Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Связь социально-психологического типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор исследования детей дошкольного возраста определялся той причиной, что этот возраст является важным и ответственным периодом жизни с точки зрения развития самосознания и появления самооценки. Закономерности и особенности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Б. Г. Ананьевым, О. А. Белобрыкиной, Л. И. Божович, А. В. Захаровой, Е. Н. Корнеевой, Н. В. Клюевой, И. С. Коном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы родительских позиций и самооценки дошкольников
    • 1. 1. Психологическая сущность самооценки и ее динамика в процессе личностного становления
    • 1. 2. Родительская позиция отца как система отношении личности родителя
    • 1. 3. Характеристика социально-психологических типов родительской позиции отца
    • 1. 4. Концептуальный анализ подходов к исследованию родительской позиции и самооценки старших дошкольников
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Методологическое обеспечение эмпирического исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Программа эмпирического исследования
    • 2. 3. Методы исследования
  • Глава 3. Количественный и качественный анализ связи социально-психологических типов родительской позиции отца и самооценки дошкольников
    • 3. 1. Исследование специфики самооценки дошкольников, воспитывающихся в различных типах семьи
    • 3. 2. Сравнительное изучение родительской позиции отца и матери
    • 3. 3. Типологическая дифференциация родительских позиций отца
    • 3. 4. Характеристики самооценки дошкольника в семьях с определенным типом родительской позиции отца
    • 3. 5. Механизмы связи родительской позиции отца и самооценки дошкольника

Связь социально-психологического типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. По своей практической и теоретической значимости психологическая проблема становления самосознания и самооценки личности является одной из актуальных. Развитие самооценки происходит в процессе социализации. Это контролируемый процесс, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которое во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Она обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Выбор исследования детей дошкольного возраста определялся той причиной, что этот возраст является важным и ответственным периодом жизни с точки зрения развития самосознания и появления самооценки. Закономерности и особенности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Б. Г. Ананьевым, О. А. Белобрыкиной, Л. И. Божович, А. В. Захаровой, Е. Н. Корнеевой, Н. В. Клюевой, И. С. Коном, А. И. Липкиной, М. И. Лисиной, В. В. Столиным, Ю. В. Филипповой, И. И. Чесноковой и другими. Вместе с тем, анализ психологической литературы показал, что проблема самооценки применительно к дошкольному возрасту исследована в недостаточной степени. Поэтому на сегодняшний день есть потребность исследовать самооценку дошкольника, делая акцент на том, что она формируется самым главным образом под воздействием факторов, связанных с семьей и под влиянием обоих родителей. Социальная психология традиционно уделяет большое внимание семье, рассматривает ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику.

Ряд ученых (В.Н. Дружинин, А.Н. Елизаров) предполагают, что одной из главных проблем современной семьи является регуляция противоречий, которые в ней возникают. Материнское и отцовское отношение к ребенку должны представлять собой диалектическое единство. Только его своеобразие и необходимый баланс может создавать оптимальные условия для полноценного развития личности ребенка.

На основе анализа литературы (С.С. Жигалин, B.C. Мухина, Р. В. Овчарова, Ф. Райе, А.А. Реан) по проблеме отношений между родителями и детьми, мы заключаем, что влияние родителей осуществляется через отношение к ребенку, тип воспитания и восприятие себя как родителя, которые во взаимосвязи складываются в родительскую позицию. Можно выделить особенности современного этапа исследования родительских позиций (Т.А. Гурко, И. Ф. Дементьева, И. С. Кон, О. В. Молоховская, Т. Холдрен): отсутствие конкретности формулировки понятия «родительская позиция», отсутствие дифференцированности специфики материнской и отцовской родительских позицийналичие данных о влиянии родительской позиции на младших школьников и подростков и отсутствие подобных исследований в семьях дошкольников.

Невозможно построить какую-либо стройную систему знаний о родительских позициях, не исследовав позицию отца. Семейное положение мужчины, его семейные роли, влияние мужчины на становление психологического климата в семье остается зачастую вне поля зрения. При этом количество научных публикаций о роли матери в воспитании детей во много раз превышает число работ о роли отцовства (Г.С. Абрамова, Д. Боулби, М. Кляйн).

Разрозненность, фрагментарность сведений о семье, трудности получения информации из семьи объясняют отсутствие в современной психологической науке целостного представления о роли отца, его воспитательных возможностях в формировании личности ребенка-дошкольника.

Возникает ряд противоречий:

— между развитием самооценки дошкольников и изменением содержания воспитания в современной семье, связанного с неоднозначной ролью родительских позиций, которые влияют на развитие самооценки детей дошкольного возраста;

— между новым уровнем требования общества к личности ребенка дошкольного возраста и слабой разработанностью ее особенностей на данном этапе;

— между потребностью практики в исследовании и сопровождении развития личности ребенка во взаимодействии с отцом и недостаточностью научно-методических разработок данной проблемы.

Таким образом, поиск путей решения данной актуальной проблемы обусловил необходимость настоящего диссертационного исследования: «Связь социально-психологического типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольников».

Объект исследования — соотношение самооценки дошкольников и родительской позиции отца.

Предмет исследования — характеристики самооценки дошкольников в связи со спецификой типа родительской позиции отца.

Цель работы: исследование связи социально-психологического типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольников.

Данная цель конкретизировалась нами в постановке следующих основных задач исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию связи типов родительской позиции отца и самооценки дошкольников.

2. Определить специфику самооценки дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях материнского типа.

3. Выявить различия в компонентном составе родительских позиций отца и матери.

4. Разработать социально-психологическую типологию родительских позиций отцов.

5. Установить различия в самооценке девочек и мальчиков в каждом социально-психологическом типе родительской позиции отца.

6. Выявить социально-психологические механизмы связи самооценки дошкольников и родительской позиции отца.

Общая гипотеза исследования: характеристики самооценки дошкольников связаны с социально-психологическим типом родительской позиции отца и определяются ее компонентным составом.

Теоретическое предположение конкретизировалось в ряде частных эмпирических гипотез:

1. Самооценка детей из полных семей выше и адекватнее, чем у детей, воспитывающихся без отца.

2. Родительская позиция отца по содержательным характеристикам компонентного состава отличается от родительской позиции матери.

3. Совокупность различных параметров родительской позиции отца: отношение к ребенку, отношение к воспитательной практике, преобладающий тип отношения к себе как к родителю представляет ее социально-психологический тип.

4. Различия в самооценке девочек и мальчиков в имплицитной форме представлены в родительской позиции отца.

Теоретико-методологической основой исследования служат следующие подходы к пониманию развития ребенка в семье: социальной психологии взаимодействия (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, A.JI. Журавлев, В. Н. Мясищев, В. Н. Парфенов, Б. Д. Парыгин, J1.A. Петровская, АЛ. Свенциский), системный подход к изучению личности (А.В. Карпов, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). Теоретическую основу исследования составили основные общепсихологические положения теорий личности (А. Маслоу, Г. Олпорт, А.В. Петровский), положения социальной психологии о взаимодействии и общении (Г.М. Андреева, Э. Аронсон, ЯЛ. Коломенский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Мазилов, А.А. Реан), социальной психологии групп (B.C. Агеев, Р. Л. Кричевский, А.В. Петровский), социально-психологические исследования личности (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев), положения психологии детско-родительских отношений (А.Я. Варга, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер), подходы к изучению самооценки (Р. Берне, А. В. Захарова, И.И. Чеснокова).

При построении схемы эмпирического исследования использовались типологический (К.А. Абульханова-Славская) и номотетический (В. Виндельбанд, В. Н. Дружинин, Г. Риккерт) подходы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитический и теоретический (анализ литературы), анализ документов (контент-анализ), наблюдение, эмпирические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (корреляционный, кластерный анализы).

В эмпирической части работы были использованы следующие методики. Для изучения родительской позиции:

1) методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин;

2) опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера — для исследования отношения к воспитательной практике, выраженного в характере и типах нарушений семейного воспитания;

3) опросник для диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированный Л. Н. Собчик — для исследования отношения к себе как к родителю;

Для изучения самооценки дошкольника:

4) методика «Лесенка» И. Е. Валитовой, модифицированный вариант методики изучения самооценки С. Г. Якобсон — В. Г. Щур — для изучения уровня, адекватности, дифференцированное&tradeсамооценки.

5) проективная методика «Кинетический рисунок семьи» в модификации Р. Бернса и С. Кауфмана.

Методами статистической обработки данных являются: частотный анализкритерий углового преобразования Фишера (ср) для определения значимости различийконтент-анализ для уточнения определения «родительская позиция" — метод проверки на нормальность распределения Колмогорова-Смирнова (X) — коэффициент корреляции «т» Кендалла, коэффициент корреляции «г» Спирмена для изучения взаимосвязи основных составляющих родительской позиции отца и материкластерный анализ для построения типологии родительских позиций.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 г., осуществлялось на базе МДОУ г. Вологды № 12, 38, 94, 105. Выборку составили 893 человека: 305 дошкольников 4−7 лет, из них.

155 мальчиков и 150 девочек- 305 матерей (средний возраст 32 года, высшее образование имеют 142 матери, среднее — 163 матери) — 283 отца, (средний возраст 34 года, высшее образование имеют 115 отцов, среднее — 168 отцов). Семьи, принимавшие участие в исследовании, — однодетные, мужчины и женщины — состоящие единожды в браке.

Научная новизна исследования.

В диссертационном исследовании:

1) выделены и уточнены родительские позиции отца и матери как системы отношений личности родителя. Полученные результаты расширяют и углубляют представления о различиях реализации родительских позиций родителей обоего пола, учет которых важен в социально-педагогической практике, организации системы взаимодействия ребенка и родителя;

2) выделена и обоснована социально-психологическая типология родительских позиций отцов, которая определяется системой отношений личности родителя;

3) получены данные о характеристиках самооценки (уровень, адекватность, дифференцированность) дошкольника, которые углубляют научные представления о личностных особенностях ребенка на этом возрастном этапе;

4) определены различия в характеристиках самооценки девочек и мальчиков в каждом типе родительской позиции отца;

5) определено значение согласованности родительского отношения к ребенку и воспитательной практике отца и матери для развития самооценки дошкольника.

Теоретическая значимость исследования заключается. Результаты исследования вносят вклад в социально-психологическую теорию: уточнена психологическая сущность родительской позиции как системы отношений личности родителя (отца, матери), установлены различия в структурной организации систем родительского отношения отца и матери, исследована специфика отцовских родительских позиций в семьях дошкольников. Внесен вклад в психологию самосознания: обоснованы различия в характеристиках самооценки дошкольников при определенном типе родительской позиции отца. В работе описаны социально-психологические механизмы связи самооценки дошкольников и родительской позиции отца.

Исследование вносит вклад в социальную психологию, в частности в область исследования социально-психологической проблематики межличностного взаимодействия между родителями и детьми. Вклад в социальную психологию заключается в том, что расширено представление о социальном институте личности — семье, дополнено представление о сферах, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: общении и самосознании.

Практическая значимость исследования.

Полученные в ходе исследования данные вскрывают ряд слабых сторон организации жизни и воспитания детей в различных условиях и используются в практической работе психологов детских образовательных учреждений и социально-реабилитационного центра:

— с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений и с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по развитию адекватной самооценкис педагогами и родителями по целенаправленному обучению взаимодействию с детьми дошкольного возраста.

Также в просветительских целях результаты работы могут использоваться специалистами в учреждениях, осуществляющих психологическую подготовку будущих родителей.

Данные исследования могут использоваться при построении программ, компенсирующих недостатки семейного воспитания, могут быть включены в программу социально-психологического тренинга, направленного на формирование самосознания мужчины как отца в период перинатального развития ребенка, на улучшение внутрисемейного климата, на обучение общению в системе детско-родительских отношений.

Данные эмпирического исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по детской психологии, включены в содержание учебных программ курсов: «Психология личности», «Социальная психология», — для студентов педагогических и психологических специальностей ВУЗов.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Психолого-педагогические науки и социальная работа» (Вологда, 2006, 2007), научно-практическом семинаре «Формирование личности в современных условиях развития общества» (Вологда, 2006), международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2007), на международном конгрессе «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2008, Кострома, 2009), на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова (Ярославль, 2009), на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ (Вологда, 2009, 2010), на XII Международной научной конференции «Актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии» (Пермь, 2009), на Международной научной конференции «Психология и современный мир» (Архангельск, 2009), на Международной конференции «Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире» (Саратов, 2009).

Теоретические положения и данные эмпирической части в рамках просветительской работы легли в основу семинара «Родителям на заметку: общаемся с дошкольником» для сотрудников ОАО «МРСК Северо-Запада «Вологдаэнерго». Результаты исследования использовались при разработке коррекционно-развивающих программ и сопровождения психолого-педагогической деятельности в ДОУ г. Вологды № 12,38,94,105, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Феникс», применялись в научно-исследовательской работе лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Связь самооценки дошкольников с типом родительской позиции отца определяется компонентным составом родительской позиции: отношение к ребенку, преобладающий тип отношения к себе как к родителю и стиль воспитания.

2. Специфика самооценки дошкольников, воспитывающихся в различных типах (полных и неполных) семьи, заключается в следующем: дети из полных семей чаще, чем дети, воспитывающиеся без отца, оценивают себя высокими оценками. Эта особенность выражена сильнее у мальчиков.

3. Различие систем отношения личности отца и матери определяется отношением к ребенку и к воспитательной практике: в качестве доминирующего родительского отношения у матерей выступает контроль, у отцов — симбиоз. Предпочтительным стилем воспитания отцов является доминирующая гиперпротекция, матерей — повышенная моральная ответственность.

4. Социально-психологическая типология родительских позиций отца представлена 6 типами различных сочетаний родительского отношения: отвергающий, доминирующий, покровительствующий, опекающий, надзирающий, контролирующий.

5. Родительская позиция отца, являясь специфическим средством реализации отношения к ребенку, связана с развитием самооценки дошкольника: тип родительской позиции отца определяет уровень и адекватность самооценки дошкольников. При опекающей и контролирующей отцовских позициях у детей чаще встречаются высокие самооценки, чем при других типах родительской позиции отца. При опекающей родительской позиции отца у дошкольников ожидаемая оценка себя адекватна реальной оценке отцов.

6. Согласованность родительского отношения отца и матери определяет развитие высокой и адекватной самооценки у дошкольников.

Надежность и достоверность полученных результатов обусловлены: исходными методологическими и теоретическими предпосылкамиопорой на достижение современной социальной психологиииспользованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованиясодержательным и сравнительным анализом результатов, полученных на разных этапах исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, которые объединяют 12 параграфов, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 169 страницах, иллюстрируется 73 таблицами, 4 диаграммами, 1 графиком. В приложениях представлены материалы, не вошедшие в основной текст рукописи.

Список литературы

включает 275 источников, 18 из которых на иностранном языке.

Заключение

.

Важность исследования проблемы соотношения типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольника определяется значимостью влияния родителя на развитие ребенка, его личностное становление, поведение и общение.

Актуальность данного исследования основана на его теоретической важности и практической значимости, а также обусловлена недостаточностью разработки данного вопроса. Для разрешения указанных противоречий и ответов на поставленные вопросы сформулированы цель исследования, его задачи и гипотезы.

В настоящее время в связи с изменяющимися условиями среды, возрастанием требований общества к личности ребенка дошкольного возраста, внутренними семейными противоречиями порождает новые исследования по оптимизации процессов взаимодействия в диаде «родитель-ребенок», связанных с ролью родительских позиций.

В современной науке и практике понятие самооценки занимает ключевые позиции. Самооценка дошкольника представляет собой важнейшее многоуровневое сложноструктурированное личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции ребенком своего поведения и деятельности: у многих дошкольников она дифференцированна, высокая и адекватная.

В ходе нашего исследования были подтверждены выдвинутые гипотезы:

1. Самооценка детей из полных семей выше и адекватнее, чем у детей, воспитывающихся без отца.

2. Родительская позиция отца по содержательным характеристикам компонентного состава отличается от родительской позиции матери.

3. Совокупность различных параметров родительской позиции отца: отношение к ребенку, отношение к воспитательной практике, преобладающий тип отношения к себе как к родителю представляет ее социально-психологический тип.

4. Различия в самооценке девочек и мальчиков в имплицитной форме представлены в родительской позиции отца.

Проведенное исследование показало, что самооценка дошкольника как новая ступень его самосознания связана с наличием воспитательных воздействий со стороны отца, его определенным типом родительской позиции, которая выражается в направленности личности отца, в системе отношений к ребенку, стилю воспитания и к себе как к родителю. В дошкольном возрасте отец, его отношения с ребенком играют важную роль в процессе социализации его личности. Чем меньше ребенок привязан к отцу или принимаем отцом, тем ниже его самооценка.

На основе полученных в исследовании результатов можно сделать вывод о том, что особенности родительских позиций отца отражаются на развитии самооценки дошкольника через механизмы идентификации, которые обеспечивает процесс отождествления ребенком себя с отцом и его оценками с системой своих оценок. Исследование показало, что закономерным является то, что эмоциональное отношение ребенка к отцу определяется системой воспитательных воздействий, которая реализуется в процессе межличностного взаимодействия.

На наш взгляд дальнейшее исследование данной проблемы является актуальным. Использование результатов, полученных в ходе нашего исследования, в воспитательной и профилактической деятельности дошкольных учреждений, центров по подготовке к будущему отцовству, в развивающих программах, компенсирующих недостатки семейного воспитания, могут повысить эффективность взаимодействия отца и ребенка, внести коррективы в личностное развитие ребенка.

1. Самооценка дошкольников связана с типом родительской позиции отца. Эта связь определяется социально-психологическими характеристиками компонентного состава родительской позиции отца.

2. Социально-психологическая сущность родительской позиции отца (матери) заключается в направленности личности отца (матери), проявляющаяся в системе отношений личности родителя: к ребенку, к стилю воспитания, к себе как к родителю.

3. Доказано, что дошкольники (чаще мальчики) из полных семей имеют более позитивное представление о себе, они дают себе чаще высокие самооценки, чем дети из неполных семей. Самооценка детей из полных семей адекватна оценкам отцов. У большей части дошкольников самооценка дифференцирована, независимо от типа его семьи.

4. Родительские позиции отца и матери различны по стилю воспитания и родительскому отношению, а отношение к себе как к родителю может совпадать, но в различной степени доминирования: для отцов характерны симбиоз, инфантилизация, отвержениедля матерей — контроль, кооперация. Предпочтительным стилем воспитания отцов является доминирующая гиперпротекция, у матерей — повышенная моральная ответственность. Иерархии выборов отношения матерей и отцов к себе как к родителю не являются различными. Родители в равной степени себя демонстрируют как властно-лидирующих, независимо-доминирующих, прямолинейно-агрессивных.

5. Отношения к ребенку и воспитательной практике в 43% семей у отцов и матерей согласованны. Доказано, что чаще всего они согласованны в тех семьях, где отец и мать оба занимают доминирующую позицию в воспитании своего ребенка.

6. Построена социально-психологическая типология родительских позиций отцов. Выделено 6 родительских позиций: отвергающая, доминирующая, потворствующая, опекающая, надзирающая, контролирующая.

7. Выделенные типы родительских позиций связаны с возрастом и уровнем образования отцов: чем выше уровень образованности родителя и чем он старше, тем он более бдителен и ориентирован на ребенка.

8. При опекающем и контролирующем типе родительской позиции, у дошкольников чаще встречаются высокие самооценки. При опекающей родительской позиции отца у дошкольников ожидаемая оценка себя адекватна реальной оценке отцов. Опекающий тип родительской позиции отца позитивно отражается на личностном развитии дошкольника. При отвергающем, надзирающем типе родительской позиции у мальчиков чаще диагностируется низкая самооценка. Дети при отвергающей родительской позиции отца имеют слабую эмоциональную привязанность к членам своей семьи. При доминирующем типе в будущем мальчики чаще оценивают себя высокими самооценками. При покровительствующей позиции девочки дают себе больше высоких и средних самооценок, чем мальчики.

9. Если родительские отношения отца и матери при конкретном типе родительской позиции отца согласованны, то у детей диагностируется высокая самооценка. Выявлено, что высокая самооценка при согласованности поведения родителей, чаще встречается в тех типах родительской позиции отца, которые в целом оказывают позитивное влияние на характеристики самооценки.

10. В работе выявлены механизмы развития самооценки ребенка: идентификации, подражания, подчинения, рефлексии, запечатления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга- М.: Академия, 1996. — 224 с.
  2. , Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академический Проект, 2003. — 704 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности / К.А. Абульханова-Славская // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. -С. 18−25.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981. С. 19−44.
  5. , Н. Как развивается отношение к себе / Н. Авдеева И Дошкольное воспитание, 2006. № 3.- С. 103−110.
  6. , Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. 2005. — № 7. — С. 1 17−122.
  7. , B.C. Психология межгрупповых отношений / B.C. Агеев. М.: МГУ, 1983. — 144 с.
  8. , B.C. Специфика подходов перцептивных процессов в социальной психологии / B.C. Агеев, Г. М. Андреева // Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 136−146.
  9. , Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т2. — 288с.
  10. , Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев. М., Изв. АПН РСФСР, 1948. — Вып. 18. — С. 101−124.
  11. , Т.В. Социальная психология семьи как область научных исследований / Т. В. Андреева // Ананьевские чтения-2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009. — С. 20−23.
  12. , Г. М. Социальная психология и социальные изменения / Г. М. Андреева // Психологический журнал. 2005. — № 5.- С. 5−15.
  13. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004.-365 с.
  14. , Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, JI.A. Петровская М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с.
  15. , Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 5−7 лет: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. Е. Анкундинова. М., 1959. -17 с.
  16. , Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие окружающими / Е. В. Антонюк // Вестник МГУ. 1993. — № 4. — С. 25−34.
  17. , Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 416 с.
  18. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  19. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Издательство Московского университета, 1984. -105 с.
  20. , А. Теория социального научения / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  21. , А.С. Новое представление о раннем детстве / А. С. Батуев // Перинатальная психология и психология родительства. 2004. — № 2. -С. 31−47.
  22. , О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / О. В. Белановская. Минск: Вышэйшая школа, 2004. -102 с.
  23. , А.С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин — М.: Академия, 2000. 192 с.
  24. , О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста / О. А. Белобрыкина. Новосибирск: ГЦРО, 2000. — 155 с.
  25. , О.В. Общая психодиагностика. Методические указания / О. В. Белова. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 304 с.
  26. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  27. , Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р. С. Берне, С. Х. Кауфман. М.: Смысл, 2003.- 146 с.
  28. , А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы / А. А. Бодалев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. — № 2. — С. 13−17.
  29. , А.А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин — М.: Речь, 2006. 440 с.
  30. , А.А. Семья в психологической консультации / А. А. Бодалев, В. В. Столин М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  31. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  32. , Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. 1978. — № 4. — С. 168−179.
  33. , Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. —1976.6. С. 45−53.
  34. , А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект /
  35. A.К. Болотова // Вопросы психологии. 2006. — №.2. — С. 116−126.
  36. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова,
  37. B.П. Зинченко. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2006. — 672 с.
  38. , Ю.В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко. Москва -Обвинск: ИГ-СОЦИН, 2007. — 220 с.
  39. , JT.B. Что такое самооценка? / JI.B. Бороздина // Психологический журнал. 1992. — № 4. — С. 99−100.
  40. , Д. Привязанность / Д. Боулби. М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
  41. , Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: дис.. канд. психол. наук / Т. В. Брагина. Новосибирск, 2000.- 159 с.
  42. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  43. , А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. — 109 с.
  44. , С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе / С. А. Будасси // Вопросы психологии. 1971. — № 3.1. C. 138−143.
  45. , И.Е. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения / И. Е. Валитова. Минск: Ушверсггэцкас, 1999. -158 с.
  46. , И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте: дис.. канд. психол. наук. -М., 1990.-С. 84−85.
  47. , А .Я. Структура и типы родительского отношения: дис. канд. психол. наук / А. Я. Варга. М.: МГУ, 1986. — 206 с.
  48. , А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / А. Я. Варга,
  49. И.Ю. Хамитова // Журнал практического психолога. 2009. — № 2. -С. 5−14.
  50. , Н.Н. Психология личности. Спецпрактикум / Н. Н. Васильев. Вологда: Русь, 1998. — 64 с.
  51. , Н.Н. Особенности семейного воспитания в районах с разным уровнем урбанизации / Н. Н. Васягина // Журнал практического психолога. 2008. — № 2. — С. 15−22.
  52. , Н.Н. Феменология симбиотической зависимости в диаде мать ребенок / Н. Н. Васягина, Н. С. Глуханюк // Образование и на ка. -2004. — № 2. — С. 49−57.
  53. Венгер, A. JL Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 159 с.
  54. , Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 144 с.
  55. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  56. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. -368 с.
  57. , Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 208 с.
  58. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  59. , Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: ACT, 2000. 240 с.
  60. , Ю.Б. Введение в практическую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 352 с.
  61. , Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л .Я. Гозман, Е.И. Шлягина// Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 186−187.
  62. , В.А. К вопросу оценки pi самооценки у детей / В. А. Горбачева // Известия АПН РСФСР. -1948. Вып. 18. — С. 3−26.
  63. , И.В. Воспитательный климат семьи / И. В. Гребенников. -М.: Знание, 1976. 40 с.
  64. , Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т. А. Гурко // Социс. 1997. — № 11. — С. 72−79.
  65. , Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства / Т. А. Гурко // Социс, 2000. № 10. — С. 90−97.
  66. , В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1992. — № ½. — С. 22−33.
  67. , Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / Н. В. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследования М.: Ин-т педагогики и соц. работы, 2002. — Вып. 1. — С. 22−28.
  68. , Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. 2007. — № 4. — С. 10−13.
  69. , А.И. Группа: психология и этимология / А. И. Донцов // Вопросы психологии. 1983. — № 4.- С. 133.
  70. , А.И. К вопросу о механизмах формирования личности /
  71. A.И. Донцов//Психологические исследования. 1975. — Вып. 5. -С. 119 125.
  72. , А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 208 с.
  73. , В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. Екатеринбург.: Деловая книга, 2000. — 208 с.
  74. , В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие /
  75. B.Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  76. , Е.С. Детский сад и семья. Методика работы сродителями. Пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 144 с.
  77. , А.Н. Психология клана семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Н. Евсеева. Нижний Новгород, 2002. — 18 с.
  78. , М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. О. Ермихина. Казань: Изд-во КГТУ, 2004. — 22 с.
  79. , О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Флинта, 2003. — 336 с.
  80. , С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. С. Жигалин. Екатеринбург, 2004 — 27 с.
  81. , Ю.М. Позиция психолога-практика / Ю. М. Жуков // Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. — 2003. -С. 433- 440.
  82. Журавлев, A. J1. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования / A. J1. Журавлев // Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 2003. — С. 19−36.
  83. , Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 111−134.
  84. , А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. / А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — 320 с.
  85. , А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  86. , С.Б. Рождаемость и брачность в России / С. Б. Захаров, А. Е. Иванова // Социс. 1997.- № 7. — С. 70−80.
  87. , А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А. В. Захарова // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума.
  88. Таллин: ТПИ, 1980. С. 11−14.
  89. , А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника / А. В. Захарова // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — С. 270 273.
  90. , А.В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. Минск: Белинкоммаш, 1993. — 99 с.
  91. , А.В. Структурно динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 5−14.
  92. , В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. -М.: Ин-т гуманитарных исследований, 2001. -324 с.
  93. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин СПб.: Питер, 2002. — 557 с.
  94. , О.А. Цели и задачи коррекции детско-родительских отношений / О. А. Карабанова // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи», Т2. -М., 2003. С. 144−151.
  95. , О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2005. 320 с.
  96. , А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. — № 5. -С. 45−57.
  97. , А.В. Психология рефлексии /А.В. Карпов, И. М. Скитяева. -Институт психологии РАН. М., Ярославль: Аверс Пресс, 2002. — 304 с.
  98. , Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг / Н. В. Клюева. -Ярославль: Академия развития, 2001. 160 с.
  99. , Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
  100. , М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзеке, Дж. Райвери, П. Хаймани М., Академический Проект, 2001. — 399 с.
  101. , С.В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  102. , Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Я.Л. Коломинский, Е. А. Панько. Минск: Ушверсггэцкае, 1997.-237 с.
  103. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  104. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Наука, 1998. — 269 с.
  105. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  106. , Р.В. Введение в семейную психотерапию / Р. В. Коннер. -Новосибирск: Экор, 1999. 47 с.
  107. , Е.Н. Детские капризы. Что это такое и как с этим справиться? /Е.Н. Корнеева. — Екатеринбург: У- Фактория, 2004. 138 с.
  108. , Е.Н. Почему они такие разные? Характер и темперамент вашего ребенка / Е. Н. Корнеева. Ярославль: Академия развития, 2005. -160 с.
  109. , Т. Психологическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. 2005. — № 6. -С. 13−22.
  110. , Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. В. Костяк. М.: Академия, 2008. — 176 с.
  111. , А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Прегуда, О. А. Шаграева. М.: Академия, 2003. — 176 с.
  112. , Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  113. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 449 с.
  114. , Е.В. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада / Е. В. Красная, В. Н. Панферов // Вопросы психологии. 1990. — № 7. — С. 59−65.
  115. , P.JI. Межличностное восприятие в группе / P. J1. Кричевский // Вопросы психологии.- 1982. № 5.- С. 151−153.
  116. Кричевский, P. J1. Психология лидерства / P.JI. Кричевский. М.: Статут, 2007. — 542 с.
  117. , Р.Л. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства / Р. Л. Кричевский, М. М. Смирнова // Вопросы психологии. -1981. № 3.- С. 110−114.
  118. , И.В. Основы семейного воспитания / И. В. Крупина. М.: Педагогика, 1996. — 530 с.
  119. , М.Н. Математические основы психологии. Методические рекомендации / М. Н. Крутцова. Вологда: Русь, 2005. — 72 с.
  120. , Т.Л. Поведение дошкольников в ситуации детско-родительских конфликтов / Т. Л. Кузьмишина // Вопросы психологии. -2007.-№ 1.-С. 38−45.
  121. , И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2004. — 464 с.
  122. , Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. М.: Академия, 1999. — 232 с.
  123. Лексикон социальной работы: Учебное пособие / Гл. ред.
  124. С.М. Кибардина, Т. А. Поярова. Вологда: Русь, 2005. — 540 с.
  125. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  126. , А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. М.: Смысл, Академия, 2004. — 527 с.
  127. , А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  128. , А.И. Психология самооценки школьника: автореф. докт. дне. / А. И. Липкина. М., 1968. — 35 с.
  129. , М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. -М.: Воронеж, 1997. 384 с.
  130. , М.И. Психология самопознания у дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. Кишинев: Штиинца, 1983. — 112 с.
  131. , М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  132. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — Л.: Медицина, 1977. 67 с.
  133. , Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми / Т. В. Лодкина Вологда: Русь, 1998. — 133 с.
  134. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  135. , Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1997 -688 с.
  136. , Л.И. Педагоги, родители и дети / Л. И. Маленкова. М.: ТОО «ИнтелТех», Правление о-ва «Знание» России, 1994. — 304 с.
  137. , Т.А. Воспитание дошкольника в семье / Т. А. Маркова, — М.: Просвещение, 1979.-318 с.
  138. , Т.Н. Семья как объект и субъект социальной работы.
  139. Учебно-методическое пособие к курсу «Семьеведение» / Т. Н. Мартынова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — Ч. 1. — 32 с.
  140. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. -478 с.
  141. Матейчик, 3. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье / 3. Матейчик // Воспитание детей в неполной семье / 3. Марова, Н. М. Ершовой. М., 1980. — С. 70−98.
  142. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. — М.: Класс, 1994, — 144 с.
  143. , Б.Г. Большой психологический словарь /Б.Г.Мещеряков, В. П. Зинченко.- М.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с.
  144. , С.Ю. С чего начинается личность / С. Мещерякова, Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. -2004. № 8. — С. 86−90.
  145. , С.И. Проблемы современной семьи и консультирование семей в социальной работе / С. И. Михайлова, У. Цинда — Вологда: Русь, 2000.- 128 с.
  146. , О.В. Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца / О. В. Молоховская // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. — С. 136−145.
  147. , О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? / О. Н. Молчанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики.2006. № 2. — С. 23−51.
  148. , И.В. Проблема самооценки в психологии: Учеб.-метод, материалы по дисциплине «Основы общей психологии» / И. В. Муромцева. Вологда: Русь, 2004. — 35 с.
  149. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 1999. — 456 с.
  150. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.- Воронеж: МОДЭК, 1995.-356 с.
  151. , Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности / Е. Е. Насиновская, Е. З. Басина // Вестник Московского ун-та. 1977. — № 4. — С. 33−41.
  152. , Н.В. Психологическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. М.: Владос, 2002. — 256 с.
  153. , И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб: Речь, 2001. — 496 с.
  154. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  155. , Л.Ф. Возрастная психология /Л.Ф. Обухова — М.: Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
  156. Общая психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  157. Общение. Дети 5−7 лет. / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Ярославль, Академия развития, 2006 — 160 с.
  158. , Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Р. В. Овчарова. М.: Издательский центр Академия, 2005. — 368 с.
  159. , Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
  160. , Р.В. Психологическое сопровождение семьи и семейноговоспитания / Р. В. Овчарова. Курган: Издательство Курганского исследовательского института, 2002. — 73 с.
  161. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азь, 1994. — 928 с.
  162. , Г. В. Становление личности: Избранные труды / Г. В. Олпорт.-М.: Смысл, 2002.-462 с.
  163. , Г. В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт. СПб.: КСП+, Ювента, 1998. — 345 с.
  164. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н. Н. Посысева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
  165. , С.Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. М.: Смысл, 1993. — 32 с.
  166. , С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. М.: Издательство МГУ, 1991. — 108 с.
  167. , М.А. Игротерапия общения / М. А. Панфилова.- М.: Гном и Д, 2000. 145 с.
  168. , В.Н. Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики / В. Н. Парфенов.- СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. 253 с.
  169. , Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999 — 592 с.
  170. , Б.Д. Социальная психология / Б. Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
  171. , Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  172. , Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б. Д. Парыгин. М.: Наука, 1981. — 192 с.
  173. , Л.А. Общение компетентность — тренинг /Л.А. Петровская. — М.: Смысл, 2007. — 686 с.
  174. , А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. М.: Знание, 1981. — 95 с.
  175. , А.В. Психология о каждом из нас / А. В. Петровский. М.: Российский открытый университет, 1992. — 332 с.
  176. , В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Психологический журнал -2000. -№ 1. С. 28−36.
  177. , М. Ты нужен мне, папа! / М. Питенина // Дошкольное воспитание. 2004. -№ 11.- С. 111−112.
  178. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  179. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 688 с.
  180. Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1972. — 167 с.
  181. , Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е. В. Прима, Л. В. Филиппова, И. Н. Кольцова. М.: Владос, 2002. — 224 с.
  182. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / А. В. Петровского. М.: ПЕРСЭ, 2005 — 176 с.
  183. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 479 с.
  184. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 224 с.
  185. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  186. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-Еврознак, 2005. — 411 с.
  187. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики итесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2006. — 672 с.
  188. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. -СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  189. , Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2005. -320 с.
  190. , А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов /
  191. A.А. Реан. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  192. , Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина.- М.: Педагогика, 1988. 230 с.
  193. , К. О становлении личности. Психотерапия глазами психотерапевта / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 478 с.
  194. , Г. Супружество, материнство и отцовство / Г. Розанаева. — М.: Полынно, 1984. 143 с.
  195. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999.-705 с.
  196. , Е.Н. Структурная организация самосознания матери / Е. Н. Рыбакова // Журнал практического психолога. 2007. — № 2 — С. 116 122.
  197. , Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура / Е. А. Савина // Семейная психология и семейная терапия. -2001.-№ 3.-С. 85−99.
  198. , Е.Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект пресс, 2001. — 515 с.
  199. , Е.Е. Отрочество (Подростковый возраст) / Е. Е. Сапогова. // Психология развития человека: Учебное пособие / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2001. С. 326−348.
  200. , В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения /
  201. B.Ф. Сафин // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 62−72.
  202. , A.JT. Социальная психология / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2003. — 336 с.
  203. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 350 с.
  204. , Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родигельских отношений / Н. Ю. Синягина. М.: Владос, 2001. — 54 с.
  205. , Б.Ф. Технология поведения / Б. Ф. Скиннер // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Издательство МГУ, 1994. — С. 3046.
  206. , Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов / Т. П. Скрипкина, Э. К. Гульянц. Ростов-на-Дону.: Издательство РГПУ. — 1993. — 112 с.
  207. , Е. Роль отца в социализации детей в семье / Е. Сластикова // Вестник НСО. Психолого-педагогические науки и социальная работа. -Вологда: Русь, 2006. № 4. — С. 43−47.
  208. , Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. -М.: Владос, 2005.- 158 с.
  209. , Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье / Е. О. Смирнова, B.C. Собкин, О. Э. Асадулина и др. // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 18.
  210. , Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 3−14.
  211. , Е.О. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме / Е. О. Смирнова, А. Е. Лагутина // Вопросы психологии. — 1991. -№ 6. С. 34−37.
  212. , Л.II. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. М.: Ин-т прикладной психологии, 1997. — 480 с.
  213. , Е.Т. Я-образ тела / Е. Т. Соколова // Хрестоматия по психологии самосознания / под ред О .Я. Райгородского. Самара: Бахрам-М, 2000. — С. 406−410.
  214. Социальная работа: Теория и практика. Учебное пособие / Е. И. Колостова, А. С. Сорвина. М.: ИНФРА, 2002. — 427 с.
  215. , А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви / А. С. Спиваковская. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  216. , Е.Н. Стили семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. 2001. — № 4. с. 71−84.
  217. , А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  218. , Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук / Р. Б. Стеркина. М., 1977 — 24 с.
  219. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983. -285 с.
  220. , Е.С. Методика PARI / Е. С. Шеффер, Р. К. Белл // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: БАХРАХ-М, 2008. С. 436−438.
  221. , А.А. Советские тендерные контракты и их трансформация в современной России / А. А. Темкина, А. Ротркирх И Социологическое исследования. 2002. — № 11. — С. 4−15.
