Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Япония и японцы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Японская модель культуры интересна в том отношении, что в ней присутствуют одновременно как традиционное для Востока психологическое принятие существующего порядка Вселенной, так и типично западный активизм, самое активное «деяние». В сфере искусства, например, это наглядно проявляющееся сосуществование прочной власти традиции, сугубо национальных форм выражения, верности духу созерцательности… Читать ещё >

Япония и японцы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Япония… Это чтото далекое, малопонятное, загадочное, романтическое… Бондарь А. И. Все о Японии / А. И. Бондарь. — Харьков: Фолио., 2007. — С 6

Япония — страна восходящего солнца, расположена на краю Восточной Азии на четырех больших (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку) и на множестве мелких гористых островов. Японский архипелаг протянулся изогнутой цепочкой с севера на юг на 3400 км вдоль восточного побережья огромного Евразийского континента. Географическое положение Японских островов к востоку от материка и определило название страны — «Страны восходящего солнца». Японию омывают воды Тихого океана на востоке, Японского моря на западе, Охотского моря на севере, Филиппинского моря на юге и Восточно-Китайского моря на юго-западе.

Территория Японии не очень уютное место, там часто извергаются вулканы, происходят землетрясения, горные обвалы, цунами, тайфуны и наводнения. Но сами японцы считают свою землю благодатной и гордятся ею.

Страна восходящего солнца для многих остается загадкой, не многие знают о происхождении, быте, жизни данного народа, поэтому уже в советское время многие ученные посетили Японию и узнали много интересного о японцах в целом. К числу таких ученых относится С. А. Арутюнов и две его работы, отражающие повседневную жизнь жителей Японии.

Авторами брошюры «Япония: народ и культура» являются С. А. Арутюнов и Р. Ш. Джарилгасинова. В ней говорится о древних жителях Японии, об особенности японской народной архитектуры, одежды, пищи. Также в работе можно познакомиться с религиозными воззрениями японцев. Авторы рассказывают о японской семье, о новогодних обычаях и обрядах японцев. В основе работы, помимо литературных источников, — личные впечатления, наблюдения авторов, результаты их этнографической работы в Японии в разные годы в течение более чем тридцатилетнего периода.

Книга С. А. Арутюнова «Современный быт японцев» представляет первое в советской этнографической науке всестороннее глубокое исследование быта современных японцев. При описании быта автор уделяет большое внимание анализу изменений в различных сторонах жизни японцев, происходящих в результате взаимодействия и взаимопроникновения традиционной японской и западной культур. Книга написана очень живо, что делает ее доступной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

К числу современных ученных изучивших Японию и отразивших свои результаты в книги, относится А. Бондарь и его работа «Все о Японии». Его книга посвящена древней и современной Японии, ее истории, нравам, обычаям и достопримечательностям.

Тема о происхождении японцев и дальнейшее рассмотрение их жизни, быта и культуры актуальна в современном мире. Каждый человек стремиться узнать как можно больше о других странах и о народах, поэтому приступая к изучению быта и культуры японцев, нужно сначала понять, как произошли японцы.

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза. Современных японцев, вместе с другими жителями азиатского тихоокеанского побережья, классифицируют как монголоидную расу.

Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоской этно-общественной группы в 6−7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» — это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства — Япония, в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Ризные культурные сообщества японских островов, включая Айнов и Рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

По признакам у японок гладкая и светлая кожа (причем ухоженная, поскольку, японки следят за своей внешностью намного тщательнее), вытянутые личики, длинные носики, широкие глаза (ну не настолько широкие, как в аниме), но сами себя узкоглазыми они не считают, а вот ноги у японок кривоваты и коротки (относительно пропорций тела), сильнее выделяются икроножные мышцы.

Долгое время считалось, что предположительно предки японцев, так называемые протояпонские («пуёские») племена, в 1 тысячелетии до н. э. (а по некоторым сведениям и ранее) отдельными племенами переселялись на Японский архипелаг с Корейского полуострова.

Многие особенности культуры и даже этапы истории японцев связаны с географическим положением страны.

