Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Математическое моделирование автоматизированного позиционного гидропривода целевых механизмов машин

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используя основные принципы и правила математического описания динамических подсистем с механическими связями, обоснованных работами В. А. Кудинова, А. С. Проникова, В. Э. Пуша и др., гидравлических силовых и управляющих подсистем, подтвержденных исследованиями О. Н. Трифонова, Д. Н. Попова и др., составлена математическая модель, представляющая систему нелинейных дифференциальных уравнений… Читать ещё >

Математическое моделирование автоматизированного позиционного гидропривода целевых механизмов машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[Введите текст].

ВВЕДЕНИЕ.

1. СОЗДАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.

2. АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ.

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Развитие машиностроительной индустрии, определяется уровнем совершенствования автоматизированного технологического оборудования (АТО). Повышение требований к быстродействию и точности их функционирования обусловливают необходимость совершенствования действующих и создания новых позиционных систем. Применение позиционных гидроприводов, в силу известных преимуществ позволяет повысить эффективность таких систем. В позиционных гидросистемах программного регулирования, широкое применение нашли гидромеханические позиционеры — устройства организующие контур гидравлического управления. Они эффективно решают задачи оптимального управления выходного звена привода, используя гидравлические линии связи (ГЛС), позволяющие регулировать потоки жидкости на входе или выходе из гидродвигателя. В результате схемотехнического поиска разработана модульная гидромеханическая система, обладающая возможностью эффективного структурно-параметрического управления процессами позиционирования целевых механизмов машин. Структурная схема, показывающая взаимодействие ее силовой, гидравлической и механической подсистем, приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Структурная схема позиционного гидропривода с ГЛС: АЗП — автоматический задатчик перемещений; ЭВМ — электронно-вычислительный модуль; ДПК — датчик положения координаты; УГП — устройство грубого перемещения; УТП — устройство точного перемещения; УУ — устройство управления; ИЛИ — логический элемент «или»; ЭСУ — энергосиловая установка; ГД — гидродвигатель; ИУ — исполнительное устройство; ТУ — тормозное устройство; ОУ — объект управления Гидравлическую подсистему образуют: энергосиловая установка (ЭСУ), гидродвигатель (ГД) и тормозное устройство. ЭСУ формирует требуемые параметры потока рабочей жидкости p1, p2,Q1,Q2 и преобразует его энергию в движение выходного звена ГД с заданными скоростью ю1 и крутящим моментом МГМ.

Отработку требуемого алгоритма позиционного цикла обеспечивает блок контроля координаты (БКК). Его реализуют: датчик положения координаты (ДПК), кинематически связанный с гидродвигателем. Срабатывание ДПК и передача сигнала на устройство грубого перемещения (УГП) формирующего управляющие воздействие ру происходит в точке позиционирования, задаваемой автоматическим задатчиком перемещений АЗП.

Гидравлический сигнал на выходе УГП формируется за 0,001…0,003 с давлением для прямого управления гидромеханическим позиционером (ГМП) встроенным в гидравлическую силовую систему и управляющих основными потоком гидродвигателя. Передачу сигналов осуществляют управляющие гидролинии связи (УГЛС). ГМП образуют: устройство управления (УУ) преобразующее и направляющее управляющий сигнал к исполнительному устройству (ИУ) регулирующему противодавление на сливе ГМ.

Особенностью гидравлических связей ГМП, являются незначительные расходы управляющих потоков в УГЛС, что позволяет минимизировать объемы жидкости в контуре и повысить его быстродействие управляющего устройства (ГМП). Объединение нескольких исполнительных устройств в одно многофункциональное, так же повышает быстродействие и стабильность работы системы.

Возможности дальнейших исследований функционала предлагаемого схемотехнического решения ПГП, во многом зависят от качественного математического описания его гидромеханической системы.

Рисунок 2 — Расчетная схема динамической системы ПГП При этом существенно сокращается время последующих испытаний и улучшается качество рабочих процессов реальных ПГП, сокращая затраты времени и средств. Для этого был выполнен динамический анализ позиционного гидропривода в соответствии с ниже приведенной методикой.

Для этого, на основании структурной и принципиальной гидравлических схем, разработана расчетная гидрокинематическая схема динамической системы ПГП представленная на рисунке 2.

1. СОЗДАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.

Математическое описание динамических процессов протекающих в гидравлических системах осложняется особенностями поведением потока рабочей жидкости. Поэтому при формировании математической модели позиционной гидросистемы, были приняты следующие допущения в порядке их значимости:

Механическую подсистему ГМУП в упрощённых моделях описывает одномассовая динамическая система, а в полной модели — двухмассовая;

Утечки малы и могут быть ограничены коэффициентом утечки Ку [3];

Трубопроводы короткие, гладкие, жесткие, что позволяет не учитывать волновые явления;

Жесткость гидравлического силового контура Сг ниже жесткости механической подсистемы См;

Динамические процессы протекают в окрестности точки нагрузочной характеристики привода: QН=const, рн=рклтах= const;

Рабочая жидкость сжимаемая, капельная, в каналах присутствует нерастворённый воздух. Полагаем, что состояние среды описывается зависимостями, справедливыми для смесей с осреднёнными свойствами. Сосредоточенный объём сжимаемой жидкости <�Зсж для удобства расчётов считаем присоединенным к рабочей полости гидродвигателя;

Принимается, что сила вязкого трения в подвижных сопряжениях пропорциональна скорости, поскольку постоянная времени гидродинамического всплытия элемента больше времени переходного режима, то можно полагать, что сила трения пропорциональна скорости;

Совмещение рабочих окон вращающегося распределителя происходит мгновенно при релейном управлении и по экспоненциальному закону — при квазирелейном управлении;

Коэффициент расхода управляющего устройства ГУКа представлен аппроксимированной функциональной зависимостью от степени открытия золотника клапана µ=f (x) полученной экспериментально.

Используя основные принципы и правила математического описания динамических подсистем с механическими связями, обоснованных работами В. А. Кудинова, А. С. Проникова, В. Э. Пуша и др. [1], гидравлических силовых и управляющих подсистем, подтвержденных исследованиями О. Н. Трифонова, Д. Н. Попова и др. [3], составлена математическая модель, представляющая систему нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих поведение ее подсистем.

1. Уравнения движения двухмассовой механической подсистемы:

2. Гидравлическая силовая подсистема с дроссельным управлением описывается уравнениями баланса расходов характеризующими напорную и сливную линии:

Зависимость дросселирования расхода рабочей жидкости Q3 через окна золотников гидрораспределителей, от изменения их проходного сечения и перемещения золотника Хр при перепаде давлений Ар определяется с помощью выражения:

Преобразуя уравнения (7), (8) и выполнив подстановку значений расходов, получим уравнения характеризующие изменения давлений для напорной и сливной гидролиний:

3. Управляющая подсистема реализуется контуром гидравлического управления КГУ, описываемым подмоделями ВР, движением золотника ГУКа и управляющими гидролиниями.

а) Уравнение движения золотника распределителя Р4, управляющего ГУК:

б) Уравнение движения золотника гидроуправляемого клапана:

в) Уравнение управляющего давления распределителя Р4:

Математическая модель системы ПГП исследовалась с использованием программного пакета Matlab 2011a и её подсистемы модульного моделирования динамических процессов simulink. При решении, применяли прямой численный метод Рунге-Кутта и Эйлера с постоянным шагом интегрирования равным 0,1. При этом принятые начальные условия, параметры контура гидравлического управления (Таблица 1) и управляющие воздействия (хг), имели функциональную зависимость от координаты выходного звена (<�р).

2. АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ.

Реализация и решение системы дифференциальных уравнений описывающих динамическую систему позиционного гидропривода, в программе Matlab, выполнялось по следующему алгоритму:

1. Составление вычислительного блока для решения одномассовой матмодели позиционного гидропривода.

2.

Введение

в модель, подмодели гидравлического силового контура в составе которого участвуют гидрораспределители ВР, Р2 и Р3 с релейной схемой включения (учитывая реальное время срабатывания ^р=0,002. Д003с).

3.

Введение

в модель, подмодели гидравлического контура управления с гидролининиями связи — распределителя Р4, с квази-релейной схемой переключения.

4. Интеграцию в КГУ, модели гидравлического устройства управления — ГУКа, с аппроксимацией зависимости µ=f (x) соответствующей реальным гидродинамическим процессам, полученную с учетом динамических характеристик измерительных устройств.

5. Выбор метода решения системы дифференциальных уравнений математической модели и соответствующего размера шага.

При решении дифференциальной системы уравнений, для исполнительного элемента КГУ — гидроуправляемого клапана, вначале использовались релейный (рисунок За), квази-релейный (рисунок Зб) и на завершающей стадии — реальный законы (рисунок Зв) перемещения управляющего элемента (золотника).

Таблица 1 — Параметры устройств КГУ.

№ п/п.

Параметры.

Обозначе ние.

Размер-ность.

Диапазоны изменения.

Площадь проходного сечения распределителя.

Sp.

М2.

0−0,785.

Коэффициент расхода распределителя.

µз.

0,8.

Проводимость управляющего распределителя.

Кур

1Д3−10−4.

Жесткость пружины ГУКа.

Спр

Н/м.

Предварительное натяжение пружины ГУКа.

Х0.

м.

0,0095.

Давление контура гидравлического управления.

Ру.

Па.

1,6−6,3−106.

Расход через ВР.

Qвр

М3/с.

0,0015−0,0138.

гидропривод математический модель уравнение.

Исходные данные, принятые для моделирования позиционного гидропривода приведены в таблице 2. Исследования проводились при различных диапазонах функционирования гидромеханической системы привода. Был определен базовый режим работы, характерный для большинства поворотно-делительных механизмов АТО.

В результате выполненной отладки и апробации вычислительных блоков программы, реализованной в подсистеме Simulink, получены осциллограммы зависимостей выходных параметров: ц, щ — механической подсистемы, а так же задающих воздействийхГУК и xP2, xP4 — перемещения управляющих элементов КГУ.

Конфигурация интерфейса составленной программы позволила работать в диалоговом режиме, варьируя исходные данные (приведенные в Таблице 2), осуществлять выбор структуры задачи и мониторинг выходных характеристик. В ходе математического эксперимента, проводилась оценка погрешностей и статистическая обработка полученных численных данных по известной методике.

После каждого математического эксперимента, его результаты автоматически образовывали массив данных, со следующими параметрами:

Движение одномассовой механической подсистемы, характеризует фазовый портрет координаты перемещения выходного звена (рис.3). Движение приведенных масс /, в момент завершения процесса позиционирования, сопряжено с колебаниями (0,37 c), которые благодаря включению гидромеханического тормозного устройства — гасятся, в области Дц.

Таблица 2 — Исходные данные для моделирования ПГП.

№№.

Параметры.

Обозна.

Размер;

Диапазоны.

Базовый.

п/п.

чение.

ность.

изменения.

режим.

Скорость.

щi.

Рад./с.

5−20.

Обобщенная сила сухого трения гидродвигателя.

Мт01.

Н· м.

1−8.

4,5.

Обобщенная сила гидро-механического тормоза.

Мтз (t).

Н· м.

10−100.

Основной конструктивный параметр гидродвигателя.

м3/рад.

3*10−6-25*10−6.

5,57*10−6.

Коэффициент вязкого трения гидродвигателя.

Ктм.

Н· мс/рад.

0,05−0,35.

0,11.

Приведенный коэффициент жесткости.

Cщ.

Н· м/рад.

0−15 000.

Перемещаемые ведущие массы.

J1.

кг м2.

39*10−4-0,024.

0,0034.

Приведенный момент инерции.

Jп.

Н· м·с2.

0,01−0,1.

0,033.

Давление насоса.

Рн.

Па.

1,5*106−6,3*106.

5,5*106.

Давление в сливой гидролинии.

Рсл.

Па.

0,5*106−1,5*106.

0,5*106.

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

За точность позиционирования принимаем путь торможения вала гидромотора и планшайбы стола поворотно-делительного механизма с момента начала совмещения рабочих окон вращающегося распределителя ВР.

Рис. 4 — Результаты моделирования динамической системы ПГТ При дальнейшем перемещении втулки образуется проходное сечение и управляющий сигнал py2 на Р4. Последний, переключаясь, соединяет заклапанную полость ГУК со сливом, который закрывается, перекрывая слив гидромотора, что приводит к его останову. Точность позиционирования цпз определяли выражением цпз = цв ± Дц, где цвположительный выбег гидромотора, Дц — его рассеяние, обусловленное влиянием случайных факторов.

Таблица 3 — Результаты сравнения ПГП с различной структурой КГУ.

Устройство позиционер

Ру, МПа.

об/мин.

nоу, об/мин.

Мгм, Нм.

рад.

Афгм, рад.

Афоу, рад.

с.

Вт, с.

Гидрозамок.

;

11,6.

0,345.

0,052.

0,004.

0,055.

0,07.

МФУУ (регулятор потока).

1,7.

0,215.

0,01.

0,003.

0,42.

0,54.

0,108.

0,029.

0,002.

0,46.

0,41.

ГУКП (клапан).

12,5.

0,102.

0,023.

0,0017.

0,39.

0,37.

6,3.

0,103.

0,02.

0,0015.

0,042.

0,27.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По результатам моделирования, при заданных режимах ip, ij, nгм, Мгм очевидна эффективность процесса позиционирования с применением ГУКП. В среднем, точность позиционирования повышается ~ на 40%, а быстродействие на 33%, по сравнению с конкурирующими решениями на основе МФУУ (Таблица 3), что подтверждает эффективность предлагаемого схемотехнического решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Кудинов В. А. Динамика станков. — М.: Машиностроение, 1967. — 359с.

2. Сидоренко В. С. Синтез быстродействующих позиционирующих гидромеханических устройств / СТИН — 2003, — № 8 с.16−20.

3. Попов Д. Н. Механика гидрои пневмоприводов: учеб. для вузов. — М.:Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 2001.-320с., ил.

4. Цуханова Е. А. Динамический синтез дроссельных управляющих устройств гидроприводов. М., «Наука», 1978.

5. Сидоренко В. С., Полешкин М. С. Многофункциональное гидромеханическое устройство позиционирования целевых механизмов станочных систем повышенного быстродействия и точности / Вестник ДГТУ. — 2009. -Т.9. — Спец. вып.

6. Иосифов В. П. Имитационный подход к проблеме определения динамических характеристик средств измерений / Инженерный Вестник Дона [Электронный ресурс]. — Ростов-на-Дону: Ростовское региональное отделение Российской Инженерной Академии — № 4, 2010. — Шифр Информрегистра: 421 100 096. -URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/308/ - 5 с.

7. Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных. — М.: Мир, 1980. — 602 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой