Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация работы и динамический анализ системы терморегулирования космического аппарата

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной задачей этого направления проектирования является обеспечение температурных режимов бортового радиотехнического комплекса (БРТК), отдельных функциональных приборов, различных электромеханических устройств, больших пространственных конструкций, антенно-фидерных устройств (АФУ) и т. п. Их нормальное функционирование и выходные параметры, а также надежность и ресурс работы во многом… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • Глава 1. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
    • 1. 1. Системы терморегулирования
    • 1. 2. Обзор характерных компоновок конструкций систем терморегулирования
    • 1. 3. Перспективы развития систем терморегулирования
    • 1. 4. Анализ существующих методов расчета СТР
    • 1. 5. Внешние источники тепла и основные задачи расчета
    • 1. 6. Математические модели внешнего теплообмена космического аппарата
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Моделирование систем терморегулирования
    • 2. 1. Анализ существующих методов проектирования систем терморегулирования
    • 2. 2. Методы оптимизации систем терморегулирования
    • 2. 3. Тепловые схемы космических аппаратов
    • 2. 4. Моделирование подсистемы регулирования температуры
  • Оыводы по главе
  • Глава 3. РАСЧЕТ ВНЕШНЕГО ТЕПЛООБМЕНА
    • 3. 1. Орбита искусственного спутника земли
    • 3. 2. Внешние тепловые потоки ИСЗ
    • 3. 3. Расчет лучистых тепловых потоков для регулируемой радиационной поверхности
  • Выводы по главе
  • Глава 4. КОНСТРУКЦИЯ ОТСЕКА АППАРАТУРЫ И АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 4. 1. Формирование расчетной модели
    • 4. 2. Алгоритм управления системы терморегулирования
    • 4. 3. Расчетная схема
    • 4. 4. Математическое моделирование системы терморегул ирования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 5. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И 1ICCЛЕДОВА11ИЕ ПЕРЕХОДНЫХ «ПРОЦЕССОВ КАНАЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ.=
    • 5. 1. Динамическое моделирование системы терморегулирования и
    • I. определение параметров автоколебаний
      • 5. 2. Методы расче та переходных процессов
      • 5. 3. Динамический анализ контура регулирования системы точной термостабилизации
      • 5. 4. Анализ полученных результатов. j Выводы по главе

Оптимизация работы и динамический анализ системы терморегулирования космического аппарата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание высоконадежных и эффективных систем ракетной и ракетно-космической техники (РКТ), обеспечивающих по своим тактико-техническим характеристикам высокий уровень выполнения программ в экстремальных условиях, является неотъемлемой задачей повышения обороноспособности страны и дальнейшего освоения космического пространства. В настоящее время к ракетно-космическим модулям (РКМ) предъявляются все более высокие требо-. вания по параметрам, условиям работы и надежности при широком спектре выполняемых программ /1,19,42,43,49/. Решение поставленных задач предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования теории процессов, протекающих в системах подачи РКМ, что повышает качество проектирования, ускоряет отработку и сдачу более совершенных образцов РКТ в эксплуата-цню/52,57,59,66,67,76,83/.

Процесс проектирования КА — это путь компромиссных решений между разнохарактерными по решаемым задачам направлениями общего процесса проектирования при выполнении единой цели создания оптимального проекта. Тепловое проектирование аппарата — неотъемлемая часть общего процесса проектирования, его обязательная составляющая и важнейший вид инженернойдеятельности при разработке КА/56,68,69/.

Основной задачей этого направления проектирования является обеспечение температурных режимов бортового радиотехнического комплекса (БРТК), отдельных функциональных приборов, различных электромеханических устройств, больших пространственных конструкций, антенно-фидерных устройств (АФУ) и т. п. Их нормальное функционирование и выходные параметры, а также надежность и ресурс работы во многом определяются температурными условиями, при которых эти устройства выполняют свои функции. Большой объем и, зачастую, противоречивость температурных требований, обязательных к реализации в процессе проектирования, обуславливают особую значимость теплового проектирования и взаимной увязки тепловых аспектов с общими задачами проектирования КА/79/.

КА, находящийся вне пределов атмосферы планеты, является автономным объектом, распределение температур в котором определяется полем внешних тепловых потоков, свойствами поверхности аппарата, ориентацией его в пространстве (в космосе одна и та же поверхность, ориентированная по-разному относительно поля, внешних тепловых потоков, будет иметь разную температуру), энергопотреблением бортовой аппаратуры, тепловыми связями в аппарате и рядом других факторов. Вместе с тем многие элементы и приводы аппарата работоспособны в строго определенных диапазонах температур. Поэтому современный КА немыслим без специальной бортовой системы — системы обеспечения теплового режима (СОТР)/82,87,103/.

Экспериментальная отработка требует создания уникальной экспериментальной базы, поэтому их отработка при натурных испытаниях связана со значительными материальными затратами, поэтому расчетно-теоретические методы анализа и проверки теплового режима и эффективности СОТР играют весьма важную роль в решении задачи обеспечения теплового режима КА.

