Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза: На материале подготовки учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философско-эстетической, психолого-педагогической, культурологической, музыкально-педагогической и методической литературы по проблеме формирования профессиональной культуры студентов и обобщение собственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной культуры студентов педвуза
    • 1. 1. Профессиональная культура как общественно — историческое явление
    • 1. 2. Содержание и структура профессиональной культуры учителя.3<
    • 1. 3. Теоретический анализ педагогических условий формирования профессиональной культуры студентов педвуза
  • Выводы по 1 главе. ф
  • Глава 2. Педагогическая система формирования профессиональной культуры студентов педвуза
    • 2. 1. Теоретическое обоснование педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза
    • 2. 2. Разработка модели педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза (на материале подготовки учителя музыки)
    • 3. 1. Цель и этапы проведения исследования
    • 3. 2. Задачи, содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента
    • 3. 3. Этап апробации и внедрения модели педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза
  • Выводы по 3 главе

Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза: На материале подготовки учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых: социальный заказ общества на личность учителя высокой профессиональной культуры и научный, целенаправленный подход к ее формированиюпотребность в разработке, апробации и внедрении педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза, обеспечивающей эффективное достижение поставленной цели.

Таким образом, имеются противоречия между: объективными потребностями общества в учителях высокой профессиональной культуры и недостаточно исследованными условиями и средствами её формирования в стенах педвузавозможностью организации процесса повышения профессиональной культуры будущего учителя и недостаточной разработанностью моделей оптимального её формирования.

Вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящего исследования: научное обоснование наиболее оптимальных путей и средств формирования профессиональной культуры студентов педвузов.

Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (на материале подготовки учителя музыки)».

Объект исследования — профессионально-личностное становление студентов педвуза.

Предмет исследования — формирование у студентов профессиональной культуры, как неотъемлемой части их общей культуры и профессиональной деятельности.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза. Предложить практические рекомендации по реализации этой системы.

В соответствии с целью в основу наших исследований положена гипотеза, согласно которой процесс формирования профессиональной культуры студентов станет более эффективным, если: на основании системного подхода будет разработана и внедрена в образовательный процесс вуза модель педагогической системы, позволяющая обеспечить достижение более высокого уровня сформированности профессиональной культуры у студентовпредложена методика диагностики уровней сформированности профессиональной культуры студентов педвузаотвечая особенностям системного подхода, будут выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной культуры студентов.

В качестве основных педагогических условий эффективности формирования профессиональной культуры выступают:

Внешние, включение в образовательный процесс адекватных теоретических моделейпрофессионально-педагогическое влияние на все сферы личностипринцип интеграции в построении содержания образования.

Внутренние: развитие адекватной мотивацииреализация дифференцированного, индивидуально-личностного подхода к обучению студентовприменение в образовательном процессе учебно-педагогических задач эвристического, исследовательского, творческого характера.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования ;

1. Провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, специальной литературы с целью выявления в ней системных представлений о профессиональной культуре учителя и обобщения опыта предыдущих исследований.

2. Уточнить сущность и содержание понятия «профессиональная культура учителя», структурировать рассматриваемый феномен, изучить действия его компонентов в учебно-воспитательном процессе.

3. Найти и охарактеризовать с позиций системного подхода оптимальную совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной культуры студентов.

4. Теоретически обосновать и разработать педагогическую систему формирования профессиональной культуры студентов — будущих учителей, экспериментально проверить её эффективность, а также внедрить в образовательный процесс педвуза модель данной системы. Разработать критериальную систему уровней сформированности профессиональной культуры студентов.

Теоретическая база исследования сложилась из теоретических положений педагогики, философии, истории, психологии, социологии музыкального искусства (Б.В.Асафьев, А. Л. Готсдинер, В. Д. Конен, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов, Б.В.Яворский), теории высшего педагогического образования (О.А.Абдуллина, Ю. К. Бабанский, Л. Г. Вяткин, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин,.

A.И.Щербаков), теории исследования профессионально-педагогической культуры в ведущих отечественных научных школах (В.И.Андреев, Е. В. Бондаревская, В. С. Ильин, И. Ф. Исаев, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков,.

B.А.Сластенин), теории музыкально-эстетического развития личности (Э.Б.Абдуллин, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Г. М. Цыпин, В.Н.Шацкая).

В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философско-эстетической, психолого-педагогической, культурологической, музыкально-педагогической и методической литературы по проблеме формирования профессиональной культуры студентов и обобщение собственного педагогического опытасистемно-структурный анализ фундаментальных понятийанализ учебных программ, рабочих планов, методических пособийформирование выводов. Опытно-экспериментальнаяработа включала: прямое и косвенное педагогическое наблюдениеиндивидуальные и групповые исследовательские беседыопросы, анкетирование, тестирование и интервьюирование по вопросам профессиональной подготовки в педвузе- - статистическую обработку материалов эксперимента.

При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования явился музыкально-педагогический факультет педагогического института Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1997 по 2002 гг.

Опираясь на схему В.П.Беспалько[30], который с позиции педагогической технологии прослеживает три уровня целеобразования! глобальный — переосмысление «заказа» общества и построение модели личности выпускника вузаэтапный — дифференцирование глобальной цели в основные по этапам подготовкиоперативный— формирование цели изучения отдельных дисциплин, составляющих содержание обучения/, мы разработали свою программу системногопоэтапного формирования профессиональной культуры будущего специалиста в процессе профессиональной педагогической подготовки.

Мы считаем, что объектом, вокруг которого должна выстраиваться вся педагогическая система, становится модель личности учителя высокой профессиональной культуры.

Первый этап — начальный (1997 -1999 гг.) Его цель — формирование учительского образа, ознакомление с моделью учителя высокой профессиональной культуры.

Компонентыличностные качества /воображение, наблюдательность, такт и т. п./- педагогические умения /творческие, организаторские, гностические и т. п./.

Цути и средства достижения целиизучение педагогического опыта. На этом этапе поиска изучалась для рассмотрения выбранной проблемы философская, общепедагогическая, психологическая и методическая литература. Осмысливался и формулировался понятийно-терминологический аппарат научного поиска. Подвергался анализу опыт предыдущих исследований по выбранной проблеме. Проводился констатирующий эксперимент, предполагающий выявление педагогических условий, обеспечивающих успешное формирования у студентов профессиональной культуры, диагностику сформированности профессиональной культуры у студентов на исходном уровне.

Второй этап — основной (1999 — 2001 гг.). Его цель — овладение профессиональными знаниями, развитие ^ способностей, совершенствование личностных качеств с ориентацией на модель учителя высокой профессиональной культуры.

Компоненты — профессиональные знания, эрудированностьпрофессиональные умения /конструктивные, организаторские, гностические и т. п./- педагогические способности /академические, интеллектуальные, креативные/- профессиональные личностно-нравственные качества. Пути и средства достижения цели — изучение общепедагогических, ф психологических и специальных дисциплин, спецкурсов «Основы профессиональной культуры учителя» и «Лекционно-исполнительская культура учителя», педагогическая практика, индивидуальная работа в классе специнструмента, исследовательская и самостоятельная работа.

На этом этапе поиска проводился формирующий эксперимент, который подтвердил научную состоятельность разработанной модели педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза, а также выявленной совокупности педагогических условий, способствующих эффективному её формированию. По программе Ф опытно-экспериментальной работы выявлялись и целенаправленно включались в образовательную деятельность источники интенсивного формирования профессиональной культуры студентов. При этом планомерно изучались особенности развития индивидуального стиля проявления педагогической культуры у будущих учителей музыки.

Третий этап — завершающий (2С01 — 2СЭ2 гг.).

Его цель — завершение базовой профессиональной подготовки с ориентацией на модель учителя высокой профессиональной культуры, коррекция профессиональных умений, совершенствование личностных качеств.

Компоненты — индивидуальный творческий стиль деятельностисамообразование.

JTyfPtu и средства достижения цели — изучение общепедагогических и специальных дисциплин, спецкурсы, педагогическая практика, индивидуальная работа в классе специнструмента, научно-исследовательская работа.

На этом этапе поиска корректировались ранее сформулированные теоретические положения, а также внедрялись методико-практические рекомендации в систему учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете института.

Важным средством эффективности процесса формирования профессиональной культуры явилось использование, помимо традиционных, новых форм учебной работы, которые потребовали активной творческой деятельности студентов, как на аудиторных, групповых занятиях /спецкурс — подготовка лекций-бесед о музыке/, так и в классе специнструмента /импровизация как новый вид музыкального творчества, транспонирование, чтение с листа, развитие навыков регента/.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Теоретически углублены представления о сущности профессиональной культуры учителя, уточнено её понятие, содержание и структура, сформулировано авторское определение исследуемого феномена, дана характеристика профессионально-значимых компонентов педагогической культуры (общепедагогического, личностно-нравственного, творческого, предметно-профессионального).

2. С позиции системного подхода выявлена, обоснована и реализована в образовательном процессе педвуза оптимальная совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной культуры студентов: включение в образовательный процесс адекватных теоретических моделейпрофессионально-педагогическое влияние на все сферы личностипринцип интеграции в построении содержания образованияразвитие адекватной мотивацииреализация дифференцированного, индивидуально-личностного подхода к обучению студентовприменение в образовательном процессе учебно-педагогических задач эвристического, исследовательского, творческого характера. Дано авторское определение процесса формирования профессиональной культуры у студентов в условиях модернизации образования.

3. Научно обоснована педагогическая система формирования профессиональной культуры студентов педвузов, раскрыто содержание и показаны связи компонентов этой системы в рамках личностного и деятельностного аспектов.

4. Разработана, экспериментально проверена и внедрена в образовательный процесс педвуза модель данной педагогической системы, включающая: этапы формирования (мотивационно-обучающий, формирующий и итоговый), отражающие логику постепенного достижения более высокого уровня профессиональной культуры будущего учителяцелевые установки, решаемые на каждом этапе работыспециально отобранное предметное содержание, включающее опорные знания о сущности и специфике профессиональной культурыорганизацию педагогического процесса, направленного на отработку практических действий студентовхарактеристику достигнутых результатов, состоящую из системы профессионально ориентированных заданий, позволяющих достаточно точно оценивать уровень сформированности профессиональной культуры на каждом этапе их профессионально-личностного становления.

5. Разработана и научно обоснована критериальная система уровней сформированности профессиональной культуры студентов на различных этапах формирования, определены методика их выявления и соответствующий педагогический инструментарий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработанная педагогическая система формирования профессиональной культуры студентов педвуза прошла апробацию и внедрение на музыкально-педагогическом факультете педагогического института СГУ имени Н. Г. Чернышевскоготеоретические положения, результаты проведенного исследования и выводы могут быть использованы в образовательном процессе вузов с целью повышения профессиональной культуры выпускниковрезультаты исследования имеют практическую значимость при составлении учебных планов и программ, спецкурсов, учебников, методических пособий и рекомендаций по психолого-педагогическим дисциплинам в педвузеразработанная методика диагностики уровней сформированности профессиональной культуры студентов педвуза обладает универсальным характером, что делает возможным её использование при подготовке специалистов различного профиля, а также при аттестации и повышении квалификации педагогических кадров.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих предмету, цели и задачам исследования, системным анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторское определение, содержание и структура профессиональной культуры учителя:

Профессиональная культура учителя является сложной, генетически и социально детерминированной системой, неотъемлемой от общечеловеческой культуры, интегративным личностным образованием квалифицированного специалиста и характеризуется наличием у него достаточного запаса педагогических, методических, специальных знаний и умений в совокупности с высокими личностно-нравственными качествами и опытом творческой деятельности.

Основные профессионально важные качества, присущие профессиональной культуре учителя, функционируют в сложном структурном целом, основанием которого является взаимосвязь общепедагогического, личностно-нравственного, творческого и предметно-профессионального компонентов.

2. Авторское определение процесса формирования профессиональной культуры у студентов в условиях модернизации образования:

Формирование профессиональной культуры студентов педвуза это специально организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс развития педагогической деятельности в контексте становления профессиональной культуры и в соответствии как с официальными педагогическими стандартами, квалификационными характеристиками, так и с представлениями студентов об идеале педагогического профессионализма.

3.Характеристика оптимальной совокупности педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной культуры студентов:

Наиболее эффективными педагогическими условиями формирования профессиональной культуры студентов педвуза являются следующие, действующие в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности: внешние: включение в образовательный процесс адекватных теоретических моделейпрофессионально-педагогическое влияние на все сферы личностипринцип интеграции в построении содержания образования. внутренние: развитие адекватной мотивацииреализация дифференцированного, индивидуально-личностного подхода к обучению студентовприменение в образовательном процессе учебно-педагогических задач эвристического, исследовательского, творческого характера.

4 .Педагогическая система формирования профессиональной культуры студентов педвуза, адекватным отражением которой является её модель, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты и состоящая из мотивационно-обучающего, формирующего и итогового этапов, каждый из которых нацелен на достижение предельного уровня сформированности профессиональной культуры.

5.Критериальная система разработанных диагностических методик, позволяющих определить уровень и проследить динамику формирования профессиональной культуры студентов.

Комплекс диагностических методик по выявлению: 1) осознания значения профессиональной культуры в структуре личности студента- 2) уровня теоретических знаний и умений в области базовой науки, готовности соотнести с ними свою практику- 3) адекватной самооценки реальных возможностей, умения видеть собственные достижения и устранять затруднения- 4) степени включенности в инновационные решения и их обоснованности, осознания своего индивидуального стиля- 5) степени самостоятельности в решении задач эвристического, исследовательского, творческого характера- 6) степени включенности в область духовно-нравственной культуры, как показателя культуры личности педагога.

Ашробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ имени Н. Г. Чернышевского.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкально-инструментальной подготовки педагогического института СГУ, кафедры педагогики СГУ им. Н. Г. Чернышевского, на межвузовской научно-практической конференции «Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества» (Саратов, 1999 г.), международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия» (Саратов, 19−21 февраля 2002 г.), областной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» (Саратов, 20 мая 2002 г.), а также на ежегодных региональных научно-методических конференциях преподавателей ПИ СГУ.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в пятнадцати публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Структура работы определилась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.

Выводы по главе 3.

Анализ экспериментальных данных по проверке эффективности разработанной модели педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвузов позволил сделать следующие выводы:

1. Проведённый констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялся анализ учебной литературы и программных документов, регламентирующих содержание профессиональной подготовки будущих учителей, показал, что, наряду с важностью рассматриваемого аспекта профессиональной деятельности будущего учителя, процесс формирования профессиональной культуры студентов педвуза остается недостаточно эффективным. Это подтверждает правильность гипотезы о необходимости обоснования, разработки, моделирования и внедрения педагогической системы формирования ПК студентов педвуза.

2. Внедрение модели педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза показало её несомненную эффективность, что подтверждено качественными и количественными результатами. (На констатирующем этапе Кэ=17,4 балла, на этапе апробации и внедрения Кэ=26,6 балла).

3. Диагностические методики по определению уровня сформированности профессиональной культуры студентов, которые были использованы в процессе эксперимента, позволяют максимально точно определить тенденцию увеличения или уменьшения исследуемых качественных показателей личности, что в конечном итоге дает возможность определить уровень сформированности ПК студента.

4. Целью каждого этапа формирующего эксперимента явились определенные качественные и количественные изменения в характере внешней и внутренней деятельности, что соответствовало аналогичным изменениям в овладении студентами профессиональной культурой. Опытная проверка в процессе экспериментальной работы на основании разработанной системы показала, что на каждом этапе формирующего эксперимента прослеживается определённая тенденция к преобладанию более высокого уровня сформированности ПК у студентов экспериментальной группы, что доказывает эффективность предложенной педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза.

Заключение

.

Рассмотрение проблемы формирования профессиональной культуры студентов педвуза позволяет нам подвести итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать психолого-педагогические выводы, подтверждающие верность гипотезы нашего исследования.

Парадигма образования, ключевым принципом которой стал приоритет интересов личности, актуализировала проблему, требуя от молодого специалиста высокого уровня профессиональной культуры.

Проблема профессионализма учителя не нова, она существует с древнейших времен, являясь отражением одной из сторон многовековой культуры человечества. В памятниках философской и педагогической мысли мы находим многочисленные свидетельства интереса к формированию профессиональной культуры во всех её проявлениях.

Ученые сложили фундаментальную теоретическую базу, охарактеризовав профессиональную культуру, рассмотрев различные аспекты её проявления, способы изучения процессов эффективного овладения её основами.

Под профессиональной культурой учителя мы понимаем сложную, генетически и социально детерминированную систему, неотъемлемую от общечеловеческой культуры, интегративное личностное образование квалифицированного специалиста, характеризующееся наличием у него достаточного запаса педагогических, методических, специальных знаний и умений в совокупности с высокими личностно-нравственными качествами и опытом творческой деятельности.

Основные профессионально важные качества, присущие профессиональной культуре учителя, функционируют в сложном структурном целом, основанием которого является взаимосвязь общепедагогического, личностно-нравственного, творческого и предметно-профессионального компонентов. ww/^v ^^т^лглтг^лАШ лт^лт^^/ мы понимаем становления личности под влиянием внешних и еских условий, а также специально организованный го, целенаправленного и поэтапного развития 1ьности в контексте становления профессиональной ствии как с официальными педагогическими фикационными характеристиками, так и с гитов об идеале педагогического профессионализма, ретического и практического исследования дают ь, что успешное формирование профессиональной) жет быть достигнуто при реализации следующих 5W/ очение в образовательный процесс адекватных гйпрофессионально-педагогическое влияние на все цип интеграции в построении содержания образования, развитие адекватной мотивацииреализация >, индивидуально-личностного подхода к обучению: е в образовательном процессе учебно-педагогических исследовательского, творческого характера, профессиональной культуры студентов педвузов как ного образования возможно лишь в рамках выступающего как особый способ организации учебно-цесса, при котором усвоение учебных предметов зным средством ~ достижения — высокого уровня /ль туры будущего специалиста. Данный подход в ]сследования явился основополагающим. л изучения последних научных разработок мы формирования профессиональной культуры студентов ность взаимосвязанных компонентов, включающую: приоритетную цель, ориентирующую на достижение высокого уровня сформированности профессиональной культурыспециально отобранное содержание, включающее последовательную организацию теоретического, практического и творческого видов деятельностисоответствующие формы, методы, средства и контрольрезультат, отражающий эффективность достижения поставленной цели.

В исследовании разработана модель, которая является адекватным отражением представленной педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза. Предлагаемая нами модель педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза представляет собой целостный комплекс, основанный на согласовании ведущих компонентов системы:

— целевого, включающего разработку целевых установок, отражающих требования к студентам на каждом этапе формирования ПК в условиях личностно-ориентированного образования;

— содержательного, основанного на выявлении необходимого объема теоретических знаний, раскрывающих понятие «Профессиональная культура учителя», разработке практических заданий, направленных на формирование ПК;

— организационно-деятельностного, определяющего принципы, методы, формы, средства организации и управления учебно-воспитательного процесса в вузе;

— оценочно-результативного, основанного на конструировании диагностических процедур, замеряющих уровень — сформированной профессиональной культуры студентов на каждом этапе.

В модели выделены этапы: мотивационно-обучающий, формирующий и итоговый, каждый из которых нацелен на формирования предельного уровня сформированности профессиональной культуры у студентовна основании теории уровнего подхода разработаны уровни сформированности ПК (низкий, средний, достаточный, высокий, ттршсккй).

Эффективность экспериментальной модели педагогической системы определялась в соответствии с экспериментальной методикой и выявленными критериями. Разработанные диагностические методики позволили определить уровни сформированности ПК студентов как в целом, так и отдельных её компонентов.

Сопоставление результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента позволяет говорить об эффективности педагогической системы формирования профессиональной культуры студентов педвуза, которая существенно повысила уровень сформированности данного интегративного образования.

Анализ результатов, полученных на каждом этапе формирующего эксперимента, показал тенденцию преимущественного продвижения студентов экспериментальной группы к высокому уровню профессиональной культуры. Статистическая обработка данных подтвердила преимущества разработанной модели.

Изложенные в диссертации выводы не претендуют на окончательность. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многофакторную проблему формирования профессиональной культуры студентов, которая имеет перспективы развития.

