Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Династия Романовых и её вклад в развитие Российского государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий из пятерых сыновей императора Павла 1, великий князь Николай Павлович не мог рассчитывать на российский престол, и это наложило отпечаток на его воспитание и образование. Неожиданная смерть Александра 1 выявила всю сложность и двусмысленность сложившейся династической ситуации. Он умер 17 ноября 1825 года в Таганроге, и, когда спустя десять дней весть об этом достигла столицы, войска… Читать ещё >

Династия Романовых и её вклад в развитие Российского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Династия Романовых и её вклад в развитие Российского государства

ВВЕДЕНИЕ

монархия романов российский

«Как бы мы ни относились к тем или иным представителям правившей когда-то династии, мы должны помнить о том немалом вкладе, который внесли представители этой венценосной семьи в развитие Российского государства. Михаил Феодорович Романов взошел на царский престол после трагических испытаний, постигших наше Отечество, Церковь и народ. За три столетия правления династии Романовых Русь превратилась в могучую державу, простирающуюся от Балтики до Тихого океана.» Это слова Патриарха Кирилла, произнесенные на заседании Патриаршего совета по культуре 27 марта 2013 года. Не правда ли довольно яркий показатель ценности деяний? Спустя 400 лет после вступления на царство первого из представителей семьи Романовых и 97 лет, после свержения последнего, глава Русской Православной Церкви (которая, к слову сказать, сама пережила трагические для церкви годы) признает, что именно династия Романовых практически «создала» могучее государство, державу, империю, которая заставила: уважать себя на мировой арене, восхищаться вкладами в мировое искусство, изумляться многонациональности народа населяющего её и конечно, гордиться нам, гражданам этой державы, её победами и достижениями. А ведь о многих ли, после их смерти помнят с таким же почтением и признают их заслуги перед своими потомками? Отнюдь. К сожалению, больше негативного и «разоблачающего» узнает мир об очень многих правителях любых государств. И лишь единицы из тысяч удостаиваются доброй памяти собственного народа. Повезло ли России с династией Романовых? Безусловно. Но что это? Божий промысел? Нет, и не потому что я, человек пишущий эту курсовую работу не религиозен, а потому что и все прочие правители, и в совсем иных странах, в большинстве своем являлись «помазанниками божьими» и действовали в основном с поощрением церкви (мечети, синагоги, буддийского храма пагоды и т. д.). Фамильные черты характера? Так сказать гены деятельной натуры, передающиеся по наследству в доме Романовых? Нет, потому что, к сожалению, история рассказывает нам о том, что был и с детства болезненный и совершенно неспособный к управлению страной 16-ти летний Иоанн 5-й (Иван Алексеевич Романов). Позволивший тем самым царевне Софье «поуправлять» государством (казнить тысячи людей, потерять ещё десятки тысяч в двух неудачных крымских походах и заключившей с Китаем Нерчинский договор, по которому оба берега Амура, завоеванные и занятые казаками, были возвращены Китаю). Был и Петр 2-й, расстроивший всю систему управления, созданную его великим отцом и забросивший Российский флот. И так далее. Может быть заслугой является этот загадочный «русский характер», восхваленный во многих как художественных так и исследовательских произведениях наших и зарубежных авторов? Снова нет, поскольку, как мы знаем — та же Екатерина 2-я (несомненно, одна из величайших представительниц династии Романовых) по происхождению своему чистокровная немка Софья Фредерика Августа (или просто «Фике» как называли её родственники до того, как она была вызвана в Россию императрицей Елизаветой). Так в чем же секрет династии Романовых? Мне кажется, (хотя быть может я и ошибаюсь) что все дело в самом Российском престоле, в самой России, её размерах, богатстве, многообразии и некой загадочности. Я думаю, что правители, вступающие на престол (по крайней мере, достаточно умные и честолюбивые) невольно проникались этой скрытой мощью, этими неограниченными возможностями, неразвитым потенциалом, который имела Россия по сравнению с другими государствами. Ну и, конечно же, люди, российский народ (прежде всего, конечно дворянство). Не зря же ещё Конфуций утверждал «императора делает окружение» (или более известный нам вариант «короля играет свита»). Именно благодаря им, придворным, чиновникам, полководцам, ученым, а порой и просто мастеровым людям (пусть единицам, среди сотен окружавших их мздоимцев, карьеристов или всего лишь лентяев) удавались представителям династии Романовых многие свершения и деяния. Ещё раз повторю, в данном случае я ссылаюсь не на какие-то научные или исторические источники, а просто выражаю своё собственное, сложившееся у меня (возможно и ошибочное) мнение. Ну, а теперь перейдем к самой работе, которую я разбил на три части в соответствии с заданными вопросами.

1. ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (17-НАЧАЛО 18 ВЕКОВ) Начало 17 века совсем не зря получило в нашей истории название «Смутное время». Что за политическая неразбериха и обострение различных социальных противоречий царили тогда в нашей стране — трудно представить и провести какую-либо аналогию даже в наши «демократические» годы, а что уж говорить о тех временах, когда только явная и несгибаемая монархическая вертикаль власти могла поддерживать закон и порядок в государствах. А если ещё и учесть вспыхивающие на фоне этой политической неразберихи повсеместные народные восстания, одним из крупных, например, являлось восстание Ивана Болотникова, целью которого было уничтожение бояр и присвоения их имущества и земель, — то нетрудно себе представить весь хаос, творившийся тогда в России.

Как мы знаем, период Смуты начался в 1598 году, когда пресеклась династия Рюриковичей смертью сына Ивана Грозного Федора Иоанновича последнего Рюриковича. Уже в период правления первого выборного монарха Бориса Годунова начался страшный голод, сопровождавшийся борьбой за власть всех слоев иерархической лестницы, явлениями «самозванства» и народными восстаниями. А в это время Польско-Литовское государство и Швеция вовремя оценив беспомощность нашего государства — в связи с отсутствием сильной центральной власти, как таковой, — начали интервенцию в русские города и территории (Смоленск, украинские земли, Новгород) На российском троне тогда перебывали: самозванец Лжедмитрий 1-й, боярин Василий Шуйский, целая группа олигархов тех времен (так называемая «Семибоярщина»), которая фактически смотрела в рот польскому королю (Москва тогда вообще была фактически сдана польским отрядам) иначе как предательством это не назовешь, согласитесь. И только благодаря народному восстанию под руководством воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия, поддержанное Православной церковью в октябре 1612 года поляков изгнали из Москвы, а в феврале 1613 года (или по новому стилю 3 марта) был избран на российский престол 17-летний Михаил Фёдорович Романов.

Конечно, 17-ти летний юноша не прекратил в один миг царившую в стране смуту, но сами посудите: почти мальчик (побывавший между тем в свои годы в 4-х летней ссылке на Белоозере) получил разоренную страну, в которой проживало несколько миллионов человек, которая имела выход только к морям северного ледовитого океана и в которой кипели недюжинные политические страсти, да и его положение, как царя, долгое время было не определенным, потому что именно его юность давала надежде различным боярским группировкам править от его имени. Я думаю, что даже далеко не каждый умудренный жизненным опытом человек из нашего с Вами времени, смог бы справиться с такой практически безнадежной ситуацией и постараться извлечь из неё какие-то плюсы не только для себя, но и государства. Однако постепенно он стал как бы символом национального и государственного возрождения, вокруг него начали объединяться самые различные социальные слои. Польскому королю Владиславу не удалось организовать широкомасштабное вторжение в пределы нашей страны. Наверное, здесь сыграло серьезную роль вольное казачество, которое при Михаиле получило статус как бы одного из подразделений военно-служилого сословия России. А шведам же, несмотря на их успехи в Новгородской земле и на Карельском перешейке, очень не повезло под Псковом, Тихвином, в Заонежье и Южном Беломорье и потому они пошли на заключение так называемого «столбового» мира на 4 году правления Михаила. При всем при этом, воюя фактически на два фронта нужно учесть и катастрофическое финансовое положение страны, Михаил Фёдорович даже 7 раз вынужден был прибегать к чрезвычайным сборам денег через земские соборы, выборные которых в свою очередь требовали от него различных уступок и выполнения различных условий. Поэтому я считаю первые годы правления Михаила Фёдоровича Романова — фактически подвигом, которого никто не мог ожидать в то время от 17-ти летнего юноши. Конечно, серьезную помощь ему оказал его отец (патриарх Филарет), который был соправителем сына с 19-го года, обладал государственным умом и деятельной волей и Михаил с удовольствием порой уступал ему первенство в решении государственных вопросов. Именно патриарх Филарет фактически заставил «успокоиться» различные боярские группировки, именно он пытался упорядочить налоговую систему, для чего несколько раз проводилось составление писцовых книг, именно благодаря его усилиям на местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система и именно он помог сыну ограничить деятельность земских соборов совещательными функциями. Но! Но ведь отец Филарет был вызволен из польского плена только на 6 год правления Михаила Федоровича, а значит все самые тяжелые времена собственного правления, когда Россия была фактически ограблена, ослаблена и связана войной с двумя сильными государствами, а в его приближении велась нешуточная борьба за влияние над ним — Михаил был фактически один. И в данном случае России именно повезло, что 17-ти летний парень оказался достаточно умным, волевым, смелым и терпеливым для своего возраста. После смерти отца Михаил Федорович, к тому времени уже 37-летний мужчина с 20-ти летним «правительственным стажем» правил уже полностью самостоятельно, он создал себе довольно узкий круг доверенных лиц, в руки которых отдал руководство главными приказами (князь Черкасский, боярин Шереметев). Конечно, не все так радужно и удачно складывалось во время правления Михаила первого в России ещё при жизни отца. Готовясь к войне с Польшей, Россия пыталась заключить военный союз со Швецией. Одновременно создавались обученные и вооруженные на европейский манер полки нового строя. Однако Смоленская война 1632−1634 закончилась поражением русской армии, которой командовал боярин Шеин и потому военный союз со Швецией не состоялся, да ещё и обрушились волны набегов крымцев на южные и даже центральные части страны. Поэтому в июне 1634 был заключен так называемый «Поляновский мир»; прежняя граница (а она тогда проходила в районе Вязьмы) была объявлена «вечной», а король Владислав отказался от своих прав на русский престол. Но зато Михаил начал восстановление и строительство новых укрепленных линий (засечных черт), а при создании Белгородской и Закамской укрепленной линии было построено более 40 городов и южные границы России были существенно смещены на юг, благодаря чему в страну были включены огромные массивы черноземных земель, а русские землепроходцы во время его правления прошли через всю Западную и Восточную Сибирь и вышли к берегам Тихого океана. И хотя во многих исторических источниках Михаила представляют этаким слабеньким здоровьем, глубоко религиозным человеком, который только и делал, что шатался по монастырям и охотам, а государственной деятельностью занимался слабо ввиду слабости здоровья — я уверен, да и это все-таки видно по фактам, что слабый духом и умом, смелостью и волей человек просто не смог бы из фактически раздерганной страны снова собрать довольно сильное политическое государство, частично вернув отобранные Швецией и Польшей земли, а частично и добавив новые.

Его сын Алексей Михайлович, вступивший на Российский престол в 1645 году сумел усилить центральную власть и оформить крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединить с Россией Украину, возвратить Смоленск, Северскую земля и др. Его, как мне кажется, совершенно зря прозвали «тишайшим» ведь именно при нем были подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670−71, именно при нем произошел раскол русской церкви. Хотя конечно в самом начале его правления властью фактически распоряжался боярин Морозов, но он додумался привести к «соляному» бунту, подняв пошлины на соль, а затем сократив жалованье служилым людям. Именно после него земский собор утвердил уложение, которое было подготовлено комиссией князя Одоевского при участии самого Алексея Михайловича и являлось фактически сводом законов — оно включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Был увеличен поместный оклад служилых людей, введены дополнительные наделы оскудевшим помещикам. Крепостное состояние крестьян утверждалось наследственным, срок сыска беглых крестьян — бессрочным. То есть фактически крепостное право было законодательно оформлено, а насильное обращение крестьян в холопов было запрещено. Именно это уложение закрепило понятие государственного преступления, то есть измены, заговора и т. д. И уж одно то, что некоторые правовые нормы этого Уложения действовали аж до начала 19 века — говорит о многом. Я уже писал, что Алексей Михайлович сыграл значительную роль в формировании абсолютной монархии, во второй половине 17 века земские соборы больше не созывались, приказная система управления усилилась. Не обошлось здесь и без «тайного приказа» который создал сам Алексей Михайлович и который подчинялся только ему, благодаря этому тайному приказу Алексей Михайлович руководил другими центральными и местными учреждениями. Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный и Новоторговый Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Кроме того именно Алексей Михайлович стал приглашать на службу в Россию иностранных специалистов и создал полки «иноземного строя». Кроме того, я думаю, стоит особо отметить, что при Алексее Михайловиче возникла светская литература, поэзия, светская живопись, театры (хотя тогда это называлось «комедийные действа»). Он же инициировал церковную реформу, проводимую патриархом Никоном. Правда Никон потом решил перейти от власти церковной к светской и это само собой привело к конфликту с царем, закончившемуся низложением Никона. Не стоит забывать, что знаменитое восстание Степана Разина пришлось именно на правление Алексея Михайловича и он сам (!) участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах. И этого человека прозвали «тишайшим»!!! Невольно закралась мысль — нам бы такого «тишайшего» в наши печально известные 90-е годы — глядишь, и не было бы такого разгула бандитизма и утечки российской собственности из страны. Но это я так, отвлекся. Хочу отметить, что Алексей Михайлович был достаточно образован, кстати говоря, именно он первым из русских царей стал собственноручно подписывать документы, и сумел привить любовь к науке и своему старшему сыну Федору Алексеевичу Романову.

Федор Алексеевич вступил на Российский престол в 1676 году, он с детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Вначале страной пыталась руководить его мачеха, Нарышкина, (мать будущего Петра 1) которую устранили от дел родственники Федора, направив ее вместе с сыном в подмосковное село Преображенское. Здесь нужно ещё раз вернуться к пословице «короля играет его свита», она верна и наоборот, будучи человеком образованным Федор Алексеевич приближал к себе таких же образованных людей (Милославский, Долгоруков, Одоевской, Языков, Лихачев, Голицын). Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I. Главной реформой при Федоре Алексеевиче, по моему мнению, стало уничтожение правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Получивший основы светского образования, Федор был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля. А крупной внешнеполитической акцией Федора Алексеевича стала успешная русско-турецкая война 1676 -1681 годов, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 года, на юге страны была создана Изюмская засечная черта, которую потом соединили с Белгородской.

Ну время «двоецарствия» и правления Софьи Алексеевны я в этой работе пропущу, поскольку как я уже писал во введении к этой работе — ничего полезного для России Софьей сделано не было, скорее наоборот.

Итак, мы переходим к Великому ПЕТРУ ПЕРВОМУ — вот где я полностью согласен с полученным им историей титулом! Не просто Великий — Величайший! О Петре первом я могу писать много, очень много читал книг о нем и его деятельности (а также о Екатерине второй) и художественных и исторических исследований, — но будучи ограниченным размером этой курсовой работы, постараюсь унять свои «литературные порывы» и обойтись кратким изложением фактов. На Российский престол, будущий первый наш император вступил в 1682 во время «двоецарствия» но править фактически начал с 1689 года. Начну с того, что именно Петр 1 провел реформы государственного управления (создал Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинил государству, провел деление страны на губернии, построил новую столицу — Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Создал мануфактуры, металлургические, горные и другие заводы, верфи, пристани, каналы. И наконец — построил флот и создал регулярную армию. При этом лично возглавлял её в многочисленных военных походах. Открыл многие учебные заведения, Академию наук, принял гражданскую азбуку. Да он проводил свои реформы порой довольно жестоко, что влекло за собой восстания которые он также жестоко и беспощадно подавлял. Но я считаю, что на тот отрезок времени нашей истории — жесткость и бескомпромиссность на пути к достижению поставленных целей — была единственным путем, правильным я бы сказал путем. Именно Петр 1 создал могущественное абсолютистское государство и добился признания за Россией авторитета великой державы.

Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией. Да вначале в 1700 году Петр 1 потерпел поражение под Нарвой, но если у кого-то другого опустились бы руки, для него это стало всего лишь уроком, который он сумел выучить правильно — он понял, что причина поражения в отсталости русской армии, и принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков. Поход шведских войск во главе с королем Карлом 12-м на Польшу позволил русской армии одержать первые победы над противником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт-Петербург— новую столицу России. В 1709 после Полтавского сражения наступил перелом в войне, и царь смог больше внимания уделять внутриполитическим делам. В 1711 году, отправляясь в Прусский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий— центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую (заметьте!!!) аж до революции 1917 года. Вы представляете? Почти 200 лет! И если бы не революция мне думается, мог бы действовать ещё и до великой отечественной войны. А какое огромное значение для социальной сферы имела податная реформа. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721 году, после окончания Северной войны Россия впервые была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества». Петр I как я уже писал, всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. О светской жизни и культуре тоже стоит сказать отдельно, я уже писал, что именно при нем стали появляться светские учебные заведения, но была ещё и основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику, её авторитет очень вырос.

Итак, в конце 17 — начале 18 веков в России складывается абсолютная монархия. Реформы Петра 1 частично ликвидировали устаревшие феодальные институты. Дворянство стало привилегированным сословием. Оно активно включается и в политическую жизнь страны.

Большое значение для развития учений о политике и праве имела европеизация всех сфер жизни русского общества. Многие из мыслителей конца этого времени выступали за установление абсолютизма. Это были ближайшие сподвижники и ученики самого Петра. В их числе был и священнослужитель Феофан Прокопович, который сумел теоритески обосновать сущности реформ Петра 1. Касаясь власти монарха, Феофан говорил, что «государь ответствен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и народом.»

2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (СЕРЕДИНА 18-СЕРЕДИНА 19 ВЕКОВ) Я снова позволю себе опустить в этой курсовой работе правление некоторых представителей династии Романовых, таких как Петр 2, Анна Иоановна и Иоанна 6-го — лишь потому, что каких либо значимых изменений, вернее сказать достижений за время их короткого правления Российская империя не достигла, перейдем сразу к дочери Петра Елизавете. На престол она была возведена в 1741 году гвардией. Вообще хочу сразу сказать, что в 18 столетии ни одна европейская держава не могла похвастаться такими императрицами, как Елизавета, дочь Петра Великого, и Екатерина Великая. Обстоятельства восшествия на престол отразились на её царствовании. Она провозгласила курс на возврат к наследию Петра Великого, восстановила роль Сената и некоторых других центральных учреждений. Вместе с тем в конце был осуществлен ряд серьезных преобразований, например отменены внутренние таможни. Это привело к значительному оживлению торговых связей между различными регионами страны. Были основаны первые русские банки, осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны, получила развитие тяжелая промышленность. В 1754 была создана новая комиссия для составления Уложения, которая завершила свою работу к концу царствования Елизаветы. Однако процесс преобразований был прерван Семилетней войной Во внешней политике правительство Елизаветы Петровны придерживалось принципов Петра Великого. Но в военном отношении действия русской армии были успешны. Она одержала ряд серьезных побед, оккупировала Восточную Пруссию и даже «брала Берлин». Елизавета обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. Весьма интересной чертой ее правления явилась отмена смертной казни. В этой акции Елизавета Петровна оказалась одинока, но, проявив волю, первой во всей Европе встала на этот путь. С одной стороны, правление дочери Петра отмечено продолжением движения по основным направлениям политики ее отца, с другой стороны — она постаралась ввести Империю в русло неторопливого и размеренного развития. В целом царствование Елизаветы Петровны было временем политической стабильности, укрепления государственной власти и ее институтов, окончательного закрепления в русском обществе результатов петровских реформ.

Не долгое правление Петра 2 я также пропущу, а остановлюсь на втором моем кумире среди династии Романовых Екатерине 2 (как и Петр 1 прозванной Великой).

Екатерина 2 вступила на российский престол в 1762 году, как и Елизавета с помощью гвардии. Как я уже упоминал раньше О Екатерине, как и о Петре (да к слову и о деятельности Потёмкина) я тоже очень много читал и описывать могу бесконечно — потому снова привожу лишь голые факты. Во-первых Екатерина 2 провела реорганизацию Сената. Издала Учреждение для управления губернией, жалованную грамоту дворянству и городам. Ну особо стоит отметить (хотя мне кажется об этом знает каждый ребенок не только в России, но и на Украине) что при Екатерине 2 в результате русско-турецких войн Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым и Прикубанье (именно поэтому я буквально был счастлив когда на днях Крым вернулся к нашей стране, приятно, что дела великого человека оказались не напрасны и надо отдать должное Путину, только за возвращение Крыма России без единого выстрела, он навсегда останется в истории нашей страны достойным правителем). Приняла под российское подданство Восточную Грузию. В период правления Екатерины 2 осуществлены разделы Речи Посполитой. О её образовании тоже можно говорить часами, она переписывалась с такими учеными того времени как Вольтер и друге деятелями французского Просвещения, а сама написала многие беллетристические, драматургические, публицистические и научно-популярные сочинения. Хотя вроде изначально получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Отдельно хочу отметить, что Екатерина 2 была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова была пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. Как и Петр 1 Екатерина основала ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1775 был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, как и петровский табель о рангах эта реформа также сохранялась аж революции 1917 года (!). В 1785 Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ — созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В 1780-х годах. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797 была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I. Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную (и в определенной мере агрессивную) политику. При Екатерине 2 Россия значительно увеличивает свою территорию. В ее состав входят Курляндия и Литва, Западная Украина и Западная Белоруссия, Северное Причерноморье. Россия окончательно утверждается в ранге великой державы. Правление Екатерины связывают с понятием «просвещенного абсолютизма» (хотя разве не просвещенным был абсолютизм Петра Великого и его дочери Елизаветы?). Императрица проводит административно-территориальную реформу, перестраивает судебную систему. Для этого издаются «Учреждения для управления губерний» — по сути, главный акт екатерининской эпохи. В нем было усовершенствовано административно-территориальное деление государства. Введена стройная система органов управления на местах. Впервые в России была сделана попытка выделить судебные органы в отдельную ветвь государственной власти. Екатерина готова была пойти и дальше. Об этом свидетельствовал написанный ею под влиянием идей просветителей «Наказ». В нем вводилось понятие гражданских прав, предполагалось подчинение всех без исключения закону, учитывающему естественные права человека. Однако императрица опережала свое время. Высказанные ею идеи встретили яростное сопротивление дворянства. Вторая половина 18 века стала пиком развития крепостного права. Как писал Некрасов: «Потомок татар как коня выводил на рынок раба-славянина».

Однако главным для Екатерины было воспитание внука — будущего Александра I, правление её сына Павла 1 по вышеуказанным причинам я снова пропущу, а вот на правлении её внука я остановлюсь.

Если на протяжении всего 18 века. Россия усваивала у Западной Европы уроки технологии, формы развития промышленности и государственной власти, систему образования, то в первой половине 19 века она начинает играть ключевую роль на европейской авансцене.

В 1801 г. на российский трон всходит гуманный молодой человек, усвоивший передовые идеи эпохи Просвещения. Он заменил коллегии на министерства, что способствовало дальнейшей централизации бюрократического аппарата и усилению контроля за ним со стороны монарха. В 1810 г. создаел Государственный совет — законосовещательный орган из лиц, назначаемых царем пожизненно. Принял новый цензурный устав, расширил черты еврейской оседлости, право собственности на землю даровал всем свободным сословиям. Реформу школьного образования завершил созданием довольно стройной системы образовательных учреждений разного уровня. Однако главным качеством Александра 1 был талант дипломата. Подписанный им в 1807 году мир с Наполеоном в Тильзите не идет ни в какое сравнение с Парижским миром по итогам Крымской войны, хотя русские полководцы не выиграли ни одного сражения. Главная его заслуга — освобождение Европы от Наполеона в 1814 году, но и как его бабушка он сумел весьма существенно прирастить территории империи — Финляндия, Польша, Молдавия, Аляска.

Третий из пятерых сыновей императора Павла 1, великий князь Николай Павлович не мог рассчитывать на российский престол, и это наложило отпечаток на его воспитание и образование. Неожиданная смерть Александра 1 выявила всю сложность и двусмысленность сложившейся династической ситуации. Он умер 17 ноября 1825 года в Таганроге, и, когда спустя десять дней весть об этом достигла столицы, войска и население были немедленно приведены к присяге императору Константину I. Не имея никакой поддержки, Николай готов был смириться с воцарением старшего брата, однако Константин не желал признавать себя императором. Николаю пришлось обнаружить недюжинные политические способности, лавируя между недоброжелательно настроенной к нему столичной верхушкой и братом, ведущим себя крайне уклончиво. Получение известия о существовании в армии разветвленного военного заговора заставило его взять инициативу в свои руки и решиться объявить себя императором на основании документов, подписанных Александром в 1823 году. В день присяги Николая 14 декабря произошло печально известное нам ещё со времен школьной истории восстание декабристов, фактически это был вооруженный мятеж части гвардии под лозунгом незаконности переприсяги. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание, проявив решительность и беспощадность, свойственные ему в минуту опасности. Восставшие были расстреляны из пушек, и порядок в столице восстановлен. Жестоко? Возможно. Но знаете, я вот думаю, а если бы Янукович на Украине проявил жесткость в своих действиях, возможно не было бы государственного переворота 22-го февраля 2014 года и история украинского государства пошла бы по другому пути. К чему приведет этот путь (после вооруженного переворота нам ещё предстоит увидеть — но как мне думается уже сейчас последствия для Украины будут очень печальны. Вот и думай после этого осуждать ли наших бывших правителей за некую жесткость во время своего правления или напротив благодарить? Но это я опять отвлекся — вернемся к Николаю. Позднее, в начале января 1826 на юге России он так же беспощадно подавил восстание Черниговского полка. Россия присягнула Николаю I. Члены тайных обществ были арестованы и преданы суду, пятеро из которых казнены. Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях, таких, как подавление Польского восстания 1830−1831 или отправка в 1848 войск за границу — в Венгрию для разгрома национально-освободительного движения против австрийского господства. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи — отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию.

Введение

военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно под руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества.

Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853−56 годов продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 стала для него роковой. Образ Николая I многие в истории преподают этаким солдафоном, немного даже тупым, но я не согласен с этим, просто человек был вынужден жить и действовать в условиях сложившихся обстоятельств и ситуации в стране.

3. РОССИЯ ПРИ ПОСЛЕДНИХ РОМАНОВЫХ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (1853−1917 ГОДОВ) Александр 2, российский император с 1855 года, вошел в нашу историю как Освободитель. Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие. Вступив на престол он получил как я писал выше плохое наследство. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856. С воцарением Александра наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. Он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания, приостановил на 3 года рекрутские наборы, ликвидировал военные поселения. При его поддержке были приняты Земское положение и Городовое положение, Судебные уставы, военные реформы 1860−70-х годов, реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний. Александр 2 не в силах был противостоять традиционной имперской политике. Решительные победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Он уступил требованиям продвижения в Среднюю Азию в 1865−81 годах в состав Империи вошла большая часть Туркестана. После долгого сопротивления он решился на войну с Турцией 1877−78 года. После подавления Польского восстания и покушения на его жизнь Александр 2 пошел на уступки охранительному курсу, выразившиеся в назначении на высшие государственные посты Д. А. Толстого, Ф. Ф. Трепова, П. А. Шувалова. Реформы продолжались, но вяло и непоследовательно, почти все деятели реформ за редким исключением (например военного министра Д. А. Милютина, считавшего, что «только последовательные реформы могут остановить в России революционное движение»), получили отставку. В конце своего царствования Александр склонился к введению в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете.

Александр 3 российский император с 1881 года, он как и Николай не был по рождению наследником престола и готовился главным образом к военной деятельности. Черты характера и образ жизни заметно выделяли Александра Александровича из придворной среды. Александр 3 держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др. Отличаясь сильной волей, Александр 3 в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом военного. В реформах своего отца, он видел прежде всего негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции.) Политический идеал Александра 3 опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии. Начало его правления характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего «Народную волю». В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.). Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр 3 заменил Игнатьева Д. А. Толстым — убежденным сторонником реакционно-охранительной политики. При поддержке Александра 3 Толстой и его преемник И. Н. Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные преобразования 1860−70-х годов. Университетский устав 1884 урезал автономию высшей школы. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших сословий («циркуляр о кухаркиных детях», 1887). Крестьянское самоуправление с 1889 было подчинено земским начальникам — чиновникам из местных помещиков, соединявших в своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения (1890 и 1892) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев общества. Во время коронации в 1883 Александр 3 объявил волостным старшинам: «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства». Отражением этой установки стали меры по охране сословных прав дворян-помещиков (учреждение Дворянского поземельного банка, принятие выгодного для помещиков Положения о найме на сельскохозяйственные работы), усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины и большой патриархальной семьи. Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви (распространение церковно-приходских школ), ужесточались репрессии против старообрядцев и сектантов. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев). Внешняя политика России при Александре 3 в основном направлялась самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией (заключен в 1891−93). В 1880−90-е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли «миротворцем». Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра 3 характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов возросли доходы государственного казначейства. Александр 3 вовсю поощрял рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов. Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891−92).

И наконец последний царствующий из династии Романовых — человек с трагической судьбой Николай 2-й… Последний российский император его царствование, совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае 2 Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904;05, что явилось одной из причин Революции 1905;1907, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. Он был очень образованным ещё с 7 летнего возраста он начал учиться. Учебная программа включала восьмилетний общеобразовательный курс и пятилетний курс высших наук. В основе лежала измененная программа классической гимназии; вместо латинского и греческого языков изучалась минералогия, ботаника, зоология, анатомия и физиология. Курсы истории, русской литературы и иностранных языков были расширены. Цикл высшего образования включал политическую экономию, право и военное дело (военное правоведение, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). В 26 лет он принял корону и практически сразу 18 мая 1896 во время коронационных торжеств произошли трагические события на Ходынском поле. Его правление пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации. В период царствования Николая Россия превращалась в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Николай поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости. Господи сколько полезного сделал он для нашей страны!!! И вот она благодарность его современников. Впервые в отечественной истории император стал править при наличии выборного от населения представительного органа. Россия постепенно начала преобразовываться в конституционную монархию. Да конечно император по-прежнему обладал огромными властными функциями: он имел право издавать законы (в форме указов); назначать премьер-министра и министров, подотчетных лишь ему; определять курс внешней политики; был главой армии, суда и земным покровителем Русской Православной Церкви, но начало было им положено! Ни что не делается в один миг. Я считаю это ужасной и трагической ошибкой моей страны. Человека, который позволил раскрыться новому витку преобразования нашего общества — нужно было беречь, а не свергать. Он обладал цепкой памятью, острой наблюдательностью, был скромным, приветливым и чутким человеком. Да конечно, как и любой нормальный человек (ведь став правителем человек не перестает быть обычным человеком) он больше всего дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и особенно благополучием своей семьи. Но и благополучием своей страны, народа населяющего её он был обеспокоен не меньше. Переломным рубежом в судьбе Николая стал 1914 год — начало Первой мировой войны. Он не хотел этой войны и до самого последнего момента пытался избежать кровавого столкновения. Однако 19 июля 1914 Германия объявила войну России. В августе 1915, в период военных неудач, Николай принял на себя военное командование. Теперь царь бывал в столице лишь изредка, большую же часть времени проводил в ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве. Война обострила внутренние проблемы страны. На царя и его окружение стали возлагать главную ответственность за военные неудачи и затянувшуюся военную кампанию. Распространились утверждения, что в правительстве «гнездится измена». В начале 1917 высшее военное командование во главе с царем (совместно с союзниками — Англией и Францией) подготовило план генерального наступления, согласно которому намечалось окончить войну к лету 1917. Но ему просто не дали закончить эту войну… В конце февраля 1917 в Петрограде начались волнения, которые, не встречая серьезного противодействия со стороны властей, через несколько дней переросли в массовые выступления против правительства и династии. Первоначально царь намеревался силой навести порядок в Петрограде, но когда выяснился масштаб беспорядков, отказался от этой мысли, опасаясь большого кровопролития. (Не видите некую аналогию с современными событиями?)

Некоторые высокопоставленные военные чины, члены императорской свиты и политические деятели убеждали царя в том, что для умиротворения страны требуется перемена правления, необходимо отречение его от трона. 2 марта 1917 в Пскове, в салон-вагоне императорского поезда, после мучительных раздумий Николай подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который не принял корону.

9 марта Николай и царская семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 их переправили в Тобольск. В апреле 1918 большевики перевели Романовых в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 в центре Екатеринбурга, в подвале дома Ипатьева, где узники находились в заточении, Николай, царица, пятеро их детей и несколько приближенных (всего 11 человек) были без суда и следствия расстреляны…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот такое печальное завершение правления династии Романовых, династии, чья история неразрывно связана с историей нашего Отечества и его народов. Нужно признать, что эта династия принесла огромный вклад в становление Российского государства, огромный вклад:

· в преодоление смуты в России и восстановление российской государственности;

· в укрепление Державности, национальной безопасности, территориальной целостности государства;

· в экономическое развитие страны, преумножение ее ресурсов, укрепление национальной валюты, развитие промышленности, сельского хозяйства;

· в укрепление, развитие армии и флота как стратегических ресурсов национальной безопасности Державы;

· в содействие социально-политической сплоченности русского народа и многочисленных народов и народностей России;

· в укрепление Русской Православной Церкви и других традиционных религий России;

· в сохранение, развитие русской культуры и культуры народов, народностей России, их культурно-духовных традиций;

· в развитие науки, системы образования, создание сети университетов и других образовательных учреждений по всей стране.

· в развитие благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

· в укрепление традиций семьи, сохранение преемственности поколений, почитание и уважение предков;

· в международную политику, направленную на сохранение мира, предотвращение вызовов глобализма, оказание помощи государствам, народы которых нуждались в социально-политической, военной, экономической, культурно-духовной поддержке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой