Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности адаптации организма студентов I — III курсов подготовительной группы к стандартным и дифференцированным программам физической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что уровень физических кондиций, функционального состояния нервно-мышечной системы, внешнего дыхания и гемодинамики студентов 17−19 лет подготовительной группы характеризуется как средний и ниже среднего. Психоэмоциональный статус характеризуется наличием высокого уровня тревожности, низкой способностью преодолевать стресс, низким и ниже среднего уровнем самочувствия, активности… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1. Теоретико-методологические и концептуальные особенности изучения здоровья и формирования здорового образа жизни лиц молодого возраста

1.2. Уровень здоровья студентов и факторы, его определяющие

1.3. Методологические подходы к физиологической оценке механизмов адаптации и разработке оздоровительных программ

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Статистическая обработка материалов исследования

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

3.1 .Результаты психологического тестирования и субъективной оценки состояния здоровья

3.2. Результаты изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы

3.3. Состояние системы внешнего дыхания студентов

3.4. Результаты электронейромиографического исследования 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103

ВЫВОДЫ 118 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 120

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Особенности адаптации организма студентов I — III курсов подготовительной группы к стандартным и дифференцированным программам физической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Условия учебной деятельности и образа жизни студентов ВУЗов отличают их от всех других категорий населения. Студенческий труд — специфическая форма интеллектуальной деятельности, характеризующаяся высоким уровнем информационных нагрузок, интенсификацией обучения, которые не всегда адекватны физиологическим возможностям организма, снижением физической активности, нарушениями режима питания, что приводит в конечном итоге к развитию и прогрессированию заболеваний у студентов и определяют необходимость поиска новых средств оздоровительного воздействия на организм [Е.А. Умрюхин с соавт., 1996; Р. С. Низамутдинова, 1998; В. И. Стародубов с соавт., 2000; А. И. Вялков с соавт., 2001; Ю. П. Лисицын, 2001; О. П. Щепин, 2001; Д. А. Андреев с соавт., 2007]. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что неблагоприятное влияние преобразований в экономической и социальной сферах страны наиболее остро отразилось на состоянии здоровья молодежи и особенно студентов — как в целом по России, так и на Южном Урале [А.А. Баранов, 1995, 1999; Н. А. Агаджанян с соавт., 1994; Е. И. Русанова, 1995; А. Р. Сабирьянов, 2001; В. К. Овчаров с соавт., 2002; Л. Г. Розенфельд с соавт., 2002; Л. И. Ваганова, 2003; Г. В. Усков, 2005, О. А. Драгич, 2006 и др.].

Оздоровление молодежи, разработка профилактических программ признаны приоритетным направлением деятельности Всемирной организации здравоохранения, большинства стран — участниц международной программы CINDI [Позиция CINDI ., 1992; К здоровой России, 1997]. Актуальность проблемы подтверждена принятием Постановления Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 «Об общероссийской системе мониторинга состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Анализ современной литературы позволяет заключить, что основное внимание уделяется фиксации заболеваемости и разработке лечебно-профилактических программ, в то же время, малочисленны публикации по оценке уровня физических кондиций (развития физических качеств) и функционального состояния студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе [A.M. Дюкарева, 1995; И. А. Камаев с соавт., 2002; Г. В. Усков с соавт., 2003; Е. В. Быков с соавт., 2004; И. П. Круглякова, 2004; Р. У. Гаттаров, 2005]. Существующая проблема требует поиска новых путей ее разрешения, создания новых прогрессивных технологий оздоровления студенческой молодежи, которые должны быть научно обоснованы и базироваться на исследованиях с использованием многофакторного анализа материалов, ранжировании отдельных факторов по их значимостинеобходим переход от регистрации уже имеющихся нарушений здоровья к поиску и диагностике состояний, предшествующих клинически выраженным формам заболеваний — к оценке донозологических сдвигов в состоянии здоровья человека [Г.И. Сидоренко 1991; P.M. Баевский, 2001; Н. А. Агадажанян, 2002]. Следовательно, только комплексная оценка функционального состояния систем организма студентов различных групп здоровья позволяет судить об особенностях адаптации к учебной деятельности, эффективно и своевременно планировать и корректировать дезадаптивные нарушения [А.Г. Щедрина с соавт., 2004; Д. А. Андреев с соавт., 2007]. Такой подход позволяет реализовать рекомендации В. В. Зайцевой (1995), С. П. Лёвушкина (2000, 2005) и ряда других авторов по индивидуально-типологическому подходу, как наиболее эффективному для построения коррекционно-оздоровительных программ, традиционно базирующихся на ведущей роли физических упражнений в укреплении здоровья.

Цель исследования: выявить особенности адаптации организма студентов подготовительной группы к стандартным программам физической подготовки и физиологически обосновать применение дифференцированных программ в зависимости от «профиля» физических кондиций студентов.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности уровня физических кондиций и психологического состояния студентов-первокурсников в зависимости от их распределения на группы здоровья.

2. Определить уровень функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем, активность различных уровней вегетативной регуляции ритма сердца студентов I-III курсов подготовительной группы в динамике трех лет обучения в ВУЗе при применении стандартных программ физической подготовки.

3. Дать оценку влияния дифференцированных программ физической подготовки на функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной системы студентов I—III курсов подготовительной группы с различным профилем физических кондиций.

Научная новизна. Впервые определены особенности морфофункционального и психофизиологического статуса студентов 17—19 лет подготовительной группы на основании комплексного исследования. Установлены особенности динамики функционального состояния дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем, нейровегетативной регуляции ритма сердца студентов с различным уровнем здоровья в условиях применения различных вариантов программ физического воспитания.

Выявлено, что уровень физических кондиций, функционального состояния нервно-мышечной системы, внешнего дыхания и гемодинамики студентов 17−19 лет подготовительной группы характеризуется как средний и ниже среднего. Психоэмоциональный статус характеризуется наличием высокого уровня тревожности, низкой способностью преодолевать стресс, низким и ниже среднего уровнем самочувствия, активности, настроения. Впервые, в зависимости от профиля «уровня физических кондиций», определено три подгруппы лиц, отнесенных к подготовительной группе: с низкими результатами тестов на выносливость (29%), силовых тестов (37,9%) и с относительно низкими результатами во всех тестах (33,1%).

Установлено, что вегетативный статус студентов подготовительной группы характеризуется исходным симпатикотоническим тонусом, гиперсимпатикотоническим типом реакций на физическую нагрузку и избыточным вегетативным обеспечением деятельности сердечно-сосудистой системы, доминированием надсегментарного уровня регуляции ритма сердца у 30% обследованных лиц. Выявлено, что при применении стандартной программы физического воспитания студентов подготовительной группы происходит снижение объемных и объемно-скоростных параметров преимущественно на уровне крупных бронхов системы дыхания в динамике трех лет обучения.

Установлено позитивное влияние комплекса физических упражнений, включающих дифференцированные нагрузки, направленных на развитие качеств выносливости и силы в зависимости от профиля «уровня физических кондиций», на психоэмоциональный статус, на состояние нервно-мышечной и кардиореспираторной системы студентов подготовительной группы.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в определении особенностей долговременной адаптации кардиореспираторной и нервно-мышечной системы студентов подготовительной группы к физическим нагрузкам, физиологическом обосновании дифференцированных программ физического воспитания в зависимости от профиля физических кондиций и уровня функционального состояния систем организма.

Полученные результаты используются в работе кафедры физического воспитания ЮУрГУв учебном процессе при преподавании курсов физиологии физического воспитания и спорта, теории и методики физической культуры и спорта на кафедрах теории и методики физической культуры Южно-Уральского государственного университета, лечебной физкультуры, спортивной медицины, курортологии и физиотерапии Челябинской государственной медицинской академии, во врачебно-физкультурных диспансерах Челябинской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Студенты подготовительной группы I—III курсов характеризуются наличием высокого уровня тревожности, низкой способностью преодолевать стресс, уровнем самочувствия, активности, настроения ниже среднего и низким, уровнем физических кондиций средний и ниже среднего с дифференциацией на три группы в зависимости от его профиля.

2. Функциональное состояние системы внешнего дыхания и сердечнососудистой системы студентов-первокурсников подготовительной группы среднее и ниже среднего, и снижается в динамике трех лет обучения при использовании стандартной программы физической подготовки.

3 Использование дифференцированных программ физической подготовки студентов I—III курсов подготовительной группы способствует повышению уровня функционального состояния нервно-мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы и оптимизации нейровегетативной регуляции ее деятельности.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию факультета физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета (Челябинск, 2006), международной научной конференции «Деятельность человека в экстремальных условиях окружающей среды» (Челябинск, 2008), научных конференциях факультета физической культуры и спорта ЮУрГУ в 2004 — 2008 г. г.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ (в том числе 1 в лицензированных ВАК изданиях).

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 150 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов,.

Выводы.

1. Студенты I—III курсов подготовительной группы характеризуются наличием высокого уровня тревожности (около 44% студентов), низкой способностью преодолевать стресс (33%), ниже среднего и низким уровнем самочувствия, активности, настроения (около 20% по тесту САН), средним и ниже среднего уровнем физических кондиций у 33% студентов. В зависимости от его профиля определено три подгруппы лиц: с низкими результатами тестов на выносливость (29%), силовых тестов (37,9%) и с относительно низкими результатами во всех тестах (33,1%). Применение дифференцированных физкультурных технологий способствует повышению уровня физического и психоэмоционального состояния.

2. Объемные и объемно-скоростные параметры и резервы системы внешнего дыхания у 40% студентов-первокурсников подготовительной группы средние и ниже среднего.

3. Выявлено напряжение механизмов нейровегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы у 33% студентов-первокурсников подготовительной группы, на что указывают снижение вариабельности показателя ритма сердца, повышение значимости надсегментарного уровня и симпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции ритма сердца наряду со снижением значимости парасимпатического отдела по сравнению с показателями лиц основной группы, наличие дезадаптивных реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.

4. У студентов подготовительной группы I—III курсов при занятиях по стандартной программе физической подготовки в динамике трех лет обучения происходит снижение функционального состояния дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем, ухудшение психоэмоционального состояния.

5. Использование дифференцированного комплекса физических упражнений способствует оптимизации состояния нервно-мышечной системы и деятельности сердечно-сосудистой системы (достоверное снижение показателей артериального давления, двойного произведения, индекса напряжения, снижение в 2 раза числа лиц с дезадаптивными реакциями) у студентов подготовительной группы с исходно сниженным уровнем их функционального состояния, повышением до уровня нормы показателей системы внешнего дыхания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. При разрешении проблемы оздоровления студентов средствами физической культуры следует ориентироваться на структурно-функциональный подход, позволяющий объективно установить уровень физического развития и функциональные резервы дыхательной и сердечнососудистой системы организма обследуемых.

2. Индивидуальные рекомендации по нормированию физической нагрузки должны применяться после комплексной оценки состояния нейро-мышечной системы, уровня адаптивных реакций и функциональных резервов кардиореспираторной системы занимающихся.

3. При разработке учебных программ по физической культуре необходимо планирование тренировочных нагрузок, дифференцированно направленных на селективное повышение кардиореспираторной выносливости и развитие качества силы.

4. При разработке учебных программ по дисциплине «Физическая культура» следует обращать внимание на выбор интенсивности и объема физических нагрузок. Они должны максимально соответствовать индивидуальным возможностям и потребностям студентов, обеспечивать оптимальный уровень двигательной активности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.С. Морфофункциональные показатели студентов и их зависимость от двигательной активности /М.С. Абрамов, М. М. Жуков // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 2. — С.32.
  2. , Н.А. Надежда XXI века студенческая молодежь: здоровье, образование, семья, профессия / Н. А. Агаджанян // Здоровье студентов: сб. тез. междунар. науч. — практ. конф. — М.: Изд -воРУДН, 1999. -С. 4−9.
  3. , Н.А. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза / Н. А. Агаджанян, Т. В. Ионова, М. Ф. Сауткина // Физиология человека. 1994. — Т. 20, № 3. — С. 144- 149.
  4. , Н.А. Проблема здоровья студентов и перспективы развития /Н.А. Агаджанян, В. В. Пономарёв, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материал I Всерос. науч. конф. М., 1995. -С. 5−9.
  5. , Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека /Т.И. Алексеева. М: МГУ, 1986. — 216 с.
  6. , Л.А. Соотношение паспортного и биологического возраста у подростков с разным телосложением /Л.А. Алексина //Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — Вып.2. — С. 152−153.
  7. , Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. — К.: Здоровья, 1989. 216 с.
  8. , Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни / Л. Андерсон. М.: Экономика, 1979. — 144 с.
  9. , Д. А. Физиологическая, психоэмоциональная и профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях /
  10. Д.А. Андреев, А. И. Нестеренко, В. Н. Васильев и др. // Физиология человека. -2007.-Т. 33,№ 4.-С. 128−131.
  11. , Н.С. К вопросу об адаптации к учебной и физической нагрузке / Н. С. Андреева, И. И. Голицина, Е. В. Перевозчикова //Альманах «Новые исследования». М: Вердана, 2004. — № 1−2. (6−7). С.53−54.
  12. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 402 с.
  13. , О.С. Зависимость умственной работоспособности студентов от вида деятельности / О. С. Антипова, А. В. Сергиенко, В. Н. Яковлев // Эколого физиологические проблемы адаптации: материалы VIII междунар. симп. — М., 1998. — С. 23 — 24.
  14. , Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека /Г.Л. Апанасенко. СПб: Петрополис, 1992. — 123 с.
  15. , Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Киев: «Здоровья», 2000. — 248 с.
  16. , Д.М. Сердце под защитой / Д. М. Аронов. — М., 1985. С. 3.43.
  17. , А.А. Физиологические основы биоимпеданского мониторинга гемодинамики в анестезиологии (с помощью системы «Кентавр»): учеб. пособие для врачей анестезиологов в 2-х т. / А. А. Астахов. Челябинск: Микролюкс, 1996.
  18. , Г. А. влияние занятий по физической культуре не сердечно-сосудистую и дыхательную системы студентов / Г. А. Атрощенко, И. Н. Сахарова // Гигиена и санитария 2005. — № 1 — с. 41−42.
  19. , Р.Ф. Семь программ здоровья. Уфа, 1992. — 24 с.
  20. , В.И. Теория функциональных систем П.К. Анохина в изучении психофизиологических показателей результативной деятельности студентов / В. И. Бадиков, Е. В. Быкова, Н. В. Климина // Вестн. РАМН. 1997. -№ 12. — С. 45 -49.
  21. , P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: учебно-методическое пособие. Ч. I / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, A.JI. Максимова. Магадан, 1996. — 55 с.
  22. , P.M. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-235 с.
  23. , А.В. Оперативная память и уровни постоянного потенциала головного мозга: автореф. дис. канд. биол. наук / А. В. Бажин. — Челябинск, 2007. 19 с.
  24. , К. Здоровый образ жизни: пер. с англ. / К. Байер, JI. Шейнберг. М.: Мир, 1997. — 368 с.
  25. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. 275 с.
  26. , А.А. Окружающая среда и здоровье / А. А. Баранов // Педиатрия. 1994. — № 5. — С. 5 — 6.
  27. , А.А. Состояние здоровья детей и задачи союза педиатров России / А. А. Баранов // Педиатрия. 1995. — № 1. — С. 7 — 11.
  28. , АА. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 4−6.
  29. , Н.А. Стресс реакция и факторы риска заболеваний улиц молодого возраста / Н. А. Барбаш, М. В. Миляева, Г. И. Тимещук и др.// Физиология человека. — 1994. — Т. 20, № 1. — С. 115 — 211.
  30. В.И. Энциклопедия здоровья: молодость до 100 лет. — М., 1994.-420 с.
  31. , А.А. Оценка функции внешнего дыхания. Методические подходы и диагностическое значение / А. А. Белов, Н. А. Лакшина. — М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2002. С. 22.
  32. Е.А. Практическая кардиоритмография /Е.А.Березный, А. М. Рубин. СПб, 1997. — 120 с.
  33. , Е.Г. Влияние образа жизни на здоровье студентов ОМГПУ / Е. Г. Блинова, В. П. Межов // Через образование молодежи к здоровой нации: материалы межрегион, межвед. науч.-практ. конф. — Уфа, 2000.-С. 22−23.
  34. , А.И. Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы девочек 15−16 лет / А. И. Босенко, А. Г. Белинова, Т. Н. Цонева // Гигиена и санитария. 1997. — № 4. — С. 31 — 33.
  35. Н.П. Генетика человека и наследственная патология Н.П. Бочков. М., 1978. — 377 с.
  36. , И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. — JL: Наука, 1987. — 125 с.
  37. И.И. Валеология наука о здоровье/ И. И. Брехман. — М., 1989. —208 с.
  38. М.М. Методология эпидемиологического изучения неинфекционных болезней у детей // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 54 — 55.
  39. П.С. Нервная сила: Пер. с англ. /П. Брег. Минск, 1991. —94 с.
  40. , B.C. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студенческой молодежи / B.C. Быков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2006. — Вып. 7, том 2.- № 3 (58).- С. 126−128.
  41. , Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровья учащихся 12−17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: дис. д-ра мед. наук / Е. В. Быков. -Курган, 2002.-316 с.
  42. , Ю.Н. Проверь себя (к индивидуальной оценке самосовершенствования человека) / Ю. Н. Вавилов, Е. А. Ярыш, Е. П. Какорина // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7. — С. 58−63.
  43. , JI.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. .канд. мед. наук / Л. И. Ваганова. Уфа, 2003. — 26 с.
  44. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / под ред. A.M. Вейна. М.: Мед. информ. агентство, 2000. — 752 с.
  45. , A.M. Вегетососудистая дистония / A.M. Вейн, А. Д. Соловьёва, А. О. Колосова. М., 1981. — 215 с.
  46. , Ю.Е. Экопатология детского возраста / Ю. Е. Вельтищев // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 26 — 33.
  47. , А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки /
  48. A.А. Виру. Л.: Наука, 1981. — 155 с.
  49. , А.И. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения: материалы социологического исследования / А. И. Вялков,
  50. B.О. Щепин- под ред. О. П. Щепина. М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001.-234 с.
  51. , С.А. Особенности адаптации студентов вуза в процессе обучения/С.А. Гапонова//Психол. журн. 1994.-Т. 15, № 3. — С. 131−134.
  52. , Р.У. Здравостроение студентов: авторский проект / Р. У. Гаттаров. Челябинск: ЮУрГУ, 2006. — 131 с.
  53. , Р.У. Изменение гемодинамики и метаболических показателей системы крови студентов под влиянием занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью: дис.. канд. биол. наук / Р.У. Гаттаров- ЧГПУ. Челябинск, 2002. — 247 с.
  54. , Р.У. Полипараметрическое исследование метаболического состояния студентов спортсменов в условиях физкультурно — оздоровительного комплекса / Р. У. Гаттаров, СП. Личагина,
  55. A.С. Аминов и др. // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. «Образование, здоровье, здравоохранение, физкультура и спорт». 2004. — № 6 (б).-С. 26−38.
  56. , Р.У. Психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов / Р. У. Гаттаров. — Челябинск: ЮУрГУ, 2005. — 191 с.
  57. , Л.Х. Антистрессорные реакции и активационная терапия / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Т. С. Кузьменко. М.: Имедис, 1998. -656 с.
  58. , О.В. Пути совершенствования вузовской системы лечебно оздоровительной работы / О. В. Гринина, Д. И. Кича // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф. — М., 1995. — С. 74 — 76.
  59. М.М. Диетолог отвечает на вопросы. М., 1988. — 128 с.
  60. , Б.И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания / Б. И. Давыдов, В. П. Вавилова,
  61. B.И. Коба// Здравоохранение РФ. 1992. -№ 9. — С. 17−19.
  62. Декларация Виктории по здоровому сердцу. Декларация Консультативного совета. Международная конференция по здоровому сердцу. Виктория. Канада, 28 мая 1992.
  63. , В.М. Четыре модели медицины / В. М. Дильман. Л.: Медицина, 1987. — 288 с.
  64. , Н.В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно информационный подход) / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев. — М.: Горизонт, 2000.-214 с.
  65. , О. А. Закономерности морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях Уральского Федерального округа. / О. А. Драгич дисс. докт. биол. наук, Тюмень-2006.-300 с.
  66. , С.А. Самоконтроль физического состояния / Душанин С. А., Пирогова Е. А., Л. Я. Иващенко. Киев: Здоровья, 1980. — 261 с.
  67. , A.M. Динамика состояния здоровья и проблемы здорового образа жизни студентов / A.M. Дюкарева // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф. М., 1995. — С. 80−82.
  68. , A.M. Состояние здоровья и медицинское обслуживание студентов: автореф. дис.. канд. мед. наук / A.M. Дюкарева. -Челябинск, 1976. 23 с.
  69. , В.В. Социально гигиеническое обоснование совершенствования деятельности амбулаторно — поликлинических учреждений по охране здоровья подростков в современных условиях: автореф. дис.. канд. пед. наук/В.В. Егоров. — М., 1998. -22 с.
  70. , В.В. Функциональное состояние ССС и структура медленоволновых колебаний ее показателей у студентов 18−21 года при занятиях гимнастикой Тай-цзи-Цуань: автореф. дис.. кан. биол. наук / В. В. Епишев. Челябинск. — 2006. — 22 с.
  71. , Н.В. Здоровье студентов комплексная социально -гигиеническая проблема / Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф. — М., 1995. — С. 5−9.
  72. , В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: дис. .докт. пед. наук / В. В. Зайцева. — М., 1995.-267 с.
  73. Здоровье и окружающая среда: по результатам социально -гигиенического мониторинга в г. Челябинске / Центр ГСЭН г. Челябинска. -Челябинск, 2004. 123 с.
  74. Здоровье студентов / под ред. Н. А. Агаджаняна. М., 1997. — 275с.
  75. , Г. Г. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе / Г. Г. Иванов, В. Н. Воронцов // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: тез. V между нар. науч. практ. конф. -М., 1996.-С. 40.
  76. , М.И. Структура общей заболеваемости студентов средних специальных медицинских учебных заведений / М. И. Ивойлова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф. -М., 1995.-С. 15−19.
  77. , С.И. Состояние физического здоровья и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга : автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. И. Изаак. СПб, 2006. — 55 с.
  78. , А.Г. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, И. В. Звездина, М. М. Эльянов и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 59 — 62.
  79. , JI.A. Изменение функции сердечно-сосудистой системы при различном уровне двигательной активности: под ред. Г. И. Косицкого /
  80. JI.A. Иоффе // Превентивная кардиология. М.: Медицина, 1977. — С. 137 -159.
  81. , А.П. Механизмы долговременной адаптации и дисрегуляции функций спортсменов к нагрузкам олимпийского цикла подготовки: автореф. дис.. докт. биол. наук / А. П. Исаев. Челябинск, 1993.-52 с.
  82. , А.П. Экологические и демографические проблемы Уральского региона и пути их решения / А. П. Исаев, Н. А. Фомин. -Челябинск: Интерполиарт и К, 1997. 63 с.
  83. , А.П. Синдром хронической усталости: лечение и профилактика / А. П. Исаев, Г. А. Шорин, С. А. Кабанов. Челябинск: Версия, 1997.-112 с.
  84. , А.П. Президентские состязания в структуре системы валеологического мониторинга и защиты здоровья населения / А. П. Исаев, Ю. Н. Вавилов, Ю. М. Чернецкий и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 3. — С. 12 — 15.
  85. , А.П. Основы здравостроения учащихся: учеб. пособие /
  86. A.П. Исаев, Е. В. Быков, В. В. Ходас и др. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. -120 с.
  87. , А.П. Учение о здоровье / А. П. Исаев, Н. Я. Прокопьев,
  88. B.М. Чимаров и др. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. — 144 с.
  89. , А.П. Стратегии адаптации человека: учеб. пособие / А. П. Исаев, С. А. Личагина, Т. В. Потапова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. — 248 с.
  90. , С.А. Физиологические и психологические проблемы оценочной деятельности, адаптация, стресс и поведение человека /А. Кабанов, С. А. Личагина, С. А. Аминов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 183 с.
  91. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
  92. , Э.М. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации в формировании валеологических подходов в системе образования / Э. М. Казин, Н. П. Недоспасова, B.C. Пономарева и др. // Валеология. 1998. — № 4. — С. 20−24.
  93. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск, 1986. — 326с.
  94. В.П., Склянова Н. А. Основы общей валеологии: Учебное пособие. Новосибирск, 1998. — 80 с.
  95. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. В. Берсенева. Л.: Медицина, 1980. — 207 с.
  96. , В.П. Обоснование формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. 1996. — № 3. — С. 75−81.
  97. , В.П. Проблемы человековедения / В.П. Казначеев- науч. ред. и послесловие А.И. Субетто- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1997. — 352 с.
  98. Как быть здоровым (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с англ. — М.: Медицина, 1990. — 239 с.
  99. , И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И. А. Камаев, O.JI. Васильева // Здравоохранение Рос. Федерации. 2002. — № 1. — С. 26 — 30.
  100. , И.А. Медико организационные аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений / И. А. Камаев, O.JI. Васильева // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и история медицины. -2001.-№ 4.-С. 35 -37.
  101. , М.А. Состояние здоровья студентов медицинского института / М. А. Камалйев // Здравоохранение Казахстана. 1992. -№ 1.-С. 65−68.
  102. , В.Л. Динамика кровообращения у спортсменов / В. Л. Карпман, Б. Г. Любина. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 135 с.
  103. , Л.Н. Влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность студентов / Л. Н. Катаева, С. И. Катаев // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф. М., 1998.-С. 78−79.
  104. К здоровой России. Политика и стратегия профилактики сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России. Москва, 1997. — 94 с.
  105. , Д.И. История социально гигиенических исследований студентов / Д. И. Кича, М. И. Паначина // Сов. здравоохранение. — 1987. — № 7. — С. 63−66.
  106. , Д.И. Комплексное социально гигиеническое исследование студентов университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы: автореф. дис. канд. пед. наук /Д.И. Кича. — М., 1982. — 24 с.
  107. , Д.И. Студенческая семья как объект комплексного социально-гигиенического исследования / Д. И. Кича, Т. В. Важнова // Образ жизни здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф. М., 1995.-С. 109−111.
  108. Книга о здоровье / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М., 1988. — 509 с.
  109. , О.Е. Медико социальные аспекты сохранения и укрепления здоровья студентов медицинского колледжа / О. Е. Коновалов, В. А. Кирюшник, Н. Ф. Савельева // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1999. -№ 4. — С. 25 — 26.
  110. А.А., Кучма В. Р., Гильденскольд С. П. Оценка риска ухудшения состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. — 1994. — № 2. — С 11−13.
  111. , И.Ю. Биоэлектрические процессы мозга при различных функциональных состояниях у юношей 18−25 лет : автореф. дисс.. .канд. биол. наук. — Челябинск, 2008. 21 с.
  112. Г. И. Цивилизация и сердце. — М., 1977. — 183 с.
  113. , Г. И. Нервное напряжение, неврозы и сердечнососудистая система: под ред. Г. И. Косицкого / Г. И. Косицкий // Превентивная кардиология. -М.: Медицина, 1977. С. 187.
  114. , А.Б. Скрининговый контроль за состоянием здоровья студентов / А. Б. Косолапов, Е. В. Макарова, Н. П. Плеткина // Здоровье человека: материалы III междунар. конгр. валеологов. -СПб., 2002. С. 108 110.
  115. , И.П. Управление здоровьем студенческой молодёжи / И.П. Круглякова- под ред. Л.Г. Розенфельд- ЮУрГУ. Челябинск, 2004. -276 с.
  116. , С.Г. Методические подходы к оценки уровня здоровья студентов младших курсов / С. Г. Крупская, Л. Д. Олифер // Здравоохранение Рос. Федерации. 1993. — № 5. — С. 16−18.
  117. , А.В. Адаптивные возможности организма школьников в зависимости от возраста, пола и режима обучения / А. В. Крылова, O.K. Побежимова // XVIII съезд физиологического общества им. И.'П.Павлова: Тез. докл. Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 534.
  118. , А.И. Профилактика гинекологической заболеваемости у студентов Вузов / А. И. Кузнецова, Т. Ш. Миннибаев // Гигиена и санитария. -2001.-№ 4.-С. 44−45.
  119. , О.Б. Вариабельность ритма сердца в процессе учебной деятельности студентов с разным уровнем физической активности: автореф. дис. .канд. биол. наук / О. Б. Кузнецова. Челябинск, 2007. — 22 с.
  120. А.Ф. Педагогические технологии зравостроения в образовательной деятельности молодёжи / А. Ф. Куликов // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2004. С. 53 — 56.
  121. К. Аэробика для хорошего настроения. М., 1989. — 224 с.
  122. , Г. И. Сохранение восстановление здоровья студентов в современных условиях / Г. И. Куценко, Л. Г. Розенфельд, И. П. Круглякова. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2001.- 152 с.
  123. , Г. И. Стратегия и технология сохранения здоровья школьников / Г. И. Куценко, И. М. Харисова, С. Г. Ахмерова. -Воронеж, 2000.218 с.
  124. В.Р., Акинфеева Т. А., Панасюк Н. Н. и др. Подходы к прогнозированию состояния здоровья различных групп населения // Гигиена и санитария. 1994. — № 5. — С. 53−56.
  125. , С.М. Нейро-циркуляторная дистония кардиального типа у детей пубертатного возраста: дис.. канд. мед. наук / С. М. Кушнир. -Тверь, 1993.- 165 с.
  126. , В.В. Взаимодействие сердечно-сосудистой и цтиокиновой систем у студентов с различным уровнем физической активности и при психоэмоциональном стерссе: автореф. дис. .канд. биол. наук / В. В. Лазаренко. Челябинск, 2007. — 22 с.
  127. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990.351 с.
  128. , М.С. Особенности развития и функционального состояния кардиореспираторной системы детей 6−11 лет, занимающихся спортивным ушу: автореф. дис. канд. биол. наук / М. С. Лапшин. — Челябинск, 2007. 22 с.
  129. , Н.Г. Социально гигиенические аспекты здоровья студентов / Н. Г. Лебедева // Здравоохранение Белоруссии. — 1993. -№ 9.-С. 5356.
  130. , С.П. Физическое развитие школьников г.Ульяновска / С. П. Лёвушкин // Физиология развития человека: матер, междунар. конф. -М.: Изд-во НПО «от, А до Я», 2000. С. 257 — 258.
  131. , С.П. Динамика физического развития школьников Ульяновска / С. П. Лёвушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 1. С. 56−57.
  132. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения — М., 1992. 512 с.
  133. , Ю.П. «Модус» здоровья россиян / Ю. П. Лисицын // Экономика здравоохранения. 2001. — № 2. — С. 32 — 37.
  134. , Ю.П. Детерминационная теория медицины / Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко. Л.: Гиппократ, 1992. — 218 с.
  135. , Ю.П. Панорама охраны здоровья, реструктуризация медицинской помощи и нерешённые вопросы приватизации в здравоохранении / Ю. П. Лисицин, А. С. Акопян. М., 1998. — 287 с.
  136. , Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учеб. руководство / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, К. А. Отельнова и др.- под ред. Ю. П. Лисицына. М, 1999.-698 с.
  137. , Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья / Ю. П. Лисицын // Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987. — С. 48 — 62.
  138. , В.И. Устойчивость к укачиванию и методы ее тренировки / В. И. Лисовол, А. С. Гизатулина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2005. — Вып. 5, том 2.-№ 4 (44).-С. 186.
  139. , А.А. Особенности физического развития, функции кровообращения и дыхания у студентов в условиях применения тренировочно-оздоровительных программ: автореф. дис. канд. биол. наук / А. А. Лихачев. Челябинск, 2006. — 21 с.
  140. В.А. Математическая теория кровообращения. М.: Медицина, 1991.-256 с.
  141. В.А. Стратегия здоровья. — М., 1992. — 238 с.
  142. В.А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. — М., 1997.- 158 с.
  143. , В.А. Технология повышения личного здоровья / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова. М.: Медицина, 1999. — 320 с.
  144. , В.Т. Здоровье и духовность / В. Т. Лободин. СПб, 1996.-243 с.
  145. , Е.В. Особенности питания и некоторые показатели обмена белков и жиров у студентов разных типов телосложения: автореф. дис. .канд. биол. наук / Е. В. Лунева. Челябинск, 2007. — 22 с.
  146. , А.В. Здоровье через образование / А. В. Ляхович, Л. М. Медведь // Здоровье и формирование ЗОЖ учащейся молодёжи: сб. ст. науч.-практ. Иркутск, 1991. — С. 54 — 56.
  147. , А.В. Научные основы формирования здоровья студенческой молодёжи: автореф. дис.. д-ра мед. наук / А. В. Ляхович. М., 1998.-47 с.
  148. , А.В. Система гигиенического обучения и формирования здоровья студентов / А. В. Ляхович •// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. — № 1. — С. 30 — 34.
  149. , И.В. Мониторинг физического состояния студентов / И. В. Манжелей // Вестник Южно-Уральского государственного университета: Изд-во ЮУрГУ, 2004. № б (б). — С. 365−372.
  150. , В.А. Оосбенности физиологических функций у студентов с близорукостью и факторы, определяющие ее развитие: автореф. дис. канд. биол. наук / В. А. Марчук. Челябинск, 2005. — 23 с.
  151. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В. И. Медведев // Физиология человека. 1998. — № 4. — С. 7 — 13.
  152. , В.И. Адаптация / В. И. Медведев. СПб., 2003. — 584 с.
  153. , В.П. Проблемы здоровья подростков / В. П. Медведев, A.M. Куликов // Новые С. Петербург, врачеб. ведомости. — 2001. -№ 1. С. 8137
  154. , А.Н. Функциональные системы, обеспечивающие гомеостаз / А. Н. Меделяновский // Функциональные системы организма. — М.: Медицина, 1987. С. 77.
  155. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Наука, 1981.- 178 с.
  156. , Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988.-256 с.
  157. , Ф.З. Адаптация к физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1996. — 156с.
  158. , М.В. Влияние экологических факторов индустриального города на здоровье студентов / М. В. Миляева, Н. А. Барбаш // Физиология человека. 1998. — Т.24, № 1. — С. 104 — 106.
  159. , В.В. Физические работоспособности студентов медиков / В. В. Митрохина, О. А. Султанова, Н. Б. Янгулова и др. //
  160. X. 7 программ здоровья // Энциклопедия здоровья. Нетрадиционные методы и средства лечения заболеваний. — Нальчик, 1994. Т.З. С. 493−548.
  161. , И.В. Влияние длительного применения иппликатора «Лежак доктора Редокс» на вариабельность сердечного ритма / И. В. Мухина,
  162. A.И. Ряжских, С. Л. Бугров, М. А. Борисова // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина — Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 182 — 183.
  163. , В.И. Динамика физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы у студентов с различной двигательной активностью: автореф. дис. канд. биол. наук /
  164. B.И. Назмутдинова. Челябинск, 2006. — 23 с.
  165. А.В. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: ввтореф. дис.. канд. биол. наук / А. В. Ненашева. — Челябинск, 2001. — 22 с.
  166. , Н.Д. Влияние эмоционального стресса на секреторную функцию желудка и иммунный статус организма у лиц с различным уровнем нейротизма: автореф. дис.. .канд. биол. наук / Н. Д. Нененко. Челябинск, 2004. — 24 с.
  167. , Р.С. Факторы риска внутренней патологии и их коррекция у студентов на период обучения в вузе в условиях крупного промышленного города: автореф. дис. .д-ра мед. наук / Р. С. Низамутдинова. Челябинск, 1989. — 42 с.
  168. , С.А. Формирование здорового стиля жизни студентов университета в процессе физического воспитания // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2007.-Вып. 12.-№ 16 (88).-С. 124−126.
  169. , Н.И. Научное обоснование морфофункциональных критериев при гигиенической оценке действия на организм факторов окружающей среды: автореф.дис.. докт. мед. наук / Н. И. Николаева. М., 1998.-48 с.
  170. В.К. Методические основы выявления региональной патологии у детей // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 52 — 54.
  171. В.К. Методические основы мониторинга состояния здоровья населения // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. -1994.-№ 5.-С. 3−11.
  172. В.К. Современные особенности формирования здоровья трудового потенциала России / В. К. Овчаров, В. Б. Белов, Т. М. Максимова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. -2002.-№ 4.-С. 3−5.
  173. , Р.Г. Здоровый образ жизни и здоровье населения России / Р. Г. Оганов // Вестн. РАМН. 2002. — № 8. — С. 14−17.
  174. , Р.Г. Роль здорового образа жизни в стратегии охрана здоровья населения / Р. Г. Оганов, С. А. Шальнова, Г. Я. Масленникова и др. // Рос. мед. вести. 2001. — № 6. — С. 34- 37.
  175. , А.Г. Социально гигиенические аспекты здоровья сельской молодёжи (по материалам Алтайского края): автореф. дис.. канд. мед. наук/А.Г. Осипов. -М., 2001. — 17 с.
  176. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000 2010 г. г. // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2000. -№ 3.-С. 7−14.
  177. , Е.А. Совершенствование физического состояния / Е. А. Пирогова. Киев: Здоров’я, 1989. — 167 с.
  178. Позиция CINDI в решении задач профилактики инфекционных заболеваний / ЕРБ ВОЗ. Копенгаген, 1992.
  179. , В.А. Санитарное просвещение: проблемы и перспективы / В. А. Полесский // Здравоохранение РФ. 1995. — № 1. — С. 30 -33.
  180. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни / Под ред. В. И. Покровского. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. -344 с.
  181. Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». — М., 2001. -№ 916, 29.12.2001.
  182. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 2010 годы». — М., 2003. — Приказ № 114, 21.03.2003.
  183. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении примерного положения о центре содействия здоровью обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». — М., 2000.1. Приказ № 1418, 15.05.2000.
  184. Ритм сердца у спортсменов: под ред. Р. Е. Мотылянской и P.M. Баевского. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 143 с.
  185. , А.Я. Проблема адаптации студента-первокурсника факультета физической культуры и спорта / А. Я. Родин // Вестник Кемеровского университета. Серия «Педагогика». — 2000. Вып. 3. — С. 88.
  186. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении / под ред. И. С. Глазунова, Р. Г. Оганова, Н. В .Перовой, Р. А. Потемкиной. М., 2000.-С. 218.
  187. Руководство по профилактической медицине: Пер. с англ. — М., 1993. 160 с.
  188. , Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации / Е. И. Русанова // Здравоохранение Рос. Федерации. 1998. — № 2. — С. 24 — 28.
  189. , Е.И. Изучение распространенности заболеваний методом саморегистрации подготовленными контингентами населения / Е. И. Русанова // Бюл. НИИ социал. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. 1999. — Вып. 4.-С. 152−153.
  190. , Е.И. Региональные особенности формирования студенческой семьи / Е. И. Русанова, О. В. Гринина // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 2. — С. 26 -30.
  191. , Е.И. Социально гигиеническая характеристика семей студенток РУДН с детьми / Е. И. Русанова // Образ жизни и здоровья студентов: материалы I Всерос. науч. конф. — М., 1995. — С. 199−202.
  192. , Т.И. Образ жизни и состояние здоровья девушек-подростков: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. И. Садыкова. — Казань, 1999. -22 с.
  193. , Р.Г. Функциональное состояние организма студентов и экспериментальных животных при адаптации к учебной деятельности и его коррекция адаптогеном: автореф. дис. .канд. биол. наук / Р. Г. Салобуто. -Челябинск, 2005. 22 с.
  194. , C.JT. Функциональное состояние системы кровообращения и дыхания при физических нагрузках и аэробной и анаэробной направленностью /С.Л.Сашенков, Г. В. Усков, Л. С. Сашенкова //Югра-немо: мат. межд. симп. Ханты-Мансийск, 2004. — С. 210−213.
  195. А.В., Чубуков А. С. Здоровый образ жизни: двигательная активность и конституция человека. — М., 1990. — 100 с.
  196. , Г. Стресс без стресса / Г. Селье. Рига: Виеда, 1992. — 109с.
  197. Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения // Гигиена и санитария. 1994. — № 1. — С. 13 — 16.
  198. Г. И., Кутепов Е. Н., Гедымин М. Ю. Методология изучения состояния здоровья населения в зависимости от качества окружающей среды // Вестник АМН СССР. 1991, № 1. С. 15−18.
  199. , И.А. Балльная оценка состояния организма спортсменов по кардиоинтервалографии / И. А. Слободчикова, Т. В. Соломина // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 2. — С. 28−32.
  200. , А.Д. Методы исследования вегетативной нервной системы / А. Д. Соловьева, А. Б. Данилов, Н. Б. Хаспекова // Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. — М.: МИА, 2000. — С. 44 — 102.
  201. , А.П. Особенности адаптации у студентов младших курсов во время учебной деятельности / А. П. Спицин // Вятский медицинский вестник. 2000. — № 1 (6). — С. 40−47.
  202. Старо дубов, В. И. Некоторые итоги применения новых методов управления здравоохранением на территориальном уровне / В. И. Стародубов, A.M. Таранов, В. А. Солодкий и др. // Здравоохранение. 2000. — № 5. — С. 1028.
  203. , A.M. Спирография для профессионалов (методика и техника исследований функции внешнего дыхания) /Старшов A.M., Смирнов И. В. М.: Познавательная книга пресс, 2003 — 80 с.
  204. , К.В. Кросс-корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса / Судаков, К.В., Тараканов О. П., Юматов Е. А. // Физиология человека. 1995. — Т.21, № 3. — С. 87 — 95.
  205. , К.В. Стресс: постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем / К. В. Судаков // Патологическая физиология и экспериментальная медицина. 1992. — № 4. — С. 86−93.
  206. , К.В. Физиология. Функциональные системы: Курс лекций / К. В. Судаков. М.: Медицина, 2000. — 784 с.
  207. . П. Для всех и для каждого: диетолог советует // Здоровье для всех. М., 1992. — С. 3−30.
  208. , А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: дис. .докт. мед. наук / А. Г. Сухарев. -М., 1972.-330с.
  209. , В.А. Характер. Здоровье. Судьба /В.А. Сухарев. — Минск, 1993.-413 с.
  210. , А.Ф. Некоторые аспекты адаптации студентов-первокурснков педагогического вуза / А. Ф. Талтыгина // Национально-региональное образование по физической культуре и спорту: матер. II регион, науч.-практ. конф. Сургут, 2001. — С. 177−179.
  211. , Д. Избегайте стрессовых ситуаций: пер. с англ. / Д. Тьюбсинг. М., 1993.- 156 с.
  212. , Е.А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках / Е. А. Умрюхин, Е. В. Быкова, Н. В. Климина // Физиология человека. 1996. — Т. 22, № 2. — С. 108.
  213. У сков, Г. В. Влияние режима двигательной активности нафизическое развитие и состояние здоровья студентов: дис.. канд. мед. наук / Г. В. Усков. Челябинск, 1990. — 178 с.
  214. , Г. В. Оптимизация физической активности в профилактике атеросклероза / Г. В. Усков, С. Л. Сашенков // Оздоровительные технологии XXI века: матер, междунар. науч.- практ. конф. Челябинск ЮУрГУ, 2002. — С.90−96.
  215. , Г. В. Программы тренировочных режимов для студентов с различным уровнем функционального состояния / Г. В. Усков, Е. В. Быков, А. В. Чипышев и др. // Теория и практика физической культуры. — 2003. № 6. -С. 17−19.
  216. , А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А. Н. Флейшман. Новосибирск: Наука, 1998. — 124 с.
  217. , A.M. Заболеваемость студентов медиков / A.M. Филатов // Образ жизни и здоровье студентов: матер I Всерос. науч. конф. — М., 1995. — С. 240−242.
  218. , Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: автореф. дис. .канд. мед. наук / Д. А. Фильченков. М., 1994. — 21 с.
  219. Фомин, Н. А, Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н. А. Фомин. — М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. — 383 с.
  220. , В.В. Физиологические особенности адаптационных процессов у учащихся с различной двигательной активностью: автореф. дис. канд. биол. наук / В. В. Ходас. Челябинск, 2003. — 22 с.
  221. , А.Г. Критерии нормы и патологии функционального состояния и физической подготовленности человека в постнатальном онтогенезе от 3 до 65 лет: автореф. дис.. д-ра биол. наук / А. Г. Хоружев. -Челябинск, 1994. 50 с.
  222. , Т.В. Управление физическим состоянием организма. Тренирующая терапия. / Т. В. Хутиев, Ю. Г. Антомонов, А. Б. Котова, О. Г. Пустовойт. М.: Медицина, 1991. — 256 с.
  223. , А.В. Динамика показателей периферического кровообращения при воздействии иппликатора редокс / А. В. Чипышев // Актуальные вопросы оздоровления, реабилитации и спортивной медицины: сборн. науч. трудов. Челябинск: ЧГМА, ОВФД. — 2005. — С. 86−88.
  224. , М.В. Заболеваемость школьников как показатель адаптации / М. В. Шайхелисламова, Т. А. Аникина, Г. А. Билалова и др. // Физиология развития человека: матер, междунар. конф. — М.: Изд-во НПО «от, А до Я», 2000. С. 466.
  225. , JI.H. Функциональное состояние организма студентов и экспериментальных животных при стрессе и использовании адаптогена: автореф. дис. .канд. биол. наук / JI.H. Шафиева. Челябинск, 2005. — 22 с.
  226. , В.Ю. Полипараметрический анализ индивидуально-типологического развития адаптационных процессов у студентов: автореф. дис.. канд. мед. наук / В. Ю. Шевелев. М., 1998. — 32 с.
  227. , С. 50 лет без гриппа / С. Шенкман // Искусство быть здоровым. 1987 — 4.2. — С. 33−35.
  228. , С. Выбирайте сами / С. Шенкман // Искусство быть здоровым. — 1987. 4.2. — С. 64−69.
  229. , А.П. Сознание, вера и здоровье /А.П. Шульга. — СПб., 1996.- 124 с.
  230. , А.Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания: Автореф. дис. док. мед. Наук / А. Г. Щедрина. -Новосибирск, 1982. 45 с.
  231. , А.Г. Оценка индивидуального здоровья как целостного состояния организма / А. Г. Щедрина, Г. С. Логачева, О. М. Филатов и др. // Материалы Российского научного форума «Медицина. Спорт. Здоровье. Олимпиада». М., 2004. — С. 117−118.
  232. , О.П. Проблемы здоровья населения Российской Федерации и его прогноз на период до 2005 года / О. П. Щепин // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2001.-ЖЗ.-С. 3−10.
  233. , У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения: пер. с англ. / У. Р. Эшби. М., 1966. — 212 с.
  234. Agostinelli, G. Effects of normatine feedbask on consumption among heavy drinking college students / G. Agostinelli, J.M. Brown, W.R. Miller // J. Drug Educ. 1995. — Vol. 25, № 1. — P. 31−40.
  235. Alonzo, A.A. Health behavior: issues, contradictions and dilemmas /
  236. A.A. Alonzo // Soc. Sci. Med. 1993. — Vol. 37. — P. 1019−1034.
  237. Arubayi, E. Student enrolment and the appreciation of principals on alcohol use in Bendel State, Nigeia / E. Arubayi // J. Roy Soc. Hith. 1985. -Vol. 105, № 2. — P. 49−51.
  238. Ben-Shlomo, J. Does the variation in the socioeconomic characteristics of an area affect mortality? / Y. Ben-Shlomo, I.R. White, M. Marmot// Br. Med. J. 1996. — Vol. 312. — P. 1013−1014.
  239. Bladford, B.J. Adolesent medicine practice in urban Pittsburg 90 /
  240. B.J. Bladfort, C.W. Lyons // Chin. Pediatrics. 1992. — Vol. 8. — P. 471−477.
  241. Bussey, A.L. Computer-based medical information system for child health / A.L. Bussey, W.Ch. Leung, A.W. Gaskell, J.E. Field // Health Soc. Serv. J. 1975. — № 1. — P. 210 — 218.
  242. Carey, K.B. Heafy drinking contexts and indices of problem drinking among college students / K.B. Carey // J. Stud. Alcohol. 1995. — Vol. 56, № 3. -P. 287−292.
  243. Clark, D.C. Alcohol use patterms of first year medical students: Development of shared norms / D.C. Clark, E.J. Eckenfels, S.R. Daugherty et al.// Alcoholism. — 1985. — Vol. 9, № 1. — P. 38 — 44.
  244. Cowen, E.L. The enhancement of psychological wellness: challenges and opportunities / Cowen E.L. // Amer. J. Community Psychol. — 1994. — Vol. 22.
  245. Glover, E.D. Age of initiation and switching, patterns between smokeless tobacco and cigarettes among college students in United States / E.D. Glover, M. Laftin, S.W. Edwards // Am. J. Pube. Hith. 1989. -Vol. 79, № 2.-P.207.208.
  246. Homal, P. Alcohol use by Australian secondary school students / P. Homal, D. Plaherty// J. Drug. Issues. 1986. — Vol. 16, № 2. — P. 199 -207.
  247. Humphrey, J.A. The onset of drinking and intoxication among, university students / J.A. Humphrey, J. Friedman // J. Stud. Alcohol. -1986. Vol. 47, № 6. — P. 455 — 458.
  248. Kaplan, G.A. Inequality in income and mortality in the United States: analysis of mortality and potential pathways / G.A. Kaplan, E.R. Pamuk, J.W. Lynch et al. // Br. Med. J. 1996. — Vol. 312. — P. 999−1003.
  249. Kreger, D.W. Seit esteem, stress and depression amoung graduate students / D.W. Kreger // Psyhol. Reports. — 1995. — Vol. 76, № 3. — P. 345.
  250. Malus, M. Towards a separate adolescent medicine patient (editorial) / M. Malus // BMJ. 1992. — Vol. 6857. — P. 789 — 790.
  251. Nelson, D.L. Men and women of the personnel profession: some differences and similarities in their stress / D.L. Nelson, L.S. Quick, M.A. Hitt // Stress. Med. 1989. — Vol. 15. — P. 145.
  252. Queipo, D. Alcohol consumprion amond university students in Spain / D. Queipo, F.J. Alvares, A. Velasko // Drug Alcohol Deptnd. -1989.-Vol. 18, № 1.-P. 41−49.
  253. Ross, L. The spiritual dimension: its importance to patients' health, well-being and quality of life and its implications for nursing practice / L. Ross // Int. J. Nurs. Stud. 1995. — Vol. 32. — P. 457−468.
  254. Smith, D.G. The magnitude and couses of socieconomic differentials in mortality: further evidence from the whitehalle study /D.G. Smith M.J. Shipley, G. Rose // J. Epidemiol. Communute Health. -I990.-Vol. 44. -P. 265−270.
  255. Stewart, S.M. Stress and vulnerability in medical students / S.M. Stewart, L. Betson, J. Marshall et al. // Med. Education. 1995. — Vol. 29, № 7.-P. 345.
  256. Ware, J.E. Standarts for validating health measures. Definition and content / J.E. Ware // J. Chron. Dis. 1987. — Vol.40. — P. 473 — 480.
  257. Ware, J.E. The status og health assement 1994 / J.E. Ware // Ann. Rev. Public Health. 1995. — Vol.16. — P. 327 — 354.
  258. Wassef, A. In search of effective programs to address students emotional distress and bihevioral problems / A. Wassef, D. Ingham, M.Z. Collins, G. Mason // Adolescence. 1995. — V. 30. — P. 523.
Заполнить форму текущей работой