В ходе проведенного исследования и осмысления его результатов наметились новые проблемы, решение которых представляется нам принципиально важным. «Среди них: дальнейшее теоретико-методологическое исследование профессиональной культуры на основе системно-синергетического подходаконкретизация и уточнение знаний, умений, навыков, профессионально-значимых личностных качествуниверсализация механизма овладения профессиональной культурой учителя и многие другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1983. -111с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Уч. пос. для студентов пед. институтов, слушателей ИПК, преп. пед. дисц. универ. и пед. инст. М., Просвещение, 1984. 207 с.
  3. В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998, № 3. С.75−82.
  4. А.Д. История фортепианного искусства. М., Музыка, 1987.
  5. Ш. А. Как живете, дети? М., 1977. — 175 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
  7. .Г. Избранные педагогические труды: в 2-х тт. М., Педагогика, 1980, 1 т.-230с., 2 т.-287с.
  8. .Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера. М., Изд. АПН СССР, 1956. С. 124.
  9. З.Арнольдов А. И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии. Культура, человек и картина мира. М., «Наука», 1987. -С. 13.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М., Высшая школа, 1980. -368с.
  11. Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки .Автореф. дисс. д-ра пед. наук АПН СССР, Ин-т общей педагогики. М., 1986.- 37с.
  12. Л.Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. М., Просвещение, 1984.-111с.
  13. Л.Г. Сущность профессионально-педагогического мастерства учителя музыки // Совершенствование подготовки учителей музыки на МПФ. Сб. науч.тр., Свердловск, 1991. С.3−10.
  14. .В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Избр. статьи о муз. просвещении и образовании. Л., «Музыка», 1973. -144с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977. -256с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М., Просвещение, 1982. -192с.
  17. А.В. Проблемы педагогической культуры. М., 1980.
  18. А.В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. Вып.1. О педагогической культуре преподавателя высшего военно-учебного заведения. М., Воен.изд., 1980. -208с.
  19. Н.Г., Кансузян Л. В., Немцов А. А. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования. 1995, № 4. -С.125−129.
  20. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Статьи и очерки. Л., «Музыка», 1974. 336 с.
  21. О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалиста в высшей школе: Авт.дисс. к.п.н. М., 1985. -24с.
  22. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М., «Искусство», 1994, Т.1−541 е., Т.2 508 с.
  23. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., «Правда», 1989. 607 с.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. Изд-во ВГУ, 1977. -304с.
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов // Учебно-методическое пособие. М., Высшая шк., 1989. -141с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.-192с.
  27. B.C. Диалог Культур и школа XXI века // Школа диалога культур. (Идеи. Опыт. Проблемы.), Кемерово, 1993.
  28. В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М., Политиздат, 1991. 413 с.
  29. B.C. Мышление как творчество. М., Просвещение, 1975. -399с.
  30. Бим И. Л. Еще раз о системном подходе и проблеме методов. Рус. яз в нац. шк. М., Просвещение, 1981, № 5.
  31. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука, 1973.-270с.
  32. П.П. Избранные педагогические произведения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695с.
  33. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. -176с.
  34. Богуславский М, Фишер М. Реформы Российского образования: Блеф или реальность? // Мир образования, 1996, № 4, С.21−23.
  35. А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 1983. — 271с.
  36. Н.И. Избранные педагогические сочинения. Вводная ст. проф. В. З. Смирнова. М., Изд. АПН РСФСР, 1953. -412с.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М., Высшая школа, 1991. -207с.
  38. А.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов пединститутов. Сверд., СГПИ, 1981, вып.338, С.3−10.
  39. С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., НМЦ СПО, 1999. -538с.
  40. Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки. Дисс к.п.н., Ростов на Дону, 1996.
  41. Н.Е., Иванова Т. В. О формировании культуры личности учителя труда // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации изменяющегося образования. Волгоград, 1992. С. 122−130.
  42. JI.C. Педагогическая психология .//Под ред. В. В. Давыдова. М., Педагогика, 1991, -480с.
  43. JI.C. Психология искусства. М., «Искуство», 1968. — 576с.
  44. Л.Г. Сущность новой парадигмы образования: Концептуальные основы. Саратов, 1995. -184с.
  45. Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. -155с.
  46. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 103с.
  47. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Изд-воМГУ, 1985.-45с.
  48. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.//Психологическая наука в СССР. Т.1., М., изд. АПН РСФСР, 1959.
  49. К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., Соцэкгиз, 1938. — 486с.
  50. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. T.l. М., Учпедгиз, 1940.-292с.
  51. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М., Знание, 1986. -336с.
  52. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско, 1986.
  53. .А. Основы общей дидактики. Учебное пособие для студентов педвузов. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -96с.
  54. Ф.Н. Книга об учителе. М., Просвещение, 1965. -260с.
  55. А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов. Дисс. к.п.н., Киев, 1990.
  56. Л.А. Потребности и интересы // Сов.пед., 1939, № 8−9, С. 129 143, 140.63 .Государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования. М., 1994. -34с.
  57. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996. — 112с.
  58. В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995,№ 6. С.39−47.
  59. Гуманистические тенденции в непрерывном образовании взрослых в России и США // Под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова. М., 1994. С.61−76.
  60. Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. — М., Интерпракс, 1994. С. 136.
  61. С.И. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога // Нар. проев., 1927, -№ 8.
  62. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Педагогика, 1986.
  63. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., Рус.яз., 1989. T.I. -699с.- Т.2. -779с.- Т.3.-555с.- Т.4. 683с.
  64. И.Х. Латино-Русский словарь. М., Русский язык, 1976. С. 205.
  65. А.Н. Зарубежная школа: история и современность. Учебное пособие // Рос. Открытый университет. М., Просвещение, 1992. — 190с.
  66. Д. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек». Соб. соч. М., ГИХЛ., 1947. Т. 10.
  67. В.М. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1979. 271с.
  68. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М., Совершенство, 1997. — 208с.
  69. Г. Очерки по истории античной педагогики. М., Изд. АПН РСФСР, 1963.-551с.
  70. Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущих учителей. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Волгоград, 2002. 42с.
  71. С. Т. Мелехин В.А. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991 г.
  72. К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // Пианисты рассказывают. Вып.1, М., «Музыка», 1990.
  73. Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Сов. педагогика, № 9, 1971.
  74. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.1., Знание, 1972. -72с.
  75. А.И. Система эвристических приемов решения задач. М., Изд-во РОУ, 1992.-С. 6−8.
  76. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород, 1993.-218с.
  77. И.Ф. Сущность и содержание профессионально-педагогической культуры // ППК: сущность, структура, формирование. Мат-лы Всер.конф. 13−15 сент. 1995 г. М., МОСУ, 1996. -129с.
  78. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. М.-Белгород, 1992. -100с.
  79. М.С. Искусство как феномен культуры.//Искусство в системе культуры. JL, Наука, 1987. -272с.
  80. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974. 328с.
  81. М.С. Системный подход и гуманитарные знания: Избр.ст. JL, Изд-воЛГУ, 1991.-383с.
  82. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс Грозный, 1976. -286с.
  83. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990. -144с.
  84. И. Сочинения. М., 1964. -503с.
  85. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Рига, Коммерческий центр Союза журналистов Латвии, 1990. С.91−172.
  86. Е.Ф., Ищенко В. А. Проведение внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Методическая разработка. Саратов, 1990. -25с.
  87. З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательных школ в педагогическом институте. Авт.дисс.к.п.н., М., 1970. -20с.
  88. ЮО.Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.-75с.
  89. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., Наука, 1997. 223с.
  90. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта) М., Знание, 1991. -77с.
  91. ЮЗ.Кларин М. В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика, 1994, № 5, С.11−17.
  92. JT. Проблемы теории обучения // пер. с нем. М., 1984.
  93. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие // Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994. 344с. Юб. Коменский А. Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М., 1955. — 651с.
  94. Коменский Я.А., Д. Локк, Ж-Ж Руссо, И. Г. Песталоцци: Педагогическое наследие // Под ред. Кларина В. М., Джуринского А. Н., М., Педагогика, 1987.-416с.
  95. Т. Город Солнца. М.-Л.: изд. АН СССР, 1954. С. 31−56.
  96. Л.В. Сборник педагогических задач: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., Просвещение, 1987. — 144с.
  97. Ю.Коул М., Скрубнер С. Культура и мышление. М., 1977. 111. Краевский В. В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, Перемена, 1994. -31с.
  98. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., Знание, 1977. 64с.
  99. В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., Прометей, 1991. — 109с.
  100. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М., Высш. шк., 1990. — 142с.
  101. P.O. Формирование системообразующих элементов педагогического мастерства будущего учителя музыки общеобразовательной школы. Дисс.к.п.н., Киев, 1991.
  102. Пб.Кузьмина Н. В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., ЛГУ, 1973. -106с.
  103. Н.В. Формирование педагогических способностей. Изд. ЛГУ, 1961.-98с.
  104. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., ЛГУ, 1967. -183с.
  105. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.-Рыбинск, 1993. -54с.
  106. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986, № 2.
  107. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., Педагогика, 1971.
  108. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М., Педагогика, 1981. -120с.
  109. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. Кн. для учителя. М., Просвещение, 1990.— 159с.
  110. В.Л. Искусство быть другим. М., Знание, 1981. 207с.
  111. К.М. Основы педагогической деонтологии. М., Наука, 1994.-192с.
  112. К.М. Личность педагога: становление и развитие. Сар., Изд. СГУ, 1990.-164с.
  113. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1975. -304с.
  114. А.Н. Психологический портрет лектора. М., Знание, 1976. -48с.
  115. А.Н. «Единицы» и уровни деятельности // Вестник МГУ, сер. «Психология», 1978, № 2.
  116. И.Я. Проблемное обучение М., Знание, 1974. 64с.
  117. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996, № 2. — С. 7−11.
  118. И.Я. Развивающее обучение: суждение дидакта.//Биология в шк., 1996, № 4.- С.24−27.
  119. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.-68с.
  120. Д.С. Земля родная. М., Просвещение, 1983. 256с.
  121. Д.С. Избр. работы в 3-х тт., Т.1, Л., Худ. лит., 1987. 653с.
  122. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., Прометей, 1996. -163с.
  123. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды // Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. -175с.
  124. Д. Мысли о воспитании. Пед. соч., Учпедгиз, 1939.
  125. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., Наука, 1980.-279с.
  126. А.Ф. Дерзание духа. М., Политиздат, 1988. 364с.
  127. Ю.М. Культура и взрыв. М., Прогресс, Гнозис, 1992. 270с.
  128. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. -125с.
  129. А.С. О воспитании // Сост. и авт. вступ. статьи В. С. Хелемендик. 2-е изд., перер. и доп. М., Политиздат, 1990. 415с.
  130. В .Я., Вяткин Л. Г., Паринова Г. К., Доблаев Л. П., Балаева В. И. О системе и принципах планирования самостоятельной работы студентов // Методические рекомендации. Саратов, 1989. 50с.
  131. А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1996. -308с. Нб. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1993. -192с. (Психологическая наука — школе).
  132. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения М., Просвещение, 1990.- 191с.
  133. А.Г. Мотивация и личность // Пер. с англ. СПб, «Евразия», 1999. -479с.
  134. Е.Н. История педагогики. М., Учпедгиз, 1947. 580с.
  135. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989, № 1. С. 15−23.
  136. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., «Дело», 1994.-216с.
  137. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексных исследований // Под ред. Е. Э. Смирновой. Л., 1984.
  138. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., «Высш. шк.», 1971. — 296с.
  139. А. Социодинамика культуры. М., Прогресс, 1973.- 406с.
  140. П. История педагогики, ч.1-Древность и Средние века. Изд. «Мир», 1917.
  141. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., Просвещение, 1986.-160с.
  142. В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Авт.дисс.д.п.н.//МГПИ им. Ленина. М., 1989. -32с.
  143. Е.В. Звуковой мир музыки. М., Музыка, 1988. -254с.
  144. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музгиз, 1961. -319с.
  145. И.Н. Основы музыкальной педагогики Екатеринбург, 1993. -320с.
  146. Н.Н. Моделирование и творчество. М., Знание, 1987. -90с.
  147. JI.C. Педагогическая система совершенствования процесса формирования будущих учителей в университете. Дисс. к.п.н., Харьков, 1991.
  148. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. 164.0бразование в поисках человеческих смыслов // Сб. под ред. Е. В. Бондаревской, Ростов на-Д., Изд-во РГПУ. 1995. 216с.
  149. Педагогика высшей школы //Ответственный редактор член-корр. АПН СССР Ю. К. Бабанский. Ростов н/Д., Изд-во Ростовского университета, 1972. -124с.
  150. Педагогика Марии Монтессори. Курс лекций, М., 1993.-Ч. 2.
  151. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педагогических колледжей // Под ред. И. П. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России. 1998. -640с.
  152. И.Г. Взгляды, опыт и средства, содействующие успеху природосообразующего метода воспитания // Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 2. М., 1981.-416с.
  153. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на-Дону, Изд-во «Феникс», 1996. 512с.
  154. . Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. М., Международная педагогическая академия, 1994. — 680с.
  155. Платон. Соч.: в 3-х тт. // Под ред. Лосева А. Ф. и Асмуса Е. Ф. Т. 3, ч. 2. М., Мысль, 1972.-678с.
  156. К.К. Структура и развитие личности //Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М., Наука, 1986. -254с.
  157. И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. -576с., Кн.2: Процесс воспитания. -256с.
  158. Д. Как решать задачу. М., 1959.
  159. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Пособие для учителя, Киев, 1988. -187с.
  160. В. А., Меркулов А. А. К вопросу об измерении профессиональной культуры молодого специалиста // Вестник Харьковского унив., 1985, № 271. С.44−49
  161. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Перер. концепция. СПб., 1984. -54с.
  162. Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., ГИХЛ, 1961. С.81−89.
  163. JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., Прометей, 1991. -139с.
  164. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкального педагогического образования: Авт. дисс. д.п.н.// МГЗПИ. М., 1991.
  165. Л.Е. Школа и воспитание детей в семье // Семья и школа. Л., 1940.-С.24−35.
  166. И.Э. Мини-беседы в классе специнструмента: Методические рекомендации. Саратов, 1996. -36с.
  167. Е.И. Развитие способностей исследователя. М., Наука, 1969. -С.24−56.
  168. Резерв успеха творчество // Под редакцией Г. Нойера, В. Калвейта, Х. Клейна, М., Педагогика, 1989. — С.117.
  169. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом // Пер. с англ. Общ. ред. и послесл. Ф. Е. Василюка. 2-е изд. М., Прогресс, 1993. 240с.
  170. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., ВЛАДОС, 1996. -529с.
  171. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Изд-во гр. «Прогресс»: Унив., 1994. 480с.
  172. С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд., М., Учпедгиз, 1946.- 704с.
  173. С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976. -416с.
  174. .Ж. Эмиль, или о воспитании. М., 1896. 651с.
  175. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994, № 5. С.16−21.
  176. В.П., Иванова Т. П., Волчкова А. П. Опыт системного анализа урока // Педагогика, № 3, 1996. С.35−39.
  177. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие. М., Прометей, 1993. -177с.
  178. В. А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к профессиональной деятельности. М., Прометей, 1991 .-141с.
  179. Современный философский словарь // Под общ. ред. В. Е. Кемерова. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. 608с.
  180. Современная дидактика: Теория — практике // Под ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994.
  181. А. Социология и музыкальная культура. М., Сов. комп., 1975. -202с.
  182. Н.В. Очерки из истории народной школы в Западной Европе. Возникновение народной школы. Строй Западно-Европейского образования в Средние века. М., Тв.тип. А. И. Мамонтова, 1896.- 454с.
  183. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., Рос. пед. агентство, 1997. — 176с.
  184. К.С. Работа актера над собой //Собр. Соч.: В 8-и тт. Т. З, СС. 253−254, 268−284, 412.
  185. Ю.Страхов И. В. Психология творчества (лекция для студентов пединститутов). Саратов, 1968. -78с.211 .Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. М., Новая школа, 1992. -302с.
  186. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., Просвещение, 1982. -205с.
  187. В.А. Сто советов учителю. Киев, Рад.шк., 1984. -254с.
  188. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития. М., Сов. педагогика. 1967, № 2.
  189. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста//Вестник высшей школы, 1986, № 3. — С.10−14.
  190. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., Изд-во МГУ, 1984.- 344с.
  191. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. М., Знание, 1983.-96с.
  192. Р.А. Музыка и культура: (Личностный подход). М., Знание, 1986. -62с.
  193. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред. В. В. Краевского, И. Я Лернера.М., Педагогика, 1983. 352с.
  194. .М. Избранные труды. Т.1., М., Педагогика, 1985. -329с.
  195. .М. Психология музыкальных способностей. М., Л., Изд. АПН РСФСР, 1947.
  196. Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки. Дисс.к.п.н., М., 1996.
  197. Д., Голоупова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М., 1994. 48с.
  198. Л.Н. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1989. -544с.
  199. К. Экология и управление природными ресурсами. М., «Мир», 1971.-463с.
  200. Унш И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  201. К.Д. Собрание соч. в 11 тт. Ред. A.M. Еголин. М.-Л., Изд. АПН РСФСР (Институт теории и истории педагогики), 1948−1952.
  202. К.Д. Избранные педагогические произведения. Предис. В. Я. Струминского. М., Просвещение, 1968. -557с.
  203. Учителю о педагогической технике //Под ред. Л. И. Рувинского. М., Педагогика. 1987. 160с.
  204. Философско-психологические предположения- Школы диалога культур // Под общей ред. В. С. Библера. М., РОССПЭН. 1998.
  205. Философский энциклопедический словарь. М., Сов.энцикл., 1983.
  206. И.Ф. Педагогика. М., ВШ, 1999.- 576с.
  207. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., NB Магистр, 1992. — 159с.
  208. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., Международная педагогическая академия. 1998.-С.266- http://web redline. ru/ andreykh/.
  209. Jl., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., Питер Пресс, 1997. 608с. — (Серия «Мастера психологии»).
  210. В.Д. Деятельность и способность (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»). М., Издательская корпорация «Логос», 1994. -287с.
  211. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика, 1979. 134с.
  212. В.Ф. Точка опоры. М., Педагогика, 1987. 158с.
  213. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., Педагогика, 1975,-200с.
  214. С.Т. Избранные педагогические сочинения.: В 2-х тт., М., Педагогика, 1980, Т.2. 412с.
  215. Шмидт Карл. История педагогики. Разд.6. О связях культуры и педагогики. СПб, 1864. 519с.
  216. М. Взаимоотношения учителя и учащихся в советской и буржуазной школах. Воронеж: Изд. ВГУ, 1981. -139с.243 .Щербаков А. И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя //Советская педагогика, 1971, № 9. С.82−89.
  217. А. И. Формирование личности учителя современной школы в системе высшего педагогического образования. Автореферат дисс. д.п.н. Л, 1968.
  218. Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М., Тривола, 1994. -168с. 246. Энциклопедия философских наук. Т. З, М., 1977. -803с.
  219. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Сентябрь, 1996. 96с.
  220. Т.С. Методические основы социально-психологического обучения будущих учителей. М., НИИОП АПН СССР, 1985. С.75−78.
  221. Crutchfield R.S. Conformity and creative thinking // Contemporary approaches to creative thinking / Gruber H.E., Terrel G., Wertheimer M. (Eds.) — N.Y.: Atherton Press, 1962. P. 120−140.
  222. Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. — Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
  223. Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. — Lawrence, KS: University of Kansas Press, 1958.252.0sborn A.F. Your creative power. -N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1948.
  224. Parnes S.J. Can creativity be increased? // A source book for creative thinking// Parnes S.J., Harding H.F. (Tds.) N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1962.-P.185−191.
  225. Patrick C. What is creative thinking? N.Y.: Philosophical Library, 1955.
  226. Reber A.S. The Perguin distionary of psychology. Harmondsworth, Middlesex: Penguin, 1985.
  227. Taylor I.A. The nature of the creative process //Creativity/Smith P. (Ed.) -N.Y.Hastings House, 1959.- P.51−82.
  228. Torrans E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing //The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.) Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.
  229. Torrans E.P. The Search for Satire and Creativity. Buffalo N.Y.: Creativity Education Foundation, 1979.
  230. Wallas G. The art of thought. N.Y.: Harcourt, Brace and Word, 1926.
  231. Гест по выявлению отношений студентов к профессиональной кульряуреучителя и её формированию.
  232. Что Вы понимаете под профессиональной культурой учителя?- процесс творческой деятельности, — профессионально-интегративное образование, — интегративно-личностное качество, — затрудняюсь ответить.
  233. По-Вашему, необходимо ли формировать профессиональную культуру учителя у студентов в стенах вуза?- необходимо, для того, чтобы.- нет, потому что.- затрудняюсь ответить.
  234. На Ваш взгляд, применение каких методов обучения способствует формированию профессиональной культуры учителя?- объяснительно-иллюстративные методы, — репродуктивные, — проблемно-поисковые, — система творческих заданий.
  235. Откуда Вы знаете о профессиональной культуре учителя?- изучали по педагогике, психологии, методике музыкального воспитания, — изучали по другим (каким?) дисциплинам, — другие источники информации, — не знаем.
  236. Оцените работу вуза по изучению профессиональной культуры учителя?- о профессиональной культуре говорят все преподаватели, — многие преподаватели используют в своей работе это понятие, — не изучают в вузе, — затрудняюсь ответить.
  237. Благодарим за участие в исследовании.1. Пряло: екхе 2
  238. Лххе:хл дляучителей и студентов-заочников.
  239. Что Вы понимаете под профессиональной культурой учителя?- процесс творческой деятельности, — профессионально-интегративное образование, — интегративно-личностное качество, — затрудняюсь ответить.
  240. Сформирована ли у Вас профессиональная культура?- да, — нет, — не совсем, — затрудняюсь ответить.
  241. Есть ли в Вашем коллективе учителя высокой профессиональной культуры?- да, — нет, — не знаю.
  242. Какая, на Ваш взгляд, методика проведения занятий в вузе способствует формированию профессиональной культуры учителя?- работа под руководством преподавателя, — проблемное обучение, — система творческих заданий.
  243. Какими показателями Вы оперируете, оценивая уровень профессиональной культуры?- осознанные знания и прочные навыки, — способность отойти от стереотипов, — умение находить нестандартные решения.
  244. Ваше мнение об информации о сущности и специфике профессиональной культуры учителя?- информация полная, исчерпывающая, понятная, — недостаточная, — нет никакой.
  245. Как и когда, на Ваш взгляд, целесообразно формировать профессиональную культуру?- в вузе, системно и целенаправленно, — в процессе самостоятельной практической деятельности, — на курсах повышения квалификации.
  246. Благодарим за участие в исследовании.1. Прилохзеняе 3
  247. Тест творческий потенциал".
  248. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен?- да, — нет, он и так достаточно хорош, — да, но только кое в чем.
  249. V* 2. Думаете ли Вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях мира?- да, в большинстве случаев, — нет, — да, в некоторых случаях.
  250. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы будете работать?- да,
  251. Чу да, при благоприятных обстоятельствах, — лишь, в некоторой степени.
  252. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить.- да, наверняка, — это маловероятно, — возможно.
  253. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание? t* Да, — часто думаете, что не сможете, — да, часто.
  254. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?- да, неизвестное Вас привлекает, — неизвестное Вас не интересует, — все зависит от характера этого дела.
  255. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?- да, — удовлетворитесь тем, чего успели добиться, — да, но только если это Вам нравится.
  256. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все?- да, — нет, Вы хотите научиться только самому основному, — нет, Вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
  257. Когда Вы терпите неудачу, то: — какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу, — махнете рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальна, — продолжаете делать свое дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы.
  258. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить все, что говорилось? ~- да, без труда, — всего вспомнить не сможете, — запоминаете только то, что Вас интересует.
  259. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то можете повторить его без ошибки, даже не зная его значения.- да, без затруднений, — да, если это слово легко запомнить, — повторите, но не совсем правильно.
  260. В свободное время Вы предпочитаете: — оставаться наедине, размышлять, — находиться в компании, — Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.
  261. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней: — независимо от того, где и с кем Вы находитесь, — Вы можете делать это только наедине, — только там, где не будет слишком шумно.
  262. От 42 до 6J баллов нормальный творческий потенциал, сможете творчески проявить себя, если пожелаете (3 балла)-41 и менее баллов — творческий потенциал, увы, невелик, Вы недооцениваете свои возможности, отсутствует вера в свои силы (1 балл).
Заполнить форму текущей работой