Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение износостойкости металлических пар в моторных маслах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведены стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза, показавшие значительное снижение интенсивности изнашивания, коэффициента трения, а также повышение качества поверхностного слоя при образовании на поверхностях трения оловосодержащей защитной пленки (в сравнении с работой металлических пар в базовом моторном масле). Трибомодификация поверхностей трения металлических пар в моторных… Читать ещё >

Содержание

  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Методы исследований
  • Научная новизна
  • Практическая ценность
  • Апробация работы
  • Глава.
  • Современные направления повышения срока службы подвижных сопряжений машин и оборудования на основе достижений триботехники
    • 1. 1. Условия работы и причины выхода из строя трибосопряжений двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 2. Роль поверхностных пленок в процессах трения и изнашивания
    • 1. 3. Использование достижений триботехники для повышения износостойкости подвижных сопряжений двигателей внутреннего сгорания
  • Глава.
  • Методика исследования процессов трения и изнашивания металлических пар в моторных маслах
    • 2. 1. Выбор схем и установок для лабораторных исследований
    • 2. 2. Выбор материалов и смазочных сред для исследования триботехнических характеристик металлических пар
    • 2. 3. Обоснование выбора режимных параметров испытаний подвижных сопряжений
    • 2. 4. Методика исследования контактной выносливости тел качения в моторных маслах
    • 2. 5. Методика проведения стендовых испытаний износостойкости двигателей внутреннего сгорания
    • 2. 6. Методы изучения защитных металлсодержащих пленок на поверхностях трения
  • Глава.
  • Исследование процессов трения и изнашивания подвижных сопряжений в моторных маслах
    • 3. 1. Влияние удельной нагрузки на процессы трения и изнашивания металлических пар в смазочных материалах
    • 3. 2. Изменение триботехнических характеристик металлических пар от скорости скольжения
    • 3. 3. Влияние вязкости смазочного материала на триботехнические характеристики подвижных сопряжений
    • 3. 4. Влияние твердости стального образца на процессы трения и изнашивания пары алюминиевый сплав-сталь в моторных маслах
    • 3. 5. Исследование контактной выносливости тел качения в моторных маслах с различными физико-химическими свойствами
  • Глава 4.
  • Взаимодействие поверхностей трения подвижных сопряжений в моторных маслах
    • 4. 1. Влияние смазочных материалов на изменение микрогеометрии поверхностных слоев пары колодка-ролик
    • 4. 2. Изучение характеристик микрогеометрии зоны трения тел качения, работавших в моторных маслах
    • 4. 3. Рентгеноспектральные исследования зоны трения образцов, изношенных в смазочных материалах
    • 4. 4. Исследование элементного состава, строения и толщины защитных пленок методом рентгенофотоэлектронной спектроскопии
  • Глава.
  • Проведение стендовых испытаний и разработка практических рекомендаций по повышению срока службы тяжелонагруженных узлов трения двигателей внутреннего сгорания
    • 5. 1. Стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза в моторных маслах
    • 5. 2. Разработка практических рекомендаций по повышению срока службы тяжелонагруженных узлов трения двигателей внутреннего сгорания
  • Выводы

Повышение износостойкости металлических пар в моторных маслах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современного автотракторостроения, транспортного машиностроения неразрывно связано с совершенствованием конструкции и ростом мощностей двигателей внутреннего сгорания.

Срок службы тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, которые широко используются при сооружении скважин и строительстве газонефтепроводов, а также подвижного состава железнодорожного транспорта, судов морского и речного флота, грузовых и легковых автомобилей во многом определяется износостойкостью тяжелонагруженных трибосопряжений. В двигателях внутреннего сгорания — это прежде всего износ деталей цилиндропоршневой группы, вкладышей, пары кулачок-толкатель механизма газораспределения.

Повышение срока службы двигателей внутреннего сгорания, экономия горючесмазочных материалов и защита окружающей среды является важной технической задачей. Одним из основных факторов при этом является износостойкость подвижных сопряжений, зависящая не только от металлофизических характеристик поверхностей трения, но и от свойств смазочного материала.

В условиях физико-химического взаимодействия смазочного материала с поверхностностями трения подвижных сопряжений одним из направлений повышения износостойкости является трибомодификация их зоны трения путем формирования металлсодержащих антифрикционных и противоизносных пленок.

Анализ технической литературы свидетельствует о том, что на основе достижений триботехники предложены металлсодержащие смазочные материалы к моторным маслам для увеличения срока службы только одного конкретного трибосопряжения двигателя внутреннего сгорания.

Цель работы.

Целью настоящей научно-исследовательской работы является повышение износостойкости тяжелонагруженных подвижных сопряжений двигателей внутреннего сгорания и снижение в них потерь на трение за счет трибомодификации зоны трения формированием металлсодержащих пленок при различном сочетании материалов и внешнего трения.

Задачи исследования:

1. Разработка маслорастворимой оловосодержащей смазочной композиции к моторным маслам, обеспечивающей формирование металлсодержащих пленок на поверхностях трения пары алюминиевый сплав-сталь — алюминийсодержащей, а в парах сталь-сталь, чугун-стальоловосодержащей.

2. Выполнение экспериментальных исследований основных закономерностей процессов трения и изнашивания металлических пар в моторных маслах.

3. Исследование изменений характеристик микрогеометрии поверхностных слоев трибосопряжений, изношенных в моторных маслах.

4. Изучение состава, строения и толщины металлсодержащих пленок на поверхностях трения металлических пар, работавших в смазочных материалах с привлечением рентгеноспектрального и послойного рентгенофотоэлектронного метода анализа.

5. Разработка практических рекомендаций по повышению износостойкости тяжелонагруженных подвижных сопряжений двигателей внутреннего сгорания и проведение стендовых испытаний износостойкости цилиндропоршневой группы.

Методы исследований.

Трибологические испытания моторных масел в режиме трения скольжения проводили на модернизированной машине СМЦ-2, а в режиме трения качения на 4-х шариковой машине «РНпЪ). Исследования процессов трения и изнашивания пары кольцо-гильза выполняли на восьмипозиционной установке возвратно-поступательного движения.

Изменения характеристик микрогеометрии поверхностных слоев подвижных сопряжений изучали с использованием профилографа-профилометра, приборов «Цензор» и «Тейлеронд».

Изучение состава, строения и толщин защитных пленок на поверхностях трения трибосопряжений выполняли с привлечением рентгеноспектрального анализа и метода рентгенофотоэлектронной спектроскопии.

Научная новизна:

• Разработана маслорастворимая металлсодержащая смазочная композиция к моторным маслам, обеспечивающая трибомодификацию зоны трения подвижных сопряжений формированием металлсодержащих защитных пленок при различном сочетании материалов и внешнего трения.

• Трибомодификация поверхностей трения металлических пар в моторных маслах обеспечивает снижение коэффициента трения и повышение износостойкости подвижных сопряжений в широком диапазоне удельных нагрузок, скоростей скольжения, вязкости материалов, твердости образцов, а также увеличение контактной выносливости тел качения.

• Установлено, что при изнашивании пары алюминиевый сплав-сталь в моторном масле с оловосодержащей смазочной композицией на поверхностях трения образуется защитная алюминийсодержащая пленка, а при работе пар сталь-сталь, чугун-сталь — оловосодержащая пленка, наличие которых ведет к повышению качества поверхностных слоев трибосопряжений.

• Установлен состав, строение и толщина защитных пленок на поверхностях трения металлических пар, работавших в моторных маслах с привлечением рентгеноспектрального анализа и метода рентгенофотоэлектронной спектроскопии.

Практическая ценность:

• Предложена маслорастворимая оловосодержащая смазочная композиция к моторным маслам, которая обеспечивает формирование на поверхностях трения подвижных сопряжений металлсодержащих защитных пленок, способствующих снижению коэффициента трения и, как следствие, повышению износостойкости трибосопряжений при различном сочетании материалов и внешнего трения.

• Проведены стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза, показавшие значительное снижение интенсивности изнашивания, коэффициента трения, а также повышение качества поверхностного слоя при образовании на поверхностях трения оловосодержащей защитной пленки (в сравнении с работой металлических пар в базовом моторном масле).

• Разработаны практические рекомендации по оптимальным эксплуатационным режимам, твердости элементов подвижных сопряжений, вязкости смазочных материалов, обеспечивающих трибомодификацию поверхностей трения, работающих в моторных маслах, которые приняты рядом организаций для использования в практической работе.

Апробация работы.

Результаты работы были представлены на Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы трибологии» (2007 г., г. Самара) — Международной научно-технической конференции по динамике технологических систем (2007г., г. Ростов-на-Дону) — Международной научно-технической конференции «ТРИБОЛОГИЯ-МАШИНОСТРОЕНИЮ» (2008 г., г. Москва), Международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (2009 г., г. Самара).

выводы.

1. Реализована трибомодификация поверхностного слоя подвижных сопряжений формированием металлсодержащих защитных пленок в моторных маслах при различном сочетании материалов и внешнего трения.

2. Установлено, что введение в смазочный материал оловосодержащей композиции при изнашивании пары алюминиевый сплав-сталь на поверхностях трения образуется алюминийсодержащая пленка, а при работе пар сталь-сталь, чугун—сталь — оловосодержащая защитная пленка.

3. Показано, что наличие на поверхностях трения трибосопряжений металлсодержащих пленок в моторных маслах обеспечивает снижение коэффициента трения и повышение износостойкости подвижных сопряжений в широком диапазоне удельных нагрузок, скоростей скольжения, вязкости смазочных материалов, твердости образцов, а также увеличение контактной выносливости тел качения.

4. С привлечением рентгеноспектрального анализа и послойного метода рентгенофотоэлектронной спектроскопии установлен элементный состав, строение и толщина защитных пленок на поверхностях трения трибосопряжений, работавших в моторных маслах.

5. Стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза показали, что при введении в моторное масло оловосодержащей смазочной композиции на порядок уменьшается интенсивность изнашивания металлических пар по сравнению с их работой в базовом смазочном материале, а также снижается коэффициент трения в 2 раза.

6. Разработаны практические рекомендации по оптимальным эксплуатационным режимам, вязкости смазочного материала, твердости подвижных сопряжений, обеспечивающих формирование металлсодержащих пленок на поверхностях трения в моторных маслах, которые приняты рядом организаций для использования в практической работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Бурумкулов Ф. Х., Толоконников В. И. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка как средство повышения срока службы машин и оборудования. Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 4. М.: Машиностроение, 1990, с. 34^-59.
  2. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.: Гос. изд. физ.-математ. литер., 1963, 472 с.
  3. В.Г., Байрамуков М. Д. Об использовании композиций, содержащих галогениды металов переменной валентности и исследовании механизма их смазочного действия. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1987, вып. 2, с. 7-И 9.
  4. В.Г. Композиции, улучшающие антифрикционные свойства смазочных масел. Автореферат доктор, диссер. Санкт-петербургский технологический институт, 1986, 47 с.
  5. В.И. Безразборное востановление трущихся соединений. М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 1999, 72 с.
  6. В.И., Беклемышев В. И., Гамидов А. Г. и др. Безразборный сервис автомобилей. М.: Известия, 2007, 272 с.
  7. В.И. Безразборное восстановление технических характеристик ДВС. Эффект безызносности и триботехнологии, 1999, № 3, с. 33-К36.
  8. В.И. Безразборное восстановление трущихся соединений автомобиля. Методы и средства. М.: ACT, 2002, 64 с.
  9. Ю.Болденко A.A., Щербинин В. М. Исследование процессов трения и изнашивания пары алюминиевый сплав-сталь в моторных маслах. Управление качеством в нефтегазовом комплексе, № 3, 2008, с. 57-^-59.
  10. П.Болденко A.A., Пичугин В. Ф. Трибомодификация поверхностей трения металлических пар в моторных маслах. Ремонт, восстановление, модернизация, № 8, 2008, с. 29−33.
  11. H.A., Двоскина В. А., Раков K.M., Гуляев A.C. Подшипники из алюминиевых сплавов. М.: Транспорт, 1974, 256 с.
  12. В.Н. Эффект безызносности и его применение в технике. Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 5. М.: Машиностроение, 1990, с. 3−22.
  13. C.B. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979, 240 с.
  14. В.Н., Сорокин Г. М. Механическое изнашивание сталей и сплавов. М. Недра, 1996, 364 с.
  15. Н.Э. Противоизностные присадки к маслам. М.: Химия, 1972, 272 с.
  16. А.Н. Повышение износостойкости подвижных сопряжений трибомодификацией поверхностей трения. Диссер. на соиск. уч. степ, к.т.н., М.: 1999, 235 с.
  17. Д.Т. Повышение работоспособности подвижных сопряжений автомобилей. М.: 2001, 247 с.
  18. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985, 424 с.
  19. Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. M.: МСХА, 2001, 616 с.
  20. Д.Н. Эффект безызносности при трении. Водородное изнашивание металлов. М.: МСХА, 2004, 384 с.
  21. Д.Н., Крагельский И. В. Диплом № 41. Эффект избирательного переноса при трении. Б.И. 1965. № 17, с. 5.
  22. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1989, 328 с.
  23. Д.Н. Триботехника. Конструирование, изготовление и эксплуатация машин. М.: МСХА, 2002, 632 с.
  24. Д.Н. Исследование эффекта безызносности в СССР и за рубежом. Межвузовский сборник научных трудов, Ростов-на-Дону, 1990.
  25. Д.Н., Бабель В. Г., Мамыкин С. М., Мельников Э. Л., Гаврилюк B.C. Новые направления в триботехнике и их использование в повышении износостойкости машин и механизмов.М.: МСХА им. К. А. Темирязева, 2009, 57 с.
  26. Д.Н., Крагельский И. В., Поляков A.A. Изберательный перенос в узлах трения. М.: Транспорт. 1969, 104 с.
  27. Ш. И., Ньюбори Д. Е., Эхмин П. Растровая электронная микроскопия и рентгеновский микроанализ. Перевод с англ. М.: Мир, 1984, т. 1, 303 е., т. 2, 348с.
  28. М.Н., Терегеря В. В. Повышение эффективности приработки двигателей путем применения металлорганических соединений. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 4, с. 97+105.
  29. М.А., Бунаков Б. М. Снижение трения и износа в агрегатах автомобилей за счет достижений триботехники. М.: ЦНИИТИ автомобильной промышленности, 1987, 49 с.
  30. М.А., Пономарев H.H. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1976, 248 с.
  31. А.П. Металловедение. М.: Металлургия, 1987, 647 с.
  32. Ю.Н., Арчегов В. Г., Смирнов В. И. Противозадирная стойкость трущихся тел. М.: Наука. 1981, 138 с.
  33. Ю.А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980, 227 с.
  34. В.И. Восстановление деталей и узлов машин. Красноярск, КГТУ, 2005, 376 с.
  35. Ю.С. Трибология смазочных материалов. М.: Химия, 1991, 312 с.
  36. Ю.С., Заславский Р. Н. Механизм действия противоизносных присадок к маслам. М.: Химия, 1978, 224 с. 40.3игбан К., Кордлинг К., Фальман А. Электронная спектроскопия, М.: Мир, 1981,493 с.
  37. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. Под ред. Гаркунова Д. Н. М.: Машиностроение, 1982, 207 с.
  38. В.Д., Зильберман А. Г. Практика микрозондовых методов исследования металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1981, 215 с.
  39. Коган Б. М. Повышение эффективности определения противоизносных свойств моторных масел. Дис. на соискание уч. степени к.т.н. М.: 1984, 180 с.
  40. Козлов J1.K. Опыт применения избирательного переноса в узлах трения судовых машин и механизмов. Эффект безызносности и триботехнологии, 1992, вып. 3−4, с. 22−27.
  41. Л.И., Лаптева В. Г., Рыбакова Л. М. и др. Лабораторный метод оценки работоспособности узлов трения двигателей внутреннего сгорания. Заводская лаборатория. Диагностика материалов, том 69, № 3, 2003, с. 48−52.
  42. Э.М., Короткое H.A., Гордеева A.C. Изучение низкотемпературных окисных пленок на некоторых конструкционных сталях методом Оже-электронной спектроскопии. Известия АН СССР, Металлы, 1980, № 4, с. 207−212.
  43. В.Г., Каплина В. Ф. Исследование износостойкости пар трения сталь-сталь при использовании медь и оловосодержащих присадок к смазочным маслам. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, вып. 5, 1990, с. 58−65.
  44. Ю.М., Леонтьева В. П. Материаловедение. М.: Высшая школа, 1980, 493 с.
  45. В.Н., Михин Н. М., Мышкин Н. К. Физико-химическая механика избирательного переноса при трении. М. Наука, 1979, 187 с.
  46. С.М., Куксенова Л. И., Лаптева В. Г., Хренникова И. А. Влияние металлоплакирующей присадки на триботехнические характеристики моторного масла М14В2. Проблемы машиностроения и надежности машин, 2006, № 2, с. 69−74.
  47. С.М., Лаптева В. Г., Куксенова Л. И. Исследование триботехнической эффективности металлоплакирующей присадки «Валена» в разных смазочных средах. Проблемы машиностроения и надежности машин, 2007, № 2, с. 56−64.
  48. P.M., Буяновский И. А., Багинский В. В. К оценке критических температур смазочных материалов при трении в режиме граничной смазки. Машиноведение, 1980, № ъ, с. 119−122.
  49. P.M., Лашхи В. Л., Буяновский И. А., Фукс И. Г. Смазочные материалы. М.: Машиностроение, 1989, 224 с.
  50. P.M., Лашхи В. Л., Буяновский И. А. и др. Смазочные материалы. Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник. М.: Машиностроение. 1989, 224с. (Основы проектирования машин).
  51. Н.М. Эксперементальное исследование адсорбционно-коррозионно-усталостной природы изнашивания. В кн.: Влияние среды на взаимодействие твердых тел при трении. Днепропетровск, 1981, с. 21—31.
  52. В.И., Черепин В. Т. Физические методы исследования поверхности твердых тел. М.: Наука, 1983, 296 с.
  53. Не уверен не заливай, ч. 2, Автомеханик, 1997, № 6, с. 22−23.
  54. П.И. Финишная антифрикционная безабразивная обработка отремонтированных гильз цилиндров двигателей. Эффект безызносности и триботехнологии.1997, № 1, с. 49—53.
  55. Основы трибологии. Учеб. для техн. Вузов. Под ред. А. В. Чичинадзе. М.: Наука и техника, 1995. 778 с.
  56. Патент РФ № 2 019 563, МКИ С10М. 169/04 Смазочная композиция «Ресурс-дизель». Войтович Я. Н., Прегман М. М., Виппер А. Г., 1994, № 17.
  57. Патент РФ № 2 069 236, МКИ С23 С26/00, 18/38. Состав для получения покрытий на поверхности стальных изделий. Щербакова В. Д., Клячко И. И., Прокопенко А. К. и др. Бюл. № 32, 1996.
  58. Патент РФ № 2 186 875, МКИ С23 С26/00Д8/38. Состав для получения антифрикционных покрытий. Колчаев A.M., Нещадим И. Л., Савинков И. А. и др. Бюл. 22, 2002.
  59. Патент РФ № 2 214 478. Способ повышения износостойкости резьбовых соединений. Балабанов В. И., Семин В. И. Бюл. № 29, 2003.
  60. Патент РФ № 2 241 783, МКИ С23 С26/00.Способ нанесения защитных покрытий. Кусков В. Н., Паульс В. Ю., Смолин Н. И. и др. Бюл. № 34, 2004.
  61. Патент РФ № 726 213, МКИ С23 С26/00. Способ нанесения защитных покрытий. Гавзе A. JL, Фрейдлин М. Г., Легкодух A.M., Гаркунов Д. Н. 1977.
  62. Патент РФ № 2 004 622, МКИ С23 С26/00. Состав для фрикционно-механического нанесения покрытий. Балабанов В. И., Челюбеев В. В. 1991.
  63. Патент РФ № 2 062 821, МКИ С23 С26/00. Способ безразборного восстановления трущихся соединений. Балабанов В. И., Потапов Г. К., 1996.
  64. Патент РФ № 2 064 975, МКИ С23 С26/00. Способ нанесения антифрикционного покрытия при антифрикционной безабразивной обработке гильз цилиндров. Паршин И. П., Стрельцов В. В., Носихин П. И., Байкалова В. Н. 1996.
  65. Патент РФ № 2 008 366, МКИ С23 С26/00. Способ фрикционной обработки стальных изделий. Филин А. Н., Григорьев В. И., Гульняшкин В. Н. 1990.
  66. Патент РФ № 2 061 792, МКИ С23 С26/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий. Пронин Г. М., Колчаев A.M., Меньшиков М. В. 1996.
  67. Патент РФ № 2 060 300, МКИ С23 С26/00. Способ фрикционно-механического нанесения покрытия. Пронин Г. М., Колчаев A.M., Трунин Е. Б., Пономарев М. И. 1996.
  68. Патент РФ № 2 131 481, МКИ С23 С26/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий. Колчаев A.M., Ивченко Д. И., Козлов A.M., Куров А. Г. 1999.
  69. C.B. Трение качение в машинах и приборах. М.: Машиностроение, 1976, 264 с.
  70. В.Ф. Влияние электронного строения металлов в смазочном материале на трение и изнашивание стальных пар. Эффект безызностности и триботехнологии, 1993, № 2, с. 58−66.
  71. В.Ф. Избирательный перенос в узлах трения. М., 2005, 121 с.
  72. В.Ф., Колесников И. М. О механизме высокой износостойкости контактирующих поверхностей с металлосодержащими пленками, сформировавшимися в процессе трения. Поверхность. Физика, химия, механика. 1988, № 7, с. 132−141. «
  73. В.Ф., Пичугин Д. В. Избирательный перенос алюминия при изнашивании пары алюминиевый сплав-сталь в смазочных средах. Вестник машиностроителя, № 10, 2002, с. 28—32.
  74. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. Под. ред. Гаркунова Д. Н. М.: Машиностроение, 1977, 215с.
  75. Г., Мюллер В., Ланде И. Использование трения для нанесения покрытий на рабочие поверхности цилиндров двигателей. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1986, вып. 1, с. 88−96.
  76. Г., Мюллер В., Рейнхольд Г. И., Ланде И. Новые результаты по латунированию поверхностей трения стальных и чугунных деталей. Долговечность трущихся деталей машин. Вып.2.М.: Машиностроение, 1987, с. 81−85.
  77. Г., Фирковский А., Ланде И. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка и избирательный перенос. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 5, с. 86—122.
  78. С.А. Самоорганизация при трении и эффект безызносности. Москва, 2009, 108 с.
  79. Г. К., Балабанов В. И. Финишная антифрикционная безабразивная обработка гильз цилиндров и шеек коленчатых валов двигателей. Эффект безызносности и триботехнологии, 1994, № 3, 4, с. 48−53.
  80. А.К. Избирательный перенос в узлах трениях машин бытового назначения. М.: Легпромбытиздат, 1987, 104 с.
  81. Ю.А., Суслов П. Г. Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение, 1989, 229 с.
  82. Ю.А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970, 315 с.
  83. П.И. Химические аспекты граничной смазки. Трение и износ, 1980, т.1, № 1 с. 45−58.
  84. Г. М. Трибология сталей и сплавов. М.: Недра, 2000. 317 с.
  85. Г. М., Ефремов А. П., Саакян Л. С. Корозионно-механическое изнашивание сталей сплавов. М.: Нефть и газ, 2002, 424 с.
  86. A.M., Евстегнеев М. И. Качество поверхностного слоя и усталостная прочность деталей из жаропрочных и титановых сплавов. М.: Машиностроение, 1974, 250 с.
  87. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочное издание, под ред. Школьникова В. М. М.: Химия, 1989, 432 с.
  88. Трение, изнашивание и смазка. Справочник в 2-х кн. Кн. 1 под редакцией Крагельского И. В., Алисина В. В. М.: Машиностроение, 1978, 400 с.
  89. Трибополимерообразующие смазочные материалы. Сб. под ред. Заславского Ю. С., М.: Наука, 1979, 72 с.
  90. А. В. Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др. Основы трибологии (Трение, износ, смазка). М.: Машиностроение, 2001. 663 с.
  91. А.В., Матвеевский P.M., Браун Э. Д. и др. Материалы в триботехнике нестационарных процессов. М.: Наука, 1986, с. 18+43, 76−94.
  92. Coy R.C., Quinn T.F., The use of physical methods of analysis to identity surface layers formed by organ sulfur compounds in wear tests. ASLE Transactions, 1975, v. 18, № 3, p. 163+174.
Заполнить форму текущей работой