В орбитальном полете КА находится под воздействием большого числа дестабилизирующих факторов, влияющих на его тепловой режим, а именно: временная и количественная неравномерность внешнего теплообмена, временная и количественная неравномерность внутренней тепловой нагрузки, определяемой программой работы БРТК и ее целевой направленности. В этих условиях обеспечение требуемых температурных условий представляет собой сложную научно-техническую задачу и ее решение возлагается на сервисную систему — систему терморегулирования (СТР), которая включает в себя большой набор терморегулирующих мероприятий и теплозащитных мер единой целевой направленности.

Практика создания высокоэффективных систем регулирования теплового режима помимо использования новых принципов, новых материалов, новых физических эффектов и других новых решений, определяющих общую структуру создаваемой системы, включает выбор наилучшего сочетания значений параметров системы (геометрических размеров, энергетических характеристик, режимных параметров и т. п.)/51/. В процессе проектирования подобных систем необходимо учитывать и такие факторы, как возможность практической реализации элементов, входящих в структуру системы, наличие элементов в серийном производстве, высокую степень надежности, их стоимость /3,11,16,19,21, 97,98/.

Особенности теплообмена в космическом пространстве не позволяют использовать для обеспечения теплового режима готовые, апробированные в земных условиях технические решения. Развитие космической техники обусловлено качественным отличием каждой новой серии аппаратов от предыдущей, что не дает в полной мере воспользоваться ранее разработанными решениями без оценки их достаточности. Трудности же, а иногда и невозможность воспроизведения условий теплообмена КА во время полета при испытаниях в земных условиях делают часто расчет единственным средством получения информации о распределении температур по элементам КА. Например, на теплообмен в объемах жидкости или газа в земных условиях влияет естественная конвекция, которая отсутствует во время эксплуатации К А, если в нем не создается искусственная тяжесть/78,95/.- Сложно воспроизвести поля внешних тепловых потоков в установках, имитирующих внешний теплообмен в космическом пространстве/25,26/. Эти трудности усугубляются еще и тем, что для любого КА характерно большое количество вариантов условий внешнего теплообмена.

Тепловое проектирование подобных систем должно проводиться на основе математического моделирования системы терморегулирования и процессов теплообмена КА с определенной степенью детализации, зависящей от поставленной задачи исследования/22,23,38/. С этой целью в соответствии с агрегатным принципом в структурной схеме КА выделяются характерные агрегаты, выполняющие определенные функции и для них после анализа особенностей процессов и условий взаимосвязи с учетом поставленной задачи исследований строится математическая модель процесса теплообмена КА и регулирования температурного режима/53,70,71,74/.

Очевидно, что разные задачи, поставленные перед тепловыми расчетами, требуют различных математических моделей /85,88/. Например, математическая модель, предназначенная для прогнозирования теплового режима в процессе эксплуатации КА, должна наиболее полно рассматривать процессы теплообмена. Модель же для проведения расчетов с целью выбора средств СОТР должна быть по возможности простой, учитывающей только главные тепловые связи. Она призвана помочь быстро оценить большое количество вариантов СОТР. Таким образом, степень сложности математической модели зависит от содержания поставленной задачи/108/.

Анализ таких сложных систем известными методами гармонического баланса, широко применяющегося в инженерных расчетах нелинейных систем, или методами Z-преобразований для импульсных систем /96,100,101,104, 109,111/ вызывает дополнительные осложнения, возникновение которых почти невозможно предвидеть. Известно, что точность приближенного описания при решении на ЭВМ является функцией шага квантования (интегрирование исходных уравнений), выбранного для приближенного выражения системы /90,96/. Фактическое определение величины шага связано с большими трудностями. Очевидно, что в сложных системах переходные процессы в значительной мере зависят от величины управляющих и возмущающих воздействий. Таким образом, можно ожидать, что выбор размера шага будет определяться вообще локальным усилением или локальной постоянной Липшица. При использовании переменного размера шага необходимо использование программ интегрирования, которые могут регулировать размер своего шага в соответствии с оценками местных ошибок, однако в этом случае машинное время, а, следовательно, стоимость анализа оказываются чрезвычайно большими, что экономически нецелесообразно при инженерном анализе большого числа различных «вариантов системы.

При размещении бортовой аппаратуры в КА при выполнении различных. задач возможны два варианта. В первом случае бортовая аппаратура располагается внутри КА в герметичном контейнере, что позволяет использовать высокоточную аппаратуру с определенным диапазоном работоспособности. Во втором случае применяется бесконтейнерный вариант, т. е. бортовая аппаратура расположена непосредственно на рамах и корпусе КА, что позволяет вырабатывающееся тепло бортовой аппаратуры отводить непосредственно в космическое пространство. Однако, для использования особо чувствительных приборов бесконтейнерный вариант непригоден, т.к. данная аппаратура работоспособна лишь в определенном, как правило, узком температурном диапазоне.

Выбран контейнерный вариант обеспечения теплового режима бортовой аппаратуры для особо точных приборов с заданным диапазоном температурного режима fiim±-Q, 5 °C.

Исходя из вышеизложенного, для анализа систем терморегулирования космических аппаратов с высокой степенью стабилизации температурного режима БРТК в представленной работе использован частотный метод анализа, как наиболее информативный, и позволяющий с помощью логарифмических частотных характеристик при выборе оптимального варианта СТР и анализе ее особенностей при относительно небольшой трудоемкости с сохранением достаточной точности расчетов определить статическую и динамическую точность регулирования, запас устойчивости СТР, параметры вынужденных колебаний и качество переходного процесса.

Актуальность работы: задача динамического анализа СТР КА и оптимизации работы является актуальной, так как предполагает определение основных параметров системы терморегулирования до натурных испытаний и дает возможность уменьшения материальных затрат и времени разработки.

Целью данной работы Создание особо точной системы терморегулирования гермоотсека в диапазоне ±-0,5°С с учетом конструктивных особенностей космического аппарата с длительным ресурсом работы.

Научная новизна и практическая ценность: Разработаны математические модели внутреннего и внешнего теплообмена гермоотсека с учетом особенностей конструктивного исполнения космического аппарата. Проработана методика применения частотного метода расчета переходных процессов для анализа процессов теплообмена в системе терморегулирования космического аппарата.

На основе результатов экспериментально-теоретических исследований разработано программное обеспечение по расчету динамических характеристик системы терморегулирования заданного диапазона отклонения температуры в герметичном отсеке космического аппарата.

Реализация результатов работы. Результаты теоретических исследований, методики и программы расчета динамических характеристик системы терморегулирования космического аппарата использованы в разработках НПО Прикладной механики им. акад. М. Ф. Решетнева и в учебном процессе Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М. Ф. Решетнева.

Исследования проводились в соответствии с тематикой НИР, являющейся составной частью ряда важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных согласно постановлений Правительства и планов соответствующих министерств, что определило практическую направленность работ и использование результатов в работах по тематикам «Кон-тур-Д», «Ураган», «Муссон». Значительная часть исследований проводилась в рамках работ поддержанных программами Минобразования РФ и грантами КФФИ: тема № 158 (1988;1992гг) «Контур-Д» «Расчет температурного режима автономных замкнутых систем», № 1К.38 «Ураган» (1989;1992гг) номер гос. регистрации Х-63 617 «Разработка математической модели и исследование динамических процессов системы терморегулирования», 1К.49 «Муссон» (1992;1994гг) № гос. регистрации 01.90.11 793 «Выбор алгоритма, разработка «математической модели и исследование динамических процессов в подсистеме точного регулирования отсека аппаратуры БСУ», № 1К.11 (1991;1992гг.) «Расчетный анализ и уточнение (выбор) параметров подсистемы жалюзи СТР для минимизации влияния на точность стабилизации температур, изготовление согласующего устройства стенда», Грант Красноярского Краевого Фонда науки № 3/27 1993 г «Разработка математической модели и исследование динамических процессов системы терморегулирования КА».

Апробация работы. Основные результаты докладывались на следующих конференциях и совещаниях:

— Международной конференции «Космонавтика XXI век», Москва, 1991;

— Международной научно-технической конференции «Спутниковые системы связи в навигации», Красноярск, 1997;

— Международной научно-технической конференции «САКС-2001», Красноярск, 2001;

— Международной научно-технической конференции «САКС-2002», Красноярск, 2002;

— Научно-технических семинарах кафедры «Двигатели летательных аппаратов» СибГАУ, 2000;2003гг.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, в которых отражены полученные результаты.

На защиту выносятся: Оптимизация работы и динамический анализ системы терморегулирования космического аппарата на основе принципов исследования в теории автоматического регулирования, которые позволяют на необходимом качественном уровне решать задачи выбора алгоритма управления, основных параметров контура регулирования и обеспечивать теоретические и экспериментальные исследования динамики элементов системы терморегулирования и системы в целом с учетом особенностей конструкции космического аппарата и заданных значений регулирования температуры в диапазоне ±-0,25°С.

В соответствии с этой целью были решены следующие задачи: разработаны математические модели внешнего и внутреннего те-плообменов термоконтейнера с учетом теплообмена КА в целомразработана методика расчетных исследований динамических процессов в СТР КА.

Таким образом, показано, что целесообразно проводить анализ и синтез одноконтурных нелинейных дискретных систем терморегулирования КА с помощью логарифмических амплитудно-частотных и фазово-частотных характеристик с учетом технических условий и ограничений, заданных на систему.

Личное участие. Все основные результаты получены лично автором, результаты, полученные другими исследователями, а также результаты совместных исследований с соавторами отмечаются в тексте и снабжены ссылками на соответствующие источники.

Выводы по главе.

Выполнен математический анализ переходных процессов для теневой и солнечной орбит, который показал, что в системе реализуются субгармонические колебания. Период автоколебаний кратен периоду модулятора, что позволяет выбрать наилучшие и наихудшие параметры автоколебаний.

Исследованы переходные процессы канала регулирования системы высокоточной стабилизации температурного режима ±0,5° приборного отсека бортовой аппаратуры. Рассчитана передаточная функция системы терморегулирования приборного отсека КА. При определении устойчивости системы и условий возникновения колебаний использован метод эквивалентной гармонической линеаризации.

