Выезд и следование на пожар
Имеется необходимость внесения изменений в те нормативные документы, которые так или иначе регламентируют процесс организации и проведения подготовки личного состава ГПС, в части касающейся подготовки личного состава специализированных частей. Предварительный анализ проведенных расчетов, это явно видно по таблице 2, позволяет сделать вывод о том, что прослеживается взаимосвязь между вложенными… Читать ещё >
Выезд и следование на пожар (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
управленческий противопожарный тушение В данной работе будет рассмотрен вопрос об организации и совершенствовании процесса тушения пожаров. Его силы, средства и техника.
Пословица гласит: «Человек без огня не живёт ни единого дня». К сожалению, огонь не только помощник человеку, но зачастую превращается во врага — пожар.
Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Помимо лесных пожаров каждый день в нашей стране и в других странах мира ежедневно происходят природные катастрофы, авто, авиа, железнодорожные катастрофы, взрывы газа в жилых домах почти все они сопровождаются пожарами.
Существует множество классификаций пожаров. По типу пожары делятся на индустриальные, происходящие на фабриках, заводах и хранилищах, бытовые пожары, возникающие в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения, природные пожары, к которым относятся лесные, торфяные, степные и ландшафтные пожары.
Также пожары в зависимости от изменения площади горения можно разделить на распространяющиеся и не распространяющиеся. Если пожар происходит на открытых пространствах — это массовый пожар, пожар в отдельном здании называется отдельным. Особой формой пожара можно назвать огневой шторм, при котором, образуется гигантский факел пламени, распространяющийся с огромной скоростью.
В зависимости от сложности (номера, ранга) пожара определяется какой состав сил и средств привлекается к тушению пожара.
В прошлом 2014 году в России произошло 168 205 пожаров, ущерб от которых составил почти 17 млрд. рублей. Травмы получили 12,5 тысяч человек, погибло 11 962 человека, в числе погибших было 492 ребёнка.
Профессию пожарных без преувеличения можно отнести к разряду самых опасных в мире. Благодарность тех, кто обязан спасателям жизнью, безгранична. Эта профессия достаточно древняя. Самые старые упоминания о профессиональных пожарных бригадах относятся к Древнему Риму.
Сейчас пожарная охрана России подчиняется МЧС России. С 1999 года 30 апреля установлено Днем пожарной охраны России.
Сегодня любой город обязательно должен иметь свою пожарную бригаду, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы.
Пожарный — не самая распространённая профессия. В небольшом городе число спасателей может быть меньше 100 человек. Представители данной профессии должны знать правила оказания первой медицинской помощи, обладать крепкой психикой — ведь события на пожаре развиваются непредсказуемо.
Кроме того, требуется, чтобы пожарные обладали специальными пожарно-техническими знаниями. У специалистов данной профессии должна быть инженерная подготовка, необходимая для предупреждения и тушения пожаров, ведь технический прогресс не стоит на месте, в нашу жизнь внедряются новые инженерные технологии, новые виды веществ и материалов, увеличивается численность городов, при их строительстве используются специфические подземные и высотные сооружения.
При возникновении пожара, мы набираем на стационарном телефоне номер `01`. Звонок раздается в Центре управления силами и средствами (диспетчерской службе) — это сердце пожарной охраны. В нем сидят служащие пожарной охраны, принимающие сообщение о пожарах.
Из центра управления сигнал поступает в ближайшую от места вызова пожарную часть, которая находится на боевом дежурстве круглые сутки и похожа на небольшой городок, в котором есть мастерские, душевые, помещения для хранения огнетушителей и противогазов, комната для занятий, гараж для специальных машин, спальня.
По сигналу дежурные бойцы надевают обмундирование, снаряжение и после чего немедленно садятся в машину и выезжают на место пожара. Боевой расчет состоит из нескольких машин и команды. Команда разделена на группы, у каждой из которых свое задание: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания. Действия пожарных должны быть отработанными, скоординированными, четкими, быстрыми, ведь от этого зависит исход спасательной операции.
Одежда и оснащение современного пожарного могут быть самыми разными. Костюмы имеют различные степени защиты. Действуя в сильном дыму, пожарный дышит через маску противогаза, соединенного с баллоном, в котором находится сжатый воздух. При пожаре или аварии на химическом заводе или атомной электростанции пожарные работают в специальных костюмах, защищающих от вредных веществ и радиоактивного излучения.
Стандартное обмундирование пожарного весит около 30 кг. Кроме защитной одежды у пожарных есть еще и форма на каждый день, очень похожая на военную.
1. Особенности организации противопожарной службы. Тушение пожаров: силы, техника и средства.
1.1 Особенности организации противопожарной службы
Пожарная часть (депо) — объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану Структура пожарной части. Служба противопожарной защиты и спасательных работ в воинских частях (гарнизонах) осуществляется:
— военными командами противопожарной защиты и спасательных работ;
— штатными пожарными расчетами, командами и надзорами;
— нештатными пожарными командами;
— добровольной пожарной охраной.
