Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дано теоретическое обоснование необходимости изучения психологических особенностей детей-сирот без опыта жизни в семье, как особой группы, развитие которой обусловлено фактором тотальной материнской депривации и его последствиями. Выделены теоретические параметры и эмпирические показатели, позволяющие осуществлять сравнительный анализ развития разных групп детей по особенностям… Читать ещё >

Содержание

  • Часть 1. Теоретический анализ влияния фактора отсутствия опыта 12 жизни в семье на развитие ребенка
  • Глава 1. Роль матери в психическом развитии ребенка в младенческом 12 и раннем возрасте в различных научных школах
    • 1. 1. Роль ближайшего окружения в психическом развитии ребенка с позиции теории интерперсональных отношений (Г.Салливан, К. Хорни, Э. Фромм)
    • 1. 2. Роль матери в развитии ребенка в теории объектных отношений 17 (М.Кляйн, Д. Винникотт, М. Балинт, М. Малер)
    • 1. 3. Роль матери в развитии ребенка в психологии Я 28 (А.Фрейд, Р. Спиц, Э. Эриксон)
    • 1. 4. Роль отношений с матерью в развитии ребенка в теории 36 привязанности Дж. Боулби
    • 1. 5. Роль близкого взрослого в психическом развитии ребенка 44 в трудах отечественных психологов
  • Глава 2. Эмпирические исследования влияния материнской депривации на психическое развитие ребенка
    • 2. 1. Материнская депривация как глобальный фактор искаженного 50 психического развития
    • 2. 2. Эмпирические исследования влияния материнской депривации 55 на развитие интерперсональных отношений и эмоциональной сферы ребенка
    • 2. 3. Эмпирические исследования развития детей-сирот без опыта 67 жизни в семье
      • 2. 3. 1. Исследования развития детей младенческого и раннего возраста, 67 воспитывающихся в домах ребенка
      • 2. 3. 2. Исследования развития детей без опыта жизни в семье в 73 дошкольном, школьном и подростковом возрасте
  • Глава 3. Теоретическое обоснование гипотез и общий замысел исследования
  • Часть II. Эмпирическое исследование особенностей развития детей 92 без опыта жизни в семье в сравнении с детьми, имеющими опыт семейной жизни
  • Глава 4. Организация эмпирического исследования
    • 4. 1. Характеристика основной и контрольных групп
    • 4. 2. Описание методического комплекса для исследования особенностей интерперсональных отношений и эмоционального развития
  • Глава 5. Анализ результатов обследования детей средствами методического комплекса для оценки основных параметров психического развития. Выделение эмпирических показателей
  • Глава 6. Статистическая обработка данных и сравнительный анализ различий между основной и контрольными группами по выделенным параметрам психического развития
    • 6. 1. Сравнение групп детей-сирот без опыта жизни в семье, детей-сирот 124 с опытом жизни в семье и детей, воспитывающихся в семье
    • 6. 2. Сравнение подгрупп детей-сирот без опыта жизни в семье 129 («условная детдомовская норма», «с неустойчивостью эмоциональной регуляции», «с недоразвитием эмоциональной регуляции»)
    • 6. 3. Сравнение подгрупп детей дошкольного и младшего школьного 132 возраста (детей-сирот без опыта жизни в семье, детей-сирот с опытом жизни в семье, семейных детей)
  • Глава 7. Сравнительный качественный анализ различий между 140 основной и контрольными группами по выделенным параметрам психического развития
    • 7. 1. Качественное описание особенностей интерперсональных 143 отношений и эмоционального развития детей-сирот без опыта жизни в семье в сравнении с контрольными группами

    7.2. Качественное описание особенностей интерперсональных 153 отношений и эмоционального развития детей-сирот без опыта жизни в семье по подгруппам: «условная детдомовская норма», «с неустойчивостью эмоциональной регуляции», «с недоразвитием эмоциональной регуляции».

    Выводы.

Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена остротой проблемы воспитания и развития детей-сирот, численность которых в России ежегодно возрастает. Традиционной для России форме жизнеустройства детей-сирот — помещению их в детский дом — в настоящее время противопоставляются получившие распространение в странах Запада различные формы семейного жизнеустройства. Многочисленные исследования особенностей развития детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, указывают на то, что фактор отсутствия семьи оказывает существенное влияние на развитие ребенка-сироты. Это выражается в трудностях социальной адаптации, в особенностях выстраивания ребенком интерперсональных отношений, в специфических искажениях эмоционального и интеллектуального развития, накладывает отпечаток на жизненную траекторию в целом. При этом особенности развития детей-сирот, не имеющих опыта жизни в семье (воспитывающиеся в доме ребенка от рождения), представляющих собой особую категорию внутри популяции детей-сирот, в научном плане остаются мало изученными. В то же время учет этих особенностей необходим при решении практических вопросов организации семейного жизнеустройства детей-сирот, осуществлении психологического сопровождения помещения ребенка в замещающую семью. Изучение психологических особенностей ребенка-сироты, не имеющего опыта жизни в семье, его интерперсональных отношений, нарушений эмоционального развития становится особенно актуальным в контексте расширения практики семейного жизнеустройства детей-сирот. Знание этих особенностей позволит осуществлять подбор и подготовку семей к принятию ребенка с нарушениями эмоционального развития и интерперсональных отношений, будет способствовать снижению вероятности повторных отказов от детей, распространенных в настоящее время и травматичных как для ребенка, так и для семьи.

Объект исследования — развитие ребенка-сироты без опыта жизни в семье.

Предмет исследования — нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Цель исследования. Выявить специфику интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье в возрасте 5−9 лет по сравнению с детьми-сиротами с опытом семейной жизни и детьми, воспитывающимися в семье.

Гипотезы исследования.

1. Отсутствие опыта семейной жизни в раннем возрасте является фактором, обусловливающим качественные особенности интерперсональных отношений и эмоционального развития данной группы детей-сирот в дошкольном и младшем школьном возрасте, отличающие их от детей, имеющих опыт семейной жизни, и детей, воспитывающихся в семье.

2. В группе детей-сирот без опыта жизни в семье в дошкольном и младшем школьном возрасте можно выделить подгруппы, соответствующие вариантам нарушений развития эмоциональной регуляции, сформировавшимся в раннем возрасте. Эти подгруппы качественно различаются между собой по особенностям нарушений интерперсональных отношений и эмоционального развития.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ влияния фактора материнской депривации и отсутствия опыта жизни в семье на психическое развитие ребенка.

2. Выделить основные параметры оценки психического развития на основе анализа существующих концепций и проведенных исследований.

3. Разработать комплекс диагностических методик для сравнения интерперсональных отношений и эмоционального развития детей-сирот, не имеющих опыта жизни в семье, детей-сирот, имеющих опыт жизни в семье, и детей, растущих в семье.

4. Продолжить лонгитюдное исследование развития детей-сирот без опыта жизни в семье, достигших дошкольного и младшего школьного возраста, комплексное обследование которых в раннем возрасте проведено в диссертационном исследовании Ю. А. Михайловой (2004).

5. Провести сравнительный анализ интерперсональных отношений и эмоционального развития детей-сирот без опыта жизни в семье, детей-сирот с опытом жизни в семье и детей, растущих в семье.

6. Провести сравнительный анализ интерперсональных отношений и эмоционального развития, характерных для разных подгрупп детей без опыта жизни в семье, выделенных в исследовании Ю. А. Михайловой (2004).

7. Провести сравнительный анализ интерперсональных отношений и эмоционального развития трех групп детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (детей-сирот без опыта жизни в семье, детей-сирот с опытом жизни в семье и детей, растущих в семье).

Теоретические основания исследования. Теоретико-метологической основой исследования являются представления о механизмах развития, разработанные в отечественной психологии, о роли взаимоотношений и совместной деятельности ребенка и взрослого (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, В. И. Слободчиков, М. Ю. Кондратьев и др.), о зоне ближайшего развития, как сложном, многомерном пространстве взаимодействия ребенка и взрослого (Л.С.Выготский, 1984, Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, 2005, В. К. Зарецкий, 2007). Данный подход позволяет рассматривать различные аспекты развития и как относительно независимые, и как обусловленные неким общим фактором — в данном случае материнской депривацией и отсутствием опыта жизни в семье. Для анализа различных аспектов развития интерперсональных отношений и эмоциональной сферы используются представления, разрабатываемые в теории объектных отношений (М.Кляйн, Д. Винникотт, М. Балинт, М. Малер), в теории привязанности Дж. Боулби, представления о типах эмоциональной регуляции, развитые в отечественной психологии (В.В. Лебединский, М. К. Бардышевская, Ю.А. Михайлова).

Методы исследования.

Для диагностики нарушений интерперсональных отношений и эмоционального развития детей был разработан методический комплекс. В него вошли: 1) Методика «Лесенка» (В.Г.Щур), 2)"Азбука настроений" (Н.Л.Белопольская) — 3) «Метаморфозы» (Н.Я.Семаго) — 4) Проективный тест для детей CAT- 5) Цветовой тест отношений Эткинда (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд) 6) «Половозрастная идентификация (Н.Л.Белопольская) — 7) Проективный рисунок (Дж.Бук). Кроме того, использовались методы беседы, наблюдения, ассоциативный эксперимент, специально разработанное структурированное интервью для воспитателей детских домов и интернатов, анализ катамнестических данных о детях основной группы. Для статистического анализа использовался программный пакет SPSS for Windows, Standard Version 11.5, Copyright © SPSS Inc., 2002.

Характеристика обследованных групп.

Численность основной группы — 31 ребенок. Это дети-сироты дошкольного (10 человек) и младшего школьного (21 человек) возраста без опыта жизни в семье, которые воспитывались в доме ребенка № 12 в младенческом и раннем возрасте, и по типу эмоциональной регуляции в исследовании Ю. А. Михайловой (2004) были разделены на три подгруппы: условная «детдомовская» норма (8 человек), дети с «неустойчивостью высших форм эмоциональной регуляции» (12 человек), дети с «недоразвитием эмоциональной регуляции» (11 человек). На момент исследования дети находились в 12 детских домах и интернатах Москвы и Московской области.

Первую контрольную группу составили дети-сироты с опытом жизни в семье дошкольного (6 человек) и младшего школьного возраста (22 человека), попавшие в учреждение в возрасте 3−6 лет и проживающие в тех же детских домах и интернатах, что и дети из основной группы.

Вторую контрольную группу составили дети дошкольного (10 человек) и младшего школьного возраста (21 человек), воспитывающиеся в семье. Их обследование проводилось в детском саду № 1874 и общеобразовательной школе г. Москвы № 489.

Научная новизна.

Впервые проведено эмпирическое исследование особенностей интерперсональных отношений и эмоционального развития детей-сирот без опыта жизни в семье в дошкольном и младшем школьном возрасте как особой группы. Поскольку в данной работе обследовались дети, которые в младенческом и раннем возрасте участвовали в исследовании Ю. А. Михайловой (2004), впервые создана экспериментальная группа детей-сирот без опыта жизни в семье, развитие которых прослежено с младенческого до младшего школьного возраста. Выявлены и описаны негативные особенности интерперсональных отношений и эмоционального развития, отличающие детей-сирот без опыта жизни в семье от детей семейных и детей-сирот, имеющих опыт жизни в семье. Установлены нарушения интерперсональных отношений и эмоциональной сферы, характерные для разных вариантов развития детей без опыта жизни в семье. Эмпирически обоснован тезис о преимуществе семейного жизнеустройства ребенка-сироты в младенческом возрасте, что может позволить избежать долговременных негативных последствий фактора материнской депривации для дальнейшего развития ребенка.

Теоретическая значимость.

Дано теоретическое обоснование необходимости изучения психологических особенностей детей-сирот без опыта жизни в семье, как особой группы, развитие которой обусловлено фактором тотальной материнской депривации и его последствиями. Выделены теоретические параметры и эмпирические показатели, позволяющие осуществлять сравнительный анализ развития разных групп детей по особенностям их интерперсональных отношений и эмоциональной сферы. Получают теоретическое объяснение эмпирические данные о наличии у детей-сирот прямо противоположных установок по отношению к взрослым (незаинтересованность в отношениях с взрослым и центрированность на них, стремление к ним), как связанные с разными вариантами искажения развития у разных групп детей, возникающих в условиях материнской депривации.

Практическая значимость.

Полученные данные могут быть использованы для разработки системы психологической помощи родителям, принимающим в семью ребенка-сироту старше 18 месяцев. Понимание специфики нарушений интерперсональных отношений и особенностей эмоционального развития детей без опыта жизни в семье необходимо для учета этих значимых факторов при подготовке и консультационном сопровождении семьи. Полученные в работе результаты имеют практическое значение для обучения и повышения квалификации психологов, работающих в детских домах с детьми-сиротами и с членами семьи, в которой воспитывается ребенок-сирота (при разных формах семейного жизнеустройства ребенка). Полученные данные обосновывают необходимость расширения практики семейного жизнеустройства детей-сирот младенческого возраста.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается адекватностью используемых методов целям и задачам исследования, применением различных методик в комбинации друг с другом в рамках единого комплекса, достаточной численностью выборки испытуемых, обработкой полученных данных с помощью методов математической статистики и качественного анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей-сирот без опыта жизни в семье есть качественные негативные особенности в интерперсональных отношениях и эмоциональном развитии, отличающие их от детей-сирот, имеющих опыт семейной жизни, и детей, воспитывающихся в семье. Эти нарушения касаются следующих параметров: 1) реальные отношения с взрослым, 2) представления о детско-родительских отношениях- 3) представления о других людях- 4) представления о себе- 5) эмоциональная сфера (способность к пониманию эмоциональных переживаний и уровень эмоционального благополучия).

2. Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста без опыта жизни в семье в зависимости от типа эмоциональной регуляции, сформировавшегося в раннем возрасте (классификация Ю.А.Михайловой), различаются характером нарушений интерперсональных отношений и эмоционального развития.

2.1. Дети, у которых в младенческом и раннем возрасте потребность в привязанности опредметилась на группе сверстников и достаточно гармоничен весь профиль эмоциональной регуляции, в дошкольном и младшем школьном возрасте отличаются более высокими показателями эмоционального и интеллектуального развития при выраженных нарушениях представлений о взаимоотношениях «ребенок-взрослый», включая детско-родительские отношения.

2.2. Дети, у которых привязанность в младенческом возрасте носит неустойчивый характер и эмоциональная регуляция также неустойчива и часто дает сбои, в дошкольном и младшем школьном возрасте характеризуются низкими показателями интеллектуального и эмоционального развития, активным поиском объекта привязанности и острым переживанием своего одиночества.

2.3. Дети, у которых привязанность в младенческом возрасте носит неустойчивый характер и отмечается глубокая задержка эмоционального и интеллектуального развития, в дошкольном и младшем школьном возрасте сохраняют более низкие показатели интеллектуального и эмоционального развития, характеризуются направленностью на поиск объекта привязанности, при этом их представления о детско-родительских отношениях являются достаточно адекватными.

Апробация работы и внедрение результатов: По результатам работы были сделаны доклады на V городской межвузовской научно-практической конференции «Молодые ученыемосковскому образованию» (Москва, 2006 г.) — на конференции «Глинские чтения» в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений (Москва, 2006 г.) — на международной конференции по вопросам деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России (Москва, 2006 г.).

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ (2005, 2006), на заседании Центра профилактики асоциального поведения и сиротства МГППУ (2005), лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью МГППУ (2006), на заседании Ученого Совета факультета психологического консультирования МГППУ (2007).

Результаты исследования используются в работе детского дома № 37 г. Москвы и при чтении курсов на факультете повышения квалификации в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Структура диссертации. Работа изложена на 193 страницах машинописного текста, состоит из введения, семи глав, выводов, заключения, списка литературы из 216 наименований и приложения. Работа содержит 10 таблиц, 33 рисунка.

выводы.

1. Анализ различных теоретических представлений о роли матери в развитии ребенка и эмпирических исследований развития детей-сирот показывает, что отсутствие опыта семейной жизни и тотальная материнская депривация является фактором, оказывающим глобальное негативное влияние на развитие в целом и в первую очередь на интерперсональные отношения и эмоциональную сферу.

2. Выделенные теоретические параметры (реальные отношения с взрослымотношение к сверстникампредставления о детско-родительских отношенияхпредставления о других людяхпредставления о себеэмоциональная сфераинтеллектуальное развитие) и эмпирические показатели, позволяют осуществлять сравнительный анализ развития разных групп детей и выявлять особенности их интерперсональных отношений и эмоциональной сферы.

3. У детей-сирот без опыта жизни в семье выявлены нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития, качественно отличающие их как от детей, воспитывающихся в семье, так и от детей-сирот, имеющих опыт семейной жизни. Эти различия отмечаются по следующим параметрам: 1) реальные отношения с взрослым, 2) представление о детско-родительских отношениях- 3) представление о другом- 4) представление о себе- 5) эмоциональная сфера- 6) интеллектуальное развитие.

4. Для детей-сирот без опыта жизни в семье в отличие от детей, воспитывающихся в семье, характерным является: отсутствие реальных отношений привязанности к взрослому, искаженные представления о детско-родительских отношениях, искаженные (негативные, амбивалентные, упрощенные) представления о других, нарушение представлений о себе, сниженный фон эмоционального благополучия (отсутствие чувства безопасности, агрессивность, ощущение одиночества), нарушение способности к пониманию эмоциональных переживаний, отставание в интеллектуальном развитии.