Глава I. Быт японцев

Хозяйство Японии

Традиционными отраслями хозяйства являются пашенное и поливное рисосеяние. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство и рыболовство. В настоящее время Япония — высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др., — и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых производящих, технологичных экономик мира.

Японцы уже в средние век добились выдающихся успехов в селекции разных сортов и пород домашних животных и растений.

Современная же Япония является индустриально-аграрной страной, где высокоразвитая тяжелая и легкая промышленность сочетается с развитым высокотоварным сельским хозяйством.

Основной отраслью сельского хозяйства в Японии является земледелие. Главной культурой является рис. Сбор урожая старых сортов происходит в основном в октябре — ноябре, после чего поля перепахивают под озимые культуры.

Следующее место после риса по значению в питании населения занимают овощи и бобовые культуры.

Характерная черта японского сельского хозяйства — крайне малое количество скота. Основным рабочим скотом являются коровы. Местная корова дает так мало молока, что его едва хватает для вскармливания теленка. Во многих крестьянских хозяйствах разводят свиней, а также домашнюю птицу.

Исключительно важную роль в экономике играют рыболовный и морской промыслы. В Японии различаются три основных вида рыболовства: речное, прибрежное и глубоководное. Довольно важное место в морском промысле занимает сбор съедобных водорослей, который производится примитивными орудиями — баграми с маленьких лодок. Одним из наиболее своеобразных и хорошо известных морских промыслов является добыча жемчуга.

Многие исследователи полагают, что один из истоков необыкновенных истоков японцев в самых современных отраслях науки и техники неразрывно связан с древними земледельческими, в первую очередь с рисоводческими традициями.

Японское земледелие отличается чрезвычайной интенсивностью. Широко используется традиционная восточноазиатская грядковая система обработки земли. Даже рисовую рассаду сначала выращивают на грядках, а затем ранним летом, после того как поле под рис подготовлено, залито водой, пересаживают рассаду на поля. Эта операция очень тяжелая, так как она проводится в такое время года (конец мая — начало июня), когда вода, запущенная на поля, еще не прогрелась и стоит холодная. От женщин, которые, стоя по колено в воде, пересаживают рассаду, требуется особенная тщательность, даже ювелирность: каждый росток должен быть посажен на определенном расстоянии от другого, при этом должна быть точно соблюдена линия каждого ряда.

В крестьянском быту сохраняется и по-прежнему широко используется особая одежда, которую женщины надевают для работы в поле и во время посадки риса. Сбор урожая риса приходится в Японии на октябрь — ноябрь, после чего некоторые поля перепахивают под озимые культуры.

Японские крестьяне выращивают в большом количестве овощи и бобовые культуры. По склонам холмов поднимаются чайные кусты.

Шелководство, издавна бывшее важным подсобным занятием японских крестьян, занимает и сегодня существенное место.

К числу древнейших отраслей традиционной и современной хозяйственной деятельности японцев относится рыболовный и морской промысел.

Постройки Японии

Япония — очень гористая страна, но склоны покрыты деревьями. Это означает, что дома строили из дерева — кедра и другой прочной древесины, не требующей покраски.

Населенные пункты Японии делятся на следующие четыре группы: крупнейшие города общенационального значения, крупные местные (обычно, префектуральные) центры, средние и мелкие города и местечки, сельские поселения.

Формальное деление городских поселений в Японии производится по количеству населения.

Традиционное японское жилище прошло длительный путь развития. К XIV — XVIII вв. сформировались его основные особенности.

Из всех областей быта и материальной культуры наибольшее взаимопроникновение черт западного и японского происхождения наблюдается, пожалуй, в зодчестве, в частности в японском жилище.

За последние годы облик японских городов и отдельных домов сильно изменился В Японии в средние века сложилась конструкция традиционного японского дома. Это был деревянный каркас с тремя подвижными и одной подвижной стеной. Они не являлись опорой и могли свободно сниматься. В теплое время года в качестве стен использовали решетчатые конструкции, оклеенные полупрозрачной бумагой; в холодные же сезоны — деревянные панели. Так как влажность в Японии очень велика, дома приподнимались над землей примерно на 60 см. Дом стоял на опорных столбах с каменными основаниями. Каркас здания был легок и гибок, что уменьшало разрушительную силу при землетрясениях. Все детали тщательно полировали, чтобы предохранить от воздействия влаги. Вокруг дома разбивали сад, символизирующий единство человека и природы.

Обычно дом делился на две части: жилую комнату и помещение при входе, хотя размер, количество и расположение комнат можно было регулировать с помощью внутренних перегородок. Эстетическим центром дома является ниша (токонома), в которой вывешиваются вертикальные свитки (какмэмоно), устанавливаются цветы. Место рядом с ней считалось самым почетным в доме. Пол в таком жилище деревянный, покрыт специальными циновками. На полу и сидели, и спали — на матрацах, которые днем убирали в стенные шкафы. А вообще, в доме почти не было мебели.

Своеобразием отличается материальная культура японского народа. Традиционные японские жилища создаются из бамбука и бумаги.

Прямые линии японского дома, четкое и ясное членение внутренних помещений придают его облику особую гармонию. Графический рисунок силуэта интерьера дома усиливается сочетанием темного дерева и белой бумаги.

Входя в японский дом, обязательно снимают обувь. Обувь оставляют на специальном камне, лежащем у входа. В комнатах пол покрыт татами. Татами — это щиты (маты) из прессованной рисовой соломы, обшитые циновками из травы игуса.

Мебели как таковой в японском доме почти нет. Обеденные столики, несколько подушек для сидения, жаровни, полочка для книг (тана) — составляют убранство японской комнаты.

Неотъемлемой частью традиционного японского дома является сад. Сад — это мир природы, поэтому японцы стараются создать небольшие сады около дома.

Только в собственном жилище можно чувствовать себя в относительной безопасности, отдохнуть от давления окружающего мира и побыть с семьёй наедине. Поэтому японцы стараются свой дом облагородить и сделать лучше, что бы каждый мог почувствовать себя лучше, заходя в помещение.

В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца — зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии. Дома простолюдинов значительно отличались от жилищ воинов: у торговцев и ремесленников в передней части дома располагалась лавка, позади которой находились жилые помещения для семьи и работников. Большая часть подобных домов представляла собой простые и лишённые украшений постройки, внутреннее обустройство которых было чрезвычайно скромным. Большинство семей сидели и спали прямо на деревянном полу, подстелив для мягкости мешки, набитые соломой. Позднее горожане стали подражать богатым самураям и использовать для этих целей татами. Также во многих городах были запрещены многоэтажные постройки, но некоторые, тем не менее, умудрялись обходить этот запрет. Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных. Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев.

Предметы повседневного обихода (в том числе и спальные принадлежности) убираются во встроенные шкафы, а сидят, отдыхают и спят японцы на полу. В эпоху Эдо особой популярностью стали пользоваться сундуки на колёсиках, куда складывали различные ценности и прочее имущество. Колёсики служили гарантией быстрой эвакуации всего необходимого из горящего дома, который, кстати говоря, при своём разрушении не мог нанести кому бы то ни было особо тяжкого ущерба в силу своего относительно малого веса.

Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет — достаточно лишь расстелить футон или внести столик для письма. Помимо этих столов с ящичками, где можно было хранить всё необходимое, популярностью пользовались так называемые сервировочные столики, которые покрывались лаком. Причем вся мебель в традиционных домах была исключительно лёгкой, дабы не оставлять следов на мягких татами.

Часто используемые материалы для постройки и оформление такого дома: японский хозяйство жилище одежда

— дерево для сёдзи и фусума не лакируется, а свой блеск и золотистый или коричневый цвет приобретает от времени и соприкосновения с людскими руками, что замечательно соответствует принципу саби.

— камень не шлифуется до блеска, а металлические изделия как правило покрыты патиной, которую никто не собирается счищать, т.к. японцев привлекают следы времени, оставленные на тех или иных вещах, именно в этом они видят особое очарование.

В Японии в принципе не было каменной архитектуры (только стены и цоколи зданий возводились из камня) и дворец отличался от халупы бедняка «всего лишь» площадью и числом помещений, а также качеством и богатством отделки. И японский традиционный дом продолжает жить и сегодня — в сельской местности подобная застройка значительно преобладает, но в мегаполисах подобное расточительство недопустимо и миллионы японцев вынуждены ютиться в домиках, имеющих маленькую площадь.