В состав пожарных депо должны входить:
— комната дежурного телефониста (радиотелефониста);
— помещение для пожарной техники с постом для технического обслуживания;
— комната информирования и досуга;
— учебный класс;
— спальное помещение для личного состава;
— помещение для пожарного наряда;
— комната для канцелярии команды;
— комната бытового обслуживания;
— комната приема пищи;
— комната для умывания, душевая, туалет;
— сушилка для обмундирования, обуви и пожарных рукавов;
— кладовые для хранения имущества и личных вещей личного состава команды;
— помещения для зарядки углекислотных, порошковых и пенных огнетушителей;
— мастерская для обслуживания и ремонта пожарного оборудования;
— помещение для хранения и обслуживания средств защиты органов дыхания.
Помещение для пожарной техники оборудуется:
— внутренним пожарным краном;
— местами для стоянки автомобилей с ограничительными упорами у задних колес;
— зеркалами заднего обзора размерами не менее 1,0×0,4 м, которые устанавливаются на передней стенке каждых ворот;
— общеобменной вентиляцией;
— газоотводами для удаления наружу отработавших газов двигателей автомобилей с устройствами для размыкания в начале движения автомобиля;
— смотровой канавой с предохранительной ребордой высотой 8 — 10 см;
— автоматическими или ручными запорами ворот и фиксаторами, предупреждающими их самопроизвольное открывание и закрывание.
На территории, прилегающей к пожарному депо, оборудуется учебно-тренировочный городок с огневой полосой психологической подготовки, учебной башней и теплодымокамерой, подземным резервуаром емкостью 50 куб. м или пожарным гидрантом с площадкой для стоянки автомобилей.
Численность личного состава, количество и тип пожарных автомобилей штатных команд и расчетов определяются типовыми штатами.
Во всех случаях численность команд противопожарной защиты и спасательных работ должна быть не менее 12 человек, а пожарных расчетов — 4 человек.
Численность личного состава в нештатных пожарных командах определяется в зависимости от пожарной опасности объектов, их количества, расположения и устанавливается:
— при расположении части в районе выезда штатных военных команд, военизированных, городских или ведомственных пожарных частей (команд) — 5 — 10 человек;
— при расположении части вне района выезда штатных команд (более 5 км) — 15 человек.
Для тушения пожаров за личным составом нештатной команды закрепляется автомобиль, оборудованный емкостью с водой (2 — 4 куб. м) и пожарной мотопомпой. Для этих целей могут быть использованы нейтрализационные, поливочные и другие машины, обеспечивающие возможность подачи огнетушащих средств в очаг пожара. Машины должны содержаться в постоянной готовности в отапливаемых помещениях. Команды противопожарной защиты и спасательных работ состоят из отделений. Из состава отделений выделяются боевые расчеты на пожарные автомобили.
Количество личного состава боевого расчета зависит от тактико-технических характеристик пожарной техники и должно обеспечивать возможность полного развертывания средств пожаротушения и проведения спасательных работ. Военные команды противопожарной защиты и спасательных работ и штатные пожарные расчеты относятся к строевым подразделениям постоянной готовности. Противопожарные подразделения комплектуются физически развитыми и здоровыми военнослужащими (гражданским персоналом).
К управлению пожарными автомобилями допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и получившие удостоверение на право управления специальными транспортными средствами, оборудованными дополнительными световыми сигналами.
Суточный пожарный наряд Несение службы пожарным нарядом является выполнением боевой задачи и требует от личного состава точного соблюдения требований нормативно-правовых актов по вопросам пожарной безопасности, высокой бдительности, инициативы и чувства ответственности за спасание людей и материальных ценностей при пожарах, авариях и катастрофах.
Для несения службы по предупреждению и тушению пожаров, а также для проведения первоочередных спасательных работ из состава военной команды противопожарной защиты и спасательных работ ежедневно назначается суточный пожарный наряд.
Остальной личный состав составляет резерв.
Основными задачами пожарного наряда являются:
— обеспечение постоянной готовности к борьбе с пожарами и другими чрезвычайными происшествиями;
— тушение пожаров и проведение первоочередных спасательных работ;
— проведение пожарно-профилактической работы на объектах воинской части.
Пожарный наряд подчиняется начальнику военной команды противопожарной защиты и спасательных работ (расчета, пожарной команды).
Состав наряда определяется в зависимости от численности личного состава команды и наличия пожарных автомобилей.
В состав суточного пожарного наряда назначаются: начальник наряда; командиры пожарных автомобилей; боевой расчет на пожарные автомобили; водители по количеству пожарных автомобилей; постовые по количеству пожарных постов; телефонист (радиотелефонист).
Начальником пожарного наряда назначается командир отделения, он же одновременно выполняет обязанности дежурного по команде.
Лица, назначаемые в состав пожарного наряда, должны быть обучены действиям с пожарным и специальным спасательным оборудованием, инструментом и средствами связи, знать обязанности по табелю боевого расчета и иметь допуск к работе в средствах защиты органов дыхания.
Первыми номерами боевого расчета назначаются, как правило, наиболее подготовленные солдаты (матросы).
Боевые расчеты несут службу в пожарном наряде не чаще чем через сутки.
Пожарному наряду придаются пожарные автомобили с комплектом оборудования, инструмента и средств связи согласно установленным нормам.
Пожарные автомобили в гараже пожарного депо устанавливаются строго против ворот в порядке их выезда, при этом первый автомобиль располагается со стороны телефонной (сигнализационной) комнаты.
Личный состав пожарного наряда обеспечивается подогнанным по росту и размеру специальным снаряжением и одеждой, которые закрепляются за каждым пожарным, укладываются на пожарных автомобилях или на скамейках в гараже.
Личный состав пожарного наряда для работы в непригодной для дыхания среде обеспечивается средствами защиты органов дыхания (изолирующими противогазами или дыхательными аппаратами на сжатом воздухе).
Изолирующие противогазы закрепляются персонально за каждым военнослужащим (лицом гражданского персонала), прошедшим медицинское освидетельствование. Запрещается их передача от одного лица другому.
Пожарные автомобили, оборудование, средства защиты органов дыхания, связи, инструмент и снаряжение должны содержаться исправными, автомобили — полностью заправлены горючим, маслом, водой (порошком), пенообразователем.
В пожарном депо должен храниться запасный комплект напорных рукавов с навязанными соединительными головками, а также по половине комплекта всасывающих рукавов на каждый пожарный автомобиль.
Пожарные рукава, лестницы, огнетушители, снаряжение личного состава (спасательные веревки, пояса и карабины) и средства защиты органов дыхания должны подвергаться испытаниям (проверкам) в установленные сроки.
Выбывшие из строя пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и снаряжение должны немедленно заменяться. О неисправности пожарных автомобилей ставится в известность начальник ближайшего противопожарного подразделения.
Смена наряда производится в часы, установленные распорядком дня.
1.2 Общие положения по тушению пожара: выезд, разведка, боевое развёртывание
Тушение пожаров является выполнением боевой задачи подразделениями противопожарной защиты и спасательных работ и составной частью системы противопожарной защиты войск (сил).
Основной задачей личного состава противопожарных подразделений на пожаре является спасание людей и ликвидация пожара в тех размерах, которые он принял к моменту прибытия команд.
Тушение пожаров требует от личного состава умелого использования пожарной техники, высокой профессиональной подготовки, полного напряжения моральных и физических сил, проявления при этом мужества, смелости, инициативы, находчивости, стремления выполнить боевую задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу самой жизни.
Успех тушения пожара достигается:
постоянной готовностью средств противопожарной защиты;
твердой воинской дисциплиной, сознательным выполнением воинского долга, умением быстро ориентироваться в обстановке;
высокой тактической выучкой, активными и решительными действиями всего личного состава военной команды;
правильным определением решающего направления;
своевременным сосредоточением и введением сил и средств на решающем направлении, умелым их управлением.
Выезд и следование на пожар. Подразделения службы противопожарной защиты и спасательных работ обязаны прибыть к месту вызова в минимальное время.
Это обеспечивается:
точным приемом адреса пожара, правильными и быстрыми действиями дежурного телефониста по высылке пожарного наряда;
четким и быстрым сбором личного состава по тревоге и следованием к месту пожара по кратчайшему маршруту.
По сигналу тревоги:
личный состав боевых расчетов пожарного наряда надевает специальную одежду, снаряжение и занимает свое место на пожарных автомобилях;
водители пожарных автомобилей заводят двигатели;
порядок посадки боевого расчета в пожарные автомобили (в гараже и вне его) устанавливается начальником команды исходя из местных условий обеспечения безопасности. Посадка считается законченной, когда боевой расчет займет свои места в автомобиле и закроет двери кабин;
начальник наряда получает от дежурного телефониста (радиотелефониста) путевку на выезд и громко сообщает адрес пожара.
При получении подтверждений о готовности пожарных автомобилей к выезду («Первый готов», «Второй готов») начальник наряда занимает свое место в первом автомобиле и выезжает к месту пожара.
Задержка с выездом одного из автомобилей при готовности остальных не приостанавливает выезд других автомобилей.
В тех случаях, когда по каким-либо причинам выезд первого автомобиля задерживается, начальник наряда немедленно выезжает на втором автомобиле.
Во время движения перестроение пожарных автомобилей запрещается.
В пути следования начальник наряда обязан поддерживать непрерывную связь с подразделением.
При получении в пути следования сведений о ликвидации пожара или его отсутствии пожарный наряд обязан прибыть к месту вызова, кроме случаев, когда о возвращении имеется распоряжение старшего начальника.
При обнаружении в пути следования другого пожара начальник пожарного наряда обязан выделить часть сил и средств на его тушение и немедленно сообщить дежурному телефонисту своего подразделения адрес этого пожара и получить разрешение на вызов дополнительных сил и средств.
При вынужденной остановке в пути следования головного автомобиля идущие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника пожарного наряда. При вынужденной остановке второго или следующих за ним автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара.
Во время движения автомобиля водитель должен постоянно наблюдать за показаниями контрольных приборов (масляного манометра, амперметра, воздушного манометра и др.). В случае ненормальных показаний приборов, а также при появлении постороннего шума и стука в агрегатах автомобиля необходимо выяснить причину неисправности и принять меры к ее устранению. Боевому расчету во время движения запрещается высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий в движении).
На месте пожара автомобили устанавливаются так, чтобы по возможности не было нарушено нормальное движение другого транспорта и на безопасном расстоянии с наветренной стороны от пожара.
При работе на пожаре водителю запрещается без команды старшего подавать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять автомобиль и оставлять его без надзора.
В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обозначаться приборами освещения.
При самостоятельном следовании одного боевого расчета пожарного наряда и вынужденной остановке автомобиля начальник наряда (командир пожарного автомобиля) на проходящем транспорте или в пешем порядке доставляет личный состав, за исключением водителя, и пожарно-техническое вооружение к месту пожара.
При дорожно-транспортном происшествии старший начальник руководствуется правилами дорожного движения.
Во всех случаях о вынужденной остановке пожарного автомобиля сообщается телефонисту своего подразделения.
Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.
Разведка пожара организуется немедленно при прибытии наряда на пожар и ведется непрерывно до полной его ликвидации.
Цель разведки — сбор сведений о пожаре для оценки обстановки и принятия решения по организации боевых действий.
При проведении разведки необходимо установить:
наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;
наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;
характер, место и площадь горения, пути распространения огня;
опасность взрывов, отравлений, обрушений, наличие легковоспламеняющихся жидкостей и электроустановок под напряжением;
необходимость эвакуации имущества и техники, а также защиты их от огня, воды и дыма;
направление и пути прокладки рукавных линий, исходные позиции ствольщиков, необходимость места вскрытия и разборки конструкций, места установок пожарных лестниц;
ближайшие водоисточники и способы их использования;
наличие стационарных установок пожаротушения, порядок приведения их в действие;
необходимое количество сил и средств и возможные пути их ввода для тушения пожара.
В ходе тушения пожара назначенный для разведки личный состав должен следить за изменением обстановки на пожаре для внесения коррективов в действия по его тушению.
В состав разведки входят:
начальник пожарного наряда, командир первого автомобиля и связной, если прибыли два расчета или более;
начальник пожарного наряда и связной, если на пожар прибыл один пожарный расчет.
Количество и состав групп разведки могут изменяться руководителем тушения пожара с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре.
При наличии сведений о людях, оставшихся в горящих помещениях, состав разведки должен быть усилен в целях оказания помощи пострадавшим.
Личный состав, ведущий разведку, обязан:
иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;
обеспечить безопасность людей и вывод их в безопасные зоны;
оказывать при необходимости пострадавшим при пожарах первую доврачебную помощь;
принимать меры к предотвращению распространения огня и дыма всеми доступными способами и средствами (закрывание окон и дверей, перекрывание вентиляции, использование внутренних пожарных кранов) в зависимости от обстановки на пожаре;
использовать сведения лиц, хорошо знающих конструктивные особенности и планировку зданий и сооружений, технологический процесс производства и оборудование объектов;
докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.
В целях безопасности при проведении разведки необходимо:
создавать резерв газодымозащитников, обеспечить периодическую смену личного состава, работающего в аппаратах защиты органов дыхания и зрения;
запоминать пройденный путь;
осторожно открывать двери, ведущие в горящее помещение, используя дверные полотнища для защиты от ожогов при возможном выбросе пламени или нагретых газов;
не входить с открытым огнем в помещение, где предполагается наличие горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, взрывоопасных веществ и горючих газов;
входить в помещения, опасные в отношении взрыва или отравления, а также оборудованные электрическими установками высокого напряжения, только приняв все меры предосторожности с учетом указаний должностных лиц, обслуживающих эти помещения;
соблюдать меры предосторожности от возможных обвалов и обрушений конструкций, продвигаться, как правило, вдоль капитальных стен или стен с оконными проемами;
на входе в задымленное помещение выставлять пост безопасности и поддерживать с ним постоянную связь, используя для этих целей средства связи, спасательную веревку, металлический тросик, рукавную линию.
Постовой на посту безопасности обязан:
а) осуществлять контроль за числом пожарных, входящих в задымленное помещение и выходящих из них, фиксировать время ухода и возвращения звена;
б) поддерживать связь с руководителем тушения пожара, немедленно докладывать ему о нарушении связи со звеном или поступлении сообщения о несчастном случае и действовать в соответствии с его указаниями;
в) осуществлять контроль возврата звена только в полном составе.
Спасание людей в случаях угрозы их жизни является основной боевой задачей личного состава службы противопожарной защиты и спасательных работ.
Спасательные работы организуются и проводятся в том случае, если:
людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций либо помещения, где они находятся, заполнены дымом или вредными газами;
люди не могут самостоятельно покинуть опасные места или находятся в состоянии паники;
имеется угроза распространения огня и дыма по путям эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.
Для спасания людей используется весь личный состав команды. При этом для оказания помощи пожарному наряду немедленно вызываются резерв команды противопожарной защиты и спасательных работ, соседние команды, подразделения воинской части согласно расчету, предусмотренному планом противопожарной защиты.
Для спасания людей используются кратчайшие и безопасные пути:
основные входы и выходы;
запасные выходы;
оконные проемы, балконы, лоджии и галереи; при этом применяются стационарные и ручные пожарные лестницы, спасательные веревки, рукава и другие устройства;
люки в перекрытиях, если через них можно выйти из здания (сооружения) или перейти в его безопасную часть;
проемы в конструкциях, проделываемые пожарными-спасателями.
Основными способами спасания и эвакуации людей являются:
самостоятельный выход людей в безопасное место;
вывод эвакуируемых в сопровождении пожарных-спасателей, когда пути спасания задымлены либо состояние спасаемых вызывает сомнение в возможности их самостоятельного выхода из угрожаемой зоны (дети, больные, престарелые);
вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;
спуск спасаемых по стационарным и ручным пожарным лестницам при помощи технических спасательных устройств (индивидуальные спасательные устройства, спасательные рукава и т. п.), когда пути спасания отрезаны и другие способы спасания невозможны.
Порядок и способы спасания определяются руководителем тушения пожара и лицами, проводящими спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния людей.
При проведении спасательных работ необходимо:
принять меры к предотвращению паники;
привлечь должностных лиц объекта, членов добровольных пожарных дружин и нештатных пожарных команд;
вызвать медицинскую помощь и до ее прибытия при необходимости оказать первую помощь пострадавшим.
Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими боевыми действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, а другие боевые действия не ведутся или приостанавливаются.
Если имеются сведения о местах нахождения людей, а спасающие там их не находят, необходимо тщательно осмотреть все соседние помещения.
Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и при отсутствии нуждающихся в спасании.
Боевое развертывание является одним из важных этапов действий противопожарных подразделений и предусматривает введение сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации пожара.
Боевое развертывание не должно нарушать нормального хода работ по спасанию и эвакуации людей.
Для прокладки рукавных линий и проникновения к очагу пожара необходимо использовать все входы и выходы, стационарные лестницы, по возможности не занимать основных путей эвакуации людей (до окончания эвакуации).
Боевое развертывание состоит из следующих этапов:
подготовка к развертыванию;
предварительное развертывание;
полное развертывание.
Подготовка к развертыванию проводится по прибытии подразделения на пожар одновременно с разведкой и включает в себя:
установку пожарного автомобиля на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос;
снятие с креплений пожарно-технического вооружения;
подсоединение рукавной линии;
проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий.
Подготовка к развертыванию автоцистерны (без установки ее на водоисточник) состоит:
из приведения насоса в рабочее положение;
из подсоединения рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса.
Предварительное развертывание подразделения, прибывшего к месту пожара, производится в случае, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.
Предварительное развертывание включает:
выполнение работ, предусмотренных статьей 226 настоящего Руководства;
прокладку магистральных рукавных линий и установку разветвлений, поднос к разветвлению напорных рукавов, стволов, лестниц, другого пожарно-технического вооружения, необходимого для тушения пожара.
Полное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводится по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.
При полном боевом развертывании:
выполняются действия, предусмотренные статьей 228 настоящего Руководства;
определяются боевые позиции ствольщиков, к которым прокладываются рабочие рукавные линии;
заполняются огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.
Приказание о боевом развертывании отдается кратко и ясно, точно определяется задача каждого отделения с учетом быстроты ввода в действие необходимых сил и средств, указываются позиции ствольщиков и места установки лестниц, например: «Первому отделению — водоем пять, ствол „А“ — внутрь хранилища; второму отделению — водоем шесть, два ствола „Б“, разветвление — у торца здания справа, первый ствол на крышу, второй — на защиту разгрузочной площадки — МАРШ».
При предварительном развертывании в приказании указываются: источник водоснабжения, типы и количество стволов, место установки разветвления, пожарных лестниц, а также инструмента и средств малой механизации для вскрытия и разборки конструкций.
Боевое развертывание отделений производится под руководством командиров отделений.
Введение
в действие приборов пожаротушения, не указанных в общей команде на боевое развертывание, а также пуск и остановка воды производятся личным составом боевого расчета только по распоряжению своих прямых начальников. Об окончании развертывания командиры отделений докладывают начальнику пожарного наряда.
При прокладке рукавных линий необходимо:
выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества;
обеспечить их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;
устанавливать разветвления вне проезжей части дорог;
создавать запас пожарных рукавов в первую очередь для использования на решающем направлении боевых действий.
2. Предложения по совершенствованию структуры пожаротушения.
2.1 Предложения при реализации организационных проектов
Выработка решения об изменении организационной структуры в реальных условиях — сложный процесс. Существует объективная потребность в создании формальной методики и разработке автоматизированных алгоритмов внесения этих изменений в описание организационной структуры, а также необходимость осуществления системного моделирования с целью предварительного анализа результатов моделирования с целью принятия корректного решения при корректировке проекта организационной структуры.
При изменении организационной структуры с формальных позиций должны быть пересмотрены и изменены соответствующие базовые структурообразующие документы. Предложения при реализации организационных проектов, то есть при реинжиниринге организаций:
1. Изменение заработной платы или системы оплаты труда. При этом изменяется штатное расписание подразделения, в котором заняты работники, и их кадровые ресурсы.
2. Добавление (сокращение) функции, выполнение которой осуществляется без значительных затрат рабочего времени и других ресурсов. Для выполнения функции назначаются исполнители, и при отсутствии изменений их заработной платы данная ситуация не приводит к изменению какого-либо структурообразующего документа. В противном случае изменяется штатное расписание подразделения, в котором работают исполнители рассматриваемой функции, и их кадровые ресурсы.
3. Добавление (сокращение) функции со значительным объемом работ.
3.1 Без изменения численности структурного подразделения. При этом изменяются только должностные обязанности, возможно также изменение их заработной платы.
3.2 С изменением численности структурного подразделения.
3.3. Без изменения взаимоотношений данного структурного подразделения с другими подразделениями. Создаются (ликвидируются) ДИ исполнителей, их кадровые ресурсы, и изменяется штатное расписание.
3.4. С изменением отношений данного структурного подразделения с другими подразделениями. Здесь также создаются (ликвидируются) ДИ исполнителей, их кадровые ресурсы и изменяется штатное расписание.
3.5. Увеличение численности структурного подразделения за счет вакантных мест. В данной ситуации создаются ДИ при их отсутствии для вновь принятых работников, и заключаются контракты.
3.6. Перераспределение функций между работниками внутри подразделения.
3.7. В пределах одной структурной единицы (смена) структурного подразделения. При этом изменяются только ДИ работников, попавших под реструктуризацию, но возможно и изменение их заработной платы.
3.8. Между различными структурными единицами подразделения. Здесь может иметь место изменение заработной платы данных работников.
3.9. Изменение структуры подразделения. Мною предлагается двухступенчатая организационно-управленческая структура ДСПТ и ПАСР в территориальных и местных гарнизонах ГПС. (рис. 3.1, 3.2).
4. Создание (ликвидация) структурной единицы. Изменяется ПСП, ШР, ДИ и КР в нем.
4.1 Перёподчинение внутри структурного подразделения. Меняется только ПСП, но возможно изменение заработной платы руководителей.
4.2 Перераспределение функций между структурными единицами. Меняются ПСП, ДИ работников, функции которых изменились.
4.3. Создание нового структурного подразделения. Создаются ПСИ и ШР на новое подразделение, ДИ и КР. При этом может иметь место изменение заработной платы руководителя, получившего в подчинение новое подразделение, а также и другие изменения условий оплаты труда.
4.4 Переподчинение структурного подразделения. Здесь меняются: СС подразделения, и возможно изменение заработной платы руководителей, задействованных в реструктуризации.
5. Необходимо активно формировать высокопрофессиональный, стабильный и оптимально сбалансированный аппарат, способный обеспечивать исполнение определенных задач, функций и полномочий данного органа управления, а также формировать и развивать управленческую культуру.
Даже приведенные частные и другие аналогичные ситуации, в условиях которых требуется осуществить реорганизацию управления, то есть решить задачу организационного проектирования, являются достаточно сложными и многокомпонентными, к тому же приводящими к значительным издержкам. При масштабной реорганизации управления сложность и стоимость работ возрастают прогрессивно.
2.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий по совершенствованию организационно-управленческой структуры ДСПТ при тушении пожаров
Основной целью данного раздела является экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию организационно-управленческой структуры дежурной службы пожаротушения. То есть представление данных предложений в виде цифр. В данном разделе для экономического обоснования будет применяться «метод аналогий».
В качестве примеров для расчетов экономического обоснования будет использоваться анализ конкретных чрезвычайных происшествий. Будем рассматривать, и сравнивать две аварии на железнодорожном транспорте связанных с выбросом опасных веществ. Результаты работы всех служб задействованных на этих авариях диаметрально противоположны.
Две, на мой взгляд, показательные аварии с выбросом опасных веществ произошли на железной дороге, на территории Архангельской области, с разницей примерно в год. Они ярко высвечивают степень готовности подразделений ГПС, следовательно, и уровень затрат.
В первом случае авария произошла на железной дороге, недалеко от населенного пункта Кулой, Вельского района. В результате аварии произошел сход с путей и опрокидывание железнодорожных цистерн с мазутом в количестве 22 штук, с последующей разгерметизацией 16 цистерн и течью мазута из них. (Дежурной службой пожаротушения не осуществлялось руководство по ликвидации данного происшествия и координация действий подразделениями).
Прибывшая на место первой, пожарная часть из поселка Кулой, вместо того, чтобы ликвидировать течи из цистерн и ограничивать розлив, все свои усилия сосредоточила на противопожарных мероприятиях. В результате чего мазут вылился из большинства цистерн, разлился на значительную площадь, попал в реку Вель, которая впадает в Северную Двину. В последствии, с большими усилиями удалось предотвратить попадание мазута в саму Северную Двину, а значит, удалось избежать крупномасштабной экологической катастрофы.
Во втором случае, авария возникла на территории Архангельского терминала ООО «РН — Архангельскнефтепродукт», в городе Архангельске. В результате внезапного разрушения механизма стрелки, произошло опрокидывание 5 железнодорожных цистерн с дизельным топливом, в трех из которых сразу возникли течи через верхние сливные горловины и частично поврежденные сливные приборы.
Прибывшее на место ДСПТ оценило обстановку, организовало 2 УТП: — первый УТП — по ликвидации течи из всех цистерн; второй — проведение противопожарных мероприятий. Потери от течей, связанные с прямыми убытками и убытками, связанными с экологическими последствиями были минимальны.
Из вышесказанного мы видим, что руководством пожаров и аварийно — спасательных работ должны заниматься высококвалифицированные специалисты, имеющие специальную подготовку и работающие в оперативном режиме.
Теперь попытаемся эти ситуации представить в виде формул и чисел. Исходя из данной ситуации, а также для большей наглядности, имеет смысл сначала представить затраты, понесенные на подготовку высококвалифицированных специалистов и изменение штатного расписания в отрядах. Затем представить материальный ущерб от этих аварий и сравнить каким образом понесенные затраты влияют на размер ущерба, а также каким образом уровень подготовки РТП влияет на эффективность его работы.
Затраты на подготовку и содержание специалистов составят:
Мной предлагается изменение в штатном расписании 6 отрядов, которые будут входить в местный гарнизон. Сокращается 6 должностей — заместитель начальника отряда по службе. Вводятся 6 должностей: 1 — начальник местного гарнизона СПТ и ПАСР ГПС по Архангельской области; 5 — начальник ДСПТ и ПАСР (оперативный дежурный) местного гарнизона ГПС по Архангельской области.
1. Затраты на содержание СПТОГПС № на 2014 год (6 единиц) (А) — по данным финансового отдела АГПС по Архангельской области (произведен примерный расчет) — 9 599 532,4 рублей, учитываются:
оклад;
выплаты компенсационного характера;
районный коэффициент;
северная надбавка;
премия по итогам работы за год, единовременная премия, материальная помощь;
проезд в отпуск;
начисления на выплаты по оплате труда;
услуги связи;
ежедневный медицинский осмотр;
ежегодный медосмотр;
страхование жизни;
аттестация рабочих мест;
приобретение мебели; КОСГУ 340
вещевое имущество;
ГСМ на год по норме 4000 л.
2. Затраты, которые были на содержание заместителей начальников отрядов (6 единиц) (О) — по данным финансового отдела АГПС по Архангельской области (произведен примерный расчет) — 8 879 586,7 рублей
3. Затраты на обучение по специализации «инженер Пожарной безопасности» (В) — стоимость по данным сайта www.academygps.ru — 187 284 рублей /чел., следовательно на 6 человек составит 1 123 488 рублей.
Представим затраты (N) в виде формулы:
N = А — О + В, где: N — количество средств затраченных на подготовку и содержание СПТ к руководству по тушению пожаров и аварийно спасательных работ; А — количество СПТ; В-затраты на обучение личного состава; (О) — количество сокращенных заместителей начальников отрядов.
Первый вариант:
Если учесть то обстоятельство, что у руководителей ликвидации аварии не было понимания того, что и как необходимо делать, затраты можно представить в следующем виде:
N = А + В = 0 + 0 = 0
атраты на подготовку подразделения к ведению работ данного вида в первом варианте равны нулю или очень близки к нулю. Определим затраты по второму варианту: т.к. мной предложена 2-х ступенчатая организационно — управленческая структура ДСПТ и ПАСР ГПС по Архангельской области, то затраты на штатно-организационные мероприятия будут следующими. Расчет ведем по организации 3 ДСПТ и ПАСР — 3 разряда — общий штат 18 человек, из них 3 начальника СПТ и ПАСР; 15 начальников ДСПТ и ПАСР.
1. Затраты на содержание СПТОГПС № на 2014 год (6 единиц) (А) — по данным финансового отдела АГПС по Архангельской области (произведен примерный расчет) — 9 599 532,4 рублей.
А (3) = 9 599 532,4 рублей х3=28 798 597,2 рублей
2. Затраты на обучение по специализации «инженер Пожарной безопасности» (В) — стоимость по данным сайта www.academygps.ru — 187 284 рублей / чел., следовательно на 18 человек составит В (18) = 187 284 рублей х 18=3 370 464 рублей
3. Затраты, которые былина содержание заместителей начальников отрядов (18 единиц) (О) — по данным финансового отдела АГПС по Архангельской области (произведен примерный расчет) — 8 879 586,7 рублей Определим общие затраты на штатно-организационные мероприятия:
N = А — О+ В
N = 28 798 597,2 рублей — 26 638 760,1 +3 370 464 рублей =5 530 301,1 рублей Определим убытки по первому варианту, связанные с утечкой мазута. Убытки необходимо определять без учета экологического ущерба и эксплуатационных затрат, ввиду того, что нам не известны условия при которых возникла авария (погодные условия, температура мазута, характер рельефа местности, а также количество задействованной техники и время ее работы).
Nу = D + C,
где D — убытки связанные с утратой определенного количества мазута;
С — затраты связанные с проведением работ по сбору мазута;
D = n * V * h,
где n — количество железнодорожных цистерн, V — вместимость одной цистерны, h — стоимость одной тонны мазута (по данным сайта www.riccom.ru — 15 000 рублей за тонну).
D = 16 Х 60 Х 15 000 = 14 400 000 рублей С = mXhс,
где m — масса вытекшего мазута, hс — стоимость сбора одной тонны мазута (по данным сайта www.neftemetsnab.ru — 9800 рублей за тонну).
С = 960 Х 9800 = 9 408 000 рублей
Nу = D + C = 14 400 000 + 9 408 000 = 23 808 000 рублей.
Аналогичным образом определим убытки по второму варианту при аварии железнодорожных цистерн с дизтопливом в г. Архангельске.
Nу = D + C,
где D — убытки от потери дизтоплива, которые по результатам перекачки в другие емкости составили около 1,5 тонн; С — стоимость работ по сбору дизтоплива (ввиду того, что дизтопливо не имеет класса опасности, проведения работ по его сбору не требуется).
Nу= 1,5 Х 22 000* + 0 = 33 000 рублей.
(* - по данным сайта www.riccom.ru)
Подведем итоги расчетов, и оформим их в виде таблицы:
Сводная таблица" Затраты / Убытки"
1 вариант | 2 вариант | ||
Затраты (руб.) | 5 530 301,1 | ||
Убытки (руб.) | 23 808 000 | 33 000 | |
Вывод
На основании изложенных целей и основных задач необходимо приступать к изложению мероприятий по совершенствованию организационно-управленческой структуры.
Основные предложения по совершенствованию организационно-управленческой структуры ДСПТ сводятся к следующему:
Необходимо изменить организационно — управленческую форму территориального ДСПТ. Те задачи, которые нужно в данный момент ставить перед ДСПТ, можно эффективно решать только при организационной форме «Государственное учреждение», с прямым подчинением НГУ (Руководителю АГПС), а в оперативном — начальнику территориального гарнизона.
Включить в состав ДСПТ территориальную диспетчерскую службу с прямым подчинением начальнику ДСПТ.
Разработать и утвердить НГУ (руководителем АГПС) квалификационные требования для сотрудников (работников) ДСПТ.
Требуется переработка основного документа регламентирующего работу СПТ — положения о «службе пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГПС по Архангельской области».
Определить перечень нормативных документов для работы ДСПТ, которые утверждены в реестре документов МЧС.
Имеется необходимость внесения изменений в те нормативные документы, которые так или иначе регламентируют процесс организации и проведения подготовки личного состава ГПС, в части касающейся подготовки личного состава специализированных частей. Предварительный анализ проведенных расчетов, это явно видно по таблице 2, позволяет сделать вывод о том, что прослеживается взаимосвязь между вложенными средствами на подготовку высококвалифицированных специалистов, имеющих специальную подготовку и работающих в оперативном режиме и размером ущерба. Если сравнить обе ситуации и представить, что в первом случае при ликвидации последствий аварии на месте оказалось бы ДСПТ и ПАСР, убытки были бы гораздо меньше. Если учесть, что на пожаре или аварийной ситуации будет руководить грамотный, подготовленный специалист, который прибыл своевременно и навыками личного состава, которые приходят в ходе учений, занятий, то можно проводить широкий спектр работ по тушению пожаров, ликвидации последствий аварий связанных с выбросом опасных веществ, в результате которых может быть предотвращен не только огромный материальный ущерб, но и гибель людей. Данное правило, в равной степени, распространяется и на выполнение аварийно-спасательных работ всех других видов, поэтому основной вывод к данному разделу можно сформулировать следующим образом:
«Государству экономически не выгодно содержать не обученных специалистов, которые не смогут предотвращать большой материальный ущерб и гибель людей».
1. Пожары и пожарная безопасность в 2010 году: Статистический сборник. Под общей редакцией В. И. Климкина. — М.: ВНИИПО, 2011, — 140 с.: ил. 40.
2. Пожары и пожарная безопасность в 2011 году: Статистический сборник. Под общей редакцией В. И. Климкина. — М.: ВНИИПО, 2012, — 137 с.: ил. 40.
3. Анализ обстановки с пожарами и последствий от них на территории Российской Федерации за 2011 год // Письмо МЧС России от 19.01.2012 г. № 19−1-10−149.
4. Обзор «О состоянии пожаротушения за 2012 год» // Письмо ДПСС МЧС России от 18.06.2013 г. № 18−5-2−2389.
5. Постановление администрации Архангельской области от 23 марта 2009 года № 79-па/11 утверждена «Концепция развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области».
6. Постановление Правительства Архангельской области от 4 августа 2009 года № 44-пп утвержден «План основных мероприятий по реализации Концепции развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области».
7. Проект «Концепция развития до 2017 г. государственной противопожарной и спасательной служб на территории Архангельской области».
8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
10. «Рекомендации по организации деятельности Службы пожаротушения», утв. 25 декабря 2008 года Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником Платом П.В.
11. Приказ МЧС России от 31.03.2011 г. № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (опубликован в «Российской газете» 10.06.2011 г., зарегистрировано в Минюсте России 09 июня 2011 г. № 20 970).
12. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04 апреля 2013 г. № 228 г. Москва «О внесении изменений в Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 5.05.2008 № 240».
13. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 9 января 2013 г.
14. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров. От 27 февраля 2013 г. Письмо № 2−4-87−1-18.