Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Фармакоэпидемиологический и клинико-экономический анализ лекарственного обеспечения для отдельных групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении сельских жителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации более 30 миллионов человек, отнесенных к 31 категории заболеваний и 41 группе населения, при амбулаторном лечении имеют право на получение лекарственных средств бесплатно или с 50%-й скидкой со стоимости. При этом ограничения по номенклатуре лекарственных средств для льготного отпуска установлены даже не для всех заболеваний, входящих в этот перечень. Лицам, отнесенным… Читать ещё >

Содержание

  • Список принятых сокращений
  • Введение
  • Глава I. Обзор литературы

1.1. Социально-экономические и медицинские аспекты проблемы 9 льготного лекарственного обеспечения и необходимость его регулирования для категорий граждан имеющих право на льготы при амбулаторном лечении

1.2. Варианты государственного регулирования лекарственного 10 обеспечения в странах Европы

1.3. Клинико-фармакологические методы оптимизации льготного 14 лекарственного обеспечения

Фармакоэпидемиологический и клинико-экономический анализ лекарственного обеспечения для отдельных групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении сельских жителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Льготное лекарственное обеспечение декретированных групп населения является неотъемлемой частью социальной помощи населению. Общественная значимость этой проблемы резко возрастает в условиях экономической нестабильности, когда здравоохранение Российской Федерации вынуждено интенсивно использовать свои ограниченные ресурсы для обеспечения необходимого уровня лекарственной помощи населению.

В Российской Федерации более 30 миллионов человек, отнесенных к 31 категории заболеваний и 41 группе населения, при амбулаторном лечении имеют право на получение лекарственных средств бесплатно или с 50%-й скидкой со стоимости [102]. При этом ограничения по номенклатуре лекарственных средств для льготного отпуска установлены даже не для всех заболеваний, входящих в этот перечень. Лицам, отнесенным к льготным группам населения, законодательно предоставлено право на получение любых лекарственных средств. Количественные нормативы льготного отпуска лекарств ни в том, ни в другом случае не установлены [91].

Несмотря на существенные различия в построении и финансировании здравоохранении, во всех развитых странах можно выделить несколько общих тенденций, определяющих формирование стратегии развития системы здравоохранения:

• ни в одной стране мира нет достаточных финансовых ресурсов для покрытия потребностей национального здравоохранения;

• очевидно, что вред приносит как недостаток квалифицированной помощи, так и применение лишних процедур без должных показаний;

• пациенты, как правило, не в состоянии самостоятельно без помощи специалиста-медика правильно оценить необходимость применения тех или иных вмешательств и их результативность, благодаря чему свободный доступ к специализированной помощи отнюдь не способствует адекватному расходованию средств;

• оптимизация расходования средств является всеобщей, мировой проблемой.

Функционирование здравоохранения в условиях ограниченного финансирования требует определения объема медицинской помощи, расходы на оказание которой покрывались бы из бюджетно-страховых средств без привлечения личных средств граждан. Ограничение доступности отдельных видов помощи — залог сохранения социально ориентированного здравоохранения в целом [20]. В связи с этим с 1 января 2005 года предпринята попытка модернизации государственного регулирования льготного лекарственного обеспечения, известная как «монетизация льгот». Этот проект лишь вершина айсберга, в котором сосредоточились все современные проблемы здравоохранения, медицины, врачей и больных, сформировавшихся в процессе новых отношений в экономике за последние 15 лет [16]. Очевидно, что их решение не будет плавным, простым и одноэтапным, а будет формироваться в сложных и противоречивых условиях как медицинского, так и социально-политического плана [31]. Однако, «монетизация льгот», сути льготного лекарственного обеспечения не затронула, изменились исключительно механизм и источник финансирования льготных средств [90]. Поэтому накопленный опыт позитивных и негативных результатов до «монетизации льгот» остается не только актуальным, но и востребованным для оценки последующего развития событий. Одним из направлений в решении проблем лекарственного обеспечения и льготного, в том числе является клинико-фармакологический подход [1, 4, 13, 16, 17, 19,20,96].

В связи с этим цель исследования заключалась в установлении значения фармакоэпидемиологических и клинико-экономических методов для оптимизации лекарственного обеспечения отдельных групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении.

Задачи:

1. Изучить медико-социальный портрет потребителей лекарственных препаратов в отдельных группах населения, имеющих право на льготы.

2. Провести фармакоэпидемиологический анализ классов и групп лекарственных средств в группах населения, имеющих право на льготы.

3. Изучить клинико-экономические аспекты льготного лекарственного обеспечения в выделенных группах населения.

4. Предложить мероприятия по улучшению работы клинического фармаколога, направленные на оптимизацию льготного лекарственного обеспечения.