Одежда японцев.

На первый взгляд в одежде японцев царит исключительное разнообразие, смешение стилей и форм европейского и национального костюма. В повседневной толпе превалируют современные фасоны и моды европейской одежды.

Японская традиционная одежда — это запашная одежда южного типа. В европейской литературе оно обозначается термином «кимоно» — это общий вид верхней одежды, мужской и женский. На нижнюю рубаху — дзюбан надевается основное кимоно нагаги, подгоняется по росту и закрепляется узким пояском, поверх которого завязывается широкий декоративный поясЃ@оби. На ноги надевают белые носки — табиc отдельным большим пальцем. Летнее повседневное кимоно без подкладки называется юката. Обуви два вида: дзори (сандалии, изготовляемые из соломы, кожи, резины и др.) и гэта — обувь из дерева на двух подставках. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах. Кимоно можно было бы определить как прямокройный халат с широкими мешкообразными рукавами, запахивающийся на правую сторону; оно не имеет застежек и придерживается в талии поясом оби.

Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами.

Женское кимоно обычно шьется из тканей белого, розового, красного, голубого или фиолетового цветов. Полы праздничного кимоно расписываются, вышиваются яркими узорами, среди которых наиболее любимы композиции из цветов четырех времен года, изображения праздничных колесниц, нарядных вееров.

Расцветки мужских кимоно более сдержаны по колориту, в основном это темно-коричневые и черные тона. Часто мужские кимоно шьются из клетчатых тканей.

Мужские и женские кимоно часто украшаются геральдическими знаками мон. Такие кимоно называются «монцуки».

Из многих видов национальной обуви наиболее часто японцы носят гэта и дзори. Гэта — деревянная обувь в виде маленькой скамеечки на двух ножках высотой до 10 см или в виде высокой колодки. Гэта, как и вся японская народная обувь, безразмерна, они держатся на ноге с помощью двух шнурков, закрепленных на колодке.

Конечно, японский национальный костюм в наши дни под влиянием меняющихся условий жизни и быта постепенно модернизируется, сохраняя при этом свои характерные черты.

Кухня Японии

Японская кухня принципиально отличается от европейской как по соотношению элементов трапезы и их приготовлению, так и по сервировке и способу еды.

В Японии пища разделяется на основную и дополнительную. Сюсёку — это крахмалистая пища, лишенная особого вкуса рис, лапша, галушки; фукусёку — это все что остальное, что едят как дополнение к сюсёку. Хлеба японцы раньше вообще не ели, а сейчас едят немало, в основном в виде бутербродов (сэндвичей). Пища японцев преимущественно растительная. Основой питания является рис. Японцы едят его обычно три раза в день. Арутюнов С. А. Япония: народ и культура / С. А. Арутюнов. — М., 1991. — С 32

Японцы употребляют довольно мало мяса очень мало и потребляют жиров. Молочных продуктов в старину не знали вовсе, сейчас употребляют и сыр, и масло, и йогурт, но тоже немного. Пища японцев состоит в основном из трех компонентов: рис, овощи и рыба.

Самый важный овощ — это редька, которую едят сырую, тертую, соленую, квашеную.

Рыбы насчитывается множество видов. Сюда относятся не только собственно рыба, но и прочие морские продукты — моллюски любых форм и размеров, ракообразные от крошечных креветок до гигантских крабов, трепанги, морские ежи (едят их икру), даже медузы. Все это называется один словом «о-сакана», которое одновременно значит «рыба» и «закуска».

Большинство японских супов делается на основе отвара из овощей, рыбы или сушеной рыбной стружки.

Основной напиток японцев — это чай. Японская рисовая водка сакэ некрепкая, пьется обычно подогретой. В новейшее время самым популярным напитком стало пиво.

Особенности японской кухни в том, что много внимания уделяют тому, как выглядит накрытый стол и каждое отдельное блюдо. Само блюдо оформляют — нарезают, раскладывают по определенным художественным правилам.

