Повышение износостойкости металлических пар в моторных маслах
Проведены стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза, показавшие значительное снижение интенсивности изнашивания, коэффициента трения, а также повышение качества поверхностного слоя при образовании на поверхностях трения оловосодержащей защитной пленки (в сравнении с работой металлических пар в базовом моторном масле). Трибомодификация поверхностей трения металлических пар в моторных… Читать ещё >
Содержание
- Цель исследования
- Задачи исследования
- Методы исследований
- Научная новизна
- Практическая ценность
- Апробация работы
- Глава.
- Современные направления повышения срока службы подвижных сопряжений машин и оборудования на основе достижений триботехники
- 1. 1. Условия работы и причины выхода из строя трибосопряжений двигателей внутреннего сгорания
- 1. 2. Роль поверхностных пленок в процессах трения и изнашивания
- 1. 3. Использование достижений триботехники для повышения износостойкости подвижных сопряжений двигателей внутреннего сгорания
- Глава.
- Методика исследования процессов трения и изнашивания металлических пар в моторных маслах
- 2. 1. Выбор схем и установок для лабораторных исследований
- 2. 2. Выбор материалов и смазочных сред для исследования триботехнических характеристик металлических пар
- 2. 3. Обоснование выбора режимных параметров испытаний подвижных сопряжений
- 2. 4. Методика исследования контактной выносливости тел качения в моторных маслах
- 2. 5. Методика проведения стендовых испытаний износостойкости двигателей внутреннего сгорания
- 2. 6. Методы изучения защитных металлсодержащих пленок на поверхностях трения
- Глава.
- Исследование процессов трения и изнашивания подвижных сопряжений в моторных маслах
- 3. 1. Влияние удельной нагрузки на процессы трения и изнашивания металлических пар в смазочных материалах
- 3. 2. Изменение триботехнических характеристик металлических пар от скорости скольжения
- 3. 3. Влияние вязкости смазочного материала на триботехнические характеристики подвижных сопряжений
- 3. 4. Влияние твердости стального образца на процессы трения и изнашивания пары алюминиевый сплав-сталь в моторных маслах
- 3. 5. Исследование контактной выносливости тел качения в моторных маслах с различными физико-химическими свойствами
- Глава 4.
- Взаимодействие поверхностей трения подвижных сопряжений в моторных маслах
- 4. 1. Влияние смазочных материалов на изменение микрогеометрии поверхностных слоев пары колодка-ролик
- 4. 2. Изучение характеристик микрогеометрии зоны трения тел качения, работавших в моторных маслах
- 4. 3. Рентгеноспектральные исследования зоны трения образцов, изношенных в смазочных материалах
- 4. 4. Исследование элементного состава, строения и толщины защитных пленок методом рентгенофотоэлектронной спектроскопии
- Глава.
- Проведение стендовых испытаний и разработка практических рекомендаций по повышению срока службы тяжелонагруженных узлов трения двигателей внутреннего сгорания
- 5. 1. Стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза в моторных маслах
- 5. 2. Разработка практических рекомендаций по повышению срока службы тяжелонагруженных узлов трения двигателей внутреннего сгорания
- Выводы
Повышение износостойкости металлических пар в моторных маслах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие современного автотракторостроения, транспортного машиностроения неразрывно связано с совершенствованием конструкции и ростом мощностей двигателей внутреннего сгорания.
Срок службы тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, которые широко используются при сооружении скважин и строительстве газонефтепроводов, а также подвижного состава железнодорожного транспорта, судов морского и речного флота, грузовых и легковых автомобилей во многом определяется износостойкостью тяжелонагруженных трибосопряжений. В двигателях внутреннего сгорания — это прежде всего износ деталей цилиндропоршневой группы, вкладышей, пары кулачок-толкатель механизма газораспределения.
Повышение срока службы двигателей внутреннего сгорания, экономия горючесмазочных материалов и защита окружающей среды является важной технической задачей. Одним из основных факторов при этом является износостойкость подвижных сопряжений, зависящая не только от металлофизических характеристик поверхностей трения, но и от свойств смазочного материала.
В условиях физико-химического взаимодействия смазочного материала с поверхностностями трения подвижных сопряжений одним из направлений повышения износостойкости является трибомодификация их зоны трения путем формирования металлсодержащих антифрикционных и противоизносных пленок.
Анализ технической литературы свидетельствует о том, что на основе достижений триботехники предложены металлсодержащие смазочные материалы к моторным маслам для увеличения срока службы только одного конкретного трибосопряжения двигателя внутреннего сгорания.
Цель работы.
Целью настоящей научно-исследовательской работы является повышение износостойкости тяжелонагруженных подвижных сопряжений двигателей внутреннего сгорания и снижение в них потерь на трение за счет трибомодификации зоны трения формированием металлсодержащих пленок при различном сочетании материалов и внешнего трения.
Задачи исследования:
1. Разработка маслорастворимой оловосодержащей смазочной композиции к моторным маслам, обеспечивающей формирование металлсодержащих пленок на поверхностях трения пары алюминиевый сплав-сталь — алюминийсодержащей, а в парах сталь-сталь, чугун-стальоловосодержащей.
2. Выполнение экспериментальных исследований основных закономерностей процессов трения и изнашивания металлических пар в моторных маслах.
3. Исследование изменений характеристик микрогеометрии поверхностных слоев трибосопряжений, изношенных в моторных маслах.
4. Изучение состава, строения и толщины металлсодержащих пленок на поверхностях трения металлических пар, работавших в смазочных материалах с привлечением рентгеноспектрального и послойного рентгенофотоэлектронного метода анализа.
5. Разработка практических рекомендаций по повышению износостойкости тяжелонагруженных подвижных сопряжений двигателей внутреннего сгорания и проведение стендовых испытаний износостойкости цилиндропоршневой группы.
Методы исследований.
Трибологические испытания моторных масел в режиме трения скольжения проводили на модернизированной машине СМЦ-2, а в режиме трения качения на 4-х шариковой машине «РНпЪ). Исследования процессов трения и изнашивания пары кольцо-гильза выполняли на восьмипозиционной установке возвратно-поступательного движения.
Изменения характеристик микрогеометрии поверхностных слоев подвижных сопряжений изучали с использованием профилографа-профилометра, приборов «Цензор» и «Тейлеронд».
Изучение состава, строения и толщин защитных пленок на поверхностях трения трибосопряжений выполняли с привлечением рентгеноспектрального анализа и метода рентгенофотоэлектронной спектроскопии.
Научная новизна:
• Разработана маслорастворимая металлсодержащая смазочная композиция к моторным маслам, обеспечивающая трибомодификацию зоны трения подвижных сопряжений формированием металлсодержащих защитных пленок при различном сочетании материалов и внешнего трения.
• Трибомодификация поверхностей трения металлических пар в моторных маслах обеспечивает снижение коэффициента трения и повышение износостойкости подвижных сопряжений в широком диапазоне удельных нагрузок, скоростей скольжения, вязкости материалов, твердости образцов, а также увеличение контактной выносливости тел качения.
• Установлено, что при изнашивании пары алюминиевый сплав-сталь в моторном масле с оловосодержащей смазочной композицией на поверхностях трения образуется защитная алюминийсодержащая пленка, а при работе пар сталь-сталь, чугун-сталь — оловосодержащая пленка, наличие которых ведет к повышению качества поверхностных слоев трибосопряжений.
• Установлен состав, строение и толщина защитных пленок на поверхностях трения металлических пар, работавших в моторных маслах с привлечением рентгеноспектрального анализа и метода рентгенофотоэлектронной спектроскопии.
Практическая ценность:
• Предложена маслорастворимая оловосодержащая смазочная композиция к моторным маслам, которая обеспечивает формирование на поверхностях трения подвижных сопряжений металлсодержащих защитных пленок, способствующих снижению коэффициента трения и, как следствие, повышению износостойкости трибосопряжений при различном сочетании материалов и внешнего трения.
• Проведены стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза, показавшие значительное снижение интенсивности изнашивания, коэффициента трения, а также повышение качества поверхностного слоя при образовании на поверхностях трения оловосодержащей защитной пленки (в сравнении с работой металлических пар в базовом моторном масле).
• Разработаны практические рекомендации по оптимальным эксплуатационным режимам, твердости элементов подвижных сопряжений, вязкости смазочных материалов, обеспечивающих трибомодификацию поверхностей трения, работающих в моторных маслах, которые приняты рядом организаций для использования в практической работе.
Апробация работы.
Результаты работы были представлены на Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы трибологии» (2007 г., г. Самара) — Международной научно-технической конференции по динамике технологических систем (2007г., г. Ростов-на-Дону) — Международной научно-технической конференции «ТРИБОЛОГИЯ-МАШИНОСТРОЕНИЮ» (2008 г., г. Москва), Международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (2009 г., г. Самара).
выводы.
1. Реализована трибомодификация поверхностного слоя подвижных сопряжений формированием металлсодержащих защитных пленок в моторных маслах при различном сочетании материалов и внешнего трения.
2. Установлено, что введение в смазочный материал оловосодержащей композиции при изнашивании пары алюминиевый сплав-сталь на поверхностях трения образуется алюминийсодержащая пленка, а при работе пар сталь-сталь, чугун—сталь — оловосодержащая защитная пленка.
3. Показано, что наличие на поверхностях трения трибосопряжений металлсодержащих пленок в моторных маслах обеспечивает снижение коэффициента трения и повышение износостойкости подвижных сопряжений в широком диапазоне удельных нагрузок, скоростей скольжения, вязкости смазочных материалов, твердости образцов, а также увеличение контактной выносливости тел качения.
4. С привлечением рентгеноспектрального анализа и послойного метода рентгенофотоэлектронной спектроскопии установлен элементный состав, строение и толщина защитных пленок на поверхностях трения трибосопряжений, работавших в моторных маслах.
5. Стендовые испытания износостойкости пары кольцо-гильза показали, что при введении в моторное масло оловосодержащей смазочной композиции на порядок уменьшается интенсивность изнашивания металлических пар по сравнению с их работой в базовом смазочном материале, а также снижается коэффициент трения в 2 раза.
6. Разработаны практические рекомендации по оптимальным эксплуатационным режимам, вязкости смазочного материала, твердости подвижных сопряжений, обеспечивающих формирование металлсодержащих пленок на поверхностях трения в моторных маслах, которые приняты рядом организаций для использования в практической работе.
Список литературы
- Андреева А.Г., Бурумкулов Ф. Х., Толоконников В. И. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка как средство повышения срока службы машин и оборудования. Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 4. М.: Машиностроение, 1990, с. 34^-59.
- Ахматов A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.: Гос. изд. физ.-математ. литер., 1963, 472 с.
- Бабель В.Г., Байрамуков М. Д. Об использовании композиций, содержащих галогениды металов переменной валентности и исследовании механизма их смазочного действия. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1987, вып. 2, с. 7-И 9.
- Бабель В.Г. Композиции, улучшающие антифрикционные свойства смазочных масел. Автореферат доктор, диссер. Санкт-петербургский технологический институт, 1986, 47 с.
- Балабанов В.И. Безразборное востановление трущихся соединений. М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 1999, 72 с.
- Балабанов В.И., Беклемышев В. И., Гамидов А. Г. и др. Безразборный сервис автомобилей. М.: Известия, 2007, 272 с.
- Балабанов В.И. Безразборное восстановление технических характеристик ДВС. Эффект безызносности и триботехнологии, 1999, № 3, с. 33-К36.
- Балабанов В.И. Безразборное восстановление трущихся соединений автомобиля. Методы и средства. М.: ACT, 2002, 64 с.
- Ю.Болденко A.A., Щербинин В. М. Исследование процессов трения и изнашивания пары алюминиевый сплав-сталь в моторных маслах. Управление качеством в нефтегазовом комплексе, № 3, 2008, с. 57-^-59.
- П.Болденко A.A., Пичугин В. Ф. Трибомодификация поверхностей трения металлических пар в моторных маслах. Ремонт, восстановление, модернизация, № 8, 2008, с. 29−33.
- Буше H.A., Двоскина В. А., Раков K.M., Гуляев A.C. Подшипники из алюминиевых сплавов. М.: Транспорт, 1974, 256 с.
- Быстров В.Н. Эффект безызносности и его применение в технике. Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 5. М.: Машиностроение, 1990, с. 3−22.
- Венцель C.B. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979, 240 с.
- Виноградов В.Н., Сорокин Г. М. Механическое изнашивание сталей и сплавов. М. Недра, 1996, 364 с.
- Виноградова Н.Э. Противоизностные присадки к маслам. М.: Химия, 1972, 272 с.
- Вольфович А.Н. Повышение износостойкости подвижных сопряжений трибомодификацией поверхностей трения. Диссер. на соиск. уч. степ, к.т.н., М.: 1999, 235 с.
- Гаевик Д.Т. Повышение работоспособности подвижных сопряжений автомобилей. М.: 2001, 247 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985, 424 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. M.: МСХА, 2001, 616 с.
- Гаркунов Д.Н. Эффект безызносности при трении. Водородное изнашивание металлов. М.: МСХА, 2004, 384 с.
- Гаркунов Д.Н., Крагельский И. В. Диплом № 41. Эффект избирательного переноса при трении. Б.И. 1965. № 17, с. 5.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1989, 328 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. Конструирование, изготовление и эксплуатация машин. М.: МСХА, 2002, 632 с.
- Гаркунов Д.Н. Исследование эффекта безызносности в СССР и за рубежом. Межвузовский сборник научных трудов, Ростов-на-Дону, 1990.
- Гаркунов Д.Н., Бабель В. Г., Мамыкин С. М., Мельников Э. Л., Гаврилюк B.C. Новые направления в триботехнике и их использование в повышении износостойкости машин и механизмов.М.: МСХА им. К. А. Темирязева, 2009, 57 с.
- Гаркунов Д.Н., Крагельский И. В., Поляков A.A. Изберательный перенос в узлах трения. М.: Транспорт. 1969, 104 с.
- Гольдштейн Ш. И., Ньюбори Д. Е., Эхмин П. Растровая электронная микроскопия и рентгеновский микроанализ. Перевод с англ. М.: Мир, 1984, т. 1, 303 е., т. 2, 348с.
- Грибенюк М.Н., Терегеря В. В. Повышение эффективности приработки двигателей путем применения металлорганических соединений. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 4, с. 97+105.
- Григорьев М.А., Бунаков Б. М. Снижение трения и износа в агрегатах автомобилей за счет достижений триботехники. М.: ЦНИИТИ автомобильной промышленности, 1987, 49 с.
- Григорьев М.А., Пономарев H.H. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1976, 248 с.
- Гуляев А.П. Металловедение. М.: Металлургия, 1987, 647 с.
- Дроздов Ю.Н., Арчегов В. Г., Смирнов В. И. Противозадирная стойкость трущихся тел. М.: Наука. 1981, 138 с.
- Евдокимов Ю.А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980, 227 с.
- Емелин В.И. Восстановление деталей и узлов машин. Красноярск, КГТУ, 2005, 376 с.
- Заславский Ю.С. Трибология смазочных материалов. М.: Химия, 1991, 312 с.
- Заславский Ю.С., Заславский Р. Н. Механизм действия противоизносных присадок к маслам. М.: Химия, 1978, 224 с. 40.3игбан К., Кордлинг К., Фальман А. Электронная спектроскопия, М.: Мир, 1981,493 с.
- Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. Под ред. Гаркунова Д. Н. М.: Машиностроение, 1982, 207 с.
- Кальнер В.Д., Зильберман А. Г. Практика микрозондовых методов исследования металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1981, 215 с.
- Коган Б. М. Повышение эффективности определения противоизносных свойств моторных масел. Дис. на соискание уч. степени к.т.н. М.: 1984, 180 с.
- Козлов J1.K. Опыт применения избирательного переноса в узлах трения судовых машин и механизмов. Эффект безызносности и триботехнологии, 1992, вып. 3−4, с. 22−27.
- Куксенова Л.И., Лаптева В. Г., Рыбакова Л. М. и др. Лабораторный метод оценки работоспособности узлов трения двигателей внутреннего сгорания. Заводская лаборатория. Диагностика материалов, том 69, № 3, 2003, с. 48−52.
- Лазарев Э.М., Короткое H.A., Гордеева A.C. Изучение низкотемпературных окисных пленок на некоторых конструкционных сталях методом Оже-электронной спектроскопии. Известия АН СССР, Металлы, 1980, № 4, с. 207−212.
- Лаптева В.Г., Каплина В. Ф. Исследование износостойкости пар трения сталь-сталь при использовании медь и оловосодержащих присадок к смазочным маслам. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, вып. 5, 1990, с. 58−65.
- Лахтин Ю.М., Леонтьева В. П. Материаловедение. М.: Высшая школа, 1980, 493 с.
- Литвинов В.Н., Михин Н. М., Мышкин Н. К. Физико-химическая механика избирательного переноса при трении. М. Наука, 1979, 187 с.
- Мамыкин С.М., Куксенова Л. И., Лаптева В. Г., Хренникова И. А. Влияние металлоплакирующей присадки на триботехнические характеристики моторного масла М14В2. Проблемы машиностроения и надежности машин, 2006, № 2, с. 69−74.
- Мамыкин С.М., Лаптева В. Г., Куксенова Л. И. Исследование триботехнической эффективности металлоплакирующей присадки «Валена» в разных смазочных средах. Проблемы машиностроения и надежности машин, 2007, № 2, с. 56−64.
- Матвеевский P.M., Буяновский И. А., Багинский В. В. К оценке критических температур смазочных материалов при трении в режиме граничной смазки. Машиноведение, 1980, № ъ, с. 119−122.
- Матвеевский P.M., Лашхи В. Л., Буяновский И. А., Фукс И. Г. Смазочные материалы. М.: Машиностроение, 1989, 224 с.
- Матвеевский P.M., Лашхи В. Л., Буяновский И. А. и др. Смазочные материалы. Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник. М.: Машиностроение. 1989, 224с. (Основы проектирования машин).
- Михин Н.М. Эксперементальное исследование адсорбционно-коррозионно-усталостной природы изнашивания. В кн.: Влияние среды на взаимодействие твердых тел при трении. Днепропетровск, 1981, с. 21—31.
- Нефедов В.И., Черепин В. Т. Физические методы исследования поверхности твердых тел. М.: Наука, 1983, 296 с.
- Не уверен не заливай, ч. 2, Автомеханик, 1997, № 6, с. 22−23.
- Носихин П.И. Финишная антифрикционная безабразивная обработка отремонтированных гильз цилиндров двигателей. Эффект безызносности и триботехнологии.1997, № 1, с. 49—53.
- Основы трибологии. Учеб. для техн. Вузов. Под ред. А. В. Чичинадзе. М.: Наука и техника, 1995. 778 с.
- Патент РФ № 2 019 563, МКИ С10М. 169/04 Смазочная композиция «Ресурс-дизель». Войтович Я. Н., Прегман М. М., Виппер А. Г., 1994, № 17.
- Патент РФ № 2 069 236, МКИ С23 С26/00, 18/38. Состав для получения покрытий на поверхности стальных изделий. Щербакова В. Д., Клячко И. И., Прокопенко А. К. и др. Бюл. № 32, 1996.
- Патент РФ № 2 186 875, МКИ С23 С26/00Д8/38. Состав для получения антифрикционных покрытий. Колчаев A.M., Нещадим И. Л., Савинков И. А. и др. Бюл. 22, 2002.
- Патент РФ № 2 214 478. Способ повышения износостойкости резьбовых соединений. Балабанов В. И., Семин В. И. Бюл. № 29, 2003.
- Патент РФ № 2 241 783, МКИ С23 С26/00.Способ нанесения защитных покрытий. Кусков В. Н., Паульс В. Ю., Смолин Н. И. и др. Бюл. № 34, 2004.
- Патент РФ № 726 213, МКИ С23 С26/00. Способ нанесения защитных покрытий. Гавзе A. JL, Фрейдлин М. Г., Легкодух A.M., Гаркунов Д. Н. 1977.
- Патент РФ № 2 004 622, МКИ С23 С26/00. Состав для фрикционно-механического нанесения покрытий. Балабанов В. И., Челюбеев В. В. 1991.
- Патент РФ № 2 062 821, МКИ С23 С26/00. Способ безразборного восстановления трущихся соединений. Балабанов В. И., Потапов Г. К., 1996.
- Патент РФ № 2 064 975, МКИ С23 С26/00. Способ нанесения антифрикционного покрытия при антифрикционной безабразивной обработке гильз цилиндров. Паршин И. П., Стрельцов В. В., Носихин П. И., Байкалова В. Н. 1996.
- Патент РФ № 2 008 366, МКИ С23 С26/00. Способ фрикционной обработки стальных изделий. Филин А. Н., Григорьев В. И., Гульняшкин В. Н. 1990.
- Патент РФ № 2 061 792, МКИ С23 С26/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий. Пронин Г. М., Колчаев A.M., Меньшиков М. В. 1996.
- Патент РФ № 2 060 300, МКИ С23 С26/00. Способ фрикционно-механического нанесения покрытия. Пронин Г. М., Колчаев A.M., Трунин Е. Б., Пономарев М. И. 1996.
- Патент РФ № 2 131 481, МКИ С23 С26/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий. Колчаев A.M., Ивченко Д. И., Козлов A.M., Куров А. Г. 1999.
- Пенегин C.B. Трение качение в машинах и приборах. М.: Машиностроение, 1976, 264 с.
- Пичугин В.Ф. Влияние электронного строения металлов в смазочном материале на трение и изнашивание стальных пар. Эффект безызностности и триботехнологии, 1993, № 2, с. 58−66.
- Пичугин В.Ф. Избирательный перенос в узлах трения. М., 2005, 121 с.
- Пичугин В.Ф., Колесников И. М. О механизме высокой износостойкости контактирующих поверхностей с металлосодержащими пленками, сформировавшимися в процессе трения. Поверхность. Физика, химия, механика. 1988, № 7, с. 132−141. «
- Пичугин В.Ф., Пичугин Д. В. Избирательный перенос алюминия при изнашивании пары алюминиевый сплав-сталь в смазочных средах. Вестник машиностроителя, № 10, 2002, с. 28—32.
- Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. Под. ред. Гаркунова Д. Н. М.: Машиностроение, 1977, 215с.
- Польцер Г., Мюллер В., Ланде И. Использование трения для нанесения покрытий на рабочие поверхности цилиндров двигателей. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1986, вып. 1, с. 88−96.
- Польцер Г., Мюллер В., Рейнхольд Г. И., Ланде И. Новые результаты по латунированию поверхностей трения стальных и чугунных деталей. Долговечность трущихся деталей машин. Вып.2.М.: Машиностроение, 1987, с. 81−85.
- Польцер Г., Фирковский А., Ланде И. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка и избирательный перенос. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 5, с. 86—122.
- Поляков С.А. Самоорганизация при трении и эффект безызносности. Москва, 2009, 108 с.
- Потапов Г. К., Балабанов В. И. Финишная антифрикционная безабразивная обработка гильз цилиндров и шеек коленчатых валов двигателей. Эффект безызносности и триботехнологии, 1994, № 3, 4, с. 48−53.
- Прокопенко А.К. Избирательный перенос в узлах трениях машин бытового назначения. М.: Легпромбытиздат, 1987, 104 с.
- Радин Ю.А., Суслов П. Г. Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение, 1989, 229 с.
- Розенберг Ю.А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970, 315 с.
- Санин П.И. Химические аспекты граничной смазки. Трение и износ, 1980, т.1, № 1 с. 45−58.
- Сорокин Г. М. Трибология сталей и сплавов. М.: Недра, 2000. 317 с.
- Сорокин Г. М., Ефремов А. П., Саакян Л. С. Корозионно-механическое изнашивание сталей сплавов. М.: Нефть и газ, 2002, 424 с.
- Сулима A.M., Евстегнеев М. И. Качество поверхностного слоя и усталостная прочность деталей из жаропрочных и титановых сплавов. М.: Машиностроение, 1974, 250 с.
- Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочное издание, под ред. Школьникова В. М. М.: Химия, 1989, 432 с.
- Трение, изнашивание и смазка. Справочник в 2-х кн. Кн. 1 под редакцией Крагельского И. В., Алисина В. В. М.: Машиностроение, 1978, 400 с.
- Трибополимерообразующие смазочные материалы. Сб. под ред. Заславского Ю. С., М.: Наука, 1979, 72 с.
- А. В. Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др. Основы трибологии (Трение, износ, смазка). М.: Машиностроение, 2001. 663 с.
- Чичинадзе А.В., Матвеевский P.M., Браун Э. Д. и др. Материалы в триботехнике нестационарных процессов. М.: Наука, 1986, с. 18+43, 76−94.
- Coy R.C., Quinn T.F., The use of physical methods of analysis to identity surface layers formed by organ sulfur compounds in wear tests. ASLE Transactions, 1975, v. 18, № 3, p. 163+174.