5. Дети-сироты с опытом семейной жизни отличаются от детей-сирот без опыта семейной жизни и детей, проживающих в семье, наличием комплекса эмоциональных переживаний, связанных с утратой близких взрослых и необходимостью проживания с чужими людьми. Это обусловливает необходимость психотерапевтической работы, направленной на переработку травматического опыта.

6. Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста без опыта жизни в семье в зависимости от типа эмоциональной регуляции, сформировавшегося в раннем возрасте (классификация Ю.А.Михайловой), различаются характером нарушений интерперсональных отношений и эмоционального развития.

6.1. Дети, у которых в младенческом и раннем возрасте потребность в привязанности опредметилась на группе сверстников и достаточно гармоничен весь профиль эмоциональной регуляции, отличаются в дошкольном и младшем школьном возрасте более высокими показателями эмоционального и интеллектуального развития при выраженных нарушениях представлений о взаимоотношениях «ребенок-взрослый».

6.2. Дети, у которых привязанность в младенческом возрасте носит неустойчивый характер и эмоциональная регуляция неустойчива и часто дает сбои, в дошкольном и младшем школьном возрасте характеризуются низкими показателями интеллектуального и эмоционального развития, активным поиском объекта привязанности и острым переживанием своего одиночества.

6.3. Дети, у которых привязанность в младенческом возрасте носит неустойчивый характер и отмечается наиболее глубокая задержка эмоционального и интеллектуального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте характеризуются также более низкими показателями интеллектуального и эмоционального развития, поиском объекта привязанности и наиболее адекватными представлениями о детско-родительских отношениях.

7. Результаты нашего исследования показывают, что наличие опыта семейной жизни имеет принципиальное значение для психического развития. Это обосновывает важность расширения практики помещения в семью детей, оставшихся без попечения родителей сразу после рождения.

Заключение

.

Практическое значение полученных результатов в перспективе изменения государственной политики в отношении жизнеустройства детей-сирот, а именно в постепенном переходе от институционального воспитания детей-сирот к различным формам семейного воспитания. Так, из результатов исследования вытекает, что группа детей-сирот с опытом жизни в семье является наиболее подготовленной в психологическом плане к устройству в замещающую семью. Они стремятся жить в семье, у них есть опыт отношений привязанности, и они способны устанавливать эти отношения с другими людьми. Группа детей-сирот без опыта жизни в семье с точки зрения перспективы семейного жизнеустройства весьма неоднородна. Так, можно предполагать, что у детей, относящихся к подгруппе «условная детдомовская норма», процесс адаптации к семье может быть сопряжен с серьезными трудностями, в силу нарушения потребности в установлении отношений привязанности с другими людьми, неадекватности представлений о детско-родительских отношениях, особенностях нарушений эмоционального развития. По сравнению с «детдомовской нормой» подгруппы детей «с неустойчивостью эмоциональной регуляции» и «с недоразвитием эмоциональной регуляции» следует рассматривать как более способные к адаптации к жизни в семье. При этом важно отметить, что в силу выявленных нарушений и особенностей развития у детей без опыта жизни в семье, при проведении мероприятия по семейному жизнеустройству им необходима особая психологическая помощь, включающая подготовку замещающей семьи и ее сопровождение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Н. Вы и младенец / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. — М., Педагогика, 1991. — 159 с.
  2. , JI. И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: дис. канд. психол. наук: 19.00.13.-М., 2005.- 251с.
  3. , Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка / Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская М., 2003. — 152 с.
  4. , П. И. Влияние системы социальной защиты детей-сирот на их социализацию: дис. канд. социол. наук: 22.00.08 М., 2002. — 172 с.
  5. , С. А. Состояние здоровья и принципы оздоровления воспитанников общеобразовательных школ-интернатов и детских домов: автореф. дис. .канд. мед. наук: 14.00.33 М., 1988 — 21с.
  6. , М. П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната: автореф. дисс .канд психол. наук: 19.00.07- М., 1991.- 22с.
  7. Архиреева, Т. В. Особенности переживания эмоций детьми-воспитанниками детского приюта/Т.В.Архиреева, Т.Н.Страбахина// Социальная работа с детьми и подростками группы риска СПб., 2000 — С. 21−22.
  8. , М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / М. Балинт. М.: «Когито-Центр», 2002 — 256 с.
  9. , М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. М.: УМК «Психология», 2003. — 320 с.
  10. , М. К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.04- М., 1995, — 22с.
  11. , М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей / М. К. Бардышевская // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М., «Симе», 1995.-С. 20−59.
  12. , Н. Л. «Азбука настроений» Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4−10 лет. / Н. JI. Белопольская М., Когито-Центр, 2000.
  13. Белопольская, Н. JL Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство / Н.Л.Белопольская- Изд. 3-е, испр. М.: Когито-Центр, 2002. — 24 с.
  14. , С. В. Социальное сиротство: дети и родители. Материалы к курсу «Пед. психология» / С. В. Березин, Ю. Б. Евдокимова- Самар. гос. ун-т, Каф. психологии.- Самара: Универс-групп, 2003 51 с.
  15. , Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд / Р. Бессер // Энциклопедия глубинной психологии. Последователи Фрейда Т. 3. М., «Когито-Центр», 2002.-С. 1−55.
  16. , Л. И. Психологическое изучение детей в школе- интернате / Л. И. Божович. М., 1960.
  17. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование/Л.И. Лисина-М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  18. , Дж. Привязанность/Дж. Боулби. М.: «Гардарики», 2003.-447 с.
  19. , Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
  20. , Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби- изд. 2-е. М.: Академический Проект, 2006. — 232с.
  21. , О.В. Особенности процесса социализации выпускников детских домов и школ интернатов: дис. канд. психол. наук: 19.00.13- М., 2003. -149с.
  22. , Д. Игра и реальность / Д. Винникотт. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 288 с.
  23. , Д. Маленькие дети и их матери / Д. Винникотт- пер. с англ. Н. М. Падалко.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-80 с.
  24. , Е. В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 -М., 1992, — 23с.
  25. , О. В. Динамика социо-эмоционального развития детей шести-семи лет в образовательном процессе дошкольных учреждений: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 Калуга, 2004.- .23с.
  26. , Т. П. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах/Т.П.Войтенко, М.Н. Миронова//Вопр. психол 1999.-№ 2.
  27. , Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, вос-питывающихся вне семьи / Л. П. Выговская // Психологический журнал. -1996. № 4. — С.55−63.
  28. , Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4 Детская психология/ Л. С. Выготский- под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  29. , Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева//Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
  30. , Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстанном / Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии- под ред. М. И. Лисиной. -М, 1980. С.55−78.
  31. , П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М: Книжный дом «Университет», 2002. — 400 с.
  32. , Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. / Годфруа Ж.- изд. 2-е. -М.: Мир, 1996.-376 с.
  33. , А. Н. Социальная психология сиротства: Ресоциализация детей-сирот и детей, оставшихся без родит, попечения в Химк. приюте для детей и подростков / А. Н. Голик. М.: Лаб. базовых знаний, 2000. — 191 с.
  34. , С.В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.18, 19.00.04- СПб, 1998.-22с.
  35. Грибанова, Г В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома/Г.В.Грибанова//Дефектология.-1993.-№ 6.-С.13−18.
  36. , JI. А. Психокоррекция самосознания, как условие становления позитивных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме: автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07- М., 1993.- 23с.
  37. , К. Н’До Психологические особенности проявления сопереживания у детей старшего дошкольного возраста (в условиях семейного воспитания и в детских домах в Мали и в СССР): автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 М, 1992, 16с.
  38. , Н.Н. Проявление самостоятельности младшими школьниками в условиях психической депривации: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07- Санкт- Петербург, 1992, 20с.
  39. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998 — 334 с.
  40. , С.А. Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития: дис. .канд. психол. наук: 19.00.10 Красноярск, 2006.- 180 с.
  41. , С. В. Взаимоотношения со сверстниками у подростков, живущих в семье и в детском доме: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 -СПб, 2003 .- 19с.
  42. , И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И. В. Дубровина, М. И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. тр. М, 1982. — с. 164.
  43. , Л.И. Формирование родственных взаимоотношений детей-сирот: стеногр. лекций / Л. И. Евграфова. Киев: «Знание», 1988, 21 с.
  44. , М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.03 -М, 1998, — 23с.
  45. , Ю. В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (На сравнительном материале исследования детей, воспитывающихся в детском доме и в семье): автореф. дис .канд. психол. наук: 19.00.07 М, 1995.-25с.
  46. , А. Б. Психологические особенности самосознания подростков-воспитанников детского дома: дис.канд. психол. наук: 19.00.07 -Н.Новгород, 2005.-221 с.
  47. , И.А. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи / И. А. Залысина, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С.74−82.
  48. , В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Л. С. Выготский / В. К. Зарецкий // Культурно-историческая психология. -2007. № 3. — С. 99−102.
  49. , В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002.- 208 с.
  50. , Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте / Т.М.
  51. Землянухина // Возрастные особенности психического развития детей- под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. — С. 36−59.
  52. , Л.В. Методики изучения социальной направленности личности дошкольников и младших школьников / Л. В. Зубова. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2005. — 179 с.
  53. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Сб. науч. тр. / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: НИИОП, 1980, 168 с.
  54. , Р.И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: дис. канд. психол. наук: 19.00.07-Казань, 2001.- 165 с.
  55. Кистяковская, М 10 Воспитание детей первого года жизни в яслях и в домах ребенка: автореф. дис. психол. наук М, 1946.
  56. , М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн- сост. И. Ю. Романов. -М.: Академический проект, 2001.-512 с.
  57. , М.Ю. Психология отношений межличностной значимости: учебн. пособие / М. Ю. Кондратьев М. — ПЕРСЕ, 2006. — 272 с.
  58. , М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. / М. Ю. Кондратьев.- СПб.: Питер, 2005. 304 с.
  59. , О.В. Медико-социальные проблемы детей, воспитывающихся в доме ребенка, и пути их решения: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.33 М., 2002.- 21с.
  60. , Л.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 1999.- 194с.
  61. , И.А. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / И. А. Коробейников, В. М. Слуцкий // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 19−23.
  62. , Е.О. Особенности авторитета педагога для разновозрастных и разностатусных воспитанников закрытых образовательных учреждений: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2004. — 123 с.
  63. , Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства) / Г. С. Красницкая. М., 1997. — 94 с.
  64. , JI. Психосоматика в психопатологии младенчества / Л. Крейслер // Мать, дитя, клиницист. Сборник- под ред. G. Fava Vizziello, D.N.Stern- пер. с итал.- М, 1994. С.112−145.
  65. , Н. Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 -М., 1993.-20с.
  66. , М. А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис .канд. психол. наук: 19.00.13- М. 2002.-20с.
  67. , И.Ю. Подросток без семьи: интеллект, потребности, мотивы: Моногр./ И. Ю. Кулагина, Л. Ф. Сенкевич, Л. В. Сенкевич, Г. И. Столярова.-Тула: Изд-во ТГПУ им. Толстого, 2005. 230 с.
  68. , И. В. Психологическое сопровождение развития личности подростков в социальном приюте: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 .Ставрополь, 2006 198 с.
  69. , В. А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоц. состояний по выражению лица: дис.канд. психол. наук.- Л., 1976.
  70. , Й. Психическая депривация в детском возрасте. / Й. Лангмейер, 3. Матейчик. Прага: Авиценум, 1984. — 336 с.
  71. , В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. -М., 1990.- 197 с.
  72. , Г. В. Состояние здоровья воспитанников детских домов и организация им медицинской реабилитации: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.33, СПб, 1999.-23с.
  73. , М.И. Общение с взрослым у детей первых 7 лет жизни / М. И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии- под ред. В. В. Давыдова. -М, 1978. С. 237−253.
  74. , М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  75. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: / ред-сост. B.C. Мухина.- М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  76. , В. И. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация социального сиротства детей и подростков: дис .канд. психол. наук: 19.00.07 М., 2000.- 129 с.
  77. , К. Агрессия / К.Лоренц. М.: Прогресс, 1994. — 272 с.
  78. , Т. А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации: дис. канд. .пед. наук: 13.00.01 .- Брянск, 2000 200 с.
  79. , Е.М. Госпитализм / Е. М. Мастюкова // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  80. , С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка / С. Ю. Мещерякова // Возрастные особенности психического развития детей. М, 1982.-С. 164.
  81. , Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи// Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М, 1995.-С.8−20
  82. , Ю.А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет: дис. канд. психол. наук: 19.00.04 М., 2004 — 29с.
  83. , Р.Ж. Психологическое взаимодействие матери и ребенка: дис. д-ра психол. наук: 19.00.04-СПб, 1999 — 431с.
  84. , B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / B.C. Мухина // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск. М., 1995.
  85. , Н.В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта: дис. канд. психол. наук: 19.00.07, Ижевск, 2006 .- 216с.
  86. , Н.М. Психологические особенности общения младших школьников со взрослыми: дис. канд. психол. наук: 19.00.07.-М.Д983.
  87. Образование педагога / Под. ред. Е. Н. Волковой. Н.Новгород.: КЛИО, 1998, — 128с.
  88. , Я.Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции Анны Фрейд / Я. Л. Обухов. М., 1997а. — 17 с.
  89. , Я.Л. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта) / Я. Л. Обухов. М., 19 976. — 23 с.
  90. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 357 с.
  91. , Л.Ф. Зона ближайшего развития: пространственно-временая модель / Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова // Вопросы психологии. 2005. — № 6. -С. 13−26.
  92. , Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Волгоград, 2003.-24с.
  93. , Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. М.: Академ. Проект, 2004. — 188 с.
  94. , В. Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот: дис. канд. психол. наук: 19.00.04. М., 2002.- 281 с.
  95. , В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С 39−53.
  96. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера. М., 1987.- с.58−65.
  97. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительско-го попечительства Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. В. С. Мухиной.-М, 1989−229 с.
  98. , А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома / А. Х. Пашина // Патронатное воспитание в России на современном этапе/ Сост. Н. П. Иванова. М., 2002.
  99. , Е. П. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома / Е. П. Пашина, А. X. Рязанова // Психологический журнал. 1993. — № 1.
  100. , Э. Современные формы проявления госпитализма / Э. Пиклер И Особенности личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Общ. Ред. В. С. Мухиной. М.: Прометей, 1989.-С. 19−25.
  101. Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.09- Иваново, 1994.-23с.
  102. , А. М. Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Педагогика, 1990. — 160с.
  103. , А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, изд.2-е СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  104. , А. М. Развитие личности в условиях психической депривации / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. — С. 99−104.
  105. М.О. Особенности психического здоровья детей сирот: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18. М., 2002, — 25с.
  106. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В Дубровина, А. Г. Рузская. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  107. Психология развивающейся личности / Под. ред. А. В. Петровского. М, Педогогика, 1987.-238с.
  108. , Е. В. Социально-психологические условия развития диалогического общения подростков в школах-интернатах: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 .- Саратов, 2005 203 с.
  109. , Н. В. Младший школьник в системе межличностных отношений детского дома и школьного класса: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07-M.1990.-25c.
  110. , Р. Творчество Мелани Кляйн / Р. Ризенберг // Энциклопедия глубинной психологии. Последователи Фрейда Т. 3. М, «Когито-Центр», 2002.-С. 84−125.
  111. , А. Г. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях / А. Г. Рузская, Т. А. Финашина // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия- Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  112. , С. Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у шестилетних детей: (В условиях семейного воспитания и воспитания в детских домах): автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07- М. 1990.-22с.
  113. , JI. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07- М. 1990, — 24с.
  114. , Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г. С. Салливан. СПб.: «Юнивента». М.: «КСП+». 1999. — 347 с.
  115. , Г. А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01-Казань, 2004.- 22с.
  116. , Н.Я. Метаморфозы. Диагностика эмоциональной сферы ребенка / Н. Я. Семаго // Вестник практической психологии образования. М., 2004. -№ 1. — С. 68−75.
  117. , Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ Г. В. Семья. М.: СИМС, 2001.
  118. , Е.А. Представление о тендерной роли у девушек, выросших в семье и в детском доме / Е. А. Сергиенко, А. Н. Пугачева // Мир детства -2002. № 3. — С. 40−47.
  119. , С. 10. Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6−7-летнего возраста с нарушениями возраста и психического развития: дис. канд. психол. наук: 19.00.07, 19.00.10 Иркутск, 1999.
  120. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  121. , В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дисс. .докт. психол. наук: 19.00.01., 19.00.07 .-М., 1994 .- 78 с.
  122. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития / В. М. Слуцкий // Психологии, журнал. Т. 17. 1996. — № 1. — С.
  123. , Р.В. Формирование социальной ответственности у детей-сирот: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 -Якутск, 2002.- 158 с.
  124. , Н.В. Особенности вербализации эмоц. представлений дошкольниками: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1999.- 126с.
  125. , К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материанской депривации: автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.04 -М., 1997.-23с.
  126. , Т.В. Сравнительная характеристика проявлений недовольства у детей первого года жизни, воспитывающихся в семье и доме ребенка / Т. В. Соломатина // Дефектология. 2004. — № 1.
  127. , А. И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07-М., 1987.- 22с.
  128. , Т. В. Особенности поведения младенцев-воспитанников дома ребенка в ситуациях дискомфорта: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10- М, 2003.-24с.
  129. Социальная и психологическая адаптация детей из детских домов г. Ярославля / Сост. Н. В. Клюева, В. В. Козлов. Ярославль: Ризограф ООО Титул Яр, 2004.- 161 с.
  130. , Л.П. Дети без семьи/ Л. П. Стрелкова // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. Сборник научных трудов и проектных материалов. М, Институт пед. Инноваций РАО, 1995. С. 113−119.
  131. , Ж. К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.07 -М., 1988.-26с.
  132. , Р. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ./ Р. Тайсон, Ф.Тайсон. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
  133. , М. Ф. Педагогические основы адаптации детей-социальных сирот в системе патронатного воспитания: дис. канд. пед наук: 13.00.01.- М., 2004- 187 с.
  134. Тесты детской апперцепции (CAT, САТ-Н, CAT’S). Справочное руководство/Под. ред. А.С. Галанова- изд. 2-е. Ярославль, 1999. — 36 с.
  135. , В.В. Особенности развития и психосоциальная характеристика детей раннего возраста в условиях материнской депривации: автореф. дисс. канд. мед. наук: 03.00.13, Архангельск, 2003. 23с.
  136. , Е. Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.04 СПб, 1997.-24с.
  137. , Е. Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации: На материалах сельских детских домов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 М., 2004, — 288 с.
  138. , Д.И. Психология взросления/ Д. И. Фельдштейн. М, Моск. психол.-соц. ин-т Флинте, 1999. — 610с.
  139. , Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференси. М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000. — 320 с.
  140. , А. Психология «Я» и защитные механизмы / А.Фрейд. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 144с.
  141. , А. Теория и практика детского психоанализа. Т.1 и 2. / А.Фрейд. -М.: Эксмо-пресс, 1999.
  142. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя/Э Фромм.-Мн.: ООО «Попурри», 1998.- 672 с.
  143. , Э.Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка/ Э. Л. Фрухт // Психологические основы формирования личности в условиях общественноговоспитания. М.: НИИ1 111, 1976. — 115 с.
  144. , И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов/ И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 319 с.
  145. , Г. Заменители матерей / Г. Харлоу, М. Харлоу, С. Суоми // Психология аномального развития ребенка: хрестом.- М., 2002. -Т.2 -С.39−54.
  146. , А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: автореф. дисс. д-ра психол. наук: 19.00.04 -М., 2006. 53 с.
  147. , Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов / Е.Д. Хомская-Изд. 3-е.- СПб: Питер, 2003. 496 с.
  148. , К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни- пер. с англ. В.Светлова. М.: Академический проект, 2007. — 224 с.
  149. , Г. Психоаналитические теории Карен Хорни, Гарри Стека Салливена и Эриха Фромма/Г.Хржановски//Энциклопедии глубинной психологии. Последователи Фрейда. Т.З.-М.: «Когито-Центр». — 2002.- С. 358 395.
  150. , JI.M. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка / Л. М. Царегородцева //Вопросы психологии. -1987.- № 6.- С.84−89.
  151. Цветовой тест отношений: Медод рекомендации / Сост. Е. Ф. Бажин, A.M. Эткинд. Л. Ленинград, н.- и. Психоневрол. Ин-т, 1985. — 18с.
  152. Е.Е. и др. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми / Чепурных Е. Е. и др. СПб.: Образование-культура, 2001.
  153. , М. А. Психологические условия коррекции деформаций эмоциональной сферы детей в условиях приюта: автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 Ставрополь, 2003,-22с.
  154. , Л.М. Психология детей- сирот: Учебное пособие для студентов вузов. / Л. М. Шипицына. СПб. Из-во С-Петербурского университета, 2005. — 627с.
  155. , Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова и др. СПб., 1997.
  156. , Р. Первый год жизни / Р. Шпитц, В. Колбинер. М.: Геррус, 2000. — 383 с.
  157. , Н. М. О воспитании в домах младенцев / Н. М. Щелованов // Вопросы материнства и младенчества. 1938 -№ 13 -С 4−18.
  158. , A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоц. состояний человека / А. М. Щетинина // Вопр. психол. 1984 — № 3 — С. 60−66.
  159. , A.M. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.
  160. , Е.В. Особенности эмоциональной сферы детей с проблемами психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01-М., 2002.- 20с.
  161. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: / Д. Б. Эльконин- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.
  162. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон- общ. ред. А. В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 334 с.
  163. , Е. JI. Социальная адаптация детей-сирот в условиях трансформирующегося общества: дисс. канд. социол. наук: 22.00.04-Хабаровск, 2004- 198 с.
  164. , И.В. Депривированный подросток: Личностные и психофизиологические особенности развития: дисс. д-ра психол. наук: 19.00.13, Иркутск, 2003 .- 361с.
  165. , А. А. «Моральный курорт» интернатников / А. А. Ярулов // Народное образование. 1996а. — № 6.
  166. , А. А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 М, 1996.-25с.
  167. Ainsworth M.D.S. Infancy in Uganda: Infant Care and Growth of Attachment. Baltimore, Md: The Johns Hopkins Press, 1967.
  168. Ainsworth, M.D. Salter, Wittig B.A. Attachment and Exploratory Behaviour of One-year-olds in Strange Situation // Foss B.M. (ed.) Determinants of Infant Behavior. London: Methuen- New York: Barnes & Noble. Vol. 4, 1969.
  169. Balint, M. The basic fault the rape tic aspects of regression. London Tawistock, 1968.
  170. Balint, M. Thrills and Regressions. Hogarth, London- International Universities Press, New York, 1959.
  171. Bartholomew, K, Horowitz, L.K. Attachment styles among adults: A test of a four-category model // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 61. p. 226−244.
  172. Becker-Stoll, F, Delius, A, & Scheitenberger, S. Adolescents' nonverbal emotional expressions during negotiation of a disagreement with their mothers: An attachment approach. International Journal of Behavioral development, 2001. 25 (4), p. 344−353.
  173. Bowlby, J.A. Maternal care and mental health // Geneva World Health Organiz. Nonogr. Ser. 1951. N 2, p.42−58.
  174. Bowlby, J. Attachment and Loss: Separation: anxiety and anger. New York: Basic Books, 1973. — Vol.2. — p.270.
  175. Bowlby, J. Attachment and Loss: Attachment. New York: Basic Books, 1969. -Vol.1, -p.428.
  176. Bowlby, J. Attachment and Loss: Loss, sadness and depression. New York: Basic Books, 1980. — Vol.3. — p.472.
  177. Bowlby, J. Forty-four Juvenile Thieves: Their Characters and Home Life. International Journal of Psychoananalysis. 1944-№ 25. p. 19−52 and 107−127.
  178. Champion, L.A., Goodall, G.M., Rutter, M. Behavior problems in childhood and acute and chronic stressors in early life: I. A twenty year follow-up study // Psychological Medicine. 1995. — p. 66−70.
  179. Crittenden, P.M., Ainsworth, M.D.S/ Child maltreatment and attachment theory// Cicchetti D., Carlson V. (ens.) Handbook of child maltreatment: clinical and theoretical perspectives. N. Y., 1989, p. 432−463.
  180. Durkin, K. Developmental Social Psychology. Oxford (UK), 1997.
  181. Fairbairn, W.R. Psychoanalytic studies of the personality. L.: Tavistock, 1952.
  182. Feeney, J.A., Noller, P. Attachment style as predictor of adult romantic relationships// J. of Person and Social Psychology. 1990. Vol. 58. P. 281−291.
  183. Fonagy, P. Crime and attachment: Morality, disruptive behavior, borderline personality, crime, and their relationships to security of attachment// Attachment and psychopathology/ Ed. by L. Atkinson, K. Zucker. New York, 1997.
  184. Fonagy, P., Steele, M., Steele, H., Mogan, G. S, Higgit, A.C. The capacity for understanding mental states: the reflective self in parent and child and its significance for security of attachment. Infant Mental Health, 1991.Vol. 13 p. 200−216.
  185. Freud, A. Normality and pathology in childhood. New York: International Universities Press, 1965.
  186. Freud, S. An Outline of Psychoanalysis // The Standard Edition of the Complete Psychological Works Of Sigmund Freud. Vol. 23. London, 1964.
  187. Freud, A & Burlingham, D. Children & war. New York: Basic Books, 1943.
  188. Freud, A & Burlingham, D. Infants without families. New York: Internet.Univ.Press, 1944.
  189. Goldfarb, W. Emotional and intellectual consequences of psychological deprivation in infancy: A revolution// Psychopathology of childhood. N.Y. 1955. P.86−95.
  190. Hazan, C., Shaver, P. Romantic love conceptualised as an attachment process. In: Hewstone, M., Manstead, A.S., & Stroebe, W. (eds.), The Blackwell Reader in Social Psychology. 1997. — p. 377−406.
  191. Hodges, J, Tizard, B. Social and family relationship of ex-institutional adolescents/Child Psychol Psychiatry. 1989 № 3- p. 77−97.
  192. Kadushin, A. Children in foster families and institutions/ Ed. by H. Mass // Social service research: Review of studies. Washington, 1978.
  193. , M. (1935). A contribution to the psychogenesis of manic-depressive ststus. In The writings of Melanie Klein. Vol. 1. London: Hogarth, 1975, pp. 262
  194. , M. (1948). A contribution to the theory of anxiety and guilt. In The writings of Melame Klein. Vol. 3. London: Hogarth, 1975, pp. 25−42.
  195. , M. (1958). On the development of mental functioning. In The writings of Melanie Klein. Vol. 3. London: Hagarth, 1975.
  196. Klein, M. Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant. In The writings of Melanie Klein. Vol.3. London: Hogarth, 1975, p. 61−93.
  197. Mahler, M.S.- Pine, F.- and Bergman, A. The psychological birth of the infant. New York: Basic Books, 1975.
  198. Main, M., Cassidy, J. Categories of responses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable over l-month"s period//Developmental Psychology. 1988. — Vol.24. — P.415−426.
  199. Mclntire, W.G., Carlson, D. J. Self- esteem of children living in a residential agency// Child Care Quart. 1975. — N 4.
  200. Pringle, M., Bossio, V. Early prolonged separations and emotional adjustment// J. Child Psychol and psychiat., 1960.
  201. Radke-Yarrow, M, Cummings, E. M, Kuczynski, L, Chapman, M. Patterns of attachment in two- and three-year olds in normal families and families with parental depression// Child Development, 1985 № 56. — p. 884−893.
  202. Shaver, Ph, Hazan, C, Bradshaw, D. Love as Attachment: The Integration of Three Behavioral Systems. In: R. Sternberg & M. Barnes (eds.) The Psychology of Love. 1988. — p. 68−99.
  203. Spitz, R.A. Anaclitic depression: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood. Psychoanal. Study Child- 1946 a № 2, p. 313−342.
  204. Spitz, R.A. and Wolf, K.M. Auterotism: Some empirical findings and hypotheses on three of its manifestations in the first year of life. Psychoanal. Study Child. 1949.- №¾. — p.85−120.
  205. Spitz, R.A. Hospitalism: A follow-up report Psychoanal. Study. 1946 b. -№ 2.-p. 113−117.
  206. Tizard, B, Hodges, J. The effect of early institutional rearing on development of eight-year-old children./ Child Psychol Psychiatry.- 1978 № 19 p. 99−118.
  207. Tizard, B, Rees, J. The effect of early institutional rearing on the behaviour problems and affectional relationship of 4. old children// J. Child Psychol and Psychiat. 1975. — № 16. — p. 61−73.
  208. Trad, P. Infant depression. New York: Springer-Vertag. 1986. — 204 p.
  209. Winnicott, D. W. Aggression in Relation to Emotional Development (1950). In: Collected Papers: Through Pediatrics to Psycho-Analysis. London, 1958.
  210. Winnicott, D. W. The Theory of the Parent-Infant-Relationship. Intern. J. Psychoanal. 1960. -№ 41.
  211. Winnicott, D.W. Mirror-role of mother and family in child development. In Playing and reality. New York: Basic Books, 1971.
Заполнить форму текущей работой