Глава II. Культура Японии

Культура в широком понимании включает в себя и образование, и искусство, и традиции, и спорт, и средства массовой информации т. д.

Японская культура очень интересна и многообразна, она проявляется в архитектуре, литературе, искусстве, икебане, чайной церемонии и многом другом.

Японская модель культуры интересна в том отношении, что в ней присутствуют одновременно как традиционное для Востока психологическое принятие существующего порядка Вселенной, так и типично западный активизм, самое активное «деяние». В сфере искусства, например, это наглядно проявляющееся сосуществование прочной власти традиции, сугубо национальных форм выражения, верности духу созерцательности, близости к природе — и стремительного темпа изменений, новейших научно-технических достижений, вторгающихся в заповедную область восприятия, функционирования художественных явлений. Это традиционное внимание к отдельному, неповторимому, единичному — и осуществление его в контексте ставшего типично западным «массового общества» как соединения индивидов, становящихся всё более усреднёнными, как бы неразличимыми.

На развитие японской культуры большое влияние оказали Китай, а также Корея, через которую собственно и шло в основном культурное китайское влияние. И, опосредованно, Индия.

Из ремесел популярны изготовление кукол из дерева или бумаги, плетение корзин, ваз, вееров. Характерны своеобразные виды искусства: изготовление из бумаги фигур (оригами), аранжировка цветочных букетов (икебана).

В изобразительном искусстве японцы достигли большого мастерства в гравюре (классическая японская гравюра) Многие явления японской традиционной культуры оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Без японского искусства сада, эстетики чайной церемонии и аранжировки цветов, без представлений театра трудно представить традиционную культуру Японии. В наши дни благодаря все более интенсивному обмену выставками, фильмами, расширяющимся масштабам перевода японской художественной литературы это влияние все более усиливается.

Чайная церемония

Формирование чайной церемонии (тяною) как одного из величайших явлений японской культуры происходило в очень тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные кровавые войны и распри феодальных кланов делали жизнь людей невыносимой. Чайная церемония возникла под влиянием эстетики и философии дзен-буддизма и стремилась противопоставить настроению безысходности поклонение Красоте.

Чайной церемонии присущи две основные черты, развившиеся при покровительстве Тоётоми Хидэёси и отражающие его собственную жизнь и характер. С одной стороны, утопающие в роскоши помпезные дворцы, а с другой— чайные комнаты, напоминающие своим оформлением простой соломенный сельский дом; и все же это разнородные, но стороны одной медали. Военачальники и преуспевающие торговцы согласно своему положению демонстрировали величие и достаток, но сердцем желали жить в атмосфере спокойного созерцания. Чайная комната была местом, где правят мир, доверие и дружба, что в те времена как нельзя лучше отвечало желаниям сильных мира сего.

В XV—XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение. Сегодня, как и много веков назад, тяною продолжает пользоваться большой популярностью среди японцев.

Сегодня чайная церемония — это наиболее самобытное, уникальное искусство. Она играет важную роль в духовной и общественной жизни японцев уже на протяжении нескольких веков. Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и в молчаливой сосредоточенности подчиняясь лишь законам действа.

Классическая тяною — это строго расписанный ритуал, в котором участвует мастер чая (человек, который заваривает и разливает чай) и остальные участники церемонии. По существу мастер чая — это жрец, совершающий чайное действо, остальные — приобщающиеся к нему. У каждого свой определенный стиль поведения, включающий как позу при сидении, так и каждое движение, вплоть до выражения лица и манеры речи.

Весь интерьер классических чайных домиков в полной мере соответствует эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Участники чайной церемонии проходят к павильону, где проводится чаепитие, по дорожке из камней через маленький сад. В саду возвышаются каменные фонари и просто лежат камни, поросшие мхом. Камни на дорожке должны быть положены как бы случайно, каждый на некотором расстоянии от другого.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход — около 90 см в длину и ширину. В идею столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными — длинные мечи приходилось оставлять за порогом. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. При входе гости совершают поклон и усаживаются по-японски на циновки.

Чаепитие начинают с густого чая. Хозяин расставляет чашки так, чтобы они были у него под рукой, и начинает чайное действо. Сначала напиток готовится в одной большой чашке для всех гостей. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг другу. Это должно способствовать возникновению чувства близости. При этом строго соблюдается определенный ритуал. Сначала первый гость берет фукуса (шелковый платок, кусочек шелкового материала), укладывает его на ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку. Кивнув соседу (осаки-ни — раньше вас), он отпивает три с половиной глотка, затем кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим кайси (бумажный носовой платок; салфетка) и передает чашку второму гостю. Каждый повторяет ту же процедуру. Все выражают свое восхищение чашкой. Первый от имени всех гостей просит хозяина рассказать ее историю.

После крепкого чая подается жидкий и вносят подносы с пирожными. Жидкий чай готовится для всех сразу в нескольких чашках. Гости могут пить, как им захочется.

Тем не менее разработанный дзен-буддистами культ ревниво охраняется, отступление от традиционной процедуры считается в Японии нежелательным. Предпочитают строгое соблюдение всех традиционных условий, включая пользование специальным домиком, куда входят, подымаясь на камень и «проползая» в узкий проем. Сидят только на пятках, разговор ведут только в рамках классического ритуала. Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслаждения. В процессе этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь и т. д. Чайная церемония в современных условиях продолжает пользоваться широкой популярностью. Основные положения этой тонкой процедуры-искусства разъясняются на лекциях в университетах, на различных факультативах, на занятиях «кружков тяною», создаваемых крупными фирмами и общественными организациями.

В наше время искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чаепитие — это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи.

По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. Это, конечно, так, но в чайной церемонии заключено и нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная церемония является одной из важнейших основ культивирования национальных чувств.

Искусство

К традиционным видам японского искусства чаще всего относят литературу, живопись, архитектуру, театр, но наибольшее внимание привлекают такие виды искусства, как икебана, каллиграфия, обустройство декоративных садов и многое другое.

К японским традиционным видам искусства также относится изготовление керамических, лакированных, эмалированных изделий, мечей и кукол. Несмотря на то, что этим традиционным видам искусства можно отыскать аналогию и в Европе, они остаются весьма оригинальными.

Икебана

Интересными и оригинальными являются и японская живопись, и театр, и литература, и архитектура, и многое другое. Но в большей степени европейцев всегда интересовали те виды искусства, которые отсутствовали в Европе. К числу такого вида искусства относиться икебана. Дословно оно означает «живые цветы» и употребляется для обозначения оригинального японского вида искусства — искусства составления букетов, точнее композиций из живых цветов, установки их в вазоны или на специальные подставки. Этот вид искусства призван отобразить гармонию и красоту природы и хорошо передает основы японской жизни и дух японцев.

Самая первая школа икебаны была основана буддийским священником из храма Роккакудо, что в Киото, и называлась Икенобо, а самый первый учебник по икебане «Сэндэнсё» появился уже в первой половине XVI века. Для икебаны использовали исключительно живые цветы, и только с 50-х годов XX века возникли авангардные школы икебаны с широким использованием тканей, пластмассы и даже железа и стекла.

Икебана включает три основные составляющие: естественный (изначально только живой) материал (цветы, ветви, листья, трава и т. п.), ваза и кэндзан — приспособление для связывания композиции. Составление икебаны, по японским толкованиям, означает «помочь цветам проявить себя».

Каллиграфия

Немного странное слово, которое вызывает у европейцев смущение и недопонимание, но для японцев это является искусством. Японцы сберегли искусство каллиграфии, заимствованное еще в IX веке из Китая, но развившееся в самобытное искусство в Японии. «Каллиграфию (сёдо) называют еще искусством черного и белого, — говорит выдающийся каллиграф господин Моримото, — но это совсем не однообразный мир». Бондарь А. И. Все о Японии / А. И. Бондарь. — Харьков: Фолио., 2007. — С 194

Каллиграфия иероглифов — это творчески переработанная китайская наука начертания знаков, каллиграфия же знаков каны — собственное японское достояние.