Выявлено влияние возмущающего фактора и шага модулятора на частоту автоколебаний и влияние ее на работу системы. Для определения параметров автоколебаний применен графический метод.

Рассчитаны конструктивные параметры канала регулирования, обеспечивающие динамическую точность системы стабилизации температуры и высокий ресурс работы (до 10 лет).

Полученные динамические частотные характеристики позволили сделать вывод, что в системе имеются вынужденные колебания, рассчитаны частоты и амплитуды вынужденных колебаний рассматриваемой нелинейной дискретной системы терморегулирования.

Выявлено, что с учетом технических условий и ограничений, заданных на систему, с помощью логарифмических амплитудно-частотных и фазово-частотных характеристик можно проводить анализ и синтез одноконтурных нелинейных дискретных систем терморегулирования КА, что согласуется с экспериментальными данными.

На основе ме тодов динамического анализа и оптимизации разработанная программно-аппаратная продукция использована на реальном навигационном спутнике «Глонасс», что позволило снизить на 16% энергопотребление электропривода створок жалюзи, снизить на 21% число включений дан ного электропривода и уменьшить на 40% максимальное абсолютное откло нение температуры термоконтейнера КА.

155 Заключение.

1. Проведены теоретические исследования существующих и перспективных конструкций различных систем, обеспечивающих тепловой режим бортовой аппаратуры КА. Выявлены недостатки существующих систем и тенденции совершенствования СТР. Рассмотрена одноконтурная система терморегулирования как наименее энергоемкая.

2. Разработаны алгоритмы расчета лучистого теплообмена с учетом многократных переотражений и переизлучений, а также экранирования элементов конструкций JIA от излучения Солнца и планеты. Проведены расчеты внешних тепловых потоков в зависимости от орбиты и ориентации КА относительно Солнца и Земли.

3. Разработана математическая модель динамики теплообмена отсека БСУ с использованием дифференциальных уравнений. Выявлено влияние возмущающего фактора и шага модулятора на частоту автоколебаний и влияние ее на работу системы.

4. Исследованы переходные процессы канала регулирования системы высокоточной стабилизации температурного режима ±0,25° приборного. отсека бортовой аппаратуры космического аппарата с учетом конструктивных особенностей.

5. Рассчитана передаточная функция системы терморегулирования приборного отсека КА. В качестве частотного метода исследования применен метод гармонической линеаризации.

6. На основе методов динамического анализа и оптимизации разработанная программно-аппаратная продукция использована на реальном навигационном спутнике «Глонасс», что позволило снизить на 15% энергопотребление электропривода створок жалюзи, снизить на 21% число включений данного электропривода и уменьшить на 40% максимальное абсолютное отклонение температуры термоконтейнера КА.

7. Результаты научной работы используются в учебном процессе при чтении курсов «Автоматика и регулирование» и «Системы терморегулирования KJIA» на кафедре «Двигатели летательных аппаратов» Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М. Ф. Решетнева. Разработанная программно-аппаратная продукция реализуется при проведении практических работ на модели навигационного спутника производства НПО Прикладной механики им. акад.М. Ф. Решетнева.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Идентификация процессов теплообмена летательных аппаратов. -М.: Машиностроение, 1979. 217с .
  2. В.В., Залетаев С. В., Копяткевич P.M., Белевский Е. П., Елгин А. П. Математическое моделирование тепловых режимов космического аппарата с помощью пакета программ ТЕРМ.// Космонавтика и ракетостроение. 2001. № 23. С. 110−118.
  3. В.Р. Исследование динамических характеристик космических конструкций при наземных испытаниях// Космические исследования, 1997. Т.35.№ 1. С.102−106.
  4. В.Р. Определение динамических характеристик нелинейных космических конструкций по экспериментальным данным// Космические исследования, 1997. Т.35. № 5. С.549−554.
  5. В.Р. Определение динамических характеристик упругого КА при частотных испытаниях// Космические исследования, 1996. Т.34. № 1. С.87−93.
  6. Д., Таниехил Дж., Плетчер Р. Вычислительная гидромеханика и теплообмен: В 2-х т, -М: 1990.-728с.
  7. О.Б., Малахов Н.11. Тепловые испытания космических аппаратов.- М.: Машиностроение, 1982. -143с.
  8. М. Введение в методы оптимизации. М.: Наука, 1977, — 344с.
  9. . Методы оптимизации. М.: Радио и связь, 1988, -126 с.
  10. Н.С. Численные методы. М.: Наука, 1975. 322 с.
  11. В.А., Попов Е-Г1. Теория систем автоматического регулирования. М.:Наука. 1966.-992 с.
  12. А.Г. Основы теплообмена излучением.-М.: Госэнергоиздат, 1962.-331с.
  13. В.М., Каюмов О. Р., Скимель В. И., Федоров Ю. Н. К задаче определения динамических параметров космического аппарата по результатам оптических измерений// Космические исследования, 1995. Т.33. № 5. С.491−497.
  14. Ю.Г., Манин А. П. Математические аспекты определения движения летательных аппаратов.- М.: Машиностроение, 2000.-256с.
  15. В.А., Щербакова И. В., Яньков А. А. Численное моделирование температурных полей приборного отсека космического аппарата методом конечных элементов // Исследования по баллистике и смежные вопросы механики. 1998. № 2. С.80−85, 178.
  16. Е.Н., Деревянко В. А., Косенко В. Е. Расчет теплообмена в негерметичных космических аппаратах// Теория и эксперимент в современной физике: Юбилейный выпуск научных статей/ Красноярский государственный университет. Красноярск, 2000. С.76−78.
  17. Р. Проектирование СТР с двухфазным аммиачным теплоносителем для ОКС. SAE Techn. Pap. Ser. 1987, N 871 506.
  18. И.В. Охлаждение бортовой аппаратуры авиационной техники.-М.Машиностроение, 1987.-184с.
  19. К.Ф., Краев М. В., Загар О.В.Динамический анализ и частотные характеристики СТР КА// Вестник СибГАУ, Красноярск: Изд.СибГАУ. 2003 г.
  20. К.Ф., Краев М. В. Выбор и оптимизация параметров системы терморегулирования космического аппарата// Материалы международной НПК «Сакс-2001», Красноярск, САА. 2001. .(1−4 дек., 2001, г. Красноярск)/САА.-Ч.2.-Красноярск, 2001 .С. 156−158.
  21. К.Ф., Краев М. В. Оптимизация режима работы привода системы терморегулирования космического аппарата// Проблемы развития теплоэнергетики и пути их решения. Вестник КГТУ. Вып.8. Красноярск: Изд. КГТУ. 1997. С.45−49.
  22. К.Ф., Краев М. В., Ибрагимов Ю. А., Никитин В. В. Исследование динамических характеристик системы терморегулирования. Отчет по НИР номер 75(э.З) Красноярск Завод-ВТУЗ, 1991 г. Номер г. рег X-63 617.
  23. К.Ф., Никитин В. В. Разработка расчета и проведение численных экспериментов по влиянию конструктивных параметров на точность стабилизации температуры. Отчет по НИР номер 75(э.6), Красноярск, КИКТ, 1992 г. Номер гос. рег Х-63 617.
  24. К.Ф., Никитин В. В., Краев М. В., Загар О. В., Казеев В. Р. Динамический анализ одноконтурной системы терморегулирования космического аппарата// Изв. Вузов. Авиационная техника. 1994. № 2.
  25. .Н., Демиденко Н. Д., Охорзин В. А. Динамика распределенных процессов в технологических аппаратах, распределенный контроль и управление-Красноярск .'Красноярское книжное издательство, 1976.-3 Юс.
  26. К.Т. Термостабилизация комплекса бортового оборудования, предназначенного для зондирования атмосферы Земли с помощью радара. SAEI Techn. Pap, Ser. 1987 N871443.
  27. Г. Н., Тарновский Н. Н. Тепловые режимы электронной аппаратуры. M.-JL: Энергия, 1971.-248с.
  28. Г. Н., Парфенов ВГ., Сигалов А. В. Методы расчета теплового режима приборов. М.: Радио и связь, 1990 г.
  29. И. Конструкция СТР японского ИСЗ MOS-1. Ргос. 14-th Int. Symp. Space Tecnol. And Sci.1984.
  30. В.А. Международная спутниковая система морской связи ИНМАРСАТ: Справочник.-Л.: Судостроение, 1988.- 160с.
  31. О.В. Теоретические и экспериментальные исследования статических и динамических устройств систем терморегулирования: Методическое пособие- Красноярск, КИКТ, 1990. 55с.
  32. В.М., Капинос Ю. В., Сургучев О. В. Расчет теплообмена космического аппарата. М.: Машиностроение, 1979. 208 с.
  33. B.C. Температурные поля в конструкции летательных аппаратов (Методы расчета), М: Машиностроение- 1978.-184с.
  34. Н.Н. Автоматическое регулирование. М.: Машиностроение, 1978, — 736с.
  35. О.А., Медведев А. В. К исследованию линейных динамических процессов и систем высоких порядков// Материалы международной НПК «Сакс-2001», Красноярск, САА. 2001.(1−4 дек., 2001, г. Красноярск)/САА.-Ч.2.-Красноярск, 2001 .С.270−272.
  36. Инженерный справочник по космической технике. Изд.2-е, перераб. и доп. Под ред. А. В. Солодова, М.: Воениздат, 1977.- 430с.
  37. С.А., Милокумова О. Л., Салмин В. В. Оптимизация замкнутых межпланетных перелетов Земля-Марс-Земля с малой тягой//' Космические исследования, 1995. Т.ЗЗ. № 2. С.210−219.
  38. JI.A., Пантюхов А. С. Тепловые режимы излучения солнечной энергетической установки// Тезисы XXIII. Научные чтения по космонавтике. (26−29 января 1999 г., Москва). М.: Война и мир, 1999. С.145−150.
  39. Г. П., Цветков А. П., Белов А. И., Сухнев В. А. Внешний теплообмен космических аппаратов. М.: Машиностроение, 1977. -104с.
  40. А.Т. Линеаризация рядами Тейлора с учетом высших производных// Материалы международной НПК «Сакс-2001», Красноярск, САА. 2001.(1−4 дек., 2001, г. Красноярск)/САА.-Ч.2.-Красноярск, 2001 .С.264−267.
  41. К.А., Романов С. Ю., Цихоцкий В. М. Кондиционирование воздуха на пилотируемых орбитальных станциях// Холодильный бизнес.-1999.-№ 3.-С.6−7.
  42. Космонавтика: Энциклопедия/ Гл.ред. В.П.Глушко- Ред. коллегия: В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, В. С. Верещагин и др.- М.:Сов энциклопедия, 1985.-528с.
  43. М.В. Малорасходные насосы ракетно-космических модулей Автореф.дис.докт.техн. наук. Красноярск, 1987. 23с.
  44. Р.С., Смирнов А. И., Горкин С. С. Краткое описание космического аппарата «Прогноз-2М» в проекте «Интербол»// Космические исследования, 1996. Т.34. № 4. С.363−370.
  45. Ф.А. Постановка задачи определения орбит ИСЗ наилучшего приближения// Космические исследования, 1996. Т.34. № 1. С.110−112.
  46. Е.Е. Точность стабилизации гибких КА и нормирование механических воздействий от внутренних источников возмущений// Космические исследования, 1997. Т.35. № 5. С.543−548.
  47. Е.Е., Позняк Э. Л., Шуляка А. А. Гибкий управляемый аппарат при возмущениях от внутренних источников// Космические исследования, 1995. Т.ЗЗ. № 5. С.538−545.
  48. В.В. Тепловой режим космических аппаратов. М.: Машиностроение, 1980. — 232с.
  49. В.В., Кудрявцева Н. С. Оптимизация систем терморегулирования космических аппаратов.- М. Машиностроение, 1988.-134с.
  50. В.В., Рожнов В. Ф., Правецкий В. Н. Системы жизнеобеспечения экипажей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1986, -584с.
  51. В.В. Анализ тенденций разработок автоматических космических аппаратов// Омский научный вестник / ОмГТУ. Омск, 2000. Вып. 10. С.53−57.
  52. JI.H., Утехин Б. А. Виртуальная реальность и оптимальный микроклимат кабины космического корабля //Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики. Ежемесячный научно-технический журнал.-2002.-№ 11.-С. 16−21
  53. В.К. Моделирование теплообменного энергетического оборудования.-JT. :Эмергоатомиздат:.Ленингр. отд-ние, 1987.-264с.
  54. Моделирование тепловых режимов космического аппарата и окружающей его среды. Под редакцией академика Петрова Г. И. М.: Машиностроение, 1971.-380с.
  55. Моделирование тепловых режимов космического аппарата и окружающей его среды. Под ред. Акад. Г. И. Петрова.- М.-.Машиностроение. 1971.- 382с.
  56. Н.Н. Математические задачи системного анализа.-М.: Наука. 1981.-128с.
  57. Н.Н. Математика ставит эксперимент. -М.:11аука, 1979. -115с.
  58. Научные чтения по авиации и космонавтике 1979−80г. Системы обеспечения жизнедеятельности и безопасности экипажей летательных аппаратов --М. :ВИНИТИ: 1983 .-220с.
  59. В.В. Динамические частотные характеристики системы терморегулирования космического аппарата//Космические исследования, 1996. Т.34. № 5. С.538−543.
  60. В.В., Александров О. Г., Загар О. В. Регулирование температурного режима герметичного контейнера космического аппарата// Известия вузов: Авиационная техника. 1991. № 1. С.69−72.
  61. В.В., Неверов А. С., Краев В. М. Система термостабилизации бортовых систем КА на основе сублимации криогенных газов. Тезисы докладов 3-го Российско-Китайского семинара по аэрокосмической технике, Красноярск, САА, 1994. С.75−76.
  62. Основы теплоотдачи в авиационной и ракетно-космической технике. Под ред. профессора Кошкина В. К., М.: Машиностроение, 1975. 272 с.
  63. .М. Основы теплового проектирования транспортных космических систем.-М.Машиностроение, 1988.-304с.
  64. Г. Разработка системы терморегулирования КЛА ISPM. SAE Techn. Pap., Sef. 1984, N 841 120.
  65. Г. П. Системы терморегулирования для бортового оборудования космических аппаратов// Аэрокосмическая техника. 1987 г. № 8.С.97−104,
  66. Проектирование надежных спутников связи. Афанасьев В. Г., Верхо-туров В.И., Заславский В. А. и др. /Под редакцией академика М. Ф. Решетнева.Т.2, — Томск: МГП «РАСКО», 1993. -221с.
  67. Разработка математической модели объекта: Отчет о МИР (промежуточный) /Красноярский институт космической техники (КИКТ) — Руководитель Краев М. В. ГР 01.90.11 793.
  68. Г. В. Расчет и конструирование систем охлаждения ЭВМ. М.: Радио и связь, 1988. — 24с.
  69. Руководство для конструкторов по обеспечению тепловых режимов.
  70. B.А. Аксаментов, С. М. Беднов, С. В. Залетаев, В. В. Малоземов и др. ГОН-ТИ. Т1, 1988.- 130с.
  71. Р., Комияма Т. Система терморегулирования японского экспериментального модуля// Астронавтика и ракетодинамика.1990. № 47. С.5−15.
  72. А.А. Введение в численные методы. М.: Наука, 1987. -288с.
  73. А.А., Попов Ю. П. Вычислительный эксперимент:-М.-3нание.1983. -115с.
  74. А.Н. О задаче синтеза оптимального по энергозатратам управления переориентацией и полным торможением вращающегося сферически симметричного твердого тела// Космические исследования, 1995. Т.ЗЗ. № 2. С.174−180.
  75. Дж.С. Теория переноса импульса, энергии и массы в сплошных средах.-М. :Энергия, 1978 .-448с.
  76. Создание эффективных систем охлаждения и термостабилизации энергетических установок.- Научно-технический отчет по теме 204−91-К1, МАИ, 1993. 169с.
  77. .П., Иванчура В. И., Чернышев А. И. Исляев U1.H. Системы электропитания космических аппаратов. Новосибирск. В.О.:Наука, 1994.-318с.
  78. Сю Д., Мейер А. Современная теория автоматического управления и ее применение. М.: Машиностроение, 1972, — 552с.
  79. Теплообмен в энергетических установках космических аппаратов/ Под ред. В. К. Кошкина. М.'Машиностроение, 1975. -272с.
  80. Теплообмен и тепловой режим космических аппаратов/ Под ред. Дж. Лукаса.М.:Мир, 1974.-543.
  81. Теплопередача, терморегулирование и тепловые трубы на КЛА. Материалы 17-го совещания, Орлеан (США) 1979 г. и 14-ой конференции, Орландо (США), 1999.
  82. А.И., Основы численных методов, М,:Наука, 1987.- 320 с.
  83. Г. Ш. Интервальные методы для динамических систем с неопределенностями в параметрах// Вестник САА: Сборник научных трудов. Красноярск, 2001. Вып.2. С.29−38.
  84. Г. Ш. О сходимости одношаговых методов интервальных методов для динамических систем// Вопросы матем. анализа: Сб. ст. КГТУ. Красноярск, 2001. С. 149−153.
  85. О.Н., Каданер Я. С. Вопросы теплообмена в космосе. М., высшая школа, 1967.
  86. Хайрер 3., Нерсетт С., Ваннер Г. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Нежесткие задачи.- М.: Мир, 1990.-512с.
  87. ХерринМ, Пафферсон Д. Предварительное проектирование СТР для обитаемых отсеков долговременной ОКС. SAE Techn. Pap-. Ser. 1987, N871505.
  88. О.В. Параметрический резонанс в задаче о нелинейных колебаниях спутника на эллиптической орбите// Космические исследования, 1996. Т.34. №З.С.312−316.
  89. B.C. Модифицированный метод «скелетных» структур в задачах моделирования теплового режима конструкции// Тепловое проектирование систем. Сб.науч.тр.- М.: Издательство МАИ, 1990. С.40−48.
  90. Я.З. Релейные автоматические системы. М.: Паука, 1974, -576с.
  91. Ф.Л. Оценивание фазового состояния динамических систем. М.:Наука, 1988.-158с.
  92. А.А., Яковлева P.B. Инженерные методы расчета динамики теплообменных аппаратов, М.'Машиностроение, 1968.-320с.
  93. В.А. О критериях оптимизации теплового режима КА при входе в атмосферу// Космические исследования, 1997. Т.35. № 1. С.91−98.
  94. Akau R.L., Larson D.W. Thermal Control of Space X-Ray Experiment. AIAAPap., 1987,1572.-115p.
  95. Anabie R.V. Radiant Cooling. Applied Optics, 1970.-25p.
  96. Baumann J.E. Performance Testing of the Motorized Thermal Shade Sys-tew,. AIAAPap, 1987Д969.Р.111−122.
  97. Emery A. F., Johansson O.K. Radiation Heat Transfer Calculations for Space Stractures. AIAA Pap., 1987, 1522.P. 125−134.
  98. Fox В., Brewster L. Design Assistant for Spacecraft Thermal Management System. Proc. of Int. Energy Conversion Engineering Conference. 1985.P. 18−24.
  99. Han.H. Motorized Thermal Shade System for Spacecraf. Proc. 14-th Int. Symp. Space Techn. and Sci. 1984.P.25−31.
  100. Harwell R. Advanced Thermal Control Tecniques for Emerging Communications Sattelite- ATAA 19-th Thermo-physics Conference Snow-mass, 1984.P.25−33. *
  101. Heat Transfer and Thermal Control Systems: Technic Papers from AIAA 15-th Aerospace Science- Meeting., New York: 1977.P.124−135.
  102. Helene R. Schembert. Optimization of V-groove Radiator Configuration. AIAA Pap., 1987, 1506.P.18−35.
  103. Hye A. Space Station Active Thermal Control Modelling. AIAA Pap., 1988, 473.F.75−81.
  104. Petrick S., Bard S. Desidn, Fabrication, and Dynamic Testing of a V-groove Radiator Mechanical Development Unit. AIAA Pap., 1988, 473.P.22−32.
  105. Rasbach C. Thermal Design and Performance of a V-groove Isolation Radiator. AIAA Pap., 1988, 557.P.29−42.
  106. Schidt R., Gustafson E. Space Station Active Thermal Control System Modelling. AIAA Pap., 1987. 1468.P.60−71.
  107. Slachmuylders E., Stroom C. Future Trend In Spacecraft Thermal Cantrol Designs. Proc. Of 1 nternational Symp. Environ. And Thermal System for Space Vehicles. Toulouse. 1983. p.18−27.
  108. Tanaka K., Machida T. Big Thermal Shade Designing. AIAA Pap., 1985, 1075. P.43−52.
  109. Tomana H., Akira O. Space Station Thermal Control. Proc. 14-th I ntersoc. Symp. Space Technol and Sci., Tokyo, 1984. P.88−95.
  110. Wise P. C. Spacecraft Thermal Control Technology: Design Challing into 1990's. Acta Astronautica, 1986. P.43−45.
  111. Рёгаработзниая пренрачшио-шпаратнаа продушды реализуется при проведении Г1р? исп1ческих работ на модели ыавигащюыного спутника производства I-IIIO Прикладх-юп мехашши им акад. МФ. РешетПеваS
  112. ДОКОЕОДЦТСЛЪ uliP л паев «. et#i&uyibnnK сектора
  113. ПРОТОКОЛ -ДОПОЛНЕНИЕ к Договору о совместной деятельности No-fW от «4и T&bjlJj 1993 г. г.Красноярск1. У, А 1994 г.
  114. Краевой фонд’науки (далее по тексту «ФОНД») в лице директора, д.ф.-м.н. Франка Александра Максовича действующего на основании устава-
  115. Научно-проивЕодотаенное объединение прикладной механикидалее по тексту «ПРЕДПРИЯТИЕ») в лице 38 М. генерального КОН’СТруКТОрЭ
  116. Исляева Шахиазама Наоиповичадействующего на основании У О ГЭВЗ :
  117. Автор проекта Краев Михаил Васильевич, паспорт УШ-БА, J- 69 5734>
  118. Ф.И.О. руководителя, паспортные данные, прописка)-04.03.80 г. кштян Ленинским Р03Д г. Красноярска, Иркутская 5 кв 19далее по тексту «ИСПОЛНИТЕЛЬ»)
  119. ЯВЛЯЯСЬ участниками совместной деятельности по Договору No 3/27от «15» пентягтя 1993 г.,(далее по тексту «ДОГОВОР»)
  120. Произведенная ИСПОЛНИТЕЛЕМ научно-техническая продукция (далее по тексту «ПРОДУКЦИЯ»)представляет собой разработана проттгашнснатюратная продукция на основеметодов динамичэпкогп анализа и оптимизации в практику прпек"-жирования-^--1.-:-.---•
  121. Приемка и оценка ПРОДУКЦИИ произведена в соответствии с действующим законодательством, условиями ДОГОВОРА и коммерческой практикой России надлежаще уполномоченными представителями сторон. работа выполнена в полном оооиэетогдии о техническим заданием
  122. Г (выполнена в полном соответствии с Техническим заданиеми календарным плаиоми Календарным планом (Приложения No 1,2 к ДОГОВОРУ), Если не полностью -указать обязательства > ИСПОЛНИТЕЛЯ и сроки завершения работы)
  123. ПРЕДПРИЯТИЕ, в соответствии с п. 1.2.2 ДОГОВОРА, обязуется до конца 1995 г. в полном объеме финансировать и внедрить в производство (реализовать) разработанную ПРОДУКЦИЮ.
  124. В соответствии с п. 1.2.1. ДОГОВОРА ФОНД вправе экспонировать ПРОДУКЦИЮ без дополнительного 1 согласования с иными участниками.
  125. Полученные в результате использования ПРОДУКЦИИ доходы (прибыль) распределяются между сторонами в соответствии с п. 2.1 ДОГОВОРА. Взаиморасчеты оформляются в виде Протоколов распределения прибыли, надлежаще подписываемыми сторонами.
  126. Налог на прибыль, полученную каждой стороной в ходе совместной деятельности, уплачивается каждой из сторон самостоятельно.
  127. Стороны подчеркивают: возмещение убытков и упущенной выгоды производится с учетом их индексации на момент предъявления требования о возмещении убытков и упущенной выгоды.
  128. Стороны согласились, что они не будут (не вправе) ссылаться на какие-либо форс-мажорные обстоятельства как основания освобождения от ответственности.
  129. ПРОТОКОЛ вступает в силу с момента его подписания всеми сторонами.
  130. Односторонний отказ от исполнения ПРОТОКОЛА не допускается.
  131. ПРОТОКОЛ составлен в 3-х подлинных экземплярах, по одному для каждой из сторон. Каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу.14. Реквизиты и подписи сторон: «ФОНД»
Заполнить форму текущей работой