7.5% и гидроэнергии — 2.5%. Это топливо, освещение, транспорт, но это и аварийные разливы, загубленные пляжи, уничтоженные птицы и животные. Проблема загрязнения морских сред не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, даже несмотря на энергетические и экономические кризисы. Пока не прекратится транспортировка нефти по морю и подводным путепроводам, пока будет проводиться разработка морских нефтегазовых месторождений, аварии неизбежны (хотя их количество в последнее время значительно уменьшилось). 5.

Запасы сырой нефти и ежегодная добыча ее распределены по территориям разных стран неравномерно (таблица 1), что обусловливает необходимость транспортировки ее из одних стран в другие (рисунок 1).

Таблица 1 — Ежегодная добыча сырой нефти в некоторых странах.

Страна Добыча, млн. баррелей Страна Добыча, млн. баррелей.

Саудовская Аравия 3039 Великобритания 961.

США 2364 ОАЭ 809.

Россия 2183 Кувейт 752.

Иран 1341 Канада 664.

Китай 1141 Египет 337.

Норвегия 1126 Индия 235.

Венесуэла 1079 Дания 75.

Мексика П р и м е ч s 1042 н и е — Нефтяной 6apf Италия юль 158.988 дм3 37.

В настоящее время нефть — самое распространенное вещество, загрязняющее природные воды. Только в Мировой океан ежегодно поступает от 11 до 16 млн. тонн нефти. Работа автотранспорта и предприятий нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, газообразные выбросы и сбросы сточных вод промышленными предприятиями, многочисленные разливы нефти и нефтепродуктов в результате аварий трубопроводов и нефтеналивных судов (танкеров), аварий и пожаров на нефтехранилищах и нефтеперегонных заводах приводят к загрязнению атмосферного воздуха, воды, донных отложений и почвы значительными количествами сырой нефти и продуктами ее переработки и создают угрозу экологической безопасности различным регионам России [2].

Рисунок 1 — Основные маршруты транспортировки нефти морем.

Транспортировка половины добываемой на мировом шельфе нефти обеспечивается танкерным флотом. Транспортировка на танкерах оценивается в 1.5 млрд. тонн в год. Неизбежным спутником любых танкерных операций были и продолжают оставаться аварии. Несмотря на явную тенденцию к снижению аварийности нефтеналивного танкерного флота, аварии танкеров до сих пор остаются одним из основных источников экологического риска [с 3 по 9].

В связи с изложенным, нет сомнения в том, что увеличение масштабов добычи нефти, интенсификация перевозок нефти и нефтепродуктов, строительство и эксплуатация новых транспортных коридоров приведут к повышению опасностей (рисков) аварийных ситуаций. Поэтому обеспечение безопасности транспортных коридоров является задачей первостепенной важности. Для успешного решения этой задачи необходимо создание активно взаимодействующих систем, выполняющих следующие функции: а) прогноз опасностей и их проявлений- 7 б) обеспечение техники безопасности (систем защиты) — в) мониторинг окружающей среды и оперативное оповещениег) чрезвычайное реагирование при возникновении аварии.

В данной функциональной последовательности начальным звеном, определяющим функционирование остальных систем, является система прогнозирования, осуществляющая анализ, оценку и управление рисками аварийных ситуаций.

Проблема состоит в необходимости повышения эффективности мониторинга и ликвидации последствий нефтеразливов в специфических физико-географических условиях, характерных для различных акваторий Мирового океана.

Решаемая в работе задача, как часть этой проблемы, состоит в разработке аппарата прогнозирования экологических последствий нефтеразливов (риска нефтеразливов).

Для разработки мер по борьбе с загрязнением Мирового океана нефтепродуктами необходимо определить их источники, физико-химические и механические свойства, пространственное распространение и глубину проникновения. До сих пор не систематизированы результаты наблюдений за токсичностью загрязняющих веществ и длительностью их воздействия на физико-химические свойстза морской воды [10].

При анализе опасностей аварийных ситуаций, сопровождающихся разливами нефти и нефтепродуктов, необходимо учитывать, по крайней мере в первом приближении, пять основных аспектов [11, 12] (рисунок 2).

Рисунок 2 — Основные аспекты анализа рисков при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов.

Величины опасностей тесно связаны также с количеством разлитых веществ, режимом сброса (одномоментный или продолжительный), гидрометеорологическими условиями, морфометрией акватории и видами населяющих ее гидробионтов.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы борьбы с разливами нефтяных углеводородов при авариях танкерного флота на морских акваториях с учетом природно-климатических условий.

Цель диссертационного исследования заключалась в разработке методики комплексной оценки риска для водных экосистем при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: а) собрать, обобщить и проанализировать данные о нефтеразливах при авариях танкерного флотаб) выявить закон распределения аварий танкеров по их причинамв) выявить основные аспекты комплексного анализа риска природным ресурсам морских экосистем при аварийных разливах нефтяных углеводородовг) уточнить формулу Фэя для расчета площади нефтяного пятна, образующегося в фазе «поверхностного натяжения" — д) разработать методику оценки риска при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов на морских акваториях на основе мультипликативного подхода.

Научная новизна работы а) развиты методические основы комплексного анализа риска для водных экосистем при аварийных разливах нефтяных углеводородовб) выявлена закономерность распределения причин аварий танкеров, описываемых гиперболическим распределением в ранговой формев) выявлена закономерность распределения доли аварий танкеров на различных акваториях наиболее судоходных районов, описываемых гиперболической зависимостью в ранговой форме. г) уточнена формула Фэя для расчета площади пятна нефти, образующегося в фазе «поверхностного натяжения», учитывающая температуру и соленость морской воды. д) уточнены соотношения и методика расчетов ущербов при аварийных нефтеразливах на морских акваториях. Практическая значимость результатов работы.

Разработанная методика может быть использована для определения величин рисков природным ресурсам морских акваторий при аварийных разливах нефтяных углеводородов. Методика может быть использована в качестве алгоритма для написания программного модуля расчета рисков в тренажерах, моделирующих аварийные разливы нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплины «Техногенные системы и экологический риск». На защиту выносятся: а) методические основы комплексного анализа риска для водных экосистем при аварийных разливах нефтяных углеводородовб) модель распределения аварий на различных акваториях, описываемых гиперболической зависимостью в ранговой формев) количественные соотношения для расчетов рисков при аварийных разливах нефтяных углеводородов на морских акваториях в зависимости от природно-климатических условий, расстояния до береговой линии, экологических факторов, времени неприятия мер по ликвидации и массы разлитой нефтиг) методика оценки риска аварийных разливов нефтяных углеводородов на основе мультипликативного подхода.

Достоверность научных положений и выводов подтверждена непротиворечивостью результатов описанных литературных источников корректным применением современных методов математико-статистической обработки исходных данных.

Личный вклад автора заключается в формулировке задач, методическом обеспечении их решения и анализе полученных результатов.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались и обсуждались: на Итоговых сессиях Ученого совета РГГМУ (Санкт-Петербург, 27−28 января 2009 г.- 26−27 января 2010 г.) — на Международной научной конференции «Современные проблемы морской инженерной экологии (изыскания, ОВОС, социально-экономические аспекты)» (г. Ростов-на-Дону, 9−11 июня 2008 г.- на Межвузовской конференции «География и смежные науки. LX1 Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 24 — 25 апреля 2008 г.) — на Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию создания Географического института в Петрограде и 90-летию отечественного высшего географического образования (Санкт-Петербург, 3 -4 декабря 2008 г.) — на Международном экологическом форуме «День Балтийского моря» (Санкт-Петербург. 17—19 марта 2009 г.) — на Международной научно-практической конференции «ГЕОРИСК-2009» (Москва, 21 мая 2009 г.) — на IX Международном семинаре «Геология, геоэкология, эволюционная география» (Санкт-Петербург, 18−19 декабря 2009 г.) — на Международном семинаре Россия-Эстония-Финляндия «Современное состояние Финского залива» (Хельсинки, 1 — 2 декабря 2009 г.). Материалы изложены в 8 публикациях, в том числе в журнале «Современные проблемы науки и образования», рекомендованном ВАК.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена «на 113 страницах машинописного текста, включает 43 таблицы, 35 рисунков.

Список использованных источников

содержит 83 публикации.

4.3 Выводы по главе 4 — Использование модели в виде.

У = #вг^Е-0.5048-т0'3292(18.804 + 0.195-М) позволяет прогнозировать величину ущерба в зависимости от времени года (коэффициент ЛвгХ экологических факторов (коэффициент Ке), длительности негативного воздействия при неприятии мер по ликвидации нефтеразлива (т) и объема разлитой нефти (.М).

— Для расчетов рисков ® величины ущербов (У), имеющих размерность в миллионах рублей, целесообразно преобразовать к безразмерному виду путем деления рассчитанных величин ущербов (У) на максимально возможные значения этих величин (Умакс.) Для рассматриваемых акваторий.

— Для шести рассмотренных бассейнов (Балтийский, Черноморский, Азовский, Западный сектор Арктики, Каспийский, Дальневосточный) максимальные величины ущербов варьируют от 926 млн. рублей (Каспийский бассейн) до 3639 млн. рублей (Дальневосточный бассейн).

— Мультипликативная методика оценки риска позволяет прогнозировать величины рисков при аварийных разливах нефтяных углеводородов как в открытом море, так и в опасных местах. Прогнозируемые в 2010 году величины рисков на 1000 рейсов с учетом среднего объема разлива в портах России варьируют от минимального значения 0.068 (порты Архангельск, Владивосток, П.-Камчатский) до максимального значения 0.250 (порты Приморск, Мурманск, о. Сахалин, Астрахань, Махачкала, Темрюк).

— В соответствии с разработанной нами классификацией, риск, меньший 0,05, характеризуется как приемлемый. Это условие может быть достигнуто лишь в случае Уотн< 0.20. Для Балтийского региона это условие выполняется при У< 606 млн. рублей (на 1000 рейсов).

— Разработанная методика может быть использована при решении ряда теоретических и прикладных задач, и, в частности, для определения требований к минимальной оснащенности бассейновых служб ликвидации разливов регионального значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные научные и практические результаты, полученные в дисертации:

— Обобщены данные по статистике аварийности танкерного флота.

— Доказана приемлемость применения рангового гиперболического распределения доли аварий по их причинам.

— Выявлены основные факторы, определяющие модель формирования нефтеразливов и миграционные формы нефти в морской среде.

— Уточнена модель Фэя для оценки растекания нефтяного пятна постоянного объема идеализированной конфигурации в покоящейся среде путем учета температуры и солености морской воды в широком диапазоне варьирования переменных.

— Выведена формула для прогнозирования величины ущерба ресурсам водной экосистемы в зависимости от времени года, экологических факторов, длительности негативного воздействия при неприятии мер по ликвидации нефтеразлива и объема разлитой нефти.

— Проведено прогнозирование рисков нефтеразливов в 2010 году для 16-ти портов Российской Федерации.

— Разработана мультипликативная методика оценки риска для прогнозирования величин рисков при аварийных разливах нефтяных углеводородов на различных акваториях Мирового океана.

— В работе получены новые результаты, развивающие теоретико-методические основы комплексного анализа риска для водных экосистем при аварийных разливах нефтяных углеводородов: При комплексном анализе риска для водных экологических систем при аварийных разливах нефтяных углеводородов необходимо рассмотрение пяти основных аспектов (математико-статистического, физико-химического, токсикологического, эколого-токсикологического и эколого-экономического).

— Аварии танкеров, как правило, описываются резко асимметричными распределениями. Доли аварий танкеров на различных акваториях наиболее судоходных районов (Мексиканский залив, прибрежные районы США и Японии, Персидский залив, Средиземное море, Балтийское море и др.) описываются статистически значимой гиперболической зависимостью от их рангов.

— Для расчетов площади пятна нефти, образующегося в фазе «поверхностного натяжения», формула Фэя была уточнена путем учета температуры и солености морской воды, по поверхности которой происходит растекание нефтяного пятна. Максимальное время растекания нефтяного пятна будет тем больше, чем меньше коэффициент растекания (суммарное поверхностное натяжение).

— Применение мультипликативного подхода к оценке риска для морских экосистем (произведение вероятности опасности на относительный ущерб) позволяет учесть вероятность аварии танкера, экологические факторы состояние водных объектов), природно-климатические условия в зависимости от времени года, расстояние места разлива до береговой линии, длительность негативного воздействия и массу разлитых нефтяных углеводородов.

— Получены соотношения для расчетов рисков при аварийных разливах нефтяных углеводородов на морских акваториях. Прогнозируемые в 2010 году величины рисков варьируют от минимального значения 0.068 (порты Архангельск, Владивосток, П.-Камчатский) до максимального значения 0.250 (порты Приморск, Мурманск, о. Сахалин, Астрахань, Махачкала, Темрюк). V.

— Дальнейшие исследования следует направить на сбор и анализ данных об аварийных нефтеразливах на морских акваториях Республики Йемен, разработку методов прогнозирования и способов снижения ущерба, наносимого экосистемам прибрежных регионов Республики Йемен. Реализацию полученных результатов можно рекомендовать:

— в научных организациях (Центральный научно-исследовательский и проект! Iо-ко11 сгрукторский институт морского флота, ЦНИИ им. А. Н. Крылова, Институт повышения квалификации «Прикладная экология», Институт озероведения РАН) при выполнении исследований, направленных на прогнозирование и оценку последствий нефтеразливов;

— в административных структурах Республики Йемен при разработке руководящих документов по организации ликвидаций нефтеразливов;

— в учебном процессе РГГМУ и других учебных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Т. Экологическая химия и экологическая токсикология Текст.: уч. пособие / Г. Т. Фрумин.-СПб.: Изд. РГГМУ, 2002.-204 с.
  2. , Ю.С. Экологические анализы при разливе нефтии нефтепродуктов Текст.: практ. руководство / Ю. С. Другов, А.А. Родин-СПб., 2000.
  3. Fowler, T.G. Modeling Ship Transportation Risk Text. / T.G. Fowler, E. Sorgard // Risk Analysis.- 2000.-20 (2).-P.225 244.
  4. Bedford, T. Probabilistic Risk Analysis: Foundations and Methods Text. / T. Bedford, R. Cooke // Cambridge University Press-Cambridge, 2001.-393 p.
  5. Revised Guidelines for the Identification and Designation of Particularly Sensitive Sea Areas (PSSAs) Text. / International Maritime Organization-Geneva, 2005.-Resolution A 982(24).
  6. Kiuru, H. Accident Analysis- the Tool for Risk Evaluation Text. / H. Kiuru, K. Salmi.-Helsinky: By Helsinky University of Technology, Faculty of
  7. Engineering and Architecture, Espoo, 2009.-37 p.-(Department of Applied Mechanics. Series AM)
  8. , А.И. Аварийные разливы нефти в море и борьба с ними Текст.: уч. пособие для вузов / А. И. Альхгменко.-СПб.: ОМ-Пресс, 2004.-229 с.
  9. , Г. Т. Анализ риска при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов Текст. / Г. Т. Фрумин, А.М. А. Мохсен И День Балтийского моря: междунар. эколог, форум: сб. мат.-СПб.: Изд. 000 «Макси- Принт», 2009.-С.67 69.
  10. , Б.В. Математика и теория надежности Текст. / Б. В. Гнеденко, А. Д. Соловьев.-М.: знание, 1981.-64.
  11. , В.А. Справочник по исследованию операций Текст. / В. А. Абчук, Ф. А. Матвейчук, Л. П. Томашевский.-М.: Воениздат, 1979.-368 с.
  12. , В.Т. Техногенный риск. Анализ и оценка Текст.: уч.пособ. для вузов / В. Т. Алымов, Н.П. тарасова.-М.: ИКЦ «Академкнига», 2 004 118 с.
  13. , П.А. Экологические риски Текст.: уч. пособие / П. А. Ваганов, М.-С. Им.-СПб.: Изд. СПбГУ, 2001.-152 с.
  14. , В.А. Теория риска в морской практике Текст. / В.А. Абчук-Л.: Судостроение, 1983.-152 с.
  15. , В.И. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском Текст. / В. И. Измалков, А. В. Измалков, — СПб .: Изд. НИЦЭБ РАН, 1998.-482 с.
  16. , П.А. Экологический риск Текст.: уч. пособие / П. А. Ваганов, М.-С. Им.-СПб.: Изд. СПб. ГУ, 1999.-16 с.
  17. , Н.П. Методы анализа и управление эколого-экономическими рисками Текст.: уч. пособие для вузов / Н. П. Тихомиров, И. М. Потравный, Т. М. Тихомиров.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-350 с.
  18. , И.Н. Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / И. Н. Лыков, Г. А. Шестакова.-М.: Изд. ИПЦ Глобус, 2005.-262 с.
  19. , Б.И. Экологический риск: Учебное пособие для вузов Текст. / Б. И. Сынзыныс, Е. Н. Тянтова, О. П. Мелехова.-М.: Логос, 2 005 168 с.
  20. , Л.Н. Управление энвиронментальными и экологическими рисками Текст. / Л. Н. Карлин, В. М. Абрамов.-СПб.: Изд. РГГМУ, 2006.332 с.
  21. , В.А. Экологические риски Текст.: уч. пособие / В.А. Башкин—М.: Высш. шк, 2007.-360 с.
  22. , Е.А. Риск: анализ, оценка, управление Текст. / Е. А. Яйли,
  23. A.А. Музалевский- под ред. проф. Л. Н Карлина.-СПб.: Изд. РРГМУ, ВВМ, 2005.-234 с.
  24. , Ф.М. Аварийность морского флота и проблемы безопасности судоходства Текст. / Ф. М. Кацман, А. А. Ершов // Транспорт Российской Федерации 2006.-№ 5.-С.82 — 84.
  25. , В.И. Закон оптимального построения техноценозов Текст. /
  26. B.И. Гнатюк.-М.: Изд. ТГУ «Центр системных исследований», 2005.-384 с. х
  27. Гидрометеорологические риски Текст.: монография / Под ред. проф. Л. Н. Карлина.-СПб.: Изд. РГГМУ, 2008.-282 с.
  28. , П.А. Экологические риски Текст.: уч. пособие.-СПб.: Изд. СПб. ГУ, 2001.-152 с.
  29. , А. 100 великих катастроф XX века Текст. / А. Кудрявцев.-М.: Мартин, 2000.-463 с.
  30. , И.А. Техника и технологиия локализации и ликвидации аврийных разливов нефти и нефтепродуктов Текст.: Справочник / И.А.
  31. , В.Н. Ивановский, П.К. Прохоров и др.-СПб.: Изд. НПО «Профессионал», 2008.-824 с.
  32. , В.И. Типичные аварийные случаи с морскими судами Текст. / В. И. Щеголев.-СПб.: Изд. ЗАО «ЦНИИМФ», 1994.-144 с.
  33. , В.В. Экологическая безопасность, оценка риска Текст. / В. В. Яковлев.-СПб.: Изд. междунар. центра эколог, безопасн. per. Балтийского моря, Изд. НП «Стратегия будущего», 2006.-476 с.
  34. , Х.М. Моделирование растекания нефтяной плёнки по поверхности моря Текст. / Х. М. Гамзаев // Прикладная механика и техническая физика.-2009-№ 3, т. 50.-С.127 130
  35. В.Д. Экология Текст. / В. Д. Фёдоров, Т. Г. Гильманов.-М: Изд. МГУ, 1980.-433 с.
  36. Нельсон-Смит А. Нефть и экология моря Текст. / А. Нельсон-Смит.-М.: Прогресс, 1977.-302 с.
  37. , В.М. Матматика и социальные процессы Текст. / В. М. Петров, А. И. Яблонский.-М.: Знание, 1980.-64 с
  38. , П.М. Испытание покрова на содержание химических элементов Текст. / П. М. Мазуркин, С. И. Михайлова // Успехи современного естествоиспытания.—2009—№ 9.
  39. The Control of Oil Pollution Text. / Edited by J. Wardley-Smith. Graham andTrotmanPublishers—London, 1983.-285 p.
  40. , A.M. Охрана окружающей среды Текст. / A.M. Владимиров, ЮИ. Ляхин, Л. Т. Матвеев, В.Г. Орлов—Л.: Гидрометеоиздат, 1991.-424 с.
  41. , В.И. Чрезвычайные ситуации в современном мире и проблемы безопасности жизнедеятельности Текст. / В. И. Биненко.-СПб.: Интеграция, 2004.-400 с.
  42. , Ю.Г. Оценка риска в социально-экономической и техногенной сферах Текст. / Ю. Г. Спицын, В. В. Яковлев.-СПб., 200 060 с.
  43. , Е.С. Теория вероятностей Текст. / Е. С. Вентцель, Л.А.Овчаров-М.: Наука, 1973.-367 с.
  44. , Н.Ф. Токсикология нефтепродуктов: методическое пособие Текст. / Н. Ф. Маркизова, А. Н. Гребенюк, В. А. Башарин, Т. Н. Преображенская, В. Г. Бавтюшко.-СПб.: Невский диалект, 2003.-128 с.
  45. Stroop, D.V. Behavior of fuel oil on the surface of the sea Text.: Report on oil pollution experiments / U.S. House of representatives committer on rivers and Harbors (doct. 10 525).-Washington, 1930.-P.41 -49.
  46. , И.Е. Изучение опасности перераспределения загрязнителей химической и биологической природы в водной среде Текст. / И. Е. Ильин // Гигиена и санитария.-l 986—№ 6.-С.8 —11.
  47. , С.А. Загрязнение морей. Диагноз и терапия Текст. / С. А. Герлах.—Л.: Гидрометеоиздат, 1985—264 с.
  48. , И. Поведениехимических загрязнителей и окружающей среде Текст. / И. Тинсли.-М.: Мир, 1982.-280 с.
  49. Purcell, W.P. Strategy of drug deign. A guide to biological activity Text. / W.P. Purcell, G.E. Bass, J.M. Clayton New York: Wiley-Interscience, 1973.-194 p.
  50. , В.А. Физико-химия флотационных процессов Текст. / В. А. Глембоцкий.-М.: Недра, 1972.-392 с.
  51. , В.М. Основные особенности распространения нефти в море Текст. / В. М. Журбас // Итоги науки и техники. Механика жидкости и-газа-М.: ВИНИТИ, 1978.-Т.12.-С.144 159.
  52. , А.С. Явления на поверхности океана Текст. / А. С. Монин, В. П. Красицкий.-JT.: Гидрометеоиздат, 1985.-376 с.
  53. , Р.В. Диффузия примеси в океане Текст. / Р. В. Озмидов.-Л.: Гидрометеоиздат, 1986.-280 с.
  54. , К.А. Моделирование процесса распространения пятен нефти в прибрежной зоне Каспийского моря Текст. / К. А. Коротенко, P.M. Мамедов // 0кеанология.-2001 -Т. 41, № 1 .-С.42 52.
  55. , В.В. Математическое моделирование распространения нефтяных разливов в морской среде Текст. / В. В. Архипов, Д. А. Шапочкин.-М.: Изд. ВЦ РАН, 2001.-55 с.
  56. , О.Р. Аварийные разливы нефтепродуктов на акватории Санкт-Петербурга: предупреждение, и ликвидация Текст. / О. Р. Крупнов,
  57. И.К. Березин // Тез. докл. V-ro Междунар. эколог, форума, посвященного 30-летию подписания Хельсинской Конвекции, Санкт-Петербург, 2223 марта 2004 г.-СПб., 2004.-С. 112−114.
  58. Tanis, J.J.C. The impact of oil pollution on sea birds in Europe Text. / J.J.C. Tanis, M.F. Morzer Bruijns // Proc. int. conf. oil. pollut. sea.-Rome, 1968— P.67 74.
  59. Wang, K. Filamin, a new high-molecular-weight and non-muscle cells Text. / K. Wang, J.F. Ash, S.F. Singer // PNAS.-1975.-72.^1483 4486.
  60. Mackay, D. Oil Spill Process and Models Text. / D. Mackay, I. Buist, R. Marscarenhas, S. Paterson.-Ottava, Canada: Ed. Enviroment Canada, 1980.
  61. Venkatesh, S. The oil Spill Behaviour Model of the Canadien Atmosferic Enviroment Service Text. Part I: Theory and model Evaluation / S. Venkatesh-Atmosferic Enviroment Service 4905 Dufferin Street. Downsview, Ontario M3H5T4.
  62. Berridge, S.A. The properties of persistent oils at sea Text. / S. A Berridge at al. // Scientific aspekts of pollution of sea by oil / Institute of petroleum-London, 1968.-P.2 -11.
  63. , A.B. Адгезия жидкости и смачивание Текст. / А. В. Зимон.— М.: Химия, 1974.-416.
  64. , Н.И. Морская вода Текст. / Н. И. Попов, К. Н. Федоров,
  65. В.Н. Орлов.-СПб., 1977.-328 с.
  66. , Ю.Н. Маслорастворимые поверхностно-активные вещества Текст. / Ю. Н. Шехтер, С. Э. Крейн, Л. Н. Тетерина.-М.: Химия, 1978.-304 с.
  67. , П. Балтика маленькое море, большие проблемы Текст. / П. Хупфер—Л.: Гирометеоиздат, 1982.-136 с.
  68. Экосистемные модели. Оценка современного состояния финского залива Текст. Ч. II / Под ред. И. Н. Давидана и О. П. Савчука.-СПб.: Гидрометеоиздат, 1997.-450 с.
  69. , В. Биологические последствия нефтяного загрязнения Текст. / В. Платпира // Проблемы фонового мониторинга состояние природной среды. Вып. 6 / Под ред. Ф. Я. Ровинского.-Л.: Гидрометоиздат, 1988.-С.210−219.
  70. Leo, A. Partition Coefficients and Their Uses Text. / A. Leo, C. Hansh,
  71. D. Elkins // Chem. Rew 1971 .-71.-P.525.
  72. , A.A. Количественная токсилогия Текст. / А. А. Голубев,
  73. E.И. Люблина, Н. А. Толоконцев, В. А. Филов.-Л.: Медицина, 1973.-288 с.
  74. Основы общей промышленной токсикологии (Руководство) Текст. / Под ред. Н. А. Толоконцева. и В. А. Филова.-Л.: Медицина, 1976.-304 с.
  75. , В.Е. Вычислительные методы конструирования лекарств Текст. / В. Е. Голендер, А. Б. Розенблит.-Рига: Зинатне, 1978—238 с.
  76. , М.А. Молекулярные механизмы действия физиологически активных соединений Текст. / М.А. Ландау-М.: Наука, 1981.-262 с.
  77. , Э. Машинный анализ связи уимической структуры и биологической активности Текст. / Э. Стьюпер, У. Брюггр, П. Джурс-М.: Мир, 1982.-235 с.
  78. , Г. М. Биологические активные вещества. Новые принципы поиска Текст. / Г. М. Баренбойм, А. Г. Маленков.-М.: Наука, 1986.-364 с.
  79. , Г. Т. Токсикологический аспект анализа рисков при аварийных разливах нефтепродуктов Текст. / Г. Т. Фрумин, А.М. А. Мохсен // ГЕОРИСК-2009: мат. междунар. науч.-практ. конф. Т. 1.-М.: Изд. РУДН, 2009.-С.219−223.
  80. Мохсен, А.М. А. Токсикологические аспекты анализа риска для водных экосистем при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов Текст.
  81. Количественная токсикология Текст. / А. А. Голубев, Е. И. Люблина, Н. А. Тол оконцев, В. А. Филов.-Л.: Медицина, 1973.-288 с.
  82. , Н.В. Неэлектролиты. Опыт биолого-физико-химической их систематики Текст. / Н. В. Лазарев.-Л.: Изд. Мед.-сан. упр-я ВМФ, Воен.-мед. академ., 1944.-272 с.
  83. , Г. Т. Токсичность и риск воздействия металлов на гидробионтов Текст. / Г. Т. Фрумин, Е. И. Жаворонкова // Экологическая химия—2003 -Т. 12, вып. 2.-С.93 96.
  84. Tanis, J.J.C. Investigation of seabirds killed by oil pollution 1958−62(in Dutch) Text. / J.J.C. Tanis, M.F. Morzer Bruijns // Levende Nat.-1962.-65.-P.133 140.
  85. Barclay-Smith, P. Oil pollution of the sea Text. / Rapp. P.-V.Reun. Commnint.Explor.scient. Mer Mediterr.-1958.-№ 14.-P.533 556.
  86. Микробиология загрязнённых вод Текст. / Под ред. Г. Г. Калина — М.: Медицина, 1976.-323 с
  87. Дж. Д. Биологический распад углеводородов в морской воде Текст. / Дж. Д. Флудгейт // Микробиология загрязнённых вод: сб. науч. работ—М.: Медицина, 1976.-С.135 150.
  88. , С.И. Оценка бактериального самоочищения вод от нефтяных углеводородов в прибойной зоне акватории Севастополя (Черное море) Текст. / С. И. Рубцова // Экология моря.-2003.-Вып. 64.-С.95 98.
  89. Перетухина, И. В Определение скоростей биодеградации нефтяных углеводородов в воде литорали Кольского залива Текст. / И. В Перетухина,
  90. В.В. Ильинский, М. Ю. Литвинова // Вестник МГТУ.-2006.-Т. 9, № 5-С.828 832.
  91. , В.А. Введение в химическую экотоксикологию Текст.: уч. пособие / В. А. Исидоров.-СПб.: Химиздат, 1999.-144 с.
  92. Goedkoop М., Spriensma R. The Eco-indicator 99. A damage oriented method for Life Cycle Impact Assessment Electronic resource.—Methodology Report.-Amersfoort, the Netherlands, 2000-Mode access: /.
  93. Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов Текст.: РД 08−120−96. утв. постановлением Госгортехнадзора от 12.7.96 № 29-М., 2000.
  94. Hanninen, М. Modeling of Collision and Grounding Risks in Marine Traffic Text.: Literature review / M. Hanninen, P. Kujala- Helsinki: By Helsinki University of Technology, Ship Laboratory, Espoo, 2007.-M-299.-65 p.
  95. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Текст.: утв. приказом мин-ва природ, ресурсов Рос. Фед. от 30.03.2007 № 71.
  96. , Ю.Л. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Текст. / Ю. Л. Воробьев, В. А. Акимов, Ю.И. Соколов-М.: Ин-октаво, 2005.-368 с.
  97. , Г. Н. Разливы нефти в море и обеспечение готовности к реагированию на них Текст. / Т. Н. Семанов // Транспортная безопасность и технологии: журнал-каталог -2005—№ 2.
  98. , В.Г. Анализ риска — методологическая основа обеспечения безопасности химико-технологических объектов Текст. / В.Г.
  99. , В.К. Курочкин, К.М. Дюмаев и др. // Российский химический журнал. Т. XXXVIII. Проблемы уничтожения химического оружия-1994— № 2—С.54 61.
  100. , В.Н. (1999) Как чистить, чтобы было чисто? Текст. / В. Н. Лысцов, Н. В. Мурзин // Вопросы анализа риска.-Т. 1, № 1.-С.62 73.
Заполнить форму текущей работой