  222. Теория личности в западно-европейской и американской психологии / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1996. — 480 с.
  223. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) / А. А. Карелин // Психологические тесты в 2 т. М.: Владос, 2001. — Т2. — С. 144−152.
  224. , В.Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. -М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  225. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель, — 2006. — 1054 с.
  226. , B.C. Психологическое здоровье семьи / B.C. Торохтий, О. Г. Прохорова. СПб.: КАРО, — 2009. — 160 с.
  227. , Л.И. От самооценки в игре к познанию себя. / Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 4. — С. 20−21.
  228. , Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л. И. Уманец // Вопросы психологии. 1986. — № 11. — С. 61−67.
  229. , Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1999. — 96 с.
  230. , Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. М.: Владос, 1995.-291 с.
  231. , Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. О. Федотова. М., 1985. — 20 с.
  232. , Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г. Г. Филиппова// Психологический журнал. -1999.- № 5. С. 81−88.
  233. , Ю.В. Ребенок учится общаться: От рождения до 5 лет / Ю. В. Филлиппова.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 224 с.
  234. , Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. М.: Издательство института психотерапии, 2002. — 240 с.
  235. Философский словарь / И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. — 720 с.
  236. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. 342 с.
  237. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе / 3. Фрейд. М.: ACT, 2006. — 400 с.
  238. , Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
  239. , К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ /
  240. К. Хорни. М.: Директ-Медиа, 2008. — 825 с.
  241. , JI. Теория личности / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2009. — 607 с.
  242. , В.М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. -М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. — 272 с.
  243. , А.А. Тендерная психология / А. А. Чекалина. М.: Ось-89, 2006. — 256 с.
  244. , О.Е. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей /О.Е. Черствая. Вологда — Москва: Русь, 2005. — 90 с.
  245. , О.Е. Семейный уклад и карьера. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений / О. Е. Черствая, Е. В. Киселева. Вологда-Москва: Русь, 2005. — 160 с.
  246. , И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — 142 с.
  247. , И.И. Психологическое исследование самосознания / И. И. Чеснокова // Вопросы психологии. -1984. № 5. — С. 162−164.
  248. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  249. , О.В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье: дис.. канд. психол. наук / О. В. Шапатина. М., 2001. — 184 с.
  250. , А.З. Тема семьи в психологии 21 века: пророчества и прогнозы / А. З. Шапиро // Семейная психология и семейная терапия. -2003. № 2. — 124 с.
  251. , Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2003. — 656 с.
  252. , Т. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т. Шилова. М.: Айрис-Пресс, 2005. — 176 с.
  253. , Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. —
  254. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 382 с.
  255. , Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
  256. , И.В. Возрастная психология / И. В. Шоповаленко — М.: Гардарики, 2005. 349 с.
  257. , Э.Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. М., 1994. — 96 с.
  258. , Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
  259. , Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.
  260. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.
  261. , Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  262. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. Обнинск: Принтер, 1993 — 390 с.
  263. , Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просвещение, 2003. — 142 с.
  264. , П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон. М.: Учпедгиз, 1956.-190 с.
  265. , С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии 1985. — №. 3. — С. 55−61.
  266. Barth, S. Vaterschaft im Wandel / S. Barth // Sozialmagazin 2000. — Heft. -S. 14−22
  267. Becker, C.S. A Treatise on the family / C.S. Becker. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991. — 304 p.
  268. Camus, J. Vater. Die Bedeutung des Vaters fur die psychische Entwicklung des Kinder / J. Camus/ Beltz, 2001. — 200 S.
  269. Canitz, H.- L.v. Vater. Die neue Rolle des Marines in der Familie / H.- L.v. Canitz. Frankfurt /М. — Berlin — Wien, 1982. — 264 S.
  270. De Mause, L. Evolution der Kindheit / De Mause L // Hort ihr die Kinder weinen. Eine psychogenetische Geschichte der Kindheit. Hrsg. Ders. -Frankfurt / M.: 1977. — S. 12−111.
  271. Erziehungsqualitat im Kindergarten Forschungsergebnisse und Erfahrungen / Hrsg. W.E. Fthenakis, H. Eirich. — Freiburg: Lambertus, 1998. -208 S.
  272. Fthenakis, W.E. Vater. Band II. Zur Vater-Kind-Beziehung in verschiedenen Familien-Strukturcn. Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1988. — S. 5.
  273. Heiliger, A. Der Mythos von den neuen Vatern / A. Heiliger // Sozialmagazin. 1989. — Heft I. — S. 14−22.
  274. Horst, P. Das Drama der Vaterentbehrung Chaos der Gefuhle Krafte der Heilung / P. Horst. — Freiburg: Herder, 1999. — 223 S.
  275. Horst, P. Vater sind anders als ihr Image: schwierige Rollenfindung und mangelnde gesellschaftliche Achtung / P. Horst // Theorie und Praxis der Sozialpadagogik. 2000. — № 3. — S. 52−55.
  276. Ihinger Tallman, M. Developing a midde — range teory of fater involrement postdivorce / M. Ihinger — Tallman, K. Pasley, C. Buehler // Fatherhood: Contemporary theory, research, and social policy. — Thousand Oaks: Sage Publications, 1995. — P. 55−77.
  277. Lamb, M.E. Paternal behavior in humans / M.E. Lamb, J. Pleck, E.L. Charnov, J.A. Lavine // American Zoologist. 1985. — № 25. — P. 883 894.
  278. Marsiglio, W. Father’s diverse life course patterns and roles: Theory and social interventions / W. Marsiglio // Fatherhood: Contemporary theory, research, and social policy. — Thousand Oaks: Sage Publications, 1995. P. 78— 101.
  279. Mruk, С. Self-esteem: Research, theory, and practice / C. Mruk. N.Y.: Springer, 1995.-230 p.
  280. Schmidt Denter, U. Gruppenintervention fuer Kinder aus Trcnnungs- und Scheidungsfamilien — Ein Literaturueberblick / U. Schmidt-Denter, Schmitz H. // Psychologie in Erziehung und Unterricht. — 1997. — 44, N 1. — S. 13−26
  281. Schneider W. Die neuen Vater Chancen und Risiken. Zum Wandel der Vaterrolle in Familie und Gesellschaft. — Augsburg, AV-Verlag, 1989. — S. 9.
  282. Snarey, J. How fathers care for the next generation: A four-decade study / J. Snarey. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993. — 356 p.
  283. Stechhaminer, B. Der Vater als Interaktionspartner des Kindes. Ein padagogischer Bcitrag zur Erfassung sozialer Bedingtheiten des vaterlichen Interaktionsverhaltens / B. Stechhammer. Frankfurt / M.: Stephens, 1981. -S. 14−17.
  284. Средние значения уровня самооценки дошкольников1. Диаграмма 1
  285. Уровень актуальной самооценки дошкольниковв неполная семья Ш полная семьяs 1 ф о ^ о5 3 «s: о л с >s л J3 X фо X >, X t- ф1. Q. о с- к го ф У1. О X с- с го Q. X Sс >? о. >, с£ О) 1-фл о. г ¦а1. X 5 ъс го го ф о1. X н Q. го1. Диаграмма 2
  286. Уровень ретроспективной самооценки дошкольников2,352,082,16
  287. Неполная семья I Полная семья
  288. Уровень прогностической самооценки дошкольников
  289. Эмпирическое распределение данных у матерей и отцов системотношения
Заполнить форму текущей работой