Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психическая регуляция экономической социализации детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы комплексно изучить психическую регуляцию экономической социализации дошкольников. В работе были использованы: метод наблюдения, в том числе — включенногоэкспертное оцениваниеанкетированиеанализ продуктов деятельностиметод формирующего эксперимента и психодиагностические методики: МЭДИС (методика экспресс — диагностики интеллектуальных… Читать ещё >

Содержание

  • Теоретические проблемы экономической социализации
  • Глава 1. детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Концептуальный анализ подходов к изучению экономической социализации личности в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Проблема психической регуляции поведения и деятельности дошкольника
    • 1. 3. Психолого — педагогические условия реализации экономической социализации детей старшего дошкольного возраста
  • Глава 2. Исследование психической регуляции экономической социализации детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 2. Исследование уровней развития экономической социализации дошкольников и типологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем развития экономической социализации
      • 2. 2. 1. Исследование уровней развития экономической социализации детей старшего дошкольного возраста
      • 2. 2. 2. Исследование индивидуально-типологических особенностей детей с высоким уровнем развития экономической социализации
      • 2. 2. 3. Исследование индивидуально-типологических особенностей детей с низким уровнем развития экономической социализации
      • 2. 2. 4. Исследование индивидуально-типологических особенностей детей со средним уровнем развития экономической социализации
    • 2. 3. Исследование структурной организации психической регуляции экономической социализации дошкольников с разным уровнем ее развития
      • 2. 3. 1. Исследование структурной организации психической регуляции экономической социализации дошкольников с высоким уровнем ее развития
      • 2. 3. 2. Исследование структурной организации психической регуляции экономической социализации дошкольников с низким уровнем ее развития
      • 2. 3. 3. Исследование структурной организации психической регуляции экономической социализации дошкольников со средним уровнем ее развития
  • Глава 3. Управление процессом развития экономической социализации детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 1. Концептуальное обоснование формирующего эксперимента и программы экономической социализации детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 2. Оценка эффективности программы экономической социализации дошкольника

Психическая регуляция экономической социализации детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новое научное направление, формирующееся на современном этапе, -экономическая психология, в предмет которого входит экономическая социализация, изучает факты, закономерности и механизмы психики, которые определяют специфику активности индивидуального или группового субъекта в процессах производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Исследования в области экономической социализации детейдостаточно новое направление как в зарубежной практической психологии, так и в отечественной. Начало было положено Дж. Брунером и К. Гудменом [215] исследованием относительного влияния ценностей и потребностей на восприятие денег детьми. Обращение детей 4,5 — 11,5 лет с деньгами и выделение на этой основе стадий развития — тема исследования А. Страуса [233]. К. Данзингер и Р. Саттон [216, 234] изучали развитие экономических представлений у детей и обусловленность этого процесса не просто биологическим взрослением, а и наличием опыта обращения с деньгами.

Исследователи утверждают, что разный уровень развития экономических представлений обусловлен возрастом (А. Фенэм [221, 222]), половой принадлежностью (А. Фенэм, А. Клеа [223]), классовой принадлежностью родителей (Г. Маршал, JI. Магрудер [230]), национально-территориальным фактором (М. Сигал, Д. Швальб [232]), а также наличием или отсутствием экономического образования (М. Хеир, Ф. Моррисон [227]).

Наибольший интерес современных отечественных ученых-исследователей сконцентрирован на изучении отношения детей различных возрастов к деньгам (Салихова Л.Б. [166], Фенько А. Б. [193], Бабицкая Т. В. [21]), исследовании семейного экономического воспитания как фактора экономической социализации (Дробышева Т.В. [59]), формировании экономического мышления школьников (Галкина JI.H. [48]) и влияния экономического образования на ценностные ориентации личности младшего школьника (Журавлев А.Д., Дробышева Т. В. [61]).

Исследователи фокусируют свой интерес на изучении влияния образовательного статуса родителей, социально-экономического положения семьи, региона проживания, пола ребенка, уровня его интеллектуального развития на сформированность экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Козлова Е.В. [87]), изучают содержание потребительских представлений в детстве (Стельмашук М.Н. [177]).

Однако, в известной нам научной, научно-практической литературе по проблемам экономической социализации личности мы не встретили работ, в которых бы рассматривались личностные аспекты экономической социализации детей старшего дошкольного возраста, участвующие в ее психорегуляции.

С экономической терминологией дети с самого раннего возраста встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов и используют новые термины в общении друг с другом, в игровой деятельности. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи, о распределении семейного бюджета и планировании покупок. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить имеющиеся деньги с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством платежа.

Старший дошкольный возраст является, на наш взгляд, не только сензитивным периодом по развитию памяти, внимания, речи, по формированию творческого воображения и других психических новообразований, но также и экономической социализации. Высокий уровень развития экономической социализации дошкольника обеспечивает ему активную жизненную позицию во всех видах деятельности, в которые он опосредованно или непосредственно включается. Чтобы целенаправленно управлять процессом экономической социализации дошкольника, необходимо изучать личностные качества ребенка, участвующие в психорегуляции экономической социализации. Психорегуляционный механизм экономической социализации дошкольника, а также учащихся школьного возраста пока остается неизученным.

В последнее время появляются программы раннего экономического образования и воспитания, в основе которых лежит знакомство детей с экономическими терминами и сущностью отдельных экономических явлений через игру. Однако, следует заметить, в программах не рассматриваются вопросы, связанные с формированием качеств личности, участвующих в психорегуляции экономической социализации дошкольника.

Актуальность данного исследования «Психическая регуляция экономической социализации детей старшего дошкольного возраста» обусловлена необходимостью комплексного изучения процесса экономической социализации детей старшего дошкольного возраста и его психорегуляции. Разработка и реализация программ экономического воспитания детей требует учета личностных факторов, обусловливающих психорегуляцию экономической социализации детей дошкольного возраста.

Цель исследования — изучить личностные качества старших дошкольников, обусловливающие психическую регуляцию экономической социализации, разработать программу экономической социализации для детей, имеющих низкий уровень развития экономической социализации.

В рамках исследования нами решались следующие задачи:

1) обобщить концептуальные подходы проблемы экономической социализации дошкольника;

2) изучить психологические особенности экономической социализации детей и на основе этого сформировать представление об уровнях экономической социализации дошкольника;

3) выявить структурную организацию психической регуляции экономической социализации детей старшего дошкольного возраста с.

• разными уровнями ее развития: высоким, средним, низким.

4) разработать и апробировать программу, обеспечивающую развитие качеств личности, участвующих в психорегуляции экономической социализации дошкольника.

Объект исследования — воспитательно-образовательная деятельность, в которую включен процесс экономической социализации дошкольника.

Предмет исследования — качества личности, обусловливающие психическую регуляцию экономической социализации детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — процесс психической регуляции экономической социализации старшего дошкольника обусловлен личностными компонентами его структурной организации. Доминирующую роль в психорегуляции высокого уровня развития экономической социализации дошкольника будут играть качества личности организационно-деятельностной направленности (организованность, трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность), в психорегуляции низкого уровня развития экономической социализации доминирующими будут качества личности интеллектуально-волевой направленности (ситуативная любознательность, низкий уровень развития инициативности, находчивости и самостоятельности).

Методологическую основу исследования составили:

• идеи деятельностного подхода, отраженные в работах JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна;

• теория Л. С. Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций;

• положения А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которому основной путь развития ребенка — это амплификация, т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности;

• концепция J1.A. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, умений и навыков);

• теоретические концепции психической регуляции деятельности, воли, эмоций, отношений, мотивации, разработанные в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, В. К. Вилюнаса, О. В. Дашкевича, В. А. Зобкова, В. А. Иванникова, О. А. Конопкина, В. Н. Мясищева, В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова, Т. И. Шульга.

• теории экономической социализации, рассмотренные в трудах зарубежных и отечественных психологов (К. Дэнзингер, Р. Саттон, А. Фенэм, Г. Ферт, О. С. Дейнека, А. Л. Журавлев, А. Д. Карнышев и др.).

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы комплексно изучить психическую регуляцию экономической социализации дошкольников. В работе были использованы: метод наблюдения, в том числе — включенногоэкспертное оцениваниеанкетированиеанализ продуктов деятельностиметод формирующего эксперимента и психодиагностические методики: МЭДИС (методика экспресс — диагностики интеллектуальных способностей) в адаптации Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, «Творческое мышление» батареи тестов Е. Е. Туник, «Древо желаний» B.C. Юркевич, «Как спасти Зайку» В. Т. Кудрявцева, КТТМ (краткий тест творческого мышления) П. Торренса, «По островам» в адаптации Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, «ОСОР (особенности содержания общения родителей с ребенком)» Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова, «СК (социальная компетентность)» в адаптации Е. И. Щеблановой, Л. М. Митиной, «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, социометрическая методика «Секрет» в адаптации Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, «Лесенка» В. Г. Щур, «Серия картинок» Док. Витцлак.

Для математико — статистической обработки использовался корреляционный и факторный анализ по методу максимального корреляционного пути JI.K. Выханду, U — критерий Манна — Уитни, ср*-угловое преобразование Фишера.

Исследование было проведено в 2002 — 2005 г. г., в нем принимали участие дошкольники 6−7 лет подготовительной к школе группы ДОУ № 77, 126, 65, 63, 112, 75, 61 и 34 г. Владимира. Общее число испытуемых — 173 человека. В констатирующей части исследования приняло участие 79 человек, в формирующем эксперименте участвовало 36 человек (по 18 человек в контрольной и экспериментальной группах).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам и целям исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, применением современных методов математической статистики.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— выявлены уровни сформированности экономических представлений и уровни развития экономической социализации детей старшего дошкольного возраста;

— определены и содержательно представлены индивидуально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем развития экономической социализации: высоким, средним и низким;

— разработана и представлена структурная организация качеств личности дошкольника, участвующих в психорегуляции экономической социализации дошкольника на разных уровнях развития экономической социализации: высоком, среднем и низком;

— создана и доказана эффективность психолого-педагогической программы, направленной на формирование личностных структурных компонентов психической регуляции, обусловливающих успешность процесса экономической социализации дошкольника.

Теоретическая значимость: расширены представления о процессе экономической социализации в старшем дошкольном возрасте, выделены уровни развития экономической социализации дошкольников, показаны место и роль качеств личности дошкольника в психорегуляции экономической социализации детей старшего дошкольного возраставыделены доминирующие и подчиненные качества и факторы личности, участвующие в психорегуляции экономической социализации дошкольников, разработана программа, обеспечивающая успешность процесса экономической социализации дошкольника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована психолого-педагогическая программа, направленная на формирование личностных структурных компонентов механизма психорегуляции, обусловливающих успешность процесса экономической социализации дошкольника. Доказана эффективность программы.

Полученные результаты могут быть использованы педагогами, психологами МДОУ и родителями детей старшего дошкольного возраста с целью оптимизации процесса экономической социализации, а также учтены при разработке программ экономического воспитания и образования и в процессе их реализации.

Материалы исследования также могут быть использованы в курсах лекций по возрастной, социальной и педагогической психологии для студентов педагогических вузов, факультетов психологии, для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей МДОУ. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экономическая социализация характеризуется критериально-уровневой дифференциацией.

2. Предпосылками выделения уровней развития экономической социализации выступают: сформированность экономических представлений дошкольниковобъективно-психологические экономические проявления дошкольников, характеризующие предприимчивость, коммуникативно-экономическую активность, рациональную бережливостьобъективно-деятельностные показатели, определяющие личность дошкольника с интеллектуальной, организационно-деятельностной, эмоционально-волевой сторониндивидуально-психологические особенности дошкольников с разным уровнем развития экономической социализации.

3. Структура объективно-деятельностных показателей, участвующих в психической регуляции экономической социализации дошкольников, представлена организационно-деятельностным, эмоционально-волевым, интеллектуально-волевым блоками показателей и блоком объективных специально — экономических показателей.

Дифференциация психорегуляции экономической социализации обусловлена структурной многоаспектностью деятельности ых показателей.

4. Структура психической регуляции экономической социализации дошкольника представлена четырьмя блоками показателей: блок объективно — деятельностных показателей, блок интеллектуальных показателей, блок коммуникативных и блок социально-психологических показателей. Доминирующую позицию в психической регуляции экономической социализации дошкольника с высоким уровнем ее развития занимает объективно-деятельностный блок показателей, подчиненную позицию — интеллектуальный, коммуникативный и социально-психологический.

5. Программа экономической социализации, направленная на развитие личностных характеристик и включающая сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры (в том числе с экономической направленностью), экскурсии, постановку проблемных ситуаций на занятиях и коллективную трудовую деятельность детей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Представленные в исследовании материалы и результаты апробированы:

— в 15 публикациях по теме исследования;

— в сообщениях на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ в 2002;2005 г. г.;

— в докладах на региональных научно-практических конференциях «Психология отношений и психическая регуляция деятельности» Владимир 2003 г, «Проблема отношений в жизнедеятельности человека» Владимир 2004, «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» г. Иркутск 2004 г, «Современное состояние теоретических и прикладных социально-психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования» г. Иваново 2004 г, «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности в сфере образования и производства» г. Ковров, «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» Международный психологический конгресс г. Кострома 2003 г., «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в 21 веке» г. Кострома 2004 г., «Проблемы экономической психологии в изменяющейся России» г. Владимир 2005 г.

Результаты исследования используются в процессе работы автора на факультетах психологии и начального образования Владимирского государственного педагогического университета, на факультетах Владимирского института бизнеса при чтении курса «Экономическая психология» и включены в учебные пособия «Введение в экономическую психологию» и «Основы экономической психологии».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений. Общий объем диссертации составляет 223 страницы, текстовой части — 170 страниц. В текстовую часть включено 16 таблиц, 12 рисунков. В библиографию включено 235 источников, из них 21 на иностранном языке.

Заключение

и выводы.

Теоретическое изучение проблемы экономической социализации дошкольников, как процесса усвоения экономических понятий и категорий, освоения норм и реализации различных форм экономического поведения, позволило выделить множество факторов, обусловливающих успешность данного процесса. Среди них: воздействие семьи как основного института социализации на данном возрастном этапе (социально-экономическое положение семьи, образовательный статус родителей, их экономическое поведение, содержание общения родителей и детей) — экономическая ситуация в стране (наличие кризиса, рыночных отношений) — национально-территориальный факторпол, возраст, интеллектуальные способности детейопыт обращения с деньгаминаличие или отсутствие экономического образования.

Однако, учет только внешних параметров не дает полной картины развития процесса экономической социализации, что и обусловило наш интерес к изучению психорегуляции данного процесса.

В ходе проведенного теоретического и практического исследования нами была изучена структура психической регуляции экономической социализации детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за игровой деятельностью детей, результаты опроса позволили на первом этапе исследования определить уровень развития экономической социализации детей старшего дошкольного возраста.

Использование экспертных оценок и анализ литературы позволили выявить и оценить объективные проявления экономической социализации дошкольников. Для получения более полной картины психорегуляционного процесса были использованы психодиагностические методики, направленные на всестороннее изучение личности дошкольника.

Изучение объективных и субъективных компонентов психорегуляции экономической социализации, их взаимосвязей позволило выявить психологические особенности детей с различным уровнем ее развития.

Информация о структуре психической регуляции экономической социализации была получена с помощью корреляционного и факторного анализа.

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, были использованы при разработке программы, направленной на формирование оптимальной структуры психорегуляции экономической социализации.

Для проведения формирующего эксперимента были созданы экспериментальная и контрольная группы, эквивалентные по возрасту, уровню развития интеллекта и уровню развития экономической социализации. В ходе эксперимента дети были включены в исследовательскую деятельность, в коллективную трудовую деятельность общественно-значимого содержания, одной из форм работы были экскурсии, целевые посещения, беседы. Особое значение уделялось учебной деятельности, использовались проблемные ситуации на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изо, лепке и т. д., а также игровой, как ведущей деятельности старшего дошкольного возраста.

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп позволило сделать вывод, что разработанная нами программа по развитию объективных показателей, входящих в структуру психорегуляции экономической социализации детей старшего дошкольного возраста, обусловливающих ее успешное развитие, эффективна.

Ниже сформулированы выводы, полученные в ходе эмпирического исследования:

1. Концептуальная сущность экономической социализации определяется структурой психорегуляции личности и рассматривается как личностная характеристика ребенка, в которой уровень развития качеств личности и их структурная организация оказывает существенное влияние на процесс усвоения экономических понятий и категорий, освоения норм и различных форм экономического поведения.

2. Базовыми составляющими уровней экономической социализации детей старшего дошкольного возраста являются: сформированность представлений детей об экономических понятияхобъективно-психологические экономические проявления дошкольников, характеризующие предприимчивость, коммуникативно-экономическую активность, рациональную бережливостьобъективно-деятельностные показатели, характеризующие личность дошкольника с интеллектуальной, организационно-деятельностной и эмоционально-волевой сторон.

С учетом данных о выраженности критериев была разработана типология дошкольника с разным уровнем развития экономической социализации. Выделены три группы дошкольников, отличающиеся своеобразием личностных и деятельностно-экономических характеристик:

— высокий уровень (21,5%) характеризуется высоким уровнем сформированности экономических представлений, высоким уровнем организованности, самообладания, самостоятельности, настойчивости, трудолюбия, предприимчивости, развитыми личностными качествами, характеризующими коммуникативную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы;

— средний уровень (33%) отличается выраженной уверенностью в себе, в своих действиях, чрезмерной самостоятельностью и любознательностью, что приводит к снижению уровня развития экономической социализации при низком уровне развития трудолюбия, рациональной бережливости;

— низкий уровень (45,5%) характеризуется сниженным уровнем развития представлений об экономических понятиях и явлениях, низким уровнем самообладания, предприимчивости, коммуникативно-экономической активности, находчивости, самостоятельности, инициативности, произвольности, неуверенностью в себе. Дети, отнесенные к данному типу, требуют личностной коррекции.

3. Структура объективно-деятельностных показателей, участвующих в психической регуляции экономической социализации детей старшего дошкольного возраста, представлена целостной иерархической системой, состоящей из четырех блоков показателей: «организационно-деятельностного», «эмоционально-волевого», «интеллектуально-волевого» и «специально-экономического».

Содержание и взаимосвязь показателей, входящих в блоки, у детей, имеющих разные уровни экономической социализации, не одинаковы.

Для детей с высоким уровнем развития экономической социализации блок организационно-деятельностных показателей является системообразующим, объединяющим все объективные показатели экономической социализации дошкольника в целостный психорегуляционный механизм. От сформированности качеств, входящих в «организационно-деятельностный» блок, будет зависеть уровень развития экономической социализации.

Для детей со средним уровнем развития экономической социализации системообразующим выступает эмоционально-волевой блок, для дошкольников с низким уровнем развития экономической социализацииблок интеллектуально-волевых показателей, содержательные характеристики которых находятся на низком уровне развития.

4 Структурную основу механизмов психической регуляции экономической социализации дошкольника составляют следующие компоненты личностной направленности: объективно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативный и социально-психологический.

Системообразующим компонентом структуры психической регуляции экономической социализации дошкольника является объективно-деятельностный компонент. Содержание и взаимосвязь компонентов различны у детей, имеющих разные уровни развития экономической социализации.

5. Разработка и апробация программы по экономической социализации дошкольника способствовала развитию качеств личности дошкольника, обеспечивающих экономическую социализацию: организованности, самообладания, самостоятельности, предприимчивости и др. средствами учебной и игровой деятельности. Доказана эффективность программы. В конце формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы на достоверном уровне (р<0,05) изменились показатели: организованность, самообладание, предприимчивость, трудолюбие, коммуникативно-экономическая активность, инициативность, самостоятельность, самоконтроль. В контрольной группе при положительной динамике качеств личности, обусловливающих психорегуляцию экономической социализации, достоверных изменений не наблюдалось.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.-М.: МОДЭК, 2000. 415с. 2.
  2. Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624с. Абульханова—Славская К. А. 14−29. 4. 5.
  3. Абульханова—Славская К. А. Типология активности личности Психологический журнал. 1985. Т.6. 5.— 3 —
  4. B.C., Голдстин Э. Экономика для школьников. М, 1995.-159с. Албегова И. Ф., Янкевич Г. А. Экономика и психология: грани взаимодействия 2000.-С. 19−21
  5. Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2005. 242с.
  6. . Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Избранные психологические труды. В 2-х т.— М.: Педагогика, 1980.—Т. 2.—С. 103—128.
  7. . Г. Проблема формирования характера Избранные психологические труды. В 2 т.— М.: Педагогика, 1980.— Т. 2.— 52—82.
  8. . Г. Человек как предмет познания.— Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1969.—340 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М. 1996. 376с. 152 О путях построения типологии личности Психологический журнал. —1983. Т.4. 1.— Психология экономика: Труды 1-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга,
  10. Н.В. Роль семьи в социализации индивида Проблема быта, брака и семьи, Вильнюс, 1970. 162−171
  11. Т.Ю., Шашлова Г. М. Диагностика содержания общения 6 7-летних детей с близкими взрослыми Психолог в детском саду. 2000. № 4. 39−53.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Психология формирования и развития личности. М., 1981. С 3−19.
  13. А. Коммуникативное развитие Дошкольное воспитание. М., 1998. № 6.- 86−89
  14. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. —М.: 1976.—158 с.
  15. В.Г. Проблемы мотивации и личность Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. 122−145
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104с. 20.
  17. А.Г. Психология личности. М., 1990. 367с. Бабицкая Т. В. Отношение к деньгам в детском возрасте как аспект экономической социализации Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2 0 0 2 С 153−155
  18. А.И. Представление дошкольников о труде взрослых Психология совместного труда детей. Минск: Нар. Асвета, 1987. 47−49
  19. Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1996.-24с.
  20. А.А. Личность и общение. М., 1983. —271 с. 153
  21. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте:
  22. Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Изучение мотивации поведения детей и подростков.— М.: Педагогика, 1972.—С. 7−44.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Вопросы психологии. 1978. № 4. 23−35
  24. Е. Отклики на статью А. Шатовой «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» Дошкольное воспитание. -1990. № 2. 60−61
  25. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1998. 21 с.
  26. А.В. Психологические Деятельность, проблемы экономической социализации Педагогика. 1994. № 4. 12−18
  27. А.В. 33. действие и психическое как процесс Вопросы психологии. —1984—N 5. 17-
  28. А.В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека. М.: Наука, 1970. 11−21.
  29. А.В. Социальность субъекта и субъект социальности. -М., 1995.-С. 3−23
  30. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 268с.
  31. Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М., 1987.-82с.
  32. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наука и физика, 1989.-199 с.
  33. Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации индивидуализации в онтогенезе. Автореф. дис. 154
  34. В.В. Социально-психологический анализ формирования рыночного экономического мышления. Автореф. дис. канд. псих, наук.-М., 1994.-22 с. 40.
  35. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Москва: Издательство МГУ, 1990. 234−244 Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1986.—143 с.
  36. A.M. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М., 1987. 21 с.
  37. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Вопросы психологии. 1966. № 6. 62−76
  38. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития: Собрание сочинений. В 6 т. т.4. М.: Педагогика, 1984. -281с. 45.
  39. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН СССР. 1960. 499с. Выханду Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем Применение математических методов в биологии. Ленинград: ЛГУ. Вьш.№ 3.- 19−23.
  40. А.П. Ролевые аспекты исследования экономической социализации студентов Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002 г.-С. 160−162
  41. Л. Как формировать экономическое мышление школьников Народное образование. 1993. № 3. 76−80
  42. М.В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998.
  43. Гилинский ЯМ. Стадии социализации индивида Человек и 155
  44. Л.М. Ранние этапы целеобразования.: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1996. 18с.
  45. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте Вопросы психологии. 1992. № 1−2. 22−33.
  46. О.В. Экспериментальные исследования социальнообусловленной мотивации человека XIV Всесоюзный Совет по проблемам нервной деятельности, посвященный 125-летию со дня рождения И.П. Павлова: Материалы симпозиума.— М., 1974. 5960.
  47. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1985. 36 с.
  48. О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. СПб, 2003.-96с.
  49. А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. Кн. 3. М., 2000.
  50. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб., 2002.
  51. X. Экономическая социализация Вопросы экономики. 1999.-№ 4.-С. 48−56
  52. Т.В. Исследование семейного экономического воспитания как фактора экономической социализации детей Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научнопрактической конференции РПО. Калуга, 2002 г. 172−174
  53. Т.В. К вопросу экономической социализации детей Психология и экономика: Труды 1-й Всероссийской научнопрактической конференции РПО. Калуга, 2000 г. 430−432
  54. Т.В., Журавлев А.Л. Влияние экономического младшего 156 образования на ценностные ориентации личности
  55. В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении. Психологический журнал. -1998 Т. 19. -№ 6.-С.25−32.
  56. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2001.-318с.
  57. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во Пек. обл. ИУУ, 1994. 280с.
  58. Ермакова экономика:
  59. И. В. Труды Л.В. Социально-психологические подростков 2-й Всероссийской проблемы и экономической социализации Психология научно-практической учащихся конференции РПО. Калуга, 2002 г. 176−178 Развитие предприимчивости общеобразовательной щколы. Автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Н., 2004.-26с.
  60. И.Е., Китов А. И., Малахов СВ. Экономическая психология выходит на новые рубежи Психологический журнал. 1993.-Т.14.-С137−139
  61. А.В. Избранные Педагогика, 1986. 317с.
  62. А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка Вопросы психологии. —1974. № 6. 59 73. 70. 71.
  63. А.В., Неверович ЯЗ. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М Педагогика, 1996. 173 с. Зейгарник Б. В. Опосредование и саморегуляция в норме и патологи Вестник МГУ. Серия.
  64. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384с. 157 психологические труды. М.:
  65. В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань: Издательство Казанского университета, 1992. 155 с.
  66. СВ. Исследование социально-психологических условий целеполагания в старшем дошкольном возрасте. Автореф. дис. канд. псих. наук. Самара, 1999. 24с.
  67. Е.В. Личность и саморегуляция по поведения общей и Экспериментальные М., 1979.—С.24−27.
  68. В.А. К сущности волевого поведения Психологический журнал. —1985. № 3.—С. 47−55.
  69. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд. МГУ, 1991. 142с.
  70. В.А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки Психологический журнал. 1990. т.П. № 3. 39−49.
  71. Н.Л., Мазилова Г. Б. Конструирование идентификационных структур в условиях нестабильного общества Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в 21 веке: Материалы международного симпозиума. В 2-х т.- Том 1 Отв. Ред. А. Л. Журавлев, Н. П. Фетискин Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004.- 98−99
  72. В.К. Классификация волевых качеств Эмоциональноволевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983.—С.175−181.
  73. Е.В. Дидактические игры. Я., 1997. 192 с.
  74. М.М. Теория и практика решения педагогической 158 исследования проблемам социальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
  75. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. -Я.: Академия развития, 1997.
  76. О. Новое направление развитие основы особенности социальной компетентности Дошкольное воспитание. 1998. № 9. 2−6 Е.В. Е. В. Психологические Психологические экономической экономической социализации: Учебное пособие. Великий Новгород, 2004. 80с. социализации на разных этапах детства. Автореф. дис. канд. псих, наук.-М., 1998.-26с.
  77. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998. 178 с. 89. Кон И. В поисках себя: Личность и ее самосознание.— М.: Политиздат, 1984. —335 с. 90. Кон И. С. Категория «Я» в психологии Психологический журнал. 1981.—Т.2.—№ 3—С. 25−38. 91. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Политиздат, 1977. 304 с. 92. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383с. 93.
  78. Конопкин Конопкин 18−26 95.
  79. Т.В. Индивидуальные формы социализации у дошкольников Психология и школа. 2003.- № 4. 62−75 Красновский Л. Опыт ранней профориентации Дошкольное воспитание. 1991. № 10. 39−44
  80. Краткий тест творческого мышления Под ред. Е. И. Щеблановой. М., 1995. 159 О. А О.А., Психологические Моросанова В. И. механизмы Стилевые регуляции особенности деятельности. Москва: Наука, 1980. 156с. саморегуляции деятельности Вопросы психологии. 1989. № 5
  81. В.Т. Диагностика готовности к творческого потенциала интеллектуальной развивающему школьному обучению. М., 1999.
  82. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  83. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Издательство ЛГУ, 1967. 183с.
  84. В.Н. Некоторые проблемы формирования личности и самосознания Человек и общество. Л., 1969. —С.67−77.
  85. З.К., Сорокина Т. М. Воспитание у детей элементов экономической культуры Начальная школа. 1990. № 5. 1921
  86. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М.: Политиздат, 1975.—304 с.
  87. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972. 561с.
  88. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: Изд. АПН СССР, 1948. 7−8, 14−15
  89. М.И. Развитие познавательной активности у детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками Вопросы психологии. 1982.-№ 4.-С. 18−35
  90. .Ф. Психические процессы и общение 164.
  91. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Просвещение, 1991. 297с.
  92. .Ф. Методологические и теоретические проблемы пси160 Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 151-
  93. .Ф. О системном подходе в психологии Вопросы психологии.—1975.—№ 2.—С.31−45.
  94. Г. Играем в экономику Дошкольное воспитание. 2003. № 10.-С.51−54
  95. Г. Формирование представлений о труде взрослых Дошкольное воспитание. 1989. № 2. 83−85
  96. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 582с.
  97. А.А. Стратегии экономического поведения молодежи регионов России: политико-психологический аспект: Автореф. канд. псих. наук. СПб, 2004. 24с.
  98. СВ. Основы экономической психологии. М., 1992. 63с.
  99. В.А. О двух уровнях регуляции поведения человека Вопросы психологии. 1994.— № 4.— 144−149.
  100. B.C. Личность как предмет психологического Учебное исследования. Пермь: Из-во ПГПИ, 1988. 80с. системного педагогического исследования: пособие Под ред. Н. В. Кузьминой Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980.-172 с.
  101. Г. Л. Дети и деньги. М., 1977. 96с.
  102. О. М. Исследование некоторых условий формирования адекватной самооценки личностных качеств Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Научные труды Кубанского государственного университета.— Краснодар, 1977.— Вып. 235.—С. 161—168.
  103. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001.-192с. 161
  104. А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М: Знание, 1990. 40 с.
  105. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96с.
  106. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 453с.
  107. B.C. Детская психология. М.: Апрель ПРЕСС, 1992. 352с.
  108. B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998.-488с. 130. МЭДИС методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей Под ред. Е. И. Щеблановой. М., 1995.
  109. В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1998. 362с.
  110. Найем Мохаммад Особенности саморегуляции деятельности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1994. 22с.
  111. Г. Экономика и дошкольник Обруч. 1997. № 4. 23−25
  112. Р.С. Психология. В 3-х томах. Т. 2. М.: Владос, 1998. 606 с.
  113. Н.Е. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников Под ред. А. В. Запорожца, Неверович. М.: Просвещение, 1965. 396−419.
  114. Н.В., Шадриков В.Д, Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Владос, 2001. 256с.
  115. Николаева Формирование начал экономической культуры Дошкольное воспитание. 1998. № 1. 52−58 162 ЯЗ.
  116. Л.С. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996. 372 с.
  117. К. Психологическая теория строения и развития личности Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С 66−78.
  118. А. Механизмы социализации Школьный психолог. 2002,-№ 15.-С, 12−16
  119. Организация экспериментальной деятельности дошкольника Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., 2002. 163 с.
  120. Отношения между сверстниками в группе детского сада Под ред. Т. А. Репиной. М: Педагогика. 1978. 147 с.
  121. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982. 255 с.
  122. А.В., Ярошевский Н. Г. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 269с.
  123. . Избранные психологические труды.— М.: Просвещение, 1969.—659 с.
  124. Платонов К, К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
  125. Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.
  126. В.А., Сасова И.А, Непрерывное экономическое образование молодежи Педагогика. 1994, № 4. 19−26
  127. Н.Н. Этнопсихологические особенности экономической социализации старшеклассников в современных условиях: (на примере старообрядцев Забайкалья): Автореф. дис. канд, псих. наук. Иркутск, 2004, 26с. 163
  128. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., Просвещение, 1987.-190с.
  129. Проблемы экономической психологии Под ред. А. Л. Журавлева, А. Б. Купрейченко. Т. 1. М.: Изд. РШ РАН, 2004. 624с.
  130. Программа воспитания и обучения в детском саду Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Просвещение, 1985.-160с.
  131. Психологические основы формирования у школьников социальных представлений: Автореф. дне. канд. псих. наук. М., 2004. 25с.
  132. Психологический словарь Под. ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1983. 447с.
  133. Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. ПетМ.Г. методы ровского. М.: Педагогика, 1987. —239 с.
  134. Психология. Словарь Под ред. А. В. Петровского, Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494с.
  135. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические изучения личности. М.: Флинта, 1998. 264с.
  136. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1990. 416с.
  137. Е.А. Общение как условие развития личности Психология формирования и развития личности. М., 1981. 177−197.
  138. Л. Основы общей психологии.— М.: Учпедгиз, 1946.—704 с.
  139. Л. Проблемы общей психологии.— М.: Педагогика, 1973.—424 с. 164
  140. Л.М. Самовоспитание личности. М., 1984. 138 с.
  141. Л.Б. Отношение к деньгам как составляющая экономического поведения подростков Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002. 181−183
  142. И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989. 44с.
  143. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: 0 0 0 «Речь», 2002. 349с.
  144. И. Готовим будущего предпринимателя Педагогика. 1993.-№ 5.-С.118−120
  145. Е. О. Пути формирования и развития у детей произвольных форм поведения Дошкольное воспитание. 1988. № 10.-С. 62−69.
  146. Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов и училищ. М: Школа-Пресс. 1997. 383с.
  147. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе Вопросы психологии. 1990. № 3. 49−58
  148. О.Е. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: МОДЭК, 1998. 252с.
  149. Смоленцева А.А. Введение
  150. Л.П. Проблемы становления личности. М.: Высшая школа. 1987. —134 с.
  151. М.Н. Методологические основания концепции экономической социализации в детстве Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002. 190 200 165
  152. В. В. Самосознание личности. М., 1983. 285.
  153. Л.Д. Педагогическая психология: Для студентов вузов. -РнД.: Феникс, 2000. 541с.
  154. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. —234 с.
  155. И.Р. Ценностные ориентации и категория социальнопсихологических отношений Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений: Материалы международного психологического конгресса, посвященного 30летию кафедры психологии. Т. 2-А. Москва Кострома. 2003. С 154−158
  156. Л.П. Действия детей в экономической игре Психологическая наука и образование. 1997. № 9. 85−87
  157. Теплюк Истоки самостоятельности Дошкольное воспитание. 1991.-№ 7.-С.55−58
  158. Н.Н. Социальная ситуация развития и проблемы возраста Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. 43−50
  159. И.В. Проблема категорий экономической психологии Психология и экономика: Труды 1-й Всероссийской научнопрактической конференции РПО. Калуга, 2000. 116−124
  160. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты. СПб., 2002.
  161. Т., Соколовска Й. Когнитивные представления о социально166 O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности Вопросы психологии. —1980. —№ 5.
  162. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука. 1966. 451с.
  163. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969. —213 с.
  164. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Академия, 1998. 289с.
  165. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе Вопросы психологии. 1985. № 6. 26−37
  166. А.Б. Дети и деньги: особенности экономической Социальносоциализации Вопросы психологии. 2000. № 2. 94−102 Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд. Института Психотерапии, 2002. 490 с.
  167. А., Денисова А. В. Экономическая социализация учащихся старших классов Проблемы экономической психологии в изменяющейся России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2005. 70−72
  168. А., Жилина Ж. А. Основы экономической психологии: Учебное пособие. Владимир, 2005. 322с.
  169. К.С. Факторы формирования самооценки в структуре экономической социализации детей Психология и экономика: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002. 210−213
  170. СВ. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис. канд. псих, наук. Омск, 2001. 23с.
  171. А. Дошкольник и экономика//Обруч. 1999. 1 С 23 167
  172. А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Дошкольное воспитание. 1989. № 1. 62−65- 1994.-№ 8.-С. 49−53
  173. И.Ф. Азбука экономическая для детей и взрослых. Вып. 1.-м., 1992.-64с.
  174. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1999. 508 с.
  175. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. 4.
  176. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995. 544с.
  177. Ш, едрина Е. В. Исследование экономических представлений у детей //Вопросы психологии. 1991.-№ 2.-С. 157−165 205. Щур В. Г. Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.
  178. Экономическая психология. Социокультурный подход Под ред. И. В. Андреевой. Питер, 2000. 512с.
  179. .Д. Психическое развитие в детском возрасте. М., МОДЭК, 1997.-414C.
  180. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. —480 с.
  181. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития Вопросы психологии. 1971. № 4. 14—22.
  182. Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет). М.: Учпедгиз. 1960. 328с.
  183. B.C. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М., 1996.
  184. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  185. В.А. Педагогическая психология. СПб, 1998. 639с.
  186. Ярушкин Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального 168
  187. Bruner J., Goodman Value and need as organizing factors in perception J. of Abnormal and Soc. Psychol. 1947. № 42. P. 33— 42.
  188. Danyger K, Childrens earliest conceptions of economic relationships J. Econ. Psychol. 1958. N47. P. 231−240.
  189. Davis K., Taylor T. Kids and cash: Solving a parents dilemma. La Jolla: Oak Tree Publications, 1979.
  190. Firth R. Introduction to social anthropology. N.Y.: Mentor Books, 1980.
  191. Fromm E., Maccoby M. Social character in a Mexican village: A sociopsychoanalitic study. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1970.
  192. Furby L. Sharing decisions and moral judgements about letting others use ones possessions Psychol. Rep. 1978. 43. P. 595—609.
  193. Fumham A. Childrens understanding of the economic world Australian J. of Education. 1986. 30. P. 219—240.
  194. Fumham A. School childrens perception of economic justice: A crosscultural comparison J. of Economic Psychol. 1987. № 8. P. 457— 467.
  195. Fumham A., Cleare A. School childrens conceptions of economies: Prices, wages, investments and strikes J. of Economic Psychol. 1988. № 9. P. 467—479.
  196. Fumham A., Jones S. Childrens views regarding possessions and their theft J. of Moral Education. 1987. № 16. P. 18—30.
  197. Fumham A., Thomas P. Adults perceptions of the economic socialization of children J. of Adolescence. 1984. 7. P. 217— 231.
  198. Furth H. The world of grown-ups. N. Y.: Elsevier, 1980.
  199. Haire M., Morrison F. Schoolchildrens perception of labour and management J. of Soc. Psychol. 1957. № 46. P. 179—197. 169
  200. Lassarres D. Consumer education in French families and schools Econ, Socialization. Cheltenham: Edward Elgar, 1996.
  201. Marshall H., Magruder L. Relations between parent money education practices and childrens knowledge and use of money Child Devel. 1960.-№ 31.-P. 253—284.
  202. Matthews A. If I think about money so much, why cant I figure it out. N.Y.: Summit Books, 1991.
  203. Siegal M., Shwalb B. Economic justice in adolescence: An AustralianJapanese comparison J. of Economic Psychol, 1985. № 6. P. 313— 326.
  204. Strauss A. The development and transformation of monetary meanings in the child Amer. Sociolog. Rev. 1952. № 17. P. 275—286.
  205. Sutton R. Behavior in the attainment of economic concepts J. of Psychol. -1962. № 53. P. 37—46.
  206. Winocur S., Siegal M. Adolescentsjudgement of economic arguments Inter. J. Behav. Devel. 1982. N5. P. 357−65. 170
Заполнить форму текущей работой