Пишут знаки кистью и тушью (или чернилами). Особенное внимание уделяют оттенкам туши, соединению разных по интенсивности, ширине, направлению и т. д. начертаний и мазков. В средневековой Японии искусство каллиграфии было едва ли не одним из главных и свидетельствовало о высокой степени учености. Сначала каллиграфов нанимали для переписывания книг, потом каллиграфические этюды стали появляться на свитках, обоях токонама, поперечных фрамугах, на фусма (раздвижных дверях) и других частях жилищах, на сикиси — разрисованном узорами квадратном листе плотной бумаги для написания стихотворений.

Набор инструментов каллиграфа состоит из ситадзики — мягкого коврика черного цвета, бунтин — металлической палочки для прижимания бумаги во время начертания иероглифов, ханси — специальной тонкой бумаги, фудэ — толстой и тонкой кисточек, судзури — тяжелой массивной чернильницы для туши, суми — самой туши.

И сейчас в Японии каллиграфов очень уважают не только за мастерство, но и за достижение ими высокого духовного уровня, необходимого для настоящего творчества.

Несмотря на то что сегодня в современном мире карандаши и шариковые ручки вытеснили кисти в обычном написании японского письма, в искусстве каллиграфии и поныне употребляются лишь кисти, а само искусство является достаточно популярным в современной Японии.

Обустройство декоративных садов

Среди достижений японской культуры особое место принадлежит японскому саду. Наверное, наиболее древние истоки японского сада лежат в синтоизме, в древних верованиях японцев, связанных с обожествлением окружающей природы. Арутюнов С. А. Япония: народ и культура / С. А. Арутюнов. — М., 1991. — С49

В Европе такие сады создавали издавна. Садовое искусство Японии также развивалось в течение многих столетий. Однако главным отличием японских садов является не красота геометрических форм, присущая европейским садам, а красота общего вида как ландшафта. Поэтому в японских садах нередко главной составляющей частью является не дерево, а кустарники, скалы и мох.

Существуют три основных стиля японского декоративного садоводства: цукияма («сад с холмом»), карэсансуй («сухой сад») и тинява («чайный сад»). Бондарь А. И. Все о Японии / А. И. Бондарь. — Харьков: Фолио., 2007. — С 197Первый стиль призван в виде сада смоделировать всю Землю. Классическим образцом его является такое построение: посреди сада находится пруд, символизирующий море, берег его с насаждениями деревьев и кустов — это земные пространства, а скалы или каменные глыбы — горы. Второй стиль испытал большое влияние дзэн-буддизма, а потому расположением своих глыб, деревьев, кустарников и даже мха должен отображать некую философскую идею буддийского направления. Сады стиля карэсансуй могут обходиться вообще только каменными глыбами, частично покрытыми мхом, и белым песком.

Заключение

Жителям Европы сложно понять национальный характер Японии, понять японское миропонимание, аспекты их культуры, проникнуться в их быт. В последнее время зарубежные страны прониклись к изучению стран Востока, в особенности Японии. В современном мире можно заметить, что японская мода, товары, искусство проникает в другие страны и в Россию тоже. Это говорит о том, что в странах появляются многие люди заинтересованные Японией.

Характер японцев сложен и иногда противоречит сам себе. Для некоторых европейцев японская вежливость и чувство долга может показаться глупой и ненужной чертой характера. Но именно в этом и заключается суть и черта характера японца.

Что касается быта японцев, то в современной Японии сложилось два типа стилей: традиционный японский и европейский. Японцы народ открытый и поэтому «впитывает» новые европейские тенденции и применяет в быту. Часто европейское направление видно в моде, особенно у современной молодежи. Так же зачастую современные дома делают похожими на зарубежные. Но все же, в японских деревнях, селах можно увидеть традиционные японские дома и окунуться в повседневную жизнь японцев.

Таким образом, можно сказать, что Япония — это высокоразвитая страна, которая двигается вперед большими шагами, но и в тоже время чтит свои традиции.

Использованные источники и литература

Арутюнов. С. А. Япония: народ и культура / С. А. Арутюнов, Р. Ш. Джарилгасинова — М., 1991 — 67.

Бондарь. А. И Все о Японии / А. И. Бондарь. — Харьков: Фолио., 2007 — 543.

Арутюнов. С. А. Современный быт Японцев / С. А. Арутюнов — М., 1968 — 232.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой