Совершенствование технологии и инструментального обеспечения формообразования и упрочнения бесстыкового рельсового пути
К одной из причин выхода рельсов их строя по дефектам усталостного разрушения подошвы рельса в зоне сварных швов можно отнести повреждения поверхности подошвы рельса, возникающие при выполнении операции удаления литников. Литники, расположенные на подошве рельса сварных швов, обрубаются ручным способом. После удаления литников на подошве рельса возможно образование вырывов и трещин, которые… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Предмет и задачи исследования, состояние вопроса
- 1. 1. Анализ существующих способов сварки железнодорожных рельсов
- 1. 2. Особенности технологического процесса сварки рельсов алюминотермитным способом
- 1. 3. Сравнительная оценка возможных методов повышения качества алюминотермитных сварных соединений рельсов
- Глава 2. Исследование твердости и структуры алюминотермитных сварных соединений рельсов
- 2. 1. Материал и методика исследований
- 2. 2. Структура и твердость сварного шва и зон термического влияния
- 2. 2. 1. Головка рельса
- 2. 2. 2. Шейка рельса
- 2. 2. 3. Подошва рельса
- 3. 1. Методика проведения эксперимента по ударному пластическому деформированию
- 3. 2. Влияние ударного пластического деформирования на микротвердость и глубину упрочнения сварных соединений с использованием инденторов различного профиля
- 3. 2. 1. Упрочнение индентором со сферическим торцом
- 3. 2. 2. Упрочнение индентором с плоским торцом
- 4. 1. Обоснование совершенствования технологической операции удаления литников
- 4. 2. Исследование процесса кристаллизации алюминотермитного сварного соединения рельса
- 4. 3. Оценка энергоемкости технологической операции удаления литников
- 5. 1. Обоснование конструкции оборудования
- 5. 2. Расчет основных параметров привода оборудования
- 5. 3. Конструкция унифицированного оборудования для реализации разрабатываемых технологических операций
- 5. 4. Предлагаемый технологический процесс механической обработки алюминотермитных сварных соединений рельсов
- 5. 5. Оценка контактно-усталостной прочности, твердости и структуры сварных соединений после обработки по предлагаемой технологии
- 5. 5. 1. Методика оценки контактно-усталостной прочности
- 5. 5. 2. Результаты испытаний
- 5. 5. 3. Влияние поверхностного пластического деформирования на твердость и микроструктуру головки рельса сварных соединений
- 5. 5. 4. Оценка макроструктуры подошвы рельса сварного соединения после удаления литников с помощью оборудования
Совершенствование технологии и инструментального обеспечения формообразования и упрочнения бесстыкового рельсового пути (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие железных дорог Российской Федерации выдвигает новые требования к верхнему строению пути, в том числе связанные с ликвидацией стыков в пределах стрелочных переводов и звеньевых участков. При создании бесстыкового пути применяют контактный и алюминотермитный способы сварки. В странах Западной Европы и США способ алюминотермит-ной сварки (АЛТС) завоевал большую популярность — им сваривают стыки не только в районе стрелочных переводов, но и на перегонах основного пути. В России АЛТС в большей степени проводится в труднодоступных местах стрелочных переводов, на мостах, в тоннелях и кривых малого радиуса, где выполнение контактной сварки невозможно.
Анализ применения сварных соединений рельсов, полученных алюмино-термитной сваркой на Западно-Сибирской железной дороге, показал, что в процессе эксплуатации возникают такие дефекты, как смятие головки рельса и усталостное разрушение подошвы в зоне сварных швов. Это снижает надежность рельсовых соединений и, как следствие, безопасность движения поездов.
Следует отметить, что в литературе недостаточно сведений о причинах возникновения дефектов смятия головки рельса в зоне алюминотермит-ных сварных соединений. Поэтому для решения проблемы необходимо проведение дополнительных исследований, направленных на изучение свойств сварных соединений рельсов, выполненных алюминотермитной сваркой, и технологических методов повышения их эксплуатационной стойкости.
К одной из причин выхода рельсов их строя по дефектам усталостного разрушения подошвы рельса в зоне сварных швов можно отнести повреждения поверхности подошвы рельса, возникающие при выполнении операции удаления литников. Литники, расположенные на подошве рельса сварных швов, обрубаются ручным способом. После удаления литников на подошве рельса возможно образование вырывов и трещин, которые, являясь концентраторами напряжений, увеличивают вероятность появления усталостных трещин в подошве рельсов при эксплуатации бесстыкового пути. Для уменьшения таких дефектов в сварных швах требуется совершенствование технологии бесстыковых рельсовых соединений, например, путем механизации операции удаления литников. Однако для механизации этой операции в полевых условиях необходима разработка мобильного оборудования.
Учитывая современные тенденции к увеличению количества бесстыковых рельсовых соединений, работа, посвященная совершенствованию технологии выполнения алюминотермитных сварных соединений рельсов в полевых условиях, является актуальной.
Цель работы заключается в повышении эксплуатационной стойкости алюминотермитных сварных рельсовых соединений бесстыкового пути за счет совершенствования технологии монтажа в полевых условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи.
1. Выявить причину образования дефектов смятия головки рельса в зоне сварных соединений рельсов, полученных алюминотермитной сваркой.
2. Исследовать возможность применения поверхностного пластического деформирования для повышенияэксплуатационных свойств сварных швов головки рельсов.
3. Установить функциональные зависимости микротвердости и глубины упрочненного слоя от энергии единичного удараприобработке поверхностным пластическим деформированием алюминотермитных сварных соединений рельсов.
4. Разработать конечно-элементную модель процесса кристаллизации алюминотермитного сварного соединения рельса с применением программного комплекса.
5. Обосновать необходимость совершенствования технологической операции удаления литников в зоне подошвы рельса алюминотермитных сварных соединений.
6. Определить энергоемкость технологической операции удаления литников на основе математического моделирования.
7. Разработать оборудование для выполнения в пути технологических операций упрочнения поверхности катания головки рельса в зоне алюмино-термитных сварных соединений и удаления литников, представляющего собой многофункциональную машину ударного действия.
Методы исследований. Представленные в работе результаты получены на основе экспериментальных исследований с использованием апробированных методик, измерительных приборов и оборудования. Моделирование процесса кристаллизации сварного соединения рельса осуществлялось с помощью сертифицированного программного комплекса ЬУМР1оу. Статистическая обработка результатов выполнялась с использованием сертифицированной программы БТАТКТГСА 6.0.
Достоверность и обоснованность полученных, результатов. Теоретические и экспериментальные исследования базируются' на5 основных положениях технологии машиностроения, материаловедения, машиноведения и статистической обработки*.данных.
Научная новизна:
1'. Получены* функциональные зависимости микротвердости, и глубины упрочненного слоя от технологических параметров при обработке поверхности катания алюминотермитных сварных соединений рельсов пластическим деформированием.
2. Введен интегральный показатель удельной энергии единичного удара, позволяющий определить режимы обработки поверхностным пластическим деформированием, обеспечивающие получение необходимых параметров твердости и глубины упрочнения сварных соединений рельсов, выполненных алюминотермитной сваркой.
3. Разработана конечно-элементная модель процесса кристаллизации алюминотермитного сварного соединения рельса в программе ЪУМИоу, позволяющая оценить распределение температурного поля по сечению сварного соединения рельса в процессе его кристаллизации. Впервые изучен характер изменения температуры по сечению алюминотермитного сварного соединения рельса в процессе охлаждения. Практическая ценность.
1. Разработан технологический процесс механической обработки алюминотермитных сварных соединений рельсов в полевых условиях, включающий в себя операции пластического деформирования поверхности катания головки рельса и удаления литников в горячем состоянии, обеспечивающий повышение эксплуатационной стойкости сварных соединений.
2. Разработана конструкция технологического оборудования, реализующая в полевых условиях операции упрочнения поверхности катания головки рельса и формирования резанием профиля подошвы рельса в зоне сварных соединений.
Основные положения, выносимые на защиту:
— результаты экспериментальных исследований влияния ударного пластического деформирования на микротвердость, глубину упрочнения и контактно-усталостную прочность сварных швов головки рельсов;
— результаты исследования процесса формирования резанием профиля подошвы рельса в зоне сварных швов;
— конструкция оборудования для упрочнения поверхности катания головки рельсов и удаления литников в зоне сварных швов;
— новый технологический процесс механической обработки алюминотермитных сварных соединений рельсов.
Личный вклад автора заключается в постановке задач, проведении экспериментальных исследований, в обработке и интерпретации результатов и формулировке выводов.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-технической конференции «Политранспортные системы» (г. Новосибирск, 2009, 2010 г.), научно-технической конференции «Молодежь и научно — технический прогресс» (г. Владивосток, 2009 г.), XIII Международной научно-практической конференции «Современные технологии в машиностроении» (г. Пенза, 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Качество и инновации — основа современных технологий» (г. Новосибирск, 2010), VIII Международной научно-технической конференции «Материалы и технологии. XXI века» (г. Пенза, 2010 г.), конференции с участием иностранных ученых «Фундаментальные проблемы формирования техногенной геосреды» (г. Новосибирск, 2010), Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2010), научных семинарах кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин». Работа диссертанта отмечена в номинации «Технологии, процессы и алгоритмы 2009» конкурса «Стипендия администрации Новосибирской области».
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 10 печатных работах автора, из которых 3 работы опубликовано в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ, 7 — в сборниках трудов международных и Всероссийских научно-технических конференций.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников, включающего 113 наименований, и приложения. Общий объем работы составляет 159 страниц, в том числе 8 таблиц, 97 рисунков.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
1. Установлено, что причиной образования дефектов смятия головки рельса в зоне алюминотермитных сварных соединений является пониженное значение твердости на поверхности катания головки рельса сварных швов, которая составляет 220−245 НВ.
2. Экспериментально подтверждено, что введение в технологический процесс механической обработки алюминотермитных сварных соединений рельсов операции ударного пластического деформирования поверхности катания головки рельса способствует повышению контактно-усталостной прочности на 20−23% по сравнению с существующей технологией механической обработки.
3. Экспериментально установлено, что пластическая деформация алюминотермитных сварных соединений индентором с цилиндрическим плоским торцом радиуса 5 мм при изменении энергии единичного удара от 5 до 30 Дж вызывает увеличение микротвердости от 3500 до 9000 МПа и глубины’упрочнения от 0,6 до 2,4 мм:
4. Определен уровень энергии единичного’удара, составляющий 20 Дж, необходимый и достаточный для упрочнения поверхности катания головки рельса в зоне сварных швов. При воздействии энергией единичного удара 20 Дж индентором с цилиндрическим плоским торцом радиуса 5 мм на поверхности катания сварных швов формируется упрочненный слой глубиной 1,5−1,7 мм и микротвердостью 5800" — 6100 МПа.
5. Получены зависимости, устанавливающие связь между микротвердостью поверхностного слоя, глубиной упрочненного слоя и энергией единичного удара, позволяющие рассчитать и прогнозировать физико-механические свойства поверхностного слоя при обработке поверхности катания алюминотермитных сварных соединений рельсов поверхностным пластическим деформированием.
6. Разработана конечно-элементная модель кристаллизации алюминотермитного сварного соединения рельса, позволяющая определить распределение температуры по сечению сварного соединения рельса в процессе его кристаллизации. Результаты моделирования использованы при расчете технологических параметров операции удаления литников в горячем состоянии.
7. На основании анализа процесса формирования профиля подошвы рельса в зоне алюминотермитных сварных соединений рельсов обоснована необходимость механизации технологической операции удаления литников с целью снижения повреждений поверхности подошвы рельсов, возникающих в процессе обрубки литников ручным способом.
8. На основании математического моделирования технологической операции удаления литников установлено, что энергоёмкость данной операции составляет 140−160 Дж, при энергии единичного удара 20 Дж удаление одного литника осуществляется за 6−8 ударов при температуре 800-' 900 °C.
9. Разработано технологическое оборудование, в котором используется низкочастотная электромагнитная машина ударного действия с энергией единичного удара 20 Дж, предназначенная для реализации в полевых условиях технологических операций упрочнения поверхности катания головки рельса и удаления литников в зоне подошвы алюминотермитных сварных соединений рельсов.
Список литературы
- Агеев, М.А. LVMFlow трехмерное моделирование литейных процессов. Итоги опытно-промышленной эксплуатации пакета LVMFlow в объединении «Ливгидромаш» Текст. / М. А. Агеев, А. Г Рыпало., В. В. Турищев // CADmaster — 2004 — № 2 — С. 38 — 41.
- Алехин, А. Л. Параметры твердости стыков рельсов, сваренных алюминотермитным способом Текст. // Петербургский государственный университет путей сообщения. Известия. СПб., 2010. — Вып. 2. — С. 51−63.
- Альбрехт, В.Г. Бесстыковой путь Текст. / В. Г. Альбрехт, Н. П. Виноградов, Н.Б. Зверев- под ред. В. Г. Альбрехта, А. Я. Когана. М., 2000,408 с.
- Анализ повреждаемости сварных рельсовых стыков Текст. // Ж. д. мира. 2004. — № 11. — С.45−49.
- Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя Текст.: в 3 т. М., 2001.-Т. 1.- 858 с.
- Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя Текст.: в 3 т.- М., 2001. Т. 3. — 920 е.- Т.З. — 858 с.
- Афанасьев, А. А. Повышение качества поверхностей деталей машин Текст. Белгород, 2007. — 234 с.
- Бабичев, А.П. Отделочно упрочняющая обработка деталей многоконтактным виброударным инструментом Текст. / А. П. Бабичев, П. Д. Мотренко. — Ростов н/Д, 2003. — 192 с.
- Балановский, А.Е. Поверхностное упрочнение рельсов Текст. // Путь и путевое хоз-во. 2005. — № 11. — С. 35−38.
- Берзин, М.М. Современное состояние сварочных технологий на железнодорожном транспорте Текст. / М. М. Берзин, В. Н. Лозинский // Вестн. НИИЖТ. 2003. — № 6. — С. 13−20.
- Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники Текст.- М., 1996.-638 с.
- Богатов, A.A. Механические свойства и модели разрушения металлов Текст. Екатеринбург, 2002. — 329 с.
- Бойцов, В. Б. Технологические методы повышения прочности и долговечности Текст. М., 2005. — 127 с.
- Брандон, Д. Микроструктура материалов. Методы исследования и контроля Текст. М., 2006. — 377 с.
- Бублик, И.Н. Разработка технологии и" оборудования для изготовления сменных элементов щеточных узлов путевых машин: дис.. канд. техн. наук: 05.02.08, 05.02.02 Текст. / И.Н. Бублик- Сиб. гос. ун-т путей сообщ. -Новосибирск, 2006. 125 с.
- Виброударное деформирование сварных стыков Текст. / В. А. Каргин, Л. Б. Тихомирова, А. Д. Абрамов, М. С. Галай // Путь и путевое хоз-во. -2010. -№ 6. С. 22−23.
- Воронин, H.H. Качественная сварка обеспечение безопасности движения Текст. // Евразия — Вести. — 2003. — № 6. — С. 13−15
- Галай, М.С. Результаты исследования механических свойств и структуры алюминотермитных сварных соединений Текст. // Современные технологии в машиностроении: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, дек. 2009 г. Пенза, 2009. — С. 9−11.
- Галай, М.С. Совершенствование технологии и оборудования механической обработки сварных рельсовых стыков Текст. // Наука. Технологии. Инновации: материалы Всерос. науч. конф- молодых ученых: в 4 ч. -Новосибирск, 2010. -Ч. 2. С. 264−266.
- Гаркунов, Д. Н. Триботехника: износ и безызностность Текст. М., 2001. -615 с.
- Генкин, И.З. Сварка рельсов нового поколения Текст. / И. З. Генкин, В. Т. Семенов //Ж. -д. трансп. 2002. -№ 11. — С. 28−31.
- Гладков, В.И. Холодное пластическое деформирование для размерно-чистовой, формообразующей и упрочняющей обработки Текст. / В. И. Гладков, В. Н. Редин, М. Л. Фингер. М., 2001. — 124 с.
- Гольдберг, О. Д. Проектирование электрических машин Текст. / О. Д. Гольдберг, Я. С. Гурин, И. С. Свириденко. М., 2001. 430 с.
- ГОСТ 10 084–73. Машины ручные электрические. Общие технические условия.
- ГОСТ 1778–70 Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений.
- ГОСТ 18 296–72 Обработка поверхностным пластическим деформированием. Термины и определения.
- ГОСТ 25.502−79 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость
- ГОСТ 8.207−76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения.
- ГОСТ 8161–75 Рельсы железнодорожные типа Р65. Конструкция и размеры.
- ГОСТ 9013–59 Металлы: Метод измерения твердости по Роквеллу.
- ГОСТ 9450–76 Измерение микротвердости вдавливанием алмазных наконечников.
- ГОСТ Р 51 685−2000. Рельсы железнодорожные. Общие технические условия.
- Григорович, В.К. Твердость и микротвердость металлов Текст.-М., 1976.-230 с.
- Грицык, В.И. Дефекты рельсов железнодорожного пути Текст. М., 2005.-79 с.
- Гудков, A.B. Курс обучения специалистов сварщиков на контактных рельсосварочных машинах Текст. / A.B. Гудков, А. И. Николин. — СПб., 2006.- 111 с.
- Гудков, A.B. Современные технологии при сварке и термической обработке рельсов Текст. / A.B. Гудков, А. И. Николин, Л. А. Турбина // Ж. д. трансп.: экспресс-информ. / ВНИИАС РЖД (МПС). — Сер. Путь и путевое хоз-во. — 2004. — № 3−4. — С. 25−38.
- Денискина, Е.А. Формирование механических характеристик поверхностного слоя деталей после упрочнения: автореферат дис.. канд. техн. наук: 01.02.06, 01.02.04 Текст. / Е.А. Денискина- Сам. гос. аэрокосм, унт им. С. П. Королева. Самара, 2005. — 16 с.
- Динамика виброударного механизма с электромагнитным приводом Текст. / В. А. Каргин, Н. П. Кашляев, Л. В. Никитин, В. П. Титоренко // Вопросы динамики механических систем виброударного действия: межвуз. сб. науч. тр.- Новосибирск, 1980. С. 24−37.
- Евграфов, В.H. Устройства ударного действия Текст. / В. Н. Евграфов, В. П. Титоренко // Вопросы динамики механических систем виброударного действия. Новосибирск, 1977. — С. 32−35.
- Емельянов, В.Н. Технология обработки деталей машин поверхностным пластическим деформированием Текст. Великий Новгород, 2006. — 124 с.
- Железнодорожный путь Текст. / Т. Г. Яковлева, Н. И. Карпущенко, H.H. Клинов, М. П. Путря. М., 1999. — 405 с.
- Забродин, В.А. Восстановление размеров деталей поверхностным пластическим деформированием Текст. Хабаровск, 2001. — 104 с.
- Золоторевский, B.C. Механические свойства металлов Текст.- М., 1998. 399 с.
- Иванов, A.A. Алюмотермитная сварка Текст. // Путь и путевое хоз-во. -2005. -№ 2. С. 13−15.
- Иванова, С. Г. Теоретические основы электротехники Текст. / С. Г. Иванова, В. В. Новиков. Красноярск, 2008. — 311 с.
- Изломы рельсов на железных дорогах Великобритании Текст. // Ж. д. мира. 1999. — № Ю. — С. 9−13.
- Кадацкий, A.B. LVMFlow на Оскольском заводе металлургического машиностроения: опыт внедрения программного комплекса Текст. / Кадацкий A.B., Бедрин Н. И., Девятов C.B. // CADmaster 2003 — № 4 — С. 16 — 18.
- Каргин, В.А. Моделирование технологических процессов обработки слоистых деталей Текст. / В. А. Каргин, Т. К. Тюнюкова // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. 2006. — № 6 — С. 95−97.
- Каргин, В.А. Опрессователь контактных соединений: информ. листок № 211−81- внедрено в 1980 Текст. Новосибирск, 1981. — 3 с.
- Каргин, В.А. Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте с использованием виброударных машин Текст. Новосибирск, 2000. — 120 с.
- Каргин, В.А. Упрочнение сварных соединений рельсов методом поверхностного пластического деформирования Текст. / В. А. Каргин, Л. Б. Тихомирова, М. С. Галай // Обработка металлов. 2010. — № 3 (48). — С. 17 -18.
- Касаткин, А. С. Электротехника Текст. / A.C. Касаткин, М. В. Немцов. -М., 2003. 539 с.
- Кацман, М. М. Электрические машины Текст. М., 2000. — 463 с.
- Киричек, A.B. Технология и оборудование статико-импульсной обработки поверхностным пластическим деформированием Текст. / A.B. Киричек, Д. А. Соловьев, А. Г. Лазуткин. М., 2004, — 287 с.
- Ковшов, А.Н. Нетрадиционные методы обработки материалов Текст. М., 2007.-211 с.
- Колмаков, А.Г. Методы измерения твердости Текст. / А. Г. Колмаков, В. Ф. Терентьев, М. Б. Бакиров. М., 2005. — 149 с.
- Копылов, Ю.Р. Виброударное упрочнение: монография Текст. -Воронеж, 1999.-384 с.
- Королев, В.А. Обоснование технологических параметров и обеспечение их контроля при алюминотермитной сварке рельсов: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.03.06 Текст. / В.А. Королев- Моск. ин-т инженеров трансп.-М., 2006.-15 с.
- Костин, П.П. Физико-механические испытания металлов, сплавов и неметаллических материалов Текст. М., 1990. — 256 с.
- Кучук-Яценко, С. И. Контактная стыковая сварка оплавлением Текст. -Киев, 1992.-236 с.
- Лахтин, Ю.М. Материаловедение Текст. М., 1990, — 456 с.
- Лебедев, В.А. Технология динамических методов поверхностного пластического деформирования Текст. Ростов н/Д., 2006. -182 с.
- Лыскж, B.C. Повреждения рельсов и их диагностика Текст. -М., 2 006 638 с.
- Малкин, Б.В. Термитная сварка Текст. / Б. В. Малкин, A.A. Воробьев. -М&bdquo- 1963.- 105 с.
- Махутов, Н. А. Методы упрочнения поверхностей деталей машин Текст.-М., 2008.-393 с.
- Методы неразрушающего контроля и оценки сварных рельсовых стыков в Японии Текст. //Ж. д. мира. 2004. — № 2. — С. 68−74.
- Мешальников, В.В. Прогрессивные методы в литейной технологии -моделирование и анализ Текст.// CADmaster 2002 — № 2 — С. 19−23.
- Морозова, Н.К. Повышение износостойкости цилиндрических поверхностей' деталей машин виброударным пластическим упрочнением: дис.. канд. техн. наук: 05.02.08 Текст. / Н.К. Морозова- Сиб. гос. ун-т путей сообщ. Новосибирск, 2005. — 129 с.
- Мрочек, Ж.А. Прогрессивные технологии восстановления и упрочнения деталей машин Текст. Минск, 2000. — 308 с.
- Никишин, Н. И. Ручные машины ударного действия Текст. / Н. И. Никишин, В. Ф. Простин. М., 1985. — 46 с.
- Николаенко, A.A. Эксплуатация бесстыкового пути в условиях Сибири: монография Текст. / А. А. Николаенко, Д. В. Величко, А. В. Прудников- Центр развития науч. сотрудничества. Новосибирск, 2010.-132 с.
- Новые технологии термитной сварки рельсов Текст. // Ж. д. мира. -1998, — № 12.-С. 31−36.
- Обухов, A.B. Математическое моделирование и литейные технологии Текст. / A.B. Обухов, В. В Кропотин, В. В. Васышн // CADmaster 2002 — № 4 -С. 35−39.
- Одинцов, Л.Г. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием Текст. -М., 1987. 152 с.
- Отений, Я.Н. Технологическое обеспечение качества деталей машин поверхностным пластическим деформированием Текст. Волгоград, 2005. -223-с.
- Попов- М. Е. Обработка деталей методами поверхностного пластического деформирования Текст. / М. Е. Попов, В. А. Лебедев. Ростов н/Д, 1986. — 45 с.
- Проектирование электрических машин. / И. П. Копылов и др. -М., 1993.-383 с.
- Ремонт рельсов методом сварки с широким швом Текст. // Ж. д. мира. -2001. -№ 7.-С. 22−26.
- Ручные электрические машины ударного i действия Текст. / Н. П. Ряшенцев [и др.]. М., 1970.- 192 с.
- Ряшенцев, Н.П. Динамика электромагнитных импульсных систем Текст. / Н. П. Ряшенцев, Ю. З Ковалев. Новосибирск, 1974. — 184 с.
- Сварка рельсов в пути на железных дорогах Северной Америки Текст. // Ж. д. мира. 2003. — № 2. — С. 70−74.
- Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов Текст. / В. Г. Блохин, О. П. Глудкин, А. И. Гуров, М.А. Ханин- под ред. О. П. Глудкина. М., 1997. — 232 с.
- Сорокин, В.М. Повышение качества поверхности и долговечности деталей машин ударно-импульсной и комбинированной обработкой Текст. -Н.Новгород, 1996. 137 с.
- Сорочихин, Н.С. Новые технологии ремонта и текущего содержания пути Текст. // Современные технологии строительства, ремонта и эксплуатации путевого хозяйства Западно-Сибирской железной дороги: сб. тр.- Новосибирск, 2001. С. 45−63.
- Степнов, М.Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний: справочник Текст. / М. Н. Степнов, A.B. Шаврин. -2-е изд.-М., 2005.-399 с.
- Сулима, A.M. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин Текст. / A.M. Сулима, В. А. Шулов, Ю. Д. Ягодкин. М., 1998.240 с.
- Суслов, А.Г. Технологическое обеспечение и повышение эксплуатационных деталей машин обработкой пластическим деформированием Текст. // Инженер, журн. 2003. — № 8. — С. 8−12.
- Талашкевич, И.П. Теория обработки металлов давлением: учеб. пособие Текст. / Краснояр. гос. техн. ун-т. Красноярск, 2002. — 168 с.
- Терентьев, В.Ф. Механические свойства металлических материалов: учеб. Пособие Текст. / В. Ф. Терентьев, А.Г. Колмаков- Моск. гос. техн. ун-т.- М., 2003. Ч. 1.- 110 с.
- Технологические методы обеспечения надежности деталей машин: учеб. пособие для техн. спец. вузов Текст. / И. М. Жарский, И. Л. Баршай, H.A. Свидунович, Н. В. Спиридонов. Минск, 2005. — 299 с.
- Технология алюминотермитной сварки рельсов: учеб. пособие для студентов по спец. ТВД и СЖД Текст. / под ред. H. Н. Воронина. М., 2008,116 с.
- Тихомиров, М.Д. Основы моделирования литейных процессов. Важные особенности систем моделирования Текст. // Литейное производство 2004 -№ 5 — С.24−30.
- Тихомиров, М.Д. Основы моделирования литейных процессов. Системы синтеза литейной технологии и их отличие от систем моделирования литейных процессов Текст. // Литейное производство. 2004. — № 2 — С.28−31.
- Тихомирова, Л.Б. Алюминотермитная сварка' рельсов методом промежуточного литья по технологии фирмы СНАГА: учеб. пособие Текст. / Л. Б. Тихомирова, C.B. Пасько, О. В. Болотова. Новосибирск, 2008. — 76 с.
- Токорева, A.A. Удлинение и, восстановление плетей алюминотермитной сваркой Текст. // Путь и путевое хоз-во. 2009. — № 5, — С. 19−21
- ТУ 0921−127−1 124 323−2005 Сварка рельсов алюминотермитная методом промежуточного литья
- Турутин, Б.Б. Совершенствование технологической системы обеспечения требуемого уровня эксплуатационных свойств рельсов в пути: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.02.08 Текст. / Б.Б. Турутин- Сиб. гос. ун-т путей сообщ, — Новосибирск, 2003. 21 с.
- Тюнюкова, Т.К. Совершенствование технологического процесса изготовления слоистых деталей комбинированными методами обработки: дис.. канд. техн. наук: 05.02.08, 05.03.01 Текст. / Тюнюкова Т.К.- Сиб. гос. ун-т путей сообщ. Новосибирск, 2006. — 117 с.
- Управление надежностью бесстыкового пути Текст. / Л. В. Башкатова [и др.]- под ред. B.C. Лысюка. М., 1999. — 375 с.
- Упрочнение поверхностей деталей комбинированным способом Текст. / А. Г. Бойцов, В. Н. Машков, В. А. Смоленцев, Л. А. Хворостухин. М., 1991. -144 с.
- Фигаро, В.П. Основы проектирования технологических процессов и приспособлений. Методы обработки поверхностей Текст. М., 1983. — 468с.
- Школьник, Л. М. Методика усталостных испытаний: справочник Текст. М. 1978. 302 с.
- Шмелев, В. Е. Теоретические основы электротехники: теория электромагнитного поля Текст. / В. Е. Шмелев, С.А. Сбитнев- Владим. гос. унт. Владимир, 2003. — 86 с.
- ПЗ.Ющенко, К. А. Свариваемость и перспективные процессы сварки материалов Текст. // Автоматическая сварка. 2004. — № 9. — С.40- 45.