Математическое моделирование автоматизированного позиционного гидропривода целевых механизмов машин
Используя основные принципы и правила математического описания динамических подсистем с механическими связями, обоснованных работами В. А. Кудинова, А. С. Проникова, В. Э. Пуша и др., гидравлических силовых и управляющих подсистем, подтвержденных исследованиями О. Н. Трифонова, Д. Н. Попова и др., составлена математическая модель, представляющая систему нелинейных дифференциальных уравнений… Читать ещё >
Математическое моделирование автоматизированного позиционного гидропривода целевых механизмов машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
[Введите текст].
ВВЕДЕНИЕ.
1. СОЗДАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.
2. АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ.
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Развитие машиностроительной индустрии, определяется уровнем совершенствования автоматизированного технологического оборудования (АТО). Повышение требований к быстродействию и точности их функционирования обусловливают необходимость совершенствования действующих и создания новых позиционных систем. Применение позиционных гидроприводов, в силу известных преимуществ позволяет повысить эффективность таких систем. В позиционных гидросистемах программного регулирования, широкое применение нашли гидромеханические позиционеры — устройства организующие контур гидравлического управления. Они эффективно решают задачи оптимального управления выходного звена привода, используя гидравлические линии связи (ГЛС), позволяющие регулировать потоки жидкости на входе или выходе из гидродвигателя. В результате схемотехнического поиска разработана модульная гидромеханическая система, обладающая возможностью эффективного структурно-параметрического управления процессами позиционирования целевых механизмов машин. Структурная схема, показывающая взаимодействие ее силовой, гидравлической и механической подсистем, приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Структурная схема позиционного гидропривода с ГЛС: АЗП — автоматический задатчик перемещений; ЭВМ — электронно-вычислительный модуль; ДПК — датчик положения координаты; УГП — устройство грубого перемещения; УТП — устройство точного перемещения; УУ — устройство управления; ИЛИ — логический элемент «или»; ЭСУ — энергосиловая установка; ГД — гидродвигатель; ИУ — исполнительное устройство; ТУ — тормозное устройство; ОУ — объект управления Гидравлическую подсистему образуют: энергосиловая установка (ЭСУ), гидродвигатель (ГД) и тормозное устройство. ЭСУ формирует требуемые параметры потока рабочей жидкости p1, p2,Q1,Q2 и преобразует его энергию в движение выходного звена ГД с заданными скоростью ю1 и крутящим моментом МГМ.
Отработку требуемого алгоритма позиционного цикла обеспечивает блок контроля координаты (БКК). Его реализуют: датчик положения координаты (ДПК), кинематически связанный с гидродвигателем. Срабатывание ДПК и передача сигнала на устройство грубого перемещения (УГП) формирующего управляющие воздействие ру происходит в точке позиционирования, задаваемой автоматическим задатчиком перемещений АЗП.
Гидравлический сигнал на выходе УГП формируется за 0,001…0,003 с давлением для прямого управления гидромеханическим позиционером (ГМП) встроенным в гидравлическую силовую систему и управляющих основными потоком гидродвигателя. Передачу сигналов осуществляют управляющие гидролинии связи (УГЛС). ГМП образуют: устройство управления (УУ) преобразующее и направляющее управляющий сигнал к исполнительному устройству (ИУ) регулирующему противодавление на сливе ГМ.
Особенностью гидравлических связей ГМП, являются незначительные расходы управляющих потоков в УГЛС, что позволяет минимизировать объемы жидкости в контуре и повысить его быстродействие управляющего устройства (ГМП). Объединение нескольких исполнительных устройств в одно многофункциональное, так же повышает быстродействие и стабильность работы системы.
Возможности дальнейших исследований функционала предлагаемого схемотехнического решения ПГП, во многом зависят от качественного математического описания его гидромеханической системы.
Рисунок 2 — Расчетная схема динамической системы ПГП При этом существенно сокращается время последующих испытаний и улучшается качество рабочих процессов реальных ПГП, сокращая затраты времени и средств. Для этого был выполнен динамический анализ позиционного гидропривода в соответствии с ниже приведенной методикой.
Для этого, на основании структурной и принципиальной гидравлических схем, разработана расчетная гидрокинематическая схема динамической системы ПГП представленная на рисунке 2.
1. СОЗДАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.
Математическое описание динамических процессов протекающих в гидравлических системах осложняется особенностями поведением потока рабочей жидкости. Поэтому при формировании математической модели позиционной гидросистемы, были приняты следующие допущения в порядке их значимости:
Механическую подсистему ГМУП в упрощённых моделях описывает одномассовая динамическая система, а в полной модели — двухмассовая;
Утечки малы и могут быть ограничены коэффициентом утечки Ку [3];
Трубопроводы короткие, гладкие, жесткие, что позволяет не учитывать волновые явления;
Жесткость гидравлического силового контура Сг ниже жесткости механической подсистемы См;
Динамические процессы протекают в окрестности точки нагрузочной характеристики привода: QН=const, рн=рклтах= const;
Рабочая жидкость сжимаемая, капельная, в каналах присутствует нерастворённый воздух. Полагаем, что состояние среды описывается зависимостями, справедливыми для смесей с осреднёнными свойствами. Сосредоточенный объём сжимаемой жидкости <�Зсж для удобства расчётов считаем присоединенным к рабочей полости гидродвигателя;
Принимается, что сила вязкого трения в подвижных сопряжениях пропорциональна скорости, поскольку постоянная времени гидродинамического всплытия элемента больше времени переходного режима, то можно полагать, что сила трения пропорциональна скорости;
Совмещение рабочих окон вращающегося распределителя происходит мгновенно при релейном управлении и по экспоненциальному закону — при квазирелейном управлении;
Коэффициент расхода управляющего устройства ГУКа представлен аппроксимированной функциональной зависимостью от степени открытия золотника клапана µ=f (x) полученной экспериментально.
Используя основные принципы и правила математического описания динамических подсистем с механическими связями, обоснованных работами В. А. Кудинова, А. С. Проникова, В. Э. Пуша и др. [1], гидравлических силовых и управляющих подсистем, подтвержденных исследованиями О. Н. Трифонова, Д. Н. Попова и др. [3], составлена математическая модель, представляющая систему нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих поведение ее подсистем.
1. Уравнения движения двухмассовой механической подсистемы:
2. Гидравлическая силовая подсистема с дроссельным управлением описывается уравнениями баланса расходов характеризующими напорную и сливную линии:
Зависимость дросселирования расхода рабочей жидкости Q3 через окна золотников гидрораспределителей, от изменения их проходного сечения и перемещения золотника Хр при перепаде давлений Ар определяется с помощью выражения:
Преобразуя уравнения (7), (8) и выполнив подстановку значений расходов, получим уравнения характеризующие изменения давлений для напорной и сливной гидролиний:
3. Управляющая подсистема реализуется контуром гидравлического управления КГУ, описываемым подмоделями ВР, движением золотника ГУКа и управляющими гидролиниями.
а) Уравнение движения золотника распределителя Р4, управляющего ГУК:
б) Уравнение движения золотника гидроуправляемого клапана:
в) Уравнение управляющего давления распределителя Р4:
Математическая модель системы ПГП исследовалась с использованием программного пакета Matlab 2011a и её подсистемы модульного моделирования динамических процессов simulink. При решении, применяли прямой численный метод Рунге-Кутта и Эйлера с постоянным шагом интегрирования равным 0,1. При этом принятые начальные условия, параметры контура гидравлического управления (Таблица 1) и управляющие воздействия (хг), имели функциональную зависимость от координаты выходного звена (<�р).
2. АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ.
Реализация и решение системы дифференциальных уравнений описывающих динамическую систему позиционного гидропривода, в программе Matlab, выполнялось по следующему алгоритму:
1. Составление вычислительного блока для решения одномассовой матмодели позиционного гидропривода.
2.
Введение
в модель, подмодели гидравлического силового контура в составе которого участвуют гидрораспределители ВР, Р2 и Р3 с релейной схемой включения (учитывая реальное время срабатывания ^р=0,002. Д003с).
3.
Введение
в модель, подмодели гидравлического контура управления с гидролининиями связи — распределителя Р4, с квази-релейной схемой переключения.
4. Интеграцию в КГУ, модели гидравлического устройства управления — ГУКа, с аппроксимацией зависимости µ=f (x) соответствующей реальным гидродинамическим процессам, полученную с учетом динамических характеристик измерительных устройств.
5. Выбор метода решения системы дифференциальных уравнений математической модели и соответствующего размера шага.
При решении дифференциальной системы уравнений, для исполнительного элемента КГУ — гидроуправляемого клапана, вначале использовались релейный (рисунок За), квази-релейный (рисунок Зб) и на завершающей стадии — реальный законы (рисунок Зв) перемещения управляющего элемента (золотника).
Таблица 1 — Параметры устройств КГУ.
№ п/п. | Параметры. | Обозначе ние. | Размер-ность. | Диапазоны изменения. | |
Площадь проходного сечения распределителя. | Sp. | М2. | 0−0,785. | ||
Коэффициент расхода распределителя. | µз. | 0,8. | |||
Проводимость управляющего распределителя. | Кур | 1Д3−10−4. | |||
Жесткость пружины ГУКа. | Спр | Н/м. | |||
Предварительное натяжение пружины ГУКа. | Х0. | м. | 0,0095. | ||
Давление контура гидравлического управления. | Ру. | Па. | 1,6−6,3−106. | ||
Расход через ВР. | Qвр | М3/с. | 0,0015−0,0138. | ||
гидропривод математический модель уравнение.
Исходные данные, принятые для моделирования позиционного гидропривода приведены в таблице 2. Исследования проводились при различных диапазонах функционирования гидромеханической системы привода. Был определен базовый режим работы, характерный для большинства поворотно-делительных механизмов АТО.
В результате выполненной отладки и апробации вычислительных блоков программы, реализованной в подсистеме Simulink, получены осциллограммы зависимостей выходных параметров: ц, щ — механической подсистемы, а так же задающих воздействийхГУК и xP2, xP4 — перемещения управляющих элементов КГУ.
Конфигурация интерфейса составленной программы позволила работать в диалоговом режиме, варьируя исходные данные (приведенные в Таблице 2), осуществлять выбор структуры задачи и мониторинг выходных характеристик. В ходе математического эксперимента, проводилась оценка погрешностей и статистическая обработка полученных численных данных по известной методике.
После каждого математического эксперимента, его результаты автоматически образовывали массив данных, со следующими параметрами:
Движение одномассовой механической подсистемы, характеризует фазовый портрет координаты перемещения выходного звена (рис.3). Движение приведенных масс /, в момент завершения процесса позиционирования, сопряжено с колебаниями (0,37 c), которые благодаря включению гидромеханического тормозного устройства — гасятся, в области Дц.
Таблица 2 — Исходные данные для моделирования ПГП.
№№. | Параметры. | Обозна. | Размер; | Диапазоны. | Базовый. | |
п/п. | чение. | ность. | изменения. | режим. | ||
Скорость. | щi. | Рад./с. | 5−20. | |||
Обобщенная сила сухого трения гидродвигателя. | Мт01. | Н· м. | 1−8. | 4,5. | ||
Обобщенная сила гидро-механического тормоза. | Мтз (t). | Н· м. | 10−100. | |||
Основной конструктивный параметр гидродвигателя. | м3/рад. | 3*10−6-25*10−6. | 5,57*10−6. | |||
Коэффициент вязкого трения гидродвигателя. | Ктм. | Н· мс/рад. | 0,05−0,35. | 0,11. | ||
Приведенный коэффициент жесткости. | Cщ. | Н· м/рад. | 0−15 000. | |||
Перемещаемые ведущие массы. | J1. | кг м2. | 39*10−4-0,024. | 0,0034. | ||
Приведенный момент инерции. | Jп. | Н· м·с2. | 0,01−0,1. | 0,033. | ||
Давление насоса. | Рн. | Па. | 1,5*106−6,3*106. | 5,5*106. | ||
Давление в сливой гидролинии. | Рсл. | Па. | 0,5*106−1,5*106. | 0,5*106. | ||
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.
За точность позиционирования принимаем путь торможения вала гидромотора и планшайбы стола поворотно-делительного механизма с момента начала совмещения рабочих окон вращающегося распределителя ВР.
Рис. 4 — Результаты моделирования динамической системы ПГТ При дальнейшем перемещении втулки образуется проходное сечение и управляющий сигнал py2 на Р4. Последний, переключаясь, соединяет заклапанную полость ГУК со сливом, который закрывается, перекрывая слив гидромотора, что приводит к его останову. Точность позиционирования цпз определяли выражением цпз = цв ± Дц, где цвположительный выбег гидромотора, Дц — его рассеяние, обусловленное влиянием случайных факторов.
Таблица 3 — Результаты сравнения ПГП с различной структурой КГУ.
Устройство позиционер | Ру, МПа. | об/мин. | nоу, об/мин. | Мгм, Нм. | рад. | Афгм, рад. | Афоу, рад. | с. | Вт, с. | |
Гидрозамок. | ; | 11,6. | 0,345. | 0,052. | 0,004. | 0,055. | 0,07. | |||
МФУУ (регулятор потока). | 1,7. | 0,215. | 0,01. | 0,003. | 0,42. | 0,54. | ||||
0,108. | 0,029. | 0,002. | 0,46. | 0,41. | ||||||
ГУКП (клапан). | 12,5. | 0,102. | 0,023. | 0,0017. | 0,39. | 0,37. | ||||
6,3. | 0,103. | 0,02. | 0,0015. | 0,042. | 0,27. | |||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По результатам моделирования, при заданных режимах ip, ij, nгм, Мгм очевидна эффективность процесса позиционирования с применением ГУКП. В среднем, точность позиционирования повышается ~ на 40%, а быстродействие на 33%, по сравнению с конкурирующими решениями на основе МФУУ (Таблица 3), что подтверждает эффективность предлагаемого схемотехнического решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Кудинов В. А. Динамика станков. — М.: Машиностроение, 1967. — 359с.
2. Сидоренко В. С. Синтез быстродействующих позиционирующих гидромеханических устройств / СТИН — 2003, — № 8 с.16−20.
3. Попов Д. Н. Механика гидрои пневмоприводов: учеб. для вузов. — М.:Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 2001.-320с., ил.
4. Цуханова Е. А. Динамический синтез дроссельных управляющих устройств гидроприводов. М., «Наука», 1978.
5. Сидоренко В. С., Полешкин М. С. Многофункциональное гидромеханическое устройство позиционирования целевых механизмов станочных систем повышенного быстродействия и точности / Вестник ДГТУ. — 2009. -Т.9. — Спец. вып.
6. Иосифов В. П. Имитационный подход к проблеме определения динамических характеристик средств измерений / Инженерный Вестник Дона [Электронный ресурс]. — Ростов-на-Дону: Ростовское региональное отделение Российской Инженерной Академии — № 4, 2010. — Шифр Информрегистра: 421 100 096. -URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/308/ - 5 с.
7. Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных. — М.: Мир, 1980. — 602 с.