Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эффективного организационно-экономического механизма управления системой дополнительного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны, на базе совокупности методологических принципов формирования системы дополнительного профессионального образования (целенаправленности, управляемости, координации и прогнозируемости), концептуальные основы управления системой непрерывного образования в регионе, позволяющие сформировать соответствующие институты государственной образовательной политики, частно-государственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы конкурентного развития системы дополнительного высшего образования
    • 1. 1. Роль дополнительного высшего профессионального образования в формировании человеческого капитала
    • 1. 2. Современные тенденции и проблемы развития системы 32 дополнительного профессионального образования
    • 1. 3. Реформирование системы дополнительного высшего 51 профессионального образования
  • Глава 2. Анализ системы дополнительного высшего профессионального образования в регионе
    • 2. 1. Состояние и развитие сектора высшего образования в 72 Республике Северная Осетия-Алания
    • 2. 2. Анализ ценообразования в сфере дополнительного высшего профессионального образования
    • 2. 3. Исследование системы управления учреждениями дополнительного высшего профессионального образования
  • Глава 3. Организационно-экономический механизм управления дополнительным высшим профессиональным образованием
    • 3. 1. Модель управления системой дополнительного высшего 127 профессионального образования
    • 3. 2. Формирование системы мониторинга образовательных 144 программ ДВПО
    • 3. 3. Механизм управления финансово-ценовой политикой в 162 сфере дополнительного высшего профессионального образования
  • Заключение

Формирование эффективного организационно-экономического механизма управления системой дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Активный переход наиболее развитых стран мира к обществу, основанному на знаниях, привел к существенным изменениям системы высшего образования, услуги которой, создавая интеллектуальный потенциал, стали определяющим фактором стратегического национального развития. При этом, фундаментальные тенденции развития современного общества, характеризующиеся процессами глобализации, интеграции и диверсификации, обострили проблему профессиональной адаптации человека в условиях быстроменяющейся среды. Ежегодно в мировом хозяйстве, по оценкам западных исследователей, отмирает более пятисот старых профессий и возникает более шестисот новых. Если в условиях индустриального общества полученного базового высшего образования было достаточно более чем на двадцать лет практической деятельности, то в постиндустриальном обществе срок его эффективности сократился до пяти-семи лет, а в обществе, основанном на знаниях, вообще стал составлять два-три года.

Это обстоятельство вызывает необходимость непрерывного совершенствования комплекса своих профессиональных знаний специалистами всех уровней в течение всей своей трудовой деятельности. Таким образом, создание системы многоуровневого непрерывного образования, предоставляющего услуги, адекватные требованиям перманентно меняющихся национальных и региональных рынков труда, становится сегодня актуальной проблемой развития сервисной экономики во всем мире.

Для того чтобы обеспечить возможность своим гражданам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с ситуацией на рынках труда во многих развитых странах мира получили распространение государственные программы реформирования сложившихся образовательных систем с целью приведения их в соответствие с требованиями гражданского общества, глобализации и регионально3 отраслевой диверсификации мировой экономики. Основы моделей реформирования в мировом образовательном пространстве в определенной мере уже сложились. В Европе, например, активно реализуется концепция непрерывного образования LLL (life long learning), в США — концепция гражданского образования, в Швеции — концепция образования взрослых и т. п. I.

Во всех этих концепциях возрастающую роль играют услуги дополнительного высшего профессионального образования (ДВПО), которое становится качественным основанием развития человеческого капитала на базе новых знаний, навыков и компетенций, совершенствования профессиональных компетенций и социального интеллекта личности, расширения нравственно-культурного кругозора, а также обретения навыков адекватного восприятия человеком быстро изменяющегося мира.

Появление форм образования для всех на протяжении всей жизни на фоне активно возрастающего и разнообразного спроса на высшее образование, усиливающаяся ограниченность бюджетных средств, с которой сталкиваются государства, заставляют все большее число высших учебных заведений привлекать частные источники финансирования.

Концепция долгосрочного развития российской экономики сориентирована на переход в ближайшее десятилетие на инновационный путь развития. Возможность такой серьезной организационнотехнологической трансформации отечественной экономики предопределяется эффективностью реформы высшей школы. По сути дела, системе высшего образования самой предстоит, опережающими развитие производства темпами, перейти на инновационные основы, эффективно интегрируясь в пока неосвоенную ей международную конкурентную рыночную среду. Осуществляя кардинальное изменение содержания образовательного процесса и его структуры, одновременно необходимо преодолеть ситуацию, когда сформировавшееся предложение 4 образовательных услуг высшей школы не соответствует предъявляемым потребностям со стороны экономики.

В то же время, система дополнительного профессионального образования в России модернизируется и развивается в контексте социальных и экономических изменений, происходящих в стране с начала девяностых годов прошлого столетия. По оценкам ученых и специалистов, потенциальные объемы повышения квалификации и переподготовки, работающих и высвобождающихся работников, составляют не менее 5−6 миллионов человек ежегодно. Дополнительное профессиональное образование однозначно востребовано экономикой страны и соответствующими потребностями человека в непрерывном образовании. Ключевое значение в системе непрерывного профессионального образования в нашей стране, также как и в других странах, приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов на базе второго высшего образования.

Вместе с тем, многие организационно-экономические инструменты модернизации управления системой дополнительного высшего профессионального образования в контексте внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов, требований Болонского процесса и необходимого расширения источников финансирования разработаны недостаточно. Особенно с учетом того, что отношение к направлениям реформирования российского образования в настоящее время среди ученых и в обществе в целом достаточно противоречивы. Отсутствуют требуемые единство взглядов и общественная солидарность.

Степень изученности проблемы. На проблемах развития и модернизации высшей школы сосредоточено внимание ученых разных направлений — педагогов, социологов, экономистов, философов и др., т. е. эти исследования носят междисциплинарный характер.

В работах зарубежных ученых в последнее время, на фоне традиционных концепций информационного общества (Р. Барнет, Д. Белл, 3.

Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, Э. Деннисон, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рисман, 1.

А. Тоффлер и др.), в которых высшее образование определяется как основной гуманитарно-социальный институт общественного развития, все больше внимания уделяется проблематике формирования общества знания и соответствующей оценке образовательных услуг, чему посвящены работы Г.

Беккера, М. Блауга, В. Вейсборда, Э. Денисона, Г. Джексона, Дж. Минцера,.

О. Нордхога, Дж. Псахаропулоса, М. Фишера, Т. Шульца и др.

Много внимания уделяется проблематике развития «Е-образования», которое может значительно потеснить классы и аудитории как место приобретения знаний, на чем сосредоточили свои исследования А. Антан, С.

Боулз, Ж. Брюнер, Ж. Верез, Ж. Делор, С. Дурлауф, JL Ким, А. Мишель, Е.

Морен, Р. Нельсон, Дж. Филд, П. Ярвис и мн. др.

В работах российских ученых — JI. Абалкина, Т. Абанкиной, М.

Аграновича, А. Аузана, А. Балабанова, В. Басаргина, С. Белякова, Е.

Богачева, С. Глазьева, Р. Гринберга, А. Грязновой, В. Зуева, В. Иноземцева,.

Р. Капелюшникова, Е. Карпухиной, А. Клюева, Т. Клячко, Д. Львова, В.

Макарова, В. May, А. Некипелова, Р. Нуреева, Н. Петракова, А. Поршнева, Н.

Римашевской, Б. Рудника, В. Сенчагова, Д. Сорокина, В. Тамбовцева, А.

Татаркина, А. Ченцова, И. Шахриманьяна, Л. Якобсона и мн. др. — активно исследуются перспективы модернизации высшей школы с учетом процессов глобализации, необходимого государственного регулирования, развития экономики знаний, роли непрерывного образования в повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Различные практические аспекты управления процессом модернизации российского высшего образования рассмотрены в работах и выступлениях ученых-организаторов отрасли: И. Акперова, В. Александровича, В.

Бабешко, В. Болотова, Н. Булаева, Л. Вербицкой, В. Гвоздева, Л. Дятченко, 6.

В. Захаревича, Я. Кузьминова, А. Лиферова, Г. Назина, В. Нуждина, В. Петренко, А. Петрик, Д. Прохорова, Н. Пустового, Н. Розиной, В. Садовничего, О. Смолина, В. Филиппова, А. Фурсенко, В. Шудегова и мн. др.

Непосредственно вопросы дополнительного профессионального образования исследуют В. Вахштайн, Л. Евенко, 3. Жуковская, В. Леднев, Е. Дорожкин, Е. Карпухина, Д. Константиновский, Л. Квасова, К. Сабирьянова, Р. Шайхелисламов, В. Фролов, В. Шестак, Ю. Шленов и др.

Вместе с тем, многие вопросы функционирования высшей школы в условиях динамично развивающегося по многим направлениям рынка образовательных услуг, в том числе по линии второго высшего образования, еще далеки от своего научного разрешения, поскольку не выработано даже относительно общепринятых подходов. Малоизученными остаются вопросы стратегии развития дополнительного высшего профессионального образования, особенно в части платного предоставления образовательных услуг. Необходимость дальнейшей теоретической и практической разработки этих проблем, их актуальность и острая дискуссионность обусловили выбор темы, ее цели и задачи, а также логику диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключалась в разработке организационно-экономических инструментов совершенствования управления предоставлением образовательных услуг в системе дополнительного высшего профессионального образования с учетом требований формирующейся инновационной экономики. Достижение этой цели потребовало последовательного решения следующих задач: изучить современные функции человеческого капитала в целях определения параметров совокупного спроса на услуги высшего образованияпроанализировать сущность инновационного производства и институциональной роли дополнительного высшего профессионального образования в обеспечении развития человеческого капитала, формирования профессиональных и социальных компетенций личностиисследовать процессы развития дополнительного высшего профессионального образования в российских регионах и систематизировать существующие особенностиопределить основные направления системной модернизации дополнительного высшего профессионального образованияпровести анализ развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Северная Осетия-Алания и состояния регионального рынка соответствующих образовательных услуг;

— исследовать инструменты формирования и развития организационно-экономического механизма управления системой дополнительного профессионального образования в Республике Северная Осетия-Алания.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, формирующиеся в системе дополнительного высшего профессионального образования в условиях становления рынка образовательных услуг.

Объектом исследования является экономическое состояние системы дополнительного высшего профессионального образования в процессе ее модернизации и коммерциализации, а также процесс переподготовки кадров в Республике Северная Осетия — Алания.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в соответствии с п. 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» и п. 15.109 «Механизм повышения эффективности и качества услуг» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг).

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются труды российских и зарубежных ученых в области проблем функционирования высшей школы, системы дополнительного высшего профессионального образования, формирования мирового и отечественного рынка образовательных услуг.

В диссертационном исследовании использованы законодательные и нормативные акты, программные документы, связанные с вопросами модернизации высшего образования в России.

Источниками информации явились данные Госкомстата Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия — Алания, отчетные и аналитические материалы мониторинга образования Института проблем образования Высшей школой экономики, результаты социологических исследований Минобразования РФ.

Методы исследования. В диссертации, в соответствии с принципами системного подхода, использовались различные приемы и методы экономических исследований, в том числе: аналитический, сравнительный, статистический, графический, группировок, расчетно-конструктивный и др. В ходе исследования использовались технические программные средства Microsoft Word и Microsoft Excel. Совокупность используемых методов позволила обеспечить достоверность теоретических положений и выводов, а также практических результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке организационно-экономического механизма управления системой дополнительного высшего образования, включающего организационно-административные и финансово-экономические инструменты предоставления образовательных услуг в процессе формирования инновационной экономики.

Наиболее существенными результатами, содержащими элементы научной новизны и выносимыми на защиту, являются следующие:

— выявлено, на основе развития принципов эволюционной экономики и обобщения теории человеческого капитала, что в экономике XXI века наряду с экономической, социальной и культурной реализуется массовая инновационная функция человеческого капитала, обуславливающая последовательное формирование совокупного спроса на услуги высшего образования на протяжении всей жизни человека, что позволило выделить существенное влияние территориальной привязанности на содержание образовательных услуг и необходимость их рыночной коммерциализации;

— установлено, посредством анализа сущности инновационного производства, что дополнительное высшее профессиональное образование становится необходимым и неотъемлемым уровнем образования, обеспечивающим требуемое качественное развитие человеческого капитала путем формирования надлежащих профессиональных и социальных компетенций, что позволило обосновать ключевую роль услуг дополнительного высшего профессионального образования в приращении человеческого капитала территории и предложить обновленные формулы расчетов индексов дополнительного образования, а также индекса образования в составе индекса развития человеческого потенциала региона (учитывающих численность взрослых, охваченных дополнительным высшим профессиональным образованием, различными видами краткосрочного образования и непрерывным образованием за данный период);

— раскрыта, на основе кросс-регионального анализа, двойственность в развитии российских региональных моделей предоставления услуг дополнительного высшего профессионального образования, заключающаяся в одновременном поэтапном внедрении универсальных принципов.

Болонского процесса и усилении территориальной дифференциации и специализации всех видов и форм дополнительного высшего образования,.

10 что позволило разработать многофакторную модель услуг ДВПО и определить основные направления его системной институционализации (разработку и принятие Федерального Закона «О дополнительном образовании в РФ», формирование эффективного рынка образовательных услуг, создание национальной системы статусных квалификацийформирование организационно-экономического механизма управления системой предоставления услуг дополнительного профессионального образования, включая административно-организационные, инновационно-ориентированные и финансово-экономические составляющие);

— разработаны, на базе совокупности методологических принципов формирования системы дополнительного профессионального образования (целенаправленности, управляемости, координации и прогнозируемости), концептуальные основы управления системой непрерывного образования в регионе, позволяющие сформировать соответствующие институты государственной образовательной политики, частно-государственного партнерства, социальной мобильности и качественного приращения человеческого капиталаустановлено, на основе анализа системы дополнительного профессионального образования в Республике Северная Осетия-Алания, что в настоящее время этот рынок образовательных услуг находится в начале своего становления и регулируется исключительно регламентом лицензирования образовательных программ, что позволило определить проблемные области развития (чрезмерная доля гуманитарного образования в структуре ДВПОотсутствие стратегических документов развития дополнительного образования, включая второе высшее образованиечрезмерное влияние краткосрочных конъюнктурных факторов на структуру образовательных программ ДВПО в вузахотсутствие системы государственно-общественного контроля качества дополнительного образования);

— разработан организационно-экономический механизм управления системой дополнительного высшего профессионального образования в Республике Северная Осетия — Алания, организационно-административная составляющая которого предполагает создание нормативно-правовой базы и функциональной модели мониторинга образовательных программ, а финансово-экономическая подсистема включает мотивационные инструменты развития дополнительного образования и механизм соответствующей ценовой политики, что позволяет, с одной стороны, определить предпосылки формирования инновационно-ориентированной системы ДВПО, а с другой — разработать методику расчета стоимости образовательных программ с обоснованием принципов распределения финансовых ресурсов между подсистемами ДВПО.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертации могут найти применение в дальнейшей разработке проблем модернизации управления дополнительным высшим профессиональным образованием в целях более эффективного предоставления образовательных услуг в процессе перевода национальной и региональных экономик на инновационные основы развития.

Практическая значимость исследования. Предложенные практические организационно-экономические инструменты совершенствования механизма управления системой дополнительного высшего профессионального образования мо1уг быть использованы органами государственной власти при разработке долгосрочных программ непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров для российской экономикипри формировании стратегий конкурентного социально-экономического развития регионов в части эффективного использования человеческого капиталапри создании региональных систем непрерывного образования и модернизации их организационно-экономического механизмаа также в деятельности региональных вузов, реализующих программы дополнительного.

12 профессионального высшего образования. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении дисциплины «Экономика высшего образования» в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на Международной научно-практической конференции «Региональные проблемы развития рынка в условиях формирования внешнеэкономической стратегии России» (Ростов-на-Дону, 2002), Всероссийском семинаре «Управление персоналом в условиях рынка» (Пенза, 2002), Международной конференции «Глобализация и экономическое развитие России» (Москва, 2002), Международной научно-практической конференции «Трансформация социально-экономических отношений в современных экономических условиях» (Пенза, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Альтернативы экономического роста России» (Сочи, 2003), Юбилейной научно-практической конференции Ростовского государственного экономического университета (Ростов-на-Дону, 2006), Межрегиональных научных чтениях «Методы фундаментальной и прикладной математики в экономике и естествознании» (Ростов-на-Дону, 2006), научно-практической конференции «Статистика в современном мире: методы, инструменты, проблемы» (Ростов-на-Дону, 2007).

Основные положения диссертационного исследования используются в деятельности структурных подразделений Министерства образования и науки Республики Северная Осетия — Алания. Прикладные результаты исследования обсуждались на заседании региональной комиссии по реализации государственной программы по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Республики Северная Осетия — Алания. Материалы диссертации используются в системе переподготовки специалистов на факультете повышения квалификации в Северо-Осетинском государственном университете им. К. Л. Хетагурова.

Наши выводы полностью подтверждают закономерности всемирно признанной теории конкуренции американского экономиста Майкла Портера. Исследуя природу конкуренции, М. Портер пришел к выводу, что «конкурентное преимущество не может быть понято на основе рассмотрения фирмы в целом. Оно обеспечивается множеством отдельных видов деятельности, осуществляемых фирмой в процессе проектирования, производства, маркетинга, доставки и послепродажного обслуживания своей продукции. Каждый из этих видов деятельности определенным образом влияет на относительное позиционирование издержек организации и закладывает основы ее дифференциации. Чтобы проанализировать источники конкурентного преимущества, необходим системный подход к изучению всех видов деятельности, осуществляемых фирмой, а также того, как эти виды деятельности взаимодействуют между собой"4.

Таким образом, разработка ценовой политики ДВПО должна осуществляться в рамках общей стратегии формирования конкурентоспособности вуза на основе продуманного финансового механизма, который должен учитывать все аспекты образовательной деятельности вуза. В государственных вузах региона предпринималось несколько проектов в этом направлении, однако они были недостаточно глубокими, либо недостаточно приемлемыми из-за отсутствия алгоритма реализации на практике. Объясняется эта ситуация также отсутствием практически какой-либо нормативной документации, по которой можно было бы составлять смету. На сегодняшний день эта проблема остается в целом нерешенной, а в конкурентном аспекте достаточно острой.

Очевидно, многие вузы назначают цены, основываясь не на комплексном анализе определяющих их факторов, а ориентируются лишь на конъюнктурную ситуацию спроса-предложения, складывающуюся как по оценке бренда вуза, и платежеспособный спрос на каждую конкретную.

4 Портер М. Международная конкуренция: Пер с анг. / Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. С.ЗЗ. специальность. Но даже при таком подходе необходима методологическая база, которая, с одной стороны, должна основываться на положениях теории спроса и предложения, с другой, основываться на принципах конкурентного ценообразования и отражать финансовые возможности и общую стратегию развития вуза.

Рассмотрим особенности ценообразования, обусловленные рыночной конъюнктурой. Как было показано выше, В РСО-Алания экономико-управленческие и юридические специальности на рынке образовательных услуг являются наиболее востребованными, поэтому необходимо анализировать реакцию потребителей на различную стоимость предлагаемых образовательных программ. В российской практике, как правило, используется линейные функции, отражающие зависимость спроса от цены предложения. Для этого расчета необходимо иметь как минимум два значения цены и объема продаж для одного объекта исследования, что, к сожалению, нельзя получить в рамках деятельности одного вуза по конкретной специальности. Это объясняется тем, что вузы заключают договора на весь срок обучения, и согласно законодательным требованиям вынуждено для всех поступивших устанавливать одинаковую цену.

Но еще больше проблем возникает при выборе ценовой стратегии конкретным образовательным учреждением. Из теории маркетинга известно, что не всегда высокая цена на товар позволяет его производителю добиться высоких доходов. Проведенный нами анализ по программам высшего профессионального образования очной формы обучения в вузах региона, подтвердил этот вывод и показал:

1. Высокая стоимость на образовательные услуги не является фактором, обеспечивающим региональным вузам их высокую доходность. И только цены среднего уровня позволяют учебным заведениям привлекать как можно больше абитуриентов, и тем самым увеличивать суммы привлеченных финансовых средств.

2. В условиях дефицита бюджетного финансирования в секторе государственных вузов сформировался повышенный интерес к сектору платного дополнительного высшего профессионального образования, как источнику покрытия дефицита бюджетных средств.

3. В целом и государственные и негосударственные вузы стремятся максимизировать прибыль за счет увеличения цен на образовательные программы и сокращения расходов учебного заведения.

В этих условиях остро встает проблема обеспечения качества образовательных услуг. Так, проведенный анализ деятельности шести вузов РСО-Алания, предлагающих услуги в сфере ДВПО, показал, что три негосударственных вуза привлекают абитуриентов с заниженной оплатой за обучение, не имея финансовых возможностей для обеспечения качественного соблюдения государственного образовательного стандартаодин вуз может обеспечить выполнение государственного стандарта, но при этом не имеет средств для дальнейшего развития материальной базы. И только 2 вуза имеют в полной мере финансовые возможности для качественного обеспечения учебного процесса и развития материально-технической базы.

Еще раз отметим, что политика минимизации цен на рынке образовательных услуг региона является одним из основных факторов, определяющих состояние и развитие негосударственных учебных заведений. Этот процесс характеризуется наличием серьезных проблем, решив которые можно будет обеспечить стабильное финансирование и развитие этих учебных заведений. Однако в силу высокой конкуренции на рынке ДВПО региона, проблема ценообразования стоит на первом плане и в государственных вузах.

Проведенные экспертами федерального Агентства образования исследования показывают, что при формировании цены в сфере ДВПО руководством российских вузов учитываются следующие соображения:

1. Формирование цен на образовательные программы с учетом заложенной рентабельности (100%).

2. Влияние цен на клиентов, с учетом ценовой конкуренции по конкретному виду услуг (95%).

3. Цена на образовательные программы строится как приемлемая для большего количество потребителей (89%).

При определении ценовой политики вузы также стараются учитывать ряд частных факторов:

Цена потребления образовательных услуг, в основном, зависит от колебаний рыночной конъюнктуры (53%).

Финансовые возможности потребителя, на решение которого влияет сумма недополученного дохода за время обучения, а также невосполнимые затраты на сам процесс обучения (42%).

Ценности, которые дают потребителям определенные преимущества в зависимости от выбранной программы (34%).

Раскрытие своего потенциала на основе полученных знаний, связанное также с определенными затратами (26%).

Эффективность ДВПО обусловлена низкими или нулевыми расходами на адаптацию специалиста после обучения (16%)5.

Таким образом, можно сделать вывод, что ценообразование на услуги ДВПО в российских регионах зависит от различных факторов, составляющих основу для маркетинговых исследований, и само выступает в качестве инструмента системы маркетинга и формирования стратегической конкурентоспособности вуза. Поэтому вузам, осуществляющих свою деятельность в рыночных условиях, прежде всего следует выработать свою.

5 Корчагова Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5- Сергеева М. Г. Методические аспекты исследования рынка образовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста// Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6. стратегию конкурентного развития, а затем уже формировать принципы ценообразования на услуги ДВПО.

Теория маркетинга рассматривает большое количество ценовых стратегий, но мы считаем, что каждый вуз должен иметь свою индивидуальную стратегию, а цена на образовательные программы должна определяться на основании этой стратегии и результатов внутреннего аудита, а также регулярного рыночного мониторинга вуза.

Проведенное нами исследование показало, что в РСО-Алания на процесс ценообразования в сфере ДВПО влияет большое разнообразие факторов. Ими являются:

1. Спрос на ту или иную специальность обучения, то есть, чем больше спрос на определенную специальность, тем выше цена;

2. Уровень вуза, реализующий данную образовательную услугу: университет, академия, институт. Чем выше положение вуза, тем значительней сфера его деятельности. Так, к примеру, самое дорогое образование по специальности «Юриспруденция» — на факультете дополнительного образования Северо-Кавказского горно-металлургического института, где первый год обучения стоит в 2007—2008 уч. году 40 000 рублей. В то же время ВИЭУиП предлагает обучение по этой же специальности, что обходится слушателям в 15 000 рублей.

3. Уровень подготовки с присвоением соответствующей квалификации и соответствующим сроком обучения.

4. Форма обучения: дневная, заочная, вечерняя, экстернат.

5. Состояние материально-технической базы вуза, наличие высококвалифицированных преподавателей, доступ к современным информационным базам, обеспечение необходимой литературой, учебно-методическими пособиями, аудио — видеоматериалами.

6. Срок обучения. Чем короче курс обучения, тем больше усилий направляется на качество обучения, а значит цена выше.

7. Количество обучающихся в одной группе, чем больше студентов в группе, тем выше рентабельность учебного процесса, цена снижается.

8. Уровень высшего профессионального образования у слушателей, а также его соответствие получаемому второму. Некоторые вузы определяют перечень дисциплин для слушателей персонально с учетом данных выписки к диплому. От количества перезачтенных предметов зависит зачисление на соответствующий курс и продолжительность обучения.

9. Качество образовательных программ, которое включает в себя: количественное содержание конкретной программы по конкретным дисциплинам, их количество и соответствие государственным образовательным стандартам, уровень преподавания предметов, организацию учебного процесса, уровень материального обеспечения, возможность закрепления теоретических знаний на практике в соответствующих организациях и предприятиях. Вопрос качества учебных планов на сегодняшний день стоит очень остро, это связано, прежде всего, с уровнем преподавания того или иного предмета. Увеличение объема аудиторной работы приводит к повышению затрат, а значит, к увеличению стоимости.

10. Сроки набора слушателей, продолжительность приема. Некоторые вузы осуществляют прием на постоянной основе и, скомплектовав группы, начинают учебный процесс. Такой тактики придерживается Владикавказский институт экономики управления и права.

11. Предоставление скидок и льгот вузом и системой образования. Негосударственные вузы, например Владикавказский институт управления, Современная гуманитарная академия делают скидки при оплате своим студентам за хорошую учебу.

12. Присваиваемая квалификация. Запись в дипломе также является основой для потенциального работодателя. Именно, выбор профессии становиться начальным этапом в формировании запросов потенциальных клиентов. В последнее время важное значение приобретают двойные квалификации: инженер—экономист, математик—экономист, юрист-финансист, что дает больше возможностей для устройства на работу.

13. Местонахождения вуза, географическая зона его влияния на потребителей.

14. Качество выдаваемого диплома: диплом государственного образца, диплом международного образца и т. п. Многие вузы выдают диплом нестандартного образца, это ведет к тому, что выпускники этих вузов не могут устроиться на работу в государственные учреждения. Конечно, диплом государственного образца имеет свои преимущества.

15. Монополия вузов на некоторые специальности, которая дает возможность завышать цены. К примеру, Специальность «Товароведения и экспертиза товаров» в Северо-Осетинском государственном университете.

16. Конкуренция цены по аналогичным направлениям деятельности.

17. Возможности, предоставляемые выпускникам после окончания: престижная работа, рост карьеры, новый социальный статус.

18. Условия и формы оплаты, то есть выбор сроков ее осуществления (по семестрам, по годам сразу за весь курс обучения), наличной и безналичной форм оплаты.

19. Скидки при заключении договоров сразу на несколько человек.

20. Реклама и маркетинговая политика. Эффективность проведения рекламной компании дает возможность поднять цены на услуги.

21. Ориентация на сегментацию потребителей по конкретным признакам, к примеру, по покупательской способности. Пример специальность «Юриспруденция» на факультете повышении квалификации Северо-Осетинского государственного университета. Кажется, что здесь поступают и обучаются потребители, для которых стоимость образовательной услуги не имеет значения.

Очевидно, что для учета всех перечисленных параметров при формировании политики ценообразования на услуги дополнительного высшего профессионального образования необходимо использование.

113 специального методологического обоснования и математического аппарата. Однако на практике такой аппарат практически не применяется, поэтому до сих пор ни в одном вузе РСО-Алания не сформирован инструментарий (в виде методологических основ и методик ценообразования) финансово-ценового механизма дополнительного высшего профессионального образования.

§ 2.3. Исследование системы управления учреждениями дополнительного высшего профессионального образования.

Принципы организации и функционирования системы дополнительного высшего профессионального образования основаны на деятельности законов, концепций, федеральных программ развития и других нормативно-правовых актов, принятых и неоднократно пересматриваемых в течение последних пятнадцати лет. Существует большой перечень основных нормативных актов, регулирующих функционирование ДВПО на территории Российской Федерации. Кроме того, существуют также ведомственные нормативные документы, регулирующие деятельность в сфере высшего профессионального образования. Наряду с этим, в каждом субъекте РФ функционирование и развитие образования регулируется региональными законами, постановлениями Правительства субъекта РФ и иными правовыми актами. Однако для системы высшего профессионального образования, включая дополнительное высшее профессиональное образование, системоообразующими и приоритетными являются федеральные законы и нормативные акты органов исполнительной власти федерального уровня.

Как известно, в России существует 3 основных вида образовательных учреждений системы высшего профессионального образования: университет, академия, институт. Наибольшее развитие в последние 15 лет в РФ получил университетский сектор — его доля в общей структуре высших учебных заведений составляет 50%, академии — 30%, институты — 20%.

Принципиальные различия между российскими вузами представлены в таблице 2.13.

Заключение

.

Все виды и формы образования, особенно высшее, будучи по своей природе общественным благом, в нашей стране последовательно трансформируются в категорию рыночных услуг. Об этом свидетельствует как развитие негосударственных высших образовательных учреждений, так и расширяющаяся практика коммерческой деятельности государственных вузов, порой превышающая по своим параметрам бюджетные компоненты.

При этом, высшее образование следует рассматривать и как услугу, и как элемент национальной культуры. И то, и другое должно развиваться в рыночных условиях, их не надо, противопоставлять друг другу. В конце концов, рынок (как совокупность системных отношений) также является частью общей культуры.

Если образование должно стать определяющим сектором экономики, то оно не может не быть рыночным, иначе получится управленческий алогизм — рыночная экономика будет определяться нерыночным сектором. Т. е., принципы управления в ведущем секторе должны быть соответствующими всей экономике.

В девяностые годы прошлого столетия произошли многие негативные изменения в сфере образования России: значительно усилилось хроническое недофинансирование высшего образования, существенно сократилась научно-исследовательская деятельность вузов и как следствие упала эффективность использования человеческого капитала высшей школы, резко сузился сектор естественнонаучного и инженерно-технического образования. На фоне бурного роста негосударственных форм образования, к началу 2000;х гг. в целом по стране сложилась весьма неэффективная система управления образованием, результатами чего стали снижение качества подготовки специалистов, неэффективное использование финансовых ресурсов, неудовлетворенность многих граждан и работодателей, а также общества в целом, услугами системы образования.

В последние годы ситуация в России постепенно начала меняться и доля расходов на разные виды образования в ВВП ежегодно растет. Кроме того, принятие национального проекта «Образование» положило начало более системному развитию всей образовательной отрасли России.

Вместе с тем, при росте показателей ВРП на душу населения, среднемесячной заработной платы работников образования, по прежнему остаются несопоставимыми показатели доли занятых в отрасли (как на общероссийском, так и на региональном уровнях), составляющих около 10 процентов от всех занятых в экономике, с показателями удельного веса выпуска по сектору образования в общем выпуске по критериям системы национального счетоводства и удельного веса инвестиций в основной капитал по отрасли образования из всех инвестиций по экономике, которые держатся на уровне 1,5−2 процентов. Налицо явная недооценка вклада отрасли в создание ВВП и как следствие — значительное отставание показателей средней заработной платы по отрасли образования от средней по экономике страны. По сути дела, особенно с учетом динамики последних на региональном уровне, с 2002 года началась новая волна недофинансирования образования, в том числе высшего.

Без адекватной рыночной экономике коммерциализации услуг высшей школы останется невозможной полная оценка вклада отрасли в создание ВВП и определение должных параметров оплаты труда.

С учетом того, что на ближайшую перспективу, несмотря на увеличение абсолютных размеров, заложено сокращение доли расходов федерального бюджета на высшее образование, а региональные бюджеты ограничены в своих доходах, коммерциализация образовательных услуг высшей школы становится практически неизбежной. Особенно с учетом требований мировой конкуренции в образовательном пространстве, которая.

179 определяется совокупными расходами. Если у нас в среднем за год на одного студента тратится немногим более двух тысяч долларов, то в Европе этот показатель уже приблизился к десяти тысячам, а в США — к двадцати тысячам. Этот финансовый разрыв становится фактором неконкурентоспособности не только российского высшего образования, но и, по сути дела, всей отечественной экономики. Соответственно, без привлечения дополнительных финансовых источников, невозможно и требуемое развитие человеческого капитала.

На основе обзора существующих фундаментальных положений теории человеческого капитала можно сделать вывод, что главным фактором приращения экономики в XXI веке будут знания человека, его квалификация и навыки, а также способности к непрерывному развитию. Основываясь на данных выводах, а также, развивая содержание современной теории человеческого капитала, в проведенном исследовании она дополнена следующими концептуальными положениями.

Во-первых, в социально-экономической системе помимо экономической (получение дополнительного дохода при росте образования), социальной (образование как основной канал вертикальной мобильности и способ сглаживания социального неравенства в обществе) и культурной (всестороннее развитие личности в результате непрерывного образования), человеческий капитал в последние десятилетия реализует функцию инновационного развития.

Во-вторых, по мере обострения конкуренции и становления новой экономики роль ключевого фактора прироста человеческого капитала в системе профессионального образования играет дополнительное высшее профессиональное образование, обеспечивая наилучшие возможности приложения труда человека и формируя высшие адаптационные профессиональные свойства личности в постоянно обновляющейся инновационной экономике.

Усиливающееся влияние дополнительного высшего образования в формировании высших профессиональных компетенций, по нашему мнению, неизбежно потребует уточнения расчетов ряда индексов, принятых для сопоставления уровня развития непрерывного образования стран и регионов (например, расчеты индекса 8РЫ и индекса образования в составе индекса развития человеческого потенциала).

Профессиональное дополнительное образование специалистов в России имеет свою историю, в которой выделяются досоветский, советский и современный этапы развития. Последний связан с началом осуществления рыночных реформ в Российской Федерации и характеризуется многократным ростом потребности в подготовке, переподготовке кадров для работы в рыночных условиях хозяйствования. Именно система дополнительного профессионального образования в девяностых годах прошлого столетия сыграла решающую роль в кадровом обеспечении переходной к рыночным условиям экономики и в сжатые сроки оказала действенную помощь нашим гражданам в овладении рыночными механизмами, организации собственного дела и т. п. Гибкость и мобильность образовательных структур этой системы, отказ от единообразия программ обучения, максимальный учет потребностей заказчиков — предприятий и частных лиц — позволили адаптировать последние к изменяющейся среде и достаточно быстро их развивать в условиях институциональных изменений и рыночной трансформации российской экономики.

Сопоставительные исследования функционирования дополнительного профессионального образования в различных субъектах Российской.

Федерации позволяют выявить две диалектически противоречивые тенденции в его развитии. С одной стороны, значение частных, специфически национальных факторов в региональном образовании постепенно снижается, и на первый план выходят факторы и тенденции, общие для большинства развитых стран: налицо усилившееся под давлением.

Министерства образования и науки Российской Федерации внедрение в систему высшего образования регионов принципов Болонского процесса, ведущих его к европейской унификации и потере национальных научно-образовательных традиций страны. С другой стороны, одной из главных тенденций изменения в сфере высшего профессионального образования России можно назвать усилившуюся регионализацию всех видов и форм дополнительного высшего образования, что ведет к углублению территориальной дифференциации качества образования и региональной специализации структуры образования в типологически разных регионах России. Поэтому регионализация сферы дополнительного высшего профессионального образования в России проявляется в трех взаимосвязанных тенденциях.

Проведенное в диссертации исследование роли дополнительного высшего профессионального образования в формировании конкурентного человеческого капитала, а также проблем и моделей развития ДПО позволило на обновленной теоретической основе сформулировать основные направления его системной модернизации: институционализация дополнительного высшего профессионального образованиясоздание инновационно-ориентированной региональной системы ДВПОформирование организационно-экономического механизма управления системой дополнительного профессионального образования региона.

Систематизация выводов многочисленных зарубежных исследований, а также анализ передового российского опыта модернизации ДВПО позволили автору разработать схему институциональных факторов, системно влияющих на конкурентоспособность и потенциал ДВПО в системе дополнительного образования.

Формирование и развитие системы дополнительного высшего профессионального образования на основе институционализации роли и места ДВПО в Национальной рамке квалификаций и компетентностного.

182 подхода, предполагает создание инновационно-ориентированной региональной системы ДВПО, нацеленной на внедрение в образование современных знаний и технологий как основы инновационной модели экономического роста.

Построение инновационной, рыночно адаптивной системы дополнительного высшего образования региона предполагает разработку соответствующей стратегии, включая миссию и цели ДВПО, его ресурсное обеспечение, создание базовых элементов инновационного образования и обеспечение их системного взаимодействия, а также систему оценки результатов инновационного обучения.

Образовательный потенциал Северной Осетии традиционно считается одним из мощных не только на Юге России, но и в Российской Федерации. Так, если в целом по России количество студентов вузов в 2006 году составило 246 на 10 000 человек населения, то в нашей республике этот показатель в 1,6 раза выше и составляет 404 студента на 10 000 жителей региона.

Если раньше потребность в новом профессиональном образовании вызывалась в связи с кардинальными изменениями сферы профессиональной деятельности, то в настоящее время студенты, обучающиеся по первой специальности высшего образования, сразу же ориентированы на получение смежного дополнительного профессионального образования в уже выбранной области работы. Не случайно количество выпускников, заключивших в год своего выпуска договор на обучение по еще одной специальности, неуклонно растет. В 1999 году их было всего 6%, в 2000 -8%, в 2001 и в 2002 — 10%, в 2003;2005 — 18%, а в 2006;2008 годах их стало уже 27%. Эти цифры еще раз подтверждают нарождающийся потребительский приоритет двойного высшего образования.

Учебные заведения, развивающие свою деятельность в сфере дополнительного высшего профессионального образования, делятся на две.

183 группы. В первой группе местные вузы, имеющие территориальное обособление, к ним относятся большинство государственных и негосударственных учреждений. Во второй группе филиалы иногородних вузов — всего 2 иногородних филиала.

Анализ распределения численности обучающихся по программам ДВПО показывает, что юридические и экономические специальности, пользующиеся наибольшим спросом у населения, определяют основной номенклатурный перечень образовательных программ ДВПО, предлагаемых филиалами и вузами республики. Отметим, что подобное положение вещей, при котором более 80% лиц, прошедших переподготовку по программам ДВПО — юристы и экономисты, несмотря на то, что это в принципе отражает общие тенденции развития высшего образования в стране, по нашему мнению, нельзя признать удовлетворительным. Однако, несмотря на насыщение регионального рынка труда этими специалистами, их количество в системе ДВПО на протяжении пяти лет не уменьшается, а с каждым годом только возрастает.

На Северо-Осетинском рынке образовательных услуг сегодня реализуются 7 программ по разным специализациям ДВПО. В 2005 году разброс цен за первый год обучения колебался от 10 000 рублей по программе.

Психология" до 26 000 рублей за год учебы по специальности.

Юриспруденция". При этом, очевидно, что разные игроки регионального рынка ДВПО получают разную прибыль от реализации образовательных услуг и имеют различную рентабельность ДВПО, так как по вузам РСО.

Алания существенно колеблются не только общий контингент обучающихся и цены, но также и издержки на оказание соответствующих услуг. Прежде всего, на дифференциацию издержек влияет разница в уровне оплаты труда преподавателей: в настоящее время она по вузам РСО-Алания превышает двукратный уровень. Разными являются и общеуправленческие издержки, обусловленные факторами численности административно-управленческого.

184 персонала, уровнем их заработной платы, издержками по продвижению программ ДВПО, наличием арендной платы у некоторых вузов региона и пр.

Исследование показало, что достаточно жесткая конкуренция среди вузов заставляет их по-разному реагировать на постоянные изменяющиеся условия деятельности, и в том числе в проводимой ценовой политике как методе насыщения рынка образовательными услугами. Коме того, конкурентоспособность образовательных услуг и профессиональных программ ДВПО зависит не только от цен, но и от престижа вуза, а также конкретных условий, складывающихся на рынке (спрос на рынке труда на конкретных специалистов, ассортимент образовательных услуг, доступных к получению в регионе и вне, др.). Причем в условиях острой конкуренции на региональном рынке труда эти рыночные обстоятельства нередко становятся приоритетными и прямо влияют не только на стоимость обучения по программам ДВПО, но и на престижность получаемого слушателями диплома.

Подсистема финансово-экономического механизма управления включает мотивационные инструменты развития дополнительного образования региона и механизм ценовой политики в сфере дополнительного высшего образования. Создание финансового механизма в вузе должно быть подчинено строгому планированию и функционированию согласно следующим этапам: создание финансовой и ценовой политики учебного заведенияопределение статей расходования средств и источников их финансированиясоздание необходимых финансовых отделов в вузе. При создании финансового механизма предлагается учитывать специфику конкретного учебного заведения, профиль предлагаемых образовательных программ, их количество, качество и характер организации учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Сивцев Н., Журавлев Ф. Многоуровневое непрерывное профессиональное образование // Высшее образование в России. 2007. № 2.
  2. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М. В. Ларионова. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
  3. О.И. Структура экономико-теоретического знания: Методологический аспект. М.: Институт экономики. 2005.
  4. Анализ рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации. / Под ред. М. В. Ларионовой. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2007.
  5. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации. Научное издание. / Под ред. Ларионовой М. В., Мешковой Т. А. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.
  6. П., Мосичева И., Барер Т., Шестак В., Сигов А., Панков В., Куренков В. VIII Всероссийская конференция по дополнительному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1.
  7. В.Б., Ермоленко В. В. Природа, сущность и формы человеческого капитала // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т.5. № 3.4.1.
  8. И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления // Высшее образование в России. 2006. № 11.
  9. В., Жабрев Г. Болонский процесс — попытка конкуренции // Высшее образование в России. 2006. № 4.
  10. Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.
  11. И.М. К вопросу о качестве второго высшего образования // Формирование, обучение и развитие управленческого персонала в высших учебных заведениях. Пенза: ПДН’ГП, 2003.
  12. И.М. Об одном подходе к оценкам эффективности управления дополнительным высшим образованием. Математические методы в современных моделях экономики и естествознания // Сборник статей Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2007.
  13. И.М. Повышение квалификации и развитие персонала в фирме // Управление персоналом в условиях рынка. Пенза: ПДНТИ, 2002.
  14. И.М. Послевузовское образование как фактор повышения профессионализма руководящего состава // Альтернативы экономического роста России-Сочи: СИКурортологии, 2003.
  15. И.М. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров как фактор обеспечения экономической и политической стабильности России // Глобализация и экономическое развитие России. М.: МГУ, 2002.
  16. И.М. Задачи управления развитием дополнительного высшего профессионального образования в регионе. Вестник университета. Социология и управления персоналом «Теоретический и научно методический журнал». М. 2007. № 7.
  17. И.М., Монако Т. Н. О рынке образовательных услуг в Республике Северная Осетия-Алания // Региональные проблемы развития товарного рынка в условиях формирования внешнеэкономической стратегии России // Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2002.
  18. И.М. Об одном подходе к оценкам эффективностиуправления дополнительным высшим образованием. // Методы187фундаментальной и прикладной математики в экономике и естествознании // Сборник статей Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2007.
  19. В. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации // Высшее образование в России. 2008. № 1.
  20. Т. Новая экономика требует новой системы образования // Высшее образование в России. 2000. № 2.
  21. В., Караваева Е., Шехонин А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход // Вопросы образования сегодня. 2007. № 10.
  22. Болонский процесс и его значение для России / Ред. сост. С. Медведев и К. Пурсиайнен. М.: РЕЦЭП, 2005.
  23. В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Администратор высшего образования. 2005. № 1.
  24. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007.
  25. О. Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита // Отечественные записки. 2002. № 1.
  26. В.Е. Формирование институциональных структур экономики знаний и совершенствование экономико-правового пространства для развития систем открытого дистанционного образования. М.: ИДО-МНМЦ «СОО» МГИУ, 2006.
  27. В.Е. Институциональный инструментарий формирования экономики знаний // Право и образование.2005. № 6.
  28. Е., Мосичева И, Шестак В. Дополнительное образование в России. XXI век//Высшее образование в России. 2005. № 5.
  29. С., Нестеров JI. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2.
  30. B.B. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты развития российского образования. М., 2006.
  31. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб.: Петрополис, 1998.
  32. В.Т. Экономика и управление качеством высшего образования на базе информационно-коммуникационных технологий обучения. Самара: Бахрах-М, 2007.
  33. Высшее образование в России: Аналитический доклад / Отв. ред. В. Л. Глазычев. 2004.
  34. Высшее образование России: состояние и проблемы / Под науч. ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИВО, 2002.
  35. Е.Т., Клячко Т. Л. и др. Российская экономика в 2006 г. Тенденции и перспективы. М., ИЭПП, 2007.
  36. E.H. Качество высшего образования: плановые и внеплановые проверки // Вопросы образования. 2005. № 1.
  37. JI.M. Научный потенциал СССР. М., 1990.
  38. Гохберг JIM., Кузнецова И. В. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. № 4.
  39. JI. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? // Высшее образование в России. 2006. № 4.
  40. JI.K. Формирование стратегии инновационного развития экономики региона: теория и методология. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007.
  41. Гуриева J1.K. Концепция национальных инновационных систем // Инновации. 2004. № 4.
  42. JI.K. Кадровые технологии повышения конкурентоспособности РСО-Алания // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 1.
  43. JI.K. Региональная инновационная политика, или «New Economic Geography» // Экономические стратегии. 2005. № 5−6.
  44. JI.K. Южный федеральный округ: вопросы развития // Экономист. 2005. № 11.
  45. JI.K. Президентская программа подготовки менеджеров как фактор повышения конкурентоспособности экономию! региона // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 2006. № 6.
  46. JI.K. О некоторых проблемах развития российского венчура // Финансы. 2007. № 2.
  47. JI.K. Стратегия устойчивого развития региона // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 2.
  48. И.А., Карцева М. А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  49. Пресс-релиз заседания Правительства Российской Федерации. M., 10 апреля 2008 г.
  50. Доступность высшего образования в России / Отв. ред. C.B. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
  51. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1994.
  52. В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968.
  53. .В., Мешкова Т. А. Обучение в течение всей жизни: политика стран ОЭСР в области непрерывного образования // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
  54. Т.Н., Егоров Е. В., Бабич A.M. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993.
  55. И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. М., 2004.
  56. И.Н. Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия. М., 2005.
  57. Н.В., Клячко Т. Л. и др. Обзор социальной политики в России. М., НИСП, 2007.
  58. И.А. Образовательные программы дополнительного образования. М.: ИнтелПресс, 2006.
  59. Индикаторы науки: Статистический сборник / Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба государственной статистики, Государственный университет — Высшая школа экономики, 2006.
  60. Инновации в системе непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007.
  61. Институционализация социально-экономического развития региона / Под ред. Р. Ф. Шайхелисламова, К. А. Хубиева, А. Н. Макарова. М.- Набережные Челны: ТЕИС, 2007.
  62. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российскихреформ и возможности культивирования институциональных изменений /
  63. Я.И. Кузьминов, В. В. Радаев, A.A. Яковлев, Е. Г. Ясин. К 6-й Международной191научной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов», Москва, 5−7 апреля 2005 г. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.
  64. А. Институты высшей школы в процессе формирования региональных сообществ // Высшее образование в России. 2007. № 4.
  65. Р. И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт. М., 2006.
  66. З.К., Монако Т. П., Бестаева ИМ. Пути и средства совершенствования регионального экономического образования // Научный вестник ОГИМ. Оренбург: ОГИМ, 2006.
  67. Е.А. Стратегические альянсы в бизнес-образовании // Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под ред. С. Р. Филоновича. М., 2004.
  68. Н.Д. Что такое ГИФО в системе высшего образования в России? // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 1.
  69. В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» // Высшее образование в России. 2006. № 3.
  70. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2.
  71. Коммюнике Берлинской конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» от 19 сентября 2003 г. (www.bologna-berlin2003 .de/pdi7 Communique 1 .pdf).
  72. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с анг. М.: Прогресс, 1987.
  73. С.А. Человеческий капитал в контексте социально-экономического развития. Рязань: РФ МосУ МВД России, 2006.
  74. Д.А., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Кросс-региональный анализ развития непрерывного образования: результаты исследования // Вопросы образования. 2007. № 2.
  75. Д.А. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.
  76. Д.Л., Чередниченко Е. Д., Вознесенская Е. Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.
  77. Концептуальные основы организации управления высшим и средним профессиональным образованием региона // Институт экономики Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 1999.
  78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
  79. Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5.
  80. М. Проблемы высшего образования в оценках населения // Вестник общественного мнения. 2004. № 1.
  81. М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  82. Я.И. Образование России: проблемы, ресурсы и возможности: Доклад на заседании РОСРО. 8 апреля 2008 г.
  83. В. Основные тенденции модернизации управления в сфере высшего образования // Высшее образование в России. 2007. № 3.
  84. Д.В., Короленко А. Ю., Смирнов В. В. Эффективная публичная служба. М.: Изд-во «Наука», 2006.
  85. С.К. Болонекий процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. 2006. № 3.
  86. Межгосударственная программа реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, утвержденная решением Совета глав правительств СНГ 29 ноября 2001 г.
  87. С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход // Вопросы образования. 2007. № 8.
  88. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2001.
  89. Мониторинг о текущей ситуации в экономике Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. 01.11.2007 r.(http://www.economy. gov. ru/wps/portal).
  90. Мониторинг экономики образования «Спрос на рабочую силу — мнение работодателей». Информационной бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2007. № 1(19).
  91. Мониторинг экономики образования «Стратегии учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг»: Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2004. № 3(5).
  92. Мониторинг экономики образования «Обзор рынка образовательных услуг»: Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2006. № 3 (59).
  93. И.А. Инвестиционные процессы в сфере воспроизводства человеческого капитала. Волгоград: Станица, 2006.
  94. И., Шестак В. Дополнительное образование: проблемы и новые задачи российской высшей школы // Высшее образование в России. 2007. № 3.
  95. И.А., Шестак В. П., Гуров В. Н. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решение. Ставрополь, 2007.
  96. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование». Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.)
  97. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (http:// www.mosedu.m/ru/manager/documents/principal/laws/doctrine.php).
  98. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. М., 1999.
  99. Образование в Российской Федерации: Статистический ежегодник. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
  100. Овсиенко Л, Дьяконов Г., Иванов В. ДПО в Республике Татарстан: опыт и перспективы // Высшее образование в России. 2007. № 3.
  101. Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования / Под ред. Т. В. Абанкиной, Б. Л. Рудника. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  102. О.В. Программа международной оценки образовательных достижений учащихся PISA как критерий межстрановой и внутристрановой дифференциации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 6.
  103. Питер Хайнал. Система «Группы восьми» и «Группа двадцати»: Эволюция, роль и документация / Пер. с англ. М.: Логос, 2008.
  104. План мероприятий по выполнению Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденный
  105. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г. (протокол № 1).
  106. Л.И., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. 2005. № 1.
  107. Е.Д., Трунова H.A. Рынок образования и рынок труда с точки зрения работодателя. С-Петербург: ЦСР «Северо-Запад», 2005.
  108. E.H. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. 1992. № 6.
  109. И.Е. Образование человеческий и социальный капитал молодежи // Высшее образование в России. 2007. № 10.
  110. Популярная экономическая энциклопедия/ Гл. ред. А. Н. Никипелов. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия»., 2001.
  111. М. Международная конкуренция: Пер с анг. / Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  112. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» от 26 мая 2007 г.
  113. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «О лицензировании образовательной деятельности».
  114. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на период 2005— 2010 гг.».
  115. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2006 г. № 44 «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».
  116. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».
  117. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2005 г. № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц».
  118. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 мая 1997 г. № 844 «Об утверждении Типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации».
  119. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренные на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г., протокол № 47, раздел 1.
  120. Проблемы эффективности и реформы международных многосторонних институтов / Под общ. ред. М. В. Ларионовой. М.: ТЕИС. 2007.
  121. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008), утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 19 января 2006 г. № 38.
  122. Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы. М.: Изд-во СГУ, 2007.
  123. .А. Экономическая энциклопедия. М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995.
  124. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  125. Регионы России: социально-экономические показатели: Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008.
  126. Решение Министерства образования и науки РФ от 10 октября 2005 г. «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования».
  127. К.В. Оценка социальной структуры состава студентов вузов, поступающих на основе ЕГЭ. М., 2003.
  128. Н. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов II Высшее образование в России. 2007. № 3.
  129. И.Б. Управление знаниями менеджеров устойчивой организации: методология подхода. Ульяновск: УлГУ, 2003.
  130. И.Б. Инновационный механизм управления государственным вузом. — М.: Экономика, 2004.
  131. И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: УлГУ, 2005.
  132. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008.
  133. С.Ю. Переход «учеба — работа»: омут или брод? М., 2006.
  134. Рыночная экономика: Словарь. Сост. Г. Т. Щепкина. М.: Стройиздат, 1997.
  135. В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа // Университетское управление. 2000. № 2.
  136. П. Новые подходы к организации высшей школы // Alma Mater. 1997.№ 8.
  137. Сборник аналитических материалов по сотрудничеству в областиобразования со странами Европы в рамках реализации «дорожной карты"198
  138. Россия-ЕС. / Под. общ. ред. М. В. Ларионовой М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2007.
  139. В., Халин В. Не пора ли остановиться и осмотреться? // Высшее образование в России. 2006. № 11.
  140. М.Г. Методические аспекты исследования рынка образовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6.
  141. Современный словарь экономических и правовых терминов / Под ред. В. Н. Шиманова, B.C. Каменкова. М.: Амалфея, 2004.
  142. Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах участниках Содружества Независимых Государств от 28 сентября 2001 г.
  143. Соглашение о сотрудничестве по формированию общего пространства образования Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г.
  144. Т.Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  145. А. 2006 год: мир сегодня и завтра (обзор основных положений доклада «Состояние планеты —2006"//Вопросы экономики. 2006. № 4.
  146. Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросс-культурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2.
  147. Уровень экономической активности населения Российской Федерации в 2006 г. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2007.
  148. Федеральная: целевая программа «Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств (2004−2009)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 572.
  149. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803.
  150. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  151. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
  152. Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  153. С., Сухорукова Н. Оценка качества в модели непрерывногообразования // Вопросы образования. 2005. № 8.200
  154. В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI века. http://informika.ru/text/magaz/ higher.
  155. В.М., Клячко T.JI. и др. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. М., Логос, 2006.
  156. Г. А. Реформа высшего образования: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 2007. № 2.
  157. Д.С. Трансформация профессионально-квалификационного потенциала и формирование рынка образовательных услуг. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1998.
  158. Р.Ф. Региональная модель ДПО // Высшее образование в России. 2005. № 3.
  159. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетское управление. 2000. № 2.
  160. Ю., Мосичева И, Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. 2005. № 3.
  161. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1998.
  162. К. О структуре непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 2.
  163. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов: Изд-во СГЭА, 1997.
  164. Best М. The New Competitive Advantage: The Renewal of American Industry, Oxford: OUP, 2001.
  165. City Development: Texas. San Antonio, 2005.
  166. Continental Trading Blocs: the Growth of Regionalism in the World Economy. Ed. By R. Gibb. New York, 1999.
  167. Doyl P. The Role of Human Capital in New Age. Harvard University, 2004.
  168. Education at a Glance, 2006.
  169. Education policy and it’s effect on the national economy. Washington: US GPO, 2007.
  170. Ellison G. Glaeser E. Geographic concentration in U.S. manufacturing industries: The clusters approach // Journal of Political Economy, 2003. № 5.
  171. K., Fursov K., Karpukhina E. (2004). Transnational Commercial Provision of Higher Education in Russia: Russian Case-study for the UNESCO-HEP Project: Global Higher Education Market. Ed. by M. Martin.
  172. Yu., Sabirianova K. (2004). Returns to Schooling in Russia and Ukraine: A Semi parametric Approach to Cross-Country Comparative Analysis. IZA Discussion Paper. № 1325.
  173. Gourley B.M. Bologna in Global Context: Future Challenges and Opportunities for the European Higher Education Aria // Bologna Process Ministerial Meeting. London. May 2007.
  174. Henry Mintsberg. The Ten Schools of the Strategy Management. Ottawa, McGill University, 2005.
  175. Higher Education, Science, Technology and Industry Outlook, OECD. 2006.
  176. Human Development Report, 2006 (http://hdr.undp.org/hdr2006/pdfs/ report/HDR06-complete.pdf).
  177. Indicators of Education and Science, Tokyo, 2005.
  178. Investing in Education. Wsh., 2000.
  179. Karlinsky R. Speeding the Gains from Globalization: What Can Be Learning from Value Chan Analysis?: Part 2. London, 2004.
  180. Keeley B. Human Capital: How What You Know Shapes Your Life? OECD. 2008.
  181. Lev B. Management of Education. Brookings Institution Press, 2006.
  182. Loof H., Heshmati T., Asplund R., Olav Nes S. Innovation and Performance in Manufacturing Industries: a Comparison in the Nordic Countries. SSE/EFIWP. 2001.
  183. Otir Common Future. World Commission on Environment and Development. N.Y., 1987.
  184. Programme for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC): Terms of Reference for Costing Exercise. OECD Directorate for Employment, Labour and Social Affairs, OECD Directorate for Education. For Official Use. COM/DELSA/EDU. 2007, № 2.
  185. Programmes for Europe. Results of the EUA Joint Masters Project, European University Association. 2004.
  186. Reese L.A. The use of planning methodologies in local economic development //Environment Planning Government Police. 2003. № 3.Vol. 15,
  187. Tauch Ch., Rauhvarges A. Survey on Master Degrees and Joint Degrees in Europe. European University Association, European Commission, 2005.
  188. Why we haven’t sustainable development? World Commission on Environment and Development. N.Y., 2002.
  189. World Development Indicators. 2005. The World Bank. Wsh., 2006.
Заполнить форму текущей работой