Научная новизна исследования. Впервые на основании комплексного клинико-фармакологического исследования изучен медико-социальный портрет потребителей льготных лекарственных средств, установлены фармакоэпидемиологические и клинико-экономические характеристики льготного лекарственного обеспечения, выявлены их особенности в отдельных группах населения и категориях заболеваний сельских жителей. Обоснованы новые положения об организации работы клинического фармаколога.

Практическая значимость. Разработана компьютерная программа персонифицированного учета движения лекарственных средств «Аптека ЛПУ» (Свидетельство № 2 004 612 682 от 14.12.2004), автоматизированная информационная система «Льготные рецепты» (Свидетельство № 2 005 610 424 от 15.02.2005), позволяющие реализовать данную задачу, в том числе и в рамках программы «монетизации льгот» для категорий лиц, получающих льготы на территориальном уровне. Предложены изменения в функциональных обязанностях клинического фармаколога, с включением оценки потребности в объеме и ассортименте лекарственных средств и контролем за их использованием, предоставление научно-обоснованных рекомендаций по оптимизации льготного лекарственного обеспечения на основе фармакоэпидемиологического мониторинга и динамики клинико-экономических показателей.

Положения, выносимые на защиту.

1. Потребление лекарственных средств, приверженность к лечению и клинико-экономическая эффективность льготного лекарственного обеспечения в значительной степени определяется медико-социальной характеристикой льготных групп населения.

2. Кпинико-экономическая эффективность льготного лекарственного обеспечения существенным образом зависит от оснований, послуживших поводом для предоставления льгот.

3. Для оптимизации льготного лекарственного обеспечения целесообразно использование развернутого клинико-фармакологического анализа и, соответственно, изменение функциональных обязанностей клинического фармаколога.

Внедрение. Результаты исследования используются в работе лечебно-профилактических учреждений Челябинской области, при разработке вопросов законодательного регулирования организации медицинской помощи сельским жителям и дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан Комитетом по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания России. Основные положения работы используются в циклах последипломного образования на кафедре терапии, клинической фармакологии и эндокринологии и на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО УГМАДО Росздрава.

Апробация работы. Основные положения работы представлены на V областном съезде врачей Челябинской области (2004), на заседаниях Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации (2005). Апробация диссертации состоялась на совместном заседании кафедры терапии, клинической фармакологии и эндокринологии, кафедры терапии фтизиопульмонологии и профпатологии, кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО УГМАДО Росздрава и кафедры фармакологии, кафедры внутренних болезней и военно-полевой терапии, кафедры клинической фармакологии и профпатологии ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ.

ВЫВОДЫ.

1. Имеется три медико-социальных типа пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, отличающиеся по выбору специалиста, приверженности к лечению, эффективности терапии, клинико-экономической рациональности лекарственной помощи.

2. Первый тип это группа инвалидов и пожилых людей, преимущественно с сердечно-сосудистой патологией. Наблюдаются у участкового терапевта, часто обращаются за медицинской помощью, но пользуются и другими источниками при выборе препарата. Лечатся не систематически, оценивают лечение как малоэффективное, часто используют биологически активные добавки. Характерен высокий процент отказа от лечения вообще. Лекарственная помощь избыточна. Потребляется 10 классов, 41 группу лекарственных средств, из которых 10,7% относится к дополнительным.

3. Второй тип это пациенты с высокой зависимостью состояния здоровья и качества жизни от лечения (больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, психическими заболеваниями). Лечатся у врачей специализированного приема. Высокопривержены к лечению, которое принимают постоянно и оценивают его как эффективное. Лекарственное обеспечение более оптимизировано. Потребляют 9 классов, 21 группу лекарственных средств, из которых 4,5% относятся к дополнительным.

4. Третий тип это больные дети. Наблюдаются в равной степени, как у участкового педиатра, так и врачей специализированного приема. Обращаются за помощью редко. Лечение принимают регулярно. Наиболее оптимальный вариант лекарственного обеспечения: потребляют 8 классов, 16 групп лекарственных средств, из которых только 2,3% относится к дополнительным.

5. Лидерами по затратам в 1-ом медико-социальном типе являются сердечно-сосудистые препараты, на которые расходуется 25,3% всех средств, во 2-ом — препараты для лечения основного заболевания (82,4% средств) и в 3-ем бронхо-легочные препараты (31,9% средств).

6. Клинико-экономические показатели льготного лекарственного обеспечения указывают на возможность его качественного улучшения. Так затраты на категорию жизненно-важных и жизненно-необходимых лекарственных средств льготного обеспечения (по частоте) составляют 92,2% в 1-ом, 87,4% во 2-ом и 92,8% в 3-ем медико-социальном типах.

7. Работа клинико-фармакологического плана с пациентами льготных категорий является недостаточной. Включение расширенных клинико-фармакологических мероприятий (фармакоэпидемиологических, клинико-экономических и организационно-методических) в анализ и реализацию льготного лекарственного обеспечения существенное условие его оптимизации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой