Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности
В качестве методологической основы такого изучения самоизоляции выступила методология одного из направлений глубинной психологии — судьбоанализа — автором и создателем которого явился швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр Леопольд Зонди. В рамках судьбоанализа человек изучается в его целостности на трех диалектически связанных экзистенциальных уровнях: социально… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ФИЗИЧЕСКОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ПРОБЛЕМА САМОИЗОЛЯЦИИ ИНВАЛИДОВ
- 1. 1. Проблема самоизоляции инвалидов
- 1. 2. Современные направления исследования личности с физической инвалидностью и освещенность проблемы самоизоляции
- 1. л. Критическая жизненная ситуация физической инвалидности и «локус» явления самоизоляции
Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития является важным изучение устойчивого эмпирического феномена самоизоляции, который проявляется в условиях критической жизненной ситуации физической инвалидности. Проблема самоизоляции инвалидов была поставлена в исследованиях Суворова A.B. в отношении слепоглу-хих. Наше исследование расширяет и дополняет уже имеющиеся научные представления [61- 105- 108- 134] через изучение закономерностей, механизмов, структуры феномена самоизоляции личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности.
Выбор именно такой жизненной ситуации обусловлен увеличением числа людей с врожденной и приобретенной инвалидностью [29] и усилением общественного интереса к различным проблемам и аспектам социальной включенности инвалидов [16- 35- 36- 46- 102- 131- 132].
В данной работе раскрывается проблематика взаимоотношений социума и лиц в критической жизненной ситуации физической инвалидности. Проведенное исследование показывает, что в основе самоизоляции инвалидов лежит глубинный конфликт между субкультурами инвалидов и физически полноценных людей [108- 93- 94- 97- 99- 100]. С одной стороны, этот конфликт обусловлен личностным выбором и личностным отношением инвалидов к жизненной реальности, а с другой стороны, позицией общества по отношению к ним как к социально и личностно ущербным существам [9- 21- 64]. Раскрытие в данном исследовании различных сторон и проявлений этого конфликта делает его актуальным с социальной точки зрения.
С практической точки зрения актуальность исследования определяется представленной концепцией комплексной работы по преодолению явления самоизоляции личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности через процесс освоения профессии.
Объектом исследования выступает личность, в критической жизненной ситуации физической инвалидности.
Предметом исследования является феномен самоизоляции личности, который проявляется на социально-психологическом, индивидуально-психологическом и глубинно-психологическом уровнях.
Гипотеза исследования. У личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности проявляется устойчивая тенденция к социальной самоизоляции. Самоизоляция при этом является не отдельным v личностным качеством, а выступает как сложное интегральное явлениесистема отношений личности к различным сторонам объективной действительности, находящих свое выражение в соответствующем поведении и переживаниях. Как интегральное явление, самоизоляция проявляется на социально-психологическом, индивидуально-психологическом и глубинно-психологическом уровнях. На социально-психологическом уровне самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности, проявляется в области социальных контактов и отношений. На индивидуально-психологическом уровне самоизоляция проявляется, в интеллектуальной, эмоциональной сферах и сфере «Я». На глубинно-психологическом уровне у личности в условиях критической жизненной ситуации самоизоляция проявляется в особой констелляции и состоянии глубинных экзистенциальных потребностей. В явлении самоизоляции можно выделить факторную структуру. Взаимовлияние факторов формирует способ преодоления личностью своей социальной неприспособленности в реальных жизненных условиях.
Цель исследования. Изучение явления самоизоляции личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности.
Задачи исследования.
1. Изучение современных направлений исследований личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности и разработанности проблемы самоизоляции.
2. Исследование различных аспектов жизненной ситуации физической инвалидности как факторов формирования самоизоляции личности.
3. Подбор методик для исследования психологических особенностей личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности на социально-психологическом, индивидуально-психологическом и глубинно-психологическом уровнях.
4. Выделение факторной структуры явления самоизоляции, анализ психологических особенностей личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности. Сопоставление психологических особенностей инвалидов и физически полноценных лиц.
5. Анализ специфики преодоления самоизоляции личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности и социальной включенности личности через процесс освоения профессии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция психологии отношений В. Н. Мясищеваэпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксонасудьбоаналитический подход Л. Зонди типология критических жизненных ситуаций Ф. Е. Василюка представления о факторах развития личности, имеющей физическую инвалидность В.Э.Чудновского', результаты исследований по проблеме самоизоляции слепоглухих A.B. Суворова.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический метод, а также индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили методы направленной беседы, наблюдения, осуществляемые в рамках консультационной, методы самонаблюдения и интроспекции, а также психодиагностический метод. Для диагностики использовался опросник «16 PF» (Р.Кеттелл), тест «LSI» (Plutchek) и методика экспериментальной диагностики побуждений «БгопсИ-ТеБЬ) (Л.Зонди).
Результаты диагностических процедур обрабатывались с помощью параметрических и непараметрических критериев связи и различий (Пирсона, Спирмена, Стьюдента, Смирнова-Колмогорова, Вальд-Вольфовича, Фишера, Зигеля-Кастеллана). Применялись различные виды статистического анализа данных (корреляционный, дисперсионный, кластерный и факторный). Статистическая обработка данных проводилась как ручным способом, так и при помощи компьютера, посредством программного обеспечения ^а^ой".
Положения, выносимые на защиту: v *.
1. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности является не отдельным личностным качеством, а выступает как сложное интегральное явление.
2. Самоизоляция личности проявляется на социально-психологическом, индивидуально-психологическом и глубинно-психологическом уровнях.
3. В явлении самоизоляции выделяется факторная структура, содержащая базовые составляющие. Их взаимовлияние формирует способ преодоления личностью своей социальной неприспособленности в реальных жизненных условиях.
4. Одной из форм преодоления самоизоляции личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности является овладение профессией, профессиональная деятельность в трудовом коллективе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Процесс жизнедеятельности личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности представлен в данной работе как диалектическое взаимовлияние телесного, индивидуального и социального.
Выявлена специфика взаимоотношений личности с социумом, показаны конфликтные стороны этого процесса. Проанализированы особенности интеллектуальной, эмоциональной сфер и сферы «Я», выявлены характерные внутриличностные конфликты, способы защиты от них и связанное с ними поведение, а также определено наличие фрустрации глубинных экзистенциальных потребностей.
Исследование позволило установить, что совокупность выявленных психологических особенностей личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности формирует явление самоизоляции, которое проявляется на социально-психологическом, индивидуально-психологическом и глубинно-психологическом уровнях как система отношений личности к различным сторонам объективной действительности, отражающаяся в соответствующем поведении и переживаниях. Выделена факторная структура феномена самоизоляции и его основные составляющие, что открывает пути изучения данного феномена на различных социальных группах.
Практическая значимость исследования.
На основе выявленных психологических особенностей личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности нами разработана концепция комплексной работы по преодолению явления самоизоляции через процесс освоения профессии, связанный с получением высшего образования. В работе представлены конкретные методические приемы такой работы.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования обсуждались в докладах и выступлениях автора на международных (Krakow — 1996 г., Louvain — 1999 г.), всероссийских (Москва — 2001 г.), региональных (Екатеринбург — 1999, 2000 гг.) научных конференциях и симпозиумах. Работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры психологии развития факультета психологии Уральского государственного педагогического университета.
На основе материалов исследования, разработан и читается курс лекций об особенностях процесса реабилитации инвалидов. Результаты исследования используются в программе совершенствования учебного процесса и повышения квалификации работников лицея «Родник» — специализированного учреждения профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов (г. Сысерть, Свердловской области). Данные эмпирического исследования, а также методология и методические приемы преодоления явления самоизоляции личности, разработанные автором, используются практическими психологами областного госпиталя ветеранов войн (г. Екатеринбург) в ходе работы с лицами, получившими ранения и увечья в результате боевых действий.
Материалы диссертации включены в программу повышения квалификации работников центров занятости населения, проводимую Уральским межрегиональным центром обучения персонала при Министерстве труда РФ (г. Екатеринбург). На основе материалов диссертации, разработана профессиограмма и критерии профотбора реабилитологов. Материалы диссертации могут использоваться в ходе социальной, профориентацион-ной работы с инвалидами.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержащего сведения о 237 литературных первоисточниках, в том числе 79 на иностранных языках. Работа изложена на 162 листах и также включает в себя материал 10 приложений, в совокупности содержащих 13 рисунков и 23 таблицы.
Общие выводы по главе.
1. Одной из форм социальной интеграции инвалидов является овладение профессией, их непосредственная профессиональная деятельность инвалидов среди физически полноценных людей.
2. Профессиональная, социально полезная деятельность инвалида в рамках социума и среди здоровых людей, может коренным образом изменить направление судьбы. Обретение профессии и может явиться становым хребтом всего процесса не только социальной интеграции личности, но и реабилитации.
3. Процесс приобретения профессии инвалидом, коренным образом отличается от получения профессии физически полноценным человеком. Это обуславливается наличием физической неполноценности и вызванными ей ограничениями физических возможностей, а также наличием у инвалидов «внутренней психологической инвалидности». Поэтому, процесс реабилитации через обретение профессии это процесс личностной реабилитации.
4. Профессиональная подготовка инвалидов помимо овладения профессией, связана с мероприятиями по овладению недугом, приспособлением к нему и расширением физических возможностей. Должна проводиться и определенная психотерапевтическая работа для устранения явлений, входящих в понятие психологической инвалидности. Кроме того необходимо формирование социально-позитивной жизненной позиции и включение инвалида в различные формы позитивного взаимодействия с физически полноценными индивидами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. В нашем исследовании для изучения самоизоляции как системного качества личности, проявляющегося в критической жизненной ситуации, была выбрана критическая жизненная ситуация физической инвалидности.
2. Проведенное исследование и его тема были продиктованы интересом к изучению устойчивого эмпирического явления самоизоляции, который проявляется в условиях критической жизненной ситуации физической инвалидности. Явление самоизоляции инвалидов фиксировалось как факт, встречающийся в ходе работы с лицами, находящимися в жизненной ситуации физической инвалидности, но закономерности развития, существования этого явления оставались не изученными. Таким образом, практическая работа с инвалидами показала существование проблемы самоизоляции инвалидов.
3. Теоретическое исследование проблемы показало, что проблема самоизоляции поставлена в уникальном исследовании процессов развития и становления личности в условиях экстремальной жизненной ситуации слепоглухоты, проведенного А. В. Суворовым. Изучение жизненной ситуации слепоглухоты по материалам исследований А. В. Суворова позволило заключить, что самоизоляция слепоглухих инвалидов является сложным и интегральным явлением, то есть источником ее выступают все стороны слепоглухоты — физические, индивидуально и социально-психологические.
4. Теоретическое изучение различных направлений исследования личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности показало, что ни в медицинском, ни в социальном, ни в профессиональном направлениях проблеме самоизоляции инвалидов не уделяется должного внимания.
5. В медицинском, клиническом направлении это происходит в связи с тем, что основным фактором инвалидности здесь считается наличие физического недуга и тех ограничений, которые он несет с собой. Соответственно, устранение недуга и его последствий посредством медицинского вмешательства должно снимать инвалидность как физическое, психологическое и социальное явление. Поэтому проблема самоизоляции инвалидов здесь просто не ставится. В направлениях социальной и профессиональной подготовки и реабилитации инвалидов обнаружилось влияние стереотипного взгляда на инвалидов, как на тотально ущербных, неполноценных, социально не дееспособных существ, который проявляется в отношении инвалидов со стороны общества. Этот взгляд определяет так называемый «благотворительный подход» в рамках социальной реабилитации инвалидов и «запретительно-ограничительный подход» в области профессиональной подготовки и реабилитации инвалидов. В силу чего, проблема самоизоляции также не изучается должным образом.
6. В ходе исследований тезис о том, что самоизоляция является интегральным явлением был перенесен нами на исследование явления самоизоляции у зрячеслышащих инвалидов. Исследование жизненной ситуации зрячеслышащих инвалидов показало, что и в их жизненной ситуации также имеется целый перечень взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга факторов, способствующий самоизоляции — физический недуг и физическая ограниченность, особенности взаимоотношений инвалидов с социумом, включая отношения внутри семьи, индивидуально-психологические особенности. Изучение жизненной ситуации зрячеслышащих инвалидов показало, что в качестве «источника» самоизоляции выступает взаимодействие всех составляющих жизненной реальности инвалидов, которые диалектически взаимосвязаны. Стало очевидным, что изучение явления самоизоляции требует изучение личности инвалида, процессов ее развития.
7. Исследование личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности выполнено на основе методологии целостного подхода. Его методологическим основанием может служить тезис.
В.Э.Чудновского в соответствии с которым: «.не существует в чистом виде отдельного, изолированного влияния биологического и социального. Личность не является слепком социальных влияний. С другой стороны, природные предпосылки не действуют сами по себе. Они социализированы, проникнуты личностным отношением. Однако, следует учитывать особенности каждой из составляющих это взаимодействие».
8. Необходимость целостного подхода была обусловлена интеграл ь-ностью явления самоизоляции. Представляя собой сложное интегральное явление, самоизоляция проявляется на всех уровнях представленности человека: социально — психологическом, индивидуально-психологическом и био-психологическом. Следовательно, исследование должно охватывать все три уровня.
9. В качестве методологической основы такого изучения самоизоляции выступила методология одного из направлений глубинной психологии — судьбоанализа — автором и создателем которого явился швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр Леопольд Зонди. В рамках судьбоанализа человек изучается в его целостности на трех диалектически связанных экзистенциальных уровнях: социально — психологическомличностно — психологическомбио — психологическом. Под био-психологическим уровнем здесь понимается уровень глубинных экзистенциальных потребностей постулированных Л. Зонди, особенности которых определяются изначально наследственностью. Кроме того, физический недуг, также представляющий биологическую составляющую, в рамках судьбоанализа рассматривается как существенный фактор развития судьбы и становления человека.
10. Было установлено, что как интегральное явление, самоизоляция не могла быть выявлена простым соединением своих составных частей. Явление самоизоляции необходимо рассматривать в связи с отношением личности инвалида к различным сторонам его жизненной реальности. И в этом важное значение имеет освещение вопроса о развитии личности в ситуации физической инвалидности.
11. Теоретические изыскания показали, что оптимальной концепцией для рассмотрения развития личности в ситуации физической инвалидности является концепция Э.Эриксона. Эта концепция, во-первых, позволяет рассматривать развитие личности, имеющей как врожденную, так и приобретенную инвалидность и, во-вторых, позволяет рассматривать личность на всем протяжении жизненного пути, и, в-третьих, опирается на принцип целостности — учитывает диалектическую взаимосвязь биологического и социального.
12. Изучение процессов развития личности, имеющей физическую инвалидность в рамках концепции Э. Эриксона показало, что инвалидность, физический недуг оказывает серьезное влияние на развитие личности. Физическая инвалидность усливает кризисные явления возрастного развития у лиц с врожденной инвалидностью. Однако она не является единственным фактором развития как личности, так и самоизоляции. На ранних этапах личностного становления его направление и развитие возможной самоизоляции личности определяется преимущественно той системой отношений, которая формируется по отношению к ребенку инвалиду. На более поздних этапах становится зависимым в большей степени от позиции самой личности, системы ее отношений к себе и обществу.
13. Исследования показали, что приобретение инвалидности в поздние периоды жизни может представлять критическую жизненную ситуацию. Поэтому в ходе исследования было произведено сопоставление физической инвалидности и критических жизненных ситуаций, представленных в соответствии с типологией Ф. Е. Василюка.
14. Сопоставление физической инвалидности и критических жизненных ситуаций (стресса, острого горя, кризиса как угрозы жизни, физическому и психическому здоровью — острого кризиса, фрустрации) позволяет сказать, что для лиц с врожденной и приобретенной инвалидностью самоизоляция может обуславливаться состоянием физической инвалидности, выступающим как фактор фрустрации потребностей, имеющей физические, индивидуально-психологические и социальные источника, а также как фактор формирования комплекса неполноценности и комплекса превосходства. Для лиц с преобретенной инвалидностью факт получения инвалидности может в частных случаях выступать как стресс, острое горе, кризис как угроза жизни, физическому и психическому здоровью — ост-рыйо кризис.
15. На социально-психологическом уровне для лиц и с приобретенной и с врожденной инвалидностью большую роль в формировании самоизоляции играет существование, с одной стороны, зависимости личности от других людей в удовлетворении своих потребностей. С другой стороны, существование социальных стереотипов в отношении лиц, находящихся в критической жизненной ситуации физической инвалидности как социально не дееспособных, ущербных существах. Возникающая зависимость, ограниченность в связи с этим свободы и одновременно отторжение обуславливают изоляционистские стремления личности.
16. Способы и пути преодоления этих ситуаций личностью, зависит от многих взаимосвязанных составляющих, а именно: времени приобретения недугахарактера недугастепени поражения органов и систем организмастепени физической ограниченностистепени интегрированности личности в социальные отношенияхарактера этих отношений на период предшествующий получению инвалидности и на пост-инвалидный периодиндивидуально-психологических особенностей инвалида. Однако решающим фактором выступает позиция самой личности, которая выражается в выборе того или иного направления развития, осуществляемого в кризисный, поворотный момент жизни. Выбор можно определить как отношение личности к жизненной реальности и осуществляемое в рамках этой реальности.
17. Таким образом, явление самоизоляции необходимо связывать с отношением личности инвалида к различным сторонам его жизненной реальности. Изучение психологии отношений в рамках концепции В. Н. Мясищева позволило сформулировать определение явления самоизоляции инвалидов. Самоизоляцию можно понимать как определенную целостную систему отношений инвалида к жизненной ситуации инвалидности, формирующуюся на основе актуального и прошлого жизненного опыта, проявляющуюся в соответствующих переживаниях и поведении человека и наиболее полно раскрывающуюся в процессах взаимодействия инвалида и социума.
18. Эмпирическое исследование явления самоизоляции инвалидов позволило подтвердить тезис о том, что у лиц с физической инвалидностью проявляется устойчивая тенденция к социальной самоизоляции.
19. Эмпирическое исследование позволило установить, что самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности действительно выступает как сложное интегральное явление — система отношений личности к объективной действительности, выражающихся в соответствующем поведении и переживаниях.
20. Эмпирическое исследование явления самоизоляции инвалидов показало, что самоизоляция представляя собой интегральное явление, проявляющееся на социально — психологическом, индивидуально — психологическом и глубинно — психологическом уровнях.
21. Эмпирически подтверждено, что на социально-психологическом уровне самоизоляция инвалидов действительно проявляется в занимаемой ими позиции изоляционизма и оппозиционности по отношению к обществу.
22. Эмпирическое исследование самоизоляции инвалидов показало, что что на индивидуально-психологическом уровне самоизоляция инвалидов подкрепляется наличием у них постоянного психологического напряжения эмоциональной сферы, использованием интеллектуальной активности как формы ухода от трудностей социальной интеграции в условиях отсутствия реальной социальной включенности.
23. Эмпирическое исследование подтвердило, что социальный изоляционизм инвалидов усиливается наличием в сфере «Я» внутри личностных конфликтов, личностных качеств, характерных для комплекса неполноценности, а также наличием компенсаторных качеств, свойственных комплексу превосходства.
24. Эмпирическое исследование показало, что глубинно-психологическая сфера личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности отличается фрустрацией глубинных экзистенциальных потребностей. Их состояние, констелляция, диалектическое взаимодействие, также вызывают явление самоизоляции.
25. Эмпирически выделяются четыре ведущих составляющих самоизоляции: «Страх перед жизнью" — «Инвалидность как идентичность" — «Консерватизм и пассивность" — «Изоляционизм и одиночество». Взаимовлияние этих основных составляющих формирует способ преодоления инвалидами своей социальной неприспособленности в жизненных условиях, ориентированных на возможности физически полноценных людей.
26. Одной из форм преодоления самоизоляции личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности является овладение профессией, непосредственная профессиональная деятельность в трудовом коллективе.
27. Обретение профессии и может явиться становым хребтом всего процесса не только социальной интеграции личности, но и реабилитации.
28. Процесс приобретения профессии инвалидом, коренным образом отличается от получения профессии физически полноценным человеком. Это обуславливается наличием физической неполноценности и вызванными ей ограничениями физических возможностей. Этот процесс носит характер личностной реабилитации.
Список литературы
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, учителей и психологов./ Издание пятое. М.: НПО «ПРАГМА», 1993.- 175 с.
- Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. // Наука жить: Пер. с англ. и нем. Киев.: «PORT-ROYAL». — 1997.- С. 57.
- Адлер А. Преступность и отсутствие социального интереса. // Там же. С. 152.
- Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб.: Университетская книга, 1997 — 388 с.
- Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии № 2 — 1991.- С. 87
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997.- 376 с.
- Артемьева Е. Ю, Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1975.
- Баскакова М.Е., Баскаков В. Н. Отверженные обществом (Социально-демографический портрет инвалидов труда). // Независимая газета от 03.11.2000 г.
- Берешкей Т. Биологическая эволюция, генотропизм, психопатология: новая интерпретация психоаналитической теории. // Психология судьбы. / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. Б. Куликова Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН.-1996. № з. с. 85.
- Бернье Ж. Судьбоанализ и психосоматическая медицина. // Психология судьбы: Сб. статей / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. Б. Куликова. Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН.-1995. № 2.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедстер С. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ!- М.: МИР, 1988, 248 с. с илл.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Пер. с англ и вступ статья А. Б. Хавина. М.: Изд-во «КСП», 1996. — 247 с.
- Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. для учителя.- 2-е изд., испр.- М: «Просвещение», 1988.- 128 е., с илл.
- Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер. с англ. -М.: «Рефл-бук" — Киев: „Ваклер“, 1997. 304 с.
- Брезжунов В.Н. Реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Дис. канд. пед. Наук: СПб.- 1995 131 с.
- Бюрги-Майер К. Вера как судьба. „Религиозная глубинная психология по Леопольду Зонди“. // Психология судьбы / Сб. статей / Издание второе, исправленное и дополненное / УрО РАН.- Екатеринбург, 1994. -167 с.
- Бюрги-Майер К Загляни в себя-узнай о себе. Тест Зонди: путь к самопознанию. // Психология судьбы. / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. Б. Куликова Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН.-1996. № 3. С. 34.
- Васильев В.Л., Мамайчук И. И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений. // Вопросы психологии № 1- 1993.-С.61
- Василкж Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.- 200 с.
- Васин С.А., Сороко Е. Л., Богоявленский Д. Д. Социальный портрет инвалидности и социальная ущемленность инвалидов.// www.http.socialpolicy.ru
- Выготский Л. С. Проблема развития высших психических функций // Там же. С. 219.
- Выготский Л.С. Метод исследования. // Там же С.262
- Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. // Там же -С. 358.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, -144 с
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Изд-во ПРОГРЕСС, 1976.
- Годфруа Ж.П. Что такое психология в 2-х томах. Пер. с франц.-М: „МИР“, 1992.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учебн. Пособие. Самара.: Издательский дом „БАХРАХ — М“, 2000. — 248 с.
- Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни: Сборник произв.- ТОО „Лейла“.: СПб. 1994.- С.7
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 152 с.
- Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ. М.: Изд-во центра „Соцветие“, 1992.- 336 с.
- Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. / Пер. с англ. Е. И. Антоновой, В.Н.Михейкина- Общ.ред. и вступ. статья проф. П. С. Гуревича. М.: Изд. ИНИОН РАН, 1993.-312 с.
- Дремова Г. В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1996. 25 с.
- Жить инвалидом, но не быть им. /Сборник/ Сост. Л. Л. Коноплина. Екатеринбург.: Издательство „Общественная организация инвалидов „СПУТНИК“, 2000.
- Зонди Л. „Каин“ в мире профессий. / Пер. с нем. Тихомирова A.B. //"ПЕРСОНАЛ-PROFY“. Выпуск № 1, 2000. С. 27.
- Зонди Л. Пароксизмальный круг профессий. / Пер. с нем. Тихомирова A.B. //"ПЕРСОНАЛ-PROFY». Выпуск № 2, 2000. С. 18.
- Зонди Л. Аномальный круг профессий. / Пер. с нем. Тихомирова A.B.// Там же.-С.38.
- Зонди J1. Циркулярный круг профессий / Пер. с нем. Тихомирова A.B. //"ПЕРСОНАЛ-PROFY". Выпуск № 3, 2001. С. 41.
- Зонди JI. Профессии шизоформного круга побуждений. / Пер. снем. Тихомирова A.B. //"ПЕРСОНАЛ-PROFY". Выпуск № 4, 2001. С. 24.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: «Детство-Пресс»., 1999.- 144 с.
- Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х томах. Пер с англ.- М.: Медицина, 1994.- с илл.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.- М.: «Наука», 1983.- 368с.
- Клиническое руководство: Модель диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. // Под ред. В. Н. Краснова и проф. И. Я. Гуровича. / Приложение к журналу социальной и клинической психиатрии. Москва, 1999. 107 с.
- Ковшарь Ю. А. Инвалидность вследствие облитерирующего атеросклероза сосудов нижних конечностей в Российской Федерации (Соци
- М ально-гигиенические аспекты. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов).: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- М., 1997.- 29 с. I
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: МЕДИЦИНА. 1984.-216 е., с илл.
- Куттер П. Современный психоанализ. Перевод с немецкого С. С. Панкова под общей редакцией В. В. Зеленского. СПб.: «Б.С.К.», 1997 -351 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. Пособие для биологич. спец. Вузов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1980. — 293 е., с илл.
- Лангмейер Й., Матейчек Зд. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Медицинское издание Авиценум. — 1984.
- Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н. С. Автономовой. М.: Высш. Шк., 1996.- 623 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.
- М.: Педагогика-Пресс, 1994.-608 с. (Серия: «Психология: Классические труды»).
- Леонтьев Д.А. Проблемы гуманистической психологии // Докл. конф. «Вопросы теории гуманистической психологии». 13−16 марта 1991 года. -Свердловск.
- Лидере А.Г. Проблемы младшего школьного возраста. // Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия / Составитель Н. В. Коптева. Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр. 1993. -С. 143.
- Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.- С. 224
- Ложкин А.И. Диагностика побуждений. // «Психология судьбы» / Сборник статей по глубинной психологии. / 2-е издание исправленное и дополненное./ Под общ. ред. д. ф. н. проф. Куликова В. Б. Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН. — 1994. № 1.- С. 61.
- Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект) / Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2000
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными. // Тайна характера: психологические типы. Харьков: «ФОЛИО».- 1996.- С. 5.
- Лупандин В.И. Математические методы в психологии: Учеб. Пособие для студентов-психологов. Изд. 2-е испр. и доп.: Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1997.-119 с.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- М: Просвещение, 1992.- 95 е.: илл.
- Методические вопросы санитарной и медицинской статистики. / Академия наук СССР. Центральный экономико-математический институт. М.: НАУКА, 1965. — 227 с.
- Мишин Г. И. Три причины стресса. Неврозы, половые расстройства, алкоголизм.- 2-е изд. доп.- Ленинград: Лениздат, 1990.- 164 е., с илл.
- Мусафирова О. «За Сережкину любовь выставили счет: 5320 гривен 12 копеек» // газета «Комсомольская правда» от 16.12.1999 г.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. //Там же.-С.39
- Мясищев В.Н. Теория отношений и принцип доминанты в психофизиологической деятельности человека. // Там же. С.95
- Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки. // Там же. С.106
- Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. // Там же. -С. 134
- Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка. // Там же. -С.171
- Мясищев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. // Там же. С.206
- Мясищев В.Н. Принципы и методы исследования характера. // Там же. С. 218
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. // Там же. С.342
- Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 112 с
- Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. -М.: Издательство «КПС+», 1999.- 320 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
- Общая психодиагностика (Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования) // Под ред. А. А. Столина, В. В. Бодалева. М.: Издательство МГУ. 1987, — 304 с.
- Общая теория статистики (статистическая методология в изучении коммерческой деятельности) // Под ред. Башиной О. Э., Спирина A.A. М. Финансы и статистика., 1999 — 440 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Т.1.- Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 416 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Т.2.- Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 413 с.
- Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке. М.: ДОСААФ. -1978.- 238 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 е.: с илл.
- Романова Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1990.
- Руковишников A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Руководство по использованию. СПб.: ГП ИМА-ТОН.- 1995
- Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М.: Финансы и статистика, 1982.197 с
- Селье Г. Стресс без болезней. // Стресс жизни: Сборник произв.-ТОО «Лейла».: СПб. 1994.- С.328
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «ПРОГРЕСС», 1979, — 123 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с, с илл.
- Смирнов A.B. Феномен партиципативной связи: ее содержание, смысл и нарушение. // Научн. психол. журнал «ПАСХИ» № 1 — 1998. — С. 54.
- Смирнов A.B. Феномен инвалидности: навязанная и свободная судьба. // Научн. психол. журнал «ПАСХИ» № 2 — 1998. — С. 38.
- Смирнов A.B. Феномен инвалидности: Является ли физическая инвалидность стрессом? // ПАСХИ. Научный психологический журнал. -Екатеринбург. 1999, № 1 — 2. С. 16 — 24
- Смирнов A.B. Ситуация кризиса и физическая инвалидность (кризис как ситуация угрозы для удовлетворения базисных потребностей личности). // ПАСХИ. № 1, 2000. С. 15.
- Смирнов A.B. Профессиональная реабилитация инвалидов. // «ПЕРСОНАЛ-PROFY». Выпуск № 1, 2000. С. 105.
- Смирнов A.B. Выбор профессии: Реабилитолог. // ПЕРСОНАЛ-PROFY (Новые технологии в психологии труда и управления персоналом). / Изд-во Уральского Межрегионального Центра Обучения персонала. -Екатеринбург. 2000, № 2. Часть 1. С. 57 — 80
- Смирнов A.B. Физическая инвалидность и кризисы возрастного развития. // ПАСХИ. Научный психологический журнал. Екатеринбург. -2001, № 1 (7). С. 38−62
- Смирнов A.B. Исследование глубинно-психологических особенностей инвалидов. // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: Сборник научных трудов / Уральск. Гос. Пед. Ун-т, 2001. С. 142−167
- Смирнов A.B. Концепции личности и кризисов возрастного развития, их мировоззренческие и методологические основания: Методическое пособие / Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. — 53 с.
- Смирнова Т.Г. Комплексная реабилитация больных бронхиальной астмой с использованием резистивной тренировки дыхательной мускулатуры в условиях «Астма-школы» : Автореф. дис.. канд. мед. Наук.-СПб., 1996.- 19 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Изд-во «Русский язык», 1993. — 740 с.
- Спирин H.A., Лавров В. В. Методы планирования и обработки результатов инженерного эксперимента: Учебное пособие для вузов. -Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 1999. 200 с.
- Суворов A.B. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. Москва., 1994. — 25 с.
- Суворов A.B. Смысл жизни и воля к жизни. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I и II симпозиумов).- М.: Изд-во Психологического института Российской Академии Образования. 1997.- С. 40.
- Суворов A.B. Обжитое социальное пространство и смысл жизни. // там же, С. 157.
- Суворов A.B. Достоинство: лирико-психологическое самоисследование. М.: Издательство УРАО, 1997. — 100 с.
- Тауб-Бинум Э. Б. Родовое бессознательное. // Психология судьбы: Сб. статей / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. Б. Куликова. -Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН.-1995. № 2. С. 158.
- Тьюбсинг Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций.: Пер. с англ. М.: «Медицина», 1993.- 144 с.
- Усова О. Н «16 PF вопросник Р. Кеттелла. / Руководство. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 1995
- Федорова Н.В. Лечение и реабилитация больных паркинсонизмом.: Автореф. дис.. д-ра мед. наук.- М. 1996.- 45 с.
- Фейдимен Дж, Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 1. Пер. с англ. М.: Изд-во Открытого Российского Университета, 1991.- 116с.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 2. Пер. с англ. М.: Изд. Российского Открытого Университета, 1992. — 136 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
- Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). М.: Наука, 1995. — 376 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник произв.: Пер. с англ. и нем. / Общ.ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.- Прогресс, 1900. — 368 с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост., научн. ред., авт. втуп. статьи М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — С. 202.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Там же. -С.382.
- Фрейд 3. Я и Оно. // Там же. С. 425.
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов./ Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1990.
- Фрейд 3. Толкование сновидений./ Пер. с нем.-Минск: ООО «Попурри», 1997. 567 с.
- Фрейд 3. Характер и анальная эротика. // Психоаналитические этюды. Составление Д. И. Донского, В.Ф.Круглянского- Послесловие Т. В. Кондратенко. Минск: ООО «Попурри», 1997, — С. 151.
- Фрейд 3. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики. // Там же. С. 525
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. М.: Наука. 1989. — 456 с.
- Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности. // 3. Фрейд «Я и Оно»: Труды разных лет. В 2-х книгах: Пер. с нем. / Сост. А. Григорашвили- предисл. Б. Р. Нанейшвили, Г. Б. Нанейшвили. Тбилиси: «Мерани», 1991.- Кн. 2. — 226 с.
- Фрейд 3. Печаль и меланхолия. // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Моск. Унта, 1993,-С. 215
- Фромм Э. Человек для себя./ пер с англ и предисл. Л. А. Чернышевой.- Мн. «Коллегиум». 1992.- 253 с.
- Фурдуй Ф.И. Стресс и здоровье, — Кишинев: «Штиинца», 1990.239 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность в 2-х томах. Т.1. Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского- Предисл. Л. И. Анциферовой, Б. М. Величковского.- ML: Педагогика., 1986,
- Храпылина Л.П. Профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям.: Авто-реф. дис. .д-ра экон. Наук.- М. 1994.- 27 с.
- Хъелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 608 с.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Издательство «Ось-89», 1997 — 208 с.
- Чужмир А.З. Статистика: Методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральской школы бизнеса при Санкт-Петербургской Государственной Инженерно-Экономическая Академии, 1996. — 83 с.
- Шерток Л., Сосеюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. / Пер. с франц. М.: Прогресс. 1991. — 288 с.
- Электронный учебник по статистике. Москва, StatSoft. WEB: http:// www. statso ft. ru/home/textbook/de fault. htm.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Там же. С. 66.
- Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Там же. С. 101.
- Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1905−1983). // Там же. С. 358.
- Эриксон М. Мой голос останется с вами: Пер. с англ. СПб: Изд-во «ПЕТЕРБУРГ — XXI век», — 1995. — 256 с.
- Эриксон Э. Детство и общество.- Издание 2-е перераб. и доп. / Пер с англ.-СПб: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.- 592 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых A.B. М.: Издательская группа «ПРОГРЕСС», 1996. — 344 с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений: В 19 т., Т. 15 Феномен духа в искусстве и науке. / Пер. с нем. М.: Ренессанс, 1992. — 320 с.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. Собрание сочинений. / Пер. с нем. М.: Канон, 1995. — 336 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: Учебное пособие для высших учебных заведений. 2-е изд. — ICI: Издательский центр «Академия», 1997, — 416 с.
- Bain L. J. Statistical analysis of reliability and life-testing models. New York: Decker. (1978).
- Barlow R. E., Proschan F. Statistical theory of reliability and life testing. New York: Holt, Rinehart & Winston.(1975).
- Bartholomew D. J. The foundations of factor analysis. Biometrika, 71,221−232.(1984).
- Beeli A. Praxis des Szondi-Test: Referat, Gehalten am XI Kolloquium der IFSP in Zurich von 26.09 28.09.1988.
- Bereczkai T. The Szondi’s legasy: Innate dispositions influence our chois. A sociobiological re interpretation of the Szondi-Theory. // Szondiana, 15 Jahrgang, Heft 1, 1995.
- Blumer D. Bedeutung der «e» und «k» Faktoren fur gegenwartige Psychiatrie. The Lecture on XIV International Conference of SIS-ISG, Krakow: August 15, 1996
- Borg J. G. On the facial expression of abnormal individuals. // Scand. Journal of Psychology, 14, 310−315 (1973 a)
- Borg J. G. Physiognomy, facial expression and abnormality. Studies with photomaterials.- Acta Univ. Tamperensis, Ser A. (1973b) Vol. 52
- Borg J.G. Szondi’s Personality theory in the year 2000 (some experimental specifications). Tampere.: MC-Pilot Oy kustannus.- 2000.
- Bucher R. The classification of depressive states and the Szondi-test. Medico-Psychologiques Annales- 1975: March Vol 1 (3), 317−345
- Carmines E. G., Zeller R. A. Reliability and validity assessment. Beverly Hills, CA: Sage Publications. (1980).
- Chamorro G.F. Comparative experiences with the Rorschach psychodiagnostic test and the Szondi-test.// Psychological Review. 1974, Vol 29 (127), 311−323
- Clarke G. M., Cooke D. A basic course in statistics. London: Edward Arnold. (1978).
- Cochran W. G. The comparison of percentages in matched samples. Biometrika, 37, 256−266. (1950).
- Cole D. A., Maxwell S. E., Arvey R., Salas E. Multivariate group comparisons of variable systems: MANOVA and structural equation modeling. Psychological Bulletin, 114, 174−184.(1993).
- Cooke D., Craven A. H., Clarke G. M. Basic statistical computing. London: Edward Arnold. (1982).
- Correy G. Theory and practice of counselling and psychotherapy. -Brooks Cole Publishing Company. Pacific Grove, California, 1991.
- Cox D. R., Oakes D. Analysis of survival data. New York: Chapman & Hall. (1984).
- Csillag M. Psychodynamische Untersuchungen der Therapieresistenten Schlafen-lappen Epileptikern mit dem Szondi-Test. // Lecture on XIV International Conference of SIS-ISG, Krakow: August 16, 1996
- Cudeck R., Browne M. W. Cross-validation of covariance structures. Multivariate Behavioral Research, 18, 147−167. (1983).
- Darlington R. B., Weinberg S., Walberg H. Canonical variate analysis and related techniques. Review of Educational Research, 43, 433−454. (1973).
- Dixon W. J., Massey F. J. Introduction to statistical analysis (4th ed.). New York: McGraw-Hill. (1983).
- Deri S. Introduction au test de S.zondi. Traduit de l’anglais par J. Melon. Bruxelles, De Boeck, 1991.
- Feller W. On the Kolmogorov-Smirnov limit theorems for empirical distributions. Annals of Mathematical Statistics, 19, 177−189. (1948).
- Fischer M., Koch B. Szondi-Portraits und Alltagemensch. Eine Untersuchung der Bilder und des Bildwahlverhaltens. Szondiana 1, 1985
- Gibbons, J. D. Nonparametric methods for quantitative analysis. New 9 York: Holt, Rinehart, & Winston. (1976).
- Goodman L. A. Kolmogorov-Smirnov tests for psychological research. Psychological Bulletin, 51, 160−168 (1954).
- Greenhouse S. W., Geisser S. On methods in the analysis of profile data. Psychometrika, 24, 95−112. (1959).
- Gruska G. F., Mirkhani K., Lamberson L. R. Non-Normal data Analysis. Garden City, MI: Multiface Publishing. (1989).
- Haberman S. J. (1974). The analysis of frequency data. Chicago: i University of Chicago Press.
- Hettmansperger, T. P. Statistical inference based on ranks. New York: Wiley. (1984).
- Joreskog K. G. Structural analysis of covariance and correlation matrices. Psychometrika, 43, 443−477. (1978).
- Juettner F. Schicksalsanalyse im Zusammenfassungen. Zurich, Stiftung Szondi Institut., 1997
- Kaiser H. F. (1958). The varimax criterion for analytic rotation in factor analysis. Pyrometric, 23, 187−200.
- Kaplan E. L., Meier P. Nonparametric estimation from incomplete observations. Journal of the American Statistical Association, 53, 457−481. (1958).
- Kendall M. G. Rank correlation methods (4th ed.). London: Griffin. 1975.
- Kennedy W. J., Gentle J. E. Statistical computing. New York: Marcel Dekker, Inc. (1980).
- Kim J. O., Mueller C. W. Factor analysis: Statistical methods and * practical issues. Beverly Hills, CA: Sage Publications. (1978a).
- Kim J. O., Mueller C. W. Introduction to factor analysis: What it is and how to do it. Beverly Hills, CA: Sage Publications. (1978b).
- Kline P. Psychometrics and psychology. London: Academic Press. (1979).
- Kline P. A handbook of test construction. New York: Methuen. (1986).
- Krech D., Cruchfield R., Livson N. Фрустрация, конфликт, защи-^ та. / Сокращенное изложение главы из книги «Elements of psychology».
- N.Y., 1974 //Вопросы психологии № 6, 1991.- С.69
- Kruskal W. H. A nonparametric test for the several sample problem. Annals of Mathematical Statistics, 23, 525−540. (1952).
- Lecamp M., Perrot N. Espace du test, espace du sujet. Bulletin de Psychologie, 1992 Mar-Jun, vol 45 (406), 514 -518
- Lecamp M., Geissmann N., Gattinari E., Larome A., Budapest 1937. La naissance de La Schicksalsanalyse (Analyse du Destin) de Leopold Szondi. // Evolution Psychiatrique- 1991, vol 56(3), 489−501
- Lehmann E. L. Nonparametrics: Statistical methods based on ranks. San Francisco: Holden-Day. (1975).
- Lilliefors H. W. On the Kolmogorov-Smirnov test for normality with mean and variance unknown. Journal of the American Statistical Association, 64,399−402.(1967).
- Lozhkin A., Kulikov V., Smirnov A., Tikhomirov A Fate-Analysis of Totalitarian Society // SZONDIANA. Zeitschrift fur Tiefenpsychologie und Beitrage zur Schicksalsanalyse. Stiftung Szondi Institut. Zurich. Swiss. 1996. 16 Jahrgang Heft 2. S. 89−93
- Loschkin A., Smirnov A., Kamischnikov K. Recherche sur la per-sonalite de criminels violents par la metode de l’analyse de frequence des profils vectoriels au test de Szondi. // X-vieme Colloque de la SIS, 15−17 juillet 1999
- Massey F. J. Jr The Kolmogorov-Smirnov test for goodness of fit. Journal of the American Statistical Association, 46, 68−78. (1951).
- Melon J., Bourdouxhe S. The Szondi-test and psychosomatic illness. // Feuillets Psychiatric de Liege, 1973- Vol 6 (1), 5−25
- Melon J. Theorie et pratique du Szondi. Lege, Presses Universitaires de Liege, (1975 a)
- Melon J. Reflections of psychosomatic structure and its approach by means Rorschach and Szondi tests.// Feuillets Psychiatric de Liege, (1975 b) Vol 8(1), 33−46
- Melon J. Schicksalsanalyse, Psychoanalyse und Psychiatrie. In Recherches theoricocliniques en Analyse du Destin. Cahiers des Archives Szondi, 7, pp. 85−129. Louvain-la-Neuve, Cabay, 1984.
- Melon J. Revision de la doctrine szondienne des pulsions. Montpellier, Fortuna, 3, 1987.
- Melon J. et Lekeuche Ph. Dialectique des Pulsions, 3e ed. Bruxelles, De Boeck Universite, 1990.
- Munnich I. Personality of the murderer. // Analise psychologica- 1993, vol 11(1), 129−134
- Nastovic I. Ego-psychological aspect of autism. // Neuropsihijatrija, Vol. 20 (3−4)255−271 1972 (a)
- Nastovic I. Pathogenesis of affective epilepsy in the light of depth-psychology. //Neuropsihijatrija, Vol. 20 (2) 155−159 1972 (b)
- Nastovic I. Szondi Test as an auxiliary mean in making a diagnosis of epilepsy. //Neuropsihijatrija, Vol. 22 (1−4) 127−132 1974 (a)
- Nastovic I. The statistical and clinical validity of depth psychology tests: with a special comments on the Rorschach and Szondi tests. // Psihijatrija Danas, Vol 6(4), 125−134. 1974 (b)
- Nastovic I. The ego-psychological aspect of latent psychosis. // Psyhijatrija-Danas Vol 7 (1) 13−112 1975
- Nunnally J. C. Psychometric theory. New York: McGraw-Hill, 1978.
- O’Brien R. G., Kaiser M. K. MANOVA method for analyzing repeated measures designs: An extensive primer. Psychological Bulletin, 97, 316−333. 1985.
- Okuno T. Study of Kain and Abel with the Szondi-test. // Japanese Journal of Criminal Psychology- 1981, vol 17(1−2), 43−47
- Ostle B., Malone L. C. Statistics in research: Basic concepts and techniques for research workers (4th ed.). Ames, IA: Iowa State Press. 1988.
- Pfitzner R. The psychodinamic aspects of some reumathoid diseases, showed in test investigation. // Zeitschrift fur Psychosomatische Medizin und Psychoanalyse- 1976, Vol 22(4), 356−363
- Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions. In C.E.Izard «Emotions in personality and psychopathology». N.Y. Plenum, 1979.
- Rabin A. Szondi’s pictures: Identification of diagnosis. // Journ. Abnorm. Psychol., 1950
- Rabin A. The Szondi-Test. // Anderson H.H.& Anderson G.L. An Introduction to Projective Techniques. New-York, Engliwood Clifs: Plentice Hall inc., 1952.
- Rank O. The Trauma of Birth. New York: Harcourt Brace, 1929.
- Randies R. H., Wolfe D. A. Introduction to the theory of nonparametric statistics. New York: Wiley. 1979.
- Rinne H., Mittag H. J. Statistische Methoden der Qualitatssicherung (3rd. edition). Munchen / Wien: Hanser Verlag. 1995.
- Rogers C.R. Client-Centered Therapy: the current practice, implications and the theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
- Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personality and interpersonal relationships, as developed in the Client-Centered Framework. New York, 1965.
- Rogers C.R. A Way of Being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.377 p.
- Rosenzweig S. An outline of Frustration theory. // Hunt J. .McV. (Ed) Personality and behavior disorders New York: The Ronald Press Company. -1944.
- Sandler G. H. System reliability engineering. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. (1963).
- Schotte J. From Fate-Analysis to Pathoanalysis. // The Materials of Lecture at the International Conference commemorative of the Hundred Birthday of the birth of Leopold Szondi. April 15, 1993, Budapest.
- Seefeldt D. Stress, verstehen, erkennen, bewaltigen Illustr. Karl Lill. 1 Aufl.- Leipzig- Jene- Berlin: Urania-Verlag, 1989.- 461s.
- Siegel S., Castellan N.J. Nonparametric statistics for the behavioral sciences (2nd ed.) New York: McGraw-Hill. (1988).
- Smirnov A. Phenomenon of Physical Disablement: Imposed Fate and Free Destiny: The Materials Szondi’s International Society Meeting, Universite Catholique de Louvain. Louvain-la-Neuve, Belgie, July, 15−17, 1999. P. 21−22
- Smith D. J. Reliability engineering. New York: Barnes & Noble 1972.
- Szondi L. Contributions to Fate-Analysis of Marriage. An Attempt at Theory of choice in Love. Acta Psichologica. Vol 3(1) The Hague, Martius Nijhoff, 1937.
- Szondi L. Triebpathologie. Bern, Hans-Huber Verlag, 1952
- Szondi L. Ich Analyse. — Bern: Hans-Huber Verlag, 1956.
- Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Bern, Hans-Huber Verlag, 1963
- Szondi. L. Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. Bern. Hans-Huber Verlag. — 1972
- Thoren A., The statistical analysis of the valence quality of the Szondi-pictures. Paris: Nauvelants, 1971